Лучший «портрет – образ» преподавателя и классного руководителя

статья Лучший «портрет – образ» преподавателя и классного руководителя

Лучший «портрет – образ» преподавателя и классного руководителя

«Учитель должен обладать

всем тем, в чем нуждается ученик».

Восточная мудрость

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет, так говорил мыслитель Боэций. Первыми учителями для нас были родители, а дети лучшими учителями для взрослых. Действительно, дети — это особый мир, тонко чувствующий все, что их окружает.

И им всегда хочется находиться с тем человеком, который излучает тепло, нежность, заботу и радость. Именно такими людьми являются настоящие учителя.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить воспитывать, а вместе с тем он отвечает за самого себя, за свое право быть педагогом.

Я всегда мечтала стать учителем, а именно учителем истории, кем я являюсь. Поначалу это игры в школу, потом учеба в педагогическом колледже, затем в педагогическом институте. Но получив образование, я поняла, что самая главная работа по осуществлению мечты — стать учителем только началась. Ведь профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий.

Работая учителем, ты понимаешь, что новый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного. Где все время надо торопиться успеть, где все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать.

Потому что тебя окружают самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные учителя и конечно самые любимые, самые отзывчивые, самые требовательные в этой жизни — дети. И от того кто был первым учителем, порой складывается вся дальнейшая жизнь человека.

Я, благодарна, что мне в жизни пришлось столкнуться с замечательными людьми — это мои родители, учителя, коллеги и, конечно же, это дети.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Ведь воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. В. Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Успех педагогической деятельности во многом будет зависеть от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми.

Вот уже два года я работаю над темой педагогической концепции «Коммуникативная компетентность преподавателя, как условие профессионально — нравственного развития студента».

В ходе работы над ней, я поняла, что наличие у преподавателя высокого уровня коммуникативной компетентности, предполагает готовность управлять процессом взаимодействия на учебном занятии и вне его, расширить границы взаимопонимания.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/poleznosti/dlja-uchitelja/66594-statja-luchshij-portret-%E2%80%93-obraz-prepodavatelj.html

Образ и характеристика Чарткова в повести Портрет Гоголя сочинение

В своей повести «Портрет» Гоголь смог очень ярко и достойно отобразить, что бывает с людьми, которые делают искусство ради денег, а не ради своего роста, как профессионального, так и духовного. Главный герой повести — Чертков Андрей Петрович, очень бедный дворянин, у которого есть только один крепостной Никита, его слуга.

Андрею Петровичу двадцать два года, он молод, но очень способный к искусству человек.

Одевается он в потёртые вещи, не особо следит за своим гардеробом, его это мало волнует, потому что, во-первых, смысл его жизни — это писать картины, развивать свои навыки художника, а во-вторых, у него просто нет денег, чтобы поменять одежду на другую.

Живёт наш герой на Васильевском острове в Петербурге, где снимает комнату и даже имеет по ней долги. Чертков настолько беден, что по вечерам у него не горит свеча, чтобы экономить.

Однажды художник побывал на аукционе, где на последние свои деньги выкупил картину, которая ему сильно понравилась. На ней был изображён какой-то загадочный старик. За рамкой этой картины Чертков находит мешочек с тысячей червоных, которые переворачивают его жизнь.

Обрадовавшись внезапному богатству, он бросается менять свою жизнь: он бежит к портному, чтобы купить новые вещи, которыми долго любуется и восхищается, он снимает первую попавшуюся огромную квартиру на Невском проспекте, он покупает себе духи и другие средства туалета.

Но Чертков хочет славы и признания, поэтому заказывает рекламу в газете за те деньги, что он нашёл.

С помощью этой рекламы все в городе узнают о нём, начинают заказывать у него свои портреты, вскоре к нему уже ходят самые важные и зажиточные люди Петербурга, Чертков купается в деньгах и самолюбии.

Андрей Петрович становится частым гостем на светских вечеринках, ухаживает за дамами и считается в обществе важной персоной.

К сожалению, с приходом денег от Черткова уходит талант: ему больше не доставляет удовольствия писать портреты, его кисть хладеет, как пишет автор, а бывшие знакомые больше не узнают его картины, потому что его прошлые картины были окружены ореолом таланта, а эти — бездарностью.

В один момент Чертков видит картину своего приятеля, которая в разы лучше, чем его работы, потому он начинает яростно ненавидеть товарища и завидовать ему. С этого момента Андрей понимает, что его талант угас, что он сам всё испортил, сам себя погубил. Из зависти он начинает скупать лучшие картины в городе и портить их. Так доходит он и до белой горячки, от которой и умирает.

Сочинение Художник Чартков

Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, в каждой из которых главными героями являются художники. У каждого из них своя судьба, свое мировоззрение, оба они талантливы, но они диаметрально противоположны друг другу.

В первой части повести, описывается жизнь и судьба молодого талантливого художника Чарткова. Чартков – подающий надежды в живописном искусстве молодой человек. Он снимает небольшую студию, в голоде и нищете создавая талантливые произведения. Но в нем изначально заложены человеческие пороки – он мечтает о роскошной жизни, славе и богатстве.

Однажды, когда ему нечем было заплатить за квартиру, не на что купить еды, он потратил последние деньги на покупку старого портрета, который коренным образом изменил всю его жизнь. В раме портрета, художник обнаружил сверток с деньгами.

Сначала его посетили разумные мысли, он хотел потратить неожиданное богатство на новую студию, купить хорошие краски и кисти, и развивать свой выдающийся талант. Алчность и тщеславие перебороли это разумное желание, и Чартков пустился во все тяжкие.

Он снял себе шикарную квартиру, накупил множество модных обновок, стал обедать в дорогих ресторанах, вести праздную, в удовольствиях жизнь. Заказал себе хвалебную статью, у него появилось много заказчиков.

Скоро, забыв о своем таланте, он поставил свое умение создавать портреты, на конвейер, выпуская из-под своей кисти стандартные и однообразные портреты, похожие друг на друга, как две капли воды. Безжизненные и безликие «творения» стали пользоваться спросом, и приносить художнику стабильный доход.

Со временем, он заглушил все свои робкие попытки к сопротивлению выпускать халтуру, и, усыпив свою совесть, полностью окунулся в светскую жизнь, с ее многочисленными приемами в аристократических кругах, в праздности и лени. Постепенно он нажил себе немалое состояние, но потерял в себе искру божьего дара.

Он добился славы и успеха, все с восторгом отзываются о его работах, в нем все больше проявляется тщеславие и высокомерие. Чартков с чувством собственного превосходства относится к молодым дарованиям. Он полностью превратился в обыкновенного ремесленника.

И лишь однажды, увидев картину молодого неизвестного художника, он понял, что значит настоящий талант.

Он пробует начать все сначала, но кисть уже не слушается его, продолжая идти по легкому, проторенному пути. Это приводит в ярость художника, в нем просыпается огромная зависть и эгоизм. Чартков тратит все свое накопленное состояние на покупку шедевров великих художников, и ожесточенно уничтожает эти гениальные произведения искусств.

Непомерная зависть, алчность и тщеславие, погубили когда-то талантливого художника, и он умер, сойдя с ума.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/obraz-i-harakteristika-chartkova-v-povesti-portret

Образ Чарткова в повести Портрет характеристика героя Гоголя

Чартков — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет», бедный молодой художник, обнищавший дворянин, живущий вместе со своим  слугой Никитой в низенькой скудной комнатке на Васильевском острове, из которой их вот-вот выселят за неуплату.

Положение Чарткова столь бедственно, что денег у него нет даже на одну свечу.  Несмотря на это, молодой человек подаёт большие надежды, и, по заверениям его учителя, усердное обучение и развитие собственных талантов помогут добиться ему огромных успехов в искусстве и принесут ему всеобщую славу.

Но пока что ему приходится жить и творить в нищете, едва ли сводя концы с концами и мечтая сказочно разбогатеть.

Однажды, зайдя в лавку торговца картинами, Чартков почти случайно натыкается на незаконченный портрет неизвестного ему художника, на котором изображен старик с весьма жутким взглядом, который, как кажется юноше, обращен прямо на него.

Сам не понимая зачем, Чартков покупает загадочную картину, тратя на неё последний двугривенник. В ночь после покупки, художнику снится кошмар, в котором странный старик с портрета подходит к его кровати и, открыв мешок, высыпает рядом с ней несколько свёртков с золотыми червонцами.

Наутро же, по счастливой случайности Чартков находит один из свёртков, которые он видел во сне. Это находка делает его необычайно богатым.

И тут перед молодым творцом встаёт серьезный выбор: потратить эти деньги на то, чтобы 3 года ни в чём себе не отказывать и полностью посвятить себя искусству или на то, чтобы мгновенно купить себе репутацию и известность.

Чартков выбирает второй вариант. Он снимает себе квартиру на главной улице Петербурга, Невском проспекте, покупает дорогой костюм, чтобы ни у кого не было сомнения, что он — человек уважаемый, а так же заказывает о себе хвалебный отзыв в петербуржской газете.

После этого слава не заставила себя ждать. Раз за разом к Чарткову приходят всё больше и больше знатных петербуржцев, его приглашают на светские приемы и обеды.

Он становится «модным» художником, рисуя портреты так, чтоб угодить богатым заказчикам и изображая их такими, какими они хотят себя видеть.

Постепенно искра таланта угасает в юноше, он теряет всякое удовольствие от творчества, выполняя машинальную работу, а иногда и вовсе отдавая её своим ученикам. Автор пишет, что «золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью».

Но однажды, в жизни Чарткова происходят кардинальные перемены. Произошло это тогда, когда его, как уважаемого и признанного мастера, приглашают оценить работу еще неизвестного автора, с которым он когда-то учился. Художник этот, в отличие от Чарткова, посвятил свою жизнь не заработку денег, а чистому, настоящему искусству.

Его картина так поражает главного героя, что тот, понимая, что он уже полностью утратил свой талант, начинает безумно завидовать истинным творцам. Чартков скупает шедевры молодых авторов и в приступах дикой зависти разрывает их на мелкие кусочки. С каждой такой покупкой безумие его лишь усиливается.

Припадки доводят его до душевной болезни, от которой он, впоследствии, погибает.

Так заканчивается история Чарткова – молодого, подающего большие надежды художника, променявшего свой талант и возможность по-настоящему творить на деньги и всеобщую славу. Но стоило ли оно того? Будут ли помнить юношу после его смерти, как мы помним великих творцов? На эти вопросы Гоголь не дает ответов, оставляя их на размышление читателям.

Сочинение Чартков в рассказе Портрет

Герой повести Гоголя «Портрет», Андрей Петрович Чартков был из бедного, но знатного дворянского рода. У него был один единственный слуга по имени Никита. Андрей – это молодой юноша, двадцати двух лет от роду, подающий большие надежды в искусстве.

Читайте также:  Валерий брюсов: жизнь и творчество

Андрей не следит за своим внешним видом, одевается в старые, рваные вещи. На самом деле, он не только не заботится о том, как выглядит, но и денег на наряды у молодого человека просто нет.

Он художник, постоянно совершенствующий свои навыки в написании картин. Это занятие вдохновляет его и является смыслом его жизни. Андрей снимает комнату в Петербурге на Васильевском острове, платить за нее не чем, долг за жилье постоянно растет.

Вечером, чтобы сэкономить, Андрей не зажигает свечу.

В один из дней герой отправился на аукцион, где ему приглянулась картина, за которую он отдал последние свои сбережения. На полотне был нарисован портрет старика. Осмотрев картину, Чертков обнаружил в глубине рамки небольшой мешочек с деньгами. Сумма оказалась немаленькой, тысяча золотых монет. Такая находка навсегда изменила жизнь Андрея.

В первую очередь он отправляется к швейному мастеру за новым костюмом, меняет старую маленькую комнатку, на большую квартиру в центре Петербурга. Он растрачивает свои деньги на новые вещи, покупает парфюм и другие детали туалета.

Чертков на последние деньги, создает себе рекламу, чтобы о нем услышали в городе. Молодой человек честолюбив, он желает только признания, славы и восхищения им как художником.

Почти сразу же он становиться востребованным в своем деле, к Андрею приезжают самые знатные люди города для написания их портрета. Молодой человек с головой окунается во всю эту роскошь и купается в деньгах.

Его приглашают высокопоставленные лица к себе на обед, он не обделен вниманием женщин, к нему относятся как к важной и значимой персоне.

Но у такой жизни есть и обратная сторона. Чартков, купаясь в богатстве и самолюбии, перестает талантливо писать свои картины, его рука ослабевает, кисть уже так не ложится на холст. Андрею надоедает такое занятие, ему больше по душе ходить на знатные вечера и растрачивать свое внимание и деньги на развлечения.

Однажды Чартков пришел к своему другу и увидел его портреты. Они оказались намного талантливее, чем пишет сам Андрей.

Вместо того, чтобы пересмотреть свою жизнь и начать заново красиво рисовать, молодой человек разозлился и возненавидел своего приятеля.

В порыве безумия, Андрей начал скупать все самые лучшие картины в городе и рвать их на части. Он загнал себя в угол, дошел до белой горячки. Это сумасшествие привело Чаткова к собственной смерти.

Также читают:

← Пирогов в рассказе Невский проспект ← Характеристика Пискарева в повести Невский проспект↑ ГогольСравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект → Каретник Михеев в поэме Мертвые души →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/obraz-chartkova-v-povesti-portret

Портрет – образ Лица в вечности

Портрет – образ Лица в вечности, и через него нам может быть доступно переживание конкретного лица, его распознание, идентификация.
Портрет может быть скульптурным, живописным, словесным, сценическим, социальным и др., а Лицо может быть у личности, группы, социального сообщества, времени и др.

skravchenko.ru/index.htm/discount-cash-advance

При этом следует учесть, что не каждый портрет отражает образ Лица, и не каждое лицо есть истинное отражение сущности. Изучая великие произведения искусства, или жизнь людей, ставших Лицами своего времени, мы можем понять то, что я здесь сказал.
Теперь дадим определение Вечности.   

Вечность – насыщенное  Лицами  безвременье, и благодаря этим Лицам существуют точки отсчета и надежные основания в безликой пустоте, лишенной  пространства и времени. Ниже приведена схема форм времени при точке зрения из настоящего.

 

Цель жизни – жить вечно в рамках памяти, культуры, истории.
Портретирование – формирование, определение, укрепление образа лица личности в вечности.

Ниже приведена схема возможных точек зрения с разных времен.

 

Если мы обозреваем все времена, как при создании настоящей схемы, то как мы можем назвать эту точку зрения?¬¬¬

С точки зрения вечности можно видеть все времена, ход времени, масштаб его и масштаб личности, которую наблюдают. Таким образом, маскотерапия – портретирование – это формирование образа (лица) личности в вечности. Причем, вечность – это все же обозримое разумом временное пространство в бесконечности безвременья.

При этом, безвременье не имеет образов-лиц чего-либо или кого-либо. Образы, лица личностей, времен, народов, эпох, наук, искусств, жизней и пр.

, все это Лица, насыщающие вечность, и преобразующие собой безвременье в вечность! Преобразование безвременья в вечность есть творчество, творение мира! В маскотерапии происходит не лечение от психических расстройств, а формирование образа лица личности в вечности, что и приводит к «выздоровлению».

При этом, психическое расстройство соответствует отсутствию или размытости такого образа лица, или  размытости «Я» человека и его «Самости».

Другими словами, идентификация с безвременьем, отсутствие образа лица, размытость, небытие личности, где точка зрения «Я» кочует по другим телам-лицам, личностям, растворяясь в ином, исчезая в безвременье, заполняясь иным, сейчас понимается как психическое расстройство.

В психотерапии предполагается, что стоит избавить человека от чего-либо иного, которое одновременно является патологическим, как он станет идеальным самим собой. А что если это иное, от чего мы его избавляем, и есть то единственное, что человек называет собой? Избавляя его от этого иного, мы лишаем его форму содержания.

Таким образом, избавляя человека от «иного», надо способствовать проявлению личности, что придает ей «своё» лицо. В результате психотерапевтической работы должно сформироваться лицо личности, образ ее в вечности, что лучшим образом происходит во время портретирования. Вечность не может существовать вне духа мира, культуры, человечества, потому, создавая портрет, мы способствуем формированию лица, образа личности в вечности, в духе мира, культуры, человечества. Портретирование, проходящее через все стадии формирования лица (5 стадий), подводит человека к рождению личности, что происходит в акте осознания своей уникальности, преемственности и единства с человечеством.

Источник: http://www.skravchenko.ru/index.htm/portret_obraz_litsa_vechnosti

Конспект урока по станковой композиции в 4-м художественном классе «Портрет: создание художественного образа» :: Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру

Конспект урока по станковой композиции в 4-м художественном классе

«Портрет: создание художественного образа»

Цель:

Формирование у учащихся  универсальных умений в области портретного изображения  человека в практической изобразительной деятельности в ходе проектного задания.

Задачи обучающие:

-получение знаний в области проектирования объекта «Портрет – образ» с помощью графических выразительных средств (мягкий материал);

Задачи развивающие:

— совершенствование графических умений и навыков при  изображении головы человека, с соблюдением  пропорциональных отношений;

— формирование умения создавать образное решение лаконичного и обобщенного художественного  образа;

Задачи воспитательные:

— воспитание эмоционально-образного отклика на понимание детьми художественного произведения;

-формирование коммуникативных навыков учащихся в процессе групповой поисковой работы.

Методы обучения:

частично-поисковый;

Материалы и оборудование:

— Компьютер, проектор, проекционная доска, диски с презентациями для работы по понятиям «Образ», «Портрет»

— Музыкальные фрагменты из альбомов Римского-Корсакова ''Снегурочка''.

— Мягкий материал у учащихся и педагога, листы цветной пастельной бумаги.

— осветительный прибор, крепежный материал, мольберты.

— Оформление доски:

-таблицы «Последовательность исполнения портрета-образа», «Графические средства выразительности»

Ход урока:

  1. 1. Организационная часть.

Добрый день, юные художники.

  1. 2. Постановка учебной цели.

Сегодня мы познакомимся с искусством портрета. Нам с вами предстоит  провести небольшую исследовательскую работу. Тема урока станковой композиции звучит так: (На экран) «Портрет: создание художественного образа».  Вам предстоит самостоятельно спроектировать образный портрет.

Что же значат эти слова? Попробуйте  ответить, что такое «портретный художественный образ» или проще говоря «портрет-образ» (Это рисунок человека…затруднение)?

Попробуем разобрать эти термины по отдельности. Вспомните, где еще вы встречали слово «образ»?  (На уроках литературы — образ героя, на информатике  – создание образа при записи информации)

Часто помогает осмыслить значение слова подбор однокоренных слов. Разделимся на две команды. Одна команда будет называть другой однокоренное слово к слову «образ» — их множество в русском языке. Команда — соперница будет пояснять его  значение. Например, команда условно названная «Образ» называет слово «образец», команда с названием «Портрет» поясняет значение —  «нечто самое лучшее»

Образоваться» — значит появиться, родиться.

— «Образование» — это учение, приобретение знаний, стать кем-то, получить свое лицо.

“Все образуется” — все вокруг рано или поздно обязательно придет в нормальное состояние.

“Таким образом” подразумевает некий итог, обобщение.

Своеобразный» — значит особенный, неповторимый, непохожий.

-“Воображение”- войти в образ, представить нечто.

(За ответы команды получают репродукции-открытки по произведениям М.Врубеля)

Что называли этим словом в русском  языке? «Образа» — иконы. Почему они так назывались? – потому что художник — иконописец передавал духовную суть божества, улавливал неуловимое. Слово противоположное ему —  «безобразное». Как вы понимаете его значение? — без образа,  то есть не имеющее своего лица, нечто отвратительное бездушное.

(Вывод на экране «Существенные признаки художественного образа»

  • Связь с личностью, с духовностью, внутренним миром.)

Что же  вы понимаете под словом «портрет»? — (изображение личности, это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, — строение лица, черты характера, отношение к людям)

-Перед вами  графический автопортрет выдающегося русского художника рубежа XIX—XX веков, Михаила Александровича Врубеля. Какой он был человек? (Здесь он передал сходство,  по  его лицу можно охарактеризовать его,  как интеллигентного, неразговорчивого, доброго человека, внимательного к людям). Действительно перед нами человек непростой судьбы.

Сын офицера русской службы, по настоянию отца получил блестящее  юридическое образование, после которого по зову сердца пришел в Академию художеств. В это время ему было 28 лет.

 Тем не менее, он стал во главе двух рождающихся художественных направлений – символизма и модерна, оставил множество волнующих удивительных произведений в совершенно разных видах и жанрах искусства.

На уроке истории искусств вы уже знакомились с типологией портретного жанра. Перед вами лишь небольшой портретный ряд Михаила Александровича Врубеля. Уважаемые команды, по каким признакам можно различать портреты?  (Они  различаются по характеру изображения, технике исполнения, по формату, по повороту головы) Задание для команд:  попробуйте найти произведение по предложенным признакам

Команда «Образ» — парадный живописный потрет в полный рост в анфас (Портрет Саввы Морозова)

Команда «Портрет» — камерный  графический поясной портрет в повороте три четверти (Портрет Брюсова)

а) б)      в) г)

д) е) а)  «Портрет Надежды Забелы среди березок»

б)  «Портрет Саввы Морозова»в) «Портрет поэта Брюсова»г) «Портрет Арцыбашева»

д)  «У камина»  е)  «Демон»

Михаил Врубель  создал произведения самого различного жанра. Но более всего он известен как мастер мистических таинственных портретов. Секретом такого видения возможно явилась его счастливая личная жизнь.  Чуть ли не в первый же день знакомства он сделал предложение прославленной оперной певице Надежде Забеле. Уже через два месяца они обручились.

В год своей свадьбы он написал её портрет. Команды,   попробуйте охарактеризовать несколькими прилагательными  этот образ и дать название.

(романтичный  пронизанный любовью, восхищением, нежностью образ — «Птица Счастья», «Волшебница», «Муза»). Да, он писал конкретного человека. Но почему пропало первое название «Портрет жены»? (он придал ей  черты, характерные для многих прекрасных женщин, вдохновлявших мужчин на создание гениальных произведений и подвигов.

Поэтому картина постепенно была переименована) Название стало более обобщенным, потому что  образ  через индивидуальность говорил об общих для женственности чертах.  Каким образом художник достиг того, что картина стала олицетворением женственности? (Он выделил в своей жене характерные для многих черты,  и воплотил его в её портрете.

Читайте также:  Сочинение на тему: "осень в лесу"

Получилось сочетание  типичного и конкретного.  В результате в портрете  возник художественный  образ)

(Вывод на экране «Существенные признаки художественного образа»

  • Связь с личностью, с духовностью, внутренним миром.
  • Сочетание типичного и конкретного

Давайте рассмотрим другие изображения удивительной женщины и талантливой  певицы Надежды Забелы,  выполненные Врубелем.

(В процессе рассматривания портретов включается музыка Римского-Корсакова) Врубель и сам был очень музыкален и принимал самое близкое участие в разучивании ролей Забелы, которые именно под ее голос писал знаменитый композитор Римский Корсаков, музыку которого вы сейчас слышите.

Кроме того, все ее костюмы и грим он придумывал сам. Вы можете сейчас увидеть на фотографиях и картине,  как они выглядели. Любовь художника способствовала появлению целой галереи ее образов. Какая она на них?

Как выдумаете , как называлась опера? ( «Снегурочка» — удивленная и недоверчивая)

А это царевны «Волхва» из оперы «Садко»( теплая, нежная и таинственная)

Невозможно её не узнать. Это, конечно же… («Царевна – лебедь» — ускользающая, неземная)

  • На фотографиях мы видим не совсем ту даму, которую он писал. Его чувства к ней, его восприятие сделало этот образ. Но по признанию многих современников, на его портретах она была больше похожа на себя, чем на фотографиях. Передать это помогли его  чувства.

(Вывод на экране «Существенные признаки художественного образа»

  • Связь с личностью, с духовностью, внутренним миром.
  • Сочетание типичного и конкретного
  • Чувства, отношения создателя

1)      2)

Кстати о фотографии, посмотрите на два снимка молодых людей.

Команда «Образ», обсудите первый снимок. Команда «Портрет» — второй снимок и решите, есть ли в них признаки художественного образа?

(второй снимок менее нацелен на конкретность, более нацелен на передачу настроения, характера. В первом снимке задача только зафиксировать сходство, для документа)

а) б)   в)   г)

а) «У камина»

б) «Портрет Надежды Забелы-Врубель»

в) «Портрет мальчика»

г) «Портрет композитора д. Эспозито»

  • — Посмотрите, как мастерски передает Врубель различные образы. Какие  выразительные средства и приемы применены? (Штрих, пятно, линия, контраст, выделение тоном, акцент на глаза  и т. д. ) Если говорить о воплощении  образов, очень важна мера мастерства. Об этом так сказала знаменитый скульптор Вера Мухина: «Вообразите себе пианиста, который страстно переживает музыку, в исполнении все время спотыкается, — хорошенький концерт вы получите. Или же виртуоз в исполнении, но бесстрастнее машины, — тоже концерт неважный».

(Вывод на экране «Существенные признаки художественного образа»

  • Связь с личностью, с духовностью, внутренним миром.
  • Сочетание типичного и конкретного
  • Чувства, отношения создателя
  • Мастерство
  • — И, наконец, еще одна важная составляющая художественного  образа  — это обязательное присутствие в творческом процессе фантазии автора. Фантазия делает автора свободным от копирования действительности, дает ему свободу выбора.

Вывод на экране «Существенные признаки художественного образа»

  • Связь с личностью, с духовностью, внутренним миром.
  • Сочетание типичного и конкретного
  • Чувства, отношения создателя
  • Мастерство
  • Фантазия

Подводя итог можно сделать вывод. Художник берет  образ  из реальности, наполняет его духовностью, обогащает своей фантазией, передает типичное и конкретное,  а также свое личное отношение. Также важно применять специфические средства определенного вида искусства.

Подведем результаты. Ребята, какая  команда  набрала большее количество открыток? Поздравляю, вы получили возможность получить на полбалла выше в практической работе.

Сегодня  нам, дорогие художники, предстоит нарисовать «портрет – образ» натурщика при помощи мягкого материала – пастели, угля, сангины на выбор. Приемы работы вам знакомы.

На уроках рисунка вы уже  пользовались этим материалом. Напоминаю,  что это сыпучий материал, и для лучшего его сцепления с бумагой лучше использовать шероховатую сторону листа.

Существующие приемы работы показаны в таблице на доске.

Последовательность работы указана на  следующем слайде. Прошу следовать этой схеме

  1. Изучение внешности и лица портретируемого и сопоставление его с какой либо исторической эпохой, профессией или героем для усиления восприятия образа.
  2. Легкое композиционное построение на листе с размещением портретируемого и соответствующих атрибутов.
  3. Уточнение характерных черт, светотеневая моделировка образа.
  4. Обобщение художественного образа

Есть лица – подобие жалких лачуг,

Закрыты решетками, словно темницы.

Иные, как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошек ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен,

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот!

Н. Заболоцкий

Самостоятельная работа учащихся.  Параллельно с учащимися педагог выполняет свой вариант проекта «портрета-образа», делает замечания.

  1. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка. Давайте оценим ребята результат нашего проекта «портрета-образа». Первым этапом вы самостоятельно оцените вашу работу. Насколько,  считаете вы, справились с проектированием образа. Рядом с Вашей я поставлю свою оценку, которую поставлю с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности. Средний балл наших оценок пойдет в журнал. Два человека проанализируйте свою работу по заданной схеме.

Итог. Завершение. Анализ.

На этом занятии мы совместно попытались на основе натурного изображения создать художественный образ.

Памятка для защиты проекта — образа.

1.      Какой по характеру образ создавали вы?

2.      Какие материалы вы выбрали для реализации своего замысла? Почему?

3.      Какие приемы работы вы использовали? Чем это было оправдано?

Домашнее задание эскизы композиции « Я- герой», автопортреты для данной композиции в свободной технике. Подумайте и решите, какой материал и какие выразительные средства вы бы выбрали для решения автопортрета. Спросите друзей. С каким материалом, цветом, формой, образом  вы ассоциируетесь у них.

Источник: http://metodisty.ru/m/gnews/group/7/news/konspekt_uroka_po_stankovoi_kompozicii_v_4-m_hudozhestvennom_klasse____-portret-_sozdanie_hudozhestvennogo_obraza/

Разновидности жанра портрет

Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост.

На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль.

Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый.

Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).

Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д.
Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм, кубизм, поп арт и т.д.

Существуют различные классификации портрета:

Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.
Аллегорический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.
Военный портрет — разновидность парадного портрета — портрет в образе полководца.
Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.
Детский портрет
Донаторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).Донатор (от лат. donator — даритель) — заказчик, организатор и покровитель строительства католического храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.На фото — Пьеро делла Франческа «Алтарь Монтефельтро». Справа, на коленях донатор — герцог Монтефельтро.
Жанровый портрет — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.
Женский портрет
Индивидуальный портрет — портрет, включающий одного персонажа.
Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Исторический портрет — портрет какого-либо исторического деятеля.
Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.
Карикатура — (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — сатирический или юмористический портрет.
Колоссальный портрет — портрет огромных размеров (как правило в скульптуре).
Конный портрет — разновидность парадного портрета.
Костюмированный портрет — портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в образе».
Коронационный портрет — торжественное изображение монарха в день вступления на престол, в коронационных регалиях, обычно в полный рост.
Ктиторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине. Ктитор (от греч. κτήτωρ — собственник, основатель, создатель) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.На фото — Ктитор Радивой с семьёй и митрополит Калевит с макетом церкви (Кремиковский монастырь).
Малоформатный и миниатюрный портреты — портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография и т.п.Миниатюрный портрет может быть камерным или парадным, иметь сюжетную основу или не иметь таковой. Как и на большом портрете, изображённое лицо может помещаться на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же основным закономерностям развития и тем же эстетическим канонам, что и весь портретный жанр в целом, но, отличается от него как по существу художественного решения, так и своей областью приложения — миниатюра всегда носит более интимный характер.
Мифологический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа.
Мужской портрет
Охотничий портрет
Парадный портрет, репрезентативный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца.Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
Парный портрет — два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно парные портреты изображают супругов.
Полупарадный портрет — разновидность парадного портрета, на котором портретируемый обычно изображен по пояс и с большим количеством аксессуаров.
Портрет-картина — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.
Портрет-прогулка — портрет гуляющего человека на фоне природы. Эта разновидность портрета возникла в Англии в XVIII веке и набрала популярность в эпоху сентиментализма.
Трони (от нидерл. tronie — голова, лицо) — разновидность голландского портрета XVII века. Представляет собой поясной или поплечный портрет, часто изображавший анонимных моделей с необычным выражением лица или костюмом.
Семейный портрет
Советский портрет — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремленность.
Посмертный портрет, ретроспективный портрет — портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям или полностью сочинённый автором.
Тронный портрет — разновидность парадного портрета — торжественное изображение монарха, сидящего на троне.
Шарж — сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.
Поскольку социальное положение портретируемого влияло на определённые методы подачи его образа, то иногда при классификации использовался сословный принцип:

  • купеческий портрет
  • крестьянский портрет
  • портрет духовного лица
  • шутовской портрет
  • портрет поэта

Примеры выполненных нами портретов маслом по фотографии

Стоимость портрета маслом на холсте

Правила заказа портрета

Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, живопись, жанр портрет

© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб

Читайте также:  Природа в стихах ф. и. тютчева: анализ стихотворения "зима недаром злится ..."

При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт — www.art-spb.ru обязательна!

Источник: https://www.art-spb.ru/article/219

В московских книжных магазинах появились школьные тетради с портретом сталина. новости. первый канал

В Москве настоящий скандал вызвало появление в продаже школьных тетрадей, на обложках которых издатели разместили парадный портрет Сталина. Они выпущены в рамках проекта «Великие имена России».

Авторы идеи утверждают, что так подростки смогут лучше узнать историю своей страны.

Но многие родители и учителя считают кощунственным появление в одном ряду с великими русскими полководцами, писателями и композиторами, человека, чья личность в обществе воспринимается очень неоднозначно.

Обычная книжная полка в обычном московском книжном магазине. Необычно другое: по соседству с изображением Екатериной Великой и полководца Кутузова — парадный портрет вождя всех народов, и это не раздел исторической литературы, а отдел канцелярских принадлежностей.

Образ Сталина помещен на обложку школьный тетради, в которой ученики будут писать сочинения или же решать уравнения. Товар сопровождает радостная пометка — лидер продаж. Тетрадь отпечатана на Украине и выпущена в рамках серии «Великие имена России».

В первой серии — двадцать фамилий.

«Сталин, Грозный, Невский, Рахманинов. На внутренние убеждения ориентируемся. Сталин в любом случае был в твердом списке, а не прошли Яблочков, хотя мне лично жалко», — говорит арт-директор проекта Артем Билан.

Внутренние убеждения создателей проекта уже вызвали негативную реакцию в обществе. Появление тетрадей со Сталиным осудили и депутаты, и члены Общественной палаты.

«Человек, уничтоживший миллионы людей, является преступником, поэтому ему не место среди великих людей России», — говорит председатель комиссии Мосгордумы по образованию Виктор Кругляков.

В издательстве говорят, что затеяли проект из-за благих побуждений — надо же просветить нынешних школьников кто есть кто в истории, поэтому и тетрадки из серии «Великие имена России» продаются сразу по пять штук.

Купил, допустим, Сталина — узнал и кто такой Рахманинов. Причем рядом с фотографией вождя размещена и его краткая биография — с именами, цифрами и фактами и указанием количества жертв.

Тут же несколько слов и о хорошем: про развитие промышленности и сельского хозяйства.

Закон не нарушен – оснований, чтобы изъять серию из продажи, нет. А чтобы сами издатели да в добровольном порядке убрали свой товар с прилавков — это уже из области фантастики. Да и зачем? Серия ведь продается хорошо!

«Мы работаем как модный бизнес. Выпустили коллекцию прет-а-порте, год она продавалась, потом сняли — мы так же. Если что-то продается на ура — становится классикой. Есть серии, которые живут по пять лет», — говорит арт-директор проекта Артем Билан.

Опыт создания скандальных школьных тетрадей у издательства уже есть — достаточно вспомнить серию под названием «Гламурные тираны».

Тогда у историков возникло два вопроса: почему гламурные и почему в компанию со Сталиным, Лениным, Кастро затесался и Че Гевара? Серия разошлась на ура, что, видимо, и подтвердило известную мысль, что скандал — двигатель торговли. Ну а мораль? Да что вы! Ведь это исключительно бизнес — и ничего, как говорится, личного.

«Это какая-то странность, дикость для сегодняшнего дня. Сталин — да, исторический деятель, государственный человек, но он преступник, он погубил много людей.

И если печатать такие тетради, то надо крупно писать: «Убийца», печатать в этой тетради фрагменты из «Реквиема» Ахматовой, из воспоминаний зеков», — сказал член Общественной Палаты России, учитель русского языка и литературы, главный редактор журнала «Литература» Сергей Волков.

В самом издательстве планируют расширить серию до ста имен, и учитывая внутренние убеждение ее создателей, сюрпризы не исключены.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2012-04-02/98604-v_moskovskih_knizhnyh_magazinah_poyavilis_shkolnye_tetradi_s_portretom_stalina

Истолкование рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»

Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали.

Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных «изгибов» сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа.

Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, «дописывает» текст в соответствии со своим восприятием.

Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.

Анализ этого произведения принято начинать с разговора о композиции. В чем необычность построения рассказа? Как правило, ученики сразу отмечают особенности композиции: нарушение хронологии событий.

Если выделить смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения.

Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Для ответа на этот вопрос внимательно вчитываемся в содержание каждого абзаца.

В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами (словосочетанием поразительно живые сам автор подчеркивает этот контраст).

Почему следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац? Возможно, в большом произведении это предложение предваряло бы подробное описание героини, ее портрета, характера, привычек.

В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит, однако мы уже вовлечены в действие, заинтригованы. Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина ее ранней смерти?..

» Читатель уже готов к разворачиванию мелодраматического сюжета, но автор сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность восприятия.

В чем необычность портретной характеристики героини? В описании гимназистки Мещерской есть недоговоренность: отсутствует развернутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Случайно ли это? Несомненно нет.

Ведь у каждого свое представление о привлекательности, молодости, красоте… Сравнение с подругами выделяет идейную основу образа — простоту и естественность: Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за ее сдержанными движениями! А она ничего не боялась Без всяких забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Создание целостного облика героини – дело нашего воображения.

Настораживающе звучит упоминание о том, что Оля очень беспечна, ветрена, едва не довела до самоубийства гимназиста Шеншина… Однако многоточие, прием умолчания, обрывает сюжетную линию, которой хватило бы на отдельный рассказ.

В следующем абзаце слова последняя зима вновь напоминают о трагической развязке. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской (совсем сошла с ума от веселья). К тому же автор подсказывает нам, что она только к а з а л а с ь самой беззаботной и счастливой (разрядка наша – А.Н., И.Н.).

Пока это едва намеченный внутренний диссонанс, но вскоре героиня, не теряя простоты и спокойствия, расскажет раздраженной начальнице о своей связи с 56-летним Малютиным: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом – знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне…

Мы в недоумении: что это – ранняя испорченность? цинизм?

Едва контраст между внешним обликом и душевным состоянием героини выходит на поверхность, автор вновь прерывает повествование, оставляя читателя в раздумье, заставляет вернуться назад в поисках ответа на вопрос: «Что за человек Оля Мещерская? Беспечная ветреница или глубокая, противоречивая личность?» Должно быть, ответ спрятан где-то в этом абзаце. Перечитываем его и останавливаемся на многозначительном «казалась», за которым, возможно, и скрывается разгадка: может быть, эта беспечность и легкость лишь попытка цельной натуры спрятать душевную боль, личную трагедию?.

Далее следует отстраненный, избегающий ложного пафоса «протокольный» рассказ о смерти Оли.

Казачий офицер, застреливший Мещерскую, изображен подчеркнуто непривлекательно: некрасивый, плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская…

Почему же героиня встречалась с этим человеком? Кем он был для нее? Ответ попробуем найти в дневнике девушки.

Дневниковые записи – важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход…

После этих слов новым смыслом наполняется трагическая сцена гибели Мещерской. Героиня рассказа, представлявшаяся нам привлекательной, но чересчур легкомысленной, оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование.

Упоминанием о Фаусте и Маргарите Бунин проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли.

Итак, всему виной глубокая душевная рана. Может быть, Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство?..

Замкнутая композиция возвращает нас к началу рассказа. Напряженный эмоциональный тон исповеди сменяется картиной города, кладбищенского покоя.

Теперь наше внимание сосредоточено на образе классной дамы, которому, на первый взгляд, автор уделяет неоправданно много внимания. Женщина эта – классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь.

Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, – она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей.

Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она – идейная труженица… Персонаж, безусловно, малопривлекательный. Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини?

Сопоставляя образы Мещерской и ее классной дамы, приходим к выводу, что это два «смысловых полюса» рассказа. Сравнение показывает не только различие, но и определенное сходство.

Оля, юная женщина, с головой окунулась в жизнь, блеснула и погасла, как яркая вспышка; классная дама, немолодая девушка, прячется от жизни, тлеет, как догорающая лучина.

Главное, что ни одна из героинь не смогла найти себя, обе – каждая по-своему – растратили все лучшее, что было дано им изначально, с чем они пришли в этот мир.

Финал произведения возвращает нас к заглавию. Не случайно ведь рассказ назван не «Оля Мещерская», а «Легкое дыхание». Что же это такое – легкое дыхание? Образ сложный, многогранный и несомненно символичный.

Сама героиня дает буквальное его толкование: Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю… Но каждый из нас понимает этот образ по-своему. Наверное, в нем слиты естественность, чистота души, вера в светлое начало бытия, жажда жизни, без которых немыслим Человек.

Все это было в Оле Мещерской, а теперь это легкое дыханье с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре (разрядка наша – А.Н., И.Н.). Выделенное слово подчеркивает цикличность происходящего: «легкое дыхание» снова и снова обретает земные формы.

Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас? Как видим, в финале повествование приобретает всемирное, всечеловеческое значение.

Перечитывая рассказ, мы вновь и вновь восхищаемся мастерством Бунина, который незаметно руководит восприятием читателя, направляет мысль к глубинным причинам происходящего, сознательно не давая увлечься занимательностью интриги.

Воссоздавая облик героев, восстанавливая опущенные звенья сюжета, каждый из нас становится творцом, словно пишет собственный рассказ о смысле человеческой жизни, о любви и разочаровании, о вечных вопросах человеческого бытия.

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.

Истолкование рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание // «Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 25-27.

Источник: https://slovesnik.org/kopilka/stati/istolkovanie-rasskaza-i-a-bunina-legkoe-dykhanie.html

Ссылка на основную публикацию