Природа в стихах н. а. некрасова: анализ стихотворения “крестьянские дети”

Анализ стихотворения Некрасова Крестьянские дети



Разбор стихотворения Крестьянские дети.

Н. А. Некрасов уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи.

Мир, расписанный Некрасовым в стихотворении Крестьянские дети. полон света, тепла и доброты. Писатель любит, сознает и отлично понимает крестьянский быт. Уклад народа неизменно находится в согласии с природой, которую автор изображает заботливо и с любовью.

В произведении дети являются безгрешными душами, вынужденными мучиться и страдать от несовершенств общества, от «миропорядка», который установили взрослые. Но если их видить в непринужденной обстановке — это жизнерадостные, озорные, светлые души.

И поэт откровенно любуется ими.

В начале стихотворения пред нами предстает тихая и счастливая жизнь, которая может быть у поэта лишь в селе: он увлекается милым ему занятием (пишет стихи), кругом удивительная природа. Ему «живется легко».

Автору всегда хорошо с детьми: он не раз гулял с ними по лесу, собирая грибы, ягоды, орешки.

Позже он размышляет, что ожидает крестьянского ребенка в предстоящем. С раннего возраста труд, который поначалу может казаться простым и увлекательным: он наблюдает, как отец заботится о земле и ухаживает за ней, и та буд-то благодарит и дает плоды вложенного в нее труда.

Но имеется и иная сторона медали: очень тяжел бывает этот труд. Не сможет не пробудить сочувствия маленький шестилетний «мужичок», помогающий отцу в лесу.

Да, немало было печального в жизни крестьянских детей, но все-таки

это стихотворение Некрасова пронизано сердечной теплотой, пониманием и любовью.

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», сочинение

Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.

Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.

Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян.

В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом – это характерный для Некрасова прием.

Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.

Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными.

Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства.

Критики приписывают произведению автобиографичность – лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.

Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.

После изучения анализа стихотворения «Крестьянские дети» прочитайте также другие сочинения, связанные с Некрасовым:

Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»

Свои детские годы известный поэт Николай Некрасов провёл в семейном поместье. Рос он вместе с деревенскими детьми. Позже Некрасов вспоминал, что сельские ребята относились к нему как к себе равному. Для них он был не юным барином, а самым обыкновенным мальчиком, с которым можно было дружить, играть и спорить.

Эти годы были самыми счастливыми в жизни Некрасова. Тогда он был по-настоящему свободен и остался благодарен своим деревенским друзьям до конца своей жизни, за все прекрасные дни, которые они ему подарили.

Спустя годы, повзрослев и став независимым человеком, поэт часто посещал деревню в целях рыбалки или охоты. Однако каждый раз не мог решить себя приятности наблюдения за деревенской детворой, которую, он сам интересовал не меньше.

В результате его наблюдений в 1861 году была рождена и опубликована поэма «Крестьянские дети», где Некрасов, не скрывая своей искуренной зависти, во всей красе описывает жизнь деревенской детворы, которая, не осознавая всей тяжести будущей жизни, могла позволить себе жить так, как захочется.

Конечно, судьба этих детей уже предрешена, и они обречены на тяжёлый крестьянский труд до конца своей жизни, к которому их приучают с первых же лет жизни. Однако Некрасов показывает, и все прекрасное, чем обладают его герои. Он утверждает, что дети, выросшие в деревне, награждены особой мудростью и рассудительностью.

А также характеризует их как независимых и свободолюбивых людей.

В поэме «Крестьянские дети», состоящей из нескольких частей, рассказывается о различных ситуациях из сельской жизни, очевидцем которых оказался сам автор. Его не перестаёт удивлять то, что даже самые молодые из его персонажей являются сильными личностями, способными самостоятельно одолевать те или иные жизненные испытания и нести полную ответственность за свои поступки.

Однако дети остаются детьми, и автор, прекрасно это осознавая, инстинктивно пытается уберечь их от будущих жизненных трудностей, обращаясь к ним со следующими словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Он понимает, что спустя некоторое время их радостная и беззаботная жизнь подойдёт к концу, останется лишь воспоминания о счастливом детстве и видимость того, что было время, когда они сами располагались своей судьбой.

Природа в стихах Н. А. Некрасова: анализ стихотворения “Крестьянские дети”

Анализ стихотворения “Крестьянские дети”

Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков.

В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом.

И его тоже нужно добывать.

В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.

Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.

Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно.

Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Послушайте стихотворение Некрасова Крестьянские дети

Темы соседних сочинений

← Колыбельная↑ НекрасовКрестьянский грех →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasova/krestyanskie-deti

Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Некрасова

«Крестьянские дети» – одно из произведений Некрасова, которое можно назвать его визитной карточкой. Изучается оно в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Крестьянские дети» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Крестьянские дети.

История создания – произведение было создано в июле 1861 г., впервые было опубликовано на страницах журнала «Время» в том же 1861 г.

Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей.

В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога.

По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры – «глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».

Эпитеты – «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».

Сравнения – «смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги длинные словно, как жерди».

История создания произведения тесно связана с детством Н. Некрасова. Всем известно, что он вырос в имении отца-помещика. Барский сын не стыдился играть с крестьянскими детьми, наоборот, ему очень нравилось такое веселое общество. Николай Алексеевич принимал участие во всех забавах ребят, поэтому он так ярко описал их в поэме.

Будучи взрослым, поэт любил выезжать за город на рыбалку или на охоту. В начале июля 1861 г. в Грешново Николай Алексеевич написал «Крестьянских детей». Над произведением он работал около двух недель. Первая публикация датируется 1861 годом. Портрет лирического героя поэмы автобиографические. Поэт действительно носил в то время бороду.

В анализируемом произведении Некрасов развивает свою любимую тему: жизнь крестьян и их детей. Эта проблема была распространена в литературе его эпохи. Главную роль в поэме играют сборный образ детей и лирический герой. Крестьянское детство подается с точки зрения лирического героя.

Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является барином.<\p>

Начинается поэма коротким рассказом лирического героя о том, что он снова приехал в деревню, где охотится и сочиняет стихи. После охоты барин уснул в сарае, а когда проснулся, заметил, что в щели заглядывают детские глазки.

Мужчина не подал вида, что увидел ребят, прислушался к их шепоту.

Дети с интересом рассматривали мужчину, замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь дети знали: «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену.

Все для крестьянских детей было диковинкой. Дети побаивались мужчину, видимо, не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами.

Пошептавшись немного, дети поспешили удалиться, ведь заметили, что охотник проснулся.

После полилога подается монолог лирического героя о крестьянских детях. Он признается, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребята играют и помогают взрослым. Любое дело кажется этой публике забавой. Лирический герой вспоминает, как когда-то и сам играл с детьми крестьян. Ностальгическое настроение недолго умиляет его душу.

Вскоре мужчина начинает рассматривать «другую сторону медали». Он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжелый труд и бедную жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из жизни. Как-то раз лирический герой наблюдал, как 6-ти летний мальчик пилил с отцом дрова, ведь больше в их семье не было мужчин.

Заканчивается поэма оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, что умеет его пес. Дети с удовольствием наблюдают за этими «штуками», но к барину подойти все-таки не осмеливаются.

Главную мысль поэмы можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без наук их ожидает невеселая участь в будущем.

Композиция произведения оригинальная. Построено оно в форме монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям.

Вступление написано в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как дети наблюдают за уснувшим барином, размышление о позитивных сторонах судьбы крестьян, размышление о ее негативных проявлениях, концовка.

Монолог лирического героя разделен на строфы с разным количеством стихов.

Жанр произведения – поэма, ведь в нем есть сюжет и лирические отступы. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».

Дополняются картины эпитетами – ««звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса», сравнениями – «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай», гиперболами: «иступят пилу – не наточишь и в сутки».

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/krestyanskie-deti.html

Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

Лирический герой (сам автор) приехал в деревню на охоту, устал бродить по болоту и решил отдохнуть в сарае, где уснул. Разбудило его солнце и голоса деревенских детей, которые сквозь щелки разглядывали его,  с обворожительной, присущей только детям, непосредственностью и наивностью.

Эта сцена так зацепила автора, что следом за ней он начинает рассуждать о прелестях и тягостях их жизней.

С восхищением, обращается он к читателю, в надежде, что тот поймет его чувства, рассказывает о простых забавах и потехах их жизней.

Вспоминает, как они учили его премудростям, которые знали только крестьяне, когда он был юн и очень благодарен им, за то, что они не относились к нему как к молодому барину.

Читайте также:  Соня: характеристика и образ героини в романе л.н. толстого "война и мир"

В стихотворении чувствуется легкая зависть автора, как человека высшего сословья, за то, что крестьянские дети не имеют чина и не чувствуют его груза с самого детства, в отличие от барских, которых с детства учат наукам. Конечно, простой люд приучает своих детей трудится с самого малого возраста, но автору это кажется не самым тяжелым бременем.

Повзрослев, лирический герой не раз возвращается в те края, где его встречают уже новые дети. Он рассказывает им истории из своей жизни. Дети слушают о путешествиях затаив дыхание. Автор, в свою очередь, наблюдает за детворой.

Впоследствии эти наблюдения перерастают в поэму «Крестьянские дети».  Ее структура делится на несколько частей, согласно жизненным моментам, которые пережил автор. Удивляет то, с какой любовью и теплотой она написана. Ведь, казалось бы, человек высшего общества, барин, а восхищается жизнью и детьми обычного народа.

Тем Некрасов и удивителен, что высокое происхождение не помешало ему остаться человеком в самом лучшем смысле этого слова. Чувствуется, что он переживает за их будущее даже в этой поэме, предупреждая их, о том, чтобы ценили это время, потому как точно знает, что дальнейшая жизнь крестьянина тяжела и безрадостна.

Они не могут распоряжаться своей судьбой, как бы им того хотелось.

Н.А. Некрасов отличается своими демократическими взглядами, презрением к крепостному праву, жалостью и состраданием к крестьянам.

У произведения перекрестная рифма (мужская чередуется с женской) и необычная кольцевая композиция. Завершая его, он отсылает читателя обратно к сцене охоты, с которой и начинал повествование.

Автор намеренно употребляет противоположенные по эмоциональной окрашенности эпитеты (скудное поле / красное детство), чтобы подчеркнуть весь трагизм ситуации сложившейся в обществе и обреченность русского подневольного народа.

Н.А. Некрасов чувствует свою вину перед этими детьми за то, что когда они вырастут, он будет играть не рядом с ними, а управлять их судьбами и решать как им жить. За свое происхождение. За социальное не равенство. За крепостное право. Ему очень хочется, что – то изменить, но он не может ничего сделать.

Стихотворение оставляет чувство светлой грусти, после его прочтения. Хочется верить в лучше.

Анализ стихотворения Некрасова Крестьянские дети

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с того, что автор приехав в деревню, отправляется на охоту. Утомившись, он забрел к вечеру в сарай, чтобы отдохнуть. Он уснул. А пробудился только тогда, когда в щели сарая уже заглядывали лучи солнца. И, не только они. Несколько пар детских глаз смотрели на барина и перешептывались меж собой.

Автор прислушался к их разговору. Они обсуждали барин он, или же нет и с большим интересом рассматривали его ружье, золотую цепочку часов, большую собаку. Ребятишки, переговариваясь, опасались, что разбудят охотника.

А тот, между тем, проникается умилением от этой встречи. И тут начинаются рассуждения автора о детях простых крестьян. Он, как делается ясно из строк, их очень любил. А чад простых людей – особенно. Да и вообще, творчество Некрасова отличается большой внимательностью и состраданием к простому народу. И, естественно, не остались без него и дети простолюдин.

Сначала описывает автор лучшие стороны их детства. Он говорит о том, что они не знают неги, но и не обременены науками. Они растут вольно. Их характеры не сковывают рамки светских приличий, которым непременно должны следовать дворянские дети.

Он с большой любовью описывает то, как проводят свое время крестьянские ребятишки. Они, в большинстве своем, не знают страха. Они растут трудолюбивыми, видя плоды родительской деятельности.

В качестве примера приводит автор то, как ребенок наблюдает за работой в поле. Он видит, как его засевают.

На его глазах прорастают и наливаются колосья, которые позже превращаются, благодаря людскому труду, в хлеб.

Не боятся они и не только работы, которая является для них неотъемлемой частью их жизни. В них с малых лет воспитывается ответственность, забота о ближних.

А любопытству их предела нет. Автор рассказывает о том, как они с большим интересом слушают россказни прохожих и принимаются практически за всякое дело, к которому только их допустят.

Но, хоть и хорошо все это, но есть здесь и обратная сторона. Далеко не все эти ребятишки могут дожить до зрелого возраста. Ведь удел крестьян – тяжкий труд и множество тягот. Им приходится терпеть довольно многое.

Некрасов описывает одну свою встречу с шестилетним мальчуганом зимней порой. Он вел лошадь с возом, нагруженном дровами. Этот труд был тяжел для ребенка. Но, куда было ему деваться? У него большая семья. А из мужчин в ней только он, да отец.

И, вся ответственность лежит на них. Мальчик прекрасно понимает это. Причем, разговаривает он с автором  как вполне взрослый человек. И, это неудивительно. Ведь на его долю выпало немало забот, и он вынужден трудиться непосильно для его лет.

И, скорее всего, это довольно рано сгубит мальчугана.

В конце стихотворения автор, чтобы отвлечься от этих мрачных мыслей, возвращается к описанию той встречи, с которой начал это произведение. Ведь чтобы не ждало этих ребятишек, которые сейчас рассматривали его, на данный момент они были веселы. И автор постарался развлечь их еще.

В конце произведения начинается гроза и дети убегают. Гроза здесь – предвестник их нелегкого и сурового будущего, о котором, вероятно, думал автор, расставшись с этими маленькими сорванцами.

5, 6 класс по плану

  • Анализ стихотворения Пастернака Золотая осень 4 классСтихотворение было написано в 1956 году, Пастернак в то время уже был пожилым человеком. В момент написания произведения писателю было 66 лет и возможно это стихотворение описывает опыт самого писателя.
  • Анализ поэмы Лермонтова МцыриКаждый второй писатель XIX века обращался к теме Кавказа и его великолепной природы. Чарующая местная атмосфера не оставила равнодушным и Михаила Лермонтова. Можно сказать, что он был поражен местностью даже больше чем кто-либо.
  • Анализ стихотворения Пастернака Снег идетПрекрасное сочинение “Снег идёт” от автора Б.Л.Пастернака смело можно назвать одним из лучших, который вошел в его последний сборник но, к сожалению так и не попал в свет при жизни автора. Все стихотворения,
  • Анализ стихотворения Есенина У могилыС одной стороны прекрасное и в тоже время одно из немногих стихотворений C.А.Есенина под названием “У могилы”, которое оказалось в смысловом и художественном плане на взгляд большинства аналитиков того времени и нынешнего достаточно
  • Анализ стихотворения Бальмонта ФантазияК. Бальмонт – незаурядный лирик Серебряной эпохи. В многих его творениях властвуют не люди, а описательные фигуры и эмоции. Похожим образцом служить элегия «Фантазия». Элегию «Фантазия» Бальмонт издал в 1893 г. Лирик обрисовал

Источник: https://analiz-stihov.ru/nekrasov/krestyanskie-deti-5-6-klass

Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Николая Некрасова

Свое детство Николай Некрасов провел в родовом имении, где рос вместе с детьми крепостных крестьян.

Позже поэт вспоминал, что его друзья относились к нему не как к молодому барину, а как к обычному мальчишке, с которым можно ходить в лес за грибами, плавать в реке и устраивать кулачные бои.

Именно в этот период своей жизни будущий поэт был по-настоящему свободным и до конца жизни остался благодарен деревенским сорванцам за то, что они научили его различным крестьянским премудростям.

Став взрослым и самостоятельным человеком, Некрасов летом нередко отправлялся в деревню, чтобы поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. Впоследствии эти наблюдения оформились в поэму под названием «Крестьянские дети», опубликованную в 1861 году.

В этом произведении автор искренне завидует своим юным героям, которые пока еще не осознают своего низкого социального статуса и могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает. Конечно, буквально с первых лет жизни их приучают к тяжелому крестьянскому труду, и сельского мальчишку можно увидеть не только на пастбище, но и в поле.

Участь девочек также заранее предопределена, потому что с самого детства на их плечи ложатся многочисленные хозяйские хлопоты. Тем не менее, в поэме «Крестьянские дети» Некрасов показывает, что его герои растут свободолюбивыми и независимыми. Они обладают незаурядной смекалкой, наделены житейской мудростью и рассудительны не по годам.

«В их жизни так много поэзии слито, как дай бог балованным деткам твоим», — отмечает поэт.

Поэма «Крестьянские дети» состоит из нескольких частей и рассказывает о различных жизненных ситуациях, свидетелем которых был поэт.

В своем произведении он не перестает удивляться тому, что даже самые маленькие его герои являются гармоничными и сильными личностями, которые способны самостоятельно справляться с различными трудностями и отвечать за собственные поступки.

Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов отдает себе в этом отчет и невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано».

Автор понимает, что пройдет совсем немного времени, и беззаботная вольная жизнь сельских малышей закончится, оставив лишь в воспоминаниях ощущение счастья и иллюзию того, что они когда-то могли самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Анализы других стихотворений

Крестьянские дети

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши – живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко.

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи,

Летит и другая какая-то птица –

По тени узнал я ворону как раз;

Чу! шепот какой-то… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Все серые, карие, синие глазки –

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнаю всегда.

Я замер: коснулось души умиленье…

Чу! шепот опять!

>

Борода!

>

А барин, сказали!…

>

Потише вы, черти!

>

У бар бороды не бывает – усы.

>

А ноги-то длинные, словно как жерди.

>

А вона на шапке, гляди-тко – часы!

>

Ай, важная штука!

>

И цепь золотая…

>

Чай, дорого стоит?

>

Как солнце горит!

>

А вона собака – большая, большая!

Вода с языка-то бежит.

>

Ружье! погляди-тко: стволина двойная,

Замочки резные…

>

с испугом

Глядит!

>

Молчи, ничего! Постоим еще, Гриша!

>

Прибьет…

            —

Испугались шпионы мои

И кинулись прочь: человека заслыша,

Так стаей с мякины летят воробьи.

Затих я, прищурился – снова явились,

Глазенки мелькают в щели.

Что было со мною – всему подивились

И мой приговор изрекли:

«Такому-то гусю уж что за охота!

Лежал бы себе на печи!

И видно, не барин: как ехал с болота,

Так рядом с Гаврилой…» – «Услышит, молчи!»

          —

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как «низкого рода людей»,-

Я все-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай бог балованным деткам твоим.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»

Мы оба нагнулись, да разом и хвать

Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!

Савося хохочет: «Попался спроста!»

Зато мы потом их губили довольно

И клали рядком на перилы моста.

Должно быть, за подвиги славы мы ждали,

У нас же дорога большая была:

Рабочего звания люди сновали

По ней без числа.

Копатель канав вологжанин,

Лудильщик, портной, шерстобит,

А то в монастырь горожанин

Под праздник молиться катит.

Под наши густые, старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы

Про Киев, про турку, про чудных зверей.

Иной подгуляет, так только держится –

Начнет с Волочка, до Казани дойдет!

Чухну передразнит, мордву, черемиса,

И сказкой потешит, и притчу ввернет:

«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче

На господа бога во всём потрафлять:

У нас был Вавило, жил всех побогаче,

Да вздумал однажды на бога роптать,-

С тех пор захудал, разорился Вавило,

Нет меду со пчел, урожаю с земли,

И только в одном ему счастие было,

Что волосы шибко из носу росли…»

Рабочий расставит, разложит снаряды –

Рубанки, подпилки, долота, ножи:

«Гляди, чертенята!» А дети и рады,

Как пилишь, как лудишь – им всё покажи.

Прохожий заснет под свои прибаутки,

Ребята за дело – пилить и строгать!

Иступят пилу – не наточишь и в сутки!

Сломают бурав – и с испугу бежать.

Случалось, тут целые дни пролетали –

Что новый прохожий, то новый рассказ…

Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.

Вот из лесу вышли – навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пустынной

Что белых грибов на полянке лесной!

Река огласилась и смехом, и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра…

А солнце палит их полуденным зноем.

Домой, ребятишки! обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко

И видели волка… у, страшный какой!

Читайте также:  Промышленность и сельское хозяйство исландии

Ежу предлагают и мух, и козявок,

Корней молочко ему отдал свое –

Не пьет! отступились…

               Кто ловит пиявок

На лаве, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску,

А тот, подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

Сплела себе славный венок,-

Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый

Да изредка красный цветок.

Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.

Вот девочка ловит лукошком лошадку:

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рожденной

И в фартуке с поля домой принесенной,

Бояться смиренной лошадки своей?..

Грибная пора отойти не успела,

Гляди – уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

Испугана пеньем, ауканьем, смехом,

Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,

Зайчонок ли вскочит – содом, суматоха!

Вот старый глухарь с облинялым крылом

В кусту завозился… ну, бедному плохо!

Живого в деревню тащат с торжеством…

«Довольно,Ванюша! гулял ты немало,

Пора за работу, родной!»

Но даже и труд обернется сначала

К Ванюше нарядной своей стороной:

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно.

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»

Ванюша в деревню въезжает царем…

Однако же зависть в дворянском дитяти

Посеять нам было бы жаль.

Итак, обернуть мы обязаны кстати

Другой стороною медаль.

Положим, крестьянский ребенок свободно

Растет, не учась ничему,

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды…

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

«Здорово парнище!» – «Ступай себе мимо!»

-“Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?» – «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

«А что, у отца-то большая семья?»

-“Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

-“Так вот оно что! А как звать тебя?» – «Власом».

-“А кой тебе годик?» – «Шестой миновал…

Ну, мертвая!» – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь –

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой –

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

          —

Теперь нам пора возвращаться к началу.

Заметив, что стали ребята смелей,

«Эй, воры идут!- закричал я Фингалу.-

Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»

Фингалушка скорчил серьезную мину,

Под сено пожитки мои закопал,

С особым стараньем припрятал дичину,

У ног моих лег – и сердито рычал.

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

Командуют сами! «Фингалка, умри!»

-“Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!»

-“Смотри – умирает – смотри!»

Я сам наслаждался, валяясь на сене,

Их шумным весельем. Вдруг стало темно

В сарае: так быстро темнеет на сцене,

Когда разразиться грозе суждено.

И точно: удар прогремел над сараем,

В сарай полилась дождевая река,

Актер залился оглушительным лаем,

А зрители дали стречка!

Широкая дверь отперлась, заскрипела,

Ударилась в стену, опять заперлась.

Я выглянул: темная туча висела

Над нашим театром как раз.

Под крупным дождем ребятишки бежали

Босые к деревне своей…

Мы с верным Фингалом грозу переждали

И вышли искать дупелей.

1861

Источник: https://45parallel.net/analysis/nikolay_nekrasov/krestyanskie_deti.html

Крестьянские дети Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов писал о жизни крестьян много и просто. Не обошёл стороной и деревенских детей, писал для них и о них. Маленькие герои выступают в некрасовских произведениях, как вполне сложившиеся личности: смелые, любознательные, ловкие.

При этом они просты и открыты.Писатель хорошо знал жизнь крепостных: в любое время года тяжёлый труд с утра до вечера, барские разборки и наказания, притеснения и унижения. Беззаботное детство проходило очень быстро. Стихотворение «Крестьянские дети» особенное.

В этом произведении автор сумел отразить действительность и натуральность. Использовал один из своих любимых приёмов — перемещение во времени.

Для знакомства с ярким персонажем, маленьким Власом, писатель из летней поры переносит читателя в зимнюю стужу, а после снова возвращает в летнюю деревню.

Идея стихотворения

К написанию этого стихотворения поэта подтолкнул случай. Это произведение биографично, в нём нет выдумки. Только начиная работу, у литератора была мысль назвать своё произведение «Детская комедия».

Но в процессе работы, когда из юмористического рассказа стих превратился в лиро-эпическую поэму, название пришлось сменить.

Всё произошло летом 1861 года, когда успешный литератор приехал в свою деревню Грешнево отдохнуть и походить на охоту.

Охота была настоящей страстью Николая Алексеевича, доставшейся ему от отца.

В их помести, где рос маленький Коля, была огромная псарня. Вот и в этом походе писателя сопровождал пёс Фингал. Охотник с собакой долго бродил по болотам и уставшие вышли, вероятнее всего, к дому Гаврила Яковлевича Захарова, что стоял на Шоде. Охотник сделал привал в сарае и заснул на сене.

Присутствие охотника было обнаружено деревенскими детьми, которые опасались подходить близко, но из любопытства не могли пройти мимо. Эта встреча навеяла на Николая Алексеевича воспоминания о собственном детстве.

Ведь несмотря на своё дворянское происхождение, и запреты отца не водиться с деревенскими детьми, он был очень дружен с крестьянами. Ходил с ними в лес, купался в реке, участвовал в кулачных боях. Да и теперь выросший Некрасов был очень привязан к родной земле и её людям.

В своих рассуждениях о судьбах простых людей, он часто думал о будущем и о детях, которым жить в этом будущем. После этой встречи с деревенскими сорванцами он вдохновился к написанию стиха, который превратился в целую поэму, назвав своё произведение просто — «Крестьянские дети».

Работа над созданием стихотворения длилась всего два дня. После автор внёс только несколько небольших дополнений.
Это одно из произведений писателя, где людское горе не хлещет через край.

Наоборот, поэма пропитана умиротворением и счастьем, пусть и недолгим.

Поэт не рисует иллюзий относительно будущего детей, но и не утяжеляет стих слишком печальными предсказаниями.

Сюжетная линия

Знакомство главных героев происходит случайно, в то время когда проснувшийся охотник наслаждается единением с природой, её многоголосьем, в виде птичьих окриков.

Поэт с трепетом и любовью умиляется встречи с малышами, не хочет их спугнуть и тихо прислушивается к их лепету.Между тем ребята начинают обсуждать охотника.

У них большие сомнения, барин ли это? Ведь бары не носят бороды, а у этого борода. Да кто-то заметил, что:

Точно, не барин! Хотя у него вон: часы, цепь золотая, ружьё, собака большая.

Наверное, всё-таки барин!Пока малышня разглядывает и обсуждает барина, сам поэт отрывается от сюжетной линии и переносится сначала в свои воспоминания и дружбу с такими же необразованными, но открытыми и честными крестьянами в своём детстве. Он вспоминает всевозможные шалости, которые вмести совершали.

Вспоминает дорогу, которая проходила под его домом. Кто только по ней не ходил.

Здесь же ходоки усаживались отдохнуть. А любопытные дети могли получить свои первые уроки. Другого обучения у крестьян не было, и это общение становилось для них естественной школой жизни.

Здесь же получали дети первые трудовые навыки.

Поэт так погрузился в воспоминания, что читателю становится понятно, насколько рассказчику приятно и близко всё, о чём он повествует.Что только не вспоминает охотник. Он плывёт по воспоминаниям своего детства, как по бурной реке. Здесь и походы за грибами, и купания в реке, и интересные находки, в виде ежа или змеи.

Поэт постепенно приобщает читателя к заботам и тревогам жизни деревенских тружеников. Но расчувствованый красивой летней картиной показывает её приглядную, так сказать, нарядную сторону. В этой части произведения Николай Алексеевич подробно описывает процесс выращивания хлеба.

Самый яркий персонаж

Многие читатели, малознакомые с творчеством Некрасова, считают отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» пор мужичка с ноготок отдельным произведением. Конечно, это неслучайно.

Ведь эта часть поэмы имеет своё введение, основную часть и окончание, в виде рассуждений автора.

Рассказчик был удивлён и обескуражен увиденным.

Мальчик был таким крошечным, для выполнения совершенно взрослой, причём мужской работы, что это врезалось ему в память и в итоге нашло своё отражение в его творчестве.

На удивление читателю, он не сокрушается и не льёт слёзы по поводу трудного детства малыша. Поэт восхищается маленьким человеком, старается показать его со всех сторон.

Крошечный помощник, осознавая свою значимость, сразу заявляет, что останавливаться и разводить разговоры ему некогда, он выполняет важную миссию — вместе с отцом снабжает семью дровами. Он гордо ставит себя рядом с отцом — мужиков-то: отец мой да я.

Смышлёный ребёнок знает сколько ему лет, может обходиться с лошадью, а главное, он не боится работы.

Возврат к сюжетной линии

Вернувшись из своих воспоминаний, Некрасов обращает своё внимание на сорванцов, продолжающих тайно атаковать его укрытие. Он мысленно желает им видеть свою землю всегда привлекательной, как сейчас.

Рассказчик решил порадовать и развлечь малышню. Он начинает давать различные команды своему псу. Собака со рвением выполняет все приказы хозяина.

Дети уже не прячутся, они с радостью воспринимают представление, которое устроил им барин. Такое общение нравится всем участникам: охотнику, детям, псу. Больше нет недоверия и напряжения, описанного в начале знакомства.Но вот хлынул летний дождь. Босоногая малышня бросилась бегом в деревню.

И поэту остаётся только ещё раз полюбоваться этой живой картиной.

Значение поэмы «Крестьянские дети»

Нужно сказать, что поэма написана была в год отмены крепостного права. В это время очень оживлённо, на правительственном уровне обсуждался вопрос об обучении крестьянских детей. Активно шли разговоры об организации школ на селе.Литераторы тоже не стояли в стороне.

Одна за другой выходили публикации у жизни, укладе, быте и образованности, а точнее, отсутствию образованности среди народа. Некоторые авторы не владели информацией о сельской жизни, но тоже активно предлагали свой взгляд на проблему.

Такие ограниченные представления о крестьянском укладе Некрасов с лёгкостью останавливал. Не удивительно что на этой волне «Крестьянские дети» стали очень популярны. Поэма напечаталась уже осенью 1861 года.

Образовательный процесс в деревнях очень плохо продвигался.

Часто прогрессивная интеллигенция брала в свои руки какой-то регион и курировала его на свои средства.

Таким новатором был и Николай Алексеевич. Он на свои деньги выстроил школу, закупил учебники, нанял учителей. Ему во многом помогал священник Иван Григорьевич Зыков. Так дети получили возможность к первичному образованию. Правда, сначала образование было необязательным.

Родители сами решали сколько ребёнку учиться, а сколько помогать по дому. Учитывая это обстоятельство, образовательный процесс в царской России продвигался очень медленно.

Некрасов настоящий народный служитель.

Его жизнь — это пример беззаветной преданности простому русскому люду.

Источник: https://gfom.ru/krestyanskie_deti_nekrasov.php

Краткий анализ стихотворений Н.А. Некрасова

Автор в стихотворении показывает нам, что, несмотря на сложность крестьянской жизни, дети все же остаются жизнерадостными. Даже труд в детстве оборачивается «нарядной своей стороной».

Но жизнь крестьян тяжела, еще даже не известно доживает ли именно их ребенок до взрослого человека. Да, крестьянские дети, в отличие от дворянских, более близки с природой, знают все о ней.

В то же время они страдают от нее же, их беспощадно едят мошки, им рано знакомы труды. На их хрупкие плечи с раннего возраста взвалились очень тяжелые муки.

«Коробейники»

Произведение «Коробейники» — это поэма-путешествие. Такая жанровая характеристика дается ему так, как все происходящее в произведении мы видим глазами коробейников, которые ходят по сельским просторам.

Перед взором старого Тихоныча и его помощника Ваньки один за другим проходят реалии действительности мятежного пореформенного периода. Сюжет странствий превращает поэму в повествование о жестокой действительности, царящей в российской глубинке.

Кроме того, каждое событие воспринимается и показывается через призму народа.

«В полном разгаре страда деревенская…»

В стихотворении присутствует тема тяжелой женской доли. Много хлопот взвалено на хрупкие женские плечи: сенокос, когда даже нет времени прекратить кровотечение от пореза, а надо скорее бежать к ребенку, который плачет. А говорят, что женщины — слабый пол, нет он стоит наравне с мужским.

Читайте также:  Мебель из мусора - способ сохранения окружающей среды

«Мороз, Красный нос»

Поэма «Мороз, Красный нос» хранит в себе веру в то, что народ все-таки добьется своего социального величия. Автор показывает, что несмотря на тяжелую жизнь, крестьяне сохранили духовное внутреннее богатство. А их быт настолько крепок, что выстоит любые нападки врага, которого они с легкостью сокрушат.

Центральное событие «Мороза» — смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. Тяжела боль утраты любимого человека, но жить надо хотя бы ради детей. Снова все тяготы жизни переваливаются на женские плечи. Дарью ждали два удара: смерть мужа и собственная.

Но, даже умирая, думает о Прокле, детях, крестьянском труде на вечной ниве.

«Железная дорога»

Некрасов показывает нам то, как строились железные дороги, с какими тяжелыми муками прошли ее строители этот путь, который необходим для всей России.

Многие строители от суровых условий работы просто умерли. Можно даже сказать, что дороги построены из человеческих костей. Кто-то строил, а мы это забыли, да, наверное, и не хотим вспоминать.

Смотрите полный анализ стихотворения «Железная дорога».

«Памяти Добролюбова»

Стихотворение написано в форме послания. Перед собой мы видим образ Добролюбова, который становится сборным — это и черты Чернышевского, и его героев (Рахметова).

Поэтому перед нами предстает не просто Добролюбов, а идеальный образ революционера-демократа, просветителя, который хочет и может усовершенствовать окружающий его мир. Мы видим Добролюбова-гражданина, который посвятил всю свою жизнь родине.

Некрасов демонстрирует насколько тяжела горесть утраты Добролюбова не только для его друзей, но и для потомков, и для всей России в целом.

«Элегия»

Стихотворение состоит из четырех частей.

  1. В первой части автор размышляет о страданиях народа.
  2. Во второй: о себе, как о поэте.
  3. В третьей части идет размышление о судьбах крестьян в пореформенном мире. Поэт делает вывод, что за 13 лет никаких перемен в лучшую сторону не произошло. Также он указывает насколько противоречивы жизнь крестьян и природа: одна безрадостна, другая гармонична.
  4. Четвертая часть: заключительная. В ней автор благословляет крестьянский труд и проклинает «народного врага». Однако стихотворение завершается на пессимистических нотах.

«Школьник»

Некрасов, что дети небогатых родителей идут в школу, не стыдясь свой ветхой одежды. Ведь многие великие люди были бедны, но своим трудом, умом и смелостью добились многого.

«Поэт и гражданин»

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Тема поэта и поэзии раскрывается в произведении «Поэт и гражданин». Это своеобразный манифест революционно-демократического искусства. Поднимается вопрос о гражданской роли искусства.

«Русские женщины»

В произведении Некрасов показывает, что русская женщина способна на очень многое: бросить уютный дом, сына ради того, чтобы находится рядом с мужем, сосланным в ссылку.

Она лишается всего: титула, денег, удобств, положения в обществе, но рада, потому что любимый человек рядом. Автор показывает, что помимо лишений женщины претерпевают многочисленные трудности во время дороги, но. несмотря на это доходят до конца.

Русская женщина способна на многое, и кроме этого она сильна, терпелива и верна.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/kratkij-analiz-stihotvorenij-nekrasova.html

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» – PDF

1 Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» Урок литературы в 5 классе Горячева Надежда Алексеевна учитель русского языка и литературы муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Волчье- Дубравская средняя общеобразовательная школа» 2013 год

2 Цели урока: образовательная: проанализировать стихотворение Н.А.

Некрасова «Крестьянские дети» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД; развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историколитературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД; воспитательная: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД.

3

4 РАДЫ СЛЫШАТЬ МЫ ЗВОНОК, НАЧИНАЕТСЯ УРОК, ИНТЕРЕСНО НАМ ЧИТАТЬ. ДУМАТЬ, СПОРИТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ

5 т Вопрос 1 Главная мысль произведения и д е я е м а л и т е р а т у р а 5 э п и т е т 6 7 НАЙДИ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО с р а в н е н и е с о в р е м е н н и к к о м е д и я Вопрос 2 Это то, о чем рассказывает писатель Вопрос 7 Веселое, смешное драматическое произведение Вопрос 4 Сопоставление одного предмета с другим Вопрос 6 Журнал, где работал Н.Некрасов Вопрос 5 Художественное определение Вопрос 3 Искусство слова Ответ 1 Ответ 2 Ответ 3 Ответ 4 Ответ 5 Ответ 6 Ответ 7

6 Кластер родители радость веселье сказки ДЕТСТВО игра беззаботное время сожаление о том, что скоро закончится счастье

7 Разгадай ребус Из какого произведения эти строки: Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши живется легко.

8 Итак, все ключевые слова урока перед вами: Детство, стихотворение, Некрасов, «Крестьянские дети» Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке. Попытайтесь сформулировать тему и цель урока

9 Пожалуй ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают «Крестьянские дети».

Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения. Но сначала давайте сформулируем тему стихотворения «Крестьянские дети». А затем окунемся в творческую лабораторию поэта и посмотрим, как он рисует крестьянское детство.

Ребята, а почему я сказала: «рисует», Некрасов разве художник? Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под их пером слова приобретают смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.

Сейчас я вам предлагаю создать картину стихотворения «Крестьянские дети», но только не красками, а с помощью слов. Итак, сначала выберем эпиграф для нашей картины.

10 Вижу дитя на руках у родимой Сердце волнуется думой любимой Н.А.Некрасов Детство- это село Краснощеково, Несмышленово, Скок-Поскоково, чуть Жестоково, Но Беззлоблино, но Чистоглазово Е. Евтушенко

11 Работа над композицией произведения На какие части можно разделить стихотворение? Представим это в виде таблицы Часть Содержание Рассказчик (его роль) 1 Встреча охотника с крестьянскими детьми 2 Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом Охотник Журналист 3 Обращение к детям Гражданин, который думает о будущем народа Слушатели Друзья, гости Читатель из дворян, из общества образованных людей Дети 1 Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости

12 Мы убедились, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. Представим, что история с детьми это большая красивая рама большой картины.

Анализ первой части Выделим микротемы первой части (рассказ о встрече и непосредственная встреча с крестьянскими детьми) Каково общее настроение рассказчика? Как вы понимаете слово «умиление»? Что так тронуло рассказчика? (дети, детские глаза) Какими средствами поэту удается передать настроение и отношение к детям (эпитеты, сравнения) Анализ диалога детей. Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор? Чтение по ролям (инсценирование) Сделаем вывод по алгоритму, зафиксируем на «картине»

13 Не смешная, а реальная картина жизни крестьянских детей, где есть место не только радости, но и грусти Увидеть какой? мир Услышать кого? в мире Исследовать как? с помощью чего? создан мир трогательный, веселый, радостный.

разнообразный светлый, яркий, солнечный, сказочный -рассказчик любит детей, завидует им -дети сообразительные, любопытные, непоседливые, боязливые, наблюдательные сравнения: как в поле цветы, как солнце горит, стаей с мякины эпитеты: святая доброта цветовые определения: серые, синие, карие уменьшительно-ласкательные суффиксы: глазенки, Савося, Ванюша, чертенята, сестренка восклицательные предложения Вижу дитя на руках у родимой Сердце волнуется думой любимой Н.А.Некрасов сочувствует детям пенье, ауканье, смех, игра, пляски, ранний труд славный венок, милые плуты, счастливый народ, чудные звери; синеющий, русые, беленький, бледнолиловый, красный

14 Анализ второй части К кому обращается рассказчик, кто слушатели? Выделим микротемы (воспоминание о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей, рассказ о встрече с Власом) Меняется ли настроение героя, отношение к детям? В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны жизни крестьянских детей его удручают? Какие средства языка помогают передать чувства рассказчика, поэта? Сделаем вывод, зафиксируем «на картине»

15 Работа с репродукциями картин В. Е. Маковский «Крестьянские дети» А.Г. Венецианов «Крестьянские дети в поле» А.И. Корзухин «Крестьянские дети в лесу» В. Е. Маковский «Игра в бабки», «Крестьянские мальчики», И.И.Соколов. «Попались», В.И. Перов «Тройка» Определите, могут ли представленные картины быть иллюстрациями к стихотворению? Подберите подходящие эпизоды

16 «Крестьянские дети» В. Е. Маковский

17 А.И. Корзухин «Крестьянские дети в лесу» А.Г. Венецианов «Крестьянские дети в поле»

18 В.Е.Маковский «Игра в бабки» В. Е. Маковский «Крестьянские мальчики»

19 В.И. Перов «Тройка» И.И.Соколов «Попались»

20 Н.А. Некрасов задумывал это произведение как «Детская комедия». Как вы думаете подошло бы это название? Есть ли в тексте этому доказательства? Почему, по вашему мнению, отказался от этого названия и остановился все-таки на «Крестьянских детях»? Оформите ответ согласно алгоритму. Каждая группа должна оценить выступление товарищей по критериям, представленным в рабочей карте.

21 Работа над третьей частью Выразительно прочитайте отрывок Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните своё вековое наследство…

Как вы понимаете «красное детство», «скудное поле», «вековое наследство»? К кому обращается поэт? Обращение к детям – своим современникам – это обращение и к вам, детям будущего. Эта самая яркая мысль, потому что в ней содержится вещий смысл; эта фраза хранит в себе желание поэта провозгласить детство как главную красоту родной земли. Этим обращением, он благословляет детей.

Дети – богатство, заветная ценность земли. А сейчас обратимся к нашей картине и ответим на вопрос «Какой мир детства нарисовал нам поэт?»

22 Не смешная, а реальная картина жизни крестьянских детей, где есть место не только радости, но и грусти Увидеть какой? мир Услышать кого? в мире трогательный, веселый, радостный.

разнообразный светлый, яркий, солнечный, сказочный -рассказчик любит детей -дети сообразительные, любопытные, непоседливые, боязливые, наблюдательные Вижу дитя на руках у родимой Сердце волнуется думой любимой Н.А.

Некрасов сочувствует детям пенье, ауканье, смех, игра, пляски, ранний труд Исследовать как? с помощью чего? создан мир сравнения: как в поле цветы, как солнце горит, стаей с мякины эпитеты: святая доброта цветовые определения: серые, синие, карие уменьшительно-ласкательные суффиксы: глазенки, Савося, Ванюша. Чертенята. Сестренка восклицательные предложения славный венок, милые плуты, счастливый народ, чудные звери; синеющий, русые, беленький, бледнолиловый, красный

23 Предлагаю обобщить посредством создания кластера радостный прекрасный сказочный беззаботный игровой МИР ДЕТСТВА Н.А. Некрасова веселый светлый трудолюбивый яркий немножко грустный

24 Итак, подводя итог урока, обратимся к кластерам.

Изменилось ли ваше впечатление о стихотворении после внимательного чтения? Что-нибудь нового открыли для себя? Какую тайну удалось нам раскрыть? С помощью чего нам удалось увидеть, услышать, почувствовать то, что чувствовал сам поэт? Действительно, сегодня на уроке нам удалось разглядеть гораздо больше, чем мы представляли. Какова идея стихотворения Н.А.

Некрасова «Крестьянские дети»? А если бы я вам сейчас предложила выбрать эпиграф, вы обратили бы внимание на отрывок из стихотворения нашего современника Е.Евтушенко? Мы убедились, что стихотворение авторский взгляд в будущее. Сказанное становится понятным и в наши дни.

Взгляд поэта на детей это беспокойство о их будущем и будущем России, беспокойство о «земле родной», это его мечты, надежды, боль за «все настоящее русское». Поэт выделяет главные ценности России: волю, труд, русскую землю и счастливое детство не только своих современников, но и будущих поколений. И самое главное, что нам открылся мир художника, в котором поэтическое мастерство и творческая мысль едины и неразделимы.

25 родители сказки радость ДЕТСТВО сожаление о том, что скоро закончится веселье счастье игра беззаботное время Сравните два кластера. Сильно ли отличаются они друг от друга? радостный прекрасный сказочный беззаботный игровой трудолюбивый МИР ДЕТСТВА Н.А. Некрасова яркий веселый светлый немножко грустный

26 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выбери себе задание 1.Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору» 2.Выучить наизусть отрывок «Играйте же дети» 3.

Доработать и оформить исследовательскую работу «Детская комедия или Крестьянские дети». Какое название полнее раскрывает тему и идею стихотворения Н.А.Некрасова» 4.

Доработать и оформить исследовательскую работу «Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети и картина В.И.Перова «Тройка»

27 Устных ответов правильность ответов четкость и логичность изложения материала полнота содержания ответов Творческой работы содержание представление насколько интересно слушать

28 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был Рефлексия активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно

29

Источник: https://docplayer.ru/69016512-Mir-detstva-v-stihotvorenii-n-a-nekrasova-krestyanskie-deti.html

Ссылка на основную публикацию