К.г.паустовский “теплый хлеб”: описание, герои, анализ произведения

“Теплый хлеб” – анализ произведения

Произведение “Теплый хлеб” написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже.

Знаменитый журнал “Мурзилка” опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки.

Анализ произведения “Теплый хлеб” также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.

О чем рассказ “теплый хлеб” коротко?

Сначала коротко обсудим, какую тему поднимает Константин Паустовский и о чем побуждает задуматься читателей, затем рассмотрим сюжет и главных героев, увидим также, как Филька обижает коня.

Рассказ “Теплый хлеб” раскрывает тему любви и великодушия, вместе с тем обращается внимание на равнодушного человека.

Можно ли устранить последствия причененного зла, проявить милосердие и простить от сердца? События настоящего и прошлого связаны единой нитью, автор пишет о людях и животных, о вине и искуплении.

Анализ рассказа “Теплый хлеб” был бы неполным без рассмотрения сюжета. Паустовский рисует простую деревню во времена войны.

Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное.

Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало.

На селе коня любят, поэтому каждый помогает, кто чем может. Здесь, делая анализ рассказа “Теплый хлеб”, подчеркнем, что однако есть один человек, который выделяется на фоне всех – это Филька. Его злоба и равнодушие к другим приводит к тому, что он сильно обижает и коня.

Жуя ломоть хлеба с солью, он не желает поделиться с конем, когда тот тянется к руке, а бьет его по губам. Такое бездушное поведение катастрофически сказывается на всей деревне – наступают лютые холода, которые предвещают голодную смерть.

В конце концов, Филька понимает свою вину, желает ее искупить, поэтому, угостив коня теплым хлебом, он заключает с ним мир.

Герои рассказа “Теплый хлеб”

Готовя сочинение 5 класс по рассказу “Теплый хлеб” Паустовского, обратите внимание на образ Фильки. Это подросток, который живет с бабушкой, и он очень бессердечен, полон злобы, недоверия и черствости. Когда друзья обращаются к нему за помощью, он отказывает им, и не любит он ни людей, ни животных.

Когда с Филькой беседует его бабушка, он вдруг понимает, насколько жестоко поступил, и какие теперь могут быть последствия.

Поразмышляв, он находит самый лучший выход из положения, и признает свою ошибку.

Теперь мы видим этого персонажа с другой стороны: он трудолюбив, сообразителен, организован и готов исправить последствия своих необдуманных действий на благо других. Фильке уже можно верить.

Однако анализ рассказа “Теплый хлеб” показывает и образ другого персонажа, о котором мы уже упоминали. Это старый мельник Панкрат.

Его образ загадочен, ведь он не только вылечил коня, но и проявил удивительные качества.

Когда Филька идет искупать свою вину, Панкрат не мешает ему, и не держит на него зла, давая себе отчет в том, что каждый человек имеет свои положительные качества, и в человека нужно верить.

Другие детали анализа

События в рассказе “Теплый хлеб” строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими.

Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция.

Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.

Обязательно в анализе “Теплый хлеб” подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость.

Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло.

Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.

Надеемся, что анализ рассказа “Теплый хлеб” будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу “Теплый хлеб” Паустовского, обязательно включите эти мысли.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/teplyy-hleb-analiz-proizvedeniya

К.Г. Паустовский “Теплый хлеб” (материал для анализа текста)

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › К.Г. Паустовский “Теплый хлеб” (материал для анализа текста)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Анализ текста К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Крауц Ольга Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №65»

2 слайд Описание слайда:

«Тёплый хлеб» Назови главного героя-животного в сказке «Тёплый хлеб» Назови главного героя-человека в сказке «Тёплый хлеб» Какое прозвище было у Фильки? Почему?

3 слайд Описание слайда:

Почему конь остался в деревне? А)   Его ранили Б)   Так захотел Панкрат В)   Конь не захотел идти дальше

4 слайд Описание слайда:

Кто выходил коня? А)   Мельник Б)   Бабка Фильки В)   Кузнец

5 слайд Описание слайда:

Почему коня кормили всей деревней? А)   Потому что конем мог воспользоваться любой житель деревни Б)   Потому что все любили этого коня В)   Потому что мельник не мог один прокормить коня

6 слайд Описание слайда:

Как Филька обидел коня? А)  Он сам съел предназначенный для него хлеб Б)  Он ударил потянувшегося к хлебу коня по морде и забросил хлеб далеко в снег В)  Он спустил на него собак

7 слайд Описание слайда:

– На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!    И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.     Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.

8 слайд Описание слайда:

Что случилось после того, как мальчик плохо обошелся с конем? А)   Тут же налетел жуткий мороз, который заморозил воду, из-за чего и остановилась мельница Б)   Теперь на Фильку бросалось каждое встреченное им животное В)   Теперь любой хлеб, который ел Филька, становился черствым и невкусным

9 слайд Описание слайда:

Какую историю рассказала бабушка Фильке? А)   О том, как она обидела когда-то солдата. Б)   О том, как мужик из деревни обидел старого солдата. В)   О том, как закончилась война.

10 слайд Описание слайда:

– Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, – говорила бабка. Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни.

  – Отчего же стрясся тот мороз? – спросил Филька.  – От злобы людской, – ответила бабка. – Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку.

И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: “Вот тебе! Жуй!” – “Мне хлеб с полу поднять невозможно, – говорит солдат. – У меня вместо ноги деревяшка.” – “А ногу куда девал?” – спрашивает мужик. “Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии”, – отвечает солдат. “Ничего. Раз дюже голодный – подымешь, – засмеялся мужик.

– Тут тебе камердинеров нету”. Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.  – Отчего же он помер? – хрипло спросил Филька.

  – От охлаждения сердца, – ответила бабка, помолчала и добавила: – Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз. 

11 слайд Описание слайда:

Как Филька искупал свою вину, спасал деревню? А)   Он попросил прощения у коня Б)   Он уговорил деревенских ребят рубить в реке лед около мельницы, пока не появится вода В)   Он растопил лед на реке, бросившись в воду

12 слайд Описание слайда:

Кто помог Фильке исправить беду? В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг.

…А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.      Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее.

С крыш падали и со звоном разбивались сосульки. 

13 слайд Описание слайда:

О чем рассказывала сорока над плотиной? А)   О том, что она разбудила летний ветер. Б)   О том, что Филька – плохой человек. В)   О том, что она самая умная.

14 слайд Описание слайда:

Когда заработала мельница? А)   Вечером. Б)    Она сломалась навсегда. В)   Летом, когда потеплело.

15 слайд Описание слайда:

Что стали делать люди?

16 слайд Описание слайда:

Как Филька помирился с конем? А)   Попросил у него прощения. Б)    Он принес ему свежего хлеба с солью. В)   Он покормил его морковкой.

17 слайд Описание слайда:

Как конь отреагировал на извинения мальчика? Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

18 слайд Описание слайда:

Что Фильке было труднее всего сделать? А) Расколоть лед на реке Б) Попросить прощения у коня В) Самому испечь хлеб

19 слайд Описание слайда:

Что Фильке было труднее всего сделать? Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

20 слайд Описание слайда:

О чем сказка «Теплый хлеб»? А)   О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми. Б)    О злых колдунах В)   О путешествии на необитаемый остров

21 слайд Описание слайда:

Какая пословица соответствует содержанию сказки? А)   Нет ничего отважнее, чем победа над собой. Б)    Язык до Киева доведет. В)   Делу – время, потехе – час.

22 слайд Описание слайда:

Реальные мотивы в произведении Паустовского: А) Болтовня сороки Б) Панкрат-колдун  В) Раненый конь

23 слайд Описание слайда:

Сказочные мотивы в произведении Паустовского: А) Война Б) Панкрат-колдун  В) Раненый конь

24 слайд Описание слайда:

ВЫВОД Сказка учит нас бороться со злом внутри себя, быть внимательнее к окружающим и не бояться просить прощения за причиненное другим зло.

25 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/kg-paustovskiy-tepliy-hleb-material-dlya-analiza-teksta-1751887.html

Герой произведения тёплый хлеб

  «Теплый хлеб» – реалистичная сказка русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

  Главные герои:

  • старый мельник Панкрат;
  • мальчик Филька.

  Также немаловажная, и даже основная роль, отводится в сказке раненному коню.

Характеристика героев и краткое описание событий

История и характеристика Панкрата

  Во время войны проходила мимо деревни Бережки немецкая кавалерия. Один из их коней подорвался на мине, поранил ногу, и его раненного бросили  в этой деревне.

Старый мельник Панкрат, всю свою жизнь молотивший муку и содержавший мельницу, взял коня на попечение, выходил его и оставил у себя. Благодарный конь стал помогать мельнику во всем.

Коня в деревне любили, почитали, подкармливали, кто чем мог, так как Панкрату было очень тяжело прокормить животинку в одиночку.

  Панкрат в сказке описан как человек работный, неленивый, ответственный. Местные мальчишки побаивались старика, даже называли его колдуном. Работа у Панкрата в деревне была самая ответственная – перемалывать муку для хозяек, чтобы хлеб пекли, чтобы в зиму во время войны с голоду не умереть. Вся надежда была на мельницу и старика.

История и характеристика Фильки

  В сказке Филька описывается как мальчик нелюдимый и недобрый, к людям относился с недоверием, ему даже дали прозвище «Ну тебя».

  В день, когда произошли загадочные и несчастливые события Панкрат как раз собирался молотить новую порцию зерна. Раненный конь ходил по деревне и стучался мордой в дома людей, ожидая угощений.

Читайте также:  Сентиментализм в искусстве (xviii в)

Постучал он и в дом, где жил мальчик Филька со своей бабушкой. Калитку мальчик отворил, но угощения коню не дал, ударил его по морде, а хлеб выкинул в снег.

Сильно плохо мальчик с раненным конем поступил.

  Страшный холод и мороз тут же наступил в деревне, река замерзла, и больше не было возможности крутить колесо мельницы. Люди остались без муки и хлеба. Виной всему был Филька.

Желая искупить свою вину, мальчик придумал способ спасти деревню от голода – собрал всех в деревне раздолбить лед в реке, да разжечь костры. Затея удалась. В тот же вечер мельница намолола муки, и в каждом доме был хлеб.

Повинился мальчик и перед конем, принес хлеб и расплакался перед ним на всю деревню. Конь дар принял, а мальчика простил. С тех пор все стало хорошо в деревне, а вскоре и война закончилась.

  Своей сказкой Паустовский хотел научить людей многому, в том числе:

  • быть ответственными за свои действия,
  • избегать злобы и равнодушия,
  • помогать друг другу в сложных ситуациях,
  • быть добрыми и не причинять обид всему живому.

Источник: http://VashUrok.ru/questions/geroy-proizvedeniya-tyopliy-hleb

Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось – это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях.

Его произведения перекладывались на многие языки.

Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.

Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат – местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.

Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил.

Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата.

Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.

Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.

Главные герои

Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью.

Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями.

Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.

Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.

Главная мысль

В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым.

Ведь доброта – это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей. А вот черствость и равнодушие приводит к беде.

При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.

Слушать сказку Паустовского Теплый хлеб

  • в дневник теплый хлеб
  • К Г Паустовский краткий анализ сказки
  • мне понравилась книга теплый хлеб
  • славная мысль сказки теплый хлеб паустовский
  • теплый хлеб читательский дневник

Источник: http://sochinyshka.ru/chemu-uchit-skazka-k-g-paustovskogo-tyoplyj-xleb.html

К.Г.Паустовский “Теплый хлеб”

22.02.2018г

Тема урока:К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб».Художественное пространство рассказа.Художественно – изобразительные средства в рассказе.

Цель урока: Вести работу над анализом сказки, учить характеристике героев, оценке их поступков. Развить навыки связаного пересказа, выразительного чтения, умение отвечать на вопросы, аргументировать собственное мнение.

Воспитывать положительные нравственные качества, привести к пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.

Тип урока: Анализ литературного произведения.

Оборудование: Портрет Паустовского, иллюстрации к сказке; мультимедийное оборудование; Таблички с надписями положительных и отрицательных качеств человека; Предварительная запись на доске: план сказки.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Целеполагание. Сообщение цели и задач урока.

-Сегодня к нам в гости опять пришла сказка. Вы уже познакомились с ее авторам К.Г. Паустовским и содержанием сказки «Теплый хлеб». А сегодня мы будем анализировать события сказки, характеризовать ее героев, оценивать их поступки,высказывать собственное мнение о прочитанном.Но прежде поговорим о сказках вообще.

III. Актуализация опорных знаний уч-ся.

1)ответить на вопросы:

-На какие два вида делятся сказки по наличию или отсутствию автора (народные и литературные).

-Какие бывают сказки по изображению героев и событий.

(волшебные, бытовые, о животных). К какому из этих видов относится сказка «Теплый хлеб».

-Чем все сказки похожи друг на друга? (В любой сказке обязательно побеждает добро и содержится народная мудрость).

2) Загадки о сказках. Указать героя и какая это сказка-литературная или народная

IV. Анализ сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

(с параллельным просмотром слайдов-эпизодов из сказки)

  1. Понятие о морали, нравственности (это философские категории, отражающие положительные и отрицательные качества людей, их поступки, взаимоотношения).

  2. Уч-ся называют положительные и отрицательные качества людей. Таблички с положительными качествами вывешиваются на доске(присущие героям сказки). Отрицательные:высокомерие, жестокость, зло, самоуверенность, грубость. Положительные: доброта, отзывчивость, сопереживание, уважение, взаимовыручка, трудолюбие.

  3. Назовите героев сказки «теплый хлеб» : раненый конь, мельник, Панкрат, мальчик Филька (слайды)

  4. Составление плана сказки (устно, запись на доске):

  • История раненого коня
  • Филька по прозвищу «Ну тебя»
  • Обида, нанесенная коню
  • Лютый холод
  • Рассказ бабки
  • Осознание филькой своего поступка
  • Разговор Фильки с Панкратом
  • Спасение
  • Филька мирится с конем
  1. Беседа о событиях сказки, характеристика героев, оценка их поведения:

-Как конь оказался в Бережках.

– Рассказ о Панкрате (приведите из текста ключевые слова, характеризующие мельника) : скорый на работу, сердитый старик, колдун (Слайд №4 «Панкрат и конь» на мельнице.

-Чем занимается конь? Как он живет.

– Охарактеризуйте фильку, почему ему дали прозвище «Ну тебя».(слайд №5 №Филька и деревенские ребята»)

-Пересказ эпизода «Конь просит хлеба у фильки»(слайд №6 «Обида»

-Выразительное чтение слов Фильки, обращенных к коню (в чтении передать злость мальчика, его грубость). Каким можно назвать поступок Фильки?

-Какая беда случилась в бережках? (слайды № 10-12: «Конь взвился»; «Вьюга», «Все заледенело»).

-Понаблюдайте за текстом- как автор передает изменения в природе, зачитать ключевые фразы (стр.14).

-Объясните смысл слов бабки мальчика. Что их ждет теперь «неминучая смерть» -Какие чувства испытывает мальчик?: страх, осознание собственной вины, стремление исправить свою ошибку, уберечь людей от гибели.

-Как бабка объяснила, от чего стрясся мороз (« от злобы людской»)

– Какой совет она дает внуку?

-как мальчику Панкрат помог (слайд №13 «Филька пришел к Панкрату»)

0Выразительное чтение диалога (стараемся передать чувства героев). Раскрыть лексическое значение ключевых слов (стр. 16-17).

-Что же придумал Филька?

Почему Филька поверил, что ребята помогут ему (выразительное чтение эпизода «..какие ребята хорошие»).

(слайды №14-17: « Филька, долбит лед, жжет костер, мельница заработала, люди радуются.

-К чему привел совместный труд7 Какие качества проявили люди, помогавшие Фильки? (доброту, взаимовыручку, сопереживание, отзывчивость, умение прощать).

-Пересказ и анализ эпизода «Филька просит прощения у коня (слайды №18-22). Какова первая реакция коня на мальчика?

Выразительное чтение последнего эпизода

V. Итог урока

– Обобщение. Выводы.

  • Укажите элементы волшебства в сказке?
  • В чем же, по мнению автора, счастье человека? (в труде, во взаимной выручке, доброте).
  • Какова же народная мудрость сказки, какой урок можно из нее извлечь? (если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно никогда никому не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе).
  • Вывод: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.- народная мудрость.
  • Смысл названия сказки-значение слова «теплый-добрый, душевный, приветливый» (нахождение эпитетов стр.20- 1 абз.

-Комментирование оценок уч-ся.

-Домашнее задание.

-Тест на знание содержания сказки (индивидуальное задание отдельно на листочках)

Тест по сказке «Теплый хлеб» Паустовского

1.Жанр произведения:

А) рассказ

Б)быль

В)Сказка

2.Тема произведения:

А)труд и забота о животных

Б)Забота о животных

В)человек и природа

3. Значение слова «Теплый» в названии произведения

А)обладающий теплотой, приветливый

Б)Согревающий тело, сытный

В)недостаточно горячий

4.Раненый конь остался жить:

А)у кузнеца

Б)мельника

В)лесника

5.Старая сорока считала, что помогла Фильке

А)позвав на помощь ворон

Б)разбудив летний ветер

В)напугав своим стрекотанием лютый мороз

6.Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала

А)злобу людскую

Б)ненависть народную

В)грубость человеческую

7.Филька понял, что совершил отвратительный поступок, злой, когда

А)обидел коня

Б)усилился мороз

В)услышал рассказ бабушки

8.Изображение ночного пейзажа представляет собой

А)повествование

Б)описание

В)рассуждение

9.В предложении: «Ветер…понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом»-автор использует

А)метафору

Б)аллегорию

В)олицетворение

10.Историю воина-инвалида и раненного коня объединяет стилистический прием

А)антитеза

Б)сравнение

В)аллегория

11. В предложении «За окнами воздух былсиний ,густой, страшный» подчеркнутые слова представляют собой

А)эпитеты

Б)логические определения

В)сравнения

12.Настоящим спасением для деревни является

А)совместный труд ее жителей

Б)перемена направления ветра

В)своевременная помощь сороки

13.Смвсл подношения детьми хлеба-соли коню

А)желание поделиться хлебом с голодным животным

Б)благодарность за труд

В)применение и извинение за злой поступок Фильки

10б

11б

12а

13в

Приложение к уроку

Литературы в 5 классе

По сказке К.Г. Паустовского

«Теплый хлеб»

Загадки,

Сказочные герои

Бедняжка я и заморашка,

К золе привыкла и печам.

Мне днем бывает очень тяжко,

И я мечтаю по ночам.

Но я не плачу, я не плачу,

Я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу

И всех жалею и люблю.(золушка)

Не у кого, ни у кого,

Спросите целый свет,

Нет носа тоньше моего,

Длиннее носа нету!

Ношу я длинный, длинный нос,

Я мальчик непростой,

Сто приключений перенес,

Но вот, в конце концов, принес

Для всех друзей своих принес

Я ключик Золотой!(Буратино)

Я красив, силен, могуч,

Я грознее грозных туч,

И умнее всех, нет слов,-

Много у меня голов.(Змей Горыныч)

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была?(Василиса Премудрая)

Долго хозяйка посуду не мыла

И наказанье за то получила.

Утварь домашняя вся разбежалась,

Лишь с тараканами баба осталась.

Горькое, горькое, горькое горе

Стало наградой неряхе..(Федоре)

Сходив однажды на базар,

Она купила самовар.

Друзей к себе всех пригласила,

Кормила их она, поила.

Трусливы гости оказались,

Помочь в беде ей отказались.

Но тут влетел в окно герой

И за нее он стал горой

Закончилась свадьбой вся заворуха

Невесту героя

Зовут… (Цокотуха)

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/k-g-paustovskii-tieplyi-khlieb-1.html

Тема: К Г Паустовский «Теплый хлеб» Герои сказки Экспозиция Завязка

Пантус Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы школы № 247 Красносельского района Санкт-Петербурга

Урок 1 Тема: К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Герои сказки. Экспозиция. Завязка

Цели: Убедить пятиклассников в необходимости внимательного чтения. Начать знакомство со сказкой К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Учить выделять детали, необходимые для характеристики героя.

Актуализация знаний. Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К. Г.Паустовского «Теплый хлеб». А какие произведения этого автора вам уже знакомы? О чем они? («Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Кот-ворюга).

Вступительное слово учителя. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.

88):

Размышления над цитатой Паустовского. – Что значит уметь читать? (Понимать прочитанное, вникать в замысел.) – Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде.

) – Для каждого ли книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным). Обобщение учителя. Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя.

Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет.

Знакомясь со сказкой К. Г.Паустовского «Теплый хлеб», будем читать внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора. Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: « Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»

Комментированное чтение сказки. Чтение вслух первого абзаца. – Когда происходят события? (В годы Гражданской войны).

Читайте также:  Мебель из мусора - способ сохранения окружающей среды

– Где происходят события? (В обычной русской деревне). Чтение вслух до слов «да ну тебя надоела» Первое знакомство с героями.

– Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька). – Что автор говорит о каждом герое? Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.

Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.

Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».

– Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе). Чтение вслух до слов « или ничего такого не было».

– Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках. А сейчас поразмышляем над тем событием, из-за которого все произошло. Вспомните, как называется событие, которое начинает действие. (Завязка).

– Какое событие будет завязкой этой сказки? (Филька обижает коня).

– Как называется та часть сказки, которая была до завязки? (Экспозиция). – О чем была экспозиция сказки «Теплый хлеб»? (Узнали когда и где происходят события, познакомились с героями). Анализ завязки.

– Как Филька обидел Коня?  Во-первых, наотмашь ударил Коня по губам, то есть сильно размахнувшись. Во-вторых, обозвал дьяволом и христарадником. (На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради».

Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту)

– Почему Филька так поступил? (Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя) Домашнее задание: Дочитать сказку Задания по выбору учащихся или по вариантам.

а) Используя различные толковые словари, объяснить значения слов: треух, ходули, картуз, удила, хомут, полынья. Для объяснения слов: треух, ходули, картуз – нарисовать иллюстрации и подобрать подписи из текста.

б) Проиллюстрировать одну (или несколько) пейзажную зарисовку. в) Подготовить пересказ, близкий к тексту «Рассказ старой бабки о древней истории».

Источник: http://www.testsoch.info/tema-k-g-paustovskij-teplyj-xleb-geroi-skazki-ekspoziciya-zavyazka/

О чем сказка «теплый хлеб» паустовского

«Теплый хлеб» очень мало походит на сказку, ведь и деревня Бережки, и главный герой — мальчик Филька, и старый мудрый мельник Панкрат могли существовать на самом деле. А страшная метель и трескучий мороз, вы­званные грубым и необдуманным поступком Фильки, впол­не могли оказаться обычным совпадением. Обычным — да не совсем.

Главные герои рассказа Константина Паустовского «Теплый хлеб» — деревенский мальчик Филька и конь по имени Мальчик. Конь был особенный, кавалерийский, он получил ранение в ногу и его оставили в деревне, у мельника Панкрата. Кормить коня старому мельнику было трудно, и конь часто бродил по деревне в поисках угощения.

Подробнее: DetskiyChas.ru

 Показать / Скрыть текст   Однажды через деревню проходили кавалеристы и оставили вороного коня, раненого в ногу. Мельник Панкрат вылечил коня, и тот стал ему помогать. Но мельнику было тяжело прокормить коня, поэтому конь иногда ходил по деревенским домам, где его угощали кто ботвой, кто хлебом, а кто и сладкой морковкой.

Многим с детства знакома трогательная история о раненой голодной лошади. Называется этот рассказ «Теплый хлеб». Не все знают, кто автор данного произведения. Написал «Теплый хлеб» Паустовский.

Краткое содержание рассказа поможет быстро узнать, с чего всё началось и чем закончилась история. Произведение учит добру, тому, что важно признавать и исправлять свои ошибки. Автор – признанный мастер художественного описания природы.

Читая строки, кажется, будто бы являешься свидетелем всего происходящего.

1 слайд Описание слайда: Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе 2 слайд

Описание слайда:
ЦЕЛЬ УРОКА: помочь учащимся проанализировать сказку А.П.Платонова «Тёплый хлеб», понять тему, идею, нравственные уроки, особенности изобразительно-выразительных средств

О любви и сердечности, о равнодушии и его последствиях, о возможности загладить причиненное зло, о милосердии и прощении заставляет задуматься эта литературная сказка К. Г. Паустовского, больше похожая на быль. Одним сюжетом связаны настоящее и прошлое, люди и животные, вина и искупление.

Подробнее: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог, и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.

Во время войны конная армия проходила рядом с деревней Бережки, по дороге разорвался немецкий снаряд и осколок попал в ногу коня. Коня оставили в деревне, а войско пошло дальше. На окраине деревне жил старый мельник Панкрат работящий и очень суровый на вид.

Все его считали колдуном, он то коня и вылечил, так и появился помощник у мельника: то навоз на нем возил мельник, то глину. Тяжело было Панкрату его кормить и от голода стал конь ходить по деревне просить еду. Кормили его всей деревней так как считали, что конь общий.

Кто хлеба даст, кто овощей.

Оцени ответ Не нашёл ответ? Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература. За 3 ч работы один экскаватор вынул 555м3 земли.сколько кубических метров земли вынет второй экскаватор за 4 ч ,если в час он вынимает на 15м3 больше,чем первый?

Формат pptx (powerpoint) Количество слайдов 11 Аудитория 5 класс 6 класс 7 класс Слова литература теория литературы теория прозы паустовский теплый хлеб Конспект Отсутствует Содержание Слайд 1 Подумаем над вопросом: Произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»-это сказка или рассказ?

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, — ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

О чем заставляет задуматься сказка «Теплый хлеб»? Ответ на этот вопрос Вы можете написать сами используя анализ сказки. О чем заставляет задуматься рассказ «Теплый хлеб»?
Сказка К. Г.

Паустовского «Теплый хлеб» поучительна и красива.

Эта книга заставляет задуматься о настоящих жизненных ценностях: доброте, отзывчивости, стремлении помочь другим, ответственности за себя и за тех людей, которые рядом.

1. Как вы назвали бы эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей автор? Эту сказку Паустовского можно было бы назвать «Раненый конь», «Сказка о чуде, которое случилось в деревне Бережки» или как-нибудь иначе. Сам автор называет эту сказку «Теплый хлеб». Теплый— значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в своей сказке.

Жил – был в деревеньке Бережки мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя». Жил он с бабкой, и рос недоверчивым и малообщительным человеком. И вот приключилась с ним одна некрасивая история. В этой же деревне жил конь.

Во время войны его, раненого, оставили кавалеристы. Выходил и поставил на ноги коня деревенский мельник Панкрат. Однако кормила его все, поскольку одному мельнику это было бы не под силу.

Каждый считал себя обязанным покормить прирученное животное.

Подробнее: www.allsoch.ru

Одними из главных читателей его книг были самые маленькие. Специально для них писатель сочинял сказки, притчи и другие волшебные поучительные истории, — своего рода, послания будущим взрослым, чтобы дети выросли и стали настоящими умными, осознанными и любящими людьми. Ведь, чем больше посеешь добро, тем светлее станет мир.

Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость разрушительна не только для самих людей, но и для окружающей флоры и фауны. От подлости и гнева страдает природа и ее обитатели.

Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский – признанный мастер небольшой новеллы.

В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» — замечательный образец художественного мастерства писателя.

Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.

Цели урока: познакомить учащихся с фактами из биографии ; помочь учащимся разобраться в главной идее произведения – добро в человеке должно побеждать зло, учить их быть чуткими друг к другу, милосердными; учить выделять детали, необходимые для характеристики героя; раскрыть реальность и фантастику в сказке; развивать навыки быстрого выразительного чтения, умения находить в тексте нужные эпизоды.

Источник: http://www.chsvu.ru/o-chem-skazka-teplyj-xleb-paustovskogo/

К. Паустовский «Теплый хлеб»

Класс

5

Дата

28.04.15

урока

58/4

Тема урока: «К. Паустовский «Теплый хлеб»

Цель урока: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке;

Задачи:

проверить знание материала учащимися;

повторение темы ” художественные средства языка”,

– воспитание любви к природе, к близким людям.

Оборудования: иллюстрации, «Вся мировая и русская литература»

Учебник: «Русская словесность» 5 класс, под ред. Чаплышкиной;

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач урока.

II. Проверка домашнего задания. Проверка конспектов.

III. Сообщение нового материала. Вступительное слово.

Мотивация.

– Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

– Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение?

– Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).

– Подберите антоним к слову зло. (Добро)

– Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.

– В каких поступках может выражаться добро?

Изучение материала.

– Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще) Злой поступок не красит человека, а какое он оказывает влияние? Могу ли я сделать вывод, что, совершив злой поступок, человек «низко падает».

– Вы прочли текст сказки «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» – это литературная сказка.

– Проверим ваши первичные знания. На выполнение тестового задания я даю вам 2 минуты.

– Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

– Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его. Занесите их в нашу темницу.

– Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»
(Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.)– Какой нехороший поступок совершает Филька? Осознает ли мальчик, что поступил плохо?

(«Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! – и прислушался».
«Да ну вас! Проклятые» – кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.)– Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? – Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?

Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.

– Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

Читайте также:  Кавказский заповедник: животные и растения

(Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.)

– Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! – сказал Филька. – Пробьем мы, ребята, и такой лед!»– Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?- Почему конь простил Фильку?

(Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.) 

Анализ описания природы.– Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся. – Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?

В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».

Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.– Какие тропы использовал автор в описании природы? (Индивидуальное задание)

– Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?

 Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.


– Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж? (Индивидуальное задание)
Это уже реалистичный пейзаж.

Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей.
– Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.

IV. Закрепление изученного. Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый»
– Да, в произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» – сказка. Определите, какие события и персонажи являются реальными, а какие – сказочными.

Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни.

И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной?- Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается.

А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».

Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова.

Нагретый, дающий или содержащий тепло.
Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый
– В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб? – Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным? – Итак, в чем смысл названия сказки?

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика.

– Что нового вы открыли для себя на уроке?- Заинтересовали ли вас затронутые проблемы?- Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками?

Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

V. Подведение итогов. Обобщение.

– Самое время вернуться к эпиграфу и соотнести смысл пословицы со сказкой-притчей К.Г. Паустовского

– Какие размышления у вас есть по этому поводу? (В деревне было тепло, значит, там жили добрые люди. Но Филька нарушил порядок. Из-за его злобы все изменилось. Воцарился мороз. Он ходил по деревне, но его никто не видел. Но все же сердце Фильки оттаяло, он тоже стал добрым. И вокруг вновь стало тепло.)

– Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным.

Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела.

Пусть одними из  ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания.

1)  Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

Блез Паскаль

Групповая работа. Оценивание.

VI. Домашнее задание: анализ произведения «Теплый хлеб»

Групповая работа.

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали,   лопались»

                     2) «В морозные дни… с темной водой».

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

IV. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.

1 группа – Что, по-вашему, в сказке реальное?

2 группа – Что, по-вашему, сказочное?

Предлагаю прочесть эпизод сказки.

«Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».

– Какие чувства у вас вызывает такое описание природы? (Радость, веселье, какой-то задор, доброта, умиротворение).

– Предлагаю приклеить первый лепесток к нашему цветку добра.

Каждый из нас совершает не только добрые поступки. Но, совершив плохой, человек переосмысливает сделанное, сожалеет, переживает, раскаивается.

Вернемся к главному герою. Предлагаю прочитать центральный эпизод сказки.

«…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела…»

– Как вы можете оценить его поступок? Предлагаю вам заполнить таблицу новыми характеристиками. Возможно, некоторые слова вы уже записывали. Не бойтесь, если слова будут повторяться. Это только лишь покажет, что вы уже ориентируетесь в проблеме.

– Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем? (В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу).

– Так какого же волка кормит Филька? Вспоминайте притчу. Предположите, а был ли у Фильки выбор? (Он мог поступить, как все, не отказав коню)

– Давайте прочтем. Художественное чтение отрывка.

«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.

Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни.

И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

            Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».

 – Почему же все вокруг изменилось? (Виной всему Филька. Он грубо поступил с конем, которого все в деревни считали своей обязанностью покормить. Из-за него в деревне поднялся ветер, ударил мороз.) Заполним таблицу словами и словосочетаниями, которые характеризуют зло в природе. (Метель, мороз, слеза от обиды, пронзительный ветер).

– Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце любой сказки? Конечно, добро всегда побеждает зло.

– Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? (Панкрат, бабка.)

– В чем заключается их помощь? (Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать.)

– Кто помнит притчу, рассказанную бабкой? От чего умер герой этой притчи? (Он умер от охлаждения сердца). Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу.

– Какое же решение принимает Филька? (Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти).

– Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал? ( Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло.)

– Слушая следующий эпизод сказки, подберите слова для нашего цветка.

Чтение отрывка.

«В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы.

И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом. Ветер дул с юга.

С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

– Как меняется природа после переосмысления поступка? Добавьте к образу добра чувства-лепестки, которые у вас вызывают новые изменения.

– Что стало результатом общего дела, общего труда? (Теплый хлеб, который помог примириться Фильке с конем). Почему автор называет хлеб чудесным?

 – С какой целью Филька пошел к коню? Как изменилось его лицо? ( На лице его была улыбка, но в то же время катились слезы радости). Предлагаю прикрепить еще один лепесток к нашему цветку добра (слеза счастья)

– Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)

– Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?

– Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)

– Послушайте слова А. Солженицына, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970)  о раскаянии: «Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост».              

– Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь.

Тест

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

Б)  «Да ну тебя!».

В)  «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.      

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7Б.

Источник: https://multiurok.ru/files/k-paustovskii-tieplyi-khlieb-1.html

Ссылка на основную публикацию