Макар девушкин: характеристика и образ героя в произведении ф.м. достоевского «бедные люди»

Макар Девушкин

Федор Михайлович Достоевский – признанный классик мировой литературы. Его перу принадлежат знаменитые романы, давшие жизнь нетипичным персонажам и героям с нетривиальной биографией.

Но некоторые характеры, описываемые автором в произведениях, дополняют плеяду образов, разработанных предшественниками Достоевского.

Макар Девушкин – персонаж, позволивший литератору раскрыть тему «маленького человека» в творчестве.

История создания

Роман «Бедные люди» оказался успешным. Произведение принесло молодому Достоевскому славу и статус талантливого писателя. Критики Григорович, Белинский и Некрасов положительно комментировали его работу.

Писатель Федор Достоевский

Впервые роман, написанный в эпистолярном жанре, опубликован в 1846 году в «Петербургском сборнике». Работая над ним, Достоевский вдохновлялся примерами из собственной жизни. Его семья была небогата. Отец работал в больнице, куда судьба приводила немало искалеченных душ. Юношей Достоевский слышал много историй о лишениях и роковых ошибках.

Макар Девушкин, придуманный Достоевским для изображения в романе, имел характеристику фантастического персонажа. Так его окрестили литературоведы. Увлеченный творчеством Шиллера и Пушкина, Достоевский долго искал подходящий образ для героя.

Начав работать с типом личности, которого автор называл «странный человек», Достоевский понемногу стал ощущать сочувствие и интерес к подобным персоналиям.

Описывая эту реалистическую и вместе с тем фантастическую фигуру, он искренне переживал за героя, признаваясь, что в некоторых моментах писал Девушкина с самого себя.

Акакий Акакиевич

Герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин – яркий пример «маленького человека», с типажом которого читателей знакомили Гоголь и Пушкин.

Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» обладали схожими чертами характера. Девушкин, в отличие от Башмачкина, одержим любовью не к вещи, а к человеку.

В этом смысле важно значение имени героев. Их фамилии напрямую указывают на приоритеты.

«Бедные люди»

Макар Девушкин – чиновник 47 лет, отличающийся специфичным характером. Этот персонаж встречается читателям и в романе «Белые ночи». Проводя анализ характера и поступков героя, автор тщательно описывал его, предвосхищая последующих героев формата «маленького человека».

Макар Девушкин

Почему Макар Девушкин «маленький человек»? Мелкий чиновник боится обсуждений и пересудов. Он боится оторвать взгляд от стола, чтобы не вызвать недовольства.

Он опасается, что за ним наблюдают, и повсюду видит несуществующих врагов, которые желают ему зла. В душе Девушкина живет страх перед людьми, поэтому он инстинктивно ощущает себя жертвой.

Такую шутку играет с мужчиной его воображение, хотя окружающие готовы признать его равным. Он даже стыдился курить в обществе.

Находясь в вихре собственных фантазий, Девушкин отстраняется от реальной жизни. Его деятельность – активное написание писем, позволяющих избежать прямого общения с собеседниками и излить при этом душу.

Варвара Доброселова – преданная читательница и возлюбленная Девушкина. Признания мужчины тяготят девушку. Она укоряет его в сложности характера и стремлении выставить себя обиженной жертвой и несчастным человеком.

Иллюстрация к книге «Бедные люди»

Макар Девушкин был тихим и скромным человеком, отдавшим 30 лет службе. Он целыми днями занимался бумажной работой и терпел насмешки коллег. Находясь в бедственном положении, мужчина постоянно как бы оправдывает свое существование.

Его бедность носит не только финансовый, но и моральный характер. Внутренний трагизм героя порождает сложное духовное состояние, в котором Девушкин пребывает постоянно. Он испытывает страх и унижение. Его преследуют мнительность и ожесточенность.

Периодически героя охватывает сильная тоска.

Макара Девушкина можно назвать «маленьким человеком» еще и потому, что Девушкин не находит в себе сил помочь возлюбленной Вареньке, когда та оказывается в страшном положении. На пороге голодной смерти больная девушка не дожидается поддержки и участия мужчины.

Инфантилизм героя соседствует со склонностью к философии. Его внешность непримечательна. Он тяготеет к спокойной и размеренной жизни, отличается целомудрием и бескорыстием. Любовь к Вареньке позволяет Девушкину чувствовать себя человеком.

В нем невольно просыпается чувство собственного достоинства.

Макар Девушкин и Варенька Доброселова

Макар и Варенька видятся редко, хотя он специально поселился рядом с ней. Водя девушку в театр и на прогулку, мужчина опасается слухов и сплетен, оберегает ее честь. Общение героев происходит посредством писем. Скромный чиновник со скучной работой делится с девушкой душевными переживаниями и предстает нежным заботливым человеком.

Идеалист Девушкин пытается защитить Вареньку от суровых будней. Узнав, что Варенька получила недостойное предложение от одного офицера, Макар выслеживает того и заступается за возлюбленную, но героя спускают с лестницы.

Любовь к Вареньке – безответна, и в этом заключается трагизм судьбы Девушкина.

Благодетель и друг в глазах Вареньки, он вынужден демонстрировать отеческую симпатию и обещает ей все, что в его силах, чтобы удержать девушку рядом с собой.

Его образования и воспитания не хватает для участия в литературных собраниях соседа, но, подпитываемый иллюзиями, герой мнит себя будущим писателем, поэтому придирчиво оценивает написанные им письма.

Сцена из спектакля «Бедные люди»

Не случайно в романе упоминается произведение Гоголя «Шинель». Варенька как будто видит в образе гоголевского героя приятеля и дает Девушкину книгу с намеком. Девушкин узнает себя в Акакии Акакиевиче. Последнее написанное им письмо переполнено отчаянием.

Для Макара Девушкина ударом становится замужества Вареньки. Она пренебрегает участием покровителя и отдает себя на волю Быкова, человека, некогда обесчестившего ее. Поступок девушки кажется странным, ее можно укорить в эгоизме и поиске выгодного варианта, коим не являлся Девушкин.

Цитаты

Главный герой романа обладает комплексом неполноценности, и это подтверждают цитаты из произведения. Отзываясь о насмешках товарищей и обсуждениях со стороны, Девушкин пишет Варе:

Иллюстрация к книге Гоголя «Шинель»

Для него много значит мнение окружающих, под которое по собственной воле Девушкин вынужден подстраиваться даже в вопросах личной жизни:

Прочитав повесть Гоголя, Девушкин чувствует себя раскрытым. Он понимает, как мелка его жизнь, и сам себе сочувствует, пытаясь оправдать выбранный образ жизни:

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5475-makar-devushkin.html

Тема «маленького человека» в повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

Тема «маленького человека» стала со времени появления повести Пушкина «Станционный смотритель» одной из ведущих тем русской литературы XIX века.

Можно сказать, что именно в этой теме воплотилась характерная особенность восприятия мира и человека, свойственная русскому национальному самосознанию.

Нигде больше в мировой литературе так остро не воспринималось униженное положение человека, находящегося на самой нижней ступени социальной лестницы, нигде он не вызывал столь сочувственного отношения.

Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» и Евгений в «Медном всаднике» Пушкина, Поприщин из «Записок сумасшедшего» и Акакий Акакиевич Башмачкин в повести «Шинель» Гоголя открывают длинную череду «маленьких», незаметных, ничем не примечательных героев, которые страдают, терпят оскорбления и унижения 'только потому, что им не дано быть обладателями высокого чина и звания. Порой им не хватает смелости и силы характера, часто они даже не вполне отдают себе отчет в том, что ущемляется их человеческое достоинство, иногда они так жалки и ничтожны, что отношение к ним читателя становится неоднозначным. Но все же ведущая линия темы «маленького человека» всегда связана с пафосом сострадания и гуманизма.

Именно так восприняли эту тему писатели, которые в середине 1840-х годов объединились вокруг Белинского и образовали так называемую «натуральную школу». Для них тема «маленького человека» становится центральной и наиболее значимой с социальной точки зрения. Недаром Ф.М.

Достоевский, начавший свой творческий путь как представитель «натуральной школы», говорил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Но и тогда, когда он не только расстался с этой группой писателей, но даже занял по отношению к тем, кого недавно считал своими единомышленниками, весьма критическую позицию, и тогда для Достоевского тема «униженных и оскорбленных», тема страдания «маленького человека» осталась центральной. Но в ее раскрытии он пошел своим путем, который во многом изменил и трактовку этой темы, и отношение к «маленькому человеку».

Впервые Достоевский предстал перед русским читателем как автор повести «Бедные люди», опубликованной в ! 845 году в «Петербургском сборнике», который издавали писатели «натуральной школы». Эта повесть сразу выдвинула Достоевского в первый ряд среди молодых русских писателей и укрепила за ним славу «нового Гоголя».

Действительно, многое в этом произведении продолжает гоголевские традиции в раскрытии темы «маленького человека». Макар Алексеевич Девушкин, герой повести «Бедные люди», по своему социальному статусу явно принадлежит к «маленьким людям».

Это, как и Акакий Акакиевич Башмачкин из гоголевской «Шинели», вечный титулярный советник, живущий в крайней бедности. Вот как описывает он свое жилище в письме Вареньке Доброселовой: «Ну, в какую я трущобу попал, Варвара Алексеевна. Ну, уж квартира! …

Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый По правую руку его будет глухая стена, а по левую двери да двери, точно нумера, все так простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом: живут в одном и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте — Ноев ковчег».

Как это описание напоминает жилища тех героев романов Достоевского; которые появятся много позже -Раскольникова, Мармеладовых, Сонечки и других из числа «маленьких», «униженных и оскорбленных» людей!

Но вот что интересно: Макар Девушкин, как и Башмачкин, вовсе не видит в бедности и своем низком социальном положении чего-то недолжного, требующего изменения.

Он так же, как и гоголевский герой, мирится со своей социальной и служебно-иерархической «малостью», искренне полагая, что «всякое состояние определено всевышним на долю человека. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться».

Даже автохарактеристику Девушкин пишет в казенном стиле: «Состою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замечен».

Центральным эпизодом повести Достоевского, как и «Шинели» Гоголя, является встреча «маленького» чиновника с «его превосходительством» — «значительным лицом», по определению Гоголя. Как и Акакий Акакиевич, Макар Алексеевич растерян, робок, жалок.

Вызванный к начальнику по поводу плохо переписанной им служебной бумаги, оробевший чиновник видит себя в зеркале и сам поражается: «Так просто было отчего сойти с ума оттого, что я там увидел». А увидел он свою жалкую, потрясенную страхом фигуру.

Он сам себе не внушает в этот момент никакого уважения, да тут еще злополучная пуговица, давно болтавшаяся на нитке на стареньком мундире, вдруг обрывается и падает прямо «к стопам его превосходительства».

Девушкин, и без того уже совсем потерявшийся, «бросился ловить» ее, и это окончательно его добило.

Кажется, что финал этой сцены должен напомнить читателю печальную историю Акакия Акакиевича Девушкин так пишет об этом Вареньке: «Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал!».

Герой переживает в этот миг состояние, подобное в его глазах смерти.

Но смерть эта совсем иная, чем у гоголевского Башмачкина, потому что, при всем внешнем сходстве, Девушкин принципиально отличается от героя «Шинели», как и от пушкинских «маленьких людей», и тем более от того типа этого героя, который стал так распространен в произведениях других писателей «натуральной школы». Можно сказать, что Достоевский не столько продолжает погоголевски развивать тему «маленького человека», сколько полемизирует с предшествующими трактовками, дает совершенно новый поворот этой теме.

Исследователь творчества Достоевского М М Бахтин назвал это «коперниковым переворотом в маленьком масштабе». Он говорил о том, что писатель «изображает не «бедного чиновника», но самосознание бедного чиновника. Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя». Это очень справедливая мысль, которую подтверждает даже сама форма повести, выбранная Достоевским.

Перед нами «роман в письмах», авторами которых являются два «маленьких человека» — Макар Девушкин и Варенька Доброселова. Трудно себе представить, что Башмачкин или же Вырин могли бы написать что-то подобное.

Ведь в своих письмах Девушкин не просто рассказывает о каких-то событиях своей жизни, он их оценивает, анализирует, говорит о своих переживаниях, раскрывает свой внутренний мир. Именно в этом — в самом по себе наличии внутреннего мира — уже состоит принципиальное отличие «маленького человека» Достоевского от всех его предшественников.

Но более того — писатель стремится не только показать существование внутреннего мира у таких людей, но и углубленно его изучить.

Таким образом, у Достоевского на первый план выходит интерес к психологии, столь характерный для его последующего творчества. Писатель стремился найти в «маленьком» человеке «большого», способного на глубокие чувства.

Ведь для него Варенька — это и возлюбленная, и друг, и внимательный, понимающий слушатель, и объект его постоянной заботы.

В его чувстве к этой девушке такая богатая всеми оттенками гамма, столько доброты и сострадания, что мы не можем не увидеть в этом герое подлинно человеческое лицо.

По-видимому, в этом и состоит его главное отличие от всех предшествующих ему «маленьких людей» в русской литературе — да и многих последующих.

Читайте также:  Стихотворение с. а. есенина "гой ты, русь моя родная..."

Лейтмотив этой темы у Достоевского — утверждение права «маленького человека» на личность и признание в нем таковой со стороны всех членов общества. Вот почему для Девушкина так унизительно сравнение с «ветошкой», то есть вещью.

Для него самое главное, чтобы в нем видели уникальную, самобытную личность, как и в каждом другом человеке.

Интересно, как Макар оценивает тех литературных героев, в которых он находит некую аналогию с самим собой.

Сравнивая себя с героями «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинели» Гоголя, он отдает предпочтение пушкинскому Самсону Вырину — слишком жестоким и беспощадным кажется ему (герою «Бедных людей») взгляд на подобного человека в повести Гоголя, где Акакий Акакиевич настолько обезличен, что становится неким символом титулярного советника вообще. Для Девушкина подобная ситуация кажется самой унизительной из всего, что с ним происходит или может произойти. Для него нет ничего мучительнее, чем превратиться в некий символ мелкого чиновника. Пыткой для него становится, когда «в целом ведомстве» «в пословицу ввели Макара Алексеевича»: «все на Макара Алексеевича». Вот это и есть для героя Достоевского оказаться ветошкой-вещью, которую другие люди вправе не отличать и не выделять из общего ряда.

Вот почему добрейший и кроткий Макар Алексеевич оказывается способным на негодование, гнев и даже ярость, когда возникает попытка затронуть его частную жизнь. Среди его соседей есть посредственный писатель Ратазяев, которого Девушкин называет «чиновником по литературной части».

Как и другие соседи Девушкина, он узнает о переписке Макара и Вареньки, и собирается, как с ужасом говорит Макар Алексеевич, «в литературу свою поместить» «всю частную … жизнь» их.

«Уж у бедного человека, по-ихнему, все наизнанку должно быть; что уж у него ничего Не должно быть заветного, там амбиции какой-нибудь ни-ни-ни!» — с возмущением говорит Девушкин.

Он прав в том, что на самом деле писатели, подобные сатирически показанному Достоевским Ратазяеву, обезличивают «маленького человека», подлинные чувства которого превращаются под их пером в расхожий стереотип романа о «бедняцкой любви».

Именно с этой точки зрения — утверждения права «маленького человека» на личность — следует рассмотреть и финал сцены у «его превосходительства».

Продолжая сравнение с «Шинелью», можно сказать, что у Гоголя Башмачкин умирает потому, что у него украли новую шинель, с которой герой связывает свое человеческое самосознание, незамеченное никем, даже всемогущим «значительным лицом», равнодушие которого окончательно добивает Акакия Акакиевича.

У Достоевского Девушкин переживает состояние, подобное смерти, потому, что может утратить свое личностное самоуважение, которое никак не связано ни с шинелью, ни с вицмундиром, ни чем-нибудь подобным. Для героя Гоголя наступает физическая смерть, а Макара может настигнуть смерть духовно-нравственная.

Но, к счастью, этого не происходит: ведь и «значительное лицо» у Достоевского принципиально меняется.

По традиционной схеме взаимоотношений «маленького человека» и его начальника «его превосходительство» должен был не только «распекать», но и окончательно унизить его — и этого Макар уже не вынес бы. Но происходит нечто совершенно неожиданное даже для самого Девушкина.

Ведь начальник не просто подарил ему сто рублей — сама по себе сумма для бедного чиновника огромна и действительно помогает ему поправить свое положение.

Но главное здесь другое: это человеческий жест начальника, которой, по словам Макара, «сами ему, соломе, пьянице, руку его недостойную пожать изволили!». Именно это спасает Девушкина, «воскрешает» его; «Этим они меня самому себе возвратили. Этим поступком они мой дух воскресили!».

Такого не дано было познать ни Акакию Акакиевичу, завершившему свою печальную историю актом мести значительному лицу, с которого призрак Башмачкина срывает шинель, ни кому-либо другому из многочисленных «маленьких людей», изображенных другими писателями.

История Макара Алексеевича Девушкина не становится от этого счастливой — ведь жизнь его остается трудной, полной лишений и унижений, а девушку, с которой связана его глубоко в душе хранимая любовь, он все же теряет.

Но «коперников переворот» Достоевским совершен: после его «Бедных людей» появятся «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и другие романы, где будет утверждаться Личность человека как созданья Божьего, независимо от того, в каких условиях эта личность вынуждена существовать.

Ведь главное — это всегда оставаться человеком. И в этом с Достоевским трудно спорить, как бы мы не относились сейчас к тому, что «бедность — не порок».

Источник: http://lit-helper.com/p_Tema_malen-kogo_cheloveka_v_povesti_F_M__Dostoevskogo_Bednie_lyudi

Образ и характеристика Макара Девушкина в романе «Бедные люди»: описание в цитатах

Макар Девушкин является главным героем романа «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Макара Девушкина в романе «Бедные люди»: описание персонажа в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману «Бедные люди» Макар Алексеевич Девушкин является бедным жителем Петербурга.

Возраст Макара — около 46-47 лет:О внешности Макара известно следующее:

Макар Девушкин называет себя «маленьким человеком», то есть простым, бедным и ничем не приметным человеком:

Макар является мелким чиновником с 30-летним стажем. С 17 лет он состоит на государственной службе:

Макар носит невысокий чин титулярного советника: 

На службе Макар занимается переписыванием документов:
Макар Девушкин принадлежит к сословию мещанин, то есть бедных городских жителей. Вероятно, отец его был крестьянином:
Всю свою жизнь Макар прожил в одиночестве и бедности на съемных квартирах:

Макар — добрый, незлобивый человек, не способный вредить ближнему:

По мнению Вареньки, у Макара слишком доброе сердце:

По словам Вареньки, он «сильно все принимает к сердцу»:

Макар Девушкин — скромный и благоразумный человек:
По словам господина Быкова, Макар — человек «благородных правил»:

Макар Девушкин — смирный человек:

Макар бывает застенчив:
По словам самого Макара, несмотря на то что он с виду кажется «тихоньким», на самом деле он «про себя не промах»:
Из скромности Макар называет себя темным, глупым и тупым человеком (на самом деле он не настолько глуп и темен):
 Макар называет себя «неучем», «неученым человеком»:

Макар считает себя небрюзгливым и нетребовательным человеком:

Макар является верующим человеком. По воскресеньям он ходит на службу в церковь:

Последнее время Макар снимает «комнату» (угол в кухне) в большом доме, в котором живет множество разных людей. Макар жалуется на крик и шум в жилище:
По словам Вареньки, Макар сделал для нее много добра, когда та была в тяжелом положении.

За это девушка очень благодарна ему:
Макар Девушкин всем сердцем любит Вареньку, хотя и называет это чувство отцовской любовью. К сожалению, его история с Варенькой заканчивается расставанием: девушка выходит замуж и уезжает из Петербурга.

Это был цитатный образ и характеристика Макара Девушкина в романе «Бедные люди»: описание персонажа в цитатах.

Смотрите: Все материалы о романе «Бедные люди»

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/05/harakteristika-makar-devushkin-bednye-ljudi-sochinenie.html

Образ Макара Девушкина в романе «Бедные люди»

Девушкин Макар Алексеевич — главный герой романа «Бедные люди» Достоевского, пожилой чиновник. Тип маленького человека.

Ближайшие литературные предшественники героя — гоголевские «маленькие люди» Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Поприщин из «Записок сумасшедшего», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Образ Девушкина, продолжая гоголевскую линию изображения маленького человека, также отчасти полемичен по отношению к нему.

Если герой Гоголя одержим желанием приобрести шинель, вещь, то герой Достоевского одушевлен бескорыстной любовью к живому человеку (фамилия «Башмачкин» — вещная, «Девушкин» — личная. К. Мочульский).

Добрый, смирный, и тихий, Макар Девушкин тридцать лет на службе, всю жизнь переписывает бумаги, подвергаясь насмешкам и издевательствам со стороны сослуживцев и соседей. Он живет в страшной нищете, впроголодь. Он вынужден постоянно как бы оправдываться в своем существовании.

Бедность — не только социальная, но и личная трагедия Девушкина. Она порождает особое душевное состояние, которое герой сам осознает как чувство беззащитности, запуганность, униженность и вследствие этого ожесточенность, мнительность. Время от времени его охватывает тоска от постоянного самоуничижения.

Макар Девушкин бессилен помочь Вареньке Доброселовой, когда ей угрожает голодная смерть, когда она больна и обижена злыми людьми. Время от времени в нем поднимается протест.

В конце концов он начинает задаваться «либеральными» вопросами: отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны? Отчего такая несправедливость?

Невзрачная наружность героя контрастирует с его горячим сердцем, душой отзывчивой и впечатлительной. Он любит цветы, птичек, идиллические картины природы, жизнь безмятежную и мирную. Все его восхищает и трогает. Он глубоко, целомудренно и самоотверженно любит Вареньку, которой бескорыстно помогает из своих скудных средств.

Благодаря этой любви он чувствует себя человеком, в нем просыпается сознание собственного достоинства. Он нарочно поселяется поблизости от нее, чтобы видеть ее окошко. Однако Девушкин старается скрыть их отношения, целомудренно опасаясь возможных насмешек и сплетен.

Встречаются они редко и далеко от дома (Девушкин водит ее гулять и в театр), а в остальное время обмениваются письмами.

В них он, человек одинокий и замкнутый, до встречи с ней живший очень уединенно, делится с возлюбленной всеми горькими и радостными событиями своей жизни, трогательно заботится о ней, укоряет ее за то, что она утомляет себя работой, называет ее ласковыми именами: «маточка», «жизненочек».

Идеалист и мечтатель, Макар Девушкин из романа «Бедные люди» Достоевского пытается защитить Вареньку от грубых и грязных посягательств жизни. Он выслеживает офицера, приходившего к Вареньке с «недостойным предложением», является к нему в дом с целью объясниться — и в результате спущен с лестницы.

Драма Девушкина не только в его бедности, но и в неразделенной любви к Вареньке, которая ценит его как друга и благодетеля, но не более. Свою любовь он скрывает под отеческой приязнью, придумывает различные предлоги, чтобы удержать Вареньку, обещает, что сделает все, чтобы она не знала забот.

Он понимает, что малообразован, и жаждет высокого, с энтузиазмом принимает участие в литературных собраниях своего соседа-литератора Ратазяева и даже мечтает сам стать «сочинителем литературы и пиитой». Девушкин заботится о слоге своих посланий.

Он читает «Шинель» Гоголя, которую дает ему пекущаяся о пополнении его образования Варенька, узнает во всех подробностях быта Акакия Акакиевича свою жизнь и тем не менее считает изображение «неправдоподобным», а повесть называет «пасквилем» и «пустым примером из вседневного, подлого быта».

В отличие от гоголевской повести «Станционный смотритель» Пушкина по душе Макару, в ней он узнает свое «собственное сердце, какое оно уже там ни есть». В его последнем, прощальном письме Вареньке звучит глубокое страдание и отчаяние.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/obraz_makara_devushkina_v_romane_bednye_ljudi/66-1-0-1530

Краткое содержание «Бедных людей» Достоевского, характеристика главных персонажей

Работа над романом «Бедные люди» была начата в январе 1844 года и продолжалась несколько месяцев. Достоевский никого не посвящал в замысел своего нового произведения. В конце сентября 1844 года писатель, наконец, решил поделиться идеей романа с братом, написав ему письмо.

«Бедные люди» должны были быть закончены к началу октября. Однако работа затянулась до весны 1845 года. Несмотря на то, что первая редакция была готова уже в ноябре 1844, автор счёл необходимым переработать своё произведение.

Первая публикация романа состоялась в альманахе Некрасова «Петербургский сборник» в конце января 1846 года. Через год выходит отдельное издание, в которое автор внес некоторые стилистические поправки и подверг роман небольшому сокращению.

Очередные поправки были внесены в 1860 и 1865 годах, когда автор готовил первые 2 тома собраний своих сочинений.

Сюжет произведения

Мелкий чиновник Макар Алексеевич Девушки берёт на себя заботу о своей дальней родственнице Варе Добросёловой.

Титулярный советник, не имея средств к существованию, пытается, тем не менее, помочь несчастной сироте, сняв для неё жильё.

Несмотря на то, что Варя и Макар живут рядом, видятся они крайне редко: Девушкин опасается за репутацию Вари. Родственники вынуждены довольствоваться письмами друг к другу.

По рассказам самой Варвары Добросёловой можно судить о том, что детство её было достаточно счастливым. Семья жила в деревне, где отец служил управляющим имением некого князя П-го.

Переезд в Петербург был вынужденным: Алексей Добросёлов потерял место управляющего. Нелёгкая столичная жизнь и многочисленные неудачи погубили отца Вари.

Вдову Добросёлова взяла к себе в дом дальняя родственница Анна Фёдоровна, которая сразу же начала «попрекать куском» новых жильцов.

Чтобы возместить материальные «убытки», нанесённые Варей и её матерью, Анна Фёдоровна решила выдать сироту замуж за богатого помещика Быкова. К тому времени вдова Добросёлова уже умерла, и за Варю некому было заступиться, кроме Девушкина, который забрал сироту из дома Анны Фёдоровны. Необходимо было скрыть новый адрес Варвары от коварной родственницы.

Несмотря на все старания Макара, Варе Добросёловой пришлось выйти замуж за грубого и циничного Быкова. Девушкин истратил все имевшиеся у него скудные сбережения и уже ничем не мог помочь своей подопечной.

Композиция романа

Роман «Бедные люди» представлен в эпистолярной форме, то есть, в виде переписки между героями. Выбор автора нельзя назвать случайным. Письма – это прямая речь персонажей, полностью исключающая субъективное мнение автора.

Читайте также:  Алексей швабрин: характеристика и образ героя в романе а.с. пушкина "капитанская дочка"

Роль читателя

На читателя возложена непростая задача: «подслушав» чужую личную беседу, самому разобраться в происходящем и сделать определённый вывод. Биографию главных героев мы можем узнать от них самих. О характере персонажей вывод придётся делать самостоятельно.

Чтобы помочь читателю, автор проводит параллели, упоминая хорошо известные всем повести «Шинель» и «Станционный смотритель». В Девушкине нетрудно узнать бесправного Акакия Акакиевича Башмачкина. Выбор повести «Станционный смотритель» тоже не случаен.

Самсон Вырин был таким же бесправным мелким чиновником, как и Башмачкин. И если у Акакия Акакиевича украли новую шинель, Вырина лишили дочери.

По аналогии с двумя предыдущими литературными персонажами, Макар Девушкин должен был потерять единственную радость своей жизни – Варю.

Характеристика персонажей

В центре внимания читателя 2 главных героя: Варя Добросёлова и Макар Девушкин. Безусловно, это положительные герои, а для полного раскрытия образов необходимы также и отрицательные персонажи, представленные Анной Фёдоровной и помещиком Быковым.

Макар Девушкин

Образ «маленького человека» существовал до появления романа «Бедные люди». И сам автор этого не отрицает, проводя параллель между своим произведением, гоголевской «Шинелью» и пушкинским «Станционным смотрителем».

Достоевскому достаточно упомянуть эти две повести, указать на то, что Макар узнал в главных героях себя, и читателю уже становится понятно, что представляет собой титулярный советник Девушкин.

По словам самого Макара, по служебной лестнице он продвинуться не смог только потому, что был «смирненьким» и «добреньким». Для получения званий необходимо иметь железную хватку.

Не следует обходить вниманием и фамилию главного героя, которую по праву можно считать говорящей. Макар чувствителен и раним, как девушка. В нём полностью отсутствует характерная для мужчины брутальность.

В речи Макара нередко можно встретить существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маточка, сапожишки, платьишко, тихонький.

Всё в облике Девушкина свидетельствует о слабости его характера.

Варя Добросёлова

Как и Макар Девушкин, Варя Добросёлова – носитель говорящей фамилии, характеризующим элементом в которой является слово «добро».

У главных героев «положительного лагеря» одинаковые отчества, и это не совпадение.

Одинаковость указывает на сходство характеров Вари и Макара, на, своего рода, общего родителя главных героев, несмотря на то, что они не были детьми одного человека по имени Алексей.

Макар и Варя – родственные души. Обоим очень трудно живётся в этом суровом мире большей частью из-за излишней мягкости их характера. Девушкина и Добросёлову объединило отсутствие душевной теплоты, в которой они нуждаются, но которую не получают от окружающих. Два совершенно разных по возрасту и образованию человека находят друг в друге моральную поддержку.

Есть, однако, и некоторые различия в характерах Вари и Макара. Варя, несмотря на свой молодой возраст, более практична, чем её родственник. Она пытается самостоятельно зарабатывать деньги шитьём, не надеясь на своего покровителя.

Добросёлова согласилась выйти замуж за неприятного, но богатого человека, способного избавить её от бедности. В отличие от Макара, который не может поступиться своими принципами ради более комфортной жизни, Варя уверена, что жить в нищете намного страшнее, чем с нелюбимым мужем.

Автор показывает в своей героине скрытую силу. Эта сила непременно поможет выжить и, возможно, даже преуспеть.

Быков

По фамилии главного героя легко судить о его характере: грубый, упрямый, дерзкий и сильный. Быков – «хозяин жизни». Он привык получать желаемое и не любит, когда ему отказывают. Из писем Вари можно сделать вывод о том, что семья, как таковая, Быкову не нужна.

Помещик мечтает о рождение законного наследника. Ведь если он умрёт бездетным, всё его состояние перейдёт ненавистному племяннику. Варя Добросёлова ничего не значит для Быкова. Единственная её миссия – родить наследника «хозяину жизни».

Если девушка не согласна выйти замуж, помещик быстро найдёт ей замену в лице богатой московской купчихи.

Быков не замечает вокруг себя живых людей. Жизнь каждого отдельно взятого человека дорога для помещика настолько, насколько данный человек может быть ему, Быкову, полезен. Ещё не успев стать законной женой помещика, Варя уже становится его собственность, его личной вещью. А с вещами Быков не привык церемониться.

Анна Фёдоровна

Дальняя родственница семьи Добросёловых живёт странной и неоднозначной жизнью. Варя видит загадочность в её занятиях. Анна Фёдоровна постоянно суетится, куда-то уезжает несколько раз в день. К своим бедным родственникам женщина пришла сама и сама же предложила переселиться к ней.

Маска христианской добродетели, которой так гордится Анна Фёдоровна, скрывает жестокую и коварную душу. Это признаёт даже Быков. В своё время Анна Фёдоровна помогла помещику «прикрыть грех», выдав замуж беременную от Быкова женщину за чиновника Захара Покровского.

Многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского полагают, что некоторые герои романа «Бедные люди» имели своих прототипов в жизни. На создание образа Вари Добросёловой, например, писателя вдохновила его сестра В. М. Достоевская (по мужу Карепина).

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/kratkoe-soderzhanie-bednykh-lyudejj.html

Характеристика романа «Бедные люди» Достоевского Ф.М

Характеристика романа

«Бедные люди» Достоевского Ф.М

В 1845 году Ф.М.Достоевский закончил работу над романом «Бедные люди». Признание и слава к автору пришли еще до опубликования. С текстом ознакомились Григорович, Некрасов, Белинский.

«О «Бедных людях» говорит уже пол-Петербурга», — сообщал в октябре 1845 года Достоевский своему брату Михаилу. «В ноябре и декабре 1845 года все литературные дилетанты ловили и перебрасывали отрадную новость о появлении нового ог­ромного таланта», — свидетельствовал критик Валериан Майков.

В январе 1846 года некрасовский «Петербургский сборник» вышел в свет. Открывал эту книгу роман «Бедные люди».

Уже название романа указывало на тот материал, ко­торый положен в его основу, на преобладающий типаж его героев. Это — бедные люди, влачащие жалкое существова­ние, городская «дробь и мелочь», как говаривал в таких случаях Гоголь.

У них невидные должности, мелкие чины, обычно не старше чина девятого класса, то есть титулярного советни­ка (титулярным советником является Макар Алексеевич Девушкин).

Они ютятся где-нибудь в отдаленных районах, в дешевых квартирках; вечно недоедают, мерзнут в своей ветхой одежде (у Девушкина и сапоги прохудились, и пуговицы чуть ли не с половины борта все осыпались), страдают от болезней, не вылезают из долгов, забирают жалованье вперед, чтобы кое-как выкрутиться, и нередко попадают в сети жадных ростовщиков. Для такого персо­нажа впоследствии был найден специальный термин — маленький человек. Выражение это, впрочем без четкого терминологического ограничения, употреблялось в 40-е годы XIX века; встречается оно и в «Бедных людях». «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек», — говорит Девушкин. Маленький человек здесь синоним непритязательности, способности примириться и сносить любые невзгоды.

Оригинальность Достоевского заметна уже и в самом типе романа, в некоторых поэтических его особенностях. Обычно о «забитых существованиях» рассказывалось в третьем лице — о них повествовал автор, рассказчик, то есть лицо постороннее.

В «Бедных людях» герои говорят о себе сами — Варенька и особенно Макар Алексеевич Девушкин. Стороннего рассказчика вообще нет; все мы узнаем от самих героев. Это значит, что слово передоверено маленькому человеку.

Он сам поверяет нам свои пережи­вания и думы, настроения и намерения.

Но это еще не все.

Роман почти сплошь состоит из писем героев; лишь небольшой его фрагмент, рассказы­вающий о прошлом Вареньки, написан в форме ее воспо­минаний, но и они приложены к очередному ее письму.

«Бедные люди» — роман в письмах. Такой жанр не был изобретением Достоевского. Но заслуга автора заключалась в том, что он решительно поставил этот жанр на службу своей теме — теме маленького человека.

Ведь письмо — если это письмо частное и обращено к близкому и дорогому человеку, каким является для Макара Алексеевича Варенька, — документ личный и интимный. В нем говорят то, что не предназначено для чужих ушей, что составляет сокровенную тайну души и сердца.

Внешние обстоятельства жизни наших героев способствуют разви­тию переписки (вместе с тем это является и ее мотивиров­кой, то есть оправданием жанра романа в письмах) — живущие совсем рядом, через дорогу, они не могут видеть­ся часто.

Макар Алексеевич боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. Только в письмах может он дать волю своей нежности, заботе, тревогам. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, при­обретает необычайную силу и выразительность.

«Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями», — заметил известный литературовед В.В.Виноградов.

«С тональными вибрациями» — это значит с необы­чайным диапазоном тонких душевных движений. Подоб­ного русская литература еще не знала.

В смысле жизни внешней Девушкин относительно свободен, то есть он может не замечать или преодолеть голод, нужду и т.д. Но во взаимоотношениях с Варенькой все гораздо сложнее.

Уже первое письмо Варвары Алексеевны действует в этом смысле на Девушкина отрезвляюще. Бедный Макар Алексеевич вообразил, что Варенька для него подняла оконную занавеску — знак ему условный подает. А оказа­лось: «про занавеску я и не думала; она, верно, сама зацепилась…

» Узнав об этом, Макар Алексеевич расстро­ился, да и в чувствах своих забил отбой, чтобы не подумала, не дай бог, чего-нибудь лишнего. «Отеческая приязнь одушевляла меня, единственно чистая отеческая приязнь, Варвара Алексеевна, ибо я занимаю у вас место отца родного…

» (колебания чувств Девушкина — вернее, пози­ции — отражают его обращения в письмах, от доверчивого «Голубчик мой, Варенька!» до холодно-официального «Милостивая государыня, Варвара Алексеевна!»).

Эпизод с занавескою характерен тем, что здесь пре­краснодушные мечтания и иллюзии героя были опрокину­ты и развеяны самой жизнью. И в этом смысле эпизод оказался предвестием заключительных сцен, когда на го­ризонте обозначилась реальная угроза в лице господина Быкова, и Макар Алексеевич понял, что он может потерять Вареньку навсегда.

В жанре романа в письмах у автора нет иной возмож­ности высказать свое мнение, как только с помощью реального развития действия. И Достоевский пользуется этой возможностью, сталкивая представления Макара Алексеевича с действительностью и отмечая их несоответ­ствие.

И все же есть одно место, где автор, выходя за пределы суждений своих персонажей, дает иную, стороннюю точку зрения на все происходящее. Речь идет об эпиграфе, взятом из одного рассказа известного писателя и философа В.Ф.Одоевского. Причем и здесь авторская точка зрения выражена способом «от противного», ибо она противостоит той позиции, которая обозначена в эпиграфе.

Некое незнакомое лицо, судя по всему ворчун и брюз­га, жалуется на писателей: «Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!.. Вот уж запретил бы им писать!»

Знакомые интонации — ведь и Макар Девушкин был против того, чтобы до «подноготной» докапываться, высту­пал за успокаивающее, усладительное чтение (однажды он даже Вареньке посоветовал: «Когда конфетку во рту дер­жите — вот тогда прочтите»). В свете эпиграфа некоторые рассуждения Макара Алексеевича приобретают ироничес­кую подсветку.

Но эта же подсветка усиливает звучание трагической темы романа, которая в авторском стремлении раскрыть весь ход жизни без прикрас противостоит и эпиграфу, и наивным верованиям Девушкина.

Словосочетание «бедные люди», вынесенное в загла­вие романа, играет важную роль в понимании смысла этого произведения. Сначала кажется, что подразумевается лишь недостаточность средств существования, бедность матери­альная и физическая.

Но вот Девушкин говорит о семей­стве Горшкова: «Бедны-то они, бедны — господи, бог мой! Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто». Бедность здесь в одном ряду с покорностью, ти­шиной, смирением. Но это обманчивое смирение.

«Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено… Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушива­ется к каждому слову, — дескать, не про него ли там говорят?..

И ведомо каждому, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши…»

Перед читателем возникает целая гамма чувств и пере­живаний в духе той сложной психологии, которая отличает характер самого Девушкина. Становится понятным, поче­му Достоевский назвал свой роман не «Бедняки», не «Бед­ные», а именно «Бедные люди», где значимы оба понятия.

Так уже в первом своем произведении писатель при­ступил к решению той задачи, которую впоследствии оп­ределил следующими словами: «При полном реализме от­крыть человека в человеке».

Источник: http://libaid.ru/katalog/d/dostoevskij-fjodor/3472-kharakteristika-romana-bednye-lyudi-dostoevskogo-f-m

Роман «Бедные люди» Достоевского: краткое содержание :

В 1846 году впервые был опубликован роман «Бедные люди» Достоевского. Краткое содержание его мы предлагаем читателю. Работа над ним велась в 1844-1845 гг. В жанре эпистолярного романа было написано произведение «Бедные люди» Достоевского.

Читайте также:  Федор долохов: характеристика и образ героя в романе л.н. толстого "война и мир"

Краткое содержание его начинается знакомством с главным героем.

Макар Алексеевич Девушкин

47-летний Макар Алексеевич Девушкин служит мелким канцелярским чиновником (писарем) в департаменте Петербурга. Жалование у него небольшое, поэтому он занимает всего лишь часть общей кухни в квартире дома, находящегося недалеко от Фонтанки.

Дом этот «капитальный» и добротный, однако Девушкин вспоминает свое предыдущее жилье, «не в пример лучше» нынешнего. Что же заставило титулярного советника ухудшить свои жилищные условия? Основная часть его жалования уходит на оплату дорогой и приличной квартиры, которая находится во дворе этого же дома.

В ней проживает Доброселова Варвара Алексеевна, дальняя родственница чиновника 27 лет.

Взаимоотношения Макара и Вареньки

Сиротой является Варенька из произведения «Бедные люди» Достоевского.

Краткое содержание взаимоотношений ее с Макаром сводится к тому, что тот покровительствует Вареньке из лучших побуждений, считая, что он единственный, кто может заступиться за эту девушку, хотя совсем рядом живут дальние родственники.

Для того чтобы не скомпрометировать Вареньку частыми визитами, он находит выход для постоянного общения с ней. Им стала переписка.

Макар Алексеевич и Варенька, оба тонкой душевной организации натуры, которые нуждаются в душевном тепле и сопереживании, переписываются друг с другом при первой возможности. В этих письмах (31 — от Девушкина и 24 — от Вареньки) рассказывается вся полугодовая история их взаимоотношений в произведении «Бедные люди» Достоевского. Краткое содержание их мы сейчас опишем.

Первые письма Макара

Безоглядным счастьем пронизаны первые письма Макара. Весна на улице, душу и сердце чиновника заполняют «приятные», «затейливые» мысли. Он очень рад возможности заботиться о девушке, и на ум его волей-неволей приходят «нежные мечтания». Девушкин экономит, стараясь пустить любую лишнюю копейку на благо существования Вареньки.

История Вареньки

Финансовой и духовной поддержке этой девушки способствуют и ее грустные письма, в которых Варенька рассказывает во всех красках о несчастии своей жизни. Она родилась и выросла в деревне, в доме управляющего помещичьей усадьбой. Отец вскоре остался без жалования и места, поэтому семейство было вынуждено перебраться в Петербург.

«Сердитый», «тоскливый», «гнилой» город совсем не впечатлил 14-летнюю Вареньку. На семью вскоре посыпались проблемы со всех сторон. Отец Вареньки умер, не сумев пережить постоянных неудач. Пришлось отдать дом за долги. Варенька с матерью поселились у Анны Федоровны, дальней родственницы.

Мать девушки много работала для того, чтобы не быть обузой.

Занятия со студентом

Для повышения образованности Варенька занималась со студентом, который жил в этом же доме. Петр Покровский (так звали его) болел чахоткой. Он зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. Девушка его боготворила, считая «достойнейшим», «добрейшим человеком». В пансион к Анне Федоровне Петра поместил помещик Быков, ее близкий знакомый.

Чем же продолжается история Вареньки, героини романа «Бедные люди»? Краткое содержание далее рассказывает о том, что ее со студентом сблизили образовательные занятия. Когда мать Вареньки от непосильной работы заболела и слегла, они вместе проводили время у ее постели. Многому научилась Варенька у Петра.

Девушка полюбила чтение. Неожиданно пришло новое горе: не сумев победить свою болезнь, студент умер. Бессердечная Анна Федоровна решила забрать все его вещи в счет устройства похорон. Отец юноши все-таки взял несколько книг, которые ему удалось унести.

Он плакал, бежал за гробом, а книги падали прямо в грязь у него из рук…

Тяготы, выпавшие на долю Вареньки

Многие тяготы выпали после этого на долю Вареньки из романа «Бедные люди». Краткое содержание их следующее. Анна Федоровна все время корила приживалок за нахлебничество. Мама Вареньки вскоре умерла, и девушка осталась одна.

«Добродетельная» родственница «выставила счет» ей, объявив о больших убытках, понесенных из-за присутствия в ее доме нежданных родственников. Посчитав, что сводничество Вареньки с помещиком Быковым, своим другом, — единственная возможность окупить их, Анна Федоровна решила осуществить задуманное.

Помещик лишает невинности девушку, однако той удается сбежать.

Варя в письмах к Макару сокрушается, что родственница ее пытается узнать, где она проживает. Девушка надеется, что Макар Алексеевич, единственная ее опора, защитит ее от козней коварной родственницы.

Настолько гложет Вареньку печаль, что она на нервной почве заболевает и проводит в беспамятстве целый месяц. Макар Алексеевич продает свой новый вицмундир для того, чтобы поддержать здоровье девушки.

Положение главного героя на службе

Тяжелое положение Девушкина на службе далее описывает Достоевский («Бедные люди»). Содержание ответных писем Вареньки, в которых он рассказывает о своей жизни, — источник, из которого мы узнаем об этом. Главный герой жалуется, что его воспринимают со смехом на службе, придумывают разные обидные эпитеты: «тихонький», «добренький», «смирненький».

И мундир его не тот, и сапоги, и фигуру, и волосы следовало бы переделать. Насмехаются, что Макар уже 30 лет занимается перепиской документов. Он не понимает этих насмешек. Варенька является единственной отдушиной для Макара. Он пишет застенчиво и радостно, что его будто домом и семейством благословил Господь. А вот слога своего немного стесняется Макар, герой, которого создал Ф. М.

Достоевский («Бедные люди» — первый роман писателя).

Жилище Макара, его подарки Вареньке

Он описывает девушке свое жилище, которое характеризует как трущобу: длинный, грязный, темный коридор с «остро-услащенным», «гнилым» запахом. Неудивительно, что чижики в нем так и мрут. По левую сторону — сплошь двери, а за ними проживает разный люд. Это чиновник с семьей, учитель-англичанин, картежники-французы. Как «сущую ведьму» характеризует Девушкин хозяйку квартиры.

Он рассказывает, что лишь «для удобства» ютится в уголке кухни, ведь напротив нее находится окно Вареньки. Главный герой бывает очень счастлив, когда ее «миловидное личико» мелькает за окошком.

Он якобы копит и откладывает деньги. Хотя, конечно, за перегородкой дешевле, и главный герой может даже позволить себе чай с сахаром. Макар купил для милой Вареньки горшки с геранью и бальзамином.

Девушкин отправляет Варе помимо письма фунт конфет.

Девушка восхищена цветами, однако корит Макара за растраты. Варенька осознает, что ради этого Девушкину приходится отказывать себе во всем. Хозяйка квартиры как-то проболталась ей, что Макар Алексеевич раньше жил намного лучше.

Девушка иронически охлаждает пыл главного героя с его подарками и заботами: недостает лишь стихов. Макар сконфужен, он объясняет, что его «одушевляла» лишь отеческая приязнь.

Девушкин 10 июня везет Вареньку на прогулку на острова для того, чтобы она отдохнула на свежем воздухе.

Преследования Анны Федоровны

Вернувшись домой, героиня пишет очередное письмо, в котором благодарит за совершенный променад, однако сообщает, что опять больна, так как промочила ноги. Девушкин обещает ее проведать и принести Вареньке книгу.

Та снова пытается образумить его просьбой не тратить столько денег на нее и купить лучше новый вицмундир. Ведь нельзя же ходить в таком рванье. Варенька рассказывает, что родственница ее узнала, где она живет, и зовет ее обратно. Она обещает уладить все с Быковым. Однако девушка непреклонна.

Она сообщает Анне Федоровне, что ей хорошо живется здесь под защитой Макара.

Знакомство Макара с литературой

Главный герой польщен тем, что в нем нуждаются. Он рассказывает девушке, что восхищается литературой и часами проводит время у Ратазяева, его соседа, в компании сочинителей, которые приходят к нему.

Варенька негодует, узнав, какие книги рекомендует Ратазяев Макару. Она присылает ему почитать «Станционного смотрителя» Пушкина. Макар в восторге от этого произведения, он отмечает, что чувствует точно так же, как описано в книге.

Варенька 6 июня знакомит Девушкина с «Шинелью» Гоголя, и Макар в этот же день ведет в театр Вареньку.

Опасения Вареньки из произведения «Бедные люди»

Краткое содержание по главам описывает лишь основные события, поэтому не будем подробно останавливаться на впечатлении, произведенном на главного героя классической литературой, и продолжим описывать сюжет.

Девушка сообщает, что Федора, хозяйка квартиры, может ее устроить гувернанткой в семью помещика, однако она сомневается, следует ли идти. У девушки плохой кашель, она боится, что умрет. Варя просит Девушкина беречь деньги и прекратить посылать ей конфеты. Она пишет, что вышила ковер, за который дают 50 рублей ассигнациями.

Поэтому она сможет сама заплатить Федоре за жилье сумму, которую задолжал Макар. Кроме того, Варенька сошьет Девушкину жилетку, а себе — новое платье.

Макар подбадривает девушку, говорит, что она вовсе не больна, а всего лишь бледная и немного похудела. Он просит не идти в гувернантки, поскольку для главного героя «полезность» ее состоит в «благотворном влиянии» Вареньки на его жизнь.

Безденежье и пьянство Макара

Макар в начале июля остается совсем без денег. Он занял жалованье вперед, однако и это не спасает. Все чаще постояльцы дома насмехаются над взаимоотношениями Макара с Варенькой. А тут еще девушка сообщает, что один офицер, ее сосед, делал ей недвусмысленное предложение.

Краткое содержание рассказа «Бедные люди» продолжается тем, что Макар в отчаянии запил. Он 4 дня не появляется ни на службе, ни у Вареньки. Главного героя находят на улице в нетрезвом виде. Полицейские приводят его домой. Кроме того, он ходил к офицеру выяснять отношения, однако тот лишь спустил его с лестницы. Девушка сокрушается, что принесла Макару такие несчастья.

Она просит его, невзирая на пересуды, продолжать приходить к ней обедать. В безденежье и пьянстве Девушкина проходит август. Макар с начала месяца безуспешно пытается занять под проценты. Новые ловеласы посещают Варвару, уже от ее дальней родственницы. Макар в отчаянии хочет переехать куда-нибудь с ней, однако снова запивает. Девушка безутешна.

Она посылает ему 30 копеек серебром, оставшиеся у нее.

Наступление осени

Искреннее сочувствие вызывают главные герои, которых описал Достоевский («Бедные люди»). Краткое содержание по главам, к сожалению, не может передать трогательного тона их писем. Читая их, понимаешь, как трудно приходилось честным и скромным труженикам в то время. Варя пишет 5 сентября, что осень наконец наступила.

А она очень ее любила, когда жила в родной деревне. На лоне природы было красиво осенью. Огненное закатное небо, чистое озеро с деревьями на берегу, опавшая листва и поднимающийся над водой белый пар… А когда осень поздняя, завершаются крестьянские работы. В преддверии зимы все замирает.

Варя пишет, что ощущение близкой смерти не покидает ее. Федора ушла куда-то, а в комнате кто-то ходит, однако девушке не страшно: письма отвлекают ее. Варенька также сообщает, что продала шляпку и платье, однако вырученных денег уже почти не осталось.

Хорошо, что Девушкин дал 2 рубля Федоре: она хотя бы какое-то время не будет упрекать за неоплаченную квартиру.

У макара формируется слог

Главный герой пишет, что гулял в вечерних раздумьях по беспорядочной и грязной набережной Фонтанки. А на Гороховой, расположенной по соседству, — богатые магазины, роскошные дамы, дорогие кареты. Он размышляет о том, почему труд вознаграждается так низко, а множество неработающих богачей довольны и сыты? Девушкин горд этими рассуждениями.

Он замечает, что с недавнего времени у него формируется слог. У главного героя обнаружили описку в документе, и его ожидало наказание. Однако, посмотрев на жалкий вид Макара, генерал даже дал ему 100 рублей. Главного героя грызет совесть за его недавнее вольнодумство. С помощью этих денег ему удается погасить долги.

Девушкин воспрял духом и живет надеждой на светлое будущее. Однако отнюдь не счастливый финал готовит своим читателям Ф. М. Достоевский («Бедные люди»). Краткое содержание дальнейших событий заставляет читателя искренне сочувствовать Макару и Вареньке.

То, что происходит, было закономерно в российской действительности того времени, в которой многих «маленьких людей», подобных Девушкину и Вареньке, ожидала похожая судьба.

Варенька уезжает

Описывая краткое содержание романа «Бедные люди», мы подошли к финалу. Вареньку все-таки находит Быков и делает ей предложение. Ему необходимо завести детей для того, чтобы лишить родственника наследства. Если девушка откажет, Быков женится на богатой купчихе. Героиня соглашается, понимая, что лишь это может ей вернуть честное имя.

Девушкин сражен наповал, но все-таки помогает Вареньке собраться в дорогу. В прощальном письме девушка сетует на то, что Макар, «единственный», «бесценный», «добрый», остается совсем один. Тот в отчаянии. Он сообщает, что работал оттого, что поблизости жила Варенька. Девушкин со своим сформировавшимся слогом остается один.

Он размышляет о том, «по какому праву» ломают «жизнь человеческую».

Следует отметить, что в русской литературе есть не только роман, но и рассказ с названием «Бедные люди» (Лев Толстой). Краткое содержание произведения Достоевского мы описали.

Если же вас интересует рассказ Толстого, отметим, что по объему он очень небольшой, поэтому вам не составит труда прочесть его в оригинале.

В нем говорится о Жанне, которая ждет возвращения своего мужа, рыбака, каждый день и никогда не уверена, что он вернется. Таково краткое содержание рассказа Толстого «Бедные люди» в двух словах.

Источник: https://www.syl.ru/article/206377/new_roman-bednyie-lyudi-dostoevskogo-kratkoe-soderjanie

Ссылка на основную публикацию