Сентиментализм в искусстве (xviii в)

Сентиментализм и романтизм: человек и его душевные порывы

«Разум может ошибаться, чувство — никогда!»
Ж.-Ж. Руссо

В противовес возвышенным, но холодным «гражданским идеалам» классицизма стали развиваться новые стили — сначала сентиментализм, а затем романтизм, унаследовавший многие его черты. Противники классической сдержанности и величавости хотя и признавали достижения Античности, все же на первое место ставили конкретного человека, его переживания.

Сентиментализм. Чувства «маленького человека»

Во Франции сентиментализм появился в 1720-х годах, в России — на рубеже XVIII и XIX веков. Сентименталисты стремились приблизить искусство к реальности и поэтому прославляли окружающий мир и обычные человеческие чувства. Красота природы, дружба, волшебство любви — вот что интересовало художников этого направления и воплощалось в их картинах.

Полотна сентименталистов пронизаны меланхолией. Нередко они изображали идиллические пейзажи и картины из жизни крестьян, чьи простота и естественность противопоставлялись «испорченности» благородных особ.

Все характерные черты стиля в творчестве французского сентименталиста Жана-Батиста Грёза (1725–1805) предстают в преувеличенном виде и порой доходят до безвкусицы. Очень важной задачей живописца Грёз считал воспитание, «исправление нравов».

Он создал целый цикл картин, обличающих порок и превозносящих добродетель: «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», «Наказанный сын», «Избалованное дитя», «Посещение священника»… Эти полотна, с одной стороны, отличались филигранной техникой и мастерством композиции, а с другой — были переполнены пафосом, слащавы и нарочито театральны.

Кисти Грёза принадлежат и многочисленные так называемые головки — трогательные портреты девушек, печально созерцающих погибших птичек, увядшие цветочки или разбитые вазы.

Жан-Батист Грёз «Прачка» (1761) Художник воспевал добродетели третьего сословия — трудолюбие и скромность

Жан-Батист Грёз «Утренняя молитва» (1780) «Девушек Грёза» многие считают эталоном слащавой сентиментальной живописи

Русские художники

Черты сентиментализма можно заметить и в картинах российских художников Ивана и Николая Аргуновых. Будучи крепостными семейства Шереметевых, отец и сын Аргуновы прославились как мастера портрета.

На их полотнах, парадных или камерных, подчеркиваются не достижения изображенных персон, а их личные качества и индивидуальные особенности.

Должность, профессия и социальный статус — все это волновало художников куда меньше, чем внутренняя суть человека, красота его души. Это и роднит их творчество с сентиментализмом.

Одна из самых известных работ Николая Аргунова — портрет крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой (впоследствии супруги графа Николая Шереметева). Влияние сентиментализма заметно и в творчестве другого русского художника — Владимира Боровиковского. Он любил рисовать своих моделей на фоне сада или парка, а выражения лиц на его портретах проникнуты нежной, чувственной грустью.

Особенно удавались художнику женские образы, отражавшие нравственный и эстетический идеал художника. Необычайно глубоким, поэтичным и достоверным получился портрет молодой женщины Марии Ивановны Лопухиной, выставленный сейчас в Третьяковской галерее. Об этой картине — стихи Я. П. Полонского: «Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…»

Владимир Боровиковский «Портрет сестер А. Г. и В. Г. Гагариных» (1802) Художник явно симпатизирует увлеченным музыкой сестрам

Романтизм. Бунт индивидуальности

В 1820–1830-х годах на смену сентиментализму с его пристрастием к покою, меланхолии и «скрытым чувствам» пришел романтизм — искусство, полное бурного выражения эмоций, прославления силы, страсти и неудержимых душевных порывов.

Словно все то, о чем художники-сентименталисты только намекали, внезапно освободилось от оков сдержанности и вырвалось из глубины на первый план. И природа, и люди на полотнах романтиков живут полной, яркой, одухотворенной жизнью, у этих картин словно есть обнаженный нерв.

Благодаря романтизму в изобразительном искусстве утвердились новые, более яркие краски и новые сюжеты: человек, преодолевающий опасность, спорящий с судьбой и природой, бросающий вызов.

Романтики начинают смелее изображать обнаженную натуру, в отличие от «классиков», уже не боясь «несовершенств» и лишней откровенности.

Образец романтизма — картины испанца Франсиско Гойи (1746–1828). В том же стиле творили француз Эжен Делакруа (1798–1863), англичанин Уильям Тёрнер (1775–1851) и немец Каспар Давид Фридрих (1774–1840).

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830) Эту картину называли «Марсельезой в красках»

Романтика стихии и свободы

Одно из первых значительных произведений романтизма — картина французского художника Теодора Жерико (1791–1824) «Плот „Медузы»». Работая над огромным полотном 4,7 x 7 метров, художник обратился к реальным событиям — крушению фрегата «Медуза» у берегов Сенегала.

Корабль затонул, но 140 пассажиров и членов экипажа спаслись на плоту. Через 12 дней, когда их обнаружили, в живых осталось лишь 15 человек.

Двое спасенных, врач Савиньи и инженер Корреар, даже позировали Жерико для картины, в которой живописцу удалось передать ужас людей перед стихией и страх приближающейся смерти, силу надежды и, напротив, охватившее их глубокое отчаяние и бессилие.

Полотно исполнено в мрачных красках, а во время работы над ним художник делал очень много набросков, заставляя натурщиков застывать в самых разных позах.

Теодор Жерико «Плот „Медузы»» (1819) Люди отчаянно пытаются привлечь внимание показавшегося вдали корабля

Жизнь испанца Франсиско Гойи сама по себе напоминает жизнеописание героя приключенческого романа: поединки, преследования инквизицией «за оскорбление святынь»… Но его незаурядный талант все же был оценен по достоинству.

Он стал сначала художником Королевской мануфактуры гобеленов, а затем — в 1789 году — придворным живописцем. На полотнах Гойи мы видим весь цвет испанской аристократии, но нельзя не заметить, что гораздо большую симпатию у художника вызывали повстанцы, охотники, воины.

Его полотна — яркие и звучные по цвету, необычные по композиции — ближе к концу жизни художника стали более мрачными и трагичными.

Франсиско Гойя «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» (1814) На картине — нападение испанцев на мамлюков, служивших в оккупировавшей Мадрид армии Наполеона

Принципы романтизма ярко воплотились и в творчестве французского скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари (1795–1875). Он изображал не любых животных, а только самых мощных, царственных и диких жителей пустыни.

Хорошо знакомый с повадками зверей, художник сумел поймать и воплотить в своих скульптурах не только плавные, грациозные и опасные движения хищников, но и тот дух свободы, которым эти животные наделены от природы.

Уже первые работы «Тигр, терзающий крокодила» и «Лев, поражающий змею» принесли Бари успех и положили начало новому направлению во французской пластике. Самые знаменитые работы романтика-анималиста: «Отдыхающий лев», «Кентавр и лапиф» и «Ягуар».

Многие черты романтизма получили развитие в последующих направлениях, например в модерне, импрессионизме.

Поделиться ссылкой

Источник: http://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/sentimentalizm_i_romantizm_chelovek_i_ego_dushevnye_poryvy.html

4. Сентиментализм: художники, поэты, основные произведения

Сентиментализм (от фр. Sentiment) — направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий.

Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество.

Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития.

Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Раньше всего в Англии сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. XVIII в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона.

Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.

Юнга — шотландского пастора Роберта Блэра, автора мрачно-дидактической поэмы Могила, и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище, — пронизана идеей равенства всех перед смертью.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо. Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза). Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения.

Анри Бернарден де Сен-Пьер, как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину — счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе. Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини.

Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн, писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено также влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770-1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме SturmundDrangФ.М.Клингера. Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного.

В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую. В духе «Бури и натиска» написаны драмы Иоганна Фридриха Шиллера.

Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника. Его роман Бедная Лиза — шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма, провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения.

На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности.

Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации) и пр.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/17183

Сентиментализм в русской литературе

Сентиментализм(от фр. sent – чувство, чувствительный, англ. sentimental – чувствительный) – художественное направление в искусстве и литературе, которое пришло на смену классицизму.

Более подробно о классицизме.

Уже по названию понятно, что новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Автор делает упор на восприятие читателя и его чувства, возникающие во время чтения.

Истоки направления приходятся на Западную Европу в 20-е годы XVIII века, до России же сентиментализм дошел в 70-е годы, а за первых три десятилетия XIX века занял ведущее положение.

По времени появления сентиментализм предшествовал романтизму. Это было завершение эпохи Просвещения, поэтому в произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но появились и совершенно новые черты.

Основные черты сентиментализма

  • Во главу угла ставится не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.
  • Главные герои – не вельможи и цари, как в классицизме, а обычные люди, незнатные и небогатые.
  • Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
  • Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения. Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
  • Прославление в произведениях писателей сентименталистов вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
  • Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором.
  • Свою главную цель сентименталисты видели в том, чтобы утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.
Читайте также:  Urban cactus - новое слово в архитектуре

Сентиментализм в Европе

Наиболее законченное выражение это направление получило в Англии, в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии яркими представителями были Ф. Шиллер, И. В. Гете и предреволюционной Франции сентименталистские мотивы нашли наиболее полное выражение в творчестве Жан-Жака Руссо.

С. РичардсонЛ. СтернФ. ШиллерИ. В. ГётеЖ. Ж. Руссо

Само название литературного направления укоренилось после написания авторами многочисленных «Путешествий», которые открывали читателю красоту природы, бескорыстную дружбу, семейную идиллию. Затрагивали самые нежные чувства читателей. Первый роман «Сентиментальное путешествие» был написан Л. Стерном в 1768 году.

Сентиментализм в России

В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев,  Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением  «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева.

М. Н. МуравьевИ. И. ДмитриевН. М. КарамзинВ. А. ЖуковскийА. Радищев

В России существовало два направления сентиментализма:

Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».

В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.

Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались.

Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.

Отличительные черты русского сентиментализма

  • Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.
  • Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.
  • Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм.

Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.

Поделитесь статьей в соц. сетях: <\p>

Источник: http://olgadyachenko.ru/sentimentalizm-russkaya-literatura.html

Литературные направления 18 век. Рококо. Сентиментализм

XVIII столетие вошло в историю культуры и литературы как «век Просвещения».Это явление — доминирующее, центральное, но не единственное, которым определяется духовный облик столетия.

«Просвещению» как термину сложно дать точное определение. Иногда его определяют как идеалогическую подготовку к революции (весьма спорно, тк в Англии на тот момент уже произошла буржуазная революция)

И. Кант определяет эпоху Просвещения следующим образом: «Просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине. (…) Имей мужество пользоваться своим собственным умом! — таков девиз эпохи Просвещения» . М.

Фуко отмечает, что Просвещение было не только коллективным действием, но мужественным поступком индивида, решившего жить самостоятельно и ответственно. Вообще, современные исследователи настойчиво подчеркивают не узкоклассовый, а общечеловеческий характер основных идей Просвещения.

Это выразилось не только в том, что просветительское движение в разных странах захватывало людей самого разного социального положения, но, прежде всего в содержании этих идей. Основные из них следующие:

1)вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества;

2)защита научного и технического познания;

3)религиозная и этическая терпимость;

4)защита естественных неотъемлемых прав человека и гражданина;

5)отказ от догматических метафизических систем, не поддающихся 6)фактической проверке;

7)критика суеверий;

8)защита деизма;

9)борьба против сословных привилегий и тирании.

ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В первой половине века (до 1760-х годов) развиваются так называемый просветительский классицизм и — преимущественно в романе — сентиментализм и предромантизм (которые иногда отождествляются), полемизирующие с основными положениями просветительской мысли. В первой половине господствует разум, во второй – чувство.

Основными литературными направлениями XVIII столетия являются классицизм, рококо и сентиментализм.

Классицизм. При анализе проблем классицизма XVIII века необходимо обратить внимание на сходство и отличие этого направления от предшествующего типа классицизма.

1)Усиливается тенденция к оценке собственной эстетики как «истинного стиля». Истину, в том числе и в искусстве, в литературе, по мнению классицистов, возможно добыть только разумом, здравым смыслом.

В просветительском классицизме XVIII века здравый смысл выступает «как момент гражданского нравственного бытия» (Гадамер), предполагает высокую гражданскую проблемность произведений. Акцент, однако, делается у классицистов новой эпохи не на открытии новых разумных оснований, но на открытие границ разума.

Упорядоченность мира, стройная структура произведения, этот мир воспроизводящего, продолжает оставаться насущной задачей классицистической эстетики, но усиливается тоска по упорядоченности, заставляющая развивать идеи «правильного искусства», обобщать его закономерности.

Так рождается в XVIII веке эстетика — и как особая наука, и как зафиксированное словарями понятие.

2) Законы эстетического творчества выводятся уже не только из античных источников (хотя по-прежнему из них), но и из наследия французских классицистов XVII века, ставших неким «эстетическим эталоном», на который равняются (как немецкий классицист Готшед), либо пытаются оспорить.

3) Классицизм XVIII века одновременно все больше опирается на категорию вкуса — еще не индивидуального, как и в предшествующую эпоху, а общего для разумных культурных людей «просвещенного вкуса». Однако большая терпимость этого «просвещенного вкуса» к разнообразию (ср.

вольтеровское: «Все жанры хороши, кроме скучного») порождает обилие вариантов классицизма XVIII века — и национальных например, «веймарский классицизм» в Германии, или, как уточняет А.В.

Михайлов, «веймарская классика»), и «политико-социальных» (например, «революционный классицизм» в литературе и искусстве периода французской революции), и «идеологических» (просветительский и непросветительский классицизм, например, французского драматурга Кребийона старшего), и просто индивидуальных.

Рококо.Представляет особую сложность при изучении литературных направлений XVIII. Традиционно характеризуется поверхностно и негативно.

Сохраняется предрассудок отношения к рококо как только к малому искусству (отечественные ученые).

В зарубежном литературоведении между тем преобладает другая крайность: к рококо причисляют практически все художественные явления эпохи, считая, что просвещение — это ведущая идеология XVIII столетия, а рококо — его ведущий стиль.

Этимология термина «рококо» (в отличие от «барокко») вполне ясна: это искусственное образование по аналогии со словом «барокко» от французского слова «rocaile» — «раковина».

Изящная, причудливой формы перламутровая раковина стала некоей эмблемой искусства рококо, и термин, таким образом, фиксирисует определенные особенности его стиля: изящество, миниатюрность или, во всяком случае, тяготение к ней, причудливость, блеск и т.д. Но содержание понятия «рококо», разумеется, гораздо шире.

Касательно рококо часто спорят о следующем (в то же время это как бы характерные черты направления, но они спорные, тк рококо мало изучено в литературоведении):

1) социальные корни направления. Дворянство, склонное к компромиссу с буржуазией и собственно демократическая буржуазная среда.

2) соотношение с барокко и классицизмом и барокко. Рококо — не последствия разложения барокко. Это новое искусство, порожденное иной действительностью на качественно ином историко-литературном этапе, чем барокко.

Это и не следствие развитие классицизма (не подсистема, обслуживающая малые жанры, в отличие от классицизма).

Процесс формирования рококо уходит корнями в определенные эстетические процессы предшествующего периода, литература этого направления впитывает опыт и барокко, и классицизма XVII века, «снимая» их антиномичное противостояние друг другу.

Зарождение литературных тенденций рококо можно увидеть в споре о «древних» и «новых» авторах, развернувшемся в 90-е годы во Франции и Англии, а его ранние образцы появляются тогда же, в переходный период рубежа XVII и XVIII веков в самом творчестве сторонников «новых», в идейно-художественных исканиях английских драматургов Реставрации, в немецком «галантном» и «комедийном» романе конца XVII столетия;

4) философские корни рококо и о соотношение этого искусства с Просвещением.

Гедонизм искусства рококо полагает тягу к наслаждению лежащей в природе человека «естественной» потребностью счастья, смягчает суровый ригоризм старой морали, ставя на его место гуманную снисходительность к слабостям человека, протестует против религиозного ханжества, выдвигая в качестве нравственного критерия не божественный закон, а житейский здравый смысл. Именно в опоре на естественные потребности человеческой природы и в критике религиозной морали обнаруживаются органические связи идеологии просветителей и взглядов писателей рококо, хотя эти явления совсем тождественны.

Искусство рококо — создание светского, в высшей степени цивилизованного общества. Рококо чуждо стремление ставить и разрешать «вечные» вопросы, оно стремится говорить о серьезном легко, непринужденно, изящно и остроумно, вырабатывает особый галантный стиль жизни, сочетающий утонченную культуру мысли, чувства и поведения.

Литература рококо понимает себя как игру, приносящую радость и наслаждение, что не снимает ни остроты поднимаемых ею проблем — прежде всего проблем частного, интимного существования человека (но рококо свойственно и сведение всего существенного в человеческой жизни к интимному и частному), ни их актуальности, но рождает особую, неповторимую манеру их воплощения. Характерные черты этой манеры — игривость, мягкость, легкость, остроумие, скептицизм, изящество, интимность, искусство намека. Основной интерес литературы рококо направлен на постижение интимной психологии частного человека, на историю естественно-скандальных «заблуждений сердца и ума».

Своя система жанров — это «легкая поэзия», включающая и малые лирические формы, и галантно-эротические, часто с оттенком сатиры, поэмы, прозаические и стихотворные волшебные сказки, фантастические повести, комедии масок, социально-психологические романы.

Рококо развивалось неравномерно в разных западноевропейских странах. В Англии рококо появилось достаточно рано, в творчестве У. Конгрива, например, но не сформировалось в самостоятельно литературное направление.

Однако рококо постоянно проникает в творчество отдельных английских писателей, взаимодействуя с другими художественными тенденциями: в поздних романах Дефо — с просветительскими, у А. Поупа, К. Честерфилда — с классицизмом, Л. Стерна — с сентиментализмом.

В Германии рококо развивается дискретно: сначала (на рубеже XVII-XVIII веков) формируется ранняя литература рококо, а затем, уже во второй половине столетия, можно обнаружить зрелое рококо в творчестве Ф. Хагедорна, И. П.

Уца, в лирике молодого Гете и в просветительской прозе Виланда. Наиболее активно и постоянно рококо развивается во Франции, где можно выделить три этапа:

1. 1690-1720-е годы. Раннее рококо, взаимодействующее и часто сливающееся с тенденциями других литературных направлений (с барокко — Лесаж, Прево, просветительским классицизмом — Монтескье и т.д.).

Источник: https://infopedia.su/9×12704.html

Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм (стр. 3 из 4)

Декоративно-прикладное искусство

Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.

В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора и нашел подходящую для этого глину. В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн ГоттлибКирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.

Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Кроме фарфора — в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.

В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе — искусство сервировки стола.

Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели, консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза».

Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, ПьетроПиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.

Мода

Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.

Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. (Некоторые исследователи даже называют XVIII век — «веком женщин»).

Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо.

Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».

Читайте также:  Воланд: характеристика и образ в романе м. булгакова "мастер и маргарита"

Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.

Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу.

Чуть позже в моду вошли белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.

Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.

Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах — огромные клапаны.

Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.

В самом начале эпохи рококо (Регентство) в моде был стиль ноншаланс, то есть нарочитая небрежность.

Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой.

Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати.

Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.

Литература

Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность.

Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы.

Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.

Лирика рококо гораздо легче высокопарной поэзии классицизма, в связи с чем получает название «лёгкая поэзия» (фр. poésielégère) или «поэзия мимолётностей» (фр. poésiefugitive). Наиболее распространёнными для стиля формами были застольные песни, игривые послания, мадригалы, сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни, маркиза де Лафара и др.)

В Англии стиль рококо не получил в литературе широкого распространения. В Италии и Германии наоборот, было много приверженцев данного стиля, в частности Паоло Антонио Ролли и ПьетроМетастазио — в Италии, и Ф. Хагедорн, И. Глейм, И. Н. Гёц — в Германии.

XIII XIX веков

Классицизм возник как параллельное течение, направленное критически против легковесности, пренебрежения к разуму ради эстетства, свойственные рококо. Образцом для подражания становится Греция с ее классической простотой, минимумом деталей и родством с природой.

Шарден в своих картинах восславлял простоту и уют буржуазного быта, их (3го сословия) добропорядочность и трудолюбие.

Законодателями классицизма в музыкальной культуре XVIII века являются Людвиг Ван Бетховен, Гайдн и, конечно, этот «венский Пушкин» Моцарт. От этих венских классиков мир унаследовал столько несравненных образцов оперной, камерной и симфонической музыки.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Согласно эстетике классицизма художественное произведение рассматривается как плод разума и логики, торжествующим над хаосом чувственно воспринимаемой жизни. Герои классицизма обладают стойкостью против превратностей судьбы, подчиняют свои страсти долгу, разуму, высшим интересам общества, законам общества.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

В живописи примером классицизма служит хорошо известный шедевр Николы Пуссена «Тайная вечеря» и другие его полотна, воплотившие мечту классицистов о «золотом веке».

Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций), которое приобрело актуальность в результате археологических раскопок (Помпея).

В классицизме для трагедий и комедий возродилось знаменитое правило античного театра о трех единствах времени, места и действия.

Из ярких представителей классицизма в литературе можно выделить Корнеля (произведения:Сид, Гораций), Расина, Мольера (Тартюф, Мещанин во дворянстве, Скупой, Дон Жуан), русский Фонфизин (пьеса Недоросль, хотя художественное своеобразие этой социальной комедией, по мнению некоторых критиков, не вписывается в рамки классицизма).

Именно от классицизма пошла вся эта нормативность и жесткая регламентация художественных правил, строгая иерархия жанров, приобретших теперь четкие содержательные границы и целый набор формальных признаков.

Благодаря учреждению в Париже (а именно во Франции в отличие от других европейских стран в силу ряда исторических причин классицизм довлел над всеми остальными художественными направлениями) Королевских академий живописи, скульптуры и архитектуры теоретические доктрины классицизма были надежно и надолго закреплены.

Классицизм воплотил основные идеи «просветительства»: требование «естественности», разумности и нравственности.

В годы Французской революции получил распространение «революционный» классицизм (Энгр, Леду), обусловленный героикой революционного времени. Своим эпитетом классицизм обязан Ж.Л.Давиду, ведущему мастеру французской живописи, впервые соединившему культ античности с идеалами Просвещения.

Сентиментализм (от фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий.

Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество.

Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития.

Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Источник: http://MirZnanii.com/a/130984-3/stilevye-napravleniya-xviii-v-rokoko-klassitsizm-sentimentalizm-3

Сентиментализм в русской литературе: что это, черты и особенности изображения героев, основные представители

В процессе своего развития литература, как русская, так и мировая, проходила множество этапов.

Особенности литературного творчества, которые повторялись на определенном отрезке времени и были характерными для большого количества произведений, обуславливают так называемый художественный метод или литературное направление.

История развития русского литературного творчества напрямую перекликается с западноевропейским искусством. Течения, господствовавшие в мировой классике, рано или поздно находили отражение и в русской. В этой статье будут рассмотрены основные черты и признаки такого периода, как сентиментализм в русской литературе.

Новое литературное течение

Сентиментализм в литературе принадлежит к наиболее заметным направлениям, он зародился в европейском искусстве в XVIII веке, под влиянием эпохи Просвещения. Страной возникновения сентиментализма считается Англия. Определение этого направления произошло от французского слова santimentas, которое в переводе на русский язык означает «чувство».

Такое название было избрано из-за того, что основное внимание приверженцы стиля уделяли внутреннему миру человека, его чувствам и эмоциям. Уставшая от героя-гражданина, характерного для классицизма, читающая Европа с восторгом приняла нового ранимого и чувственного человека, изображенного сентименталистами.

В Россию это течение пришло в конце XVIII века посредством художественных переводов западноевропейских писателей, таких как Вертер, Ж.Ж. Руссо, Ричардсон. Это направление возникло в западноевропейском искусстве в XVIII веке. В литературных произведениях это течение проявилось особенно ярко. Распространилось в России благодаря художественным переводам романов европейских писателей.

Основные черты сентиментализма

Зарождение новой школы, проповедовавшей отказ от рассудочного взгляда на мир, стало ответом на гражданственные образцы разума эпохи классицизма. Среди основных признаков можно выделить следующие особенности сентиментализма:

  • Природа используется как фон, оттеняющий и дополняющий внутренние переживания и состояния человека.
  • Закладываются основы психологизма, авторы ставят на первое место внутренние чувства отдельно взятого человека, его размышления и терзания.
  • Одной из ведущих тем сентиментальных произведений становится тема смерти. Часто возникает мотив самоубийства по причине невозможности разрешить внутренний конфликт героя.
  • Среда, которая окружает героя, второстепенна. Она не имеет особого влияния на развитие конфликта.
  • Пропаганда изначальной духовной красоты простого человека, богатства его внутреннего мира.
  • Разумный и практичный подход к жизни уступает место чувственному восприятию.

Важно! Прямолинейный классицизм порождает совершенно противоположное себе по духу течение, в котором на первый план выходят внутренние состояния личности, вне зависимости от низости ее сословного происхождения.

Уникальность русского варианта

В России данный метод сохранил свои основные принципы, но в нем выделилось две группы. Одна представляла собой реакционный взгляд на крепостничество. Повести авторов, входящих в нее, изображали крепостных крестьян очень счастливыми и довольными своей судьбой. Представители этого направления – П.И. Шаликов и Н.И. Ильин.

Вторая группа имела более прогрессивный взгляд на проблему крепостнического рабства крестьян. Именно она стала основной движущей силой в развитии литературы. Главные представители сентиментализма в России – Н. Карамзин, М. Муравьев и Н. Кутузов.

Сентиментальное направление в русских произведениях прославляло патриархальный уклад жизни, резко критиковал буржуазный слой и подчеркивал высокий уровень духовности у представителей низшего класса. Он пытался через воздействие на духовность и внутренние чувства научить читателя чему-то. Русский вариант этого направления выполнял просветительскую функцию.

Представители нового литературного направления

Придя в Россию в конце XVIII века, новое течение нашло много приверженцев. Самым ярким его последователем можно назвать Николая Михайловича Карамзина. Именно его считают открывателем эпохи литературы чувств.

В своем романе «Письма русского путешественника» он использовал излюбленный жанр сентименталистов – путевые записки. Этот жанр позволил показать все, что увидел во время своего путешествия автор, через его собственное восприятие.

Помимо Карамзина довольно яркие представители этого течения в России – Н.И. Дмитриев, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, В.И. Лукин. В свое время к этой группе принадлежал В.А Жуковский с некоторыми своими ранними повестями.

Важно! Н.М. Карамзин считается самым ярким представителем и основателем сентиментальных идей в России. Его творчество вызывало много подражаний («Бедная Маша» А.Е. Измайлова, Г.П. Каменева «Прекрасная Татьяна» и т.п.).

Примеры и тематика произведений

Новое литературное течение предопределило новое отношение к природе: она становится не просто местом действия, на фоне которого развиваются события, а приобретает очень важную функцию – оттенять чувства, эмоции и внутренние переживания персонажей.

Основная тематика произведений заключалась в изображении прекрасного и гармоничного существования личности в мире природы и противоестественности испорченного поведения аристократического слоя.

Примеры произведений сентименталистов в России:

  • «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина;
  • «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;
  • «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина;
  • «Марьина роща» В. А. Жуковского;
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева;
  • «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова;
  • «Генриетта» И. Свечинского.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Читайте также:  Григорий мелехов: характеристика и образ героя в романе м.а. шолохова "тихий дон"

Жанры

Эмоциональное и чувственное восприятие мира вынуждало к использованию новых литературных жанров и возвышенной образной лексики, соответствующей идейной нагрузке.

Упор на то, что в человеке должны преобладать естественные начала, и на то, что лучшей средой обитания является естественная, предопределил основные жанры сентиментализма в литературе.

Элегия, дневник, психологическая драма, письма, психологическая повесть, путешествие, пастораль, психологический роман, мемуары стали основой произведений «чувственных» авторов.

Важно! Обязательным условием абсолютного счастья сентименталисты считали добродетель и высокую духовность, которые должны естественным образом присутствовать в человеке.

Герои

Если для предшественника данного направления, классицизма, было характерно изображение героя-гражданина, человека, чьи действия подчинены разуму, то новый стиль в этом отношении произвел революцию.

На первый план выходит не гражданственность и разум, а внутреннее состояние человека, его психологический фон. Чувства и естественность, возведенные в культ, способствовали абсолютному раскрытию скрытых чувств и мыслей человека.

Каждый образ героя становился уникальным и неповторимым. Изображение такого человека становится самой главной целью этого течения.

В любом произведении писателя-сентименталиста можно найти тонкую чувствительную натуру, которая сталкивается с жестокостью окружающего мира.

Выделяются следующие особенности изображения главного героя в сентиментализме:

  • Четкое различение положительных и отрицательных героев. Первая группа демонстрирует непосредственные искренние чувства, а вторая – это эгоистичные лжецы, потерявшие свое естественное начало. Но, несмотря на это, авторы этой школы сохраняют веру в то, что человек способен вернуться к истинной естественности и стать положительным персонажем.
  • Изображение героев-противников (крепостной и помещик), противостояние которых отчетливо демонстрирует превосходство низшего класса.
  • Автор не избегает изображения определенных людей с конкретной судьбой. Часто прототипами героя в книге выступают реальные люди.

Образ автора

Автор играет большую роль в сентиментальных произведениях. Он открыто демонстрирует свое отношение к героям и их действиям. Основной задачей, стоящей перед писателем, является дать возможность прочувствовать эмоции героев, вызвать у него сочувствие к ним и их поступкам. Реализуется эта задача путем вызова сострадания.

Особенности лексики

Для языка сентиментального направления является характерным наличие распространенных лирических отступлений, в которых автор дает свою оценку описанному на страницах произведения.

Риторические вопросы, обращения и восклицания помогают ему расставить правильные акценты и обратить внимание читателя на важные моменты. Чаще всего в таких произведениях преобладает экспрессивная лексика с использованием просторечных выражений.

Знакомство с литературой становится возможным для всех слоев общества. Это выводит ее на новый уровень.

Сентиментализм как литературное направление

Сентиментализм

Вывод

Новое литературное направление полностью изжило себя к концу XIX века.

Но, просуществовав относительно недолгое время, сентиментализм стал своеобразным толчком, который помог всему искусству, и литературе в частности, сделать огромный шаг вперед.

Классицизм, который сковывал творчество своими законами, остался в прошлом. Новое течение стало своеобразной подготовкой мировой литературы к романтизму, к творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Источник: https://uchim.guru/literatura/sentimentalizm-v-russkoj-li.html

Французский язык

Направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания), выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий.

Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество.

Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития.

Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек.

Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия.

Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический (эгалитаристский) пафос сентиментализма.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость.

Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке. Поскольку в человеке от природы заложено доброе начало и зло есть плод цивилизации, никто не может стать законченным злодеем – у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Сохраняя надежду на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле просветительской мысли. Отсюда дидактизм и порой ярко выраженная тенденциозность их произведений.

Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма. Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, – элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и пр., где рассказ ведется от первого лица.

Сентименталисты отвергали принцип «объективного» дискурса, предполагающий отстранение автора от предмета изображения: авторская рефлексия по поводу описываемого становится у них важнейшим элементом повествования.

Структура сочинения во многом определяется волей писателя: он не столь строго следует установленным литературным канонам, сковывающим воображение, достаточно произвольно строит композицию, щедр на лирические отступления.

Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах.

Сентиментализм в Англии

Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу.

Тем не менее он не отходит полностью от классицистической традиции: использует жанр элегии, узаконенный теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе.

Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.

Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью.

С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон, который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах.

В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна, которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма.

(Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения).

Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.

В 1770-х наступает закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон).

Сентиментализм во Франции

Во французской литературе сентиментализм выразил себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны, 1728–1741; Крестьянин, вышедший в люди, 1735–1736).

Антуан-Франсуа Прево д»Экзиль, или аббат Прево открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778).

Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза, 1761).

Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).

Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно.

Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини (1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.

де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом.

Жак-Себастьян Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией.

В утопическом романе 2440 год, сон каких мало (1770), беря за основу Общественный договор Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.

Мерсье излагает и в публицистической форме – в очерке Картина Парижа (1781).

Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города (1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника. Роман-утопия Южное открытие (1781) трактует ту же тему, что и 2440 год С.Мерсье.

В Новом Эмиле, или Практическом воспитании (1776) Ретиф де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним. Исповедь Ж.-Ж.Руссо становится поводом для создания его автобиографического сочинения Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце (1794–1797), где он превращает повествование в некий «физиологический очерк».

В 1790-е, в эпоху Великой Французской революции сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму.

Сентиментализм в Германии

В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу.

Истоки немецкого сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.

Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право поэта на поэтическую фантазию.

Первым крупным выразителем нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток, который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж.

Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного.

Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален.

«Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.

В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую.

Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера.

Источник: http://irgol.ru/lektsii-po-istorii-mirovoj-literatury/sentimentalizm/

Ссылка на основную публикацию