А. с. пушкин «узник»: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Вам предлагается анализ «Узника», который можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.

История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишиневе.

Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить ее его не могут ни стены, ни решетка.

Композиция – стихотворение состоит из трех строф в форме катрена (четверостиший), условно можно выделить три части.

Жанр – лирический, можно отнести к романтическому направлению

Стихотворный размер – стихотворение состоит из трех строф по четыре строки, написанные амфибрахием. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Антитеза – «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…», «Сижу за решеткой в темнице сырой» – «…орел молодой».

Олицетворение – «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта.

История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи.

Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – все это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решеткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость.

Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать.

Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».

Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решетка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу.

Во второй тоска развевается, орел зовет лирического героя сбежать, освободиться.

И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Жанр стиха – лирический. Многие ученые склонны относить «Узника» к числу романтических произведений, с которыми его объединяет порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.

Стихотворение состоит из трех четверостиший. Размер – амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная (окно – одно, пора – гора), мужская (сырой, молодой, крылом, окном) рифма. Способ рифмовки – парный ААВВ.

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своем произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе: в нем противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой»– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»), пленник – вольной птице («Сижу за решеткой в темнице сырой» – «Вскормленный в неволе орел молодой»). Таким образом, происходит некое сравнение: грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.

Также используются олицетворения: «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создается динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/uznik.html

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник» («Сижу за решеткой в темнице сырой…»)

Новый 1822 год Пушкин встречает в Кишиневе. Это был уже третий год южной ссылки поэта. Приехав в Кишинёв из живописного Крыма, он попадает в унылую бессарабскую степь, выжженную солнцем. Местное общество, состоявшее, в основном, из офицеров расквартированных поблизости частей, было для поэта закрыто.

Это были люди старше и опытнее его, они прошли Отечественную войну, и, естественно, принимать в свой круг «светского» человека из столицы, тем более, высланного, особо не стремились. Отсутствие друзей, монотонная однообразная работа и скучная провинциальная жизнь – всё это ему придётся терпеть почти три года.

  Пушкин чувствовал себя здесь, словно в заточении. Однажды, случившись с оказией в кишиневском остроге, он увидел двух орлов, которые находились в нём и были прикованы за лапы.

Под впечатлением увиденной картины и личных переживаний от кишиневской ссылки поэт и написал свою песнь свободы — стихотворение «Узник».

Жанр стихотворения – лирический романтизм, свойственный юному Пушкину. Его характерной особенностью является то, что внутренний мир героя раскрывается даже в таком небольшом произведении полностью. Стихотворение написано амфибрахием, одним из редких размеров, используемых поэтом, рифма стиха – парная, с ударением на последнем слоге.

Главные герои стихотворения – узник и орёл. Автор несколько раз выделяет их общие стремления: узник считает орла своим товарищем и считает, что у них единая цель – вырваться на свободу. Основная идея стихотворения «Узник» — это мечты о свободе.

Каждая строка так или иначе говорит о ней, но нигде само слово «свобода» не упоминается. Всё стихотворение построено на антитезисах. Пассивному «сижу за решеткой» предлагается великолепная альтернатива: «давай улетим!» Глухой камере, «темнице сырой» противопоставляются горы, тучи и море.

Двум узникам, герою и орлу, в начале стихотворения – два свободных друга: орёл и ветер в конце.

Произведение говорит о том, что существующий порядок вещей неестественный, он нуждается в срочной замене. Красочные эпитеты, ещё больше показывают насколько плохо несвободное настоящее и прекрасно вольное будущее.

Уже одно «в темнице сырой» рисует в воображении унылый и мрачный образ затхлого каземата, который хочется покинуть как можно скорее.

А неестественность «вскормлённый в неволе орёл молодой» вообще абсурдна – орёл это символ свободы, он не должен жить в оковах.

Стихотворение заканчивается отчаянным призывом вырваться на волю. Это основная мысль произведения. Можно размышлять о воле сколько угодно, грезить ею, но главное – это идти к ней.

Повторение «пора, брат, пора!» в третьем четверостишии как бы усиливает этот призыв. Анализ стихотворения «Узник» приоткрывает нам внутренний мир Пушкина и людей, близких ему по духу.

Поэт заставляет нас осмыслить, что свобода – это бесценный дар; что жить и действовать по своей воле – прекрасно!

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-uznik.html

Узник Анализ стихотворения Пушкина | Инфошкола

7 Декабрь 2012       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   9934

Стихотворение  Пушкина «Узник» при самостоятельном чтении не вызывает активного отклика и живого интереса: современным детям практически незнакомы чувство несвободы и горячее стремление к вольности и независимости. Поэтому необходимо подготовится  к восприятию произведения, познакомится с эпохой и фактами биографии Пушкина, которые приблизят поэта к нам, помогут понять его настроения, сделать стихотворение волнующим и близким.

Жить Александру Сергеевичу пришлось в непростое время, сложное и прекрасное одновременно.

Это была эпоха позорного крепостного права и величайшей славы русского духа и русского оружия: ведь только Россия смогла остановить победное шествие Наполеона по Европе и одержать победу над непобедимым прежде полководцем.

Пушкин был мальчиком — лицеистом, когда полки русской армии суровым маршем через Царское Село шли к местам сражений. И эта картина навсегда врезалась в память будущему поэту.

Позднее здесь же, в Царском Селе, юный Пушкин познакомился и подружился со многими офицерами, принесшими из военных походов дух вольности и свободолюбия. Дух вольности царствовал и в самом Лицее, где прежде всего ценились товарищество, честь, чувство собственного достоинства, уважение к человеческой личности.

Из Лицея Пушкин вынес дух вольности, непримиримости к любому притеснению, кипучую энергию и желание послужить добру и свободе. В его стихах звучали идеи свободы, призыв к борьбе за неё, обличение тех, кто подавлял стремление к ней. За эти идеи и настроения вскоре и поплатился молодой поэт: он был сослан на юг России.

Когда Пушкин жил в Кишинёве, он был под присмотром. Окна нижнего этажа дома, где жил поэт, закрывались чугунными решётками. Из окон видны были разгуливающие между клумбами птицы, а у входа в дом гневно метался прикованный цепью за лапу орёл.

Комната казалась поэту тюрьмой. Бывал он и в настоящей тюрьме, или остроге, как её тогда называли, беседовал с арестантами, которые рассказывали ему о своих судьбах. Во дворе острога тоже жили пленные орлы.

 Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».

Главные герои стихотворения — узник и орёл. Определение «узник» относится К обоим: один сидит «за решёткой в темнице сырой», другой — «под окном» — там, где не может находиться вольная птица — орёл. Потому и называет его узник своим «грустным товарищем».

Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» — клюёт и бросает», потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином — следовательно, не имеет для него никакой ценности и привлекательности.

А что ещё роднит этих героев? Узник, как и молодой орёл, полон сил и чувствует сходство своей судьбы с судьбой пленной птицы. Орёл и узник будто «братаются»: узник называет орла своим товарищем, а в мысленном обращении орла к человеку звучит тёплое слово «брат».

Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие: «Как будто со мною задумал одно», «Мы вольные птицы … » Отчего у нас возникает ощущение несправедливости? Орёл — могучая вольная птица — в неволе, он лишён небесного простора и возможности свободного полёта.

Молодой герой заперт в темнице. Его мощь, силы  и энергия не могут проявиться и истощаются в бездействии и заточении. Темница душная, сырая, тёмная, а за её пределами свет, воля, ветер, морские просторы, горные вершины.

При прочтении стихотворения какая картина рисуется вашему воображению? Видятся безбрежная синь моря, его лазурные воды, пронизанные золотыми лучами солнца; лёгкий ветер волнует их.

За прибрежными скалами, согретыми солнечным светом, открываются далёкие горные вершины, покрытые сверкающим снегом. Над морем парят крикливые чайки, а со скалы гордо наблюдает за ними царственный орёл.

Он опустился на камень только на минуту, чтобы через мгновение снова взмыть в поднебесье, стремительной тенью пронестись над морем и умчаться к снежным пикам на горизонте …

Стихотворение «Узник» пользовалось большой популярностью и не случайно стало народной песней. Этого удостаивается далеко не каждое лирическое произведение.

Как вы думаете, почему это произошло? Созданное в эпоху крепостной неволи, оно оказалось созвучным настроениям народа, лишённого свободы. Мечта об освобождении жила в сердце каждого крестьянина. И не только.

Ведь порой и дворяне вынуждены были жить с оглядкой, скрывая чувства и мысли, особенно если их взгляды не совпадали с государственными.

Стихотворение приоткрывает  им мир поэта, его эпоху, заставляет задуматься над тем, каким бесценным даром — свободой — наделила их жизнь и какое счастье жить, действовать и любить по своей воле …

Читайте также:  Сочинение рассуждение на высказывание и. г. милославского "любое повторение, двукратное или многократное..."

Источник: https://info-shkola.ru/uznik-analiz-pushkin/

Анализ стихотворения Пушкин А. С. «Узник»

Анализ стихотворения — Узник

В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства.

Три недели Пушкин про — вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями.

Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.

Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.

Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства.

Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал…

И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.

Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.

Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу.

Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника.

И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.

“Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства.

Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте.

Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.

Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.

Источник: http://www.rlspace.com/analiz-stixotvoreniya-pushkin-a-s-uznik/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Стихотворение «Узник» Пушкин написал в кишиневской ссылке в 1822 году. Молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. Пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека.

Окна в доме, где жил Пушкин, были забраны решетками, а губернатор Инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под домашний арест. Впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого Александра Сергеевича. Известно, что именно в Кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог.

Пушкин часто посещал его и беседовал с арестантами. Во дворе острога поэт видел двух молодых орлов, прикованных за лапы. Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта.

Пушкин горячо также приветствовал освободительное движение балканских народов от турецкого владычества, которое широко развернулось на юге. Все эти впечатления и вылились в удивительный по силе гимн свободе – стихотворение «Узник».Это произведение относится к романтическим стихотворениям Александра Сергеевича.

Оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части. Здесь нет привычного для Пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства. Сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.

В первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном. В заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. Вторая строфа является переходной.

Обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. Заканчивается «Узник» страстным призывом к воле.Динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа).

В результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. Она существует лишь в воображении человека.Герои произведения – узник и орел. Общность их стремлений неоднократно подчеркивается автором.

Узник называет птицу «товарищем» и предполагает, что у них единый замысел – вырваться на волю. Орел призывает своего «брата» улететь на просторы и признает родство с узником – «мы вольные птицы». Повышают эмоциональный накал текста олицетворения: орел зовет взглядом, «вымолвить хочет».Повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению.

Последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда», которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. Интересно, что само слово «свобода» Пушкин здесь не использовал.Стихотворение «Узник» пронизано символами свободы: орел, море, горы, ветер. Даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты.

Ведь речь идет не только о заточении в тюрьме. Смысл произведения намного глубже. Пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов. Он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.

Для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой», но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. Читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры. Строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. Ведь орлы – свободолюбивые птицы и очень тяжело переносят неволю. Их стремление вырваться из заточения – естественно. Орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.Во времена Пушкина и позже многие видели в «Узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. Показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.

Стихотворение «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-stikhotvorenij-a-s-pushkina/5846-uznik-analiz-stikhotvoreniya-a-s-pushkina

Методическая разработка по литературе (6 класс) по теме: А. С. Пушкин. Анализ стихотворения «Узник». 6 класс

Шедевры Пушкина – а стихотворение «Узник», бесспорно, является таковым – всегда многоаспектны, многогранны. И смысл этого  произведения  неисчерпаем.

Хотя в средней школе  изучается не  вся биография Пушкина, не  весь творческий путь поэта и небольшое количество  произведений, всё же необходимо знакомство  учащихся со временем написания  «Узника» (1822 г.),  с мировоззрением поэта и позицией  автора   в этом стихотворении (последнее вызывает некоторую сложность, которая обусловлена возрастом читателей — 12 лет).

     Звуковые обучающие видеофильмы  по литературе, которые сегодня предлагает нам Интернет,   являются оптимальными, выигрышными  средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное чтение, работа над интонационно-смысловой структурой текста — важнейшие приемы в методике изучения литературы.  Обучающий   видеоролик  «А.С.

Пушкин «Узник»  (http://www.youtube.com/watch?v=xvA_NT7l7oQ) полезен и интересен как для учеников, так и для учителя.  Учитель  может  «подслушать»  в нем комплексный стихотворения, проследить логику, расстановку акцентов.

 Но просматривать на уроке весь ролик  считаю нецелесообразным в силу того, что цель  учителя – поиск путей воспитания  грамотных, тонко чувствующих  читателей, способных к многостороннему, осознанному  самостоятельному восприятию, пониманию и толкованию  литературного произведения.

По этой причине стоит остановить  просмотр  через  2 минуты 50 секунд, на словах «Пушкин ощущал себя узником, и это не могло не сказаться в его творчестве»,  ограничившись  прослушиванием  мастерского прочтения стихотворения и историческим комментарием.

      Не лишним будет  рассказ учителя о реальном событии, связанном с изучаемым  произведением,   о том, как в Кишиневе Пушкин увидел прикованного цепью орла.

     Теперь общение с учащимися  будет поддерживаться видеорядом слайдов  авторской презентации  «А. С. Пушкин. «Узник» (Приложение 2). И не педагог или лектор фильма будут сообщать новый материал, а добывать его предстоит ученикам своими усилиями.  Новое знание  — при деятельностном подходе.

Детальный текстуальный разбор 1 строфы

Работа с лирикой требует от нас сопереживания, но и логического осмысления.

Это сложная задача, решая которую планируется не просто найти художественно-выразительные средства, но и объяснить, зачем они появляются в тексте.

Вопросы беседы и задания рассчитаны на интуитивное восприятие образного слова и на  вдумчивый, внимательный диалог с текстом, то есть воссоздание целостной картины  восприятия поэтического текста.

 Работа с названием стихотворения.                                                                  Слайд 4

 -Ваше предположение: о чем стихотворение?

●Чаще всего звучат предположения о том, что стихотворение о заключенном и о том, как это тяжело.

-Запомним сказанное. В конце урока сверим с  этим прогнозом сделанные нами выводы.

Чтение  стихотворения наизусть (1 – 2 чел.)

К сожалению, не все шестиклассники   владеют навыками выразительного чтения, а у некоторых из них  в силу психологических особенностей процесса взросления способность передать чувства, расставить логически ударения, выдержать паузы даже ослабевает.

 Следующее задание дается с целью выявления «недопонимания» и устранения его.

Задание – расставить в выданных экземплярах текста знаки препинания в первой строфе.                                                                                                           Слайд  5

Этот синтаксический  эксперимент наглядно продемонстрирует учащимся, как меняется смысл произведения от неверной постановки точки:  произойдет путаница в том,  один или два героя в стихотворении.

        После небольшой паузы, рассчитанной  на самостоятельное осмысление и выполнение задания сильными учащимися, в помощь «заплутавшимся» — вопросы-подсказки.                                                                                    Слайд 6

-Где точка?

-О ком идет речь в 1 строфе?

-Кто говорит о себе «Сижу»?

-Кто это «мой грустный товарищ?»

-Сколько персонажей в стихотворении?        

Пересказать сюжет.

-Почему сложно это сделать?                                                                    Слайд 7

●Событийной цепочки нет. Есть раздумья, мечты.

Стихотворение не имеет сюжета,  но в стихотворении есть лирический герой, стержневой образ, который носит характер символический, метафорический – ученики этого не улавливают.

-От чьего лица идет повествование?                                                        Слайд 8

Читайте также:  Сочинение на тему: раскрытие смысла финала повести "собачье сердце" м. булгакова

●Это узник.          

●Это, возможно, и сам Пушкин.

-Выразитель жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий называется ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ.

Запомнить  этот термин!

Немного о теории литературы. Побаиваюсь того, что необходимость  овладевать учениками  литературоведческими понятиями  может «засушить»  хрупкий  поэтический мир.

 И поэтому  постараемся  аккуратнее  прикасаться к  словесному творению  научным инструментарием.

  Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен слагаться в целостную концепцию постепенно, с младшей ступени и во многом зависит от правильности , не назойливости и последовательности  включения  их в ход анализа.

          Логика  беседы подводит учеников к тому, чтобы они сумели  просто и  осмысленно высказать основную особенность лирики как рода литературы – эта  передача чувств, переживаний.

С помощью воображения дети должны войти в нарисованную художником слова жизнь, отозваться душой на переживания героев.

Недостаток жизненного опыта подростков, недостаточная развитость эмоциональной сферы иногда сталкивает с такими проблемами недопонимания  (или упрощенного понимания) ими лирического текста.

 Поэтому    приходится останавливать их внимание на, казалось бы,  само собой разумеющихся вещах в композиции стихотворения.

Озаглавить строфы стихотворения                                                              Слайд 9

        Схематически (словесными и графическими символами) изобразить  нахождение места героев в тексте.

 Это способ выстраивания связей внутри текстового пространства.

●Они за решеткой. Всё время. Так что узника два. И потом, в свободной стихии, они снова вместе. Но это мечта.

-Настроение этой строфы?                                                                      Слайд 10

                                                ●Грустное.

-Вчитаемся в первую строку. От каких слов исходит  грусть?            Слайд 11   

● Существительными РЕШЕТКА, ТЕМНИЦА.

        Учитель по ходу исследовательской работы учащихся  выделяет на слайде называемые слова.

-Их семантическая нагрузка?  (Смысловое значение?)

● Отсутствие  свободы. Лишение возможности

 видеть и передвигаться.

Стилистический  разбор ключевого слова.                                               Слайд 11

-Почему слову ТЮРЬМА из общеупотребимой лексики Пушкин предпочел слово ТЕМНИЦА? Какой экспрессивный оттенок придает оно тексту?

                                                                      ●Поэтичный. Песенный.

                                                                      ●Придаёт дополнительный смысл – «без света».

-По законам лирического рода каждое последующее слово в синонимической цепочке должно усиливать предыдущие.

Найти  слово во второй строке, кторое  становится в этом порядке ключевым, еще более эмоциональным: РЕШЁТКА – ТЕМНИЦА — …?                                     Слайд 11

●НЕВОЛЯ. Это уже не только внешняя,

но и внутренняя несвобода.

Подчеркнуть эпитеты первой строфы.                                                      Слайд 11

-Какую атмосферу они воссоздают?

● «в темнице сырой». «Грустный товарищ».

«Кровавая пища». «Орел молодой». Они нагнетают негатив,  передают состояние угрюмости, безрадостности состояния узников.

-А разве эпитет МОЛОДОЙ имеет негативный окрас?                        Слайд 11

●В этом контексте его роль – подчеркнуть насилие над природой. Молодости нужен простор.

Подчеркнуть  метафору в этой строфе. Дать  толкование созданного ею образа.

 Слайд 11

● «ВСКОРМЛЕННЫЙ В НЕВОЛЕ». Она   придает особо тяжелый «привкус» — никогда  не знавший  свободы герой.

Противоположное восприятие – оно навеяно дальнейшим повествованием:

● рожденный для воли орел всё же инстинктивно «знает» о свободе…

Считаю, что такие импровизы в работе с текстом, такие ученические толкования-находки, необходимо одобрять, поощрять. Тем более что они и  удивляют  учителя,  и запоминаются.

-Есть ли в этой строфе динамика, движение? Какой частью речи передается движение?                                                                                                                Слайд 11, 12

 Выделить  найденное другим цветом.

● Движение передается  глаголами. Здесь это: СИЖУ, КЛЮЕТ.

Динамики  нет. И хотя КЛЮЁТ – действие, но    обстоятельство ЗА ОКНОМ «замыкает» его.

Обратить  внимание на деталь.

— МАХАЯ КРЫЛОМ? Одним крылом. Почему?

● Орлу тесно. Второму крылу негде развернуться.

● На одном крыле не взлетишь.

Подобное толкование, но чуть-чуть дополняющее увиденную зарисовку:

●Возможно, орел ранен или покалечился

в темнице, при попытке дотянуться до пищи

или пробиться сквозь прутья.

Для подростков и такая  «вещественная» зарисовка – начало сотворчества с автором.

             Радует и такой поворот мысли моих читателей:

● как бы ни было тесно вольной птице, он   рвется, машет хотя бы одним крылом.

Составить  два кластера (2 ученика у доски. Остальные – на рабочей карточке). Время выполнения – 2-3 минуты: 1.Орел; 2.Пушкинский орел

Этот прием (составление и сопоставление кластеров), актуализирующий чувственный опыт, эмоциональную память ученика, сразу перекрещивающиеся с импульсами, посылаемыми  Пушкинским  образом.

Комментарий по кластерам, выполненным на доске.

           Фронтальная беседа – дополнение или исправление.

Следует  обратить внимание на ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. В образе Пушкинского орла есть что-то от птицы, а что-то от человека. Назвать  примеченное.

-Если бы вы были художниками, какие бы цвета для иллюстрации 1 строфы предпочли?

●Темные. Серые. Черные. Красно-кровавое пятно.

Целенаправленный анализ 2-ой  строфы.

Энергетика  Пушкинских строк.

Осуществление связи  между текстом и возникающими  образами.

                                                                                      Слайд 13

            -Изменилось ли что-то в динамике  этой строфы?

Выписать глаголы, дать комментарий.

● КЛЮЁТ, БРОСАЕТ, СМОТРИТ, ЗАДУМАЛ,

ЗОВЁТ, ВЫМОЛВИТЬ ХОЧЕТ. Глаголов, то есть действий, стало значительно больше.

Но это действия не меняют положения узников. Меняется их настроение: усиливается их желание порвать с неволей.

Внимание более подготовленных учащихся можно остановить и на том, как изменяется динамика, нарастает побудительная энергия: от раздраженного состояния, внешне выраженного отказом от пищи – КЛЮЕТ И БРОСАЕТ- к  мощному побудительному призыву и « ВЗГЛЯДОМ, И КРИКОМ»: «ДАВАЙ УЛЕТИМ!».

        -С последней строки и далее до конца – внутренний монолог. Чей это призыв?

●По контексту – орла.

●Но сказано: «Со мною задумал одно». Так что

Это могут быть и слова  узника-человека.

●Здесь два единомышленника.

Мне нравится, если ученики доходят до такого толкования прочитанного, потому что первое слово третьей строфы (а оно по законам лирики – ключевое!) – МЫ.

Анализ 3-ей строфы.

 Глубже понять смысл поэтического текста

        Начнем анализ этой строфы с внимания к  синтаксическим средствам выразительности.                                                                                                     Слайд 13,14

        -О чем говорит соседство 3-х восклицательных знаков?

●О том, что здесь идет призыв, побуждение к действию пронизывает весь  заключительный текст.

Детальнее проследить  контрастную смену картин.

        -Настроение изменилось от грустно-безнадежного к оптимистичному. Последняя  строфа – полная АНТИТЕЗА (противопоставление) первой.

        Запомнить термин.

Найти доказательства этому.

●Словесные: НЕВОЛЯ – ВОЛЬНЫЕ

● Темные тона темницы – БЕЛЕЕТ, СИНЕЕТ.

●СИЖУ – ГУЛЯЕМ.

Обратить внимание на повтор: ПОРА, БРАТ, ПОРА! Дать объяснение такому приёму.

●Повтор словно меняет временное пространство: времени неволи приходит конец. Свобода зовет. Пора, пора  действовать!

-Повтор слов и словосочетаний называется АНАФОРОЙ.

Запомнить термин.

Найти анафору  и объясните её значение в тексте.

●Три последних строки начинаются словом ТУДА. Они опять противопоставляют неволю свободе, выталкивают  ОТСЮДА – ТУДА!

●Они не оставляют   времени сомнениям, манят

 и раскрывают в каждой строке, куда пора лететь.

●Они — подталкивающие слова.

-Попробуйте зрительно представить атмосферу того, где мыслями находятся узники.

●МОРЕ, ВЕТЕР, ГОРЫ. Неограниченное пространство. Много воздуха. Цвета  насыщенные, набирающие силу, проясняющиеся,

прорезающиеся  «за тучей». Недаром здесь

НЕ БЕЛЫЙ, А БЕЛЕЕТ, НЕ СИНИЙ, А СИНЕЕТ.

-Море, горы, ветер. С чем у вас ассоциируется этот ряд? 

●Со свободой!

●Это восхваление свободы.

●Это гордый призыв к свободе.

-Наш лирический герой становится БРАТОМ…

Договорить предложение.

●…вольного орла.

●… и ветра.

        -Почему глагол ГУЛЯЕМ стоит в настоящем времени? Кто гуляет? Ведь оба героя – узники?

●Внутренне герои  к 3-ей строфе ощущают себя  свободными.

Выводы

                                                                                Слайд 15

-Вспомните начало беседы. Мы думали, что это стихотворение о…

Договорить предложение.

●…несчастных узниках

-А теперь мы заключаем беседу словами о…

Договорить предложение.

●…свободе…

-Сколько раз в стихотворении употреблено слово СВОБОДА?

●Ни разу.

-Но жаждой её, внутренним чувствованием свободы, даже её  зрительным миражем дышит каждая строка.

От накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств мы подошли к пониманию основной авторской мысли, пафосу стихотворения.

Вопрос самым  пытливым.

         -Почему в последней строке два раза – многоточие. Многоточие финальное…

Договорить предложение.

●Возможно, от избытка чувств, мечта

рисует еще много прелестей свободного бытия.

●А, может быть, решетка и стены темницы   обрывают  разыгравшееся воображение…

●Второе многоточие после местоимения Я – знак

осознанного вдруг одиночества.

●Может, дальше умолчание, не названные словами  мысли о том, что делать с этим порывом к свободе?

После такого подробного анализа ученики обязательно прочувствуют слияние лирических мотивов – единоборство невольнического и свободолюбивого начал  в «Узнике».

Такое сотворчество с поэтом – начало длительного пути к пониманию Пушкина.

.

— 

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/05/30/a-s-pushkin-analiz-stikhotvoreniya-uznik-6-klass

Анализ Стихотворения Узник Пушкина плизз помогите найти!!!

Анализ Стихотворения Узник Пушкина плизз помогите найти!!!

  1. Стихотворение опубликованное в 1832 году, на писано в кишеневской ссылке . Все стихотворение пронизано стремлением к свободе, к воле. Узник жаждет не только освободиться из темницы но и вырваться на простор безграничной воли.
  2. В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были крамольные стихотворения вроде оды Вольность и Деревня, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы в Кишинев. Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними. Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал.. . И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение Узник. Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня. Идея стихотворения Узник призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. Давай улетим! призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: Мы вольные птицы; пора, брат, пора! В этих словах мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода естественное состояние каждого живого существа. Узник, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: Давай улетим! Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он в словах: … лишь ветер.. . да я! .

    Интересно то, что в Узнике ни разу не встречается слово свобода, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода вот к чему стремились герои стихотворения, свободы вот чего не хватало его автору.

  3. Стихотворение Узник, написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение Узник.

    С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей.

    Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы.

    Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии с заточением.

    Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор.

    Так, в стихотворении Узник, чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью.

    При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно вымолвить хочет: Давай, улетим!.

    И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает мы вольные птицы; пора, брат, пора!. Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого я, в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась.

    Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации.

    В стихотворении Узник он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться туда, где синеют морские края. И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города.

    Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ.

    Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

    Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом.

    Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение Узник, ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

  4. з
  5. А что, такое трудное стихотворение? Совсем непонятное?

    Сижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,

    Кровавую пищу клюет под окном,

Читайте также:  Природа в поэзии м. ю. лермонтова

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,Как будто со мною задумал одно;Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер.. . да я!.. «

Что именно непонятно? Что на воле лучше, чем за решеткой?

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/analiz-stihotvoreniya-uznik-pushkina-plizz-pomogite-najti/

Александр Пушкин, Узник: анализ стихотворения

Автор Елена Шабалина June 5, 2015

Россия хоть и признала Пушкина величайшим русским поэтом, но не вознесла его на мировой уровень, не отвоевала место рядом с Гомером, Шекспиром, Данте и Гете.

Жизнь и смерть поэта – самая горестная трагедия во всей истории России.

Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения

Стихотворение «Узник» Пушкин написал, будучи в Кишиневской ссылке. Немаловажную роль при этом сыграли жизненные обстоятельства, в которых оказался поэт.

1820 год. Коллежский секретарь А.С. Пушкин по надобности службы отправлен в Южный край России – так в подорожном листе, выданном поэту, значилась цель его поездки, на самом деле являвшейся ссылкой.

За плечами остался Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел и шумный Петербург с многочисленными друзьями.

На новом месте Александр Пушкин служит мелким чиновником канцелярии и выполняет монотонную рутинную работу, угнетающую даже обычного человека, не говоря уже о такой выдающейся творческой личности, каковой являлся гениальный поэт.

Генерал Иван Никитич Инзов, его непосредственный начальник, понимал это и старался не сильно загружать поэта работой. Он относится к нему весьма благосклонно. Пушкина приняли и в аристократических кругах Кишинева.

Иногда Александр Сергеевич позволял себе публично критиковать действия правительства и военных, но Инзов, по долгу службы вынужденный делать донесения на своих подчиненных, в докладах в Петербург указывал, что высказывания Пушкина носят подражательный характер и не являются его образом мышления.

Было ли донесение такого характера следствием признания таланта и симпатии к А. С. Пушкну, или Инзов действительно так считал – останется тайной для потомков.

Политические взгляды поэта

Из учебника русской литературы, в котором производится анализ стихотворения «Узник» Пушкина, мы узнаем, что оно является воплощением свободолюбия великого поэта, проникшегося идеями декабристов.

Александру Сергеевичу предписывают бунтарские и террористические мысли, которые он стал отстаивать всей душой и через аллегорические образы пытался донести до народа.

Школьникам Пушкин преподносится в образе тайного революционера и политического страдальца.

Однако более глубокие исследования пушкинистов свидетельствуют о том, что увлечение политикой у поэта было поверхностным. Более того, с течением времени он искренне раскаивался в своих взглядах и считал их заблуждением молодости.

Узник обстоятельств

Безусловно, придать многогранности и разноречивости стихотворению в плане толкования мог только такой мастер слова, как Пушкин. «Узник» мог быть написан молодым поэтом и под влиянием жизненных обстоятельств. По дороге к месту ссылки в Кишинев Александр Сергеевич 3 недели прожил у своих знакомых – в семье Раевских, обосновавшихся на Южном берегу Крыма.

Этот период жизни запечатлелся в памяти поэта как самые счастливые дни, когда он мог в полной мере насладиться красотой крымского пейзажа и приятным общением с единомышленниками и друзьями.

Кишинев после Крыма показался Пушкину унылым и неприглядным — его стала окружать выжженная солнцем степь, а вместо друзей общаться приходилось с заносчивыми и чванливыми молдавскими аристократами. Пушкин – узник обстоятельств, в которых вынужден был оказаться. Он действительно почувствовал себя пленником.

Ощущение одиночества, однообразия и несвободы, зависимость от начальства, отсутствие друзей — все это трудно переносил свободолюбивый Пушкин. Узник — тема, навеянная самой жизнью 23 летнего молодого человека.

Стремление убежать от действительности

Существует еще одна версия того, что побудило А.С. Пушкина к написанию данного стихотворения.

Находясь в ссылке, Пушкин имел возможность общаться с арестантами и сблизился с одним из каторжников, который поведал ему о своих намерениях совершить побег.

Пушкина до глубины души затронула эта идея, и некоторые высказывания каторжника он облек в стихотворную форму. В «Узнике» он в метафорической и романтической форме отобразил свое стремление убежать от действительности.

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Произведение условно можно разделить на две части, отличающиеся друг от друга по настрою и интонации. Первая часть, где все мрачно и грустно, противопоставлена второй – полной света и надежды. Из угнетающей тюремной коморки лирический герой мысленно хочет попасть в необъятное пространство вселенной. Мысль об окончании темного периода вселяет в него новые жизненные силы.

Унылое повествование о жизни в неволе в середине стихотворения перерастает в крик души с требованием свободы, достигает своего эмоционального пика и обрывается вновь словами одиночества – «лишь ветер… да я. »

Нужно заметить, что стихотворение носит метафоричный характер, то есть основная мысль в нем завуалирована и доведена до читателя путем образного сравнения. Каждый человек в силу своего развитого воображения может домыслить то, что недосказал Пушкин. Узник — это лирический герой произведения, сидящий в «темнице сырой».

Поэт уподобляет его вскормленному в неволе молодому орлу. Благодаря такому сравнению становится понятно, насколько чужд для лирического героя окружающий мир.

Для человека ограничения свободы и навязанные условия существования, будь то ссылка или тюремная решетка, столь же губительны и неестественны, как и неволя для свободолюбивого орла.

Стихотворение «Узник» Пушкин пронзил идеей свободы, ни разу не употребив самого слова «свобода». Она слышится в крике орла, наделенного поэтом способностью мыслить по-человечески и испытывать чувства, присущие человеку. «Давай улетим», — хочет вымолвить гордая птица, призывая узника с собой «туда, где гуляем лишь ветер… да я. »

Главное – не быть узником и получить свободу, что само собой разумеющееся для всего живого.

Отношение Пушкина к своим произведениям

Отзыв на стихотворение Пушкина «Узник» мало беспокоит поэта. По сведениям хорошо знавших его людей, Александр Сергеевич всегда оставался недоволен написанными произведениями. Как-то в беседе с Александрой Осиповной Смирновой-Россет Пушкин признался, что самые прекрасные стихи к нему являются во сне, но он их не успевает запомнить.

Поэт очень тщательно подбирал каждое слово, работая над своим произведением, как огранщик, осторожно и бережно шлифующий грани драгоценных камней.

Но когда доводил его до совершенства, мало заботился о том, как оценят его произведение. Кроме того, по воспоминаниям той же Смирновой-Россет, Пушкин абсолютно не умел читать свои сочинения.

В его исполнении оценить красоту стиха было невозможно. Со стороны казалось, что свое произведение успело ему изрядно надоесть.

Таков был в глазах своих современников Александр Сергеевич Пушкин — узник судьбы и обстоятельств.

Всего двенадцать строк, а сколько в них вложено смысла, чувств и недосказанности…

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/4419-Aleksandr-Pushkin,-Uznik—analiz-stihotvoreniya

Ссылка на основную публикацию