Символизм в искусстве

Символизм: попытка нарисовать душу

Символизм (фр. Symbolisme) — направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870−80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков.

Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их.Чтобы понять суть стиля, нужно вспомнить какого-нибудь известного выдуманного персонажа — например, Бабая. Все знают, кто это, и у всех он ассоциируется с детскими страхами.

Это персонаж, который существует в коллективной памяти и вызывает конкретный набор эмоций. Картины символистов полностью сотканы из таких образов, взывающих к подсознанию.Возьмем, к примеру, классическую работу — «Желтый Иисус» Поля Гогена, которая является ключом к пониманию символизма.

Пока Иисус, эталон жертвенности, страдает на кресте, три крестьянки, как ни в чем не бывало, работают в поле. Жертва ради человечества остается незамеченной.
В этой картине есть понятные всем символы, иносказательность и таинственность, к которой так стремятся приверженцы данного стиля. Религиозные символы им тоже не чужды.

Набор типичных образов: жизнь и смерть, ангелы и демоны, грустные клоуны и другие подобные герои. Часто у персонажей картин большие, тоскливые, задумчивые глаза. Каждый символ выражает идеи, к которым человек приходит интуитивно, подсознательно. Цветовая гамма и техника не важны, главное — символика.

К примеру, «Раненый ангел» финского художника Хуго Симберга символизирует обиженные надежды и потерю детской наивности. Эта картина — визитная карточка северного символизма.

Во многом символизм пересекается с модерном. Принципиальное отличие — это декоративно-прикладной стиль с четкими правилами и чертами, символизм — понятие широкое. Если в модерне главное увидеть, то в символизме — почувствовать. В нем больше метафор, иносказательности.
По большому счету, стиль формировался на протяжении всей истории человечества, ведь символика была всегда. Например, нимб на иконах — символ святости, голубь — межнациональный символом мира.
Символизм — это всегда таинственность, желание ответить на вечные вопросы. Как сказал Лев Троцкий, это «желание забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».Поль Гоген, Михаил Врубель, Фернан Кнопф, Жан Дельвиль, Хуго Симберг.

Знаковые полотна символизма
— Михаил Врубель — «Царевна-лебедь» (1900) — написана на основе образа из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету произведения Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела жена художника, она же позировала для картины.

— Поль Гоген «Желтый Христос» (1899) Наряду с «Зеленым Христосом» Гогена, считается одной из ключевых работ в символизме.

 — Хуго Симберг — «Раненый ангел» (1903). Работа финского художника является визитной карточкой северного символизма и часто используется для иллюстрирования книг, плакатов, дизайна.

Склонны относить картину Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» скорее к модерну, чем к символизму. В ней есть витиеватость, декоративность, но нет символов, которые понятны каждому.Не видите разницы между символизмом и сюрреализмом.

искажает действительность, в нем нет логики, а работы символистов выглядят достаточно реалистично — просто они из другой, потусторонней реальности. Они выглядят так, будто кто-то открыл дверь между миром грез и повседневностью.— По данным разных экспертов, «Желтый Христос» Поля Гогена оценивается в 17−25 млн. долларов.

Картина хранится в галерее Олбрайта-Нокса (город Буффало, штат Нью-Йорк).
 — Работа Сергея Судейкина «Грузинское кабаре, Тифлис» (1919 год), в 2005 году была продана на Sotheby’s почти за 300 тысяч долларов. Судейкин — член «Голубой розы»: объединения русских символистов.

Их первая выставка, «Алая роза», прошла в 1904 году в Саратове. Спустя три года они объединились в «Голубую розу». Выбирая название, художники опирались на произведение «Голубой цветок» — символ недостижимого идеала, который использовал немецкий писатель Новалис.

Вот так история!
Существует французская настольная игра «Диксит» на воображение. Иллюстрации к ней создала художница Мари Кардуа, и все они достаточно символичны. Эта игра — отличный тренинг для понимания данного стиля.

Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/101~Simvolizm_popytka_narisovat_dushu

Символизм

ПодробностиКатегория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенностиОпубликовано 08.08.2015 12:43Просмотров: 4474

«Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом – вот формула символизма» (Ренэ Гиль). 

И действительно, всё «природное», реальное представлялось им лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

Символизм как художественное явление был одним из крупнейших направлений в литературе, музыке и живописи на рубеже XIX и XX вв. Он возник во Франции в 1870-80-х гг., к концу столетия распространился в большинстве стран Европы.

Но именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. 

Смысл символизма

О сути символизма лучше всего сказал французский поэт Жан Мореас (он же был и автором термина «символизм» в искусстве): «Символическая поэзия – враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними… Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость – всё дерзко и образно…».Существовал и другой термин для обозначения нового направления в литературе – декадентство. И поскольку основным настроением, культивируемым символистами, являлся доходящий до отчаяния пессимизм, а декадентство (от фр. décadent – упадочный) – модернистское направление в искусстве конца XIX – начала XX вв., характеризующееся извращённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом, то между символизмом и декадентством никаких противоречий не было.Но в Росси всё-таки эти два явления в искусстве различали: в символизме отмечали духовность, а в декадентстве – только безнравственность и увлечение внешней формой.

В связи с этим нам бы хотелось обратиться к двум картинам. Первая картина – финского художника Хуго Симберга «Раненый ангел». Поскольку сам автор не давал никаких интерпретаций этой картины, предоставляя зрителю самому делать выводы, то мы и воспользуемся этим и скажем, что картина олицетворяет символизм.

Хуго Симберг «Раненый ангел» (1903). Холст, масло. 127 х 154 см. Атенеум (Хельсинки)
А картина Рамона Касаса «Юная декадентка» (1899) олицетворяет декаданс.

Символисты старались отобразить жизнь каждой души. Но поскольку душа человеческая загадочна, то их произведения полны переживаний, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.

Поэты-символисты наполнили поэзию новыми выразительными образами, но часто уходили в бессмысленной игру слов и звуков. Символизм различает два мира: мир вещей и мир идей и соединяет эти миры в искусстве.

Основные принципы эстетики символизма выражены в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Лотреамона.

Г. Курбе «Портрет Поля Верлена» (около 1866)

Поль Верлен «Осенняя песня»

ИздалекаЛьётся тоскаСкрипки осенней —И, не дыша,Стынет душа

В оцепененье.

Час прозвенит —И леденитОтзвук угрозы,А помянуВ сердце весну —

Катятся слёзы.

И до утраЗлые ветраВ жалобном воеКружат меня,Словно гоня

С палой листвою.

Неизвестно, какие осенние скрипки плачут у Верлена. Возможно, это печально шумят деревья.

А может быть, это чувства уставшего от жизни человека? То же самое относится к удару часов – где, когда? Неясность образов утверждает скорбную мысль поэта о горьком одиночестве всякого существа, обречённого на гибель в холодном равнодушном мире.

Метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в многозначной и многоликой ассоциативной эстетике символов, т.е. таких образов, значение которых постижимо через их непосредственное выражение в слове, живописи, музыке и т.д.

Основным содержанием символистичного произведения являются выраженные в образности символов вечные Идеи, т.е. обобщённые представления о человеке и его жизни, высший Смысл, постигаемый лишь в символе, а также Красота, в нём воплощённая.

Символизм в литературе

Символизм в литературе проявил себя во многих странах: приверженцами этого направления были Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн (Бельгия); Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Жюль Лафорг, Анри де Ренье, Поль Валери, Поль Клодель, Поль Фор, Сен-Поль Ру, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон (Франция); Райнер Мария Рильке, Гуго фон Гофмансталь (Австрия и Германия; поздний Генрик Ибсен (Норвегия); Валерий Брюсов, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Максимилиан Волошин и мн. др. (Россия).

С. Маларме. Фотография 1896 г.
Стефан Малларме (1842-1898) – французский поэт, один из вождей символистов. Малларме считал, что поэзия не «показывает», а внушает. Видимое явление – это лишь внешняя сторона.

Свое интуитивное познание поэт выражает символически. Символ Малларме понимает как систему аналогий. Его лирика субъективна, тематически неопределённа. Основные мотивы – одиночество и скорбь.

Но чувства выражаются не непосредственно, а рядом иносказаний.

Малларме

Плоть опечалена, и книги надоели…Бежать… Я чувствую, как птицы опьянелиОт новизны небес и вспененной воды.Нет — ни в глазах моих старинные садыНе остановят сердца, плящущего, доле;Ни с лампою в пустынном ореолеНа неисписанных и девственных листах;Ни молодая мать с ребенком на руках…

Малларме «Лебедь»

Могучий, девственный, в красе извивных линий,Безумием крыла ужель не разорвётОн озеро мечты, где скрыл узорный иней

Полётов скованных прозрачно-синий лёд?

И Лебедь прежних дней, в порыве гордой мукиОн знает, что ему не взвиться, не запеть:Не создал в песне он страны, чтоб улететь,

Когда придёт зима в сиянье белой скуки.

Он шеей отряхнёт смертельное бессилье,Которым вольного теперь неволит даль,

Но не позор земли, что приморозил крылья.

Он скован белизной земного одеянья,И стынет в гордых снах ненужного изгнанья,Окутанный в надменную печаль.

(Перевод М. Волошина)

Б. М. Кустодиев «Портрет Волошина» (1924)

Русский символизм

Как мы уже сказали ранее, в России символизм стал масштабным, значительным и оригинальным явлением в культуре, при этом он приобрел свои русские неповторимые черты.

В. Серов «Портрет К. Бальмонта»
Серебряный век русской литературы совпадает по времени с эпохой символизма. Но символизм в России был очень разнообразен и не являл собой какой-то единой школы.

М. Врубель «Портрет В. Брюсова»
В течении русского символизма усматривают два периода: старшие символисты (В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, К. Бальмонт и др.) и «младосимволисты» (второе поколение символистов – Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис, И. Анненский, Вячеслав Иванов).

К. Сомов «Портрет Вяч. Иванова»
На творчество русского символизма (особенно младшего поколения) сильно повлияла философия Вл. Соловьёва. Источником вдохновения для русских символистов часто служил образ Святой Софии.

Святая София Соловьёва — одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – тонкое незримое духовное начало мироздания. Культ Софии восприняли А. Блок, А. Белый, С. Соловьёв.

А. Блок называл Софию Прекрасной Дамой, М. Волошин видел её воплощение в легендарной царице Таиах. Младшим символистам была созвучна соловьёвская обращенность к незримому, «несказанному» как истинному источнику бытия.

Стихотворение Соловьёва «Милый друг» воспринималось как свод их идеалистических настроений символистов:

Милый друг, иль ты не видишь,Что все видимое нами –Только отблеск, только тениОт незримого очами?Милый друг, иль ты не слышишь,Что житейский шум трескучий –Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Символизм в живописи

К символизму относят творчество художников А. Бенуа, Л. Бакстa, М. Добужинского, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля и др. Но всегда следует помнить, что каждый представитель символистского течения имел свой путь к нему, поэтому творчество всех символистов невозможно объединить какой-то одной характерной чертой.

В. Борисов-Мусатов «Призраки» (1903)
«…С окончанием жизни опустевшего помещичьего дома – «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин» (по воспоминаниям сестры художника Елены).

Символизм в музыке

Самый яркий представитель этого стиля – А.Н. Скрябин. Музыка Скрябина необычна и своеобразна: импульсивна, нервически тревожна, не чужда мистицизма.

Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.

Он является первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

Соответствие цветов и тональностей по СкрябинуОдним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо: объединение звуков, красок, запахов, движений и даже звучащей архитектуры.

Посредством «Мистерии» А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Его «Поэма Экстаза» и «Прометей» – предисловие («Предварительное Действо») «Мистерии».

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/502-simvolizm

Символизм как течение в искусстве 20 века

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Читайте также:  Красные карлики: холодные звезды во вселенной

Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Содержание1 Терминология2 Возникновение3 Эстетика4 Символизм в литературе5 Символизм в драматургии6 Символизм в изобразительном искусстве7 Символизм в музыке8 Исследования символизма9 См. также10 Примечания

[править] Терминология

Жан Мореас

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», — опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:

Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти.

С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений.

Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними…

Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость — всё дерзко и образно, а в результате — прекрасный французский язык — древний и новый одновременно — сочный, богатый и красочный…[1]

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось.

Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой.

Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

Мандрагоры имманентныеЗашуршали в камышах,А шершаво-декадентные

Вирши – в вянущих ушах.

Михаил Врубель Царевна-лебедь

[править] Возникновение

Основные принципы эстетики символизма впервые появились в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Лотреамона.

Хуго Симберг, Раненый ангел

[править] Эстетика

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений.

Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую их критиками бессмысленной игру слов и звуков. Огрубляя, можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей.

Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне.

Понятие и образ Тайны, таинственного, мистического проявляется как в романтизме, так и в символизме.

Однако, романтизм, как правило, исходит из того, что «познание мира есть познание самого себя, ибо человек — величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной» (Новалис)[2].

Иное понимание мира у символистов: по их мнению, подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна — есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота, и мировой Дух[3].

Вячеслав Иванов в своей работе “Заветы символизма” ёмко и по-символистски образно выразил художественные признаки и эстетические принципы собственно “символического” направления в искусстве (сказанное здесь о поэзии вполне применимо и к остальным видам искусства):

Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся эхо и как бы отзвуки разных подземных ключей…[4]

Удивительной магией символистичной образности проникнуты такие строки Константина Бальмонта, проливающие свет и на эстетические принципы символизма:

Источник: https://works.doklad.ru/view/v3iDTtnNjj0/all.html

СИМВОЛИЗМ

Направление в искусстве последней  трети XIX – начала ХХ веков, в основе которого лежит выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей посредством символа. Реальный мир в символизме мыслится как смутное отражение некоего потустороннего истинного мира, и творческий акт – единственное средство познания истинной сущности вещей и явлений.

Истоки символизма – в романтической французской поэзии 1850-1860-х годов, его характерные черты обнаруживаются в произведениях Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме. Влияние на символистов оказала философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, творчество Р. Вагнера и Э. По.

Большое значение в становлении символизма сыграло стихотворение Бодлера «Соответствия», в котором прозвучала идея синтеза звука, цвета, запахов, равно как и стремление к сочетанию противоположностей. Идею соответствия звуков и цветов развил А. Рембо в сонете «Гласные». С.

Малларме считал, что в стихах нужно передавать не вещи, а свои впечатления от них. В 1880-е годы творят объединившиеся вокруг Малларме т.н. «малые символисты» – Ж. Мореас, Г. Кан, А. Самэн, Ф. Вьеле-Гриффен и др.

В это время критика называет поэтов нового направления «декадентами», упрекая их в отрыве от реальности, гипертрофированном эстетизме, моде на демонизм и имморализм, упадочности мировоззрения.

Термин «символизм» впервые прозвучал в одноимённом манифесте Ж. Мореаса (Le Symbolisme // Le Figaro. 18.09.

1886), где автор указал на отличие его от декадентства, а также сформулировал основные принципы нового направления, определил значение главных понятий символизма – образа и идеи: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними»; образ – способ выражения идеи.

Среди крупнейших европейских поэтов-символистов П. Валери, П. Клодель, Лотреамон, Э. Верхарн, Р.М. Рильке, Г. Гофмансталь, С. Георге, черты символизма присутствуют в творчестве У.Б. Йейтса и О. Уайльда и т.д.

Символизм нашёл своё отражение не только в поэзии, но и в других видах искусства. Драмы М. Метерлинка, Г. Гофмансталя, позднего Г. Ибсена внесли вклад в становление символистского театра.

Для символизма в театре характерно обращение к драматическим формам прошлого: древнегреческим трагедиям, средневековым мистериям и т.д., усиление роли режиссёра, максимальное сближение с другими видами искусства (музыка, живопись), вовлечение зрителя в спектакль, утверждение т.н.

«условного театра», стремление подчеркнуть в драме роль подтекста. Первым символистским театром стал парижский Theatre d’Art, возглавляемый П. Фором (1890-1892).

Предтечей символизма в музыке считается Р. Вагнер, в творчестве которого проявились характерные черты этого направления (французские символисты называли Вагнера «истинным выразителем натуры современного человека»).

С символистами Вагнера сближало стремление к невыразимому и бессознательному (музыка как выражение потаённого смысла слов), антинарративность (языковой строй музыкального произведения определяется не описаниями, а впечатлениями).

В целом же черты символизма проявились в музыке лишь опосредованно, как музыкальное воплощение символистской литературы. В числе примеров – опера К. Дебюсси «Пелиас и Мелизанда» (на сюжет пьесы М. Метерлинка, 1902), песни Г. Форе на стихи П. Верлена.

Неоспоримо влияние символизма на творчество М. Равеля (балет «Дафнис и Хлоя», 1912; «Три стихотворения Стефана Малларме», 1913 и др.).

Символизм в живописи развивался в то же время, что и в других видах искусства, и был тесно связан с постимпрессионизмом и модерном. Во Франции развитие символизма в живописи связано с группировавшейся вокруг П. Гогена «понт-авенской школой» (Э. Бернар, Ш. Лаваль и др.) и группой «Наби» (П. Серюзье, М. Дени, П. Боннар и др.).

Сочетание декоративной условности, орнаментальности, с чётко прописанными фигурами первого плана как характерная черта символизма свойственны Ф. Кнопфу (Бельгия) и Г. Климту (Австрия). Программным живописным произведением символизма является «Остров мёртвых» А. Бёклина (Швейцария, 1883).

В Англии символизм развивался под влиянием школы прерафаэлитов 2-й половины XIX века.

Символизм в России

Русский символизм возник в 1890-е годы как противопоставление преобладающей в обществе позитивистской традиции, ярче всего проявившей себя в т.н. народнической литературе.

Помимо источников влияния, общих для русских и европейских символистов, на отечественных авторов оказала влияние классическая русская литература XIX века, в особенности творчество М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского. Особую роль в становлении символизма сыграла философия В.С.

Соловьёва, в частности его учение о Софии, при этом сам философ к произведениям символистов относился довольно критически.

Принято разделять т.н. «старших» и «младших» символистов. К «старшим» относятся К. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Н.М. Минский, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб. К младшим (начали печататься в 1900-е годы) – А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, И.Ф. Анненский, М. Кузмин, Эллис, С.М. Соловьёв. Многие «младосимволисты» в 1903-1910 годах входили в литературную группу «Аргонавты».

Программным манифестом русского символизма принято считать лекцию Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (СПб.

, 1893), в которой символизм был позиционирован как полноправное продолжение традиций русской литературы; тремя основными элементами нового искусства объявлялись мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. В 1894-1895 годах В.Я.

Брюсов издаёт 3 сборника «Русские символисты», где большинство стихотворений принадлежат самому Брюсову (опубликованы под псевдонимами). Критика встретила сборники холодно, усмотрев в стихах подражание французским декадентам. В 1899 году Брюсов при участии Ю. Балтрушайтиса и С.

Полякова основал издательство «Скорпион» (1899-1918), издававшее альманах «Северные цветы» (1901-1911) и журнал «Весы» (1904-1909). В Санкт-Петербурге символисты печатались в журналах «Мир искусства» (1898-1904) и «Новый путь» (1902-1904). В Москве в 1906-1910 годах Н.П. Рябушинский издавал журнал «Золотое руно».

В 1909 году бывшие участники «Аргонавтов» (А. Белый, Эллис, Э. Метнер и др.) основали издательство «Мусагет». Одним из главных «центров» символизма принято считать квартиру В.И. Иванова на Таврической улице в Санкт-Петербурге («Башню»), где бывали многие выдающиеся деятели Серебряного века.

В 1910-е годы символизм переживает кризис и перестаёт существовать как единое направление, уступая место новым литературным течениям (акмеизм, футуризм и т.д.). О кризисе свидетельствует и расхождение А.А. Блока и В.И.

Иванова в понимании сущности и целей современного искусства, его связи с окружающей действительностью (доклады «О современном состоянии русского символизма» и «Заветы символизма», оба 1910).

В 1912 году Блок считал символизм уже не существующей школой.

Развитие символистского театра в России тесно связано с идеей синтеза искусств, которую развивали многие теоретики символизма (В.И. Иванов и др.). К символистским произведениям неоднократно обращался В.Э. Мейерхольд, наиболее удачно – в постановке пьесы А.А. Блока «Балаганчик» (СПб., Театр Комиссаржевской, 1906).

Имела успех «Синяя птица» М. Метерлинка в постановке К.С. Станиславского (М., МХТ, 1908). В целом же идеи символистского театра (условность, диктат режиссёра) не встретили признания в русской театральной школе с её сильными реалистическими традициями и ориентированностью на яркий психологизм актёрской игры.

Разочарование в возможностях символистского театра происходит в 1910-е годы, одновременно с кризисом символизма в целом. В 1923 году В.И. Иванов в статье «Дионис и прадионисийство», развивая театральную концепцию Ф.

Ницше, призвал к театральным постановкам мистерий и других массовых действ, но его призыв не был реализован.

В российской музыке наибольшее влияние символизм оказал на творчество А.Н. Скрябина, ставшее одной из первых попыток связать воедино возможности звука и цвета.

Стремление к синтезу художественных средств воплотилось в симфониях «Поэма экстаза» (1907) и «Прометей» («Поэма огня», 1910).

Задумка грандиозной «Мистерии», объединяющей все виды искусства (музыка, живопись, архитектура и т.д.) осталась нереализованной.

В живописи влияние символизма наиболее отчётливо прослеживается в творчестве М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова, А. Бенуа, Л. Бакста, М. Добужинского, Н. Рериха. Символистскими по характеру являлось художественное объединение «Алая Роза» (П. Кузнецов, П. Уткин и др.

Читайте также:  Урок-схема оригами платье из бумаги

), возникшее в конце 1890-х. В 1904 году в Саратове состоялась одноимённая выставка участников группы. В 1907 году после выставки «Голубая роза» в Москве возникла одноимённая группа художников (П. Кузнецов, Н. Сапунов, С. Судейкин и др.), просуществовавшая до 1910 года.

Литература

  • Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.
  • Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия. 1870–1900. М., 1994.
  • Лавров А.В. Русские символисты: этюды и разыскания. М., 2007.
  • Ляпина Е.И. Русский символизм: философско-аксиологический аспект. Новосибирск, 2006.
  • Минц З.Г. Поэтика символизма. СПб., 2000.
  • Обломиевский Д. Французский символизм. М., 1973.
  • Пайман А. История русского символизма. М., 2000.
  • Русакова А. Символизм в русской живописи. М., 2003.
  • Символизм как художественное направление. Взгляд из XXI века: Сб. ст. М., 2013.
  • Французский символизм. Драматургия и театр. СПб., 2000.
  • Holthusen I. Studien zur Ästhetik und Poetik des russischen Symbolismus. Gött., 1957.
  • Hofstätter H. H. Idealismus und Sym¬bo¬lismus. W.; München, 1972.
  • Le symbolisme en Europe. Paris, 1976.
  • Lehmann A. G. The symbolist aesthetic in France, 1885–1895. Oxford, 1968.
  • Mathieu P. L. The symbolist generation, 1870–1910. N. Y., 1990.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/simvolizm

Символизм в искусстве

Символика (vidfr.symbolisme от gretsk.

symbolon — признак, предупреждающий знак) — для эстетики, которая безусловно во Франции 1880-1890 и широко распространен в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре во многих европейских странах на рубеже 19-20 вв. Символизм был большое значение в русском искусстве того же периода в искусстве приобрело определение «Серебряного века».

Главная Теоретическое открытие символизма, как известно, был символом любого настоящего искусства.

Так что смысл символики как теория эстетики Андрей Белый увидел, что символисты «, наконец, понял, что искусство через символическое, а не в том смысле, что эстетика и только опирается на символике него и делает все свои выводы, а все остальное — не имеет значение., а другой «второй» и критерии оценки считаются настоящими произведениями литературы.

«Таким образом, смысл символики как теории, согласно Белом golovnimintentsiyam, это не столько дает нам некоторые принципиально новый теория как движется акценты и установка в устоявшихся теорий культуры (особенно философия и эстетика) в сторону ближе к сущности тщательного явлений описал их, от видимых форм теоретического двигаться в их глубины — через них внутри. А вот философия Аристотеля только символическая структура, со-платонизм Krivan идеи и поэзия Данте, Гете, Пушкина или — способы проникновения духовных миров, которые не имеют ничего общего с внешней описано явления.

Символ искусство (от греч.) — Маркс, идентификация знак) — универсальная категория эстетики, более подвержены раскрытия путем сравнения с соседними категорий, с одной стороны, и знак — с другой.

Принимая slovarasshiritelno, можно сказать, что символ есть изображение, полученное в аспекте его значение, что это знак, наделенный всей органично мифа и неисчерпаемой многозначностью образа.

Каждый символ есть образ (и всякий образ, хотя в некоторой степени, характера), если категория образа напрашивается сути идентичность, обозначение категории указывает на другую сторону того же факта — navihozhdeniy путь за пределы себя, с наличием чувства интимной слияния с изображением, но не идентичны obrazu.Predmetny образ и глубинный смысл структуры действуют как символ двух полюсов, немыслимо без друга (ибо смысл теряется svoyuyavlennost изображения, и изображение разбиты на значении ее компонентов), но разведены друг от друга — и между генерации напряжения, которое является сущностью характера. Обращаясь к изображению характера становится «прозрачным», что означает «блеск» через него, он уделяется семантическую глубину, смысловую перспективу, требуя непростой «запись» в себе.

https://www.youtube.com/watch?v=u1l3ld1IbGs

Реалистичная символика имеет свои истоки в «мистический реализм средневековья через романтизма и символизма с участием Гете.» Ее основные принципы объективности и мистический характер, характер является высшей реальности.

Идеалистическая символика имеет свой источник античный эстетический канон и пришел к нам через poserednitstvomParnassa, ее основные принципы и психология субъективности, это только символ своего рода способ связаться с людьми.

Символизм — первое литературно — художественное направление европейского модернизма, возникшая в kintsiHIH в. во Франции в связи с кризисом позитивистской идеологии художественного натурализма. Основы estetiki Simvolizma положил Поль Верлен, Артур Рембо, Стефан Малларме.

Символизм был с современными ему идеалистическими философскими течениями, которые основаны на концепции двух миров — как мир повседневной реальности и трансцендентного мира истинных ценностей. Согласно этой символики искал высшую реальность, что находится за пределами чувственного восприятия.

Здесь самым эффективным оружием является поэтическим символом творчества, позволяет прорвать завесу повседневной жизни к трансцендентной красоты.

Наиболее распространенным доктрина символизма, это интуитивное понимание мирового единства через обнаружение символических аналогий между земным itravstsendentnim миров.

Символ и художественный образ. Что касается художественного символизма публично объявил себя во Франции, когда группа молодых поэтов, 1886splotivshayasya вокруг С. Малларме, осознал единство художественных устремлений. В состав группы входили: Zh.Moreas, R.Gil Анри Дерен и другую S.Merril. U1890 — с поэты Малларме priednalisyaP.Valery группа, A.

Zhid, P.Klodel.Oformleniyu символизм во многих литературных направления spriyavP.Verlen публикации газет «Париж модерн» и «Lanuvelrivgosh» svoisimvolistskie стихов и серию очерков проклятых поэтов, а также iZh.K . Gyuismans, сделанные с романом «Наоборот». В 1886Zh.

Moreas помещенных в «Фигаро» Манифест символизма, который сформулировал основные принципы направления, опираясь на sudzhennyaSh.Bodlera, С. Малларме P.Verlena, Sh.Anry. Через два года после публикации маніфестуЖ.МореасаА.

Бергсон опубликовал свою первую книгу о непосредственных данных сознания, в котором говорится, философию интуитивизма в основной printsipipereklikayuschayasya с мировоззрением символистов и дает ему дополнительное обоснование.

Источник: http://estetica.etica.in.ua/simvolizm-v-iskusstve/

Статья по МХК (11 класс) на тему: Искусство Символизма

Символизм

Художник имеет возможность изображать в своих произведениях два рода вещей: с одной стороны, реально существующие и видимые глазом предметы, пейзажи, людей и т.п., а с другой — всевозможные необычные, вымышленные существа, предметы и положения.

Сюжеты второго рода художник черпает из литературы, сказок, мифов, из истории, а больше всего — из собственной фантазии. Как раз в последние два десятилетия 19 в. и на рубеже веков такое «питающееся фантазией» искусство на-шло особенно много сторонников.

У этого явления были сложные общественные причины: главным образом дело было в том, что многие образованные люди и художники испытывали чувство разочарования современной действительностью. Они не знали, как справиться с общественными противоречиями и предпочитали уединиться в мире собственного воображения.

Они искали выхода в различных фантастических учениях, интересовались верования-ми и искусством дальних стран, исчезнувшими с лица земли древ-ними культурами — там они на-ходили близкие своим настроениям таинственные, необычные, мистические черты. В своём искусстве они представляли видения, созданные силой фантазии.

В этих произведениях много не-определённого, неуловимого, едва угадываемого; в них полно не-ясных намёков, иносказаний и символов — последние дали имя всему направлению.

Одни символисты создавали печальные, тоскливые или поэтические картины, напоминающие сновидения, другие предпочитали писать мрачные и ужасающие сцены.

Символисты обратились к теневым сторонам человеческой души; в их творчестве встречаются персонажи в странных много-значительных позах, перекошенные маски, застывшие взоры черных глаз на смертельно бледных лицах, знаки роковых предчувствий, жуткие фантастические существа, скелеты, черепа и тому подобные мотивы.

Выразительные средства символисты заимствовали по большей части либо из академического искусства (фото-графическая точность, сухое отчасти скучное письмо), либо из модерна (вытянутые фигуры, текучие кон-туры, однородные плоскости цвета и общее стремление к декоративности).

Французские художники не испытывали особой тяги к симво-лизму; куда больше это направ-ление было распространено среди немецких художников. Наиболее интересные французские символисты — это Однлон Редон (1840 — 1916) с его фантастически-ми картинами-видениюзи и создатель стенных росписей Пьер Пюви де Шаванн (1824 — 1898).

Картины этих обоих мастеров очень привлекательны с чисто живописной стороны. Например, Пюви де Шаванн предпочитал сдержанные синевато-серые тона и простые, ясные формы. Очень известна его картина, где изображена защитница Парижа святая. Же-невьева, стерегущая лунной ночью спящий город. В старинной легенде говорится, что в 5 в.

, когда гунны во главе с Аттилой угрожали Парижу, юная Женевьева воодушевила испуганных защитников города на борьбу. Враги были отброшены, а девушка, в знак признательности, была про-возглашена святой защитницей Парижа.

Символизм распространен был и в Бельгии, где Джеймс Энсор (1860 — 1949) в яркой цветовой гамме изображал, устрашаю-щие лица-маски, и в Голландии, где Яи Тороп (1858 — 1928) созда-вал картины, исполненные горь-кий и болезненных настроений.

Человечнее и понятнее искусство норвежца Эдварда Мунка (1863— 1944), например, его картина «Танец жизни» говорит о таких всем понятных вещах, как молодость и старость, надежды и разочаро-вания: в образах женщин в бело-снежных, ярко-красных и чёрных нарядах, танцующих при лунном свете на морском берегу, художник, передаёт течение человече-ской жизни.

В символизме могла проявляться озабоченность художника проблемами своего времени, но это полное безнадёжности искусство не содержало передовых идей — ни общественных, ни художественных. Не может оно удовлетворить и такого зрителя, который видит в искусстве источник красоты и радости.

Пёстрая картина развития искусства в конце 19 века оказывается особенно сложной, поскольку раз-личные художественные направления того времени воздейство-вали друг на друга и смешива-лись между собой, например, постимпрессионисты и символис-ты могли наравне пользоваться выразительными средствами мо-дерна. В то же время в произведениях некоторых постимпрессионистов ощущается характерная для символизма таинственность.

Иной и более привлекательный облик получил символизм в Скандинавских странах, в России и также в Эстонии. Здесь он сложился в тн. национально-романтическое направление.

Оно вырастало на более здоровой почве, опираясь на пре-дания героического прошлого своей родины, стремясь оживить прекрасный мир народной поэзии или по-новому увидеть природу любимой родины.

Пейзажная живопись в Скандинавских странах получила более декоративный характер, природа выступала в этих картинах в тяжелых оран-жеватых осенних красках. Среди скандинавских художников особенно известен Аксели Галлен -Каллела (1865 — 1931) — благо-даря своим произведениям на сюжеты финского народного эпоса «Калевала».

Русский художник Николай Рерих (1874 — 1947) писал древние русские города, сцены из жизни далёких предков и особенно часто — варяжские суда под разноцветными парусами.

Михаил Врубель (1856 — '1910) изображал персонажей,  охваченных стран-ной мукой, например, Лермонтов-ского Демона.

Надолго врезаются в память прекрасные лица Врублевских героев с тёмными горящими глазами; окружающая их природа передана тускло мерцающими мозаичными пятнами и гранями. На студёно-синем фоне

изображена его бледная и хруп-кая царевна-лебедь.

Одним из интереснейших явлений русской художественной жизни была группировка «Мир искусства», которая сложилась вокруг одноименного журнала, устраивала выставки и стала в своё время центром новых художественных исканий в России.

Группировка объединяла художников различного склада её к символизму можно лишь условно, потому что далеко не все участники «Мира искусства» были с ним связаны. В то же время их объединяло стремление к изысканности и декоративности, к стилизованному изображению минувшего.

Наиболее известными «мирискусниками» были Алек-сандр Бенуа (1870 — 1960), Лев Бакст (1866 — 1939), Иван Билибин (1876 — 1942), Николай Рерих, Константин Сомов (1869 — 1939) и другие. Помимо живописи члены группировки уделяли большое внимание станковой и книжной графике. Очень многого достигли они в области театральной декорации.

Красочные фантастические декорации и костюмы пленили во время гастролей русского балета Западную Европу и стали там своего рода образцом для подражания.

С «Миром искусства был связан выдающийся живописец и график Валентин Серов (1865— 1911). Он был одним из первых русских художников, начавших писать под открытым небом. Серов создавал полные света пейзажи и бытовые сцены, изображал сюжеты из древних мифов и истории, иллюстрировал книги. Он — автор целой галереи замечательных портретов.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2012/03/11/iskusstvo-simvolizma

Символизм в искусстве начало 20 века

Символизм в искусстве начало 20 века

Символизм – направление в литературе и искусстве конца 19 – начала 20 веков, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах. (Словарь Ожегова) СИМВОЛИЗМ (от фр. symbolisme, от греч.

Читайте также:  Почему луна краснеет?

symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880– 1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19– 20 вв.

Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век» . (Энциклопедия Кругосвет)

Русский символизм Символизм — направление в литературе и искусстве, которое впервые появилось во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространилось в большинстве стран Европы.

Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма приносят в это направление новое, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками.

Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма — даже внешне враждебные направления (футуристы, «Кузница» и др. ) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма.

Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров.

Помимо поисков новых литературных перспектив в форме и тематике, возможно, единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов.

«Мысль изречённая — есть ложь» — стих русского поэта Фёдора Тютчева — предшественника русского символизма.

Символисты создали свой мир и отвергли существующую реальность. Этот мир без правил в последствии превратился в настоящую действительность. Искусство, жизнь по символизму – это театр, в котором каждый играет свои роли. Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов шокировали всех.

Символистов рисовали “голыми лохмачами с лиловыми волосами и зеленым носом”. Психиатры утверждали, что новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир.

Наверное, они делали это потому, что мир реальный полон грязи, пошлости, предательства, из-за этого они словно совершают прорыв в свой новый мир, мир теней, образов и красок. Символистам присвоили кличку “декаденты” (“упадочники” ). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем.

С точки зрения символистов, этот “упадок” , значительно ценнее нормальной посредственности. Они не только писали “декадентские” стихи, но и намеренно вели “декадентский” образ жизни.

Символистами называли себя и те, кто стремился к туманным намекам на неясный им самим смысл, и направлявшие мысль читателя по пути прихотливых ассоциаций, и претендовавшие на то, чтобы определить словами еще никем не познанную сущность Вселенной.

Символизм Петербурга – это особое состояние мира и человека, повлекшее за собой перемены во всех областях жизни. В человеке же главное, по символизму, особая нервность, тяготение к мистическому познанию.

Петербургские символисты стремились продемонстрировать обостренную чувствительность, непонятные обычному человеку переживания, неожиданные видения. Символисты описывают мир духов, доступный спиритам. Символизм по – петербургски – это игра со светом и тенью.

Вера в то, что помимо мира видимого, реального, существует другой – невидимый, сверхъестественный; вера в возможность человека общаться с этим миром. Символизм по Петербургу – это разрыв границ и прорыв в будущее, а вместе с тем и в прошлое, прорыв в иное измерение.

Три главных элемента нового искусства, считают символисты, – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Петербургский символизм иногда называют “религиозным”.

Религиозность, однако, понимается максимально широко – это не только православие, но и иные вероисповедания и религиозные искания: от народных, сектантских, до рассудочных конструкций высокообразованных людей. И Ветхий и Новый Завет, считали петербургские символисты, уже исчерпаны. Человечество должно перешагнуть в царство, предсказанное Апокалипсисом. И они старались показать современному православию новый путь – Третьего Завета.

“СИМВОЛИЗМ” – направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА “вещей в себе” и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к “скрытым реальностям” , сверхвременной идеальной сущности мира, его “нетленной” Красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе.

Символизм в России развивался по двум линиям, которые часто пересекались и переплетались между собой у многих крупнейших символистов: • символизм как художественное направление и • символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.

Картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения.

Младосимволисты (второе «поколение» символистов) Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900 -е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв, А. Белый, А.

Блок, Эллис, и люди весьма солидные, как директор гимназии И. Анненский, учёный Вячеслав Иванов, музыкант и композитор М. Кузмин.

В первые годы столетия представители юного поколения символистов создают романтически окрашенный кружок, где зреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием «Аргонавты» или аргонавтизм.

“На содержание русского символизма (особенно во младшем поколении) заметно повлияла философия Вл. Соловьёва. Как выразился Вяч. Иванов в письме к А. Блоку: «Соловьёвым мы таинственно крещены» . Источником вдохновения для русских символистов часто служил образ Святой Софии.

Святая София Соловьёва — одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена; — это тонкое незримое духовное начало, пронизывающее мироздание. Культ Софии трепетно восприняли А. Блок, А. Белый, С. Соловьёв. А.

Блок называл Софию Прекрасной Дамой, М. Волошин видел её воплощение в легендарной царице Таиах. Псевдоним А. Белого (Б. Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности. Младшим символистам была созвучна соловьёвская обращенность к незримому, «несказанному» как истинному источнику бытия.

Стихотворение Соловьёва «Милый друг» воспринималось как девиз «аргонавтов» , как свод их идеалистических настроений:

Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?

Источник: http://present5.com/simvolizm-v-iskusstve-nachalo-20-veka/

Направление символизма в истории искусства

Художественная жизнь Франции последнего десятилетия ХIХ и первые годы ХХ века была насыщенной и противоречивой. Многочисленные выставки наглядно продемонстрировали все многообразие художественных течений рубежа столетия.

Среди новых направлений этого времени своей сложностью и многогранностью выделяется символизм. Возникнув первоначально как литературное направление в лице своих ярких представителей Рембо, Верлена, Малларме и Метерлинка, он выработал свои эстетические принципы и утвердился, помимо литературы, в изобразительном искусстве, театре и музыке.

Можно сказать, что символизм явился прямым продолжением романтизма, но уже в иных исторических условиях. Как и романтизм, символизм стал не стилем, но лишь направлением в искусстве, объединившим его различные виды общностью мировоззрения. Он возник как реакция на ограниченность позитивистской эстетики, натурализма и позднего измельчавшего реализма.

Датой теоретического оформления символизма можно считать сентябрь 1886 года, когда в «Figaro litteraire» был опубликован знаменитый «Манифест символизма» Жана Мореаса.

«Символическая поэзия, – писал Мореас, – стремится облечь Идею в чувственную форму, которая при всем том не самоцель, а должна подчиняться Идее и выражать ее.

Идея в свою очередь не должна представать без пышного одеяния внешних аналогий, ибо сущность символического искусства состоит в том, что оно никогда не называет Идею по имени…» Во многом это высказывание определило новые средства выражения в искусстве символистов.

Непосредственную связь символизм в живописи имел не только с литературой, но и с философией, которая стала в этот период отходить от позитивизма.

Фридрих Ницше, Анри Бергсон, а затем и Эрнст Кассирер с их «философией жизни» утверждают дух интуитивизма, разрешая философские проблемы не логически-рациональными построениями, а интуитивным путем.

Бергсон рассматривал жизнь как метафизически-космический процесс, как подлинную и первоначальную реальность, структура реальности – длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту. Аспектами этой деятельности являются прежде всего материя, сознание, память, дух.

Жизнь до конца не познаваема, и лишь интуиция способна приблизиться к ее пониманию. Именно интуиция открывает перед искусством способ постижения жизненных основ. Основываясь на этих философских положениях, символизм провозглашает уход от реальности в мир поэтической легенды, вымысла, благодаря чему в искусстве начинает господствовать культ духовности, усложненности чувств. В понимании поэтов и художников этого направления мир существует только как представление. «Реальность, – говорил Мореас, – может служить для искусства лишь отправной точкой». Символисты приняли на вооружение идею Шарля Бодлера о том, что искусство должно быть «суггестивной магией, в которой сплавляется объект с субъектом, внешний мир с самим художником».

Символизм предполагал все реально существующее заменить тайными знаками и шифрами вечных вневременных идей, которые призваны интуитивно постичь искусство. Искусство при этом – символ непознаваемых сущностей, мира видений и грез.

Особенностями символизма была многозначность и суггестивность образов, игра метафор и ассоциаций. «Суггестивное искусство – это иррадиация различных пластических элементов, соединенных в такие сочетания, что они вызывают мечтания и озарения», – писал О. Редон.

Поэтому в изобразительном искусстве живописный метод симовлизма выразился в причудливости линий и красок, отдаленно напоминавших реальное; в замене реальных персонажей фантастическими, выдуманными существами; в нарочитой многозначности и зашифрованности содержания, порой – утрированной экстатичности образов.

В отличие от литературы, в изобразительном искусстве символизм не имел определяющего значения, и было бы невозможно объединить в одну группу связанных с этим направлением художников.

Живописцы наглядно продемонстрировали слова Верлена – «сколько символистов, столько же и символов». Единственное, что роднило их всех, это стремление достичь идеала Красоты, превратившейся в предмет обожествления.

Сам же художник, творец Красоты, способен «пересоздать» жизнь, а не только создать образ-символ.

Предтечей символизма в поэзии явилась фигура Шарля Бодлера, в живописи на себя подобную роль взяли П. Пюви де Шаванн (11824-1898), Гюстав Моро (1826-1898), Одилон Редон (1840-1916), Эжен Каррьер (1849-1906), Арнольд Беклин (1827-1901), Группа «Наби» (с 1889 по 1905), Морис Дени (1870-1943) и др. – Представить на выбор любого из французских символистов.

Символизм в русском изобразительном искусстве конца ХIХ – нач.ХХ века.

Развитие русского изобразительного искусства конца ХIХ – начала ХХ века – путь от воссоздания традиций передвижников до создания нового мифотворчества, осознания необходимости обновления художественного языка, обогащения искусства новыми идеями.

Для русского художественного творчества данного периода характерно постепенное преодоление свойственного реализму принципа непосредственного изображения окружающего мира, обретение нового метода, с помощью которого художники преображали видимый мир: сокращение повествовательного момента, замена развернутого сюжета бессобытийным мотивом, сосредоточенность на выражении собственных чувств и погружение в созерцание, театрализация действительности с помощью возрождения мифологического мышления и т.п. Русские художники-символисты, так же как и западноевропейские, предлагали заменить все реально существующее тайными знаками и шифрами вечных вневременных идей, призванных интуитивно постичь искусство, что выражалось в их картинах причудливыми линиями и красками, отдаленно напоминающими реальное. Персонажами картин также являлись фантастические, выдуманные существа. Эти тенденции затем легли в основу стиля модерн, так как символизм предшествовал модерну, являясь его питательной средой.

Стилистика нового живописного метода была ярко выражена в творчестве таких русских художников рубежа ХIХ-ХХ веков, как М. Врубель, Н. Рерих, В. Борисов – Мусатов и группа «Голубая роза». Их творчество – начало новой художественной эстетики ХХ века. – Представить на выбор любого из русских символистов.

Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 1532;

Источник: https://poznayka.org/s22786t1.html

Ссылка на основную публикацию