Рассказы о природе: автор анна киселёва (часть 1)

Рассказы о природе: автор Анна Киселёва (часть 1)

Перед нами разверзлась чернеющая бездна. Наш автомобиль следовал в эпицентр грозового скопления туч.

Сегодняшним солнечным великолепным днём мы решили покинуть душный Смоленск, и отправиться к озёрам, в местечко Пржевальское. Сначала небо над дорогой было таким же безоблачным, как и в городе, но затем постепенно вид из левого окошка стал темнеть, и вскоре перед нами выросла огромная иссиня-черная туча.

Я никогда не видела столь страшного скопления черноты. Волнующееся с обеих сторон от дороги поле предвещало страшный ураганный ветер. Наша «Волга» продолжала следовать к месту назначения.

Вдруг закапали первые, крупные как горошины, капли дождя, отбивая тяжёлую дробь по стеклу. Нам ничего не оставалось делать, кроме того, чтобы вернуться назад. Теперь, убегая от тучи, мы направлялись к другому озеру.

Каспля встретило нас необычайным озёрным воздухом, великолепным сосновым бором и просто прорвой земляники. Первым, что мы сделали, приехав сюда, — набросились на душистую крупную ягоду.

Слегка набегающий ветер делал воды Каспли расчерченными на полоски: нежно-голубоватые у самого берега и молочно-белые на самой глубине. Справа виднелась небольшая коса. А если немного пройти влево, то можно было увидеть песчаный выступ, который и являлся пляжем.

Дождь в этот день не давал нам покоя! Он как будто решил поиграть: только мы спрячемся от него в машинах, так он прекратится, только выйдем наружу – начнётся с новой силой.

Но вот, наконец, вышло долгожданное в этот день солнышко, небо расчистилось от надоедливых туч…. Теперь самое время идти на пляж! По дороге к песчаному выступу мы встретили совсем маленькую, ну просто крошечную лягушку. Она так проворно спрыгивала у нас с рук, что вскоре и совсем улетела от нас в соседние кусты.

Брр…. Водичка устроила нам холодный приём! Но, привыкнув к ней через минуту, мы уже весело плескались слегка замутнённой после дождя воде. Это было моё первое купание за этот сезон. Неохотно выйдя из уже согревшейся воды, мы легли загорать, подставляя себя ласковым солнечным лучикам.

Одна напасть – слепни! Кто-то ползёт по моей ноге…. Немного сжав насекомое между пальцами и поднеся к лицу, вместо надоедливого слепня я увидела бедную, почти раздавленную мной божью коровку! Ну, как я так могла поступить? Я положила коровку на покрывало. Может, всё-таки взлетит?

В ожидании чуда я стала рассматривать ещё тёмный от влаги песок. Сколько же там копошилось маленьких разноцветных паучков! Но это ещё не всё, как много разных, почти микроскопических камушков увидела я там: и розовые, и фиолетовые, и красные, и серые, и жёлтые, и полосатые, и узорчатые!

Но мы отвлеклись. Где же наша божья коровка? Улетела? Ура!!!

Теперь можно сходить искупаться ещё раз и собираться домой.

Сосновый берег

Самые удивительные уголки природы спрятаны далеко от человеческих глаз. И чем они интересней и загадочней, тем дольше их придётся поискать.

Место, о котором я хочу рассказать, надёжно укрыто от шумных дорог и случайных чужаков; к нему ведёт опасная лесная дорога, а в самом конце пути её преграждает кладбище.

Но если не побояться ни к чему не ведущей на первый взгляд дороги и достойно пройти все испытания, перед вами откроется настолько родная и близкая каждому русскому человеку картина, что, возможно, здесь захочется остаться навсегда.

На крутом извилистом волжском берегу притаилась крошечная стоянка: деревянный столик, лавочки и навес – нехитрые сооружения часто приезжающих сюда местных рыбаков. Сразу вниз уходит аккуратная тропинка, ведущая к самой воде.

Дно здесь на удивление песчаное, но зато сразу поражает засасывающая резкая глубина. На середине реки очень сильное течение, и кажется, что соседний берег совсем близко, только рукой подать, но на самом деле это остров, границы которого не сразу охватишь взглядом.

Высохшие старые берёзы и широкие узловатые сосны охраняют покой этого девственного берега. Не знаю, часто ли ступает там нога человека, но трава у берега совсем не примята, а вывороченные деревья никем не тронуты. Но если снова подняться к самой стоянке, то можно увидеть и настоящий берег.

Точнее высокие строгие ели, похожие на старых часовых. Кажется, что они стоят на самом краю обрыва и бесстрашно несут свою вековую вахту.

Я решила не останавливаться на увиденном и прошла дальше по заросшей дороге. Почти сразу мой взгляд упал на низкий осевший фундамент, каменные развалины которого обрамляли небольшой участок земли с огромными старыми берёзами в центре.

Откуда здесь они? Дело в том, что деревня находится по другую сторону от шоссе, а кладбище почему-то на этой. Может, и здесь раньше жили люди? Хотя когда-то не было ни дорог, ни полей… Лес кругом да Волга.

Так и представляешь себе одинокого гордого викинга, который сваял себе настоящий каменный дом на берегу Волги, жил охотой и рыбалкой и совсем не жалел, что выбрал этот путь…

В таких раздумьях я дошла почти до самого соснового бора, уже видневшегося вдалеке. С обеих сторон от дороги меня встречала крапива и полынь, иногда радовали крошечные огоньки лесной малины. Слева от меня оказался огромный крутой склон, который продолжал возвышаться над сосновым бором.

На его почти вертикальной линии умудрялись расти пара вот-вот готовых упасть огромных извитых сосен и чуть выше несколько более уверенных берёз. Прямо у дороги лежала уже упавшая когда-то сосна. По всей видимости, уже давно. Её почти белый обнажённый ствол и частые ветви в поперечнике напоминали огромное солнце, упавшее прямо на землю.

Сам склон весь утопал в орляке и казался никем не тронутым, хотя вдалеке виднелись очертания когда-то хоженой тропинки. Я не смогла удержаться и полезла наверх.

Трава скользит под моими ногами, и с каждым шагом подниматься всё тяжелее, но я упорно иду вверх, иногда цепляясь за жёсткие стебли. И наконец, я на вершине! Пока отсюда ничего не видно, но я прохожу буквально пару метров, и передо мной открывается картина, от которой захватывает дух.

Между двумя огромными старыми соснами виднеется серебристая лента Волги, так ловко скользящей между двумя крутыми берегами. Отсюда очень хорошо виден противоположный берег с елями-часовыми, потому что теперь я нахожусь выше его.

Наверное, больше всего поражают волнистые изрезанные линии берегов и повторяющий их контуры контраст старых широких, с завязанными в узлы ветвями сосен и не менее древних высоких, чернеющих берёз.

Я смотрю и думаю, что возможно, мой викинг тысячелетие назад точно также забирался сюда и наблюдал за быстрым течением реки, красотою высоких берегов и бесконечностью сурового серого неба…

Над сосновым бором я заметила чёрный силуэт коршуна и подумала, что пора собираться. Но спускаться снова в этом же месте я не решилась. Лучше пройти поближе к нашей стоянке и спуститься там.

Под моими ногами настоящая поляна костяники, сверкающей своими алыми ягодками. Кажется, что ей нет конца и края! А совсем рядом спрятался в траве огромный подберёзовик.

Я никогда не видела такого! Шляпка точно в четыре мои ладони.

Но я продолжаю своё маленькое путешествие. Под моими ногами склон плавно уходит вниз, и я уверена, что на правильном пути.

Здесь уже встречается больше кустарников, колючих веток и прочих радостей непролазной дороги. Я уже почти спустилась, и вдруг передо мной встаёт ещё одно небольшое возвышение, а спуск заворачивает налево.

Я забралась на него и увидела, что наша стоянка совсем рядом! Значит, я нашла верный путь!

День подходил к концу. Мой насыщенный впечатлениями вечер заливал густой фиолетовой краской уставшее небо, оставляя вокруг солнца нежный персиковый ареол. Я спустилась к реке, чтобы увидеть все краски заката. Отражённое в глади воды небо казалось ещё прекраснее. Все оттенки от оранжевого до синего смешались в одной реке, несущей свои воды в бесконечность.

Уголок Соломенного

Мой сон нарушил нетерпеливый луч, скользящий по шершавой поверхности деревянной стены напротив меня. Я приподнялась на локте.

В открытом окне золотятся сверкающие блики утреннего солнца. Старую занавеску колышет не на шутку разыгравшийся ветер, задувая в мою комнату влажный запах озера.

Скрипя паркетом, я вышла на балкон. Прохладно. Всюду видны следы ночного дождя.

Слева берег совсем близко подходит к дому. Видны обрывки тёмного песка и голубоватых волн озера Соломенного. Всё же остальное пространство передо мной заросло зеленью крапивы, лебеды и осоки. Прямо напротив – чахленькая берёзка, в некоторых местах уже помеченная жёлтыми пятнами осени.

Всюду видны розоватые граммофончики мыльницы. Ещё дальше – небольшой остров, расположившийся посередине озера. А за ним в золотистых бликах дрожит купол торопецкой церкви, окружённой пышными макушками деревьев.

Справа уже не увидишь петляющего по всему городу Соломенного, вдалеке лишь волнистый край окутанного синей дымкой леса.

По краям озера расползлись полупрозрачные облака, практически слившись с фоном неяркого дымчатого неба.

С первого этажа почувствовался запах завтрака. Пора спускаться вниз.

— Скрип-скрип, — вторят моим шагам деревянные половицы.

***

Соломенное успокоилось. Небо покрылось ярко-голубой лазурью. Самое время спуститься к озеру…

Жарко.… В зеркальной глади безупречно отражается каждый элемент береговой полоски: и купол церкви, и башенки коттеджей, и каждая веточка склонившегося дерева.

Этот безлюдный берег, одинокая дача, пустующие участки, тишина вокруг.… Словно вдали от цивилизации. Кто бы мог подумать, что мы всего лишь на другой стороне города! В десяти минутах езды от центра.

Как же легко в маленьком городе открыть для себя уголок спокойствия и тишины. У меня сделать это уже получилось! Теперь ваша очередь.

Автор рассказов: Анна Киселёва

Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/stories_Anna_Kiseleva_part_1.html

рассказы о природе (список авторов) — авторы рассказов о природе

Я в детстве не любила рассказы о природе. Лида тоже не любит. Но читать все равно надо( Тем более, возможно, мы просто не те рассказы читаем.Вот я составила для себя примерный список авторов, писавших о природе.

Рассказы о природе обычно маленькие, но их очень много, я в список внесла лишь некоторые, для примера. Для себя решила начать со сборников рассказов о природе, посмотрим, как пойдет.

А потом, возможно, и отдельных авторов начнем читать.

1. Мамин-Сибиряк Дм. Аленушкины сказки Воробьиные истории Светлячки Богач и Ерёмка. Приемыш.
2. Пришвин М. Лисичкин хлеб Зверь бурундук Ребята и зверята Про птиц и зверей
3. Чарушин Е. Рассказы про Томку, Тюпу, Пуньку и др.
4. Бианки В. Синичкин календарь Птичьи разговоры Лесные домишки Сова Рыбий дом Мастера без топора Про птиц и звере Наши птицы Как муравьишка домой спешил Мышонок Пик
5. Снегирев Г. Охотничьи истории Хитрый бурундук
6. Соколов-Микитов И. Лесные рассказы Год в лесу
7. Паустовский К. Похождения жука-носорога. Заячиь лапы. Прощание с летом
8. Сахарнов С. Рам и Рум В гостях у крокодилов Дельфиний остров Кто живет в теплом море Сказки из дорожного чемодана
9. Чаплина В. Фомка- белый медвежонок Как заяц в лесу живет Мои питомцы Забавные животные
10.Сладков Н. Лесные сказки Лесной календарь Лесные тайнички Бюро лесных услуг Весенние радости
11. Житков Б. Беспризорная кошка Мангуста Что бывало Как я ловил человечков
12. Коваль Ю. Алый Заячьи тропы Полынные сказки
13. Аракчеев Ю. Сидел в траве кузнечик Кто они такие
14. Скребицкий Г. Лесной голосок Длиннохвостые разбойники
15. Шим Э. Приключения зайца Муравейник Жук на ниточке Утка в бутылке
Толстой Л., Ушинский К., Даль В. и др.

Сразу скажу, что читала я не все из этого, точнее, многое читала в детстве и не помню. Буду рада советам/дополнениям. И еще — хочу выделить у этих писателей рассказы о животных с элементами приключения, как Кот-ворюга, Мышонок Пик. Эти Лиде должны понравиться. И еще мне очень понравилась книга Н. Павловой Желтый, белый, Лиловый — может, посоветуете что-то типа этого? О насекомых, растениях

Читайте также:  Михаил евграфович салтыков-щедрин: жизнь и творчество

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3220843

Киселева Анна Николаевна (1906–1973)

Персоналии   Жили, пребывали в Липецком крае   Усманский район   А. Н. Киселева  

Детская писательница А. Н. Киселева родилась 19 декабря 1906 года в деревне Нижняя Ведуга Воронежской области в крестьянской семье. В начале 1910 года она с родителями переселилась на Алтай, где в деревне Краюшкино прошли её детство и юность.

В начале 1920-х годов по комсомольской путевке А. Н. Киселева была направлена на курсы красных учителей. В Барнауле в 1928 году она окончила педагогический техникум, а затем в 1939 году – государственный учительский институт.

Много лет работала в сельских школах Алтайского края. В 1947 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР», два года спустя она была награждена орденом «Знак Почета».

Она дважды избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР.

По состоянию здоровья А. Н. Киселева оставила педагогическую работу и в 1954 году с семьей переехала в с. Нижнедевицк Воронежской области, затем – в г. Кисловодск Ставропольского края, а с 1961 года она жила в Усмани.

Свои первые рассказы Анна Николаевна начала писать, работая в школах Алтайского края. В 1939 году в Новосибирске была издана её первая книга «Алтайские робинзоны».

В 1957 году за автобиографическую драму «Из тьмы» она получила главную премию за победу в конкурсе, посвященном 40-летию Советской власти. В 1958 году она стала членом Союза писателей СССР.

А. Н. Киселева – автор книг для детей и подростков: «За честь класса», «Дневник Люды Кубанцевой», «Варькино детство», «Тайна черных гор». В Усмани она написала повесть «Самое дорогое» и пьесу «За правду».

Умерла А. Н. Киселева 17 ноября 1973 года в Усмани, похоронена на Покровском кладбище. В 1998 году на доме по улице Комсомольской, где она жила, была установлена мемориальная доска.

Произведения автора

  • Алтайские робинзоны : повесть / [ил. Л. Заборского]. – [Новосибирск] : Новосибгиз, 1939. – 112 с. : ил.
  • За честь класса : повесть / ил. Л. Ф. Селизаров. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1955. – 240 с. : ил.
  • Дневник Люды Кубанцевой. – Воронеж : Воронеж. кн. изд-во. 1963. – 140 с.
  • Самое дорогое : повесть. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1965. – 92 с. : ил.
  • Варькино детство. – Новосибирск, 1973.
  • Тайна черных гор. – Ставрополь : Кн. изд-во, 1974. – 63 с.
  • За правду : повесть / [предисл. Л. Якимовой ; худож. Ю. А. Зибров]. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986. – 158 с. : ил.

Литература о жизни и творчестве

  • Комяков Д. С нами её книги : [к 85-летию со дня рождения] // Новая жизнь [Усманский район]. – 1991. – 19 дек.
  • Поротикова А. Анна Киселева: педагог, депутат, писатель // Родники Усманские. – 2005. – № 1.
  • Попова Н. Встречи с писателем : [о встречах автора с А. Н. Киселевой] // Новая жизнь [Усманский район]. – 2006. – 5 дек. : фото.
  • Якимова Л. Из писем к дочери // Новая жизнь [Усманский район]. – 2006. – 19 дек.
  • Киселева А. Н. Детская писательница // Мемориальные доски и памятники рассказывают…: экскурсия по городу. – Усмань, 2006 – С. 5-7. : фото. – (Дым Отечества).

Справочные материалы

  • Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 238. : портр.
  • Славные имена земли липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 156.
  • Гордость земли Усманской : крат. справ. биогр. знат. людей, прославивш. отчий край. – Липецк, 2003. – С. 63. : портр.

Источник: http://lounb.ru/lipmap/index.php/personalii/zhili-prebyvali-v-lipetskom-krae/155-kiseleva-a-n

Н. Сладков. Рассказы для детей о животных и природе

Рассказы Николая Сладкова о животных и природе для детей. Полный список произведений.Краткая биография и творчество Николая Сладкова  

Январь

Как медведя переворачивали
Кусок хлеба
Своя песня
Синичка необыкновенная
Вороний сигнал
Лесные шорохи
Февраль
Бюро лесных услуг
Песенки подо льдом
Цена песенки
Еловая каша
Без слов
Домашняя бабочка
Лесные шорохи
Март
Зимние долги
Заячий хоровод
Весенние ручьи
Вежливая галка
Первые
Крылатые песни
Тетеревиные ноты
Тёплая струйка
Овсянкины советы
Медведь и солнце
Сногсшибательный душ
О чём пела сорока?
Отчаянный путешественник
Стеклянный дождь
Синички-арифметички
Апрель
Двое на одном бревне
Следы и солнце
Весенняя баня
Оттаявшие происшествия
Ранняя птичка
Лесные оборотни
Нечеловеческие шаги
Певица
Пылесос
Незваные гости
Лебеди
Целая жизнь
Дрозд и сова
Плясуны
Филипп и Федя
Весёлые старушки
Флажки на болоте
Дятлово колечко
Барабанщица
Ивовый пир
Пять тетеревей
Шепчущие следы   Читаем рассказы Сладкова бесплатно онлайн  

Читать все рассказы Сладкова.Содержание
Читать рассказы других авторов

 

Николай Иванович Сладков. Биография.

  Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, автор более 60 книг о природе.  

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе.

Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.

Целыми днями Сладков пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

  Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Николай Сладков стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в «Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом.   В книгах Сладкова вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах… Вот кем-то обкусанные грибы, а здесь кем-то погрызенные шишки, а тут расколотые орехи. Непременно узнать — что, как, почему происходит в лесу — вот настоящая задача для истинного любителя природы! А еще везде следы — большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего, пробегавшего лесного зверья — прямые и петляющие. Загадочные следы скрытных обитателей леса…  

У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом.

Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе. Произведения Сладкова — это постоянный поиск ответов на самые разные вопросы, это Природа и Человек, которые внимательно приглядываются друг к другу.

Для читателя, искренне влюбленного в книги Николая Сладкова, самая большая радость — проникнуться уважением к окружающему миру, осознать свои чувства.

 

А чьи же произведения о природе произвели наибольшее впечатление на самого Николая Сладкова?. Ощущение таинств природы, ее загадочной жизни, скрытой от глаз простого обывателя, во многом пришли из книг Виталия Бианки.

Позже между Сладковым и Бианки завязалась переписка, посвященная разгадкам тайн литературного творчества, писательскому озарению. Еще будучи школьником, будущий писатель-натуралист пришел в юннатский кружок, созданный при Ленинградском зоологическом институте.

«Клуб колумбов» — так называл Виталий Бианки юных натуралистов, занимающихся в кружке, а летом летом приглашал к себе, в Новгородскую область, чтобы ребята сами смогли познать и осознать великую Книгу Леса.

Именно Виталия Валентиновича Бианки, позже ставшего для него настоящим другом, считал своим учителем Николай Сладков.

  Когда началась Великая Отечественная война, Николай Иванович Сладков добровольцем ушел на фронт, став военным топографом. А когда война закончилась, продолжил работать по специальности топогафа уже в мирное время.  

Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова — «Серебряный хвост».

«В природе та же гармония, что и в музыке, выкинь ноту и мелодия нарушится…» Произведения Николая Сладкова — рассказы и повести о природе — необычайно гармоничны, они очень полно и точно отражают тайны природы.

Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать билет на поезд и ехать в дальние края — можно просто протянуть руку к книжной полке и взять любимую книгу Николая Сладкова, уютно устроиться в любимом уголке и перенестись в прекрасный мир природы… В лесу вы сможете увидеть много всего интересного. Узнаете, например, как медведи по весне просыпаются оттого, что подтаявший снег им «штаны намочил». А вот испытание для вашего вкуса: как вы думаете, что вкуснее — ивовые почки или березовые? Вы узнаете, что существуют птицы, которые летят на зиму не в теплые края, а наоборот — прилетают к нам, в наши леса.

 

Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович Сладков написал более 60 книг.

В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная газета» Николай Сладков был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.

  Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.  

Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим.

И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…

  Награды и премии Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1976) — за книгу «Подводная газета» ———————————————————————

Николай Сладков.Рассказы о природе и животных
для детей. Читаем бесплатно онлайн.

 

Читать все рассказы Сладкова.Список произведений
Читать рассказы других авторов

Источник: https://skazkibasni.com/nikolaj-sladkov

Читать Рассказы о живой природе

П. И. ЯКОВЛЕВ

Рассказы о живой природе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРЕЛЬСКОЙ АССР

Литературная запись В. Широнина

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Петр Иванович Яковлев – старейший карельский учитель, преподаватель биологии и химии Кончезерской средней школы Кондопожского района. Сорок лет проработал он в этой школе, которую и сам когда-то окончил. Безгранично влюбленный в свой родной край с его суровой прекрасной природой, П. И.

Яковлев до самого последнего времени (он умер в 1956 г.) вел большую краеведческую работу. Руководя кружком юннатов школы, он передавал свои богатые познания юным мичуринцам – будущим преобразователям природы, воспитывая у сельских ребят подлинную любовь к сельскохозяйственному труду.

За выслугу лет и безупречную работу по воспитанию и обучению молодого поколения П. И. Яковлев удостоен высшей правительственной награды – ордена Ленина.

Из-под пера П. И. Яковлева вышло немало статей об опыте преподавания естествознания в школах, которые публиковались в центральных педагогических изданиях. Несмотря на жестокую болезнь (полная потеря зрения), в последние годы жизни Петр Иванович продолжал работать в школе и писал увлекательные рассказы для детей о фауне и флоре Карелии.

Часть из этих рассказов мы предлагаем вниманию наших юных читателей.

Крылатый друг

Когда под жаркими лучами солнца окончательно выпарятся талые воды и лощины покроются яркой зеленью, а пригорки зацветут разнотравьем,- не налюбуешься на нашу природу.

Неудержимо тянет она к себе.

Раньше других ягод на севере поспевает морошка. Чаще всего она растет на болотистых местах, покрытых редкими кочками. Порой ее бывает так много, что издали сухое болото кажется сплошным желто-розовым цветочным ковром.

Читайте также:  Стихи о лете: а.с. пушкин из поэмы "полтава"

Любят собирать морошку два друга – Коля и Витя.

Возьмут корзинки, отправятся на целый день бродить по лесам и лощинам. Сколько воздуха, сколько света! И – просторы, просторы! Много всяких тайн раскрывает перед любознательными ребятами щедрая на выдумки природа, стоит лишь к ней присмотреться юннатским внимательным взглядом.

Больше всего любили друзья живых обитателей леса. То зайчонка вспугнут, то лису потревожат, а птиц разных – несчетное множество высмотрят.

У Вити была особая страсть к пернатым. Он безошибочно узнавал их по пенью и щебету, по яркому или совсем невзрачному оперению и даже по полету – по звуку стригущих или свистящих крыльев.

– Журавли летят,- сказал однажды Витя, остановив друга и прислушиваясь. Коля, не обладавший таким тонким слухом, стал крутить головой, высматривая птиц в воздухе.

Однако все равно ничего не увидел.

– Они идут на посадку,- словно говоря о самолетах, сообщил Витя.

И тут на желто-зеленом фоне леса мальчики заметили двух больших птиц с серовато-белым оперением, обрамленным по краям крыльев и хвосту черными разводами.

Согнув гигантскими полузонтами крылья и вытянув длинные, как лыжные палки, ноги, птицы медленно опускались в конце болота, где зеркалом блестела небольшая ламбушка.

* – Посмотрим, что они будут делать,- предложил Витя, и ребята укрылись в тени можжевелового куста.

– Только бы их пастух не спугнул,- высказал свое опасение Коля.

Журавли между тем закурлыкали, высоко вытянув шеи и осматриваясь по сторонам. Вскоре откуда-то из-за кустиков вынырнул шарик из серого пуха и, смешно переваливаясь через кочки, мотая не по росту большим клювом, точно он был ему в тягость, покатился на призывный клекот родителей.

Маленького, бесхвостого и бескрылого журку встретила мама-журка, нежно прикоснувшись к нему своей гибкой шеей, украшенной коричневой полоской на затылке.

* Ламба – лесное озеро.

После этого семья занялась делом. Отец и мать, медленно двигаясь между кочками, сосредоточенно вглядывались в лужицу или влажную ямку и, найдя что-нибудь съедобное, шастали длинным и широким, как кирка, клювом. Журка подражал родителям, однако в его клюве редко появлялось что- либо, и он все время пищал от голода и досады.

Но вот журавль-отец, простояв минут десять над лужицей, выхватил оттуда огромную лягушку. Давнув клювом, чтоб не ускакала, он подбросил ее журке, точь-в-точь как ребята бросают друг другу биту или бабку. Журка жадно набросился на добычу и проглотил ее, не растерзавши.

После этого он перестал сам заниматься бесплодными поисками и утруждал себя лишь одной работой – жадно следил за охотой родителей и глотал готовую пищу.

– Знаешь, что, – заговорщически предложил Витя, – давай утащим журку домой…

– Что ты! Эти птицы, знаешь, какие сильные – таких, как мы с тобой, они могут заклевать до смерти! – всерьез испуганный предложением друга, возразил Коля.- Давай лучше подождем, может, птицы улетят сами, а журка-то ведь летать не умеет, он здесь и останется…

Витя не стал убеждать своего трусоватого друга. Решено было подождать. А журавли по-прежнему кормились около ламбушки.

Так просидели ребята с полчаса. Журавли все реже находили добычу и, перекликаясь недовольными голосами, часто вытягивали шеи, будто высматривали сверху – нет ли поблизости более подходящего места, где было бы больше лягушек и насекомых. Они прислушивались: видимо, их что-то беспокоило.

И в самом деле: вскоре птицы побежали по болоту крупными шагами, взмахами крыльев помогая себе набирать скорость. Так, прежде чем взлететь, они пробежали метров тридцать, затем, вытянув шеи вперед, а ноги назад – рулем, повисли в воздухе. Пролетев над опушкой леса метров семьсот, журавли опустились в другом конце болота.

– Пора, бежим! -скомандовал Витя, и ребята бросились ловить журку. Но тот, завидев опасность, кинулся к лесу, под защиту кустов и деревьев. Витя бежал быстро, не обращая внимания на то, что делал его друг. А Коля, снова струсив,- а вдруг журавли увидят их и вернутся,- то и дело посматривал на небо и, запинаясь за кочки, путаясь в осоке, кричал Вите что-то предостерегающее…

Когда Витя вытащил журку из куста, куда тот успел уже спрятаться, Коли на болоте не было… Витя удивился.

– Тону-у, тону-у!..- услышал он, как из-под земли, жалобный призыв друга.

Бросив журку, не разбирая дороги, Витя помчался на голос и вскоре увидел Колю, барахтающегося в небольшой с открытой водой ламбине.

Такие ламбины у нас называют «окнами». Они одинаково страшны и для людей и для животных.

Если торфяной слой болота очень толст и твердая почва глубоко,- в таком «окне», затянутом лишь жидкой торфяной массой и корневищами растений, очень легко утонуть.

Жидкая масса засасывает: в ней не на что опереться ногами и нельзя плыть. Такие «окна», расположенные на сухих болотах вблизи селений, обычно огораживают, чтобы в них не забрели человек или животное.

Витя был смелый и сообразительный мальчик. Он подбежал к краю «окна». У Коли наверху торчала лишь голова и одна рука, беспомощно хватающаяся за воздух. Нужно что- то бросить Коле, чтоб он мог ухватиться за этот предмет рукой. Но вблизи ничего не было – не только шеста, даже кустика. Меж тем обессилевший Коля все больше погружался в грязное месиво.

«Куртку» – мелькнуло у Вити в сознании. Он сбросил с себя куртку и, ухватившись за конец рукава, подкинул ее Коле. Далеко, не может достать Коля до куртки. «Ремень!»

Витя снимает ремешок, одним толчком кулака прорывает боковой карман куртки и продевает в него ремень, затянув его ю петлей. Снова летит куртка в лужу. Все еще далеко. Витя снимает рубашку, привязывает к ремню за рукав. Теперь куртка ложится близко к голове Коли. Он хватается за рукав. Витя натягивает всю связку. Коля вытаскивает вторую руку и хватается ею за куртку. Теперь спасен!

Источник: http://online-knigi.com/page/249719

Детям о природе: книги, с которых стоит начать

Не так уж редко можно встретиться с мнением, что книги о природе – далеко не самое интересное (а то и […]

Не так уж редко можно встретиться с мнением, что книги о природе – далеко не самое интересное (а то и просто скучное) чтение. В самом деле: много описаний, маловато динамики в сюжете (а то и вообще нет), часто ни развития действия, ни кульминации… На самом деле это не так.

Чтобы читателям было легче открыть для себя богатство этих книг, «Батя» сделал подборку изданий, с которых хорошо начать знакомство с литературой о родной природе.

Домишки, носы, хвосты… Виталий Бианки

Если сказать «детские книги о природе», одним из первых среди авторов вспомнится Виталий Бианки. Книги Бианки учат проникать в тайны природы, его тексты обращены к воображению ребёнка.

В далеком 1928 году впервые вышла отдельным изданием «Лесная газета» (до этого печаталась в журнале), ставшая за прошедшие годы детской классикой. С помощью газетных приёмов — телеграмма, хроника, объявление, фельетон, — в этой «газете» дан календарь лесной жизни на каждый месяц. Год начинается с «месяца пробуждения» (с 21 марта по 20 апреля).

Сразу помногу читать «Лесную газету» могут ребята, действительно увлеченные миром природы. Если же ребенок пока не определился, «Лесную газету» можно читать понемногу ежедневно (например, на ночь вместе с родителями).

Если юному читателю пока не по силам одолеть «Лесную газету» полностью, стоит обратить внимание на издания, представляющие из себя тематические выдержки, объединенные общей темой.

Например, на книгу «Лесные детёныши» .

Помимо разделов «Кто где живет», «Лесные детеныши», «Новые лесные обычаи», «Готовятся к зиме», «Книга зимы», сюда вошли еще и два рассказа-сказки «Чей нос лучше?» и «Чьи это ноги?».

Младшие школьники могут начать знакомство с Бианки также с книги «Тайна ночного леса», в которую вошли всего два произведения, и оба – о куропатках.

«Оранжевое горлышко» – целая повесть о жизни куропаток, написанная от имени жаворонка и содержащая множество историй из жизни птичьих «семей». «Тайна ночного леса» – рассказ юнната.

Есть очень удачное издание с иллюстрациями Владимира и Ирины Стахеевых.

Для юных любителей спорта (а также для тех, кто хочет больше узнать о жизни насекомых) можно порекомендовать«Репортаж со стадиона ”Жукамо”». Книгу с красочными, реалистичными, подробными, во всех смыслах замечательными иллюстрациями Елены Нецкой выпустило издательство «Речь».

Есть немало сборников сказок и рассказов Бианки, в которые входят самые его известные произведения для детей – «Первая охота», «Музыкант», «Как Муравьишка домой спешил», «Хвосты» и другие. Из всего ассортимента вы сможете выбрать то, которое будет вам ближе по оформлению. Но есть серия, на которую стоит обратить особое внимание.

Выпущенная издательством «Амфора» к юбилею писателя (2014 г.) серия альманахов так и называется – «Виталий Бианки». Можно сказать, что это собрание сочинений, которое одновременно может быть и детским изданием.

Помимо знаменитой «Лесной газеты» сюда вошли его произведения о Ленинградской и Новгородской областях («Город и лес у моря», «На земле Новгородской»), «Лесные были и небылицы», а также сборник «Я учил их птицам».

Виталий Бианки не только сам был талантливым писателем, но и помогал другим авторам овладевать мастерством. Святослав Сахарнов и Николай Сладков считали его своим учителем.

Морские сказки Святослава Сахарнова

Книги Святослава Сахарнова «Кто в море живет» и «Морские сказки» подойдут для детей, интересующихся морем и его обитателями. Первая книга состоит из совсем коротеньких рассказиков об обитателях холодных и теплых морей.

Во второй – небольшие, понятные и интересные тексты рассказывают о раке-мошеннике, доме «крабишки» и даже о том, какого цвета море. Есть очень красивые издания Сахарнова, оформленные рисунками Николая Устинова или Юрия Смольникова.

С.Сахарнов, «Морские сказки», иллюстрации Ю. Смольникова

Лесные рассказы и сказки Николая Сладкова

Рыбная тема хорошо раскрыта в некоторых книгах Николая Сладкова, например, «В подводном лесу», но больше этот автор писал про лес обычный, наземный.

Среди авторов, пишущих о природе, Николай Сладков стоит особняком. Абсолютное большинство тех, кто на страницах своих книг так тонко и точно описывает жизнь лесов, лугов, рек, зверей и птиц – охотники, т.е.

зверей и птиц не только знают, ценят, любуются ими, но в них ещё и стреляют, в большинстве случаев из «спортивного» интереса… А Николай Сладков – не охотник, а …фотоохотник. Он и других призывал брать в лес не ружье, а фоторужье.

А сказки-рассказы его отличаются особой поэтичностью.

Выбирать есть из чего: у Сладкова есть рассказы, сказки, поэтичные и информативные новеллы о природе. О птицах, о животных, о насекомых, о жизни леса – обо всём и на любой вкус.

Вы сами знаете, что за загадочный зверь ест жуков, муравьев, ос, шмелей, гусениц, личинок, сброшенные лосями рога, мышей, ящериц, рыбу, птенцов и птичьи яйца, почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы? Читайте с детьми Николая Сладкова – узнаете.

Иллюстрация к книге Н.Сладкова «Лестные сказки», рис. В. Бастрыкина

От осьминожек до бобров. Геннадий Снегирев

У большинства авторов, пишущих о природе, есть своя любимая местность или, по крайней мере, климатическая зона.

Геннадий Снегирев прожил непростую жизнь, много путешествовал и на страницах своих книг рассказывает юным читателям об обитателях самых разных уголках нашей страны.

Но надо быть готовыми, что из его книг юные читатели узнают много нового, но могут узнать и про то, что значит «белковать» и «соболевать», о реалиях охоты, о том, как гибнут животные и птицы.

В 2013 году издательство «Махаон» выпустило книгу «Хитрый бурундук». Это именно детское издание, в нем есть даже рассказы, написанные от имени ребенка.

Рассказы хорошие, интересные, веселые, но нужно учитывать разный жизненный опыт автора, родившегося в 1933 году, и сегодняшних читателей.

Читайте также:  Природа, растения и животные севастополя

Возможно, детям покажется фантастической ситуация из рассказа «Верблюжья варежка», когда у мамы закончилась шерсть для вязания, а сын пошел состригать ее с горба верблюда, который привез дрова.

Геннадий Снегирев, «Хитрый бурундук», иллюстрации Ю. Николаева

«Заячье зеркало» Семена Устинова

В 2012 году издательство «Мир детства» выпустило книгу иркутского ученого, кандидата биологических наук, писателя Семёна Устинова «Заячье зеркало». Большая часть книги посвящена историям оленя-кабаржонка («Пятнистая шубка») и волчонка («Серый комочек»).

Описания природы и животных здесь реалистичные и увлекающие. Рассказывается здесь и о гибели зверей, об их охоте, но стиль повествования такой, что понятно, почему так происходит, подобраны очень верные слова.

Текст дополнен акварельными иллюстрациями Владимира Дугина – без иллюстраций нет ни одного разворота.

Иллюстрация к книге Семен Устинов, «Заячье зеркало», рис. В. Дугина

Русский лес Ивана Соколова-Микитова

Лиричные, завораживающие описания природы в разное время года, наблюдения из жизни зверей и птиц – вот общие впечатления от книг Соколова-Микитова.

Есть такое упражнение для улучшения грамотности и стиля для учащихся: брать высокохудожественные произведения на родном языке и регулярно понемногу переписывать их в тетрадь. Результат обязательно будет. Тексты Ивана Соколова-Микитова идеально подходят для таких занятий.

Но только нужно внимательно выбирать произведения. И.С. Соколов-Микитов – охотник. Поэтому рядом с полными лиризма волшебными описаниями природы, рассказы о реалиях охоты, которые не для впечатлительных точно.

Довольно много натуралистичных сцен, то и дело среди погибших то медведица, то медвежата, то те и другие. Если у Устинова в тексте есть объяснения, почему человек пришел охотиться на волков, то в этих рассказах сцены охоты, убийство, удары выглядят бессмысленно жестокими.

Есть, правда, издания, в которых подобраны рассказы, хорошо подходящие для детей. Так, например, в сборник«Рассказы о природе» издательства «Стрекоза» вошли фрагменты его цикла «Года в лесу», а в раздел под названием «Мои друзья» – рассказы «Черемуха», «Тропинка», «Лесные музыканты» и другие.

Сборник рассказов«Русский лес» за последние годы выходил в издательствах «Эксмо», «Детская литература», «Речь» с иллюстрациями разных художников, в разных ценовых категориях, и он также ориентирован на младших школьников.

Стоит обратить внимание на издания, посвященные одному времени года («Осень в лесу», «Зима в лесу», «Весна в лесу», «Лето в лесу»), которые выходят в издательстве «Речь» с чудесными иллюстрациями Георгия Никольского.

Иллюстрация к книге И.Соколова-Микитова «Весна в лесу», рис. Г. Никольского

Сборники

Если вы пока не уверены, что ваши дети готовы много читать о природе, обратите внимание на сборники с текстами разных писателей. Помимо перечисленных авторов можно встретить рассказы Михаила Пришвина, Георгия Скребицкого, Константина Ушинского и других писателей, с большой любовью относившихся к окружающему их миру живой природы.

Валентина Курицина/»Батя»

Источник: https://pravoslavie.fm/review/detyam-o-prirode-knigi-s-kotorykh-stoit/

Книги о природе для младшего возраста. Часть первая

Как очень верно заметили в комментариях в нашем родительском сообществе — нечего про природу читать, на нее нужно смотреть!  Могу сказать — полностью согласна, потому что как можно словами передать запах сосны после дождя или легкость цыпльячего пуха? В раннем и дошкольном детстве ребенок должен максимум общаться с природой (мы уже говорили, что для этого необязательно иметь личную ферму, достаточно раздобыть в ближайшем парке парочку объектов вроде муравейника или гусеницы для наблюдения за ними). А литература о природе — разве что в качестве созвучия сформулированных впечатлений. Я бы не стала ее ставить в ряд «необходимо прочитать».  По причине краткости нашего формата я, разумеется, не смогу сделать подробный обзор, но перечислю некоторых популярных авторов. Сегодняшняя подборка представлена по принципу «убывания качества» от первого к последнему.

( Свернуть )

Виталий Бианки

Автору удалось соединить два несоединимых жанра — научно-популярных рассказов и сказок о животных. Причем это соединение вышло органичным: произведения легко читаются, дают детям прекрасный опыт эмоционального переживания, и несут действительную информацию о природе.

Для самых маленьких детей у Бианки есть множество коротких и интересных произведений, например: «Лис и мышонок» — диалог-сказка о повадках животных.  «Теремок» — «построен» по принципу известной народной сказки, рассказывает о том, как живут птицы и звери.  «Как муравьишка домой спешил» — любимая сказка многих детей.

Обычное сказочное авантюрное приключение, приправленное знаниями об особенностях насекомых.  «Первая охота» — первая охота щенка, рассказ построен по ассоциации игры в прятки — животные и насекомые прячутся от «охотника».  У Бианки очень точные собственные наблюдения переданы в лаконичной и художественной форме.

Коротенькие сказки, так похожие на обычные народные сказки о животных, легко воспринимаются детьми, и содержат правильную информацию о природе (что не всегда характерно для такой литературы). ПРоизведения очень добрые и наполнены светлым юмором. Даже неприятные моменты (вроде «Первой охоты» щенка) у Бианки проживаются легко и просто.

И кроме этого, замечательно богатая литературная речь и органичный «сказочный» напевный язык повествования.  «как я хотел зайцу соли на хвост насыпать» — прекрасный пример «народной» речи, без искусственности и видимости литературной обработки. 

«Мышонок Пик» — очень сильное произведение, позволяющее ребенку сопереживать и «проживать» в воображении целую жизнь маленького персонажа. Эмоциональный накал, как в волшебной сказке, и обязательный хэппи-энд, когда можно выдохнуть с облегчением, порадовавшись концу злоключений мышонка-героя.

Евгений Чарушин 

Чарушина, конечно, нужно прежде всего не читать, а рассматривать! Он вошел в историю детской русской литературы не столько как писатель, сколько как иллюстратор и создатель нового стиля, имитирующего пушистую шерстку персонажей его произведений. 

Простой и грамотный литературный язык, короткие незамысловатые тексты, которые очень легко воспринимаются детьми. Передаются не столько наблюдения и факты, сколько эмоции и впечатления.

  Очень симпатичная серия Про Томку с рассказами про собаку. Такая же милая, с добрым юмором, серия про Тюпу — смешного котенка.

Маленькие дети отлично идентифицируют себя с главными героями рассказов (животными), проигрывая сюжет.

Единственное, в некоторых произведениях слишком сильно влияние эпохи, например «Глупый мальчишка» — мальчик попробовал лизнуть на морозе медную ручку двери (кстати, кто еще в детстве что-то подобное делал :)?). В советской литературе было изобилие «ярлыков» для детей и высмеивание любых неудач, не то что проступков. 

Михаил Пришвин

Его язык можно назвать литературным с большой натяжкой, иногда даже и эта «натяжка» не помогает. Но и это не главный недостаток произведений: в некоторых местах «мораль» настолько извращена, что лично мне для дочки приходилось кое-что пропускать и читать с купюрами. Например: рассказ «Изобретатель». Курице подложили утиные яйца.

Наседка оказалась отличной приемной мамочкой — и высидела яйца, не желая никуда отлучаться, и уж как заботилась о птенчиках, и каких жирных червячков для них искала! Но вот утята услышали крик другой мамы-утки с выводком утят — та звала их к себе, в воду. Они побежали в воду, к утке, бросив курицу.

и после купания к ней не вернулись больше никогда: «Под самым носом важной птицы (курицы — М.О.) прошли они, … ни один даже на такую мать и не поглядел».

Во-первых, это противоречит природе (нормальные утята подбежали бы к своей «маме»- курице ласкаться-пищать, потому что они вообще первый увиденный предмет считают своим родителем до конца жизни, даже опыт ставили с мячиком: показывали утенку мячик, и он бегал за мячиком, как за мамой. То есть, это уже не рассказ о природе.

Во-вторых, какие нравственные ценности передает этот сюжет? Бросить любящего и заботливого человека? Даже не взглянув на прощанье?  Иногда сам автор путается в своей системе ценностей. Например, в рассказе «Ребята и утята» автор пристыдил мальчишек за то, что те наловили себе утят — мол, мама так страдает, сейчас же отпустите, ай-яй-яй.

В упомянутом уже рассказе «Изобретатель» автор сам же берет троих утят у дикой утки, ничуть не мучаясь угрызениями совести. Интересно, что стало потом с уткой, когда она обнаружила пропажу любимых птенчиков? Об этом автор тактично умалчивает.

То есть, ребятам то же самое нельзя делать, нехорошо, а мне можно, потому что я взрослый? Интересные выводы может сделать ребенок из такой книги. Вообще очень странно в книге для детей совмещается полное равнодушие охотника к страданиям преследуемых животных, и попытка написать для детей какие-то побуждающие «добрые» рассказы.

В общем, если очень увлекаться такими книжечками, можно воспитать человека, готового мучать животных ради забавы. 

Николай Сладков

В отличие от Бианки, в произведениях Сладкова «сказочный» язык местами кажется натужным, искусственным, выдуманным автором.

Очень много резких и грубых выражений, видимо, выдаваемых за «народный» просторечный стиль: «Пошли Медведя будить: — Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились.

Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось? Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

— Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!» («В лесах», январь). 

Речь фонетически плохо выстроена, сплошные нагромождения согласных, не получается певучего повествования, голос все время «спотыкается» при чтении вслух. Попробуйте сказать быстро: «На сушине козырьком гриб-трухляк» («Дятел»).
«Отчего у лисы длинный хвост?» — ответ от автора: от любопытства.

Но при этом подобные произведения не воспринимаются такими же сказками, как у Киплинга (ни один ребенок не сделал вывод, что слонам хоботы вытягивают крокодилы). Но поскольку жанр заявлен прежде всего как достоверные рассказы о природе, получается полная путаница с неудачными ляпами.

У Сладкова слишком часто излагаемые факты о природе перемежаются прибаутками и выдумкой, и вряд ли сам ребенок может разобраться, где правда, а где сказка. 

Во многих произведениях есть распространенные стереотипы, как то: кукушка — злая и нехорошая птица, подкидывает своих бедных птенчиков в другие гнезда. Все мы знаем, что подобные характеристики в детской литературе вели обычно к «мести» бедным животным и птицам.

Например, известный факт, что в детской литературе было распространено стереотипное описание сов и филинов как злодеев, вследствие чего не одно поколение мальчишек намеренно разоряло совиные дупла и истребляло этих «гадов», чтобы спаси лес. На самом деле как раз совы и филины и спасают лес, и поля от засилья мелких грызунов. И так далее.

Я сама лично с представлением о «злой кукушке» прожила — стыдно признаться! — до второго курса университета, где на биологии мне наконец объяснили научный факт: кукушка исключительно заботливая мать, и отдает своих птенцов «на воспитание» именно потому, что ее природная пища просто отравит маленьких птенцов.

  Тем более странно в книгах автора, пишущего якобы документальные рассказы о природе находить такие дремучие стереотипы: » Мне, Кукушечка, мне помоги, Иволге. День и ночь на яичках в гнезде сижу, ножки, крылышки затекли — ни попить, ни поесть. Подмени хоть на минутку!

— Что ты, Иволга, что ты! Я и своих-то яичек никогда не высиживаю охота ли мне на чужих маяться. Подкинь ты их в чужое гнездо, да и порхай без забот! Ку-ку! Ку-ку! Кому помочь? Кому помочь?» («Ночная кукушка»).

«Тетерка» — рассказ с оборванным концом, который просто разрывает сердце маленькому читателю.

Автор поймал слепую тетерку, которая самоотверженно бросилась к нему в руки, желая спасти своих птенцов (то есть чтобы птенцы улетели, пока он ловит ее саму). Читать равнодушно невозможно, по-моему.

И вот такой конец: «Я держал в руках слепую тетёрку и не знал, что с ней делать. Под ладонью быстро-быстро билось птичье сердце, такое маленькое, но такое смелое!» 

Дальше-то что?! Она хоть не умерла от этого страха, что ее человек поймал? Ну как можно писать такие вещи с оборванным концом маленьким детям! это ведь жестоко. Хорошо, что в детстве я не читала такого рассказа — слез бы хватило не на один вечер.

Источник: http://deti-v-semje.org/ru/content/knigi-o-prirode-dlya-mladshego-vozrasta-chast-pervaya

Ссылка на основную публикацию