Природа в поэзии м. ю. лермонтова

Красота природы в поэзии М.Ю.Лермонтова

Сочинения › Лермонтов М.Ю.

Готовые Домашние Задания

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

М. Лермонтов

Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике. Поэзия Лермонтова многотемна, мне же хочется остановиться на его стихотворениях о природе.

Поэт любил русскую природу, с детства был окружен ее красотой, и уже ранние его стихи наполнены красками, звуками, чарующей прелестью окружающего мира.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникли ели,

Зелень мрачную хранят.

(“Осень”)

И с первых, еще несовершенных и во многом ученических стихотворений поэта проступает его собственный, самобытный взгляд на мир, на окружающую природу. Она таинственна и полна волшебства, с ней поэт стремится слиться, а вот с людьми, юный и мятежный, Лермонтов такой связи не находит, чувствует свою оторванность от их мира и по-взрослому, философски рассуждает в “Элегии”:

Но для меня весь мир и пуст и мрачен,

Любовь невинная не льстит душе моей.

С ранней лирики наметилась поэтическая особенность Лермонтова. Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая есть.

Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасней наши непогоды;

Зима сходна в ней с первою зимой;

Как с первыми людьми ее народы!

Туман здесь одевает неба своды!

И степь раскинулась лиловой пеленой…

Лермонтов, описывая природу, не ограничивается лишь чувствами восторга. Окружающий мир существует сам по себе, оторванный от человека. Лирический герой поэта — составная часть великой Вселенной, гармоничной и прекрасной, но такой равнодушной к людским страданиям и переживаниям.

Три ночи я провел без сна — в тоске,

В молитве, на коленях — степь и небо

Мне были храмом, алтарем курган…

(“Отрывок”)

Поэта одолевает не вселенская, отвлеченная тоска, а желание найти вокруг хотя бы одну родственную душу, чтобы поделиться своими мыслями и чаяниями, но не суждено этому осуществиться:

Вверху одна Горит звезда;

Мой взор она Манит всегда;

Мои мечты Она влечет

И с высоты Меня зовет!

(“Звезда”)

Оттого в его лирике много стихотворений, описывающих звездное небо, таинственность ночей, бескрайность русских просторов.

Природа прекрасна и бесконечна, человек же мал и ничтожен, недостоин того величия, которое окружает его.

Лишь виды и красоты Кавказа оживляют дух лирического героя, внушают ему мысль, что среди этой первозданной торжественной красоты и тишины должны быть и необыкновенные люди, достойные этого величия.

Люблю я цепи синих гор,

Когда, как южный метеор,

Ярка без света и красна

Всплывает из-за них луна,

Царица лучших дум певца

И лучший перл того венца,

Которым свод небес порой

Гордится, будто царь земной…

И чем дальше развивается лирический дар поэта, тем отчетливее и яснее звучит тема одиночества поэта и его лирического героя в этом огромном и холодном мире.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Под ним струя светлей лазури.

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури.

Как будто в бурях есть покой!

(“Парус”)

Но есть в лирике Лермонтова стихи, отражающие такую красоту мира, перед которой отступают все волнения и тревоги, герою кажется, что эта действительность приближает его к Богу, дает возможность возвыситься до понимания окружающего мира, целесообразности существования всего живого.

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой.

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…

Тогда смиряется души моей тревога.

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Тоска и одиночество Лермонтова не воспринимаются как прихоти гордой души, отвергающей “недостойный” ее мир, напротив, он стремится всей душой к людям, хочет быть нужным и близким им, а они сторонятся его, не понимая или не желая принять в свой круг. Оттого так пронзительно-сокровенно звучат его стихи о природе, ярко отражающие внутренний мир одинокой души поэта.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой —

В том крае, где солнца восход. Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Сочинения по теме:

  • Как А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов выразили любовь к Кавказу в своей поэзии? сочинение
  • Любовь к Родине в поэзии М.Ю. Лермонтова. сочинение
  • Актуальность поэзии М.Ю. Лермонтова в наши дни. сочинение
  • Творчество Лермонтова в современном мире. сочинение

Источник: http://1soch.ru/lermontov-mu/raznoe-462/krasota-prirody-v-poezii-m-u-lermontova

Тема природы в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Пейзажная лирика Лермонтова своеобразна. Картины при­роды у поэта всегда связаны с переживаниями лирического ге­роя, его философскими раздумьями, воспоминаниями о про­шлом. Но вместе с тем эти картины живут своей самостоятельной жизнью: они необыкновенно живы, одухотворены, притяга­тельны.

Множество пейзажных зарисовок Лермонтова посвящено Кавказу.

Как поэт-романтик Лермонтов часто рисует картины великолепной южной природы: огромные цепи синих гор, голу­бые долины, ослепительно белоснежные снега, далекие льдины утесов, сияющие в лучах восходящего солнца, розовый блеск утра, пустынные фомкие бури, чистый прозрачный воздух — для него все в этом крае прекрасно и величаво.

«Юный поэт заплатил пол­ную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодат­нейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был ко- лыбельюего поэзии, также как он был колыбелью поэзии Пуш­кина, и после Пушкина никто так поэтически не благодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой приро­ды, как г. Лермонтов…», — писал Белинский.

Великолепные картины южной природы предстают перед нами в стихотворениях «Кавказ», «Синие горы Кавказа, привет­ствую вас!», «Люблю я цепи синих гор…», «Три пальмы». Этой же теме посвящено и стихотворение «Дары Терека», вызвавшее вос­хищение Белинского.

Критик назвал «Дары Терека» «поэтической апофеозой Кав­каза» и заметил, что только «роскошная, живая фантазия феков умела так олицетворять природу». Терек и Каспий олицетво­ряют собой Кавказ, как две самые главные приметы его.

Терек — дик и злобен, но он может быть и спокойным, лукаво-приветли­вым. Пытаясь уговорить старца — море расступиться и принять его воды, Терек обещает Каспию множество даров. Но Каспий безучастен, он хранит гордое молчание.

Тогда Терек обещает ему другой дар:

Я примчу к тебе с волнами

Труп казачки молодой,

С темно-бледными плечами,

С светло-русою косой.

Грустен лик ее туманный,

Взор так тихо, сладко спит,

А на грудь из малой раны

Струйка малая бежит.

И теперь Каспий доволен принесенным даром:

Он взирал, веселья полный, —

И в объятия свои

Набегающие волны принял

С ропотом любви.

Белинский был в восторге от этого произведения и заметил, что такими стихотворениями, как «Русалка», «Три пальмы», «Дары Терека» Лермонтов приближается к Байрону, Гете и Пуш­кину.

В романтических стихотворениях Лермонтов часто изобра­жает буйство природных стихий:

Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Природа неистовствует, «стихий тревожный рой мятется», волны с бешеным ревом вьются вокруг остроконечных скал, од­нако скалы по-прежнему спокойны и недвижимы. Точно так же незыблемы и чувства лирического героя: он спокоен и равноду­шен, несмотря на окружающую его клевету, сплетни, несмотря на то, что он обманут жизнью и чувствами:

Стою — ужель тому ужасно

Стремленье всех надземных сил,

Кто в жизни чувствовал напрасно

И жизнию обманут был?

Вокруг кого, сей яд сердечный,

Вились сужденья клеветы,

Как вкруг скалы остроконечной,

Губитель-пламень, вьешься ты?

Героя не пугает буйство стихии и темная морская бездна — это человек мужественный и сильный духом. Точно так же не страшны ему и темные бездны человеческих душ, несущие в себе губительное, разрушительное начало:

О нет! — летай, огонь воздушный,

Свистите, ветры, над главой;

Я здесь, холодный, равнодушный,

И трепет не знаком со мной.

(«Гроза»)

Один из любимых образов Лермонтова — образ далекой звезды, вызывающий у поэта различные ассоциации. Это и воспоминание об ушедшей любви, и дума о несбывшемся сча­стье, о беспокойном, неуловимом призраке светлой радости.

Поэт завидует ясным, далеким звездам, их спокойствию и без­мятежности.

В стихотворении «Небо и звезды» слышится ис­кренняя, глубокая тоска героя, порожденная неосуществимо­стью его желания слиться с вечным миром природы, с миром неба и звезд:

Чем ты несчастлив? —

Скажут мне люди.

Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо —

Звезды и небо! — а я человек!..

Мир природы здесь противопоставлен суетному, корыстному миру людей, низменности их интересов:

Люди друг к другу Зависть питают;

Я же, напротив,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы хотел.

В своем восприятии природы Лермонтов следует традициям Руссо и Гейне. Мир природы и мир культуры у поэта нередко противопоставлены.

Особенно остро конфликт этот ощутим в стихотворении «Три пальмы», основное чувство которого — «тос­ка поэта по внутренней гармонии мира», где человек разъединен с природой.

Природа благосклонна к нему: «Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей». Человекже варварски жестокс ней:

Но только что сумрак на землю упал.

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

В природе лирический герой Лермонтова видит торжество вечности. Божественного начала. Это тот мир, куда он устремля­ется усталой, измученной душой, ищущим разумом.

Внутренний мир героя, его чувства глубоко раскрываются и в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива». Здесь «со­зерцание природы для Лермонтова равносильно молитве. И то, и другое приводит его к духовному умиротворению, религиозно­му умилению, восторженному настроению, счастью».

Пейзаж в этом стихотворении — это не одна мимолетная кар­тина природы, а несколько поэтических картин, взаимосвязан­ных друг с другом.

Поэт рассказывает, как «волнуется желтею­щая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как игриво «прячется в саду малиновая слива», как «сту­деный ключ играет по оврагу».

Создавая яркие, живописные кар­тины, Лермонтов олицетворяет природу: «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ» лепечет «таин­ственную сагу». Красота и гармония окружающего мира усмиря­ют волненье лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все мысли и чувства:

Тогда смиряется души моей тревога

Тогда расходятся морщины на челе, —

Читайте также:  Решение экологических проблем: пути и способы

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Душа героя устремляется к Богу, и «сколько веры, сколько любви душевной сказывается тогда в поэте нашем, заклеймен­ном неверующим отрицателем!»

В романтических стихотворениях Лермонтов зачастую созда­ет образы-символы.

Так, поэт отождествляет свою судьбу с судь­бой одинокого паруса, белеющего в голубом тумане моря («Па­рус»); листка, оторванного от ветки родимой («Листок»); сосны, одиноко стоящей на диком севере («На севере диком стоит оди­ноко»); утеса-великана, покинутого легкомысленной тучкой («Утес»). Во всех этих стихотворениях доминируют мотивы оди­ночества, грусти, тоски, трагического противостояния героя и окружающего мира.

Реалистические мотивы в изображении природы мы встреча­ем в стихотворении «Родина». Здесь мы встречаем «редкое… со­впадение чувства природы с чувством родины».

Вначале поэт говорит о своей любви к Родине и замечает «странный» характер этого чувства, его конфликт с разумом, с рассудком:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —…

Культурные истоки России, ее достоинства и завоевания, во­инская слава, величавый покой государства — ничто не вызывает в поэте «отрадного мечтанья». Как замечает Добролюбов, Лер­монтов противопоставляет здесь предрассудкам патриотизма истинную, святую, разумную любовь к отечеству.

И следующая часть стихотворения раскрывает чувства поэта. Вначале взору нашему предстает широкая панорама России, ее «общая характеристика»: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям».

Затем художественное пространство как будто сужается: мы видим «огни печальных деревень», «дымок спаленной жнивы», «встепи ночу­ющий обоз», «чету белеющих берез».

Так, постепенно, поэт от­крывает простой мир крестьянской жизни:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно…

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Как писал Добролюбов, «полнейшего выражения чистой люб­ви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требо­вать от русского поэта».

В этом стихотворении слышится не только открытое любование и скрытая теплота чувств, более того, здесь слышится мотив гордости Россией, ее величавой и гордой природой, самобытной культурой, национальным колоритом. Мотив, противостоящий первоначальному настроению поэта.

«Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести свое самобытное в общечеловеческое. Зачем нам все тянуться за Европою и за французским», — писал Лермонтов в письме А.А. Краевскому.

Таким образом, природа в романтических и реалистических стихотворениях Лермонтова неразрывно связана с экзистенциальной проблематикой, с рефлексией лирического героя, с его чувствами. Сами чувства эти — глубоко русские.

«Несокруши­мая сила и мощь духа, смирение жалоб, елейное благоухание мо­литвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость… — все, все в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад…», — писал Белинский.

Источник: https://prepodka.net/tema-prirody-v-lirike-m-yu-lermontova/

Человек и природа в поэзии Лермонтова

    Опальный ангел, 
    с небом разлученный. 
    Унывный демон,полюбивший ад, 
    Ветров и 6ypь огромных странный 
    брат, 
    Душой внимавший песне звезд всезвонной. 
    К Бальмонт

    Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много. 

    Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.

    В уме своем я создал мир иной 

     И образов иных существованье; 
    Я цепью их связал между собой, 
    Я дал им вид, но не дал им названья… 
    Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.

    Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. 

    Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”). 
    Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне. 
    Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.

    Главу свою склонивши, он стоит, 

     Как девушка в печали роковой: 
    Душа убита, радость над душой; 
    Хоть слезы льет из пламенных очей, 
    Но помнит все о красоте своей.

    В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:

    В небесах торжественно и чудно! 

    Спит земля в сияньи голубом… 
    Что же мне так больно и так трудно? 
    Жду ль чего? жалею ли о чем?

    Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”. 

    Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”). 
    Природа для поэта — это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”. 
    Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.

    Светает — вьется дикой пеленой 

     Вокруг лесистых гор туман ночной; 
     Еще у ног Кавказа тишина, 
    Молчит табун, река журчит одна.

    Созерцая красоту природы.'Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:

    Тогда смиряется души моей тревога, 

    Тогда расходятся морщины на челе, 
    И счастье я могу постигнуть на земле, 
     И в небесах я вижу Бога!

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/raznoe/4775-chelovek-i-priroda-v-poezii-lermontova

Природа — идеал гармонии в поэзии м ю лермонтова

Я видел вас: холмы и нивы,

Разнообразных гор кусты,

Природы дикой красоты,

Степей глухих народ счастливый

И нравы тихой простоты!

Михаил Юрьевич Лермонтов — Один из самых значимых, самых уважаемых и самых почитаемых литераторов нашей страны. Лермонтов приобрел огромную популярность среди своих современников еще в самом начале писательской карьеры благодаря своему стихотворению “Смерть поэта”, которое просто заставило говорить о нем.

Это стихотворение приобрело популярность в трагический для всех почитателей Александра Сергеевича Пушкина момент: великий писатель и кумир всего народа был убит. Удивительно точно прочувствовав негодование потрясенного общества, Лермонтов создал этот шедевр, передающий все возмущение народа, всю его печаль и скорбь о безвременно погибшем писателе.

Это стихотворение всколыхнуло всю общественность того времени и привлекло к своему создателю внимание людей. Таким образом, пушкинская эпоха сменилась лермонтовской, но Лермонтову не суждено было долго услаждать слух народа своим пением: он царил в русской литературе всего лишь четыре года. Но за это недолгое время он успел создать много литературных произведений разного жанра.

Так, например, Лермонтов написал большое количество стихотворений, самые известные из которых: “Нет, я не Байрон, я другой…”, “Я сын страданья…”, “Любовь не красит жизнь мою…”, “Тучи”, “Воздушный корабль”, “И душно кажется на Родине”, “Одинок я — нет отрады”, “Мне нужно действовать”, “Дума”. Но творчество этого великого писателя не ограничивается только лирикой.

Его стихотворные произведения “разрастаются” в целые поэмы: “Демон”, “Мцыри”, “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Самое известное произведение Лермонтова в прозе — “Герой нашего времени”. Этот роман был очень популярен среди современников Михаила Юрьевича.

В этом романе чувства и переживания главного героя Печорина перекликаются с мироощущением лирических героев лермонтовских стихотворений. Лермонтова также привлекала и драматургия; одно из его лучших драматических произведений — “Маскарад”.

Несмотря на то, что Михаил Юрьевич работал в разных жанрах, он, конечно, в первую очередь — лирик. Лирическими называются небольшие стихотворные произведения, в которых выражены мысли и чувства лирического героя. Лирика Лермонтова полностью оправдывает это определение, так как его стихи насыщены переживаниями, размышлениями, эмоциями.

Поэзия Лермонтова сложна и многогранна. Она включает в себя стихотворения и о любви, и о чувстве долга, о Родине, о свободе, о дружбе, об одиночестве и отсутствии взаимопонимания. В поэзии Михаила Юрьевича можно встретить философские размышления обо всех общечеловеческих проблемах. Нет такой темы, которая оставила бы поэта равнодушным.

Мне кажется, что поэт, как и все творческие люди, воспринимает окружающий мир более тонко и глубоко, чем остальные. А так как Лермонтов был человеком исключительного литературного таланта, он не мог оставаться равнодушным к чарующей красоте природы.

Мы, наше поколение, не знаем, какой была природа в прошлом веке, но мы можем представить ее себе благодаря пленительным пейзажам, которые так ярко и живо рисует Лермонтов в следующих своих стихотворениях: “Черкешенка”, “Когда волнуется желтеющая нива”, “Выхожу один я на дорогу”, “Русалка”, “Родина”.

Читайте также:  Рассказ: виктор драгунский "он живой и светится..."

Особо важное значение приобретает изображение природы в поэме “Мцыри”. В этом произведении автор выражает свой взгляд на соотношение мира природы и людей и пытается решить проблему взаимоотношения человека и окружающего его мира.

Говоря о творчестве такого писателя, как Михаил Юрьевич Лермонтов, нельзя не сказать об одной из главных его тем — теме одиночества. Эта тема пронизывает все творчество этого великого русского поэта:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья! что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

Нельзя сказать, чтобы Лермонтов был действительно так уж одинок; факты его биографии подтверждают, что у Лермонтова было много знакомых, что он всегда был в гуще событий. Примером тому может служить его собственная строка: “Как часто пестрою толпою окружен…”.

Но общение с людьми не приносило поэту удовлетворения, он не мог найти гармонию в человеческом обществе, чувствовал себя одиноким, бесприютным, покинутым, даже будучи окруженным людьми. Не найдя гармонии в “людском царстве”, он начинает искать ее в природе.

Лермонтов обращался к природе, пытаясь найти в ней утешение и заполнить пустоту своего существования.

В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” отчетливо просматривается желание автора порвать с лживым и лицемерным человеческим обществом и “перелететь” в иной, свободный, открытый, независимый мир — мир природы:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, — памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей…

Лермонтова манит “сад с разрушенной теплицей”, ему кажется родным “спящий пруд, подернутый зеленой сетью трав”, он слышит “легкое шуршание желтых листьев под робкими шагами”. Природа кажется ему каким-то особенным миром, в котором наконец-то сможет найти успокоение его беспокойная, мятущаяся душа.

Другим произведением, ярко выражающим отношение автора к природе, является одно из моих самых любимых стихотворений, “Когда волнуется желтеющая нива”. В нем Лермонтов изображает действие и силу природы поистине живительными и всемогущими:

Когда волнуется желтеющая нива

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Это стихотворение привлекает меня своей загадочностью; Лермонтов совмещает в этом произведении “желтеющую ниву” и “ландыш серебристый” — две, казалось бы, несовместимые вещи.

Что он хочет этим сказать? Может быть, то, что природа вдохновляет его на полет фантазии, позволяет почувствовать себя раскованным и независимым в своих творческих желаниях? А может быть, то, что в природе, как и во всем остальном, нет и никогда не будет гармонии: ведь ландыш завянет задолго до того, как нива пожелтеет…

В лирике Лермонтова существует еще одно стихотворение, которое снова, уже в который раз, показывает, насколько успокоительно и благотворно действует природа на человека. Одинокий, тоскующий Лермонтов, говорящий:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть… —

Не может не заметить прелести ночного неба, сверкающих звезд, умиротворяющего спокойствия, чистого ночного воздуха:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И Звезда с звездою говорит.

Тему природы поднимали в своих произведениях очень многие писатели, и, как мне кажется, Михаил Юрьевич Лермонтов был одним из тех, кому это удалось как нельзя лучше. Изображение природы в его произведениях всегда ярко, романтично и детально.

Поэзия Лермонтова — сущий клад. Ее можно читать и перечитывать сотни раз, каждый раз находя что-то новое, еще не замеченное. Разнообразие сюжетов — калейдоскопическое. Из мелких разноцветных осколков человеческих чувств и переживаний складываются удивительные и неповторимые картины.

Закончить сочинение мне хотелось бы строками самого Лермонтова:

…Но не тем холодным сном могилы… Я б хотел навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь Mнe сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонился и шумел.

Источник: https://allpoetry.ru/sochinenie/694/lermontov-m-yu

Природа в лирике Лермонтова

Созерцая красоту природы, человек переживает высокие мгновения, особенно если он поэт Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она — творение гения.

Природа в лирике Лермонтова олицетворена, полна драматизма, она “активно участвует” в судьбе поэта, отражает его настроение, чувства, переживания. Мотивы одиночества преобладают над всеми остальными.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как розой, она.

Только природа может помочь поэту примириться с жизнью. Чутко вслушиваясь в окружающие звуки, Лермонтов умеет наполнить ими свою лирику, расцветить ее яркими красками, отражающими великолепие и гармонию в природе. Почему же нет ее в человеческих отношениях? Людям свойственно все усложнять, не идти навстречу друг другу.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

У Лермонтова — особая природа, в ней все подчинено законам, которые он наблюдает в жизни. Его поэзия многозначна, и если автор пишет о природе, то это обязательно о людях. Ибо природа величественна и прекрасна, а человек никак не может обрести покой в божественно красивом крае — России.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой,

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В поздней лирике природа часто становится умиротворяющей. Покой и безмятежность природы воспринимаются поэтом как благо. Он устал от житейских бурь, но чаще отвергает тишину — предвестницу могилы. Вообще темы природы и смерти в лирике Лермонтова тесно связаны, меняется лишь само отношение автора к своему возможному уходу. Порой он ждет его как избавления от земных мук, от горьких страданий.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.

Природа в стихах Лермонтова часто похожа на прекрасный “божий сад”. Для поэта тема природы и тема России неразрывно связаны.

Он любуется просторами и красотой родины, но называет свою любовь “странной”, она не бездумна. Лермонтов видит не только красоту, но и убожество России.

Ничего изменить в окружающем он не в силах, но вот любить свой край с его достоинствами и недостатками поэт умеет и учит этому нас.

Люблю отчизну я, но странною любовью!..

Но я люблю — за что, не знаю сам

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Принимая сердцем боль и радость отчизны, всматриваясь в мельчайшие явления окружающего мира, Лермонтов создает свой мир, гармоничный и справедливый.

(3 votes, average: 4.33

Источник: http://school-essay.ru/priroda-v-lirike-lermontova.html

Сочинение: Человек и природа в поэзии Лермонтова

Автор: Лермонтов М.Ю.

Опальный ангел,

с небом разлученный.

Унывный демон,полюбивший ад,

Ветров и 6ypь огромных странный

брат,

Душой внимавший песне звезд всезвонной.

К Бальмонт

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.

Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.

В уме своем я создал мир иной

И образов иных существованье;

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья…

Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.

Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.

Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире.

Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”.

Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”).

Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне.

Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт.

Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”.

И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.

Главу свою склонивши, он стоит,

Как девушка в печали роковой:

Душа убита, радость над душой;

Хоть слезы льет из пламенных очей,

Но помнит все о красоте своей.

В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”.

Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”).

Природа для поэта — это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем.

Читайте также:  Сочинение: образ снегурочки в одноимённой пьесе-сказке а.н. островского "снегурочка"

И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…

” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”.

Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури.

Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге.

В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.

Светает — вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина,

Молчит табун, река журчит одна.

Созерцая красоту природы.'Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога!

Источник: http://www.yurii.ru/ref10/particle-266188.php

Природа в лирике М. Ю. Лермонтова

Коллекция сочинений: Природа в лирике М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудиви­тельно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений.

С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова вы­полняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо слу­жат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ ли­рического героя, выявить те или иные оттенки его пережива­ний.

Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу…», “Горные вершины», “Три пальмы», и в других.

С другой стороны, мир природы обладает самостоятель­ностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, вре­менное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным свя­зующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь воз­можно достижение гармонии.

Такие мысли характерны для раннего периода творчества поэта. В молодости М. Ю. Лермонтов описывает “бури шум­ные», величественные явления природы:

Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толляся, волны меж собой.

В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений: в них все просто, правдиво и точно.

Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты.

По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова “гово­рит чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений».

Так же беспредельно любят природу и романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы “Измаил-Бей», “как невесту в час свиданья, душой природу обнимал». Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад».

М. Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской при­роде, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях свя­зано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике по­является обобщенно-символический образ Родины.

Лермон­тов называет свою любовь к отчизне “странной». “Стран­ность» заключалась в двойственном отношении поэта к Роди­не. М. Ю.

Лермонтов осуждает казенный официальный пат­риотизм, и в то же время “с отрадой, многим незнакомой», поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье…

Любовь к Родине означает у Лермонтова и любовь к при­роде. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окру­жен…» природа названа “царством дивным»:

Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…» для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: “сладостный листок», “душистая роса», “таинственная сага», “мирный край». Все средства на­правлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Источник: http://www.slavkrug.org/priroda-v-lirike-m-yu-lermontova/

Сочинение: Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова

Мир природы и мир человека тесно соприкасаются в лири­ке Михаила Юрьевича Лермонтова.

Так, в стихотворении “Ро­дина” изображение картин русской природы неразрывно свя­зано с патриотическими чувствами лирического героя, причем чувства эти выражены очень своеобразно: “Люблю отчизну я, но странною любовью!..” Почему – “странною”? В чем заклю­чается эта странность? Вот как объясняет ее автор:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Эти строки можно истолковать следующим образом. То, что воспевается официальной государственной пропагандой: воен­ные победы, историческое величие и тому подобные атрибуты российской государственности, – не вызывают у лирического героя патриотических чувств. Зато, как говорит о себе поэт:

Но я люблю – за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез,

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С

резными ставнями окно…

Живые приметы русской природы, картины народной жиз­ни – вот в чем видит Лермонтов точку приложения своих пат­риотических чувств. Другими словами, его любовь к Родине не совпадает с внедрявшимися средствами официальной прави­тельственной пропаганды установками. Поэтому поэт и назы­вает ее “странной”.

Одним из лучших лермонтовских поэтических произведе­ний, посвященных русской природе, является стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”. Оно было написано в рубежном для автора 1837 году, когда по делу “О непозволи­тельных стихах…” поручика Лермонтова арестовывают, а затем переводят на Кавказ, в действующую армию.

Когда молодой поэт находился под арестом, он, как расска­зывал один из его родственников, “велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес…”. В их числе было и сти­хотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”. Читая это произведение, нужно иметь в виду, что написано оно узником.

Итак, поэт находится в заточении. На дворе конец февраля, а он, сидя за решеткой, представляет себе яркие краски вольной жизни. В первом четверостишии мы видим летний пейзаж:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка…

Начальная строфа музыкальна и напевна. Она как бы пе­редает песню ветра, пробегающего волнами по пшеничному полю. От этого оно становится похожим на бескрайнее море.

Вторая строфа стихотворения показывает нам примету поздней весны:

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой…

В третьей строфе речь идет о студеном ключе. Точное вре­мя года установить невозможно, но ясно, что это тоже или вес­на, или лето:

Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу Про мирные края, откуда мчится он…

Все три начальные строфы являются развернутыми прида­точными предложениями. Они относятся к четырем главным предложениям, выражающим итоговую мысль произведения:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Итоговой мыслью всего стихотворения можно считать мысль о свободе. Потому что все предшествующие ей карти­ны природы – это сладкие воспоминания узника, лишенно­го живых красок, звуков и запахов.

Воображая волнуемое вет­ром поле поспевающей пшеницы, садовые плоды, бодрое журчание ключа, поэт мысленно как бы переносится туда, на простор родных полей, садов и лесов – и это примиряет его с действительностью, дарит надежду снова увидеть всю эту красоту.

Иную проблему взаимоотношений между человеком и природой ставит Лермонтов в стихотворении “Три пальмы”. Это стихотворение можно рассматривать как притчу. Поэт рас­сказывает историю величественных деревьев, которые росли в пустыне.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался водою холодной,

Хранимы под сенью зеленых листов От знойных лучей и зыбучих песков.

Но гордые пальмы страдали от того, что никто не радовал­ся их красоте, никто не утолял жажды из студеного ручья. И, наконец, мечта трех пальм послужить людям исполнилась. Но принесли им люди не радость, а страшное горе. Они от­дохнули в тени пальм, напились ключевой воды, а затем взя­ли да и срубили пальмы и сожгли их в ночном костре. И на следующее утро…

…на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел, седой и холодный,

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

Так гибелью прекрасных деревьев закончилась их долгож­данная встреча с людьми.

И ныне всё дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет под ним.

Стихотворение Лермонтова “Три пальмы” имеет подзаго­ловок: “Восточное сказание”. Это указывает на древность пе­чальной истории, поведанной поэтом. Но и наши дни протест против варварского отношения к природе, прозвучавший в этом стихотворении, выглядит как нельзя более своевремен­ным.

Ведь сколько каждый год возникает губительных лесных пожаров от непогашенного окурка! Сколько грязи и мусора, ядовитых химических веществ попадает в природные водоемы! Сколько деревьев погибает в лесу от того, что какой-то недо­умок ободрал на них кору. Стихотворение Лермонтова “Три пальмы” учит нас бережно относиться к природе.

Иначе вся земля превратится в пустыню, как это произошло с оазисом, загубленным караваном.

Глоссарий:

    • мир природы и мир человека в поэзии м ю лермонтова
    • мир природы и мир человека в поэзии лермонтова
    • сочинение человек и мир природы
    • м ю лермонтов стихи о природе
    • природа в поэзии лермонтова

Источник: http://ege-essay.ru/sochinenie-mir-prirody-i-mir-cheloveka-v-poezii-m-yu-lermontova/

Ссылка на основную публикацию