Природа в творчестве а. с. пушкина

Тема природы в лирике Пушкина

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Тема природы в лирике Пушкина

  Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.     Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее.

Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.     Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.

    Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:     Теперь моя пора: я не люблю весны;     Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;     Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…     Ох, лето красное! любил бы я тебя,     Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

    Ты все душевные способности губя,     Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…     Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно.

Ему близка прелесть увядания русской природы:     Унылая пора! Очей очарованье!     Приятна мне твоя прощальная краса –     Люблю я пышное природы увяданье,     В багрец и в золото одетые леса…     Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…».

Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.     Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского.

Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.     Стихотворение очень просто по своим образам и настроению.

Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…».     Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни.

Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.     Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.

    Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Тема природы в лирике Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/download/coid/00623861214462795779

Проект «ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА»

акие же это были цветы, о которых вспоминал Пушкин? В какой-то мере на этот вопрос удалось получить ответ. Еще в конце 40-х, стало известно, что в словацком местечке Бродзяны после второй мировой войны были обнаружены архивные материалы, принадлежавшие свояченице Пушкина, сестре его жены, Александре Николаевне (Александрине). Она долго жила в семье поэта, оставаясь незамужней.

Ей было уже за 40, когда она стала женой овдовевшего австрийского дипломата, барона Густава фон Фризенгофа, который увез ее в Австрию, в свое имение Бродзяны. Там она родила дочь и прожила до конца своих дней.ля каждого из растений указаны дата сбора и собиратель. Определение растений: I — вереск (Calluna vulgaris), II — плаун (Lycopodium clavatum).

Над веткой вереска слева надпись: «Jardin de Mikhailofski» (сад Михайловского).ак определил ботаник, профессор А.К.Скворцов, на этих листах кроме широко распространенных и в наши дни диких растений — вереска, полевого хвоща, тысячелистника, пижмы, плауна и купыря — имеются листья и цветы культурных сложноцветных — космоса, кореопсиса, гайлярдии, а также петунии.

Теперь мы получили хотя и не исчерпывающие, но зато вполне достоверные представления о том, какие цветы росли в Михайловском, Тригорском и других усадьбах Псковской губернии во времена Пушкина. Такие же могли быть и при жизни поэта в его любимом «темном саду».

оэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото.

Это любовное восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени. Недаром французский писатель Проспер Мериме отметил, что «поэзия расцветает у Пушкина из самой трезвой прозы».

[5] ж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

ействительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений.

В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Произведения одной «болдинской осени» могли бы увековечить имя поэта.
Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.

тояла долго на дворе,оэт не перестает восхищаться красотой русской зимы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по правду считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

уря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Источник: https://infourok.ru/proekt-priroda-v-tvorchestve-aspushkina-870771.html

Природа в поэзии Пушкина — сочинение по творчеству А

Пушкин — все сочинения

Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С.

Пушкин открывает нам неповторимую прелесть родной природы, заставляет увидеть и глубоко почувствовать ее, так как от этого во многом зависит нравственный облик человека.

Читая великолепные стихи поэта, мы окунаемся в необычайный мир пушкинской лирики: совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты Кавказом, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика…

Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей своей пленительной красоте. У Пушкина все времена года прекрасны, но все-таки любимой порой у него была осень. В ней поэта особенно трогает картина увядания природы, исполненная грусти.

К лучшим произведениям Александра Сергеевича об осени относится одноименное стихотворение «Осень», в котором он наиболее ярко и полно выразил свое отношение ко всем временам года. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно.

Нельзя не улыбнуться, когда читаешь строки, посвященные лету:

* Ох, лето красное! любил бы я тебя, * Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. * Мы видим, что поэт не любит лето. Но и весна ему не по нраву: * …я не люблю весны; * Скучна мне оттепель; еонь, гтрязъ — весной * я болен; * Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

* Суровою зимой я более доволен, * Люблю ее снега; в присутствии луны * Как легкий бег саней с подругой быстр * и волен… * И несмотря на то, что весна всегда считалась самой прекрасной порой, все же Пушкину ближе осень: * И с каждой осенью я расцветаю вновь; * Здоровью моему полезен русский холод; * К привычкам бытия вновь чувствую любовь: * Чредой слетает сон, чредой находит голод; * Легко и радостно играет в сердце кровь, * Желания кипят — я снова счастлив, молод… * Поэт сравнивает это время года с нелюбимым ребенком в семье или с обреченной на смерть чахоточной девушкой: * Играет на лице еще багровый цвет. * Она жива еще сегодня, завтра нет. * Мы видим, что только осень способна пробудить в Пушкине поэтическое вдохновение, породить в его богатом творческом воображении рифмы, образы, звуки, мечты: * И мысли в голове волнуются в отваге, * И рифмы легкие навстречу им бегут, * И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

* Минута — и стихи свободно потекут.

Картины зимней природы с удивительным мастерством рисует поэт в стихотворении «Зимний вечер».

Пушкин передает нам особый уют теплого дома, и ощущение душевного комфорта еще больше усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства — няне Арине Родионовне: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Читая эти строки, невольно представляешь чудесный вечер — тихий и спокойный, несмотря на то, что за окном бушует вьюга; камин, в котором теплится огонь, а также как бы слышишь строки любимых сказок и песен, слетающие с уст дорогого сердцу человека. Но природа неповторима в своей изменчивости. Следы вчерашней непогоды исчезают с наступлением утра (стихотворение «Зимнее утро»):

* Под голубыми небесами * Великолепными коврами, * Блестя на солнце, снег лежит, * Прозрачный лес один чернеет, * И ель сквозь иней зеленеет,

* И речка подо льдом блестит.

Пушкин также не забывает и о прелести морозной ночи. Это видно из следующих строк: Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи; Как шитый полог, синий свод Пестреет частыми звездами. Но все же ни одно из времен года не очаровывало так Пушкина, как осень. Поэт подчеркивает богатство и многообразие ее красок в период увядания, которые при этом кажутся еще более прекраснее:

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… В стихах Пушкина о природе замечаешь не только особенности восприятия красоты и оттенки вкусов поэта, но также и проявление таких нравственных качеств, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Доказательством этому может служить стихотворение «Деревня», в котором перед читателем предстает неяркая, но пленительная картина природы средней полосы России. Этот прелестный сельский пейзаж вызывает чувство любви к родной земле и к тем, кто на этой земле живет и трудится:

* Я твой — люблю сей темный сад * С его прохладой и цветами, * Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

* Где светлые ручьи в кустарниках шумят…

Вся эта ТИПИЧНО русская красота и спокойствие «пустынного уголка» изменяют лирического героя, заставляя его отрешиться от суетного мира. В произведении звучит горячий призыв к свободе. Ведь свобода — самое ценное, чем может обладать человек.

Итак, мы видим, что природа у А. С. Пушкина — это волшебный мир, наполненный чарующими звуками, но кроме этого, еще и могучая стихия жизни, которая пробуждает в человеке самые лучшие качества — патриотизм, свободолюбие, милосердие, мудрость. Когда-то Федор Михайлович Достоевский сказал: «Красота спасет мир».

В нашей современной действительности, в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не пасть духом не скатиться в пропасть бытовых неурядиц не замкнуться в самом себе.

Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земны: радостей. В природе есть свое волшебстве своя чарующая прелесть, которая лечит джигу, приобщая ее ко всей Вселенной.

Читайте также:  Календарь природы: лето, июнь

Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новые миры. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов.

Они могли в неброской, внешне неяркой русской природе находить смысл; природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. К своей родной природе надо относиться патриотично, то есть беречь ее.

Пушкин в своих отступлениях в «Евгении Онегине» дает чудесные описания природы. И вообще его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении. Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где он с изумительным мастерством рисует картины природы.

По мнению многих, литература — это слепок с жизни, но слепок тонкий, очень близкий реальности. Много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания. Поэтические страницы изображения природы в «Евгении Онегине» просто великолепны.

Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови!

Это только один пример, а их много. В. Г. Белинский очень точно заметил, что Пушкин остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. И эта богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе красоту.

Похожие сочинения

Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком. смотреть целиком

То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам. В. Сологуб Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного. смотреть целиком

Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными. смотреть целиком

А.С. Пушкин — -великий поэт и писатель первой половины 19 века. Он очень много задумывался о судьбе русского народа, о положении в стране, стремившись как бы разобраться самому в исторических событиях, происходящих в России и стать их участником. Он. смотреть целиком

Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени. А Вяземский Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа. смотреть целиком

Передовая идеология складывалась под влиянием уроков русской и западноевропейской истории конца XVIII — начала XIX в. и под воздействием идей французских просветителей XVIII в. Их влияние на русское дворянское общество имело двоякое и прямо противоположное. смотреть целиком

Для меня А. С. Пушкин — самый любимый поэт. Пушкинская эпоха уходит от нас все дальше и дальше, но Пушкин от нас не отдаляется, наоборот, с годами он становится нам ближе. Творчество Пушкина многогранно. В своих произведениях он размышлял на философские. смотреть целиком

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/723-priroda-v-poezii-pushkina-sochinenie-po-tvorchestvu-a

Сочинение на тему «Природа в лирике А.С. Пушкина»

Разносторонность творческого дарования А. Пушкина была одной из отличительных особенностей его как писателя. Поэт выступает и как лирик, и как прозаик, и как драматург.

Его поэмы и роман «Евгений Онегин» пронизаны лиризмом. Свои мысли, раздумья о жизни, передачу чувств и настроений поэт высказал в лирике.

Тематика его лирики разнообразна: тема вольности и протеста в лирике, стихи о дружбе, лирика природы.

Стихотворения, в которых поэт с любовью рисует родную природу, занимают видное место. Пушкин любил природу, воспринимал ее не только глазом художника, но и сердцем любящего патриота. Еще с детских лет он полюбил ее, она прочно срослась с его сердцем, когда поэт проводил лето в Захарове.

Позже эта любовь нашла свое отражение в поэзии, в поэмах, романе «Евгений Онегин». Реалистически изображать природу автор начал не сразу. Вначале его стихи носили романтический характер. Таково стихотворение «К морю». А. Пушкин находился в юной ссылке. Перед отъездом из Одессы он написал это стихотворение вчерне, которое закончил в начале октября 1824 года.

Судьба поэта-изгнанника и судьбы народов сочетаются у него с изображением моря. Поэту море представлялось живым воплощением свободной и мятежной стихии, гордой красоты и мощи. Эти качества привлекали поэта. По мнению А. С.

Пушкина этими качествами обладали Байрон и Наполеон, которые были властителями дум тогдашнего молодого поколения. Поэт не говорит о своем отношении к Наполеону, но в ранних стихотворениях он характеризовал его как тирана, презирающего человечество и свободу.

В Байроне его привлекают свободолюбие, гениальность, дух борца, но он одинок в этом мире.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Тема одиночества звучит в стихотворении, как и протест против порабощения народов. Автор видит, что на пути к свободе стоят тираны. Этим стихотворением Пушкин прощался не только с морем, но и с романтизмом в лирике.

Поэт переходит к реалистическому творчеству, а в связи с этим меняется характер изображения природы. Здесь он рисует милую его сердцу красоту полей, лесов, долин. Среди них стихотворения: «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча» и другие.

В них все просто, предельно реалистически и народно.

Высокой художественной культурой отличается лирика А. Пушкина. Основными отличительными чертами поэзии являются меткость слова, свежесть, точность, простота, сжатость в выражении мыслей и чувств. Высокую гуманность, свободолюбие, жизнерадостность, призыв к служению Родине ценим мы в поэте.

Источник: http://sochinyalka.ru/2013/12/priroda-v-lirike-pushkina.html

Лучший певец русской природы (природа в творчестве а. с. пушкина)

Когда-то Федор Михайлович Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. В нашей современной действительности, в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не пасть духом не скатиться в пропасть бытовых неурядиц не замкнуться в самом себе.

Но где искать красоту? Где ее найти? Одна из дорог в этих поисках ведет к природе А в полном восприятии природы нам помогают наши великие поэты, и прежде всего А. С. Пушкин.

Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земны: радостей. В природе есть свое волшебстве своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее ко всей Вселенной.

Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новые миры.

Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов. Они могли в неброской, внешне неяркой русской природе находить смысл; природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. К своей родной природе надо относиться патриотично, то есть беречь ее.

Пушкин в своих отступлениях в “Евгении Онегине” дает чудесные описания природы. И вообще его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении.Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где он с изумительным мастерством рисует картины природы.

По мнению многих, литература – это слепок с жизни, но слепок тонкий, очень близкий реальности. Много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания.

Поэтические страницы изображения природы в “Евгении Онегине” просто великолепны.

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

Это только один пример, а их много. В. Г. Белинский очень точно заметил, что Пушкин остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. И эта богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе красоту.

Милые сердцу картины родной природы, нарисованные Пушкиным, не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство.

Пушкин очень любил осень. Он писал: “Из всех времен я рад лишь ей одной”. Тем не менее чудесны его зарисовки в стихах посвященные зиме: “Зимний вечер”, “Зимнее утро”, “Зимняя дорога”…

В этих зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. А стихи Пушкина “Кто знает край, где небо блещет…”, “На холмах Грузии” стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой.

Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы, картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине.

Можно беззаветно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными высокими пальмами и голубыми морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не столь близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним.

Стихотворение “И вновь я посетил…” очень личное. В нем можно найти одиночество хмурого леса, трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни… Настроение стихотворения перекликается с настроением самого поэта.

В стихотворениях “Туча”, “Осень” та же тема безысходности. Недаром Пушкин любит это время умирания природы: “Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей”. Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом.

Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свою символику, свой смысл. В стихотворении “На холмах Грузии” поэт передает свое настроение через пейзаж.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Если бы не было этих холмов Грузии и этой Арагвы, стихотворение прозвучало бы совершенно иначе, не было бы адресной направленности. Поэт вспоминает прошлую любовь, и это воспоминание будит в его сердце новое чувство, потому что “не любить оно не может”.

В стихотворении “Деревня” на фоне поэтических картин природы показана изнурительная рабская жизнь крепостных крестьян:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина М. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит “больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звезд или в молчании пустыни”. В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта, – ее подлинная человечность.

“Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа; это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.

Читайте также:  Эссе на тему: "искусство в жизни человека"

В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”.

Эти хорошо известные слова Гоголя хочется еще раз повторить, ибо в них сказано главное о национальном своеобразии Пушкина, о богатстве и силе его поэтического языка, о высоком нравственном содержании его поэзии.

Пушкин больше чем поэт. Он историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Пушкин был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, особенно связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями? И почему понятие Родины сразу же и прежде всего вызывает в воображении картины родной природы?

Обратитесь с этими вопросами к А. С. Пушкину, и вы получите мудрый поэтический ответ.

(No Ratings Yet)
Loading…

Лучший певец русской природы (природа в творчестве а. с. пушкина)

Источник: https://goldsoch.info/luchshij-pevec-russkoj-prirody-priroda-v-tvorchestve-a-s-pushkina/

Русская природа в лирике А. С. Пушкина

1. Волшебная сила природы.2. Красота осени в описаниях поэта.3. Русская зима.4. Значение природы в лирике А. С. Пушкина.

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят…Удивительная красота русской природы стала темой лирики не одного поэта. Величие заснеженных просторов и искрящийся бликами весенний ручей, золотые пожары осени и тонкий, робкий весенний росток — все это описывалось множество раз как в стихотворной, так и в прозаической формах. Именно природа способна дать человеку долгожданный покой, подарить ему ощущение свободы и счастья, либо, наоборот, разволновать, растревожить, заставить чаще биться сердце в предчувствии неотвратимой беды. Однако для того чтобы тонко прочувствовать природу, а потом ее блистательно описать, необходимо быть истинным, талантливым поэтом, пропустить через себя эмоции, связать их с пейзажем, переплести красивым русским слогом… Мало кому удавалось так тонко, изящно, но вместе с тем ярко и выразительно описать красоты русских просторов, как А. С. Пушкину.Читая стихотворения Пушкина, мы проникаемся благоговением перед красотам родного края. Действительно, все: моря и горы, леса и реки, поля и деревни, приобретает особенную прелесть и красоту. Любое время года становится пленительным и прекрасным, когда мы глядим на него через призму восприятия поэта. Даже в обыденном — в небольшой деревушке или пыльной ленте дороги — находится что-то, что пленяет душу, заставляет задуматься о вечности красоты и сиюминутности земных проблем. Все времена года, все состояния природы прекрасны. Но особенно проникновенно поэт пишет об излюбленной поре — осени. В медленном увядании всего живого, в ярком огне осенней листвы находит певец вдохновение. Светлой грустью проникнуто одноименное стихотворение «Осень» (1833).Восприятие поэтом природы кажется нам непривычным и несколько нетрадиционным. Не мило ему самое теплое и приятное время года — лето:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
И весна певцу не по нраву:
Я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен…Несмотря на свежесть распускающейся листвы, на обновление и очищение всего живого, поэту ближе осенняя пора, пора медленного увядания и засыпания всего живого:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит, голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — и снова счастлив; молод…Часто поэт сравнивает эту пору с нелюбимым ребенком или больной чахоткой, обреченной на верную смерть девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.
Осень — одно из немногих состояний природы, способное пробудить дремлющее вдохновение, сделать перо легким, а мысли — чарующе точными:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие, навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.Зима также прекрасное время года для поэта. Прекрасное в любом проявлении, будь то свежее морозное утро, ненастный вечер или тихая зимняя ночь. Картина, описанная в стихотворении «Зимний вечер».

(1825), вызывает двойственные чувства: тревогу, вызванную расшалившейся непогодой, чувство успокоения и комфорта (все-таки непогода застала лирического героя дома), легкую печаль и светлую грусть, — эти эмоции приносят с собой воспоминания о няне Арине Родионовне, родном и близком для поэта человеке:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.Несмотря на то что описывается буйство природы, представляется тихий и спокойный вечер у огонька камина, возникает ощущение другого плана — читатель словно слышит отзвуки старинных песен и сказок, которые пожилая женщина рассказывала неугомонному ребенку такими вечерами. Однако изменчива русская природа. И следующее стихотворение — продолжение этого — являет нам иную картину, радостную и величественную («Зимнее утро»):

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.Морозная, свежая зимняя ночь также не обделена вниманием поэта:

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами…Любое время года, любое состояние природы прекрасно для автора и удивительно. Описывать все произведения, содержащие описание пейзажей не имеет смысла, да и незачем, гораздо приятнее просто их читать. Открывая для себя что-то новое.Поэт не просто описывал заинтересовавшие его картины. Часто описания носят важную цель — они являются богатейшими декорациями для романов и пьес, элегий и повестей. Природа предостерегает человека, путает его планы («Метель») или, напротив, становится иллюстрацией пасторально-трогательных отношений и событий («Барышня-крестьянка»). Но достигается этот необыкновенный эффект единения природы и человеческой души только тогда, когда описание оживает, становится действительно зримым и ощутимым для читателя.

Природа для певца — волшебный мир, напоенный звуками и красками, запахами и порывами ветра. Природа — могучая, несокрушимая сила, способная пробуждать в человеке сильные и положительные эмоции — патриотизм, свободолюбие, милосердие.

Она учит мудрости любого человека, способного прикоснуться к ней, проникнуться ее настроением и силой.

И тогда каждый кустик, каждое деревце станет прекрасным и единственным в своем роде, ведь это часть природы, а значит и малая частица каждого из нас.

Источник: http://lit-helper.com/p_Russkaya_priroda_v_lirike_A__S__Pushkina

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Русская природа встречается едва ли не в каждом стихотворении А.С. Пушкина. В произведениях поэта природа и природные явления выступают в разных ипостасях: то как фон, то как «действующее лицо», а то и как мерило пространства и времени.

В разные периоды творчества Пушкин по-разному описывал природу, отражая через нее свое внутренне состояние, но перечисленная «многофункциональность» оставалась неизменной.

В стихотворении «Зимний вечер» поэт использует описание зимней природы, чтобы передать атмосферу домашнего уюта и ощущение душевного комфорта.

В контрасте с зимней стужей («Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя,..») тепло домашнего очага  усиливает воспоминания о самом близком человеке далекого детства поэта — его няне Арине Родионовне.

Та же зимняя непогода в повести «Метель» является причиной всех последующих событий, по сути — действующим лицом. Не случись метели, Владимир спокойно доехал бы до церкви и обвенчался с Машей.

Из-за той же метели Маша обвенчалась с неким неизвестным шутником-путником, в свою очередь из-за непогоды сбившимся с дороги и впоследствии оказавшимся ее возлюбленным Бурминым.В стихотворении «К морю» водная стихия (море) также является действующим лицом — собеседником, к которому обращается поэт.

В этом произведении Пушкин использует море как олицетворение безграничной свободы, противопоставляя его социальным условностям и ограничениям («Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.»).

В поэме «Евгений Онегин» через описание времен года показывается течение времени. Вместо информативных, но эмоционально сухих фраз «прошел год», «через два месяца» и т.п.

, Пушкин использует описания природы, соответствующие временному отрезку.

Три сезона: лето, осень и зима, — отделяют сцену прощания Татьяны Лариной с малой родиной и отъезда в Москву от последующих событий и вот как представляет их Пушкин:

«Она, как с давними друзьями,С своими рощами, лугамиЕще беседовать спешит.Но лето быстрое летит.

Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна,Как жертва, пышно убрана…Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл — и вот самаИдет волшебница зима.»Здесь смена времен года отражает не только ход времени, но и говорит о том, что за этот период с героями поэмы происходили различные события, оставшиеся «за кадром», но оказавшие влияние на их внутреннее состояние.

Использование Пушкиным пейзажа для описания пространства можно проиллюстрировать фрагментами стихотворения «Зимняя дорога»:«Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.

»Эта пара строф дает читателю понимание того, путник уже не мало проехал, но впереди еще длинная дорога.

Для себя, например, я дорисовываю пушкинскую картину примерно так: заснеженная равнина с редкими околками, от горизонта до горизонта пересеченная ниткой зимника; слабо поблескивает снег в свете Луны, чуть затянутой морозной дымкой; неясная темная точка на линии дороги — тройка, практически застывшая на одном месте. Вся картина монотонна, как звук колокольчика.

..В заключение хотелось бы отметить, что меня больше всего поражает умение А.С. Пушкина кратко, точно и емко использовать описания природы для формирования атмосферы и передачи настроения. Приведу еще один пример — фрагмент из стихотворения «Осень»:Ох, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Всего четырьмя существительными («зной», «пыль», «комары», «мухи») А. С. Пушкин создает не только картину лета, но и передает свое отвращение к нему. И хоть я категорически не разделяю с поэтом такого отношения к летней поре, должен признать то, как мастерски он расставляет акценты (в этом примере — негативные) и, грубо говоря, вынуждает читателя прислушаться к его мнению.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/sochineniya-9-klass/168-priroda-v-tvorchestve-a-s-pushkina

Изображение природы в лирике А. С. Пушкина

Изображение природы в лирике А. С. Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Изображение природы занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Поэт открыл для читателей удивительные картины природы средней полосы России, южного края, красу морских стихий. Россия была частью жизни поэта. Он родился, вырос и оставался преданным ее природе всю жизнь.

В ранний период своего творчества Пушкин развивал традиции В. А. Жуковского в создании лирического пейзажа. Лирический герой стихотворений Пушкина- это человек, восхищающийся простором и красотой русской природы, глубоко чувствующий ее, сопереживающий ей, ищущий в природе спокойствия и отдохновения, видящий в природе источник вдохновения.

В 1819 году было написано стихотворение “Деревня”, в котором переданы картины мирной сельской природы:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада…

Описание природы дано в духе сентиментальной идиллии, в светлых спокойных тонах.

Для раннего творчества поэта характерно изображение природы в духе романтизма, где пейзаж соответствует душевному состоянию лирического героя. Так, первой “ночной” элегией Пушкина является “Погасло дневное светило”. Это стихотворение было написано в 1820 году во время поездки в Гурзуф. В нем находит отражение традиционный мотив романтизма — воспоминания о “туманной родине”,

Читайте также:  Рассказы о дружбе и добре для детей

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость…

Лирический герой мечтает о “волшебных краях”, куда стремится “с волненьем и тоскою”.

Выразительные эпитеты: “потерянная младость”, “минутные друзья” — усиливают мотив печали, сожаления и тоски, в то время как другие: “волшебные края”, “пределы дальны”, “обманчивые моря” — подчеркивают мысль о призрачной несбыточности “знакомой мечты”. Поэт точно передал движение человеческой души: “Душа кипит и замирает”. Частый повтор некоторых строк усиливает мотив вечности происходящего:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Образ стихии присутствует и в других романтических стихотворениях Пушкина. Расставание с морем, олицетворяющим свободу, тема элегии 1824 года “К морю”:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Обращаясь к морю, лирический герой обещает:

…не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Умение показать красоту окружающей природы, передать читателю ее очарование отличают стихотворения Пушкина, написанные в жанре пейзажной лирики, с позиций реализма.

Одним из них является стихотворение “Осень” (1833), написанное в жанре отрывка. В стихотворении изображены все времена года, но особое место поэт отводит осени — своему любимому времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В стихотворении изображен конкретный пейзаж средней полосы России. Поэт ощущает прилив творческих сил: “И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”. В стихотворении дается образное сравнение творческого процесса с дремлющим, неподвижным кораблем, который вдруг ожил и готовится к плаванию:

… — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Плывет. Куда ж нам плыть?

Лирический герой проводит мысль о том, что поэтическое вдохновение неподвластно человеку и его разуму, оно приходит само собой, источник его — неведомая сила.

Осенью был открыт Лицей, в котором учился поэт на протяжении шести лет. Поэтому с осенью у поэта тесно связано и чувство дружбы. Эта связь отражена в стихотворении “19 октября” 1825 года:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор…

Не только “багрец и золото” осенних лесов пленяли Пушкина, но и снега суровой зимы, ее веселые праздники:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега.

Зимним пейзажем любуется поэт и в стихотворении “Зимнее утро” (1829). Эпитеты: “день чудесный”, “прозрачный лес”, “веселый треск” -создают картину морозного солнечного утра. Разнообразие и богатство красок в описании зимней природы помогают увидеть глаголы: “лес чернеет”, “ель сквозь иней зеленеет”. Веселой тональностью проникнуто это стихотворение:

Мороз и солнце; день чудесный!

(…)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Совсем другим настроением проникнуто стихотворение “Зимний вечер” (1825):

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

“Ветхая лачужка” навевает печальные мысли о “бедной юности” поэта Единственным его другом в данной ситуации является “добрая подружка” няня Арина Родионовна. Природа в стихотворении олицетворена, она действует как живой человек.

Той же грустью проникнуто и стихотворение “Зимняя дорога”, написанное в 1826 году:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То раздолье удалое,

То сердечная тоска…

Ритм стиха соответствует равномерному бегу лошади по заснеженной равнине.

Картины природы часто наводят поэта на философские размышления о смысле жизни, о человеческом бытие; круговорот в природе наводит его на мысль о закономерности смены поколений людей. Все это нашло выражение в стихотворении “Вновь я посетил…

” (1835), написанном после посещения Михайловского, где он “провел изгнанником два года незаметных”. Поэт вспоминает умершую няню, “холм лесистый”, где когда-то сиживал “недвижим”. Прекрасная природа выступает контрастом убогой жизни людей.

Поэт обращает внимание на три сосны:

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко.

“Младая роща”, разросшаяся за десять прошедших лет, становится символом новых поколений, новой жизни. Слова поэта обращены к потомкам, которые достигнут большего, чем друзья-современники Пушкина, декабристы. Именно им суждено осуществить мечты о “вольности святой”.

Пейзаж гармонично сочетается с действительностью в лирике Пушкина. Это отмечал в своей критической статье В. Г. Белинский. По его словам, “поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры”.

Изображая природу, поэт шел от традиций классицизма к романтизму, на смену которому пришел реализм. В творчестве Пушкина присутствует как романтический, так и реалистический пейзажи, но все картины созданы настоящим мастером — живописцем.

Источник: https://botanim.ru/content/izobrazhenie-prirodyi-v-lirike-a-s-pushkina-132.html

Природа в лирике Пушкина

Природа традиционно занимает одно из важнейших мест в творчестве любого поэта. Каждый из них создает свой неповторимый мир, свой образ природы, который соответствует его переживаниям, чувствам, мыслям.

Проследить, как меняется образ природы в творчестве того или иного поэта, – это значит увидеть, как менялся он сам, что происходило с ним в течение жизни, какие новые представления у него появлялись, а что оставалось неизменным до конца.

Особенно это касается поэзии Пушкина – ведь его лирике присуще столь сильное биографическое начало, что все этапы творчества поэта непосредственно отражают кардинальные перемены в его жизни. И образ природы у Пушкина также меняется одновременно с изменением его внутреннего мира.

В раннем творчестве – в лицейский и петербургский периоды – Пушкин следовал в описании пейзажей различным традициям, идущим от классицизма, сентиментализма и романтизма. Тогда он еще не определил своей собственной позиции в отношении к природе.

Поэт и не стремился к этому в то время, ведь все основные разочарования, толкнувшие его на поиски своего места в мире, своей опоры, были еще впереди. Например, традиции классицизма четко прослеживаются в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» 1814 года.

Автор населяет мир природы божественными античными силами:

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной;

А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Миневры росской храм?

Сентиментальным традициям в изображении природы Пушкин следует, например, в стихотворении «Деревня» 1819 года. Пейзаж в нем достаточно условен и составляет единый образ «пустынного уголка», «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья»:

… люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

В этом стихотворении естественный и совершенный мир природы противопоставлен миру людей, не свободных от своих пороков и заблуждений:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,.. –

так говорит лирический герой, лишь на лоне природы обретающий себя.

В 1820 году Пушкин уезжает в Южную ссылку, где вдали от привычного мира и близких друзей переживает серьезный жизненный кризис. Одновременно поэт открывает для себя творчество Байрона, которое его поражает не только красотой художественных образов, но и тем, насколько романтическая поэзия оказывается созвучной переживаниям самого Пушкина.

В творчестве поэта начинается новый этап – романтический период, и экзотическая природа Кавказа во всей своей красе предстает в его лирике. Образы бурных потоков, неукротимого океана, острых горных хребтов и вольного ветра отразили внутреннее состояние Пушкина, природа – единственное, с чем он чувствует себя в гармонии.

Например, в стихотворении «Узник» лирический герой, оказавшись в заточении, рвется наружу, к свободной стихии:

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

А в стихотворении «Погасло дневное светило…» лирический герой просит угрюмый океан, по которому скользит корабль, отнести его к новым пределам, поручая себя его прихоти.

Этот же мотив неукротимости свободной стихии присутствует и в стихотворении «К морю», которое Пушкин начал писать, уже покидая юг. Поэт сожалеет о том, что не смог слиться с могучей природой, и прощаясь, клянется в верности морю:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

После приезда в Михайловское в 1824 году Пушкин погружается в деревенскую жизнь: его день наполнен простыми радостями, общением с соседями и любованием русской природой.

Здесь поэт проникается восхищением к ее простой красоте, которая состоит не в экзотических, неординарных пейзажах, а в милых, привычных, почти бытовых картинах будничной деревенской жизни.

Так изображает он русскую природу в стихотворении «19 октября» 1825 г. :

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

Пушкин находит красоту в, казалось бы, неприятном факте увядания природы, ему дорога она такой, какая есть.

Одновременно поэт стремится снять романтический ореол со многих событий в природе. Так, в стихотворении «Зимний вечер» 1825 года его лирический герой, несмотря на буйство стихии за окном, продолжает жить своей жизнью, буря не кажется зловещей или грозящей опасностью:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Пушкин любуется природой, наблюдает ее и ищет прелесть в каждой, пусть и неприглядной детали, передавая пейзаж как он есть, без приукрашивания. Без сомнения, такое изменение отношения к природе говорит и об изменениях во внутреннем мире поэта: он обрел покой, нашел свое место на тот период, и природа стала его опорой, ее красота вдохновляет его и дает ему силы жить.

В последующие годы, со второй половины 20-х годов до конца жизни поэта, пейзаж Пушкина не теряет своего реализма, но приобретает еще одну роль.

В этот период поэт часто соотносит мир природы с миром людей, а пейзаж становится средством выражения философии автора. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829 г.

лирический герой Пушкина сопоставляет человеческий век и век «природный»:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Так говорит он, но его это не удручает. Ведь таков закон жизни: один уходит, другой приходит на его место («мне время тлеть, тебе цвести»), а у «гробового входа», как и прежде, «младая будет жизнь играть / И равнодушная природа / Красою вечною сиять».

Особенно нужно отметить стихотворение «Осень» 1833 г., в котором Пушкин говорит о любимом времени года. «Унылая пора» нравится ему состоянием готовой угаснуть красоты, подобной чахоточной деве:

… На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева,

Улыбка на устах увянувших видна;

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Автор находит в осени нечто особенно близкое и дорогое ему:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…

«Прощальная краса» природы оказывается для поэта временем расцвета:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

Но главное – это взаимосвязь осенней поры с творческим вдохновением, о котором говорит Пушкин в конце стихотворения:

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Восприятие природы Пушкиным менялось вместе с его душевным миром.

У него поиски своего места, своей веры, опоры тесно переплетаются с художественными поисками, и гармоничный, философский взгляд на мир, к которому Пушкин пришел к концу жизни, подарил читателю открытие красоты и задушевности русской природы, а реалистический пейзаж стал новым этапом в развитии русской поэзии. И именно пушкинским традициям в изображении природы следовали многие будущие поэты и писатели.

Источник: http://school-essay.ru/priroda-v-lirike-pushkina.html

Ссылка на основную публикацию