Природа в стихах и. бунина: анализ стихотворения “вечер”

Анализ стихотворения Бунина Вечер



Стихотворение «Вечер» написано в 1909 году. Произведение является примером пейзажной лирики, хотя пейзаж в стихотворении не главный, он лишь толчок к внутренним размышлениям лирического героя.

Присутствует элемент сюжета – читатель понимает, что лирический герой находится в своем поместье. Он в кабинете, погружен в собственные мысли… и вдруг его взгляд устремляется в окно.

И мысли приобретают совершенно другое направление.

В начале стихотворения читатель наталкивается на антитезу: автор сожалеет, что о счастье мы только вспоминаем, тогда как оно вокруг нас. Весь дальнейший ход произведения доказывает и развивает начальную мысль героя. Великолепный осенний пейзаж за окном помогает нам это осознать, а героя вдохновляет на мысли о высоком предназначении человека.

Анализ стихотворения Бунина “Вечер”

Композиционно стихотворение Бунина разделено на антитезис, тезис, последующие три части и финальный вывод. Лирический герой пытается утвердиться в мысли, что счастье вокруг нас («всюду»). Не следует гоняться за ним по далеким «заморским странам», стоит лишь поднять глаза к небу и вот оно, – в чистом, льющемся из окна воздухе, в осеннем саду…

Наблюдая за невесомым белым облачком, герой переключается на другую мысль: человек знает и видит слишком мало, а познать счастье дано лишь знающему. Что автор хочет этим сказать? Какая связь между знанием и счастьем? К ответу на этот вопрос Бунин подводит нас лишь к концу стихотворения.

Далее взгляд героя привлекает севшая на окно птичка. Его усталые от книг глаза отдыхают, размышления растворяются в картинах природы: в опустевшем небе, далеком гуле молотилки. Лирический герой наполняется истинным покоем и умиротворением. И в этот момент ему открывается главный для всего стихотворения вывод: все в нем самом. Он слышит, он видит, следовательно, – он счастлив.

Здесь открывается смысл загадочной фразы героя о том, что счастье дается лишь знающему. Знающему о том, что все в нем самом – в человеке.

Человек слышит, видит, он – неотъемлемая составляющая Божественной силы и пребывает рядом с ней. Разве этого недостаточно? Ведь все остальное – суета, прах, слабые измышления не желающего познать Истину человека.

Эта мысль является основным итогом лирических размышлений героя, а вместе с ним и автора.

Чтобы усилить эту мысль, автор стихотворения прибегает к приемам художественной выразительности. Произведение написано обычным языком, оно содержит небольшое число тропов. Передавая прелесть осеннего вечера и соответствующее состояние героя, автор прибегает к эпитетам («чистый воздух»), метафорам («встает, сияет облако») и сравнениям («легким белым краем встает»).

Анализируя стихотворение «Вечер», находим чередование инверсии и прямого порядка слов, в результате создается оригинальный ритм, способный передать неровный ход мыслей главного героя: из плавного он сбивается на учащенный. Это же ощущение усиливается чередованием коротких и длинных строк в произведении. Размер «Вечера» – пятистопный ямб с пиррихиями, что, в свою очередь, придает стихотворению плавности.

Мы живем, мы имеем возможность слышать, видеть, чувствовать. В этом – величайшее счастье, в этом смысл нашей жизни.

Каждый день жизни следует принимать, как подарок: пользуйтесь, наслаждайтесь и благодарите за все.

Человек наделен душой, способной чувствовать, – вот самое большое на Земле чудо! Именно такое настроение возникает, именно к таким выводам подталкивает прочтение и анализ стихотворения “Вечер”.

Ещё больше интересного

«Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»»

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении — вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.

В стихотворении есть элементы сюжета — мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут… взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.

Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.

Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» — подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:

Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:

Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Как это понять — счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.

Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, — «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет — «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья.

Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней.

Что еще нужно? А все остальное — прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.

Мне кажется, именно эта мысль — основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.

Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов.

Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).

Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.

Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем — оно — сараем — окно).

«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах — о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».

Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это — огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!

Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

Другие сочинения по этому произведению

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.

В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление. Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду».

Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало. Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод.

Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» – подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин: Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком.

Это наблюдение наводит его другую мысль: Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения. Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг».

Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе: День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне. Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней.

Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину. Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор. Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении.

Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).

Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.

Читайте также:  Бирюзовые лагуны в песчаной пустыне: ленсойс-мараньенсис, бразилия

Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем – окно). «Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре.

Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне». Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это – огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!

Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Вечер»

Замечательный образец пейзажной лирики – написанное в 1909 году произведение Бунина «Вечер». На первый взгляд, стихотворение носит характер описания природы, на самом же деле оно имеет двойственную суть. Поэт в рифмованной форме изложил момент размышления лирического героя о главном в жизни человека – об ощущении счастья.

Пейзажная лирика поэзии выражена в следующих описаниях: внизу – за сараем в саду деревья с желтыми кронами, наверху – глубокое голубое небо и светящееся на его фоне облако.

Бунин добавил в стих несколько разноплановых ощущений: обонянием лирический герой воспринял чистоту деревенского воздуха; слух привлек голос птицы, севшей на подоконник и гудение молотилки; зрением он выхватил момент наступления вечера.

Все это сопровождается глубокими философскими раздумьями о понятии счастья в человеческой жизни.

В первой строке – утверждающая фраза о том, что людской натуре свойственно тосковать о пережитых в прошлом счастливых моментах.

Следующая – повествует об ошибочности подобного видения счастья, ведь оно «всюду» – и в минувшем, и в настоящем мимолетном моменте, и в туманном будущем; оно в красоте растительного мира, в возможности дышать сладким свежим воздухом.

Вторая катрена «Вечера» заканчивается мыслями персонажа о человеческой поверхностности: «Мы мало видим, знаем».

Следующий за ней трехстрочный стих показывает, как герой отвлекается от занятия с книгами на прилетевшую птичку. И финальный терцет выступает в виде прозрения автора: я «счастлив».

Лирический герой, позабыв на миг о своем суетном занятии, сумел по-настоящему открыть глаза, уши, органы обоняния, все естество, он прозрел, ощутив единство с тем, что его окружало.

Таким образом он познал счастье.

Название произведения «Вечер» способствует настроению погруженности во внутренний мир. Рефлексия дала возможность взглянуть на вещи иным взглядом, поняв их сущность. Плавное, лирическое творение обращает человека к живой природе, к ее живописным картинам, пьянящим ароматам и дивным звукам.

Бунин с помощью философичного сонета, написанного ямбом, сумел поделиться с читателями пониманием и чувством истинного всеохватывающего счастья.

«Вечер», анализ стихотворения Бунина

Анализ стихотворения «Вечер»

Стихотворение «Вечер», написанное Буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. В нём поэт рассуждает о счастье в окружении классической деревенской природы.

Развитие темы происходит линейно. Форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов.

В первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути её решения, во второй – тема получает своё развитие, а проблема – объяснение, в третьей – делается окончательный вывод о том, что же делает человека счастливым.

В начале произведения лирический герой представляет счастье в рамках его общечеловеческого восприятия – как воспоминание, как мечту о счастье, а не реальное ощущение.

И тут же взгляд автора уходит в открытое окно, где он видит горизонталь осеннего сада и вертикаль бездонного неба с сияющим белым облаком. Осознание красоты окружающей природы приводит лирического героя к мысли о том, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано».

Влетевшая в открытое окно птица отвлекает внимание поэта от книг. Он замечает, что день клонится к вечеру, а от белого облака уже давно не осталось и следа. Пустое небо и доносящиеся издалека звуки молотилки через зрительные и звуковые ощущения входят в душу лирического героя, наполняя её счастьем.

Вывод оказывается простым: счастье – это понимание красоты окружающего мира, счастье – это восприятие и принятие естественной составляющей жизни внутри себя.

Ведущим приёмом организации текста является упорядоченное перечисление однородных членов («сад», «воздух», «облако»), усиливающееся к концу произведения («Я вижу, слышу, счастлив»).

Также обратите внимание на другие сочинения, связанные с творчеством Бунина:

Слушать стихотворение аБунина Вечер

Темы соседних сочинений

← В горах↑ БунинВысоко полный месяц стоит →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bunina/vecher

«Вечер» И. Бунин

Пейзажная лирика Ивана Бунина – особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи – это не только описание времен года или же каких-то мгновений жизни, они наполнены философскими раздумьями и созвучным тем ощущениям, который испытывал поэт в момент создания своих произведений.

Примером этому может служить утонченное и возвышенное стихотворение «Вечер», написанное Иваном Буниным в 1909 году. Короткими и емкими фразами автор создает удивительную картину сельского быта, где в загородном особняке некий человек, которого в большой долей вероятности можно отождествить автором, занят рутинной бумажной работой.

Летний вечер, в кабинете нараспашку отрыто окно, и внутрь проникают не только характерные для сельской местности звуки, но и волнующие запахи цветущего сада. Воздух настолько легок и прозрачен, что приносит с собой ощущение покоя и умиротворения.

Поэтому неудивительно, что постепенно мыслями главного героя овладевает не работа, а поэзия, которая ощущается в каждом мгновении уходящего вечера.

Птичка на подоконнике, шелест листьев, отдаленные голоса, которые доносятся с гумна – все это обыденно и привычно для автора и его персонажа.

Однако лишь в этот момент он понимает, что по-настоящему счастлив, и это маленькое открытие заставляет его задуматься на собственной жизнью и задаться извечным философским вопросом о том, почему люди не ценят то, что имеют? Казалось бы, чего проще – отложить все дела и в полной мере насладиться великолепным летним вечером? Но, увы, человек сам загоняет себя в определенные рамки, создает трудности и препятствия, чтобы впоследствии героически их преодолевать. И лишь в редкие моменты жизни к нему приходит осознание, что для истинного счастья нужно совсем немного. Для начала достаточно лишь обратить внимание на мир, который тебя окружает, прочувствовать его ритм, гармонию, совершенство и красоту. Ведь жизнь за окном гораздо более увлекательна, чем в кабинете, который лишает человека самого главного – свободы и права выбора. Между тем, все можно изменить за несколько минут, если осознать, что настоящее счастье кроется не вы пыльных бумагах, а в сочной траве под окном, пении птиц и последних лучах заходящего солнца, которые окрашивают комнату мягким янтарным светом.

Иван Бунин, будучи натурой весьма романтичной и чувственной, сумел придти к этому пониманию простых житейских истин, но до конца жизни оставался рабом долга перед обществом. Предвидя свою судьбу, в последних строчках стихотворения «Вечер» он написал о том, что все видит, слышит и испытывает счастье.

Но своими ощущениями он может поделиться лишь с лежащим перед ним листом бумаги, которому готов доверить свои чувства и эмоции.

«Все во мне» — фраза не только глубоко философская, но и преисполненная трагизма, она обрекает автора на духовное одиночество и заставляет осознать, что в полной мере насладиться своим счастьем ему не суждено.

И причина этого кроется в том, что у большинства людей есть обязательства перед миром и самими собой, которые нередко превращаются в тяжелую обузу.

Однако переложить их на плечи других попросту невозможно, поэтому остается наблюдать за буйством вечерних красок из окна, ловя себя на мысли, что в данной ситуации уже сама возможность увидеть красоту окружающего мира является счастьем, даже если оно длится всего несколько мгновений. До тех пор, пока последние лучи солнца не скроются за горизонтом, поставив точку в очередном дне, наполненном сомнениями, работой, размышлениями и легкой грустью.

Источник: http://pishi-stihi.ru/vecher-bunin.html

Анализ стихотворения Вечер Бунина 11 класс

Произведение Бунина “Вечер” написано в виде неспешного философского размышления на вопрос, что такое счастье?

В самом начале повествовательного рассуждения автор выделяет мысль о том, что для большинства людей счастье является всего лишь воспоминанием. Параллельно с этим Бунин хочет показать, что на самом деле счастье никогда не покидает нас и всегда находится рядом. Оно выражается в чистом воздухе, бездонном небе, пении птиц, все это стоит лишь слышать и видеть.

Конец дня придает некоторую усталость герою и он, чтобы увидеть малую долю счастья отводит усталый взгляд на птичку, севшую на подоконник. В этих строчках заложен смысл того, что каждый человек способен сам для себя создавать такие условия, которые дадут возможность испытывать счастье сиюминутно.

На ощущение удовлетворенности влияет величина желаемого человеком. Бунин даёт понять, что поддержание гармоничного баланса между душой и телом доступно всем без исключения. Важно уметь испытывать радость каждого нового дня. Поэт сожалеет, что мы слишком мало видим и знаем, а счастье дано лишь знающим.

Лирический герой полностью погружается в красоту природы. Он любуется движением сияющего облака. Испытывает неподдельную радость к саду и воздуху.

Явления природы насыщают его душевное состояние, позволяют испытывать эмоции. Вторая половина дня у многих вызывает чувство усталости, такое же состояние испытывает и герой произведения.

Но он борется с этим с помощью самого простого, всего того, что доступно каждому.

Умиротворением и безмятежностью насыщается концовка стихотворения. Это ощущение возникает засчет конечного прилагательного употребленного в краткой форме “счастлив”.

Глаголы, которые характеризуют визуальное и аудиальное восприятие человека (вижу, слышу, знаю) говорят о том, что человек постиг своими органами чувств всю красоту окружающего мира.

Этот великий дар дан человеку, чтобы он умел ценить каждую минуту своей жизни.

Звучание стихотворения в спокойной манере имеет связь с простым и ясным изложением. Волнение возникает только в последней строке засчет признания автором того, что он полностью счастлив.

Читайте также:  Календарь природы: лето, июль

Подробный анализ

Произведение представляет собой стихотворение, относящееся к пейзажной лирике поэта с элементами философии, рассматривающей в качестве основной темы проблему человеческого счастья.

Композиционная структура стихотворения состоит из четырех частей, в которых в образе лирического героя поэт пытается понять в чем заключает ощущение счастья.

Образ лирического героя поэт описывает в изображении сельского пейзажа, звучание и аромат которого слышит и наблюдает герой, погружаясь в размышления о счастье.

Персонаж представляется поэтом уставшим и страдающим от своей одинокой жизни, передавая собственные чувства и переживания белому бумажному листу, при этом наслаждаясь чистотой и красотой ночного воздуха, вглядываясь в опустевшее небо и прислушиваясь к далекому гулу молотилки.

Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом различных приемов стихосложения, выраженных в первой строфе стихов в виде четверостишья, при этом следующие три строфы состоят из трех строк.

Кроме того, стихотворение написано в пятистопном ямбе, сочетающемся с перекрестной рифмовкой и чередованием женских и мужских рифм, использующих пиррихий (стихотворная стопа из двух слогов). Однако стилевое содержание стихотворения заключается в простоте изложения с включением лишь небольшого числа тропов.

Применение данных литературных приемов и средств позволяет наполнить содержание произведения оригинальным ритмом и плавным фразам.

Яркой иллюстрацией выразительных средств произведения является авторское использование художественных средств в виде эпитетов, метафор, сравнений, подчеркнутых чередой инверсий, заключающихся в прямом порядке слов и фраз, а также делающих акцент на короткие и длинные стихотворные строки.

Повествование произведение осуществляется путем развития антитезы об авторских сожалениях кратковременности счастливых моментов жизни, в которые человек не осознает ощущение счастья, а вспоминает о них лишь после их окончания.  

В финале стихотворения поэтом делается вывод о предоставленной жизнью возможности для человека ежесекундно ощущать счастливые и неповторимые моменты, которые повсюду сопровождают людей, наделенных судьбой способностью чувствовать, любить и благодарить. Лирический герой уверен в значении внутреннего мира человека, богатого и многогранного, наполненного многочисленными источниками ощущения счастья.

Анализ стихотворения Вечер по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/bunin/vecher-11-klass

Анализ стихотворения И. Бунина «Вечер»

Родник поэзии есть красота. 

Н. В. Гоголь

Лирика И. А. Бунина восхищает своей простотой и ясностью, неторопливым и спокойным повествованием, красотой слога и непревзойденной музыкой стиха. Поэтическое слово Бунина никого не может оставить равнодушным.

Его стихотворения содержат в себе глубокий смысл, максимальную выразительность и обладают необычайной силой эмоционального воздействия на читателей. Впервые открыв сборник стихотворений этого поэта, проникаешься интересом к его бесподобной лирике.

Читая его поэтические строки, растворяешься в чувствах и переживаниях автора, наслаждаешься красотой создаваемых им образов. Что может быть важнее для художника слова, чем присутствие его произведений не только на книжных полках в магазине или в библиотеке, но и в сердцах миллионов читателей! У стихотворений И. А.

Бунина именно такая судьба. Лирика этого поэта помогает лучше видеть, слышать, чувствовать жизнь во всех ее проявлениях. Все из окружающего нас мира попало в поле зрения этого замечательного мастера слова и удивительного человека.

Одно из самых проникновенных стихотворений Бунина «Вечер» для многих поклонников его таланта является любимым. Главная тема этого стихотворения — вечная тема счастья. Но почему же стихотворение названо «Вечер»? Автор создает в нем поэтическую загадку.

Именно вечером, в это время суток, после завершения трудового дня, человек имеет возможность поразмышлять над жизнью, погрузиться в философские раздумья о смысле бытия и о том, что же такое счастье. Однозначного ответа на этот вопрос в стихотворении нет.

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем», — говорит поэт. Человек живет воспоминаниями о прошлом, выделяя в нем особо радостные, счастливые мгновения.

Мы вспоминаем о счастье, как о чем-то временном, непостоянном, преходящем. «А счастье всюду», — утверждает поэт.

Человек, погруженный в заботы и проблемы, в погоне за призрачным счастьем не находит времени, чтобы остановиться и оглядеться вокруг: может быть, счастье совсем рядом?

Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем, 

И чистый воздух, льющийся в окно.

Так вот что подарило Бунину счастье — природа. Разве не доставляет радость красота осеннего сада с его влажным воздухом, яркими красками, шелестом листьев под ногами. Но увидеть красоту в обыденном дано не каждому:

В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем, 

А счастье только знающим дано.

Возможно, что разглядеть счастье в обычных явлениях повседневной жизни может только поэт или человек наблюдательный, наделенный воображением и чуткой душой. Для Бунина счастье таится в очаровании природы, надо лишь уметь его разглядеть.

Конечно, в круговороте повседневной жизни нам порой трудно найти время, чтобы насладиться красотой вечерней зари.

Но, может быть, стоит прислушаться к совету автора и на миг отвести «усталый взгляд» от книги и полюбоваться маленькой птичкой, севшей на подоконник?

Книги — вот что еще составляет счастье поэта, которого мы представляем сидящим в тишине своего кабинета за чтением.

День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив… Все во мне.

В этих финальных строках стихотворения заключены мысли поэта о внутренней гармонии человека, душевном равновесии, согласии с самим собой и слиянии его с природой и окружающим миром. Мы должны быть счастливы тем, что живем, что сама жизнь — это уже счастье.

Поэт благодарит Бога за это великое счастье — видеть осенний сад, плывущие по небу облака, слышать писк птички и гул молотилки на гумне. В этой связи вспоминается, что «Бог дает день, Бог дает и пищу». Кольцевая композиция стихотворения придает ему четкость и целостность.

Выбрав для него форму сонета, Бунин мастерски развил в нем главную мысль о том, что «…счастье всюду».

Когда мы читаем эту лирическую миниатюру, то понимаем, что поэт научил нас не только зрительному и слуховому восприятию мира, но и наполнил наши умы и сердца глубоким содержанием. Лирика Бунина — это целый мир, великолепный и живописный.

От созерцания красоты, от умения ее понять и оценить душа человека станет чище и добрее. Погружаясь в поэтические произведения Бунина, отдыхаешь душой, новым взглядом смотришь на окружающее, освобождаешься от всего того, что отягощало тебя.

Источник: http://5litra.ru/soch/1043-analiz-stihotvoreniya-i-bunina-vecher.html

Анализ стихотворения Бунина «Вечер» – шедевра философской лирики

Искусство и развлечения 3 мая 2013

Иван Алексеевич Бунин – известный русский поэт и прозаик. Если в его прозе проскальзывают трагические предчувствия, то в стихах, наоборот, царит умиротворение и красота.

Писатель очень сильно любил природу, чувствовал единство с ней, поэтому все его стихотворения живописны, реалистичны, пропитаны слуховыми и красочными впечатлениями.

Поэтов, досконально знающих природу, единицы, и Бунин относится именно к ним.

Среди наиболее удачных работ стоит выделить стихотворение «Вечер». Оно полностью раскрывает чувства поэта, позволяет прочувствовать его настроение. Анализ стихотворения Бунина может натолкнуть на мысль, что «Вечер» относится к пейзажной лирике, ведь здесь так красочно описана природа за окном, осенний вечер, голубое небо, но это не совсем так.

Окружающий пейзаж является лишь поводом для лирических размышлений поэта. Угасающие лучики солнца, дарующие земле последнее тепло, чистый воздух, белые облака, проплывающие по небу, – все это наталкивает на мысль о том, что такое счастье.

Анализ стихотворения Бунина «Вечер» показывает, насколько герой близок самому автору. После прочтения стиха сразу же возникает образ сидящего в поместье в своем кабинете и загруженного повседневными делами человека.

Он не замечает ничего вокруг, как тут его взор перемещается на окно, и он замечает совершенно другой мир, который приносит ему спокойствие и умиротворение.

Анализ стихотворения Бунина показывает, что автор хотел подчеркнуть важность того момента, что все мы говорим о счастье лишь в прошедшем времени.

Мы вспоминаем о безвозвратно прошедших днях, наполненных счастьем и весельем, грустим по этому поводу, но в то же время не ценим мгновений, дарующих нам это счастье. Обо всем этом и написал в своем произведении Бунин.

«Вечер», анализ которого позволяет разобраться в человеческих чувствах, очень точно передает все лирические размышления героя.

В своей работе автор пытается доказать, что счастье есть всюду. Для того чтобы его найти, необязательно ехать в заморские страны, оно может находиться рядом, прямо за распахнутым окном.

Анализ стихотворения Бунина ярко показывает, что человек был погружен в собственные мысли, занимался какой-то рутинной работой, и тут, на миг лишь направив свой взор в окно, герой растворяется в природе, ее красках и звуках.

В самом конце стиха автор дает ответ на вопрос о том, кого можно считать счастливым, в своих строках «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Это значит, что испытать настоящее счастье может лишь человек с богатым внутренним миром.

Каждый из нас уникален и многогранен, и источники счастья находятся в нас самих. Анализ стихотворения Бунина доказывает, что человек является творцом своей судьбы. Если он заглянет в себя, познает свой мир, то он будет счастливым.

Все, что есть вокруг, – это выдумки, прах и суета, нужно просто остановиться и понять свое предназначение.

Стихотворение написано в виде сонета, в нем используются метафоры, эпитеты, сравнения, поэтому оно очень удобно для восприятия и запоминания. Бунинский «Вечер» является шедевром философской лирики.

Автор очень точно выразился о таком сложном чувстве, как человеческое счастье, в простой и яркой форме.

Нужно лишь научиться наслаждаться каждым мигом, а если имеешь способность чувствовать, то это и есть настоящее счастье.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Подробный анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева

Сегодня мы проведем анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева. Пейзажную лирику данного автора часто сравнивают с творениями не менее вдумчивого и тонкого романтика Афанасия Фета.Близкие по звуча…

Искусство и развлечения
Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер», образца символической лирики

Константин Бальмонт – блестящий поэт русского «серебряного века». Символами, полунамеками, подчеркнутой мелодичностью своего стиха, мастерством звукописи покорил он сердца любителей поэзии на заре ХХ…

Образование
Анализ стихотворения “Летний вечер”: образ природы

Ф. Тютчев известен своими удивительно красивыми пейзажными стихами. Одной из особенностей его природной лирики является то, что он концентрируется только на красоте природных явлений и не пишет о своих внутренних ощущ…

Искусство и развлечения
Стихотворение Фета “Вечер”- анализ настроения

5 января 1820 года родился один из самых лирических поэтов России – Афанасий Фет. Среди величайших талантов девятнадцатого века его имя не затерялось. Его маленькие шедевры величиной в 8-12 строк, такие как &laq…

Искусство и развлечения
Анализ стихотворения “Звезда полей”. Рубцов как представитель тихой лирики

Николай Рубцов – русский поэт второй половины 20-го века. Он родился в деревне, поэтому его творчество всегда неразрывно было связано с темой природы, с противопоставлением городского и деревенского. Порой поэту прихо…

Искусство и развлечения
“Ленинград”: анализ стихотворения (Мандельштам). Анализ стихотворений Мандельштама: “Бессонница”, “Вечер нежный”, “Век”, “Notre Dame”

Осип Мандельштам – один из ярчайших представителей поэтов Серебряного века. Его вклад в развитие русской литературы ХХ века сложно переоценить, а трагическая судьба никого не оставляет равнодушным.Сам по …

Читайте также:  Времена года, погода и климат ирландии

Искусство и развлечения
Философская тема в лирике Тютчева: анализ. Ф. И. Тютчев: философская лирика

Творческое наследие Федора Ивановича Тютчева невелико: оно составляет всего несколько публицистических статей и примерно 50 переводных и 250 оригинальных стихотворных произведений, довольно много среди которых неудачн…

Образование
Стихотворение Бунина “Одиночество”: анализ по плану

Любовь, расставание, одиночество… Этим темам великий русский поэт Иван Бунин отдавал предпочтение. Его проза поэтична, а стихи просты и лаконичны. Лирический герой в поэзии Бунина переживают боль расставания бе…

Образование
Анализ стихотворения “Листопад” Бунина И. А.

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни. Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются…

Образование
Анализ стихотворения “Вечер” Жуковского: особенности жанра, основная тема и тропы

В. А. Жуковский в самом начале своего творческого пути был известен как талантливый переводчик. Но в его рабочих тетрадях были найдены записи, датированные 1804-1805 годами, в которых были найдены свидетельства того, …

Источник: http://monateka.com/article/134248/

Анализ стихотворения бунина вечер

И. Бунин — российский литературный гигант. Он уехал за рубеж от российской неразберихи, террора уже зрелым писателем. В нобелевские лауреаты зарубежная общественность по литературе выбрала И. Бунина. Показательно то, что прах Бунина недавно был перезахоронен в России.

Многие считают его последователем Л. Толстого по воздействию на человека. Критики считают, что источником таланта Бунина была деревня и природа.

Деревня, где герои Бунина до последней капли отдают себя детям, людям, родной земле, противопоставляется беззаконию коллективизации на покинутой Родине, разоренному колхозному хозяйству.

В повествовании всегда утверждается не важность событий, а их философский смысл, тема навеяна самой жизнью.

Первые публикации в печати появились в 1887 году, когда Бунину было 17 лет. По молодости это были “слишком интимные” стихи, как писали критики.

Как у всех молодых авторов, у И. Бунина в стихах наблюдается подражательство, особенно Жуковскому. Но их отличало авторское раздумье и емкость мысли в короткой фразе. Для стихов характерна тютчевская пейзажная лирика. Поэзия Бунина отличается высокой насыщенностью образами природы. Это свойство принципиально важно для стихотворений Бунина.

Посредством образов природы, ее теплого дыхания, божественной красоты, величия объясняется гармония мироощущения лирического героя, безусловное принятие мира и всего, что в нем происходит. Например, в стихотворении “Вечер” 1909 года:

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно слежу за ним…

Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Здесь поражает не только знание природы, красота которой неподвластна человеческому пониманию, но и наблюдательность поэта.

Для достижения большего воздействия на душу читателя поэт использует нарушение ритма стиха и рифмы:

День вечереет, небо опустело.

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Все-таки у Бунина нигде не встретишь декадентских “завихрений”, характерных для этих и более поздних лет. Слишком велики были поэтические фигуры прошлого, которых он считал учителями. Это стихотворение “Вечер” — о счастье. Оказывается — это сама природа, ее понимание, умение увидеть великое в малом:

А счастье всюду. Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Этим стихотворением поэт призывает беречь природу, даже самую малую частицу:

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка.

И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

Основные качества стиха — простота и ясность, искренность и вдумчивость. Почерк Бунина-поэта — чеканный, четкий; рисунок — сжатый и сосредоточенный; манера — сдержанная, почти холодная. Его темы, язык, способы рифмовки лишены примет их резкого обновления, предпринятого символистами.

“На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое”, — писал Ю. Айхенвальд.

Но было в ее строе и свое, особенное — миф о гармонии в природе, элегическая печаль об уходящей усадебной жизни; аромат знаменитых бунинских “аменитых бунинских “антоновских яблок” веял и в поэтической строке.

Как бы в противовес всеобъемлющим трагическим предчувствиям символистов, в противовес порой и своей собственной прозе, в стихах Бунин поет красоту, покой. Иван Алексеевич писал о себе: “Я всё-таки… прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик”. Бунин бесконечно любил природу, чувствовал органическую связь с ней.

Позже А. А. Блок скажет: “Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты.

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/311/bunin-i-a

Анализ стихотворения И.Бунина «Вечер»

Люблю размышлять вместе с поэтом о счастье.

Итак, тема стихотворения — вечная тема счастья. Тема эта закреплена и кольцевой композицией (о счастье — счастлив). Но почему же стихотворение называется «Вечер»? Не проще ли было бы назвать его «Счастье»? Нет. Тогда бы не осталось поэтической загадки. Пусть маленькой, но загадки.

Так что же такое счастье? Много ли нужно для счастья? “О счастье мы всегда лишь вспоминаем”, — говорит поэт. Вспоминаем лишь в особо радостные, счастливые минуты. Вспоминаем, как о чём-то непостоянном, преходящем. “А счастье всюду”, — утверждает поэт. Смелое утверждение. Но пока не очень смело предполагает:

А разве не счастье — видеть, как

Разве можно оторвать взгляд от этого прекрасного сияния, вызванного вечерней зарёй? Конечно, нет. И поэт не отрывает взгляда. “Давно слежу за ним…” — пишет он, даже многоточиями продлевая минуты восторга, радости, счастья. Так вот что подарило поэту счастье — вечер! Вечерняя заря! И теперь понятно, почему стихотворение названо «Вечер».

Но в следующих строчках слышится сожаление.

Что же мы должны знать, чтобы быть счастливыми? Во-первых, мы должны знать, что счастье — всюду, во-вторых, уметь его видеть, замечать во всём обыденном. Вот

Как вовремя она появилась и заставила отвести “усталый взгляд” от книг. Ещё один подарок судьбы. Сейчас поэт с упоением понаблюдает за незваной гостьей. А когда она будет улетать, вслед за ней снова поднимет взор на небо. Уже исчезли сияющие облака.

Многоточие, которым заканчивается предпоследняя строчка, — это осознавательный знак (осознание того, что следует за ним), пауза перед философским заключением.

Поэт бесконечно счастлив, что имеет возможность видеть, слышать всё это и поведать миру о своём счастье. И заключительный аккорд — “Всё во мне” — это не самовосхваление, не самоупоение, а благодарение Богу, Всевышнему.

А дальше поэт, отдохнувший, счастливый, вернёт свой взгляд к книгам, от которых он оторвался лишь “на миг”. Книги — ещё одно счастье поэта, они доставляют ему “почти физическое наслаждение”. Не случайно слова “книг — на миг” вынесены на сильную позицию конца строки и составляют выразительную рифму.

Вот так осенний вечер, сияющие облака заполняют душу поэта счастьем, а он заражает нас своим жизнелюбием, жизнеутверждением. И мы вместе с ним уверены, что счастье всюду. К выводу этому поэт подводит нас не торопясь, не прибегая к громким фразам.

Философский разговор-наставление (а поэт уже с первых строк превратил нас в своих собеседников, употребляя местоимение “мы”) не терпит ни спешки, ни поучения. Тонкий психолог Бунин знает об этом.

Поэтому он плетёт поэтическую ткань стихотворения так, что мы вынуждены, читая его, делать многочисленные паузы и задумываться. Пауз в стихотворении так много, что невозможно на них не остановиться отдельно.

К обычным, обязательным паузам в конце строк присоединяются логические (смысловые) и психологические (диктуемые мыслью автора) паузы внутри строк. Логические паузы просто отделяют друг от друга группы слов, объединённые общим смыслом. Их всего лишь шесть-семь. Это как бы естественные паузы (“О счастье / мы всегда / лишь вспоминаем”, “Вот этот сад осенний / за сараем…

”, “В бездонном небе / лёгким белым краем…”, “А счастье / только знающим дано”, “Усталый взгляд / я отвожу на миг” и “Гул молотилки / слышен на гумне”). Остальные внутристиховые паузы создаются многочисленными точками (шесть строк из четырнадцати имеют переносы), запятыми, многоточием. Длительная пауза во второй строчке предназначена усилить значение утверждения “А счастье / всюду.

/ Может быть, оно…”

Паузы во второй и третьей строчках второго четверостишья — это экспрессивные паузы пространственно-временного воздействия на читателя.

Паузы последней строчки стихотворения — самые важные. Останавливаясь после каждого слова, мы вслед за поэтом осознаём, что и мы счастливы. Счастливы тем, что живём на белом свете, что сама жизнь — уже счастье.

И мы наполняемся “тихим” счастьем, чувствуем его. В этой прекрасной концовке — внутренняя гармония автора, равновесие, согласие с миром, с самим собой, слиянность с окружающим миром.

Автор — стократ гений, потому что и нам объяснил это, “поднёс на блюде”. “Поднёс” тихо, умно, просто.

Эти заключительные слова столь магичны и сильны, что вовсе не кажутся уже бунинскими… Это уже наши слова, наш голос сливается с голосом самого автора. Великий Бунин поэтическими средствами заставил нас почувствовать наше счастье.

Для выполнения столь важной миссии Бунин выбрал совершенную форму стиха — сонет. Сонет легко воспринимается, четырнадцать строк его идеально скомпонованы изнутри и поэтому хорошо запоминаются. Начальные два четверостишия (катрена) раскрывают тему сонета, а следующие за ним два трёхстишия (терцета) содержат в себе вывод произведения.

Каждая строфа в сонете — это своего рода ступень в развитии актуальной философской мысли. В первом катрене бунинского сонета задана тема (“О счастье мы всегда лишь вспоминаем”) и выражена основная мысль (“А счастье всюду”). Дальше эта мысль раскрывается (“Может быть, оно // Вот этот сад…

”), развивается и получает логическое завершение (“А счастье только знающим дано”). Так эти два катрена уже представляют собой законченное целое и имеют, как и всё произведение, красивое кольцевое обрамление (“О счастье… а счастье…”). В терцетах заключён вывод по всему произведению (“Я вижу, слышу, счастлив, // Всё во мне”).

В этой тихой концовке, мы уже сказали, слышится благодарение Богу. Благодарение за то, что мы обладаем великим счастьем видеть осенний сад, сияющие от вечерней зари облака, слышать писк птички и гул молотилки на гумне.

К теме Бога отсылает в первом терцете образ птички (божьей птички), книг (библейских сказаний), во втором терцете образы дня (“День вечереет”), молотилки и гумна, в связи с которыми вспоминается афоризм “Бог даёт день, Бог даёт и пищу”.

Такая чёткость строения, соответствие формы содержанию придают бунинскому сонету удивительную целостность, законченность, совершенство. Вот за всё это я и люблю Бунина. Читая его, отдыхаешь душой, новым взглядом смотришь на окружающее, исцеляешься от всего того, что отягощало тебя.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/bunin/analiz_stikhotvorenija_i_bunina_vecher/66-1-0-2709

Ссылка на основную публикацию