Рассказы о природе русских писателей

рассказы о природе (список авторов) – авторы рассказов о природе

Я в детстве не любила рассказы о природе. Лида тоже не любит. Но читать все равно надо( Тем более, возможно, мы просто не те рассказы читаем.Вот я составила для себя примерный список авторов, писавших о природе.

Рассказы о природе обычно маленькие, но их очень много, я в список внесла лишь некоторые, для примера. Для себя решила начать со сборников рассказов о природе, посмотрим, как пойдет.

А потом, возможно, и отдельных авторов начнем читать.

1. Мамин-Сибиряк Дм. Аленушкины сказки Воробьиные истории Светлячки Богач и Ерёмка. Приемыш.
2. Пришвин М. Лисичкин хлеб Зверь бурундук Ребята и зверята Про птиц и зверей
3. Чарушин Е. Рассказы про Томку, Тюпу, Пуньку и др.
4. Бианки В. Синичкин календарь Птичьи разговоры Лесные домишки Сова Рыбий дом Мастера без топора Про птиц и звере Наши птицы Как муравьишка домой спешил Мышонок Пик
5. Снегирев Г. Охотничьи истории Хитрый бурундук
6. Соколов-Микитов И. Лесные рассказы Год в лесу
7. Паустовский К. Похождения жука-носорога. Заячиь лапы. Прощание с летом
8. Сахарнов С. Рам и Рум В гостях у крокодилов Дельфиний остров Кто живет в теплом море Сказки из дорожного чемодана
9. Чаплина В. Фомка- белый медвежонок Как заяц в лесу живет Мои питомцы Забавные животные
10.Сладков Н. Лесные сказки Лесной календарь Лесные тайнички Бюро лесных услуг Весенние радости
11. Житков Б. Беспризорная кошка Мангуста Что бывало Как я ловил человечков
12. Коваль Ю. Алый Заячьи тропы Полынные сказки
13. Аракчеев Ю. Сидел в траве кузнечик Кто они такие
14. Скребицкий Г. Лесной голосок Длиннохвостые разбойники
15. Шим Э. Приключения зайца Муравейник Жук на ниточке Утка в бутылке
Толстой Л., Ушинский К., Даль В. и др.

Сразу скажу, что читала я не все из этого, точнее, многое читала в детстве и не помню. Буду рада советам/дополнениям. И еще – хочу выделить у этих писателей рассказы о животных с элементами приключения, как Кот-ворюга, Мышонок Пик. Эти Лиде должны понравиться. И еще мне очень понравилась книга Н. Павловой Желтый, белый, Лиловый – может, посоветуете что-то типа этого? О насекомых, растениях

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3220843

Рассказы Пришвина М. М

Видал ли кто-нибудь белую радугу? Это бывает на болотах в самые хорошие дни. Для этого нужно, чтобы в заутренний час поднялись туманы, и солнце, показываясь, лучами пронизывало их. Тогда все туманы собираются в одну очень плотную дугу, очень белую, иногда с розовым оттенком, иногда кремовую. Я люблю белую радугу.

Читать дальше

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Читать дальше

Слышал я в Сибири, около озера Байкал, от одного гражданина про медведя и, признаюсь, не поверил. Но он меня уверял, что об этом случае в старое время даже в сибирском журнале было напечатано под заглавием: «Человек с медведем против волков».

Жил на берегу Байкала один сторож, рыбу ловил, белок стрелял. И вот раз будто бы видит в окошко этот сторож – бежит прямо к избе большой медведь, а за ним гонится стая волков. Вот-вот бы и конец медведю. Он, мишка этот, не будь плох, в сени, дверь за ним сама закрылась, а он еще на нее лапу и сам привалился.

Читать дальше

Прямой мокрый снег всю ночь в лесу наседал на сучки, обрывался, падал, шелестел.

Шорох выгнал белого зайца из лесу, и он, наверно, смекнул, что к утру черное поле сделается белым и ему, совершенно белому, можно спокойно лежать. И он лег на поле недалеко от леса, а недалеко от него, тоже как заяц, лежал выветренный за лето и побеленный солнечными лучами череп лошади.

Читать дальше

Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Читать дальше

Знаю, мало кто сиживал раннею весною на болотах в ожидании тетеревиного тока, и мало слов у меня, чтобы хоть намекнуть на все великолепие птичьего концерта в болотах перед восходом солнца. Часто я замечал, что первую ноту в этом концерте, далеко еще до самого первого намека на свет, берет кроншнеп. Это очень тонкая трель, совершенно не похожая на всем известный свист.

После, когда закричат белые куропатки, зачуфыкают тетерева и токовик, иногда возле самого шалаша, заведет свое бормотанье, тут уж бывает не до кроншнепа, но потом при восходе солнца в самый торжественный момент непременно обратишь внимание на новую песню кроншнепа, очень веселую и похожую на плясовую: эта плясовая так же необходима для встречи солнца, как журавлиный крик.

Читать дальше

Когда снег весной сбежал в реку (мы живем на Москве-реке), на темную горячую землю везде в селе вышли белые куры.

– Вставай, Жулька! – приказал я.

И она подошла ко мне, моя любимая молодая собака, белый сеттер в частых черных пятнышках.

Я пристегнул карабинчиком к ошейнику длинный поводок, намотанный на катушку, и начал Жульку учить охоте (натаскивать) сначала по курам. Ученье это состоит в том, чтобы собака стояла и смотрела на кур, но не пыталась бы курицу схватить.

Вот мы и пользуемся этой потяжкой собаки для того, чтобы она указывала место, где спряталась дичь, и не совалась за нею вперед, а стояла.

Читать дальше

На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. Темно-синие стрекозы в тростниках и елочках хвоща. И у каждой стрекозы есть своя хвощевая елочка или тростинка: слетит и на нее непременно возвращается.

Очумелые вороны вывели птенцов и теперь сидят, отдыхают.

Читать дальше

Ночью снежинки при электричестве рождались из ничего: небо было звездное, чистое.

Пороша складывалась на асфальте не просто как снег, а звездочка над звездочкой, не сплющивая одна другую. Казалось, прямо из ничего бралась эта редкая пороша, а между тем, как я подходил к своему жилищу в Лаврушинском переулке, асфальт от нее был седой.

Радостно было мое пробуждение на шестом этаже. Москва лежала, покрытая звездной порошей, и, как тигры по хребтам гор, везде ходили по крышам коты. Сколько четких следов, сколько весенних романов: весной света все коты лезут на крыши.

Читать дальше

Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.

Читать дальше

Произведения разбиты на страницы

Многие родители довольно серьёзно относятся к выбору детских произведений. Книги для детей обязательно должны пробуждать добрые чувства в нежных детских головках. Поэтому свой выбор многие останавливают на небольших рассказах о природе, её великолепии и красочности.

Кого как ни М. М. Пришвина любят читать наши детки, кто ещё мог создать столь замечательные произведения. Среди огромного количества писателей он, пусть и не так много, но зато каких рассказов придумал для маленьких детишек.

Он был человеком необыкновенной фантазии, его детские рассказы являются поистине кладезем доброты и любви. М.

Пришвин как и его сказки уже долгое время остается недосягаемым автором для многих современных писателей, так как в детских рассказах у него практически нет равных.

Натуралистом, знатоком леса, замечательным наблюдателем жизни природы является русский писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954). Его повести и рассказы, даже самые маленькие, просты и сразу понятны.

Мастерство автора, его способность передать всю необъятность окружающей природы поистине восхищают! Благодаря рассказам о природе Пришвина дети проникаются к ней искренним интересом, воспитывая в себе уважение к ней и её жителям.

Маленькие, но наполненные необыкновенными красками рассказы Михаила Пришвина замечательно передают нам то, с чем мы так редко встречаемся в наше время.

Красота природы, глухие забытые места – всё это сегодня настолько далеко от пыльных мегаполисов. Вполне возможно многие из нас и рады прямо сейчас отправиться в поход по лесу, но не у всех получится.

В этом случае откроем книгу любимых рассказов Пришвина и перенесёмся в красивые, далёкие и родные сердцу места.

Рассказы М. Пришвина предназначены для чтения как детьми так и взрослыми. Огромное количество сказок, повестей и рассказов можно смело начинать читать даже дошкольникам. Другие рассказы Пришвина читать можно, начиная уже со школьной скамьи.

И даже для самых взрослых Михаил Пришвин оставил своё наследство: его мемуары отличаются очень скрупулезным повествованием и описанием окружающей атмосферы в необыкновенно сложные двадцатые и тридцатые годы. Они будут интересны учителями любителям воспоминаний, историкам и даже охотникам.

На нашем интернет сайте вы можете посмотреть онлайн список рассказов Пришвина, и наслаждаться их чтением абсолютно бесплатно.

Источник: http://VseSkazki.su/avtorskie-skazki/m-prishvin.html

Рассказы М. Пришвина о животных и природе для детей

Жизнь и творчество Пришвина М. М..
Биография и творчество Пришвина

Годы жизни: 1873-1954  

Революционные идеи в жизни и творчестве Пришвина

  Раннее детство Михаила Пришвина прошло в деревне, где он наблюдал заботы и нужды крестьян. Об обучении в Елецкой гимназии, а затем в Тюмени в реальном училище писатель рассказывает нам в романе «Кащеева цепь», который является автобиографическим.  

Из этого произведения мы узнаем и о том, как студент Пришвин был захвачен идеей всеобщего счастья. В это время он переводил различную революционную литературу, а также пропагандировал идеи среди рабочих.

После этого Михаил Пришвин был арестован (1897 год). Сидя в рижской тюрьме, в одиночной камере, он совершил, чтобы скоротать время, мысленное путешествие к Северному полюсу.

Писатель очень жалел, что не давали чернил и бумаги, а то он написал бы непременно дневник этого путешествия.

 

Жизнь Михаила Пришвина в Европе

 

Пришвин, страницы жизни и творчества которого таят в себе немало любопытного, после ссылки для продолжения учебы отправляется за границу в 1900 году. Жизнь в Европе, конечно, не могла не повлиять на формирование его внутреннего мира. Михаил Михайлович Пришвин чутко воспринимал культуру Западной Европы.

Он восхищался Гете, любил музыку Вагнера, а также увидел в книгах Ницше слияние философии и поэзии. Пришвин закончил в Лейпциге философский факультет (1902 год). В это время он совсем отошел от участия в политической борьбе, поскольку понял, что неспособен к ней.

Революция пугала Михаила Михайловича, он был мечтателем, а вовсе не борцом.

 

Первая любовь Михаила Пришвина

 

В это же время случилось одно из самых важных событий в жизни будущего писателя. Михаил Пришвин встретил в Париже девушку-студентку из России. Биография и творчество Пришвина отразили влияние этой девушки, о чем мы вам сейчас расскажем.

В «Кащеевой цепи» повествуется о любви и разрыве с этой студенткой, которая отказала Пришвину, поняв, что он неспособен «вникнуть в душу» другого. Михаил Михайлович должен был сначала научиться любить, «стать мужем», а не просто любоваться женской красотой. То есть следовало сначала духовно созреть.

Именно эта девушка во многом сделала Михаила Пришвина писателем, как он сам признавался, говоря о том, что все поэтические переживания его происходят из двух источников: любви и детства.

 

Жизнь Пришвина в деревне, женитьба

 

В течение нескольких лет, вернувшись на родину, Михаил Пришвин живет в деревне, где работает в должности агронома, занимается также научной работой в сфере сельского хозяйства. Он решил жить так, как живут «все хорошие люди», отказавшись от своих надежд на личное счастье. Женился Пришвин на «простой и неграмотной» крестьянке, которая стала его помощницей.

 

Начало литературной деятельности Пришвина

  Неожиданно для себя самого, в 33 года, Михаил Михайлович Пришвин осознает свое призвание к литературному творчеству. После этого он резко меняет образ жизни, становится корреспондентом издававшейся в Петербурге газеты «Русские ведомости». Здесь с 1905 года он часто печатает заметки и очерки о крестьянской жизни. Тот факт, что творческий путь этого писателя начался с публицистики, имел большое значение для писателя Пришвина: в очерках и статьях он оттачивал свое мастерство, учился кратко излагать мысли, а также постигал искусство выразительности и меткости языка.  

Читайте также:  Критика в. белинского: роман "герой нашего времени" (м. ю. лермонтов)

Михаил Михайлович писал также художественные произведения, повести и рассказы. Но только один рассказ под названием «Сашок» был в 1906 году опубликован в «Роднике» — детском журнале. Из редакций остальные рукописи возвращались: не давались Пришвину «сложные психологические вещи». Писателя преследовали неудачи.

 

Путешествие Пришвина на Север

  Тогда Пришвин решил взять рекомендательное письмо в Географическом обществе, с которым отправился на Север (Норвегия и Карелия, 1907 год). Он издавна манил писателя своей тайной, и Михаил Пришвин два лета подряд изучает этот удивительный мир. Жизнь и творчество Пришвина в это время были весьма активными. Он привез из путешествий записи сказок и былин, тетради с путевыми заметками, а также многочисленные фотографии. Кроме того, им был прочитан научный доклад, после чего Пришвина избрали членом Российского Географического общества, а также удостоили серебряной медали.  

Две книги очерков Михаила Пришвина

 

Очерковые книги «За волшебным колобком» и «В краю непуганых птиц» явились своеобразным отчетом о проделанных путешествиях. Последняя казалась писателю Пришвину не очень удачной, по его мнению, она была слишком научной.

Пришвин считал своим творческим началом именно первую книгу, в которой были помещены очерки о быте таежных крестьян и рыбаков, а также о северной суровой природе. Однако произведение это напоминало, кроме того, и увлекательную сказку.

Начало ее соответствовало этому жанру: «В некотором царстве…» Но сказка при этом отнюдь не заслоняет правдивого описания нищенской жизни народа Севера, его невежества.

Писатель, тем не менее, раскрывает прежде всего прекрасное в этих людях, говорит об их близости к природе, человеческом достоинстве, благородстве.

 

Другие путешествия и произведения, написанные об этих поездках

 

Художник каждый год пишет книги и совершает путешествия. Жизнь и творчество Пришвина в это время тесно взаимосвязаны. Так, после того как он посетил керженские леса, вышло «Светлое озеро». В очерках «Черный араб» и «Адам и Ева» отразились впечатления от посещения Средней Азии. Книга «Славны бубны» вышла после поездки в Крым.

 

Произведение «Черный араб» сам автор назвал «праздничным».

Пришвин не был скован при его создании конкретным заданием редакции, поэтому смог превратить бытовой материал в восточную сказку, построив свое произведение на идее фантастического преображения путешественника и местности.

Образ путешественника интересен: он выдавал себя за принявшего обет молчания человека. Книга эта очень музыкальна и живописна. Читатели были в восторге от нее, а М. Горький даже предложил издать трехтомное собрание сочинений Михаила Михайловича в «Знании».

 

Известность, сближение Пришвина с модернистами

  Имя Пришвина к началу Первой мировой войны стало в литературных кругах широко известно. Творчество этого писателя высоко ценили многие его современники, такие как И. Бунин, А. Блок, А. Ремизов, М. Горький, З. Гиппиус, В. Брюсов. Особенно сблизился Пришвин с писателями-модернистами. Он нашел поддержку и участие в их среде, печатался в их изданиях. Учителем своим он называл Ремизова. В модернистах Михаила Михайловича Пришвина привлекало внимание к искусству, творчеству, а также высокая требовательность, предъявляемая к слову. Известно, что у Пришвина был замысел романа под названием «Начало века», он составил его план, сохранились в архиве отдельные «куски» и наброски. Замысел этот, к сожалению, осуществлен не был.  

Отправка Пришвина на передовую в качестве корреспондента

 

Писатель после начала Первой мировой войны отправился на передовую в качестве корреспондента газеты. Иллюзии его о том, что война эта может сблизить власть и народ, рассеялись быстро. Пришвин начинает протестовать против множества бесчисленных жертв, которые она принесла. Война является антигуманной — вот основная мысль всех его очерков и статей.

 

Пришвин входит в объединение «Скифы»

 

Писатель, как и основная часть передовой интеллигенции нашей страны в то время, Февральскую революцию горячо приветствовал. Он вошел вскоре в объединение «Скифы», к которому принадлежали такие писатели, как Е. Замятин, А.

Ремизов, Н. Клюев, С. Есенин, А. Белый, В. Брюсов и другие, разделявшие взгляд на историю левых эсеров. Они ориентировались на русскую деревню, крестьянство, а не на пролетариат, а также пытались «соединить» с социализмом христианство.

 

Жизнь и творчество Пришвина в первые годы после Октября

 

Революция — это событие, затронувшее судьбы многих людей, в том числе и интересующего нас автора. Краткая летопись жизни и творчества М. М. Пришвина в первые годы после Октября следующая.

  После революции Михаил Михайлович Пришвин начал сотрудничать с печатными изданиями эсеров — газетами «Раннее утро», «Воля народа», «Дело народа» — до закрытия их как контрреволюционных.   В период с 1918 по 1919 год в Ельце Пришвин работает учителем русского языка, организатором краеведческого дела. В 1920-м уезжает из этого города с семьей на родину. В Смоленской губернии писатель работал директором школы и учителем. Он также организовал в бывшем имении Барышникова музей усадебного быта.  

Период с 1922 по 1924 год отмечен следующими событиями. Михаил Михайлович Пришвин переселяется со своей семьей под Москву, в Талдомский район. Здесь он работает над книгой под названием «Башмаки», а также начинает писать автобиографическое произведение «Кащеева цепь», о котором мы уже упоминали. Появляются новеллы о природе, охотничьи рассказы.

 

«Родники Берендея»

 

В 1925 году писатель переезжает в Переяславль-Залесский, занимается краеведческой работой. Выходит книга под названием «Родники Берендея» — одно из наиболее известных произведений, в котором в полной мере отразился мир природы в творчестве Михаила Пришвина. Книга рассказывает о людях, с которыми работал и жил писатель.

В ней виден особый подход Пришвина к раскрытию тем природы и человека. Автор подчеркивает родство со всем миром людей, говоря, что все элементы природного мира вошли в человека. Во многом этот мир определяет и наши занятия, даже внешний облик. Деревья и животные — прообразы людей.

Природа в лирических миниатюрах наделена характеристиками человеческого внутреннего мира. Не поняв философию природы Пришвина, невозможно глубоко прочитать написанные им произведения. Его отличает от других художников слова то, что с темой этой он связывает все главные вопросы, поднимаемые в книгах.

Сущность бытия человека раскрывается через изображение природы.

 

1930-е годы в жизни и творчестве Пришвина

 

В 1931 году, весной, Пришвин отправляется в поездку по Уралу по заданию редакции журнала «Наши достижения», в которой в то время работал. А осенью этого же года — на Дальний Восток, где продолжились жизнь и творчество М. Пришвина.

 

Книга «Мой очерк» появляется в 1933 году с предисловием М. Горького. Очерки по материалам поездки на Север были написаны в это же время и названы «Отцы и дети». Повесть «Корень жизни» (другое название — «Женьшень») была опубликована в журнале «Красная новь» в этом же году.

В этой книге современники увидели поэзию преобразования жизни с помощью творчества, что было созвучно в целом пафосу литературы советского времени. Однако, если большинство писателей-современников Пришвина рассказывали о коллективном труде (колхозах, фабриках, новостройках), Михаил Михайлович писал об организации заповедника оленей. Его герои — китаец и русский.

В повести описывается их труд и жизнь, их взаимоотношения. Основная мысль — единство людей различных национальностей.

 

Пришвина упрекали в том, что он намеренно отошел от современной действительности, не изобразил в произведении историческую эпоху (в начале века происходит действие данной повести). Однако другое было важно писателю: высказать собственные мысли о творчестве.

Поэма, написанная им, овеяна романтикой труда «благословенного», родственности между разными людьми, а также природой и человеком. Женьшень — это источник молодости и здоровья, корень жизни, но одновременно это и духовный источник, который помогает определить человеку жизненный путь.

Впервые автором была соединена с собственной биографией история вымышленного человека, который во время русско-японской войны попал на Дальний Восток.

Автобиографичен и один из важнейших мотивов произведения — чувство щемящей боли, которое пронизывает героя при воспоминании о его первой любви, а также обретенная радость, когда утраченное счастье находится в другой женщине. Все это отражает биография Пришвина Михаила, кратко описанная нами.

 

Продолжаем наш рассказ. В 1934 году еще рядом важных событий отмечены его жизнь и творчество. Пришвин М. М. отправляется для изучения автомобильного дела в Горький, а потом едет в северные леса. Впечатления от природы этих мест были отражены в очерках «Берендеева чаща», а также в сборнике для детей «Зверь бурундук«.

  В 1939 году писатель награжден был орденом «Знак почета», а в следующем году женился на В. Д. Лебедевой и провел лето в Московской области, в деревне Тяжино. Появляются произведения «Лесная капель», «Фацелия», а также цикл под названием «Дедушкин валенок».  

Жизнь и творчество Михаила Пришвина в период Второй мировой войны

 

Во время Второй мировой, в августе 1941 года, писатель Пришвин был эвакуирован из столицы в Ярославскую область, деревню Усолье. В 1942-м продолжается работа над третьей частью романа «Кащеева цепь». В 1943-м вышли в свет «Рассказы о ленинградских детях«. В связи с 70-летием писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

Летопись жизни и творчества М. М. Пришвина этого периода отмечена следующими дальнейшими событиями. Летом 1945 года он жил в Пушкине, под Москвой, где была создана «Кладовая солнца«. Сборник «Золотой луг» появился в 1948 году.

В 1952 году писатель возобновляет работу над «Кащеевой цепью», третьей частью. 16 января 1954 года — дата, которая завершает его жизнь и творчество. Пришвин М. М. умер в Москве.  

Оценки творчества и личности Пришвина

 

Михаил Михайлович Пришвин — писатель своеобразный. Противоречивые оценки вызывали жизнь и творчество Пришвина у его современников.

О нем много писал Бахтин, высоко ценили Пришвина Боков, Казаков, Кожинов. Резко отзывались о творчестве Михаила Михайловича Твардовский, Соколов-Микитов, Платонов.

Однако писатель верил в любовь и понимание потомков, и сегодня читателей Пришвина действительно очень много.

 

Дневник Михаила Пришвина

 

Искренне радовался Михаил Михайлович Пришвин, когда встречал в читателях понимание, говорил часто, что пишет для читателя-друга, который способен к сотворчеству. Часто навещали его в последние годы жизни и в Дудине, и в Москве такие почитатели его таланта, как С. Маршак А. Яшин, В. Шишков, Вс. Иванов, К. Федин.

Пришвин видел «своего читателя» в Паустовском, самом близком писателю по «духу творчества». Роднит их лиризм, любовь к природе, а также обостренное внимание к художественному слову. Восторженно отзывался К. Паустовский о дневнике, который вел в течение полувека М. М. Пришвин.

Он считал, что двух-трех строчек из него хватило бы на целую книгу, если их расширить.

  Многие писатели, как известно, вели дневники. Однако Пришвин считал работу над ним главным делом жизни. Опубликовать удалось часть записей, из которых родились «Незабудки», «Глаза земли», «Лесная капель», «Фацелия». Однако при жизни, а также долгое время после смерти не могла быть издана большая часть записей, поскольку они считались выражением идеологически неверных, ошибочных взглядов. В дневнике писатель негодовал, размышлял, фиксировал приметы времени, разговоры с людьми. Из записей можно много узнать об особенностях жизни нашей страны в первой половине 20-го века.  

М. М. Пришвин сегодня

 

Своеобразие творчества М. М. Пришвина сейчас по достоинству оценено. Сегодня читателей у этого автора действительно очень много. О жизни и творчестве Михаила Михайловича Пришвина написано много.

Быстро раскупаются выходящие издания книг Михаила Михайловича, его помнят и любят в родном Ельце, в Тюмени, где он учился, а также в Карелии, по которой много путешествовал, и в Дунине, где прошли последние годы жизни писателя.

 

Сегодня в учебную программу непременно включаются произведения такого писателя, как Пришвин. Жизнь и творчество (6 класс, школьная программа по литературе) изучается во всех школах нашей страны. Хотя часов на данную тему отведено не очень много. Рассматривается лишь краткая биография М. М. Пришвина.

Для детей этого достаточно. Возможно, в более зрелом возрасте возникнет желание более подробно познакомиться с жизнью и творчеством столь интересного автора. Эта статья написана как раз для тех, кто хочет узнать подробности жизни и творчества Михаила Михайловича, о которых не рассказывают в средней школе.

Читайте также:  Репетилов: характеристика и образ персонажа в комедии а.с. грибоедова "горе от ума"

—————————————————————-

Михаил Пришвин.Рассказы для детей
о природе и животных.Читаем бесплатно онлайн.

 

Читать все рассказы Пришвина.Список произведений.
Перейти в раздел «Рассказы»

Источник: https://skazkibasni.com/mixail-prishvin

Рассказы о природе

Есть планеты Солнечной системы, есть планеты, находящиеся за пределами её. Все планеты разные, со своими особыми свойствами. Для нас самая лучшая – это планета Земля, на которой мы, люди, живем.

Земля — это «сцена» довольно компактных размеров, находящаяся в бесконечном космическом пространстве. Земля – большая труженица – она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Читать далее

«Хорошо летом!» Короткий рассказ про лето

Хорошо летом! Золотые лучи солнца щедро льются на землю. Голубой ленточкой убегает вдаль река. Лес стоит в праздничном, летнем убранстве. Цветы — лиловые, жёлтые, голубые разбрелись по полянкам, опушкам. Читать далее

Мой питомец – это кошка, которую я когда-то назвала Бомбошка.

Почему я дала ей такое необычное имя? Во-первых, потому, что ее хвост похож на бомбошку, а во-вторых, я в детстве долго не могла выговорить это слово «бомбошка», а когда научилась, то оно мне понравилось, и я так назвала кошку. Моя кошка – бело-рыжая, с полосками. Глаза у нее светлые, взгляд ясный. Ушки с одной стороны белые, а с другой – рыжие.

Читать далее

Лес в зимнюю и летнюю пору у нас, в России, совершенно разный. Летом он полон красок, звуков, запахов, а зимой он неподвижен, как будто заколдован.

Зимний лес тихий, величавый, волшебный. На деревьях нет зеленых листьев, не слышно пение птиц.

Читать далее

В нашей квартире живет кот, и зовут его Фантазер. Мы его так назвали потому, что он все время что-то придумывает. То пытается очки примерить, то мороженым угоститься. Иногда он тихонечко катает мяч, может, мечтает футболистом стать? Однажды был такой случай. Коту стало скучно, и он всячески пытался поиграть со мной. Но мне было некогда. Читать далее

Рассказ о котенке «Пончик»

У соседской кошки Ядвиги родились котята. Одного котенка мы взяли себе и назвали его Пончик. Он серо-рыжий, немного полосатый и в меру упитанный. Мяукать он умеет, но не очень любит это делать. Мой котенок ловок и любит всему учиться. А еще ему нравится подсматривать за мной и повторять мои действия. Читать далее

Клены – род растений, которых насчитывается 150 видов. Они радуют глаз в разных регионах планеты Земля. В кленовом царстве есть растения, которые в массовом количестве населяют наши российские сады и парки. И это оправдано потому, что клены привлекательны в любое время года, но особенно хороши они осенью.

Читать далее

Мы дышим, а, следовательно, живем. Мы вдыхаем воздух, который содержит кислород. А ещё воздух содержит азот, небольшое количество углекислого и других газов.

Каждый человек знает, что воздух везде, что он необходим, но порой не предполагает, насколько он важен и значим. Без воздуха существование и развитие жизни на Земле не происходило бы.

Читать далее

День был славный, жаркий, тихий. Солнышко припекало и ни облачка не было видно на голубом небе. Дед Семен с внучком Антипом возвращались с пасеки домой.

Дорога лежала вдоль поля. В поле было душно, и где, как не в тени деревьев можно было насладиться прохладой. Деревьев было немного – всего-навсего три вишни.

Читать далее

Веселый рассказ о лете – универсальное средство, чтобы поднять настроение. Лето дарит нам много необычного, забавного, увлекательного.

Читать рассказ

Источник: http://DetskiyChas.ru/category/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/

«Родная природа в произведениях русских писателей»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МБУК МЦБ Вурнарского района Чувашской Республики

Информационно-правовой центр

«Родная природа в произведениях русских писателей»

(для детей младшего и среднего возраста)

Рекомендательный список литературы

Вурнары, 2013

Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек.

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» – «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».

Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.

Небрежное и нерациональное использование природных богатств, привело к тому, что природа беднеет, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. Создается впечатление, что все забыли о том, что человек не может существовать вне природы.

Ведь он живет на земле, ест ее плоды, дышит воздухом, пьет воду. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания! Хочется вспомнить о том, что в древности люди очень бережно относились к природе.

Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям.

Бажов, П. Малахитовая шкатулка: Сказы .- М., 2005. – 224 с.

«Малахитовая шкатулка» – это сборник сказов о нелегком труде на горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе. Книга познакомит вас, ребята, и с обыкновенными земными людьми, такими как Данила-мастер, старик Кокованя, девочка Даренка. А рядом с ними сказочные персонажи – хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка.

Бианки, В. Лесная газета. Сказки и рассказы. – М., 2009.- 444 с.

В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Виталия Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.

С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомимся с бедным муравьишкой, которому во что бы то ни стало нужно попасть домой до захода солнца. Ждем, когда из чащи бесшумно вынырнет пробирающийся сквозь заросли сильный и ловкий лось Одинец.

А в сказке «Сова» В. Бианки очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого. В простой цепи фактов: сова – полевые мыши – шмели – опыление клевера раскрывается перед вами смысл сложного взаимоотношения между организмами.

Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка. Сказка и рассказы. – М., 2005. – 223 с.

Героев рассказов Мамина – Сибиряка не возможно не полюбить: они добродушны, трудолюбивы, отзывчивы на чужие страдания. Перед читателем произведений Д.Н.

Мамина – Сибиряка раскрывается картина величественной уральской природы, с её дремучими лесами, извилистыми реками, тихими озерами и бесчисленным количеством зверей, птиц, рыб; раскрывается большая человеческая душа простого труженика, обыкновенного русского человека, сумевшего заботой и любовью сделать животных сделать своими друзьями и помощниками.

Паустовский К. заячьи лапы: Рассказы и сказки. – М., 2008. – 188с.

Образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, журавлиной стаей, с угасающими закатами; отдаленной песней девушек на лугах и тянущим издалека дымком костра.

Он поистине обладает необыкновенным даром передавать звуки, краски и запахи природы, рисовать таинственный и пленительный мир.

Пермяк Е.А. Русские сказки о природе. – М., 2006. – 62 с.

Выдумка, смелая фантазия в сказках Евгения Пермяка реальна, практически оправдана, максимально приближена к жизни. Герои сказок не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд.

В своих научно-познавательных сказках и сказах-былях писатель утверждает торжество человеческого разума, показывает, как народная фантазия, светлая, неосуществимая в прошлом мечта о торжестве добра и справедливости, о счастье человека труда становится явью в наши дни, воплощенной в нашей стране мечтой.

Опираясь на сказочные традиции русской народной поэзии, писатель вдохнул в этот традиционный жанр новое, современное содержание.

Пришвин М.М. Кладовая солнца. Рассказы о природе. – М., 2010.- 169 с.

Пришвин М.М. – охотник и путешественник. Он много колесил по стране, немало бродил то с охотничьим ружьем, то с фотоаппаратом по среднерусским лесам и полям.

Михаил Михайлович Пришвин оставил огромное богатство в виде небольших рассказов описывающих родную природу в прозе во всех ее проявлениях, во всей ее красе, оставленных в виде самых обыкновенных кратких заметках о природе. Короткие рассказы М. М.

Пришвина о природе, скорее больше миниатюры природы, небольшие описания тех наблюдений, тех ощущений и чувств от прогулок, которые оставляли в его сердце растения, деревья и маленькие обитатели леса. Интересные события из жизни леса Михаил Михайлович записывал в виде небольших зарисовок.

Так он делился теми чувствами, которыми с ним делилась природа.

Скребицкий Г.А. Лесное эхо.- М., 2005. – 150 с.

Скребицкий Г.А. Неведомые тропы. – М., 2002. – 140 с.

Из книги «Неведомые тропы» юные читатели узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных, учит понимать и любить нашу сказочно- богатую родную природу.

В книгу «Лесное эхо» вошли рассказы о первых шагах будущего натуралиста, и проводится мысль, как важно с малых лет бережно относиться к природным богатствам.

Сладков Н.И. лесные тайнички: рассказы и сказки. М., 2007. – 397 с.

Замечательный русский писатель Н.И.Сладков все свое творчество посвятил природе.

В своих рассказах и сказках Николай Иванович пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает людям о бесконечном разнообразии окружающего нас мира.

«Каждая полянка в лесу, говорил он, каждая низинка и бугорок – не просто полянка, низинка и бугорок, а место согласия. В согласии живут на них присутствующие растения и животные, благоприятно влияя друг на друга».

Толстой Л.Н. Сказки. – М., 2002. – 99 с. 

Сказки, созданные Львом Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Очень интересна сказка «Волга и Вазуза», которая учит рассуждать и делать правильные выводы.В них писатель стремился дать доступные сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве: «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».

«Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый». «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй». «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям.

Девочка вспомнила их песни и пустила».

Ушинский К.Д. Плутишка кот. Рассказы и сказки. – М., 2009.- 63 с.

Чудесным, ярким, образным языком Константин Дмитриевич рассказывает о прелестях природы. Читая его рассказы, и сам становишься богаче, и сам отчетливей понимаешь, сколько прекрасного вокруг тебя на земле.

К.Ушинский владеет огромным богатством русского языка, он знает его красоту, умеет находить точное слово, зримое, ощутимое, «свое слово». Поэтому и звучит его проза, как песня.

Чаплина В.В. Мои питомцы. – М., 2008. – 188 с.

В книге «Мои питомцы» замечательной писательницы Чаплиной В.В. рассказывается о повадках животных и дружбе человека и зверя.

Рассказы «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» — полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами.

То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом.

Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, и что люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей.

Дорогие, ребята!

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы, и как это можно не любить и не беречь? Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.

Берегите природу! Читайте книги!

Источник: https://gigabaza.ru/doc/94799.html

Рассказы о природе для 2 класса – ВашПедагог

Примерный список литературы для внеклассного чтения 2-11 классы

Будущим второклассникам

Рассказы о природе

Бианки В. Рассказы и сказки

Житков Б. Рассказы

Пермяк Е. Рассказы и сказки

Пришвин М. Рассказы

Скребицкий Г. Рассказы

Сладков Н. Рассказы

Ушинский К. Сказки и рассказы

Читайте также:  Субтропический климатический пояс

Цыферов Г. Сказки и рассказы

Чарушин Е. Рассказы про Никиту

Поэзия

Барто А. Стихи

Заходер Б. Стихи и сказки

Маршак С. Стихи и сказки

Михалков С. Стихи и сказки

Остер Г. Стихи и сказки

Сказки, повести и рассказы

Зарубежные литературные сказки: Андерсен Г.Х., Перро Ш.

Русские народные сказки

Сказки и былины о русских богатырях

Сказки народов мира

Русские литературные сказки: П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов

Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей». Рассказы «Фантазёры»

Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья»

Драгунский В. Рассказы «Денискины рассказы»

Будущим третьеклассникам

Русские народные сказки, былины, мифы и легенды

Русские народные сказки

Былины

Сказки народов мира

Мифы и легенды Древней Греции

Русские литературные сказки

Аксаков С. «Аленький цветочек»

Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Катаев В. Сказки, рассказы

Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Зарубежные литературные сказки

Андерсен Г.Х.

Линдгрен А. Сказки, повести

Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»

Лагерлеф С. «Сказочное путешествие Нильса с дикими гусями»

Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»

Родари Д. Сказки

Киплинг Р. «Маугли»

Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»

Пройслер О. Маленькая колдунья

Повести и рассказы отечественных писателей

Куприн А. Рассказы

Паустовский К. «Стальное колечко»

Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Голявкин В. Рассказы

Губарев В. «Королевство кривых зеркал»

Прокофьева С. «Ученик волшебника», «Приключения желтого чемоданчика»

Лагин Л. «Старик Хоттабыч»

Поэзия

Пушкин А., Лермонтов М., Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А., Бальмонт К., Бунин И., Есенин С.

Басни Эзопа, Крылова И.

Будущим четвероклассникам

Повести и рассказы отечественных писателей

Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Сказы»

Зощенко М. Рассказы

Кассиль Л. «У классной доски»

Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки

Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», рассказы

Пантелеев Л. Рассказы

Рыбаков А. «Бронзовая птица», «Кортик»

Толстой А.Н. «Детство Никиты»

Чехов А. Рассказы для детей. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия»

Повести и рассказы о животных

Бианки В.В. «Лесная газета»

Троепольский Г. «Белый Бим, Чёрное Ухо»

Чаплина В. Рассказы

Чехов П. «Каштанка»

Зальтен Ф. «Бемби»

Лондон Д. «Зов предков»

Литературные сказки

Алексин А. «В стране вечных каникул»

Булычёв К. «Гостья из будущего»

Волков А. «Волшебник Изумрудного города»

Гераскина Л. «В Стране невыученных уроков»

Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот», стихи

Повести, рассказы и сказки зарубежных писателей

Гофман Э. «Щелкунчик и мышиный король»

Гюго В. «Гаврош»

Дефо Д. «Робинзон Крузо»

Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес»

Рауд Э. «Новые приключения муфты, полботинка и меховой бороды»

Твен М. «Приключения Тома Сойера»

Янссон Т. Сказки о Муми-Троллях. «Муми-Тролль и страшная комета», «Муми-Тролль и шляпа чародея»,»Волшебная зима», «Опасное лето», «В конце ноября»

Будущим пятиклассникам

Эпос. Мифы, легенды, басни

Античные мифы

Басни Эзопа, Лафонтена

Аристофан «Лягушки»

Гомер «Илиада», «Одиссея»

Эсхил «Прикованный Прометей»

Сказки

Французские народные сказки

Арабские народные сказки из книги «Тысяча и одна ночь»

Русские народные сказки

Русская литература

Андреев Л. «Петька на даче», «Ангелочек»

Астафьев В. Рассказы

Гаршин В. Рассказы

Горький М. «Детство»

Григорович Д. «Гуттаперчевый мальчик»

Достоевский Ф. «Мальчик у Христа на ёлке»

Куприн А. Повести, рассказы

Лесков Н. Рассказы

Пушкин А. «Руслан и Людмила»

Островский А. «Снегурочка»

Толстой Л. Рассказы для детей. «Детство»

Лирика: Баратынский Е., Блок А., Бунин И., Есенин С., Лермонтов М., Некрасов Н., Пушкин А., Тютчев Ф., Фет А.

Зарубежная литература

Даррелл Дж. «Говорящий сверток»

Кервуд Дж. Рассказы о животных

Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста»

О`Генри. «Вождь краснокожих»

Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»

Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

Уайльд О. «Мальчик-Звезда»

Будущим шестиклассникам

Русская литература XIX века

Пушкин А. «Повести Белкина», «Дубровский»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница», «Заколдованное место»)

Лесков Н. «Левша», «Человек на часах», «Тупейный художник»

Тургенев И. «Бежин луг»

Толстой Л. «Хаджи-Мурат»

Чехов А. Рассказы («Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим», «Беззащитное существо», «Жалобная книга» и др.)

Русская литература XX века

Алексин А. «Звоните и приезжайте»

Белов В. Рассказы

Булычев К. «Заповедник сказок»

Железников В. «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»

Зощенко М. Рассказы

Крапивин В. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»

Платонов А. «Корова»

Пришвин М. «Кладовая солнца»

Паустовский К. «Мещёрская сторона»

Зарубежная литература

Дюма А. «Три мушкетёра»

Купер Ф. «Последний из могикан», «Следопыт», «История с привидением»

Лондон Д. Рассказы («На берегах Сакраменто», «Сказание о Ките», «Белое безмолвие», «Там, где расходятся пути»)

Сетон-Томпсон Э. «Тито», «Мальчик и рысь», «Мустанг-иноходец», «Лобо», «Домино», «Улыбчивый певец», «По следам оленя»

Стивенсон Р. «Остров сокровищ»

Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»

Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»

Будущим семиклассникам

Русская литература

Жуковский В. «Светлана»

Пушкин А. «Полтава», «Медный всадник», драматические произведения

Гоголь Н. «Тарас Бульба», «Миргород», «Вий»

Тургенев И. «Записки охотника»

Салтыков-Щедрин М. Сказки

Толстой Л. «Отрочество», «Юность», «Набег»

Куприн А. «Изумруд», «Тапер»

Чехов А. Рассказы («Размазня», «Тоска» и др.)

Беляев А. «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» и др.

Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»

Розов В. «В добрый час!»

Рыбаков А. Трилогия о Кроше

Толстой А.К. «Князь Серебряный»

Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

Лирика: Ахматова А., Мандельштам О., Цветаева М., Заболоцкий Н., Евтушенко Е., Блок А., Есенин С., Лермонтов М., Пушкин А., Тютчев Ф., Фет А.

Зарубежная литература

Гюго В. «Человек, который смеётся»

Лондон Д. «Белый клык»

Рид М. «Всадник без головы»

По Э. «Лягушонок»

О Генри. «Последний лист», «Персики»

Голдинг У. «Повелитель мух»

Будущим восьмиклассникам

Русская литература

Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Борис Годунов»

Лермонтов М. «Мцыри», «Маскарад»

Горький М. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Лесков Н. «Очарованный странник»

Тургенев И. «Ася», «Первая любовь»

Толстой Л. «После бала», «Севастопольские рассказы»

Айтматов Ч. Повести

Шукшин В. Рассказы

Лирика: Ахматова А., Баратынский Е., Блок А., Бальмонт К., Вяземский П., Есенин С., Кольцов А.В., Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А.

Зарубежная литература

Байрон Д.Г. «Корсар»

Конан Дойл А. «Повести о Шерлоке Холмсе»

Мериме П. «Таманго»

По Э. «Лягушонок», «Золотой жук»

Свифт Д. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Т.Габбе)

Сент-Экзюпери А. «Планета людей»

Скотт В. «Айвенго»

Уэллс Г. «Человек-невидимка»

Будущим девятиклассникам

Русская литература XIX века

«Слово о полку Игореве»

Державин Г. «Фелица», «Памятник»

Ломоносов М. Оды

Фонвизин Д. «Недоросль»

Радищев А. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Карамзин Н. «Бедная Лиза»

Грибоедов А. «Горе от ума»

Пушкин А. «Евгений Онегин»

Лермонтов М. «Герой нашего времени»

Гоголь Н. «Мертвые души»

Островский A.H. Пьесы

Тургенев И. «Первая любовь»

Чехов А. Рассказы

Лирика: Ломоносов М., Державин Г., Жуковский В., Рылеев К., Батюшков К., Баратынский Е., Пушкин А., Лермонтов М.

Русская литература XX века

Аверченко А. Рассказы

Тэффи. Рассказы

Булгаков М. Рассказы

Бунин И. Рассказы

Шолохов М. «Судьба человека»

Твардовский А. «Василий Тёркин»

Астафьев В. «Царь-рыба»

Распутин В. «Деньги для Марии»

Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»

Зарубежная литература

Бальзак О. «Гобсек»

Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Дюма А. «Граф Монте Кристо»

Гете И. «Фауст», «Страдания юного Вертера»

Лопе де Вега. «Собака на сене»

Мольер Ж.Б. «Мещанин во дворянстве», «Тартюф, или Обманщик»

Сервантес М. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий»

Уайльд О. «Кентервильское привидение»

Шекспир У. Сонеты, комедии и трагедии

Будущим десятиклассникам

Русская литература

Островский A.H. «Гроза», «Бесприданница»

Гончаров И. «Обломов», «Обыкновенная история»

Тургенев И. «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо»

Чернышевский Н. «Что делать?»

Лесков Н. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»

Некрасов Н. «Кому на Руси жить хорошо»

Салтыков-Щедрин М. «История одного города», «Господа Головлёвы», сказки

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Толстой Л. «Война и мир»

Чехов А. Рассказы («Палата № 6″, «Ионыч», «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре»), пьеса «Вишневый сад»

Лирика: Некрасов Н., Тютчев Ф., Фет А.

Зарубежная литература

По Э. «Убийство на улице Морг»

Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»

Флобер Г. «Саламбо»

Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион»

Диккенс Ч. «Приключения Оливера Твиста»

Флобер Г. «Госпожа Бовари»

Теккерей У. «Ярмарка тщеславия»

Гете И. В. «Фауст»

Гюго В. «Отверженные»

Будущим одиннадцатиклассникам

Русская литература конца ХIХ — первой половины ХХ веков

Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет»

Аверченко А. Рассказы

Зощенко М. Рассказы

Блок А. Цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», поэма «Двенадцать»

Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»

Маяковский В. Поэма «Облако в штанах»

Андреев Л. «Большой шлем», «Ангелочек», «Иуда Искариот»

Бабель И. «Конармия»

Замятин Е. «Мы»

Ахматова А. Поэма «Реквием»

Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

Платонов А. Рассказы

Толстой А.Н. «Петр I»

Пастернак Б. «Доктор Живаго»

Шолохов М. «Тихий Дон»

Русская военная проза и литература второй половины ХХ века

Некрасов В. «В окопах Сталинграда»

Воробьев К. «Убиты под Москвой»

Быков В. «Сотников», «Обелиск»

Бондарев Ю. «Горячий снег», «Берег»

Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»

Твардовский А. «Василий Теркин»

Распутин В. «Прощание с Матерой»

Набоков В. Рассказы

Шмелев И. «Лето господне»

«Деревенская» проза: Астафьев В., Шукшин В.

Драматургия: Вампилов А. «Старший сын»

Современная Фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие

Современная проза: Толстая Т., Улицкая Л.

Лирика конца XIX — первой половины ХХ века: Ахматова А., Бальмонт К., Блок А., Брюсов В., Бунин И., Гиппиус З., Гумилев Н., Есенин С., Мандельштам О., Маяковский В., Мережковский Д., Пастернак Б., Сологуб Ф., Цветаева М., Хлебников В.;

Стихи о войне: Симонов К., Тихонов Н, Твардовский А., Сурков А. и др.;

Лирика второй половины ХХ века: Ахмадулина Б., Бродский И., Вознесенский А., Высоцкий В., Галич А., Евтушенко Е., Окуджава Б

Зарубежная литература

Белль Г. «Глазами клоуна»

Кафка Ф. «Превращение»

Камю А. «Посторонний»

Оруэлл Дж. «Скотный двор»

Кристи А. «Убийство в Восточном экспрессе», «Свидетель обвинения»

Фолкнер У. Рассказы

Хемингуэй Э. «Прощай, оружие!»

Сэлинджер Дж. «Над пропастью во ржи»

Саган Ф. «Здравствуй, грусть»

Брехт Б. «Мамаша Кураж и ее дети»

Воннегут К. «Колыбель для кошки»

Источник:

Читать

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРЕЛЬСКОЙ АССР

Литературная запись В. Широнина

Петр Иванович Яковлев – старейший карельский учитель, преподаватель биологии и химии Кончезерской средней школы Кондопожского района. Сорок лет проработал он в этой школе, которую и сам когда-то окончил. Безгранично влюбленный в свой родной край с его суровой прекрасной природой, П. И.

Яковлев до самого последнего времени (он умер в 1956 г.) вел большую краеведческую работу. Руководя кружком юннатов школы, он передавал свои богатые познания юным мичуринцам – будущим преобразователям природы, воспитывая у сельских ребят подлинную любовь к сельскохозяйственному труду.

За выслугу лет и безупречную работу по воспитанию и обучению молодого поколения П. И. Яковлев удостоен высшей правительственной награды – ордена Ленина.

Из-под пера П. И. Яковлева вышло немало статей об опыте преподавания естествознания в школах, которые публиковались в центральных педагогических изданиях. Несмотря на жестокую болезнь (полная потеря зрения), в последние годы жизни Петр Иванович продолжал работать в школе и писал увлекательные рассказы для детей о фауне и флоре Карелии.

Часть из этих рассказов мы предлагаем вниманию наших юных читателей.

Когда под жаркими лучами солнца окончательно выпарятся талые воды и лощины покроются яркой зеленью, а пригорки зацветут разнотравьем,- не налюбуешься на нашу природу.

Неудержимо тянет она к себе.

Раньше других ягод на севере поспевает морошка. Чаще всего она растет на болотистых местах, покрытых редкими кочками. Порой ее бывает так много, что издали сухое болото кажется сплошным желто-розовым цветочным ковром.

Любят собирать морошку два друга – Коля и Витя.

Больше всего любили друзья живых обитателей леса. То зайчонка вспугнут, то лису потревожат, а птиц разных – несчетное множество высмотрят.

У Вити была особая страсть к пернатым. Он безошибочно узнавал их по пенью и щебету, по яркому или совсем невзрачному оперению и даже по полету – по звуку стригущих или свистящих крыльев.

– Журавли летят,- сказал однажды Витя, остановив друга и прислушиваясь. Коля, не обладавший таким тонким слухом, стал крутить головой, высматривая птиц в воздухе.

Однако все равно ничего не увидел.

– Они идут на посадку,- словно говоря о самолетах, сообщил Витя.

И тут на желто-зеленом фоне леса мальчики заметили двух больших птиц с серовато-белым оперением, обрамленным по краям крыльев и хвосту черными разводами.

Согнув гигантскими полузонтами крылья и вытянув длинные, как лыжные палки, ноги, птицы медленно опускались в конце болота, где зеркалом блестела небольшая ламбушка.

Источник: https://65-school.ru/bez-rubriki/rasskazy-o-prirode-dlya-2-klassa.html

Ссылка на основную публикацию