С. а. есенин «отговорила роща золотая…»: анализ стихотворения

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей уносит ветер в даль, Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не опадёт трава, Как дерево роняет грустно листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребёт их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

1924

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

Сергей Есенин сам себя считал последним поэтом деревни. Истинный певец России, которому к вершинам мастерства помогла подняться народная жизнь. И все у него было с крестьянским уклоном, даже восприятие революции. А технический прогресс сравнивал со стальным конем, вторгшимся в сельскую местность.

Свое детство поэт провел на природе, вольно, с ранних лет впитывая русский фольклор: сказки, песни, частушки, потешки. Что наложило глубокий отпечаток на его творчество.

Есенинские стихи певучи, протяжны, их хочется петь. В них уже автором заложена музыка. Поэтому многие из стихотворений стали песнями, романсами.

И вошли в репертуар представителей самых разных музыкальных направлений: рока, шансона, авторской песни.

Детство автора прошло в Рязанской губернии, которая научила его любить природу родного края. Есенин сам писал, что рожден был в «травном одеяле» и укутан в песни, сказки. Вся лирика наполнена любовью к родной стране, ее просторам. Автор был патриотом. Для него родная земля была прекраснее любых красот заморских: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Стихи Есенина о природе пропитаны безграничной любовью, уважением, восторгом, нежностью, острой грустью, нередко, щемящей тоской. А язык отличается редкой образностью, выразительностью. Он был художником в поэзии, мастерски воспроизводившим пейзажи, творцом.

Раннее творчество Сергея Александровича отличалось романтизмом, позитивным настроем, яркими красками, ритмичностью. Но в 20-е годы настроения, тон текстов начинают меняться. Он меньше пишет о любви, про радость встреч, приятное томленье, весенние ручьи.

Оптимизм улетучивается. Это было связано не только с переломным возрастом, взрослением, но и с горьким осознанием, что молодость проходит, разочарованиями в любви, проблемами в социальной сфере.

Поэтому он снова возвращается к пейзажной лирике, но уже внося в нее новые образы.

Особенно поэт любил осень. Большое внимание в лирике уделено этому сезону. И в позднем творчества тема засыпания, умирания природы звучит особенно остро. Период, когда кончаются сельскохозяйственные работы и приходит время собирать урожай, подводить итоги.

«Отговорила роща золотая» – эти тоскливые, щемящие строки, полные безысходности и красоты одновременно, появились в 1924, за год до смерти поэта. Они стали своеобразным духовным завещанием лирика, подведением итогов жизни и творческого пути. Есенину, на тот момент, было всего 29 лет.

Природа здесь выступает в качестве фона, отражающего душевное состояние лирического героя, которым является сам рассказчик. Использован метод художественного параллелизма. Образ природы тождественен образу героя. А ключевая тема стихотворения – это поиск дальнейшего жизненного пути, творческие итоги, безысходность.

Журавли, покидающие родные края, не просто улетают в теплые страны, они не жалеют больше ни о ком. Автор влюблялся, горел. Были женщины, родные, друзья. Но все его покинули, разочаровали. Есенин выгорел эмоционально. Об этом он пишет в этих строках.

Навевает тоску вывод рассказчика о том, что все мы лишь странники в этом мире. И после нас останется лишь память людей, но не о всех. А в мире ничего не изменится после ухода одного человека.

Рассказчик стоит в одиночестве посреди голой равнины – это олицетворение опустевшей жизни творческого человека, которого все покинули, забыли. Он вспоминает о бурной молодости, которой подошел конец. Но ни о чем не жалеет. Не жаль ему растраченных впустую лет.

Ведь молодость для того и нужна, чтобы совершать ошибки, набираться жизненного опыта.

Красный костер рябины, который никого не может согреть – это символ опустошенности. Того, что по-прежнему красиво внешне, но уже не несет смысловой нагрузки. Людей, которые привлекательны, но пусты, равнодушны. Такой огонь никого не согреет, но и не обожжет, не причинит вреда.

Чтобы добиться певучести текста, Есенин выбирает ямб, используя перекрестную рифму. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Оно начинается, а потом заканчивается одной и той же строчкой, вынесенной в заглавие. Это и есть главная идея текста, символизирующая тоску, безысходность, отчаяние, холод, которые овладели поэтом.

Источник: https://natworld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/s-a-esenin-otgovorila-roshha-zolotaja-chitat-onlajn-analiz-stihotvorenija

«Отговорила роща золотая…» С. Есенин

Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально задыхаясь в московской суете.

Именно этим объясняются его многочисленные психологические проблемы, которые поэт пытался решить с помощью спиртного.

Вместе с тем, Есенин также понимал, что с годами он не становится моложе, а жизненный опыт, достаточно богатый и далеко не всегда позитивный, отражается не только на образе его мышления, но и на восприятии окружающего мира.

Тем не менее, в начале 20-х годов Есенин все еще остается романтиком, хотя все меньше и меньше верит в общечеловеческие ценности. В его стихотворениях гораздо чаще проскальзывают грустные нотки, которые свидетельствуют о том, что автор среди шумной городской толпы чувствует себя одиноким и неприкаянным.

К числу таких произведений относится стихотворение «Отговорила роща золотая», созданное в 1924 году. Это период, когда поэт прощается со своей молодостью и подводит некоторые жизненные итоги.

Анализируя то, чего ему удалось достичь за десять лет творчества, Есенин приходит к неутешительным выводам, отмечая, что по-прежнему «полон дум о юности веселой», однако «ничего в прошедшем мне не жаль».

Поэт проводит параллель между собой и золотой осенней рощей, которая постепенно сбрасывает свой роскошный наряд, готовясь к зимнему сну. Вообще, каждому явлению природы Есенин стремится подобрать некие аналоги из собственной жизни.

Поэтому стая журавлей, улетающих на юг, напоминает ему странника. И тут же поэт уточняет – «стою один среди равнины голой», подчеркивая тем самым, что является точно таким же странником, который не думает о прошлом, но и в будущем не видит для себя места.

«В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» — этой образной метафорой поэт хочет подчеркнуть собственное разочарование в любви, которая из всепоглощающего чувства превращается в мимолетные увлечения.

Поэт осознает парадокс жизни, который заключается в том, что многочисленные его возлюбленные не в состоянии понять Есенина. Те же из женщин, которым это удается, в лучшем случае могут претендовать на роль друзей поэта.

Затрагивая тему любви, автор признается, что именно она являлась для него одной из муз, которая слишком часто меняла свой облик.

Поэтому поэт отмечает, что теперь, когда пылкие чувства остались позади, став уделом безмятежной юности, он похож на дерево, которое «роняет тихо листья». Точно также автор роняет «грустные слова», которые, как он считает, теперь уже никому не нужны.

Однако просто так отбросить славу и всеобщее признание Есенин не может, поэтому предполагает, что и после собственной смерти его творчество будет интересно людям.

Поэтому последнее четверостишье этого произведения можно расценивать, как завещание поэта.

Предвидя, что его стихи когда-нибудь станут достоянием русской литературы, и время их «сгребет в ненужный ком», Есенин в качестве надгробной эпитафии просит для себя: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком».

К слову, на могиле Есенина, который скончался через год после создания стихотворения «Отговорила осень золотая» и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, вообще нет никаких эпитафий.

Объясняется это тем, что друзья и близкие поэта посчитали – Сергей Есенин все сказал в своих стихах, и этого вполне достаточно, чтобы после смерти он был признан «златокудрым гением» русской литературы.

Источник: http://pishi-stihi.ru/otgovorila-roshha-zolotaya-esenin.html

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина С.А

«Отговорила роща золотая…» — одно из самых «певких» (напевных) стихотворений Есенина, давным-давно положенное на «голос», оно стало народной песней.Н. В. Гоголь в знаменитой статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность?» так определил особенность фольклорного лиризма: «В наших песнях…

мало привязанности к жизни и ее предметам, но много привязанности… к стремлению унестись куда-то вместе с звуками».Соотнеся гоголевское определение с текстом есенинского стихотворения, мы замечаем, что и в этом произведении все, как и в народной песне, проникнуто стремлением «унестись куда-то вместе с звуками».

Под «курлыканье» «отлетающих журавлей», под «рыдающую дрожь» их прощального «оклика»… Закавыченных слов нет в разбираемом тексте, но они сказаны в других, более ранних вещах, и Есенин уверен, что его читатель их помнит наизусть. За тридевять земель улетают подгоняемые ветром журавли, уносятся куда-то сброшенные березовой рощей пожухлые листья.

Куда-то ушли и не вернулись хозяева брошенного дома. А ведь собирались в нем жить, жить-поживать да добра наживать, для того и вскопали в хорошем месте, над голубым прудом, конопляный клин. Вспахали, засеяли, да не сжали. Забытый конопляник отсылает нас к стихотворению Некрасова «Несжатая полоса».

Шепот и ропот некрасовских колосьев: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?» — тихо вторит и журавлиному рыданью, и горьким грезам конопляника («О всех ушедших грезит конопляник…»).Не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам и лирический герой стихотворения; ему ничего не жаль в прошедшем.

Пять раз, слегка варьируя, употребляет Есенин выражения «не жалеют», «кого жалеть?», «уж никого не жаль», «не жаль». Последнее словосочетание употреблено дважды, причем в первой, второй и четвертой строфах оно, как и в народных лирических песнях, помещено в начале строки, т. е. на самом приметном месте. Сравните:

Есенин:

1-я строфа: Уж не жалеют…
2-я строфа: Кого жалеть?
4-я строфа: Не жаль мне лет…
Не жаль души…

Народная песня:

Нету милого дружка,Нету друга, нет подружки,

Нету матушки моей…

Почти в точном соответствии фольклорному канону — особенностям построения лирической необрядовой песни — решена и композиция стихотворения.Описательная часть (первые две строфы), как и в фольклорных образцах, рисует общую картину:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Описательная, двустрофная часть, помимо того, что объединена общим художественным заданием, связывается в некое целое (и тем самым отделяется от последующей части) еще и сквозной рифмой в четных строках: языком — ни о ком — дом — прудом.

За описательной частью, как и предписано традицией, следует монолог лирического героя (три последующие строфы):

Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветер в даль.Я полон дум о юности веселой,Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,Не жаль души сиреневую цветь.В саду горит костер рябины красной,Но никого не может он согреть.Не обгорят рябиновые кисти,От желтизны не пропадет трава.Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Композиционный канон будет нарушен только пристройкой к идеально выверенному веками построению — добавлением шестой, не предусмотренной традиционным планом строфы.

Об этой «самовольно» пристроенной строфе поговорим позже, а пока рассмотрим вторую, «законную» часть — монолог лирического героя.

Лирический герой подхватывает и ведет, слегка изменив тональность лирического чувствования, взяв как бы на полтона выше, главные образные темы описательной части: образ роняющего листья дерева, образ отлетающих журавлей, а также ключевые, опорные слова и выражения: веселым — веселой; не жалеют — не жаль мне. Но не для того чтобы переписать по-своему изображенную в описательной части картину поздней осени, а чтобы почти теми же словами и красками, но не теми же средствами передать свое душевное состояние.

Читайте также:  Константин георгиевич паустовский: жизнь и творчество

В описательной части словосочетание с глаголом жалеть внетекстовых ассоциаций не вызывает. Перенесенное в лирический монолог, оно сразу же выдает свое высокое литературное происхождение: казавшаяся стопроцентно есенинской строка оказывается почти прямой цитатой из стихотворения «Выхожу один я на дорогу…».

Есенин: «И ничего в прошедшем мне не жаль…»

Лермонтов: «И не жаль мне прошлого ничуть…»Весьма достойное родословие, если внимательно вслушаться, обнаруживается и у первой строки монолога: «Стою один среди равнины голой…» Она внятно перекликается с первым куплетом знаменитой песни учителя юного Лермонтова А. Ф. Мерзлякова:

Среди долины ровныя,На гладкой высотеСтоял-шумел высокий дуб

В могучей красоте…

Разумеется, Есенин не перелистывал стихотворные тома в поисках подходящих цитат. Интуиция и художественный инстинкт случайно, но безошибочно, по мгновенному озарению, выхватили их из запасника памяти и уложили в строку.

Однако то, что среди авторов как бы цитат и ассоциативных связей оказались Некрасов, Лермонтов и Мерзляков, а не другие поэты, уже не случайно. Ведь именно они, а не другие создали те таинственные авторские песни, что стали народными и даже потеряли-позабыли имена своих творцов. Иной судьбы в 1925 г.

Есенин своим стихам уже не желал… Оттого и вглядывался в шедевры фольклорной безымянной лирики, но не как старательный стилизатор, а как конгениальный мастер — с почтительнопрофессиональным уважением к традиции, но и совершенно свободно.

Взять хотя бы такой устойчиво-традиционный композиционный фольклорный прием, как ступенчатое сужение образа. Он типичен для русской необрядовой песни, но крайне труден для использования в лирическом стихотворении современного типа. Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая…» преодолел эту трудность.

Ступенчатым сужением образа фольклористы называют такое сцепление образов, когда они следуют друг за другом цепочкой — от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким содержанием, но и с наиболее важным художественным заданием.

Образ поздней осени в описательной части разбираемого стихотворения и впрямь так широк, что в нем Есенин разместил все, что любил в среднерусском пейзаже: березовую золотую рощу, дом, холм, на холме — конопляник, голубой пруд, рано потемневшее небо, а в нем — широкий месяц и невидимый, но еще слышный клин отлетающих журавлей.

А может быть (по контрасту с березовым, ситцевым ландшафтом), и воспоминание о пушкинской медно-бронзовой осени, о его великолепно-царственных рощах, которые отряхают «последние листы с нагих своих ветвей» так, как будто и их «здоровью» «полезен русский холод», так, словно и они «рады проказам матушки-зимы»!…..

Спускаемся с этой высокой, двустрофной ступени — и попадаем во владения образа уже не столь широкого, серединного, и все же достаточно объемного, чтобы в нем мог раскинуть ветви символический «сад души», веселый и сиреневый по весне, горько-рябиновый осенью (иному, реальному, саду неоткуда взяться на «голой равнине»).

Заметим кстати: красная рябина здесь, как и в народной песне, означает муку-горе-печаль. Но это не единственное и в данном контексте не самое важное ее значение, так как костер в системе есенинских иносказаний — символ творческого горения.

Сдвоив («обвенчав!») две близкие фигуральности — красную рябину и костер, поэт получил нужный ему образ — рябинового неугасимого огня. Поэтому «не обгорят рябиновые кисти», сгорая, не сгорают. Видимо, поэтому цикл «Рябиновый костер» заключает последний прижизненный сборник Есенина («Персидские мотивы», изд. 1925 г.).

Следующий, последний образ, как и предписывает фольклорный канон, предельно сужен, да и ведет к нему, замыкающему цепочку, уже не ступень, а низкая, высотой в две строки приступочка:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…

Узловая завязь природы с сущностью человека (так перевел Есенин на свой образный язык тот прием, который фольклористы называют психологическим параллелизмом) стянута в этом узком месте образной цепочки в такой тугой узел, что образ почти перестает быть образом, превращаясь в некий иероглиф: человек-дерево. Однако именно в силу своей узкости он-то и доводит до четкости формулы вопрос, который лирический герой пытается, но не может разрешить. Что случилось, что сталось и по чьей вине, своей или чужой, он оказался в абсолютном одиночестве: безлиственным деревом на голой, пустыня из пустынь, равнине?Попытка разрешить этот роковой вопрос — в шестой, последней строфе:

И если время, ветром разметая,Сгребет их все в один ненужный ком,Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Шестая строфа — третья часть стихотворения, или кольцо.Кольцо — композиционно-стилистический прием, заключающийся в повторении в конце произведения нескольких смысловых или формальных элементов, использованных в его начале.В кольце разбираемого текста повторены все сквозные рифмы описательной части и начальное двустишие в слегка измененном варианте.

(«Отговорила роща золотая березовым веселым языком» —описательная часть; «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком» — кольцо.)Содержательный повтор выделяет как доминирующий образ золотой рощи и ее березового милого-веселого языка.

Рифменный повтор акцентирует, как особо значные, слова, оказавшиеся под двойным рифменным нажимом: разметая — ненужный ком. Это во-первых. Во-вторых, повтор повышает мелодичность кольцевой части. А это, в свою очередь, как бы отторгает и тем самым тоже подчеркивает те элементы, которые мелодику строфы подавляют.

Подчеркнуты слова время и ветром: на них падает сильное ритмическое ударение, не свойственное напевному стиху; а также словосочетание «скажите так…». На этом месте напев словно спотыкается, преодолевая песенному стилю «чужое», слишком уж разговорное выражение: слова «скажите так…» нельзя спеть, их можно только произнести речитативом.

Кроме того, обращение «скажите так…» вводит в подтекст еще один содержательный элемент — образ дальнего собеседника, незримо присутствующего. Больше всего на эту роль подходит «читатель в потомстве», если воспользоваться известным выражением Е. Баратынского («И как нашел я друга в поколенье, / Читателя найду в потомстве я»).

Выделенные, как бы подчеркнутые автором элементы составляют последовательно-содержательный ряд: время — ветром разметая — ненужный ком — скажите так — роща золотая — березовым языком.

Помня, что ключ к этому шифру (образ-иероглиф: человек-дерево) спрятан в последнем двустишии лирического монолога («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова»), мы уже можем попробовать прочитать зашифрованное послание, то, о чем поэт не решается сказать вслух, о чем мыслит «тенями мыслей». Вот как примерно выглядит после расшифровки послание Есенина в будущее:

Моим согражданам, «ловцам вселенной», мнится: стихи, на березовом языке сложенные, не созвучны Великой Эпохе. По их планетарной логике, это мусор истории, ненужный суровому времени ком. На то лишь и годный, чтобы сгрести да разметать ветром. Но это ложный рев-приговор — истина откроется.

И первыми, кому откроется… будете вы, читатели в потомстве. А когда придет пора открыть ее всем россиянам, скажите так… Скажите им так… что роща золотая, «в могучей своей красоте», стоит, где стояла — «среди долины ровныя, на гладкой высоте ».

По весени распуская, по осени сбрасывая лист…

И так скажите… что березовая сия опада, сия золотая словесная груда — не ушедшая в кабак контрреволюция и не застрявший в пути избяной обоз, а золотой запас поэтической России — «все, что зовем мы родиной».

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_stihotvoreniya_Otgovorila_rosha_zolotaya_Esenina_S_A

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина

«Отговорила роща золотая…» (1924)

Стихотворение представляет собой необыкновенно искренний лирический монолог. Его можно назвать красивой элегией, наполненной философскими раз­мышлениями. В нём можно увидеть все характерные для творчества Сергея Есенина черты: откровенность, задушевность, эмоциональность, музыкальность.

Начинается стихотворение с пейзажной зарисовки. В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата.

Поэт использует приём художественного парал­лелизма: как рябиновый костёр не может никого согреть, так и отпылавшая, опустошённая душа лирического героя не может дать никому ни тепла, ни радости. Как «дерево роняет тихо листья», так и лирический герой «роняет грустные слова». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы.

У него есть повод для печали: «Не обгорят рябиновые кисти, / От желтизны не пропадёт трава», в природе будет обновление, и всё повторится сначала, а свою жизнь человек повторить не сможет.

И читатель по­нимает, отчего эта боль и печаль — на самом деле и лирическому герою, и каждому из нас невыносимо жаль и «души сиреневую цветь», и «лет, растрачен­ных напрасно».

Чтобы полнее и ярче выразить свои ощущения, Есенин использует различные художественные средства: олицетворение (журавли не жалеют; грезит конопляник), метафоры (костёр рябины; души сиреневая цветь). С их помощью создаются удивительно красивые образы — созревшей рябины и прошедшей юности.

Эпитеты создают настроение. Осень не тоскливая и мрачная — поэт рисует это время года яркими красками (роща золотая; рябина красная; широкий месяц; голубой пруд). Автор использует инверсию (отговорила роща золотая; стою один среди равнины голой), что придаёт звучанию стихов возвышенность и торжественность.

Параллелизмы и сравнения помогают почувство­вать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир природы со смертью человека не умирает: трава «от желтизны не пропадёт», «не обгорят ря­биновые кисти».

Огромную роль в любом произведении Есенина играет цвет. Цветовая гамма стихотворения «От­говорила роща золотая…» проста: голубой, жёлтый, красный — традиционные цвета русского искусства. Прошлое поэт окрасил в голубой и сиреневый цвета. Метафора «сиреневая цветь» напоминает о весен­ней поре, когда пышно цветёт сирень.

Настоящее окрашено в красный и золотой цвета. Золото уже исчезает, но ещё «горит костёр рябины красной». Тревожный красный цвет противостоит голубому и сиреневому. Навсегда утрачена молодость души и свежесть чувств.

И хотя лирический герой не­сколько раз повторяет, что ему не жаль прошлого, произведение наполнено щемящей болью и грустью о прошлом.

Музыкальность произведению придаёт преоблада­ние сонорных звуков р, л, м, н. Напевность опреде­ляют также аллитерации и ассонансы (горит костёр рябины красной; роняет тихо листья).

У стихотворения кольцевая композиция: первые строки: «Отговорила роща золотая / Берёзовым, весёлым языком» почти дословно повторяются в последней строфе: «…роща золотая / Отговорила милым языком ».

В богатейшей поэзии Серебряного века С. А. Есенин сохранил своё собственное лицо — он пришёл со своим пониманием поэтического слова и создал свой метафорический язык, который полюбился читателям.

Стихотворение «Отговорила роща золотая…» давно стало народной песней. Стихотворение написано пя­тистопным ямбом, который передаёт ритм и настрое­ние произведения. Рифмы перекрёстные.

Здесь искали:

  • отговорила роща золотая анализ
  • анализ стихотворения отговорила роща золотая
  • анализ отговорила роща золотая

Источник: http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-otgovorila-roshha-zolotaya-esenina/

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая»

Лирика Сергея Есенина прекрасная и разнообразная. Его работы — это откровение, задушевные разговоры с читателем, которые чаще всего наполнены эмоциональностью и музыкальностью. Одним из таких стихотворений Есенина является работа Отговорила роща золотая.

Этот стих Есенин написал в 1924 году. Это время, когда поэт все чаще пишет о переживаниях и горестях. Оно больше завещательное, ведь написал его поэт за год до смерти. Создается впечатление, что автор знал о своей кончине, поэтому в строках его работ часто слышится грусть, пессимизм.

Отговорила роща золотая Есенина — это монолог, где поэт ведет философские рассуждения и пытается подвести некий итог своей жизни. Давайте же обратимся к тексту стиха Сергея Есенина и сделаем анализ работы.

Анализ стихотворения

Стих Отговорила роща золотая автор пишет в переломное для своей жизни время, когда все чаще задаешься вопросами бытия и думаешь о быстром течении жизни. Начинает его писатель описанием увядающей природы, где улетают журавли, а роща уже отговорила и готовится к зиме.

Читайте также:  Природа, растения и животные беларуси

Увиденная картина заставила лирического героя задуматься о прошедших днях и о том, насколько быстротечно время. Где каждый приходит в этот мир, живет, вносит какую-то лепту, а позже умирает. Этот круговорот неизбежен и если природа ежегодно вновь возрождается, то человек уходит навсегда.

Единственное, его душа может быть вечной.

Читая работу автора, мы видим насколько одинок герой. Он стоит в одиночестве среди равнины и наблюдает за улетающими журавлями. Какие-то ноты печали слышны в его словах. Он думает о веселой юности, что прошла и ушедших днях, о которых писатель не жалеет, несмотря на то, что часть его жизни была растрачена напрасно.

Однако этих лет не жаль поэту. Он жил, как хотел, испытал ни единожды чувство любви. Вот только к концу жизни душа поэта осталась одинокой. Поэтому он и роняет грустные слова, как роняют свою листву деревья. И действительно, творчество последних лет жизни поэта грустное, где подводятся итоги жизни.

Как пишет Есенин, он не уверен в том, что его стихотворения будут интересны в дальнейшем. Он предполагает, что время сгребет все его творчество в ненужный ком. То есть, писатель думает что его творчество с годами позабудут. Но этого не произошло.

Творчество Есенина, как напоминание о его жизни и чувствах — наследие, которое до сих пор изучается читателями.

Послушать стих Есенина Отговорила роща золотая

  • пересказ содержания отговорила роща золотая

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-otgovorila-roshha-zolotaya.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Анализ стихотворения С.А.Есенина “Отговорила роща золотая …”

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чем…-

Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет.

Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею “узловой завязи” природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.

Ходасевича :”Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…”

В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается “широким месяцем над голубым прудом”, костром”рябины красной”.

Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом.

Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.

Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что “отговорила роща”, что “журавли печально” улетают.

Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и “души сиреневую цветь”. Однако ему не кого и “ничего в прошедшем не жаль”.

Да и стоит ли жалеть лет, “растраченных напрасно”? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно “сгребает” “ в один ненужный ком”. Все погибает.

Однако “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. Природа тоже “умирает”, но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ.

Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает.

Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: “ Истинные поэты всех времен и народов были философами”. По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.

Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.

В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, нетаинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: “журавли не жалеют”, “грезит конопляник”.

Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым.

Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов — все дети единой матери Природы.

Метафоры (“костер рябины красной”) и эпитеты (“березовый язык”, “ненужный ком”) придают стихотворению плавность и поэтичность.

Поэт нередко использует инверсию: “Отговорила роща золотая”, “Стою один среди равнины голой”. Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, — сравнение:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова .

Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий , зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.

Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.

Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=81512

Отговорила роща золотая

Есенин, обычный деревенский парень с редким талантом, приехал покорять Москву, не имея в кармане гроша и представления о жизни в большом городе. И вот, Москва покорена, поклонники не дают Сергею прохода, но получил ли поэт то, что искал? Нет, что хорошо заметно в стихотворении «Отговорила роща золотая», написанном чуть более чем за год до смерти.

Эти стихи относятся к неформальному циклу стихотворений-исповедей, в которых Есенин изливает душу и открывает читателю свои потаённые секреты и страсти. Анализ строк поможет понять, к чему стремился поэт, чего достиг, а что так и осталось за горизонтом стремлений.

Поиск Есенина

Что хотел найти в Москве поэт? Признания? Не только, он желал найти в столице нового себя, а вышло так, что признание пришло, но город сжал грудь Сергея, который так до конца жизни и остался простым деревенским парнем-рубахой.

Творческое признание далось тяжело. В суете жизненного бега потеряны многие друзья, нет полноценной семьи и неизвестно куда идти дальше. Поэт видит, что жизнь бежит стремительно, но бежать за ней вслед нет желания – город сковал Есенина, но не находит себя нового, но начинает терять старого.

Примечательны строки:

Взгляд назад

Уже достигнув поэтической славы, Сергей не может забыть весёлую юность и ни о чём не жалеет, хотя далеко не все «подвиги» поэта относят к разряду славных. Пытаясь вернуть молодецкую удаль, Сергей всё чаще находит источник энергии в горькой.

В момент возлияний он снова становится тем молодым Есениным, который робко приехал в Москву из Константинова. Подчас, водка заменяет семью и потерянных друзей, отвернувшихся от него из-за образа жизни. Они считали, что настоящий советский поэт должен вести себя примерно, но Сергей не мог жить в чужой шкуре.

Отсюда и регулярные возлияния, помогающие вспомнить то, что надо и забыть то, что не надо помнить.

Замечу, что Сергей Александрович, при всей страсти к спиртному в последние годы, никогда не писал стихи под чарами алкоголя. Всему своё время, говорил Есенин и не брал с собой в очередной загул ни пера, ни бумаги.

Достигнув в 1924 году пика творческой популярности, поэт трезво смотрит назад, оценивая свои удачи и неудачи, а позади, по большому счёту, пустота. Даже любовь уже не вспыхивает с той страстью, как 5 лет назад.

Можно сказать, что в последние годы жизни Есенин чувствовал себе объевшимся тем, что не следовало есть и голодным до старой жизни, которую не вернуть.

Отсюда и исповеди в стихах, «Отговорила роща золотая» один из ярких примеров.

Прощание

О прожитых годах поэт не жалеет, он жалеет о том, что они ушли и не всё за последнее время он сделал правильно. Раздражает давление власти, желающей, чтобы Есенин писал стихи под её интерес. Если бы не поддержка Троцкого, то возможно машина власти раздавила бы Сергея и до 1925 года, до Англетера.

В последних строках стихотворения поэт как-бы загодя прощается с друзьями и почитателями. Я не сторонник самоубийства Есенина, просто в последние годы поэт чувствовал, что не знает куда идти дальше, всё сложнее даются новые темы, всё чаще появляются стихи-исповеди. Строки:

Говорят лишь о том, что Есенин чувствует, что в творчестве своё отговорил. Это ни коим образом не прощание физическое – впереди был ещё брак с Толстой, хотя вряд ли он оставил в сердце Сергея Александровича такой же след, как от романа с Айседорой Дункан или от других, более ранних романов.

Стихотворение «Отговорила роща…» очень напевное, на эти стихи написано немало песен, а учить строки не составляет труда – они как-бы сами западают в душу. Это произведение Есенина по делу относится к золотому фонду русской поэзии и не знать его ущербно… .

Отговорила роща золотаяБерезовым, веселым языком,И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветром в даль,Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,Не жаль души сиреневую цветь.В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,От желтизны не пропадет трава,Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,Сгребет их все в один ненужный ком…Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

1924

Предлагаю посмотреть кинохронику с Есениным, снятую в 1924 году, и послушать фоном песню на стихи. Это поможет понять тонкую душу поэта и быстрее запомнить строки.

Источник: http://stihirus24.ru/izbrannye-i-redkie-stikhi-sergeya-esenina/219-otgovorila-roshcha-zolotaya.html

Есенин Отговорила роща золотая

Сергей Александрович Есенин – великий поэт. Он создал большое количество произведений на самую разнообразную тематику. Об одном из самых ярких и запоминающихся творений – «Отговорила роща золотая» — и пойдёт речь.Создано произведение в далеком 24-м году прошлого столетия и представляет собой элегию со своеобразным мышлением и подачей.

В строках прослеживается вечная тема – существование человеческой жизни под властью законов природы. Автор в собственных строках использует множество оборотов, указывающих на данную особенность – это и отговорившая роща, и журавли, которые не жалеют ни о чем, и дерево, роняющие свои листья.

Все это переплетается с человечностью – герой произведения роняет слова грусти и не жалеет о прошедшем времени.

Анализ произведения

В тексте используются разнообразные параллелизмы и сравнительные обороты. Они помогают по-настоящему почувствовать, что каждый человек в настоящем мире – это простой странник.Стихотворение Сергея Есенина имеет и философское направление.

В содержании, согласно сюжету произведения, большое количество личных размышлений поэта. Он рассуждает о роще, которая говорит с помощью языка берез, и это звучит по-особенному поразительно.

Следует отметить, что использование всевозможных метафор в произведение и самой метафоричности – это не цель произведения. Автор старается реализовать свой замысел, раскрывая сложное и запутанное психологическое состояние в те годы.

После прочтения первых строк, читателя охватывает грусть. Особенно интересна вторая строка. Здесь автор непросто грустит, а проявляет своеобразную весёлость, и даже игривость.

Особенности стихотворения «Отговорила роща золотая»

Сергей Александрович практически во всех своих произведениях старался максимально четко очеловечить натуральную природу. Он представлял ее таким образом, чтобы она могла показать эксклюзивные чувства человека. Такой подход позволяет максимально искренне преподнести читателю понятие ценности и значимость жизненного пути.

Читайте также:  Народные приметы лета

Следует отметить, что как в начале произведения, так и в его конце, перед читателем представляется картина березовой рощи в осенний период года. Она описана в виде живого существа, говорящего своим загадочным и веселым языком. Остальные образы, используемые в стихотворении, также являются одушевленными.

В произведении натуральная природа является непросто темой, а самой сутью философского мышления, представляющего собой эстетичный идеал.

Особенности стиля

Поэтика Сергея Есенина полностью пропитана естественным родством человека и природы. При создании своих произведений автор любил использовать различные олицетворения. Это придавало произведениям изюминку, к примеру, отговорившая роща или грезящий конопляник.Еще один не менее важный прием, используемый писателем – это олицетворение в обратном порядке.

Есенин старался передать через природу именно те чувства и ощущения, которые свойственны простому человеку. Такой прием использовался и в произведении «Отговорила роща золотая». На нем построены практически все строки.В качестве золотой рощи в творении выступает сам автор, который чувствует, что постепенно увядает.

Для писателя поэзия – это прекрасный природный ландшафт, где листья на деревьях выступают в качестве слов.Для Есенина важен образ природы в его произведениях. Ей он уделяет максимум внимания, совмещая человеческий характер и поэзию, делая неразрывно связанную форму.

Поэт стремится к созданию общей гармонии, добавляя изысканные нотки романтизма – это самый важный художественный принцип для автора.В стихотворении «Отговорила роща золотая» природа максимально очеловечена и выступает, как единое целое. А герой, образ которого использован в произведении, весьма близок к герою из народного творчества.

Это заметно, поскольку ощущается нерасторжимая связь между ним и природой.Данным стихотворением Сергей Александрович красиво и просто рассказал о себе. Он подарил читателю особенное понимание поэтического слова.

Приемы, используемые в стихотворении

Чтобы придать произведению особенную эмоциональность, Есенин использует различные яркие и выразительные приемы. Имеется здесь значимое количество эпитетов и метафор, присутствуют олицетворения, используются сравнения. Сергей не жадничал с эмоциональностью, когда писал это стихотворение.

Его душевные порывы, философские взгляды и любование осенним пейзажем чудным образом переплелись в произведении. Не лишено стихотворение и символов, главный из которых – это сама матушка-природа.Следует отметить, что несмотря на многочисленные приемы, автор старался избегать в строках появления усложненности. Он пытался сделать произведение максимально простым и «стройным».

В стихотворении используются различные синтаксические фигуры:
Параллелизм.

Инверсия.

Умолчание.

Последний пункт наиболее заметен в последних строчках. Он по-особенному придает выразительности художественной речи, а также усиливает эмоциональность во время лирического высказывания.Следует отметить, что в произведении особенное внимание уделяется цвету. Здесь имеется многочисленная тональность в оттенках – начиная от тусклого голубого и заканчивая ярко-красным. Такая цветовая гамма является традиционной для русского искусства того времени. Прошлое время в стихотворении имеет голубые и сиреневые оттенки, напоминая об особенных моментах в жизни автора. Настоящее время имеет золотой и красный оттенок.

В самом стихотворении отслеживается постоянное противостояние красного и голубого цвета. Таким образом, автор пытается передать эволюцию лирически направленного героя. Автор указывает на то, что обратно не вернёшь прошлое, что молодость уже утрачена и прежние чувства невосполнимы.

Настоящая изюминка — это фраза: «души сиреневую цветь».Несмотря на то что поэт в своих строках постоянно повторяет, что не жалеет о произошедшем в его прошлом, в рифмах все же прослеживается щемящая грусть. Образ-переживание на самом деле противоречив.

Здесь автор показывает, что он мрачный и тоскливый, одновременно указывая на то, что прошлое было веселым.Стихотворение создано в стиле наполненного народными мотивами. Эта особенность отслеживается практически во всех произведениях Есенина. Рифмы отличаются мелодичностью и подчеркиваются композиционно-кольцевыми приемами.

Особенно это выражено там, где первая и последняя строки полностью аналогичны. Причем не простое повторение, а заключение-метафора, которое не полностью раскрыто в первой строфе. Оно представляет собой образное завершение. В стихотворении «Отговорила роща золотая» этот приём использован частично.

Ярко выраженная народность произведения добротно подкреплена пятистопным ямбом, что только усиливает лиричность и напевность. Рифмовка создана максимально точно, ударения расставлены по местам как в мужских словах, так и в женских. Рифмующие строки использованы перекрестно.

Произведение Сергея Есенина не отделяет природу от человека.

Здесь совмещены настроения, мысли, ощущения, чувства. Эти особенности присущи каждому произведению Есенина и «Отговорила роща золотая» не стало исключением.

Источник: https://gfom.ru/esenin_otgovorila_roscha_zolotaya.php

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…» Есенина С.А

Анализ стихотворения

«Отговорила роща золотая…» Есенина С.А

Человек – часть природы: эта истина неоспорима. Как бы ни провозглашал он себя царем природы, все равно вернется в землю, откуда, из грязи, и был сотворен Богом.

Эта идея довольно часто встречается в философских произведениях разных поэтов. Не стал исключением и Сергей Есенин.

Именно тема зависимости человеческой жизни от законов природы зучит в его известном стихотворении «Отговорила роща золотая» (1924), ставшим популярной песней.

Образ золотой рощи, говорящей языком берез, поразителен сам по себе, но особенно тонко и проникновенно раскрывается в этом произведении сложное психологическое состояние лирического героя. Для Есенина характерно очеловечивание природы: она словно сосредоточение человеческих чувств. А лучше всего поэту удается передать любовь к жизни.

Распространенный в народной лирической поэзии параллелизм – сопоставление природных явлений с событиями жизни человека – характерен и для этого произведения. Образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения:

Как дерево роняет тихо листья, 
Так я роняю грустные слова.

А в конце подчеркивает параллелизм ярким образным выражением: «роща золотая отговорила милым языком».

По жанровым признакам это стихотворение можно считать элегией – грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. Неприкрытая грусть сквозит почти в каждой строке: роща «отговорила», журавли, «печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком», да и сам герой«роняет грустные слова», ведь ему не жаль «ничего в прошедшем».

Все эти слова придают стихотворению неспешную интонацию, позволяющую и читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? Кроме того, неспешность, напевность этого лирического произведения (а оно давно положено на музыку и воспринимается как народная песня), усиливается пятистопным ямбом и использованием звукоподражания – аллитерацией: «В саду горит костер рябины красной».

Несмотря на «грустные» слова, становится понятно, что это вселенский закон жизни: «каждый в мире странник».  Таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни.

Почему герой ничего не жалеет в прошедшем? Конечно, ему не жаль лет, «растраченных напрасно» (что вполне объяснимо), но не жаль и «души сиреневую цветь».

Эта сложная во всех смыслах метафора не просто раскрывает состояние души героя, она является своеобразным символом всей поэзии Сергея Есенина.

Не случайна и реминисценция из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» — строка «Стою один среди равнины голой». В обоих стихотворениях как будто выражены путиодиночества лирических героев: «один».

Герои стремятся к синтезу с миром – соединением с равниной, пустыней и небом. Именно такие образы повторяются в обоих стихотворениях.

Нужно заметить, что ощущение всемирности, восприятие себя в контексте космоса были основными мотивами русской философской лирики XIX-XX веков.

Песенность данного стихотворения Есенина подчеркивается с помощью кольцевой композиции, при этом первая строфа «Отговорила роща золотая березовым веселым языком» частично повторяется в заключении:

… что роща золота
Отговорила милым языком.

Но это не просто повторение – это своеобразный вывод: метафорическое уподобление березе, не раскрытое, а только обозначенное в первой строфе, получает свое логичное завершение в последней строфе.

Подобное завершение не просто образно, оно афористично.

Вообще, все стихотворение полно афоризмов: «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – пройдет, зайдет и вновь оставит дом»; «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Поэты довольно часто беспокоятся о судьбе своих произведений.

И если кто-то мечтал, что придет в «коммунистическое далеко», а кто-то считал, что к нему «не зарастет народная тропа», то Есенин довольно пессимистично рассуждал о том, что «время, ветром разметая, сгребет их все в один ненужный ком». Однако время все расставило на свои места: творчество Сергея Есенина известно и любимо не одним поколением русских людей.

Источник: http://libaid.ru/katalog/e/esenin-sergej/3442-analiz-stikhotvoreniya-otgovorila-roshcha-zolotaya-esenina-s-a

Литературный портал «Шпаргалкино» Сочинения, рефераты, шпаргалки

   Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Мы можем отнести его к философско-медитативной и пейзажной лирике. По жанру оно близко к элегии. Основная тема его – неумолимый ход времени, родство человека и природы, прошлое и настоящее.
   Жизнь человека у поэта сопряжена с жизнью природы. Сначала речь идет о наступлении осени:

   Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», журавли испытывают печаль, могут сожалеть или не сожалеть о ком-то. Первая строфа – звуковая. Здесь мы слышим шелест золотых листьев, курлыканье журавлей, чувствуем дуновение ветра.

Как и жизнь природы, так и жизнь человека быстротечна: проходит юность – на смену ей приходит зрелость, «возраст осени», а затем старость. Именно этот мотив становится доминирующим во второй строфе. Центральные образы ее – образы странника, дома (земли) и образы конопляника, месяца, пруда.

Здесь смертный человек и обреченная на вечную жизнь природа уже противопоставлены друг другу. Конопляник, месяц и пруд хранят память обо всех тех, кто навсегда покинул дом:

   Конопляник, месяц и пруд также здесь одухотворяются, обретая человеческое свойство мечтать, помнить об ушедшем. Так у поэта начинает разворачиваться диалог между человеком и природой.
   Затем в стихотворении возникает образ лирического героя. Он чувствует свое одиночество во Вселенной:

   Здесь приходят на память лермонтовские строчки:

   Однако Лермонтов уходит от реальности в мир сна, чудесной мечты. Лирический герой Есенина же остается в реальности, тоскуя о безвозвратно ушедшей юности. Этот мотив грусти в стихотворении все время нарастает. Его задает уже первое отрицание: журавли «уж не жалеют больше ни о чем». Затем отрицание трижды повторяется в речи героя: ему ничего «не жаль» «в прошедшем»:

   То же самое происходит и в природе. Здесь поэт также использует отрицательную частицу «не»:

   Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

   В последних строчках этой строфы параллелизм в жизни человеческой и природной подчеркивается уже сравнением-утверждением.

В подтексте стихотворения угадывается мысль о бессилии лирического героя перед лицом времени, об одиночестве «странника» в мире.

Однако когда эта эмоция достигает в стихотворении своего апогея, на первый план неожиданно выходит поэтическое чувство принятия жизни и хода времени и осознание разумности этого природного закона:

   Произведение построено как постепенное развитие темы с кульминацией и развязкой в последней строфе. Кольцевая композиция создается образом золотой рощи, присутствующим в начале и в финале произведения.

Только в начале элегии лирическая эмоция – это острое сожаление о юности (многочисленные отрицания лишь усиливают эту эмоцию, герой словно пытается убедить самого себя), в финале же – восстановление душевной гармонии, чувство благодарности к жизни, прошлому.   Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («березовым, веселым языком», «сиреневую цветь», «роща золотая»), метафоры («отговорила роща золотая», «в саду горит костер рябины красной»), олицетворение («о всех ушедших грезит конопляник»), инверсию («души сиреневую цветь»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), сравнение («Как дерево роняет тихо литья, Так я роняю грустные слова»), аллитерацию («В саду горит костер рябины красной»), ассонанс («Отговорила роща золотая»).

   Таким образом, человек в поэзии Есенина ощущает себя частью природного мира, полностью растворяясь в нем, сливаясь с цветами, деревьями, животными, стихиями. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…»[1].

Источник: http://shpargalkino.com/stixotvorenie-otgovorila-roshha-zolotaya-s-a-esenina-vospriyatie-tolkovanie-ocenka/

Ссылка на основную публикацию