Н.в. гоголь “шинель”: описание, герои, анализ повести

Анализ повести «Шинель» (Н. Гоголь) | Литерагуру

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

История создания

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте.

Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время.

Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой.

Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо.

Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа».

Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений.

Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя.

Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в  повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих.

Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья.

Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников.

После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.

Темы

  • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
  • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
  • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
  • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

  • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
  • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
  • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
  • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

В чем смысл повести?

Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета.

Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров.

В этом заключается основная мысль произведения.

Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г.

Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К.

Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки.

Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-shinel-n-gogol/

«Шинель» — краткое содержание повести по главам

В этой статье будет рассказано о создании повести и об одном из великих писателей, прозаиков и критиков XIX века.

«Шинель» краткое содержание и краткий пересказ.

О повести «шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, а опубликована 1842 году. Это рассказ о простом канцелярском советнике и просто «маленьком человеке».

В литературе это произведение считается «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Оно наполнено глубоким смыслом, а главный герой вызывает искреннее сочувствие. Сюжет развивается в Петербурге.

Повесть не разделена по главам и на прочтение уходит около часа.

Это повесть о «маленьком человеке», нуждающемся в понимании со стороны окружающих. Рассказ о бесчеловечии, безразличии и жестокости людей. Отчасти повесть о каждом человеке общества того времени, и о каждом человеке в наше время.

История создания повести «Шинель»

Эта повесть – некогда услышанный Николаем Васильевичем анекдот про чиновника, потерявшим своё ружье, на которое копил долгое время.

Эта повесть последняя из цикла «Петербургские повести».

В 1842 году «Шинель» была закончена, а фамилия героя была изменена на Башмачкина.

Жанр произведения — история с привидениями, драма.

Кто написал «Шинель»

Эту повесть написал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — великий русский классик, драматург, критик и публицист, автор поэмы «Мертвые души» и сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», вошедших в школьную программу.

Читайте также:  Балаклавская бухта, крым

Своё детство Н.В. Гоголь провёл в Сорочинцах (Полтавская губерния). Родился в небогатой семье дворян Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Всего было 12 детей, однако многие умерли в раннем возрасте, а Николай Васильевич был первым выжившим ребенком и третьим по счету.

Как можно отметить по его первым произведениям, годы его детства и местность, где он жил, наложили свой отпечаток на его первые произведения.

«Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством», «Майская Ночь», «Вечер накануне Ивана Купала» и другие произведения, вошедшие в сборники, несут в себе характер и множественные пейзажи Украины того времени.

Также можно отметить гоголевский язык и его манеру написания.

После переезда в Петербург Гоголь становится чиновником, но со временем он понимает, что такая работа не для него и отдается творчеству. Заводятся новые знакомства в литературных кругах, что помогает Гоголю развиваться.

В Питере в 1842 году и появится на свет повесть «Шинель», вошедшая в третий том собрания сочинений.

Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести

Главным персонажем рассказа является Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник и титулярный советник, который с первых строк описания вызывает сочувствие, печаль, а порой и даже небольшое отвращение.

Описание: скромный, не имеющий целей в жизни, кроме одной — накопить на новую шинель.

Нельзя сказать, что он был недоволен своей работой, наоборот, он находил удовольствие в переписывании бумаг и находил это занятие приятным, особенным, погружаясь в свой особенный уединенный мир. Даже приходя домой, Башмачкин садился за переписывание бумаг.

Скудно зарабатывает, всего 400 рублей в год. Этого еле хватает даже на пропитание. Маленький, лысоватый человек с «геморроидальным цветом лица», беззащитный и одинокий. Терпящий издевательства и полное безразличие со стороны более молодых чиновников.

Другие персонажи «Шинели»

Кратко о других персонажах. Помимо Башмачкина, в повести есть ещё два персонажа — Григорий или кратко Петрович, и «значительное лицо» или «генерал».

В прошлом Петрович крепостной крестьянин, а ныне портной, злоупотребляющий алкоголем.

Именно к нему придет Акакий Акакиевич за помощью. Жена бьёт его за пьянство, но только в таком состоянии он уступчив.

«Значительное лицо» или «генерал». Второстепенное лицо, но играющее не последнюю роль в этой повести. С богатырской внешностью, в возрасте, солидный и строгий.

Краткий пересказ повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Зачастую, в школах с учеников требуют ведение читательского дневника, где рекомендуется в основном записывать краткое содержание произведения или характеристики героев. Далее будет приведен краткий пересказ произведения.

Повесть автор начинает с описания рождения Акакия Акакиевича. О причудливом выборе имени его матерью.

Далее рассказывается о профессии Башмачкина, о его чине и работе. Очень много лет Акакий Акакиевич находился на одном и том же месте, один и тот же чин.

Сидя за переписыванием бумаг, более молодые чиновники постоянно мешали и подбрасывали бумажки к нему на стол и всячески издевались. Но однажды один из молодых чиновников, в очередной раз решивший посмеяться над Башмачкиным, остановился, услышав его слова «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», которые долетели до его сердца.

Человек живет в своей должности, и даже приходя домой, после скудного ужина, он садился писать и переписывать документы. Описывается петербургский вечер, отображающий всю серость и слякоть и то, что видит Акакий Акакиевич. Эта зарисовка показывает и саму жизнь Башмачкина — такую же серую и тусклую без развлечений и целей.

Он зарабатывает всего четыре сотни рублей в год, чего ему едва хватает. На улице холодно, и герой старается как можно быстрее добежать до работы в прохудившейся «тощенькой шинелишке». Он обращается к Григорию, а в сокращении к Петровичу за помощью. Как было уже написано Петрович в прошлом крепостной крестьянин, а ныне портной. Описание дома Григория вызывает некое отвращение.

Придя к нему домой и поднявшись наверх, Акакий Акакиевич в ходе разговора понимает, что Петрович трезв, и договориться с ним не получиться.

Григорий не поддался уговорам Башмачкина починить его старую шинель и обязался сшить новую, не понимая сколько значила для Башмачкина эта шинель. Ведь она дорога не только как память, но и по цене.

В итоге попытка снизить цену или уговорить починить старую шинель не увенчалась успехом.

Одержимый мыслями о шинели он заходит к Петровичу поговорить о ней. И вот шинель сшита. Акакий Акакиевич идет в департамент в новой шинели. Башмачкин слышит много похвалы в свою сторону, ведь шинель не остается незамеченной сослуживцами.

Они требовали задать по такому случаю вечер и устроить празднество, но Башмачкина спасает другой чиновник, у которого были именины, он и позвал всех на ужин.

После работы Башмачкин возвращается домой. Пообедав, его путь ложится к чиновнику имениннику. Но Акакий Акакиевич надолго там не задерживается — увидев, что час поздний, возвращается домой.

Недолго Башмачкин носил свою шинель. Идя этим же вечером домой по темной улице, он наталкивается на двух людей с усами, которые благополучно отнимают у Башмачкина его шинель.

Расстроенный, он идет на следующий день на работу. Не найдя помощи у пристава, по настоянию коллег он обращается к «значительному лицу» или «генералу». Но и там не находит помощи.

Спустя несколько дней Акакий Акакиевич умирает в припадке горячки. Призрак Башмачкина обитал возле Калинкина моста, там, где с него сняли шинель, и сдирал со всех проходящих мимо их шинели.

«Значительное лицо» узнает о смерти Башмачкина и искренне этому удивляется. И однажды, проходя поздно вечером по этому мосту, генерал почувствовал, что кто-то ухватился за воротник.

Повернувшись, он узнает Акакия Акакиевича. Тот в свою очередь снял шинель с генерала, и с тех пор дух Башмачкина никто не видел.

Источник: https://1001student.ru/literatura/shinel-povest-soderzhanie.html

Образ и характеристика Акакия Акакиевича в повести Шинель

К сожалению, жизнь часто бывает несправедлива к людям.

Одни могут прожить беззаботно и обеспеченно, не прикладывая при этом ни малейших усилий, другие вынуждены тяжело работать, чтобы обеспечить себя самым необходимым.

Как раз о людях второго типа рассказывается в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Главный же герой ее – Акакий Акакиевич Башмачников является типичным маленьким, незначимым ничего в этой жизни человеком.

Основа повести и краткая история создания

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» в своей основе содержит анекдот, ходивший в кругах канцеляристов. Суть его заключалась вот в чем: однажды жил бедный чиновник. У него была особая страсть к охоте, а мысль покупке хорошего ружья была самой заветной мечтой.

Однажды он решил воплотить свою мечту в реальность – накопил денег и купил желаемое ружье, но на первой же охоте чиновника постигла неудача: его ружье зацепилось за поросль и утонуло. Как ни старался чиновник, но выловить оружие у него не получилось.

Раздосадованный, он вернулся домой ни с чем. После этого на него напала хандра – слишком жаль ему было ружья, и чиновник заболевает горячкой. Его друзья решили помочь и подарили ему новое ружье, чем способствовали выздоровлению своего друга.

Однако воспоминание о потере своей покупки еще долгое время вгоняло чиновника в смертельную бледность.

Комическая основа произведение наталкивает читателя на восприятие комической действительности повести. И действительно, несмотря на довольно неприглядный сюжет, фабула повести отличается множеством смешных и порой нелепых жизненных ситуаций.

История рождения главного героя и выбор имени

Некая доля иронии и фарса сопутствовали главному герою повести Гоголя с самого рождения. По словам автора, такая тенденция началась с самого рождения героя. Главный горой родился 23 марта. Вопрос с крестными родителями был уже решен.

Крестным отцом мальчика должен был стать служащий столоначальником сената Иван Иванович Ерошкин, а матерью – жена офицера, Арина Семеновна Белобрюшкова. Крестные были выбраны в соответствие с требованиями религии – они были добропорядочными людьми.

Когда же пришло время крестить ребенка, его мать столкнулась с непреодолимым препятствием – выбором имени для своего новорожденного.

Все возможные варианты из календаря вызывали у нее недоумение: Моккий, Сессий, Хоздазат. Дальнейшие поиски привели к именам Трифилий,Дула, Варахасий. «Вот это наказание, какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких» – говорит женщина. Следующая попытка была не менее успешной – предлагались имена на выбор Павсикахий и Вахтисий, что также не впечатлило. Женщина решает, что других вариантов нет, нужно назвать своего сына именем его отца ибо «судьба его такая». Именно поэтому новорожденного мальчика назвали Акакий. Мальчика успешно окрестили, при этом ребенок заплакал так, «как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».

Фамилия его была Башмачников. Гоголь указывает, что здесь все прозаично – фамилия произошла от слова башмак, но никакого отношения к этому ни сам Акакий, ни его ближайшие родственники не имеют.

Внешность Акакия Акакиевича

Прошло некоторое время, и Акакий стал взрослым мужчиной. О том, как проходило его детство и этап взросления, мы не знаем. Детальное знакомство с Акакием Акакиевичем происходит уже в период его взрослой жизни. На момент развития основных действий романа ему за пятьдесят.

Внешность Акакия мало чем выделяющаяся и запоминающаяся: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным».

Виной такой преждевременной старости Гоголь называет «петербуржский климат». В этой фразе также заложен двоякий смысл – с одной стороны его можно воспринимать в прямом значении, обозначая сложности приспособления организма к определенным климатическим условиям и, как следствие, влияние на внешность и состояние здоровья. С другой стороны, эту фразу можно воспринимать в ироническом смысле.

Жизнь в Петербурге не была легкой и беззаботной, особенно, для человека незначительного в социальном и финансовом плане, каким как раз и был Башмачников.

Значительная конкуренция и высокие требования в работе, специфическое отношение людей по отношению к своей личности – все это крайне негативно сказывалось на людях.

Как раз такой контекст-характеристика общества и подразумевает ироничность фразы.

Одежда Акакия желает быть лучше – его мундир уже давно утратил краски, воротнички были всегда очень коротки, поэтому его шея казалась непомерно длинной. Одежда его никогда не отличалась идеальной чистотой. К его костюму всегда прицеплялось что-то. В основном это была нитка или кусок сена.

Однако Акакия такое положение вещей не смущало. Ему хотелось, чтобы его вещи служили ему как можно дольше.

Род деятельности и служба Акакия Акакиевича

Акакий Башмачников был одиноким человеком. У него не было никого из родных и близких. Своего жилья у него тоже не было – он снимал квартиру в самой бедной части города.

Работал Башмачников титулярным советником в департаменте «во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идет дело, мы назовем одним департаментом». Работа Акакия Акакиевича состоит в переписывании бумаг.

Жалование его составляет 400 рублей, к этой сумме добавляется еще и премия – в основном 45-50 рублей, а порой даже 60.

Акакий Акакиевич очень долго служит на одном месте, настолько долго, что уже никто и не может вспомнить, когда именно он приступил к службе. Башмачников никогда не менял своего рабочего места: «Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности».

Отсутствие продвижения по службе не вызывает негодования у Акакия. Ему нравится его работа. Когда же Башмачникову предоставляется возможность пойти на повышение, он пренебрегает ею.

Дело в том, что Акакий Акакиевич умет только дословно воспроизводить текст, любые, даже самые мелкие изменения вызывают у него непреодолимые трудности: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». С тех пор оставили его навсегда переписывать».

Акакий Акакиевич находит необъяснимую прелесть в этом занятии, он всегда с удовольствием приступает к своей работе. Гоголь утверждает, что недостаточно сказать, что Башмачников ревностно выполняет свою работу, он ее истинно любит. Когда он занят переписыванием, на его лице застывает чувство наслаждения.

У Башмашникова красивый, аккуратный почерк, он скрупулезно переписывает документы и никогда не делает ошибок. Также он всегда на работе. Его коллеги не могут припомнить такого момента, когда бы Башмачникова не было на рабочем месте.

Читайте также:  Природные ресурсы норвегии

Досуг Башмачникова

Акакий Акакиевич не заботится о своем досуге. Он привык проводить вечера дома. Его любимое занятие – переписывание бумаг, он всегда берет с собой часть работы на дом. Если случалось такое, что вся его работа была выполнена на рабочем месте, он все равно брал какую-либо бумагу для переписывания просто так, а не по необходимости службы.

Все его коллеги стараются куда-то выйти, развлечься, но такое времяпровождение не вызывает интерес у Башмачникова, тихая, спокойная жизнь, сосредоточенная на переписывании бумаг, его абсолютно устраивает. Каждый вечер он засыпает со счастливыми мыслями о завтрашнем рабочем дне и о новых документах, требующих переписывания.

Отношение окружающих к Башмачникову

Как ни странно, несмотря на все его усердие к работе и прилежное выполнение своих обязанностей, Башмачников не удосуживается хорошего отношения по отношению в себе.

Его коллеги по работе все время смеялись над ним и подтрунивали. Они обсуждали слухи о его семидесятилетней хозяйке и о том, что она избивает Акакия Акакиевича.

Начальство также не ценило его. Руководство относилось с деспотизмом к нему и негодованием, хотя он как никто другой выполнял качественно свою работу.

Башмачников покорно терпит все насмешки и обиды. И лишь порой жалостливо восклицает: ««Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»».

Однако все остается на своих местах, отношение к нему не меняется.

Некая доля сострадания проявляется у его коллег после того, как у Башмачникова украли шинель, они даже пытаются собрать деньги ему на новую, но собрать необходимую суму не получается.

Характеристика Акакия Акакиевича

Акакий Акакиевич Башмачников не обладал стойким характером. Он был человек мягкий и добродушный, он не умел постоять за себя – ни дать физический отпор, ни моральный. Своим внешним видом он вызывает жалость, а манера говорить и пластика движений только усиливают эту ситуацию.

Башмачников обладает тихим и спокойным темпераментом – голос его также подлежит такой характеристике. Он говорит размеренно и тихо, не обладает красноречием.

Акакию Акакиевичу сложно выразить внятно свою мысль, он постоянно путается в своем рассказе и сбивается.

Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения.

Личность Акакия Акакиевича не вызывает интерес. Он мелка сошка, потерю которой сложно заметить.
Кроме того, он отличается крайней невезучестью. Он всегда становится жертвой выброса мусора из окна, поэтому его костюм всегда запачкан, на нем можно найти остатки выбрасываемой еды или мусора.

Шинель и ее роль в жизни Башмачникова

Башмачников всегда с особым трепетом относился к своим вещам. Дело здесь было не в том, что он был педантом или человеком исключительной чистоты, а в том, что его жизнь состояла из значительных расходов, и расходы на одежду были слишком тягостные.

Акакию Акакиевичу крайне необходимо было обновить свой гардероб: «Требовалось завести новые панталоны, заплатить сапожнику старый долг за приставку новых головок к старым голенищам, да следовало заказать швее три рубахи, да штуки две того белья, которое неприлично называть в печатном слоге».

Шинель Башмачникова была в ужасном состоянии она «служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом». Воротник шинели то и дело отрезался на заплатки, казалось, что вся шинель уже состоит из одних заплаток, а воротник был до ужаса мал.

Материал шинели прохудился, и от старости расползался от любого действия над ним. Наконец-то наступил такой момент, когда шинель уже невозможно было поправить «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась».

Башмачников отправляется к мастеру, в надежде, что он починит его верхнюю одежду, но чуда не случается – мастер наотрез отказывается что-либо делать и утверждает, что поправить ее нельзя никоим образом.

Башмачникову не остается ничего другого, как копить на новую шинель. Он составляет план действий: «нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя по крайней мере в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи».

Таких мер оказалось недостаточно, чтобы накопить денег, он решает ходить по улице предельно аккуратно, чтобы не стереть обувь, реже прибегать к услугам прачки и даже голодать. «Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Накопление денег на новую шинель стало целью всей жизни Башмачникова.

Наконец-то мечта сбылась и у Акакия Акакиевича накопились необходимые 80 рублей.

Покупка шинели стала событием всей жизни Башмачникова – он бережно вешал ее, подолгу любовался крепкой тканью и теплой подкладкой и даже «вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся». После покупки новой шинели Башмачников удивительно преобразился «сделался живее, тверже характером, как человек, который поставил себе цель».

Такое, казалось бы, мелочное событие, открыло миру нового Акакия Акакиевича. Он способен весело смеяться и шутить, радоваться жизни и даже бездельничать. Его сослуживцы вынуждают сделать немыслимое – выйти в люди в вечернее время. Башмачников соглашается. Ночной город, который он не видел много лет, кажется ему сказочным местом – Акакий полон восхищения.

Внезапное событие меняет все – он потерялся в ночных улочках и стал жертвой грабителей. Разойники отобрали у него самое дорогое – его новую шинель. Обескураженный этим событием Башмачников обращается в милицию, но не находит поддержки, попытки его сослуживцев помочь также не приводят к должному результату.

В надежде на удачный поворот событий Акакий Акакиевич обращается к некому значительному лицу, но и тут ему отказывают.

Смерть Акакия Акакиевича

Окончательно расстроенный Акакий Акакиевич впадает в хандру, его одолевает лихорадка. Влажный климат города только способствует развитию болезни и усугублению его состояния.

Пожалуй, впервые в жизни, он не выходит на работу. Он находится в полуобморочном состоянии и бесконечно ругается в своем бреду, ввергая всех в ужас своим состоянием. Башмачников умирает.

После него не остается ничего – все вещи его были в ужасном состоянии и не представляли никакой ценности.

Его смерть оказалась никем незамеченной – он был слишком мелким и незначимым человеком в этой жизни.

Однако после его смерти в городе начинают происходить странные вещи. По улицам ходит некое приведение Башмачникова.

Однажды случилось «некому значимому лицу» пойти не обычным своим маршрутом, неожиданно его кто-то останавливает: «он заметил человека небольшого роста, в старом поношенном вицмундире, и не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича. Лицо чиновника было бледно, как снег, и глядело совершенным мертвецом».

Призрак мертвеца заставляет снять шинель и удаляется. После этого случая происходят кардинальные изменения с чиновником, он перестает грубо и предвзято относиться к своим подчиненным, становиться человечным.

Анализ образа Башмачникова критиками и современниками Гоголя

Дмитрий Чижевский – литературовед и научный деятель в области литературы, обратил внимание, на то, что повесть Н. В. Гоголя стала причиной появления в литературе ряда произведений о «маленьком человеке», не способным изменить свою жизнь и поэтому всю жизнь мучается давлением окружающей среды и обстоятельств.

Чижевский стал одним из тех исследователей, которые развенчали постулат о бюрократической составляющей повести.

Д.Н. Овсянико-Куликовский, анализуруя образ Башмачникова утверждал,что Гоголь поднял в повести важную тему и обратил внимание людей на то, что «таких Башмачниковых – легион».

Другим путем исследования пошли научные деятели и критики, принадлежащие территориально к Западному миру. Они рассматривали повесть с точки зрения гофмановской теории. Так, например Ю. В.

Манн, обращал внимание на то, как грубо и бесчеловечно порой разбиваются мечты человека о реальность: «Трансцендентальное стремление редуцировалось до элементарной потребности, но потребности жизненно важной, не избыточной, насущно необходимой, неотъемлемой в бедной бесприютной жизни Акакия Акакиевича и притом терпящей такое же неотвратимое крушение, какое претерпевали мечтания художника или композитора».

Анализ образа Акакия Акакиевича и повести «Шинель» с точки зрения религии

Н.В. Гоголь был глубоко верующим человеком, поэтому вполне логичное объяснение, с точки зрения критика Аполлона Григорьева и Бориса Зайцева, предоставляется необходимость анализа с точки зрения религии.

В видении этих критиков, повесть Гоголя – это не юмористический рассказ, а притча, подобная по своей сути библейским рассказам. В ее суть положена история о деградации Божьего творения – человека. Портной Петрович, при этом выступает в рассказе Гоголя в роли демона, черта.

«В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного» (Аполлон Григорьев).

При этом исследователи обращают внимание на то, что имя главного героя исключительно символичное и соответствует его сути – в переводе имя Акакий обозначает « невинный, беззлобный».

Кроме того, имя главного героя является по своей сути аллюзией на работу Иоанна Лествичника «Лествицы».

Главный герой этого произведения Акакий Синайский – святой почитаемый христианами, также становится предметом насмешек, подобно Башмачникову.

Таким образом, главный герой повести Н.В. Гоголя Акакий Акакиевич Башмачников является классическим примером образа, впоследствии названого «маленьким человечком». Он не способен постоять за себя, его жизнь лишена радостей и стремлений.

Он готов выполнять механически работу и находить в этот радость и восхищение. Башмачников готов довольствоваться настолько малым, что его радость по поводу такой никчемной жизни кажется чем-то из разряда абсурда и неприличия.

Однако, этот образ способен к трансформации – мелкие удачи значительно преображают Башмачникова, он открывает людям, и самому себе, новые грани своей личности, осознает, что его жизнь до перемен не столь идеальна, как ему хотелось в это верить.

При этом у Акакия Акакиевича никуда не девается его чувство мнительности и слабодушия – столкнувшись с новыми неприятностями, он не старается им противостоять – хандра и разочарование приводят его к смерти.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/obraz-akakija-akakievicha-shinel.html

Анализ повести Н. Гоголя «Шинель: образ «маленького человека»

Тема повести «Шинель» Гоголя – рассказ о судьбе «маленького человека», то есть незначимой в обществе личности.

Главный герой повести «Шинель» , чиновник Башмачкин, выглядит мизерной личностью, поскольку не имеет ни власти, ни денег, ни славы. Но «маленький человек» в действительности не является ничтожеством – это такой же человек, как и все.

Он способен чувствовать, страдать, и его чувства, беды и радости не менее важны, чем у какого-нибудь отважного героя, интеллигента или аристократа.

Герой повести Гоголя «Шинель» – это чиновник низшего ранга – Акакия Акакиевич Башмачкин. Он проживает в в Петербурге, в бедности. Ведь его мизерный ранг и жалованье не позволяют ему ничего в жизни.

Он не имеет семьи, потому что просто не сможет ее содержать, не знает веселья и развлечений. Однако Башмачкин доволен таким простым, скромным, ограниченным со всех сторон существованием, потому что не знает другого.

Характеристика Акакия Акакиевича в «Шинели» была бы неполной, если бы мы не отметили такие его черты, как несообразительность и робость. Он не привык думать и рассуждать ни о чем. Поэтому он не способен ни к какой другой службе, кроме как переписывать бумаги.

Роль шинели в повести Гоголя символическая, ведь приобретение новой шинели стало для Башмачкина как будто ступенькой к новой жизни. Шинель – символ радости жизни и человеческого достоинства.

Когда покупка новой шинели стала для героя необходимой целью, ради нее он подвергает себя аскезе: экономит на стирке одежды, не позволяет себе чаю, не зажигает свечи, даже ходит на цыпочках, чтобы не стерлись сапоги.

И когда новая шинель готова, герой будто просыпается и начинает чувствовать самоуважение. Когда ее воруют, это вызывает у бедного Акакия Акакиевича такой протест, такое потрясение, как будто мир переворачивается.

Впервые покорный и запуганный Акакий Акакиевич позволяет себе бунтовать.

«Маленький человек» со своим горем оказался никому не нужным. Властные и богатые личности не хотят ему помочь, когда он обивает их пороги, просит найти воров. Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, и на его место приходит другой мелкий чиновник.

Читайте также:  Урок-схема оригами кораблик из бумаги

Проблематика повести «Шинель» Гоголя заключается в постановке проблемы человеческого достоинства «маленького человека». Герой «Шинели», как умеет, вступает в борьбу и пытается отстоять свое достоинство и право на лучшую жизнь.

Идея гоголевской «Шинели» в том, что писатель показал несправедливость и жестокость общества относительно «маленьких», но честных и добросовестных людей. Он напоминает, что уважения достойны все люди, несмотря на их социальное положение.

В повести «Шинель» автор восстановил справедливость фантастическим способом: призрак чиновника наводит ужас в Петербург. Он отбирает шинели у прохожих, и добирается до властного лица, некогда обидевшего его.

Характеристика помещика Манилова из «Мертвых душ» Н. Гоголя

Гоголь и Украина

Цитатная характеристика городничего из комедии «Ревизор» Н. Гоголя

Таблица «Помещики в поэме «Мертвые души»

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=4

Анализ повести Н.В. Гоголя “Шинель”

В 1842 году, готовя к изданию собрание своих сочине­ний, Н.В.Гоголь объединил в третьем томе повести разных лет, которые были уже опубликованы в течение 1834-1842 годов в различных изданиях. Всего в третий том вошло семь повестей, из которых одна («Рим») не была завершена. Их часто называли петербургскими повестями.

«Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшед­шего» впервые были напечатаны в 1835 году в сборнике «Арабески». «Нос» и «Коляска» появились в 1836 году в журнале Пушкина «Современник». «Шинель» была закон­чена в 1841 г. и впервые опубликована в третьем томе собрания сочинений 1842 года.

Повесть «Рим» впервые была опубликована в 1842 году в журнале «Москвитянин». В повестях Гоголь сочувственно рисует образы «ма­леньких людей» — петербургских чиновников — и резко сатирически изображает дворянство и высшее чиновниче­ство. Социальная направленность этих повестей выражена очень ярко.

Именно поэтому Белинский назвал их «зрело художественными» и «отчетливо конципированными».

Повесть «Шинель» является программной не только для цикла петербургских повестей Гоголя, но и для всей последующей эволюции русской реалистической литерату­ры.

Гоголь развивает здесь с огромной глубиной и силой тему «маленького человека», выдвинутую в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкиным.

Трагедия титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина не только в том, что он стоит на одной из низших ступеней социальной лестницы и что он лишен самых обычных человеческих радостей, но, главным обра­зом, в том, что у него нет ни малейшего проблеска пони­мания собственного ужасного положения.

Бездушная государственная чиновничья машина пре­вратила его в автомат.

В образе Акакия Акакиевича сама идея человека и его сущности превращается в свою противоположность: именно то, что лишает его нормальной человеческой жизни — бессмысленное, механическое переписывание бумаг, — становится для Акакия Акакиевича поэзией жизни. Он испытывает наслаждение от этого переписывания.

Бесчисленные удары судьбы сделали Акакия Акакие­вича нечувствительным к насмешкам и издевательствам начальников и сослуживцев.

И только если эти издеватель­ства переходили всякие границы, Акакий Акакиевич крот­ко говорил обидчику: «Оставьте меня, зачем Вы меня обижаете?» И рассказчик, голос которого часто сливается с голосом автора, замечает, что в этом вопросе звучали другие слова: «Я брат твой».

Пожалуй, ни в какой другой повести Гоголь не под­черкивает с такой силой идеи гуманизма. При этом сочув­ствие автора на стороне «маленьких людей», задавленных тяжестью жизни.

В повести резко сатирически изображаются «значи­тельные лица», сановники, вельможи, по вине которых страдает Башмачкин.

Сюжет повести раскрывается в двух событиях — в приобретении и утрате Акакием Акакиевичем шинели. Но покупка им новой шинели — такое грандиозное событие в тусклой, однообразной и бедной его жизни, что шинель приобретает в конце концов значение символа, условие самого существования Башмачкина. И, лишившись шине­ли, он умирает.

«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было.

Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего по­садить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп; существо, переносившее покорно канцеляр­ские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошед­шее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь…»

При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить о каком-либо сопротивлении и неповиновении. И лишь после смерти он появляется на улицах Петербурга в виде мстителя за свою погубленную жизнь. Акакий Акакиевич сводит свои счеты со «значительным лицом», отбирая у него шинель.

Эта фантастическая концовка повести не только не уводит от основной идеи, но является ее логическим завер­шением. Конечно, Гоголь далек от призыва к активному протесту против существующих порядков. Но свое резко отрицательное отношение он выразил вполне определенно.

«Шинель» произвела огромное впечатление как на читателей, так и на литературные круги.

Белинский писал: «…«Шинель» — одно из глубочай­ших созданий Гоголя».

Повесть оставила глубокий след в русской литературе.

Тему «Шинели» непосредственно продолжает и разви­вает роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди».

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/507-povest-nv-gogolya-shinel.html

Анализ повести Н.В. Гоголя “Шинель”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель».

2 слайд Описание слайда:

Николай Васильевич Гоголь, оставивший мистический след в русской литературе, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры.

3 слайд Описание слайда:

«Шинель», вошедшая в цикл «Петербургских повестей», в первоначальных редакциях носила юмористический характер, ведь появилась она благодаря анекдоту.

4 слайд Описание слайда:

Однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике: тот был страстным охотником и скопил достаточную сумму, чтобы купить хорошее ружье, экономя на всем и усердно трудясь в своей должности. Когда же он впервые выехал на охоту за утками на лодке, ружье зацепилось за густые заросли камыша и утонуло.

Он не смог его отыскать и, возвратившись домой, слег с горячкой. Товарищи, узнав об этом, приобрели ему новое ружье, вернувшее его к жизни, но в дальнейшем он вспоминал об этом случае со смертельной бледностью на лице.

Все смеялись над анекдотом, но Гоголь ушел в задумчивости: именно в тот вечер и зародилась в его голове мысль о будущей повести.

5 слайд Описание слайда:

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Она печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель».

6 слайд Описание слайда:

Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники — «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку».

7 слайд Описание слайда:

Жанр, творческий метод Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета.

Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом.

«Шинель» — это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

8 слайд Описание слайда:

Реалистической повесть можно назвать с трудом : повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

9 слайд Описание слайда:

Тематика В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели».

Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX века, фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

10 слайд Описание слайда:

Идея «Зачем же изображать бедность и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?… нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» — писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

11 слайд Описание слайда:

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести — Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план.

Вторая — произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение.

Гоголь сочувствует судьбе своего героя.

И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

12 слайд Описание слайда:

Характер конфликта В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя.

Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер.

История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

13 слайд Описание слайда:

Основные герои Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».

Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг.

За человека его никто не считает. Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб.

в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

14 слайд 15 слайд Описание слайда:

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.

Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев.

С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

16 слайд 17 слайд Описание слайда:

Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в Московском «Современнике».

18 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/analiz-povesti-nv-gogolya-shinel-1274566.html

Ссылка на основную публикацию