Рассказ: николай сладков «как медведь сам себя напугал»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Пересказ литературного текста на материале рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

Автор: Эсаулова Елена Вячеславовна

Организация: ГБОУ Гимназия № 1593 СП № 1

Населенный пункт: г. Москва

Цели: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа, развивать монологическую связную речь.

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствование звукопроизношения детей.

2. Развитие фонематического слуха воспитанников с использованием фонетической ритмики, закрепление изученных звуков и букв, дифференциация гласных и согласных звуков.

3. Закрепление в речи детей необходимого материала для подготовки к школьному обучению (времена года, месяцы, дни недели, времена суток, города, страны, планеты, притяжательные прилагательные; детеныши диких и домашних животных, а также домашние животные мужского и женского пола).

4. Развитие логических операций (анализ, синтез, обобщение), воображения и познавательной активности.

Воспитательные:

1. Воспитание самостоятельности на занятиях.

2. Воспитание дружелюбного отношения к товарищам.

3. Воспитание дисциплины для подготовки к школьному обучению.

Оборудование и наглядный материал:

Магнитная доска и магниты, рисунки хвостов животных, рисунок несуществующего животного, карточки с детенышами домашних и диких животных, картинки с изображениями домашних животных мужского и женского рода, предметные картинки для рассказа Н.

Сладкова, карточки на каждого ребенка с буквами и кружками для обозначения гласных и согласных звуков, цветные карандаши, карточки с буквами для магнитной доски, кружки красного, синего и зеленого цвета для обозначения гласных и согласных и звуков, портрет Н.

Сладкова, указка.

Х О Д З А Н Я Т И Я.

1. Организационный момент.

Подготовка детей к занятию. Настрой на рабочий лад. Дети стоят около своих стульчиков.

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте, Елена Вячеславовна!

— Наше занятие мы начнем с фонетической ритмики. Ребята, мы покажем лишь некоторые звуки, а не все, а потом я вам загадаю слова, а вы попробуете их отгадать.

Учитель-логопед показывает различные звуки и произносит их, а дети повторяют (а, о, у, и, э, ы, р, к, с, з, л, м и т.д.)

Логопед показывает движениями слова: РОЗА, ЖУК, РАК, СОМ, а дети их «складывают».

— Молодцы, ребята! Садитесь на свои места.

2. Основная часть.

2.1.Активизация изученного материала.

Логопед: Ребята, какое сейчас время года?

Весна.

Логопед: А как вы догадались?

По календарю.

Логопед: Что мы узнали по календарю?

Мы узнали, что сейчас месяц апрель, а это весенний месяц, значит, на дворе весна.

Логопед: Молодцы! Какие времена года вы знаете?

Какие вы знаете осенние месяцы? А зимние? А весенние? А летние?

С какого месяца начинается год?

Давайте назовем все месяца по порядку.

Какие времена суток вы знаете?

В каком городе вы живете?

Какие еще города вы знаете?

В какой стране вы живете?

Какие еще страны вам знакомы?

Как называется наша планета?

Какие еще планеты вы помните?

Молодцы!

2.2. Ознакомление детей с темой занятия.

Логопед: — Ребята, сегодня мы будем пересказывать одну из сказок с Николая Сладкова. Николай Сладков – это русский писатель, который придумал много интересных рассказов и сказок о животных для детей.

Я прочту вам одну сказку, а вы подумайте, как бы вы ее назвали.

2.3. Работа с рассказом.

2.3.1.Логопед читает рассказ:

«Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил он на сороку. Та крик

подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» – подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так медведь сам себя напугал».

2.3.2.Словарная работа.

Логопед: Ребята, вам понравился рассказ?

А кто его написал?

Как бы вы его назвали? (Дети предлагают свои варианты).

А сам автор, Николай Сладков, назвал свой рассказ «Как медведь сам себя напугал».

Как вы думаете, подходит ли это название к рассказу? (Да).

Все ли слова в этом произведении были вам понятны?

Тогда давайте поиграем с игру: «Скажи по-другому».

Как можно заменить слова:

Хрустнула (треснула, громко сломалась)

Угодила (попала)

Насторожил (прислушался)

Рявкнул (заревел)

дал стрекача (стал быстро удирать, убегать, уносить ноги)

Пошли лоси по лесу кусты ломать (Лоси бежали по лесу так быстро, что кусты под их ногами ломались).

2.3.3.Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа. Параллельное чтение сказки второй раз.

Логопед предлагает детям взять с парты картинки и расставить картинки в правильной последовательности во время второго чтения рассказа. Если у ребят возникают затруднения, обязательно им помочь, подсказать мягко, аккуратно, деликатно.

2.3.4.Выяснение причинно-следственных связей.

Вопросы логопеда: (Логопед следит, чтобы дети отвечали полными предложениями)

1) Что случилось, когда медведь вошел в лес? (Когда медведь вошел в лес, под его тяжелой лапой хрустнула ветка).

2) Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку).

3) Куда попала шишка? (Шишка попала зайцу в лоб).

4) Что сделал заяц? (Заяц помчался в гущу леса).

5) На кого он наскочил? (Он наскочил на сороку).

6) Что сделала сорока? (Сорока подняла крик на весь лес).

7) Что сделали лоси, когда услышали крик сороки? (Лоси пошли по лесу кусты ломать).

8) Что услышал медведь, когда остановился? (Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает!)

9) Почему медведь дал стрекача? (Он испугался такого шума).

10) Из-за кого в лесу поднялся такой шум? (Шум поднялся из-за самого медведя).

11) Получился бы рассказ, если бы не было медведя? (Рассказ бы не получился).

1.2.5. Пересказ рассказа воспитанниками «по цепочке» (1-2 раза).

1.2.6. Пересказ текста целиком ( 1 ребенок).

2. Физкультминутка.

Логопед: Ребята, вы составили хороший рассказ, а теперь давайте немного отдохнем. Для этого вспомним физкультминутку «Повар и пирог», а проведем мы ее с «маленьким учителем».

Логопед вызывает одного ребенка, который говорит текст стихотворения и показывает движения. Все дети хором говорят стих и одновременно показывают движения.

ПОВАР И ПИРОГ

В понедельник пришел мельник – Дети маршируют.

Он муку молол. Трут напряженные ладошки.

А во вторник пришел дворник – Дети маршируют.

Он дрова колол. Имитируют колку дров.

Утром в среду, до обеда, Ладошками горизонтально

Печь печник чинил. ставят «кирпичики» один на

другой.

А в четверг шеф-повар прибыл. Ладонями показывают колпак

Тесто он месил. Одна рука показывает

круглую «кастрюлю», другая

«месит тесто» круговыми

движениями в «кастрюле».

Пирог с вишней вкусный, пышный Плоскими ладошками

В пятницу испек. показывают «поднос».

А в субботу от работы Ладошки под щечку —

Отдохнуть прилег. «спим».

В воскресенье – день веселья, Поднимают руки вверх.

Праздничный обед. Руки в стороны.

Гости сели, пирог съели – Чуть сгибают колени.

Вот и кончилась неделя. Плечи поднимают вверх.

Повар печь еще готов – Хлопают в ладоши.

Начинай неделю вновь. Хлопают в ладоши.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Логопед: Молодцы все ребята и «маленький учитель». Садитесь на свои места.

4.Закрепление изученного материала.

4.1.Повторение названий детенышей диких и домашних животных в единственном и во множественном числе.

Логопед:

Ребята, какие животные встретились нам в рассказе Николая Сладкова?

(Медведь, заяц, белка, лось).

Давайте мы с вами будем по картинкам называть детенышей этих животных в единственном и во множественном числе.

Логопед с помощью магнитов вешает на доску картинки с детенышами диких, а дети их называют:

Медвежонок – медвежата,

Лосенок – лосята,

Бельчонок – бельчата,

Зайчонок – зайчата,

А какие животные тоже живут в лесу?

Лисенок – лисята,

Волчонок – волчата,

Ежонок – ежата.

Каких животных мы с вами назвали? (Диких).

Какую еще одну большую группу животных вы знаете? (Домашние). Давайте назовем детенышей домашних животных.

Котенок – котята,

Щенок – щенята,

Козленок – козлята,

Ягненок – ягнята,

Поросенок – поросята,

Жеребенок – жеребята,

Крольчонок – крольчата.

Теленок – телята.

Каких животных мы с вами назвали? (Домашних).

4.2.Логопед: А сейчас мы с вами будем называть маму и папу детенышей домашних животных.

У котенка мама (дети говорят: кошка), а папа (кот).

У щенка мама (собака), а папа (пёс).

У козленка мама (коза), а папа (козел).

У ягненка мама (овца), а папа (баран).

У поросенка мама (свинья), а папа (хряк).

У жеребенка мама (лошадь), а папа (конь).

У крольчонка мама (крольчиха), а папа (кролик).

У теленка мама (корова), а папа (бык).

4.3. Закрепление в речи притяжательных прилагательных.

Логопед: А теперь, ребятки, мы поиграем с вами в игру: «Чей хвостик?»

Я буду на доску прикреплять рисунки хвостов, а вы должны догадаться, чьи они. Поднимайте руку!

Логопед прикрепляет к доске рисунки хвостов, а дети угадывают их и называют:

Лисий,

Волчий,

Заячий,

Беличий,

Медвежий,

Свиной,

Лошадиный (конский),

Коровий,

Кошачий,

Собачий.

(Если будет позволять время, проводится игра: «Несуществующее животное»).

Логопед: — А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру: «Кто это?»

Логопед показывает детям картинку несуществующего животного, у которого голова заячья, хвост – лисий, туловище – верблюжье, уши – тигриные, вместо носа – слоновий хобот.

Логопед спрашивает у детей, что это за животное.

Дети отвечают, что такого не бывает.

И рассказывают, чьи у него части тела.

Логопед обязательно спрашивает: — Почему?

Примерные ответы детей: — У этого животного уши тигриные, потому что они в бело-оранжевую полоску и круглой формы.

— У этого животного хвост лисий, потому что он рыжий, длинный, пушистый и с белым кончиком.

— У этого животного тело – верблюжье, потому что у него два горба, и оно коричневого цвета. И т.д.

Логопед при необходимости корректирует речь детей и задает наводящие вопросы.

За правильные ответы логопед хвалит детей.

5. Итог занятия.

— Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, чем мы занимались сегодня?

Дети рассказывают, а логопед оценивает их работу:

— Все ребята занимались хорошо. Молодцы!

Источник: http://www.predmetnik.ru/categories/8/articles/51

Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»

Тема. Обучающее изложение « Как медведь сам себя напугал»

Цель: развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

Оборудование : рисунок медведя, карточки с текстом, карточки — помощницы,

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Вперевалку зверь идётПо малину и по мёдЛюбит сладкое он очень.А когда приходит осень,Лезет в яму до весны,Где он спит и видит сны. (Медведь.)

А) Знакомство с текстом

Как медведь сам себя напугал

Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки.

Испугалась белка на веточке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать!

Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.

По Н. Сладкову

— Понравился вам текст? Что показалось особенно интересным?

— О ком говорится в этом тексте?

— Как вы понимаете значение выражения дал стрекача?

— Почему медведь это сделал?

— С чего начался переполох в лесу?

— Расскажите, как всё происходило дальше?

Б) Составление плана

— На сколько абзацев поделён текст?

Сколько будет пунктов плана?

— Прочитайте первую часть. Как можно озаглавить? ( Медведь вошёл в лес.)

— Прочитайте вторую часть текста. Как её можно озаглавить? (Переполох в лесу)

Кто переполошился в лесу? ( Белка испугалась. Заяц помчался. Сорока подняла крик. Лоси пошли по лесу)

— Прочитайте третью часть текста. Как её можно озаглавить? (Медведь дал стрекача.)

Примерный план

  1. Медведь вошёл в лес.

  2. Переполох в лесу.

Читайте также:  Природа, растения и животные якутии

— Белка испугалась.

— Заяц помчался.

— Сорока подняла крик.

— Лоси пошли по лесу

В) работа с карточкой- помощницей.

— Какие глаголы помогают говорят о том, что делал медведь? ( вошёл, остановился, рявкнул, навострил уши, дал стрекоча)

— А какие действия совершала белка? ( испугалась, уронила, лопочет)

— Что делал заяц? ( вскочил, помчался, наскочил, выпугнул)

Что делает сорока? ( крик подняла (закричала), кричит)

— А что начали делать лоси? ( услышали, пошли кусты ломать, кусты ломают)

Г) Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

Отдохнём с тобой дружок.Ставим дружно руки в бок.Наклонились влево, вправо.Потянулись мы на славу.Сядем тихо, мой дружок,И продолжим наш урок.
  1. Продолжение работы по теме урока

А) Пересказ текста по плану.

Текст по очереди пересказывают два-три ученика.

Б) Работу в парах:

Сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот.

В) Повторное чтение текста

Г) Написание изложения.

На доске записаны рабочие слова.)

Выпугнул, насторожил уши, дал стрекача.

Д) Самопроверка.

— Что мы сделали сегодня на уроке?

— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Источник: https://multiurok.ru/files/obuchaiushchieie-izlozhieniie-kak-miedvied-sam-sie.html

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: «Как медведь сам себя напугал»

МДОУ « Детский сад №2 « Колосок»

Пересказ рассказа

«Как медведь сам себя напугал»

 (по Н. Сладкову)

Старшая группа

Воспитатель: Семенова О. В.

2014год

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

https://www.youtube.com/watch?v=WbxwA-U7BQo

Основные задачи:

  1. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
  2. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
  3. Активизация и обогащение словарного запаса.
  4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

1.Организационный момент.

В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: А как ещё можно поздороваться?

Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Ребята, рассмотрите картинки: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

2. Подготовка к восприятию текста. 

В: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая(белка), зеленая (ветка), рогатые (лоси).

 (Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.)

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

Ребята, все эти животные и предметы герои рассказа Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал», с которым мы сейчас с вами познакомимся

— Внимательно послушайте рассказ, а потом мы будем его с вами пересказывать.

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову? /

Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!

Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

По мере чтения педагог указывает предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

-Вам понравился рассказ? О ком этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор?

Все ли слова в рассказе для вас понятны?

В рассказе встречается много трудных слов. Давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)

Хрустнула под тяжелой лапой валёжина. Знаете ли вы, что такое валёжина?

(упавшая сухая ветка)

Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)

Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)

4.Беседа по содержанию. Развитые диалогической речи. Дети дают полные ответы.

А теперь мы узнаем как вы внимательно слушали рассказ. Дайте полные ответы на вопросы.

— Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)

— Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)

— Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)

— На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)

— Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)

— Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

— Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

— Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

— Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

Коллективное составление предложений по опорному слову.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала… Затопал… Увидела… Подняла… Решили… Пошли… Услышал… Испугался… Убежал… Так медведь…

По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.

6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.

Зайки

Зайки встали на лужок

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на месте, руки перед грудью,ладошки вниз, как лапки)

Сели зайки на лужок,

(Присесть на корточки)

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки

Зайки-попрыгайки.

(Изобразить соответствующие движения)

7. Пересказ рассказа воспитателем Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

— Я расскажу вам рассказ, вы меня внимательно слушайте.  А поможет мне в этом схема рассказа.

8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.

Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

9. Итог. Оценка работы детей.

— С каким рассказом познакомились?

— Кто его автор?

Как медведь сам себя напугал

Вошел в темный лес медведь — хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке — выронила из лапок шишку.

Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лежки — помчался, в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил — переполошил всех до смерти.

Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался — та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе — охотников видит.

Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули — те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову?

Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб yгодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Н. Сладков

Пересказ рассказа

«Как медведь сам себя напугал»

 (по Н. Сладкову)

Старшая группа

Воспитатель: Семенова О. В.

2014год

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/03/19/kak-medved-sam-sebya-napugal

Лесные сказки 2 — Николай Сладков

Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь — хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке — выронила из лапок шишку.

Упала шишка — угодила зайцу в лоб.

Сорвался заяц с лёжки — помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил — переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался — та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули — те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову?

Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Топик и Катя

Дикого сорочонка назвали Катей, а крольчонка домашнего — Топиком. Посадили домашнего Топика и дикую Катю вместе.

Катя сразу же клюнула Топика в глаз, а он стукнул её лапой. Но скоро они подружились и зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Стали две сироты друг у друга учиться.

Топик стрижёт травинки, и Катя, на него глядя, начинает травинки щипать. Ногами упирается, головой трясёт — тянет изо всех своих птенцовых сил. Топик нору роет — Катя рядом крутится, тычет носом в землю, помогает рыть.

Зато когда Катя забирается на грядку с густым мокрым салатом и начинает в нём купаться — трепыхаться и подскакивать, — к ней на обучение ковыляет Топик. Но ученик он ленивый: сырость ему не нравится, купаться он не любит и поэтому просто начинает салат грызть.

Катя же научила Топика воровать с грядок и землянику. Глядя на неё, и он стал объедать спелые ягоды. Но тут мы брали веник и прогоняли обоих.

Очень любили Катя и Топик играть в догонялки. Для начала Катя взбиралась Топику на спину и начинала долбить в макушку и щипать за уши. Когда терпение у Топика лопалось, он вскакивал и пытался удрать. Со всех своих двух ног с отчаянным криком, помогая куцыми крыльями, пускалась вдогонку Катя. Начиналась беготня и возня.

Однажды, гоняясь за Топиком, Катя вдруг взлетела. Так Топик научил Катю летать. А сам потом научился от неё таким прыжкам, что никакие собаки стали ему не страшны.

Так вот и жили Катя и Топ. Днём играли, ночью спали на огороде. Топик в укропе, а Катя на грядке с луком. И так пропахли укропом и луком, что даже собаки, глядя на них, чихали.

Непослушные малыши

Сидел Медведь на поляне, пень крошил. Прискакал Заяц и говорит:

— Беспорядки, Медведь, в лесу. Малые старых не слушают. Вовсе от лап отбились.

— Как так?! — рявкнул Медведь.

— Да уж так! — отвечает Заяц. — Бунтуют, огрызаются. Всё по-своему норовят. Во все стороны разбегаются.

— А может, они того… выросли?

— Куда там: голопузые, короткохвостые, желторотые!

— А может, пусть их бегут?

— Мамы лесные обижаются. У Зайчихи семеро было — ни одного не осталось. Кричит: «Вы куда, лопоухие, потопали — вот вас лиса услышит!» А они в ответ: «А мы сами с ушами!»

— Н-да, — проворчал Медведь. — Ну что ж, Заяц, пойдём поглядим, что к чему.

Пошли Медведь и Заяц по лесам, полям и болотам. Только зашли в лес густой — слышат:

— Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от мамы ушёл, я от папы ушёл!

— Это что ещё за колобок объявился? — рявкнул Медведь.

— И совсем я не колобок! Я солидный взрослый Бельчонок.

— А почему тогда у тебя хвост куцый? Отвечай: сколько тебе годов?

— Не сердись, дяденька Медведь. Годов мне ещё ни одного. И с полгода не наберётся. Да только вы, медведи, живёте шестьдесят лет, а мы, белки, от силы десять. И выходит, что мне, полугодке, на ваш медвежий счёт — ровно три года! Вспомни-ка, Медведь, себя в три годочка. Небось тоже от медведицы стрекача задал?

— Что правда, то правда! — проворчал Медведь. — Год ещё, помню, в пестунах-няньках ходил, а потом сбежа-а-ал. Да на радостях, помню, улей разворотил. Ох и покатались же на мне пчелы тогда — посейчас бока чешутся!

Пошагали Медведь с Зайцем дальше. Вышли на опушку и слышат:

— Я, конечно, всех умней. Домик рою меж корней!

— Это ещё что за поросёнок в лесу? — взревел Медведь. — Подать мне сюда этого киногероя!

— Я, уважаемый Медведь, не поросёнок, я почти взрослый самостоятельный Бурундук. Не грубите — я укусить могу!

— Отвечай, Бурундук, почему от матери убежал?

— А потому и убежал, что пора! Осень на носу, о норе, о запасах на зиму пора думать. Вот выройте вы с Зайцем для меня нору, набейте кладовую орехами, тогда я с мамой до самого снега в обнимку готов сидеть. Тебе, Медведь, зимой забот нету: спишь да лапу сосёшь!

Читайте также:  Реки и озёра исландии

— Хоть я лапу и не сосу, а правда! Забот у меня зимой мало, — пробурчал Медведь. — Идём, Заяц, дальше.

Пришли Медведь и Заяц на болото, слышат:

— Хоть мал, да удал, переплыл канал. Поселился у тёти в болоте.

— Слышишь, как похваляется? — зашептал Заяц. — Из дома удрал да ещё и песни поёт!

Рыкнул Медведь:

— Ты почему из дома удрал, ты почему с матерью не живёшь?

— Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне с ней вместе жить.

— Как так — нельзя? — не унимается Медведь. — Первенцы у матерей завсегда первые любимчики, над ними они больше всего трясутся!

— Трясутся, да не все! — отвечает Крысёнок. — Мама моя, старая Водяная крыса, за лето три раза крысят приносила. Две дюжины нас уже. Если всем вместе жить, то ни места, ни еды не хватит. Хочешь не хочешь, а расселяйся. Вот как, Медведушко!

Почесал Медведь щёку, посмотрел на Зайца сердито:

— Оторвал ты меня, Заяц, без толку от серьёзного дела! Всполошил по-пустому. Всё в лесу идёт как тому и положено: старые старятся, молодые растут. Осень, косой, не за горами, самое время возмужания и расселения. И быть по сему!

Источник: http://stranakids.ru/lesnye-skazki-2-nikolaj-sladkov/2/

Сказки для малышей про зверей :: Читать книги онлайн

1

© Бианки В. В., насл., 2016

© Михалков С. В., насл., 2016

© Сладков Н. И., насл., 2016

© Состав., оформление. ООО Издательство «Родничок», 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

* * *

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна – столовая, другая – спальня.

Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой – Михайлы Иваныча, другой поменьше – Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой, – Мишуткин.

Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул – на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась – так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу.

Там стояли три кровати: одна большая – Михайлы Иванычева, другая средняя – Настасьи Петровнина, а третья маленькая – Мишенькина. Девочка легла в большую – ей было слишком просторно; легла в среднюю – было слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

– КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

– КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

– КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКИ И ВСЁ ВЫХЛЕБАЛ?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

– КТО СИДЕЛ НА МОЁМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

– КТО СИДЕЛ НА МОЁМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

– КТО СИДЕЛ НА МОЁМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи прошли в другую горницу.

– КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЁ? – заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

– КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЁ? – зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

– КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

– Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.

Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленёхонькую смородину, а курочка и говорит ему:

– Не ешь, Петя, обожди, пока смородина поспеет!

Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрёл.

– Ох, – кричит петушок, – беда моя! Больно, сестрица, больно!..

Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник – и прошло.

Выздоровел петушок и пошёл в поле; бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:

– Не пей, Петя, обожди, пока простынешь!

Не послушался петушок, напился холодной воды, и тут же стала бить его лихорадка; насилу домой курочка довела.

Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели. Выздоровел он к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось Пете на коньках покататься, а курочка и говорит ему:

– Ох, обожди, Петя, дай реке совсем замёрзнуть; теперь ещё лёд очень тонок, утонешь.

Не послушался петушок сестры; покатился по льду, лёд проломился, и петушок – бултых в воду! Только петушка и видели.

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:

– Давай, брат Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое.

Источник: http://rubook.org/book.php?book=361046&page=7

Рассказы Николая Сладкова

Николай Сладков, москвич по рождению, всю свою жизнь прожил в Ленинграде. Но вёл не оседлый образ жизни, а командировочный. Его страстью была фотоохота. Да и профессия топографа, полученная им ещё до Великой Отечественной войны, позволяла много путешествовать.

Маршруты Сладкова пролегали по знойным пустыням Средней Азии, по ледникам, бурным водам океанов, приходилось подниматься в заоблачные выси гор − словом, быть первооткрывателем, чутким ко всему новому, неизведанному.

Природа — это не только богатства. Не только «солнце, воздух и вода». Не только «белое, чёрное и мягкое золото». Природа нас кормит, поит и одевает, но она ещё нас радует и удивляет. Каждый из нас восхищается красотой природы родного края.

Москвич расскажет вам о золотых сентябрьских лесах, петербуржец — об июньских белых ночах, а житель Якутска — о седых январских морозах! А вот алтаец расскажет вам о майском разноцветье.

Николай Сладков бывал и на Алтае! Он заметил, каким разным может быть в этих краях один только весенний месяц май.

А сколько ещё чудес таится в других местах!.. Например, в лесу и поле совсем не нужны обычные часы, здесь выручают птицы, которые живут по своему времени и редко когда ошибаются. Вместе с писателем легко замечаешь красивейшие вещи. Даже лесная просека покажется распахнутой книгой: иди и смотри по сторонам. В тысячу раз интересней идти, чем по обычной дороге!

Только свернёшь — сразу почувствуешь паутинные нити, похожие на ловчие сети и свитые сита. И когда только пауки успели? Взошло солнце и осветило росную паутину бисером. Вот и заблестели ожерелья, бусы и подвески. Так вот какая она, паутина, на самом-то деле!

Пока любушься бисером росы на паутинках, собираешь в кузовок опёнки, неожиданно понимаешь, что сбился с пути. Только многократное «ау!» может спасти от бессмысленных плутаний, только ответный отзвук выведет на знакомую лесную тропку.

Когда идёшь, много всего подмечаешь. Рассказы Сладкова так и начинаются: «Вот иду я по…» Можно идти по лесной полянке, по болоту, по полю, по лугу, по берегу моря и вместе с писателем замечать то, что не увидел обычный человек, узнавать потрясающе интересные факты. Иной раз поддаёшься восторгу рассказчика и улыбаешься какому-нибудь особенно точному сравнению или выводу.

Хочется побывать в тех местах, о которых писатель так замечательно рассказывает. Перелистываешь одну миниатюру за другой, как сказки детства. Всё кажется знакомым, и близким, и родным: зайчишка-трусишка, кукушка-одиночка, сладкоголосый соловей и певунья иволга. Сказочные истории Николая Сладкова повсюду: над головой, по сторонам, под ногами. Задержись только взглядом!

Николай Сладков

Синий май

Куда ни посмотришь — везде голубое и синее! И безоблачное голубое небо. А по склонам позеленевших гор словно кто-то разбросал синие куртинки* сон-травы. Мохнатые цветы походят на больших желтобрюхих шмелей с синими крыльями-лепестками.

Кажется, только тронь — и загудит синий рой! А на щебнистых голых склонах словно расстелили синее-синее покрывало, чтобы прикрыть обнажённую землю. Синее покрывало выткано из мириадов цветов-огуречников. На Алтае огуречниками их называют за огуречный запах.

Цветы изогнули стебельки-шейки и склонили головки, похожие на синие колокольчики. И даже кажется, что на ветру они тихо-тихо позванивают, рождая мелодию синего мая.

Куртинки* — (устар.) цветочная полянка.

Красный май

В середине мая на солнцепёках начинают цвести пионы, у нас их марьиным корнем зовут. А до того, как зацвести, среди ажурных и разлапистых листьев наливаются их зелёные кулачки-бутоны.

Как драгоценный камень, зажатый в кулачке, подняла его тоненькая рука стебелька от земли к солнцу. И сегодня зелёные ладошки дружно раскрылись. И вспыхнуло красное пламя цветка!

Один за другим раскрываются бутоны, и на горных склонах разгораются красные искры. Вспыхивают и тлеют, пока не подожгут красным пламенем все склоны гор. Пришёл красный май!

Белый май

Травы поднялись до колена. И только теперь зацвела таволга и черёмуха. За один-два дня их тёмные ветви надевают белый наряд и кусты становятся похожими на невест. А издали черёмуховые перелески напоминают пену прибоя неспокойного зелёного моря.

Погожим днём, когда нагретый воздух насыщен ароматом цветущих трав, приятно отдохнуть под черёмухами, гудящими от насекомых. На белых гроздьях копошатся шмели, цветочные мушки, бабочки и жуки. Нагрузившись пыльцой и напившись нектара, они ввинчиваются в воздух и разлетаются.

С белых черёмух сыплются лепестки. Падают на широкие листья чемериц*, белят траву и землю.

Однажды утром, на исходе мая, глянул я из окна и ахнул: деревья побелели, дорога белая, в воздухе снежок мельтешит! Неужели зима вернулась? На улицу вышел — всё понял.

С побелевших тополей летели белые воздушные «снежинки» тополиного пуха. Кружится на ветру белая метелица! Не меньше удивился я, проходя мимо россыпи одуванчиков.

Вчера на их стебельках жёлтыми канарейками сидели цветы, а сегодня на их месте нахохлились белые пушистые «цыплята».

Бело под ногами, по сторонам, над головой… Белый май!

Чемерица* — многолетняя луговая трава с толстым корневищем и метёлками цветов.

Серебристый май

До горизонта раскинулась приалтайская ковыльная степь. Играют под солнцем шелковистые ковыли, и степь в мае походит на серебристое облако, опустившееся на землю. Искрится степь, будто с солнцем перемигивается.

Дохнул ветерок, заколыхалась, поплыла она, расплёскивая солнечный свет. Текут серебристые волны ковылей. Один за другим из них взлетают жаворонки и звенят, словно серебряные колокольчики.

Так и кажется, что каждый жаворонок славит серебристый май.

Читайте также:  Сочинение: описание картины и. е. репина "стрекоза"

Пёстрый май

На вершины алтайских гор весна приходит в конце мая. С каждым днём снег отступает всё выше и выше в горы, — становятся они тёмно-белыми — пёстрыми. Посмотришь — глаза разбегаются: тёмное — белое, белое — тёмное! Как шахматная доска! А тут ещё у подножия зацвели дружно рябчики.

Их пёстрые головки поднялись на тонких стебельках, всюду выглядывают из травы. Бубенчики у них коричневатые, словно лепестки потемнели от загара. На лепестках светлые клеточки и пятнышки. Глянешь на цветы — и тоже в глазах рябит, всё равно что от шахматной доски. Недаром эти хрупкие цветы ботаники «рябчиками шахматными» называют.

Пёстрые горы и пёстрые цветы пёстрого алтайского мая!

А что за пора на Алтае, когда зацветут купальницы! Куда ни глянешь — повсюду купальницы. Тьма-тьмущая их на лугах, на полянах, на болотах. В оранжевых кольцах горные снежники. Посмотришь на цветы — и кажется, что один ярче другого. Недаром их у нас огоньками ещё называют. Огоньками горят они среди сочной зелени майского луга.

Однажды на оранжевой от цветущих купальниц поляне я заметил чисто-белый цветок. Всё необычное привлекает внимание. Потому и этот цветок я заметил издали. Жемчужина на золотом лугу! Со всеми предосторожностями выкопали белую купальницу и посадили на селекционном участке в Алтайском ботаническом саду.

Много раз бывал я в лесу и, каждый раз любуясь пестротой цветущего луга, пытался я снова найти белую купальницу — и не нашёл. Уж очень это большая редкость. Но будем надеяться, что цветок приживётся в саду и их станет много.    

Вот такой у нас на Алтае май: разноцветный, как радуга! А у вас?

Птичьи часы

Не золотые, не серебряные, не ручные, не карманные, не солнечные, не песочные, а… птичьи. В лесу, оказывается, и такие есть — и чуть ли не на каждом дереве! Вроде наших часов с кукушкой.

Только там ещё часы с зарянкой, часы с зябликом, часы с дроздом…

Птицы в лесу, оказывается, начинают петь не когда кому вздумается, а когда положено.

Ну-ка, сколько сейчас не на моих серебряных, а на лесных птичьих? И не посмотрим, а послушаем!

Бекас сверху зажужжал — значит, уже три часа. Вальдшнеп протянул, похрюкивая и повизгивая, — начало четвёртого. А вот и кукушка закуковала — солнце скоро взойдёт.

А заработают часы утренние, и станет их не только слышно, но и видно. Певчий дрозд сидит на маковке ёлки, высвистывает — около четырёх. Теньковка поёт и крутится на осине — начало пятого. Зяблик прогремел на сосне — скоро пять.

Ни заводить, ни чинить, ни проверять эти часы не надо. Водонепроницаемые и удароустойчивые. Правда, бывает привирают, но какие часы не спешат или не отстают?! Зато всегда при себе, не забудешь, не потеряешь. Часы с перепелиным боем, с кукованием кукушки, с трелями соловья, со звоном овсянки, с колокольчиком жаворонка — лугового юлы. На любой вкус и слух!

Просека

Лесная дорога виляет, петляет, болота обходит, выбирает, где легче и суше. А просека лес напрямую сечёт: раз — и напополам!

Словно распахнули книгу. Встал лес по сторонам, как нечитаные страницы. Иди и читай.

Идти по запущенной просеке в сто раз труднее, чем по набитой дороге, но и в тысячу раз интересней!

То замшелые, хмурые ельники по сторонам, то весёлые, светлые сосняки. Ольховые заросли, зыбкие моховые болота. Ветровалы и буреломы, сухостоины и валежины. А то и деревья, опалённые молниями.

С дороги и половины этого не увидишь!

А встреча с чуткими обитателями леса, которых пугают наезженные дороги!

Шарканье чьих-то крыльев в зарослях, топот чьих-то ног. Вдруг шевельнётся трава, вдруг качнётся ветка. И ушки у тебя на макушке, и глаза настороже.

Нечитаная полуоткрытая книга: слова, фразы, строчки. Находки на все буквы азбуки. Запятые, точки, многоточия и тире. Что ни шаг, то знаки вопросительные и восклицательные. Прямо в ногах путаются.

Шагаешь по просеке — и глаза разбегаются!

Паутина

Утро выдалось холодное, росистое — и заблестела везде паутина! На траве, на кустах, на ёлочках… Везде паутинные нити, шары, гамачки и ловчие сети. Сита, что не руками свиты. И когда только пауки успели?

А пауки и не торопились. Паутина и раньше везде висела, но была невидимой. А роса усыпала паутину бисером и выставила напоказ. Вспыхнул подлесок ожерельями, бусами, подвесками, монистами…

Так вот какая она, паутина, на самом-то деле! А мы-то всегда лицо с досадой вытирали, когда по нему тянулось что-то невидимое и липкое. А это оказались созвездия, полыхающие в тёмной лесной вселенной.

Млечные лесные пути, галактики, лесные кометы, метеориты и астероиды. Новые и сверхновые звёзды. Вдруг явленное невидимое царство лесных пауков.

Вселенная восьминогих и восьмиглазых! А вокруг — их сияющие антенны, локаторы и радары.

Вот сидит один, мохнатый и восьминогий, перебирает лапами беззвучные паутинные струны, настраивая неслышную для наших ушей паутинную музыку. И смотрит во все восемь глаз на то, чего мы не видим.

Но высушит солнце росу, и диковинный мир лесных пауков снова бесследно исчезнет — до следующей росы. И снова станем с досадой вытирать лицо, когда по нему протянется что-то невидимое и липкое. Как напоминание о паучьей лесной вселенной.

Опёнки

Опёнки, понятно, растут на пнях. И, бывает, до того густо, что под ними и пня не видно. Словно пень осенними листьями с головой засыпало. А потом они ожили и проросли. И стоят нарядные пни-букеты.

С маленькой корзинкой опёнки не собирают. Собирать так уж собирать! Опёнки можно брать охапками, как говорится, граблями сгребать или косой косить. И на жарево, и на соленье хватит, ещё и на сушку останется.

Просто их собирать, да не просто до дому донести. Для опят непременно нужна корзина. Натолкаешь в рюкзак или в мешки целлофановые — и принесёшь домой не грибы, а грибную кашу. И тогда всё это месиво — на помойку.

Можно второпях вместо настоящих опят наломать ложных. Этим и из корзинки место лишь на помойку: ни на жарево, ни на варево не годятся.

Конечно, и настоящим опятам далеко до грибов белых и красных. Но если неурожай — так и опёнкам рад. Правда, если и урожай — всё равно рад. Что ни пень в лесу — то букет осенний! И мимо всё равно не пройдёшь, остановишься. Если и не собрать, так хоть посмотреть, полюбоваться.

Грибной хоровод

Грибник не берёт мухоморы, но мухоморам рад: пошли мухоморы — пойдут и белые! Да и глаз мухоморы радуют, хоть несъедобные и ядовитые. Стоит иной, подбоченясь, на белой ножке в кружевных панталончиках, в красном клоунском колпаке, — не хочешь, а залюбуешься. Ну а набредёшь на хоровод мухоморный — впору остолбенеть! Дюжина молодцев встали в круг и приготовились к танцу.

Было поверье: мухоморным кольцом отмечен круг, в котором по ночам пляшут ведьмы. Так и называли кольцо грибов — «ведьмин круг». И хоть теперь никто в ведьм не верит, нет в лесу никаких ведьм, но посмотреть на «ведьмин круг» всё равно интересно…

Ведьмин круг и без ведьм хорош: грибы приготовились к танцу! Дюжина молодцов в красных шапках встали в круг, раз-два! — разомкнулись, три-четыре! — приготовились. Сейчас — пять-шесть! — кто-то хлопнет в ладоши и закружится хоровод. Всё быстрей и быстрей, пёстрой праздничной каруселью.

Замелькают белые ножки, зашуршат лежалые листья.

Стоишь и ждёшь.

И мухоморы стоят и ждут. Ждут, когда ты наконец догадаешься и уйдёшь. Чтобы без помех и чужого глаза начать водить хоровод, притопывая белыми ножками, размахивая красными шапками. Как в старину…

АУ

Потерялся в лесу — кричи «ау!». Пока не откликнутся. Можно, конечно, и по-другому кричать: «И-го-го-го!», например, или: «А-я-яя!». Но громче всего разносится по лесу «ау!». Ты «ау!», и в ответ тебе с разных сторон: «Ау!», «ау!».

Или эхо…

Это уже тревожно, если откликается только эхо. Это значит, что ты потерялся. И перекликаешься сам с собой. Ну-ка быстрее соображай, в какой стороне дом, а то ведь может и закружить…

Идёшь, идёшь, всё прямо и прямо, а глядь — опять то же место! Вот приметный пенёк, на котором сидел недавно. Как же так? Ясно помнишь, что прямо от пенька пошёл, никуда не сворачивал, — как же этот пень снова на твоём пути оказался? Вот и фантик от кислой конфетки…

Кружит!

Раз за разом ты уходишь от приметного места, и кажется тебе, что прямиком к дому идёшь, как по линеечке. Идешь, идёшь, всё прямо и прямо, а пень приметный опять у тебя на пути! И тот же фантик. И никак тебе от них не уйти, притягивают они, как магнит. И ничего не понять, и жуть уже шевелится под рубахой.

Давно тебе уже не до ягод и не до грибов. В смятенье и страхе кричишь «ау!», а в ответ снова и снова одно далёкое эхо…

Холодея, смотришь ты на место, которое не хочет тебя отпустить. На вид ничего особенного — обычные пеньки и колоды, кусты и деревья, сухостоины и валежины, но тебе уже кажется, что и сосны тут какие-то насторожённые, и ёлки уж больно хмурые, и осины о чём-то пугливо перешёптываются. И обдаст тебя холодом до пупырышек.

И вдруг далёкое, на самом краешке слуха, но такое желанное и радостное: «Ау-у-у!»

«Ау-у! Ау-у!» — кричишь ты в ответ, срывая голос, и, не разбирая дороги, летишь на далёкий зов, разбрасывая руками ветки.

Вот опять «ау!», уже слышнее чуть, и ты хватаешься за него, как утопающий за соломинку.

Ближе, слышнее, и ты уже не бежишь, а просто быстро идёшь, облегчённо и шумно переводя дыхание, стряхивая лесное наваждение: ты спасён!  

А друзей встречаешь уже как ни в чём не бывало: ну отстал, поплутал немного — велика беда! И снова общий смех, шутки, розыгрыши. Похвальба, кто что нашёл, кто больше собрал. Но внутри у тебя ещё всё дрожит, и холодок шевелится под рубахой. На глазах всё те же хмурые сосны и ели, что не хотели тебя отпускать.

И с этого дня лесное «ау!» навсегда остаётся с тобой. И это уже не просто крик ради шума и баловства, а зов о спасении.

Ты никогда уже не станешь кричать «ау» просто так, лишь бы спугнуть лесную тишь, а будешь бросать его в насторожённую тишину, как бросают спасательный круг в тёмную волу.

И надолго запомнишь тот первый день, когда ты в отчаянии метался и кричал потерянно, срывая голос. А в ответ слышал только эхо да равнодушный гул древесных вершин.

Песенка крыльев

Лес растворился в сумраке и поплыл. Исчез и цвет: всё стало серым и тусклым. Кусты и деревья сгустками тьмы шевелились в вязкой тягучей мути. Съеживались, то вдруг растягивались, возникали и исчезали. Вечер сменяла ночь.

Пора густых сумерек и теней, пора ночных лесных происшествий.

Кончились задумчивые вечерние песни: отсвистели на еловых маковках певчие дрозды, глазастенькие зарянки давно рассыпали по сучкам свои звонкие стёклышки.

Стою по колено в болотной жиже. Спиной привалился к ёлке; она чуть шевелится, дышит… Глаза я закрыл, они сейчас ни к чему, сейчас нужны только уши.

Загугукал ночной сыч. Самого не видно. Перелетает в темноте с дерева на дерево сычиный крик: у-гу-гу-гу! Я поворачиваю за летающим криком ухо. Вот рядом совсем заугугукал: разглядел, наверное, меня жёлтыми глазищами и удивился.

Долго куковала в темноте и ночная кукушка; далёкое эхо за болотом ей отвечало.

Люблю слушать ночь. Тишина, а всё что-нибудь да услышишь. Мышь пошуршит в сухих листьях. Утиные крылья просвистят в вышине. Суматошно вдруг закричат журавли на далёком болоте, словно их кто напугал. Солидно, не торопясь пролетит вальдшнеп: хорр, хорр — басом, цвирк, цвирк — тоненьким голоском.

Источник: http://ruslita.ru/chto-pochitat/13-glavnaya/371-rasskazy-nikolaya-sladkova

Ссылка на основную публикацию