Николай гаврилович чернышевский: жизнь и творчество

Чернышевский Николай Гаврилович Очерк жизни и творчества

Чернышевский Николай Гаврилович. Очерк жизни и творчества

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 год – 1889 год) – публицист, литературный критик, прозаик, экономист, философ, революционный демократ

Писатель родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского. До 12 лет воспитывался и учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека.

В 1842 поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования. В Саратовской семинарии ему прочили блестящую духовную карьеру.

Однако духовное поприще не влекло будущего публициста.

Отец Н. Г. Чернышевского Гаврила Иванович Чернышевский – Мать Н. Г. Чернышевского Евгения Егоровна (урождённая Голубева)

Дом-музей Н. Г. Чернышевского в Саратове

1842 – 1845 – Саратовская духовная академия К 16 годам владел двенадцатью языками

Один из самых любимых предметов в семинарии – география. Учебник географии 1841 года, по которому учился Чернышевский

1846 г. – не закончив семинарию, поступил в году на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где он занимался славянской филологией. Наряду с русским поэтом Н. А.

Некрасовым и литературным критиком Н. А. Добролюбовым возглавлял редакцию журнала «Современник» .

В творчестве Чернышевского зафиксирована смена уклада жизни в России и обозначена новая мораль молодого поколения.

1846 -1850 – историко-филологический факультет Петербургского университета

За годы учебы в университете (1846 -1850) были выработаны основы мировоззрения.

Сложившееся к 1850 году убеждение о необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: “Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличится угнетение. Что нужды? . . Мирное, тихое развитие невозможно”.

1851 год – возвращение в Саратов в качестве учителя словесности в гимназии

1851 – 1853 г. – служба старшим учителем словесности в Саратовской гимназии. Ходили слухи, что в классе Чернышевский Н. Г. говорил “такие вещи, которые пахнут каторгой”.

Май 1853 года – возвращение в Петербург с женой Ольгой Сократовной Васильевой и служба преподавателем словесности кадетском корпусе. Одновременно готовится к экзаменам на степень магистра и работает над диссертацией “Эстетические отношения искусства к действительности”.

Диспут по представленной еще осенью 1853 года профессору Никитенко диссертации состоялся 10 мая 1855 года и явился манифестацией материалистических идей в эстетике, вызвав раздражение университетского начальства. Диссертация была официально утверждена в январе 1859 года. Параллельно шла журнальная работа, начатая летом 1853 года рецензиями в журнале “Отечественные записки”.

Основные положения эстетики Н. Г. Чернышевского 1. «Прекрасное есть жизнь» , но жизнь, «какая она должна быть» . Источник прекрасного не в искусстве, а в жизни. Формы прекрасного не привносятся в жизнь искусством, а существуют объективно в самой действительности.

Основные положения эстетики Н. Г. Чернышевского 2. Природа и жизнь выше искусства. Произведения искусства не могут выдержать сравнения с живой действительностью.

Основные положения эстетики Н. Г. Чернышевского 3. У разных сословий общества существуют разные представления о красоте. Истинные, здоровые вкусы представляют те сословия, которые ведут трудовой образ жизни.

Основные положения эстетики Н. Г. Чернышевского 4. «Первая цель искусства – воспроизведение действительности. Художник должен быть связан с передовыми идеями своего времени.

Основные положения эстетики Н. Г. Чернышевского 5. Искусство – это нравственная деятельность человека. Оно должно объяснять жизнь, «учить жизни» – значит учить гражданственности, мужеству, нравственности, учить видеть прекрасное в жизни.

10 мая 1855 года – защита диссертации на историкофилологическом факультете Петербургского университета 1855– 1862 – сотрудничество в журнале «Современник» 1862 год – журнал закрыт на 8 месяцев

С весны 1855 года Чернышевский занимается журнальной работой для “Современника” Н. А. Некрасова. Сотрудничество в этом журнале (1859 -1861) пришлось на период общественного подъема, связанного с подготовкой крестьянской реформы. Под руководством Чернышевского и Некрасова, а позже и Добролюбова определилось революционно-демократическое направление журнала.

Убедившись в грабительском характере предстоящей реформы, Чернышевский не поддерживает манифест 19 февраля 1861 года.

В “Письмах без адреса”, адресованных фактически Александру II, Чернышевский обвинил самодержавнобюрократический режим в ограблении крестьян.

Рассчитывая на крестьянскую революцию, демократы журналов «Современник» и «Русский вестник» во главе с Чернышевским использовали нелегальные формы борьбы.

В обстановке растущей пореформенной реакции внимание III отделения все более привлекает деятельность Чернышевского. С осени 1861 года за ним была установлена полицейская слежка. Но Чернышевский был умелым конспиратором, в его бумагах не находили ничего подозрительного. В июне 1862 года на 8 месяцев было запрещено издание “Современника”.

7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. Поводом для ареста послужило перехваченное на границе письмо Герцена об издании “Современника” в Лондоне или Женеве. Вид на Петропавловскую крепость сегодня В тот же день Чернышевский стал узником Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл до вынесения приговора 2 года.

Алексеевский равелин, в камере которого Чернышевский провёл 2 года Схема Петропавловской крепости, построенной изначально для обороны города

Коридор и камера Алексеевского равелина

В крепости Чернышевский обратился к художественному творчеству. Здесь, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года, был написан роман “Что делать? Из рассказов о новых людях”. За ним последовали оставшиеся незаконченными повесть “Алферьев” (1863) и роман “Повести в повести” (1863), “Мелкие рассказы” (1864). Увидел свет лишь роман “Что делать? “.

Мытнинская площадь времён Чернышевского 19 мая 1864 года на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь Чернышевского. Писатель был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу Чернышевского тянулся очень долго из-за отсутствия прямых улик.

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского

Иркутск 1864 В мае 1864 года Чернышевского под конвоем отправили в Сибирь, где он находился сначала на руднике, а с сентября 1865 года – в тюрьме Александровского завода. Каторга, срок которой истек в 1871 году, оказалась преддверием к худшему испытанию – поселению в Якутии, в городе Вилюйске, где климат и холодное здание тюрьмы оказались губительными.

1866 год – свидание с женой и шестилетним сыном Михаилом. Следующее – через 17 лет.

В Вилюйске Чернышевский был единственным ссыльным и мог общаться только с жандармами и местным якутским населением; переписка была затруднена, а часто специально задерживалась. Только в 1883 году, при Александре III, Чернышевскому было разрешено переселиться в Астрахань. Здоровье его резко ухудшилось. Иркутск 1864

Годы крепости, каторги и ссылки (1862 -1883) не привели к забвению имени и сочинений Чернышевского – его слава росла. По приезде в Астрахань Чернышевский надеялся вернуться к активной литературной деятельности, но публикации его работ, хотя и под псевдонимом, были затруднительны. Вилюйск, 1879

Ольга Сократовна Чернышевская долго и преданно ждала своего мужа, писала прошения о помиловании. Фотография письма О. С. Чернышевской о помиловании мужа (хранится в музее Чернышевского в Саратове)

Страница из семейного альбома Чернышевских, Николай Гаврилович и Ольга Сократовна

В июне 1889 года Чернышевский возвращается в Саратов, в дом, где ждёт его семья. Он строил большие планы, несмотря на резко ухудшающееся здоровье.

Осенью 1889 года Н. Г. Чернышевский умирает от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Воскресенском кладбище

Последняя фотография Чернышевского, когда он уже почти постоянно работал в постели.

Памятник Н. Г. Чернышевскому в Саратове Памятник Н. Г. Чернышевскому в Петербурге

Источник: http://present5.com/chernyshevskij-nikolaj-gavrilovich-ocherk-zhizni-i-tvorchestva-2/

10 класс. Литература. Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество – Чернышевский Н.Г. Жизнь и творчество

Чернышевский Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов, — 17(29).10.1889, русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника.

В детстве стал «пожирателем книг».

1836 – 42 духовное училище

1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.

1846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.

Вспоминают, как обсуждали «Ревизора» и «Обыкновенную историю». Диспут – основная форма урока. Литературу связывали с жизнью.

Об Акакии Акакиевиче: «о смешных людях прочитайте и увидите, захочется ли вам смеяться над ним?

Не сошелся с начальством, ведь он учил свободно мыслить, говорил о свободе, об отмене крепостного права…

Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена».

Николай Гаврилович боялся за девушку, предупреждал, что собирается посвятить себя делу, что жизнь будет связана с политикой и придется сидеть в тюрьмах, а может быть, погибнуть. Девушка была согласна помогать будущему мужу.

1853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.

В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию, которая положила начало разработке материалистической эстетики в России.

Самое дорогое и прекрасное для нас жизнь.

Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть»

Жизнь выше искусства – главная мысль.

Цель искусства — воспроизведение жизни, её объяснение, «приговор о явлениях ее»; искусство должно быть «учебником жизни» .

Эстетическое учение Ч. наносило сильнейший удар аполитичной теории «искусства для искусства». При этом эстетические вопросы для Ч. были только «полем битвы», его диссертация провозглашала принципы нового, революционного направления.

Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.

«… Он умел, — писал В. И. Ленин, — влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей».

Тюремное заключение в Петропавловской крепости.

Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.

1864 суд и «гражданская казнь»

Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии Александр || заменил на 7 лет), далее поселение в Сибири навсегда.

В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.

Герцен писал: «Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько лет будем стоять мы?»

1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом (6 лет)

Следующее свидание будет через 17 лет

1870. 7 лет каторги прошли.

71 приговор – пребывание в Вилюйском остроге.

Русские революционеры предпринимали смелые попытки вырвать Ч. из сибирской изоляции (Г. А. Лопатин в 1871, И. Н. Мышкин в 1875). В 1881 Исполком «Народной воли» в переговорах со «Священной дружиной» выдвигал освобождение Ч. первым условием прекращения террора. Только в 1883 Ч. был переведён в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889 получил разрешение жить на родине.

Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на жизнь. Как писал, так и жил.

Впервые искусство к чему-то обязывали, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор. Иск–во – популярно написанная наука.

Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться.

Поэтому-то «новые люди» только и делают, что учат, декламируют, назидают.

Чернышевскому близка нехристианская точка зрения. По религии душа живет сама по себе, а по писателю – бедная обстановка заставляет душу быть бедной.

Именно Чернышевскому принадлежит открытие Л.Н. Толстого.

Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в них надежды на то, что рождается художник, который сумеет показать те тенденции к позитивному в жизни, которые обеспечат полноту жизни.

«Что делать?»

Сюжет: явный – жизнь В.П. Розальской в родительском доме. Первая любовь, законный брак. Вторая любовь, замужество.

Сюжет.

Явный – отказ от богатства, чтение книг с «проклятиями», стипендиаты, отказ от любви, режим питания, закаливание организма – особенный человек

Тайный – средства для революции, знакомство с революционной литературой, будущие революционеры, нужно быть свободным для дела, понадобятся физические силы, готовность терпеть мучения – вождь, руководитель народа.

Читайте также:  Известные картины зарубежных художников xvi - xx веков

Система образов.

Высшие люди – Рахметов. «новые люди» – Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. «пошлые люди» – Розальские, Сторешниковы.

Вопросы романа: что делать, чтобы стать «новым человеком»? чтобы стать «особенным»? чтобы освободиться самому и освободить других?

Готовить революцию, готовиться к революции, переносить из прошлого в настоящее все, что можно перенести.

Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью.

По Чернышевскому новые люди – носители новой религии – -религии деяния, новое христианство, включающее Христа на правах исторической личности, но не Бога.

«Если бы Христос в наше время был бы жив, он был бы с нами», – Белинский.

В древнем Риме новыми людьми назывались лица, происходящие не из сенаторского сословия, которые первые в своем роду достигли консульской должности (плебеи).

Разночинцы – плебеи.

Весь мир для них столь же новый, как они сами, в этом мире они должны освоиться. Этот мир нужно изучить (опыт, полигон). И в первую очередь испытывается сам человек (Базаров, Рахметов, Раскольников). Все, что непрочно, поддается давлению новых людей, – всё это ложное и обречено; и, соответственно, наоборот.

В мире нет ничего случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью.=>зло тоже полезно.

Грань между добром и злом в «Что делать?» стирается. «Отлично дурно, следовательно, отлично», – из последней главы романа.

В религии деяния дух святой – прогресс.

Достоевский эти понятия пересматривает.

Вера Павловна: Вера + Павел (малый)= дочь малого, дочь малых.

Надежда (пропавшая сестра).=>не хватает любви.

Дмитрий Лопухов (Диаметра – богиня плодородия)=воскресший.

Розальская – Лопухова – Кирсанова => растительная тематика

Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем роза.

Цветок связан с идеей воскресения, символ рая, атрибут святой Девы Марии, символ тайны.

Аль – алая, красная роза.

Последние главы романа «Что делать?» пропитаны розовой символикой. Символ розы опоясывает роман.

Розальская становится Лопуховой.

 Право носить фамилию Розы отсутствует в таком мире. Лопух же стойкое растение – выживет везде.

У Достоевского хрустальный дворец превращается в кабак.

Источники

конспект http://festival.1september.ru/articles/605414/

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2113/lesson

Николай Гаврилович Чернышевский – биография, информация, личная жизнь

Николай Гаврилович Чернышевский. Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове – умер 17 (29) октября 1889 года в Саратове. Русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Родился в Саратове в семье священника, саратовского кафедрального протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского (1793-1861).

До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».

Начитанность Николая поражала окружающих. В детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию.

В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников».

Не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского.

В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе.

Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.

В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург.

Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим.

После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и в «Отечественных Записках».

В начале 1854 г. он перешёл в журнал «Современник», где в 1855-1862 годах являлся руководителем наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вёл решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства».

Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

В 1858 году он стал первым редактором журнала «Военный сборник». Ряд офицеров (Сераковский, Калиновский, Шелгунов и др.), был вовлечён им в революционные кружки.

Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции.

Вместе с ними является родоначальником народничества, причастен к созданию тайного революционного общества «Земля и воля».

В июне 1859 г. Чернышевский ездил в Лондон к Герцену для объяснения по поводу статьи «Very dangerous!» («Очень опасно!»), напечатанной в «Колоколе».

С сентября 1861 г. находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков даёт такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 года в Петербурге.

В мае 1862 года журнал «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором.

В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской Империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.

Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней.

Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов.

Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.

19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера. Был отправлен в Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму; в 1866 году переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму, в 1871 году в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании.

Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 г. Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).

Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

Библиография Чернышевского:

Романы Чернышевского:

1862-1863 – Что делать? Из рассказов о новых людях. 1863 – Повести в повести (незаконч.)

1867-1870 – Пролог. Роман из начала шестидесятых годов. (незаконченный)

Повести Чернышевского:

1863 – Алферьев. 1864 – Мелкие рассказы.

1889 – Вечера у княгини Старобельской (не было напечатано)

Литературная критика Чернышевского:

1849 – О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа. 1854 – Об искренности в критике. 1854 – Песни разных народов. 1854 – Бедность не порок. Комедия А. Островского. 1855 – Сочинения Пушкина. 1855-1856 – Очерки гоголевского периода русской литературы. 1856 – Александр Сергеевич Пушкин.

Его жизнь и сочинения. 1856 – Стихотворения Кольцова. 1856 – Стихотворения Н. Огарёва. 1856 – Собрание стихотворений В. Бенедиктова. 1856 – Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого. 1856 – Очерки из крестьянского быта А.Ф. Писемского. 1857 – Лессинг.

Его время, его жизнь и деятельность. 1857 – «Губернские очерки» Щедрина. 1857 – Сочинения В. Жуковского. 1857 – Стихотворения Н. Щербины. 1857 – «Письма об Испании» В. П. Боткина. 1858 – Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».

1860 – Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.

1861 – Не начало ли перемены ? Рассказы Н.В. Успенского. Две части.

Публицистика Чернышевского:

1856 – Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина. 1856 – «Русская беседа» и её направление. 1857 – «Русская беседа» и славянофильство. 1857 – О поземельной собственности. 1858 – Откупная система. 1858 – Кавеньяк. 1858 – Июльская монархия.

1859 – Материалы для решения крестьянского вопроса. 1859 – Суеверие и правила логики. 1859 – Капитал и труд. 1859-1862 – Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни. 1860 – История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.

1861 – Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри. 1861 – О причинах падения Рима. 1861 – Граф Кавур. 1861 – Непочтительность к авторитетам. По поводу “Демократии в Америке” Токвиля. 1861 – Барским крестьянам от их доброжелателей поклон.

1862 – В изъявление признательности Письмо к г. З(ари)ну. 1862 – Письма без адреса.

1878 – Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Мемуары Чернышевского:

1861 – Н. А. Добролюбов. Некролог. 1883 – Заметки о Некрасове. 1884-1888 – Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862.

1884-1888 – Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия Чернышевского:

1854 – Критический взгляд на современные эстетические понятия. 1855 – Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация. 1855 – Возвышенное и комическое.

1885 – Характер человеческого знания. 1858 – Критика философских предубеждений против общинного владения. 1860 – Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии».

Сочинение П. Л. Лаврова.

1888 – Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Переводы Чернышевского:

1860 – «Основания политической экономии Д. С. Милля» (со своими примечаниями). 1861-1863 – «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера. 1863-1864 – «Исповедь» Ж. Ж. Руссо.

1884-1888 – «Всеобщая история Г. Вебера» (со своими статьями и комментариями успел перевести 12 томов).

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Chernyshevskij.php

Краткая биография Николая Чернышевского самое главное

Выдающийся русский мыслитель, философ, публицист Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля (24-го по старому стилю) 1828 года в городе Саратове.

Читайте также:  Сочинение рассуждение на высказывание и. г. милославского "любое повторение, двукратное или многократное..."

Отец Николая Гавриловича был протоиереем местного Александро- Невского собора, был человеком набожным и достаточно образованным и с детства прививал сыну любовь к науке.

С раннего детства к ребенку был приставлен гувернер из Франции, который также поспособствовал духовному развитию мальчика.

Знания юного Николая потрясали всех окружающих, его называли «пожирателем книг», в возрасте 15 лет он без труда поступил в местную духовную семинарию, там зарекомендовал себя очень способным и умелым учеником, и уже спустя три года, не успев закончить семинарию, поступил на историко – филологическое отделение Петербургского университета. Во время учебы в университете и сформировалось мышление Н. Г. Чернышевского, наполненное материалистическо – социалистическими взглядами: на него сильно повлияли труды социалистов- утопистов (Мор, Кампанелла), диалектическое учение Георга Гегеля, а также материализм немецкого философа Л. Фейербаха.

Также именно здесь Николай Гаврилович начал писать свои первые произведения. В 1850 году Чернышевский окончил университетский курс и был направлен для преподавания в Саратовскую гимназию, спустя год начал работу, активно пропагандируя среди молодежи радикальные идеи.

В 1853 году Чернышевский познакомился с будущей женой – О.С. Васильевой, после свадьбы с которой переехал в столицу, где работал некоторое время в качестве преподавателя Второго кадетского корпуса, однако, вскоре был уволен.

В том же году началась активная литературная жизнь Н.Г. Чернышевского: его произведения начинают печатать в «Отечественных записках» и «Санкт – Петербургских ведомостях», в 1854 году он перешел в журнал «Современник», в котором вместе с Некрасовым и Добролюбовым, фактически, стал одним из лидеров издания, пропагандируя на его страницах революционные идеи.

В 1850-е гг. Чернышевский был вовлечен в ряд военно – революционных кружков, взаимодействовал с видными деятелями русской социалистической мысли – Герценом и Огаревым, стал одним из пионеров отечественного народничества.

С опубликованным в 1861 году манифестом об отмене крепостного права в России Николай Гаврилович не согласился, изобличал действия царского правительства, был вдохновителем революционных сил в Империи, не случайно, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс называли его «главой революционной партии».

Деятельность Чернышевского вызывала опасение у полиции, с 1861 года он находился под ее надзором, в мае следующего года был закрыт крамольный журнал «Современник» на несколько месяцев.

В 1862 году философ был арестован царской полицией, следствие по его делу проходило в течение двух лет, во время которого Чернышевским был написан роман «Что делать», ставший для революционно настроенной молодежи манифестом.

В 1864 году был объявлен окончательный приговор: писатель был осужден на 14-летнюю каторгу, а затем к ссылке в Сибирь, однако, вскоре император Александр Второй сократил срок каторги вдвое (до 7 лет). После отбытия наказания на каторге, в 1871 году он был переведен в город Вилюйск (совр. Якутия).

В 1874 году ему предложили подать прошение царю о помиловании, но Николай Гаврилович отказался это сделать, не считая себя виновным. Друзьями писателя были предприняты неоднократные попытки его освобождения из места заключения (1871 г. – Г. А. Лопатиным, 1875 г. – И. Н. Мышкиным), однако, они были неудачными.

В 1883 году Чернышевскому было позволено возвратиться в Европейскую Россию, в город Астрахань.

В 1889 году писатель вернулся в родной Саратов, где вскоре заболел малярией и 17 октября сего же года скончался.
Стоит заметить, что значение деятельности Н.Г.

Чернышевского высоко оценивалось гениями социалистической мысли – К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И.

Ульяновым- Лениным, один из основоположников идеи марксизма в России, Георгий Валентинович Плеханов отмечал, что его мировоззрение формировалось под непосредственным влиянием идей Чернышевского.  

10 класс о главном очень кратко

Биография Чернышевского о главном

Николай Гаврилович Чернышевский прославился  в русской истории как философ, публицист и литературный критик.

Будущий писатель и революционер родился 12 июля 1828 в Саратове в семье священнослужителя. Его отец, Гавриил Иванович был набожным и хорошо образованным человеком. С детства мальчику привилась любовь к чтению. И уже с малых лет юный Чернышевский поражал окружение начитанностью и кругозором.

В 15 лет мальчик легко поступил самарскую духовную семинарию. Однако уже через три года Николай Гаврилович носит гордое звание студента одного из лучших российских университетов.

Чернышевский поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета. Студенческий период жизни начинающего публициста ознаменован становлением его научных и философских взглядов.

Ему были близки идеи утопизма и социализма, которые были им почерпнуты из произведений Т. Мора, Т.Кампанеллы, а также философии Г.Гегеля.

Период жизни Чернышевского с 1851 по 1854 год был довольно активным. В 1853 году, публицист переезжает в Петербург и пробует себя в качестве педагога Второго кадетского корпуса. Однако, Чернышевский достаточно быстро оставляет педагогику.

В это же время, он начинает активные «пробы пера». Первые небольшие публицистические статьи Чернышевского публикуются в «Современнике» и «Петербургских ведомостях».

И в 1854 году имя Чернышевского внесено в список сотрудников журнала «Современник».

В своих произведениях публицист поднимает острые проблемы социально-экономические проблемы современности. Также к этому времени относится и ряд литературно-критических статей.

Центральное место в его статьях к 1858 году стал занимать вопрос о готовящихся аграрных реформах в стране. Уже неоднократно Чернышевский выражал свое несогласие с «линией» правительства и призывал к революционному пути.

При этом «центром» преобразований должна была, по мнению публициста, стать крестьянская община.

Социалистические и революционные взгляды Чернышевского со временем стали объектом полицейского надзора.

Усугубило ситуацию и то, что в период с 1861по 1862 год публицист стал идеологом и вдохновителем самой крупной революционной организации народников «Земля и воля».

Кроме того, тайной полиции удалось завладеть письмом Герцена, в котором предлагалось выпускать запрещенный «Современник». Все это привело к тому, что в 1862 году Чернышевский оказался на скамье подсудимых и был осужден. Однако произошло это в 1864 году.

В самое тяжелое время жизни рождается главное произведение —  роман «Что делать?».

Публицист и революционер был приговорен к 14 годам каторги, но Александр II неожиданно изменил срок отбывания наказания Чернышевским до 7 лет.

Тем не менее, родную саратовскую землю, Чернышевский смог увидеть только в 1889 году. А 29 октября 1889 года, публициста, философа и революционера не стало.

Вплоть до 1905 года работы Чернышевского входили в «черный список» тайной полиции и были запрещены.

10 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

← Ньютон Исаак↑ БиографииГалилео Галилей →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/chernyshevskij

Краткая биография Чернышевского

>> Все биографии >> Писатели из России

Чернышевский Николай Гаврилович (1828- 1889 гг.)

Русский революционер, писатель, журналист. Родился в Саратове в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года учился в духовной семинарии. С1846 по 1850 гг. занимался на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Особенно сильно на становление Чернышевского повлияли французские философы-социалисты — Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье.

В 1853 г. женился на Ольге Сократовне Васильевой. Чернышевский не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным «полигоном» для испытания новых идей. Писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке — идея для того времени поистине революционная.

Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства предоставить максимальную свободу. Разрешал своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может рассматривать супругу как свою собственность.

Позже личный опыт писателя отразился в любовной линии романа «Что делать».

В 1853 г. переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского быстро стало знаменем журнала «Современник», где он начал работать по приглашению Н.А. Некрасова. В 1855 г.

Чернышевский защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где отказался от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах «чистого искусства», сформулировав свой тезис: «Прекрасное — есть жизнь».

В конце 50-х —начале 60-х годов очень много печатался, пользуясь любым поводом для того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгляды, ожидал крестьянского восстания после отмены крепостного права в 1861 г. За революционную агитацию «Современник» был закрыт.

Вскоре после этого власти перехватили письмо А.И. Герцена, уже пятнадцать лет находившегося в эмиграции. Узнав о закрытии «Современника», он написал сотруднику журнала, Н.Л. Серно-Соловьевичу и предложил продолжить издание за границей.

Письмо было использовано как повод, и 7 июля 1862 Чернышевского и Серно-Соловьевича арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. В мае 1864 г.

Чернышевский был признан виновным, осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь до конца своей жизни, 19 мая 1864 г над ним был публично совершен обряд «гражданской казни».

Пока шло следствие, Чернышевский написал в крепости свою главную книгу —роман «Что делать».

Только в 1883 г Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 г его перевели в Саратов, и вскоре после переезда он скончался от кровоизлияния в мозг.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-chernyshevskogo

Чернышевский Николай Гаврилович

(1828-1889) русский публицист, литературный критик, прозаик

Чернышевский Николай Гаврилович родился в семье священника и первоначальное образование получил дома под руководством отца. С 1842 года учился в Саратовской семинарии, но, не закончив ее, в 1846 году поступил на отделение общей словесности Петербургского университета, где занимался изучением славянских языков.

Во время учебы в университете (1846—1850) Николай Чернышевский определил основы своего мировоззрения.

Сложившееся твердое убеждение в необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хотя я знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетение и т. д. — что нужды?. , мирное, тихое развитие невозможно».

После окончания университета Чернышевский короткое время работал репетитором, затем учителем словесности в Саратовской гимназии.

В 1853 году он вернулся в Петербург, преподавал и одновременно готовился к экзаменам на степень магистра, работал над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности».

Диссертация была представлена осенью 1853 года, диспут по ней состоялся в мае 1855 года, а официально утверждена она была только в январе 1859 года.

Эта работа была своего рода манифестом материалистических идей в эстетике, поэтому вызвала раздражение университетского начальства.

Одновременно с этим Николай Чернышевский работал в журнальных изданиях, сначала в «Отечественных записках», а с 1855 года, выйдя в отставку, — в «Современнике» Н. А. Некрасова.

Сотрудничество в «Современнике» (1859—1861) совпало с подготовкой крестьянской реформы.

Под руководством Некрасова и Чернышевского, а позже и Добролюбова сформировалось революционно-демократическое направление этого издания.

Николай Гаврилович Чернышевский вел в журнале отдел критики и библиографии. В 1857 году он передал его Добролюбову, сосредоточившись на политических, экономических и философских темах.

После реформы Чернышевский написал «Письма без адреса» (опубликованы за границей в 1874 году), в которых обвинял самодержавие в ограблении крестьян. Надеясь на крестьянскую революцию, «Современник» прибегал к нелегальным формам борьбы.

Так, Николаем Чернышевским была написана прокламация «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».

В период пореформенной реакции его деятельность привлекла внимание III отделения. За ним установили полицейскую слежку, но Чернышевский был умелым конспиратором, ничего подозрительного в его бумагах не было найдено. Тогда было запрещено на восемь месяцев издание журнала (в июне 1862 года).

Но его все-таки арестовали. Поводом послужило перехваченное письмо Герцена и Огарева, в котором предлагалось издавать «Современник» за границей.

7 июля 1862 года Николай Гаврилович Чернышевский был заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Там он пробыл до 19 мая 1864 года.

В этот день состоялась гражданская казнь, он был лишен прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы на рудниках, с последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги до 7 лет.

Читайте также:  Времена года, погода и климат ирландии

Находясь в заточении в крепости, Николай Чернышевский обратился к художественному творчеству. Меньше чем за четыре месяца им был написан роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863), «Повести в повести» (1863), «Мелкие рассказы» (1864). Увидел свет лишь роман «Что делать?», и то по недосмотру цензуры.

Срок каторги истек в 1871 году, но поселение в Якутии, в городе Вилюйске, где тюрьма была лучшим зданием, было гораздо губительнее для Чернышевского. Гам он оказался единственным ссыльным, и круг общения для него заключался только в жандармах и местном населении. Переписка была затруднена и очень часто специально задерживалась.

Только при Александре III, в 1883 году, ему было разрешено переселиться в Астрахань. Такая резкая смена климата очень повредила его здоровью. В 1889 году Николай Чернышевский получил разрешение вернуться на родину, в Саратов. Несмотря на резко ухудшающееся здоровье, он строил большие планы. Умер писатель от кровоизлияния в мозг и был похоронен в Саратове.

Во всех областях своего разностороннего наследия — эстетике, литературной критике, художественном творчестве — он выступил новатором, возбуждающим до сих пор споры.

К Чернышевскому можно применить его собственные слова о Гоголе как о писателе из числа тех, «любовь к которым требует одинакового с ними настроения души, потому что их деятельность есть суждение определенному направлению нравственных стремлений».

В знаменитом романе «Что делать?», вызвавшем бурю критических отзывов, Николай Гаврилович Чернышевский продолжил начатую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля из разночинцев, сменившего тип «лишнего человека».

Сам Чернышевский считал: «… только те направления литературы достигают блестящего развития, которые возникают под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным требованиям эпохи.

У каждого века есть свое историческое дело, свои особенные стремления.

Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни».

Источник: http://biografiivsem.ru/chernyshevskiy-nikolay-gavrilovich

Краткая биография Чернышевского самое главное

Чернышевский Николай Гаврилович является известным русским писателем и журналистом. Он был рожден в 1828 году в Саратове. Поскольку его отец был священником, обучение Николай начал в духовной семинарии. Затем в 18 лет он поступает в Петербургский университет на историко-филологический факультет.

В 25 лет Чернышевский женится на Ольге Васильевой. В браке он придерживался равенства полов, что в то время представлялось революционной идеей.

В это же время он переезжает в Петербург и начинает строить карьеру публициста. Особую известность он получил, работая в журнале «Современник».

В 50-х годах активно печатались произведения писателя, в которых он открыто высказывал свое мнение об ожидаемом крестьянском восстании. За революционно-демократические взгляды журнал был закрыт.

Чернышевский продолжал продвигать свои идеи, писал революционные прокламации. Власти установили за ним слежку, и вскоре Николай был арестован и отправлен на время следствия в Петропавловскую крепость.

По приговору его осудили на 7 лет каторги и ссылку в Сибирь до конца жизни.

Во время следствия Николай Чернышевский создал свое произведение «Что делать».

В 1883 году Чернышевскому разрешили уехать в Астрахань. В 1889 году Николай Чернышевский ушел из жизни.

10 класс. По датам

Биография по датам и интересные факты

Другие биографии:

  • Карл ВеликийКарл Великий родился в семье придворного сановника. И мать, и отец будущего монарха были властные и активные люди. Оба участвовали в политике, старались объединиться с соседними державами мирным путем.
  • ВольтерСложно найти область гуманитарного творчества, в которой не отметился бы, острый как бритва, ум Вольтера. Драматург, поэт, мыслитель, публицист, сатирик, просветитель, философ, историк – не счесть ипостасей этого выдающегося человека
  • Державин Гавриил РомановичДержавин – один из знаменитых русских поэтов, а также видный политический деятель своего времени. Гавриил был рожден в 1743 году в Казанской губернии. Его отец, дворянин и майор, рано ушел из жизни, поэтому Державин воспитывался только матерью.
  • Ленин Владимир ИльичВладимир Ильич Ленин – политический деятель и революционер. Был рожден в 1870 году, в Симбирске. За всю свою жизнь основал много партий Советского Союза. Он окончил Симбирскую гимназию, и поступил в Казанский университет
  • Краткая биография Братьев ГриммЯкоб был рожден в январе 1785 года, а его младший брат Вильгельм 24 февраля 1786 года.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/chernyshevskij-nikolaj-gavrilovich

Николай Гаврилович Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника.

С ранних лет Чернышевский нашел в своем отце умного наставника, руководившего самостоятельными занятиями сына. Чернышевский в своих письмах выражал глубокую любовь и уважение к отцу.

Он делился с ним замыслами, держал его в курсе своих дел и начинаний. Нежен и заботлив был в отношении к матери и всем своим родным.

С детских лет Чернышевский много читал, был настоящим пожирателем книг. Любил Пушкина, ГОголя, Лермонтова, систематически изучал языки: греческий, латинский, французский, немецкий, татарский, арабский и др.

С 14 до 18 лет он учился в местной духовной семинарии, проявляя способности и прилежание.

Стремлением Чернышевского и его родителей было дать сыну университетское образование, и Николайв июне 1846 года приехал вместе с матерью в Петербург, чтобы поступить в столичный университет.

Чернышевский успешно выдержал экзамены по математике, физике, логике,словесности6 всеобщей и русской истории, латинскому, французскому и был принят.

Главным вопросом, над которым задумывается студент Чернышевский, был вопрос о народе, закрепощенным помещиками и угнетенным царскими властями, вопрос об освобождении миллионных масс и завоевании ими свободы.

В своих дневниках, которые Чернышевский вел долгие годы по особой стенографической системе, он писал, что в 1848-1850 годах он осознавал себя “ультрареспубликанцем” и “ультрасоциалистом”.

Среди товарищей он слыл как человек мягкий, скромный с близкими и суровый с теми, кто был ему внутренне чужд.

По окончании университета в 1850 году Чернышевский после нескольких попыток устроится на службу в столицу уезжает в родной город, где становится старшим учителем словесности в гимназии. Одновременно с преподаванием Николай продолжает заниматься научной работой с мыслью написать и защитить диссертацию.

Здесь же он знакомится с Ольгой Сократовной Васильевой, дочерью местного врача. В своих записях, под названием “Дневник моих отношений с тою, которая теперь составляет мое счастье” он расказывает о своем объяснении с ней.

После признания в любви он пытается отговорить ее от решения связать свою судьбу с его судьбой, объясняя это тем, что его революционные взгляды могут привести его на каторгу. НО это не остановило его будущую жену.

В январе 1853 года они познакомились, в аперле того же года вступили в брак и в мае уехали в Петербург.

Эдесь Чернышевский ведет преподавательскую работу, печатает “Опыт словаря к ипатьевской летописи”, пишет рецензии в “Отечественные записки”. работает над диссертацией “Эстетическое отношение искусства к действительности”.

Осенью 1853 года он знакомится с Некрасовым и начинает сотрудничать в “Современнике”. Чернышевский проработал в этом журнале восемь с половиной лет.

На страницах этого журнала печатались статьи его по вопросам философии, эстетике, большое исследование о великом немецком просветителе Лессинге и критике

В.Г.Белинском, статьи о творчестве И.С.Тургенева,

Л.Н.Толстого, А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина. Когда по почину самого царя Александра II началось обсуждение вопроса об освобождении крестьян от крепостной зависимости, то им были опубликованы статьи об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Он пропогандировал в своих статьях идею крестьянской революции .

Он делал это при помощи эзопова языка, то есть посредством иносказаний, намеков, тонких употреблений, сравнений и т.п. Он писал например, что каждый год бабы и девки занимаются прополкой сорной травы, а трава вырастает вновь и вновь.

И так будет до тех пор, пока их мужья и братья не догадаются , не убедятся в том, что с сорной травой можно покончить только пропашкой.

В этот период Чернышевский сдал все экзамены, необходимые для защиты диссертации, и 10 мая 1855 года публично защитил ее в совете Петербургского университета. Присутствовавший на диспуте Н.В.Шелгунов впоследствии писал, что “это была целая проповедь гуманизма, целое откровение любви к человечеству, на служение которому призывалось искусство”.

Когда было проведено освобождение крестьян сверху в 1861 году, Чернышевский издал в тайной типографии прокломацию “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”, в которой крестьяне призывались к сговору между собой для восстания.

Большая часть общества – студенты, писатели, офицеры, ученые, захваченные духом революционной ситуации, сложившейся тогда в России – так или иначе находились под влиянием Чернышевского. В связи с этим царское правительство учредило за ним надзор, собирая против него обличающие факты и доносы агентов.

Целый год в обществе ходили слухи об его аресте. Третье отделение характеризовало его как человека, известного своими коммунистическими убеждениями.

Седьмого июля 1862 года Чернышевского арестовали и увезли в Петропавловскую крепость. Почти два года он провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Сначала не могли предъявить никаких обвинений.

Затем были сфабрикованы фальшивые обвинения, появились фальшивые свидетели и предъявлены обвинения за высказанные в статьях в “Современнике” идеи.

Несмотря на несостоятельность обвинения (по царским законам нельзя было судить автора за статьи, пропущенные цензурой) сенат вынес строжайший приговор: лишение всех прав и состояния, четырнадцать лет каторги и вечное поселение в Сибири. Царь сократил срок каторги до семи лет. Решение вызвало ошеломление в обществе.

19 мая 1864 года над Чернышевским был совершен обряд “гражданской казни”, и на другой день его увезли на каторжные работы.

И в Петропавловской одиночке, и на допросах следственной комиссии, и в сенате Чернышевский держался мужественно, твердо, с великим достоинством, и когда ему перед гражданской казнью публично прочитали приговор, “преступник стоял надменно, обращая взгляды на публику”.

Когда истек срок пребывания Чернышевского на каторге, его, вместо того, чтобы определить на поселение, продержали в катожной тюрьме полтора года, а потом повезли к полюсу холода, в Вилюйск, где его посадили в острого и содержали по специально разработанной инструкции.

Где бы ни был Чернышевский, в каких бы тяжелых условиях он не находился, он продолжал делать свое дело В ПЕтропавловской крепости им был написан роман “Что делать?”, что делать для появления нового будущего. Его герои были носителями идей автора. Как ни странно, самые светлые его страницы были написаны в дни голодовки, объявленной Чернышевским в знак протеста против действия властей.

Жизнь Чернышевского на каторге в Кадае, на Нерчинских рудниках, а потом в Вилюйске, пример стойкости и мужества. Он продолжает писать и переводить, обдумывать судьбы России и всего человечества, задумывает цикл произведений о русской жизни. Самым значительным в эти годы является его роман “Пролог”.

В письмах из Сибири Чернышевский бодр и спокоен., никого не расстраивает жалобами. Вместе с тем письма его полны забот о жене и детях. Он делится своими знаниями с сыновьями, дает им советы как жить, чем надо заниматься.

Ольгу Сократовну всегда называет другом, беспокоится о ее здоровье, восхищается ее характером.

Несколько раз русские революционеры пытались освободить Чернышевского, но царские власти не хотели позволить ему выйти из острога.

Лишь летом 1883 года новый царь Александр III под давлением общественности разрешил больному цингой и ревматизмом Чернышевского перевезти в Астрахань, а затем, за несколько месяцев до смерти , в его родной город. Здесь он в ночь на 17(29) октября 1889 года скончался этот революционер, писатель, мыслитель, критик, экономист “книжный ” человек с “обширной ученостью” но не “обладавший высокой культурой людей 40-х годов”.

Литература

1. Чернышевский Н.М. Повесть о Чернышевском. 1969.

2. Чернышевский Н.Г. Прекрасное есть жизнь. М. 1978.

Источник: http://MirZnanii.com/a/301584/nikolay-gavrilovich-chernyshevskiy

Ссылка на основную публикацию