Айвазовский – художник, вдохновленный природой

Иван Айвазовский. Известные и неожиданные мотивы творчества. « THE WALL

Начались осенние трудовые будни, однако для того чтобы не утонуть в рутине, вспомним, что в Третьяковской галерее на Крымском валу продолжает экспонироваться грандиозная выставка (29 июля – 20 ноября), посвящённая легенде и основоположнику русской маринистики – Ивану Константиновичу Айвазовскому.

Выставка уникальна тем, что её организаторам удалось собрать наиболее значительные произведения художника (в общей сложности 200 полотен) из 17 музеев России, среди которых Государственный Русский музей, Центральный военно-морской музей в Петербурге, Феодосийская картинная галерея имени И.К.

Айвазовского, музеи-заповедники «Петергоф», «Царское село», «Павловск», некоторые полотна были предоставлены рядом частных собраний. В самой Третьяковской галерее хранится всего 33 картины и 9 рисунков.

Таким образом, выставка, проходящая сейчас в Москве, — это крупнейшая монографическая экспозиция мастера, которая позволяет не только глубже познакомиться с творчеством неповторимого живописца, но и увидеть источники его вдохновения.

Жизнь и творчество художника – это путь гения: например, начав писать под влиянием немецкого романтизма, Айвазовский оставался верен этому направлению на протяжении всего своего творческого пути, таким образом в конце XIX в. предвосхитив искания художников-символистов.

Его жизнь была связана с культурами разных стран, таких как Армения (Айвазовский родился в армянской семье), Россия (родным городом живописца была малороссийская Феодосия), Италия и Турция (эти страны вдохновляли художника), а потому его стиль уникален.

К тому же, Айвазовский много путешествовал, за всю свою жизнь он побывал более чем в 100 городах Европы и Америки, и, как известно, именно воспоминания о совершённых странствиях стали основой его творчества.

Картины Айвазовского, завораживающе передающие динамику волн, знакомы многим с детства. Брызги волн, тонущие корабли, мрачное небо, парящие чайки, свет, пробивающийся сквозь мрачные тучи, – всё это заставляет замереть перед картиной и почувствовать себя один на один с переменчивой Природой. Художественный критик В.В.

Стасов писал о живописце: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с её необычайными красотами»[1].

«Девятый вал», «Волна» и другие картины бушующего или спокойного моря – это творческое наследие художника, известное каждому образованному человеку.

Девятый вал. 1850.

Волна. 1889.

Однако гений И.К. Айвазовского не ограничивался маринистикой. Выставка на Крымском валу знакомит посетителей с творческим наследием живописца, который много путешествовал и вдохновлялся природой различных стран.

Малороссия – тот край, который стал родиной художника и главной темой его творчества. Чёрное море и крымское побережье давали ему сюжеты для таких полотен, как «Девятый вал», «Чёрное море» и др. Однако Малороссия была запечатлена художником не только морской, но и степной, иногда даже зимней.

Чумаки в Малороссии. 1870-1880-е.

Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. 1862.

Зимний обоз в пути. 1857.

Эти картины, представленные на выставке, вызывают как удивление (ведь Айвазовский известен многим исключительно как маринист), так и восторг – малороссийские виды на картинах художника проникнуты невероятным благоговением перед красотой природы и любовью к родному краю.

Италия – страна, во все времена вдохновлявшая русских художников, и Айвазовский не был исключением.

Живописец сумел изобразить Италию с присущей ей яркостью: на его картинах мы видим побережье знойного Неаполя, горы, по которым гуляют вдохновлённые гении, почти парящие в облаках («Данте и художник в горах»), виды магической Венеции, которая не могла не привлекать внимание великого мариниста, сумевшего воплотить на холсте волшебство «Южной Пальмиры» («Гондольер на море ночью»).

Данте и художник в горах. 1883.

Гондольер на море ночью. 1843.

Столь же значимыми для художника стали его путешествия в Турцию. На выставке представлены картины, воплощающие восхищение художника архитектурой и духом Константинополя, столь прекрасного его культурным многообразием. В письме друзьям живописец восхищался древним городом: «Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь и Венеция»[2].

Вид Константинополя при лунном освещении. 1846.

Еще один неожиданный для многих зрителей мотив творчества живописца – религиозный.

На выставке посетители смогут увидеть как картины на библейские сюжеты («Хождение по водам»), так и полотна, посвященные духовным исканиям Айвазовского: особенно живописца вдохновляла тайна мироздания, сотворения жизни на земле из хаоса («Хаос»). Эти картины невероятны своей энергетикой, наполненной туманным мистицизмом и светом надежды – даром Творца.

Хождение по водам. 1890-е.

Хаос. Сотворение мира. 1841.

В документальном разделе выставки представлены предметы, позволяющие узнать подробнее о личности художника: это его письма, портреты родителей, брата, жены.

Также для воссоздания атмосферы мастерской живописца были привезены экспонаты из Центрального военно-морского музея: штурвал, подзорные трубы, звёздный глобус, макеты кораблей – предметы корабельного быта, сопровождавшие Айвазовского в его морских путешествиях.

Иван Айвазовский – мастер маринистики, который никогда не писал с натуры. Художник творил, вспоминая увиденное, а тем, кто удивлялся его методу работы, говорил: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их»[3].

«Радуга», «Волна», «Девятый вал» и другие полотна живописца завораживали и продолжают завораживать зрителя своей динамикой и силой. Современники Айвазовского по-разному относились к его творчеству: кто-то восхищался, кто-то критиковал – особенно смело критиковал художника мирискусник А.Н.

Бенуа, который писал о «невеликой заслуге» Айвазовского в истории русского общества, даже о «трафаретности» его полотен.

Однако и он не мог отрицать любовь и талант, которые вкладывал живописец в свои картины: «Айвазовский действительно любил море и даже любил как-то сладострастно, неизменно, и нужно сознаться, что, несмотря на всю рутину, любовь эта нашла себе выражение в лучших вещах его, в которых проглянуло его понимание мощного движения вод или дивной прелести штиля — гладкой зеркальной сонной стихии»[4]. Таким образом, даже ярые критики художника подчас восхищались его мастерством, а потому выставка Айвазовского на Крымском валу не может не вызвать исключительного интереса.

Источник: http://thewallmagazine.ru/ivan-ayvazovskiy/

Русская природа на картинах художников: Васнецова, Клодта, Саврасова, Рериха, Айвазовского и других

Приглашаем вас в «художественное» путешествие по 10 природным зонам России, изображенным на пейзажах живописцев.

Арктическая Пустыня

Александр Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897. Третьяковская галерея

Картина «Весенняя полярная ночь» была приобретена Павлом Третьяковым для галереи прямо с выставки, а вместе с ней — еще около 60 картин и этюдов Александра Борисова, вдохновленного путешествиями по Новой Земле.

Картины были действительно уникальными: зиму художники писали и раньше, но до Борисова никто из художников не отправлялся с этюдниками так далеко на север. В путевых заметках художник-первооткрыватель описывает трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в путешествии.

Да и книгу воспоминаний он назвал соответствующе — «В стране холода и смерти». И тем не менее север настолько очаровал Борисова, что ничего другого он больше не писал. Пейзажи он увековечивал на холстах, а современников-живописцев — на карте.

Ледник Третьякова, мысы Куинджи и Шишкина, Крамского и Васнецова, Верещагина и Репина появились на карте Новой Земли после экспедиций Александра Борисова.

Тундра

Александр Борисов. На Мурмане близ гавани. 1896. Третьяковская галерея

На полотнах Александра Борисова — бесконечные снежные равнины и скупые солнечные лучи.

Несмотря на замерзающие пальцы, густеющие от мороза краски и ломающиеся кисти, художник проводил за холстом долгие часы, чтобы передать вкрадчивую красоту местных пейзажей и едва уловимые нюансы света.

Самая низкая температура, при которой довелось писать живописцу, — минус 39 °С.

Лесотундра

Василий Переплетчиков. Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя. 1907. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Василий Переплетчиков — еще один художник, влюбившийся в неласковую северную природу. Свои первые работы он писал на Волге, в них чувствовалось влияние мэтров-пейзажистов Ивана Шишкина и Исаака Левитана.

Именно в путешествиях по Архангельской губернии Переплетчиков нашел главные темы своих картин и обрел самобытный почерк. На протяжении 12 лет художник отправлялся в длительные поездки, как он сам говорил, «опять к Ледовитому океану, к большим сильным людям».

Современники с большим интересом следили за работой Переплетчикова и называли его «восторженным певцом дальнего Севера».

Тайга

Аполлинарий Васнецов. Тайга на Урале. Синяя гора. 1891. Третьяковская галерея

Аполлинария Васнецова называют мастером эпического пейзажа. В поисках необычной натуры живописец много путешествовал по Украине, Крыму , Кавказу, Италии и Швейцарии. Но по-настоящему его воображение увлекла суровая природа Урала и Сибири.

«Художник, который пишет по впечатлению», как называл Васнецова Константин Коровин, создавал по этюдам собирательный былинный образ. Природа в его картинах становилась более таинственной и величественной, чем в реальности.

Чем дольше присматриваешься к картине, тем больше укрепляется ощущение, что из таежной чащи вот-вот появится Иван-царевич на Сером волке с картины Виктора Васнецова, старшего брата Аполлинария Васнецова.

Лес

Андрей Шильдер. Березовый лес. 1908. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

В реальности пейзажа, изображенного на картине, не существовало.

Андрей Шильдер, как и другие представители питерского лагеря пейзажистов, свои картины придумывал, а не писал с натуры. Художник хранил целые альбомы с зарисовками деревьев, а потом компоновал их под каждую новую картину.

Сейчас «Березовый лес» находится в собрании Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.

Лесостепь

Михаил Клодт. Волга под Симбирском. 1881. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Михаила Клодта часто называют мастером лирического пейзажа. Художник бывал в Швейцарии и Франции, но ни заграничная природа, ни европейская школа живописи его не заинтересовали.

Расцвет творчества Михаила Клодта случился после возвращения в Россию, когда он увлекся сельскими пейзажами. Картина «Волга под Симбирском» написана художником в то время, когда он оставил Товарищество передвижников и отправился путешествовать по стране.

Сейчас картина находится в собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.

Степь

Алексей Саврасов. Степь днем. 1852. Русский музей

В 1849 году начинающий художник Алексей Саврасов отправился за вдохновением на Юг России. Бескрайние степные просторы и высокое прозрачное небо поразили его воображение.

Вернувшись, он написал серию пейзажей, и критики заговорили о нем как о надежде русского искусства. Одной из ключевых работ этого времени стала картина «Степь днем», где степь предстает расстилающимся до горизонта пространством, наполненным мягким золотистым светом.

Сейчас она хранится в Русском музее.

Полупустыня

Константин Богаевский. Старая Феодосия. 1924. Феодосийский музей древностей

Константин Богаевский много времени уделял изучению истории и даже создал особый жанр «археологического», или исторического, пейзажа.

Чаще всего в его картинах возникал образ древней Киммерии, воплощенный в видах родной Феодосии.

Генуэзская крепость на картинах художника — не просто символ города, но и образ, соединяющий старинный город Кафа с Феодосией XX века.

Пустыня

Николай Рерих. Корабль пустыни (Одинокий путник). 1935–1936. Международный центр-музей им. Н.К. Рериха

Николай Рерих — не просто художник, он философ и путешественник.

Его пейзажи — удивительный пример мистического реализма, когда вполне привычные предметы обретают глубинное символичное значение.

Виды пустыни художник пишет во время научной экспедиции, совмещая работу исследователя с написанием картин и созданием философских очерков.

Субтропики

Иван Айвазовский. Вечер в Крыму. Ялта. 1848. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Художник Иван Айвазовский выбрал для себя три ведущие темы: изображение морской стихии, исторических баталий и крымских пейзажей. Крымская природа привлекала художника своей переменчивостью.

Уловить ее ускользающие оттенки так же непросто, как и запечатлеть сменяющие друг друга морские волны. На картине «Вечер в Крыму. Ялта» художник сумел передать блики закатного солнца. Звучные лилово-розовые тона на дальнем плане бледнеют в тени скал.

Пройдет еще несколько минут, солнце опустится в море — и цветовая гамма преобразится.

Источник: https://www.culture.ru/materials/102951/priroda-rossii-na-polotnakh-russkikh-khudozhnikov

Иван Константинович Айвазовский

Великий художник-маринист Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в семье рыночного старосты и мастерицы-вышивальщицы.

До появления самого младшего сына в семье Константина и Рипсиме Айвазовских уже воспитывалось четверо отпрысков: три девочки и мальчик, названный Саргисом.

При крещении будущей знаменитости было дано имя Ованес, которое впоследствии приобрело славянский вариант Иван.

Дом, в котором родился Айвазовский

Детство художника

Первые годы жизни мальчика в солнечной Феодосии прошли радостно и беззаботно. Семья торговца считалась довольно зажиточной, и в детстве маленький Ваня не знал ни в чем отказа.

Счастье оборвалось внезапно: в 1812 году эпидемия чумы стала причиной разорения Константина. Теперь положение спасало мастерство матери семейства, производящей чудесные вышивки на заказ.

Может быть, искусство Рипсиме и сформировало художественный вкус и мастерство будущего художника?

Коренной житель портового города, Иван был без ума от моря. Морские пейзажи в любое время суток и при любой погоде просто завораживали мальчика. И немудрено, что, едва проснувшись, он мчался на берег, чтобы полюбоваться очередным шедевром природы.

Ведь море никогда не бывает одинаковым! Конечно, рука сама тянулась к хворостине, чтобы тут же, на песке запечатлеть чудесную картину. Через мгновение безжалостные волны слизывали набросок.

Читайте также:  Загадки про деревья, растения и явления природы с ответами-раскрасками

Но Ваня не унывал: его неуемная фантазия и естественная натура не знали предела.

Автопортрет. 1874 год.

Первые уроки художественного мастерства Иван получил от архитектора Якова Христиановича Коха. Познакомился юный Ованес с меценатом во время своей службы в греческой кофейне, куда его устроил отец.

Несмелые наброски десятилетнего мальчика заворожили Коха недюжинным талантом автора. Вскоре он представляет юное дарование градоначальнику Феодосии А. И.

Казначееву, ставшему впоследствии ярым поклонником произведений Ивана Константиновича Айвазовского.

С тех пор жизнь и судьба гения кардинально изменились: в 1831 году по ходатайству Казначеева, который к тому времени стал губернатором Тавриды, юноша зачислен в Таврическую гимназию, а в 1833 отправляется на учебу в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Здесь куратором Айвазовского стал профессор Максим Воробьев, который привил художнику тонкое понимание природы. Обожающий музыку, учитель был чрезвычайно обрадован тем фактом, что его ученик владеет игрой на скрипке.

Скрипка, по мнению Воробьева, как никакой другой музыкальный инструмент, владела невесомой связью с художественными полотнами.

Начало учебы

Воздух над морем. 1935 год.

Мастерскую индивидуальность Айвазовского формировали произведения европейских художников, которые без устали копировал юный Ованес. Именно срисовывание известных полотен и оттачивало мастерство Ивана.

Первый успех и серебряную медаль второго достоинства получил в 1835 году этюд художника «Воздух над морем».

Смелые мазки и необычная колористика картины очаровали зрителей и немного испугали маститых художников того времени: до Айвазовского еще никто не отображал такую концепцию моря. Впоследствии одаренность Айвазовского приобрела новых известных поклонников – А.С.

Пушкина, В.А. Жуковского, К.П. Брюллова, М.И. Глинки. Дружба с ними наложила большой отпечаток на развитие личности и таланта Ивана Константиновича.

В 1837 году состоялась первая презентация полотен Ивана Константиновича Айвазовского. На академической выставке было представлено шесть морских пейзажей, за которые молодой человек удостоился золотой медали первой степени.

К тому же, высшая оценка сулила художнику поездку на два года за границу с целью приобретения опыта. Однако, по причине малолетства Айвазовский был отправлен в Крым, где и продолжил самостоятельно оттачивать мастерство.

Натуры Ялты, Гурзуфа, Феодосии, Керчи были запечатлены в картинах навечно.

Цель похода – военная разведка. Цель художника – новые впечатления. Славные русские флотоводцы и будущие герои Севастополя М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.Н. Истомин остались друзьями Айвазовского на долгие годы.

Их доблесть потрясла юношу. В свою очередь, Ованес привел в изумление опытных морских волков: при высадке десанта в Субаше он проявил смелость и отвагу как настоящий моряк.

Отвага Айвазовского была отмечена высшими чинами в Петербурге.

Поездка вместе с другими пансионерами в Рим сулила продолжение образования и усовершенствование в пейзажной живописи. Изучая произведения классического искусства в музеях Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя, Ованес перенимает опыт великих мастеров. Посещение музеев европейских городов отложили неизгладимый отпечаток в сознании юного художника.

В Италии Айвазовский посещает своего брата Гарика, живущего в монастыре. Изучая история своего рода, старший брат узнал, что фамилия предков – Айвазян. В итоге братьями было принято решение убрать из своей фамилии букву «Г». С тех пор Ованес Гайвазовский (а именно так юноша подписывал свои полотна) стал Иваном Айвазовским. Случилось это в 1841 году на 24 году жизни мастера.

Итальянский период

Свои пятьдесят знаменитых пейзажей Иван Константинович Айвазовский написал, воодушевленный природой Италии. Выставки в Неаполе и Риме вызвали огромное внимание как со стороны критиков, так и со стороны простых зрителей. Достоверное изображение моря и воздуха вызывало настоящий ажиотаж.

Большую популярность приобрели картины, написаны в период 1841-1843 годов: «Вид на венецианскую лагуну», «Неаполитанский залив», «Побережье Амальфи», «Хаос. Сотворение мира.», «Неаполитанский залив в лунном свете», «Побережье. Штиль.» и другие. Успех полотен принесли автору европейскую славу.

В Италии Айвазовский работал и встречался со знаменитыми земляками, жившими в то время за границей: Н.В. Гоголем, художником А.А. Ивановым, профессором Академии художеств Петербурга Ф.И. Иордан. Оставили в душе мариниста и незабываемые встречи с английским коллегой Дж. Тернером.

Вид Амальфи. 1865 год.

В 1844 году автор произведений Иван Константинович Айвазовский возвращается на родину известным мастером и академиком Римской и Амстердамской Академии художеств. В России он сразу был назначен академиком пейзажной живописи Петербуржской Академии художеств.

Итогом полученного звания стал большой заказ от правительства – изобразить все русские военные порты в Балтийском море. Исполнение заказа послужило поводом причисления мастера к Главному морскому штабу. Звание живописца и право ношения адмиралтейского мундира стало приятным завершением Итальянского периода творчества.

Изображения морских баталий

Будучи свидетелем и активным участником военно-морских походов, маринист не мог обойти вниманием изображения батальных сцен. Среди известных картин на данную тему можно выделить «Кронштадский рейд», «Десант Н.Н. Раневского у Субаши», «Петр І при Красной Горке», «Морское сражение при Ревеле», «Наваринский бой» и многие другие.

Произведения Ивана Константиновича Айвазовского отображают доблесть российских моряков в разные исторические периоды.

Вдохновленный очередным подвигом или героической историей, автор тут же брался за кисть, и писал до тех пор, пока картина не приобретала величественное совершенство. Рассматривая батальные сцены, зритель как бы погружается в процесс завоевания очередной вершины.

Для достижения подобного эффекта не требуется 3D системы: мазки, красочная палитра и глубокое исполнение полностью поглощают созерцателя.

Библейские мотивы

Хождение по водам. 1890-е годы.

Будучи глубоко верующим, Айвазовский написал ряд полотен на библейскую тему. Одухотворенный Святым Писанием и рассказами своего брата-священнослужителя Гавриила, Иван Константинович олицетворял в своих картинах наиболее значимые священные моменты. Однако, на всех шедеврах присутствовала водная стихия – лейтмотив работ мастера.

Презентация Иваном Константиновичем Айвазовским сотворения мира величественно и незабываемо. Написанная в 1864 году картина представляет собой сплошной водно-небесный хаос. Полотно притягивает необъяснимой энергией. Перед картиной «Сотворение мира» можно стоять долго – и отойти, так и не поняв до конца ее мистической глубины.

Полотно «Всемирный потоп» иллюстрирует первую в мире глобальную катастрофу. Мертвые тела, низвергающиеся в бездну, навевают ужас и священный трепет. В такие моменты невольно задумываешься о смысле бренного бытия.

К библейским мотивам относятся также и картины «Сошествие Ноя с горы Арарат», «Переход евреев через Красное море», «Хождение по водам». И все полотна неразрывно связаны с водной стихией.

Пирамиды. 1895 год.

Не только море

Пейзажист-маринист Иван Константинович Айвазовский рисовал не только морские пейзажи. Красочны и необычны изображения художником видов дагестанского аула Гуниб, афинского Акрополя, большой пирамиды в Гизе, фонтана и дворца в Петергофе, Воробьевых гор в Москве.

Интересные решения иллюстраций украинских пейзажей отображены в шедеврах «Жатва на Украине», «Зимний вид в Малороссии», «Волы на берегу» и многие другие. Свободная душа мариниста не могла пройти мимо широких степных просторов, безграничности небесного приволья.

Чумаки на волах, мельницы находят сходство с далекими кораблями и скалами, а колыхающиеся от ветра душистые растения – с непокорными морскими волнами. Украинский период творчества живописца отмечен романтизмом и оптимистичным настроем.

Жены и дети

Иван Айвазовский, Юлия Гревс и их дочери. Слева направо: Елена, Александра, Мария, на коленях — Жанна.

За всю свою жизнь Иван Константинович Айвазовский был женат дважды. Первая супруга, дочь лейб-медика, простая гувернантка в доме богатой вдовы. До роковой встречи у 31-летнего мужчины не было никаких романтических отношений.

Неискушенный в любовных играх, художник влюбился в строгую девушку в закрытом платье. Две недели ухаживаний – и избранница проронила вожделенное «да». А в положенный срок через девять месяцев на свет появилась первая дочь Елена.

С первой женой мастер прожил 12 не совсем счастливых лет. Любительница светской жизни, Джулия не желала всю жизнь прозябать в скромной Феодосии. На 13 годе совместной жизни супруга, забрав четырех дочек – Елену, Александру, Марию и Жанну, уезжает в Одессу. Развод Айвазовский получил спустя долгие двадцать лет супружества.

Второй брак настиг живописца в преклонные 65 лет. Избранницей гения стала вдова купца из Феодосии Анна Саркизова. Примечательно, что супругов разделяла разница в 40 лет. Однако, это не помешало супругам прожить в мире и согласии до самого конца мариниста.

Взрыв турецкого корабля. 1900 год.

Последняя картина

На протяжении долгой жизни Иван Константинович Айвазовский создал более шести тысяч картин. Многие полотна он писал с натуры.

Но истинным мастерством художник считал умение творить шедевры по памяти. Именно по памяти была сотворена и последняя картина живописца «Взрыв корабля».

Художник задался целью еще раз пересмотреть легендарный подвиг греческого повстанца Канариса при взрыве корабля адмирала.

С самого утра 19 апреля 1900 года Айвазовский сел за работу. К вечеру полотно было почти готово. Наклоненный корабль, оторванные части мачт и рей свидетельствуют о только что прозвучавшем взрыве. Греческие повстанцы, спешно покидающие место происшествия, еле виднеются вдали.

Для большей достоверности оставалось наложить только несколько завершающих мазков. Уставший живописец решил перенести окончание картины на завтра.

Но шедевру суждено было остаться неоконченным: ночью сердце художника Главного морского штаба, адмирала Ивана Константиновича Айвазовского остановилось во сне.

Похоронен великий живописец в родной Феодосии во дворе армянской церкви святого Сергия. На саркофаге выгравирована символическая эпитафия: «Родившись смертным – оставил по себе бессмертную память».

Источник: http://Ayvazovskiy.su/

Иван Айвазовский: биография, картины моря

Иван Айвазовский (Ованес Айвазян, Иван Гайвазовский, Aivazovsky, Ivan. 1817-1900), –  русский живописец, мастер морского пейзажа (маринист). Популярнейшие картины Айвазовского – “Радуга” (.), “Чёрное море” (.), “Волна” (.), “Девятый вал” (.).

В картине “Девятый вал” талант мастера впервые получил наиболее полное воплощение. Картина написана в тёплых тонах, и поэтому появляется иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагичность сюжета, художник любуется красотой моря. Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света, море выглядит естественным и лучезарным.

Своеобразие творчества Айвазовского – в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей.

Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков (“Чесменский бой“, “Наварринский бой“, обе – .). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству.

В лучших поздних работах, сдержанных по цвету, Иван Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Иван Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной.

В Феодосии на заработанные деньги Айвазовский открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (.). Айвазовский создал около 6 тыс. картин, много рисунков и акварелей.

Внимание
Изображения в синей рамочке кликабельны.

Коллеги-художники об Айвазовском

Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.

Биография Айвазовского, особенности творчества

Статья Екатерины Деготь  из книги “Художественный календарь 100 памятных дат”, М., .

 Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского.

Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Отношение же к нему менялось, ведь жанр, им избранный, нес на себе печать времени истоков своего формирования — эпохи позднего романтизма.

Море как образ природы вообще, величественной и грозной «стихии», превосходящей человека, — такие идеи лежали в основе морских пейзажей романтиков разных стран Европы.

В России идею романтической «стихии» в пейзаже впервые воплотил учитель Ивана Айвазовского — Максим Воробьев, сделав предметом своего пейзажа бесконечность пространства, «обольщения перспективы», как любили говорить тогда, поразив зрителя «одой из воздуха, воды и света».

Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа; но популярность его померкла перед знаменитостью его, быть может, не самого талантливого (рядом с Михаилом Лебедевым) ученика — Ивана Айвазовского.
Родился Иван Айвазовский в Феодосии, с которой впоследствии оказалась связанной вся его жизнь.

Читайте также:  Кавказский заповедник: животные и растения

Талант его был замечен городским архитектором, вследствие чего мальчика определили в Симферопольскую гимназию, а позднее в петербургскую Академию художеств. Уже в 1835 году Иван выставил первую работу— «Этюд воздуха над морем». В 1837 в виде исключения курс академического обучения сокращен ему на два года за особые успехи.

Затем Иван Айвазовский работает над видами с натуры, как художник участвует в военной экспедиции М.Лазарева, В.Корнилова и П.Нахимова, а в 1840 году он командирован в Италию, где становится необычайно популярным. В каждом магазине, сообщает будущий ректор Академии Ф.Иордан, продаются виды моря «под Айвазовского».

Великий английский пейзажист Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением. В 1843 году Иван Айвазовский путешествует со своей выставкой по Европе, покоряя Париж, Амстердам, Лондон… Возвратившись в Россию, он получает звание академика и живописца Главного морского штаба». С 1845 года Иван Айвазовский  живет в Феодосии, помимо чистых пейзажей занимается батальным жанром, в том числе и историческим, запечатлевая в бесконечных вереницах полотен все сколько-нибудь значительные победы русского оружия на море. Подвергаясь в шестидесятые и семидесятые годы суровой критике, Айвазовский не бросает своих излюбленных приемов и сюжетов. Умер Иван Айвазовский 19 апреля 1900 года за работой над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Особенности творчества Айвазовского

Творчество Айвазовского, несмотря на эволюционные изменения, предстает перед нами прежде всего как целое. Художник оперирует на протяжении всей жизни узким кругом мотивов. Характерно, что, выходя за пределы этого круга, он создает вещи удивительно неудачные и почти комичные (таковы его жанры, таковы зимние пейзажи).

Его мотивы — эффектные состояния природы, лунные ночи, экзотические восточные виды; это бури и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков. Идиллия и драма — две совершенно различные тематические сферы в творчестве Айвазовского, они никогда не переплетаются в пределах одного пейзажа, сложность эмоции ему неведома.

Состояние природы всегда однозначно, рассчитано на вполне определенную эмоциональную тональность. Такая апелляция к эмоциям была характерна для сформировавшейся еще в конце 18 века эстетики «живописного» в природе, того, что обращается не к разуму, но к воображению. Еще более усилилось это в романтическом пейзаже.

«Именно на картинах Айвазовского чувство находит то, что говорится ему прямо, ум остается в прекрасном dolce far niente, не помня о собственном существовании», — писал в сороковые годы славянофил и ценитель искусства Ф. Чижов. Картины Айвазовского были близки веку, который видел себя потрясаемым сильными страстями» и искал «сильных ощущений».

Ведь, как заметил Гоголь, XIX век есть век эффектов». Гоголь, восхищавшийся Айвазовским почти так же, как и Брюлловым, мог бы, вероятно, сказать и о нем, что «он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее со страстью любовника».

Эта эмоциональность вместе с тем предусматривала вполне определенное русло, по которому должно было идти чувствование пейзажа; отсюда та символичность, которой наполнены эти картины природы. Морская стихия выступает в них как «море житейское», затерянный в нем или погибающий корабль — как символ человеческой судьбы.

В пейзажах Айвазовского мы видим различные степени такой аллегоричности: от попытки прямого изображения символа надежды и гибели («Девятый вал») до более повествовательных, более буквальных батальных сцен, в которых аллегория отступает на второй план.

В искусстве Ивана Айвазовского много общего с Брюлловым, который в каком-то смысле определил творческие принципы множества русских художников, вышедших из позднего романтизма. Среди них — стремление представить свой творческий процесс как импровизацию, мифологизируя «волшебную творческую силу».

Иван Айвазовский работал действительно быстро, всегда по памяти, полагаясь на свою фантазию и на затверженность тех отдельных элементов, из которых складывалась картина. Стены мастерской художник стремился держать пустыми, дающими простор видениям воображения. Картины Айвазовского часто строятся на контрасте, прежде всего света и тени, нередки формы, данные «на просвет».

Все пронизано светом или погружено во тьму, первенствует стихия, «бездна эфира». Не случайно, что гармония берега и воды, присутствовавшая в пейзажах Сильвестра Щедрина, у Айвазовского нарушается: это все чаще открытое море, берег и скалы не представляют собой счастливого приюта. Даже гроты у Айвазовского не такие, как у Щедрина, это гроты, в которые нужно вплывать на лодке, они также относятся к «морскому», не к «человеческому» пространству. Идеи сверхчеловеческой «бездны» даны и композиционно — наши взгляды художник направляет куда-то далеко к горизонту. Пространство у него всегда подавляет человека, даже если буря не стала сюжетом картины.

«Эстетика эффектов», столь ярым последователем которой был Айвазовский, в шестидесятые годы 19 века начала терять своих сторонников. Признавая безусловную одаренность художника, критики начинают говорить об архаичности и академичности его запоздалого романтизма.

Однако  творчество Айвазовский в эти годы все же несколько меняется: появляются так называемые «голубые марины» с их подчеркнуто цветной «атмосферой», не имеющей, конечно, ничего общего с пленэрной живописью. Помимо этого, большее место начинают занимать в его творчестве городские виды.

Таков был его ответ на требование в искусстве «реальности».
Наступили, однако, времена, когда даже непримиримый противник творчества Айвазовского Крамской не только признал одну из его работ, но и поместил ее в свою собственную картину «Неутешное горе».

Это было полотно «Черное море» (1881): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю».

Синтетические образы моря иногда находили у позднего Айвазовского формы выражения, свободные от «бурных» проявлений, что и понравилось Крамскому.

Бесконечность и величие мира — идея, созвучная неоромантическим устремлениям 1880—90-х годов, в которые влилось и творчество Айвазовского, написавшего в 1897 году: «Я только что окончил большую картину, содержание очень фантастическое: присутствие Вселенной между планетами».

 Картины Айвазовского

Девятый вал 1850.

Черное море 1881.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года 1848.

Радуга 1873.

Наполи

Аул Гуниб в Дагестане. 1869.

Баржи у морского берега.

Башня. Кораблекрушение 1847.

Берег моря ночью. У маяка. 1837.

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года 1848.

Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Буленд в Чёрном море 11 июля 1877 года 1877.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 1892.

Бурное море ночью 1853.

Буря на море 1850.

Буря у мыса Айя. 1875.

Бухта Золотой Рог. Турция 1845.

Вдоль крымского берега. 1872.

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо 1844.

Венеция 1844.

Вид на венецианскую лагуну 1841

Вид на скалистый берег со стороны моря 1845.

Всемирный потоп 1864.

Гондольер на море ночью 1843.

Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839

Золотой рог. Босфор. 1872.

Константинополь. Вид на бухту Золотой Рог с автопортретом рисующего художника. 1880.

Кораблекрушение 1843.

Кораблекрушение у Афонской горы 1856.

Лазоревый грот. Неаполь 1841.

Лунная ночь в Константинополе. 1862.

Лунная ночь на Босфоре. 1894.

Лунная ночь на Капри 1841.

Море. Коктебель. 1853.

Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года 1846.

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года 1846.

Морской вид с часовней на берегу 1845.

Морской пролив с маяком 1841.

Неаполитанский залив в лунную ночь 1842.

Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий 1840.

Неаполитанский залив в туманное утро. 1874

Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим 1846.

Побережье в Амальфи. 1841.

Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. 1899.

Пристань в Феодосии 1840.

Сигнал бури 1851.

Синопский бой. Ночь после боя 1853.

Хаос. Сотворение мира 1841.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/612-ivan-ayvazovskiy.html

Иван Константинович Айвазовский: произведения, биография

Иван Константинович Айвазовский

Contents

  • 1 Биография художника
  • 2 Творчество
  • 3 Известные картины

Иван Константинович Айвазовский – известный русский маринист своего времени. Написал 6 тысяч полотен, изображающих «большую воду». Художник бредил морем. Стихия была для Айвазовского чем-то сакральным, магическим. Сегодня коротко расскажу о биографии и творчестве живописца.

Биография художника

Биография Ивана Айвазовского связана с морем. Известный маринист родился 29 июля 1817 году в портовом городке Крымского полуострова (Феодосии). Семья художника имела средний доход. Родные мальчика поддерживали все его начинания, поскольку ребенок имел тягу к знаниям и точную память.

Однажды главный архитектор города заметил талантливого мальчика, рисующего море. Чиновник, вдохновленный после просмотра полотен Ивана, подарил ему набор полотен, кистей, отметив необычайный талант юноши. Архитектор поспособствовал получению Айвазовским необходимого художественного образования.

С 13 лет будущий художник учился в Симферопольской гимназии, 16 – в Петербургской Академии художеств. В 1837 живописец становится обладателем золотой медали за успехи прикладного искусства, позволяющей поехать за границу. Художник покоряет Абхазию, Италию, Францию, Голландию. Заводит новые знакомства, часто заканчивающиеся близкой дружбой, активно занимается живописью.

Иван Константинович Айвазовский

В 1844 (после возвращения) художник удостаивается звания академика.

 Творчество Ивана Константиновича Айвазовского развивается плодотворно следующие несколько десятилетий. Живописец работает над созданием новых полотен, обреченных иметь всемирную известность.

Параллельно Иван Константинович занимается благотворительностью, делает огромный вклад в развитие инфраструктуры родного города.

Семью Иван Константинович создал в 1848. Айвазовский женился на дочери придворного медика императора Юлии Гревс. У супружеской пары родилось 4 детей. Однако счастье оказалось недолгим, поскольку Юлия перенесла тяжелое нервное заболевание, пагубно влияющее на поведение женщины.

Семья Авазовского

Супруги развелись (жена любила пышность столицы, не хотела посвящать жизнь Феодосии). До конца дней Айвазовский старался поддерживать дружественные отношения с дочерьми. Придерживаться дружественной позиции было весьма сложно из-за постоянных вмешательств бывшей жены, препятствующей установлению нормальных отношений.

Иван Константинович во второй раз женился в 65 лет (1881). Избранница художника – юная Анна Саркизова (только-только исполнилось 25 лет). Женщина была верна живописцу, соответственно, до конца дней поддерживала Айвазовского. В ее честь он написал полотно «Портрет жены художника».

Портрет жены художника

Творчество

В возрасте 20 лет художник становится самым молодым выпускником Петербургской Академии (по правилам учиться нужно еще 3 года). Далее следует период путешествий. Живописец на 2 сезона отправляется в родной Крым, а затем на 6 – в Европу. Странствования помогли художнику найти индивидуальный стиль создания полотен, усовершенствовать изобразительные навыки.

Произведения Ивана Константиновича Айвазовского имели большой успех. Картину «Хаос» пожелал приобрести Папа Римский. Художник не захотел продавать полотно, а вручил картину понтифику как личный подарок.

Хаос

Благодаря своему таланту, дружелюбному характеру, конечно, Айвазовский имел приятельские связи со многими влиятельными людьми. Художник дружил с Пушкиным, Брюлловым, Глинкой, тепло общался с императорской семьей. Слава, богатство, всемирное признание не изменили живописца. Первое место для Ивана Константиновича по-прежнему занимало призвание.

Картины Ивана Айвазовского высоко ценятся (самая дорогая – 3,5 млн. долларов). Оригиналы полотен находятся во многих музеях мира. Некоторые картины хранятся в галереях родного города, основанных самим художником.

Известные картины

Иван Константинович Айвазовский «Девятый Вал» — мое любимое произведение. На полотне изображено разъяренное море, бушующее среди мрачной грозы ночи. Картина написана в 1850. Сегодняшний оригинал полотна находится в Государственном Русском музее.

Девятый Вал

Полотно «Радуга» изображает трагические события кораблекрушения. Взору представляется сюжет гибели корабля, разбивающегося об скалы. Обессиленные стихией моряки пытаются спастись при помощи шлюпки. Небо озаряет призрачная радуга, символизируя спасение.

Радуга

«Вечер в Крыму. Ялта» Айвазовский создал в 1848. Закат дарит уникальную цветовую гамму, озаряя последними солнечными лучами горы, людей вокруг.

Читайте также:  Календарь природы: лето, июнь

Вечер в Крыму. Ялта

«Закат» — картина, написанная художником в 1866. Здесь изображается корабль среди тихих вод вечернего солнца. Небо озаряют беззаботные тучи, на берегу расположилась семья. Идиллия.

Закат

Картину «Черное море» («На Черном море начинает разыгрываться буря») создано в 1881. Полотно показывает мощь морских волн, охваченных штормом. Вода изображается притягательной, чарующей. Картина написана с использованием предпочтительно темных тонов.

На Черном море начинает разыгрываться буря

Картина «Волна» изображает могущество морского шторма, беспощадность волн. Среди бушующей воды тонущий корабль кажется маленьким, беспомощным.

Волна

«Шторм» показывает величество морской стихии в моменты всепоглощающей бури. Несмотря на крушение корабля, безуспешные старания относительно спасения команды, море остается прекрасным.

Шторм

«Ночь на острове Родос» представляет собой чарующий морской пейзаж с вечерним закатом солнца. Нет привычных для Айвазовского шторма, высоких волн. Картина дышит спокойствием, умиротворением.

Ночь на острове Родос

«Чесменский бой» посвящается победе русского народа в одноименной битве 24-26 июня 1770. Полотно изображает противостояние военного флота родного народа с вражеской Турцией.

Чесменский бой

«Утро на море» — умиротворяющая картина, что показывает размеренность жизни людей у моря. Относится к позднему периоду творчества Айвазовского.

Утро на море

Иван Константинович Айвазовский – не просто художник. Это целая эпоха, увековеченная в сотнях всемирно известных полотен.

Источник: http://surzhyk.org/ivan-ajvazovskij/

Айвазовский. 7 морских шедевров, три льва и один Пушкин

Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи.

Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на 5-7 его картин и познать всего Айвазовского.

Я докажу, что это не так. Что Айвазовского нельзя назвать скучным пейзажистом.

Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения, морские сражения. Сюжеты весьма занятные для просмотра.

Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.

К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Среди его работ вы найдёте изображение львов, убивших верблюда. Портрет прекрасной женщины. И даже Пушкина.

Айвазовский был изобретателен. Не любил повторяться. Задача кажется маловыполнимой. Учитывая, что за всю жизнь он создал 6 000 работ!

Вот лишь 7 тематик его амплуа. Которые раскрывают все разнообразие его творчества.

Все репродукции в статье кликабельны.

1. Шторм и кораблекрушение

Девятый вал. 1850 г

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Девятый вал” – самое известное кораблекрушение Айвазовского.

Рассвет. На отломанной мачте – горстка спасшихся моряков. Они герои. Которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.

В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Посмотрите, насколько прозрачна волна.

Вам может показаться, что такую картину создают долгие месяцы. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера.

Его не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море!

С годами Айвазовский не растерял мастерства. Посмотрите на его работу “Корабль среди бурного моря”. Созданную 37 лет спустя после “Девятого вала”.

Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Преклонный возраст не помешал Айвазовскому изобразить потрясающе красивую воду. Как вы понимаете, эта картина также создана за несколько часов.

Читайте также статью “Девятый вал” Айвазовского. Почему это шедевр”

2. Величие российского флота

Чесменский бой. 1848 г

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org

“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.

Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

3. Ночное море

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г

Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым

Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.

Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.

Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.

Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!

Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.

Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция

На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.

4. Религия и море

Хаос или Сотворение мира. 1841 г

Иван Айвазовский. Хаос. 1841 г. Музеи Ватикана

Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.

Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.

Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.

Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”

Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.

Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.

Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. biblia-zhivopis.ru

5. Море и Пушкин

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г

Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.

Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

6. Просто море

Среди волн. 1898 г

Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel

“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. wikipedia.org

7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет

Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

***

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.

Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.

Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.

Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/aivazovsky-kartiny/

Ссылка на основную публикацию