Сочинение на тему: “деревья зимой”

Сочинение на тему “Деревья зимой”

Когда приходит зима, все вокруг меняется. Природа чувствует, что настало время отдохнуть от роскошных убранств. Она наряжается во все белое и красивое. Лес покрывается снежными хлопьями, которые без конца падают на верхушки деревьев. На зеленых иголках сосен и елей появляются едва заметные сосульки. Вокруг все красивое и невероятное. Кажется, что лес превращается в сказку.

Каждое дерево спешит надеть новый наряд. Каждый зверек становится пушистым и проворным. Лес меняется. Белое покрывало закрывает собой все, что видит. Это делает деревья сказочными. Каждая их веточка блестит на солнце и привлекает к себе много внимания. Если присмотреться, то можно заметить, как снежинки кружатся и падают на тропки. Они украшают все вокруг.

Зимний лес невероятен, он привлекает людей своей таинственностью. Здесь каждая веточка и каждый кустик словно собрал в себе всю красоту зимы. Снег аккуратно украшает деревья, наряжает их в белые шубки. Они выглядят очень счастливыми и довольными. Люди, которые приходят в лес, это замечают. Каждому человеку хочется прикоснуться к невероятным убранствам.

Даже звери надевают новые шубки. Зайцы становятся беленькими, они не хотят выделяться. Только светлый мех сможет спрятать их от хищников. Лес знает это и сам наряжается только в белое. Он помогает маленьким животным обрести спокойствие.

Один раз посетив такой лес,о нем сложно забыть. Он чарует своей чистотой и непорочностью. Каждое дуновение ветра или движение веточки приносит что-то новое. Никакая сила не может разрушить красоту, которая создается природой. Она неповторима и превращает все вокруг словно в другой мир. Эта таинственная жизнь леса открывается всего на мгновение, но ее уже трудно забыть.

Только зимой начинается настоящая сказка, которую могут прочитать только самые внимательные.

6 класс, 3 класс, 5 класс, 4 класс.

Зимний лес (сочинение рассуждение)

Зима-это изначально очень красивое время года, но какой восторг приходит, когда ее красота посещает лес. Есть много причин, почему стоит восхищаться этой картиной, но лучше просто описать ее, тогда будут наиболее близко переданы те ощущения, которые возникают при виде леса в зимнюю пору.

Зимний лес похож на огромный дворец, где живет зима, суровые деревья, как стражи, стоят смирно, одетые в ледяные латы, которые им создал мороз. Все устлано блестящим снегом, словно ковром, он кажется пушистым и мягким, но на самом деле обжигает холодом. Если остаться в лесу одному, то можно услышать, как ветер недовольно воет, он приносит новые снега.

Да, не зря столько олицетворений, ведь зимний лес кажется живым, все шумит, трещит от мороза, а ощущается, что это старые деревья скрипят оттого, что устали стоять годами на одном месте.

Действительно есть чувство, будто мороз специально бродит по лесу, оставляя свои знаки.

А насчет снежного ковра-будто кто-то из снежинок, словно из пряжи, соткал это чудо, да так, что оно сказочно переливается.

Описывая зимний лес невольно появляются мысли о мистике в нем. А ведь правда, из-за падающего снега, создается ощущение тумана, и кажется, что лес-это непроходимые далекие края, обитель темноты и чего-то таинственного. Особенно красиво и завораживающе выглядит зимний лес в лунную ночь.

Лунный свет, пробивающийся сквозь снег создает яркое сверкание, и начинаешь верить, что по этой дорожке можно достать до самой луны. Как можно забыть про ночные звуки зимнего леса? Ночью наступает тишина, какой в жизни нам нигде не поймать.

Слух обостряется и можно услышать самые глубинные звуки леса: где-то ухает филин, вдали скрипит снег, тихий шепот ветра среди деревьев.

И все-таки, если просто посмотреть на лес, не вдаваясь в его тайны и не пытаясь придать ему мистики-ведь это очень красивое природное место, пушистые ели под снегом, хочется прийти туда и просто послушать, как скрипит снег от шагов. Мороз кусает за щеки, а вокруг-красота, и уже все равно, что холод обитает вокруг. В зимнем лесу особенный воздух, такой легкий, освежающе холодный.

Очень много можно рассказать о лесе в зимнюю пору, можно описать его в самых разных красках, но лучше просто взять и сходить в это потрясающее место, чтобы лично насладиться шедевром природы.

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-derevya-zimoj/

Как зимуют деревья

Как зимуют деревья и другие растения: познавательные рассказы и сказки о деревьях зимой для детей, наблюдения за деревьями в природе, видео для детей.

Идет последний месяц зимы. На дворе — морозы. Люди переоделись в теплые зимние куртки, шубы, дубленки. Звери тоже ходят в лютую стужу в теплых зимних шубах.  А как же деревья? Есть ли у них шубы? Оказывается, есть! Гуляя с ребенком на улице, подойдите к деревьям, погладьте их кору и расскажите о том, какие необычные невидимые для нас шубы носят деревья зимой!

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/kak-zimuyut-derevya/

Как зимуют деревья?

Как зимуют деревья?

Рассказ о процессах, которые происходят с деревьями при подготовке к зиме и по приходу весны. Раскрыта тайна почему деревьям не страшны сильные морозы. Рост и рождение листьев прекращаются у всех деревьев задолго до прихода морозов.

 Задолго до зимы начинаются незаметные, невидимые многочисленные изменения внутри дерева, под толстой корой. Постепенно замедляется рост. Вместо клеток целлюлозы начинает расти слой лигнина. Лигнин — полимер, очень устойчивый химически.

Клеточные оболочки как бы инкрустированы им, и именно лигнин создает и определяет все основные свойства древесины, ее волокнистость, упругость и т. д. В клетках начинают медленно накапливаться жиры и крахмалы. Почки потихоньку растут и незаметно переходят на зимнюю одежду, покрываясь кожурой до весны.

Образовываются зачатки листьев будущего сезона, а верхушка главного ствола (ее называют верхушечной меристемой) принимает типичную форму купола. Время незаметных глазу изменений — это и есть начало зимнего сна.

https://www.youtube.com/watch?v=h46kla_nEkQ

В этот момент еще можно остановить приготовления и заставить дерево расти снова. Но в нормальных условиях никто ему не мешает. И изменения внутри идут, пока все необходимое для зимних дней и ночей не будет приготовлено. Листья не пожелтели и не потеряли упругость. В них продолжается активный фотосинтез. Но снова начать свой рост дерево уже не может. Поздно.

Вся внутренняя биохимия перестроилась и приготовилась к зиме. Теперь дерево уже готово выдержать короткие заморозки: минус 5—10 градусов. Пусть световой день вдруг станет длиннее. Пусть снова наступит теплое лето. Все это не сможет помешать погружению в сон. И, заснув, дерево не проснется, пока не побудет какое-то время в холоде зимы.

Дерево требует низких температур, обязательного заряда мороза.

Время летит, и ночи становятся холоднее. И тогда в том месте, где лист крепится к стволу, вырабатываются специальные ферменты, которые начинают «переваривать» стенки клеток. Лист почти лишается хлорофилла, там быстро аккумулируются другие вещества — фенолы. Вот тут и начинаются осенние багрянцы и листопад.

В мягкую и теплую осень он длится иногда недели, пока не грянет первый губительный мороз. Это случается в ноябре. Дерево к этому времени полностью заканчивает приготовления к зиме.

И теперь, когда упали последние листья, оно готово выдержать и сухость морозного воздуха, и температуры ниже минус 50 °C и мерзлоту почвы, из которой уже не сможет впитывать воду.

В состоянии застывшей жизни оно будет дремать, пока не пройдет какое-то время обязательных холодов. Время необходимого переохлаждения зависит от разных причин: от породы дерева, от почвы и от погоды в предшествующем сезоне. Однако холод — это необязательно морозы. Морозы — это просто неизбежное зло.

Читайте также:  Пояс эджворта-койпера и облако оорта

Оптимальной деревьям для сна есть температура около 5 градусов выше нуля. При такой температуре сон у деревьев самый короткий. Температуры за пределами 0 – +10 °C погружают деревья в глубокий сон. Быть может, все дело в древнем опыте.

Привыкнув к суровым зимам, растение каким-то образом «понимает», не должно быть зимой температур выше +10 °C, что это случайная, временная оттепель. А поняв это, деревце еще глубже засыпает, старается переждать подольше, застраховать себя.

Пять градусов — это какой-то неизвестный нам климатический оптимум, быть может, среднегодовая температура сейчас или отголосок древних эпох?

К концу года деревья полностью окунулись в ванне холода. Если теперь окунуть его в душ теплого воздуха начнется неторопливое пробуждение. Листочки потихоньку разворачиваются, и возобновляется рост.

Новые холода в естественных условиях в январе и феврале ускоряют процесс пробуждения. Кажется, получив свою порцию погоды низких температур к концу декабря, дерево с трудом терпит морозы остальной зимы. Но и в этом случае опрометчивость нашим зеленым друзьям несвойственна. Пробуждение в любом случае постепенно.

Дерево как будто пробует и проверяет среду вокруг себя, чтобы наверняка убедиться в наступлении весны. Чтобы начать распускать листья и расти, ему необходимо какое-то время непрерывно побыть при температуре около 20 °C. Вязам нужно около 310 часов такой температуры, и убедиться, что все в порядке. Если градусник показывает ниже + 10 °C или выше +30 °C, растение выжидает.

Чтобы начать весеннюю пору, ему нужно побыть столько же времени в тепле.

Удивительная предусмотрительность, в основе которой лежит четкое представление о климатических вероятностях. В самом деле, маловероятно что весной, после 12 дней 20-градусной жары, придут морозы. И дерево ориентируется на эту малую вероятность, перестраховывается, чтобы наверняка проснуться в летнем тепле. Пока температуры низкие, ясно, что еще надо подремать.

Пока природа занимается температурами, ветрами и непогодами, под толстой, прочной корой идут потихоньку физиологические изменения, обратные тем, что были в момент приготовления ко сну. Растение готовится проснуться. И вот оно дождалось своего. Все вокруг недвусмысленно сигнализирует, что просыпаться можно, и начинается новая весна, а за ней лето. Годичный цикл заканчивается.

 

Источник: https://mei-sonnen.ru/kak-zimuyut-derevya.html

Интегрированный урок по русскому языку и познанию мира на тему: “Предложение. Деревья зимой”

Тема: «Предложение. Деревья зимой».

Цель:

  • Знакомство учащихся с приспособленностью растений к зимовке;
  • Углубление понятия о взаимосвязи живой и неживой природы;

Задача:

  • Закрепить понятие о построении схемы предложения. Обучать поиску доказательств.
  • Развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать умение слушать, умение вести диалог, бережное отношение к природе.

Форма урока: Урок-путешествие.

Тип урока: Комбинированный.

Формы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: Словесный, игровой, наглядный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, три облачка, словарные слова, бескозырки, таблица, телеграмма, стихотворение «Деревья зимой», названия деревьев на карточках, вопросы на листочках, плакат с силуэтами деревьев и листы бумаги в виде снежных шапок, текст, «снежный ком».

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш открытый урок. Ребята, сегодня у нас гости. Встаньте, повернитесь к ним лицом и мысленно пожелайте всем отдохнуть на нашем уроке.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Мне хотелось бы, чтобы наш урок прошел сегодня в атмосфере добра, дружбы и взаимопомощи.

Ребята, посмотрите внимательно на облачко, (на доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое).- Какое вам больше нравится? (ответы детей).

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

– Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех, потому что сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? Сегодня во время путешествия мы встретимся с новыми словами, которые употребляют в своей речи моряки. (Фрегат, бухта, мыс, остров).

(Объяснение значения этих слов, дети записывают слова в словарь).

Сейчас мы отправимся в плавание на музейном экспонате, парусном фрегате, по морю Вопросов к чудесному острову, который называется Остров Фантазии. А во время путешествия я предлагаю вам заняться исследованием.

– Что значит «исследовать»?

– Как вы себе это представляете?

(Исследовать – значит разгадать тайны природы, окружающего мира, в том числе и языка. Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое).

Итак, усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь (дети надевают бескозырки, учитель – фуражку капитана).

Девиз урока:

На уроке не болтать,

Время даром не терять.

Нужно многому учиться,

Это в жизни пригодится.

Жужжащие чтение (3 минуты).

1-ая остановка «Мыс Познания».

Внимательно посмотрите на данную запись и скажите, что нам нужно сегодня исследовать на уроке?

* * * * * * *
Д П Р Е Е Р Д Л Е О В Ь Ж Е Я Н И Е
* * * * * * * * * * *

Как вы определили эти слова?

(Вначале соединили буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединили буквы, у которых точки стоят внизу).

– Сегодня на уроке мы поговорим о том, как зимуют деревья. Одновременно повторим изученное нами о предложении.

– Как любому исследователю, вам пригодится внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Классификация слов.

– Ребята, сегодня перед уроком к нам поступила странная телеграмма. Прочитайте ее.

Телеграмма:

Холодно нам, холодно!

Но надеемся дотерпеть до весны и порадовать вас первой зеленью.

Береза. Осина. Тополь.

Трудно приходится деревьям зимой. Вот как описывает поэт Дудин деревья в зимнее время в своем стихотворении «Деревья зимой»:

Деревья зимою,

Деревья зимой

Пронизаны ветром

И стужей самою.

И старые сосны,

И острые ели

Встают, как солдаты,

Навстречу метели.

В пурге по колени,

Буранами гнутся,

Вершинами машут.

Сдают?

Не сдаются!

С приходом зимы стало холодно. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. В трудную пору жизнь отлично может притвориться мертвой. Замерзли травы, кусты и деревья. Но сдались ли они морозам и метелям? Погибли ли они? (Нет, они живые).

Прочитайте слова, записанные на доске. Что вы можете сказать о них?

На доске написаны слова:

(Общее: Это название деревьев; в единственном числе; обозначают предметы; имена нарицательные; неодушевленные; отвечают на вопрос «что?»; живая природа).

На какие группы можно разделить данные слова?

  1. Односложные, двусложные, трехсложные;

  2. С ударением на 1-м слоге и на 2-м слоге;

  3. Слова женского рода и мужского;

  4. Лиственные деревья и хвойные.

Работа в тетрадях.

Минутка чистописания:

П Т У В А Л И Ш

Повторим правильное написание некоторых букв и их правильное соединение. Обратите внимание на то, чтобы все элементы букв были одинаковой высоты и одинакового наклона.

Зрительно-слуховой пятиминутный диктант.

Наступила весна. Светит солнце. Веет ветерок. Тает снег. Появились проталинки.

Итак, путешествие продолжается по морю вопросов. Не успели мы отплыть, а вопросы так и посыпались.

Работа в парах.

Вопросы на листочках у каждого на парте, один ученик отвечает на вопрос, другой приводит пример.

– Назовите, какие части речи вы знаете?

– Из чего состоит наша речь?

– Что выражает предложение?

– Какие бывают предложения по цели высказывания?

– Из чего состоят предложения?

2-ая остановка «Бухта Сравнений».

Изучение нового материала.

Вы, ребята, молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы, сказали о деревьях, растущих в наших лесах.

– А знаете ли вы, как зимуют деревья?

Читайте также:  Созвездия и звёзды зимнего неба (декабрь)

– Что изменяется в жизни лиственных и хвойных деревьев с приходом зимы?

  1. С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло.

  2. С поверхности листьев испаряется влага. Если бы деревья не сбрасывали листву, то и в зимний период листья продолжали бы испарять влагу, которую корни деревьев не смогли бы восполнить из-за промерзания почвы.

  3. Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания.

  4. Под тяжестью снега ломались бы ветви.

– Почему у хвойных деревьев не опадает хвоя?

(У хвойных деревьев тоже происходит листопад, но постепенно, не сразу. Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда остаются зелеными).

– Может ли мороз погубить деревья?

(Может. Но у каждого дерева есть «панцирь», защищающий дерево от морозов. Под корой отмирают клетки и образуют пробковую ткань. Пробка не пропускает ни воду, ни воздух).

– Какие деревья чаще погибают от мороза, старые или молодые?

(Молодые, потому что в них тонкие пробковые слои).

– Известно, что заботливые садоводы специально пригибают к земле фруктовые деревья и укрывают их снегом. Зачем они это делают?

(Снег – лучшая защита от холода).

Повторение пройденного материала о предложении.

Мы сейчас плывем по «Берегу Ошибок».

Вы хорошие исследователи! Вы прекрасно обосновали свои ответы. А что вы использовали для выражения своих мыслей? (Предложения).

Ребята, а не кажется ли вам наш лес странным, не замерзнут ли деревья? Давайте лес превратим в зимний. Наденьте на деревья зимние шапки и варежки.

Но зимний наряд не простой. На каждом снежном уборе написаны слова. Можно ли данную группу слов назвать предложением? (Нет).

– Почему? Что вы знаете о предложении?

  1. В предложении слова связаны по смыслу.

  2. Первое слово пишется с большой буквы.

  3. В конце предложения ставится знак препинания.

  4. Предложение выражает законченную мысль.

– Наденьте зимний наряд так, чтобы получилось предложение. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (На доске прикреплён плакат с силуэтами деревьев. Отдельно в виде снежных шапок имеются листы бумаги с написанными на них словами: лес, под, зимний, дремлет, снежное, покрывало).

(Изменить слова).

– Какая часть слова помогает изменить слова? (Окончание).

– Что называется окончанием? (Окончание – изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении).

– Подберите синоним к слову «дремлет». (Спит).

– Что называется синонимами? (Слова одинаковые по значению, но разные по написанию).

– Постройте схему к данному предложению. Определите грамматическую основу данного предложения.

– Какие члены входят в грамматическую основу? (Главные члены предложения – подлежащие и сказуемое).

На доске открывается текст, в котором допущено множество ошибок. Нужно найти их, исправить и объяснить правописание орфограмм.

Весело в палях пистреют цвиты. Висной паляна накрывается кавром из цвитов и тровы. Рядом пратикает рыка на биригу растут диревья.

Дети исправляют ошибки и записывают текст.

И опят наш фрегат несет нас по морю Вопросов вперед прямо к Острову Фантазий!

– Ребята, а ну-ка посмотрите в свои бинокли, что вы видите на острове? (Дети фантазируют).

Высаживаемся и гуляем по острову (под музыку физминутка).

А теперь высаживаемся на свои места, и наш фрегат отплывает от острова.

3-ая остановка «Бухта Отдыха».

Проводится игра «Узнай предмет по его признаку».

  1. Куртка, пруд, стул.

  2. Вечер, река, стол.

  3. Сугроб, земля, ступенька.

  4. Озеро, тугай, чай.

Игра заключается в следующем: я называю прилагательное, а каждый из вас должен правильно выбрать имя существительное, которое к нему подходит, составить словосочетание и указать род. Кто ошибается, тот выбывает из игры (временно снимает бескозырку).

Победители остаются в бескозырках.

– Отдохнули мы хорошо, а теперь наше путешествие продолжается.

4-ая остановка «Мыс Задумчивости».

– с какой целью высаживают кустарники и деревья на окраинах полей? (Чтобы снега на полях задерживалось больше. Зимой снег согревает озимые хлеба, а весной растаявший снег увлажняет почву и растения хорошо растут).

– Посмотрите, какой снежный ком задержало одно из деревьев в лесу. На нем зашифровано предложение. Составьте из слов предложение.

– Какое оно должно быть по цели высказывания? (Вопросительное).

– Прочитайте выразительно получившиеся предложения, соблюдайте интонацию, докажите, что это действительно предложение. (Предложение содержит вопрос).

Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно посмотри на деревья в лесу.

Две соседки – осины обглоданы, да по-разному. Кто тут был?

Кто обглодал осины?

(Низко над землей кору осины обглодал зверь небольшого роста – заяц. У второй осины был зверь высокий – лось).

– Кто затащил грибы на деревья и насадил их на сучок? (Белка).

– В коре старой березы видны одинаковые граненые дырочки, расположенные кольцами. Чья это работа? К чему она? (Дятел, он находит под корой насекомых).

Зимой ель – самое доброе лесное дерево. Месяцами может кормить она и белку, и дятла, и клеста. Много вкусных семян находят они в еловых шишках.

Если бы звери и птицы могли говорить на языке людей, как вы думаете, что бы они сказали деревьям?

Придумайте предложение по схеме, изображенной на доске.

Какое это предложение по цели высказывания? (Восклицательное. Выражает благодарность).

– Почему после первого слова в предложении стоит запятая? (Это обращение).

(Деревья, благодарим вас за помощь!).

Итог урока.

И вот наш фрегат достиг последней точки нашего путешествия. Мы подплываем к «Мысу Итогов».

– Понравился ли вам урок? Ребята, что интересного вы взяли для себя с сегодняшнего урока?

– Чем необычен был наш урок?

– Какие новые слова вы узнали во время нашего путешествия?

Итак, ответили ли мы на наш проблемный вопрос, который мы с вами исследовали?

Оценивание учащихся. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Веселое путешествие» или на листочках нарисовать свои впечатления и наблюдения, которые они видели на острове.

Интегрированный урок по русскому языку

по познанию мира

на тему:

«Предложение. Деревья зимой».

Учитель: Трибунская И.В.

СШ № 13

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/intieghrirovannyi-urok-po-russkomu-iazyku-i-poznaniiu-mira-na-tiemu-priedlozhieniie-dieriev-ia-zimoi

Тема: «Деревья зимой»

Конспект занятия

по экологии

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Деревья зимой»

Профессиональное объединение «Краеведение»

Мандрыкина Марина Анатольевна

Шелега Нина Анатольевна

ГУ «Детский ясли-сад № 21 г. Риддера»

Цели: формировать представления о состоянии деревьев зимой, учить различать деревья по веткам, стволу в зимнее время, воспитывать бережное и заботливое отношение к деревьям и кустарникам.

^ пробковый слой, панцирь, хлорофилловые зёрнышки, крахмал, хвоя.

Оборудование: картинный материал, азбука-тетрадь, различные ветки деревьев и семена.

^

Последние птицы на юг улетели,

Последние листья опали с берёз

Опять закружили по лесу метели,

И первый несильный ударил мороз.

И сразу посыпались снега охапки

С тяжёлого неба, белы и густы,

И, вздрогнув, по брови надвинули шапки

Продутые северным ветром кусты.

И белые шали набросили ели,

И белые шубы осины надели,

А клён – великан облачился в чапан,

Как виды видавший заправский чабан.

Но время пришло, и затих снегопад,

Всю землю одевший в пушистый наряд.

И стало просторно в лесу и светло,

И даже, как это не странно, тепло…

Сверкает. Переливается в лучах солнца сказочный лес. Чудные снежные фигурки можно увидеть в лесу. К старой сосне прижалась группа сосёнок. Как красиво покрылась инеем берёзка! Чистый воздух радует душу! 2. Художественное слово:

Читайте также:  Урок-схема оригами платье из бумаги

По дороге скользкой с белою метелью

В лес вошёл Морозко следом за Метелью.

Затрещал ужасно, расколол осинку,

У калины красной выдавил слезинку.

Тотчас от Морозко, от седой Метели

Спряталась берёзка на груди у ели.

Но и под полою ласковой соседки

У берёзы ноют, замерзают ветки.

Я пойду, однако, и скажу Морозко:

«Как тебе не жалко обижать берёзку?»

Может ли мороз убить дерево? Конечно, может. Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой сердцевины, оно умрёт. В особенно суровые малоснежные зимы у нас погибает не мало деревьев, большей частью – молоденькие. Пропали бы и все деревья, если б каждое дерево не хитрило, чтобы сберечь в себе тепло, не допускать мороз глубоко внутрь себя.

Кормиться, расти, производить на свет потомство – всё это требует большого расхода сил, энергии, большого расхода своего тепла. И вот деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти, не тратят силы на размножение. Становятся бездеятельными, погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания. Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий живую плоть растения от мороза.

Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток, пористую пробковую ткань – мертвую прослойку. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в её порах и не даёт источаться живому теплу дерева.

Чем старше дерево, тем толще у него пробковый слой, вот почему старые толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветками. Мало и пробкового панциря. Если лютый мороз – сумеет и под него пробиться, – он встретит в живом теле растения надёжную химическую оборону.

К зиме в соках деревьев откладываются различные соли и крахмал, превращённый в сахар. А раствор солей и сахара очень холодоустойчив. Но самое лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало.

Белая берёза с тоненьким стволом

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в голубом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пушистое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

Опушил поляны снег, улеглись метели,

И качаются во сне тихо-тихо ели.

Лес дыхание таит, поглядит налево:

Гордо сосенка стоит, снежной королевой.

Лес направо поглядит – там под снегопадом

Берёзка белая блестит праздничным нарядом.

Дышит Родина во сне тихой сказкой бора,

Украшает ветки снег звёздами узора.

3. Художественное слово:

Вырастала ёлка в лесу на горе,

У неё иголки зимой в серебре,

У неё на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Зимой в заснеженном лесу зелёная, в белой шапочке и белом шарфике ёлочка – первая красавица. Войдёшь в ельник, а там, наперекор зиме, живая зелень – сразу и забудешь о морозе.

Густые еловые лапы не пропускают в чащу злой ледяной ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метели укроет, и на ночь приютит.

В густых пушистых ветвях под заснеженными еловыми лапами, пичуги ночуют целыми стаями.

Жил под ёлкой зайка с зайчихой своей.

Прилетала стайка чечёток с полей.

Приходили к ёлке и волки зимой.

Прибегали белки, как к себе домой.

Но почему же осенью листья на всех деревьях желтеют и опадают, а ёлкины иголки остаются? Может ель зимой, вообще не спит? Нет! Крепко спит и она. А свои зелёные иголки – хвою ёлка бережёт к весне. Дело в том, что иголочки – хвоинки для ели, сосны, кедра – то же самое, что для других деревьев листья.

В каждой хвоинке – все те же удивительные зелёные хлорофилловые зёрнышки. Правда, в тоненькой хвоинке их куда меньше, чем в листе. Но зато хвоинок много. На ли их гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве. Сбрось ёлка осенью свой колючий зелёный наряд – ей, чтобы вновь одеться густой хвоёй, всей весны не хватит.

Листья так устроены, что готовят строительный материал для веток, ствола, корней куда быстрей, чем хвоя. Вот и приспособились хвойные деревья, чтобы не отстать в росте, просыпаться раньше лиственных, а засыпать позже. Не спит ель даже поздней осенью, когда над голыми берёзами, осинами уже кружатся первые снежинки.

Но приходит, и её пора – замирает до весны вечнозелёная красавица. А снег? Он ёлке не страшен – ветки гибкие, прочные, снежный груз лишь согнёт их, а сломать не сломает.Но как же ёлке узнать о приближении весны? Ведь будильника у неё нет. Так можно и проспать или, наоборот, проснуться слишком рано.

В самом деле, – вот и небо поголубело, всё чаще оттепели, вроде бы пора и проснуться. Но нет, дерево не проведёшь, ель, словно знает, что ещё не раз вернуться морозы. Будит ёлку не солнце, не его обманчивые в эту пору лучи, будит её весенний день. К весне короткие зимние дни становятся всё длиннее и длиннее. Ёлка хоть и спит, но чувствует это.

И вот, наконец, день оказывается таким долгим, как ей нужно. Тут ель и просыпается. Такие природные будильники есть и у других деревьев. Но ёлкин поставлен на самую раннюю весну. Когда на берёзах, тополях, осинах только лопаются почки и едва пробиваются крохотные листья, зелёные еловые хвоинки уже принялись за работу.

Точно так же приспособились и сосна, и пихта, и многие другие хвойные деревья. Свой зелёный наряд ёлка меняет за 9 лет. Есть дерево, у которого хвоя к осени желтеет и осыпается, как листья у других деревьев. Поэтому и назвали это дерево ЛИСТВЕННИЦЕЙ. У лиственницы новая хвоя растёт быстро, куда быстрее, чем у её хвойных родичей.

И вырасти за лето, она успевает, и обзавестись шишечками, полными семян. Но раз ей весеннего и летнего времени хватает хвою к зиме можно и сбросить.

4. Дидактическая игра «Найди дерево по семенам»

Детям раздаются семена, и они свободно передвигаются по группе. По сигналу воспитателя каждый бежит к коту растению, семена которого у него в руках. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску, строение ветвей, величина, поверхность.

5. Итог занятия.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее не млещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Источник: http://kze.docdat.com/docs/232/index-616551.html

Ссылка на основную публикацию