А. с. пушкин «на холмах грузии»: анализ стихотворения

Анализ стихотворения А.С. Пушкина На холмах Грузии..

«На холмах Грузии…»

На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Лотман Ю.М.

Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

В работе над стихотворением следует обратить внимание на его простоту.

Стихотворение невелико по объему, написано простым языком, не содержит ни необычных сравнений, ни красочных метафор и, кажется, непосредственно и просто вылилось из-под пера автора.

Такое ощущение должно некоторое время оставаться у учеников. До того, как они начнут анализировать текст, они должны его очень внимательно прочесть и проникнуться его настроением.

Приступая к анализу, следует обратить внимание на черновик стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Мы видим следы напряженной работы поэта: обилие зачеркнутых, исправленных и переделанных строк.

Из этого следует сделать вывод, что простота и легкость стихотворения явились результатом упорного труда автора и что, следовательно, в тексте нет ни одного случайного слова: каждое из них имеет глубокий смысл, и именно потому такое короткое стихотворение может производить столь глубокое впечатление. Попробуем определить эти смыслы. Два первых стиха дают пейзажную картину:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы — возвышенности, поднятые к небу. Второй — лежащую у ног поэта глубокую реку. Чувство глубины подчеркивается глубоким звуком «у»; «Шумит Арагва предо мною». Таким образом, первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины. Но еще более важна упомянутая в первом стихе «ночная мгла».

Мы уже много говорили о значении света и темноты в поэзии Пушкина. Ночь, которая обычно встречалась нам в негативном контексте, здесь впервые связана с лирическими, задушевными переживаниями автора. Подумаем над этим. Прежде всего задумаемся над словом «мгла». Мгла у Пушкина никогда не означает просто темноту, а всегда ночную тьму, перемешанную с чем-либо.

На следующем уроке, изучая стихотворение «Зимний вечер», мы столкнемся с выражением «Буря мглою небо кроет…» Там слово «мгла» будет означать ночную темноту, пронизанную вихрями белого снега — смесь черного и белого. В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» ночная мгла создает сразу два образа — ночи и лунного света.

Ночь, о которой говорит Пушкин,— светлая ночь, пронизанная успокаивающим и примиряющим светом луны.

Таким образом, пейзаж первых строк содержит и образы горных вершин, и глубокую реку, текущую в темноте, и ночную тьму, и лунный свет. Это противоречие имеет, однако, не трагический, а примиренный характер, что подчеркивается спокойной музыкальной организацией стиха.

Если выписать гласные и согласные фонемы, можно убедиться в обилии и разнообразии согласных звуков: их почти столько же, сколько гласных. Кроме того, обильно представлены плавные: м, н, л.

Все это вместе создает картину контрастную и примиренную одновременно, широкую и спокойно-печальную.

Третий и четвертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя. Оно находится в согласии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» — это не только разные, но и трудно совместимые чувства.

Объяснение их соединению дает выражение «печаль моя светла»: подобно тому как ночная темнота, пронизанная лунным светом, делается не страшной, не враждебной, а грустной и поэтичной, печаль пронизана светом. Каким светом (светом чего), в стихе пока не говорится.

Этому посвящен следующий стих:

Печаль моя полна тобою.

Введенное в стихотворение поэтическое «ты» — образ неназванной возлюбленной (кому Пушкин адресовал это стихотворение, мы точно не знаем, вопрос этот до сих пор составляет предмет споров комментаторов) — становится источником света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой. Параллелизм пейзажа и душевного мира подчеркивается системой звуковых повторов: слова третьего стиха повторяют звуки первого, являясь как бы их эхом. Ср.:

Грузии — грустно

Лежит мгла — легко

Ночная — печаль

Мгла — моя светла

Следующие четыре стиха меняют интонацию. Спокойно-печальная повествовательная интонация первого четверостишия делается более напряженной. Одновременно увеличивается число слов, несущих семантику победы любви над грустью и света над темнотой,— «горит», «любит».

Следует обратить внимание на еще одну важную особенность: стихотворение посвящено любви и представляет собой авторский монолог. И по жанру, и по типу речи в центре должен быть субъект. Между тем в стихотворении не встречается местоимение «я» в форме подлежащего. Одновременно бросается в глаза наличие безличных конструкций: «мне грустно», мне «легко».

Носитель речи появляется лишь в косвенных падежах, что не создаёт эгоцентрической структуры. Место поэтического «я» и одновременно место подлежащего в предложении занимают слова «печаль», «сердце» — свободные от эгоцентрической окраски. Тем более сильно звучит выделенность поэтического «ты». Это придает стихотворению особую окраску.

Любовь, о которой говорит поэт,— любовь не эгоистическая, а самопожертвенная. Это особенно ясно в ранней, черновой редакции стихотворения:

Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла

https://www.youtube.com/watch?v=0mpB5L7dYBw

Мерцают звезды предо мною

Мне грустно и легко — печаль моя светла

Печаль моя полна тобою

Я твой по-прежнему — тебя люблю я вновь

И без надежд, и без желаний

Как пламень жертвенный чиста моя любовь

И нежность девственных мечтаний.

_ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _

_ _ | _ _ | _ _ | _ _ _

_ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _

_ _ | _ _ | _ _ | _ _ _

_ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _

_ _ | _ _ | _ _ | _ _ _

_ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _

_ _ | _ _ | _ _ | _ _ _

_ — безударный слог

_ — ударный слог

Октава (восьмистишие). Рифма: абабвгвг – перекрёстная.

Нечётные стихи – шестистопный ямб

Чётные стихи – четырёхстопный ямб

Такое сочетание разных стоп называется разностопностью. Здесь применяется для передачи многоплановых чувств. С одной стороны – какой-то тревожности, но, с другой, тревожности лёгкой, светлой и притягивающей.

1,2 стихи; 3 стопа пиррихий– создаёт эффект размеренного описания природы

3 строфа; 2 стопа пиррихий– эффект светлой грусти и лёгкости (подтверждение слов)

4 строфа; пиррихиев нет – для того, чтобы выделить каждое слово в строке и выделить среди других стихов саму строку (хотя и в меньшей степени, чем последнюю)

5 строфа; 5 стопа пиррихий– акцент на фразе до спондея; усиление её чёткости и точности с помощью длительной паузы завершения предложения и мягкости слова «уныние»

6 строфа; 3 стопа пиррихий – усиление эффекта перечисления и смягчение самой фразы

7 строфа; 5 стопа пиррихий – создаёт акцент на слове «оттого» в месте с паузой тире

8 строфа; 1 стопа пиррихий – смягчение начала строки и за счёт этого усиление акцента на остальной фразе; из всех стихов – самый яркий

Само стихотворение сочетает в себе чистую лирику (прямой разговор о чувствах) и лирику мысли (лирическое размышление, прямое высказывание), в начале стихотворения, в первых 2 стихах используется описательная лирика.

С одной стороны – это можно назвать элегией, но элегией светлой и лёгкой, как сама грусть в произведениях Пушкина. Стихотворение написано простым языком, нейтральной лексикой.

Источник: https://botanim.ru/content/analiz-stixotvoreniya-as-pushkina-na-xolmax-gruzii-651.html

Анализ стихотворения «На холмах Грузии…»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

Время написания

         Стихотворение «На холмах Грузии…» Пушкин написал в 1829 году во время путешествия в Арзрум, когда был безнадёжно влюблён в Наталью Гончарову. Он надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить её, восхищаться ею, посвящать ей стихи.

Тема

         Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя.

Главная мысль (идея)

         Это стихотворение о любви всегпоглощающей, подчиняющей себе все другие чувства.

Поэтика

         Жанр стихотворения – элегия. Оно относится к интимной лирике.

         Стихотворение написано чередующимися шестистопными и четырёхстопными ямбами. Длинные и короткие стихи симметрично следуют друг за другом.

         Пушкин достигает в этом стихотворении «нагой простоты», стремясь сделать его предельно искренним и ясным. В стихотворении только одна метафора – «сердце горит», но она так тривиальна, привычна, что даже не воспринимается как метафора.

         В стихотворении происходит чередование описаний природы и строк, в которых высказывается эмоциональное состояние лирического героя. Между описанием природы и выражением чувства нет никакой логической связи. Но оба описания связаны неразрывно. Связь здесь не логическая, а эмоциональная: пейзаж создаёт лирическое настроение.

         В описании природы скрыто противопоставление двух начал: первая строка рисует холмы, поднятые к небу. Во второй изображена текущая в расщелине глубокая река. Первые строки рождают по ассоциации образы высоты и глубины.

         Также важен образ «ночной мглы». В нём сразу два образа – ночи и лунного света, по ассоциации несущие чувство умиротворения и покоя, «светлой печали».

         Внутреннее состояние лирического героя находится в согласии с окружающим пейзажем.

Чувства, испытываемые им, противоречивы: «грустно и легко» – и в то же время они связаны, как глубина и высота пейзажа вокруг, как ночь и лунный свет.

Оксюморон «печаль моя светла» оказывается тоже логичным: как ночная темнота, пронизанная лунным светом, не страшна, так и печаль пронизана светом, потому что «печаль моя полна тобою».

         Образ неназванной возлюбленной становится источником света.

         Безличные конструкции «мне грустно», «мне легко» создают ощущение событий, происходящих органично, без усилий самого героя – это состояние, а не действие.

         Параллелизм пейзажа и душевного мира поддерживается системой звуковых повторов: «Тобой, одной тобой…».

         Но глаголы, описывающие «дело» сердца, становятся энергичными: «горит», «любит».

         Последняя строчка звучит как бы обречённо:

                   И сердце вновь горит и любит – оттого,

                   Что не любить оно не может.

         Но в этой неизбежности больше света и радости, полноты чувства, чем уныния. Любовь, о которой говорит поэт в этом стихотворении, – жертвенная, нежная, щедрая.

Источник: http://О.И.Нестерова. ГИА. Литература: универсальный справочник

Источник: http://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/a_s_pushkin/a_s_pushkin_na_kholmakh_gruzii/94-1-0-207

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

История создания

Тема любви, характерная для всего творчества Пушкина, очень ярко показана в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Год написания – 1829. В это время Александр Сергеевич как раз был на Кавказе.

Это путешествие поэт планировал за два года до отправления, о чём упоминал в письмах, адресованных своему брату. Пушкина волновала судьба сосланных по приказу Николая I декабристов. Он даже хотел вступить в действующую на территории Кавказа армию, но получил отказ.

В 1829 году Александр Сергеевич самовольно совершил желанное путешествие. Создание стихотворения выпало на это нелёгкое для поэта время.

Читайте также:  Озёра: характеристика и виды

Посвящение

Кому посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» – точно неизвестно. Существует две версии, каждая из которых имеет право на существование. Первая из них говорит, что произведение адресовано Наталье Гончаровой, в которую был безответно влюблён Пушкин.

В апреле 1829 года он сделал семнадцатилетней девушке предложение, но не получил ни отказа, ни согласия. История создания сильно связанна с этим моментом в жизни поэта. Александр Сергеевич считал, причиной стал его материальное положение, ведь родители Натальи не дали однозначного ответа. Это заставило его отправиться на Кавказ в поисках денег.

После этого путешествия Пушкин сделал предложение во второй раз и уже после этого получил согласие от родителей девушки.

Согласно второй версии, стихотворение было написано в память о юношеской любви Александра Сергеевича к Марии Николаевне Раевской. Она вышла замуж за декабриста Сергея Григорьевича Волконского. В 1829 году супруги были в ссылке в Сибири. Княгиня Вяземская даже прислала Марии это стихотворение после публикации, считая, что оно адресовано именно юношеской любви.

Анализ содержания

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла» можно начать с темы. Поэт рассказывает свои воспоминания о любви. Он видит перед собой только музу, в образе которой угадывается либо Мария Раевская, либо Наталья Гончарова. При этом ясно проглядывается взаимоотношения с природой, личные переживание и настоящее восхищение природой Кавказа.

Жанр стихотворения – элегия. Размер стиха – четырехстопный и шестистопный ямб. Их чередование придаёт произведению ощущение возвышенности.

Примечательно то, что «На холмах Грузии лежит ночная мгла» относится к «позднему» периоду Пушкинской лирики. Стиль очень изменился к тому времени, стал более лаконичным.

Из-за этого в стихотворении были использованы только две метафоры: «сердце… горит» и «мгла лежит».

Рифма чёткая, рифмовка перекрёстная. Выразительных средств не много. Это эпитеты «ночная мгла»; оксюморон «печаль… светла» и две метафоры.

Анализ стиха «На холмах Грузии лежит ночная мгла» даёт нам понять, что, несмотря на небольшое количество использованных средств выразительности, произведение очень тёплое и музыкальное.

Этот эффект достигнут при помощи аллитерации «Грузия», «Арагва», «грустно», «горит».

Анализируя стихотворение, мы условно можем его поделить на три части. Первая показывает место, где находится лирический герой. Это любование прекрасным пейзажем.

Вторая – описание всех чувств, которые охватывают поэта. Последняя часть рассказывает уже о любви, которая нахлынула во время рассмотрения пейзажа.

В принципе, данный стих можно отнести как пейзажной, так и к любовной лирике Пушкина.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/na-holmah-gruzii-lezhit-nochnaya-mgla-analiz.html

Анализ стихотворения Пушкина На холмах Грузии лежит ночная мгла

Александр Сергеевич Пушкин центральным героем большинства своих произведений, а также их темой делает любовь. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» не стало исключением из его поэтических правил.

Оно было сотворено в 1829 году и навеяно чувствами к будущей жене поэта — Наталье Гончаровой.  Однако в тот период его творчества он не мог даже помыслить о возможном согласии его избранницы,  что отражается на содержании его произведений.

Они наполнены грустью и неопределенность, ожиданием ответа.

Романтическая зарисовка навеяна излюбленным местом А. С. Пушкина – Закавказьем. Чувственный настрой стихотворение придают и быстрая полноводная Арагва, и лежащая на просторах Грузии ночная мгла.

Можно наблюдать столкновение двух пейзажей двух миров: высокие холмы и вдруг река в низине.

Всё это подчёркивает противоречивость лирического героя, смятение гложет его изнутри, ему и «грустно», но в то же время «легко».

Незримо присутствует образ возлюбленной поэта: он буквально обращается к ней, взывает к своему лучик света в ночной мгле.

Если начинается стихотворение размеренно и плавно с описания прекрасных и романтичных грузинских пейзажей, то к пятой строфе настроение у лирического героя резко меняется. Фразы становятся обрывчатые, а обстановка напряжённая.

Поэт ни описывает свою любовь, но читатель понимает, что он буквально благоговеет перед ней, считает чуть ли не божеством, поэтому не может даже помыслить, чтобы в строки «недостойного её» стихотворения попал её чистый образ.

Жанр Пушкин выбрал классический для романтизма – элегия, ведь никакой другой не способен так глубоко и полно выразить чувства и буквально вывернуть душу героя наизнанку.

Стихотворение условно поделено на 2 части: в первой прекрасные грузинские пейзажи вводят читателя в романтический настрой, а вторая – чувственная и проникновенная – можно видеть сбивчивые мысли лирического героя или даже слышать стук его трепетного сердца.

Стихотворение не наполнено чем-то сверхъестественным, не перегружено: всего одна метафора «сердце горит». Этот приём введён намеренно, чтобы читатель за затейливыми и витиеватыми фразами не потерял саму суть. Рифма используется перекрестная, что также подчёркивает простоту замысла. Излюбленный Пушкиным ямб (здесь четырёхстопный или же шестистопный) прекрасно вписывается в эту «компанию».

Мелодичность и чистота строк создаётся при помощи аллитерации: «л» («лежит», «мгла», «легко»), «м» («шумит», «мною», «может»).

Нежность и светлая печаль – ключевые фигуры данной элегии, хочется верить и любить так же, как и такой несчастный, но одновременно такой счастливый лирический герой.

Анализ стихотворения На холмах Грузии лежит ночная мгла Пушкина

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла» пропитано грустью и любовью. Поэт описывает ночной пейзаж Грузии. Её великую и богатую природу. Особое внимание Пушкин акцентирует на реке Арагва.

В стихотворении описывается картина, где главный герой сидит у реки, и смотря на её бурные волны, пытается успокоить бушующие вихри внутри своей души. Здесь идёт сопоставление природы и внутреннего мира человека. Его разум занят мыслями о одном человеке. Его не тревожит больше ничего, он думает. Даже глубокая ночь во всей своей красе, не привлекает и никак не трогает его души.

Он думает о том, что было, и о том что могло бы быть. Возможно, это воспоминания о былой любви, или раздумия во времена разлуки. Но это в данном случае не имеет никакого значения. В этом стихотворении имеет место грусть, большая и необъятная. Грусть от несчастной любви.

Литературный герой признаётся в том, что он пронес любовь свою сквозь года, и до сих пор, его душа хранит образ любимого человека.

И сердце горит от любви, может даже и неразделенной. Но в жизни без любви, Александр Сергеевич не находит никакого смысла. Ведь любовь, это  источник всего в нашем мире. Злость, радость, ненависть, доброта — это все побочные продукты любви.

Любовь — это потребность одного человека в другом. Человек должен жить в социуме, должно присутствовать в жизни общение, живые эмоции и чувства. Но полностью понять и принять сможет лишь один единственный человек. И этот человек и станет предметом любви. Любви и обожания, ведь когда человека любишь, когда между вами гармония, это лучшее чувство в мире.

И поэтому множество поэтов и писателей посвящают любви свои великие произведения. Весь смысл жизни — любить.

Кратко по плану

  • Анализ стихотворения Некрасова Современная одаСтихотворение «Современная ода» написано Н.А. Некрасовым в начале 1845 г. (наиболее точно обозначен период конец февраля 1845 года). Впервые опубликовано в марте 1845 года, включено в собрание сочинений в 1865 году.
  • Анализ стихотворения Цветаевой АхматовойМарина Цветаева и Анна Ахматова – две яркие представительницы Серебрянного Века. Но вернее будет сказать: два представителя. Потому что обе предпочитали себя называть не поэтессами, а поэтами, считая данное слово более достойным
  • Анализ стихотворения Маяковского На дачеВ стихотворении описывается возмутительное обращение к солнцу. Автор посчитал, что оно слишком просто и беззаботно живет. Каждый день выкатывается на небо и светит своими лучами, порождая жару, больше ничего не делает. Вечером медленно
  • Анализ стихотворения Ахматовой Двадцать первое ночь понедельникСтихотворение Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» с первой строчки завлекает и завораживает читателя, полностью погружая в свою таинственность. Это одно из самых ранних стихотворений, которое написала Анна Ахматова.
  • Анализ стихотворения Анненского Смычок и струныИ.Ф. Анненский был ярким представителем символистов. Данное направление пользовалось популярностью на рубеже XIX и XX веков. Работы И.Ф. Анненского, черпавшего свое вдохновение в творчестве французских символистов,

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/gruzii-lezhit-nochnaya-mgla

Анализ стихотворения «На холмах Грузии» Пушкина

В трудные минуты А. С. Пушкин находил утешение в природе, поэтому в его произведениях очень тесно переплетаются пейзажные и интимные мотивы. Доказательством этого является стихотворение, которое изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На холмах Грузии» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На холмах Грузии лежит ночная мгла.

История создания – было написано в 1829 г., впервые увидело мир на страницах «Северных цветов» в 1831 г.

Тема стихотворения – нетленная любовь.

Композиция – Произведение являет собой лаконичный монолог лирического героя, который делится на смысловые части: пейзажная зарисовка и рассказ героя о своих чувствах. Формально текст не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «на холмах Грузии лежит ночная мгла», «печаль моя полна тобою», «унынья моего ничто не тревожит», «и сердце вновь горит».

Эпитеты – «печаль моя светла».

История создания анализируемого произведения связана с личной жизнью А. С. Пушкина. Оно появилось в 1829 г. после того, как поэт сделал предложение Н. Гончаровой и получил отказ.

Александр Сергеевич понимал, что, скорее всего, не получит положительный ответ, поэтому передал предложение через своего друга. Тем не менее, уберечь себя от разочарования поэт не смог. Чтобы успокоить свое сердце, он отправился на Кавказ.

Какое-то время поэт гостил у друзей в Тифлисе. Здесь и было написано стихотворение «На холмах Грузии».

Большинство исследователей уверено, что в нем говорится о Н. Гончаровой. Подтверждением этого является письмо В.Ф. Вяземской, отправленное М. Н. Волконской. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным. Дочь Н. Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности поэт был влюблен в нее. На момент прочтения произведения Мария уже была замужем за декабристом.

Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему нетленной, но безответной любви. Произведение написано от первого лица, поэтому читателю легко представить, что творится в душе лирического героя. Под этим образом скрывается молодой человек, уверенный, что жить без любви невозможно.

Читайте также:  И. а. бунин "помню долгий зимний вечер": анализ стихотворения

В первых строках мужчина описывает картину, которая открывается его взору. На холмы уже спустилась мгла. В ночной тиши отчетливо слышен шум Арагвы. Такая атмосфера пробуждает в сердце лирического героя чувства. Постепенно он предается размышлениям о любви. Их скорее можно назвать откровением, адресованным возлюбленной.

Внутреннее состояние влюбленного неоднозначное. Он признается, что грустит, но в то же время ему легко. Свою же печаль герой называет светлой, а потом объясняет: «печаль моя полна тобою». Однако выбросить любимую из сердца он не может, объясняя это тем, что сердце не может не любить.

В последних строках выражена идея стихотворения: «и сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».

Анализируемое стихотворение – монолог-откровение лирического героя. По смыслу он делится на пейзажную и психологическую зарисовки. Формально стихотворение не делится на строфы. Это одна октава, две строки которой посвящены природе, а остальные – описанию переживаний влюбленного. Такая организация подчеркивает единение человеческой души с природой.

Жанр произведения – элегия, так как в нем акцентируется на человеческих чувствах. В стихотворении преобладает грустное настроение, хоть печаль и «светлая». Написано оно пятистопным ямбом с пиррихием. Поэт использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В стихотворении есть мужские, и женские рифмы.

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

Преобладают в тексте метафоры – «на холмах Грузии лежит ночная мгла», «печаль моя полна тобою», «унынья моего ничто не тревожит», «и сердце вновь горит».

Большинство метафор служат для описания чувств и эмоций лирического «Я». Эпитетов меньше, но они позволяют лаконично передать эмоции героя: «печаль моя светла», «мне грустно и легко».

Сравнений в стихотворении нет.

Вспомогательным инструментом для отображения внутреннего состояния главного героя является интонация. В рассказе о печали и унынии поэт использовал оборванную синтаксическую конструкцию.

Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в описании преобладают слова с согласными «ж», «ч»: «Унынья моего ничто не мучит, не тревожит».

В тексте также много слов с согласным «л», что придает монологу нежности, подчеркивает ощущение легкой грусти.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/na-holmah-gruzii.html

Анализ стихотворения александра пушкина «на холмах грузии лежит ночная мгла»

Стихотворение «На холмах Грузии» является одним из немногих лирических произведений, которое Александр Пушкин посвятил своей будущей супруге, первой красавице Москвы Наталье Гончаровой. Написано оно было летом 1829 года, после неудачного сватовства поэта.

Понимая, что он может получить отказ, Пушкин передал свое предложение о браке родителям Натальи Гончаровой через своего друга, Федора Толстого-Американца, который был вхож в семью избранницы поэта.

Получив весьма неопределенный ответ, больше похожий на отказ, который родители невесты аргументировали тем, что Наталья еще слишком молода для замужества, Пушкин решил отправиться в действующую армию на Кавказ.

Его друзья, не желая подвергать жизнь поэта опасности, все же уговорили Пушкина погостить несколько месяцев в Тифлисе, где и было создано короткое, чувственное и очень романтичное стихотворение «На холмах Грузии».

Начинается это произведение с того, что поэт стоит на берегу полноводной реки Арагва, однако мысли его по-прежнему обращены к далекой и холодной Москве, где он оставил ту, которая сумела покорить его сердце одним лишь взглядом. Поэт признается, что душа его наполнена светлой печалью, ему «грустно и легко».

Столь противоречивые чувства, безусловно, вызваны завуалированным отказом в женитьбе, однако поэт все же не теряет надежды на воссоединение с возлюбленной.

«Унынья моего ничто не мучит, не тревожит» — эту фразу стихотворения следует трактовать таким образом, что, тоскуя по Наталье Гончаровой, Пушкин чувствует, что рано или поздно все равно добьется ее руки. Поэтому отказ и разлуку поэт воспринимает, как временные обстоятельства, которые не позволяют ему жениться.

Одним из препятствий, к слову, является довольно скромное материальное положение поэта, который слывет весьма азартным игроком и спускает в карты практически все свое жалованье.

Позже, вернувшись с Кавказа, Пушкин попытается улучшить свое материальное положение за счет отказа от игры в карты и посещения дорогих питейных заведений.

Однако в момент написания стихотворения «На холмах Грузии», которое по своей красоте и изяществу напоминает элегию, мысли поэта весьма далеки от повседневных забот.

Его даже не волнует тот факт, что Наталья Гончарова, с которой за время короткого знакомства поэт успел обменяться лишь несколькими пустыми фразами, вряд ли испытывает к нему нежные чувства. Для Пушкина гораздо важнее то, что испытывает он сам по отношению к юной девушке.

«И сердце вновь горит и любит — оттого, что не любить оно не может», — пишет поэт, подчеркивая, тем самым, что для счастливого брака лично ему достаточно собственных чувств, которых, как он считает, с лихвой хватит на то, чтобы построить прочную семью.

Примечательно, что предчувствия Пушкина не обманули, так как в 1830 году он сделал повторное предложение Наталье Гончаровой и получил согласие. Однако после бракосочетания он не посвятил своей жене ни одного лирического стихотворения. Возможно, все дело в том, что юная красавица, бесконечно уважая своего супруга, так и не смогла его по-настоящему понять и полюбить.

Стоит также отметить, что после того, как чета Пушкиных поселилась в Петербурге, Наталья Николаевна была представлена ко двору и благодаря своей красоте стала одной из любимиц императрицы. Подобная благосклонность обязывала супругу Пушкина вести активную светскую жизнь и появляться на всех без исключения балах.

Вполне понятно, что это вызывало у поэта приступы неконтролируемой ревности, однако в своих письмах многочисленным друзьям он писал, что бесконечно счастлив, и вспоминал свою короткую поездку на Кавказ, во время которой, по сути, была решена его судьба.

Пушкин отмечал, что в период написания стихотворения «На холмах Грузии» у него было желание оставить затею с женитьбой и больше никогда не возвращаться в Москву. Однако чувства к Наталье Гончаровой оказались сильнее доводов разума.

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/1368/pushkin-a-s

«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ЛЕЖИТ НОЧНАЯ МГЛА…» — А.С. Пушкин (анализ стихотворения)

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ЛЕЖИТ НОЧНАЯ МГЛА…» —

   В предшествующей  работе ученики рассмотрели общест-

венно-политическую и  философскую  лирику  Пушкина.  Со

стихотворения  «На  холмах Грузии лежит ночная мгла…»

они переходят к интимной и любовной лирике поэта.  Уси-

лия  преподавателя должны быть направлены на то,  чтобы

показать, с одной стороны, своеобразие интимной лирики,

а с другой — не потерять композиционного единства всего

раздела.  В конечном счете,  ученики должны  воспринять

эту  часть как закономерное продолжение предшествующей,

а всю поэзию Пушкина — как единое целое.              

   1. В работе над стихотворением следует обратить вни-

мание учеников на его простоту.  Стихотворение невелико

по объему, написано простым языком, не содержит ни нео-

бычных сравнений,  ни красочных метафор и, кажется, не-

посредственно и просто вылилось из-под пера автора. Та-

кое ощущение должно некоторое время оставаться у учени-

ков.  До того,  как они начнут анализировать текст, они

должны  его  очень  внимательно прочесть и проникнуться

его настроением.                                      

   Приступая к анализу,  следует обратить внимание уче-

ников  на  фотографию рукописи Пушкина,  черновик

стихотворения «На холмах  Грузии…».  Мы  видим  следы

напряженной работы поэта:  обилие зачеркнутых,  исправ-

ленных и переделанных строк.  Из этого следует  сделать

вывод,  что  простота  и легкость стихотворения явились

результатом упорного труда автора и что, следовательно,

в тексте нет ни одного случайного слова:  каждое из них

имеет глубокий смысл и  именно  потому  такое  короткое

стихотворение  может производить столь глубокое впечат-

ление. Попробуем определить эти смыслы. Два первых сти-

ха дают пейзажную картину:                            

      На холмах Грузии лежит ночная мгла,                

    Шумит Арагва предо мною.                           

Пейзаж содержит  скрытое противопоставление двух на-

чал. Первый стих рисует холмы — возвышенности, поднятые

к  небу.  Второй  —  лежащую у ног поэта глубокую реку.

Чувство глубины  подчеркивается  глубоким  звуком  «у»:

«Шумит Арагва предо мною». Таким образом, первые строки

вводят в сознание читателя образы высоты и глубины.  Но

еще  более  важна  упомянутая  в  первом  стихе «ночная

мгла». Мы уже много говорили о значении света и темноты

в поэзии Пушкина.  Ночь, которая обычно встречалась нам

в негативном контексте,  здесь впервые связана с  лири-

ческими, задушевными переживаниями автора. Подумаем над

этим. Прежде всего задумаемся над словом «мгла». Мгла у

Пушкина  никогда  не означает просто темноту,  а всегда

ночную тьму, перемешанную с чем-либо. На следующем уро-

ке,  изучая стихотворение «Зимний вечер», мы столкнемся

с выражением «Буря  мглою  небо  кроет…».  Там  слово

«мгла» будет означать ночную темноту,  пронизанную вих-

рями белого снега — смесь черного и белого. В стихотво-

рении  «На  холмах Грузии…» ночная мгла создает сразу

два образа — ночи и лунного света.  Ночь, о которой го-

ворит Пушкин, — светлая ночь, пронизанная успокаивающим

и примиряющим светом луны.                            

   Таким образом, пейзаж первых строк содержит и образы

горных вершин,  и глубокую реку,  текущую в темноте,  и

ночную тьму, и лунный свет. Это противоречие имеет, од-

нако,  не трагический, а примиренный характер, что под-

черкивается спокойной музыкальной  организацией  стиха.

Попросите учеников выписать гласные и согласные фонемы.

Произведя эту работу,  они убедятся в обилии и разнооб-

разии  согласных звуков:  их почти столько же,  сколько

гласных.  Кроме того,  обильно представлены плавные: м,

н, л. Все это вместе создает картину контрастную и при-

миренную одновременно, широкую и спокойно-печальную.  

   Третий и четвертый  стихи  характеризуют  внутреннее

состояние лирического героя. Оно находится в согласии с

окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые героем-авто-

ром,  противоречивы:  «грустно и легко» — это не только

разные,  но и трудносовместимые чувства.  Объяснение их

соединению дает выражение «печаль моя светла»:  подобно

тому как ночная темнота, пронизанная лунным светом, де-

лается не страшной, не враждебной, а грустной и поэтич-

ной,  печаль пронизана светом. Каким светом (светом че-

го),  в стихе пока не говорится. Этому посвящен следую-

щий стих:                                             

 Печаль моя полна тобою.

   Введенное в стихотворение поэтическое «ты»  —  образ

неназванной возлюбленной (о том,  кому Пушкин адресовал

это стихотворение,  мы точно не знаем,  вопрос этот  до

сих пор составляет предмет споров комментаторов) — ста-

новится источником света. Именно ею полна печаль, и это

делает печаль светлой.  Параллелизм пейзажа и душевного

мира подчеркивается системой звуковых  повторов:  слова

третьего стиха повторяют звуки первого,  являясь как бы

их эхом. Ср.:                                         

   Грузии — грустно

   Лежит мгла — легко

Ночная — печаль

   Мгла — моя светла

 Следующие четыре  стиха  меняют  интонацию.  Спокой-

но-печальная повествовательная интонация первого четве-

ростишия делается более напряженной.  Одновременно уве-

личивается  число слов,  несущих семантику победы любви

над грустью и света над темнотой,  — «горит»,  «любит».

Читайте также:  М.е. салтыков-щедрин "история одного города": описание, герои, анализ произведения

Следует  обратить  внимание  на еще одну важную особен-

ность: стихотворение посвящено любви и представляет со-

бой  авторский  монолог.  И по жанру,  и по типу речи в

центре должен быть субъект.  Между тем в  стихотворении

не встречается местоимение «я» в форме подлежащего. Од-

новременно бросается в глаза  наличие  безличных  конс-

трукций:  «мне грустно», «мне легко». Носитель речи по-

является лишь в косвенных падежах,  что не создает эго-

центрической структуры.  Место поэтического «я» и,  од-

новременно,  место подлежащего в  предложении  занимают

слова «печаль», «сердце» — свободные от эгоцентрической

окраски. Тем более сильно звучит выделенность поэтичес-

кого  «ты».  Это  придает стихотворению особую окраску.

Любовь, о которой говорит поэт, — любовь не эгоистичес-

кая,  а  самопожертвенная.  Это особенно ясно в ранней,

черновой редакции стихотворения:                      

   Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла              

   Мерцают звезды предо мною                          

    Мне грустно и легко — печаль моя светла            

   Печаль моя полна тобою                             

   Я твой по-прежнему — тебя люблю я вновь            

   И без надежд, и без желаний                        

   Как пламень жертвенный чиста моя любовь            

   И нежность девственных мечтаний.                  

 После того, как проделана работа по комментированно-

му чтению текста,  учащиеся подготовлены для выполнения

самостоятельных заданий.                              

   Как читать стихотворение «На холмах Грузии…».  Со-

общаемые  в  этом  разделе сведения даются для учителя:

они должны помочь ему найти  правильные  интонации  при

чтении текста. Целесообразность же доведения их до све-

дения учеников должна определяться в конкретных обстоя-

тельствах. Изучаемое стихотворение отличается необычай-

ной музыкальностью. Оно                               

 Сохранена пунктуация оригинала.                  

удобно для того,  чтобы дать ученикам  почувствовать

красоту звучания пушкинских стихов.  Но чтобы правильно

прочесть стихотворение,  учитель должен понимать  тайны

построения текста.                                    

   1. Мы уже убедились в том, что фонологическая парти-

тура стихотворения построена с большой тонкостью.  Так,

слово «Грузия» почти полностью повторено в звуковом от-

ношении словом «грустно» (переход «з» в «с» накладывает

легкое оглушение; произношение этой фонетической разни-

цы составит трудность  для  учащихся-эстонцев,  но  тут

следует  добиваться  правильности артикуляции,  которая

создает значимый оттенок). Совпадение звуков для Пушки-

на,  видимо,  поддерживалось смысловой ассоциацией. Из-

вестно, что в другом стихотворении он сказал:         

   Не пой, красавица, при мне                         

   Ты песен Грузии печальной…                        

Ассоциация эта имела для Пушкина музыкальный  харак-

тер.  В  примечаниях к «Кавказскому пленнику» он писал:

«Песни грузинские приятны и по большей части заунывны».

Печальный  —  грустный  —  заунывный образуют смысловой

ряд, подкрепляющий звуковое совпадение Груз — грус.   

   В «На холмах Грузии…» семантика эта получает расп-

ространение:  Грузии-грусть-унынья-мучит придают фонеме

«у» значение грусти.  Ей противостоит группа слов с йо-

тированным «у» (ю):  тобою, любит, любить. Антитеза «у»

— «jy» (ю) получает значение антитезы грусти  и  любви.

Между  грустью  и любовью особое место занимает печаль.

«Мне грустно и легко»:  «грусть» и «легкость» сосущест-

вуют  как  два  совмещенных,  но несовместимых понятия.

«Печаль моя светла»:  свет не сосуществует с печалью, а

пронизывает ее,  становится ее качеством.  Печаль — это

соединение света и грусти,  как мгла — слияние  ночи  и

лунного сияния. Отсюда значимость звуковых совпадений:

 ночная — печаль

 ночная мгла — печаль полна

   Но звуковой образ слова «печаль» распространяется на

все слова с ударным «а»: мгла, Арагва, светла, полна. 

   Наконец, вторая  половина  стихотворения  выделяется

частой  повторяемостью  и  высокой значимостью ударного

«о».  В первой половине оно встречается только  в  паре

«мною-тобою».  Во второй оно наполняется светом, идущим

от образа возлюбленной, и торжествующе звучит в сочета-

нии:  «Тобой,  одной тобой». Это придает (наряду с син-

таксической выделенностью,  о чем речь  пойдет  дальше)

особую многозначительность намеку, содержащемуся в сло-

ве «оттого», связывая также сердце поэта («оно») с «то-

бою».  Замена  «у»  на «о» в сочетаниях грустно — горит

преобразует значение звуков из печальных в  торжествен-

ные и почти ликующие.                                  

   Сложность и  тонкость звуковой организации стихотво-

рения требует внимательного и прочувствованного  произ-

ношения текста. Звуки не следует аффектировать, но каж-

дый должен прозвучать как нота в концерте;  четко и без

фальши.  Это  делает  работу  над чтением стихотворения

прекрасным фонетическим упражнением, что особенно важно

для учащихся-эстонцев.                                

   2. При чтении следует иметь в виду и тонко организо-

ванную поэтом грамматическую структуру текста.  В  сти-

хотворении варьируются глагольные формы:  объективность

активных личных форм первых двух стихов сменяется конс-

трукциями, создающими образ субъективного состояния но-

сителя речи. В последних стихах повествование возвраща-

ется к личным глагольным формам. Но субъектом — носите-

лем действия здесь выступает не «я»,  а «сердце», а сам

автор-повествователь  как  бы  со стороны,  в некотором

раздумье наблюдает за своим сердцем. Таким образом, хо-

тя  напряжение в интонации к концу стихотворения нарас-

тает,  господствует все же  задумчивое  выражение  речи

наблюдателя.                                          

   Внимательный анализ  грамматических  элементов стиха

должен подсказать и другие интонационные решения.  Так,

например,  второй  и  четвертый стихи связаны банальной

рифмой «мною — тобою».  Однако банальность  ее  мнимая,

так  как  грамматически  они весьма отличны по функции:

«предо мною» — местоимение «мною»  почти  низведено  до

роли части сложного предлога,  указывающего на место, в

котором шумит Арагва. «Печаль… полна тобою»:        

   «тобой» — определяющий  элемент  группы  сказуемого.

Разница  грамматических функций непосредственно отража-

ется в разнице интонаций. В стихе:                    

  Шумит Арагва предо мною — 

   ни в коем случае не  следует  интонационно  выделять

«мною».  Между  тем в «Печаль моя полна тобою» заключи-

тельное слово четверостишия следует произнести как  са-

мое  важное,  выделив  его  интонацией и замедленностью

чтения.                                                

   3. Соотношение ритмики и синтаксиса — один из  опре-

деляющих  моментов интонационного рисунка текста.  Сти-

хотворение написано относительно  редким  у  Пушкина  и

всегда почти связанным с медитативной элегией размером:

   чередованием шести-  и  четырехстопного ямба.  Такое

построение задает определенную интонацию:  длинные  не-

четные  строки дают как бы экспозицию мысли,  а краткие

четные — развивают или поясняют  ее.  Такое  разделение

функций поддерживается в первом четверостишии четкостью

синтаксической границы между стихами: каждый стих — за-

конченная  синтагма,  и границы ритмических и синтакси-

ческих интонаций совпадают.  Это  обусловливает  четкое

чередование голоса при чтении четных и нечетных стихов.

   Во втором четверостишии,  на фоне уже заданной инто-

национной инерции,  картина меняется: первая синтагма —

неполная и как бы взволнованно оборванная — кончается в

середине стиха, а вторая — мучительно протяженная — за-

нимает полторы строки.  В последних двух стихах граница

между синтагмами также падает не на конец предпоследне-

го стиха,  а на вторую его половину. Союзное слово «от-

того» попадает в несвойственное ему по смысловому  весу

место — в рифму.  Это требует подчеркнутой выделенности

голосом,  заставляющей ждать особо  важного  сообщения.

Однако  в  последнем стихе объяснение причины любви — а

именно этого мы ждем после такого выделения «оттого»  —

фактически отсутствует: в нем говорится: «любит оттого,

что любит».  Этот тавтологический  конец  стихотворения

создает исключительно значимое противоречие между инто-

нацией и содержанием. Интонация, которая в ходе второго

четверостишия  все  время повышалась и на «оттого» дос-

тигла высшего напряжения,  вдруг  как-то  беспомощно  и

растерянно падает:  поэт сам не может объяснить, отчего

он любит, и просто смиряется с неизбежностью этого без-

надежного и бескорыстного чувства.  Но именно наивность

мотивировки делает ее полной глубокого значения: любовь

не нуждается в причинах и хитроумных объяснениях.     

   Стихотворение заканчивается  задумчивой,  грустной и

даже несколько удивленной интонацией.                 

   Как мы видим,  смысловая и  интонационная  партитура

стихотворения очень сложна. Но читать стихотворение на-

до предельно просто, «убирая интонации внутрь». 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/001_Analiz_poeticheskogo_texta_Lotman_1996/144.htm

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

«На холмах Грузии» — одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Посвящено оно, как и многие другие стихотворения поэта, теме любви, а именно, по мнению некоторых литературных исследователей, безнадежной любви художника к Наталье Гончаровой.

В то время она была прелестной семнадцатилетней девушкой. Накануне написания, в апреле 1829 года Пушкин просил руки и сердца возлюбленной, но безуспешно, не получив ни согласия, ни отказа. Однако есть и другая версия: произведение посвящено той прекрасной музе, к которой поэт был неравнодушен на Кавказе.

Светлая, чудесная прелесть, которой проникнута природа Грузии, вызвала воспоминания о давно забытых чувствах.Кто же эта муза-незнакомка, о которой писал Пушкин? Предположительно, что ею была дочь Николая Николаевича Раевского, Мария. В нее Александр Сергеевич был влюблен в юные годы.

Позднее Раевская вышла замуж за декабриста, генерал-майора Сергея Григорьевича Волконского. Когда стихотворение было опубликовано (в 1829 году), супруги Волконские находились на каторге, в сибирской ссылке.

Мария Николаевна, которой работу Пушкина прислала княгиня Вера Федоровна Вяземская, была уверена, что стихотворение было обращено именно к ней.

История создания

Написано произведение во время второго путешествия Александра Сергеевича на Кавказ. Его Пушкин задумал за два года до поездки, в 1827 году и сообщал об этом в письме к своему брату Льву. В 1828 году поэт хотел поступить в действующую на Кавказе армию, но ему отказали.

Многие знакомые Пушкина вспоминали его в тот период апатичным, угрюмым и рассеянным, «не узнавали прежнего Пушкина». В то время, по словам Шадури, Пушкин страдает от одиночества вдали от своих друзей-декабристов, братьев, близких товарищей. Влекло Пушкина на Кавказ не только из любви к тому месту, но и из тревоги за судьбы декабристов, сосланных Николаем I.

В 1829 году отчаявшийся поэт самовольно отправился на Кавказ.

Тема, композиция, жанр

Стихотворение относится к любовной лирике Александра Пушкина. Ясные и емкие, первые строки рисуют в воображении пейзаж, где пред лирическим героем шумит река Арагва, где на холмах легла ночная мгла. Поэтические пейзажные наброски служат средством выражения чувства поэта. В них сокрыто противопоставление двух контрастирующих начал.

Холмы символизируют возвышенность, устремленность к небу, а бурный речной поток – глубину, лежащую у ног повествующего. Чувства художника противоречивы. «Грустно и легко» — не противоположные, но совершенно разные, трудно совместимые. Печаль поэта светла, полна воспоминаниями о музе.Источник светлого чувства Пушкина – неназванная возлюбленная.

При упоминании о ней поэт меняется в своем настроении, становясь более напряженным, страстным. Строки, завершающие произведение, несут в себе глубокий смысл, важный знак. В них заключается одно из составляющих пушкинского понимания любви: потребность любить вечна.

Лирический герой с тайной, но светлой, нежной грустью и удивлением чувствует эхо любовного чувства к далекой музе в своем горящем сердце:

    И сердце вновь горит и любит — оттого,

    Что не любить оно не может.В работе Пушкина можно выделить две части. Первая – созерцательная, где описывается ночной пейзаж, а вторая – чувственная, где главный герой говорит о чувстве, волнующем его душу. Образ тихой, светлой грусти перекликается с пылающим от любви сердцем. Жанр стихотворения – элегия с элементами философской медитации, пейзажа. Стихотворные размеры – шестистопный и четырехстопный ямбы – чередуются. Произведение написано с использованием перекрестной рифмы. Средства художественной выразительности использованы в малом количестве. Особую теплоту и мелодичность придает аллитерация.

Стихотворение «На холмах Грузии»

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-stikhotvorenij-a-s-pushkina/5862-na-kholmakh-gruzii-analiz-stikhotvoreniya-a-s-pushkina

Ссылка на основную публикацию