Сочинение: «кутузов и наполеон» в романе л.н. толстого «война и мир»

Сочинение на тему «Кутузов и Наполеон в романе Война и мир»

К основным образам романа «Война и мир» относятся исторические личности Наполеона и Кутузова. На страницах толстовского произведения действует много и других исторических лиц, так как автор повествует о ходе военных событий в борьбе с Францией.

Так, среди остальных героев можно встретить и императора Александра, и генерал Багратион, и маршал Даву, и других. Но все-таки полководцы среди всех них занимают особое центральное место. Лев Толстой описывает эти две фигуры масштабно, они возникают перед читателем словно живые.

Автор создает такие образы, которые позволяют восхищаться Кутузовым, уважая и сочувствуя ему, ненавидеть и презирать Наполеона. Антитеза помогает писателю полнее показать эти два образа. Но при этом подробных авторских характеристик генералам в романе найти невозможно.

Впечатления о них складывается из тех поступков, которые они совершают, тех фраз, которые они произносят и даже внешнего вида этих героев.

Антитеза является основным композиционным приемом. Это противопоставление уже начинается в самом названии толстовского произведения. Продолжается оно и на страницах его романа.

Поэтому и две масштабные исторические фигуры противопоставлены друг другу, только как противники, как мира положительного и отрицательного.

Но не стоит забывать о том, что перед читателем находится роман, который является художественным произведением, а это значит, что и эти исторические лица показываются через художественный вымысел.

Можно увидеть, что некоторые черты героев автор преувеличивает. Это позволяет добиться большого эффекта, и дает возможность уже самому читателю оценивать их поступки. В чем же противопоставляются эти два героя? В портретных характеристиках идет их сравнение.

Кутузов изображен автором как старый и грузный человек. Он болен. Фельдмаршалу тяжело передвигаться, активный образ жизни его тяготит, но война требует от него движения.

Кажется, как может больной старик, имеющий плохое зрение и уставший от жизни, как это думает светское общество в романе, управлять армией.

Совсем иначе выглядит Наполеон. Император Франции живой и активный, от его тела просто идет сильнейший поток энергии. Автор его так описывает, что кажется, только такие деятельные люди могут управлять армией.

Но вот только симпатия читателя оказывается не на его стороне. Этого автор добивается тем, что дает мелкие и совсем незначительные детали портретной характеристики. Так, Толстой при описании Кутузова передает его внешность и характер простым языком.

А вот портретная характеристика Наполеона дается с иронией.

Жизненные цели у этих двух персонажей различны. Наполеон, уверовавший в свои силы, считая себя знаменитым полководцем, решает завоевать весь мир. Он даже возомнил себе, что может изменить историю.

Французский полководец совсем не чувствует угрызения совести из-за того, что по его инициативе началась война с Россией, что он столкнул два народа и теперь гибнут люди. У него есть свои недостижимые цели и ради них он готов жертвовать людьми.

Для Наполеона на первом месте стоят не люди и их жизни, а его собственное тщеславие и самолюбие. На протяжении всего романа читатель не видит раскаяние этого человека. Не мучают его ни сомнения, ни угрызения совести. Все это чуждые для героя нравственные понятия.

Он следит только за тем, что происходит внутри него, как чувствует себя его душа. Все остальное не имело для него никакого значения. Он думал, что все и всегда во всем мире будет зависеть от его воли.

Кутузов совсем другой. Он ставит перед собой иные цели, совсем не сходные с Наполеоном. Его не интересует власть, почести или же слава в народе. Он командует русской армией, потому что так ему велит долг перед Родиной.

Для него важно, что народ верит и доверяет ему. И цель его не в том, чтобы прославить себя на века, а чтобы изгнать противника из родной земли. Честь для него важна, все его поступки обдуманы и справедливы. Он не принимает поспешных решений.

Он дорожит жизнью солдат, поэтому уже вызывает уважение.

Эти два великих полководца, которые остались в истории, руководят самыми величайшими армиями. Только от них зависит жизнь простого солдата на войне. Это прекрасно понимает и осознает Кутузов. Он старается быть внимательным к каждому своему солдату.

Прекрасно походят толстовское описание в романе смотра солдат под Брауну. Немощный и больной полководец проходит сквозь весь строй солдат и замечает все: сапоги, которые уже совсем поизносились, потрепанную одежду.

Узнает в толпе солдат он и тех, с кем лично был знаком или же сталкивался.

Кутузов пытается разговаривать с солдатом, чтобы понять его нужды. Он говорит с ними на одном языке. Полководец не стремится к славе и для него не столь важна похвала государя, нежели жизнь солдата. Михаил Илларионович пытается поговорить с каждым солдатом, вселить в него надежду на то, что все дальше будет хорошо.

Полководец понимает, что от настроя солдат в бою многое зависит. У Кутузова и у простых солдат есть общие цели: ненависть к захватчику родной земли, любовь к родине, желание обрести свою независимость от французов.

Эти общие цели помогают слиться всем солдатам русской армии в единую и непобедимую армию, которой командует мудрый полководец.

Наполеон относится к своим солдатам иначе. Для него жизнь солдата не имеет никакого значения, на первом месте у него только его желания и слава. А вот те, кто его окружают, совсем ему безразличны. Он часто любуется полем битвы, на котором остаются убитые солдаты.

Он даже не оказывает помощи своим солдатам, которые попадают в бурное течение руки, хотя мог их спасти. Он выбирает позицию наблюдателя. Наполеон не чувствует ответственности за жизнь людей, которые верят ему и идут умирать за него.

Для него главное — его комфорт, благополучие и слава.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

История сама расставила все по своим местам. Эту войну 1812 года Наполеон с позором проиграл, хотя у него были великие планы.

Решающий бой состоялся под Бородину, после которого французский полководец вместо славы получил позор, но он так и не смог до конца осознать, почему же победила русская армия.

Зато это прекрасно понимает Кутузов, который переживает одинаковые чувства с солдатами: боль за Родину, которую топчут ноги врага. Мотивы героизма и мужества принадлежат не только великому русскому полководцу, но и солдатам.

Мудрость полководца и его сильный дух и воля приводит русской войско к победе над сильным противником. Трудное решение принимает Кутузов, говоря об отступлении от Москвы, но это помогает ему сберечь русскую армию, которая потом сражается еще лучше и побеждает.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/sochinenie-kutuzov-i-napoleon-v-romane-vojna-i-mir.html

Готовое сочинение: Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Большое место в романе-эпопее «Война и мир» занимают образы Кутузова и Наполеона.

С помощью показа двух великих полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность или массы.

Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях? Находясь во главе армий, Наполеон и Кутузов не только направляли военные действия, но также распоряжались судьбами людей, им подчиненных.

Толстой в своем романе отразил свой взгляд на войну, на роль выдающейся личности и народа. Автор романа открыто говорит о своем неприятии Наполеона, его захватнической политики, тем самым принижая достоинства и заслуги этого полководца.

Симпатии писателя на стороне Кутузова, истинно народного полководца, которого не воспринимало высшее общество, осуждавшее его тактику ведения войны.

Простота, доброта, скромность, близость к простому солдату – вот те чувства, которые выделяет Толстой в Кутузове.

Именно поэтому фельдмаршал не соответствует представлениям света о командующем русской армией. Кутузов и Наполеон являются антиподами в романе. Отношение писателя к ним также различно.

Наполеон – кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему подражали, видели в нем гения и великого человека. Слава о нем облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего кумира, постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности.

Вот как Толстой описывает «великую армию» Наполеона: «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны».

Человек, возомнивший себя властителем мира, был очень далек от простого солдата и своей армии, благодаря которой он достиг высот величия. Это эгоист, думающий только о себе и своих желаниях, все подчиняющий только своим прихотям.

«Все, что было вне его, не имело значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».

Толстой показывает, что все это только прихоть, самообман. Наряду с высокомерием Бонапарту присущи и лицемерие, и позерство, и фальшь: «Со свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности». Даже перед портретом сына он играет роль.

Наполеон жесток и вероломен. Ему безразлична судьба армии. Он равнодушно взирает на гибель уланов, переправляющихся через реку, он безразличен к гибели простых солдат, так как они только орудие для достижения им своих целей.

Ему льстит любовь народа, но при этом Бонапарт не испытывает ни капли благодарности, все были обязаны беспрекословно подчиняться его воле: «Миллионы людей убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив «. Больше всего поражает отношение французского императора к этой войне, имеющей своей целью порабощение Европы, России, всего мира.

Он относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: «Война – игра, люди – пешки, которые следует правильно расставить и двигать», «Шахматы расставлены; игра начнется завтра».

Свое отношение к Наполеону автор выражает через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью: «Маленький человек в сером сюртучке…

Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног». Совсем другое отношение Толстого к Кутузову. Здесь и любовь, и уважение, и понимание, и сострадание, и восторг, и восхищение.

С каждой новой встречей автор все больше и больше раскрывает образ народного полководца. С первых минут знакомства мы начинаем уважать этого человека, так же, как и сам автор. Он близок к народу, ему присущ истинный патриотизм, он лишен всякой рисовки.

Мы видим его скромность и простоту, ему близок и дорог простой солдат. Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Он один из немногих, кто понимал нелепость, ненужность и жестокость этой войны.

Великий полководец живет одной жизнью с простыми солдатами, их думами. Он скромен и прост в быту. Кутузов обладает военной мудростью, он немногословен, не кричит и не пытается доказать свою правоту, он всегда выжидает. Его любят и чтят простые солдаты.

Командующий и его армия едины, именно это показал автор в своем произведении. Такими разными предстают перед нами Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

С помощью этих образов писатель хотел показать свое отношение к великим личностям и их роли в истории. События частной и исторической жизни люди оценивают с помощью критерия нравственности: добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом, народом. Кутузов и Наполеон являются выразителями исторических тенденций времени.

В романе ярко видна крайняя противоположность этих двух личностей.

Мудрый Кутузов, свободный от страсти тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю «провидению», прозревал «высшие законы», управляющие движением человечества, и поэтому стал представителем народной освободительной войны. То народное чувство, которое носил в себе Кутузов, сообщило ему нравственную свободу, появившуюся в прозрении «высших законов».

Это прозрение Кутузова было результатом духовного слияния с народом: «Источник этой необычной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его».

Читайте также:  Ледники: характеристика и типы

Острое народное нравственное чувство руководило Кутузовым и внушало ему отвращение к насилию и жестокости, к беспощадному и бесполезному пролитию человеческой крови. Это же чувство объединило Кутузова с солдатами и разъединило с высшими чинами армии, которые хотели «отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления».

Наполеон же благодаря полному равнодушию к человеку и отсутствию нравственного чувства был поставлен историей во главе захватнической войны.

По своим субъективным качествам Наполеон является выразителем печальной исторической необходимости — «движения народов с запада на восток «, в результате которого произошла гибель наполеоновской армии.

Наполеон, по словам Толстого, предназначен был «провидением на печальную, несвободную роль палача народов», исполнял «ту жестокую, печальную и тяжелую нечеловеческую роль, которая ему была предназначена».

Таким образом, Кутузов и Наполеон независимо от своих намерений и разумений выполняют задачу сверхличную.

При этом один воображает себя героем, властителем народов, от воли которого зависят их судьбы, другой не думает о себе, не играет никакой роли, а лишь мудро руководит духом вверенного ему войска. Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное.

Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах и который благодаря народному нравственному чувству прозревает волю «провидения», является классическим воплощением центростремительных, восходящих сил истории.

Центробежные, нисходящие силы истории воплотил в себе Наполеон, этот «сверхчеловек».

Он не чувствует внутренней необходимости в духовных явлениях жизни, верит в силу своей единичной воли, воображает себя творцом истории, вождем и повелителем народов, но в действительности является лишь «игрушкою судьбы», «ничтожнейшим орудием истории».

Он возглавляет исторические силы, направленные ложным путем, и поэтому обречен.

Толстой увидел внутреннюю несвободу индивидуального сознания, выраженного в личности Наполеона, потому что подлинная свобода связана с исполнением закона, с добровольным подчинением своей воли «высшей цели».

Толстой разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводил к культу сильной и гордой личности. Великий человек в изображении Толстого получает свою силу от народа, носит в своем сердце чувство, близкое народу.

Заслуга Толстого в том, что он изображает личность великого человека как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом.

Он крепко связан с массой «обыкновенных людей» общенародными совместными целями и действиями, любовью к России.

Толстой подчеркивает нравственную высоту Кутузова. «И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направил все свои силы не на то, чтобы истреблять людей и убивать, а на то, чтобы спасать и жалеть их.

Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».

Толстой подчеркивает достоинства Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение.

«Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа». Толстой не раз в романе подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории.

Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, руководит и поднимает дух войск.

Наполеона Толстой не признает великим, потому что Наполеон не понимает значения совершающихся событий, во всех его действиях проявляются лишь честолюбивые претензии и самолюбие.

Ничтожество Наполеона состоит в том, что он, воображая себя правителем мира, лишен той внутренней духовной свободы, которая выражается в признании необходимости.

Он «никогда, до конца жизни своей, не мог понимать… ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать их значение.

Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого».

Значение великой личности Толстой видит в прозрении народного смысла событий, в ощущении совершающейся истории как воли провидения.

Великие люди, вожди человечества, подобно Кутузову, носящие в груди своей народное нравственное чувство, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости. «Для нас, — завершает свои рассуждения Л.

Н. Толстой, — с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Источник: http://www.slavkrug.org/gotovoe-sochinenie-kutuzov-i-napoleon-v-romane-epopee-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Кутузов и Наполеон в изображении Л. Н. Толстого:

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л. Толстой

Среди пятисот с лишним персонажей романа «Война и мир» немало исторических личностей. Это два императора — Александр I и Наполеон, известные полководцы Багратион, Бенигсен, Кутузов. Имена многих из них связывают с эпитетом «великий». Великий государь Александр I. Великий император Наполеон, кумир всего XIX столетия. И великий полководец Кутузов.

Но у Толстого свое представление о величии человека. Наполеон и Кутузов стано­вятся в романе антиподами. Они как два полюса, притягивающие противоположных героев: одни тяготеют к Наполеону, другие — к Кутузову. И на всем протяжении романа общепризнанное величие одного из них развенчивается и утверждается истинное ве­личие другого.

Наполеон был властителем дум целого поколения, романтическим героем. Им восхи­щались, его ненавидели, о нем спорили, писали стихи: «на нем треугольная шляпаи серый походный сюртук», «на берег большими шагами он смело и прямо идет, соратников громко он кличет и маршалов громко зовет…». Таким его знала вся поверженная Европа.

У Толстого в начале романа Наполеон тоже таков, пока автор не перестанет скрывать своей неприязни к нему.

За что Толстой ненавидит императора Франции и великого полководца? «Для него было не ново, — пишет Толстой, — убеждение в том, что при­сутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения…». Наполеон для Толстого — воплощение войны.

А война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие». Наполеон допускает, чтобы люди бессмысленно гибли в войнах из преданности ему. Он позволил себе привыкнуть к мысли, что может и должен вершить судьбы людей.

Такое понимание власти для Толстого равнозначно преступлению, поэтому писатель ставит задачу развенчать легенду о необыкновенности Наполеона. Он заставляет нас увидеть в этом «полубоге» и круглый живот, и короткие ноги, и толстые плечи, и дрожание левой ноги при волнении. Писатель подчеркивает его неестественность, позерство и смешное убеждение в том, что история движется его волей.

У Толстого свое понимание истории и значения личности в ней. И оно совпадает с тем, как понимал свою роль и свое значение другой полководец — Кутузов. Кутузову в третьем томе романа, где описывается решающее событие в ходе войны, посвящена одна глава. Он сидит на месте и как бы дремлет. Ему приносят донесения, но он выслу­шивает их и не отдает никаких приказаний.

Но когда ему сообщают, что войска разбиты и бегут, Кутузов, кричит: «Как вы… как вы смеете!..», и снова кричит, задыхаясь, чуть не плача, крестясь. «Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской…

» Кутузов знал то, чего не знал Наполеон: «что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска». Он сумел понять ее и почувствовать настроение каждого своего солдата.

Под Бородином Куту­зов одержал победу «нравственную» над Наполеоном, когда на французов в первый раз была «наложена рука сильнейшего духом противника». Кутузов не думает о себе, о впечатлении, которое производит. Он думает о спасении России и знает, что сила его в армии.

И поэтому этот дряхлеющий и одинокий в своем решении старик берет на себя ответственность за дальнейший ход событий: «…властью, врученной мне государем и отечеством, я — приказываю отступление». Он никого не винит, не думает о мнении царя и петербургского света. Он терзается за свою страну, но твердо знает о ее врагах: «Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки…»

Кутузов у Толстого — великий полководец и великий человек, который при этом остается своим среди своего народа. В нем есть то, без чего, по мнению Толстого, нет величия: простота, доброта и правдивость. В нем есть чувство ответственности за свои решения и сознание причастности каждого человека к судьбе страны, к ходу истории.

В этом его отличие от Наполеона. И потому у Толстого по-настоящему велик пол­ководец Кутузов.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/kutuzov_i_napoleon_v_izobrazhenii_l_n_tolstogo/11-1-0-977

Наполеон и Кутузов в изображении Толстого

Наполеон н Кутузов. Эти герои не являются точными копиями своих действительных прототипов. Толстым были сознательно опущены многие известные факты (например, Кутузов сам разрабатывал план заграничного похода русской армии 1813-1814 годов), некоторые черты нарочно преувеличены (дряхлость и внешняя пассивность Кутузова, позерство и самовлюбленность Наполеона).

Писатель и не стремился к точной документальности в их описании. Кутузов и Наполеон выражают основную нравственную антитезу романа, идейно централизуют повествование. Главными приемами их изображения стали контраст и своеобразный параллелизм.

Писатель сопоставляет их внешность поведение во время боев и перед ними, отношение к смерти, к рядовым солдатам, к происходящим событиям, к цели своей деятельности.

В портрете Наполеона чувствуется ирония. Автор обращает внимание на «короткие ноги с жирными ляжками», потолстевшую, короткий силуэт и суетливую походку. Французский император постоянно озабочен тем, как он будет выглядеть со стороны, каким войдет в историю.

Перед Бородином Наполеон, собираясь взглянуть на портрет сына, долго решает, какое выражение лица более всего подходит для такого случая, наконец, останавливаясь на умилении. Похожая ситуация сложилась на Поклонной горе при ожидании бояр с ключами от Москвы.

Во всех поступках, жестах и словах Наполеона проявляется самоуверенность, ограниченность, эгоцентризм. Во время боя он отдает приказания, считая, что руководит сражением. При этом автор сравнивает его с ребенком, который уверен, что управляет каретой при помощи тесемок, приделанных внутри, и этим доволен.

У французского императора Наполеона – «омрачен ум и совесть», он отрекся «от всего человеческого». Наполеон сознательно развивал в себе душевную черствость, испытывал себя, наблюдая смерть.

При переправе через Вилию спокойно смотрел, как гибнут польские уланы, после Аустерлицкого сражения обходил поле битвы, разглядывая трупы.

Он сравнивал битву с игрой в шахматы, а людей с бездушными шахматными фигурами.

Наполеон убежден в своем величии и собственной гениальности, считая, что «не хорошо то, что действительно хорошо, а то, что у него на уме». Для него имело интерес «только происходящее в его собственной душе»; «ему казалось, что все в мире зависит только от его воли».

Между тем писатель утверждает, что Наполеон лишь выполнял печальную, жестокую и тяжелую не людскую роль, которая была ему предназначена. В авторской формулировке это роль палача народов.

Несмотря на предопределённость такого положения, Толстой не умаляет ответственности Наполеона за содеянное, поскольку он считал, «что именно по воле Наполеона произошла война с Россией, и весь ужас совершившегося — поражал его душу».

В конце романа самодовольный и высокомерный император превращается в трусливого беглеца, растерявшего свое величие, отказавшегося о т всей армии, когда он столкнулся с народом, ставший на защиту своей свободы. Толстой отказывает Наполеону в величии, хотя этим несколько снижает значимость Кутузова и победы России.Наполеоновские качества присущи многим героям романа.

Иногда это трагические заблуждения (князь Андрей и Пьер накануне войны 1805 года), но чаще показатель полного отсутствия нравственного чувства (Элен в самый разгар Отечественной войны отказывается от православия, чтобы вновь выйти замуж, ставя себе в пример именно Наполеона, имевшего несколько жен). Сниженной пародией на Наполеона является и русский император.

При подписании Тильзитского мира поведение Александра I, как и Наполеона, явно неестественное, лицемерно-позерское. Это замечает даже Николай Ростов. Накануне Аустерлица он же видит своего императора разглядывающим тяжело раненного солдата. Наполеономания, по Толстому, опасная болезнь, разъединяющая людей, приводящая к бездуховности.

Читайте также:  Кольца и спутники сатурна: титан, энцелад и другие...

Образ Кутузова в романе «Война и мир» писатель подчеркивает естественностью и простотой. Он может найти простые слова сочувствия и утешения, встретив князя Андрея после смерти старшего Болконского. В разгар Аустерлицкого сражения он не боится, что его увидят плачущим.

Перед Бородинской битвой, как и простые солдаты, молится перед иконой Смоленской Божьей Матери, встав на колени, а затем долго не может встать из-за своей старости и дряхлости. Кутузов ассоциируется у князя Андрея и солдат с образом доброго и мудрого отца.

Это чувствует на совете в Филях даже крестьянская девочка Малаша, которая, не понимая, о чем идет спор, между дедушкой и Бенигсеном, принимает сторону Кутузова.

настоящего величия, «добра, простоты и правды». Он не желает превосходства над другими, не пытается влиять на ход истории, подчиняясь логике происходящего.

Этим и объясняется внешняя бездеятельность, пассивность героя. Он может заснуть во время военного совета в Вишау, не отдает приказов по ходу битвы, не ищет сражений. Причина этого состоит в том чувстве народа, которое он держал в себе во всей силе и чистоте его.

Именно Кутузов смог угадать смысл происходящего в 812 году, оценить Бородино как победу, сдать неприятелю Москву, поддержать партизанское движение. Главнокомандующий настолько же необычен, насколько уникальна война, им возглавленная. Он, профессиональный военный, не очерствел душой, что становится очевидным, когда в конце романа полководец приезжает в полк. Фельдмаршал произносит глубоко человечные слова о пленных французах, жалких и обмороженных: «Когда они были сильными, и жалости к ним не было, а сейчас их можно пожалеть. Ведь они тоже и люди». Кутузов оценивает войну как трагическое событие в жизни народа, поэтому под Аустерлицким сражением может напомнить императору Александру, что война — это не парад на Царицыном лугу, а зимой 1813 года напишет донесение, что Отечественная война окончилась и воевать дальше нет оснований.

Кутузов не соответствует образу ни «европейского генерала», ни гениального полководца, Он отказывается от собственной славы, его цель — изгнание французов из своей страны.

Он проиграл большинство битв в 1812 году, но выиграл войну в целом, Жизненный финал русского полководца трагичен и величествен одновременно: «старик виновен и нигде уже не годится», но «представителю русского народа», «русскому человеку», «представителю народной войны» после выполнения своей миссии Кутузову уже ничего не оставалось, как умереть. «И он умер».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/napoleon-i-kutuzov-v-izobrazhenii-tolstogo.html

Сочинение на тему Кутузов и Наполеон в романе Война и мир, Толстой читать бесплатно

Кутузов и Наполеон

Роман Л. Н. Толстого — одно из самых лучших произведений всей мировой литературы. В произведении великолепно изображаются исторические события, освещаются стороны жизни русских людей, их взгляды и идеалы (совершенно разных слоев общества).

Художественный прием, который Толстой выбрал для романа — это антитеза. Даже в названии произведения мы видим противопоставления понятий «Война» и «Мир», он сравнивает сражение под­ Бородином и Аустерлицем, Петербург и Москву. У автора есть герои любимые и нелюбимые.

Антитеза для великого автора является основным способом, который он использует для выражения исторической и философской мыслей.

Ярким примером антитезы в произведении являются образы Кутузова и Наполеона. Эти два великих полководца также противопоставлены друг другу. Их можно сравнить с психологическими и нравственными полюсами романа-эпопеи. Они как свет и тень.

Образы этих двух великих людей — ключевые в ходе описания, как исторических событий, так и раскрытия идеи романа. Они были созданы автором по принципу контраста. Эти персонажи являются безусловными лидерами и достойными противниками.

Разница лишь в том, что один из полководцев неизбежно потерпит поражение, а другой обретает славную победу.

В образе Кутузова — фельдмаршала русской армии, автором показаны его такие вроде бы и не сочетающиеся черты, как народная простота и историческое величие. У этого человека мы не увидим ничего неестественного и наносного.

Автор разными деталями часто подчеркивает его старость, он пишет о рыхлом теле, шраме на его лице, пухлых руках, о том, что ему уже трудно стало взобраться на коня. Повидавший очень много в своей жизни, русский главнокомандующий, являясь представителем суворовской школы, описывается всегда сдержанным и очень спокойным человеком.

Даже, несмотря на усталость и возраст, Кутузовым всегда принимаются гениальные решения, особенно во время проведения военных действий. Как очень сильной личности, ему присущи такие черты, как: простота, стойкость, правда и добро.

По внешнему виду героя может создаться впечатление, что он неактивен, постоянно дремлет, но это всего лишь поверхностное определение. Кутузов всегда был уверенным в себе и сильным духом человеком. Он был, как никто другой, близким для каждого солдата.

Причина этого — постоянная забота о солдатах, стремление к сохранению их жизни, эти качества характера Кутузова, пожалуй, самые главные в его характере. Мастерство командующего — это нравственное руководство сражением, это не нравится штабистам, они постоянно критикуют решения Кутузова.

Он сам часто разговаривал со своими солдатами не как военный начальник, а как боевой друг. На поле сражения он посылал солдат, словно родной отец, ему отвечали взаимной любовью и уважением, называя его «сам». Михаил Илларионович был настоящим мудрым политиком, который мог с помощью лукавства, брать верх над интригами и поражать противника его же собственным оружием.

Образ Наполеона в романе многомерный и сложный, так как эта фигура была довольно знаковой в то время. Он сделал свою головокружительную карьеру, от простого офицера до императора, это вызывало восхищение у его современников. Для многих он был гением, и служил истинным примером, ему старались во многом подражать.

Для автора романа он не являлся даже государственным деятелем, они его описывает как капризного, самовлюбленного игрока и­ позера. Внимание читателей обращается на то, что император никогда не смотрел на людей, а именно мимо них и считал, что все в мире зависит только лишь от его воли: и судьбы людей и исход Отечественной войны.

Но объективные требования реальности и интересы народа расходились с его личными интересами. Автор романа, используя разные способы, изобличает величие Наполеона, развенчивая культ личности и сверхчеловека. Нравственная сторона этого героя показывается сатирическими приемами и средствами, это видно из характеристики его портрета.

Автор сравнивает Наполеона с актером, словно он играет в шахматы и всегда просчитывает шаги всех фигур заранее. Он привык, что все должно происходить именно так, как он решил, но Бородинское сражение разрушило этот стереотип.

Он недооценил мужество русских солдат, которые даже после потери половины своих сил, также мужественно продолжали стоять на своих позициях. Автор предопределил судьбу императора, время само расставило все на свои места. Наполеон рассматривается Толстым не как талантливый полководец, а с других сторон — нравственной и моральной.

Он верит, что является благодетелем для своего народа, а на самом деле оказывается палачом. В произведении автор отказал императору в таланте, так как он считал, что «злодей» и «гений» — понятия несовместимые.

см. также:
Другие сочинения по произведению Война и мир, Толстой

Характеристики главных героев произведения Война и мир, Толстой

Краткое содержание Война и мир, Толстой

Краткая биография Льва Толстого

Источник: http://www.sdamna5.ru/kutuzov_i_napoleon

Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Многие русские писатели переосмысливали в сво­их произведениях глобальные исторические события, давали им свою оценку, рассматривали роль того или иного государственного деятеля в отдельно взятой эпохе. Одним из самых масштабных исторических произведений является роман-эпопея Л. Н.

Толстого «Война и мир», повествование в котором охватывает временной период с 1805 по 1812 год, сохранившийся в анналах истории как время деяний французского полководца Бонапарта Наполеона. Конечно, нельзя оспаривать значение этой личности как для мировой истории, так и для истории России, однако Л. Н.

Тол­стой в контексте романа сумел показать всю ничтож­ность стремлений великого императора, противопос­тавив ему мощь русского народа, отстаивающего свою свободу. Мысль о развенчании Наполеона возникла у писателя в связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года, как войны народной.

Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося порабо­тить русский народ. Как полководец, он являлся кос­венным убийцей многих людей. И именно это, по мыс­ли Толстого, и не дает ему права на величие.

В этом свете вся военная и государственная карьера Наполеона носила глубоко безнравственный харак­тер. В течение десяти лет он завоевывает все государ­ства центральной Европы, и их правители — «разо­блаченные владыки мира», не могут противопоста­вить Наполеону «никакого разумного идеала».

Только русский народ кладет конец наполеоновскому владычеству, навсегда хоронит его абсурдные планы завоевания и утверждения мирового господства. На полях сражений в России было до конца разоблачено мнимое величие Наполеона и «вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие приме­ров».

Вступая в спор с поклонниками Бонапарта, стремившимися во всем оправдать своего кумира, и даже в противочеловеческих поступках увидеть про­явление его величия, Толстой замечает: «Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дур­ного». Но это невозможно, ни один человек не имеет права уклониться от нравственной оценки своих по­ступков.

И если они аморальны, если они несут в себе «дурное», он не может рассчитывать на величие, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Человеческая жизнь для Наполеона не имеет ника­кой ценности. Ярким примером этому является вы­сказывание французского императора перед Боро­динским сражением, унесшим жизни огромного ко­личества людей: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Так Толстой раскрывает основные черты Бонапарта: тщеславие, жестокость, равноду­шие, непомерное честолюбие.

Страдания людей не волнуют самовлюбленного полководца, ведь, по его мнению, «наше тело — машина для жизни, и только».

Раскрывая характер Наполеона, Толстой сосредо­точивает внимание читателя на неестественном, ак­терском поведении этого героя, который каждую ми­нуту помнит о своей роли великой личности, уверен­ной в том, что каждое его движение и слово фиксируется для истории.

Показаны писателем и тактические ошибки фран­цузского полководца. Например, то, что наступатель­ное движение французской армии по России не преду­сматривало укрепление собственных тылов, что по­зволяло русским войскам вести подрывную деятельность.

Раскрывая характер Наполеона, его военную дея­тельность, Толстой не ограничивается констатацией фактов, он активно комментирует описываемое, не скрывая своего возмущения низостью французского главнокомандующего, который, спасаясь бегством, обрек на гибель в чужой стране свою армию.

В противовес Наполеону воплощением простоты, добра и правды является Кутузов. Вождь народной войны, он превосходит Бонапарта не только по мо­ральным качествам, но оказывается и более искус­ным полководцем. Все действия Кутузова опираются на единственную задачу — спасение своего отечества. Поэтому правда — «высшая» правда, на его стороне.

Он представлен писателем как выразитель «мысли народной», истинный патриот своей родины, своего народа. В соответствии со своей основной идеей, кото­рая отрицала решающую роль личности в истории, Толстой раскрывает образ Кутузова несколько не­ожиданным образом.

Гениальный полководец пред­ставлен в романе как пассивный наблюдатель, по воле автора являвшийся лишь послушным исполнителем воли божьей, провидения. «Кутузов презирал и знание и ум и знал что-то другое, что должно было ре­шить дело». Этим другим, по мнению писателя, была «старость», «опытность жизни».

Князь Андрей отме­чал, что у Кутузова осталась «одна способность спо­койного созерцания событий». Он «ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит».

Все дей­ствия Кутузова противопоставлены деятельности На­полеона, в отличие от которого русский полководец «не делал никаких распоряжений, а только согла­шался или не соглашался на то, что предлагали ему», то есть направлял события в нужное русло, не демон­стрируя при этом открыто своего военного таланта. Духовный облик Кутузова и даже его внешний вид яв­ляют собой писательский протест против мнимого ве­личия, эгоистичного засилья отдельной личности.

«Необычайная» сила Кутузова, по мнению Толсто­го, заключается в «том народном чувстве, которое он несет в себе…». Если для Наполеона люди — всего лишь пешки, то мысли Кутузова всегда направлены на то, как избежать ненужной гибели солдат и офице­ров.

Читайте также:  Природа, растения и животные беларуси

В отличие от напыщенного Бонапарта Кутузов прост и человечен, благодаря чему и пользуется не­пререкаемым авторитетом у русских солдат.

Раскры­вая образ Кутузова, как истинно народного предводи­теля, Толстой со всей ясностью показывает, что толь­ко духовная общность между полководцем и его войском может привести к победе.

Таким образом, проанализировав деятельность двух исторических личностей — Наполеона и Кутузо­ва, Толстой высказал свою основную идею о том, что истинное величие человека может проявиться лишь в служении народу и отечеству.

Источник: http://5litra.ru/soch/164-kutuzov-i-napoleon-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir.html

Сочинение на тему Кутузов и Наполеон в романе Л. Н.Толстого “Война и мир”

Роман Л. Н.Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире».

«Война и мир» — это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Основным художественным приемом, который использует Л. Н.

Толстой, является прием антитезы. Этот прием является стержнем произведения, пронизывает весь роман снизу доверху. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805-07 гг.

и войны 1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино), социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное дворянство), действующие лица. Характер противопоставления носит и сопоставление двух полководцев — Кутузова и Наполеона.

Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова, как вдохновителя и организатора побед русского народа.

Толстой подчеркивает, что Кутузов — подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом.

Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого — его

Кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его «против воли царя в производители народной войны».

И только это чувство поставило его на «высшую человеческую высоту». Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий.

Не случайно правильная оценка Кутузовым хода

Событий всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это — победа. Как полководец, он явно стоит выше Наполеона.

Именно такой полководец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий.

«Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

В изображении Толстого Кутузов — живое лицо. Вспомним его выразительную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый.

Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, углубляясь в психологический анализ.

Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.

Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен недостатков, причина которых — в неправильных позициях Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ «великих личностей», созданный буржуазными историками.

Он считал, что ход истории решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше. Именно Кутузов выражает эти взгляды Толстого в романе.

Он, по словам Толстого, «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

У Кутузова — толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешен. Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий.

И это привело к некоторой противоречивости его образа: он выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. И в конечном результате Кутузов выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.

Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. Толстой решительно выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон — агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, грабил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль.

Наполеон — честолюбец, стремящийся к мировому господству. В первых частях романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполеоном, которое воцарилось в высших светских кругах России после Тильзитского мира.

Толстой характеризует эти годы как «время, когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две недели», и Наполеон «уже убедился, что не нужно ума постоянства и последовательности для успеха». С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к государственным деятелям этой эпохи.

Он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти не было никакого смысла, но «он верил в себя, и весь мир верил в него».

Если Пьер видит в Наполеоне «величие души», то для Ф. Шерер Наполеон — воплощение французской революции и уже поэтому злодей.

Юный Пьер не понимает того, что став императором, Наполеон продал дело революции. Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере.

Более трезвый и опытный князь Андрей видит и жестокость Наполеона, и его деспотизм, а отец Андрея старик Болконский сетует, что нет Суворова,

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя полководец занимает определенное место.

Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Но Наполеон в войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего противника — «сильнейшего духом», по выражению Толстого.

Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как «маленького человека» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног».

Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Его безумная гордость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы.

Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого — «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».

Не случайно слово «я» — любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.

Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод: «Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды». Поэтому подлинно велик именно Кутузов — народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.

Источник: http://dp-adilet.kz/sochinenie-na-temu-kutuzov-i-napoleon-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Сочинение «Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»»

Выразителем патриотического духа и нравственной силы русской армии выступает в романе Л.Н. Толстого предводитель Кутузов. Его образ – одно из самых значительных художественных достижения писателя в «Войне и мире».

В кампании 1805 года Кутузов – ненавистник немецкой военной школы, талантливый и энергичный полководец. Но в нем еще нет величия, не скрыты писателем и некоторые слабости героя.

Великим историческим деятелем Кутузова делает Отечественная война 1812 года, и то доверие, которое оказали ему народ и армия.

«Ежели из отряда его (неприятеля) придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить», — говорил Кутузов.

Толстой противопоставляет этот образ традиционному образу героя-полководца, говоря, что «простая, скромная, и потому истинно величественная фигура Кутузова не могла улечься в ту живую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которые придумали». Идея Кутузова заключалась в соединении двух сил: терпения и времени, о которых он часто говорит, и нравственного духа войск, о котором он всегда заботился.

Этот герой появляется во все важнейшие моменты войны. Мы видим его накануне и в ходе Бородинского сражения, на совете в Филях, в Тарутинском сражении и сразу после оставления Наполеоном Москвы, в общении с войсками, в сцене в Вильне. Кутузов всегда глубже других понимал значение каждого важного события в ходе войны.

Он воплощает в себе национально-патриотические чувства русского народа, сосредотачивает настроения, которые были присущи и старому князю Болконскому, и князю Андрею, и Тимохину, и Денисову, и безымянному солдату, и встретившемуся Пьеру. Глубокая связь с родиной, со всем русским, с армией была источником его силы как полководца, как исторического деятеля.

Патриотизм Кутузова также, как и патриотизм простых людей, лишен какой-бы то ни было внешней эффектности, хвастовства, что в изображении Толстого является одной из черт русского национального характера.

Патриотизм Кутузова выражен в его глубокой уверенности в силе и мужественности солдат, в том, что враг может и непременно будет побежден. Эту уверенность он внушил каждому бойцу.

Образ этого полководца дорог сердцу каждого русского человека.

Кутузов как представитель народной войны, как воплощение национальной стихии противостоит в романе Наполеону, наглому и жестокому завоевателю, действия которого не только не оправданы историей и потребностями французского народа, но и противоречат нравственному идеалу человечества.

Если Кутузов воплощает в себе народную мудрость, то Наполеон – выразитель ложной мудрости. Кутузов – представитель коллективного начала , воли народной.

Кутузов умеет быть дипломатичным; он достаточно хитер и говорит «с изяществом выражений и интонаций», « с афактацией почтительности» подначальственного и нерассуждающего человека.

Наполеон возглавляет армию, и , где бы он не появлялся, его встречают восторженными криками: «Но крики эти , сопутствующие ему везде, тяготили его и отвлекали от военной заботы, охватившей его с того времени, когда он присоединился к войску».

Наполеон привык к тому, что присутствие его во всех концах мира, от Африки до «степей Московии», одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения.

Говоря об Александре, Наполеон удивляется, зачем тот принял начальствование над войсками: «Война – мое ремесло, а его дело — царствовать, а не командовать войсками!» Кутузов, как и все старые люди, «мало спал по ночам.

Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, лежа неразутый на своей постели большею частью не спал и думал». Он понимает, что, действуя наступательно, русская армия может только проиграть: «Терпение и время – вот мои воины-богатыри». Кутузов знает: «Не надо срывать яблоко, пока оно зелено, оно само упадет, когда будет зрело. А сорвешь зелено – испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь». Кутузов – олицетворение таинственных, но железных законов истории. Наполеон – дерзкий их разрушитель, «герой, презревший все», не признававший ничего, кроме своей воли. Наивно полагая собственную волю свободной, он противопоставляет свое «я» самой истории и тем обрекает себя на неминуемое крушение.

Однако, огромной заслугой Толстого является то, что в образе Наполеона он проницательно отметил те его качества, которые характеризуют его стремление завоевать весь мир.

Со времени известия о выходе французских войск из Москвы и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключалась только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных выступлений, маневров, столкновений с гибнущим врагом.

Наполеоновская армия внутренне разложена: «люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они сознавали».

Таким образом, в романе «Война и мир» проитвопоставлены две великих исторических личности, два великих полководца. И Толстой в этом противостоянии полностью поддерживал Кутузова.

Источник: http://litsochinenie.ru/kutuzov-i-napoleon-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir.html

Ссылка на основную публикацию