Диктант по русскому языку на тему весна (9 класс)

Контрольный диктант в 9 классе № 2 | Сборник диктантов по Русскому языку в 9 классе с русским языком обучения | Контрольные работы

Контрольный диктант в 9 классе № 2

24.09.2014 48855 0

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  начало  учебного  года  за  курс  5- 8  классов.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  –  проверяемые  безударные  гласные;

  –  непроверяемые  безударные  гласные;

  –  правописание окончаний  имён  существительных;

  –  написание  непроизносимых  согласных:

  –  правописание  корней  с  чередованием;

  –  н-нн  в  прилагательных;

  –  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  –  написание   производных  предлогов;

  –  дефисное  написание   приложений.

 Постановки  знаков  препинания:

  –  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  –  запятая  в  сложном  предложении;

  –  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте;

  –  запятая  при  уточнении.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

– синтаксического  разбора  предложения;

– разбора  по  составу  слова;

– умения  подбирать  проверочные  слова.

Диктант

       Чуткое  ухо  ловит  знакомые  звуки  весны.  Вот  вверху,  почти  над  головой,  послышалась  барабанная  трель,  звонкая,  радостная.

  Нет,  это  не  скрип  старого  дерева,  как обычно  думают  городские  неопытные  люди,  оказавшись  в  лесу  ранней  весной.  Это,  выбрав  сухое  дерево,  по-весеннему  барабанит  лесной  музыкант.  –  пёстрый  дятел.

Всюду:  в  лесу,  ближе  и  дальше  –  торжественно  звучат,  как  бы  перекликаясь,   барабаны.  Так  дятлы  приветствуют  весну..

       Вот,  пригретая  лучами  мартовского  солнца,  свалилась  с  макушки  дерева,  рассыпавшись  снежной  пылью,  тяжёлая  снежная  шапка.  И,  точно  живая,  долго  ещё  колышется,  как  бы  машет  рукой,  зелёная  ветка,  освобождённая  от  зимних  оков.

       Стайка  клестов-еловиков,  весело  пересвистываясь,  красно-брусничным  ожерельем  рассыпалась  по  увешанным  шишками  вершинам  елей.

   Лишь  немногие  знают,  что  эти  птички,  весёлые,  общительные,  всю  зиму  проводят  в  хвойных  лесах,  искусно  устраивая   в  густых  сучьях  тёплые  гнёзда.

  Опершись  на  лыжные  палки,  долго  любуешься,  как  шустрые  птички  клювиками  теребят  шишки,  выбирая  из  них  семена,  как,  кружась  в  воздухе,  тихо  сыплются  на  снег  лёгкие  шелушинки.

   (149  слов)                                                                             (По  И. Соколову – Микитову)

Грамматические  задания

1. Фонетический  разбор  слова:

Лесной  –  1-й  вариант                                            старого  –  2-й  вариант

2. Сделать  разбор  слова  по  составу:

Городские,  перекликаясь,  освобождённая  –  1-й  вариант

Радостная,  оказавшись,  увешанным  –  2-й  вариант

3. Найти  в  тексте  односоставные предложения и  указать  их  тип.

4.  Выполнить  синтаксический  разбор  предложения:

Вот  вверху,  почти  над  головой,  послышалась  барабанная  трель,  звонкая,  радостная.  –  1-й  вариант.

Стайка  клестов-еловиков,  весело  пересвистываясь,  красно-брусничным  ожерельем  рассыпалась  по  увешанным  шишками  вершинам  елей.   –  2-й  вариант.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/506-1-0-11472

Диктанты за I полугодие в 9-10 классах

В 1 полугодии 9-10 классы пишут контрольные работы. Девятиклассники уже изучили сложносочинённые предложения и несколько видов СПП с несколькими придаточными. В 10 классе грамматическое задание обычно не предлагаем, проверяя соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, которая проходила поперёк плавней. Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Степа — заядлый охотник и рыболов, который до тонкости знал звериное население этих мест. Степа часто уверял меня, что видел здесь горностаев.

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет.4 Нас облепили комары, которые, к моему удивлению, облюбовали нос моего товарища.4 Но он терпеливо и молча переносил их укусы, не шевеля даже пальцами. Невдалеке была затоптанная небольшая площадка, на которой выдры по утрам грелись на солнце.

Через некоторое время послышался лёгкий прерывистый шорох и мы заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.

Впоследствии я установил, что горностай обитает в норе, вырытой в дамбе. Мне стало ясно, по каким тропинкам бродит зверёк, куда он уходит и чем промышляет.

(139 слов.)                           

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды придаточных частей: определительные (1 вариант), изъяснительные (2 вариант).

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет. (1 вариант);
Нас облепили комары, которые, к моему удивлению, облюбовали нос моего товарища. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Кто-то ночью явился к жилью и съел у хозяйки хороший новый веник, который она забыла на крыльце.4 Шарик не мог съесть веник, не нужен берёзовый веник и коту.

Когда взошла луна, я увидела на снегу серенькую тень. Это заяц незаметно проскользнул в огород, обследовал сарай и неслышно забрался на то крыльцо, где вчера лежал новый веник.

Теперь я узнала, кто наведывался в деревню прошлой ночью.

Смотрела я в окно и вдруг увидела, как к деревне подбирается лиса.4 Сначала я подумала, что лиса пришла проверить курятник. Но мне показалось, что она просто подошла к пустому сараю в стороне от деревни и исчезла в нём.

Когда я отважилась заглянуть в окно сарая, то увидела, как, свернувшись клубочком, лиса сладко спала. Разве может быть такое, чтобы лиса приходила в деревню не охотиться, а спать? Удивлённая, отправилась я спать под крышу старого дома.

(139 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Кто-то ночью явился к жилью и съел у хозяйки хороший новый веник, который она забыла на крыльце. (1 вариант); Смотрела я в окно и вдруг увидела, как к деревне подбирается лиса. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей: в 1 абзаце (1 вариант), во 2-3 абзацах (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Зиме хотелось до Нового года не только прибрать, но и принарядить лес. Она прикидывала, кому что подарить. «Ёлки — мерзлячки», — решила зима и надела на них длинные-предлинные шубы.

Стройные светлые берёзки наградила она лёгкими кружевными платьицами, в которых эти длинноногие красавицы стали хрустальными.

4 Всем пням она примерила такие удобные шапки, что хмурые и суровые пни даже повеселели.

Только одно маленькое пятнышко среди белого великолепия портило всё. Это была проталинка! Первая, совсем не ко времени. Было непонятно, откуда она взялась в декабрьском лесу.4 И с ней бы зима справилась, чтобы весной эта непослушница растаяла последней.

Сколько уже дней бросала зима снег на это пятно, а ему всё нипочём! Здесь бил родник, от которого поднимался пар. Заваленный ветками, прошлогодней листвой, он вился тоненьким ручейком, а зимой спокойно спал под большим мягким сугробом.

(129 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Стройные светлые берёзки наградила она лёгкими кружевными платьицами, в которых эти длинноногие красавицы стали хрустальными. (1 вариант);
Было непонятно, откуда она взялась в декабрьском лесу. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей в СПП.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Увальней-пингвинов не назовешь скороходами, но они умудряются преодолевать большие расстояния.4 Если им куда-то надо срочно попасть, они ложатся на брюхо и, быстро перебирая крыльями и лапами, скользят по льду. Устав, снова встают на ноги и топают дальше, время от времени поглядывая на солнце — оно им служит ориентиром.

Когда пингвины слышат песню, то гурьбой спешат к людям. Правда, им нравится не любая музыка.

Когда заводили классическую музыку, пингвины кучками стояли вокруг магнитофона, с удовольствием прислушиваясь к звукам. Но стоило мелодии стать более бойкой, как слушатели начинали проявлять беспокойство.

Какое-то мгновение пингвины стояли в смущении, а потом они вдруг отворачивались и решительно удалялись прочь.4

Пингвины еще не совсем познакомились с человеком, но они уже друзья с ним. Поэтому не случайно на станциях, расположенных вблизи колоний этих смешных толстяков, человек уже вывесил таблички: «Берегите наших больших друзей — пингвинов!»

(135 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Увальней-пингвинов не назовёшь скороходами, но они умудряются преодолевать большие расстояния. (1 вариант);
Какое-то мгновение пингвины стояли в смущении, а потом они вдруг отворачивались и решительно удалялись прочь. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей в СПП.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Не услышишь сейчас задорных птичьих песен, не донесётся знойное жужжание насекомых, не зашепчутся вдруг от лёгкого ветерка листья, а воет подчас, словно голодный волк, ветер, шуршит метель, скручиваясь в спираль, трещат от мороза деревья, словно кто-то пытается расщепить их стволы.* (1 вариант)

Холодное зимнее солнце лишь на несколько часов, запутавшись в ветках деревьев, подарит лесу короткий сверкающий день, и снова опустится долгая морозная ночь.4 Невиданные кусты, деревья и травы растут в зимнем лесу. Снег превратил их в пышные тропические растения, но он не дал им сочных красок, запахов и, самое главное, жизни.4 И расцвечивает солнце снег, и сверкает он самоцветами.

Но если бы не был красив зимний лес, никто, наверное, не вспомнил бы его весной. Ведь стоит только зацвести черёмухе, как сравнивают её белоснежные заросли со снежными сугробами, в снежные куртинки превращаются заросли звездчатки, и словно снежная лавина в долине реки цветущая таволга.* (2 вариант)

Читайте также:  Рассказ: аркадий гайдар "ёлка в тайге"

(143 слова.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Холодное зимнее солнце лишь на несколько часов, запутавшись в ветках деревьев, подарит лесу короткий сверкающий день, и снова опустится долгая морозная ночь. (1 вариант);
Снег превратил их в пышные тропические растения, но он не дал им сочных красок, запахов и, самое главное, жизни. (2 вариант)

2. Постройте схему* указанного в тексте предложения.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Стояли сильные морозы. На балконе всё чаще появлялись шустрые синички, которые с наступлением холодов стали жаться к жилью человека. Мы смастерили подвесные кормушки и положили в них семечки, сливочное масло и несолёное сало.

С раннего утра синички слетались на наш балкон, на котором расположилась птичья столовая. Весёлые, лёгкие и бесшумные, они никогда не ссорились.

Поражала их какая-то необыкновенная деликатность, потому что ни одна из синичек не пыталась отнять зёрнышко у другой.

Если около коробочки с салом находилась уже птичка, другая пристраивалась так, чтобы не мешать ей, или ждала, когда та кончит есть.

Удивительное дружелюбие птичек, доверие к человеку особенно располагали к ним. Поймать синичку не стоило никакого труда, так как она доверчиво идёт в любую кормушку-ловушку, но делать это просто нечестно. Кроме того, синицы очень тяжело переносят неволю, долго не могут привыкнуть к клетке, разбиваются в кровь, пытаясь вырваться из неё.

На кормушки для синиц, конечно же, обратили внимание и воробьи. Но мы специально сделали кормушки подвесными, качающимися: считается, что такая кормушка, не отпугивая синиц и некоторых других птиц, пугает воробьёв.

(171 слово.)

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Больше всего я люблю встречать зимой возы с сеном. Возы издали похожи на копны сена, плывущие по полноводной реке. Я выбегаю навстречу отцовскому возу и, держась за длинное кнутовище, изо всех сил стараюсь взобраться на телегу. Ноги мои скользят по сену, и я никак не могу взобраться.

И вот я на возу и вижу весь наш край — от мельницы, над которой зависла мучная пыльца, до пекарни. Вижу, как вслед за нами остаётся на дороге тонкая зеленовато-желтая дорожка рассыпанного тряской сена. На возу высоко — благодать! И укачивает, как на пароме. Меня издали видят все мальчишки, и им, конечно, завидно.

Нет, кажется, на земле тоньше и пряней запаха сена, присыпанного слегка снежным морозцем, — запах нежный, клеверный, вьюжный. И в этот настой свежего, сухого запаха прошлогодней травы подмешаны влажно-терпкий дух полыни, благородный, сладостный запах вики, перебиваемый морозно-свежим запахом ещё не слежавшегося снега.

Так пахнет только сельская зима возле скирд, возле забытых в лотках стогов. А ещё так пахнет дорога, усыпанная кучками упавшего с возов сена. Это запах вечного, нескончаемого детства, запах одновременно зимы и лета.

(172 слова.)

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

По утрам выпадают вязкие холода, днем они отмякают над затвердевшим снегом, кое-где, особенно возле воды, снег покрыт тонкой блестящей корочкой, и, когда с дальней опушки заснежит позёмка, снежинки, как перекати-поле, катятся по этой корочке. И кажется, что вот так же движется время, скользя, не останавливаясь движется по декабрьским снегам время.

Вот уже отвьюжило в сумеречных январских снегах. В редкую полуденную оттепель, которая в этот год почему-то пришлась на январь, видишь верхние ветки берёзы, покрытые синеватым налётом.

Мне дороже всего картина, когда деревья усыпаны густым снежным инеем. Мне всегда хотелось подойти к ним и потрясти их. Иголки инея на кончиках веток сначала понемногу, а потом крупными хлопьями сыплются на тебя, на лицо, на воротник, на плечи. И столько этого инея, что становится на мгновение так бело, что кажется, будто зажжено новое ослепительное солнце.

И вспоминаешь, что вот так летели по июню нежная цветочная пыльца и летучий пух одуванчиков. Я подставляю ладони, и на них падают колкие кристаллики инея, только захочу сдунуть их, как когда-то сдувал одуванчиковые пушинки, а их уже нет на ладони…

(172 слова.)

Источник: http://sesony.ru/diktanty/20-diktanty-za-i-polugodie-v-9-10-klassakh

Диктанты

Диктант. 8 класс

Весна.

Над рощами и лесами ярче светит солнышко. Скоро лес оденется бархатной зеленью, зацветет на опушках черёмуха. Поляны готовы примерить нежные цветы. В лучах утреннего солнца блестят клейкие почки, которые готовы лопнуть под упругими листочками.

А как пахнет в весеннем лесу! Распушились кустики ивы. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. Прохладный ветерок приносит с реки запах тальника и воды. Легкий ветерок донес с поляны нежный аромат. Это зацвели и открыли свои нежные глазки первые подснежники.

Весна.

Над рощами и лесами ярче светит солнышко. Скоро лес оденется бархатной зеленью, зацветет на опушках черёмуха. Поляны готовы примерить нежные цветы. В лучах утреннего солнца блестят клейкие почки, которые готовы лопнуть под упругими листочками.

А как пахнет в весеннем лесу! Распушились кустики ивы. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. Прохладный ветерок приносит с реки запах тальника и воды. Легкий ветерок донес с поляны нежный аромат. Это зацвели и открыли свои нежные глазки первые подснежники.

Весна.

Над рощами и лесами ярче светит солнышко. Скоро лес оденется бархатной зеленью, зацветет на опушках черёмуха. Поляны готовы примерить нежные цветы. В лучах утреннего солнца блестят клейкие почки, которые готовы лопнуть под упругими листочками.

А как пахнет в весеннем лесу! Распушились кустики ивы. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. Прохладный ветерок приносит с реки запах тальника и воды. Легкий ветерок донес с поляны нежный аромат. Это зацвели и открыли свои нежные глазки первые подснежники.

Диктант 9 класс.

Весна.

Вот и пришла радостная весна. Словно в волшебной сказке всё оживает кругом. Мёрзлая земля ещё звенит под ногами, а по канавам уже журчит вода. В лицо приятно дует ласковый теплый ветер. Скоро побегут быстрые ручьи и вздуются реки.

В марте прилетают наши пернатые друзья. Синички быстро перескакивают с ветки на ветку. Лес наполнится птичьим пением. Дни становятся всё длиннее. Горячее солнце посылает на землю свои лучи. Всё кругом весело, ласково и приветливо.

Весенний воздух ясный и прозрачный.

Радостно видеть красоту русской природы.

Диктант 9 класс.

Весна.

Вот и пришла радостная весна. Словно в волшебной сказке всё оживает кругом. Мёрзлая земля ещё звенит под ногами, а по канавам уже журчит вода. В лицо приятно дует ласковый теплый ветер. Скоро побегут быстрые ручьи и вздуются реки.

В марте прилетают наши пернатые друзья. Синички быстро перескакивают с ветки на ветку. Лес наполнится птичьим пением. Дни становятся всё длиннее. Горячее солнце посылает на землю свои лучи. Всё кругом весело, ласково и приветливо.

Весенний воздух ясный и прозрачный.

Радостно видеть красоту русской природы.

Диктант 9 класс.

Весна.

Вот и пришла радостная весна. Словно в волшебной сказке всё оживает кругом. Мёрзлая земля ещё звенит под ногами, а по канавам уже журчит вода. В лицо приятно дует ласковый теплый ветер. Скоро побегут быстрые ручьи и вздуются реки.

В марте прилетают наши пернатые друзья. Синички быстро перескакивают с ветки на ветку. Лес наполнится птичьим пением. Дни становятся всё длиннее. Горячее солнце посылает на землю свои лучи. Всё кругом весело, ласково и приветливо.

Весенний воздух ясный и прозрачный.

Радостно видеть красоту русской природы.

Диктанты 10 класс

Нулевой

Родина моя. (100)

Над спокойной водой Урала пролег ажурный мост.

Левый с правым берегом застегнул как ремешком. Соединил мост Европу с Азией, дал возможность металлургам добраться до рабочих мест. Сталевары спешат к домнам, в которых кипит сталь. Вальцовщики, канатчики, метизники возвращаются поздним вечером в свои квартиры по этому мосту.

А мост – произведение искусства! Художник составил узор перил, а литейщик отлил форму – образец. Штамповщик размножил отливку. Сборщики собрали перила в прочные ограждения моста.

Катит по рельсам трамвай, мчит автомобиль, крутит педали велосипедист, прогуливается пешеход … Всем открывается прекрасный вид на гигантский комбинат и современный город.

Это твой родной дом. Здесь тебе жить и работать.

1 четверть

Стань знающим и умелым. (72)

Посмотри вокруг. Что ты видишь? Всюду ты видишь следы человеческого труда. Дома, заводы, хлеб, мебель, электростанции, универмаги, пальто, ботинки – всё придумал человек.

Во всё, что окружает тебя; другие люди вложили своё мастерство. В каждой вещи человеческий пот и светлые мысли. Это твоё наследство.

Сохрани и умножь его. Для этого надо быть знающим и умелым человеком. Надо выбрать любимую профессию и упорно работать.

Кому работа служит, тот ни о чем не тужит.

Задания: 1. Подчеркни более 5 существительных.

2. У 2-х прилагательных выдели окончание.

2 четверть

Маляр (79)

Было у старика три сына. Состарился отец, а младший ещё дела не нашел. Не умеет он работать руками, не учится примерно. Какую работу ему посоветовать?

Читайте также:  Природа в стихах а. с. пушкина: анализ стихотворения "зимнее утро"

Поехал Петя к старшему брату. Алексей расписывает кистями стены огромного здания. Чудные картины украшают фойе.

Полетел Петрик к среднему брату. Андрей держит пистолет, а краска ровным слоем ложится на стены. Блестит квартира.

Отправился Петрус к последнему брату. Стоит Василий в белом халате, смотрит на приборы, а камера сама красит автомобили.

Решил младший брат стать маляром, как его братья.

Задание: Синтаксический разбор по вариантам.

3 четверть

Столяр(71)

Иван Петрович Поляков всю жизнь трудился на мебельной фабрике. Он хорошо знал качество пород дерева. В работе столяр проявляет сноровку и выдумку. В квартирах его друзей стоит мебель, которую сделали умные руки краснодеревщика. Друзья любят отдыхать в резном кресле, обедать за дубовым столом.

Молодежь учится у мастера искусству столярного дела, узнает секреты.

Прекрасно, если на первой странице твоей трудовой книжки впишут – столяр!

Никогда не обойдутся люди без умелых рук столяра.

4 четверть

Из чего строят дома

Долгие годы человечество жило в каменных пещерах, согревало их теплом костра и мечтало…

Люди научились строить дома. Как только не называл человек свое жилище: юрта, яранга, шалаш, хата, сакля, дом, терем, дворец …

Малыши лепят дом из песка, а взрослые используют камыш, тростник, камень, глину …

Дом из дерева весел и светел, но огнеопасен. Смешал человек глину с водой и получил послушную массу. В огне это стало кирпичом. Прочные, красивые дома выкладывают из него. Сотни лет стоят они.

Сегодня заливают цементные блоки, которые быстро вырастают в высотные здания. Горожане охотно живут в таких квартирах.

У тебя есть шанс стать строителем. Люди будут помнить твой труд.

Годовой

Человеческие руки (86)

Всё, что ты видишь вокруг, сделали руки человека. Парта в классе, диван в зале, ручка в руке, лампочка над головой …

Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, посадили вековые леса, напоили водой пустыни. Руки пишут пером, режут ножом, выпиливают лобзиком, ведут кистью. Они держат штурвалы кораблей, рули машин, лопаты и отпоры.

Человеческие руки помогли взлететь ракете на Луну, подняться на горные вершины, опуститься на морское дно.

Посмотри, дружок, на свои руки. К какому делу ты их пристроишь – зависит от тебя. Пусть твои руки будут умными.

Задания: 1. Синтаксический разбор

2. Подчеркни 2 существительных _______, 2 прилагательных , 2 глагола ======.

Источник: http://aplik.ru/ref/3850/

Контрольные диктанты для 9 класса

Источник -Г. А. Богданова. Сборник  диктантов   по   русскому   языку  для 5- 9   классов .

      I

      Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта.

Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении.

Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» 2 стихи.

      Еще в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вел в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.

      Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и дает ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вел себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…» (169 слов)

      (Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)

      II

      Всю дорогу до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога, соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своем.

      Ему — молодому зодчему, немало построившему в Москве, — дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено было открыть новое учебное заведение — Лицей.

      Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе. Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев — Николая и Михаила — вместе с отпрысками знатнейших фамилий. Другие полагали, что царю, не имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодежь.

Третьи считали, что это злостные затеи Сперанского, который втерся в доверие к государю и подбивает его на опасные и вредные реформы.

Но что бы ни толковали в столичном обществе, в начале 1811 года был опубликован указ об основании Лицея, и вот ему, зодчему Стасову, предложено немедленно осмотреть здание, в котором будет находиться Лицей, и решить, как наилучшим образом приспособить его для нужд будущего учебного заведения. (160 слов)

      (Из книги М. Басиной «В садах Лицея»)

      III

      Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее не начались. Все готовились к 19 октября — дню, когда будет торжественно открыт Лицей.

      Приехал граф Разумовский — министр просвещения. Все осмотрел и приказал провести в его присутствии репетицию предстоящего торжества. Ему поставили кресло. Он сел, сумрачно наблюдая, как ввели воспитанников в парадных мундирах, построили, вызывая их по списку, обучали кланяться почтительно и изящно тому месту, где будет сидеть царь.

      Зал, где проходила репетиция, был небольшой, но красивый. Светлый, с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, которые были окрашены под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену.

Именно здесь предполагалось впоследствии устраивать публичные экзамены и другие торжества. Зодчему, который переделывал здание, приспосабливая его к нуждам учебного заведения, приказано было сделать так, чтобы помещение это имело парадный вид.

Стены зала были искусно расписаны. Воинские доспехи, знамена, сцены из античных времен казались не нарисованными, а вылепленными, выпуклыми. Роспись украшала и потолок, и четыре арки, через которые входили в актовый зал.

Мебели в зале не полагалось, потому что воспитанники должны были здесь заниматься фехтованием, а по вечерам — играть. (170 слов)

      (По М. Басиной)

      IV

      Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки, на холме, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как естественно вписано строение в окружающий пейзаж.

      Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чем прелесть этого необыкновенного сооружения.

      Трудно сказать, когда лучше любоваться им. Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются, впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга.

В темных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы, что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников.

На рассвете, когда над лесами играют солнечные лучи и от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Покров надо видеть и в дождь, когда огромная туча словно останавливается, чтобы полюбоваться храмом.

      Храм в том виде, как мы его знаем, — лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека. (175 слов)

      (По Е. Осетрову)

      V

      В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса.

Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, — живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера.

Оно манило прозрачностью и глубиной.

      Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.

      Озеро меняло краски. Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой. Потом цвет озера стал оловянным. Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей.

      Я плыл в мир русской сказки — в древние Кижи. Те, кто не бывал там, думают, что Кижи — островок, который затерялся среди водных просторов. Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов. (166 слов)

      (По Е. Осетрову)

      VI

      Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. Все казалось, что кто-то крадется к землянке. Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие люди. Потом поднимала голову, прислушивалась.

Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать.

Читайте также:  Рассказы о природе русских писателей

Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.

      С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь.

      Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. День выдался светлее вчерашнего. Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились, как горящие свечи. Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути. (167 слов)

      (Г. Марков)

      VII

      В восемнадцать лет невозможно быть оседлым, и однажды ты вдруг почувствуешь неодолимое желание соприкоснуться с неизведанным, неизвестным.

      Как прекрасно в вечерний час подняться по дрожащему корабельному трапу на празднично освещенную палубу и присоединиться к шумной толпе пассажиров, которые прощаются с землей и уходят в море, в какую-то новую, удивительную, ни с чем не сравнимую жизнь.

      Когда пароход загудел трубным голосом и палуба стала содрогаться от работы упрятанных в трюме машин, закипела у бортов темная, с нефтяными оранжевыми пятнами, со световыми бликами вода, вдруг вздрогнул и, медленно разворачиваясь, стал отходить берег с темной толпой провожающих на причале. Поплыли, туманясь, портовые огни, убегая все дальше и дальше в глубь материка, желтея там, вдали, а веселые звезды стали приближаться, иные, казалось, висели прямо на реях, и их можно было, как бабочку, снять рукой.

      И вдруг дохнуло свободой, соленой прохладой, и Черное море глянуло прямо в глаза.

      Я расхаживал по нижней палубе среди поющих, кричащих, пляшущих пассажиров, гордых и печальных, неподвижно сидящих и вповалку храпящих прямо на палубе. Я был один из них в эту ночь, безвестной песчинкой, отправлявшейся в далекое и неизведанное плавание. (180 слов)

      (По Б. Ямпольскому)

      VIII

      На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным и появилось больше трещин, которые замедляли движение. Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины.

      На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту. На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги.

Незаходящее солнце катилось над самым гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет. Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета.

Общая картина снеговой пустыни и таинственного хребта, который впервые предстал перед глазами путешественников, была поразительна.

      Подъем на этот хребет продолжался в течение трех дней вследствие сильных трещин льда. Ледяной поток, то есть ледник, который спускался по долине южного склона хребта, имел до километра в ширину и с обеих сторон окаймлен крутыми темными откосами, покрытыми снегом. (148 слов)

      (По В. Обручеву)

      IX

      Заметив слева от поля огонек, которого раньше не видела, Варька остановилась. Огонек то исчезал, то опять вспыхивал, и она сначала подумала, что кто-то идет лугом. Лишь когда он вспыхнул высоким пламенем, она поняла, что разжигали костер. Варька выбралась из борозды и свернула влево. Она шла, не обходя глубоких низин, держась на свет костра.

Старицы запутанными петлями избороздили луг, вода в них держалась недолго, только после половодья, а остальное время стояли сухими, иные лишь с вязкой мокрецой, вокруг которой безудержно бушевали травы. Варька еще издали определяла их по лягушачьему кваканью. Низины были заполнены серебристым при лунном свете туманом.

Варька входила в него, как в воду, сначала по пояс, а потом и вовсе с головой. Твердь земли внезапно убегала, почти проваливаясь под ногами, тело охватывал овражный холодок, и Варька с приостановившимся дыханием продиралась сквозь брызжущие росой заросли, спеша поскорее выбраться на открытое место.

Выбравшись, огляделась, удивляясь, как она прошла через этот распадок, такой жуткий под седой гладью тумана. (156 слов)

      (По Е. Носову)

Источник: http://olga13-2.ucoz.ru/publ/diktanty_po_russkomu_jazyku/kontrolnye_diktanty_dlja_9_klassa/11-1-0-93

Т@тьян@.ru

Контрольные диктанты. 9 класс

Контрольный диктант за вторую четверть

Судьба человека

  Отгремели военные грозы, и уже свыше десяти лет строил наш народ мирную жизнь, когда М.А.Шолохов снова обратился к военной теме. Читаешь его небольшой рассказ под названием “Судьба человека”, и сердце сжимается от бескитростного повествования, которое ведёт бывалый шофёр, солдат, прошедший самые страшные испытания.

  Два года в немецких лагерях смерти. Побег, когда уже не было сил бороться за жизнь. Но на родной земле Андрея Соколова подстерегают новые удары. Он узнаёт, что жена и дочери убиты во время бомбёжки, а сын ушёл неизвестно куда. Незадолго до конца войны находит Андрей сына, чтобы потерять его в последний военный день.

  И вот немолодой человек, который лишился всего, что составляет смысл жизни, встречает крошечное беззащитное существо. Не очерствел душой, не сделался равнодушным к чужому горю тот, кто перенёс столько своего. Ванюшка стал для Андрея всем. И живёт старый солдат для своего нового сынка, для того чтобы никогда больше не почувствовал себя сиротой шестилетний ребёнок.

Грамматическое задание:

Во втором абзаце найти все СПП, определить вид придаточных.

Контрольный диктант за первое полугодие

Лесное озеро

   За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала черная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

   Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

  Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчет стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

 Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько легкая, что под тяжестью четырех человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас.

Темно-зеленые дубы и липы, которыми заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные, словно звезды, покоились на воде цветы белых лилий.

Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озерного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести, за триста метров.

                                                                                                                                                                                                                                             (По В.Солоухину) 170 слов

Годовой контрольный диктант

Михайловский парк

  Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.

  Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений.

Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса.

Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.

  Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны… Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо.

  А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками…

Источник: http://algol.ucoz.ru/index/kontrolnye_diktanty_9_klass/0-34

Ссылка на основную публикацию