Репетилов: характеристика и образ персонажа в комедии а.с. грибоедова “горе от ума”

Какова роль образа Репетилова в комедии “Горе от ума”?

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей.

Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома.

Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы.

Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром.

 Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:И я в чины бы лез, да неудачи встретил,Как, может быть, никто и никогда.

(IV, 5)И отставке Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя:Сам бредил целый век обедом или балом!Об детях забывал! Обманывал жену!Играл! проигрывал! в опеку взят указом.

Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.

Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества.

Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство.

Так возникает вторая функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм.

Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось:А наши старички?? — Как их возьмёт задор,Засудят о делах, что слово — приговор, —Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;И об правительстве иной раз так толкуют,Что если б кто подслушал их …беда!Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,Спаси нас Боже! Нет. А придерутсяК тому, к сему, а чаще ник чему,Поспорят, пошумят и … разойдутся. (II,5)Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном -либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не делают, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж.Г.Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», другие подхватятИ вместе, глядь, водевильчик слепят,Другие шестеро на музыку кладут,Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3)Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать!Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного героя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным человеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя:Ругай меня, я сам кляну своё рожденье,Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4)

«Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетилова цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?».

Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретнейшего союза».

Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым.

Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. (I, 7),а Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног» в сенях фамусовского дома (IV, 4).

Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:

…славно пишет, переводит. (II,5)

Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу… водевили (IV, 4).Оба героя чрезвычайно болтливы.

Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит.д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова.

Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,В приличьях скованы, не вырвемся из ига… (IV, 4)При этом оба ездят на балы.

Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы.

Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:Куда теперь направить путь?А дело уж идёт к рассвету.Поди, сажай меня в карету,Вези куда-нибудь. (IV, 9)Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.

Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому.

Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т.д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума».

Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», которое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого.

Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т.д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит.

Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?

Источник: http://lit-helper.com/p_kakova_rol-_obraza_repetilova_v_komedii_gore_ot_uma

Образ Репетилова в комедии «Горе от ума»

Образ Репетилова
В комедии «Горе от ума»

Комедия была закончена Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1824 году. Она была запрещена цензурой, но начала распространяться в сотнях рукописей. Для декабристов комедия была отображением их собственных воззрений. Комедия была злободневна.

В ней показано столкновение двух общественных лагерей: лагеря феодальной реакции и от лица передового дворянского молодого поколения, под предвадительством Чацкого. Персонажи в произведении выросли из реальной московской жизни начала XIX века.

Репетилов появляется в четвертом действии. Мы наблюдаем его в шести из четырнадцати явлений. Никчемный крикун Репетилов характерен для фаму-совского общества. Образ Репетилова помогает уяснить политическую обстановку в начале XIX века. В то врем многие выражали сочувствие либеральному движению, потому что была мода на либерализм, исходящая из обещаний Александра I.

От либеральных пустомель отворачивались и реакционеры, и действительные либералы.
Как появляется Репетилов? Встав после падения при входе, он признается в любви к Чацкому. После падения это признание не производит особого впечатления. Чацкий с досадой отвечает: «Да полно вздор молоть». Чацкий хорошо понял Репетилова. В бахвальстве и вранье Репетилова можно заметить серьезные вещи.

Репетилов:

…Из шумного я заседанья. Пожалоста молчи, Я слово дал молчать; У нас есть общество, И тайные собранья По четвергам.

Секретнейший союз…

Вслух, громко говорим, никто не разберет. Я сам, как схватятся, об камерах, присяжных,

О Бейроне, ну о матерьях важных.

Камеры — палаты депутатов. Присяжные — присяжные заседатели в суде, приводимые к присяге, чего в российском суде не было. Бейрон — это поэт-романтик Джордж Байрон, участник борьбы греческого народа против турецкого ига и движения карбонариев.

Почему же Чацкий говорит Репетилову, что надо прогнать и вас, и ваши тайны»? Чацкому известна глупость Репетилова. Репетилов и сам не делает из этого секрета: «Частенько слушаю, не разжимая губ. Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп».

Репетилов опошляет большое революционное дело. Он не понимает его сути. Репетилов — попутчик больших дел и крупных личностей. И он потенциально опасен для них.

Репетилов носит маску прогрессивного человека, не являясь таковым. Репетилов является пародией на Чацкого. Чацкий «славно пишет, переводит». Репетилов «лепит» вшестером водевильчик.

Читайте также:  Сочинение на тему: "зимний день"

Чацкий был «с министром в связи». Репетилов — «зять министра».

Репетилов критикует власть, но за свои неудачи по службе. Похожи на Образ Репетилова Лахмотьев, Леван и Боринька, англоман князь Григорий, «гений» Удушьев Ипполит Маркелыч, написавший труд «Взгляд и нечто».

Репетиловпшна — показной либерализм. Сам Репетилов говорит: «Шумим, братец, пгумим„» Чацкий согласен: «Шумите вы? И только?»
Пушкин не считал Образ Репетилова гадким. Салтыков-Щедрин относил Образ Репетилова к легкомысленным, назойливым и неприятным людям.

В романе «Дым» Тургенев выводит Бамбаева, бывшего москвича, как очень похожего на Образ Репетилова, «человека хорошего, из числа пустейших».

В романе Достоевского «Преступление и наказание» на Образ Репетилова похож образ Андрея Семеновича Лебезятникова, который «прикомандировался» к прогрессу.

Завершая сочинение, необходимо отметить, что Грибоедову в комедии удалось сделать яркими не только образы главных героев, но и остальные персонажи, к каковым относится и Репетилов.

Образ Репетилова в комедии «Горе от ума»

Источник: http://historylib.net/obraz-repetilova-v-komedii-gore-ot-uma/

Комедия А. С. Грибоедова

Искусство и развлечения 26 декабря 2015

События, изображенные в пьесе, происходят в послевоенные годы (после войны 1812 года), когда начинает разворачиваться движение декабристов. Появляются два противоборствующих лагеря. Это передовые дворяне и консерваторы. В пьесе передовых дворян представляет Чацкий, а консерваторов – все фамусовское общество.

Конфликт

В частном конфликте отразился эпохальный конфликт. Но общественный не стал бы таким значимым, если бы он не был связан с конкретными лицами, пусть и вымышленными. Умный и честный, открытый молодой человек борется с порочным веком минувшим.

В произведении две сюжетных линии: любовная и общественная. Начинается комедия с любовной. Приезжает отсутствовавший три года Чацкий в дом Фамусова, его встречает дочь хозяина Софья. «Горе от ума» представляет любовный сюжет. Чацкий влюблен и ждет от девушки взаимности. Далее любовная линия переплетается с общественной.

Чацкий и Фамусов воплотили в себе два противоположных лагеря в обществе. Конфликт Александра Андреича с минувшим веком становится неизбежным, как только Чацкий переступает порог дома Фамусова. Он со своими честными взглядами и идеями наталкивается на порочность, затхлость и раболепство.

Речь героев и говорящие фамилии

Если говорить о речи персонажей комедии, она довольно ярко характеризует их особенности. Например, Скалозуб часто употребляет военный лексикон, что говорит о его профессии. Хлестова же использует богатую, насыщенную лексику.

Главный герой Чацкий виртуозно владеет русской речью, чего стоят только его монологи, исполненные такой живости и красоты («А судьи кто?»). Чацкий не только влюбленный юноша, он в первую очередь ярый обличитель пороков фамусовского общества.

Только словами и ничем больше клеймит правдолюб Чацкий окружающих. Многие фразы, вложенные в уста главного героя, стали крылатыми. Речь Чацкого, с одной стороны, близкая языку Радищева, с другой – была очень своеобразной. А.С.

Грибоедов принципиально отказался в комедии в монологах главного персонажа от книжной речи и иностранных слов.

Фамилии персонажей можно смело назвать говорящими. Молчалин в комедии «Горе от ума» (от слова «молчать») – немногословный, тихий молодой человек. Этот список можно дополнить такими фамилиями, как Тугоуховский, Репетилов, Скалозуб.

Видео по теме

Скалозуб

Главной задачей комедии считал писатель обрисовать образы фамусовского общества. В произведении нет лишних персонажей. Все образы важны для характеристики как главных персонажей, так и всего их окружения.

Скалозуб – грубый мужлан с характерными манерами и внешностью. В речи проявляется невежество, глупость и духовное обнищание этого человека. Этот типичный представитель фамусовского общества выступает против наук и образования как такового.

Естественно, Сергей Сергеич Скалозуб является желанным гостем семьи Фамусова и ему подобных. Кроме того, именно в образе Скалозуба Грибоедов показывает тип карьериста, не гнушающегося никакими средствами при продвижении по карьерной лестнице.

Князь и княгиня Тугоуховские, Хлестова

В сатирическом ключе показаны Тугоуховские. Князь Тугоуховский – типичный подкаблучник своей жены. Он практически ничего не слышит и только беспрекословно подчиняется княгине. Князь представляет собой Фамусова в будущем.

Его жена – обычная представительница окружающего общества: глупа, невежественна, отрицательно относится к образованию. К тому же оба сплетники, так как первыми разносят слухи о том, что Чацкий сошел с ума.

Не зря критики подразделили всех второстепенных персонажей на три группы: Фамусов, кандидат в Фамусовы, Фамусов-неудачник.

Хлестова представлена неглупой барыней, однако и она подвержена общему мнению. По ее мнению, честность, интеллект человека напрямую зависят от социального статуса и богатства.

Репетилов и Загорецкий

Репетилов и есть тип Фамусова-неудачника в комедии «Горе от ума». Персонаж, не имеющий совершенно никаких положительных черт. Он достаточно глуп, безалаберен, любит выпить. Он – поверхностный философ, некая пародия на линию Чацкого. Из Репетилова автор сделал пародийного двойника главного персонажа. Он тоже пропагандирует общественные идеи, но это лишь следование моде и больше ничего.

Еще один Фамусов-неудачник – это Загорецкий А.А. В характеристиках, данных ему остальными героями, можно несколько раз увидеть слова-синонимы к термину «мошенник». Например, Горич говорит: «Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий».

Однако все его мошенничество и вранье остается в пределах окружающего быта, в остальном же он вполне законопослушный гражданин. В Загорецком даже больше от Молчалина, нежели от Фамусова. Он нужен всем, несмотря на то, что сплетник и лгун.

Не только подхватывает слух о сумасшествии Чацкого, но еще и дополняет его своими фантазиями.

Горич

Персонаж, к которому Грибоедов проявил чуточку сочувствия – это Горич. «Горе от ума» выводит на сцену друга Чацкого, прибывшего на бал к Фамусову вместе с женой. Он добрый человек, трезво оценивающий окружающую действительность.

Он не включен автором ни в одну группу. Друг и соратник Чацкого раньше, теперь, услышав о его «болезни», не верит этому. Но и он не лишен недостатков. Имея мягкий характер, после женитьбы Горич стал подкаблучником жены и забыл свои убеждения.

Его образ – образ мужа-слуги.

Другими словами, в комедии «Горе от ума» персонаж этот и еще ряд других олицетворяют век «минувший» с его правилами, идеалами и привычками. Все это ограниченные в своем развитии индивиды, которые категорически против всего нового, а самое главное, против открытой правды.

Отличие комедии от литературы 18 века

Огромное и принципиальное отличие комедии Грибоедова от произведений 18 века состоит в том, что в ней практически все герои – не просто положительные или отрицательные типы, они показаны многосторонне.

В «Горе от ума» персонаж Фамусов обрисован не только как человек, который находится в духовном застое; Фамусов – хороший отец своего семейства, настоящий барин.

Чацкий – очень пылкий и чувствительный, в то же время остроумный и интеллигентный.

Чацкий в комедии «Горе от ума» уезжает, разочаровавшись в предмете своей любви. На вопрос о том, кто он – победитель или побежденный, можно ответить так: Чацкий был сломлен количеством старой силы, но победил минувший век качеством силы новой.

Так проявляется социальная типизация персонажей. Если здесь автор отходит от классицизма, то в любовной интриге, наоборот, старается соблюсти законы именно этого направления.

Есть героиня и два любовника, ничего не подозревающий отец и горничная, покрывающая свою хозяйку. Но в остальном сходства с классицистической комедией нет. На роль первого любовника не подходят ни Чацкий, ни Молчалин.

В комедии «Горе от ума» героев-любовников из классицизма нет: первый – проигрывает, второй – не является положительным во всех отношениях героем.

Не может называться идеальной героиней и Софья. «Горе от ума» представляет нашему вниманию неглупую, но влюбленную в никчемного Молчалина девушку. Он ей удобен. Он – тот, кем можно будет всю жизнь помыкать. Она не желает слушать Чацкого и является первой, кто распустил слух о его сумасшествии.

Лиза в большей степени резонер, нежели субретка. Помимо всего прочего, в комедии прослеживается вторая, комическая любовная линия и третья, связанные с отношениями между Лизой, Молчалиным, Петрушей и Фамусовым.

Внесценические персонажи

Кроме главных и второстепенных персонажей, умелой рукой писателя в произведение были введены внесценические персонажи. Они нужны для того, чтобы увеличить масштабы конфликта двух веков. Эти персонажи воплощают как век минувший, так и нынешний.

Вспомнить хотя бы камергера Кузьму Петровича, который и сам богат, и на богатой был женат. Это Татьяна Юрьевна и Прасковья, недалекие иностранцы, приехавшие в Россию на заработки.

Эти образы и еще ряд других подводят читателя к мысли о широкомасштабности конфликта, представленного ярко в пьесе «Горе от ума».

Персонаж, который показывает читателю, что Чацкий не один, за ним есть те, кто будет продвигать солидарные ему идеи, тоже представлен, и не одним образом, а несколькими. Например, в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба из деревни, родственник княгини Тугоуховской.

Основная задача, которую выполнял писатель, изображая героев пьесы, показать их взгляды на общество, а не раскрыть их психологические особенности. Грибоедов в первую очередь писатель-просветитель, поэтому в каждом образе ярко вычерчивает те или иные нравственные качества или их отсутствие. Он типизирует черты и качества характера и тут же их индивидуализирует.

Чацкий перегнал свой век во всем. Именно поэтому он стал образцом искренности и благородства, а Фамусов и Скалозуб – символом пошлости и застоя. Так, на примере 20 лиц писатель отразил судьбу целого поколения. Взгляды Чацкого – это взгляды всего передового движения будущих декабристов. Чацкий и Фамусов – представители двух поколений, двух веков: века просвещенного и века отжившего.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – краткое содержание

В русской литературе есть произведения, судьба которых – никогда не увянуть, быть всегда интересными, актуальными, злободневными и востребованными новыми поколениями читателей. Одно из них – бессмертная ко…

Искусство и развлечения
Герой комедии Грибоедова «Горе от ума» П. И. Фамусов: характеристика образа

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» относится к тем произведениям, которые не теряют своей остроты и актуальности с течением времени. Более того, чем больше лет отделяет их от момента создания, тем боль…

Искусство и развлечения
Цитатная характеристика Чацкого. А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

А. С. Грибоедов решил написать свое сатирическое произведение «Горе от ума» по разным причинам, и разные люди из его же общества стали стереотипами выдуманных им героев. Так вот, что касается главного геро…

Искусство и развлечения
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Фамусов: цитатная характеристика

Читайте также:  Ярославна: "образ русской женщины" в "слове о полку игореве"

В сатирической комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» гости, собранные в доме барина Павла Афанасьевича Фамусова, совершенно не случайно оказались героями с нарицательными характеристиками. Раскрывая тему …

Искусство и развлечения
Отношение к крепостному праву Фамусова. А.С. Грибоедов “Горе от ума”

Знаменитая нравственно-социальная пьеса в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова стала оригинальным высокохудожественным и общественно значимым произведением первой четверти XIX века. Автор работал над главн…

Искусство и развлечения
Характеристика гостей Фамусова на балу. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал столкновение извечно противоборствующих между собой старого и нового поколения, идеологий века прошлого и века нынешнего. На бал Фамусова приезжают люди, кот…

Искусство и развлечения
Внесценический персонаж «Горе от ума» в комедии А. С. Грибоедова – описание, характеристика и интересные факты

В комедии в стихах “Горе от ума” внесценические персонажи играют важную роль. Это уникальное произведение, в котором умело сразу сочетаются элементы романтизма, классицизма и реализма. В ней описывается классическое с…

Искусство и развлечения
Крылатые выражения из “Горя от ума”. Афористичность комедии А. С. Грибоедова

«Горе от ума» – одно из самых известных и цитируемых произведений русской литературы. О нем написаны десятки статей и монографий, осуществлено огромное количество постановок.«Бессмертны…

Искусство и развлечения
Сочинение по комедии Грибоедова “Горе от ума”: описание, характеристика героев и главная мысль

А. С. Грибоедов, автор комедии «Горе от ума» – выходец из семьи потомственных дворян. Еще с детства он наблюдал за нравами и бытом этого сословия. Многие вещи повергали его в недоумение, а в душе кипела жа…

Образование
Сочинение на тему “Смешон или страшен Молчалин” в комедии Грибоедова “Горе от ума”

В начале XIX века Грибоедовым была написана комедия, которая открыла новый этап в истории русской литературы. Все персонажи «Горе от ума» имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Особой нах…

Источник: http://monateka.com/article/125167/

Система персонажей в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Формально система персонажей “Горе от ума” соответствует набору традиционного амплуа классицистической “комедии сватовства”: героиня, служанка (субретка), отец героини, три героя-любовника, резонер, интриган, комическая старуха и другие.

Однако Грибоедов противопоставил господствовавшему в драматургии способу создании героев персонажей, основывавшемуся на амплуа классическом и гиперболизации одной-двух черт характера, способ реалистического изображения человеческих типов, прорисованных как многомерные и разносторонние характеры.

С этой целью писатель выходит за узкие рамки типажей, совмещая в одном персонаже черты нескольких сценических амплуа, иногда противоположных. Кто Фамусов – “строгий” или “обманутый” отец? И то и другое. Служанка Софьи не только устраивает любовные свидания госпожи – она выступает в роли “соперницы” главной героини.

Кроме того, Лизу, которой принадлежат меткие и остроумные характеристики окружающих, можно назвать “резонёром в юбке”.

Чацкий представлен одновременно и обличитель общественных пороков типа фонвизинского Стародума, и благородный “первый любовник”, и как неудачливый жених. В нем мы также видим черты “злого умника” и одержимого “безумной” любовью романтического героя.

Из-за смешения амплуа “запутывается” любовная интрига. Избранник героини должен быть – “благородным”, чего не скажешь о Молчалине. “Положительный” Чацкий годится на роль “первого любовника”, но Софьи его не любит.

Интрига осложняется тем, что Молчалин участвует еще в одном любовном “многоугольнике”, где он становится “соперником” самого Фамусова. В параллельной любовной сюжетной линии пародируются отношении главных героев: Чацкий (Фамусов) – Софьи (Лиза) – Молчалин (буфетчик Петруша).

В эпицентре любовной интриги оказывается Лиза: “Она [Софья] к нему [Молчалину], а он ко мне…” Такой многослойный и запутанный любовный конфликт не может быть разрешен типичным образом.

Уйдя от деления героев на “плохих” и “хороших”, Грибоедов сгруппировал персонажей по “вершинному” принципу, характерному для романтизма. В центре “вершины” находится Чацкий. Важную роль в пьесе играют также другие персонажи, не равноценные главному герою, но как бы приподнятые над остальными действующими лицами.

В арьергарде фамусовского общества, сплотившегося для противостояния Чацкому, тот, чьим именем это общество названо, – Павел Афанасьевич Фамусов. Фамусов выступил в пьесе не только как идейный антипод Чацкого, но и как важное лицо, действующее в интриге (протежирует Скалозуба), и как самостоятельный общественный тип с индивидуальным характером.

Любовная интрига основывается на взаимоотношениях 17-летней дочери Фамусова и трех претендентов на ее руку и сердце. 

Грибоедов драматург новаторски переосмыслил в своей пьесе роль персонажей вторых и третьих планов. В сцене бала “множество гостей всякого разбора” не просто являют собой беспорядочную толпу.

Объединенные в отдельные группы (Горичи, Тугоуковские, Хрюмины, Хлёстова-3агорецкий), они участвуют в небольшом вставном эпизоде.

Каждая такая комическая сцена, с одной стороны, автономна, имеет собственный “сюжет”, с другой – соотнесена с общей коллизией произведения. 

Так, вписывается в общую канву “комедии сватовства” эпизод с семейством Тугоуховских. Бедный Фамусов никак не может забыть о том, что он приходится отцом дочери-невесты. А тут “на выданье” шесть княжон! Увидев на балу новое и интересное лицо – Чацкого – Тугоуховские сразу-же принялись за сватовство. Но когда они узнали, что потенциальный жених не богач, моментально успокоились.

“Побочные” герои, не участвующие прямо в интриге, выполняют важнейшую миссию – создают образ массы, усиливая ощущение распространенности явлений, которые сатирическим образом изображает писатель, “Расширяя сцену, наполняя ее народом действующих персонажей”, автор “Горя от ума” “без всякого сомнения, расширил и границы самого искусства” (П. Вяземский). Вслед за Грибоедовым такое “многолюдство” станет общим принципом русской реалистической драмы (“Ревизор” Н. Гоголя, “пьесы жизни” А. Островского).

Сколько персонажей в произведении? Бесспорной удачей Грибоедова как драматурга стало введение в комедию большого количества – около 50 – персонажей, которые на сцену не выходят, но упоминаются по ходу действия (сравните: в “Недоросле” их всего 4).

Благодаря внесценическим персонажам локальный конфликт, происходящий в особняке Фамусова, перерастает общественный. Узкие пространственные и временные рамки раздвигаются, вся Москва и вся Россия оказываются вовлечены в действие. Из 1820-х гг. вставные истории переносят нас в эпоху Екатерины ІІ.

Также внесценические персонажи служат раскрытию позиций, характеров действующих лиц (по принципу “Скажи, кто твой кумир, и я скажу, кто ты”).

Еще одно блестящее драматургическое решение Грибоедова – параллелизм персонажей. Псевдо оппозиционер Репетилов помогает лучше понять главного героя, имеющего собственные глубоко продуманные убеждения.

Судьба Горича показывает, как могла сложиться судьба Чацкого, попытайся он подстроиться под “общественное мнение”.

Загорецкий – “двойник” Молчалина, повторяющего отрицательные черты в еще более пошлом и приниженном виде. 

Параллелизм выступает главным композиционным средством в произведении. Он прослеживается на всех уровнях структуры – в сюжете, системе персонажей, деталях, отдельных стихах.

Направленность сопоставления на раскрытие идейной проблематики романа прослеживается также на уровне деталей. Так, описание Фамусовым московских “старичков” соотносится с описанием Репетиловым “сока умной молодежи”.

Темы разговоров “века минувшего” и “века нынешнего” уже несколько отличаются. Однако проку от этих пустых разговоров нет ни в том, ни в другом случае.

Этот пример наглядно показывает, что главное значение необыкновенно искусного параллелизма – смыслового.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/11/sistema-personazhey-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma.html

Характеристика Репетилова в комедии “Горе от ума”

А. С. Грибоедов изобразил в комедии “Горе от ума” нравы московского дворянства начала 19 века.

В то время в аристократическом обществе наметился раскол между дворянами, придерживающимися консервативных взглядов, и теми, кто принял идеи декабризма и проповедует идеалы истинной гражданственности и патриотизма. В комедии этот раскол назван борьбой “века нынешнего” с “веком минувшим”.

Многие особенности исторической реальности того времени нашли отражение в пьесе “Горе от ума”. Известно, что главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, как и сам автор, выражает идеи декабристов, а именно стремление к справедливости, уважение к народу, к свободе человеческой личности.

Однако были в изображенном Грибоедовым обществе и те, для кого эти идеи – дань моде, а не осознанное стремление сердца. В этом отношении необходимо рассмотреть характеристику Репетилова в комедии “Горе от ума”.

Как образ Репетилова помогает в раскрытии образа Чацкого?

По-настоящему
понять значение образа Репетилова в комедии “Горе от ума” невозможно без обращения к образу Чацкого.

Чацкий выступает в пьесе против “века минувшего” и его идей: против вседозволенности помещиков-крепостников, которые могут разлучить по своей прихоти детей крестьян с родителями, обменять крепостных на борзых собак; против безнравственности московского дворянства, которое привыкло оценивать людей по чинам и деньгам. Причем выступает Чацкий против этого многочисленного лагеря в одиночку. Он убежден, что деньги и положение в обществе не могут быть мерилами человеческой личности. Чацкий считает, что честь и достоинство должны являться главными ценностями в дворянском обществе. Он выражает свои взгляды бесстрашно, но вытеснен из этой среды, оклеветанный, названный сумасшедшим. Время Чацких еще не пришло. Но одиноким он оказался лишь в доме Фамусова. За его пределами у Чацкого есть единомышленники, и победа “века нынешнего” придет позже, но обязательно.

Чтобы более полно и со всех сторон отразить особенности исторического периода, представленного в комедии, Грибоедов вводит в пьесу “Горе от ума” Репетилова.

Этот герой появляется на сцене в последнем действии, но он значительно расширяет уже сложившееся у читателя представление о политической обстановке в России того времени. Репетилов – это карикатурный двойник Чацкого, который способен только повторять его слова, но не может осознать их.

Задача Репетилова – завоевать вес в аристократическом обществе. Задача Чацкого – это общество обличить и исправить.
Значение образа Репетилова в комедии “Горе от ума”

Как принято в традиции классицизма, героям комедии “Горе от ума” Грибоедов дал говорящие фамилии. Репетилов не исключение. Его фамилия образована от французского слова repeto, что означает “повторяю”. Репетилов способен только повторять идеи декабристов, не вникая в них.

Появляясь на балу у Фамусова в тот момент, когда гости уже разъезжаются, Репетилов не знает о том, что в обществе уже распущен слух о сумасшествии Чацкого. Сначала может даже показаться, что Репетилов станет единственным союзником Чацкого в доме Фамусова, ведь он никому не верит, что Чацкий безумен.

Репетилов зазывает Чацкого на собрание тайного общества. По его словам, там обсуждаются многие политические вопросы, связанные с идеями декабризма. Становится понятно, что Репетилов состоит в революционном кружке.

Но является ли в комедии “Горе от ума” образ Репетилова образом истинного декабриста?

Репетилов изображается Грибоедовым как пустой человек, произносящий пустые, ничего не значащие для него слова. Не случайно поехать с ним Репетилов предлагает сначала Чацкому, а после его отказа Скалозубу. Этому герою все равно, на чьей стороне быть: “века нынешнего” или “века минувшего”. Ему все равно, где проводить свое время: на балу или на тайном собрании.

Главное для него – быть своим в светском обществе. К тому же сам Репетилов говорит, что он понимает далеко не все из того, что обсуждается на встречах этого кружка.
Репетилов не декабрист. Это карикатура на декабриста, карикатура на Чацкого. В пьесе “Горе от ума” характеристика Репетилова имеет значение только в сопоставлении с Чацким.

Читайте также:  Парки на небоскрёбах в японских мегаполисах

Репетилов – отражение Чацкого и его идей в кривом зеркале.

Между Репетиловым и такими людьми, как Чацкий, огромная пропасть. Репетиловы выражают либеральные идеи только потому, что это модно в дворянском обществе. Это могло помочь ему в карьере, а удачная карьера – высшая ценность в фамусовском обществе.

Таким образом, Репетилов – это герой, который бездумно повторяет чужие слова, слова Чацкого и слова, которые он слышит на собраниях тайного общества, в котором состоит, не понимая их смысла и значения. Пустой Репетилов противопоставлен в комедии идеологу Чацкому.

(No Ratings Yet)
Loading…

Характеристика Репетилова в комедии “Горе от ума”

Источник: http://home-task.com/xarakteristika-repetilova-v-komedii-gore-ot-uma/

Готовые школьные сочинения

Апр 05 2010

Характеристика Репетилова и ее связь с образом Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Пушкин сказал о Репетилове: «в нем 2, 3, 10 характеров». Действительно, самая характерная черта этого персонажа состоит именно в отсутствии характера. Он – зеркало, направленное на все, что входит в моду, что выдвигается на авансцену общественно,й жизни.

Зеркало, правда, кривое. Но не настолько, чтобы отразившиеся в нем предметы искажались до неузнаваемости. Чацкий до своего отъезда из Москвы, по-видимому, нередко оказывался поблизости от этого зеркала. Во всяком случае Репетилов был с ним на «ты».

Вот он шумит на самой высокой ноте:

  • Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,
  • В приличьях скованы, не вырвемся из ига…
  • Или еще решительнее:
  • Тьфу! служба и чины, кресты – души мытарства…

Ведь в этих «обличениях» явственно слышатся отголоски речей самого Чацкого – тех его речей, которые Репетилов мог слышать три года назад. И снова – совмещение времен: то, о чем не догадывался Чацкий в годы своего путешествия – да, наверно, тогда он об этом просто не думал,- должно было проясниться в этот день.

Теперь, к исходу дня, если уж Чацкому и могло показаться в московской жизни что-то новым и неожиданным, так это полное торжество старого. Выход, казалось бы, оставался только один – уехать из Москвы.

Но Чацкий даже после встречи с Репетиловым, даже после того, как он услышал клевету о сумасшествии, еще далек от мысли навсегда оставить Москву.

Вот где поистине «ум с сердцем не в ладу». Мысль о сопернике еще отстраняется, обморок – все еще загадка.

Надо было увидеть ночное свидание, собственными ушами услышать, что сплетню о сумасшествии выдумала и пустила в оборот именно Софья, чтобы понять, наконец, что она давно сделала свой выбор – выбор между ним и Молчалиным.

Теперь ей осталось вместе с батюшкой со страхом ждать, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».

  • Последняя – и самая главная – надежда Чацкого разбита.
  • Но вместе с ней развеялись и последние иллюзии:
  • Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…

Это – очень важное признание. Позднее, уже в 60-х годах XIX столетия, Герцен именно в преданности «ментальному идеалу» видел одну из характернейших особенностей Чацкого как героя определенного времени.

Автор комедии вложил в уста Чацкого слово, точно обозначающее крайности его оптимистического миросозерцания – те крайности, которые и были причиной того, что он то и дело попадал в комические положения.

Грибоедов еще в 1816 году, то есть как раз в то время, когда в основных своих контурах складывался замысел комедии, писал: «Бог с ними, с мечтаниями; ныне в какую книжку ни заглянешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос»’.

Именно этому – вниманию к натуре, трезвости взгляда, то есть умению видеть жизнь во всей ее реальной сложности – и должен был  научиться Чацкий.

Комическое в Чацком – особого рода; оно является продолжением его энтузиазма, следствием преувеличенной, но вполне искренней веры в скорую победу принципов добра и справедливости.

Потому-то оно и не снижает героя в наших глазах, а, напротив, как бы приближает его к нам.

Сила его ума, цельность его личности сильнее всего проявились в том, с каким мужеством воспринял он жестокие уроки дня.

Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

  • Кто с вами день пробыть успеет,
  • Подышит воздухом одним,
  • И в нем рассудок уцелеет.

Один день, но такой, когда страсти накалены до предела, а борьба приобрела открытый характер, научил Чацкого большему, чем целая тысяча дней (три года) наблюдений над жизнью со стороны. В этом как раз и заключалась художественная необходимость сохранения и второго единства – единства времени.

Дорогой ценой досталось ему освобождение от иллюзий. Сейчас он потрясен и просто не может думать о том, что в этот день одержал победу над фамусовской Москвой. А это была победа: своим страстным отрицанием ее заветов и обличением ее идолов Чацкий понудил ее предстать перед миром во всей своей безобразной наготе.

Фамусов и все его гости – это пестрая толпа, в которой царит дух взаимного недоброжелательства; но вместе с тем она, эта толпа, прочно спаяна общностью коренных интересов и пристрастий. И когда она чувствует и начинает сознавать, что ей грозит опасность, она не знает ни пощады, ни снисхождения:

  • В Сенат подам, министрам, государю.

Этим Грибоедов открыл родовое качество господствующей паразитической касты. В. И.

Ленин в статье «Отдача в солдаты 183-х студентов» писал: «Искушенное опытом десятилетий, правительство твердо убедилось в том, что оно окружено горючим материалом, что достаточно малейшей искорки,достаточно протеста против карцера, чтобы зажечь пожар.

А если так, то понятно, что расправа нужна примерная: отдать в солдаты сотни студентов! «Фельдфебеля в Вольтеры дать » – эта формула нисколько не устарела. Напротив, XX веку суждено увидеть ее настоящее осуществление».

Но Грибоедов с непревзойденной силой убедительности показал, что сила этой касты ущербная, слепая.| Страх перед светом высокой гуманной человеческой мысли – тоже родовая черта. Чацкий, по выражению Гончарова, нанес ей «смертельный удар качеством силы свежей». И в этом проявилась оптимистическая сущность великой комедии.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Характеристика Репетилова и ее связь с образом Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-repetilova-i-ee-svyaz-s-obrazom-chackogo-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (2)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Автор: Грибоедов А.С.

Написав первую реалистическую комедию “Горе от ума”, А. С. Грибоедов явился новатором в этом жанре. До него писатели не ставили специальной задачи высмеять Москву и ее обитателей. В пьесе же Грибоедова московское, или, по-другому, фамусовское общество играет главенствующую роль.

Автор взял прототипы людей, которых он знал и которые жили в Москве в то время, и перенес их в свою комедию, дав им другие, подчас говорящие фамилии: Фамусов, Молчалин, Тугоуховские, Репетилов и другие. Но их типы и характеры остались. Герои разъезжают по балам, играют в карты, танцуют, веселятся и сплетничают, то есть ведут праздную жизнь.

Они ненавидят просвещение, потому что боятся образованной молодежи. Все они служат только для того, чтобы заработать побольше чинов и “знаков отличья”. В их среде главенствуют мундир и звание, а человек ценится по богатству и количеству крепостных душ.

И эта картина показана так ярко, четко и живо, что для нас дом Фамусова со всеми его обитателями и гостями олицетворяет Москву 10-20-х годов XIX столетия в миниатюре.

Нарушая классицистическое правило трех единств, автор выводит действие пьесы за рамки дома Фамусова с помощью внесценических персонажей. Это помогает показать “картину нравов” грибоедовской Москвы в полном объеме. Они дополняют и расширяют ее.

Большинство внесценических персонажей представлены “веком минувшим”. Чаще всего это князья и княгини, которые почитаются за образец и высоко ценятся в среде фамусовского общества. Для Павла Афанасьевича Фамусова таким образцом для подражания являются Кузьма Петрович (“почтенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить…”) и Максим Петрович:

Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб.

Эти “тузы” всеми почитаемы и уважаемы в Москве за свои “заслуги”.

Идеалом Молчалива, всего-навсего бедного секретаря Фамусова, является Татьяна Юрьевна, которая “балы дает нельзя богаче”. Узнав, что Чацкий не знаком с ней, он ошарашен, ведь она “известная, — притом чиновные и должностные – все ей друзья и все родные”. Потом Фома Фомич, который “при трех министрах был начальник отделенья”.

Молчалин восхищается его слогом только потому, что все им восхищаются, “ведь надобно ж зависеть от других”. И сюда же относятся эти Дрянские, Хворовы, Варланские, Скачковы, которые давно уже знают о безумии Чацкого. Это, видимо, известные фамилии, которые имеют вес в обществе и на которых все ориентируются.

Это “судьи” московского общества.

Также “век минувший” в комедии представляют внесценические помещики-крепостники: “Нестор негодяев знатных”, выменявший своих преданных слуг на “борзые три собаки”, помещик-театрал, который согнал на крепостной балет “от матерей, отцов отторженных детей”, а потом распродал их поодиночке за неуплату долгов.

В комедии созданы также пародии на членов тайного союза: Воркулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч. Уже по одним их фамилиям можно догадаться, что они из себя представляют. Но Репетилов с огромным азартом рекомендует их Чацкому.

“Век нынешний” также представлен в комедии внесценическими персонажами. Это двоюродный брат Скалозуба, который “крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”..

Фамусов и Скалозуб критикуют его и без устали твердят одно и то же: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Далее — племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор”.

А также среди внесценических персонажей “века нынешнего” – вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий, употребляя местоимение “мы”: “Где, укажите нам, отечества отцы…”

Все эти, казалось бы, неприметные и ненужные персонажи дополняют картину московского общества, делают ее ярче, красочнее.

В комедии “Горе от ума” присутствует вся Москва, со всеми ее достоинствами и недостатками, с ее великолепием и пышностью балов, обедов, ужинов и танцев, но в то же время с ее непросвещенностью, преклонением перед всем иностранным, боязнью всего нового. Введение такого количества внесценических персонажей подчеркивает типичность сценических и помогает сделать изображение “картины нравов” Москвы 10—20-х годов XIX века более полным.

Источник: http://works.doklad.ru/view/U1C2souCq8A.html

Ссылка на основную публикацию