Читать книгу «Кладовая солнца. Рассказы о природе» онлайн — Михаил Пришвин — Страница 1 — MyBook
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!
После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.
Перепелку самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.
Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.
Вася Веселкин
Когда снег весной сбежал в реку (мы живем на Москве-реке), на темную горячую землю везде в селе вышли белые куры.
– Вставай, Жулька! – приказал я.
И она подошла ко мне, моя любимая молодая собака, белый сеттер в частых черных пятнышках.
Я пристегнул карабинчиком к ошейнику длинный поводок, намотанный на катушку, и начал Жульку учить охоте (натаскивать) сначала по курам. Учение это состоит в том, чтобы собака стояла и смотрела на кур, но не пыталась бы курицу схватить.
Вот мы и пользуемся этой потяжкой собаки для того, чтобы она указывала место, где спряталась дичь, и не совалась за нею вперед, а стояла. Такое поведение собаки называется у охотников стойкой: собака стоит, а он сам стреляет или накрывает сеткой дичь.
Непонятная сила, влекущая собаку к курице, у охотников называется потяжкой. Только не надо думать, что собаку тянет желание полакомиться курицей или какой-нибудь другой птицей. Нет, ее тянет страстное желание остановить в самом движении все живое, все способное двигаться, бежать, плыть, летать.
Вот так и вышли на черную горячую землю белые куры, и Жульку к ним потянуло. Медленно приближаясь, Жулька остановилась перед одной курицей в двух или трех метрах.
Когда же она так сделала стойку, я перестал отпускать поводок и крепко зажал его в руке.
Постояв некоторое время, Жулька сунулась, чтобы схватить курицу, и та с криком взлетела, а я так сильно дернул за поводок, что Жулька опрокинулась на спину.
Так сурово, для острастки, я поступил только раз.
– Лежать! – крикнул я в следующий раз, когда она опять сунулась.
И она, приученная к “лежать!” еще зимой в комнате, легла.
И пошло так у нас изо дня в день, и в какую-то одну неделю я натаскал Жульку отлично по курам. Свободно пуская собаку, я иду по деревне, она делает стойку по курице и одним глазом глядит на нее, а другим следит за мной: как только я начну выходить из ее поля зрения, она бросает курицу и бежит ко мне.
Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет. Мы живем на берегу Москвы-реки, повыше Рублевского водохранилища, обеспечивающего Москву-столицу питьевой водой. Чтобы не загрязнять воду, у нас в деревне запрещено держать водоплавающую птицу. И я, хорошо натаскав Жульку по курам, совсем упустил из виду, что в селе на другой стороне реки один хозяин держит гусей.
Вот и не могу сейчас сказать, по какому это праву он их держит и почему никто не вступится за чистоту московской питьевой воды.
Думаю, скорее всего, люди в колхозе были очень заняты, им было не до гусей, да и гусиный хозяин, может быть, неплохой был человек, ни с кем не ссорился – вот и терпели гусей до поры до времени.
Я и сам совсем забыл об этих гусях и спокойно шел, пуская Жульку свободно бегать перед собою справа налево и обратно, слева направо.
Ничего худого не подозревая, мы вышли в конце деревни в прогон к реке. Небольшой холмик разделял нас от реки, и по нему кверху поднималась по травке белая тропка – след больших и маленьких человеческих ног, босых и обутых. Жулька пустилась вверх по этой тропе. На мгновенье она показалась мне вся вверху на фоне голубого неба.
У нее была поза именно такая напряженная, как бывает у собаки на стойке. Не успел я ей крикнуть свое обычное “лежать!”, как она вдруг сорвалась и бросилась со всех ног вниз по другой, невидимой мне, стороне холма.
Вскоре потом послышался всплеск воды и вслед за тем крик, шум, хлопанье по воде крыльев такое, будто бабы на помосте вальком лупили белье.
Я бежал наверх и вслед за ударами сердца своего повторял про себя:
“Ая-яй! Ая-яй! Ая-яй!”
Это потому я так испугался, что очень много в своей жизни страдал. Задерет собака какую-нибудь животину, и ничем не откупишься: так изругают, так осрамят, что весь сморщишься, как сушеный гриб.
Добежав до вершины холма, я увидал зрелище, потрясающее для учителя легавой собаки: Жулька плавала по воде, делая попытки схватить того или другого гуся. Смятение было ужасающее: гусиное гоготанье, хлопанье крыльев, пух гусиный, летающий в воздухе.
Звук моего свистка и крики были совершенно бессильны: настигнув одного гуся, Жулька пускала из него пух, а гусь, подстегнутый щипком, набирал силу и, помогая себе крыльями, частью водой, частью по воздуху уклонялся от второго щипка. Тогда Жулька повертывалась к другому гусю, пускала пух из него…
Пух, как снег, летел над рекой.
Ужасно было, что в разлив воды еще невозможно было сделать обычные мостки через реку, и я не мог приблизиться хоть сколько-нибудь к месту действия: все происходило на самой середине широко разлившейся Москвы-реки.
Всех гусей было восемь. Я не только успел всех сосчитать, но положение каждого гуся представлял себе, как представляет полководец положение всех частей его войска.
У меня вся надежда была на гусей – что какой-нибудь гусак, раздраженный наконец, озлится и сам попробует Жульку щипнуть.
Она такая трусиха! Если бы хоть один гусь сделал такую попытку! Жулька бы немедленно пустилась ко мне под защиту от клюва храброго гуся…
И вот, казалось мне, один гусак как будто и догадался, и, наверно, все бы кончилось хорошо. Но в этот момент выбежал из кустов Витька с ружьем, сын хозяина гусей, и прицелился в плавающую голову Жульки…
Сердце у меня оборвалось. Но почему я не крикнул, не остановил мальчишку? Мне кажется теперь, как будто все было во сне, что от ужаса я онемел. На самом же деле, конечно, я бы крикнул, если бы только было мгновенье для крика. Все произошло так скоро, что крикнуть я не успел.
Грянул выстрел.
Я успел все-таки увидеть, что чья-то рука из кустов толкнула Витьку в плечо и дробь хлестнула по воде далеко от места побоища.
Витька хотел стрелять из второго ствола, но голос из кустов остановил его:
– Что ты делаешь? Собака законно гонит гусей: тут водоохранная зона; не собака, а гуси тут незаконные. Ты, дурак, своего отца подведешь!
Тут, конечно, и у меня язык развязался, да и Жулька опомнилась от выстрела, услыхала мой зов, поплыла к моему берегу.
Конечно, я тут не растерялся до того, чтобы открыть Жульке свою радость спасения. Напротив, я ждал ее на берегу мрачный и говорил ей своим видом, как я умею разговаривать с собаками.
– Плыви, плыви, – говорил я, – ты мне ответишь за гусиный пух!
Выйдя на берег, она, по собачьему обыкновению, хотела укрыть свое смущение посредством делового встряхивания, фырканья, катанья своего по песку. Но как она ни старалась, гусиный пух с ее носа и рта не слетал.
– Ты мне ответишь за гусиный пух! – повторил я. Наконец и ей надоело притворяться, обернулась ко мне, и я прочитал по ее виду:
– Что же делать, хозяин, я уж такая…
– Нет, матушка, – отвечал я, – ты не должна быть такая.
– Что же делать? – спросила она и сделала шаг в мою сторону.
– Что делать? – сказал я. – Иди-ка, иди ко мне на расправу.
Нет, этого она боится. Она ложится на брюхо, вытягивает на песке далеко от себя вперед лапы, кладет на них голову, большими человеческими глазами глядит на меня.
– Прости меня, хозяин! – говорит она глазами.
– Пух у тебя на носу! – говорю я. – Отвечай за пух!
– Я больше не буду! – говорит она глазами с выступающими на белки красными от напряжения и раскаяния жилками.
– Ладно! – говорю я таким голосом, что она меня понимает и несется ко мне.
Так все хорошо кончилось, но одно я в радости своей упустил. Я не успел рассмотреть, кто же это был спаситель Жульки. Когда я вернулся домой и захотел приступить к своим обычным занятиям, мысль о неизвестном не давала мне работать. Любовь моя к охоте, к природе, к собаке не могла оставаться во мне теперь без благодарности спасителю моей прекрасной собаки…
Так я отложил свои занятия и пошел к учителю в школу, за несколько километров от нас. По маленькой руке, толкнувшей Витьку в плечо, по голосу я знал, что это был мальчик. По рассудительному окрику я знал, что мальчик, наверно, учился в школе.
Рассказав все учителю, я попросил его найти мне мальчика, спасителя Жульки, обещал, что подарю ему любимую мою книгу “Всадник без головы” в хорошем издании. Учитель обещал мне найти мальчика, и после того я уехал надолго учить Жульку в болотах.
Приближалось время охоты, когда, выучив Жульку, я вернулся домой и в первый же день направился к учителю.
Оказалось, найти спасителя Жульки не так-то легко. Но только несомненно, что он был среди школьников.
– Он сделал хорошее дело, – сказал я, – мы ищем, чтобы поблагодарить его, почему же он не хочет открыться?
– В том-то и дело, – ответил учитель, – ему не хочется выхваляться тем, что самому ничего не стоило. Он стыдится, и это стыд здоровый: каждый должен был так поступить.
– Но не все же такие мальчики; нам нужно непременно найти его, нам нужен пример для других.
– Это правда! – ответил учитель.
И, подумав немного, сказал:
– Мне пришла в голову мысль. Мы найдем! Скажите, сколько было гусей?
– Их было восемь, – ответил я.
– Так помните: восемь, – сказал учитель, – и напишите рассказ об этом случае, напишите правдиво и подчеркните в нем, что было не сколько-нибудь, а именно восемь гусей.
Замысел свой учитель от меня скрыл. Я и не стал допытываться, скоро написал рассказ, и в одно воскресенье мы с учителем устроили чтение в школе веселых рассказов разных авторов. Так дошло и до чтения моего правдивого рассказа о собаке Жульке и о гусях. Нарочно для правдивости я и Жульку привел в школу, показывал, как она по слову “лежать!” ложится, как делает стойку.
Веселье началось особенное, когда я читал про гусиный пух и что я, как полководец, держал в уме поведение каждого гуся.
– А сколько их всех было? – спросил меня в это время учитель.
– Восемь гусей, Иван Семеныч!
– Нет, – сказал учитель, – их было пятнадцать.
– Восемь! – повторил я. – Утверждаю: их было восемь.
– И я утверждаю, – резко сказал Иван Семеныч, – их было именно пятнадцать, и могу доказать: хотите, пойдем сейчас к хозяину и сосчитаем: их у него пятнадцать.
Во время этого спора чье-то нежное, стыдливое сердце сжималось от боли за правду, и это сердце было на стороне автора рассказа о гусях и собаке. Какой-то мой слушатель, мой читатель будущий, мой сторонник горел за правду у себя на скамеечке.
– Утверждаю, – сказал учитель, – гусей были пятнадцать.
– Неправда! – закричал мой друг. – Гусей было восемь!
Так мой друг поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный, с глазами, гневно устремленными на учителя.
Это и был Вася Веселкин, стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды.
– Ну, спасибо тебе, мой друг, – сказал я и подарил спасителю моей Жульки любимую в детстве книгу “Всадник без головы”.
Источник: https://MyBook.ru/author/mihail-prishvin/kladovaya-solnca-rasskazy-o-prirode/read/
Конспект урока по «Чтению и развитию речи» Тема: «М. Пришвин «Моя Родина». (Из воспоминаний детства)»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
I.Организационный этап
Цель: п
а) Разминка речевого
аппарата.
Цель:формирование навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, четкой артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.
Метод: словесный
Прием: дикционная разминка
Форма: фронтальная
Здравствуйте, ребята!
-Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья.Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
-Садитесь, пожалуйста.
-С чего мы начинаем урок чтения?
Работа над скороговоркой (слайд1)
Оттопотакопыт
Пыль по полю летит.
– Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.
Ответы учащихся:
Да!
С разминки речевого аппарата.
Дети произносят скороговорку в разном темпе.
II. Проверка домашнего задания.
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить уровень знаний учащихся, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Метод: словесный, стимулирование
Прием: поэтическая минутка, чтение наизусть.
Дома вы должны были выучить наизусть стихотворение М. Ножкина «Я люблю тебя, Россия» и нарисовать, как вы представляете свою Родину.
О чем это стихотворение? Кто желает рассказать стихотворение?
(Учитель оценивает ответы учащихся)
Это стихотворение о Родине-России.
Учащиеся читают стих наизусть.
III. Целеполагание и мотивация
Цель: подготовка к основному этапу занятия
Метод: проблемный, словесный, наглядный
Прием: подводящий диалог, прензентация творческих работ (рисунков) учащихся
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей необъятной Родине. На чем бы вы хотели путешествовать? А я предлагаю вам путешествовать пешком, для того, чтобы лучше рассмотреть просторы нашей Родины и ее красоту.
1 станция «Знайка»
Как вы понимаете слово Родина?
Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. (Прикрепляю на доску лексическое значение слова). Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.
Предположите тему нашего урока?
– Люди, каких профессий умеют передавать красоту родного края? С помощью чего им это удаётся? Правильно!
Родина – это наш край, место, где ты родился и вырос, это русская природа
«Родина – это отечество, родная сторона, место рождения»
Мы будем говорить о Родине.
Художники – передают красоту Родины с помощью красок, поэты – стихов, композиторы – музыки.
IV. Основной этап.
Цель: ввести в круг чтения обучающихся новое произведение М.М. Пришвина, р«Моя Родина».
Метод: проблемный, словесно-наглядный
Прием: рассказ, применение ИКТ (презентация)
-Многие поэты и писатели, так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Мы побываем в гостях у удивительного человека, страстно любящего природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.
-Вам о чём- то говорит фамилия Пришвин?
Тема нашего урока: знакомство с произведением Михаила Михайловича Пришвина « Моя Родина».
– Прочитайте название и автора произведения, с которым мы познакомимся сегодня.
(Открыть на доске название произведения и портрет писателя)
Знаком ли вам писатель М.М. Пришвин?
– О чём он писал?
– Что мы можем предположить, прочитав название и фамилию автора?
– Как вы думаете, Пришвин придумал это произведение?
– Докажите.
Знакомство с автобиографией М. Пришвина (презентация)
-М.М. Пришвин родился 4 февраля в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме.
Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.
Много путешествовал с экспедициями учёных – языковедов, изучая фольклор народов Севера.
-К писательскому творчеству пришел уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году. Однако лишь в 1925 г. вышла его первая детская книжка “Матрёшка в картошке”. Затем увидели свет и другие произведения: “Ярик”, “Ёж”, “Лисичкин хлеб”, “Кладовая солнца”
Свободные высказывания учащихся.
Чтение детьми имени, отчества и фамилии писателя на доске, запись в тетради.
Читает ученик: М.М. Пришвин “Моя Родина” (Из воспоминаний детства)
О природе
Это произведение будет о Родине, о природе родного края.
(Из воспоминаний)
а) Первичное восприятие рассказа.
Цель:
Метод: словесно-наглядный, проблемный
Прием: чтение текста учителем.
Форма: фронтальная
-Следующий этап нашего путешествия – это рассказ писателя «Моя Родина». Со станции «Авторская» мы переходим на станцию «Воспоминания».
-Внимательно прослушайте рассказ и ответьте на вопрос?
-От чьего имени ведется рассказ.
Рассказ ведется от имени автора.
б) Словарная работа.
Цель:
Метод: словесно-наглядный
Прием: объяснение
– Обратим внимание на некоторые выражения и попробуем их объяснить.
Кладовая – это место где хранят запасы.
По мнению Пришвина природа и есть та кладовая, которая хранит сокровища жизни, то, что так необходимо человеку для жизни.
Сокровища- 1) драгоценность, дорогая вещь. 2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом. 3) ценности духовной и материальной культуры. (слайд)
Учащиеся записывают словарные слова в тетрадь.
в) Аналитическое чтение.
Цель:
Релаксация.
Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.
Метод: воображение
Прием: упражнение на воображение
Форма: фронтальная
Физкультминутка
Цель:
Читая и анализируя рассказ, мы с вами составим кластер «Что такое Родина для
М.М. Пришвина?» Следующая станция
« Родина М.М. Пришвина»
1 абзац. – Чтение про себя
– О каком детском воспоминании рассказывает автор?
– Что ему особенно запомнилось?
– Какие слова передают чувства писателя?
– Как их надо читать?
– С кем связано это воспоминание писателя?
– Какое ключевое слово выберем из этого абзаца:
Составление кластера «Что такое Родина для М.М. Пришвина»
– это (табличка на доске)
2 абзац.-Чтение по цепочке
– Как понимаете выражение «Решило мою жизнь в хорошую сторону?»
– Как надо читать?
– Что не мог уже проспать М.М.?
– это
3 абзац.- Чтение вслух (хорошо читающий ученик)
-Автор не называет точного времени подъёма, а как ему удалось так точно передать значение слова рано?
– Ключевое слово этого абзаца:
– это
– Ребята, закройте глаза. Мы отправляемся в это раннее утро в лес и прислушаемся к звукам пробуждающейся природы. Представьте себе, каким делом занято всё живое в природе.
4 абзац -Чтение про себя
– Читаем дальше
– Какую важную мысль высказывает М.М. в этом отрывке?
– это
5-6 абзацы. – Чтение по цепочке.
– Читаем дальше.
– Почему в конце предложения автор ставит троеточие?
– Ребята, как вы поняли, в чём смысл такой особой охоты?
– это
-Снова мы в лесу.
7, 8 абзацы – Жужжащее чтение
– Как понимаете слова «кладовая солнца», «сокровища жизни»?
К кому обращается автор с призывом? Почему? – это
9,10 абзацы – Чтение за учителем (за лидером)
Учитель читает текст на слайде
– Каким чувством пронизаны эти слова?
Как автор говорит обо всём живом?
– это
Подведем итог по составлению кластера:
Родина М.М. Пришвина – это
Ответы детей:
Необыкновенно вкусное,
прекрасным
Слюбовью, с мамой.
Появилась хорошая привычка
Бодро, жизнерадостно.
Восход солнца.
«Когда весь животный и растительный мир пробуждается».
Если бы люди вставали рано, то были бы здоровы, радостны и счастливы.
Он заинтересовал нас, но не объяснил значения слова «охота» в его понимании.
На такой охоте он не убивал животных, а искал интересное – это и были его находки.
Солнце даёт жизнь всему живому, всей природе, где хранятся богатства, а сокровища жизни – это всё живое на Земле.
Только от нас зависит будущее природы и планеты.
С любовью.
V. Закрепление понимания прочитанного
Цель:
деление текста на части.
Форма: фронтальная
а) Деление текста на части.
Цель:закрепление умения деления текста
На стр.6 вам дан план рассказа. Прочитайте пункты плана.
Сколько частей содержит рассказ?
Как озаглавлена первая часть рассказа?
О каком угощении говориться в первой части?
Какими словами заканчивается первая часть?
Как озаглавлена вторая часть?
В чём заключалась охота писателя? Зачитайте. Что это за находки?
Где заканчивается втора часть рассказа?
Как озаглавлен третий пункт плана?
К кому же обращается писатель?
Что значит «кладовая солнца»?
Где заканчивается третья часть рассказа?
К чему призывает Пришвин в 4 части рассказа?
Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?
Как можно озаглавить 4 часть?
– Рассказ М.М. Пришвина заканчивается словами. Прочитаем их ещё раз все вместе:
Охранять природу – значит охранять Родину.
Как вы понимаете смысл этих строк?
Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
– Ребята! Любите и берегите нашу Родину!
Учащиеся читают пункты плана.
Четыре части.
« Утреннее угощение»
Мать рано утром угощала Пришвина чаем с молоком.
« … радости, жизни и счастья!»
« Необыкновенная охота».«Моя охота была тогда и теперь – в находках».Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел.
« …тропы бесчисленные»
« Обращение к друзьям природы»
Писатель обращается к детям, которые читают его книги.
Так образно Пришвин называет природу.
«… их надо открывать и показывать»
Пришвин призывает охранять Родину.
«Охранять природу – значит охранять Родину».Четвертую часть можно озаглавить словами из текста: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Ответы детей.
VI. Подведение итогов урока.
Цель: д
Метод: стимулирование и мотивация
Вот и закончилось наше путешествие.
– Всё ли вам было понятно на уроке?
Что вам запомнилось?
Какую пользу для себя вы получили от этого урока?
Оценки.
Ответы детей.
Задание на дом.
Цель: закрепление знаний, полученных на уроке, реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Метод: словесный
Прием: инструктаж
Форма: фронтальная
Задание дается дифференцированно. Прочитать текст. Пересказать текст от первого лица по плану: 1 часть – Квашнина
С., Кочетков Ж.; 2 часть – Бакаев А.; 3-4 часть – Капленкова А.; 1-4 части – Чебалкин Д.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Рефлексия
Цель:
Форма: индивидуальная
Ребята, выберите картинку и прикрепите на магнитную доску свой «кусочек» Родины. Вот видите, каждый из вас внес свой вклад в сохранение и преумножение нашей общей Родины. Вы хотели бы жить в этом месте?
Спасибо за работу! Урок окончен.
Дети выбирают и прикрепляют по одной картинки на магнитную доску, получается картина Родины.
Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=105114
Михаил Пришвин – Моя родина
Здесь можно купить “Михаил Пришвин – Моя родина” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая детская литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание “Моя родина” читать бесплатно онлайн.
Пришвин Михаил
Моя родина
Михаил Пришвин
Моя родина
(Из воспоминаний детства)
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!
После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.
Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.
Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит
Конец ознакомительного отрывка
ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!
СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!
Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ
Книги похожие на “Моя родина” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям
Отзывы читателей о книге “Моя родина”, комментарии и мнения людей о произведении.
Источник: https://www.libfox.ru/44436-mihail-prishvin-moya-rodina.html