М. ю. лермонтов “бородино”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”

Гениальное стихотворение М.Ю.Лермонтова, напи­санное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях.

Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.

У Лермонтова о подвиге народа, о великом историчес­ком сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И — главное — его рассказ, простой и непосредст­венный, всегда на высоте происшедшего.

В рассказе сол­дата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность.

В нем отдельное, частное объединено общей идеей.

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солда­та, дает содержание и смысл происходящему.

Будучи рассказом рядового участника событий о вели­ком историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига.

Оно показы­вает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя.

Самое поразительное у лермонтовского сол­дата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи.

В этом и состоит философское значение поэмы Лер­монтова как поэмы о народном самосознании.

Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей на­тяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.

Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны.

Это закреплено еле уловимыми переходами от «я» к «мы», что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии: простое «я» рассказчика перерастает в «мы», не теряя себя и не растворяясь в нем. Лермонтов это делает с максимальным психологическим тактом и абсолютным чувством происходящего:

Забил снаряд я в пушку туго,

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою…

И в эту же секунду произошло чудесное перевоплоще­ние: «я» рассказчика слилось с массой атакующих:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз…

Здесь в одном слове вся история наполеоновской армии, все психология наполеоновского солдата, привы­кшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра, — и в этом «ликовал» уже чувствуется, как поведет себя наполеоновский солдат в Москве.

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Это — уже чисто толстовская черта художественного изображения. И когда мы читаем о том, что Лев Толстой сказал: «Бородино» Лермонтова — зерно «Войны и мира», то это надо понимать и в идейном, и в художественном смысле.

Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны. В «Бородине» поэт рисует пойму справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все про­порции изображения, краски, целое и детали.

В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчис­лимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/373-stihotvorenie-myu-lermontova-borodino.html

Анализ Стихотворения Лермонтова Бородино

Стихотворение «Бородино».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонто­вым в 1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современ­ник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В ос­нову стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы.

Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении. В этом произ­ведении М.Ю.

Лермонтов «создал совершенно новый жанр на­родной оды, ничего общего не имеющий со старой одой».

В стихотворении мы можем выделить три части. Это зачин, основная часть и концовка. Тематика начала и конца совпадает. Автор сопоставляет прошлое и настоящее. Восхищаясь муже­ством, нравственной силой, патриотизмом русских людей, он восклицает:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Истоки этого сравнения — в романтизме, в тоске Поэта-ро­мантика по героическому прошлому, в идеализации старины, в Критической позиции лирического героя по отношению к свое­му поколению. Тот же самый мотив возникает в финале, кото­рый полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мы мо­жем говорить о кольцевой композиции.

Основная часть — это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения — не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы.

Он выступает от лица рус­ского народа. Этим обусловлена особая стилистика этого произ­ведения, сочетающая в себе живую разговорную интонацию с патетической лексикой, приподнятым синтаксисом.

В речи ветерана присутствует мягкий народный юмор:

Забил наряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Но вот заходит речь о самом сражении, и он становится серь­езным, в рассказе появляются торжественные, патетические ин­тонации:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Образ боя является центральным образом стихотворения:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Поэт подчеркивает масштабность битвы, используя гипербо­лы («Гора кровавых тел», «Смешались в кучу кони, люди»). Кар­тина эта во многом символична. ««Редут», за которым бился ге­рой, предстает центральной точкой, вокруг которой разворачи­ваются главные события не только Бородинского сражения, но и вселенского противостояния мрака и света.

Нравственный смысл битвы проявляет антитеза «огня» русского «строя» («Сверкнул за строем строй», «И молвил он, сверкнув очами…», «В дыму огонь блестел…») и «ночной», темной природы «французов» («Французы двинулись, как тучи…»)». В реальности же здесь переданы события, происходящие на батарее Раевского и опи­санные Л.Н. Толстым в его романе-эпопее «Война и мир».

Изве­стно, что писатель называл «Бородино» зерном своего великого романа.

Стихотворение написано с помощью чередования четырех­стопных и трехстопных ямбов.

Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»), анафору и синтакси­ческий параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).

Велико значение этого произведения в творчестве М. Ю. Лер­монтова и во всей русской поэзии. Впервые в русской поэзии о великом историческом событии повествует простой солдат, че­ловек из народа. Причем он не только рассказывает нам о Боро­динском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям.

В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника. Тема Отечественной вой­ны 1812 года также звучит у поэта в стихотворениях «Два велика­на», «Поле Бородина».

Последнее стихотворение в известном смысле предваряло «Бородино», написанное в двадцатипятилет­нюю годовщину Отечественной войны 1812 года.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения бородино
  • Бородино анализ
  • бородино анализ стихотворения

Источник: http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-lermontova-borodino/

Анализ стихотворения Лермонтова Бородино

Отечественная война, где в битве столкнулась Франция и царская Россия, заставила весь мир затаиться в ожидании исхода событий. Это та война, где русский народ показал свою силу в сплоченности и в правильной тактике. Позже многие писатели и поэты вспомнят данное историческое событие, в том числе, напишет свое знаменитое стихотворение Бородино и Лермонтов, чей анализ мы сделаем ниже.

1837 год – период, когда вся Россия праздновала двадцать пятый юбилей со дня победы над Наполеоном. В этот юбилейный год Лермонтов пишет стих Бородино, в котором писатель откликнулся на прошлые события, происходящие в 1812 году.

Краткий анализ

Сюжет стихотворения Бородино представлен повествованием о знаменитом сражении под Бородино. Рассказ ведет обычный рядовой солдат, который на собственной шкуре ощутил, что такое сражение за Родину, и вместе с остальными солдатами защищал Россию. Рассказ был вызван вопросом представителя молодого поколения, который поинтересовался, а не зря ли была отдана Москва противнику.

И дальше повествователь вспоминает былые времена, настоящих богатырей. Он говорит, что сегодня уже не те люди, это уже не смелые богатыри, которые были настоящими патриотами своей страны.

Солдат говорит о том, что на долю людей в то время выпали немалые испытания, жестоко с ними обошлась судьба, но люди не были сломлены.

Дальше солдат переходит к описанию событий Бородинской битвы, когда нашей армии пришлось отступать.

Многие старики ворчали, не желая отдавать родные места без боя. И вот нашли подходящее поле, где и развернулась битва за Москву. Рассказчик с гордостью вспоминает всех тех, кто был с ним рядом и воевал плечом к плечу. При этом переход от личностного я к общему мы, показывает не личную заслугу.

Это еще раз доказывает заслугу всего народа, где воевали по принципу один за всех и все за одного. Упомянул в своем рассказе солдат и полковника, который верой и правдой служил Отечеству, был отцом для солдат и стоял до последнего, как и многие другие.

Как пишет Лермонтов в стихотворении Бородино, каждый солдат был готов стоять головой за Родину свою.

Такое сражение мало кто видал, а уж тем более не видало такого молодое поколение. Земля тогда тряслась, в кучу смешались и люди, и кони. От залпов отовсюду, стоял ужасный вой. И вот наконец басурманы отступили. Победа осталась за Россией, за ее сплоченным народом.

Да, погибло тогда немало, пришлось долго считать товарищей и раны. И повествователь вновь делает упор на то, что раньше были действительно богатыри, не то что в наше время.

Этим Лермонтов еще раз подчеркивает, что его современники с их взглядами и поведением далеки от настоящих патриотов и нисколько на них не похожи.

Послушать стихотворение Бородино М.Ю. Лермонтова

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-lermontova-borodino.html

Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»

Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году.

Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.

Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.

Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:

Однако же в преданьях славы

Читайте также:  Волгоград: население, промышленность и культура

Все громче Рымника, Полтавы

Гремит Бородино.

Скорей обманет глас пророчий,

Скорей небес погаснут очи,

Чем в памяти сынов полночи

Изгладится оно.

В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:

Мой пал товарищ, кровь лилася,

Душа от мщения тряслася,

И пуля смерти понеслася

Из моего ружья.

Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину.

Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».

Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:

«Брат, слушай песню непогоды:

Она дика, как песнь свободы».

Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.

Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.

Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие.

Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом.

Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном.

Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций.

С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.).

С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).

Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи.

Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д.

Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под.

Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой.

Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле».

Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!».

Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».

Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него:

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат:

Вам не видать таких сражений!..

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел. …

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».

Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение.

«Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.

Источник: http://school-essay.ru/stixotvorenie-lermontova-borodino.html

Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»

О бессмертном и великом подвиге народа написано стихотворное произведение талантливого и непревзойденного поэта Михаила Лермонтова, которое носит название «Бородино». Это стихотворение гениальное и глубокое, воспитывает патриотизм и мужество в каждом человеке, который любит Россию и гордится своей родиной.

«Бородино» было написано молодым поэтом в 1837 году. В поэме Михаил Юрьевич показал не только мужественный подвиг народа, но и выразил грусть и глубокую тоску о том, что эти героические дни остались давно позади и земля стала рождать уже не таких героев.

Те дни, по мнению автора этого великолепного стихотворного текста, уже далеки.

Стоит заметить, что лермонтовское стихотворение «Бородино» имеет и огромнейшее историческое значение. Автор настойчиво и упрямо через весь текст проносит одну и ту же мысль о том, что народ — это главная действующая сила России, что это главный деятель все истории не только одной страны и государства, но и всего мира.

Рассказчиком в лермонтовском стихотворении становится простой солдат, который был участником боя, но только он не имеет никаких званий и орденов. К нему автор обращается просто и без лишних обращений, например, дядя.

И вот этот самый герой ведет рассказ о том, как происходит сражение, читатель видит бой его глазами.

И все-таки подвиг народа не уменьшается от этого, ведь война с Наполеоном, о которой пишет Лермонтов, показал народный подвиг, а сражение на поле Бородино — это историческое сражение.

Авторский рассказчик ведет свое повествование просто и незамысловато, смотря на все немного отрешено, и чуть-чуть свысока. Такой литературный прием позволяет показать народный подвиг в первой Отечественной войне во всем его многообразии, целиком, не разделив его на части.

Войска, который защищают свою родину, свою землю показаны как единое целое. И у них есть общая идея, которая их вдохновляет и заставляет стоять до последнего. Рассказчик обращается к таким же простым солдатам-воинам с вопросом, куда им отступать, ведь за ними Москва.

Поэтому у них есть только один путь — умереть здесь, как это делали их братья по оружию, но не пропустить врага к столице.

Получается, что все-таки основная идея лермонтовского стихотворения — это патриотизм, которому подчиняется и рассказ простого солдата, да ради этого происходят все события.

Многие критики отнесли это лермонтовской стихотворение к автобиографии народного подвига в борьбе с французами, ведь повествование ведет солдат.

Поэт показывает, как в тяжелые и трудные для страны минуты возрастает и самосознание у народа, который тут же включается в деятельность, чтобы сделать все для сохранения целостности и независимости своей страны. И в этом есть ее историческое значение.

Кажется, что рядовой солдат должен видеть то место, где он сам сражается. Но у Михаила Лермонтова он видит не только одну свою батарею или какой-то маленький кусочек поля, где идут сражение. Нет, он видит все, даже историческое значение этого боя.

И это видение это интересно тем, что начинается оно все-таки на его батареи и со временем этот кругозор расширяется, показывая читателю его размах и ширину.

Можно отметить и глубокий философский смысл лермонтовской поэмы о том, как меняется и растет самосознание народа. Сам поэт слился воедино со своим героем, который был в Бородинском сражении простым батарейцем.

Поэтому и рассказ, и описываемые события показаны просто и вполне естественно. Читателю ни автор, ни его рассказчик-герой ничего не навязывают и в этом есть своя красота и индивидуальность этого произведения.

Солдат, которому Михаил Лермонтов дал право в своем произведении быть повествователем, говорит не только от своего лица, от и от имени всей армии-защитницы, которую он представляет, а также от имени всей его огромной и многострадальной страны.

Отсюда и постоянные переходы в речи старого солдата в местоимениях: он то используется местоимение «я», то вдруг неожиданно переходит уже на множественное число и уже употребляет «мы». Но, несмотря на такой литературный прием, рассказчик не теряет себя, не растворяется в общей толпе.

Он продолжает быть индивидуальностью, которая очень интересна читателю.

Солдат рассказывает о своих действиях, о своих мыслях и желаниях во время боя. Например, он рассказывает, как «забил» снаряд он в свою пушку, думая, что сейчас он сможет своего врага «угостить» и тут же предлагает «мусью» вступить с ним в бой.

И уже в следующую минуту все меняется и происходит чудесное и необычное перевоплощение: рассказчик перестает существовать как личность, потому что он сливается с народом, который идет в атаку. И солдат уже использует местоимение «мы»: за родину свою все русские солдаты будут стоять до последнего. И вот в такие минуты проявляется не только героизм и мужество, но и человечность.

Читайте также:  Сказка: рихаpд фон фолькманн "заржавленный рыцарь"

Ведь известно, что в бою важно чувствовать себя не одним, а в единстве с армией-защитницей, чувствовать доверие и взаимовыручку.

И опять в минуты тишины солдат переходит к тому, что он отдельная личность. Он рассказывает о себе, как он ложится отдохнуть прямо у лафета, но ему плохо спалось, так как было слышны крики и возгласы французов, которые «ликовали».

И в этом небольшом рассказе солдата о своей ночной бессоннице поэт передал психологию солдата-противника.

Ведь он ликует от легких побед, поэтому в сложном бою он может испугаться и уже не одержит победу, так как боится трудностей, да и не привык к ним.

Противоположны по своему характеру русские солдаты, которые совсем не ждут легкой победы, но в любом бою они готовы сражаться до последнего, насмерть.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Пока французы ликовали, то русские солдаты вели себя тихо и спокойно, занимаясь обычными делами: кто-то кивер чистил, а кто-то просто сидел, покусывая свои длинные усы.

Детали помогают поэту показать то, как чувствую себя русские солдаты и, несмотря на такое внешнее спокойствие, конечно же, они напряжены и думают о том, что им предстоит впереди и как им защитить свою родную землю.

Лермонтов показал в своей поэме, что война для русского солдата справедливая, ведь он защищает и освобождает свою землю. Поэтому так часто поэт употребляет слов «русский», даже штыки у него русские.

Слово «родина» для Лермонтова имеет особое значение, Москва — это символ всей страны. Так именно любовь к родине заставляет этих людей идти в бой, так как они защищают самое родное. Известно, что значение лермонтовской поэмы «Бородино» велико, так как она помогает оценить масштабность роли народа в освободительной борьбе с французскими захватчиками.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/02/analiz-stihotvorenija-lermontova-borodino.html

Михаил Лермонтов — Бородино

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Давайте послушаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Читает Валерий Баринов.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Какому событию посвящено это стихотворение? Как мы видим из названия, оно посвящено победе российских воинов в бою с французами, Бородинской битве. Произведение было написано в честь 25-летия битвы и призвано увековечить славу погибших воинов.

Стих представляет собой яркий образец лирической картины на военную тематику. Центральный образ – военная баталия на поле брани между русскими и французами.

Причем ракурс изображения носил новаторский характер для того времени: впервые о славном бое повествует лирический герой, изображающий простого солдата – участника событий. Как правило, о боях писали со слов полководцев.

Этим и характеризуется новаторский характер произведения.

В поэме «Бородино» поэт утверждает роль народа как вершителя истории. Именно благодаря подаче рассказа из уст бывалого солдата создается впечатление личного присутствия читателя на поле брани. У Лермонтова народ — главное лицо в истории. Простой рассказ солдата наполнен благородством, величием души, способной на подвиг ради Родины.

Автор выбрал жанр баллады для рассказа о мощном историческом событии. Выбор не случаен, потому что одна из целей произведения — увековечить память и храбрость народных героев.

Стихотворение включает 14 строф. Первые две написаны в виде диалога. Именно в них содержится завязка произведения — вопрос молодого солдата бывалому о минувших сражениях и славных подвигах солдат. После чего следует подробный рассказ старого солдата. И ответ новобранцу, почему же была сдана Москва, какая цена этого стратегического военного хода.

Старый солдат с гордостью рассказывает о былых солдатах, называя их богатырями и ставя намного выше по человеческим и воинским качествам «нынешнего племени».

В последующих строфах монолог бывалого солдата продолжается: следует краткое описание хода Отечественной войны и описываются настроения русской армии во время отступления. Автор пропускает через себя боль солдат, вынужденных сдать позиции. Многие из них не вернулись из боя, но увековечили свою память подвигом во имя Родины.

В описании непосредственно бородинского сражения — кульминация стиха. И завершение событий — в рассказе об отступлении французов и подсчете потерь.

Произведение начинается и заканчивается восхищением силой народного духа и храбростью солдат.

Образы и тропы

Главный рассказчик — старый солдат, потому что он является участником описанных событий. Также изображен молодой воин. Но центральным образом баллады остается народ, который сражается за Родину. От его имени говорит рассказчик.

Чтобы передать народный дух бородинской битвы, поэт употребляет много просторечий: «мусью», «тут как тут». Тем не менее, они обогащают язык произведения, делают его красочнее.

Вместе с тем используются и слова высокого стиля: «сверкнув очами», «ликовал». Это возвеличивает храбрость и силу духа русских воинов, значение боя для истории.

Торжественности изложения придают повторяющиеся восклицания в начале стиха. Также задает ритм и анафора: «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою».

Самой выразительной частью произведения является изображение гущи сражения, полное динамики и безудержной храбрости. Поэт использует яркие сравнения: «знамена, как тени», «французы двинулись, как тучи», «земля тряслась — как наши груди».

Яркими моментами стих наполняют олицетворения: «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «утро осветило», «картечь визжала».

Часто автор употребляет выразительные эпитеты: «бой удалый», «спаленная пожаром», «дым летучий». Авто умело использует запоминающиеся метафоры: «постоим мы головою», «ночная пала тень».

«Бородино» М.Ю. Лермонтова является ярким примером лирического изображения военной баталии, в которой главный герой – народ.

Источник: https://aromatyschastya.ru/mixail-lermontov-borodino

Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова “Бородино” и “Поле Бородина”

“Бородино” – одно из самых патриотических стихотворений в русской поэзии.

Изображая народ в качестве главного героя Отечественной войны 1812 года, поэт утверждает, что именно народ решил судьбу Бородина и России.

И в стихотворении” Бородино” и “Поле Бородина” историческое событие было увидено глазами самого народа, рассказ о Бородинской битве ведет рядовой ее участник – русский солдат, от имени которого говорит Лермонтов.

Впервые к теме Отечественной войны юноша Лермонтов обратился в 1830 году в стихотворении “Поле Бородина”. (Чтение строф I- IV).

Всю ночь у пушек пролежали Мы без палаток, без огней, Штыки вострили да шептали Молитву родины своей. Шумела буря до рассвета; Я, голову подняв с лафета, Товарищу сказал: “Брат, слушай песню непогоды: она дика, как песнь свободы”. Но, вспоминая прежни годы, Товарищ не слыхал.

Пробили зорю барабаны, Восток туманный побелел, И от врагов удар нежданный На батарею прилетел. И вождь сказал перед полками: “Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали”. И мы погибнуть обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой.

Что Чесма, Рымник и Полтава? Я, вспомня, леденею весь, Там души волновала слава, Отчаяние было здесь. Безмолвно мы ряды сомкнули, Гром грянул, завизжали пули, Перекрестился я. Мой пал товарищ, кровь лилася, Душа от мщения тряслася, И пуля смерти понеслася Из моего ружья. Марш,марш! пошли вперед, и боле Уж я не помню ничего.

Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него. Носились знамена, как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

От чего имени описываются события Бородинского боя в стихотворениях “Бородино” и “Поле Бородина”?

В обоих стихотворениях о Бородинском сражении рассказывают его участники – простые русские солдаты-артиллеристы.

Сравните, как начинаются эти стихотворения?

В Стихотворении “Бородино” молодой солдат обращается к старому с просьбой рассказать о “дне Бородина”, который “недаром помнит вся Россия”. Рассказ старый солдат начинает с раздумья о людях, вместе с которыми воевал, об их судьбе.

Стихотворение “Поле Бородина” начинается рассказом о ночи перед Бородинском сражением.

Прочитайте вторую строфу в стихотворении “Бородино” и первую строфу в стихотворении “Поле Бородина”. Обратите внимание на то, как звучит речь солдата в обоих стихотворениях.

В стихотворении “Поле Бородина” рассказ звучит несколько необычно. В речи рассказчика есть приподнятые, торжественные обращения, выражения:

Шептали Молитву родины своей… Брат, слушай песню непогоды:

Она дика, как песнь свободы.

В “Бородино” рассказ солдата звучит неторопливо, спокойно. Видно, что он хорошо понимает значение сражения, в котором участвовал со своими товарищами.

Из стихотворения “Бородино” можно взять вторую строфу или последнюю. Спокойно, сосредоточенно вспоминает солдат о прошлом:

Да, были люди в наше время…

Как описываются приготовления к бою, его ожидание в этих двух стихотворениях? Обратите внимание на I и II строфы стихотворения “Поле Бородина” и IV –VIII строфы стихотворения “Бородино”. Как вы представляете русских солдат перед боем? Их поведение в бою?

В стихотворении “Поле Бородина” темная холодная ветреная ночь. “Шумела буря до рассвета”, – рассказывает солдат. Он рядовой участник боя, он точит штык и шепчет молитвы. Он его самого представить трудно, потому что он использует такие выражения, которые простые люди обычно не употребляют:

Читайте также:  Сочинение: описание картины в. поленова "золотая осень"

Душа от мщения тряслася…
Я спорил о могильной сени…

В стихотворении “Бородино” как будто наяву видишь солдат, которым надоело отступать, и которые с нетерпением ожидают боя с французами. “Есть разгуляться, где на воле”, – говорит рассказчик о поле будущего сражения.

В самые тяжелые дни отступления солдаты не теряют бодрости, чувства юмора. Рассказчик ярко и образно вспоминает о дне, когда произошло Бородинское сражение:

Забил заряд я пушку туго И думал: Угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Задумчиво, спокойно вспоминает солдат о том, как со своими товарищами мужественно готовился к смертному бою:

… Тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Каким представлен в стихах командир? Какие слова в его речи вам особенно запомнились? Как вы понимаете выражения: хват, сражен булатом?

В стихотворении “Поле Бородина” он назван вождем. И хотя его представить трудно, чувствуется, что это мужественный, отважный человек. К солдатам он обращается с горячим призывом защищать Москву.

В стихотворении “Бородино” полковника представляешь лучше. Он смелый, ловкий человек – “хват”, заботливый командир – “отец солдатам”, и они искренне скорбят о его смерти.

“Сражен булатом” можно сказать о человеке, который погиб, как герой, о человеке, который сражался до последнего дыхания.

Слова вождя из стихотворения “Поле Бородина” без изменения перенесены в стихотворение “Бородино”. Они давно уже стали крылатыми:

Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

Как звучат стихи о полковнике?

Торжественно.

Чем такая торжественность достигается?

Описывая полковника, поэт использует слова молвил, сверкнув вместо обычных слов сказал, блеснув. У полковника не глаза, а очи – “сверкнув очами”.

А как нужно читать эти строки?

В них ощущается твердость, решимость бороться и, если нужно, умереть за родину. Эти слова надо читать неторопливо, твердо, торжественно.

А как нужно читать ответ солдат полковнику?

Слова:

И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Звучат кратко, мужественно, в них слышится чувство собственного достоинства и гордость за солдат-товарищей, с честью сдержавших свою “клятву верности”.

Как представляете вы Бородинский бой по “Полю Бородина”?

В “Поле Бородина” даны отдельные описания боя:

Безмолвно мы ряды сомкнули, Гром грянул, завизжали пули… Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него. Носились знамена, как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Это яркая картина. Вначале все тихо :безмолвно мы ряды сомкнули .потом грянул залп пушек и послышался свист пуль .везде дым, сквозь которой видны мчащиеся всадники со знаменами в руках, кругом трупы погибших. Но отдельные выражения затрудняют восприятие боя.

А как изображено сражение в “Бородино”?

В стихотворении “Бородино” слышишь и видишь истинную картину боя. Грозной силой двинулись французы в бой, и началось сражение, подобных которому в истории не было:

Вам не видать таких сражений!..

В описании сражения Лермонтов использует многие строки из стихотворения “Поле Бородина”:

Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди; И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный бой.

И здесь мчатся всадники со знаменами в руках. И здесь все в дыму. Дрожит земля. Блестит огонь, слышится звон стали, визг пуль, вой тысячи орудий. И всюду трупы погибших – русских и французов.

– В этом описании все точно, образно. Картину видишь как нарисованную и слышишь все звуки боя.

А теперь еще раз перечитайте отрывки из первого и второго стихотворения. Как раскрыл поэт чувства участников боя? Где рассказ солдата звучит правдивее, проще? Приведите примеры.

В стихотворении “Поле Бородина” рассказчик и его товарищи решают до последней капли крови защищать родину:

И мы погибнуть обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Солдат готов мстить за гибель товарищей: Душа от мщения тряслася, И пуля смерти понеслася

Из моего ружья.

Отчаянно сражались русские солдаты: шесть раз поле переходило из рук в руки. Многие из них погибли, и рассказчик со скорбью говорит об этом:

Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.

Но в рассказе солдата не все описывается простым, народным языком. Есть такие выражения, которые простой человек не может использовать в своей речи.

В стихотворении “Бородино” чувства рассказчика переданы глубже и правдивее. Уже в самом начале рассказа мы чувствуем и гордость, и печаль, с которой солдат вспоминает о своих товарищах, и осуждение современных людей:

Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!..

Мужество русских солдат, их готовность не пожелать своей жизни за родину переданы народным языком:

Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою

За родину свою!

И только вечером, когда битва окончилась, солдаты стали считать свои раны и оставшихся в живых товарищей. А завтра утром вновь они готовы начать бой “и до конца стоять”.

Как можно объяснить такие выражения, как “ломить стеною”, “постоим …головою”, “до конца стоять”? Как они помогают понять чувства участников боя?

“Ломить стеною” – идти вперед, не останавливаясь перед препятствиями, не боясь ничего; “постоим головою” – не пожалеем жизни, пожертвуем всем; “ до конца стоять” – защищаться до последней возможности, выстоять перед всеми трудностями, погибнуть, но не сдаваться.

– Все эти выражения помогают понять, как беззаветно смелы и мужественны были защитники России, как они были полны решимости до последнего дыхания защищать родину.

Стихотворение “Бородино” в годы Великой Отечественной войны зазвучало с новой силой. Послушайте высказывания поэтов , участвовавших на Великой Отечественной войне 1941- 45гг.

“… Был суровый 1943 год. Стояла наша часть в обороне в лесах Смоленщины… Нас, солдат, в часы затишья, такие часы иногда случались, тянуло в лес. Вот в один из таких дней мы, трое солдат, и отправились в ближайший лес. Саша Попов … достал из вещевого мешка потрепанный томик и начал читать “Бородино”. Мы слушали, затаив дыхание.

Умолк чтец. Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк. Может быть, обстановка – короткое затишье между боями – делала мужественные стихи Лермонтова такими живыми, такими от сердца идущими, будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших”. (Таджикский поэт Мухитдин Фархат.)

Главная мысль “Бородина” – это жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел. А это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышится солдат, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии”.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/130-2010-01-15-07-46-27/2456–qq-q-q

Анализ стихотворения “Бородино” Лермонтова

Ведущая тема стихотворения Сюжет стихотворения “Бородино” Композиция лирического произведения Художественно-выразительные средства стихотворения Идея стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М. Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения “Бородино” М. Ю.

Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова “Бородино” представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами.

Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения “Бородино”

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение “я”, так и местоимение “мы” (“Забил заряд я в пушку туго”, “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою”). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию.

Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты.

Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: “ушки на макушке”, “тут как тут”, “мусью”, “что толку в этакой безделке”. Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: “на поле грозной сечи ночная пала тень”, “ликовал”, “сверкнув очами”. Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: “Богатыри – не вы!”.

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: “Слуга царю, отец солдатам”. Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: “Французы двинулись, как тучи”, “Носились знамена, как тени”.

И олицетворения: “Картечь визжала”, “И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой”.

Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: “русский бой удалый”, “наш рукопашный бой”.

Идея стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова

Подробный анализ “Бородино” Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения.

Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории.

Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему “Анализ стихотворения Лермонтова “Бородино””.

(1

Источник: http://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-borodino-lermontova-2/

Ссылка на основную публикацию