Конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему: “соединительные о и е в сложных словах”

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Конспект урока по теме “Соединительные гласные о и е в сложных словах” в 6 классе автор учебника Ладыженская

МБОУ «Аллабердинская средняя общеобразовательная школа».

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Соединительные О и Е в сложных словах»

автор учебника Ладыженская Т.А.

Разработала: учитель русского

языка и литературы

 МБОУ «Аллабердинская средняя

общеобразовательная школа»

 Хисамова Фания Фаузятовна.

2015 год.

 Тема: Соединительные О и Е в сложных словах.

Цели:

  1. формировать у учащихся навыки  нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
  2. развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;
  3. воспитывать чувство дружбы, коллективизма, любовь к природе, любовь к труду.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).  

2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).

3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).

4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).

5) Река, по которой ходят суда (судоходная).

6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).

— Что общего в этих словах?

—Значит, какова тема нашего урока?

2. Целеполагание.

– А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте его цели (Выяснить особенности морфемного строения сложных слов, правописание соединительных гласных)

III.  Изучение нового материала

            1. Объяснение учителя.

Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.

Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.

Сложные слова образуются двумя способами:

1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить  пароход) или целых слов (сорок, ножка  сороконожка).

2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.

           2. Выявление восприятия.  Отгадайте загадки. Запишите  слова – отгадки.

    Хоть заманчив он на вид,

    но однако ядовит.

     Знают люди с давних пор:

     Несъедобен (МУХОМОР)

    Смело в небе проплывает,    Обгоняя птиц полёт.    Человек им управляет.

   Что такое? (САМОЛЁТ)

Есть у нас квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает.

НЕ болеет, не чихает.  (ПЫЛЕСОС)

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.Знать все правила обязан

На дорогах … (ПЕШЕХОД)

     И на земле, и на снегу

     Я зверя выследить могу

     По следу лапок и копыт.

     На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

По волнам плывёт отважно,Не сбавляя ход.Лишь гудит машина важно,

Что такое? (ПАРОХОД)

    – Выполнить морфемный разбор слов. – Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка

«Как простые слова стали сложными?»

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки. 

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем и не гордились,

Не сорились и не зазнавались:

Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е –  сбежали из алфавита,

Стали словам нашептывать сердито:

«Эх вы, простаки и простушки

Раскройте глазки, прочистите ушки! 

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!»

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки.

Говорят:

«Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапки снимают перед нами,

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение, не возможно ли?»

Только одного желания мало!

 Как это сделать? Буква О подсказала:

 «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

 Времени не тратьте даром». 

 Птица полетела к слову ловить,

 Луна покатилась к слову ходить,

 Вода потекла к слову падать.

 Но их ведь чем-то соединять надо!

 Распадаются две половинки

 Без скрепляющей золотой серединки.

 Возмутители спокойствия О и Е

 Решили словам помочь в беде:

 «Будем мы между согласными

 Соединительными гласными!»

 Правда, О немного ленивой была,

 Не много дела себе взяла:

 После твердых согласных становиться решила.

  А буква Е, подругу свою любя,

  Согласилась остальное взять на себя. 

  После мягких согласных, шипящих и Ц

   В сложных словах пусть всегда будет Е !

   А после твердых пусть будет О –

   Не перепутает их никто

 – Чем  же  объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?

– Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа с учебником. Чтение правила. 73-74 стр.

2. Игра «Сложи слово».

Кто быстрее?

На доске слова записаны в 2 столбца. Задача учащихся – записать 10 сложных слов (существительных и прилагательных), использовав по одному разу корни всех данных слов и соответствующим образом  изменяя слова.

мир                                    строить

единый                              хранить

любить                               жить

общий                                знать

взаимный                          ловить

машина                              убирать

каша                                 любить

вода                                     помощь

хлеб                               душа

птица                                 варить

Кашевар

Птицелов

Миролюбивый

Взаимопомощь

Машиностроительный

Единодушный

Хлебоуборочная

Водохранилище

Общежитие

Любознательный

Физминутка.

2) Записать  текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова

В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.

3)  Записать в два столбика, первый – представители фауны, второй –  

     представители флоры

Буревестник, тысячелистник, носорог, муравьед, горицвет, утконос, , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка, волкодав, иван-чай, трын-трава, трясогузка.

Фауна – Исторически сложившаяся совокупность животных какой-л. систематической группы, определенной местности, страны или геологической эпохи.

Фло́ра — исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории

– Ребята, почему мы должны охранять флору и фауну?

4)   Записать предложение и выполнить синтаксический разбор.

Мы не должны отступать перед трудностями!

 (Повеств., воскл., прост., двусост., распр.)

-Как вы понимаете смысл этого предложения?

( С детства надо приучать себя этому, научиться доводить начатое дело до конца. Когда это войдет в привычку, у вас будет великолепное качество, как настойчивость)

5) Самостоятельная работа (разноуровневые задания)

1 -й уровень.

Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

2 -й уровень.

Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.

6) Работа по учебнику.

1. упр. 167.

 V. Итог урока.

– Какова была цель урока? Мы ее достигли?

– Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

  1. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

  1. Домашнее задание:  На выбор: 1. написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт», используя сложные слова.

2. упр. 168.

Кашевар

Птицелов

Миролюбивый

Взаимопомощь

Машиностроительный

Единодушный

Хлебоуборочная

Водохранилище

Общежитие

Любознательный

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/28/konspekt-uroka-po-teme-soedinitelnye-glasnye-o-i-e-v

Конспект урока на тему” Соединительные гласные О-Е ” в 6 классе

   Урок русского языка в 6 классе.

Тема:       Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Цель урока:      познакомить учащихся со способом                                                      

                          образования сложных слов и правилом  

                           выбора    соединительных гласных;

                           научить верно выбирать соединительные  

                           гласные о и е в сложных словах.

Оборудование: таблицы, прзнтация к уроку, сочинеия учащихся, карточки

                           Ход урока.

I Организация.

II.Повторение изученного.

1.   Проверка дом. задания.

Присмотреться, приготовиться, придумать, приобрести, присутствовать, преодолеть, препятствие.

– Назовите словосочетание « глаг.+ сущ.».   

– Когда мы пишем приставку при-, а когда пре-?

     2. Словарь.                                                                                          

                  Подражать – дразнить, дразнилка (ж//з).

                   Состязание – спортивное соревнование на первенство.

                    Поражение – поразить (ж//з ), разбить.

-Придумайте предложения с этими словами.  

      3. Словарный диктант.

 а) Безыскусный, возыметь, преимущество, заискриться, сверхинтересный, межигровой.  

 б) Непреступная скала, примириться, гостеприимный, приемные экзамены, преимущество, превозносить, приправа.

– Какие правила надо применять, чтобы безошибочно написать приставки и гласные после приставок в данных словах?

– Почему слово преимущество записано в каждой подборке слов?

( Пояснить, что в слове гостеприимный можно обнаружить значение приближения)

-Назовите слова образованные приставочным способом.

III  Работа над новой темой.

          1Подготовка к восприятию темы.

          Пароход                            Камнепад

          Ледокол                            Сталевар

           Паровоз                           Бронепоезд

           Самолет                           Овощевод

          Самовар                            Пешеход

          Верхолаз                            Птицефабрика

Какие это слова?

-А какие слова мы называем сложными?

-Как образованы эти слова?

-После каких согласных пишется соединительная о?

-А после каких е?

Сделайте вывод о том, когда нужно писать соединительную гласную о, а когда е.

Найдите в словарном диктанте сложное слово, проверьте правильность написания соединительной гласной.

          2. Работа с учебником.

        -На стр.70 прочитайте правило.(Читают вслух).

IV Физминутка.

VЗакрепление изученного.

         1.Упр.167

       -Повторим правило написания соединительных гласных в

        сложных словах.

        -Запишите слова, в которых те же корни, что и в данных.

          2. Подберите сложные слова, в которых вторая часть такая же, как в данных.

Водопад                     кашевар                   газопровод

( камнепад                           сталевар                               экскурсовод

снегопад                                самовар                              животновод

звездопад                              пивовар                               овощевод

3.Тестирование

-Запишите сложные слова с соединительными гласными.

       Бронебашня, бронемашина, взаимоконтроль, волномер, востоковед, высокогорье.

  3.Укажите причину ошибок в рассуждении учащихся.

Читайте также:  Стихи об осени: а. а. блок. осенний день

        В слове водапад можно проверить безударную гласную (вода), поэтому пишется буква -а.

          В слове кашивар пишется -и-, потому что –жи-,- ши- пиши с -и.

      4. Диктант.

Туча  кипела черными клубами и клочьями. Потом вдруг черное брюхо ее лопнуло, раздалось в стороны (как бы раздвинулись створки у бомбовоза).  В тот же миг две крупные градины упали на дорогу. Через две секунды небо обрушилось на землю. Берегись пешеход!

-Выпишите сложные существительные.   (бомбовоз, пешеход)

-Разберите их по составу.

VII Д/З с.71, упр.168, упр.169(устно).

VIII Итог урока.      -Что нового узнали на уроке?

         Вода – основа жизни.

                                                       Человек, запомни навсегда:

                                                       Символ жизни на Земле – вода!

                                                       Экономь ее и береги –

                                                        Мы ведь на планете не одни!

              Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А голубой краской изображена на глобусе вода.     Вода-источник жизни для всего живого, это кровь Земли. Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Вода работает на электростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города, дороги. А еще вода – самая широкая и удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров.

                                                      

        Вода занимает особое положение среди природных богатств земли – она незаменима. Она будет необходима во все века и всюду, где существует жизнь. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать бумагу для книг, ткань для одежды, конфеты – ничего не сделаешь без воды!

        Кажется, что на Земле много воды, но в океанах и морях она соленая, а всему живому нужна пресная. Поэтому ее нужно беречь!

                                                Измайлова Юлия, ученица 6 класса.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-soiedinitiel-nyie-ghlasnyie-o-ie-v-6-klassie

Урок русского языка в 6 классе «Соединительные о и е в сложных словах». « Центр дистанционного творчества “Индиго”

Урок русского языка в 6 классе «Соединительные о и е в сложных словах».

Автор: Щемелинина Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1» г. Почепа Брянской области.

О себе: Стаж работы – 17 лет. Люблю читать классическую и современную литературу, являюсь членом районного литературного объединения «Отчий край». В своей работе следую мудрой мысли А. Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».

Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог

Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Подготовка к восприятию материала.
— Для чего мы изучаем предмет русский язык?

ІІІ. Актуализация знаний. 1.Указать способ образования слов Пришкольный, восход, деревянный, подоконник, носорог, отоварить, нефтепродукты, глубь, дружить

— А что значит для вас дружить?

2. Работа с текстом. Разные виды разбора Когда трудно пол…гаться на свои силы, на помощь приходят друзья. Их поддер…ка заж…гает в душе надежду.

В минуты печали прик…сновение руки друга утешает, во время тревог ум…ротворяет разг…ревшиеся страсти. Друзья соб…раются за праздничным столом ведут доверительные беседы и оп…раются друг на друга во всем.

С другом легко общаться, и не надо прил…гать силия, чтобы понять его мысли.

Настоящая дружба р…стет и крепнет год от года. И чем больше ее возр…ст, тем она надежнее.

ІV. Физкультминутка. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем. Руки сложили назад.

V. Постановка проблемного вопроса.
— Ребята, вы показали, как качаются ветви деревьев, как ветер сбивает росу, как птицы летят. А может ли водоросль расти на суше?

VІ. Изучение нового материала. 1. Отгадать загадки Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет.

Что такое? (САМОЛЁТ)

Он с хвостом резиновым, С желудком парусиновым. Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор. (ПЫЛЕСОС)

По волнам плывёт отважно, Не сбавляя ход. Лишь гудит машина важно,

Что такое? (ПАРОХОД)

Каждый день выходит утром В повседневный свой поход. Знать все правила обязан

На дорогах … (ПЕШЕХОД)

— Что общего в этих словах? — Как называется такой способ образования слов? — Предположите, как могут называться такие слова?

— На какие две группы можно разделить данные слова?

2. Определение темы урока. — Какова же тема нашего урока? — А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте его цели — Первая цель ясна.

Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е. Остаётся выяснить, когда же пишется О, а когда Е.

Верхолаз←верх,лазить Нефтепровод ← нефть, проводить Пешеход ← пеший, ходить Овощерезка ← овощи, резать

Птицефабрика ← птица, фабрика

— Сформулируйте правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

VІІ. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебником. Выполнение упражнений

2. Работа по группам — Подобрать сложные слова, обозначающие:

1 группа – профессии людей ( садовод, водолаз, зверолов, птицелов, землемер, сталевар, лесоруб, цветовод, искусствовед, рыболов, музыковед, животновод, оленевод, пчеловод, краевед, экскурсовод )

2 группа – технику ( ледокол, вездеход, самолёт, вертолёт, самосвал, сенокосилка, паровоз, пароход, бензовоз, лесовоз, молоковоз, водовоз )

3 группа – природные явления ( водопад, снегопад, листопад, землетрясение, солнцепёк, гололёд, звездопад, полнолуние, суховей, ледоход)

4 группа – черты, характеризующие человека ( лежебока, сладкоежка, водохлёб, трудолюбие, добродушие, жизнелюбие, пустомеля, книголюб )

5 группа – предметы домашнего обихода ( пылесос, самовар, огнетушитель, мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)

6 группа – животных ( носорог, утконос, шелкопряд )

3. Выполнение заданий дифференцированного характера. 1 уровень Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход. Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» — гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые.

В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.

2 уровень Замените словосочетания одним сложным словом

Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.

3 уровень Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Исключите слова по одному из цепочки по самостоятельно найденному признаку так, чтобы осталось одно сложное слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте

Мяс…рубка, птиц…фабрика, выпускник, пар…возы, земл…делие, сад…вод.

4. Работа с сигнальными карточками. — Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я не права – поднимите красную карточку, если права – зелёную

Хлебница, хлеборезка, пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыковед, музыкант, водовоз, плавательный, сталевар, варенье, жизнелюб, огородник

5. Укажите причину ошибок в рассуждениях учащихся. а) В слове водопад — безударная гласная, проверочное слово – вода, поэтому пишем букву А

б) В слове кашевар пишется И, потому что ЖИ-ШИ пишутся с буквой И

VІІІ. Подведение итогов урока. Ответ на проблемный вопрос. — Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока :

может ли водоросль расти на суше?

ІХ. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
— Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

Х. Домашнее задание: п. 33, упр.168. *Тв. задание: сочинить сказку о сложных словах. *Подготовить презентацию по изученной теме.

Источник: http://indigo-mir.ru/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-soedinitelnye-o-i-e-v-slozhnyx-slovax

Презентация на тему ” Соединительные О и Е в сложных словах (6 класс)”

  • Скачать презентацию (0.29 Мб)
  • 180 загрузок
  • 4.3 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Отличная презентация по русскому языку в помощь проведения урока по орфограммам соединительных О и Е в сложных словах. Помимо этой темы педагог предлагает еще повторить пройденный материал, решить тематический кроссворд, написать словарную работу.

Краткое содержание

  • Соединительные О и Е в сложных словах
  • Повторение пройденного материала
  • Творческое задание
  • Словарная работа
  • Закрепление материала
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов19
  • Аудитория
  • Словарусский язык орфография морфология
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 1Соединительные О и Е
  • Слайд 2Дать понятие об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е;Сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах
  • Слайд 3Исследователь,обозреватель,летчик – испытатель
  • Слайд 4Вставить пропущенные буквы.Пр..ехать Пр..близиться Пр..хороший Пр..строить Пр..странный Пр..клеить Пр..быть Пр..тихий Пр..добрый Пр..поднять Пр..йти Пр..одолеть Пр..казать Пр..обрестиКлюч.И Е И Е Е И И И Е Е И И И И
  • Слайд 5Какие слова называются сложными?Как образуются сложные слова?Вода, лазить  водолазМоре, плавать мореплавательМышь, ловить  мышеловЭто сложные слова
  • Слайд 6При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласныхИвангород
  • Слайд 7Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, а какая – после мягких согласных, шипящих и Ц?ВОДОЛАЗМЫШЕЛОВ
  • Слайд 8
    • Звероловство
    • Сороконожка
    • Железобетон
    • Общежитие
    • Овцеводство
    • Пешеход
  • Слайд 10

    Творческая работа (выполняется устно)

    Задание: заменить слова одним сложным словом.

    • Пить чай
    • Помогать взаимно
    • Любить труд
    • Люди одной фамилии
    • Любить свободу
    • Тот, кто ходит пешком

    Старший класс

    • (чаепитие)
    • (взаимопомощь)
    • (трудолюбие)
    • (однофамильцы)
    • (свободолюбие)
    • (пешеход)
    • (старшеклассник)
  • Слайд 11

    2. Работа с учебником

    Упражнение 167

    3. Творческая работа по таблице

    ловить водить строитель погрузочный

  • Слайд 12

    4. Попутное повторение

    Задание: к данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной.

    • Ленивый ученик –
    • Серьезный юноша –
    • Однообразное движение –
    • Враждебное отношение –
    • добросовестный
    • легкомысленный
    • многообразное
    • доброжелательное
  • Слайд 13
    • пыль хранить
    • овощи тушить
    • огонь сосать
    • телевидение плавать
    • море передача
    • три бороться
    • земля мерить

    Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

  • Слайд 14

    Пыль, сосать пылесос

    Овощи, хранитьовощехранилище

    Огонь, тушить огнетушитель

    Телевидение, передача телепередача

    Море, плавать мореплаватель

    Три, бороться троеборье

    Земля, мерить землемер

  • Слайд 15

    «Диктант – молчанка». Угадай слово.

    Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения.

    Машина, которая очищает хлопок;

    Завод, где строят корабли;

    Бумага, чувствительная к свету;

    Здание, построенное из железа и бетона;

    Машина, которая очищает дорогу от снега.

  • Слайд 16
    • Хлопкоочистительная
    • Кораблестроительный
    • Светочувствительная
    • Железобетонное
    • Снегоочистительная
  • Слайд 17

    Работа с учебником.

    Упражнение 168.

  • Слайд 18

    Кроссворд .

    Специалист по разведению садов.

    Локомотив с паровым двигателем.

    Канал для выхода дыма из трубы.

    Русская народная игра – пляска.

    Лес, поваленный бурей.

    Бесплановое, стихийное совершение дела, работы.

    Огнестрельное оружие.

    а д о о в п р о в з д о о о о о ы д д х р в б у е м е е у м л о м с т к

  • Слайд 19

    стр 71, упражнение 169.

    Домашнее задание

Читайте также:  Цикл картин "времена года" питера брейгеля

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/russkiy-yazik/soedinitelnye-o-i-e-v-slojnyh-slovah-6-klass

Урок русского языка в 6 классе Соединительные О и Е в сложных словах Учитель МОУ Учитель МОУ Хреновская СШ 1 Хреновская СШ 1 Кольцова Елена Николаевна. – презентация

1 Урок русского языка в 6 классе Соединительные О и Е в сложных словах Учитель МОУ Учитель МОУ Хреновская СШ 1 Хреновская СШ 1 Кольцова Елена Николаевна Кольцова Елена Николаевна<\p>

2 Цели и задачи урока: 1. Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. 2. Уметь верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах. 3. Уметь образовывать сложные слова с помощью соединительных гласных О и Е.<\p>

3 Распределительный диктант Запишите слова в два столбика слова с проверяемой слова с чередующейся гласной в корне гласной в корне гласной в корне гласной в корне Загр..жжение, к..сательная, поб..режье, зав..нить, ср..слизь, прил..гать, опг..рели, упр..стоить, кв..стоун, расст..лать, зат..реть, л..стопад. Загр..жжение, к..сательная, поб..режье, зав..нить, ср..слизь, прил..гать, опг..рели, упр..стоить, кв..стоун, расст..лать, зат..реть, л..стопад.<\p>

4 загражжение касательная загражжение касательная побережье срослизь побережье срослизь завинить прилагать завинить прилагать упростоить опгорели упростоить опгорели квастоун расстилать квастоун расстилать листопад затереть листопад затереть<\p>

5 Подружки «О» и «Е» В городе Культура Речи жили-были две подружки- буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные. В городе Культура Речи жили-были две подружки- буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные. О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердых начальников- согласных: зверолов, лесоруб. О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердых начальников- согласных: зверолов, лесоруб. Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с<\p>

6 шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников- согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход. шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников- согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход. И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц. И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц.<\p>

7<\p>

8 Волшебный квадрат ст ао мх орла опт Специалист по садоводству.<\p>

9 Волшебный квадрат садовод ао мх орла опт Паровой двигатель на колёсах.<\p>

10 Волшебный квадрат садовод паровоз мх орла опт Канал для выхода дыма из печи.<\p>

11 Волшебный квадрат садовод паровоз дымоход орла опт Русская народная игра с пением и пляской.<\p>

12 Волшебный квадрат садовод паровоз дымоход хоровод рл аё пт Лес, поваленный бурей.<\p>

13 Волшебный квадрат садовод паровоз дымоход хоровод бурелом аё пт Стихийный ход дела.<\p>

14 Волшебный квадрат садовод паровоз дымоход хоровод бурелом самотёк пт Скорострельное автоматическое оружие.<\p>

15 Волшебный квадрат садовод паровоз дымоход хоровод бурелом самотёк пулемёт<\p>

16 Отгадайте загадки, напишите отгадки, обозначьте орфограммы. 1. Он с хоботом резиновым, Желудком парусиновым, Желудком парусиновым, А загудит мотор – А загудит мотор – Глотает пыль и сор. Глотает пыль и сор. 2. Сверху дыра, снизу дыра, А в середине огонь и вода. А в середине огонь и вода.<\p>

17 3. На что ни глянет этот глаз – Все на картинке передаст. Все на картинке передаст. 4. Поднимает кверху кузов – Избавляется от грузов. Избавляется от грузов.<\p>

18 Пылесос самовар фотоаппарат самосвал<\p>

19 ЗАПОМНИ! внимательный прилежный<\p>

20 Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их написание. 1. Иван Андреевич Крылов великий русский басни..писец. 2. Звезды ч..данными узорами спл..таились (на)д..леком неб..склоне.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1238135/

Соединительные О и Е в сложных словах (6 класс)

Cлайд 1

«Соединительные О и Е в сложных словах» Соединительные О и Е

Cлайд 2

Цель урока: Дать понятие об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е; Сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах

Cлайд 3

I.Лексико – орфографическая работа Исследователь, обозреватель, летчик – испытатель

Cлайд 4

II. Попутное повторение Вставить пропущенные буквы. Пр..ехать Пр..близиться Пр..хороший Пр..строить Пр..странный Пр..клеить Пр..быть Пр..тихий Пр..добрый Пр..поднять Пр..йти Пр..одолеть Пр..казать Пр..обрести Ключ. И Е И Е Е И И И Е Е И И И И

Cлайд 5

III. Объяснение новой темы Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова? Вода, лазить водолаз Море, плавать мореплаватель Мышь, ловить мышелов Это сложные слова

Cлайд 6

При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных

Cлайд 7

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, а какая – после мягких согласных, шипящих и Ц? ВОДОЛАЗ МЫШЕЛОВ

Cлайд 8

VI. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О И Е» Звероловство Сороконожка Железобетон Общежитие Овцеводство Пешеход О Е После твердых основ После основ на мягкий согласный, на шипящий и Ц

Cлайд 9

V. Чтение словарной статьи. Страница 71

Cлайд 10

IV. Контроль за пониманием темы Творческая работа (выполняется устно) Задание: заменить слова одним сложным словом. Пить чай Помогать взаимно Любить труд Люди одной фамилии Любить свободу Тот, кто ходит пешком Старший класс (чаепитие) (взаимопомощь) (трудолюбие) (однофамильцы) (свободолюбие) (пешеход) (старшеклассник)

Cлайд 11

IV. Контроль за пониманием темы 2. Работа с учебником Упражнение 167 3. Творческая работа по таблице ловить водить строитель погрузочный

Cлайд 12

IV. Контроль за пониманием темы 4. Попутное повторение Задание: к данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной. Ленивый ученик – Серьезный юноша – Однообразное движение – Враждебное отношение – добросовестный легкомысленный многообразное доброжелательное

Cлайд 13

VII. Закрепление пыль хранить овощи тушить огонь сосать телевидение плавать море передача три бороться земля мерить Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

Cлайд 14

Ключ Пыль, сосать пылесос Овощи, хранить овощехранилище Огонь, тушить огнетушитель Телевидение, передача телепередача Море, плавать мореплаватель Три, бороться троеборье Земля, мерить землемер

Cлайд 15

VII. Закрепление «Диктант – молчанка». Угадай слово. Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения. Машина, которая очищает хлопок; Завод, где строят корабли; Бумага, чувствительная к свету; Здание, построенное из железа и бетона; Машина, которая очищает дорогу от снега.

Cлайд 16

Ключ Хлопкоочистительная Кораблестроительный Светочувствительная Железобетонное Снегоочистительная

Cлайд 17

VII. Закрепление Работа с учебником. Упражнение 168.

Cлайд 18

VII. Закрепление Кроссворд . Специалист по разведению садов. Локомотив с паровым двигателем. Канал для выхода дыма из трубы. Русская народная игра – пляска. Лес, поваленный бурей. Бесплановое, стихийное совершение дела, работы. Огнестрельное оружие.

Cлайд 19

VIII.Подведение итогов . стр 71, упражнение 169. Домашнее задание31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт31.10.2016 скрыт

476964772647757477594776947821478274783147834478384785247864

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/russkiy-yazik/34646-soedinitelnie-o-i-e-v-slozhnih-slovah-klass.html

Познание | Технологическая карта урока по теме “Соединительные о и е в сложных словах”

Автор: Несмачная Татьяна Ильинична
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ “Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1”
Населённый пункт: п.

Ивня, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по теме “Соединительные о и е в сложных словах”
Дата публикации: 17.01.

2017
Раздел: среднее образование

Назад

Несмачная Татьяна Ильинична,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная

школа № 1» п.Ивня Белгородской области

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет:

русский язык

Класс:

6 класс

Автор

УМК:

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях Ч.1./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский.-2 – е издание – М. ,«Просвещение», 2013г.

Тема урока: Соединительные о и е в сложных словах.

Задачи урока:

1.

Образовательные:

 формировать орфографический навык правописания сложных слов с помощью соединительных гласных О и Е.  развивать умение формулировать определение понятий;  развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию , оценивать ее;  обогащать словарный запас учащихся;  совершенствовать орфографические и грамматические умения.

2.

Развивающие:

 осуществлять системно – деятельностный подход обучения;  развивать критическое мышление;  формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных):  развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать;  развивать умение применять новые знания;  развивать творческие, речевые способности учащихся;  формировать логические умения;  развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;  развивать умение формулировать проблему;  развивать умение работы в группах, парах

3.

Воспитательные:

 воспитывать интерес и уважение к родному языку;  развивать коммуникативные УУД:  создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока:

изучение нового материала

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах

Планируемые результаты:

(личностные, метапредметные, предметные):

П.

Знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е;

Л.

Развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету, память, наблюдательность, сообразительность, внимательность;

М.

Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог, воспитывать культуру речи.

п/п

Этапы

занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Применение

ЭОР

Универсальные

учебные

действия:

личностные,

познавательные,

коммуникативные,

регулятивные

1.

Мобилизац

ионный

момент

1.Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня, 20 ноября, у необычный урок, к нам пришли гости.Они не знают вас. Давайте расскажем о себе, употребив сложные слова. – Есть ли в вашем классе люди легкомысленные, слабовольные, корыстолюбивые? -Ребята, я очень рада за вас, что у вас нет таких людей и у вас хорошее настроение. Давайте продуктивно сотрудничать с вами.

2.Откройте тетради, запишите

число, классная работа.

Ребята приветствуют учителя и друг друга, употребляя слова:

великодушная,

добродушный,

работоспособный.

Отвечают на поставленные учителем вопросы. Записывают в тетради

Презентация

слайды 1, 2

: Изображение солнышка

К

. Планирование учебного сотрудничест ва с учителем и сверстниками. Развивать, коммуникатив ные умения, интерес к предмету, память, сообразитель ность, внимательнос ть.

Л.

Развивать, интерес к предмету, память, сообразитель ность, внимательнос ть.

2.

Актуали

зация

субъективн

1.Повторяем тему

«Словообразование».

К

.- постано- вка вопросов.

П

.:общеучеб-

ого опыта

2.Отвечаем на вопросы теста

«Верно-Неверно»,ставя плюс или минус, ответы пишем в тетради.

1.Словообразование изучает

состав слова

2.Слова в русском языке

образуются приставочным

способом

3.Существуют три способа

образования слов:

фонетический,

орфографический, лексический.

4.Словообразовательные пары,

цепочки и гнезда представлены

в словообразовательном словаре

5.Словообразовательный

разбор-это выяснение того,

каким способом образовано

слово.

3.Проверяем тест

4.Выполнить задание у доски.

Найти лишнее слово, объяснить способ его образования:

1.Тепловоз, тепловой,

теплоход.

2.Миротворец, миролюбие,

мироносиц.

5.Прослушайте стихотворение

А. Тюхова, выпишите слова, специально придуманные автором. Разберите их по составу.

Горит от нетерпенья

Юрка-главный книгочей.

«О» и «Е» в соединеньи –

Любопытное сложенье:

Сталевар и суховей,

Сенокос, каменотёс,

Полотёр и пылесос,

Звездочёт и звездолёт

И, конечно, луноход.

Взбушевалось море слов:

Листопад и птицелов,

Отвечают на вопросы теста. Взаимопроверка по вопросам теста и его оценивание.

1.

2.

+

3.

4.

+

5.

+

Работают у доски.

Самооценка

детей,

работающих у

доски

Слушают стихотворение А. Тюхова. Работают в группах, выписывают сложные слова:

1 группа – с

буквой О;

2 группа – с

буквой Е

Слайд 3

: Отвечаем на вопросы теста«Верно . Неверно»

Слайд 3

:

Слайд 4

:

Слайд 5

: ные- самостоятель ное формулирова ние познавательно й цели; логические – формулирова ние проблемы. Знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительн ых гласных О и Е;

Землепашец, овцевод.

Тюхов А.

6

.

Проверяем выполненное

задание

Отметка 5 за все правильно

выписанные слова.

Отметка 4 за 1-2 ошибки.

Отметка 3 за 3 ошибки.

книгочей, сталевар, суховей, сенокос, каменотёс, полотёр, пылесос, звездочёт звездолёт, луноход, листопад, птицелов, землепашец, овцевод.

Самооценка

Слайд 6

3

Целеполага

ние

– Ребята, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему.

1. Запишите тему урока.

Соединительные О – Е

в сложных словах

– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? -Что бы вы хотели узнать сегодня? Формулируют тему урока. Записывают тему урока. Формулируют цели урока. – познакомимся ближе со способом сложения; – узнаем, когда в сложных словах пишутся соединительные гласные о и е.

Слайд 7:

Слайд 8:

Р

.- целеполагани е.

4.

Актуализац

ия знаний и

фиксация

затруднений

-Ребята, вспомните, в каком разделе науки о языке изучается способ сложения слов? (Словообразование) 3.давайте запишем в тетради и на доске предложение: Отвечают на поставленный вопрос. Записывают в тетради и 1

Слайд 9:

К

.- планирование учебного сотрудничест ва с учителем и сверстника- ми.

П

.:логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Словообразование – раздел

языкознания

Объясните постановку знаков препинания в предложении, найдите сложные слова и укажите способ их образования. ученик работает у доски, объясняет постановку знакапрепинания в предложении, находит сложные слова и укажите способ их образования.

5.

Построение

проекта

выхода из

затруднения

-Ребята, а сейчас поработаем с учебником. Читаем П. 41 стр.119 Ответьте устно на вопросы:

– Какие слова называются

сложными?

-Каким способом они

образуются?

-Какие гласные используются

при образовании сложных

слов?

-Когда пишется

соединительная о в сложных

словах? (Приведите примеры)

– Когда пишется

соединительная е в сложных

словах? (Приведите примеры)

– Пользуясь определением п.41 (стр.119) вашего учебника, составьте на листочках, лежащих перед вами, алгоритм «Соединительные о и е в сложных словах». Проверяют выполненное задание и чертятсхему в тетрадь. Читают и отвечают на вопросы. Работа в парах. Составляют схему, 3 ученика крепят на доску свои работы и объясняют. Самопроверка по слайду «Сложные слова». Перечертить схему в тетрадь

Слайд 10

Р

.- планировани, прогнозирова ние.

П

.- моделировани е; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательст во, выдвижение гипотез и их обоснование.

К

.- инициативное сотрудничест во в поиске и выборе информации.

6.

Физкульт

минутка

-Ребята, а теперь давайте отдохнём. Работаем устно. Я читаю стихотворение, а вы мне помогаете. Сам_лет летит вперед, Пар_воз не отстает, Даже в море тепл_ход Тоже прибавляет ход. Все торопятся узнать, Как их правильно писать,- Слушают , говорят.

Слайд 11

Эти сложные слова Не выносят буквы ____. А поставишь букву ____ – Скорость будет – ого-го! Кашу варит каш_вар, Сталь нам варит стал_вар, Лошадь водит кон_вод, В море – мор_ход плывет. Все названья хороши, Только правильно пиши.

Мы у этих слов внутри Не поставим букву ____, А напишем ____ – тогда Каждый скажет: «Это да!» – Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, выпишите сложные слова, вставьте пропущенные буквы и объясните написание

о, е

в сложных словах. сам_лёт пар_воз пар_ход каш_вар стал_вар кон_вод хор_ход Выписывают, вставляют буквы.

Слайд 12

7.

Первичное

закрепле

ние

-Работаем в группах. -Выполняем упражнение 215 по заданию. Читают вслух задание. – Найдите и объясните ошибки:

1гр.

водопад, лесоруб, кашевар, газопровод.

2гр

. ледокол, общежитие, атомоход, бурелом.

3гр

. птицелов, пулемет, садовод, путешествовать. МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ 3 группы выполняют задания (от каждой группы 1 ученик работает у доски). Образуют сложные слова, выделяют орфограмму №30. Самопроверка и объяснение ошибок

Слайд 13

Р

.-контроль, оценка, коррекция.

П

.: общеучебные – умение структуриров ать знания, выбор наиболее эффективных способов решения за- дач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывани, рефлексия способов и условий действия.

К

.- управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

8.

Самостояте

льная

работа с

самопровер

кой

. -Прочитайте задание к упражнению №217 . -Расскажите, что вы должны сделать? -Работаем по вариантам 1вариант– 1столбик; 2 вариант – 2 столбик.

1 вариант

Кашевар, языковед, водовоз, водопровод, ледокол.

2 вариант

Землекоп, птицелов, глазомер, пулемет, вездеход. – Проверьте себя (на экране высвечены ответы) и поставьте оценки.

-Ребята, у кого не было ни одной ошибки? – Кто испытывал затруднения? Мини-исследовательская работа (индивидуальное задание). Реши кроссворд. Проверяем решение. Читают задание вслух. Объясняют задание.

По вариантам Проверяют по слайду, ставят оценки. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют на доске, защищают. Работа в парах Самопроверка

Слайд 14

Слайд 15

Р

.-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Л

.- самоопределе ние.

9.

Итог урока

Спасибо, ребята. Мне было приятно с вами работать. Отмечу, что поставленные вами в начале урока целидостигнуты. Мне очень понравилась ваша работа, что вы не опростоволосились, были трудолюбивы Подведение итогов. Выставление оценок.

10.

Домашнее

задание

п.41, стр. 120 упр.216 Найти и записать загадки, ответом на которые будут сложные слова. Записывают домашнее задание в дневники.

Слайд 16

11.

Рефлексия

Продолжи предложение…

1.Сегодня на уроке я

научился…………

3.На уроке было очень

интересно……

4. Мне это необходимо знать,

чтобы …

Продолжают начатое предложение

Слайд 17

К

.-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.

-рефлексия

Л

.- смыслообразо вание.

В раздел образования

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=4195

Конспект урока 6 класс на тему”Соединительные О и Е в сложных сложных словах”

Автор презентации: Зуева Наталья Александровна

Открытый урок по русскому языку “Соединительные О и Е в сложных словах”

Знать: об образовании сложных слов от основ с помощью соединительных гласных О и Е.

Уметь: верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.

Ход урока

I. Лексико-орфографическая работа.

(слайд 3)

Исследователь, обозреватель, летчик-испытатель.

II. Попутное повторение.

(слайд 4)

Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Задание: Е И

Приехать

Претихий

приблизиться

предобрый

прехороший

приподняться

пристроить

прийти

престранный

преодолеть

приклеить

приказать

прибыть

приобрести

III. Объяснение новой темы.

(слайд 5)

Форма: беседа.

– Какие слова называются сложными?

– Как образуются сложные слова?

На экране:

вода, лазить —> водолазморе, плавать —> мореплавательмышь, ловить —> мышелов

Слово учителя:

Это сложные слова. При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород. (слайд 6)

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, какая – после мягких согласных, шипящих и ц ? (слайд 7)

(Вывод делают сами учащиеся).

IV. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е».

(слайд 8)

V. Чтение словарной статьи.

(слайд 9)

VI. Контроль за пониманием темы.

(слайд 10)

1. Творческая работа. (слайд 10)

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

Пить чай

(чаепитие)

помогать взаимно

(взаимопомощь)

любить труд

(трудолюбие)

люди одной фамилии

(однофамильцы)

тот, кто ходит пешком

(пешеход)

старший класс

(старшеклассник)

2. Работа с учебником. (слайд 11)

Упражнение 150.

3. Творческая работа по рисункам.

Задание: соединить слова, расположенные в правом столбике, с названиями предметов в левого столбика.

4. Попутное повторение. (слайд 3)

Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – добросовестный.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – доброжелательное.

VII. Закрепление.

1. На экране: (слайд 13)

пыль

хранить

овощ

тушить

огонь

сосать

телевидение

плавать

море

передача

три

бороться

земля

мерить

Задание.

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание».

2. «Диктант-молчанка». Угадай слово. (слайд 15)

Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.

3. Работа с учебником.

Упражнение 168.

4. Кроссворд.(слайд 18)

(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

Специалист по разведению садов.Локомотив с паровым двигателем.Канал для выхода дыма из трубы.Руссккая народная игра-пляска.Лес, поваленный бурей.Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.Огнестрельное оружие.

VIII. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание: с. 71. упражнение 169.

Презентация.

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-uroka-6-klass-na-temusoedinitelnye-o-i-e-v-slojnyh-slojnyh-slovah.html

Ссылка на основную публикацию