Борис годунов: характеристика и образ героя в драме а.с. пушкина “борис годунов”

Образ Бориса Годунова (Пушкин)

Образ Бориса Годунова характеризуется тем, что это человек умный и далеко не злой. Ум его выражается в ясном понимании государственных нужд: в умении управлять таким громадным и тогда уже разнородным по составу государством, как Россия. Один из умнейших приближенных Бориса, Басманов, называет это «духом державным».

Глубокой мудростью и опытом дышит его наставление сыну перед смертью: он советует ему избрать себе надежного советника, вести дела по-прежнему, не вводя новых порядков, стараться снискать расположение народа милостями в начале царствования, а потом понемногу восстановить прежние строгости; советует пользоваться услугами нужных тогда России иностранцев, соблюдать церковные уставы, быть молчаливым и непорочным.

Кроме того, он сознает великий вред, приносимый государству местничеством, старается частными исключениями в пользу одного лица приучить к мысли о полном его уничтожении, советует сыну с твердостью снести боярский ропот по поводу назначения начальником войск неродовитого Басманова. Он сознает пользу образования и, будучи сам необразованным, с удовольствием смотрит на сына, занимающегося науками.

Понимает Борис и непостоянство народа, и тщету всего земного. В особенности ясно это выражено в его знаменитом монологе; он не обольщает себя уверенностью в благодарности со стороны народа за все его благодеяния и сознает, что

Живая власть для черни ненавистна.

Но образ Бориса Годунова отмечен не только умом, но и хитростью. Такой обдуманностью и хитростью дышит его речь перед боярами и патриархом после избрания: притворяясь вполне искренним и откровенным, он искусно льстит боярам напоминанием о том, что работал с ними вместе, но одновременно указывает и на громадную разницу прежнего и настоящего его положения.

В нравственном отношении Борис также является человеком привлекательным. Он горячо любит свою семью, заботится о будущей судьбе сына, скорбит о горе дочери, потерявшей жениха. Он хороший семьянин и хочет, чтобы и сын его был таким же. Он любит народ, заботится о нем в бедственные годы, желает видеть Россию образованной и могущественной.

Из данной характеристики можно заключить, что образ Бориса Годунова следующий: это человек хороший, простой, умный.

Но в душу его закрадывается одна страсть, делающая его жестоким, изменяющая весь его нравственный мир; эта страсть – властолюбие.

Борис сам сознает ее, сознает ту ошибку, которую сделал, добиваясь и добившись царского престола; в прощальной перед смертью беседе с Феодором он говорит:

Я подданным рожден, и умереть
 Мне подданным во мраке б надлежало…

Одновременно он обнаруживает редкую нравственную мощь и любовь к сыну, решаясь пожертвовать последними минутами своей жизни для наставления ему вместо покаяния, которое могло бы успокоить его и очистить его душу. Каким-то ужасом веет от слов его:

Я, я за все один отвечу Богу…

Невольно в душе возникает сострадание к человеку доброму, умному, достойному лучшей участи, но увлеченному гибельной страстью.

Помимо страха за сына в последние минуты жизни, Борис все время, начиная с момента, когда он узнал о смерти Димитрия, мучился угрызениями совести – значит, душа его не была испорчена. Он решился на преступление под влиянием властолюбия, но заплатил за него тяжелыми нравственными муками. Насколько тяжелы были эти муки, видно из слов Бориса:

И рад бежать, да некуда… ужасно!

Кроме угрызений совести, его терзали постоянный страх возмездия, потери царства и самой жизни, и страх не только за себя, но и за свою семью. Эта боязнь, что семье его придется расплачиваться за то, что он – ее любящий отец – совершил, поистине трагическая черта в характере Бориса.

Под влиянием ее он теряет самообладание, сомневается в смерти царевича Димитрия, не знает, что предпринять.

Те же угрызения совести и страх изменяют его характер, заставляют его совершать поступки, ему не свойственные: любя народ, заботясь о нем, он, мучась подозрениями, возобновляет пытки и казни; сознавая пользу и силу науки, гадает, делается суеверным.

Эта душевная сумятица и есть Божья кара за совершенное преступление, помимо преждевременной смерти Бориса и гибели его семьи. Эта душевная мука так тяжела, что заставляет признать искупленным совершенное Борисом преступление. Так же относится к нему и Пушкин, который не произносит над Борисом сурового приговора, а напротив, вселяет в душу читателя сострадание к нему в сцене перед смертью.

Таков, вкратце, образ Бориса Годунова. Пушкин не зря гордился своим произведением. Характер Бориса ему удался, как и драма в целом.

Источник: Пишем сочинения по драме А.С. Пушкина “Борис Годунов”. М.: “Грамотей”, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/obraz_borisa_godunova_pushkin/53-1-0-254

Образ и характеристика Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов Пушкина

«Борис Годунов» – реалистическая драма пера Александра Сергеевича Пушкина, главным героем которой, как видно из названия, является Борис Годунов – между прочим, совершенно реальная историческая личность.

Борис Федорович Годунов, фактически, был правителем государства, с 1598 года – русским царём. Личность интересная, самобытная, выделяющаяся среди других. Возможно, именно поэтому русские писатели старались воплотить его образ в своих произведениях. Каким же этот образ получился у Александра Пушкина?

Тема трагедии, которая красной нитью тянется через все страницы, – это царь и люди. Борис Годунов показан в произведении именно и как простой человек, и как царь, великий правитель. Именно таким образом автор показывает его разносторонность, его личные качества.

Изначально образ представляется положительным:  желание сделать так, чтоб народ был счастлив и доволен, большой ум, сильная воля. Он искренний, эмоциональный, но несмотря на это остаётся мудрым и опытным политиком.

Однако политикам свойственна холодность и непримиримость…

Казалось бы – идеальный человек, хороший политик, что ещё-то надо? Но народ царя не любит. И причина нелюбви очень простая.

Имея могучий ум, сильную волю и массу положительных черт характера, Борис Годунов допустил одну фатальную ошибку, которая всё это перечеркнула. Он решил придерживаться самодержавия. Таким образом вся власть была в руках царя.

Он боролся с родовитым боярством и закреплял крестьян за помещиками. Такая политика априори не могла понравиться простому люду.

Но самое ужасное, что вызывало недоверие у всех, это то, что Борис Годунов стал царём не легально. Не согласно престолонаследованию, а через преступление.

Убийство младого царевича Дмитрия причиняет Борису большие душевные страдания. Но не в этом корень всех его проблем.  Борис был царём на перепутье. Александр Сергеевич Пушкин раскрыл все личностные качества, все душевные переживания этого человека. Сделал образ «живым» и «дышащим». 

Гибель этого человека обусловлена непринятием общества, ни один класс народа не считал его своим. Он выдержал революцию в своей душе, но не смог провести революцию в общество. Народ увидел в нём деспота, который старается убить свой народ. Все благие дела царя воспринимались народом исключительно как попытка скрыть свою гниль, пустить пыль в глаза.

Так Пушкин показал читателям, что причина гибели этого человека – потеря веры.

Сочинение Борис Годунов

Внутренний мир Годунова показан нам свободно и многосторонне. Он представлен правителем и душевным семьянином.

Правитель наделён многочисленными положительными чертами характера. Он обладает высоким уровнем знаний, мощной волей, внимательностью, стремлением.  Годунов — квалифицированный политический деятель, он здраво принимает во внимание расположение высших чинов к нему, осознает непростую ситуацию внутри государства и предоставляет разумные рекомендации собственному сыну в смертельном завещании.

Невзирая на все это, население перестает проявлять симпатии к государю. Борис является приверженцем самодержавия, что берет свои корни еще в Молодой Руси со времен Ивана III. Годунов выбрал политическую деятельность Ивана IV — концентрация целого государства лишь в руках государя.

Он также начинает вести политическую борьбу с самим боярством. Его опорой является служилое дворянство, как у Ивана IV.

Годунов не прекращает политическую деятельность столичных повелителей относительно народа, Борис приложил усилия для уничтожения возможности крестьян на переход от одного владельца к другому, что завязало их за своими владыками.

Подобная стратегия Бориса увеличивает вначале подозрительное, а после агрессивное расположение страны.

Однако Борис выделяется среди всех предшествующих ему тем, что занял он престол путем совершения убийства. В XVII столетии Годунова считали убийцей Дмитрия- королевича, отпрыска Ивана IV. Карамзин несчастье Годунова оценивал, как результат содеянного: господь проучил Бориса из-за убиения королевича- младенца.

Убийство Дмитрия наносит царю искренние страдания, увеличивает антипатию люда к нему, да вот это не является главной причиной драматической участи. Смерть Бориса определена общественными факторами, битвой классовых сил. На войну с ним пустилось не только боярство, казаки, поляки, но и население.

 Народ отказался от царя и после взбунтовался, так как они видели его, как тирана, который никак не беспокоится о благе люда, лишь усугубляет его положение, закрепощая крестьян.

Таким образом, Пушкин демонстрирует ту основную причину трагедии Годунова, он оказался без почета, симпатий и помощи народа.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-i-harakteristika-borisa-godunova

Борис Годунов в трагедии Борис Годунов Пушкина характеристика, образ

Любое самодержавие русское кончается плохо, как может заметить читатель, исходя из пьесы Пушкина «Борис Годунов». Кто же такой Борис Годунов, и что в нём интересного?

Борис — это московский царь, который дорвался до власти путём убийства молодого царевича Дмитрия. Этот поступок будет мучить его очень долго, до самой его смерти.

Это говорит читателю о том, что Борис Годунов — не такой уж ужасный и полностью отрицательный человек, как мог про него подумать любой, кто прочёл пьесу. Ведь Борис действительно приходит к власти, используя поговорку «цель оправдывает средства».

Он хочет добра для людей, он хочет быть великим правителем, которого будет любить народ, но он допускает главную ошибку: он начинает свой путь к «великому правителю» с низких дел, с убийства. В этот самый момент Борис уже стал на неверный путь, который привёл к большой трагедии.

Главный герой раскрывается в пьесе с двух, а скорее даже с трёх сторон: как отец, как царь и как человек, который стыдится в глубине своей души своего поступка, человек нравственно сознательный.

Как отец он показывает себя с лучших сторон, я уверен, что этим он и завоёвывает доверие читателя и некую даже симпатию к себе. Он сильно печётся о здоровье дочери, как морально, так и физическом, когда её муж умирает.

Он гордиться своим сыном, потому что тот делает успехи в учёбе. И учёбой своих детей он дорожит, он видит свет в образовании именно, а потому посылает их учиться заграницу.

Перед смертью своею он пишет детям инструкции, мудрые инструкции о том, как править народом, ибо хочет он, чтоб его сын сел на престол после него.

Как царь и как политик он себя проявляет с хороших и плохих сторон, здесь всё не так однозначно. Он мудро выбирает своих политиков и военных начальников, берет их не по крови благородной, а по их уму.

Но Борис обладает неимоверным честолюбием, которое и загоняет его в гроб, как мне кажется. Из-за этого он и относится к своему народу надменно, когда тот начинает бунтовать.

Годунов надеялся, что сможет задобрить народ, который был взволнован после убийства Дмитрия, но народ не стал слушать нового правителя, а это разозлило Бориса.

И хоть он хотел для своего народа всех благ, стремился к европейскому пути, пути развития, хотел улучшать образование, но это всё исчезло, когда «неблагодарный» народ решил бунтовать. Вот тогда-то Борис и прибегает к пыткам, насилию и даже казням, чтобы только сохранить за собой власть.

Как человек нравственный он мне очень даже понравился, потому что он знал, всегда знал и помнил, какой ценой ему досталась власть, а ведь много других на его месте могли бы и не считать это подлостью, в то время как он точно считал, пусть и в глубине души.

Сочинение Образ Бориса Годунова

В трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкин создает яркие исторические образы. Особое место в произведении автор отводит Борису Годунову, характер которого раскрывается читателю с разных сторон.

Пушкин показывает, что у Бориса есть как отрицательные черты, так и положительные, что в общем делает персонажа психологичным и неоднозначным. Особо подчеркиваются мудрость и ум царя. Видя сложную политическую обстановку в стране и враждебный настрой народа и бояр к новой власти, он преподносит народу “милости”, стараясь смягчить их гнев.

Годунов понимал, что стране нужно развиваться, а это значило, что нужно повышать уровень образованных людей. Он отправлял за границу молодых людей, чтобы те получали новые знания. Правитель хвалил своего сына за успехи в учёбе. 

Царь ценил в своих приближенных не знатность рода, а мудрость. Поэтому он назначает на роль командующего войском Басманова, чем вызывает ещё больше недовольство среди бояр. 

Еще одной из положительных сторон Бориса Годунова была любовь к его семье. Отцовское сердце искренне переживает за горе дочери, которая так рано овдовела, и за судьбу своего сына, который должен был унаследовать престол. Перед своей смертью Годунов даёт ему советы по управлению государством.

Читайте также:  Парк железных деревьев - gardens by the bay

Однако ряд событий и ряд ошибок, совершенных Борисом из-за отрицательных черт его натуры, приводят к трагическому финалу и смерти рода Годуновых. Главное отрицательное качество царя – честолюбие. Алчность и желание занять трон толкают его на убийство царевича Дмитрия, о чем впоследствии Борис будет жалеть.

Народ всегда видел в лице Годунова убийцу Дмитрия, из-за чего ни милости, ни жесткие меры не могли заставить принять людей нового царя.

Борис же в свою очередь не смог найти в своей душе любви к «неблагодарной черни».

Из человека, который заботится о судьбе страны, царь превращается в жестокого самодержца, который старается удержать за собой престол. Он становится хитрым, мрачным и подозрительным.

Александр Сергеевич создает образ человека, который, идет на страшное преступление, чтобы достичь свои цели, и показывает, что в конечном итоге это оборачивается трагично для него самого. Борис Годунов – это типичный правитель той эпохи, который не учитывал значение и силу народа.

Также читают:

← Столичное и поместное дворянство в Евгении Онегине ← Образ и характеристика Архипа в романе Дубровский↑ ПушкинОбраз Ивана Игнатьича в романе Капитанская дочка → Зарецкий в романе Евгений Онегин →

  • Тема любви в творчестве Маяковского сочинениеВсе сильные чувства, пережитые творцом, зачастую отражаются в его произведениях. Ярким примером служит поэт Маяковский, в стихах которого особое место занимает любовная лирика
  • Сочинение по пословице Хлеб всему голова (рассуждение)Практически каждый человек регулярно размышляет о «хлебе насущном» и речь идет не только об обеспечении собственного пропитания, но и о других факторах.
  • Сочинение Полковник на балу и после бала 8 класс ТолстойНа балу полковник выделялся, среди других, в первую очередь своим высоким ростом. Потом уже бросалась в глаза военная осанка и серебряные эполеты. Его стройная, статная фигура гордо возвышалась
  • Молчалины блаженствуют на свете – Горе от ума Грибоедова сочинение 9 классВ сатирическом произведении «Горе от ума» Грибоедов описал людей в разных образах, у которых различные мировоззрения и судьбы. Главным действующим персонажем комедии
  • Арина Власьевна мать Базарова в романе Отцы и отцы Тургенева характеристика и образАрина Васильевна Базарова в романе «Отцы и дети» мать Евгения Базарова. Автор преподносит ее читателю, как обычную пожилую женщину, которая очень любит своего сына.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/boris-godunov-v-tragedii-pushkina

Образ народа в драме Борис Годунов

Образ народа в драме “Борис Годунов”

Автор: Пушкин А.С.

Трагедия “Борис Годунов”,написанная в декабре 1824-ноябре 1825гг в Михайловском,стала первым опытом художественного осмысления Пушкиным исторического прошлого России,а именно Смутного времени.

Созданное Н.М.Карамзиным собрание томов “История государства Российского” вдохновило поэта написать,как он сам выражался,о “Человеке и народе-судьбе человеческой,судьбе народной”.

Борьба Лжедмитрия и Бориса Годунова,сотрясавшая все государство,привлекала Пушкина своей остротой и неоднозначностью.Он хотел,чтобы трагедия вышла злободневной,пытался представить читателю минувшее время со всех сторон.

Для этого он отказался от трех единств,что дало ему полную творческую свободу: в смене сцен,сильно различающихся по объему,в сюжетном действии,охватывающем период семи лет,и во многом другом.

Пушкин стремится к реализму,еще непривычному для трагического жанра.

Поэт убежден в том,что народ-творец истории,истинная основа государства.Без народа власть бессильна.Народ поддержал избрание Бориса на престол,а когда отвернулся от него,Борис погиб.И тогда народ обеспечил победу Самозванцу.

Мощь народа правительство не могло не чувствовать.Оно боится народа.Это подтверждает множество примеров.Бояре Шуйский и Воротынский надеются на народ.Шуйский предлагает Воротынскому:”Давай народ искусно волновать,/Пускай они оставят Годунова”.Воротынский ему отвечает:”Народ отвык в нас видеть древнюю отрасль”.

Гаврила Пушкин,перешедший на сторону Лжедмитрия,уверяет его в победе:

“Не войском,нет,не польскою помогай,/А мнением;да!мнением народным”.

Народ-как один всесильный человек,готовый покарать того,кто его ослушается.В нем живет неистребимое стремление к свободе,к борьбе с тиранией.Об этом знает и Басманов:”Всегда народ к смятенью тайно склонен”.

Сила народа-в присущем ему отвращению к преступлениям.Справедливости и великодушию противопоставлено корыстное,самодержавное,забывшее все русские традиции правительство.

Хотя народ и ненавидит Бориса,но,видя его детей под стражей,проникается к ним искренним сочувствием:”Отец был злодей,а детки невинны”.Узнав о том,что жена и сын Бориса беспощадно убиты боярами,”Народ в ужасе молчит”.Все действия людей слаженны,ясны и понятны.

Жители России могут быть судьями и воинами,усердными работниками и мудрыми советчиками,но вследствие их необразованности,темноты политику творит верховная власть:цари и бояре,всевластие которых не знает границ.

В начале трагедии возле Новодевичьего монастыря народ воет на коленях:

“Ах,смилуйся,отец наш!Властвуй нами!

Будь наш отец,наш царь!”

А когда над людьми нет властителя,они растеряны и не могут принять решения.На Красной площади народ вопрошает:

“О Боже мой,кто будет нами править?

О горе нам!”

На протяжении всей пьесы народ под влиянием обстоятельств меняется,развивается.Если в начале люди тянутся к своему правителю,то в последнем акте они не скрывают своей ненависти к царской семье:

“Вязать!Топить!Да здравствует Димитрий!

Да гибнет род Бориса Годунова!”

Пушкин считает главной причиной свержения Бориса с престола его разногласия с народом,недовольство народных масс его злоупотреблением властью.Это время как раз удобно для воцарения Самозванца.

Лжедмитрий считает,что может прийти к власти за счет всеобщего недовольства Борисом.

Но мудрый народ распознает в нем изменника и предателя,убийцу ни в чем неповинных членов семьи Бориса и лишает его своих симпатий.

Народная масса в пушкинской трагедии появляется в главных сценах,незримо присутствует в каждом эпизоде.С народным мнением вынуждены считаться как в кремлевских палатах,так и в ставке Самозванца.

В некоторых сценах народ предстает перед нами одураченным,опростоволосившимся глупцом(последний акт),но чаще мы видим искренних,выражающих ясные,праведные мысли людей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/360051/obraz-naroda-v-drame-boris-godunov

Образ Бориса Годунова

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Борис Годунов / Образ Бориса Годунова

  Скачать сочинение

    Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.     Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.     Борис наделён многими положительными чертами.

Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:     Что, Ксения, что милая моя?     В невестах уж печальная вдовица!     Всё плачешь ты о мёртвом женихе…

    Безвинная, зачем же ты страдаешь? '     Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:     Учись, мой сын, наука сокращает     Нам опыты быстротекущей жизни…     Учись, мой сын, и легче и яснее-     Державный труд ты будешь постигать.

    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.     Несмотря на все эти качества, народ не любит царя.

Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство.

Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)».

Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками '.     Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.

    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин.

Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.     Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже     рисует Бориса как убийцу Димитрия.

Но, в противоположность     писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением     объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его     неудачу основать царскую династию Годуновых.     Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы.

Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ – основная, решающая сила истории.     Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».

    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

43094 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Борис Годунов / Образ Бориса Годунова

Смотрите также по произведению “Борис Годунов”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00080001184864157743

Сюжет и герои драмы Борис Годунов А.С. Пушкина

Анализ сюжета драмы “Борис Годунов”. Характеристика героев драмы. Общий анализ произведения.  

Драма «Борис Годунов» – многоплановое произведение, созданное Пушкиным на основе реальных исторических событий.

В драме поднимается сразу несколько важных тем, что позволяет раскрыть характеры героев во всей их глубине и многогранности. Можно заметить, что в сюжете произведения воспроизводятся некоторые ключевые моменты.

Например, в самом начале трагедии говорится о том, что сын царя Иоанна Грозного, законный наследник царевич Димитрий погиб от руки подосланного убийцы. Благодаря этому трон достается Борису Годунову, не имеющему «рюриковой крови».

Между тем сцена убийства наследного царевича вновь повторяется в финале. От рук подосланных убийц гибнет сын Годунова царевич Феодор. Царский же престол занимает Лжедмитрий – самозванец Григорий Отрепьев.

Сюжетообразующей линией трагедии является борьба за власть между царем Борисом Годуновым и беглым монахом Григорием Отрепьевым, выдающим себя за царевича Димитрия. После ряда лет правления страной Годунов отрекается от «высшей власти».

Однако по просьбе народа и патриарха после долгих колебаний он соглашается вновь занять царский трон: «Достиг я высшей власти; шестой уж год я царствую спокойно», -обладает Годунов всей полнотой самодержавной власти.

Бывший монах Григорий Отрепьев, самозванец Лжедмитрий надеется сместить Годунова с царского трона, опираясь на поддержку польской знати, и захватить власть: «Теперь иду – погибель иль венец мою главу в России ожидает», -решает самозванец стать властителем России. Немало внимания в произведении уделяется любви Григория Отрепьева к Марине Мнишек.

Самозванец страстно влюбляется в «прелестную Марину»: «Марина! Зри во мне любовника, избранного тобою… О, выслушай моления любви… Твоя любовь… что без нее мне жизнь», – не может жить без возлюбленной Отрепьев.

При этом Отрепьев жаждет ответного признания в любви со стороны своей избранницы: «Твоя любовь, одно мое блаженство», – грезит самозванец о любви. Героями драмы движут определенные идеи. Нередко персонажи действуют по заранее осмысленному плану.

Так, еще будучи монахом, Отрепьев хорошо обдумал смысл своих действий: «Монашеской неволею скучая, под клобуком свой замысел отважный обдумал я, готовил миру чудо», – замыслил монах явить себя миру.

Для сравнения, Годунов видит смысл своего правления в том, чтобы облагодетельствовать народ: «Я думал свой народ в довольствии и славе успокоить, щедротами любовь его снискать». Герои стараются вникнуть в смысл происходящего вокруг.

К примеру, Годунов считает необходимым знать истинное положение дел в стране, чтобы вовремя принять адекватные меры: «Хочу сообразить известия; иначе не узнаем мы истины», – стремится царь разобраться в сути сложившейся ситуации. Тем самым персонажам трагедии присущи стремления к власти, любви и смыслу.

Вместе с тем герои не всегда добиваются желаемого, вследствие чего ощущают собственное бессилие. Подчас персонажи испытывают чувство ненависти, а также совершают неосознанные действия. Действительно, нередко персонажи бессильны что-либо изменить в своей судьбе. К примеру, во время правления Годунова некогда могущественные бояре теряют свое влияние: «Зависим мы от первого холопа, которого захочем наказать… Не властны мы в поместиях своих», – сокрушается Гаврила Пушкин о бессилии бояр при Годунове. Среди действующих лиц трагедии немало простых подневольных людей, бессильных повлиять на ход событий: «Как быть, не наша воля», – исполнял чужие приказы пленный Рожнов, равно как и все прочие солдаты.

Читайте также:  Школьный помощник по русскому языку и литературе

Подчас герои произведения испытывают ненависть. Так, чувство любви к Марине Мнишек в душе Отрепьева сменяется ненавистью к «гордой полячке», отвергшей его притязания:

«О, как тебя я стану ненавидеть, когда пройдет постыдной страсти жар!» – возненавидел Отрепьев женщину: «Змея! Змея!» Равным образом самозванец ненавидит свое войско, не доставившее ему победы в битве с армией Годунова: «Десятого повешу, разбойники!» – негодует на своих солдат Отрепьев после проигранного сражения. В какие-то моменты персонажи совершают неосознанные действия. Так, в порыве любовных излияний Отрепьев признается Марине Мнишек, что он «Димитрием назвался и поляков безмозглых обманул», чем сам изобличил себя: «Куда завлек меня порыв досады! … Что сделал я, безумец?» – сокрушается самозванец о своем бездумном шаге. Для сравнения, приближенные к трону бояре полагают, что простой люд не сознает, что происходит на самом деле: «Бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна, легко пустой надежде предана, мгновенному внушению послушна», – считает Шуйский, что народ ничего не смыслит в государственных делах. Персонажей произведения отличает не только определенный набор стремлений, но и способы реализации своих намерений. Ради достижения своих целей некоторые герои не считаются ни с чем и готовы на любые ухищрения. Другие же принимают во внимание интересы остальных людей. К примеру, Лжедмитрий, обретя поддержку влиятельной польской знати, стремящейся придти к власти в России, уверяется в собственном могуществе: «Тень грозного меня усыновила, … вокруг меня народы возмутила и в жертву мне Бориса обрекла», – грезит Отрепьев о своей избранности. В противоположность самозванцу, желающему силой и обманом захватить царский престол, Годунов всячески демонстрирует окружающим, что «приемлет власть», исключительно подчиняясь воле народа: «Ты, отче патриарх, вы все бояре, … вы видели, что я приемлю власть великую со страхом и смирением. Сколь тяжела обязанность моя!» – уверяет всех правитель, что покоряется выбору людей. Полюбив Марину Мнишек, Отрепьев настолько поглощен чувствами к своей возлюбленной, что ради нее готов отречься от всех своих планов: «Твоя любовь… что без нее мне жизнь, и славы блеск, и русская держава? … Ты заменишь мне царскую корону, твоя любовь», – воспылал самозванец всепоглощающей страстью. Между тем, встретив со стороны «надменной Марины» вместо ответной любви лишь холодный расчет, самозванец готов оставить возлюбленную: «Прощай навек. … Судьбы моей обширные заботы тоску любви, надеюсь, заглушат», – отрекается Отрепьев от своих чувств. Случайно проговорившись, Отрепьев убеждает Марину Мнишек, что для них обоих есть смысл сохранить в тайне его откровенные признания: «Клянусь тебе, что никогда, нигде … сих тяжких тайн не выдаст мой язык. … Тебя, мятежница! поверь, молчать заставят», – растолковывает самозванец полячке. Будучи убежден, что он исполняет предначертание свыше, Отрепьев морализирует по поводу Годунова: «Борис! … Не уйдешь ты от суда людского, как не уйдешь от Божьего суда». Для сравнения, Годунов нередко сомневается в правильности своих поступков:

«Что ежели правитель в самом деле державными заботами наскучил и на престол безвластный не взойдет?» – констатирует Воротынский, что колеблется в принятии решения.

Обращает на себя внимание, что Отрепьев раскрывается как самоактуализирующийся человек, способный к развитию. Действительно, беглому монаху удается достичь царственных высот: «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа», – замечает Марина прогрессирующие изменения, происходящие в личности Отрепьева. Отрепьев обладает творческими способностями.

К примеру, ему свойственна потребность в игре. Собственно, происходящее вокруг самозванец воспринимает не иначе, как игру: «Игра войны кровавой», – ужасной забавой видится герою война. Отрепьев склонен к самовыражению.

Так, он стремится выразить пламенность своих чувств к Марине Мнишек: «О, выслушай моления любви, дай высказать все то, чем сердце полно», – жаждет самозванец высказать избраннице слова любви. Отрепьеву не чужды эстетические переживания.

Он ценит поэзию, и даже одаривает поэта перстнем: «Я люблю парнасские цветы», – признается самозванец, что он не лишен эстетических чувств и выступает за «союз меча и лиры». Отрепьев чутко ориентируется в любой ситуации. К примеру, ожидая свидания с Мариной Мнишек, он чутко прислушивается к любому шороху: «Но что-то вдруг мелькнуло… шорох…

тише», – пытается влюбленный сориентироваться в темноте. Тем самым одного из главных героев произведения отличают стремления к самовыражению, игре, ориентировке. Персонажу присущи эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации. Подобные потребности свойственны креативному, или творческому типу личности.

Можно заметить, что ряду персонажей драмы знакомо состояние творческого подъема. Так, по свидетельству Пимена, подвижническая жизнь совершенно преобразила царя Феодора: «Он царские чертоги преобратил в молитвенную келью», – до неузнаваемости трансформировался образ жизни царя.

Для сравнения, Отрепьев признается поэту, что некогда и он пытался создавать поэтические произведения: «Мне знаком латинской музы голос», – пробовал творить персонаж. «Пророчества пиитов» вдохновляют самозванца на «подвиг»: «В их пламенной груди кипит восторг: благословится подвиг, его ж они прославили», – воодушевляет Отрепьева «вдохновенный гимн».

Отрепьев очарован красотой прекрасной Марины Мнишек: «Прелестная Марина», – прельщен самозванец прелестями девушки. В ответственный момент персонажи настраивают себя на предстоящие в их жизни важные события. К примеру, перед своей кончиной Годунов готовится к принятию схимы: «Святый отец, приближься, я готов», – настроился царь на обряд пострижения.

Между тем состояние творческого взлета у персонажей нередко сменяется переживанием творческого упадка.

К примеру, влюбившись в Марину Мнишек, Отрепьев забывает о своих планах, и его положение деградирует на глазах: «Ты медлишь – и меж тем приверженность твоих клевретов стынет, час от часу опасность и труды становятся опасней и трудней», – замечает Марина Отрепьеву, что пущенные на самотек события развиваются неблагоприятным образом.

Проигранное самозванцем первое сражение грозит разрушить все его планы: «Десятого повешу, разбойники!» – со злости готов уничтожить Отрепьев часть своего войска. Порой персонажи падают духом.

Так, когда Годунов добивается желаемого, им овладевают упадочные настроения: «Только утолим сердечный глад мгновенным обладаньем, уж, охладев, скучаем и томимся», – приходит в упадок дух царя. Годунов возлагал много надежд на успех своего царствования, однако он глубоко разочарован итогами своего правления: «Но отложил пустое попеченье», – разочаровался царь в своем народе, не оценившем его труды. Подчас у персонажей дела идут не так, как им бы хотелось, отчего они бывают сильно расстроены: «Ну вот о чем жалеет! О лошади! Когда все наше войско побито в прах», – расстроен Гаврила Пушкин поражением в битве, в то время как Григорий Отрепьев сокрушается о гибели своей лошади. Таким образом, ряд героев произведения раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом персонажам присущи как состояния творческого подъема, так и творческого упадка.

Проведенный анализ характеров персонажей драмы «Борис Годунов» показывает, что героям произведения присущ определенный набор склонностей. Персонажи различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами их характера.

Сюжетообразующей линией произведения является борьба за власть. Вместе с тем некоторые персонажи оказываются бессильны повлиять на ситуацию. В противоположность Отрепьеву, полагающему себя избранным, а потому уверившемуся в собственном могуществе, Годунов всячески демонстрирует, что приемлет власть, подчиняясь воле народа.

Значимое место в произведении занимает тема любви. Так, Отрепьев настолько поглощен чувствами к Марине Мнишек, что ради любви к ней готов отречься от всех своих планов. Однако, встретив со стороны девушки не ответное чувство, а холодный расчет, Отрепьев воспылал к «гордой полячке» ненавистью и даже готов навсегда оставить возлюбленную.

Героями произведения движут определенные идеи. Персонажам свойственно вникать в смысл происходящего, но в какие-то моменты они совершают неосознанные действия. Если Отрепьев убежден, что его действиями руководит высший промысел, то Годунов нередко сомневается в правильности своих решений.

Следует отметить также, что ряд героев произведения раскрываются как творческие натуры. Они переживают как состояние творческого подъема, так и ощущение творческого упадка. Некоторые герои предстают как самоактуализирующиеся личности, способные к развитию. Жизнь ряда персонажей преображается прямо на глазах.

Вместе с тем ситуация не для всех развивается благоприятным образом, наоборот, деградируя. Некоторые персонажи воспринимают жизнь как игру. Герои пытаются создать благоприятные условия для реализации своих замыслов, однако жизнь нередко разрушает их планы. Ряд героев склонен к самовыражению. Каждого из них что-то вдохновляет на свершения.

Вместе с тем в случае неуспеха персонажами зачастую овладевают упадочные настроения. Персонажам не чужды эстетические переживания, их очаровывает прекрасное. В то же время герои нередко разочаровываются в чем-либо, неверно оценив реальное положение вещей.

Некоторые персонажи чутко ориентируются в самой непростой ситуации.

В ответственный момент герои произведения настраивают себя на предстоящее в их жизни важное событие. В то же время не у всех героев дела обстоят так, как им бы хотелось, отчего они бывают расстроены.

  Анализ персонажей характеристика сюжета драмы Пушкина Борис Годунов.

Источник: http://referatwork.ru/analiz_proizvedeniy_i_harakteristika_personazhei_pushkina/section-12.html

«Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

История создания трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825 г. Пушкин писал её около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году.

В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашёл историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы – отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении самодержавия и отмене крепостного права, привели Пушкина к событиям Смутного времени начала 17 в.

Он обратился к недавно изданной «Истории государства Российского» Карамзина, которому и посвятил пьесу. Пушкин, как и Карамзин, считал, что народный бунт, приведший к убийству сына Бориса Годунова Феодора, спровоцировал сам царь отменой Юрьева дня – единственного дня в году, когда крепостной мог поменять хозяина.

Тема трагедии – исторические события Смутного времени, которые начинаются согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчиваются воцарением Лжедмитрия. Пушкин хотел показать события наиболее объективно. Собственное отношение он вложил в уста разных героев, в том числе дяди и племянника Пушкиных.

Афанасий Михайлович открывает причину конфликта между царём и дворянством: дворяне страшатся опалы, не властны в своих поместьях из-за отмены Юрьева дня. Он высказывает и сокровенную мысль Александра Пушкина о том, что народ – это великая сила: «А легче ли народу? Спроси его».

Его племянник Гаврила Пушкин почти в финале объявляет Басманову, что Лжедмитрий силён народной поддержкой.

Среди внешних конфликтов исторические конфликты между разными сословиями. В начале трагедии среди людей царит мнимое единодушие: бояре, дворяне, народ и Патриарх зовут Бориса Годунова на царство. Но сцена возле Новодевичьего монастыря проявляет истинную позицию народа: он равнодушен к происходящему, перекладывает ответственность на бояр.

Неоднозначна позиция бояр и дворян. Они доносят друг на друга (Шуйский). Опальные дворяне (Хрущов) и бояре (Курбский) примыкают к Лжедмитрию. Его поддерживают ищущие своей выгоды донские казаки и польская шляхта.

Конфликт между сословиями перерастает в конфликт между сторонниками претендентов на трон (Борис Годунов, Феодор Годунов, Самозванец). Внешний конфликт затрагивает целые страны (Россия, Литва), превращается в межрелигиозный (между православной Москвой и католической Литвой).

Внутренние конфликты раскрывают мотивы поступков героев. В первом монологе царь перечисляет блага, сделанные для народа, и сетует, что чернь за это его проклинает. Но больше всего царя тревожит пятно на совести, сжигающее его душу – убийство царевича Димитрия.

Внутренние конфликты присущи и другим героям: воеводе Басманову, перешедшему на сторону Лжедмитрия ради выгоды и вопреки присяге.

Сам Лжедмитрий не отягощён внутренними конфликтами: любовь Марины важнее для него, чем царская корона.

Внутреннего конфликта нет и у Марины: она хочет быть женой не Самозванца, а царевича Димитрия и склоняет Самозванца к походу на Москву. Так внешний конфликт между Лжедмитрием и его возлюбленной приводит к войне народов.

Внутренний конфликт Бориса Годунова ведёт его к гибели. Этому невольно способствует юродивый, который велит зарезать отнявших копеечку детей, «как зарезал ты маленького царевича».

Предпоследний монолог Бориса перекликается с его первым монологом о милостях, творимых царём народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ».

Феодору на смертном одре Борис советует отменить опалы и казни, то же самое обещает Гаврила Пушкин народу от имени Димитрия.

Проблематика трагедии актуальна как для Пушкина, так и в наши дни. Основная проблема – взаимоотношения царя и народа.

Читайте также:  Ветер. направление, сила и скорость ветра

Проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах Бориса Годунова, Лжедмитрия, воеводы Басманова, Шуйского). Проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь Годунова). Проблема лжи во благо (Годунов, Лжедмитрий).

Проблема чистой совести (Борис, Басманов). Проблема бремени историка и летописца (Пимен). Проблема любви ради выгоды (Марина Мнишек).

Героев трагедии можно разделить на три группы: исторические личности, такие как Борис Годунов, Шуйский, воевода Басманов, Феодор Годунов, Самозванец, Патриарх; вымышленные герои, прототипы которых были в истории: Гаврила Пушкин и Курбский, два беглых монаха, летописец Пимен. Третья группа героев – люди своего времени, не оставившие следов в истории: юродивый, представители разных сословий. Все герои действуют согласно замыслу и исторической канве драмы.

В трагедии есть образы, важные для раскрытия замысла. Конь, раненный в бою и разнузданный Лжедмитрием перед смертью – это символический образ едва живого народа, которому Лжедмитрий хочет дать освобождение. В этой сцене раскрывается авантюрный, но добросердечный характер Григория.

Своеобразна композиция поэмы. Действие занимает шесть лет (с 1598 по 1604 гг.) и распределено на 23 сцены. Начинается и заканчивается оно в Кремлёвских палатах. Первая и последняя сцены – это начало и конец правления Бориса Годунова – от замысла бояр до убийства жены и детей Бориса.

Третья сцена зеркально соответствует второй сцене с конца. В них реакция народа на избрание Бориса Годунова и Лжедмитрия. Поведение народа меняется от покорности своей судьбе и воле царя в начале до бунта и призыва к убийству Борисова щенка в конце. Последнюю ремарку «Народ безмолвствует» Пушкин добавил не сразу.

Это состояние раскаявшегося народа, бунт против нового царя, пришедшего путём убийства старого.

Жанр «Бориса Годунова» – историческая трагедия. В произведении Пушкин показал не только трагедию разных героев, убитых, как Димитрий или Феодор, умерших от раздираемых противоречий, как Борис Годунов, или тех, которых, как знает читатель, убьют вскоре (Лжедмитрий). В трагедии показана духовная смерть всего русского народа, начиная от царя и заканчивая последним крепостным.

Пушкин отказался от рифмованных строк и написал трагедию пятистопным нерифмованным ямбом, приблизив к разговорной речи и к трагедиям Шекспира – современника Годунова. Многие фразы и даже целые монологи из поэмы стали крылатыми благодаря неповторимому стилю.

Художественное своеобразие связано с предназначением трагедии. Пушкин писал «Бориса Годунова» не для чтения, а для постановки в театре. Поэтому в драме важны не только монологи и диалоги, но и действия, а Пушкин скуп на ремарки, читателю (и актёру) нужно догадываться о душевных переживаниях героев и их возможных движениях.

  • «Борис Годунов», краткое содержание по главам трагедии Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Борис Годунов»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/789-boris-godunov-analiz

Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является драма «Борис Годунов», поражающая широтой охвата русской жизни XVII века.

Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена.

Полное представление о нем не может сложиться без описания монастырской кельи — это как раз «предполагаемые» обстоятельства, в которых и раскрывается характер героя.

Известно, что за первой ремаркой в черновом варианте шло: «Летописец пишет, Григорий спит». В окончательном варианте появилось: «Отец Пимен, Григорий спящий». Но на самого летописца в этой сцене читатель смотрит глазами Григория. С какой непосредственностью и юношеским восторгом говорит Григорий о сосредоточенном, погруженном в занятие Пимене:

Как я люблю его спокойный вид,

Когда, душой в минувшем погруженный,

Он летопись свою ведет…

Создавая драму, Пушкин хотел подчеркнуть непроницаемость духовного мира Пимена, всю его недоступность для окружающего мира. Недаром Григорий «часто… угадать хотел, о чем он пишет»:

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум.

Григорию летописец, «склонившийся над своими трудами», больше напоминает дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.

Так точно дьяк в приказах поседелый,

Спокойно зрит на правых и виновных.

Добру и злу внимая равнодушен,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к «добру и злу»: для Пимена зло есть зло, а благо— наивысшее человеческое счастье.

С какой же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем: «Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех».

Слова Пимена о случившемся злодеянии будут несколько раз повторены действующими лицами трагедии.

И как несчастье воспринимает Пимен венчание Бориса на царство, совершенное против божеских и человеческих законов:

О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Мы нарекли…

И сколько печали, боли и сожаления в определении Пименом своей летописной повести:

Сей повестью плачевной заключу

Я летопись мою…

Наивысшее предназначение жизни летописца Пимен усматривает в том, чтобы потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…»

Это может показаться странным, но юношеская жизнь Пимена была наполнена «кипением страстей». И лишь спустя много лет Пимен решил посвятить себя служению духовным целям:

Постой лоры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь господь меня привел.

Свое настоящее «блаженство» мудрый Пимен находит в размышлениях, в сосредоточенном писании. И его наивысшая мудрость — это вдохновенный труд. На склоне лет Пимена занимает лишь его «последнее сказанье». Он весь в священном деле, которое совершается во имя высоких целей.

Сам Александр Сергеевич Пушкин замечал, что в образе Пимена нет никакого вымысла, это исторически достоверный характер. Писателю лишь хотелось собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие, кротость, отсутствие суетности и пристрастности.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/obraz-letopisca-v-drame-a-s-pushkina-boris-godunov/

Анализ трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”

Трагедия «Борис Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время его ссылки в село Михаиловское. Она была начата им в декабре 1824 года и закончена в ноябре 1825 года.

«Писанная мною в строгом уединении, вдали охлаждаю­щего света, — вспоминал Пушкин позже, — трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа людей избранных».

Основной замысел «Бориса Годунова» — первой рус­ской реалистической трагедии — был в высшей степени современным. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию, — вопрос о самодержавии и крепостном праве и главным образом об участии самого народа в борьбе за снос освобождение.

Пушкин взял нужный ему материал в только что вышедших X и XI томах «Истории государства Российско­го» Карамзина.

Там описывались события так называемого «смутного времени» (начало XVII века) — широкое народ­ное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепост­ное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого).

Главную идею трагедии Пушкин стремился провести, показывая в двадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные поэтом-историком картины того времени. Свою задачу он видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей, интересной драмати­ческой ситуации, а в том, чтобы точно и верно воспроиз­вести подлинную историческую действительность.

Начало пьесы изображает Москву 1598 года. Только что умер царь Федор Иоаннович, сын Иоанна IV (Грозно­го), не оставив наследника. В последние годы царствования Иоанна IV возвысился молодой, умный и энергичный Борис Годунов, на сестре которого царь женил своего сына и наследника Федора. После смерти Иоанна (1584 год) значение Годунова еще более возросло.

Царь Федор был по своему уму и характеру совершен­но неспособен царствовать. Он тратил все свое время и силы на молитвы и церковные службы, а государством управлял Борис Годунов, получивший титул правителя.

Так как Федор был бездетен, вступить на престол после него должен был его младший брат Дмитрий, бывший еще ребенком. Годунов добился удаления царевича с матерью и другими родственниками из Москвы в Углич.

В 1591 году маленький Дмитрий внезапно умер. Распространились слухи, что он был зарезан по приказу Годунова.

В резуль­тате расследования, которым руководил тайный враг Году­нова Василий Шуйский, народу было объявлено, что царе­вич сам зарезался в припадке падучей болезни.

Со смертью Федора надо было выбирать нового царя, так как законного наследника не было. Предложен был престол Борису Годунову; он долго отказывался, очевидно желая, чтобы его избрание было как можно более торже­ственным и всенародным, и зная об интригах против него знатных бояр и князей. Об этом у Пушкина говорится в первых четырех сценах его пьесы.

Царствование Бориса Годунова (1598-1603) было про­должением его правления в предыдущее царствование.

Он стремился завоевать популярность среди народа, оказывал ему всяческие «милости»; он продолжал укреплять связи с Западной Европой, обручив свою дочь Ксению с датским принцем; посылал молодых людей за границу для обуче­ния, приглашал на службу иностранных знатоков военного дела (сцена «Равнина близ Новгорода Северского»).

Но Бориса преследовали неудачи. В его царствование случился неурожай и страшный голод; в Москве вспыхнул громадный пожар, уничтоживший часть города и лишив­ший крова множество людей. Датский принц, жених Ксе­нии Годуновой, неожиданно умер. Народ, измученный крепостным правом, виновником которого считал Бориса, копил против него глубокое недовольство.

В последние годы царствования Борис резко усилил репрессии, высылал и сажал в тюрьмы представителей оппозиционных семейств (Романовых, Сицких, Шестуно-вых), окружил бояр шпионами, ввел особую молитву о здоровье царя, которую было обязательно читать за каждым обедом (сцена «Москва. Дом Шуйского»).

Недовольство не утихало. Оно выявилось, когда в Польше появился молодой человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Правительство Году­нова объявило, что это бежавший из московского Чудова монастыря монах Григорий Отрепьев. Пушкин верил в правильность этой версии.

Самозванец стал собирать войско для войны с Бори­сом за «отнятый» у него престол. Началась война, в которой царские войска не хотели сражаться против Самозванца, а народ его поддерживал, потому что рассчитывал на отмену крепостного права. Московские бояре также втайне сочув­ствовали его борьбе против ненавистного им Годунова.

Скоропостижная смерть Бориса во время этих событий ускорила развязку.

Вступивший на престол юноша Федор, сын Бориса, не имел никакой поддержки. Его главный полководец Басманов перешел со своим войском на сторону Самозванца, а бояре в угоду ему убили и Федора и мать его, вдову Бориса Годунова. Самозванец занял Москву и стал царем.

Но ни Борис, ни Самозванец не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц.

В одной из последних сцен, «Ставка», эту идею прямо выражает приближенный Самозванца Гаврила Пушкин в разговоре с Басмановым. Он говорит:

Я сам скажу, что войско наше дрянь,

Что казаки лишь только села грабят,

Что поляки лишь хвастают да пьют,

А русские… да что и говорить…

Перед тобой не стану я лукавить;

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов ?

Не войском, нет, не польскою помогай,

А мнением; да!мнением народным…

С точки зрения развития этой идеи становится ясен и, казалось  бы,  разбросанный,  непоследовательный  ход драмы, чередование ее двадцати трех сцен. Басманов со­глашается с суждением Гаврилы Пушкина о решающей роли народа, и оно выражает основную оценку всей исто­рической ситуации и основной политический вывод самого автора.

В двух последних картинах народ действует как актив­ная, решающая сила: в виде бушующей мятежной толпы в сцене у Лобного места и как моральная сила грозной в своем единодушном молчании толпы в последней сцене.

Народ, увидевший, что и новый царь, Дмитрий, начи­нает свое царствование с кровавого злодеяния — убийства безоружного юноши и его матери, — отказывается привет­ствовать этого царя. «Народ безмолвствует…»

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/372-tragediya-as-pushkina-boris-godunov.html

Ссылка на основную публикацию