Н.в. гоголь «тарас бульба»: описание, герои, анализ произведения

Анализ произведения «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

В процессе написания повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь тщательно изучил историю украинского народа, читал множество летописей и исторических справок времен казачьей Руси.

Жанр, центральные события повести

По жанровой принадлежности «Тарас Бульба» – историческая повесть, с огромным количеством действующих лиц. Повествование приближается к эпическому. Объект изображения – Тарас Бульба – военачальник казачьего полка, и его сыновья – Остап и Андрий.

Гоголь пытается изобразить надежды, мечтания народа, его талант, широту души, завершенность образа. Украинский народ в произведении борется с чужестранными захватчиками, посягнувшими на свободу казаков.

Повесть переполнена патриотическими идеями, монологами, призванными воодушевлять читателя на проявление любви к Родине.

Цельность образов героев выражается еще и в их идеализации понятия товарищества, которое становится главным в жизни любого казака.

В повести тесно переплетаются понятия русского и украинского народа. Они связаны неразрывно, по мнению автора, и разъединить их – означает убить многовековую культуру, развивающуюся испокон веков.

Герои повести

Тарас Бульба и его сыновья сопоставимы с русскими былинными богатырями, наделенными конкретными историческими реалиями. Образы и характеры их прорисованы крайне правдиво. Большую часть времени герои находятся на войне, отдавая долг Родине, возвращаются домой лишь в периоды редких мирных затиший.

Тарас Бульба – герой, не знающий сомнений, всегда верно обозначающий цель. Долг всей его жизни – служение родной земле и народу, единение с товариществом. Из этих близких его сердцу понятий он черпает жизненные силы для противостояния внешним силам, для смелости и мужественности.

Жизненные приоритеты героев

Ответственность перед Родиной для Бульбы значит намного больше, чем родство, семейные узы или отеческая любовь. При этом условии трагедия, развернувшая в семье главного героя, становится все более страшной, чем дольше и глубже думаешь о ней.

В начале повести мы видим двух сыновей Тараса, которыми он безмерно гордится, на которых возлагает надежды на будущее. Остап и Андрий очень разные по натуре. Остап – серьезный и мрачный, временами суровый и сдержанный. Андрий же – более тонкая поэтическая натура, которого битвы не привлекают. Он замечает красоту окружающего мира, ценит женскую прелесть.

Влюбившись в прекрасную молодую полячку, он настолько верен своему чувству, что переходит на сторону врага, оставляя за чертой прошлого свою семью, свою землю, своих товарищей.

Остап же истинный продолжатель идей отца, полностью разделяющий его мировоззрение. Тарас гордится им именно за способность на первое место в жизни ставить правое дело, свершаемое во имя Родины и народа.

Вскоре старик теряет и Остапа, казненного врагами, и убивает младшего неверного сына.

Заключение

Изображая характеры Остапа и Андрия, Гоголь словно предлагает читателю два пути, по которому он может пойти в жизни – либо жертвование всем во имя всеобщей цели, либо смерть предателя из-за человеческой слабости.

Перечитывая повесть, хочется согласиться с В.Г. Белинским, в том, что Н.В. Гоголь изобразил народную жизнь широко и смело.

Источник: http://spadilo.ru/analiz-proizvedeniya-taras-bulba-n-v-gogolya/

Анализ произведения Тарас Бульба Гоголя Н.В

1)    История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года. В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь обращается к героическому прошлому страны, когда простой человек поднимается над обыденной жизнью и становится настоящим патриотом.

2)    Историческая основа повести. «В «Миргороде» он (Н.В.

Гоголь) столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», — писал литературный критик Г.А. Гуковский.

Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорном}': создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует всё же отдать фольклорным источникам.

В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине.

В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика.

«Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, — всё это было ему по плечу».

Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу.

Белинский охарактеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «исчерпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь…» Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, — подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, — проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.

3)    Характеристика героев повести.

Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса были два взрослых сына: Остап и Андрий.

Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», — говорил Тарас своим друзьям. Наследующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства.

Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе.

Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба— старый казачий полковник.

Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он — в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

—    Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя-патриота, защитника родной земли.)-    Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Бульбы Запорожье — родной дом, поэтому, чтобы проверить своих сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)-    Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для Тараса главное — быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса — родной дом.)-    Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха».')-    Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками.)-    Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послан своих сыновей в киевскую бурсу.)-    Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)-    Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества!… так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)-    Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)-    Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)-    Какими основными чертами характера обладает Тарас Бульба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырем.)

Образ Остапа.
Внешность, портрет: «…два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».

Отношение к учебе: «…в первый год (из киевской бурсы) ещё бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.
Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей…. никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей… был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки… был прямодушен с равными… имел доброту…»
Юношеские мечты: мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Поведение во время боя: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенпый путь и трудное знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вёл бой, «мог вымерить всю опасность», в нём «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя».
Отношение к товариществу: до последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем. Отношение к личному счастью: никогда не стремился к личному счастью. Близость с родителями: ближе к отцу, мечтает до конца остаться верным своим товарищам, до последнего защищать свою родину.

Образ Андрия.
Внешность, портрет: «. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Отношение к учебе: «Он учился охотнее и без напряжения… Он был более изобретателен, нежели его брат…»

Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые… чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.
Юношеские мечты: с одной стороны, кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в оди ночестве по улицам Киева.
Поведение во время боя: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы». Отношение к товариществу: предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки. Отношение к личному счастью: мечтал о личном счастье. Близость с родителями: ближе к матери, мечтает о любви, стремится к личному счастью.

—    Как ведут себя братья во время битвы? (мужественно, храбро)

—    Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)-    Почему Андрий изменил своим товарищам? (Андрий не смог видеть страдания своей возлюбленной.)


4)    Особенности сюжета повести.
Основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

—    Как начинается повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (с описания приезда двух сыновей Тараса Бульбы: Остапа и Андрия домой)-    Как встречает Тарас Бульба своих сыновей? Что важно для него? (Для Тараса Бульбы важно, чтобы его дети были добрыми казаками, настоящими воинами и товарищами.)-    Как встречает мать своих детей? Что важно для неё? (Для матери важно, чтобы её дети были здоровы и счастливь! в жизни.)-    Куда Тарас Бульба тотчас отправляется со своими сыновьями? Зачем? (Тарас Бульба решает тотчас отправиться со своими сыновьями в Запорожье, чтобы там они набрались разуму, ведь, по его мнению, только в Запорожской Сечи настоящая школа для казака.)-    Чем занимаются казаки в Запорожье? (Казаки изредка занимались в Сечи военным делом, но в основном их жизнь проходила в гульбе и пиршествах.)-    Как ведут себя Остап и Андрий, находясь в Запорожской Сечи? («Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».)-    О чем мечтает любой настоящий казак? (Казаки мечтали о настоящем деле, где «можно было разгуляться, как следует, рыцарю».)Кульминационной сценой повести является осада города Дубно, так как именно здесь ещё раз проверяется ценностный мир каждого из героев повести (Тараса Бульбы, Остапа, Андрия).-    Как ведут себя Остап и Андрий во время боя? (смело, но Остап хладнокровен, а Андрий наслаждается музыкой пуль)-    Как происходит осада польского города Дубно? (Казаки окружили город и ждали, когда его жители начнут сдаваться.) Как Андрий отреагировал на просьбу татарки помочь его возлюбленной полячке? (согласился)-    Что поразило Андрия в осаждаемом городе? (голод, нищета, муки людей)-    Где у казаков принимаются важные военные решения? (на общем совете)-    Как ведут себя казаки в бою? (мужественно, храбро)-    Какую кончину казак считает самой славной? (во время боя)-    Какие чувства владели Тарасом Бульбой, когда он увидел своего сына Андрия во вражеском войске? («Я тебя породил, я тебя и убью!»)-    Чем закончилась осада города Дубно? (поражением казаков)

Читайте также:  Хавьер сеносиан - архитектор, работающий с природой

5) Художественные особенности повести. Особенности жанра — повесть.

Особенности изображения героя в повести «Тарас Бульба»: герой характеризуется через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими персонажами.

Роль пейзажа в произведении: природа не просто фон, а способ раскрытия характера героя. Для изображения быта, жизни казаков писатель использует различные художественновыразительные средства: эпитеты, сравнения, гиперболы.

—    Вспомнить, чем повесть отличается от рассказа и романа. (Повесть — один из способов эпического повествования, больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньше, чем роман.)Что такое пейзаж? (описание природы в художественном произведении)-    Как вы думаете, почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «царем степи»? (выявление собственного ученического восприятия и понимания художественного произведения) Вспомните, что такое эпитет, сравнение, гипербола? (Эпитет — образное определение предмета, выраженное, как правило, прилагательным. Сравнение — изображение одного явления с помощью его сопоставления с другим. Гипербола — сильное преувеличение.)

Источник: http://lit-helper.com/p_analiz_proizvedeniya_taras_bul-ba_gogolya_n_v

«Тарас Бульба» Гоголь анализ

Автор — Николай Гоголь

Год написания — 1835

Жанр «Тарас Бульба» — историческая повесть.

В центре повествования — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших бурсаков в родительский дом. Кульминаций несколько. Развязка — гибель самого Тараса Бульбы.

Тема — изображение исторических событий XVI — XVII века в Украине, быта, обычаев Запорожской Сечи

Идея — Прославление военного общества, возвеличивание подвига, патриотизма, преданности идеи защиты родной земли.

Основная мысль — Любовь к Родине, возвеличивание казачества.

Проблематика «Тарас Бульба»

  • Защита родной земли.
  • Нравственный выбор.
  • Единство, сплоченность — залог победы.
  • Любовь, верность, самопожертвование.
  • Отношения родителей и детей.
  • Честь и предательство

Повесть «Тарас Бульба» рассказывает читателю о борьбе украинского народа с польской шляхтой. Широкое, эпическое изображение этой борьбы определило патриотический пафос повести. Гоголь показал в своем произведении узы дружбы, связывающие два братских народа — русский и украинский — в их общую историческую судьбу.

Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ — он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он — воин, отдающий себя служению отчизне.

Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

Верность родине, любовь к ней для Тараса выше кровного род­ства и личной привязанности. Тем страшнее трагедия, коснувша­яся его семьи. Было у полковника Бульбы два сына, старший — Остап и младший — Андрий. Остапа Гоголь наряду с другими казаками наделяет богатырскими чертами.

А вот Андрий — чело­век более тонкий, замечающий и умеющий ценить красоту в окружающей его жизни. Прельстился казак молодой польской панночкой и перешел на сторону врагов, предав и родину, и отца, и товарищей своих. Бульба сам казнил своего сына, изменившего родине и народу.

В Остапе мы видим продолжателя отцовского дела, Тарас им гордится. Для Остапа, как и для других казаков, нет ничего до­роже отчизны, и для нее он готов вместе со всеми перенести самые страшные муки и смерть. В сцене казни Остап, подверга­емый нечеловеческим пыткам, не теряет мужества, зная, что его гибель не напрасна.

Андрий же, став на путь предательства, «пропал для всего казацкого рыцарства», не стал молодой казак защитником род­ной земли, а вместе с врагами стал убивать своих бывших друзей и товарищей.

Образы двух братьев — это два возможных человеческих жиз­ненных пути. Это или бессмертие во имя народного счастья, или бесславная смерть предателя, имя которого потомками если и будет упоминаться, то с ненавистью и позором.

Источник: https://kratkoe.com/taras-bulba-gogol-analiz/

Анализ произведения Гоголя Н.В. «Тарас Бульба» на Сёзнайке.ру

Повесть «Тарас Бульба» входит в сборник Н.В. Гоголя «Миргород». Это историческое произведение, которое собрало в себе множество действующих лиц, значительно отличается от других повестей сборника.

Гоголь всегда умел замечать самые тонкие и мелкие дели и подробности, на которые никто не обращал внимание. Его наблюдательность создает очень точные, живые картины в каждом его произведении, будь то описание природы, села или человека. Но то, как Гоголь описывал человека, повторить сложно.

Наблюдения автора позволяли ему проводить анализ всех свойств человеческого характера и создавать единый, многогранный образ.

Но если во многих своих произведениях он говорил о деградации человека, то в произведении «Тарас Бульба», на примере казацкого полковника и его сыновей автор показывает то, каким должен быть человек, что для него должно быть истинно важным, какими чертами обладают русские.

Автор изображает картину сложного для его Родины времени борьбы с польской шляхтой. Гоголь отобразил истинную дружбу единого народа – малороссы, а позднее украинцы и русские – единый народ Киевской Руси.

Автор через всю повесть протянул тему братства и товарищества. В то время зарождалось казачество – яркие пример русской силы, ведь именно русские собирались на Хортице.

Это были князья и бежавшие крепостные, но на Сечи они становились братьями, товарищами.

В описании Тараса Бульбы вложены не вымышленные черты, а реальная характеристика казака того периода. Лишь иногда, когда наступает кратковременное перемирие, Тарас живет дома и занимается хозяйством.

Но прежде всего он казак, он защитник и остальное время воин, которых тогда было очень много он проводит с оружием в руках на полях сражений. Своим долгом, целью жизни казак видит в службе Родине, в ее защите.

Тарас грубоват и прямолинеен, что ярко контрастирует с изнеженными польскими воинами.

Самое ценное, самое дорогое для Тараса Бульбы – Родина. Любовь и верность родной земле для него значительнее, чем личные интересы. Необыкновенным ударом стало для Тараса предательство его младшего сына.

Андрей меняет на понравившуюся полячку свою Родину, друзей, семью и идет воевать против своих. Была ли это любовь или мимолетное увлечение — не важно, ведь Андрей без раздумий бросил своих товарищей и вышел против них с мечом.

Его не остановило то бесчинство, которое творили ляхи на его родной земле, сжигая села и вырезая людей.

Старший сын Тараса Остап был гордостью своего отца. Он был верен своей земле и вере до последнего. От рук поляков он принял страшную, мучительную смерть, и при этом вел себя героически до последнего вздоха, чтобы криками боли не радовать врага. Он знал, что его жертва не напрасна – он страдал за Святую Русь, за свою веру, за друзей.

Истории двух братьев – это истории двух разных путей, которые человек выбирает самостоятельно, решая стать ли героем или добровольно нанести на себя клеймо предателя. В наше время эти образы не менее актуальны, так как у каждого из нас всегда есть выбор – ценить свое или пресмыкаться ради подачки, отправляясь заграницу в поисках лучшей жизни.

Тарас Бульба принял смерть достойную казака, нанеся крестное знамение. Его вера, отвага преданность олицетворяют дух его народа, дух русских и малороссов, которые до настоящего времени были истинными патриотами. Эта повесть помогает понять свою историю и обратиться к собственным ценностям, к родной земле и православию.

Героические образы повести «Тарас Бульба» создают контраст с остальными героями сборника «Миргород», демонстрируя то, какими люди были, какие качества имеет каждый из нас и чем человек может стать, если будет поощрять в себе пороки.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10996——l-r

Образ Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя Н.В

Тарас Бульба

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» это один из лучших рассказов писателя, в котором повествуется о героизме и свободолюбие Украинского народа.

Гоголь рассказывает нам о борьбе украинского народа против польских шляхтичей и о жизненных устоях Запорожской сечи.

Главный герой Тарас Бульба представлен нам в виде идеала рыцарства и борьбы с несправедливостью.

Тарас Бульба это один из командиров Запорожской сечи, человек сильным характером и волей. Он обладает такими качествами как смелость, справедливость, бесстрашие и рассудительность.

В армии среди казаков Тарас обладал большим авторитетом не только благодаря своей силе, но и хорошего отношения сослуживцем.

Тарас Бульба очень негативно относился к предателям и изменникам и всегда расправлялся с ними жестоко.

Как описывал Гоголь качества Тараса Бульбы, отмечая, что этот человек не создан для семейных отношениях, но у него было двое детей. Оба сына Остап и Андрий покинули учебу и приехали к отцу для дальнейшей учебы в жизненной школе. Как говорил Тарас Бульба, духовное воспитание не заменит настоящее военное в условиях казацкой Запорожской Сечи.

Остап это настоящий казак, способный к военному делу и обладающий качествами воина, Андрий более мягким характером и уступает в храбрости своему брату, ну тоже обещает стать настоящим казаком. Не смотря на все старания Тараса Бульбы, судьба разбивает все его мечты, Остап погибает как герой, а Андрий переходит на сторону врага.

Тарас это человек с железной волей и отвагой. В эпизоде когда он пробирается к врагам и смешивается в толпе, чтобы остаться незамеченным. Рискуя быть схваченным, он приходит на место где в последний раз видит своего сына Остапа.

Эта трагическая сцена встречи старика Тараса и сына заставляет замереть и переживать за героев.

Но Тарас Бульба оставался непоколебимым и не давал воли чувства, увидев, как его сына вывели на лобное место, он только сказал: «Добре, сынку, добре!»

Следующая трагедия повести заключается в конфликте отца и сына. Опьянённый любовью, Андрий забывает про казацкие устои, которые ему прививал отец. Любовь Андрия не приносит ничего хорошего, а наоборот отталкивает его от семьи. Подавшись чувствам он покидает Сечь, свою семью и уходит к врагам.

Жесткий Тарас Бульба, который не может простить предательство даже самому лучшему казаку не может смириться и с предательством сына. Для Тараса предательство это клеймо, которое невозможно стереть даже ценой собственной жизни. Победив любовь к сыну, Тарас осуществляет приговор «Я тебя породил, я тебя убью!». После убийства собственного сына его уже некто не мог обвинить в предательстве.

Данный поступок главного героя характеризует его, как настоящего патриота своей родины.

Сцена гибели главного героя подчеркивает силу его характера, он не боится скорой смерти и спокойно наблюдает, как уплывают его казаки. Слова, которые он произносит, проникнуты любовью к русской земле, к родине которую он защищал всю жизнь. Он до последнего верил в общее дела и оставался, ему предан.

Гоголь Николай Васильевич был настоящим патриотом Малороссии и с большим уважением относился к ее обычаям. Он создал образ не только героя, но и образ, который и сейчас остается настоящим борцом за справедливость. В эпоху Николая I любое инакомыслие подавлялось, и творчество Лермонтова переживала не лучшие времена. Его герой и повесть стала на многие года настоящим мануалом свободолюбия.

Повесть раскрывает нам не только героические черты героя, но и противоположные качества человека. Остап это молодая сила и пример для подрастающего поколения. Андрий оказался примером слабой личности, которая не может устоять перед соблазном и склона предательству и измене. Тарас Бульба это воплощение патриотизма, железной воли и непоколебимости, который придано, бьется с врагом.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/06/obraz-tarasa-story-gogole.html

Характеристика Тараса Бульбы в повести Гоголя — «Тарас Бульба»

Меню статьи:

Образы украинцев неразрывно связаны с творчеством Николая Васильевича Гоголя. Несмотря на то, что в художественном наследии Гоголя не единичны работы на темы, не связанные с жизнью украинского села и казаков, у читателей, в первую очередь, с его именем возникают образы Тараса Бульбы и его сыновей – Андрея и Остапа.

Внешность и возраст Тараса Бульбы

С Тарасом Бульбой мы знакомимся уже в преклонном возрасте – о том, как он выглядел в молодости, мы не знаем. Да, собственно, его возраст и на момент разворачивания основных событий тоже неопределенный. Гоголь его обозначает как «преклонный».

Выглядит Бульба подобно всем людям в возрасте – он излишне полон, его голову покрыла седина. Так как всю свою жизнь он провел в походах и битвах, тело его покрыто шрамами и рубцами. Несмотря на свой возраст, его рука еще не лишена былой силы и ловкости – он все еще сильный и могучий.

Его облик завершают усы и «чуприна» – традиционные символы казаков.

Одежда Бульбы также традиционна для казаков. Из общей толпы Тарас ничем не выделяется внешне.

Происхождение Тараса Бульбы

Общепринято, что основную массу казаков Запорожской сечи составляли люди не отличавшиеся наличием материальных благ – бегство на Сечь для них было единственным спасением от злых панов и нищеты.

Финансовая ситуация Тараса Бульбы не подпадает под эту тенденцию. Он вполне зажиточный человек. У его владении имеется небольшой хутор.

Так как в хуторе Тарас редкий гость, то основную работу по ведению хозяйства выполняет его жена и сыны.

Читайте также:  Природа, растения и животные севастополя

Семья Бульбы и отношения между ее членами

Тарас Бульба – женатый человек. Со своей женой у него довольно сложные отношения – практически все время он проводит на Сечи и видится с женой пару раз в год.

На своем хуторе Бульба не задерживается – ему тут скучно, он мается от безделья и поэтому стремиться побыстрее вернуться на Сечь. Его женитьба не была расчетом – между супругами было чувство любви, но отношения между ними сложилось специфическое.

Жизнь на Сечи сделала Бульбу грубым не только по отношению к врагам, его родные не часто удосуживаются ласки по отношению к себе со стороны Тараса.

Несмотря на то, что Тарас принадлежит по вероисповеданию к православным, он часто не придерживается основных принципов и догм и в первую очередь это проявляется в общении со своими родными. Он грубо и довольно жестоко обращается со своей женой.

В ее адрес сыпятся не только словесные упреки, но и побои. К тому же физическое насилие по отношению к жене не единичное явление, для Тараса такое поведение становится нормой.

Позволял ли такое себе глава семейства раньше – вопрос неопределенный, Гоголь об этом умалчивает.

Его жестокость по отношению к жене проявляется во всем, он даже не удосуживается ласково к ней обращаться – грубое «баба» – обычное явление и при людях, и во время общения в кругу семьи.

Несмотря на такие странные взаимоотношения, у них в браке родилось два ребенка – мальчика, которых назвали Остап и Андрей.

Прошло время – сыны выросли, в то время, когда разворачивались основные события повести – они уже взрослые. Остапу – 22 года, а возраст Андрея неточен – ему 20-21 год.

Их отец с недоверием относится к наукам, но признает необходимость образования, поэтому отправляет своих сыновей грызть гранит науки. Оба брата учатся в Киевской академии. Сам же Тарас Бульба, человек неглупый и довольно образованный, но активно скрывает этот факт и часто выдает себя за полного дуралея.

По отношению к своим сынам Тарас тоже груб и строг. Он считает, что мальчики не должны быть нежными и полными романтичных порывов. Для Бульбы – они, в первую очередь, будущие защитники своей родины. В его глазах будущее сыновей неотрывно связано с Сечью и казацтвом.

Это первое посещение Сечи сыновьями, поэтому это событие становится волнительным и для молодых людей, которые хотят себя зарекомендовать наилучшим образом, и для их отца, который хочет, чтобы всем его сыновья понравились.

Дальнейшие события стали трагическими и для Остапа с Андреем и для самого Тараса: Андрей переходит на сторону поляков – его влюбленность в польскую панну оказывается сильнее, чем любовь к отцу и Родине.

При следующей встрече Тарас хладнокровно, на глазах Остапа убивает своего младшего сына. Совершая убийство сына, Тарас руководствуется не страхом перед общественным мнением, хотя, вполне вероятно, что мысли о всеобщем осуждении у Тараса присутствуют.

В глазах Бульбы Андрей – предатель и для него не может быть никаких смягчающих обстоятельств.

Судьба крайне неблагосклонна и к старшему сыну Бульбы. Он попадает в плен. Тарас пытается спасти от смерти своего, единственного теперь, сына. Он храбро отправляется в тыл врага, но его план не срабатывает – у Тараса не получается освободить сына и его публично казнят.

Жизнь Тараса Бульбы на Сечи

Тарас Бульба в глазах читателей – это идеальный казак. Он смелый и храбрый, беспокоится о судьбе своей Родины, пытается своей деятельностью сделать жизнь лучше. Его образ в этом плане сродни образам средневековых рыцарей и героев народного эпоса.

Тарас Бульба большинство времени проводит на Сечи. Там он уже не рядовой казак. На момент рассказа Тарас – полковник. Среди казаков он пользуется авторитетом – и это не удивительно. Военные походы для него не диковинка, а способ жизни.

Во время боевых действий Бульба не пассивный наблюдатель, он активно принимает участие в действиях, пытается разобраться в элементах тактики и военного дела, поэтому его опыт и военные умения становятся предметом восхищения.

Доблесть и смелость – постоянные его характеристики.

Жизнь на Сечи лишена роскоши и всевозможных удобств, поэтому излишний комфорт для него необычное явление. Тарас привык довольствоваться малым и не стремиться к роскоши.

Как и любой человек, Тарас не лишен темной стороны. Он излишне упрям и нетерпелив. Последний факт значительно утрудняет его жизнь – он неохотно приобщается к военной дипломатии – в этом плане личное всегда берет верх, и Тарас начинает руководствоваться эмоциями и чувствами, а не здравым смыслом.

Когда он с сыновьями прибыл на Сечь, то оказалось, что в ближайшее время никаких военных походов не планируется. Это не устраивает Тараса. Бульба не пытается разобраться в причинах отказа, им движет только слепое желание.

Он устраивает смещение должностей и ставит на место куренного своего человека, который готов организовать военную кампанию. Такая подлость не приносит Тарасу счастья.

Доблесть, смелость и храбрость Тараса не спасают ситуацию – военная кампания становится трагедией.

Тем не менее, несмотря на такой поступок, казаки доверяют Тарасу и, оказавшись в затруднительном положении во время осады, выбирают его в командующую должность. Это происходит не от безвыходности ситуации. Тарас свирепо и беспощадно расправляется со своими врагами, он готов на подвиг, пожертвовать собой ради достижения высшей цели.

Смерть Тараса Бульбы

После казни Остапа Тарасом овладевают самые печальные порывы. Личная трагедия, связанная с гибелью сына, не позволяет ему здраво размышлять и оценивать происходящие события. Его сердце не переполняет жалость по отношению к Андрею – молодой человек предал и своего отца, и Родину, и веру православную, но простить смерть старшего сына – Остапа, у Тараса нет сил.

Он становится безрассудным, излишне рискует собой и противоречит всем приказам, которые нацелены на примирение с поляками. В его глазах Остап остался доблестным и верным казаком, Тарас считает, что у его сына было бы большое будущее.

После заключения мира с поляками Тарас организовывает свой отряд и нападает на села.

Такие действия не могли длиться вечно – Бульбу берут в плен и сжигают заживо на костре, но и в последние минуты своей жизни он верен своему чувству патриотизма – он подсказывает своим соратникам путь к отступлению.

Подведем итог: Тарас Бульба – неоднозначная личность. С одной стороны – он храбрый воин, идеал казака, но на этом его идеальность заканчивается. Он плохой муж и не лучший отец. Ему чужды сострадание и ласка по отношению к своим родным. Его действия на военном поприще нередко спасали казаков, но спасти своих сыновей ему не удалось.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/harakteristika-tarasa-bulbu.html

Анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

В 1835 году были опубликованы две книги Н.В.Гого­ля «Миргород» и «Арабески», с которых начался путь писателя-реалиста.

Повести, составившие «Миргород», тематически очень самостоятельны, что сказалось и в их жанрах: героическая эпопея «Тарас Бульба» и нравоописательная повесть об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче.

Но мысль ав­тора едина: мысль о противоположных возможностях че­ловеческого духа, о счастье жить по законам высокого долга, объединяющего людей, и несчастье, нелепости, бес­смысленности пустопорожнего существования, разъединя­ющего людей.

Повести изобразили по существу совершен­но противоположные результаты развития человека: духовность и бездуховность. Вопрос был поставлен остро, что говорило о страстном желании Гоголя видеть общество свободным от подобных несоответствий.

«Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчи­кам» называл Белинский повесть «Тарас Бульба». В ней выражен идеал художника, мечтавшего о духовной нерас­торжимости личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы.

В ней Гоголь, по словам Белинско­го, «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ». Характеристика точная и удивительная.

Подлинное чудо искусства: читателя не покидает ощуще­ние, что был на свете исторический прототип Тараса Бульбы или просто он сам.

Многие страницы повести, посвященные запорожцам, особенно батальные сцены, овеяны духом народных песен о подвигах героев, а образ Тараса Бульбы тесно связан с преданиями о русских богатырях.

Благородный романтизм писателя не уводит от действительной жизни, а вытекает из реалистического изображения ее, ярким светом озаряет живую действительность, возвышает в ней то, что навеки останется в народной памяти и что достойно бессмертия.

Образы гоголевских запорожцев Тараса и Остапа да­леки от нас и по времени, и по многим особенностям характеров и быта, но они живы для нас в основной своей сущности. Они учат пламенной, самоотверженной любви к родине, товарищеской верности и чести, мужеству и стойкости.

А история Остапа и Андрия, сравнение их характеров и поступков показывает, как ценится жизнь человека, воодушевленного высокой благородной целью, и что происходит с людьми, у которых нет чести и любви к родине, чем отличаются настоящее мужество и подлинная отвага от показного удальства, прикрывающего низкие черты характера человека, способного на подлость, преда­тельство, измену родине.

В этом дорогом для писателя произведении (работа над ним продолжалась после первой публикации еще семь лет) единство составляют художественный историзм и художе­ственный психологизм.

В образе Тараса Бульбы господ­ствует одна психологическая черта — всепоглощающая верность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И одновремен­но с этим — окрашенное мягким юмором, почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам.

Поражает уди­вительная цельность характера героя: пронзительные слова любви и скорбной тоски, обращенные к погибающему Остапу, интонация библейского приговора другому сыну, Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к прекрасной полячке для Тараса не могла стать оправданием измены отчизне.

Во всем этом ощущается подлинная психологи­ческая достоверность. «Породниться родством по душе, а не по крови» — этот моральный принцип старого казака Тараса имел для Гоголя огромное значение.

Вместе с тем ощущается нравственно-социальная уто­пия Гоголя, вера в жизнь, свободную от неравенства, без господ и слуг, в некую «своевольную республику», исклю­чающую наветы, воровство, безделье и иные человеческие пороки.

Но огромная заслуга Гоголя заключалась в том, что он рассказал правду о народной борьбе с захватчиками за независимость своего отечества. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?».

Эти слова относятся не только к Тарасу Бульбе, но и ко всему содержанию произведения. Эти слова сильнее всего выразили любовь писателя к своему народу и к отчизне.

В них заключена и основная мысль произве­дения, его идейный смысл: нет такой силы, которая могла бы победить справедливый гнев народа, его могущество, когда он защищает свою родину.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/501-povest-nv-gogolya-taras-bulba.html

Образ главного героя в повести Гоголя «Тарас Бульба» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство.

Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи.

Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.

Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

Тарас Бульба – один из представителей командного состава казачества. Он прекрасно управляет войском, наделен огромной силой воли и умом, относится с любовью к товарищам, уважает обычаи Запорожской Сечи. Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа.

Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных.

Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»

Гордость Тараса Бульбы – это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы. По его мнению, духовное образование – это лишь малая часть того, что необходимо молодому человеку для жизни, а самое главное – это боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Остап – это настоящий молодец, из которого впоследствии вырастает добрый запорожец, Андрий обладает более мягким характером, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако мечты Тараса Бульбы не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает Родину и переходит на сторону врага.

Тарасу свойственно проявление отваги, например когда он пробирается на территорию врага, чтобы увидеть Остапа. Сцена встречи отца и сына потрясает своим драматизмом.

Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрел, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» – вопрошает Гоголь.

Но Тарас ничем не выдал напряжения. Он смотрел на сына и говорил: «Добре, сынку, добре!»

Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию ничего хорошего, напротив, она отгородила его от отца, друзей и Отчизны. Предательство не прощается даже самому храброму казаку.

На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости.

Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь его никто не может обвинить в пренебрежении идеалами Запорожской Сечи.

Читайте также:  Народный календарь: осень, ноябрь-листогной

Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.

Николай Васильевич Гоголь был патриотом родной Малороссии. Все его творчество пришлось на эпоху Николая I. Это было время жестокого подавления свободомыслия и проявлений народного духа. Тарас Бульбы на многие десятилетия стал воплощением образа борца за независимость и справедливость, верного запорожским традициям, уверенного в победе над врагом, а повесть стала гимном свободолюбию.

В образе Тараса и его сыновей выражаются характеры всех слоев общества. Старый Тарас – это воплощение идеалов рыцарства, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап – воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

Образ Тараса Бульбы (сочинение)

Источник: http://resoch.ru/obraz-glavnogo-geroya-v-povesti-gogolya-taras-bulba/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

1)    История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В.

Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифорови- чем».

Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года.

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь обра­щается к героическому прошлому страны, когда простой чело­век поднимается над обыденной жизнью и становится на­стоящим патриотом.

2)       Историческая основа повести, «В «Миргороде» он (Н.В. Гоголь) столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не даю­щей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», — писал литератур­ный критик Г.А. Гуковский.

Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорному: создавая такое историческое произве­дение, Гоголь не только внимательно изучал документально- исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исто­рических материалов, первенство следует всё же отдать фольк­лорным источникам.

В центре внимания писателя эпоха на­ционально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К факгической точности писатель не стре­мился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «каза­ком», жившим в Украине.

В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые со­стоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ на- рода-воина в повести неразрывно связан с образом народа- труженика.

«Современные ииозе*мцы дивились тогда справед­ливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, ко­торого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, на­молоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, — всё это было ему по плечу».

Писатель не прибегает ни к каким средствам приукра­шивания, смягчения, затушёвывания особенностей эпохи, су­ровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу.

Белинский охарактеризовал значе­ние «Тараса Бульбы», указав, что автор «исчерпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и даёт им бессмертную жизнь…

» Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъёма, в такую минуту, когда, — подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, — проверя­ется весь характер народа. Художник-историк запечатлел ге­роический народный характер.

3) Характеристика героев повести.

Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свиде­тельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, по­ведение в бою. У Тараса было два взрослых сына: Остап и Анд- рий.

Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», — говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства.

Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командо­вание над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе.

Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свобо­ду народа. Тарас Бульба — старый казачий полковник.

Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он — в сценах еврейско­го погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стари­ками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

—        Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя- патриота, защитника родной земли.)

—        Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Буль- бы Запорожье — родной дом, поэтому, чтобы проверить сво­их сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)

—        Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не пони­мает её, поскольку для Тараса главное — быть настоящим вои­ном, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)

—        Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса — родной дом.)

—        Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к же­не? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лег о нём не бывало слуха».)

—        Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими во­яками, казаками.)

—        Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послал своих сыновей в киевскую бурсу.)

—        Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)

—        Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее това­рищества!… так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)

—         Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товари­щем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)

—         Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)

—         Какими основными чертами характера обладает Тарас Буль­ба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырём.)

Образ Остапа. Внешность, портрет: «..два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семина­ристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва». Отношение к учёбе: «…в первый год (из киевской бурсы) ещё бежал. Его возвратили, вы­секли страшно и засадили за книгу.

Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловеч­но, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, толь­ко после этого Остап начал заниматься. Характер: «Остап счи­тался всегда одним из лучших товарищей….

никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей… был суров к другим побуж­дениям, кроме войны и разгульной пирушки… был прямодушен с равными… имел доброту…» Юношеские мечты: мечтал стать на­стоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

Поведение во время боя: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Остап хладнокров­но вёл бой, «мог вымерить всю опасность», в нём «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя». Отношение к това­риществу: до последней минуты своей жизни оставался настоя­щим товарищем.

Отношение к личному счастью: никогда не стремился к личному счастью. Близость с родителями: ближе к отцу, мечтает до конца остаться верным своим товарищам, до последнего защищать свою родину.

Образ Андрия. Внешность, портрет: «..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семина­ристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва». Отношение к учёбе: «Он учился охотнее и без напряжения… Он был более изобретателен, нежели его брат…

» Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые… чаще являлся предводителем до­вольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобрета­тельного ума своего, умел увёртываться от наказания». Обладал тяжёлым и сильным характером. Юношеские мечты: с одной стороны, кипел жаж,Дою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в одиночестве по улицам Киева.

Поведение во время боя: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчиты­вать, или измерять заранее свои и чужие силы». Огношение к то­вариществу: предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки. Отношение к личному счастью: мечтал о личном сча­стье.

Близость с родителями: ближе к матери, мечтает о любви, стремится к личному счастью.

—         Как ведут себя братья во время битвы? (мужественно, храбро)

—         Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)

—         Почему Андрий изменил своим товарищам? (Андрий не смог видеть страдания своей возлюбленной.)

4) Особенности сюжета повести. Основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

—         Как начинается повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (с описа­ния приезда двух сыновей Тараса Бульбы: Остапа и Андрия домой)

—         Как встречает Тарас Бульба своих сыновей? Что важно для не­го? (Для Тараса Бульбы важно, чтобы его дети были добрыми казаками, настоящими воинами и товарищами.)

—         Как встречает мать своих детей? Что важно для неё? (Для мате­ри важно, чтобы её дети были здоровы и счастливы в жизни.)

—         Куда Тарас Бульба тотчас отправляется со своими сыновьями? Зачем? (Тарас Бульба решает тотчас отправиться со своими сыновьями в Запорожье, чтобы там они набрались разуму,

ведь, по его мнению, только в Запорожской Сечи настоящая школа для казака.)

—         Чем занимаются казаки в Запорожье? (Казаки изредка зани­мались в Сечи военным делом, но в основном их жизнь про­ходила в гульбе и пиршествах.)

—         Как ведут себя Остап и Андрий, находясь в Запорожской Се­чи? («Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».)

—         О чём мечтает любой настоящий казак? (Казаки мечтали о настоящем деле, где «можно было разгуляться, как следует, рыцарю».)

Кульминационной сценой повести является осада города Дубно, так как именно здесь ещё раз проверяется ценностный мир каждого из героев повести (Тараса Бульбы, Остапа, Андрия).

—         Как ведут себя Остап и Андрий во время боя? (смело, но Ос­тап хладнокровен, а Андрий наслаждается музыкой пуль)

—         Как происходит осада польского города Дубно? (Казаки ок­ружили город и ждали, когда его жители начнут сдаваться.)

—         Как Андрий отреагировал на просьбу татарки помочь его возлюбленной полячке? (согласился)

—         Что поразило Андрия в осаждаемом городе? (голод, нищета, муки людей)

—         Где у казаков принимаются важные военные решения? (на общем совете)

—         Как ведут себя казаки в бою? (мужественно, храбро)

—         Какую кончину казак считает самой славной? (во время боя)

—         Какие чувства владели Тарасом Бульбой, когда он увидел сво­его сына Андрия во вражеском войске? («Я тебя породил, я тебя и убью!»)

—         Чем закончилась осада города Дубно? (поражением казаков) 5) Художественные особенности повести. Особенности жан­ра — повесть.

Особенности изображения героя в повести «Тарас Бульба»: герой характеризуется через его портрет, поступок, взаи­моотношения с другими персонажами. Роль пейзажа в произведе­нии: природа не просто фон, а способ раскрытия характера героя.

Для изображения быта, жизни казаков писатель использует раз­личные художественно-выразительные средства: эпитеты, сравне­ния, гиперболы.

—         Вспомните, чем повесть отличается от рассказа и романа. (Повесть — один из способов эпического повествования, больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньше, чем роман.)

—         Что такое пейзаж? (описание природы в художественном произведении)

—         Как вы думаете, почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «царём степи»? (выявление собственного ученического восприятия и понимания художественного произведения)

—         Вспомните, что такое эпитет, сравнение, гипербола? (Эпи­тет — образное определение предмета, выраженное, как пра­вило, прилагательным. Сравнение — изображение одного яв­ления с помощью его сопоставления с другим. Гипербола — сильное преувеличение.)

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/6044-analiz-povesti-n-v-gogolya-taras-bulba

Ссылка на основную публикацию