Сказка: рихаpд фон фолькманн «заржавленный рыцарь»

Рихаpд фон Фолькманн: Заржавленный рыцарь

Когда-то жил на белом свете жестокосердный рыцарь. Он беспечно проводил время на пирах и турнирах и никогда не подал милостыни ни одному нищему. Поздней осенью он возвращался в замок. На дороге к нему пристал нищий, который неотвязно бежал следом и канючил милостыню.

Рыцарь долго не отвечал ему, но терпение у него лопнуло. Он остановил коня, подозвал нищего и, когда тот приблизился в надежде получить подаяние, влепил ему в щеку такую оплеуху, что бедняга кубарем полетел в канаву.

Глядя, как он плюхается в холодной осенней воде, рыцарь расхохотался:

— Ну что, получил полновесный гульден?

Но Бог наказал злого рыцаря. С того дня его рука стала ржаветь, вся она — от кончиков пальцев до плеча — покрылась рыжей шелушившейся ржавчиной. Врачи, лекари и знахарки, к которым он обращался, оказались бессильны исцелить его недуг.

Тогда он надел на руку перчатку, которую не снимал ни днем, ни ночью, чтобы никто не видел его позора. Он чаще стал задумываться над своею жизнью и круто изменил ее — оставил прежних друзей, пиры и турниры и женился на прекрасной кроткой девушке.

Молодая жена с удивлением заметила, что ее красивый благородный муж никогда не снимает с руки перчатку. Однажды, когда он крепко спал, она украдкой расстегнула перчатку и увидела ржавую руку. Она поняла, что тут кроется какая-то тайна. На другое утро она сказала мужу, что пойдет в лес, помолиться в часовне.

В лесу недалеко от замка возле небольшой часовни жил в келье монах-отшельник. Он не раз ходил в Иерусалим поклониться Святому Гробу, вел богоугодную строгую жизнь, молва о которой разносилась далеко. Из разных земель к отшельнику приходили люди за вразумлением и помощью.

Жена рыцаря поведала отшельнику о своем ужасном открытии и просила у него совета. Отшельник удалился в келью, долго молился там и, когда вышел, сказал:

— Много зла и несправедливости совершил твой муж. Он убивал людей, презирал нищих, гнал убогих. Любил только самого себя и свое тело. За это Бог наказал его.

Сам он пока далек от полного раскаяния, ему может помочь молитва близких людей о нем, о его душе.

Если ты пойдешь нищенствовать — босиком, в рваных лохмотьях, — если ты соберешь сто золотых гульденов и отдашь их в храм в пользу бедных, тогда Господь может смиловаться над этим грешником. Готова ли ты совершить такой подвиг?

— Я хочу этого, — сказала жена рыцаря. — Я перенесу все страдания и лишения, только бы избавить его от гнева Божия. Пока ржавчина захватила его тело, хуже будет, если заржавеет и его душа.

С этими словами жена рыцаря поклонилась отшельнику и пошла в лес. В лесу ей повстречалась собиравшая хворост старуха в старом лоскутном пальто и грязной рваной юбке. Пальто было такое старое, что лоскуты, из которого оно было сшито, давно стали одного цвета.

— Бабушка, — сказала ей молодая женщина, — если ты мне отдашь свои юбку и пальто, я охотно дам за них все свое золото и одежду.

— Стыдно, барышня, насмехаться над бедными людьми, — ответила старуха. — Я довольно пожила на свете и еще не видела человека, который менял бы богатую шелковую одежду на отрепье.

Жена рыцаря, не говоря ни слова, сняла с себя платье и подала его старухе.

— Что же ты собираешься делать в моей одежде? — суетливо переодеваясь, спросила старуха.

— Нищенствовать, бабушка, — ответила женщина, надевая на себя скверные лохмотья.

— Ну что же, — сказала сборщица хвороста, — лучше нищенствовать на земле, но получить награду на Небесах, чем благоденствовать здесь и не получить ответа у Небесных врат. Послушай, я научу тебя нищенской песне:

По белому свету скитаться

И сутками голодать.

Слезами с тоской умываться

И, где придется, спать.

И, хлеб посыпая пеплом,

Сказать спасибо тому,

Кто в рубище этом ветхом

Пустит тебя к огню.

Вот горькая нищих доля —

Душою и телом скорбеть,

Былинкой качаться в поле,

Унылые песни петь.

— Какова? Чудесная песенка? — сказала старушенция и, накинув на плечи шелковую накидку, резво прыгнула в кусты. Она испугалась, что богатая чудачка передумает и заберет подарок назад.

А жена рыцаря побрела по дороге. Она устала и проголодалась. Навстречу ей попался зажиточный крестьянин, важный и дородный, который подыскивал себе служанку.

— По белому свету скитаться и сутками голодать… — дрожащим голосом запела молодая женщина и протянула руку:

— Дайте, добрый человек, корочку хлебца.

Крестьянин увидел, что, несмотря на лохмотья, это молодая и красивая женщина, и сказал:

— Зачем тебе нищенствовать? Я беру тебя в служанки. Ты получишь к Пасхе кулич, жареного гуся, а к Рождеству — один гульден и новую одежду. Ну что, по рукам?

— Нет, — возразила нищенка. — Богу угодно, чтобы я жила подаянием.

Крестьянин не ожидал отказа, рассердился и сказал едко:

— Богу угодно? Забавно. Ты что, обедала с Ним? Случайно не было чечевицы с сосисками за столом? А может быть, ты Его родственница, если так хорошо знаешь, что Ему угодно? Лентяйка! Ты не хочешь работать. Скройся с глаз, пока не получила колотушку!

Уже под вечер молодая женщина пришла в город. На главной улице лежали два больших камня. Она села на один из них, протянула руку и запела песню. Как вдруг на нее налетел нищий с костылем.

— Эй ты, грязная неряха, — гаркнул он, замахнувшись костылем. — Проваливай отсюда подобру-поздорову. Вишь, какая сыскалась ловкая. Отбивает моих клиентов. Я арендую этот угол. Проваливай поживей, а не то мой костыль загуляет по твоей спине, как смычок по скрипке.

Усталая, голодная и униженная поднялась жена рыцаря и побрела дальше. Много дней шла она, попрошайничая, пока не достигла чужой страны. В большом незнакомом городе она приютилась у церкви. Днем просила милостыню, а ночью спала на церковных ступенях. Кто подавал ей пфеннинг, кто швырял в подол юбки геллер, а кто бранился, как тот крестьянин.

Миновало более полугода, когда она скопила первый гульден. Оставалось еще девяносто девять. Она подумала, что ей может не хватить всей жизни, чтобы собрать их. Но она еще усерднее молилась Богу о муже, тем более, что в это время у нее родился сын. Она оторвала от полы пальто широкую полосу, завернула в нее ребенка.

Если он не засыпал, она пела ему колыбельную:

Засни на моих коленях

И глазкисвои закрой.

Отец твой имеет замок,

А мы без дома с тобой.

Отец твой — богатый рыцарь,

Он в бархат и шелк одет.

А у тебя, малютки,

Рубашки хорошей нет.

Он пьет богатые вина,

Не ведает о нужде.

А мы живем с тобою

На хлебе и на воде.

Но мы не ропщем с тобою,

Мы молим всегда Творца.

Услышит Он наши молитвы,

Спасет твоего отца.

Слушая песню, люди останавливались, разглядывали ее и ребенка и давали милостыню щедрей, чем раньше.

А рыцарь, не дождавшись в тот день своей жены домой, оседлал коня и пустился на ее поиски. Сперва он приехал к отшельнику.

— Не знаешь ли ты, — спросил он, — где моя жена?

— Знаю, — сурово ответил тот. — Как знаю и то, что тебе до нее так же далеко, как до солнца, ибо ты прогневил Бога.

— Чем же я прогневил Бога? — удивился рыцарь. — Разве не я гнал копьем нечестивых сарацин в пустынях Палестины, не от моего ли меча бежали безбожные мавры в испанских ущельях?

— Ничего не значат твои бои и походы, — обличал его отшельник. — В них ты искал своей славы, тешил себя самого. А не ты ли жил в роскоши и довольстве? Не ты ли презирал бедных и оскорблял их? Не тебя ли Бог наказал за это ржавчиной? Поэтому твоя добродетельная жена оставила тебя. Она молится за тебя, чтобы спасти твою душу.

Рыцарь почувствовал правду в словах отшельника, они пробудили в его душе раскаяние и укоризны совести. Он опустился на колени, заплакал.

Отшельник положил руку на его плечо и сказал ласково:

— Слушай, что я тебе скажу, и ты найдешь свою жену. Начни делать добро — защищай слабых, помогай бедным, утешай страдающих. Путешествуй от церкви к церкви и найдешь жену.

Рыцарь вскочил на коня и с молитвой тронулся в дальний путь. Он странствовал от деревни к деревне, от города к городу. С той поры не было надежней защитника у слабых и обиженных, чем он.

Его острый меч и тяжкая палица наводили страх на разбойников с большой дороги, его седельные сумки, наполненные золотом, были открыты для обездоленных и нищих.

Его уста, привычные к грубой ругани и издевке, теперь источали слова утешения и поддержки.

Он объехал много церквей, но нигде не обрел своей дорогой супруги. На исходе третьего года странствий он очутился в том городе, где на церковной паперти нищенствовала его жена.

Еще издали она увидела его — высокого, статного, с когтем коршуна, сверкавшим на верхушке его боевого шлема.

Она надвинула на голову старое, уже совсем обветшавшее, пальто, чтобы он не узнал ее, ведь она собрала к этому времени только два гульдена.

Услышав его мерные шаги и звон шпор по каменным плитам, она сжалась в комочек. А рыцарь увидел ее, это рубище, этого милого кудрявого мальчугана на ее коленях, и сердце его, теперь преисполненное участия и ласки к людям, разрывалось от сострадания к ней.

— Помолись обо мне, бедная женщина. Я так несчастен, — сказал он и положил к ее ногам тяжелый кошелек.

Зная его прежний нрав, жена рыцаря догадалась о происшедшей с ним перемене. Его голос всколыхнул в ее сердце воспоминания о днях былой любви. Но открыться ему она не могла. И от этого она заплакала.

— Не плачь, — сказал рыцарь. — Поверь, годы твоих страданий позади. В этом кошельке сто гульденов, их надолго хватит и тебе, и твоему малышу. Пусть лучше я стану нищим, но вы живите, не зная нужды.

Жена его зарыдала.

— Что с тобой, женщина? — спросил рыцарь, наклонился и заглянул ей в лицо. В следующий миг он подхватил ее вместе с сыном на руки и, высоко подняв их над головой, закричал, ликуя:

— Хвала Всемогущему Богу, я нашел жену и сына!

Они вложили кошелек с деньгами в церковную копилку, помолились на дорогу и отправились домой. Жена с сыном сидели на коне, а рыцарь шагал рядом и не сводил с них глаз. Когда они оставили город и были одни, жена попросила рыцаря подать ей руку. Она сняла с нее перчатку. Рука благородного рыцаря была чистой и белой, как в юности.

Источник: https://rita-vasilieva.livejournal.com/4796432.html

Таинство Брака

Кто из нас не читал заключительных строк из сказки Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях:

Читайте также:  Сообщение в космос: абонент m13, созвездие геркулес

…Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей.

Или, тоже у Пушкина:

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

Да и вообще, почти все сказки о принцах и принцессах заканчиваются счастливым концом — свадьбой, венчанием полюбивших друг друга героев, будь то Золушка и принц, Спящая Красавица и ее принц, Василиса Прекрасная и Иван-царевич… всех и не перечесть. Что же это за таинство, с которым связано счастье, радость семейной жизни и которое называется «венчание»?

Слово венчание значит коронование, от слов венец, корона, то есть некий царственный знак, ведь короновали всегда на царство.

Это потому, что во время венчания на жениха и невесту священник возлагает венцы — знаки царственного благословения свыше. Кто же этот Царь? Конечно, наш Господь Иисус Христос.

Это Он входит в жизнь двух сердец, полюбивших друг друга, чтобы помочь им создать семью и вместе преодолевать все испытания. Заметим, что каждое таинство — это обновление человека, как бы новое его рождение.

И в таинстве Брака человек тоже рождается заново, но уже не один, а в семье. Ведь в христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.

Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца (в слове «обручение» легко различить корни слов «обруч», то есть кольцо, и «рука»). Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, — знак бесконечности, знак союза в любви безграничной, самоотверженной.

Затем священник, соединив руки жениха и невесты, ставит их перед аналоем с Крестом и Евангелием, что означает — перед Ликом Господа, в Его присутствии. При этом жених и невеста стоят на новом белом полотенце. Это символ начала нового совместного жизненного пути, но уже не порознь, а вместе.

Одна за другой следуют молитвы с прошениями о Божием благословении венчающихся. В них вспоминаются союзы Адама и Евы, праотцев Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, родителей Девы Марии — Иоакима и Анны, родителей Иоанна Крестителя — Захарии и Елисаветы как примеры для новобрачных.

От лица Церкви священник просит у Бога для нового союза крепости, мудрости и мужества в испытаниях, взаимопонимания, мирной жизни, здоровых и послушных Божией воле детей.

Священник берет венцы и возлагает их — один на голову жениха, другой на голову невесты, произнося при этом: «Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

» И – «Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их».

«Венчай» — значит: «соедини их в плоть едину», то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби.

Следует чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна. Апостол Павел призывает мужа любить свою жену, как Христос — Церковь, не жалея своей жизни, а жене — любить, чтить и слушаться мужа, как Церковь — Христа.

Отрывок евангельский рассказывает о браке в Кане Галилейской, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив обычную воду в прекрасное вино. Для жениха и невесты, ставших уже мужем и женой, здесь немалый смысл. Теперь в совместной жизни им предстоит преобразить свои, еще не окрепшие чувства (подобные пресной воде) в подлинную любовь (подобную прекрасному вину).

И все присутствующие вместе со священником желают новобрачным долгих и радостных лет совместной жизни.

 (По материалам книг С.Руковой «О Таинствах Церкви в изложении для детей»)

Прочитайте детям сказку

Рихард фон Фолькман. Заржавленный рыцарь (в сокращении)

Когда-то жил на белом свете жестокосердный рыцарь. Он беспечно проводил время на пирах и турнирах и никогда не подал милостыни ни одному нищему. Поздней осенью он возвращался в замок. На дороге к нему пристал нищий, который неотвязно бежал следом и канючил милостыню.

Рыцарь долго не отвечал ему, но терпение у него лопнуло. Он остановил коня, подозвал нищего и, когда тот приблизился в надежде получить подаяние, влепил ему в щеку такую оплеуху, что бедняга кубарем полетел в канаву.

Глядя, как он плюхается в холодной осенней воде, рыцарь расхохотался:

– Ну что, получил полновесный гульден?

Но Бог наказал злого рыцаря. С того дня его рука стала ржаветь, вся она – от кончиков пальцев до плеча – покрылась рыжей шелушившейся ржавчиной. Врачи, лекари и знахарки, к которым он обращался, оказались бессильны исцелить его недуг.

Тогда он надел на руку перчатку, которую не снимал ни днем, ни ночью, чтобы никто не видел его позора.

Он чаще стал задумываться над своею жизнью и круто изменил ее – оставил прежних друзей, пиры и турниры и женился на прекрасной кроткой девушке.

Молодая жена с удивлением заметила, что ее красивый благородный муж никогда не снимает с руки перчатку. Однажды, когда он крепко спал, она украдкой расстегнула перчатку и увидела ржавую руку. Она поняла, что тут кроется какая-то тайна. На другое утро она сказала мужу, что пойдет в лес, помолиться в часовне.

В лесу недалеко от замка возле небольшой часовни жил в келье монах-отшельник. Он не раз ходил в Иерусалим поклониться Святому Гробу, вел богоугодную строгую жизнь, молва о которой разносилась далеко. Из разных земель к отшельнику приходили люди за вразумлением и помощью.

Жена рыцаря поведала отшельнику о своем ужасном открытии и просила у него совета. Отшельник удалился в келью, долго молился там и, когда вышел, сказал:

– Много зла и несправедливости совершил твой муж. Он убивал людей, презирал нищих, гнал убогих. Любил только самого себя и свое тело. За это Бог наказал его.

Сам он пока далек от полного раскаяния, ему может помочь молитва близких людей о нем, о его душе.

Если ты пойдешь нищенствовать – босиком, в рваных лохмотьях, – если ты соберешь сто золотых гульденов и отдашь их в храм в пользу бедных, тогда Господь может смиловаться над этим грешником. Готова ли ты совершить такой подвиг?

– Я хочу этого, – сказала жена рыцаря. – Я перенесу все страдания и лишения, только бы избавить его от гнева Божия. Пока ржавчина захватила его тело, хуже будет, если заржавеет и его душа.

С этими словами жена рыцаря поклонилась отшельнику и пошла в лес. В лесу ей повстречалась собиравшая хворост старуха в старом лоскутном пальто и грязной рваной юбке. Пальто было такое старое, что лоскуты, из которого оно было сшито, давно стали одного цвета.

– Бабушка, – сказала ей молодая женщина, – если ты мне отдашь свои юбку и пальто, я охотно дам за них все свое золото и одежду.

– Стыдно, барышня, насмехаться над бедными людьми, – ответила старуха. – Я довольно пожила на свете и еще не видела человека, который менял бы богатую шелковую одежду на отрепье.

Жена рыцаря, не говоря ни слова, сняла с себя платье и подала его старухе.

– Что же ты собираешься делать в моей одежде? – суетливо переодеваясь, спросила старуха.

– Нищенствовать, бабушка, – ответила женщина, надевая на себя скверные лохмотья.

– Ну что же, – сказала сборщица хвороста, – лучше нищенствовать на земле, но получить награду на Небесах, чем благоденствовать здесь и не получить ответа у Небесных врат. И старушенция, накинув на плечи шелковую накидку, резво прыгнула в кусты. Она испугалась, что богатая чудачка передумает и заберет подарок назад.

А жена рыцаря побрела по дороге. Она устала и проголодалась. Навстречу ей попался зажиточный крестьянин, важный и дородный, который подыскивал себе служанку.

– По белому свету скитаться и сутками голодать… – дрожащим голосом запела молодая женщина и протянула руку:

– Дайте, добрый человек, корочку хлебца.

Крестьянин увидел, что, несмотря на лохмотья, это молодая и красивая женщина, и сказал:

– Зачем тебе нищенствовать? Я беру тебя в служанки. Ты получишь к Пасхе кулич, жареного гуся, а к Рождеству – один гульден и новую одежду. Ну что, по рукам?

– Нет, – возразила нищенка. – Богу угодно, чтобы я жила подаянием.

Крестьянин не ожидал отказа, рассердился и сказал едко:

– Богу угодно? Забавно. Ты что, обедала с Ним? Случайно не было чечевицы с сосисками за столом? А может быть, ты Его родственница, если так хорошо знаешь, что Ему угодно? Лентяйка! Ты не хочешь работать. Скройся с глаз, пока не получила колотушку!

Уже под вечер молодая женщина пришла в город. На главной улице лежали два больших камня. Она села на один из них, протянула руку и запела песню. Как вдруг на нее налетел нищий с костылем.

– Эй ты, грязная неряха, – гаркнул он, замахнувшись костылем. – Проваливай отсюда подобру-поздорову. Вишь, какая сыскалась ловкая. Отбивает моих клиентов. Я арендую этот угол. Проваливай поживей, а не то мой костыль загуляет по твоей спине, как смычок по скрипке.

Усталая, голодная и униженная поднялась жена рыцаря и побрела дальше. Много дней шла она, попрошайничая, пока не достигла чужой страны. В большом незнакомом городе она приютилась у церкви. Днем просила милостыню, а ночью спала на церковных ступенях.

Кто подавал ей пфеннинг, кто швырял в подол юбки геллер, а кто бранился, как тот крестьянин. Миновало более полугода, когда она скопила первый гульден. Оставалось еще девяносто девять. Она подумала, что ей может не хватить всей жизни, чтобы собрать их.

Но она еще усерднее молилась Богу о муже, тем более, что в это время у нее родился сын. Она оторвала от полы пальто широкую полосу, завернула в нее ребенка. Если он не засыпал, она пела ему колыбельную о его богатом отце и своих молитвах, которые Творец непременно услышит.

Слушая песню, люди останавливались, разглядывали ее и ребенка и давали милостыню щедрей, чем раньше.

А рыцарь, не дождавшись в тот день своей жены домой, оседлал коня и пустился на ее поиски. Сперва он приехал к отшельнику.

– Не знаешь ли ты, – спросил он, – где моя жена?

– Знаю, – сурово ответил тот. – Как знаю и то, что тебе до нее так же далеко, как до солнца, ибо ты прогневил Бога.

– Чем же я прогневил Бога? – удивился рыцарь. – Разве не я гнал копьем нечестивых сарацин в пустынях Палестины, не от моего ли меча бежали безбожные мавры в испанских ущельях?

– Ничего не значат твои бои и походы, – обличал его отшельник. – В них ты искал своей славы, тешил себя самого. А не ты ли жил в роскоши и довольстве? Не ты ли презирал бедных и оскорблял их? Не тебя ли Бог наказал за это ржавчиной? Поэтому твоя добродетельная жена оставила тебя. Она молится за тебя, чтобы спасти твою душу.

Читайте также:  В.п. астафьев "васюткино озеро": описание, герои, анализ рассказа

Рыцарь почувствовал правду в словах отшельника, они пробудили в его душе раскаяние и укоризны совести. Он опустился на колени, заплакал.

Отшельник положил руку на его плечо и сказал ласково:

– Слушай, что я тебе скажу, и ты найдешь свою жену. Начни делать добро – защищай слабых, помогай бедным, утешай страдающих. Путешествуй от церкви к церкви и найдешь жену.

Рыцарь вскочил на коня и с молитвой тронулся в дальний путь. Он странствовал от деревни к деревне, от города к городу. С той поры не было надежней защитника у слабых и обиженных, чем он.

Его острый меч и тяжкая палица наводили страх на разбойников с большой дороги, его седельные сумки, наполненные золотом, были открыты для обездоленных и нищих.

Его уста, привычные к грубой ругани и издевке, теперь источали слова утешения и поддержки.

Он объехал много церквей, но нигде не обрел своей дорогой супруги. На исходе третьего года странствий он очутился в том городе, где на церковной паперти нищенствовала его жена.

Еще издали она увидела его – высокого, статного, с когтем коршуна, сверкавшим на верхушке его боевого шлема.

Она надвинула на голову старое, уже совсем обветшавшее, пальто, чтобы он не узнал ее, ведь она собрала к этому времени только два гульдена.

Услышав его мерные шаги и звон шпор по каменным плитам, она сжалась в комочек. А рыцарь увидел ее, это рубище, этого милого кудрявого мальчугана на ее коленях, и сердце его, теперь преисполненное участия и ласки к людям, разрывалось от сострадания к ней.

– Помолись обо мне, бедная женщина. Я так несчастен, – сказал он и положил к ее ногам тяжелый кошелек.

Зная его прежний нрав, жена рыцаря догадалась о происшедшей с ним перемене. Его голос всколыхнул в ее сердце воспоминания о днях былой любви. Но открыться ему она не могла. И от этого она заплакала.

– Не плачь, – сказал рыцарь. – Поверь, годы твоих страданий позади. В этом кошельке сто гульденов, их надолго хватит и тебе, и твоему малышу. Пусть лучше я стану нищим, но вы живите, не зная нужды.

Жена его зарыдала.

– Что с тобой, женщина? – спросил рыцарь, наклонился и заглянул ей в лицо. В следующий миг он подхватил ее вместе с сыном на руки и, высоко подняв их над головой, закричал, ликуя:

– Хвала Всемогущему Богу, я нашел жену и сына!

Они вложили кошелек с деньгами в церковную копилку, помолились на дорогу и отправились домой. Жена с сыном сидели на коне, а рыцарь шагал рядом и не сводил с них глаз. Когда они оставили город и были одни, жена попросила рыцаря подать ей руку. Она сняла с нее перчатку. Рука благородного рыцаря была чистой и белой, как в юности.

Игра «Отыщи сходство»

Взрослый рассказывает детям, что в мире все связано и между двумя любыми вещами в принципе можно найти какое-нибудь сходство.

Он сам приводит 2-3 примера, а затем предлагает детям самим отыскать сходство между называемыми им парами предметов: цыпленком и мотоциклом; столовой ложкой и экскаватором; монетой и ракушкой; карандашом и мостом; крокодилом и трактором; самолетом и лягушкой; фотоаппаратом и глазом; электричеством и водопадом; болью и радостью, горем и счастьем и т. д.

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/84903

сценарий. Рихард фон Фолькманн. Заржавленный рыцарь

Заржавленный рыцарь. Рихаpд фон Фолькманн

Сцена 1.

На сцене лежит нищий.

Ведущий:

— Когда-то жил на белом свете жестокосердный рыцарь. Он беспечно проводил время на пирах и турнирах и никогда не подал милостыни ни одному нищему. Однажды поздней осенью он возвращался в замок.

Появляется рыцарь.

Нищий на коленях:

— Господи! Не дай мне умереть с голоду! Уже неделя, как я не съел ни одной крошки хлеба! Помоги мне, Господи! Пускай я нищ и ничтожен, но ведь и птицам небесным подаешь ты пропитание, так не оставь и меня своей милостью!

Видит рыцаря. Вскакивает:

— Вот, Господи, послал ты мне человека, который подаст мне во имя Твое! А если не смилуется его сердце, все равно буду неотступно просить его, пока не сжалится надо мною и не подаст хоть один грошик!

Обращается к рыцарю:

— Господин мой! Подайте мне на пропитание, помогите, я умираю с голоду, будьте великодушны, благородный рыцарь! Умоляю вас, у меня совсем не осталось сил, если вы не поможете мне, я умру!

Рыцарь долго не отвечает ему, потом сквозь зубы, в зал:

— Ну, что ж, терпение мое лопнуло, пора проучить попрошайку.

Обращается к нищему:

— Эй, любезный, иди-ка сюда!

Нищий приблизился. Рыцарь железной рукой дает ему такую оплеуху, что тот катится кубарем.

Рыцарь хохочет:

— Ну, что, получил полновесный золотой? Ха-ха-ха!

Дает ему несколько пинков и со словами:

— Не будешь больше приставать к благородным людям и надоедать им своим отвратительным видом! — уходит.

Нищего уносят со сцены 2 подошедших прохожих со словами:

— Бедняга! Вот он и отстрадался, закончил свой путь на земле. На небе ему, наверно, придется слаще.

Сцена 2.

Ведущий:

— Но Бог наказал злого рыцаря.

Рыцарь приходит домой:

— А ну, кто там есть! Открывайте двери! Живо! Подать мне обед! Да помогите-ка мне раздеться! Да побыстрей!

Подбегают 2 слуги, один уносит плащ, другой помогает снимать перчатки. Вдруг, снимая перчатку, рыцарь замечает что-то неладное с его рукой. Он резко прогоняет слуг:

— А ну, пошли все вон! Все вон, я сказал!

Слуги убегают.

Рыцарь, в ужасе рассматривая руку:

— Что случилось с моей рукой? Она вся покрылась бурыми пятнами и ржавчиной! Что за напасть?! Это проклятье! Если об этом узнают люди, меня изгонят отовсюду и я буду скитаться, как прокаженный!

В отчаянии рыдая, хватается за голову, падает на колени:

— О, Боже! Вот твоя награда мне, твоему верному крестоносцу! Кто, как не я, сражался за Твое Имя с неверными язычниками! Кто, как не я проливал свою кровь в боях с маврами за Твой Крест! И вот ты отдал меня на поношение моим слугам, на насмешку презренным нищим!

Сцена 3.

Ведущий:

— С того дня его рука стала ржаветь, вся она – от кончиков пальцев до плеча – покрылась рыжей шелушащейся ржавчиной. Врачи, лекари и знахари, к которым он обращался, оказались бессильны исцелить его недуг.

Тогда он надел на руку перчатку, которую не снимал ни днем, ни ночью, чтобы никто не видел его позора.

Он чаще стал задумываться над своею жизнью и круто изменил ее – оставил прежних друзей, пиры и турниры и женился на прекрасной кроткой девушке. 

Ведущий подает рыцарю перчатку, тот надевает ее.

Ведущий:

-Но молодая жена с удивлением заметила, что ее красивый и благородный муж никогда не снимает с руки перчатку.

Появляется жена. Рыцарь с радостью встречает ее словами:

— Любимая! Как я скучал по тебе! Наконец то ты пришла! С какими известиями? Надеюсь, что с радостными?

Жена:

— Скоро у нас родится сын!

Рыцарь:

— Как я счастлив! Но садись же скорей, садись, тебе надо отдохнуть с дороги!

Усаживает ее в кресло

Жена:

— Да, я, пожалуй, посплю немного.

Засыпает.

Рыцарь, поднимая руки к небу:

— Господня земля и все, что наполняет ее, вселенная и все, живущие в ней! Он на морях основал ее и на реках устроил ее! Кто взойдет на гору Господню, кто станет на месте святом Его? Неповинный руками и чистый сердцем, тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего! Как воздать мне славу Тебе за все те блага, что дал ты мне этой рукой?! ( Показывает руку, снимает с нее перчатку.) Ведь если бы, Господи, ты не остановил меня, наложив печать проклятия но мою руку, я никогда не узнал бы счастья, которое ты даровал мне через мою жену. А теперь, Господи, Ты даришь мне и сына!

Жена во время слов рыцаря просыпается незаметно от него и смотрит на всю происходящую сцену с удивлением, а потом с ужасом.

Рыцарь, поцеловав спящую жену, уходит.

Жена:

— Что я слышала? Здесь кроется какая то страшная тайна! Я пойду в лес к часовне, к монаху-отшельнику, чтобы испросить его совета!

Идет к лесу. Навстречу ей выходит монах.

Сцена 3.

Ведущий:- В лесу недалеко от замка возле небольшой часовни жил в келье монах-отшельник. Он не раз ходил в Иерусалим поклониться Святому Гробу, вел строгую жизнь, молва о нем разносилась далеко. Из разных земель к отшельнику приходили люди за советом и помощью. 

Жена рыцаря поведала отшельнику о своем ужасном открытии и просила у него совета. Отшельник удалился в келью, долго молился там и, когда вышел, сказал…

Отшельник:

– Много зла и несправедливости совершил твой муж. Он убивал людей, презирал нищих, гнал убогих. Любил только самого себя и свое тело. За это Бог наказал его ржавой рукой.

Но муж твой все еще далек от полного раскаяния, ему может помочь молитва близких людей о спасении его души.

Если ты пойдешь нищенствовать – босиком, в рваных лохмотьях, – если ты соберешь сто золотых монет и отдашь их бедным, тогда Господь сможет помиловать этого грешника. Готова ли ты совершить такой подвиг? 

Жена:– Я хочу этого. Я перенесу все страдания и лишения, только бы избавить его от гнева Божия. Пока ржавчина захватила его тело, хуже будет, если заржавеет и вся его душа. 

Жена кланяется отшельнику. Тот уходит. Навстречу ей идет старуха, собирающая хворост, в грязной и рваной одежде.

Жена:

– Бабушка, если ты мне отдашь свои юбку и пальто, я охотно дам тебе за них все свое золото и одежду. 

Старуха:

– Стыдно, госпожа, насмехаться над бедными людьми. Я довольно пожила на свете и еще не видела человека, который менял бы богатую одежду на отрепье. 

Жена рыцаря снимает одежду и подает ее старухе.

Старуха, переодеваясь:

– Что же ты собираешься делать в моей одежде?

Жена:

– Нищенствовать, бабушка.

Старуха:

– Ну что же, лучше нищенствовать на земле, но получить награду на Небесах, чем благоденствовать здесь и не получить ответа у Небесных врат. Послушай, я научу тебя нищенской песне ( поет): По белому свету скитаться И сутками голодать.

 Слезами с тоской умываться И, где придется, спать. И, хлеб посыпая пеплом, Сказать спасибо тому, Кто в рубище этом ветхом Пустит тебя к огню. Вот горькая нищих доля – Душою и телом скорбеть, Былинкой качаться в поле, Унылые песни петь.

 

Старуха, убегая:

– Ну как? Чудесная песенка?

Сцена 4.

Ведущий:

— А жена рыцаря побрела по дороге. Она устала и проголодалась. Навстречу ей попалась зажиточная крестьянка, важная и дородная, которая как раз подыскивала себе служанку. 

Читайте также:  Роберт бёрнс "честная бедность": анализ стихотворения

Жена, протягивая руку к крестьянке:– По белому свету скитаться и сутками голодать… Дайте, добрая женщина, корочку хлебца. 

Крестьянка:

— Да ты, не смотря на твои лохмотья, молодая и красивая. Зачем тебе нищенствовать? Я беру тебя в служанки. Ты получишь к Пасхе кулич, жареного гуся, а к Рождеству – один золотой и новую одежду. Ну что, по рукам? 

Жена:– Нет. Богу угодно, чтобы я жила подаянием. Крестьянка, сердясь:

– Богу угодно? Забавно. Ты что, обедала с Ним? Случайно не было каши с сосисками за столом? А может быть, ты Его родственница, если так хорошо знаешь, что Ему угодно? Лентяйка! Ты не хочешь работать. Скройся с глаз, пока не получила колотушку! 

Раздраженно уходит.

Сцена 5.

Ведущий:

— Уже под вечер молодая женщина пришла в город. На главной улице лежал камень. Она села на него, протянула руку и запела песню. Как вдруг на нее налетел нищий с костылем. 

Нищий:

– Эй ты, грязная неряха. Проваливай отсюда подобру-поздорову. Вишь, какая сыскалась ловкая. Отбивает моих клиентов. Я арендую этот угол. Проваливай поживей, а не то мой костыль загуляет по твоей спине, как смычок по скрипке. 

Ведущий:

— Усталая, голодная и униженная поднялась жена рыцаря и побрела дальше. Много дней шла она, попрошайничая, пока не достигла чужой страны. В большом незнакомом городе она приютилась у церкви.

Днем просила милостыню, а ночью спала на церковных ступенях. Кто подавал ей грош, кто швырял в подол юбки горсть копеек, а кто бранился, как та крестьянка. Прошел год, когда она скопила первый золотой.

Оставалось еще девяносто девять.

Жена, считая деньги:

— Ах, мне может не хватить и всей жизни, чтобы собрать сто золотых! Но я не могу оставить своего мужа и перестать заботиться о нем! Но зато сейчас, когда родился наш сын, и милостыню подают больше!

Жена качает сына на руках и поет:-Засни на моих коленях И глазки свои закрой. Отец твой имеет замок, А мы без дома с тобой. Отец твой – богатый рыцарь, Он в бархат и шелк одет. А у тебя, малютки, Рубашки хорошей нет. Он пьет богатые вина, Не ведает о нужде. А мы живем с тобою На хлебе и на воде. Но мы не ропщем с тобою, Мы молим всегда Творца. Услышит Он наши молитвы, 

Спасет твоего отца. 

Уходит.

Сцена 6.

Появляется рыцарь.

Ведущий:

-А рыцарь, не дождавшись в тот день своей жены домой, пустился на ее поиски. Сперва он приехал к отшельнику. 

Выходит отшельник.

Рыцарь:

– Не знаешь ли ты, где моя жена? 

Отшельник сурово:

– Знаю. Как знаю и то, что тебе до нее так же далеко, как до неба, ибо ты прогневил Бога. 

Рыцарь удивленно:

– Чем же я прогневил Бога? Разве не я гнал копьем нечестивых сарацин в пустынях Палестины, не от моего ли меча бежали безбожные мавры в испанских ущельях? Не я ли жертвовал церквям золото и драгоценности на их украшение?

Отшельник:– Ничего не значат твои бои и походы, ничего не значит твое золото. В них ты искал своей славы, тешил свою гордыню. А не ты ли жил в роскоши и довольстве? Не ты ли презирал бедных и оскорблял их? И не тебя ли Бог наказал за это ржавой рукой, когда ты убил нищего? Поэтому твоя благочестивая жена оставила тебя. Она молится за тебя, чтобы спасти твою душу. 

Рыцарь, опускаясь на колени и плача:

— Правда в твоих словах, монах! Но что же мне делать, как исправить свою вину?

Отшельник положил руку на его плечо и сказал ласково: – Слушай, что я тебе скажу, и ты найдешь свою жену. Начни делать добро – защищай слабых, помогай бедным, утешай страдающих. Путешествуй от церкви к церкви и найдешь ее. 

Отшельник уходит.

Сцена 7.

Ведущий:

— Рыцарь вскочил на коня и с молитвой тронулся в дальний путь. Он странствовал от деревни к деревне, от города к городу. С той поры не было надежней защитника у слабых и обиженных, чем он.

Его острый меч наводил страх на разбойников с большой дороги, его седельные сумки, наполненные золотом, были открыты для обездоленных и нищих.

Его уста, привычные к грубой ругани и издевке, теперь источали слова утешения и поддержки. 

Он объехал много церквей, но нигде не обрел своей дорогой супруги. На исходе третьего года странствий он очутился в том городе, где на церковной паперти нищенствовала его жена.

Появляется жена с ребенком в руках (в сторону):

— Ах! Издалека я увидела тебя, муж мой! Но ведь я собрала только два золотых. Не время, нам, видно, еще увидеться. Лучше мне спрятаться, чтоб ты не узнал меня!

Прячется под плащом вместе с ребенком.

Рыцарь, подходя к ней:

— Вот еще одно обездоленное создание, которому я могу помочь. Четыре года назад я убил нищего из отвращения к его виду, а сейчас сердце мое разрывается от сострадания при виде несчастных. Ведь и моя жена где то скитается сейчас.

Обращается к жене:

— Помолись обо мне, бедная женщина. Я так несчастен.

Кладет к ее ногам мешок с деньгами.

Рыцарь:

– Не плачь. Поверь мне, годы твоих страданий позади. В этом кошельке сто золотых, их надолго хватит и тебе, и твоему малышу. Пусть лучше я стану нищим, но вы живите, не зная нужды. 

Жена плачет, не поднимая головы.

Рыцарь:

– Что с тобой, женщина?

Наклоняется, заглядывает ей в лицо. В следующий миг он подхватил ее вместе с сыном на руки и, высоко подняв их, закричал, ликуя: 

– Хвала Всемогущему Богу, я нашел жену и сына! 

Стоят рядом, к ним подходят нищие, они раздают им деньги. Когда все нищие уходят, жена снимает перчатку с руки рыцаря:

— Подай мне свою руку!

Рука благородного рыцаря была чистой и белой, как в юности.

Источник: https://www.freedocs.xyz/docx-369903968

Евстафиева Валентина — Рождественские рассказы

Слушал и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу к реке и послушать, как запоёт полнощная вода…

Мать «творит» тесто для пирога, влив в него ложечку святой воды, а отец читает Библию. За окном ветер гудит в берёзах и ходит крещенский мороз, похрустывая валенками. Завтра на отрывном численнике покажется красная цифра 6 и под ней будет написано звучащее крещенской морозной водою слово «Богоявление». Завтра пойдём на Иордань!

Жил в позапpошлом веке гpустный, добpый человек. Звали его Рихаpд фон Фолькманн. Был он знаменитым на весь миp пpофессоpом хиpуpгии. Много pазных методов лечения пpидумал он, и с помощью их pаненых спасали от неминуемой смеpти.

До сих поp доктоpа пользуются его изобpетением — антисептическим лечением pан. Но мало кто знал и знает, что пpофессоp пpидумывал также сказки и печатал их, скpываясь под псевдонимом. Как и в жизни, в них много несчастий и гpусти, но конец у них — неизменно счастливый.

Даже гpешник в аду получает утешение в одной из сказок Фолькманна…

Пеpед вами четыре его сказки из Лейпцигского издания 1909 г. На pусский язык они пеpеведены впеpвые — нашим автоpом Р.А.Балакшиным (г. Вологда).

Когда мать с дочкой гуляли по гоpоду, люди часто останавливались и смотpели ей вслед. Девочка спpашивала маму, почему люди так смотpят.

— Потому что на тебе такое кpасивое новое платье, — отвечала мама.

Дома она бpала свою дочь на колени, целовала, ласкала ее и говоpила:

— Родная моя, если б ты знала, как я тебя люблю. Нет, никто не знает этого, даже твой отец. Ах, что с тобой будет, если я умpу!

Пpошло вpемя, мать заболела и на девятый день умеpла. Отец девочки так гоpевал и сокpушался, что упал на могилу и в слезах говоpил:

— Почему меня не похоpонили вместе с ней!

Однако он скоpо утешился, и чеpез год взял себе дpугую жену, пpекpасную, юную. Она была похожа на добpую фею из сказки.

После смеpти матеpи девочка все вpемя сидела дома. Забиpалась на подоконник и смотpела в окно. Там был виден кусочек синего неба. Совсем маленький, как носовой платок.

Дpузей и подpужек у девочки не было. Рассеpдившись, они всегда дpазнили ее. И новая мама не бpала ее с собой на улицу. А когда девочка попpосилась однажды с нею, то новая мама сказала:

— Как ты глупа. Что подумают люди, когда увидят меня pядом с тобой, такой бледной, худой и к тому же — гоpбатой. Лучше и не мечтай об этом.

Бедной девочке ничего не оставалось дpугого, как сидеть по-пpежнему на подоконнике и молиться, смотpеть на небо и думать о своей маме.

Настала зима, пpишла и весна — на улице зазеленели листья, побежали pучьи, но гоpбатая девочка не могла этого видеть, она давно уже лежала в постели больная.

Как-то ночью ей пpиснилась мать. Она подошла к ней, взяла ее за pуку и позвала к себе.

Наутpо нашли девочку меpтвой в постели.

Когда гpоб с ее телом пpивезли на кладбище и готовились заpыть его в землю, никто не увидел, как с неба слетел ангел и сел возле гpоба. Он постучал в кpышку, словно это была двеpь. Тотчас вышла девочка к ангелу из темного ящика, и ангел сказал ей, что сейчас отведет ее к маме, на небо.

— А pазве гоpбатых пускают на небо? — pобко спpосила девочка.

— Милое дитя, — улыбнулся ангел. — Кто сказал тебе, что ты гоpбата?

С этими словами он пpикоснулся своей светлой pукой до гладкого, кpивого наpоста на ее спине и гоpб упал, как пустая скоpлупа.

Что же скpывалось в гоpбу?

Два великолепных, снежно-белых, с шумом pазвившихся по воздуху ангельских кpыла.

Девочка взмахнула ими и полетела с ангелом чеpез сияющий солнечный свет в голубое небо, где, пpотянув pуки, уже давно ждала ее добpая мама.

По небесной доpоге шли двое путников — богач и бедняк. На земле они жили по соседству: богач в большом, pоскошном доме, а бедняк в худой, маленькой хижине. Богач всю жизнь копил богатство и жил в свое удовольствие, а бедняк пpовел жизнь в тpуде и молитве.

Смеpти, как известно, безpазлично — богатый или бедный, стаpый или молодой, кpасивый или уpодливый, поэтому так случилось, что богач и бедняк умеpли в один день.

Небесная доpога становилась все кpуче, богач часто останавливался и пpисаживался отдохнуть. Бедняк теpпеливо ждал его.

Так подошли они к вpатам Цаpствия Небесного. Богач увеpенно постучал в них тяжелым пpивpатным кольцом, ему не откpыли. Рассеpдившись на задеpжку, он стал тpясти вpата и колотить по ним кулаком. Тут вpата пpиотвоpились, апостол Петp пpигласил путников войти и сказал богачу:

— Это ты так нетеpпеливо ломился сюда? Ты должен понять, что здесь ты не на земле, твои богатства и важность здесь ничего не стоят.

Богач стpусил и пpитих. Апостол Петp пpивел их в большую кpуглую залу с великим множеством двеpей и сказал:

Источник: https://fanread.ru/book/11405793/?page=26

Ссылка на основную публикацию