Природа в стихах а. а. фета: анализ стихотворения “весенний дождь”

«Весенний дождь», анализ стихотворения Фета

Афанасий Фет создал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году, будучи уже зрелым мастером пейзажной лирики.

По жанру «Весенний дождь» является пейзажной зарисовкой, на фоне которой присутствует авторское размышление о красоте изображаемой природы.

Стихотворение относится к так называемой чистой лирике: пейзаж в «Весеннем дожде» самоценен, а ведущим приемом повествования является словесное рисование. Название стихотворения отражает его тему. Поэтическая тема развивается постепенно, от строфы к строфе, создавая живую картину яркого весеннего дня с внезапным изменением погоды – от солнечного света к быстрому дождю.

Художественно-поэтическая зарисовка ярко демонстрирует редкий дар Фета – умение видеть красоту в привычных вещах.

Поэт поразительно точно сумел передать едва уловимое, мимолетное событие жизни, создав яркую выразительную картину ливня.

При этом Фет удивительным образом сумел обойтись в стихотворении без употребления слова «дождь» – ключевыми словами, передающими картину ливня, выступают контекстные синонимы – «завеса», «что-то барабанит», «две капли».

В меняющейся картине весеннего дня Фет стремится уловить каждое мгновение, каждую радостную подробность, передать наполненность и неповторимость мига жизни – будь это купающийся в пыли воробей, или движущаяся «от неба до земли» завеса. Стихотворение пронизано красками, звуками и запахами; в небольшом произведении очень емко и объемно воспета динамика природы.

Композиционно стихотворение состоит из 3 строф – четверостиший.

В первой строфе автор акцентирует внимание на ведущем мотиве света, во второй строфе привлекает внимание образ опушки леса, стоящей «в золотой пыли».

Дождь в стихотворении – желанный, яркий. Фет передает радость и оживление природы от дождя, привлекая внимание в последней строфе к запаху ароматного меда: «От лип душистых медом тянет».

Весна – пора обновления природы и символ обновления человеческой души. Она обостряет все ощущения, заставляя сердце биться быстрее в предвкушении любви. Фет сумел передать в «Весеннем дожде» тончайшие оттенки чувств – ощущение неясного ожидания, предчувствия любви.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием – придает стихотворению, написанному перекрестной рифмовкой, плавность звучания и радостное настроение.

«Весенний дождь» отличает простота использованных художественных средств и синтаксических конструкций.

Насыщенность стихотворения глаголами (трепещет, брызнули, движется, барабанит) создает особую динамическую атмосферу, помогает «услышать» звонкие удары дождевых капель.

Особую роль играют в произведении наречия. В первой строфе в описании яркого дня наречие «еще» указывает на непостоянство этой картины. Во второй строфе употреблено краткое наречие «уж», свидетельствующее о скором приближении дождя.

Фет сумел создать яркую картину дня, используя при этом минимальное количество цветовых эпитетов (золотая пыль). С помощью ассонанса звуков «о» и «е», аллитерации звука «л» художник передает умиротворение лирического героя, наблюдающего за дождем, радость бытия. «Весенний дождь» создает эмоциональное настроение тепла, легкости, весенней свежести, радостного мироощущения.

Благодаря способности Фета акцентировать внимание на незначительных, на первый взгляд, событиях, придавая им важность, «Весенний дождь» в полной мере передает настроение прекрасного весеннего дня, омытого дождем.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осень», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Старые письма», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Майская ночь», анализ стихотворения Фета
  • «Смерти», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета
  • «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Источник: https://goldlit.ru/fet/379-vesennii-dozhd-analiz

Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»

Его называли певцом русской природы, музыкантом бесконечных полей, густых лесов и цветочных лугов. Он говорил о природе с легкой точностью и удивительным мастерством. Его вздору удавалось увидеть малейшие изменения в окружающем мире, не заметные многим людям. Этим человеком, способным разглядеть простое и величественное в нашем бренном мире, был русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет.

Легкая лирика и способность уловить хрупкость каждого мига наиболее ярко отображены в стихотворениях поэта о природе. Таковым, например, стало произведение «Весенний дождь», написанное в 1857 году. Его принято относить к циклу «Весна».

Автор создает картину дождя в весенний день, теплый и праздничный. Дождь возникает незаметно. Вокруг светло, блещет солнце, резвятся воробьи — ничто не предвещает плохой погоды. И вдруг тихая картина яркого, радостного весеннего дня прерывается — начинает идти дождь. Но несмотря на неожиданную перемену, вокруг продолжает царить ощущение теплоты и радости, наслаждения жизнью.

Дождь преображает природу, делает все вокруг чище и светлее: почувствовался аромат липы и свежесть листьев и травы, опушка леса заиграла другими красками. Возникает ощущение полупрозрачности тонов и особого преломления света, ощущение нежности.

Восприятие стихотворения переживает изменения от первой до последней строфы, которых здесь всего три. Первая из них — это рисунок дня, залитого яркими лучами солнца.

Но уже начальное слово «ещё» намекает на переменчивость данного состояния природы. И вправду, все стремглав изменяется во второй строфе: начинается дождь.

А третья строфа дает быструю характеристику происходящей действительности.

Интересно, что в стихотворении о дожде это самое слово «дождь» не употребляется. Фет подбирает к нему самые разнообразные метафоры, называя то «золотым дождем», то «завесой». Звучащие глаголы «брызнули» и «барабанит» помогают воссоздать звуковую картину происходящего: читатель ясно слышит громкие удары капель.

Стоит отметить и то, что в стихотворении об изменении картины природы не употреблены цветовые эпитеты. Их всех Фет мастерски замени глаголом «блещет». Эта устаревшая форма глагола как нельзя лучше наделяет каждую строку светом и переливами цвета.

Воробей «трепещет», когда купается в песке, а на него льются с неба потоки света. Почему Фет использовал именно такой возвышенный глагол? Может быть, он хотел сказать, что это трепетание чувств самого автора? В данном произведении природа и душа человека соединились в одно целое…

Все вокруг находится в ожидании некого чуда, в душах людей зародилась вера и надежда. К саду подходит «что-то». Наверняка этого «что-то» и ждет лирический герой стихотворения, и этим гостем становится весна, влекущая за собой перемены.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Стихотворение довольно простое по своему построению. Оно написано четырехстопным ямбом, который позволяет передать движение, создать ритм и ощущение резких перемен.
Звуковая сторона произведения позволяет передать порывистость погоды: аллитерация буквально позволяет услышать, как стучат падающие капли по стеклу.

Несмотря на совсем небольшой объем стихотворения, его автору удалось вместить в нем и глубокий смысл мимолетности событий нашей жизни, и восхищение красотой русской природы; в нем Фету удалось воссоздать радость от своего мироощущения и поделиться им со своими верными читателями.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/05/analiz-stihotvorenija-feta-vesennij-dozhd.html

«Весенний дождь» А. Фет

Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь», созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе.

Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса».

Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.

«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому когда незваный гость-доджь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.

Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения.

Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой.

Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.

Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека.

Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть.

Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно.

И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.

Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью.

И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий.

Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.

Источник: http://pishi-stihi.ru/vesennij-dozhd-fet.html

Образ весны в стихотворении Фета «Весенний дождь»

Образ весны в стихотворении А. А. Фета «Весенний дождь»

Читайте также:  Народные приметы осени

В этом стихотворении Афанасий Афанасьевич Фет изображает приближение весеннего дождя. Всего лишь в нескольких строчках поэт смог показать изменение в природе, передать весеннее настроение.

Образ весеннего дождя — это поэтический образ. Как в природе после весеннего дождя, так и в душе человека происходит обновление.

В стихотворении Фет описывает только начало дож­дя, не употребляя при этом даже слово «дождь».

Приближение дождя, смену погоды Фету помога­ют передать такие глаголы, как «движется», «брызну­ли», «подошло», «барабанит».

В своём стихотворении поэт нарисовал привычную картину: в тёплый весенний вечер начинается дождь. Но даже в таком «обычном» природном явлении он нашёл столько красоты и неповторимости! Он видит эту красоту повсюду: и прямо за окном, и вдалеке, на опушке леса. Фет показывает нам, что всё в при­роде едино, взаимосвязано: воробей купается в пес­ке, словно предвещая дождь.

Поэт прислушивается к звукам:

Две капли брызнули в стекло…

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Он чувствует запахи весны: «…душистым мёдом тянет». Фет передаёт даже цвет: весенний луч солнца блещет, пробиваясь из-за облаков, отражаясь в кап­лях дождя «золотой пылью».

Поэт показывает нам уви­денное явление как бы с разных сторон: «от неба до земли», от окна до опушки. Он изображает то целую «завесу», «золотую пыль» дождя, то всего лишь его «две капли».

Чуть ли не в каждой строчке стихотворе­ния у Фета появляется новая весенняя зарисовка:

…И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса…

Вся природа словно находится в состоянии нетер­пеливого ожидания. И вот:

…что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Мы понимаем, что это «что-то» и есть дождь. Фет так заканчивает своё стихотворение, не описывая сам дождь. Поэт хотел показать нам состояние природы перед дождём, его ожидание и то невероятное чувство, которое испытывает человек, смотрящий в окно. Это чувство весеннего пробуждения, света, радости, вос­хищения, жизни.

Описывая природу, Фет подмечает все мельчайшие подробности, оттенки. Он очень точно подбирает эпи­теты: «золотая пыль», «душистый мёд», «свежие ли­стья». Вместе со строчками этого стихотворения в серд­ца читателей врывается ощущение весеннего дождя, его запаха и шума, ну и, конечно же, самой весны!

Здесь искали:

  • какую картину изобразил фет в стихотворении весенний дождь

Источник: http://sochineniye.ru/obraz-vesny-v-stihotvorenii-feta-vesennij-dozhd/

анализ стиха весенний дождь Фета

ГАЛИНА Высший разум (1449796) 6 лет назадВ своей изобразительности Фет близок художникам – импрессионистам, которые стремились передать то, что «мимолетно, неуловимо и невыразимо ничем, кроме ощущений» .

Удивительно, но в стихотворении”Весенний дождь” ни разу не употреблено слово «дождь» , о нем Фет говорит при помощи ярких и сочных метафор: «завеса» , «золотая пыль» . Ливень вовсе не оставляет тягостного впечатления, это не хмурый осенний дождь, наоборот, возникает ощущение, что приближается «что-то» теплое и мажорное.

Дождь охватывает все пространство «от неба до земли» , скрывая за собой «опушку леса» . Стихи Фета позволяют увидеть красоту трепетных, меняющихся на наших глазах состояний природы, наполненность и неповторимость каждого мгновенья: Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли, Стоит за ней опушка леса. Поэт фиксирует каждое «сиюминутное» проявление жизни, которое через мгновенье окажется уже другим. Вот мелькают крылья воробья, купающегося в песке. Через миг он вспорхнет и улетит, и поэт останавливает для нас этот миг.

Или стоит опушка леса « в золотой пыли» . Ведь через минуту облако скроет солнце, пелена дождя перестанет просвечиваться, и лес потускнеет. А сейчас он стоит радостный, свежий, нарядный. Задержать, остановить этот миг, уловить этот оттенок и стремится поэт.

Жизнь состоит из тысяч радостных подробностей, которые поэт умеет увидеть и которыми щедро делится с читателями, как бы говоря ему: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись».

олеся Ефимова Мыслитель (8380) 6 лет назадА. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства» , осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения. Как писал сам А. А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни» , он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей» , и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности. Стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» обычно датируется 1857 годом. Даже если есть какие-то спорные моменты в определении его даты, сразу ясно, что это шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно: Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости: А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли» ) производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести: Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира.

Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто.

Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

Ольга Маар Ученик (207) 2 года назадА. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства» , осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения. Как писал сам А. А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни» , он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей» , и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности. Стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» обычно датируется 1857 годом. Даже если есть какие-то спорные моменты в определении его даты, сразу ясно, что это шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно: Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости: А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли» ) производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести: Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира.

Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто.

Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

Владислав Чапурин Знаток (375) 2 года назадА. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства» , осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения. Как писал сам А. А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни» , он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей» , и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности. Стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» обычно датируется 1857 годом. Даже если есть какие-то спорные моменты в определении его даты, сразу ясно, что это шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно: Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости: А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли» ) производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести:

Читайте также:  Календарь природы: лето, июнь

Две капли брызнули в стекло,

Лена Зверева Ученик (211) 2 года назадА. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства» , осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения. Как писал сам А. А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни» , он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей» , и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности. Стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» обычно датируется 1857 годом. Даже если есть какие-то спорные моменты в определении его даты, сразу ясно, что это шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно: Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости: А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли» ) производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести:

Две капли брызнули в стекло,

Антон Виноградный Ученик (219) 2 года назад Алексей Машковцев Ученик (238) 2 года назад Ирина Иванова Ученик (233) 2 года назад Мурадасилов Ферат Знаток (255) 1 год назадВ своей изобразительности Фет близок художникам – импрессионистам, которые стремились передать то, что «мимолетно, неуловимо и невыразимо ничем, кроме ощущений» . Удивительно, но в стихотворении”Весенний дождь” ни разу не употреблено слово «дождь» , о нем Фет говорит при помощи ярких и сочных метафор: «завеса» , «золотая пыль» . Ливень вовсе не оставляет тягостного впечатления, это не хмурый осенний дождь, наоборот, возникает ощущение, что приближается «что-то» теплое и мажорное.

Дождь охватывает все пространство «от неба до земли» , скрывая за собой «опушку леса» . Стихи Фета позволяют увидеть красоту трепетных, меняющихся на наших глазах состояний природы, наполненность и неповторимость каждого мгновенья: Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли, Стоит за ней опушка леса. Поэт фиксирует каждое «сиюминутное» проявление жизни, которое через мгновенье окажется уже другим. Вот мелькают крылья воробья, купающегося в песке. Через миг он вспорхнет и улетит, и поэт останавливает для нас этот миг.

Или стоит опушка леса « в золотой пыли» . Ведь через минуту облако скроет солнце, пелена дождя перестанет просвечиваться, и лес потускнеет. А сейчас он стоит радостный, свежий, нарядный. Задержать, остановить этот миг, уловить этот оттенок и стремится поэт.

Жизнь состоит из тысяч радостных подробностей, которые поэт умеет увидеть и которыми щедро делится с читателями, как бы говоря ему: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись».

Иван Попов Профи (528) 1 год назадВ своей изобразительности Фет близок художникам – импрессионистам, которые стремились передать то, что «мимолетно, неуловимо и невыразимо ничем, кроме ощущений» . Удивительно, но в стихотворении”Весенний дождь” ни разу не употреблено слово «дождь» , о нем Фет говорит при помощи ярких и сочных метафор: «завеса» , «золотая пыль» . Ливень вовсе не оставляет тягостного впечатления, это не хмурый осенний дождь, наоборот, возникает ощущение, что приближается «что-то» теплое и мажорное.

Дождь охватывает все пространство «от неба до земли» , скрывая за собой «опушку леса» . Стихи Фета позволяют увидеть красоту трепетных, меняющихся на наших глазах состояний природы, наполненность и неповторимость каждого мгновенья: Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли, Стоит за ней опушка леса. Поэт фиксирует каждое «сиюминутное» проявление жизни, которое через мгновенье окажется уже другим. Вот мелькают крылья воробья, купающегося в песке. Через миг он вспорхнет и улетит, и поэт останавливает для нас этот миг.

Или стоит опушка леса « в золотой пыли» . Ведь через минуту облако скроет солнце, пелена дождя перестанет просвечиваться, и лес потускнеет. А сейчас он стоит радостный, свежий, нарядный. Задержать, остановить этот миг, уловить этот оттенок и стремится поэт.

Жизнь состоит из тысяч радостных подробностей, которые поэт умеет увидеть и которыми щедро делится с читателями, как бы говоря ему: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись».

Никита железнов Знаток (297) 1 год назад Катя Смирнова Знаток (308) 1 год назад Зоя шеховцова Ученик (225) 10 месяцев назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/71051786

Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фет А.А

А.А. Фет был не только русским поэтом, но также и великолепным переводчиком и замечательным мемуаристом. За свою жизнь он много раз переставал писать, но снова возобновлял свои умения.

В жизни ему приходилось преодолевать большое количество трудностей и жизненных встрясок, которые только укрепляли его дух. Для него единственная задача искусства красоты – это красота, которую так сложно почувствовать, но очень легко передать словами.

У него это очень хорошо получалось, поэтому его произведения легко читаются, они наполнены нежности, строгости и легкости.

Великолепный русский поэт Афанасий Фет является признанным мастером пейзажной лирики. Главными темами поэта были всегда вечные темы: любви, природы, переживания человеческой души. Природа в стихотворениях мастера очень одухотворена, она гармонирует с душой человека, очень музыкальна и поэтична.

Для поэта природа, как и сама поэзия, была «убежищем от всех житейских скорбей». Произведение “Весенний дождь” необычайно светлая и легкая пейзажная зарисовка.

Это стихотворение, как и все произведения поэта, напоминают картины импрессионистов. Фет, как и художники, стремится передать ощущения того, что мимолетно и неуловимо.

И мастеру удается создать очень светлую, а, главное, теплую картину весеннего дождя.

При чтении стихотворения возникает ощущение, что этот светлый весенний теплый дождь охватит все пространство «от неба до земли». Поэт обладал удивительным умением передать с помощью слов неповторимость каждого мгновения, наполненность и легкость самой природы.

Картина весеннего дня очень мирная, даже бытовая. Но, в то же время поэт сумел передать ощущение радости, тепла, чистоты и свежести. Весна приносит в природу и человеку обновление. Она обостряет ощущения и заставляет биться сердце в ожидании и предвкушении любви.

Стихотворный размер придает произведению плавность, легкость и радость в настроение. Насыщенность глаголами стихотворения придают ему динамическую атмосферу, что помогают даже “услышать” тонкую мелодичность дождевых капель.

Афанасий Фет, благодаря своей уникальной способности акцентировать взгляд на порой незначительных событиях, с помощью игры слов прекрасно передает настроение лирического героя и самой природы в весеннее утро, омытое светлым и теплым дождем.

Это небольшое стихотворение насыщено красками, звуками, запахами, создает у читателя неповторимое эмоциональное ощущение тепла и весенней свежести прекрасного дня.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/130-2010-01-15-07-46-27/3659—l-r–

Анализ стихотворения Фета Весенний дождь 5 класс

Афанасий Фет – человек, который придерживается всегда своих принципов. Но делает это всегда так, как будто это и есть как должное. Афанасий Фет – прекрасный писатель и поэт, который большое внимание уделял в своих стихах природе, ее красоте и непостоянному характеру. Природа – это явление свыше – это замечание как будто бы проскальзывает у него в строках его стихов.

Стихотворение «Весенний дождь» – очень ценное в его искусстве. Природные явления, их точной характеристике всегда уделялось большое внимание.

Поэт вдохновлялся этой нежной и таинственной красотой природы, которая всегда брала вверх над явлением красоты рук человеческих.

Фет никогда не приукрашивал природу, природные условия, но он все описывал с поражающей точностью, и еще делал это так, что звучало всегда красиво и загадочно.

Стихотворение «Весенний дождь» поражает именно своей точностью в характеристике и описывании чувств и эмоций, которые проявляются при этом. Афанасий Фет смог уловить суть всего этого происходящего весной.

Дождь – это не просто красиво, это еще и приятно. Не все могут понять, насколько приятно созерцать дождь, уж находиться под ним еще необычнее.

Писатель смог воспроизвести все эти ощущения в своем произведении, которое написал 1842 года.

Название точно подходит к самому сюжету стиха, ведь начинается стихотворение с более простого – обычная картина жизни любого человека, только с элементами природы. Сначала все тихо и спокойно. Ничего не предвещает начало грозной бури. Светит ярко солнце, согревая всех своими лучами. Оно понемногу выглядывает из облаков.

Вроде бы самая спокойная погода стоит, и только незаметный персонаж, на которого никто бы и внимания не обратил бы – это воробей, – как бы купается в теплом песочке, который нагрелся за день солнышком. И только он как бы предзнаменует последующую бурю. И вот, как бы исполняя данное о нем предупреждение, начинается дождь. Но этот дождь не совсем похож на бурю.

Он – нежный, золотистый, как будто сотканный из тонкого полотна солнечных лучей.

Опушка леса теперь выглядит так, как будто бы ее отгородили этой завесой дождь, так как капли воды потоком идут немного как бы стеной. Именно из-за этого создается такое необычное впечатление.

Читайте также:  Рассказы о природе русских писателей

Пейзаж стоял до этого весьма неприметный, и даже солнцу еще не до конца удалось скрасить эти унылые тон природы. Но когда начался весенний легкий дождь, все изменилось кардинально.

В это лоно природы как будто бы вступила повелительница сердец – красавица весна.

5, 10 класс

Анализ стихотворения Весенний дождь по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/vesennij-dozhd-5-klass

Афанасий Фет – Весенний дождь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета

А. Фет был непревзойденным мастером в художественном описании природы. Ему было присуще удивительное чувство понимания окружающего мира. В самым обыденных и незначительных деталях поэт мог увидеть проявление великого таинства природы. Ярким примером огромного таланта Фета является стихотворение «Весенний дождь» (1842 г.).

Произведение открывается картиной природы, ожидающей близкого дождя. Еще ярко светит солнце. Поэт обращает внимание на воробья, который радостно копошится в песке. При этом он использует глагол «купается», тем самым намекая на приближение благодатного дождя.

Это уже становится заметно вдалеке в двигающейся «завесе», которая окрашивает горизонт в золотые краски.
Для Фета было очень важно заметить самые первые признаки природного явления, запечатлеть это неуловимое мгновение. Кульминационным событием становятся всего лишь два капли, которые сразу же преображают весь окружающий мир.

Кардинальные изменения заметны даже в запахах («от лип душистым медом тянет»).

В стихотворении автор ни разу не упоминает самого слова «дождь». Этим он подчеркивает свое восторженное преклонение перед ним. Фет боготворил природу. Он считал, что она, подобно человеку, имеет собственную душу.

Поэтому хлынувший дождь для поэта – не просто физическое явление, а появление особого таинственного существа. Он описывает его в безличной форме: «что-то… подошло». Рассудок человека ограничен и подчинен законам логики.

Для истинного восприятия дождя нужно отрешиться от всего земного и раскрыть свою душу. Изменения в природе естественным образом повлияют на внутренний мир человека.

Стихотворение «Весенний дождь» является классическим образцом пейзажной лирики. Фет очень точно подметил главные приметы, сопровождающие дождь. Поэт всегда подчеркивал прочную связь человека с природой.

В произведении нет лирического героя, но он незримо присутствует в роли восторженного наблюдателя. Становится понятно, что все изменения в природе находят отклик в его душе.

Автор делится своими впечатлениями с читателем и надеется, что повлияет на восприятие окружающего мира, научит любить его и уважать.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Афанасий Фет — Весенний дождь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/afanasij-fet-vesennij-dozhd/

Анализ стихотворения а. а. фета “весенний дождь”

ALLPOETRY

2012-06-30 19:58:53

А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души.

Фета – лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя “чистого искусства”, осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели.

Главными для поэта стали “вечные” темы: природа, любовь, красота.

Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения.

Как писал сам А. А.

Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений “Вечерние огни”, он хотел бы найти в поэзии “убежище от всех житейских скорбей”, и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности.

Стихотворение А. А. Фета “Весенний дождь” обычно датируется 1857 годом. Даже если есть какие-то спорные моменты в определении его даты, сразу ясно, что это шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости:

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Сравнение и эпитет “будто в золотой пыли” производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести:

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира.

Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто.

Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/10/fet-a-a

Природа и человек в стихотворении А.А. Фета “Весенний дождь”

Цель: освоить начала анализа поэтического текста.

Задачи:

  • выделение основной мысли стихотворения;
  • наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха;
  • работа над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль стихотворения;
  • знакомство с понятием «лирический герой».

Оформление доски.

  1. Афанасий Афанасьевич Фет
  2. Эпиграф.
  3. Словарная работа.

Лирический герой – это тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении.

Метр – стихотворный размер.

Гармоничный – благозвучный, стройный

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

Ассонанс – повтор ударных гласных звуков внутри стиха.

Аллитерация – повтор согласных звуков.

  1. ᴗ – ᴗ – ᴗ – ᴗ – и т.д. (только схема без определения размера. Размер определяют уч-ся).
  2. Д.З. Стихотворение выучить наизусть. Анализ стих-ия (устно).
  3. У всех на столах опорный конспект: тема и т.д.

Когда мы говорим о поэзии ХIХ века, всегда вспоминаем имя поэта – лирика А.А. Фета.

В чем же чарующая сила его стихотворений?

Ответ на этот вопрос вы найдете в статье учебника об А.А. Фете (стр. 245). Уч-ся читают самостоятельно.

  1. Стихотворение «Чудная картина». Читает учитель.
  2. Ответы на вопросы после стихотворения.
  3. Чтение стихотворения «Весенний дождь».
  4. Анализ стихотворения (по типу концентрического круга)

1 ЭТАП. Доска (тема, жанровая форма, модальность). На столах листочки:

  • А) тема: (стих-ие раскрывает …….; в стих-ии показано ……..; темой стих-ия является ……; в стих-ии рисуется ……; стих-ие посвящено…..)
  • Б) жанровая форма (является лирическим раздумьем; пейзажная зарисовка, на фоне которой дается авторское раздумье о …..

    ; изображается трагическая картина из жизни человека);

  • В) модальность, т.е. какое настроение стихотворение передает (проникнутые грустью; наполненные чувством ликования; спокойный тон мудрого созерцателя; радостное ощущение приближающегося дождя).

Используя опору, строим высказывание.

В стих-ии «Весенний дождь» А.А. Фет показывает, как приближается и начинается весенний дождь. Это пейзажная зарисовка, на фоне которой дается авторское раздумье о красоте изображаемой картины.

В начале стих-ия слышится спокойный тон мудрого созерцателя, затем он сменяется радостным ощущением приближающегося дождя.

2 ЭТАП – вычленение отдельных компонентов художественной системы.

  1. Как называется стих-ие? Какой смысл имеют слова, вынесенные в качестве заголовка?
    Название стих-ия «Весенний дождь». В нем отражена тема стих-ия. Название однозначно. Но название может быть многозначным: под весенним дождем может подразумеваться ощущение.
  2. Сколько в стих-ии строф? На какие этапы можно разделить развитие поэтической темы?

Стих-ие состоит из 3 четверостиший.

В первой строфе говорится о солнечном дне: «солнце блещет», «перед окном светло», «облака не сплошные, а рваные». Во второй строфе рассказывается о надвигающемся дожде. Строфа начинается с противительного союза А: опушка леса уже стоит за завесой, как «в золотой пыли». Третья строфа – показано начало дождя: «две капли брызнули в стекло», «что-то … по свежим листьям барабанит».

Таким образом, поэтическая тема развивается от строфы к строфе, и перед нами предстает живая картина весеннего дня.

  1. Определите размер, способ рифмовки. Почему поэт использовал именно такую метрическую организацию?

Стихотворение имеет следующий метрический вид.

 12  34  56  78  9

ᴗ – ᴗ – ᴗ – ᴗ –

ᴗ – ᴗ – ᴗ – ᴗ – ᴗ

ᴗ – ᴗ – ᴗ – ᴗ –

ᴗ – ᴗ – ᴗ – ᴗ – ᴗ

Использование четырехстопного ямба с пиррихием позволяет Фету создать особый художественный эффект: плавно звучащие строки не создают ощущение тревоги от приближающегося дождя. Наоборот, мы поражаемся наблюдательности лирического героя, чувствуем его радость.

Перекрестная рифмовка позволяет поэту выразить красоту гармонии окружающего мира. Обратите внимание на рифмующиеся слова: окружающие предметы оказываются связанными, они – часть узора окружающего мира.

  1. Рассмотрите фонику стихотворения. Посмотрите на гласные звуки, на согласные.

Важное значение для воплощения поэтической мысли имеет фоника. В первом четверостишии явственно звучат ассонансы «о», «е», которые передают умиротворение, радость бытия. Настойчиво звучащая аллитерация мелодичного «л» позволяет автору передать чувство блаженного покоя лирического героя, который умиротворенно созерцает окружающий мир.

В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?

В первой строфе преобладает желто-золотой цвет: «светло», «солнце», «блещет».

Во второй строфе картина меняется, а в третьей появляются резкие звуки в словах «брызнули», «барабанит». Мы слышим нарастающий шум дождя.

Мы можем выделить ключевые слова – контекстные синонимы: «завеса», «две капли», «что-то барабанит». Дождь не только приблизился, он начался.

  1. Какие художественные средства помогают понять смысл стихотворения?
    Лирический герой этого стихотворения видит и ценит красоту в природе, он заставляет и нас, читателей, следить за тончайшими изменениями в окружающем мире и поражаться им снова и снова.
  2. Слово учителя.

В начале урока мы говорили о том, почему Фет вошел в русскую поэзию. Обратимся еще раз к статье учебника и ответим на вопрос:

– Какие же впечатления Фет сумел выразить в слове?

Источник: http://zvonoknaurok.ru/load/russkaja_literatura/konspekty_urokov/priroda_i_chelovek_v_stikhotvorenii_a_a_feta_quot_vesennij_dozhd_quot/5-1-0-2800

Ссылка на основную публикацию