анализ стиха на севере диком лермонтов Помогите плиз
ГАЛИНА Высший разум (1450179) 1 год назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества.
Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.
Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.
Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль развернутой метафоры. Речь идёт об отношениях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.
; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.
образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и грустна имеют двойную нагрузку.
С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержанием, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать
самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.
Комментарий удален
Комментарий удален
Анна Веселье Ученик (209) 1 год назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.
Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.
Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль развернутой метафоры. Речь идёт об отношениях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.
; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.
образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и грустна имеют двойную нагрузку.
С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержанием, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать
самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.
Семён Косов Ученик (118) 11 месяцев назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.
Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.
Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль развернутой метафоры. Речь идёт об отношениях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.
; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.
образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и грустна имеют двойную нагрузку.
С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержанием, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать
самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.
мир мировский Ученик (237) 11 месяцев назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.
Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.
Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль развернутой метафоры. Речь идёт об отношениях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др. ; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.
образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и грустна имеют двойную нагрузку. С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержанием, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать
самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.
Сергей Мусиюк Ученик (177) 11 месяцев назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.
Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.
Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль развернутой метафоры. Речь идёт об отношениях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.
; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.
образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и грустна имеют двойную нагрузку.
С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержанием, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать
самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.
Котеечка Мурняшная Знаток (325) 11 месяцев назадСтихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством Лермонтова. Тема одиночества. Образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.Поэт отождествляет деревья с людьми, наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает “прекрасную пальму”.
Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении.
Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве ивероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.Пейзаж выполняет в тексте роль развернутой метафоры. Речь идёт об отношениях между людьми (сосна и прекрасная пальма). Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания) : стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.
; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др. ; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (риза-царское парадное одеяние) ; Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.
образы стихотворения: на голой вершине (сильнее выражена бесприютность, обездоленность) …снегом сыпучим одета, как ризой, она (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность) …на утёсе горючем (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и грустна имеют двойную нагрузку.
С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержанием, с другой – подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в её воображении.ещё метафоры – голой вершине, ризой одета, на утёсе горючем. Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком… ” можно назвать
самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.
Полина Нечас Ученик (197) 11 месяцев назад
Источник: https://otvet.mail.ru/question/197310880
Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Михаила Лермонтова
Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев.
Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…».
Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?
В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время.
Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях.
Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.
Вместе с тем, Лермонтов не терял надежды на то, что когда-нибудь ему доведется встретить духовно близкого человека, который станет для него, в первую очередь, настоящим другом.
Вероятнее всего, эта роль отводилась женщине, а не мужчине, поэтому ее прототип, представленный в стихотворении, выглядит как «прекрасная пальма», которая не менее одинока и растет в жаркой тропической стране «на горючем утесе».
То, что поэт отождествляет деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму».
Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает.
Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении. Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве и вероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.
Тем не менее, автор все же надеется, что где-то на другом конце мира есть человек, которому в данную минуту также грустно и одиноко, как и ему. И это духовное единство сквозь время и пространство вселяет в поэта надежду, что когда-нибудь он будет понят и признан людьми, которые его отвергают, не видя за маской равнодушия и сарказма тонкую поэтическую и романтическую натуру.
Анализы других стихотворений
* * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
1841
Источник: https://45parallel.net/analysis/mikhail_lermontov/na_severe_dikom_stoit_odinoko.html
“НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО…” – М.Ю. Лермонтов (анализ стихотворения)
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
“НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО…” –
В стихотворении “Пленный рыцарь” мы обновили в соз-
нании учеников понятие метафоры. Сейчас оно нам снова
пригодится. Стихотворение Лермонтова, если понимать
текст в прямом значении, можно отнести к пейзажной ли-
рике. Однако по своему глубинному смыслу оно лирико-фи-
лософское. Пейзаж имеет в тексте характер развернутой
метафоры. Речь в стихотворении идет об отношениях между
людьми. После того как учащиеся прослушали, прочли и
усвоили незнакомую им лексику стихотворения, следует
обратить их внимание на метафорическое построение текс-
та и на соотношение в нем прямых (“пейзажных”) и пере-
носных (“человеческих”) значений. Прежде всего, можно
попросить учащихся выделить словесные характеристики
сосны и пальмы как растений: сосна “стоит… на голой
вершине”, “пальма растет” “на утесе”. После этого можно
спросить учеников, говорят ли обычно о деревьях (в пря-
мом смысле), что они “дремлют”, что “им снится”, что
они “грустны”, так как одиноки.
Получив ответ, что подобные чувства и действия
свойственны не деревьям, а людям, учеников нужно под-
вести к пониманию двойного, метафорического построения
значений текста.
Затем выделяются два главных вопроса:
1. Сопоставление стихотворения Лермонтова с характе-
ристикой стихотворения Гейне. Необходимо, чтобы
ученики поняли, что Лермонтов заменил любовный сюжет
немецкого оригинала общефилософским. Вопрос граммати-
ческого рода “героя” стихотворения Гейне и “героини”
(сосны) у Лермонтова должен быть особо подчеркнут, так
как эта важная черта может ускользнуть от внимания уча-
щихся, которые на родном языке не знают категории рода.
Если ученики его класса изучают немецкий язык, учи-
тель может провести интересную работу по сопоставлению
оригинала Гейне с вольным его переложением Лермонтовым,
произведя сопоставительный анализ стиля двух стихотво-
рений. Здесь уместно обратиться за помощью к преподава-
телю немецкого языка, который может не только прокон-
сультировать коллегу-русиста, но и изучить на своих
уроках с учениками текст Гейне.
Heinrich Heine
Ein Fichtenbaum steht einsam
Im Norden auf kahler Hoh.
Ihn schlafert; mit weisser Decke
Umhullen ihn Eisund Schnee.
Er traumt von einer Paime,
Die, fern im Morgenland,
Einsam und schweigend trauert
Auf brennender Felsenwand.
2. Обсуждаются две основные темы стихотворения:
а) Тема столкновения мечты и реальности.
Первая строфа говорит о реальной картине: сосна, за-
мерзающая “на голой вершине”, “на севере диком”. Вторая
картина – сон сосны. Пальма существует в воображении,
сне, мечте сосны. Ее бытие имеет условный характер
(этот момент пригодится позже, при анализе стихотворе-
ния “Сон”, поэтому его надо подчеркнуть). Это вызывает
вторую тему.
б) Раскрытие мира мечты.
Естественно было бы предположить, что замерзающая и
страдающая от одиночества сосна мечтает о другой – ве-
селой и счастливой – пальме. Но пальма, которая снится
сосне, похожа на нее; она так же несчастлива на своем
юге, как сосна на своем севере. Герой Лермонтова стре-
мится не к благополучию, а к преодолению одиночества,
он мечтает о другом одиноком существе, которое так же,
как и он, рвется к общению. Учащиеся не поймут поэзии
Лермонтова, если будут думать, что главная беда его ге-
роя – плохие условия жизни, что сосна страдает от физи-
ческого холода и снега на диком севере. Холод, который
имеет в виду Лермонтов, – душевный холод. Герой его
жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает
от разобщенности и невозможности соединения. В поэме
Лермонтова “Мцыри” герой мечтает:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной…
Работа над звуковой организацией стихотворения. Сти-
хотворение “На севере диком…”, внимательно прочитан-
ное, привлечет учащихся высокой музыкальностью. Текст
удобен для того, чтобы продемонстрировать законы его
звуковой организации. Первые две строки создают звуко-
вой образ пейзажа повторением фонем “с”, “т”, “н” (“се-
вере”, “стоит”, “сосна”, “одиноко”, “снегом”, “сыпу-
чим”). Так же отчетливо организована в первых двух сти-
хах и система гласных: решительный перевес имеют глас-
ные переднего ряда “е”, “и” и слаболабиализованная фо-
нема “о”. Рисунок гласных выглядит так (ударные выделе-
ны): иееенооноиооиооенеоа.. Из схемы видно, что фонема
“а”, открытая и резко выпадающая из общего рисунка
строк, встречается только в трех местах – в начале,
конце и середине, создавая как бы контрастную рамку. В
ударном положении “а” появляется только в конце второго
стиха, однако там этот звук связан с ключевым смысловым
словом “сосна”. Таким образом, консонантизм сближает
сосну со всем зимним пейзажем, оркестрованным на звук
“с”, а вокализм резко выделяет. Одновременно ударное
“а” в слове “сосна” перекидывает мост (через опоры
“она”, “одна”, “грустна”) ко второму главному образу –
пальме. Строка “Прекрасная пальма растет” с двумя удар-
ными “а” как бы завершает второе большое кольцо “а” –
“а”. Таким образом, звуковое построение стихотво-
Выражение “снится ей все” означает: “снится ей все
время, непрерывно”. “Все” здесь наречие со значением
“постоянно”, а не средний род от местоимения “весь”.
рения создает два разных мира (севера и юга) и образы
двух разных героев (сосны и пальмы) и вместе с тем под-
черкивает их глубокое единство. Анализ звуковой струк-
туры стихотворения имеет целью не столько научить уче-
ников разбирать текст на фонемном уровне (навыки такого
анализа являются средством, а не целью), сколько нау-
чить их слушать музыку стиха, научить их, читая стихи,
чувствовать красоту звучания и старательно и правильно
артикулировать звуки поэтической речи. А это, в свою'
очередь, обучит их вообще ощущать звуковую красоту язы-
ка. Необходимо иметь в виду, что бытовая речь, деловое
говорение, – язык, который получают ученики во внеучеб-
ное время, – язык смазанной фонетики. Практическая речь
тороплива, стремится быстрее добраться до смысла и яв-
ляется плохой школой фонологического артикулирования.
Для того, чтобы правильно говорить, надо приучить себя
понимать звуковую красоту стиха, а для этого лучшая
школа – поэзия.
содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 ..
Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/001_Analiz_poeticheskogo_texta_Lotman_1996/148.htm
М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…», «Листок», «Утес»
Стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком…», «Утес» и «Листок». Что объединяет эти произведения?
Обратимся к стихотворению «На севере диком…»(рис. 1):
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Рис. 1. Репродукция картины И.И. Шишкина «На севере диком», 1891 г.
В этом стихотворении печальная интонация, ощущается щемящее чувство одиночества. Стихотворение о неисполнимой мечте, о далекой родной душе, тоже одинокой. Повторяющиеся однокоренные слова «одиноко», «одна» создают устойчивый образ одиночества. Можно сказать, что в данном произведении звучит мотив одиночества.
МОТИВ – значимый повторяющийся образ в произведении.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова проникновенно и выразительно. Какие изобразительные средства помогают добиться этого?
Прежде всего, это, конечно же, инверсия «На север диком стоит одиноко», «в пустыне далекой», «на утёсе горючем». Она усиливает мотив одиночества, покинутости, обреченности, страдания.
ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов в предложении.
Прилагательные стоят после существительных, поэтому на них падает логическое ударение.
Особое настроение передают эпитеты: «на севере диком» (нет жизни вокруг), «на голой вершине» (пустота), «на утесе горючем» (одно из значений этого слова «горючий» – горестный), «в пустыне далекой» (невозможность осуществления мечты). Всё это усиливает мысль об одиночестве и невозможности счастья.
ЭПИТЕТ – образное определение.
Для создания поэтических образов М.Ю. Лермонтов использует олицетворение: «Сосна дремлет, качаясь», она одета снегом и видит сон, но настоящая сосна не может спать и видеть сны.
Сосна и пальма – просто деревья, которые не могут ни грустить, ни радоваться.
Однако, используя олицетворение, Михаил Юрьевич Лермонтов хотел рассказать, конечно же, не о трагедии деревьев, а о трагедии людей, разлученных друг с другом.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – прием метафорического перенесения черт живого на неживое.
Прочитаем стихотворение «Утес» (рис. 2):
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Рис. 2. Иллюстрация Н. Н. Дубовского к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Утёс». Черная акварель. 1890.
Тучка – воплощение легкости, беззаботности, легкомыслия, молодости. Эпитет «золотой» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.
Утес – воплощение мощи, суровости, неподвижности и… одиночества. Утес – это одинокая скала.
Эпитет «старый» придает этому образу, с одной стороны, основательности мудрости, с другой – несёт трагическое значение и трагический оттенок.
Никогда веселая молодая тучка не поймет страдания старика-утеса, он обречен на одиночество и непонимание.
Во второй строфе все значимые слова, а это «в морщине», «одиноко», «задумался глубоко», «в пустыне» поставлены в конце строфы, то есть используется инверсия. Слова подчеркивают страдание, горе и одиночество.
ИНВЕРСИЯ – изменение порядка слов в предложении с целью выделить значение какого-либо слова или придать необычное звучание фразе в целом.
Автор использует антитезу.
АНТИТЕЗА – композиционный приём, в основе которого лежит противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов.
Тучка и Утес – две противоположные стихии, что определяет невозможность их соединения. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения, мотив одиночества.
А теперь прочитаем стихотворение «Листок»:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? – отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
В данном стихотворении также использована антитеза, противопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство в образе красавицы чинары.
Рассмотрим композицию стихотворения. Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого жестокой бурей листка, вторая – о благополучном райском существовании молодой чинары.
Лексика, и впрямь, противоположна. Первая строфа: «жестокой бурей», «холод, зной, горе». Лексика второй строфы: «молодая», «лаская», «райские», «песни». Следующие две пары строф передают диалог чинары и листочка. Листок молит чинару о приюте: «Я бедный листочек дубовый,До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,Засох я без тени, увял я без сна и покоя.Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
Равнодушная чинара отвергает мольбы листка: «Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;По небу я ветви раскинула здесь на просторе,И корни мои умывает холодное море»
Последнее слово остается за ней, и это усиливает впечатление безысходности судьбы листка.
В первой строфе значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы: «оторвался от ветки родимой», «жестокою бурею гонимый», «увял он от холода, зноя и горя», «докатился до Черного моря». Море здесь символ края света, оно сулит гибель листку.
Почему чинара отказывается приютить листок?
Она не хочет нарушать свой покой, свое благополучие, она самодовольна и самовлюблена, она не хочет знать ничего, что может нарушить ее безоблачную жизнь.
Мы рассмотрели три стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, и вы можете сделать вывод, что все эти три произведения объединяет общий мотив – мотив одиночества.
Вопросы к конспектам
Подготовьте выразительное чтение стихотворений «На севере диком…», «Утес» и «Листок» (по выбору).Нарисуйте иллюстрации к стихотворениям «На севере диком…», «Утес» и «Листок» (по выбору).* Докажите, что стихотворения М.Ю.
Лермонтова можно назвать исповедью.Найдите в словаре и выпишите в тетрадь лексическое значение слова «исповедь».Напишите минисочинение-рассуждение. Воспользуйтесь памяткой.
ПАМЯТКА «СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ РАССУЖДЕНИЯ»
ТЕЗИС (основная мысль, требующая доказательства, подтверждения)
Например
Стихотворения М.Ю. Лермонтова можно назвать исповедью.
АРГУМЕНТЫ (доказательства)
Например
Приведём примеры, доказывающие это утверждение (не менее двух примеров).
В стихотворении «Листок» Листок молит чинару о приюте:
«Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
Но читателю кажется, что от родной ветки оторвался вовсе не листок, а сам поэт, который живёт и ищет в чужом для него мире.
А теперь 2–3 ваших примера!
ВЫВОД
Например
Мы видим, что как всякий настоящий поэт, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своих произведениях, и, перелистывая томики его сочинений, можно прочесть историю его души и понять его и как поэта, и как человека.
Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3331
М.Ю. Лермонтов “На севере диком”
Конспект урок литературы. 6 класс
Тема: М.Ю. Лермонтов«На севере диком…»: тема одиночества
Цель: познакомиться о стихотворением, проанализировать данное лирическое произведение.
Задачи:
-
помочь учащимся осмыслить тему одиночества в пейзажной лирике Лермонтова;
-
учить шестиклассников письменно передавать ощущения, вызванные поэтическим текстом и произведениями живописи и музыки;
-
развивать речевые способности учащихся,
-
умение употреблять в письменной речи эпитеты, метафоры, олицетворения.
Оборудование: репродукции картин И.И. Шишкина, аудиозаписи, презентация, книжная выставка
Ход урока
-
Эмоциональный настрой учащихся (музыка Бетховена «Лунная соната», на слайде фотографии зимней природы). Вам хотелось бы погулять в этом лесу? И мне! Но обратите внимание, что на иллюстрации изображен 1 человек, который гуляет. Мы вместе будем гулять!!!!
– Мы познакомились с пейзажной лирикой М.Ю. Лермонтова. Как вы понимаете, что такое пейзажная лирика? (Это стихи о природе, о её красивых уголках)
– А как стихотворения Лермонтова о природе связаны с внутренним миром человека? (Природа передает чувства человека, помогает понять переживания, настроение героя, мысли поэта)
– Какие стихи вам больше понравились, запомнились? (Чтение стихов «Парус», «Тучки»)
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о стихотворениях Лермонтова.
– Внимание на слайд.
Работа с картиной И.И. Шишкина
– Русский художник И.И. Шишкин изобразил эту сосну на своей картине. Можно ли назвать эту картину пейзажем? Почему? (На картине северная природа, небо, скалы, сосна)
– Какое впечатление производит картина? (Она необычная, красивая).
– Давайте попробуем её описать. Подберите определения, которые вы будете использовать в своей работе, описывая сосну. Запишите их на карточку (одинокая, могучая, огромная, заснеженная; склонённые под тяжестью снега ветви; величественная; прекрасная)
– Как вам кажется, соответствует ли этот пейзаж кокому-нибудь стихотворению Лермонтова? Докажите.
– Картина И.И. Шишкина явилась прекрасной иллюстрацией к стихотворению «На севере диком…» Она помогает нам увидеть ту уединенность, грусть, оторванность от мира, которыми пронизаны стихи Лермонтова. И таким же прекрасным дополнением к поэтическим строкам является музыка.
Цели:
Задачи:
Ребята, а знаете ли вы, что стихотворение «на севере диком…» написал немецкий поэт Генрих Гейне? А Лермонтов представляет нам перевод этого текста?
Ученик выступает с сообщением о Г. Гейне.
Стихотворение Г. Гейне (оригинал)
Ein Fichtenbaum steht einsam Im Norden auf kahler Hоh' Ihn schlaert; mit weizer Decke Umhillen ihn Eis and Schnee. Er tr;umt von einer Palme, Die fern im Morgenland Einsam und schweigend trauert Auf brennender Felsenwand. |
Айн фихтэнбаум штэт айнзамИм нордэн ауф калер хох.Ин шлаэрт, мит вайзэр дэккэУмуллен ин айс унд шнэеЭр траумт вон айнэр пальмэ,Ди фэрн им моргэнландАйнзам унд швайгэнд трауэрт Ауф брэннэндер фэльзэнванд. |
– Стихотворение Г. Гейне переводили многие русские классики.
– Сегодня мы с вами в образе исследователей будем анализировать разные переводы текстов, и выясним, какой же является более удачным.
– Для этого я предлагаю вам поработать в группах.
1 группа М.Ю. Лермонтов
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
1841г.
2 группа Ф.И. Тютчев
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет.
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму всё снится ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом на знойном холму
Стоит и цветёт одинок
1826г.
3 группа А.А. Фет
На севере дуб одинокий
Стоит на пригорке крутом:
Он дремлет, сурово покрытый
И снежным и льдяным ковром.
Во сне ему видится пальма,
В далекой восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,
Одна, на горячей скале.
4 группа А. Майков
Инеем снежным, как ризой, покрыт
Кедр одинокий в пустыне стоит.
Дремлет, могучий, под песнями вьюги,
Дремлет и видит – на пламенном юге
Стройная пальма растёт и с тоской
Смотрит на север его ледяной.
Вывод:
Существует два вида перевода: синтетический и аналитический.
Задача синтетического перевода заключается в том, чтобы заставить читателя забыть не только о том, что перед ним текст, переведенный с иностранного языка, но и о том, что это текст, написанный на каком- – либо языке.
Задача аналитического перевода – не дать читателю ни на секунду забыть, что перед ним текст, переведенный с иностранного языка, напоминать ему об этом каждым словом.
Исследуя стихотворения Лермонтова, Тютчева, Фета и Майкова, я определил, что эти поэты используют только синтетический перевод. Именно поэтому, читая их стихотворения, мы забываем, что перед нами перевод, воспринимая эти тексты как их собственные творения.
-
Физминутка. «Кто быстрее»
В сосняке заснули сосны,
После сна они несносны!
Как проснется ото сна –
Косится на сов сосна!
-
Работа в парах «Собрать из отрывков стихотворение»
1 вариант
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
2 вариант
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Парус», «На севере диком»?
а) гражданская тематика
б) тема Родины
в) тема любви
г) тема одиночества
2.Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, паруса, сосны?
а) одиночества, изгнанничества
б) бунтарства, стихийного порыва
в) непонятости, страдания, тоски
г) избранности
3. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «На севере диком…»
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) амфибрахий
4. Какой стилистический прием положен в основу сопоставления двух образов «сосна – пальма» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»?
а) аллегория
б) антитеза
в) инверсия
г) градация
5. Определите рифму стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»?
а) парная
б) перекрестная
в) кольцевая
6. Назовите имя художника, который написал картину к стихотворению М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»
а) И.И. Шишкин
б) И.Е. Репин
в) В.А. Серов
г) И.К. Айвазовский
-
Сегодня на уроке мы….
-
Я запомнил…
-
Я научился…
-
Мне не понятно ….
Страница 158-159, выразительное чтение стихотворения «Листок»
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/m_iu_liermontov_na_sievierie_dikom