Как правильно провести открытый урок?

❶ Как успешно провести открытый урок в 2018 году

Вам понадобится

  • – учебные материалы по предмету;
  • – наглядные пособия;
  • – план-конспект урока;
  • – технические средства обучения.

Инструкция

Согласуйте со школьной администрацией и методическим советом сроки проведения открытого урока. Дату данного мероприятия следует определить заблаговременно и уведомить о ней всех заинтересованных лиц.

Определите тему урока, его цели и практические задачи. На подготовительном этапе важно также правильно подобрать учебные материалы, наглядные пособия, иллюстративный материал. Позаботьтесь о наличии и исправности технических средств обучения, если их предполагается использовать в ходе открытого урока.

Составьте подробный и развернутый план-конспект занятия, ориентируясь на тематику урока, его цели и задачи. Целесообразно провести предварительное ознакомление с замыслом урока коллег и членов методического объединения, это позволит конкретизировать задачи и учесть те моменты, которые могут быть упущены при самостоятельной работе над методологической частью плана.

Подготовьте вступительное слово, которым вы будете предварять открытый урок. Здесь можно коротко остановиться на причинах, побудивших вас провести это мероприятие, и затронуть проблемные вопросы, относящиеся к тематике урока.

В назначенное время проведите открытый урок в соответствии со своим замыслом и составленным планом. Важное значение для успеха мероприятия имеет позитивный настрой и уверенность в своих силах. Гарантией хорошего результата станет ваша компетентность в вопросах, вынесенных на урок, и умение справиться с неизбежным волнением.

В заключительной части урока предоставьте слово коллегам и руководству школы. Это позволит вам получить обратную связь и объективный отзыв о проведенном занятии.

Без этого вам будет затруднительно оценить свое выступление и учесть на будущее возможные недочеты.

Идеально будет, если выступления слушателей превратятся в небольшую конструктивную дискуссию, которую, впрочем, не следует затягивать.

По завершении мероприятия проведите самоанализ. Опишите свое мнение об открытом уроке, укажите, насколько полно, по вашему мнению, была раскрыта тема.

Удалось ли достичь поставленных целей и выполнить все задачи? Опишите свои ощущения от проведенного урока.

Постарайтесь выявить проблемные места и определить те детали, акцент на которых поможет сделать следующее подобное занятие более эффективным.

Источники:

  • Открытый урок для аттестации

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-243286-kak-uspeshno-provesti-otkrytyy-urok

Как провести открытый урок?

В школах и колледжах преподаватели разного уровня, помимо простых уроков, проводят еще и открытые. Хочется выделиться и показать свое мастерство, а также знания своих учеников. Чтобы показать мастер-класс, важно знать, как провести открытый урок правильно.

Педагог должен провести традиционный урок, где будет происходить изучение новой темы и систематизация уже ранее полученных знаний. Как проводить открытый урок, знают учителя с большим стажем и долгими годами работы в учебном заведении, ведь они проводили их уже неоднократно.

Поэтому вы можете посоветоваться с коллегами. Кроме того, вам поможет наша статья. Сейчас мы обсудим, как правильно провести открытый урок, что для этого нужно.

Очень важно заинтересовать учащихся на таком уроке, чтобы не только комиссия увидела ваш уровень, но и ученики получили достаточное количество знаний и удовольствие от обучения.

Проведение открытого урока

Начало урока

Итак, в первую очередь вы должны правильно организовать начало вашего урока. Момент проведения открытого урока начитается с приветствия. Далее по плану следует проверить домашнее задание.

Что касается этого, то в первую очередь ученики должны рассказать о действиях, которые они применяли при его выполнении. Далее можно провести устный опрос, чтобы понять, насколько точно ученики усвоили все определения и термины.

В этом задании нужно учитывать индивидуальность каждого ребенка и его подход к работе.

Новая тема

Далее учитель рассказывает новый материал. Сначала нужно ознакомить учащихся с целями и задачами предстоящего урока. После этого учитель должен перейти к непосредственно ознакомлению учащихся с новым материалом. Следует подробно изучить новый вопрос.

Преподавателю следует заинтересовать учеников, чтобы урок прошел максимально полезно. Чтобы плавно перейти от проверки домашнего задания к новой теме, можно заранее дать задание любому из учеников. Например, пусть он подготовит доклад по определенному вопросу.

Другие ученики во время выступления докладчика записывают главные моменты в тетрадь, а также задают вопросы. Таким образом они развивают свои информационные и коммуникативные умения. А умение учеников выделять главные нюансы из материла, когда читается доклад, является залогом хорошего восприятия нового материала.

Таким образом проходит подготовка к будущему единому государственному экзамену. Еще у учащихся появляется шанс исправить свои оценки.

Но вы можете сами полностью раскрыть новый материал. Однако делать это нужно так, чтобы ученики не заскучали, а наоборот, были активно вовлечены в работу.

Для этого, рассказывая новый материал, делайте акценты на наиболее значимых моментах, повторяйте их, просите учеников зафиксировать их в тетрадях. Теоретический материал обязательно нужно разбавлять практическими заданиями. Рассказали что-то новое — закрепите на практике.

Так гораздо легче и полезнее, нежели чем сначала рассказать всю теорию, а потом приступить к разным практическим заданиям.

Очень интересен метод обучения, когда ученики разрабатывают тему вместе со своим учителем. Создается план, обсуждается предметный материал. После этого преподаватель предлагает изучить новый материал по созданной схеме, а на дом задается работа с учебниками.

Конец урока

В конце вы подводите итоги вашего урока. Делаете выводы, спрашиваете у учеников, что они усвоили нового для себя по данной теме. Можно провести небольшой устный опрос по новому материалу.

Один из важных моментов – домашнее задание (работа на дому), которое учитель задает ученикам для лучшего усвоения программы. Задания на дом должны быть разнообразными, но их не должно быть слишком много.

Источник: https://elhow.ru/rabota/kak-provesti-otkrytyj-urok

“Как подготовиться и провести открытый урок”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Сообщение на МО по ОД: «КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ОТКРЫТЫЙ УРОК»

2 слайд Описание слайда:

«- Открытый урок в моем представлении – это маленький шедевр. Иначе за него не стоит браться.» (Из разговора двух завучей, вышедших с открытого урока)

3 слайд Описание слайда:

Введение Открытый урок представляет собой одну из старейших форм методической работы. Многие годы она была эффективной, но со временем превратилась в некое ритуальное действо, появился формализм в проведении этих уроков, внешнее стало превалировать над сутью, модным стало объявлять: «У нас в школе все уроки открытые».

4 слайд Описание слайда:

Деградация открытых уроков пришла к логическому итогу: форма стала вырождаться, утратилась ценность этих уроков, и из некогда эффективного и полезного мероприятия открытые уроки превратились в свою противоположность – стали неэффективными и бесполезными, а то и просто вредными для детей.

5 слайд Описание слайда:

ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ

6 слайд Описание слайда:

Повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям-профессионалам высокого класса Экспертиза коллегами (руководителями учебного учреждения, методистами и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем Саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя)

7 слайд Описание слайда:

Для открытых уроков, проводимых с целью повышения квалификации приглашенных учителей, отбирается зрелое новшество, т.е.

представляется только то, что теперь называется «ноу-хау», разработанное в о всех тонких технологических деталях, обязательно тщательно и всесторонне научно обоснованное, сначала апробированное в режиме эксперимента и показавшее свою высокую эффективность по сравнению с прежними известными методиками.

8 слайд Описание слайда:

Дети, общество хотят видеть в современном учителе педагога эрудиционного типа, интеллектуала, человека с чувством юмора, находчивого, гордого (а не болезненно обидчивого и амбициозного), способного к рефлексии, к серьезному научному анализу своих изобретений, а не ждущего слащавых комплиментарных отзывов о своей работе.

9 слайд Описание слайда:

С другой стороны, в самой учительской среде появляется все больше профессионалов высокого класса, специалистов с научными степенями, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития.

10 слайд Описание слайда:

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ, ПРОВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗА ОТКРЫТОГО УРОКА

11 слайд Описание слайда:

1. Разработка учителем информационного (или рекламного) проспекта предстоящего открытого урока и передача методической службой этого проспекта тем, кто будет приглашен на учебу 2. Характеристика (даваемая учителем) уровня обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей группы, где будет проводиться открытый урок

12 слайд Описание слайда:

3. Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего открытого урока 4. Обоснование проекта открытого урока 5. Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого урока 6. Проведение открытого урока 7. Анализ открытого урока самим учителем 8. Анализ открытого урока директором или завучем этого учебного заведения 9. Ответы учителя на вопросы гостей по проведенному открытому уроку

13 слайд Описание слайда:

10. Общая дискуссия 11. Заключительное обобщение учителя, дававшего открытый урок

14 слайд Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

15 слайд Описание слайда:

Эксперимент Это метод познания, с помощью которого в естественных или специально созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ведется поиск связи, зависимости, выявляются влияющие факторы для разработки нового, более эффективного способа решения педагогической проблемы, задачи. Это метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы в целях достижения оптимальных результатов.

16 слайд Описание слайда:

В качестве составной части проекта такого урока слушателям должны быть доложены все компоненты программы исследования: тема цель задачи объект предмет гипотеза и т.д.

17 слайд Описание слайда:

Если на обычном уроке главными являются педагогические цели (обучения, развития, воспитания), то на открытом уроке исследовательского характера доминирующей должна быть цель исследования, когда в качестве главного результата проектируется то, что учитель хочет : выявить влияние чего-то на восприятие детей установить корреляцию (взаимосвязь) между какими-то фактами выяснить причины чего-то определить соотношение между чем-то установить механизм и т.д.

18 слайд Описание слайда:

Очень четко должна быть сформулирована цель исследования, т.е. названо то, что учитель хочет получить в итоге: «установить зависимость между …» «разработать технологию, которая …» «выяснить факторы …» и т.д.

19 слайд Описание слайда:

Сам факт постановки учителем целей исследовательского характера и их успешная реализация свидетельствуют о высоком уровне профессионализма педагога и потому ценятся очень высоко.

20 слайд Описание слайда:

Сердцевиной проводимого в процессе образовательной деятельности исследования является его гипотеза, которая должна быть сформулирована внятно и обстоятельно.

Гипотеза исследования – это неочевидное развернутое предположение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, т.е.

технология того нововведения, благодаря которому ожидается получение новых, более высоких результатов образовательного процесса.

21 слайд Описание слайда:

Уроки исследовательского характера содержат в себе большую вероятность риска, чем обычные, поскольку являются частью эксперимента – деятельности в условиях неопределенности, т.е. деятельности с заранее негарантированным, а возможно и неизвестным результатом (который может быть и отрицательным).

22 слайд Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА С ЦЕЛЬЮ ЭКСПЕРТИЗЫ КОЛЛЕГАМИ НОВШЕСТВА, РАЗРАБОТАННОГО УЧИТЕЛЕМ

23 слайд Описание слайда:

Поскольку речь идет о только что созданном новшестве, то прежде, чем его демонстрировать всем, прежде, чем оно дозреет до такого уровня, что может быть использовано для распространения, обучения коллег, повышения квалификации учителей, его нужно подвергнуть экспертизе .

24 слайд Описание слайда:

Для открытых уроков с целью экспертизы новшества наибольшую важность представляет вопрос: «Кого приглашать?» Ответ очевиден: «Только тех, кто могут быть экспертами.» Эксперт – это специалист в какой-либо области, дающий заключение при рассмотрении вопроса.

25 слайд Описание слайда:

Источник: https://infourok.ru/kak-podgotovitsya-i-provesti-otkritiy-urok-575452.html

Открытые уроки как инструмент профразвития

Возможно ли стать идеальным учителем? Таким, которому больше нечего добавить к своей методике, чтобы сделать её ещё лучше? Наш ответ однозначен: нет, это невозможно.

Потому что лучший педагог всегда будет стремиться учиться и развиваться до бесконечности, не пренебрегая опытом коллег, ведь, как известно, non est terminus — «Нет предела совершенству».

Здесь мы расскажем о таком инструменте профессионального развития преподавателя, как открытые уроки. 

В сознании учителей понятие «открытый урок» превратили в проверку знаний, некоторый элемент контроля. Поэтому воспринимается данный вид активности негативно, «к нам едет ревизор». После подобных уроков ожидается либо наказание, либо (крайне редко) — поощрение; к этим урокам готовятся, стараясь показать на них что-то особенное.

Но открытый урок должен представлять из себя обычное занятие, которое учителя каждый день проводят со своими учениками, просто на такой урок может прийти любой другой педагог, чтобы посмотреть, как работает коллега.

Никакой отдельной подготовки не требуется: нужно вести урок так же, как обычно, а гость (или гости) не будет потом ни наказывать, ни поощрять — он просто поделится своим впечатлением и даст педагогу возможность взглянуть на себя со стороны, получить ценные советы. После каждого урока гости проводят беседу, на которой рассказывают о своих впечатлениях, о том, что можно было бы добавить, чтобы сделать занятие ещё лучше, а от чего стоило бы отказаться.

Источник: Todd Berman

Что необходимо для качественного и эффективного открытого урока

Желательно, чтобы на открытом уроке присутствовали два гостя.

 Большее количество людей будет негативно действовать на учеников, они станут вести себя не так, как обычно: замыкаться, бояться отвечать на вопросы, что может помешать естественному течению занятия.

Читайте также:  Нерудные (неметаллические) полезные ископаемые

Но почему тогда не один человек? Потому что мнение двоих более объективно и взвешенно. Ведь после открытого урока должен состояться его разбор, на котором гости укажут педагогу, у которого они побывали, опорные точки для дальнейшего самосовершенствования.

Крайне важно проводить запись открытого урока (на веб-камеру, планшет, ноутбук или телефон — главное, чтобы на записи учителя было хорошо видно и слышно). Видео нужно для того, чтобы до разбора показать его педагогу, который провёл урок.

Это даст ему возможность посмотреть на самого себя (о пользе подобного анализа мы уже говорили в одной из статей), а обсуждение гостям открытого урока следует начинать с вопросов о том, что думает сам учитель о своём занятии: какие он увидел плюсы и минусы? Что ему хотелось бы изменить?

Гранты в сфере образования в 2016 году

После каждого открытого урока проводится его разбор. Это должно произойти в течение недели, пока все впечатления ещё свежие. Сначала оба гостя должны обсудить данный урок между собой, сделав следующее резюме:

  • два плюса урока, которые необходимо сохранить,
  • два минуса, которые стоит исправить до следующего открытого урока,
  • оценка (по желанию). Можно ставить оценку за урок, руководствуясь, к примеру, 5-балльной шкалой, где 5 — недостижимый идеал, а 1 — абсолютно неподготовленный и скучный урок. Оценки помогают более тщательно отслеживать собственный прогресс.

На разборе не только гостям стоит высказывать своё мнение: очень важно, чтобы учитель подверг себя самоанализу.

 Поэтому большую часть разбора должен говорить он сам, а гости лишь должны своими вопросами направлять его в нужное русло.

Намного лучше, если моменты к улучшению будут вынесены как будто самостоятельно: психологически проще следовать своим собственным рекомендациям, подкреплённым чужим мнением, чем просто выслушивать, что плохо, а что хорошо.

Источник: zartart.com.au

На что нужно обращать внимание во время открытого урока?

Тайминг. Укладывается ли преподаватель в выделенное время? Не затягивает ли подачу материала? Возможно, наоборот — даёт его быстрее. Почему это происходит? Из-за непроработанной программы или потому что сам учитель медлит или торопится?

Атмосфера. Какая обстановка на уроке? Хотят ли ученики беседовать с преподавателем, отвечать на его вопросы, или они замыкаются в себе, боятся высказаться? Держит ли учитель школьников в тонусе, или же атмосфера слишком расслаблена и ребята позволяют себе отвлекаться и разговаривать? Приятно ли находиться на таком уроке?

Методика преподавания.

Как ведёт себя преподаватель: постоянно сидит или двигается по классу, наблюдая за работой учеников? Насколько активно использует доску, удобно ли располагает на ней материал? Смотрит ли преподаватель всем ученикам в глаза, отрабатывая визуальный контакт? Ведь по глазам можно понять очень многое: усвоил ли ребёнок задание, понятна ли ему тема, возможно, наоборот, для него всё слишком легко и нужно дать дополнительную нагрузку. Не стоит забывать и о том, как учитель работает с голосом и речью: не слишком ли громко или тихо говорит, присутствуют ли в речи слова-паразиты, от которых можно избавиться? Очень часто мы не замечаем за собой самые простые вещи, которые со стороны бросаются в глаза!

Знание материала и подготовка к уроку. Способен ли учитель ответить на каждый вопрос из класса? Рассказывает лишь то, что прописано в учебнике, или даёт материал шире и интереснее?

Рациональность. Насколько преподаватель логично и продуманно даёт материал? Насколько этот конкретный урок встроен во всю программу обучения (стоит об этом подробнее пообщаться на разборе), какое место занимает данный урок, что из него должны извлечь ученики?

Каждый из нас обладает своим уникальным опытом, поэтому всегда есть чему поучиться у коллег.

Источник: artyourheartout

Отдельно хотелось бы отметить следующие нюансы: гостями на уроке могут быть любые коллеги учителя.

Почему бы на урок математики не прийти историку и химику? Возможно, они не смогут заметить, если педагог не так хорошо подготовил материал, но атмосферу, отношения с учениками, тайминг и прочее у них оценить точно получится.

 От урока к уроку гости могут меняться, одна из целей этой активности — чтобы учителя делились опытом, смотрели друг на друга.

Наблюдая, анализируя и обсуждая, можно за короткое время очень сильно поднять уровень преподавания.

Педагогу стоит представить ученикам гостей (если, конечно, ученики ещё не знакомы с этими преподавателями), объяснить, что это просто такая добрая традиция — ходить в гости, вот и в школе мы теперь так будем поступать, постараться сделать так, чтобы ученики не стали замыкаться в присутствии других людей.

Бесплатные онлайн-курсы для учителей

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что это ни в коем случае нельзя преподносить как дополнительный элемент контроля.

В первую очередь проведение открытых уроков должно быть интересно самим учителям: поделиться опытом, приобрести новые идеи, подвергнуть себя анализу (причём в первую очередь самостоятельно, посмотрев, возможно, впервые на себя со стороны).

Даже признанному преподавателю с многолетним стажем не может не быть интересно свежее мнение, да и не исключено, что он подчерпнёт какую-нибудь инновационную «фишку» у молодого учителя, которая значительно оживит его занятия.

В компании MAXIMUM каждый учитель должен провести за год пять открытых уроков. Педагоги любят ходить друг к другу в гости и признаются, что такие занятия помогают «держать себя в форме».

Это подтверждают и оценки, которые ученики ставят своим преподавателям во время регулярных опросов. Опросы учеников, кстати, тоже очень полезный элемент мотивации в работе над собой.

Но это уже тема для отдельной статьи.

В оформлении статьи использована фотография пользователя majunznk.

14 апреля 2016, 15:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/open-lesson-for-improvement

Открытые уроки в школе, анализ открытого урока

Что такое открытый урок в школе? Открытые уроки в педагогической практике – это обязательные мероприятия. Каждый учитель их проводит один или несколько раз в год.

Открытые уроки необходимы:

  • во-первых, для администрации школы, чтобы проконтролировать работу молодого или вновь пришедшего педагога;
  • во-вторых, они дают возможность старшим специалистам поделиться своим многолетним опытом и продемонстрировать интересные наработки и идеи.

Разработка открытого урока

Проведение открытого урока требует от учителя более тщательной подготовки, чем ежедневная работа. Ведь здесь нужно не только ознакомить учащихся с новой темой или закрепить пройденный материал, но и продемонстрировать своё педагогическое мастерство с самой лучшей стороны.

Итак, по порядку.

  1. Начать нужно с определения для себя темы открытого урока и его цели, подобрать необходимые методические и научные пособия.
  2. В зависимости от возраста учащихся и типа урока необходимо продумать план его проведения. Это может быть игра, мультимедийное, мета- или межпредметное занятие и пр. Главное, чтобы выбранный вариант являлся интересным, нестандартным и обязательно был полезен для усвоения материала учениками (т.е. урок не должен проводиться впустую).
  3. Параллельно с подготовкой нужно обсудить и согласовать с администрацией школы и методическим объединением сроки проведения открытого урока, чтобы его включить в план школьных мероприятий и поместить для ознакомления в учительской и на сайте школы. Также обязательно нужно предупредить учеников, с которыми планируется мероприятие.
  4. Для более качественного проведения открытого урока рекомендуется ознакомиться с «Оценочным листом», который можно найти в школе или в сети Интернет. Этот документ обычно используется экспертами для оценки работы учителя, участвующего в конкурсе или претендующего на повышение (или подтверждение) квалификационной категории. Но даже если открытый урок планируется «для своих», эти критерии позволят методически правильно его построить.

Как правильно проводить открытый урок

Поскольку открытый урок заставляет учителя и учеников находиться в состоянии повышенного эмоционального и психологического напряжения, нужно воспользоваться некоторыми советами, которые помогут достойно выдержать это испытание.

Советы:

  • перед уроком дать себе установку, что всё получится;
  • быть естественным в общении с детьми, т.е. таким, каким они привыкли видеть своего учителя;
  • не показывать своё волнение, тогда и дети будут спокойно работать;
  • поддерживать учащихся во время устных опросов и не критиковать за неверные предположения;
  • держать перед собой план проведения урока, чтобы в нужный момент можно было с ним свериться.

Основные этапы открытого урока

Каждому учителю известны основные этапы проведения классического урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Новый материал.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

Поскольку проведение любого урока – это работа с детьми, на которых нужно ориентироваться в первую очередь, на практике последовательность этапов время от времени приходится менять местами или вовсе отходить от традиционного варианта.

Для проведения открытого урока понадобится этот план или несколько пунктов из него (в зависимости того, какой тип урока был выбран).

Проведение открытого урока

  1. Начало урока. Для любого занятия очень важное значение имеет организационный момент. Он начинается с установления должного порядка в классе и приветствия учеников. Далее следует сделать перекличку и отметить отсутствующих.
  2. В классическом варианте урока после этого нужно приступить к проверке домашнего задания.

    Для открытого урока предпочтительнее устный опрос, поскольку в этом случае «зрители» смогут узнать, какой материал был пройден и как учащиеся его усвоили.

  3. Новый материал.

     Открытый урок предполагает действия по плану, поэтому в этой части нужно будет озвучить учащимся не только новую тему, но также цели и задачи занятия (на обычных уроках это не всегда доводится до сведения учащихся).

    Объяснение нового материала должно демонстрировать педагогическое мастерство учителя, его владение научной информацией и умение общаться с детьми. Не стоит превращать объяснение новой темы в монолог. Желательно чаще обращаться к ученикам с вопросами, поддерживать их активность и внимание.

  4. Закрепление материала можно проводить путём быстрого опроса. Это позволит сразу понять, насколько тема была усвоена учащимися и на что следует обратить внимание в дальнейшем.
  5. Окончание. На этом этапе подводятся итоги и даётся задание на дом. Важный момент: детей с урока необходимо отпустить со звонком, не задерживая.

Анализ открытого урока

После занятия обязательно следует «разбор полётов». Сначала самоанализ учителя, проводившего открытый урок. Он озвучивает степень достижения поставленных целей и задач, объясняет произошедшие отклонения в плане, комментирует выставленные оценки и необходимые нюансы.

После этого следует анализ открытого урока администрацией школы (завучем, директором), председателем методического объединения или методиста-предметника. Если позволяет время, можно устроить небольшую дискуссию с вопросами и рекомендациями.

Открытый урок – это не только испытание, но и прекрасная возможность для учителя продемонстрировать знания, умения и навыки, разнообразить свою деятельность и дополнительно мотивировать учащихся на изучение предмета.

Открытый урок учителя начальных классов

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7041-kak-provesti-otkrytyj-urok-v-shkole.html

Молодому учителю. Первый урок: как справиться с волнением?

Главная » Статьи » Про образование [ Добавить статью ]

Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.

Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе.

Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией.

Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.

Подготовка у уроку

Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
  2. Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
  4. Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.

Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
  3. Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
  5. Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
  6. Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
  7. Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
  8. Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!

Источник: http://fevt.ru/publ/pervyi_urok/25-1-0-329

Как подготовить и провести открытый урок. МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА 1. Открытый урок для членов методического объединения. 2. Открытый урок для коллег в. – презентация

1 Как подготовить и провести открытый урок<\p>

2 МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА 1. Открытый урок для членов методического объединения. 2. Открытый урок для коллег в школе. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий. 3. Открытый урок учителя – методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью. 4. Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию. 5. Открытый урок на конкурсе « Учитель года » на региональном или федеральном уровне. МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА 1. Открытый урок для членов методического объединения. 2. Открытый урок для коллег в школе. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий. 3. Открытый урок учителя – методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью. 4. Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию. 5. Открытый урок на конкурсе « Учитель года » на региональном или федеральном уровне.<\p>

3 Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти двумя путями. 1. Либо разработать и показать один из уроков традиционной системы ( урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний и т. д.), насытив его всеми возможными методическими находками ; 2. либо использовать комплекс различных типов уроков с целью наилучшим образом показать возможности учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков, соединенные в рамках открытого урока, дадут представление о возможностях педагога.<\p>

4 Классические этапы урока можно превратить в собственный план открытого урока. Например: 1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. Возможно использование трех вариантов проверки или их комбинаций. 3. Работа с новым учебным материалом (подготовка к усвоению нового, изучение нового). 4. Домашнее задание. 5. Подведение итогов урока.<\p>

5 I ЭТАП. Организация начала урока Организационный момент открытого урока предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока или блока уроков (имеются в виду спаренные уроки), предварительная, лаконичная и ясная формулировка целей и задач урока. Своими действиями учитель должен подвести детей к осознанию цели урока как заранее запрограммированного учителем результата, который должен быть достигнут путем их сотрудничества в конце урока.<\p>

6 II ЭТАП. Проверка домашнего задания 1. Монолог : пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему. 2. Тестирование или составление технологической карты. 3. Фронтальный опрос, составление словаря терминов или хронологической таблицы. Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности. II ЭТАП. Проверка домашнего задания 1. Монолог : пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему. 2. Тестирование или составление технологической карты. 3. Фронтальный опрос, составление словаря терминов или хронологической таблицы. Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности.<\p>

7 III ЭТАП. Получение новых знаний Здесь возможно использование трех известных методов обучения : – частично поискового, – метода проблемного изложения материала, – исследовательского метода, или их композиции. Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. III ЭТАП. Получение новых знаний Здесь возможно использование трех известных методов обучения : – частично поискового, – метода проблемного изложения материала, – исследовательского метода, или их композиции. Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися.<\p>

8 IV ЭТАП. Домашнее задание Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану. И, наконец, домашнее задание творческого уровня : анализ на основе изучения фактов или документов ; доклад, реферат, эссе. IV ЭТАП. Домашнее задание Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану. И, наконец, домашнее задание творческого уровня : анализ на основе изучения фактов или документов ; доклад, реферат, эссе.<\p>

9 V ЭТАП. Подведение итогов урока В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она ( отметка ) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку – отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, нового взгляда на факт. V ЭТАП. Подведение итогов урока В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она ( отметка ) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку – отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, нового взгляда на факт.<\p>

10 Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5» за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль.<\p>

11 Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.<\p>

12 Путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.<\p>

13 Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.<\p>

14 Анализ урока учителем. Основные требования к самоанализу : место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке, мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком ( его отдельными частями ): меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов, самооценка как одно из условий творческого труда учителя. Анализ урока учителем. Основные требования к самоанализу : место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке, мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком ( его отдельными частями ): меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов, самооценка как одно из условий творческого труда учителя.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1215128/

Как подготовить и провести открытый урок – скачать презентацию

Вы можете ознакомиться и скачать Как подготовить и провести открытый урок. Презентация содержит 9 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:

Как подготовить и провести открытый урок

Слайд 2
Описание слайда:

Типы открытых уроков Для администрации данного учебного заведения; Для коллег из разных школ; Для молодых учителей

Слайд 3
Описание слайда:

Открытый урок для администрации Учитель показывает чего он достиг, какими методами и средствами овладел за время работы. Обычно эти уроки даются для получения более высокого разряда

Слайд 4
Описание слайда:

Открытый урок для коллег Цель учителя: поделиться опытом, отобрав из своей копилки наиболее ценное и интересное. Такие уроки могут содержать фрагменты обычных уроков, которые в своё время проводил учитель

Слайд 5
Описание слайда:

Открытый урок Открытый урок не бывает похожим на обычные уроки. Он концентрирует в себе всё то положительное, что накоплено учителем. Важно, чтобы урок оказался полезным для присутствующих.

Хорошо, если урок содержит элемент новизны.

Учителю следует так подготовить урок, чтобы «зажечь»присутствующих педагогов, чтобы им захотелось сделать что-то похожее: применить такой же метод, использовать похожие средства обучения и т.п.

Слайд 6
Описание слайда:

Подготовка урока Готовя урок, необходимо определить следующее: Место урока в данной теме; Тему урока; Цель урока; Тип урока; Методы и формы , используемые на уроке; Математическое содержание

Слайд 7
Описание слайда:

Роль учителя на открытом уроке « солировать» Проговаривает тему; проводит устный счёт; фронтальный опрос; Опрос у доски Воспроизводит часть решения примеров

Слайд 8
Описание слайда:

Открытый урок Ученики тоже должны быть готовы к участию в открытом уроке. Учащиеся должны знать основные формы работы на уроке, но для них должен оставаться элемент неизвестности, некая « изюминка», о которой они могут лишь догадываться со слов учителя.

Слайд 9
Описание слайда:

Открытый урок На открытом уроке должна присутствовать радость, для того чтобы дать разрядку ученикам. Для передышки можно использовать элементы занимательной математики, задания , в которых проявляется связь с окружающим миром , с другими предметами.

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/kak_podgotovit_i_provesti_otkrytyj_urok

Методические рекомендации по проведению открытого урока

Открытый урок – это учебное занятие в рамках образовательной программы, на котором присутствуют гости или эксперты.

На открытом занятии преподаватель демонстрирует коллегам, свой инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения.

Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.

Основными критериями для оценки эффективности открытого урока должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенных обучающимися под руководством преподавателя.

Чаще всего проводятся открытые уроки для:

1.Открытый урок для членов ЦМК

2.Открытый урок для молодых педагогов. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей.

3.Открытый урок для всего педагогического коллектива с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

4.Открытый урок, проводимый  преподавателем в присутствии администрации учебного учреждения или экспертов с целью аттестации на квалификационную категорию.

5.Открытый урок на конкурсе «Преподаватель  года» в учебном учреждении или на городском уровне.

Требования к открытому уроку.

Открытый урок обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих, (то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.)

Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой колледжа. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

Открытый  урок должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому преподаватель (мастер п/о), показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.

Открытый урок не должен  наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих.

Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание.

Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для обучающихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.

Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же учебной группой. Рекомендуется сообщить обучающимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.

Планирование открытого урока.

В конце учебного года, на заседании ЦМК проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании, которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. Составляется план проведения открытых занятий, определяется уровень, на котором будут проводиться занятия: внутри ЦМК, на отделении, учебном учреждении.

Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий.   Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной, практико-исследовательской деятельности  обучающихся.

Определить основную методическую цель урока — значит  установить, чему в основном он будет посвящен — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала.

Исходя из основной методической цели урока, можно указать такие типы уроков:

  • урок изучения нового;
  • урок закрепления;
  • урок комплексного применения ЗУН обучающихся
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков;
  • комбинированный урок.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Каждый из названных типов уроков в зависимости от характера деятельности преподавателя и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Типы уроков

Виды уроков

Цели

Урок изучения нового

лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний.

практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний.

практическое занятие, лабораторная работа, семинар

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний.

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Основные этапы подготовки и проведения открытого урока.

  1. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах занятия.
  2. При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит учащимся быть в курсе современных достижений.
  3. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.

Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей.

Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся, а изобилие  незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением.

Все иллюстративные  материалы урока должны работать на учебную цель занятия.

Выбор группы.

Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать свой открытый урок. Понятно, что группа должна быть контактная, мыслящая. 

Составление плана  урока.

К открытому занятию необходимо составить план занятия – технологическую карту урока с четким и разумным распределением времени. Рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок.

План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как студентов, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока.

Некоторые пункты могут быть дополнены или исключены по усмотрению преподавателя.

Определение целей открытого урока.

Формулировка цели открытого занятия – очень ответственный момент, «Как корабль назовешь,  так он и поплывет…»

Цель занятия – это заранее запрограммированный преподавателем  результат, который должен быть достигнут педагогом и обучающимися в конце данного занятия. Для правильной формулировки необходимо пройти 2 шага.

1 шаг: Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока.  Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает преподаватель.

2 шаг: формулировка триединой цели урока (обучение, развитие, воспитание).

Цель обучения предполагает формирование у обучающихся профессиональных и общих компетенций, практического опыта, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к данной теме урока.              

Цели развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, профессиональных умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)

Воспитательные цели. Предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и характера.

По-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. 

Драматургия открытого занятия

Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии. Готовя открытый урок, преподавателю надо суметь так всё срежиссировать, чтобы на его уроке было интересно всем.

На хорошем открытом уроке должна быть изначальная интрига, четко просчитанный ход урока, маленькие островки для импровизации, момент озарения и эмоционально-интеллектуальный подъем. И как можно больше «изюминок» – моментов, вызывающих у гостей и участников урока приятное удивление.

Как говорил Александр Васильевич Суворов – «Удивить – значит победить!»

Оформление материалов открытого занятия

На открытое занятие преподаватель готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который  включает следующие документы (могут дополняться в зависимости  от вида и типа учебного занятия):

-календарно-тематический план;

-план учебного занятия;

-конспект лекции;

-комплект материалов по разнообразным видам контроля;

-дидактический, раздаточный материал;

-задания для самостоятельной работы;

-комплект видеоматериалов для ТСО;

-варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеурочной работы

Оформляется методическая разработка открытого занятия. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.

Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения на заседании ЦК и утверждения завучем сдается в методический кабинет.

Анализ открытого урока

«Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе – тот истинно велик!»

Анализ открытого занятия с участием посетивших – является обязательным, в соответствии с  Положением «О подготовке и проведении  открытых занятий в учебной организации». 

Первое слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса.

Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п.

  Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.

Порядок анализа и самоанализа открытого урока

п/п

Педагогические явления

Показатель оценки

1

Методическая цель и инновации

Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

Роль инновации в выполнении задач обучения по предмету

Взаимосвязь с традиционной методикой

Достижение методической цели открытого урока

Факторы, препятствующие полному достижению методической цели

2

Методическая цель и содержание урока

Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации)

3

Методическая цель и структура урока

Педагогическая целесообразность выбора структуры урока

Соответствие выбранной структуры урока методической цели 

4

Методическая цель и методические приемы, методы обучения

Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели, их целесообразное сочетание

5

Инновации и учебно-познавательная деятельность обучающихся

Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся

Уровень познавательной самостоятельности учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Активность учащихся на открытом уроке

6

Вариативность применения инновации на уроках

Варианты применения инновации на уроке

7

Перспективы применения инновации в образовательной практике

Границы применения инновации

Применимость в обучении другими предметами

Целесообразность внедрения инновации в общеобразовательную практику (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов).

Самоанализ занятия педагогом оказывает серьезную помощь эксперту. Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).

Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.

Резюме:

  1. Планирование открытых уроков в конце учебного года
  2. Каждый педагог проводит открытый урок 1 – 2 раза в год
  3. Продолжительность 45 минут
  4. Педагог взаимодействует только с учениками
  5. Тема строго соответствует календарно – тематическому плану
  6. В учебной организации должно быть «Положение о подготовке и проведении открытых занятий в УО»
  7. Педагогу необходимо создать доброжелательную атмосферу, заинтересовать обучающихся, доступно, наглядно, интересно преподнести новый материал, активно взаимодействовать с учениками, чувствовать уровень их понимания, чётко следовать структуре занятия, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Пед. общество России, 2005. – 144 с.
  2. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера : кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 301 с. : ил. – (Педагогическая мастерская).

Оригинал работы:

Методические рекомендации по проведению открытого урока

Источник: http://www.informio.ru/publications/id2941/Metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-otkrytogo-uroka

Ссылка на основную публикацию