М. ю. лермонтов “на севере диком…”: анализ стихотворения

анализ стиха на севере диком лермонтов Помогите плиз

ГАЛИНА Высший разум (1450179) 1 год назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества.

Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.

Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.

Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль раз­вернутой метафоры. Речь идёт об отноше­ниях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.

; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и гру­стна имеют двойную нагрузку.

С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержани­ем, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать

самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

Комментарий удален

Комментарий удален

Анна Веселье Ученик (209) 1 год назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.

Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.

Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль раз­вернутой метафоры. Речь идёт об отноше­ниях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.

; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и гру­стна имеют двойную нагрузку.

С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержани­ем, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать

самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

Семён Косов Ученик (118) 11 месяцев назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.

Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.

Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль раз­вернутой метафоры. Речь идёт об отноше­ниях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.

; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и гру­стна имеют двойную нагрузку.

С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержани­ем, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать

самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

мир мировский Ученик (237) 11 месяцев назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.

Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.

Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль развернутой метафоры. Речь идёт об отношениях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др. ; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и грустна имеют двойную нагрузку. С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержанием, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать

самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

Сергей Мусиюк Ученик (177) 11 месяцев назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.

Читайте также:  Сочинение на тему: раскрытие смысла финала повести "собачье сердце" м. булгакова

Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.

Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль раз­вернутой метафоры. Речь идёт об отноше­ниях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.

; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и гру­стна имеют двойную нагрузку.

С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержани­ем, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать

самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

Котеечка Мурняшная Знаток (325) 11 месяцев назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.

Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.

Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль раз­вернутой метафоры. Речь идёт об отноше­ниях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.

; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и гру­стна имеют двойную нагрузку.

С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержани­ем, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать

самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

Полина Нечас Ученик (197) 11 месяцев назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/197310880

Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Михаила Лермонтова

Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев.

Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…».

Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?

В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время.

Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях.

Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.

Вместе с тем, Лермонтов не терял надежды на то, что когда-нибудь ему доведется встретить духовно близкого человека, который станет для него, в первую очередь, настоящим другом.

Вероятнее всего, эта роль отводилась женщине, а не мужчине, поэтому ее прототип, представленный в стихотворении, выглядит как «прекрасная пальма», которая не менее одинока и растет в жаркой тропической стране «на горючем утесе».

То, что поэт отождествляет деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму».

Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает.

Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении. Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве и вероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.

Тем не менее, автор все же надеется, что где-то на другом конце мира есть человек, которому в данную минуту также грустно и одиноко, как и ему. И это духовное единство сквозь время и пространство вселяет в поэта надежду, что когда-нибудь он будет понят и признан людьми, которые его отвергают, не видя за маской равнодушия и сарказма тонкую поэтическую и романтическую натуру.

Анализы других стихотворений

* * *

На севере диком стоит одиноко

   На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

   Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

   В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

   Прекрасная пальма растет.

1841

Источник: https://45parallel.net/analysis/mikhail_lermontov/na_severe_dikom_stoit_odinoko.html

“НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО…” – М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

“НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО…” –

   В стихотворении “Пленный рыцарь” мы обновили в  соз-

нании  учеников понятие метафоры.  Сейчас оно нам снова

пригодится.  Стихотворение  Лермонтова,  если  понимать

текст в прямом значении,  можно отнести к пейзажной ли-

рике. Однако по своему глубинному смыслу оно лирико-фи-

лософское.  Пейзаж  имеет в тексте характер развернутой

метафоры. Речь в стихотворении идет об отношениях между

людьми.  После  того как учащиеся прослушали,  прочли и

усвоили незнакомую им  лексику  стихотворения,  следует

обратить их внимание на метафорическое построение текс-

та и на соотношение в нем прямых (“пейзажных”) и  пере-

носных (“человеческих”) значений.  Прежде всего,  можно

попросить учащихся  выделить  словесные  характеристики

сосны и пальмы как растений:  сосна “стоит…  на голой

вершине”, “пальма растет” “на утесе”. После этого можно

спросить учеников, говорят ли обычно о деревьях (в пря-

мом смысле),  что они “дремлют”,  что “им снится”,  что

они “грустны”, так как одиноки.                       

   Получив ответ,   что  подобные  чувства  и  действия

свойственны не деревьям,  а людям,  учеников нужно под-

вести к пониманию двойного,  метафорического построения

значений текста.                                      

   Затем выделяются два главных вопроса:              

   1. Сопоставление стихотворения Лермонтова с характе-

ристикой  стихотворения  Гейне.  Необходимо,  чтобы

ученики поняли,  что Лермонтов заменил  любовный  сюжет

немецкого  оригинала общефилософским.  Вопрос граммати-

ческого рода “героя” стихотворения  Гейне  и  “героини”

(сосны) у Лермонтова должен быть особо подчеркнут,  так

как эта важная черта может ускользнуть от внимания уча-

щихся, которые на родном языке не знают категории рода.

   Если ученики его класса изучают немецкий язык,  учи-

тель может провести интересную работу по  сопоставлению

оригинала Гейне с вольным его переложением Лермонтовым,

произведя сопоставительный анализ стиля двух  стихотво-

рений. Здесь уместно обратиться за помощью к преподава-

телю немецкого языка,  который может не только  прокон-

сультировать  коллегу-русиста,  но  и  изучить на своих

уроках с учениками текст Гейне.                        

Heinrich Heine

   Ein Fichtenbaum steht einsam  

Im  Norden  auf  kahler Hoh.

    Ihn schlafert; mit weisser Decke

 Umhullen ihn Eisund Schnee. 

   Er traumt von einer Paime,   

Die, fern im Morgenland,  

        Einsam  und  schweigend  trauert  

Auf brennender Felsenwand.

2.  Обсуждаются две основные темы стихотворения: 

   а) Тема столкновения мечты и реальности.           

   Первая строфа говорит о реальной картине: сосна, за-

мерзающая “на голой вершине”, “на севере диком”. Вторая

Читайте также:  Рассказ: михаил пришвин "сухостойное дерево"

картина – сон сосны.  Пальма существует в воображении,

сне,  мечте сосны.  Ее бытие  имеет  условный  характер

(этот момент пригодится позже,  при анализе стихотворе-

ния “Сон”,  поэтому его надо подчеркнуть). Это вызывает

вторую тему.                                          

   б) Раскрытие мира мечты.                            

   Естественно было бы предположить,  что замерзающая и

страдающая от одиночества сосна мечтает о другой –  ве-

селой и счастливой – пальме.  Но пальма, которая снится

сосне,  похожа на нее;  она так же несчастлива на своем

юге,  как сосна на своем севере. Герой Лермонтова стре-

мится не к благополучию,  а к преодолению  одиночества,

он мечтает о другом одиноком существе,  которое так же,

как и он,  рвется к общению.  Учащиеся не поймут поэзии

Лермонтова, если будут думать, что главная беда его ге-

роя – плохие условия жизни, что сосна страдает от физи-

ческого холода и снега на диком севере.  Холод, который

имеет в виду Лермонтов,  – душевный  холод.  Герой  его

жаждет душевного тепла,  общения,  единства, а страдает

от разобщенности и невозможности  соединения.  В  поэме

Лермонтова “Мцыри” герой мечтает:                     

   Хотя на миг когда-нибудь                           

   Мою пылающую грудь                                 

   Прижать с тоской к груди другой,                   

   Хоть незнакомой, но родной…                       

Работа над звуковой организацией стихотворения. Сти-

хотворение “На севере диком…”,  внимательно прочитан-

ное,  привлечет учащихся высокой музыкальностью.  Текст

удобен для того,  чтобы продемонстрировать  законы  его

звуковой организации.  Первые две строки создают звуко-

вой образ пейзажа повторением фонем “с”, “т”, “н” (“се-

вере”,  “стоит”,  “сосна”,  “одиноко”, “снегом”, “сыпу-

чим”). Так же отчетливо организована в первых двух сти-

хах и система гласных:  решительный перевес имеют глас-

ные переднего ряда “е”,  “и” и слаболабиализованная фо-

нема “о”. Рисунок гласных выглядит так (ударные выделе-

ны):  иееенооноиооиооенеоа.. Из схемы видно, что фонема

“а”,  открытая  и  резко  выпадающая  из общего рисунка

строк,  встречается только в трех местах  –  в  начале,

конце и середине,  создавая как бы контрастную рамку. В

ударном положении “а” появляется только в конце второго

стиха, однако там этот звук связан с ключевым смысловым

словом “сосна”.  Таким образом,  консонантизм  сближает

сосну  со всем зимним пейзажем,  оркестрованным на звук

“с”,  а вокализм резко выделяет.  Одновременно  ударное

“а”  в  слове  “сосна”  перекидывает  мост (через опоры

“она”,  “одна”, “грустна”) ко второму главному образу –

пальме. Строка “Прекрасная пальма растет” с двумя удар-

ными “а” как бы завершает второе большое кольцо  “а”  –

“а”. Таким образом, звуковое построение стихотво-     

 Выражение “снится ей все” означает: “снится ей все

время,  непрерывно”.  “Все” здесь наречие со  значением

“постоянно”, а не средний род от местоимения “весь”.  

рения создает два разных мира (севера и юга)  и  образы

двух разных героев (сосны и пальмы) и вместе с тем под-

черкивает их глубокое единство.  Анализ звуковой струк-

туры  стихотворения имеет целью не столько научить уче-

ников разбирать текст на фонемном уровне (навыки такого

анализа являются средством,  а не целью),  сколько нау-

чить их слушать музыку стиха,  научить их, читая стихи,

чувствовать  красоту звучания и старательно и правильно

артикулировать звуки поэтической речи.  А это,  в свою'

очередь, обучит их вообще ощущать звуковую красоту язы-

ка.  Необходимо иметь в виду, что бытовая речь, деловое

говорение, – язык, который получают ученики во внеучеб-

ное время, – язык смазанной фонетики. Практическая речь

тороплива,  стремится быстрее добраться до смысла и яв-

ляется плохой школой  фонологического  артикулирования.

Для того,  чтобы правильно говорить, надо приучить себя

понимать звуковую красоту стиха,  а  для  этого  лучшая

школа – поэзия.      

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/001_Analiz_poeticheskogo_texta_Lotman_1996/148.htm

М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…», «Листок», «Утес»

Сти­хо­тво­ре­ния М.Ю. Лер­мон­то­ва «На се­ве­ре диком…», «Утес» и «Ли­сток». Что объ­еди­ня­ет эти про­из­ве­де­ния?

Об­ра­тим­ся к сти­хо­тво­ре­нию «На се­ве­ре диком…»(рис. 1):

На се­ве­ре диком стоит оди­но­ко

На голой вер­шине сосна,

И дрем­лет, ка­ча­ясь, и сне­гом сы­пу­чим

Одета, как ризой, она.

И снит­ся ей всё, что в пу­стыне да­ле­кой,

В том крае, где солн­ца вос­ход,

Одна и груст­на на утесе го­рю­чем

Пре­крас­ная паль­ма рас­тет.

Рис. 1. Ре­про­дук­ция кар­ти­ны И.И. Шиш­ки­на «На се­ве­ре диком», 1891 г.

В этом сти­хо­тво­ре­нии пе­чаль­ная ин­то­на­ция, ощу­ща­ет­ся ще­мя­щее чув­ство оди­но­че­ства. Сти­хо­тво­ре­ние о неис­пол­ни­мой мечте, о да­ле­кой род­ной душе, тоже оди­но­кой. По­вто­ря­ю­щи­е­ся од­но­ко­рен­ные слова «оди­но­ко», «одна» со­зда­ют устой­чи­вый образ оди­но­че­ства. Можно ска­зать, что в дан­ном про­из­ве­де­нии зву­чит мотив оди­но­че­ства.

МОТИВ – зна­чи­мый по­вто­ря­ю­щий­ся образ в про­из­ве­де­нии.

Сти­хо­тво­ре­ние М.Ю. Лер­мон­то­ва про­ник­но­вен­но и вы­ра­зи­тель­но. Какие изоб­ра­зи­тель­ные сред­ства по­мо­га­ют до­бить­ся этого?

Пре­жде всего, это, ко­неч­но же, ин­вер­сия «На север диком стоит оди­но­ко», «в пу­стыне да­ле­кой», «на утёсе го­рю­чем». Она уси­ли­ва­ет мотив оди­но­че­ства, по­ки­ну­то­сти, об­ре­чен­но­сти, стра­да­ния.

ИН­ВЕР­СИЯ – необыч­ный по­ря­док слов в пред­ло­же­нии.

При­ла­га­тель­ные стоят после су­ще­стви­тель­ных, по­это­му на них па­да­ет ло­ги­че­ское уда­ре­ние.

Осо­бое на­стро­е­ние пе­ре­да­ют эпи­те­ты: «на се­ве­ре диком» (нет жизни во­круг), «на голой вер­шине» (пу­сто­та), «на утесе го­рю­чем» (одно из зна­че­ний этого слова «го­рю­чий» – го­рест­ный), «в пу­стыне да­ле­кой» (невоз­мож­ность осу­ществ­ле­ния мечты). Всё это уси­ли­ва­ет мысль об оди­но­че­стве и невоз­мож­но­сти сча­стья.

ЭПИ­ТЕТ – об­раз­ное опре­де­ле­ние.

Для со­зда­ния по­э­ти­че­ских об­ра­зов М.Ю. Лер­мон­тов ис­поль­зу­ет оли­це­тво­ре­ние: «Сосна дрем­лет, ка­ча­ясь», она одета сне­гом и видит сон, но на­сто­я­щая сосна не может спать и ви­деть сны.

Сосна и паль­ма – про­сто де­ре­вья, ко­то­рые не могут ни гру­стить, ни ра­до­вать­ся.

Од­на­ко, ис­поль­зуя оли­це­тво­ре­ние, Ми­ха­ил Юрье­вич Лер­мон­тов хотел рас­ска­зать, ко­неч­но же, не о тра­ге­дии де­ре­вьев, а о тра­ге­дии людей, раз­лу­чен­ных друг с дру­гом.

ОЛИ­ЦЕ­ТВО­РЕ­НИЕ – прием ме­та­фо­ри­че­ско­го пе­ре­не­се­ния черт жи­во­го на нежи­вое.

Про­чи­та­ем сти­хо­тво­ре­ние «Утес» (рис. 2):

Но­че­ва­ла тучка зо­ло­тая

На груди уте­са-ве­ли­ка­на;

Утром в путь она умча­лась рано,

По ла­зу­ри ве­се­ло играя;

Но остал­ся влаж­ный след в мор­щине

Ста­ро­го утеса. Оди­но­ко

Он стоит, за­ду­мал­ся глу­бо­ко,

И ти­хонь­ко пла­чет он в пу­стыне.

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция Н. Н. Ду­бов­ско­го к сти­хо­тво­ре­нию М.Ю. Лер­мон­то­ва «Утёс». Чер­ная ак­ва­рель. 1890.

Тучка – во­пло­ще­ние лег­ко­сти, без­за­бот­но­сти, лег­ко­мыс­лия, мо­ло­до­сти. Эпи­тет «зо­ло­той» при­да­ет об­ра­зу при­вле­ка­тель­ность, под­чер­ки­ва­ет кра­со­ту.

Утес – во­пло­ще­ние мощи, су­ро­во­сти, непо­движ­но­сти и… оди­но­че­ства. Утес – это оди­но­кая скала.

Эпи­тет «ста­рый» при­да­ет этому об­ра­зу, с одной сто­ро­ны, ос­но­ва­тель­но­сти муд­ро­сти, с дру­гой – несёт тра­ги­че­ское зна­че­ние и тра­ги­че­ский от­те­нок.

Ни­ко­гда ве­се­лая мо­ло­дая тучка не пой­мет стра­да­ния ста­ри­ка-уте­са, он об­ре­чен на оди­но­че­ство и непо­ни­ма­ние.

Во вто­рой стро­фе все зна­чи­мые слова, а это «в мор­щине», «оди­но­ко», «за­ду­мал­ся глу­бо­ко», «в пу­стыне» по­став­ле­ны в конце стро­фы, то есть ис­поль­зу­ет­ся ин­вер­сия. Слова под­чер­ки­ва­ют стра­да­ние, горе и оди­но­че­ство.

ИН­ВЕР­СИЯ – из­ме­не­ние по­ряд­ка слов в пред­ло­же­нии с целью вы­де­лить зна­че­ние ка­ко­го-ли­бо слова или при­дать необыч­ное зву­ча­ние фразе в целом.

Автор ис­поль­зу­ет ан­ти­те­зу.

АН­ТИ­ТЕ­ЗА – ком­по­зи­ци­он­ный приём, в ос­но­ве ко­то­ро­го лежит про­ти­во­по­став­ле­ние, со­зда­ю­щее эф­фект рез­ко­го кон­тра­ста об­ра­зов.

Тучка и Утес – две про­ти­во­по­лож­ные сти­хии, что опре­де­ля­ет невоз­мож­ность их со­еди­не­ния. С по­мо­щью ан­ти­те­зы под­чер­ки­ва­ет­ся ос­нов­ной мотив сти­хо­тво­ре­ния, мотив оди­но­че­ства.

А те­перь про­чи­та­ем сти­хо­тво­ре­ние «Ли­сток»:

Ду­бо­вый ли­сток ото­рвал­ся от ветки ро­ди­мой

И в степь ука­тил­ся, же­сто­кою бурей го­ни­мый;

Засох и увял он от хо­ло­да, зноя и горя

И вот, на­ко­нец, до­ка­тил­ся до Чер­но­го моря.

У Чер­но­го моря чи­на­ра стоит мо­ло­дая;

С ней шеп­чет­ся ветер, зе­ле­ные ветви лас­кая;

На вет­вях зе­ле­ных ка­ча­ют­ся рай­ские птицы;

Поют они песни про славу мор­ской царь-де­ви­цы.

И стран­ник при­жал­ся у корня чи­на­ры вы­со­кой;

При­ю­та на время он молит с тос­кою глу­бо­кой,

И так го­во­рит он: «Я бед­ный ли­сто­чек ду­бо­вый,

До срока со­зрел я и вырос в от­чизне су­ро­вой.

Один и без цели по свету но­шу­ся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же при­шель­ца меж ли­стьев своих изу­мруд­ных,

Нема­ло я знаю рас­ска­зов муд­ре­ных и чуд­ных».

«На что мне тебя? – от­ве­ча­ет мла­дая чи­на­ра,-

Ты пылен и желт – и сынам моим све­жим не пара.

Ты много видал – да к чему мне твои небы­ли­цы?

Мой слух уто­ми­ли давно уж и рай­ские птицы.

Иди себе даль­ше; о стран­ник! тебя я не знаю!

Я солн­цем лю­би­ма, цвету для него и бли­стаю;

По небу я ветви рас­ки­ну­ла здесь на про­сто­ре,

И корни мои умы­ва­ет хо­лод­ное море».

В дан­ном сти­хо­тво­ре­нии также ис­поль­зо­ва­на ан­ти­те­за, про­ти­во­по­став­ле­ны бес­при­ют­ное оди­но­че­ство, ски­таль­че­ство в об­ра­зе ду­бо­во­го лист­ка и спо­кой­ное са­мо­до­воль­ство в об­ра­зе кра­са­ви­цы чи­на­ры.

Рас­смот­рим ком­по­зи­цию сти­хо­тво­ре­ния. Пер­вая стро­фа рас­ска­зы­ва­ет о судь­бе го­ни­мо­го же­сто­кой бурей лист­ка, вто­рая – о бла­го­по­луч­ном рай­ском су­ще­ство­ва­нии мо­ло­дой чи­на­ры.

Лек­си­ка, и впрямь, про­ти­во­по­лож­на. Пер­вая стро­фа: «же­сто­кой бурей», «холод, зной, горе». Лек­си­ка вто­рой стро­фы: «мо­ло­дая», «лас­кая», «рай­ские», «песни». Сле­ду­ю­щие две пары строф пе­ре­да­ют диа­лог чи­на­ры и ли­сточ­ка. Ли­сток молит чи­на­ру о при­юте: «Я бед­ный ли­сто­чек ду­бо­вый,До срока со­зрел я и вырос в от­чизне су­ро­вой.

Один и без цели по свету но­шу­ся давно я,Засох я без тени, увял я без сна и покоя.Прими же при­шель­ца меж ли­стьев своих изу­мруд­ных,Нема­ло я знаю рас­ска­зов муд­ре­ных и чуд­ных».

 Рав­но­душ­ная чи­на­ра от­вер­га­ет моль­бы лист­ка: «Иди себе даль­ше; о стран­ник! тебя я не знаю!Я солн­цем лю­би­ма, цвету для него и бли­стаю;По небу я ветви рас­ки­ну­ла здесь на про­сто­ре,И корни мои умы­ва­ет хо­лод­ное море»

По­след­нее слово оста­ет­ся за ней, и это уси­ли­ва­ет впе­чат­ле­ние безыс­ход­но­сти судь­бы лист­ка.

В пер­вой стро­фе зна­чи­мые слова вы­не­се­ны в конец стро­ки и за­риф­мо­ва­ны: «ото­рвал­ся от ветки ро­ди­мой», «же­сто­кою бурею го­ни­мый», «увял он от хо­ло­да, зноя и горя», «до­ка­тил­ся до Чер­но­го моря». Море здесь сим­вол края света, оно сулит ги­бель лист­ку.

Читайте также:  Природа, растения и животные пензенской области

По­че­му чи­на­ра от­ка­зы­ва­ет­ся при­ютить ли­сток?

Она не хочет на­ру­шать свой покой, свое бла­го­по­лу­чие, она са­мо­до­воль­на и са­мо­влюб­ле­на, она не хочет знать ни­че­го, что может на­ру­шить ее без­об­лач­ную жизнь.

Мы рас­смот­ре­ли три сти­хо­тво­ре­ния Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ча Лер­мон­то­ва, и вы мо­же­те сде­лать вывод, что все эти три про­из­ве­де­ния объ­еди­ня­ет общий мотив – мотив оди­но­че­ства. 

Вопросы к конспектам

Под­го­товь­те вы­ра­зи­тель­ное чте­ние сти­хо­тво­ре­ний «На се­ве­ре диком…», «Утес» и «Ли­сток» (по вы­бо­ру).На­ри­суй­те ил­лю­стра­ции к сти­хо­тво­ре­ни­ям «На се­ве­ре диком…», «Утес» и «Ли­сток» (по вы­бо­ру).* До­ка­жи­те, что сти­хо­тво­ре­ния М.Ю.

Лер­мон­то­ва можно на­звать ис­по­ве­дью.Най­ди­те в сло­ва­ре и вы­пи­ши­те в тет­радь лек­си­че­ское зна­че­ние слова «ис­по­ведь».На­пи­ши­те ми­ни­со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Вос­поль­зуй­тесь па­мят­кой.

ПА­МЯТ­КА «СТРУК­ТУ­РА СО­ЧИ­НЕ­НИЯ РАС­СУЖ­ДЕ­НИЯ»

ТЕЗИС (ос­нов­ная мысль, тре­бу­ю­щая до­ка­за­тель­ства, под­твер­жде­ния)

На­при­мер

Сти­хо­тво­ре­ния М.Ю. Лер­мон­то­ва можно на­звать ис­по­ве­дью.

АР­ГУ­МЕН­ТЫ (до­ка­за­тель­ства)

На­при­мер

При­ве­дём при­ме­ры, до­ка­зы­ва­ю­щие это утвер­жде­ние (не менее двух при­ме­ров).

В сти­хо­тво­ре­нии «Ли­сток» Ли­сток молит чи­на­ру о при­юте:

«Я бед­ный ли­сто­чек ду­бо­вый,

До срока со­зрел я и вырос в от­чизне су­ро­вой.

Один и без цели по свету но­шу­ся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же при­шель­ца меж ли­стьев своих изу­мруд­ных,

Нема­ло я знаю рас­ска­зов муд­ре­ных и чуд­ных».

Но чи­та­те­лю ка­жет­ся, что от род­ной ветки ото­рвал­ся вовсе не ли­сток, а сам поэт, ко­то­рый живёт и ищет в чужом для него мире.

А те­перь 2–3 ваших при­ме­ра!

ВЫВОД

На­при­мер

Мы видим, что как вся­кий на­сто­я­щий поэт, а тем более ве­ли­кий поэт, Лер­мон­тов ис­по­ве­дал­ся в своих про­из­ве­де­ни­ях, и, пе­ре­ли­сты­вая то­ми­ки его со­чи­не­ний, можно про­честь ис­то­рию его души и по­нять его и как поэта, и как че­ло­ве­ка.

Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3331

М.Ю. Лермонтов “На севере диком”

Конспект урок литературы. 6 класс

Тема: М.Ю. Лермонтов«На севере диком…»: тема одиночества

Цель: познакомиться о стихотворением, проанализировать данное лирическое произведение.

Задачи:

  • помочь учащимся осмыслить тему одиночества в пейзажной лирике Лермонтова;

  • учить шестиклассников письменно передавать ощущения, вызванные поэтическим текстом и произведениями живописи и музыки;

  • развивать речевые способности учащихся,

  • умение употреблять в письменной речи эпитеты, метафоры, олицетворения.

Оборудование: репродукции картин И.И. Шишкина, аудиозаписи, презентация, книжная выставка

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой учащихся (музыка Бетховена «Лунная соната», на слайде фотографии зимней природы). Вам хотелось бы погулять в этом лесу? И мне! Но обратите внимание, что на иллюстрации изображен 1 человек, который гуляет. Мы вместе будем гулять!!!!

– Мы познакомились с пейзажной лирикой М.Ю. Лермонтова. Как вы понимаете, что такое пейзажная лирика? (Это стихи о природе, о её красивых уголках)

– А как стихотворения Лермонтова о природе связаны с внутренним миром человека? (Природа передает чувства человека, помогает понять переживания, настроение героя, мысли поэта)

– Какие стихи вам больше понравились, запомнились? (Чтение стихов «Парус», «Тучки»)

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о стихотворениях Лермонтова.

– Внимание на слайд.

Работа с картиной И.И. Шишкина

– Русский художник И.И. Шишкин изобразил эту сосну на своей картине. Можно ли назвать эту картину пейзажем? Почему? (На картине северная природа, небо, скалы, сосна)

– Какое впечатление производит картина? (Она необычная, красивая).

– Давайте попробуем её описать. Подберите определения, которые вы будете использовать в своей работе, описывая сосну. Запишите их на карточку (одинокая, могучая, огромная, заснеженная; склонённые под тяжестью снега ветви; величественная; прекрасная)

– Как вам кажется, соответствует ли этот пейзаж кокому-нибудь стихотворению Лермонтова? Докажите.

– Картина И.И. Шишкина явилась прекрасной иллюстрацией к стихотворению «На севере диком…» Она помогает нам увидеть ту уединенность, грусть, оторванность от мира, которыми пронизаны стихи Лермонтова. И таким же прекрасным дополнением к поэтическим строкам является музыка.

Цели:

Задачи:

Ребята, а знаете ли вы, что стихотворение «на севере диком…» написал немецкий поэт Генрих Гейне? А Лермонтов представляет нам перевод этого текста?

Ученик выступает с сообщением о Г. Гейне.

Стихотворение Г. Гейне (оригинал)

Ein Fichtenbaum steht einsam    Im Norden auf kahler Hоh'          Ihn schlaert; mit weizer Decke    Umhillen ihn Eis and Schnee.     Er tr;umt von einer Palme,          Die fern im Morgenland           Einsam und schweigend trauert   

Auf brennender Felsenwand. 

Айн фихтэнбаум штэт айнзамИм нордэн ауф калер хох.Ин шлаэрт, мит вайзэр дэккэУмуллен ин айс унд шнэеЭр траумт вон айнэр пальмэ,Ди фэрн им моргэнландАйнзам унд швайгэнд трауэрт

Ауф брэннэндер фэльзэнванд.

– Стихотворение Г. Гейне переводили многие русские классики.

– Сегодня мы с вами в образе исследователей будем анализировать разные переводы текстов, и выясним, какой же является более удачным.

– Для этого я предлагаю вам поработать в группах.

1 группа М.Ю. Лермонтов

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета,  как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

1841г.

2 группа Ф.И. Тютчев

На севере мрачном, на дикой скале

             Кедр одинокий под снегом белеет.

             И сладко заснул он в инистой мгле,

             И сон его вьюга лелеет.

             Про юную пальму всё снится ему,

             Что в дальних пределах Востока,

             Под пламенным небом на знойном холму

             Стоит и цветёт одинок

1826г.

3 группа А.А. Фет

На севере дуб одинокий

Стоит на пригорке крутом:

Он дремлет, сурово покрытый

И снежным и льдяным ковром.

Во сне ему видится пальма,

В далекой восточной стране,

В безмолвной, глубокой печали,

Одна, на горячей скале.

4 группа А. Майков

Инеем снежным, как ризой, покрыт

Кедр одинокий в пустыне стоит.

Дремлет, могучий, под песнями вьюги,

Дремлет и видит – на пламенном юге

Стройная пальма растёт и с тоской

Смотрит на север его ледяной.

Вывод:

Существует два вида перевода: синтетический и аналитический.

Задача синтетического перевода заключается в том, чтобы заставить читателя забыть не только о том, что перед ним текст, переведенный с иностранного языка, но и о том, что это текст, написанный на каком- – либо языке.

Задача аналитического перевода – не дать читателю ни на секунду забыть, что перед ним текст, переведенный с иностранного языка, напоминать ему об этом каждым словом.

Исследуя стихотворения Лермонтова, Тютчева, Фета и Майкова, я определил, что эти поэты используют только синтетический перевод. Именно поэтому, читая их стихотворения, мы забываем, что перед нами перевод, воспринимая эти тексты как их собственные творения.

  1. Физминутка. «Кто быстрее»

В сосняке заснули сосны,

После сна они несносны!

Как проснется ото сна –

Косится на сов сосна!

  1. Работа в парах «Собрать из отрывков стихотворение»

1 вариант

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

2 вариант

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно…

1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Парус», «На севере диком»?

а) гражданская тематика

б) тема Родины

в) тема любви

г) тема одиночества

2.Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, паруса, сосны?

а) одиночества, изгнанничества

б) бунтарства, стихийного порыва

в) непонятости, страдания, тоски

г) избранности

3. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «На севере диком…»

а) ямб

б) хорей

в) дактиль

г) амфибрахий

4. Какой стилистический прием положен в основу сопоставления двух образов «сосна – пальма» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»?

а) аллегория

б) антитеза

в) инверсия

г) градация

5. Определите рифму стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»?

а) парная

б) перекрестная

в) кольцевая

6. Назовите имя художника, который написал картину к стихотворению М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

а) И.И. Шишкин

б) И.Е. Репин

в) В.А. Серов

г) И.К. Айвазовский

  • Сегодня на уроке мы….

  • Я запомнил…

  • Я научился…

  • Мне не понятно ….

Страница 158-159, выразительное чтение стихотворения «Листок»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/m_iu_liermontov_na_sievierie_dikom

Ссылка на основную публикацию