Природа в стихах ф. и. тютчева: анализ стихотворения «зима недаром злится …»

Зима недаром злится — Тютчев: стих, текст стихотворения Федора Ивановича Тютчева читать на РуСтих

Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится, прошла ее пора» Тютчева

Ф. Тютчев долгое время не публиковал своих стихотворений. Находясь на дипломатической службе и являясь уважаемым и обеспеченным человеком, он считал свои литературные творения забавой и способом отвлечься от серьезных государственных дел.

К публикации своих стихов его вынудили настойчивые просьбы друзей, которые высоко оценили талант начинающего поэта. Среди таких «легких» набросков оказалось стихотворение «Зима недаром злится…» (1836 г.), которое Тютчев включил в послание своему товарищу.

Оно так и не было опубликовано при жизни поэта.

Отличительная особенность произведения – его непосредственность и легкий разговорный стиль. Поэт совершенно не думал о том, как воспримет его читающая публика.

Он и не собирался никому, кроме друга, показывать стихотворение. Впоследствии в творчестве поэта появились и техника, и сложные образы, и философские размышления. А пока что он не был ничем связан.

Его вдохновение не знало границ и изливалось свободным потоком.

Стихотворение напоминает русскую народную сказку. По крайней мере, налицо противостояние добра и зла в образах Весны и Зимы. Тютчев не случайно именует времена года с прописных букв.

Перед нами живые волшебные персонажи, проявляющие обычные человеческие чувства и испытывающие человеческие ощущения.

Автор «оживляет» окружающий мир с помощью многочисленных олицетворений («злится», «хохочет», «хлопочет»).

Сказка вплетается в жизнь благодаря появлению жаворонков, которые на полном основании вступают в борьбу Весны с Зимою.

Эта борьба олицетворяет первые признаки пробуждения природы, хлопоты зимы – ночные заморозки и холодный ветер, а хохот весны – весеннее журчание ручьев и пение птиц. Очень образно Тютчев описывает финальный снегопад.

Побежденная Зима кидает в «прекрасное дитя» горсть снега. Но эта безнадежная последняя попытка ни к чему не приводит. Последний снег быстро тает, позволяя Весне умыться и стать еще прекраснее.

«Зима недаром злится…» — прекрасный образец пейзажной лирики Тютчева, еще не скованный критическими замечаниями поэтического мира. Оно не несет никакой смысловой нагрузки, поэтому воспринимается удивительно легко и свободно. Немногие поэты не только XIX века, но и в наше время, могут похвастаться таким простым, но в то же время художественно выверенным слогом.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Федор Тютчев — Зима недаром злится на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/fedor-tyutchev-zima-nedarom-zlitsya/

Анализ стихотворения Зима недаром злится Тютчева 5 класс

Поэзия Федора Тютчева очень разнообразна и в то же время абсолютно неповторима. Каждая стихотворение мастера лирики наполнена глубоким философским содержанием. Это касается как любовных произведений, так и пейзажных зарисовок и патриотических излияний.

Пейзажная романтика – великое достижение Тютчева в художественно-поэтическом направлении. Он, как никто другой, способен на высшем уровне передать читателю динамику природы, ее постоянство в одном мгновении и в то же время изменчивость во всем ее существовании. Природа Тютчева живет собственной жизнью, она полна ярких мыслей и образов.

Это своеобразный организм, который способен дышать, чувствовать и говорить.

Каждое произведение таит в себе загадку природы, скрытую от чужого взгляда, неспособного уловить ее смысл и раскрыть его самостоятельно. Лиричность и романтика весенних образов открывают для нас первозданную прелесть и новизну.

Весна в поэзии Тютчева как будто всегда предстает в некоем образе молодой и прекрасной девушки, чистой и невинной.

В то время как осенняя пора в глазах поэта выглядит пустой и приземленной, олицетворяя собой вечность, весна символизирует время пробуждения, надежд и новой жизни, вселяя веру в светлое будущее.

Природа Федора Тютчева подобно весне всегда юна и прекрасна. Старая зима не хочет уходить, но все же вынуждена уступить место вечно молодой весне. Стихотворение буквально пронизано жаждой жизни, чистыми помыслами, ожиданием чего-то нового.

В произведении  «Зима недаром злится…» автор очень тонко показал противостояние двух персонажей. Дряхлая старуха Зима не спешит уходить восвояси, она злится, ворчит, стараясь как можно дальше отодвинуть свой конец.

Молодая, полная сил, веселая девушка Весна прогоняет старуху, смеясь ей в глаза и торжествуя победу над злодейкой-Зимой. Схватка этих двух героинь есть не что иное, как противоборство добра и зла, жизни и смерти, где победителем с гордо поднятой головой выходит Весна – олицетворение жизни и добра.

Настало чудесное время волшебных перемен. Стихотворение звучит как гимн, восхваляющий вечную молодость.

Строчки произведения звучат так, словно повторяют весеннее звучание ручейков и звонкие голоса птиц. Природа ожила, полна сил и энергии. Тютчев вдохнул в нее жизнь, поселив в ней настоящую человеческую душу.

Такое, пожалуй, никому из предшественников поэта не было под силу.

Березки ждут, цветы улыбаются, гром смеется… Ручьи – это гонцы, которые спешат сообщить всей округе о появлении чего-то нового, об уходе старого и ненужного, о том, что мир снова меняется, и несет за собой свежесть и красоту наступающей весны.

Анализ стиха Тютчева Зима недаром злится

Все произведения Федора Тютчева разные и единственные в своем роде. В них содержится глубокий смысл, который находит свой отклик в описании природы, признанию в любви родине и прочих вещах.

Олицетворение природы — это огромный успех поэта. Он как никто другой лучше всех описывал пейзажи и передавал эти ощущения читателям.

Уникальная и оживленная Тютчевым природа – это настоящий организм, который живет, дышит, имеет свои предпочтения и мнения.

Стихотворения поэта наполнены загадочностью природы. Весна свежа, и ее образ каждый раз невинен и чист. В осень поэт вкладывает пустоту, которая олицетворяет бесконечность, а весна — это вера, начало новой жизни и время полное надежд. Весна символизирует яркое будущее.

Матушка-природа для Тютчева всегда юна как весна, а зима не может грозить ей своим уходом. Ранее лирик уже посвящал именно весне свои стихи. Грядущая весна как бы говорит, что с ее наступлением придет прекрасное время. В стихотворении отражается жажда к жизни и к любви.

В данном произведении Тютчев изображает последнее сражение зимы и весны. Зима предстает как немощная старушка, которая раздражена, недовольна и постоянно ворчит, пытаясь как можно дольше не позволять весне вступать в свои права.

Весна же, изображена как юная, заводная и прекрасная дева, которая выгоняет злобную старуху со двора, посмеиваясь над ней. Из этого складывается живой образ отображения зимы и весны в природе, время перемен и также — это соревнование между жизнью и смертью, где выигрывает жизнь.

Зима недаром злится — это песня, посвященная юности.

Необыкновенность этого произведения состоит в том, что оно было написано обычным в те время крестьянским языком. Но это не личное желание поэта. Тогда Тютчев находился далеко от России и пытался воссоздать картину своего детства, когда наступала весна, а зима не хотела исчезать.

И чтобы получить ожидаемый эффект, в стихотворении, необходимо было излагать все в простоте написания.

Поэтому особенной нагрузки произведение не имеет, но благодаря ему, поэт прекрасно показал, как ведет себя природа, когда происходит взаимодействие между собой двух  времен года, когда одному нужно сменять другого.

Вариант №3

У хорошего литератора есть свой стиль, но литератор выдающийся способен от него отказаться ради тех или иных целей. И произведение, написанное несвойственным автору языком, всё равно будет выдающимся. Это можно сказать и про стихотворение Тютчева «Зима недаром злится».

Оно было опубликовано после смерти поэта. Из приближённых Тютчеву людей его видел князь Гагарин, но тогда произведение ещё находилось в черновой стадии.

Это пейзажная лирика, стихотворений такого рода много среди ранних работ поэта, когда он ещё публиковался под псевдонимами.

Тютчев был ещё и дипломатом, и находился под мнением, что ему как политику не стоит показывать себя с другой стороны перед общественностью. А это стихотворение могли не понять.

Его стиль нарочито простой. На сей раз Тютчев решил не прибегать к высокому стилю, потому что эта работа требовала иного подхода. Поэт хотел вспомнить детство, воспроизвести то, что он видел в нём. Он находился очень далеко от России, и вспоминались родные края. Поэтому Тютчев прибегнул к простому языку.

Зима злится, потому что её время на земле истекло. Пора царствовать весне. Но зима не хочет отступать и сдавать сопернице то, что она завоевала. Вот только всё вокруг желает, чтобы холодная пора года отступила. Уже и жаворонки запели. Зиме больше не место среди людей и зверей.

Она ещё пытается что-то сделать и ворчит на весну, но весна ей хохочет в глаза и всё больше набирается сил. Природа оживает, распускаются цветы, воздух дышит свежестью. Старая карга не может больше оставаться на земле, но злость распирает её, и она бросает снегом в дитя-весну.

А что же весна? Она всё равно радуется! Умылась в снегу и похорошела ещё больше, как назло зиме. Теперь другое время, и пора царствовать другой поре года. Весна вступила в свои права, а зима повержена, как это бывает каждый год.

5 класс

  • СуриковСуриков Иван Захарович (6.04.1841-06.05.1880)— выдающийся поэт, самоучка. Его творчество стали превращать в народные песни, и тем самым он стал ярким представителем «крестьянского» направления.
  • Анализ стихотворения Несжатая полоса НекрасоваНиколай Алексеевич Некрасов вырос в родовой усадьбе, в окружении природы. Поэт любил природу, восхищался её красотой. Там же, в усадьбе, будущий поэт ежедневно наблюдал за суровой жизнью крепостных.
  • Анализ стихотворения Маяковского О любвиПроизведение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» великого русского писателя Маяковского Василия Владимировича стало одним из самых ярких произведений, написанных в любовной тематике. Вообще нужно отметить,
  • Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисманБольшая часть стихотворного наследия Пушкина представлена образцами любовной лирики. Это стихотворения наряду с еще тремя многие исследователи объединяют, в связи с возникшим в Одессе романом поэта и Е.Воронцовой.
  • Анализ стихотворения Маяковского НочьВ.В. Маяковский — известный русский писатель. Написал множество стихотворений и поэм. Отличался своим необычным стилем и пессимистическим почерком в своих произведениях. Жизнь Маяковского была нелегка и наполнена множеством преград.

Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/zima-nedarom-zlitsya-5-klass

«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий — все могло стать объектом изображения в стихотворении.

Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение — троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека.

Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми. Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.

Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм. Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:

Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа — некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно. А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.

Стихотворение «Зима недаром злится…» Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику. Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается.

Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: «злой ведьмы» Зимы и «прекрасного дитя» Весны.

Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что «все мы родом из детства».

Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, «взбесилась ведьма злая», а «Весне и горя мало». Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами.

Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: «злится», «стучится», «гонит», «хлопочет», «хохочет», «шумит»…

Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну — пору обновления, зарождения новой жизни.

После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость.

Может быть, оттого, что Весна «хохочет» и «шумит»? Или оттого, что она «румяней стала», ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку «прелестное дитя». Безусловно, и автор симпатизирует Весне.

Хотя она «гонит со двора» старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь «пришла ее пора». А вот Зима ведет себя очень грубо.

Читайте также:  Результатом раскрытия огромных зеркал на земной орбите может стать засуха

Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: «взбесилась» да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе — цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.

Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна.

Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
  • «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева
  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
  • «Безумие», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «Зима недаром злится»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

Источник: https://goldlit.ru/tutchev/197-zima-nedarom-zlitsya-analiz

Ответы@Mail.Ru: Анализ стихотворения Тютчева » Зима недаром злиться»

Minerva Мыслитель (5098) 7 лет назадСтихотворение «Зима недаром злится: » отражает знакомство Тютчева с представлениями древних славян. Художественное время стихотворения мы соотносим с мартом — третьим месяцем от начала года, название которого пришло в русский язык от византийцев.

В старину этот месяц назывался «сухим» и «березозолом», а первый день марта — «новичком», потому что вплоть до начала XV века март был первым месяцем года.

Март связан в народном сознании прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным праздником: » В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по — весеннему и в это время первых оттепелей русский празднует беспутную — «скоромную» неделю, предшествующую Великому посту.

Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини плодородия — веселой красавицы Лады, которая отправляется на поиски усыпленного зимой — Морганой своего возлюбленного Леля — бога месяца мая. Именно Лада, , которая борется с зимой, , .

Ее спутники легко угадываются во второй строфе стихотворения: И все засуетилось, Все гонит Зиму вон — И жаворонки в небе уж подняли трезвон>. Соотнесенность этого образа со светом отражена и в конечной строфе: . Образ тютчевской Зимы также соответствует фольклорным представлениям об этом времени года.

Именно в славянской мифологии злую зиму сопровождали духи тьмы, холода, бед. Тютчевская Зима — взбесившаяся . Как видим, древние славянские верования органично присущи Тютчеву — поэту. или В стихотворении «Зима недаром злится…

» поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной: Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит.. . Эта схватка изображена в виде деревенской ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной девушки – весны. Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и «грустные места» средней России в разные времена года

УДАЧИ!!!)))

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

MiStEr XaRlAsHkA Ученик (150) 2 года назадЛирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Её всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы – величайшее художественное достижение Федора Тютчева. Ему отлично удается передать движение и динамизм пейзажа. Неповторимая и живая тютчевская природа имеет свои образы – это организм, который чувствует, думает, имеет свой голос, свои пристрастия.Каждое стихотворение поэта пропитано таинством природы, которое ревниво скрывается от глаз непосвящённых. Поэтика весны несет в себе эдемовскую первозданную свежесть. Образ весны в сочинениях Тютчева всегда девственно чист и прекрасен. Если осень наполнена земными мотивами и пустотой, являясь олицетворением вечности, то весна – время больших надежд, новой жизни, время пробуждения от спячки. Весенняя муза всегда связана со светлым будущим.Природа Тютчева вечно юная, как сама весна. Зима не грозит ей старческим уходом. В своих стихотворениях поэт выразил торжество весны, как вечной молодости. Тютчев в 30-х годах посвятил ей несколько своих стихотворений: «Весенние воды», «Могила Наполеона», «Весенняя гроза», «Весна», «Зима недаром злится». Оптимизм поэзии утверждает прекрасное грядущее, олицетворением которого является наступающая весна. В мировоззрении поэта отражается жажда жизни и чистая любовь, которые нашли воплощение в жизнеутверждающем ликовании строк «Вешних вод» и «Весенней грозы».В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.Тютчевские строки о весне мастерски имитируют переливы бурлящих весенних ручьев и пенье птиц. Природа очеловечена Тютчевым так, как не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников. Березы ждут, пруд грезит, цветы улыбаются, гром играет и смеется.

Ручьи – гонцы, трубящие во все концы о приходе нового, о смене ветхого, старого и замшелого вечно обновляющимся неповторимым миром, который несет юность наступающей весны.

Удачи!!!

Эрик Авакян Ученик (104) 2 года назадЭто стихотворение о борьбе Зимы и Весны. Поэт показал два образа – два настроения. Автор радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить. В своем стихотворении поэт использует прием контраста. Зима и Весна описаны в контрасте. Зима: злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась. Весна: хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мал. Поэт подчеркнул уходящую зиму как уходящее от людей ЗЛО. Всему свое время. Каждое время года приходит и уходит в назначенное ему время. Хотим мы этого — или нет. Для человека весна — это обновление жизни, это вечная молодость, пробуждение природы. Поэт пишет о зиме и о весне, как о живых существах. Зима недаром злится , Пришла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. Злиться, стучать могут только живые существа.

Поэт использует олицетворения: Зима – ведьма злая, враг, а весна- прекрасное дитя.

Комментарий удален

Комментарий удален

Даша Комова Знаток (251) 2 года назад Вячеслав Чичков Знаток (399) 2 года назад юличка хохлова Ученик (153) 1 год назад 4 Ж класс Профи (567) 1 год назад Жаринов Роман Ученик (127) 1 год назад Гера Донских Ученик (171) 1 год назадЛирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Её всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы – величайшее художественное достижение Федора Тютчева. Ему отлично удается передать движение и динамизм пейзажа. Неповторимая и живая тютчевская природа имеет свои образы – это организм, который чувствует, думает, имеет свой голос, свои пристрастия.Каждое стихотворение поэта пропитано таинством природы, которое ревниво скрывается от глаз непосвящённых. Поэтика весны несет в себе эдемовскую первозданную свежесть. Образ весны в сочинениях Тютчева всегда девственно чист и прекрасен. Если осень наполнена земными мотивами и пустотой, являясь олицетворением вечности, то весна – время больших надежд, новой жизни, время пробуждения от спячки. Весенняя муза всегда связана со светлым будущим.Природа Тютчева вечно юная, как сама весна. Зима не грозит ей старческим уходом. В своих стихотворениях поэт выразил торжество весны, как вечной молодости. Тютчев в 30-х годах посвятил ей несколько своих стихотворений: «Весенние воды», «Могила Наполеона», «Весенняя гроза», «Весна», «Зима недаром злится». Оптимизм поэзии утверждает прекрасное грядущее, олицетворением которого является наступающая весна. В мировоззрении поэта отражается жажда жизни и чистая любовь, которые нашли воплощение в жизнеутверждающем ликовании строк «Вешних вод» и «Весенней грозы».В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.

Тютчевские строки о весне мастерски имитируют переливы бурлящих весенних ручьев и пенье птиц. Природа очеловечена Тютчевым так, как не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников.

Березы ждут, пруд грезит, цветы улыбаются, гром играет и смеется.

Ручьи – гонцы, трубящие во все концы о приходе нового, о смене ветхого, старого и замшелого вечно обновляющимся неповторимым миром, который несет юность наступающей весны.

Комментарий удален

Источник: https://otvet.mail.ru/question/51368339

«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

Федор Иванович Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

1836

«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий — все могло стать объектом изображения в стихотворении.

Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение — троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми.

Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм.

Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа — некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно.

А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.Стихотворение «Зима недаром злится…» Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику. Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается.

Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: «злой ведьмы» Зимы и «прекрасного дитя» Весны. Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что «все мы родом из детства».

Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, «взбесилась ведьма злая», а «Весне и горя мало». Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами.

Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: «злится», «стучится», «гонит», «хлопочет», «хохочет», «шумит»…

Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну — пору обновления, зарождения новой жизни.

После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна «хохочет» и «шумит»? Или оттого, что она «румяней стала», ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку «прелестное дитя». Безусловно, и автор симпатизирует Весне.

Хотя она «гонит со двора» старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь «пришла ее пора». А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: «взбесилась» да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе — цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.

Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна. Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.

В своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский — воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде вЛюбовь в романе «Обломов», как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) — причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее душу к жизни. В романе «Об  Антон Павлович Чехов у світовому літературному процесі займає од­наково визначне місце і як прозаїк, і як драматург. Але як драматург він визначився раніше. У вісімнадцятирічному віці Чехов розпочав роботу над своєю першою п'єсою, яка неНобелевский лауреат Иосиф Бродский принадлежит миру и вместе с тем русской культуре, ведь его поэзия написана человеком определенной ментальности, воспитанной именно русской культурой. Вместе с тем его творчество отражает определенную эпохуВершиной творчества Лермонтова является роман «Герой нашего времени». В своих романтических произведениях писатель поднимает проблему сильной личности, столь не похожей на дворянское общество 30-х годов и противопоставленной ему.     ОсновнСейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}

Читайте также:  Сочинение: описание картины и. и. левитана "лесное озеро"

Источник: http://retsept-goda.ru/analiz-stikhotvoreniya/5821-zima-nedarom-zlitsya-analiz-stikhotvoreniya-tyutcheva.html

Анализ стихотворения «Зима» (Ф. И. Тютчев) | Литерагуру

Многие отечественные писатели смогли завоевать наши сердца, проникнуть к нам в душу. Но никто так не выражал высокие патриотические чувства наших людей как Федор Иванович Тютчев. Он как никто другой мог передать всю красоту нашей необъятной родины, её движение и изменчивость посредством написанных строчек. Одному из таких произведений посвящается данный анализ.

История создания

Данное стихотворение написано поэтом в 1836 году и приходится на второй период, которому присущ синтез одической поэзии XVIII века и романтизма Европы. Именно тогда в произведениях Фёдора Ивановича начинает проглядываться его собственный, оригинальный стиль. Тогда же формируется одна из главных тем всех его произведений – любовь к природе.

Весна для Тютчева не просто ещё один сезон в круглогодичном цикле. Она выступает как вестница перемен: рождения новой жизни, приходящей на смену старой, перерождением природы после долгой и убийственной зимы. Не удивительно, что поэт посвящает множество стихотворений этой теме: «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Весна» и «Зима».

Жанр, направление и размер

С самых первых строк и до конца произведения проносятся перед нами картины борьбы Зимы и Весны, красота одной и враждебность другой. Даже название, прочитав которое мы сразу представляем определённую картину, намекает нам на пейзажную направленность лирики.

Хоть стихотворение и написано простым, даже примитивным языком, сцены, представленные в нём, и описание судьбоносной схватки двух сезонов, отсылают нас к жанру оды, приуроченной к, казалось бы, такой незначительной теме.

Произведение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмовки. Это, а так же использование мужской и женской, точной и неточной рифмы придаёт творению Тютчева торжественный вид и лёгкость чтения.

Образы и символы

Главными героями стихотворения выступают две противоборствующие стихии – Зима и Весна. Эти образы сопровождают нас на протяжении всего стихотворения. Ведь не зря поэт пишет их с заглавных букв, придавая персонажам индивидуальность, живость и вселяя в них человеческую душу.

За сражением наблюдает сам автор – лирический герой. Он не вмешивается в вековую борьбу, предпочитая занять место зрителя, и позволить времени решить исход битвы. Но, конечно же, как и у любого человека, у него есть свои предпочтения, которые он отдаёт Весне – началу нового, цветущего будущего.

Темы и настроение

Основной темой, пронизывающей всё стихотворение, является естественная природная борьба Зимы и Весны, смерть первой и воцарение второй.

Неизбежный проигрыш не пугает Зиму, она продолжает сражаться: отступая и нанося коварные удары юной сопернице: «И, снегу захватя, пустила, убегая …».

Но этого не пугает смелую и неотступную Весну, которая, с гордостью выдерживая все удары, непреклонно двигается к своей цели, в конце концов, побеждая обидчицу.

Казалось бы, что столь трагичная сцена будет пропитана скорбью, печалью и тяжелыми философскими мыслями. Но вместо этого в произведении царит поднятое и радостное настроение, вера лирического героя в победу Весенней красоты.

Основная идея

За такими, на первый взгляд, простыми картинами сражения двух стихий, показанными нам, скрывается глубокая и философская главная мысль – противостояние старого и нового, пожилых людей и юношей. В нем побеждает будущее, и это закономерно, естественно.

Столь глубокие размышления наталкивают на определённый смысл таких перемен, происходящих повсеместно: неизбежность локального и мирового прогресса, откидывающего всё ненужное и позабытое и приносящее что-то свежее и лучшее.

Средства художественной выразительности

Композиционно стихотворение построено по кольцевому принципу: начиная с описания прихода долгожданной Весны «Весна в окно стучится …», и заканчивая её неимоверной победой над врагом и приходом цветущего царства.

Произведение так же изобилует множеством тропов. Олицетворение («Зима недаром злится…» и «Весна в окно стучится…»), используемое автором, оживляет героев, приравнивая их людям, благодаря чему приводит читателей к радости, когда юная героиня все же побеждает свою соперницу.

Сравнение Весны с «прекрасным ребёнком» и Зимы со «злой ведьмой» подталкивает читателя к раскрытию основной мысли, показывая девственную красоту нового и её преимущества в сравнении со старым, отжившим прошлым.

Аллитерация помогает создать нужную автору атмосферу: тревожности повторением звука «з», птичьего щебетания благодаря звукам «н», «з» и смеха посредством «х», «щ», «ш».

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-zima-f-i-tyutchev/

Анализ стихотворения Тютчева Зима недаром злится 5 класс

Изучив стихотворение «Зима недаром злится…» мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью.

Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы. А Зима ведет себя как ребенок, отсюда и появляется комичность, это отчетливо видно в предпоследней строфе стихотворения.

Зима, от нежелания уходить, взбесилась, и кинула в Весну, которая представляется нам прекрасным ребенком, снегом.

На протяжении всего стихотворения у Зимы отрицательное настроение, она хлопочет, ворчит. Появляется такое чувство, что Зима представляется нам в виде старухи. Но Тютчев делает стихотворение так профессионально и грамотно, что у читателя оно вызывает смех. Жанром этого стихотворения является эпиграмма.

Мне кажется, что в этом произведении активно высмеивается Зима, которая не хочет уходить. Проще говоря, он ставит Зиму в неловкое положение, от которого нам смешно. Вторым образом в этом произведении является Весна.

Она приходит, чтобы сменить Зиму, а Зима не хочет уходить, из-за этого у них и происходит конфликт. Кстати говоря, везде Зима описывается авторами героем. Да, суровым, но положительным героем. Здесь Тютчев решил по-своему, он сделал ее отрицательной личностью.

Весна совсем не агрессивная, она очень добрая, это прослеживается в 3 строфе. Когда Зима ворчит на Весну, та ей в ответ лишь хохочет.

В данном стихотворении преобладают такие изобразительные средства, как олицетворение.

На протяжении всего произведения Зима и Весна представляются нам живыми героями, которые находятся в конфликте друг с другом. В стихотворении нет быстрого ритма, в нем даже отсутствуют ударные строчки.

Рифма прослеживается легко, потому что стихотворение написано разговорным стилем, а чаще всего Тютчев писал «высоким штилем».

Это стихотворение написано Тютчевым в 1836г., тогда ему было 33 года . После он прожил еще 40 лет, после чего умер в 1873г. Когда он писал это стихотворение, у Тютчева был еще средний период жизни. На тот момент он жил за границей, так как строил большую карьеру дипломата.

За границей он вспоминал о России, о своем детстве. Именно поэтому он много писал о красоте природы в России, он скучал по ней. Стоит заметить, что Тютчев писал под псевдонимами. Он считал, что дипломат не имеет права писать стихи.

После написания стихотворения, Тютчев отправил его своему другу- Гагарину, но оно было опубликовано после его смерти.

5 класс по плану. Кратко. Метафоры, идеи, олицетворения. 2 класс.

2 вариант анализа стихотворения Тютчева Зима недаром злится для 5 класса по плану

Стихотворение это изначально было отправлено поэтом своему другу как набросок, а опубликовано только после смерти автора.

Для Тютчева в этих строках заключалось также детское воспоминание, возвращение к чистому источнику энергии и силы в природе. Впрочем, поэт, видимо, не воспринимал эти строки слишком серьезно.

Однако это «пейзажное», несколько романтичное и сказочное произведение очень полюбилось читателям.

Важно, что стихотворение написано в начале девятнадцатого века, здесь достаточно устаревших сейчас форм слов.

Например, птицы «нудят» уйти (ударение на первый слог), то есть они «вынуждают». Также внимание современного читателя привлекут такие слова как «трезвон», «пуще» (больше), форма «умылася» (вместо «умылась»). Но в то время это было нормой.

Впрочем, исследователи утверждают, что стихотворение создано в нарочито простой для той эпохи манере, ближе к крестьянской речи. Автор использовал такой слог специально, ведь тогда уже долгое время он жил за границей, скучая по простым русским людям. Незатейливость стихотворения стало его достоинством, ведь в этих строках, передающих смену сезонов, ничего лишнего, тяжеловесного.

Известней всего первая строфа этого стихотворения. С первых строк сезоны одушевлены, при этом Зима – старая и злая (мачеха), а Весна – весёлая и юная (девочка).

Зиме время уходить, но она не готова с этим смириться. Все знают, как часто весной возвращаются холода, идёт снег… Но в итоге весна воцаряется. Зиме остаётся только злится, ворчать, делая самой себе хуже.

Весна не готова ждать, она прогоняет старуху. В стихотворении развивается конфликт!

Со второй строфы он усиливается. Весне все помогают – суетятся. Например, жаворонки радостно поют, уже празднуя приход весны. Зима «собирается», а Весна хохочет и шумит.

В итоге, Зиме приходится убегать, но в бешенстве она бросает в «соперницу» снегом. Весна, со свойственным молодым людям оптимизмом, лишь умывается снегом. Теперь она ещё бодрей и краше. Весна не только побеждает, но и использует всё, чем пытается навредить её враг, в свою пользу. Кстати, Весна-то не пытается сделать противнице что-то плохое, просто той пора уходить.

То есть это простое по форме стихотворение не только о смене сезонов, но и о стратегии конфликта. Персонажи сказочные, простые и понятные. Можно пожалеть вредную Зиму, но болеть все будут, всё-таки, за Весну.

5 класс, 2 класс.

Анализ стихотворения Зима недаром злится по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/zima-nedarom-zlitsya

Анализ стихотворения Тютчева » Зима недаром злиться»

Анализ стихотворения Тютчева » Зима недаром злиться»

  1. 0_0
  2. 0_0
  3. Как бы зима ни злилась, весна вс ровно наступит !
  4. Лирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Е всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы величайшее художественное достижение Федора Тютчева. Ему отлично удается передать движение и динамизм пейзажа. Неповторимая и живая тютчевская природа имеет свои образы это организм, который чувствует, думает, имеет свой голос, свои пристрастия.

    Каждое стихотворение поэта пропитано таинством природы, которое ревниво скрывается от глаз непосвящнных. Поэтика весны несет в себе эдемовскую первозданную свежесть.

    Образ весны в сочинениях Тютчева всегда девственно чист и прекрасен.

    Если осень наполнена земными мотивами и пустотой, являясь олицетворением вечности, то весна время больших надежд, новой жизни, время пробуждения от спячки. Весенняя муза всегда связана со светлым будущим.

    Природа Тютчева вечно юная, как сама весна. Зима не грозит ей старческим уходом. В своих стихотворениях поэт выразил торжество весны, как вечной молодости.

    Тютчев в 30-х годах посвятил ей несколько своих стихотворений: Весенние воды, Могила Наполеона, Весенняя гроза, Весна, Зима недаром злится. Оптимизм поэзии утверждает прекрасное грядущее, олицетворением которого является наступающая весна.

    В мировоззрении поэта отражается жажда жизни и чистая любовь, которые нашли воплощение в жизнеутверждающем ликовании строк Вешних вод и Весенней грозы.

    В стихотворении Зима недаром злится поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима дряхлая старуха, которая злится, еще хлопочет, ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени.

    Весна молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления.

    Это стихотворение гимн вечной юности.

    Тютчевские строки о весне мастерски имитируют переливы бурлящих весенних ручьев и пенье птиц. Природа очеловечена Тютчевым так, как не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников.

    Березы ждут, пруд грезит, цветы улыбаются, гром играет и смеется.

    Ручьи гонцы, трубящие во все концы о приходе нового, о смене ветхого, старого и замшелого вечно обновляющимся неповторимым миром, который несет юность наступающей весны.
    Удачи!!!

  5. Это стихотворение о борьбе Зимы и Весны. Поэт показал два образа два настроения. Автор радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить. В своем стихотворении поэт использует прием контраста. Зима и Весна описаны в контрасте. Зима: злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась. Весна: хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мал. Поэт подчеркнул уходящую зиму как уходящее от людей ЗЛО. Всему свое время. Каждое время года приходит и уходит в назначенное ему время. Хотим мы этого — или нет. Для человека весна — это обновление жизни, это вечная молодость, пробуждение природы. Поэт пишет о зиме и о весне, как о живых существах. Зима недаром злится , Пришла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. Злиться, стучать могут только живые существа.

    Поэт использует олицетворения: Зима ведьма злая, враг, а весна- прекрасное дитя.

  6. хз
  7. Фдор Тютчев
  8. Стихотворение «Зима недаром злится: » отражает знакомство Тютчева с представлениями древних славян. Художественное время стихотворения мы соотносим с мартом — третьим месяцем от начала года, название которого пришло в русский язык от византийцев. В старину этот месяц назывался «сухим» и «березозолом», а первый день марта — «новичком», потому что вплоть до начала XV века март был первым месяцем года. Март связан в народном сознании прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным праздником: » В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по — весеннему и в это время первых оттепелей русский празднует беспутную — «скоромную» неделю, предшествующую Великому посту. Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини плодородия — веселой красавицы Лады, которая отправляется на поиски усыпленного зимой — Морганой своего возлюбленного Леля — бога месяца мая. Именно Лада, lt;окруженная многочисленными веселыми, добрыми: спутникамиgt;, которая борется с зимой, lt;:ейgt;, lt;:пущеgt;. Ее спутники легко угадываются во второй строфе стихотворения: И все засуетилось, Все гонит Зиму вон — И жаворонки в небе уж подняли трезвонgt;. Соотнесенность этого образа со светом отражена и в конечной строфе: lt;Весне и горя мало: // Умылася в снегу // И лишь прекрасней стала // Наперекор врагуgt;. Образ тютчевской Зимы также соответствует фольклорным представлениям об этом времени года. Именно в славянской мифологии злую зиму сопровождали духи тьмы, холода, бед. Тютчевская Зима — взбесившаяся lt;злая ведьмаgt;. Как видим, древние славянские верования органично присущи Тютчеву — поэту. или

    В стихотворении «Зима недаром злится… » поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной:

    Зима недаром злится, Прошла ее пора Весна в окно стучится

    И гонит со двора.

Читайте также:  Связь живой и неживой природы

Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.. .

Эта схватка изображена в виде деревенской ссоры старой ведьмы зимы и молодой, веселой, озорной девушки весны. Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и «грустные места» средней России в разные времена года

УДАЧИ!!!)))

  • кек
  • тошто нужно
  • пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп
  • учительница диктовала 0-0

    «Зима недаром злится… » 1-тема; наступление весны2- противопоставление зимы и весны3-изобразительные выразительные средства олицетворение пример зима ворчиливая4 повтор слова вс5- инверсия ведьма злая не наоборот6-повторение согл звуков з ш ж вот план 1-история создания2-ведущая тема3-композиция4-основные образы5-лексика6-изобр вырас средства7-поэтический синтаксис8-звукопись

    9-стихотворный размер

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/analiz-stihotvoreniya-tyutcheva-zima-nedarom-zlitsya/

    Анализ стихотворения Тютчева «Зима недаром злится»

    Благодаря удачной дипломатической карьере Федор Тютчев почти 20 лет прожил за границей, где открыл в себе тягу к романтизму. Этому способствовало не только увлечение литературой, но и возможность напрямую общаться с выдающимися немецкими поэтами.

    Сам Тютчев к тому времени уже писал весьма утонченные стихи и публиковал их в России под различными псевдонимами, считая, что дипломат не имеет права публично афишировать свои увлечения.

    Тем не менее, именно раннее творчество этого поэта может похвастаться обилием произведений, относящихся к пейзажной лирике.

    Среди них – стихотворение «Зима недаром злится.», созданной в 1836 году. Поэт отправил его в письме к своему другу князю Гагарину в виде наброска, однако опубликовано это произведение было лишь после смерти автора.

    Особенность этого стихотворения в том, что оно написано не «высоким штилем», к которому время от времени прибегал Тютчев, а разговорным языком, с помощью которого в то время изъяснялись дворовые крестьяне. Однако не стоит списывать это на прихоть поэта.

    Просто Тютчев, находясь за сотни верст от России, попытался воспроизвести знакомую с детства картину, когда весна вступает в свои права, а зима все никак не хочет уходить. Естественно, что требуемого эффекта в произведении можно было добиться лишь при условии его написания простым и незатейливым слогом, граничащим с примитивизмом.

    Поэтому особой художественной нагрузки это стихотворение не несет, однако с его помощью автору удалось очень точно передать то пограничное состояние природы, когда одно время года сменяет другое.

    Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять.

    Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом.

    Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир.

    Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».

    (Пока оценок нет)
    Loading…

    Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Тютчева «Зима недаром злится»« Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов друзья

    Источник: http://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-zima-nedarom-zlitsya/

    Портал педагога | Ф.Тютчев «Зима недаром злится «Весенние воды»

    Автор: Тиманкина Людмила Николаевна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: МБОУ «СОШ №1» п.

    Пуровск, Пуровского района, ЯНАО
    Населённый пункт: п.Пуровск
    Наименование материала: Конспект
    Тема: Ф.

    Тютчев «Зима недаром злится «Весенние воды»
    Дата публикации: 06.02.2016
    Раздел: начальное образование

    Назад

    Тема:

    Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне «Зима недаром злится», «Весенние воды»

    Цели:

    показать целостность художественного образа его общую природу в разных видах искусства и обратить внимание детей на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи.

    Задачи урока:

     показать что и музыкальные, и литературные (стихотворения), и живописные произведения И.И.Левитана «Весна. Большая вода», «Март», А.К.Саврасова «Грачи прилетели» могут создавать образ, выражать настроение;  при анализе стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения для создания поэтического образа и передачи настроения;  показать что такие тропы, как олицетворение, метафора и эпитет, помогают поэту создать великолепный образ молодой весны.

    Оборудование:

    презентация, компьютер, мультимедиа — проектор Грамзапись с произведениями П.И.Чайковского «Времена года»: «Март», «Апрель»; Репродукции картин И.И.Левитана «Весна. Большая вода», «Март», А.К.Саврасова «Грачи прилетели»; словарь настроений.

    Ход урока

    I.

    Организационный момент.

    II.

    Введение в тему урока.

    Звучит музыка из цикла «Времена года» («Весна») П.И.Чайковского. На её фоне читаю четверостишие: Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко – красном Шагает по земле … Дети хором: «Весна!» Ученики определяют тему урока.

    -Что помогло определить тему нового раздела? (Музыка, стихи) Появляются иллюстрации на доске. — Чьи это картины? -У меня к сожалению рассыпались и перепутались карточки с буквами. Попробуйте прочитать. СЛАЕВВРИАТСАОНВ Ответ: Саврасов, Левитан. -Как догадались? (Читали через букву.

    ) б) Чтение содержания раздела в конце учебника. 1 — Какие произведения мы будем читать? Есть ли знакомые авторы? В каком жанре они работают? -Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Рифма, ритм, образные слова.) — А кто может предположить, с какой целью читают стихи? Чтобы перенестись в весну.

    Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое. — Каждый человек по – своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека.

    А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей. III

    . Изучение нового материала.

    1. Актуализация знаний. –Как вы узнаёте весну? Дети говорят о приметах – пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, тёплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы… — А только ли видно весну? Её ещё слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут… -Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушивание записи.) — Откройте учебники на с.110. — Поэтическим мастерством Тютчева восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: «…кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Фет обращался к нему так: Мой обожаемый поэт…»- и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. 2.

    Первичное чтение стихотворения «Зима недаром злится» учителем

    .

    Установка

    перед чтением

    : «Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о

    весне?» (

    Дети пользуются

    «Словарём настроений. Приложение 1».)

    3

    Проверка понимания, работа с текстом.

    — О чём рассказал нам автор? (О борьбе Зимы с Весной.) — Как названа Зима? (Ведьма злая.) — А весна? (Прекрасное дитя.) — Кого они тебе напоминают? — Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное – это действия. — Что делает Весна? А Зима? — На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.) — Как называется такой приём? (Олицетворение.) — Поэт – волшебник. Совершил чудо – времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями. Весна Зима стучится злится гонит (Зиму) хлопочет 2 хохочет ворчит шумит взбесилась умылася пустила румяней стала пустила Два рисунка – Весна и Зима. Нарисовали в воображении Зиму и Весну.

    (

    Дети пользуются

    «Приложением 2.Отношению к герою».)

    Красивая девушка – это Весна. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками. Злая «ведьма», старая, некрасивая – Зима. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает,- снег, метель. Вот – вот налетит на Весну. IV

    Подведение итога работы по стихотворению.

    -Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться от зимнего сна природа.) — А Зиму – в образе старушки? (Зима подходит к концу, жить ей осталось недолго.) -А как вы относитесь к зиме? Правильно, ведь и зима была по – своему хороша. Вспомните, у Пушкина: «Мороз и солнце! День чудесный!» Или: «…И вот сама идёт волшебница зима!» «Всему своё время», — говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. 5. Выразительное чтение. Что значит «читать выразительно»? (Соблюдать паузы, выделять голосом «нужные» слова, определять темп чтения…) — Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось. V. Физкультминутка. VI

    . Продолжение работы над новым материалом.

    Работа по стихотворению «Весенние воды»

    — Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы, со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы! Что ещё можно увидеть, услышать в стихах Тютчева? 1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух. 2. Вопросы после чтения. — Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (Радости, ликования, ожидания тёплых дней.) — Какие слова создают радостное настроение и у читателя? «Весна идёт! Весна идёт!» «шумят», «будят», «гласят». — Какой была природа до появления весенних ручьёв? (Сонной) — Почему ручьям удалось пробудить природу? (Они шумели, кричали, пели.) -Как называют себя весенние воды? (Мы молодой весны гонцы.) Кто обычно посылает гонцов? — Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? (Потому что они быстрые, как гонцы.) — Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит: «Ручьи, как гонцы». Он просто называет их гонцами. (Метафора.) — А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? (Олицетворение.) — Найдите в тексте олицетворения. — Найдите слова, которые передают движение весенних вод (явление

    звукописи

    .) Какую часть речи использует поэт в этих строках, чтобы передать движение? (Глаголы.) — Прочитайте строки

    Б

    егут и

    Б

    удят сонный

    Б

    рег,

    Б

    егут и

    Б

    лещут, выделяя звук Б. Вы чувствуете, будто воздух разрывает сомкнутые губы? — Почему поэт называет майские дни хороводом? (Хороводы водили девушки по праздникам, а майские дни похожи на праздник, потому что радуют людей.

    ) — Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему? — Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? (Хмурый, сонный, уставший.

    ) — И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение –

    эпитет.

    VI. Подведение итога работы по стихотворению

    3

    Итак, какая

    главная

    тема

    этого стихотворения? (Ожидание царицы – весны, которая посылает гонцов – весенние ручьи, весенние воды – возвестить о своём скором приходе.)

    Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.

    * Брег.

    *

    Гласят.

    * Молодая весна.

    VII.

    Подведение итога урока.

    -Объясните смысл пословицы «Как февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет». — Какие приёмы использует Тютчев для создания поэтического образа и передачи настроения?

    Домашнее задание по выбору: (дифференцированное

    ) 1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева. 2. Подготовить выразительное стихотворение обоих стихотворений. 3. Подготовить выразительное чтение одного понравившегося стихотворения. 4

    В раздел образования

    Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3985

    Ссылка на основную публикацию