А.п. чехов «толстый и тонкий»: описание, герои, анализ рассказа

А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Краткий анализ произведения

   Герои
   — 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.

   Проблематика рассказа    — зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;

   — отречение от собственного достоинства.

   Анализ
   Автор высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

  Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи.

«Тонкий» начинает подобострастничать перед «Толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый приём писателя – незаконченные предложения — словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности.

«Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».   В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни.

Автор подчёркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».    Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается.

Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев — «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился, сузился». У «толстого» остаётся прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» — «Что вы-с…».

   Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.   На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

  Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

Ликвидация безграмотности плюс…

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.

Василий Макарович Шукшин

Источник: http://literarus.ru/literatura/oge-po-literature/chehov-tolstyy-i-tonkiy-analiz/

Чехов «Толстый и тонкий» — анализ рассказа

Рассказ «Толстый и тонкий», написанный в 1883 году, относится к группе ранних юмористических произведений Антона Павловича Чехова.

Несмотря на это, в нём затронута серьёзная и актуальная даже сейчас проблематика.

В этой статье мы приводим краткий анализ рассказа «Толстый и тонкий», благодаря которому мы лучше узнаем главных героев и поймем, какие цели преследовал Чехов при его написании.

Главные герои рассказа «Толстый и тонкий» — анализ образов

Ситуация, описанная в произведении, до крайности проста. На железнодорожном вокзале случайно встретились два однокашника: толстый Михаил и тонкий Порфирий.

Первоначально неожиданная встреча доставляет радость обоим, они обмениваются горячими приветствиями, расспрашивают друг друга о жизни, семье, карьере. Оба с умилением вспоминают детские годы в гимназии, шутливые прозвища и проказы. Тонкий рассказывает, что имеет чин коллежского асессора.

Толстый добродушно сообщает, что он уже тайный советник. Вот тут внезапно наступает кульминация, и анализ рассказа «Толстый и тонкий» позволяет понять ее суть.

Чехов как тонкий мастер в нескольких предложениях с иронией описывает метаморфозу, произошедшую с Тонким, его женой и даже сыном Нафанаилом. Мало того, что Тонкий «побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился», стал как будто меньше по сравнению с таким важным человеком, как его бывший приятель.

И тут же его лицо «искривилось» «широчайшей улыбкой». Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не «заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность, натянутость и вымученность этой улыбки. Подбородок жены ещё больше вытянулся, а сын застегнул мундир на все пуговицы.

Интересно, что даже коробки и чемоданы Тонкого «съёжились» и «поморщились».

Продолжим анализ рассказа «Толстый и тонкий». С этого момента полностью меняется поведение Тонкого и его семьи. В его речи появляются характерные «-с» после слов: «что вы-с», «хи-хи-хи-с». Они показывают уничижение себя перед Толстым. Обращается Порфирий к бывшему однокашнику «Ваше превосходительство». Ни о каком приятельском общении не может быть и речи.

Толстый показан тучным, добродушным человеком. Он искренне рад видеть товарища по гимназии. В его речи, как и в репликах Тонкого, поначалу встречаются обращения: «голубчик», «милый». Фразы обоих состоят из вопросительно-восклицательных предложений, демонстрирующих весёлое возбуждение.

Характерно, что после известия о высоком чине Толстого, меняется отношение к другу только у Тонкого. Сам Толстый продолжает разговор в том же духе. Даже видя, как приятель пытается лебезить, Михаил хочет вернуть прежний тон беседе, говорит, что не нужно чинопочитание. Он даже «поморщился» от поведения Тонкого.

Не упустите эту мысль, особенно, если вы проводите анализ рассказа «Толстый и тонкий».

Но автор отмечает, что благоговение, которое отчётливо просматривалось на лице чиновника более низкого ранга, «сладость» и «почтительная кислота» были так очевидны, что Толстому ничего не оставалось, как распрощаться.

Примечательно, что впервые человек, имеющий более высокую должность, не стремится подчеркнуть своё превосходство. Он уважителен и приветлив. А более низкий чином человек унижает сам себя.

В этом звучит новое раскрытие темы «маленького человека» в литературе.

Тема «маленького человека» в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»

Образ «маленького человека» характерен для русской литературы со времён Александра Пушкина. В повести «Станционный смотритель» мы видим сочувствие автора к бесправному чиновнику низшего класса. Николай Гоголь в произведении «Шинель» подчёркивает сострадание к тяжёлой судьбе обречённого на вечное прозябание мелкого чиновника.

Чехов в самом конце XIX века показал иной ракурс проблемы. Зачастую сам человек ставит себя в унизительное положение. Холопские привычки очень трудно победить человеку. Писатель демонстрирует появления этой социальной и психологической болезни.

Надеемся, что анализ рассказа «Толстый и тонкий», который написал Антон Павлович Чехов, был полезен для вас. Больше материалов вы найдете в нашем литературном блоге, где мы размещаем статьи на самые разные темы. Также читайте по теме:

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/chehov-tolstyy-i-tonkiy-analiz-rasskaza

Образ и характеристика Тонкого в рассказе Толстый и тонкий Чехова сочинение

Тонкий — один из двух главных персонажей сатирического рассказа Антона Павловича Чехова под названием «Толстый и Тонкий».

Мужчину зовут Порфирием. У него есть жена Луиза, дающая частные уроки музыки и сын Нафанаил, который учится в третьем классе гимназии.

Тонкий занимает пост мелкого начальника в одном из государственных ведомств и получает за свою работу весьма скромное жалованье, на которое не может себе позволить приобрести различные материальные блага. Чтобы пополнить семейную казну, самостоятельно мастерит портсигары и продаёт их.

Мужчина неуверен в себе и даже несколько труслив. Ему несвойственно честное, откровенное выражение собственного мнения, он привык подстраиваться под более влиятельных людей, к которым относится с благоговейным почитанием.

Тонкий не может похвастаться высоким положением в обществе или другими социальными привилегиями, поэтому старается всячески угождать людям, которые успешнее и достигли большего, чем он.

Когда он встречается на железнодорожном вокзале со старым товарищем, Толстым, своей полной противоположностью, то сначала разговаривает с ним, как с равным. Мужчина спокоен и очень рад неожиданной встрече.

Он даже позволяет себе проявить некоторое высокомерие, хвастается супругой и достижениями сына в учёбе.

Но, стоило Тонкому господину узнать, что его собеседник имеет высокий чин и пользуется всеобщим уважением, он мгновенно изменил манеру поведения и разговора, начал пресмыкаться перед Толстым, подхалимничать и нахваливать его на разные лады. Порфирий одновременно и завидует, и восхищается старым знакомым.

Его речь становится невнятной, бессвязной  и сбивчивой, тон сменяется на гораздо более почтительный, теперь он обращается к Толстому исключительно “Ваше превосходительство”. Даже во время прощания Тонкий не осмеливается пожать протянутую ему руку, берётся только за три пальца Толстого и отвешивает низкий поклон.

Своим поведением Тонкий добивается обратного от ожидаемого эффекта: его собеседник обескуражен, ему неприятно наигранное дружелюбие и подхалимство.

При помощи данного персонажа, Чехов, в свойственной ему саркастической манере, описывает человеческое двуличие и проблему чиннопоклонства, которая не теряет своей актуальности даже в современном мире. Автор даёт собственную оценку подобному поведению, он считает его недостойным, абсурдным и низменным.

Сочинение про Тонкого (Порфирий)

А.П.Чехов – мастер коротких рассказов. Одним из таких коротких рассказов является рассказ «Толстый и тонкий». В данном произведении поднимается очень много проблем, но чтобы разобраться с ними, стоит обратить внимание на один из главных образов рассказа – образ Тонкого.

На самом деле Тонкого зовут Порфирий. Внешне он худощав, тонок и невзрачен.

Читая рассказ, читатель узнает, что Порфирий работает мелким чиновником и получает небольшое жалование, из-за трудного финансового положения Тонкий еще делает портсигары и продает их по рублю, а его жена дает уроки музыки. Так и живет семья Порфирия. Но самой главной чертой в образе этого героя Чехов сделал чинопочитание и лицемерие.

Тонкий привык выслуживаться перед людьми, которые выше его по социальному статусу. Это читатель понимает, когда Тонкий встречает своего давнего друга Толстого. Сначала друзья были очень рады встречи и общались на равных, но когда Тонкий узнает, что Толстый занимает высокую должность сразу же меняет дружеский тон на «рабский».

Он обращается к другу на «вы», всячески пытается угодить словом и подталкивает к этому свою семью. Тонкий нервничает, его речь становится сбивчивой и неясной, в его голосе слышится зависть, он нахваливает друга, льстит.

Чинопочитание мешает Тонкому вести себя свободно и расковано даже в обществе близкого друга, он забитый, трусливый человек, который боится сказать что-то не то в присутствии людей выше его по чину.

Таким образом, он теряет чувство собственного достоинства, когда встречается с Толстым. Тонкий сразу же пытается подстроится по друга, чин друга для него важнее, чем сама личность Толстого.

Безусловно, к такому персонажу нельзя отнестись положительно. Нельзя уважать человека, который не уважает сам себя. Образ Тонкого- образ человека, для которого чин и деньги превыше всего: дружбы, семьи, чести.

Чехов, вводя образ Тонкого в рассказ показывает как низко чинопочитание и как жалок человек, у которого нет чувства собственного достоинства и уважения к себе. Нельзя быть таким низким человеком, даже несмотря на жизненные трудности  человек должен уметь сохранять честь.

К тому же человеческие качества и чувства должны быть выше всяких чинов и наград.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/obraz-i-harakteristika-tonkogo-v-rasskaze-tolstyj-i-tonkij

Презентация по русской литературе Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по русской литературе Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 2 слайд Описание слайда:

Короткое вступление. Нет подробного описания пезажа, портрета. Яркие художественные детали. Основа рассказа – диалог.

3 слайд Описание слайда:

«Краткость — сестра таланта». А.П. Чехов А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

4 слайд Описание слайда:

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

5 слайд Описание слайда:

Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие? По каким деталям текста можно определить историческое время? Предположите, в каком городе происходит действие? Обоснуйте своё мнение.

6 слайд 7 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Сочинение: описание картины и. попова "первый снег"

Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице? Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?

8 слайд Описание слайда:

Толстый Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

9 слайд Описание слайда:

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью. Флёрдоранж Херес

10 слайд Описание слайда:

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе. Навьючен чемоданами

11 слайд Описание слайда:

О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа? Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз» Толстый Тонкий «Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!» «Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»

12 слайд Описание слайда:

Что изменилось в Тонком внешне и внутренне? Какова причина перемены настроения Тонкого? Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого? Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым? Зачем же он унижается?

13 слайд Описание слайда:

Изменения в Тонком «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола —  стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности) В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

14 слайд Описание слайда:

Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев? Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?

15 слайд Описание слайда:

Нафанаил немного подумал и снял шапку. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира… Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.

16 слайд Описание слайда:

Что изменилось в героях к концу рассказа?

17 слайд Описание слайда:

Толстый Тонкий «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!» Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку… «Помилуйте… Что вы-с..

Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…» На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты… Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…

18 слайд Описание слайда:

В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с Тонким. В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е остался человеком.

Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть».

Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.

19 слайд Описание слайда:

Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество — льстивое поведение. Самоуничижение — признание себя ничтожным. Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

20 слайд Описание слайда:

Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник? Что позволяет так думать? Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?

21 слайд Описание слайда:

Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм) Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых

22 слайд Описание слайда:

Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.

23 слайд Описание слайда:

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст. Выводы по рассказу

24 слайд Описание слайда:

Герои и их характеристики Толстый Тонкий Имя Внешность в начале рассказа Внешность в конце рассказа Чем пахнут герои Семейное положение Должность Награды Поведение в начале и конце рассказа

25 слайд Описание слайда:

Иллюстрации к рассказам А.П Чехова. Подготовиться к внеклассному чтению по рассказам А.П Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил» и другие.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkoy-literature-analiz-rasskaza-ap-chehova-tolstiy-i-tonkiy-1019477.html

Характеристика и образ Тонкого в рассказе Чехова Толстый и тонкий

Как известно, Антон Павлович Чехов отличался любовью к коротким рассказам, стоит заметить, что у него действительно получаются очень самобытные и интересные рассказы, которые и на сегодняшний день пользуются спросом у читателей. Итак, в сочинении я попытаюсь раскрыть образ тонкого в рассказе Чехова «Тонкий и толстый».

Этот герой имеет жену и сына, учащегося в гимназии. Порфирий (так зовут «Тонкого») является мелким начальником в части государственного ведомства, получает довольно скудную зарплату.

Для того, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, он делает портсигары на продажу.

Он труслив, всякий раз Порфирий соглашается с собеседником, не вступая лишний раз в спор, главной его целью является желание понравиться.  

Он не достиг какого-то высокого положения в жизни, как правило, в диалоге он старается во всем угодить, чтобы понравится человеку.

Так, например, в ситуации, когда Тонкий видит Толстого, — своего давнего приятеля, он общается с ним «на равных», но, как только Тонкий узнает о высоком чине Толстого, начинает лебезить, всячески угождать и восхищаться товарищем. Он начинает несвязно, сбивчиво говорить, его волнение трудно не заметить.

Толстый замечает эти внешние перемены, и выражает свое недовольство в связи с поведением Порфирия. Эта ситуация очень хорошо иллюстрирует поведенческие черты Тонкого. Автор также отрицательно относится к поведению своего героя. Он высмеивает его поведение.

Для такого человека, как Тонкий не важны человеческие качества, черты характера человека, с которым он общается, для него единственно важной целью является заинтересованность собеседника, желания вызвать у него симпатию и уважение.

Он готов на все, лишь бы завоевать интерес, он хочет, чтобы он вызвал симпатию у того, с кем имеет возможность общаться, его не настолько заинтересовывает сама жизнь, мировоззрение товарища, сколько его чин и положение в обществе.

Произведение А.П. Чехова является актуальным и сейчас. Дело в том, что и в нашем современном обществе существуют много таких Тонких.

Они не имеют собственных мыслей, идей, мнений, главная их задача – вызвать нужную реакцию у человека, с которым они имеют дело.

Нужно очень внимательно и осторожно относиться к подобным людям, не рассказывать о себе слишком много, не доверять свои тайны и мечтания, ведь такие люди, зная о ваших чувствах, будут восхищаться любыми вашими мечтами и желаниями.

Сочинение про Тонкого

Знакомство с образом одного из главных героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» — с Порфирием — происходит на платформе Николаевского вокзала. Там он случайно встретил своего давнего школьного приятеля Мишу.

Благодаря противопоставлению этих героев происходит подробное узнавание Порфирия.
Его внешности уделено особое внимание лишь в конце произведения, когда в этом человеке происходят значительные перемены.

Однако, несмотря на это, автор рассказа так описывает поведение, речь, характер этого мужчины, что облик Порфирия читатель может легко себе представить.

«Тонкий» легко рассказывает другу о своем существовании, даже с ноткой хвастовства. Он не привык жаловаться на судьбу, хотя занимает должность мелкого чиновника, имеет проблемы с деньгами.

Среди его положительных качеств до определенного момента просматриваются трудолюбие, целеустремленность и жизнелюбие. Его не смущает род занятий собственный и своей супруги: «портсигары приватно делаю». Кроме того, он открыт душой.

А доброжелательное его отношение к другу при встрече заставляет искренне светиться от счастья. Складывается впечатление, что Порфирий абсолютно доволен жизнью.

Однако после встречи с Мишей становится понятно, что за подобным поведением скрывается боязнь расстроить своими действиями кого-либо из вышестоящих. После того, как он узнает о статусе школьного друга, происходит внутреннее и внешнее преображение героя.

Автор становится беспощадным к Порфирию, наделяя его неприглядными качествами. Его доброжелательность меняется на трусость, приветливость на «благоговение». От подобной перемены «тайного советника стошнило».

Естественный дружеский тон Порфирия стал близок к официальной речи («Ваше превосходительство»). Свобода его речи, действий сменились на забитость, нервозные действия («пожал три пальца»).

Встретив человека богаче, успешнее себя, он не задумывается о человеческом достоинстве, начиная подхалимничать.

Вся его семья, так же как и сам Порфирий, настроена к людям, занимающим высокий статус, с особым чинопочитанием. Именно после этого образ героя становится ярче: «съежился, сгорбился, сузился». Изменение его внутреннего состояния сказались и на внешнем виде.

Так талантливым автором была раскрыта важнейшая проблема всех времен — проблема неравенства людей, как следствие — преклонение перед вышестоящими. С помощью образа Порфирия вопрос был выставлен на всеобщее обозрение.

Также читают:

← Характеристика Толстого и Тонкого ← Образ и характеристика Любви Раневской в пьесе Вишнёвый сад↑ ЧеховХарактеристика и образ Фирса в пьесе Вишнёвый сад → Симеонов-Пищик в Вишневом саде →

  • Сочинение Граф в повести Выстрел Пушкина характеристика и образГраф Б***- один из важнейших героев повести Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», играющий ключевую роль в сюжете произведения
  • Сочинение по картине Рылова Цветистый луг 6 классБольшинство почитателей русской живописи, любили, когда на картине изображен правдоподобный пейзаж. Особенно если это пейзаж связан с Родиной. Рылов Аркадий Александрович, был именно тем художником-пейзажистом
  • Образ и характеристика Дедушки Каширина (Деда) в повести Горького Детство сочинениеЭто известное произведение написано в 1913 году, повествует нам о непростой жизни обыкновенных людей. Один из главных героев дедушка Алеши Василий Васильевич Каширин был очень сложным и своенравным человеком.
  • Сочинение на тему Моя школаБольшинство людей считают воспоминания о школе самыми лучшими и приятными в своей жизни. Вспоминая о тех хороших деньках люди, обычно, описывают это как абсолютно беззаботное время
  • Сочинение по картине Юона Волшебница зима 4 классВ центре картины находится пруд, покрытый льдом. На пруду художник изобразил компанию детей, весело катающихся на коньках. Некоторые развлекаются, играя в сугробах. Также изображены сани, запряженные лошадьми

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/harakteristika-i-obraz-tonkogo-v-rasskaze-tolstyj-i-tonkij

Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Роль художественной детали. Антон Павлович Чехов — один из самых известных русских писателей XIX века. Он не писал больших романов и повестей.

Его рассказы, как правило, невелики, и даже можно сказать коротки. Но мастерство Чехова-писателя было в том, что он в небольшом рассказе мог сказать больше, чем иногда можно прочитать в рома­не.

Секрет этого в том, что он умело мог использовать художествен­ную деталь.

Читайте также:  Стихи для детей про осень

Художественная деталь — это выразительная подробность, ко­торая помогает нам лучше представить предмет и его отличия от дру­гих. Как правило, в своих рассказах А. П.

Чехов не дает очень под­робных описаний портретов своих героев, событий, которые с ни­ми происходят, окружающей обстановки.

У каждого предмета, яв­ления или героя он выделяет одну или несколько деталей, которые могут привести читателя к более глубокому пониманию событий.

Так например, главные герои рассказа «Толстый и тонкий» представлены автором только через детали. О толстом сказано всего лишь, что после обеда в ресторане на вокзале «губы его, подерну­тые маслом, лоснились как спелые вишни» и пахло от него «хере­сом и флердоранжем».

Но по этим деталям читатель уже многое может сказать об этом человеке. Понятно, что толстый (Михаил) материально обеспечен и ни в чем не испытывает нужды, ведь обедает-то он в ресторане, ел, очевидно, дорогие блюда, так как губы в масле, и пахнет огнего вином и дорогим одеколоном.

Читателю сразу становится ясно, что перед нами достаточно преуспевающий, уверенный в себе и обеспеченный человек.

Тонкий же (его зовут Порфирий) «вышел из вагона и был на­вьючен чемоданами…пахло от него ветчиной и кофейной гущей». По этим художественным деталям мы можем сказать, что перед нами человек, не имеющий постоянной службы, переезжающий с места на место и окончательно не устроившийся в жизни.

Обед его был очень скромен, а значит, и живет он не в достатке. Рассказ тонкого о себе подтверждает это. Жалованье у него плохое и ему с женой приходится подрабатывать. Следующие детали подтверж­дают и несколько расширяют преставления читателя о героях. Это их гимназические прозвища, о которых вспоминает тонкий.

Ока­зывается, нынешнее положение героев прямо связано с их про­шлым. Толстого звали Геростратом. Это человек, который из же­лания прославиться любой ценой сжег храм Артемиды Эфесской — одно из чудес света. Такая деталь говорит многое о характере тол­стого. Понятно, что он стремится быть первым во всем и иметь высокий чин.

Тонкого же дразнили Эфиальтом за то, что он лю­бил ябедничать. Таким он и остался и выслуживался перед началь­ством, угождая ему и донося на других. Когда выясняется, что дол­жность толстого самая высокая — тайный советник, автор удивле­ние и реакцию тонкого передает тоже через детали.

Порфирий так привык к чинопочитанию, что при виде человека старшего по дол­жности он «съежился, сгорбился, сузился». Даже его чемоданы стали меньше, а сын стал по стойке смирно. Обращение к Михаи­лу тоже изменилось.

В речи тонкого появились такие слова как «ваше превосходительство», «помилуйте», «приятно-с», угождаю­щий смешок «хи-хи-хи». По нескольким этим словам можно пред­ставить стиль общения тонкого с вышестоящими людьми.

Таким образом, благодаря художественной детали в рамках ко­роткого рассказа мы многое узнаем о судьбе, характере и поведе­нии главных героев. Художественная деталь помогает нам почув­ствовать и отношение автора к своим героям. А. П. Чехов осужда­ет чинопочитание тонкого. Это качество победило в нем все ос­тальные. Поэтому с таким человеком неприятно общаться, и не только толстому.

Источник: https://sochinenya.com/rol-xudozhestvennoj-detali-v-rasskaze-a-p-chexova-tolstyj-i-tonkij/

Лингвистический анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» написан в 1883 году, году начала правления Александра III после либеральных реформ Александра II.

Этот период считается эпохой великих реформ, а также временем демократического движения, машин и промышленности, поэтому неудивительны отсылки к другому, столь же богатому на изменение общественной жизни, периоду – правлению Петра I с его нововведенным табелем о рангах и показателями технического прогресса.

Красной линией через все произведения Чехова проходит идея распада культуры, поэтому текст оказывается насыщен культурными элементами, которые могут разрушить его понимание.

Так, при прочтении рассказа надо знать, где находится Николаевская железная дорога (между Петербургом и Москвой, то есть в самом ключевом месте Российской империи), что такое флер-д’оранж (цветок померанцевого дерева, заимствование из французского) и лютеранство (протестантское вероисповедование, пришедшее из Саксонии). Полезно понимать систему табеля о рангах и бытия статским.

В большей частности еще может понадобиться знание о значениях имен, традициях, стоящих за ними. Например, Порфирий (тонкий) – болезненный и уступчивый, мученик, а Михаил (толстый) — равный, подобный Богу.

Семья тонкого характеризуется так: Луиза по разным версиям от имени Людовик (славный воитель, знаменитое сражение), сияющая и светлая или та, которой помог бог. Нафанаил же – дар божий.

То есть на уровне религиозных «переводов» имен семья тонкого представляется зависимой от воли толстого.

Жанр текста определяется как юмористический рассказ, соответственно строится произведение на неожиданных связях, написано коротко и ёмко, одним событием характеризует, по меньшей мере, эпоху и ее ключевые тенденции. Стилистически он подобен эскизу: черты изображения поверхностны, в основах изображения образов героев – метонимия, то есть дана одна характеристика как воплощение всего персонажа: «толстый» и «тонкий».

Характеристики героев хочется назвать двумя основными концептами текста, в основном понятия в произведении как раз и делятся на условно высокий стиль, важный, толстый и на низкий, тонкий.

Так в первую категорию входят, например, слова херес, лосниться, масло, полно, а во вторую – навьючен, узлы, картонки, гуща, худоба, прищур, лобызания, щеголь, душонок, ябеда, искривление, побледнеть, окаменеть, съежится, сгорбиться и другие.

Интересно, что гораздо больше слов собирается вокруг концепта тонкого, реплики этого персонажа значительно длиннее, семья больше и даже имя (Порфирий) имеет за собой более высокую традицию, чем имя толстого (Миша). Так же при встрече с связи с тонким появляется понятие широкой улыбки, а широта – характеристика толстого.

То есть тонкий, незначительный раздувается, пытается внешне походить на более значительного, охватить самим собой как можно большее пространство, встать в центре мира.

Попытка придать себе значение проявляется и на уровне речи, в частности, тонкий начинает использовать книжные выражения (живительная влага), вводные слова для усиления формальности, а с ней и весомости произносимого.

Другой примечательный факт в том, что к двум концептам можно отнести словосочетание «друг детства», то есть им должны бы стираться границы, сводиться на нет различия, но на деле – чем подчеркивается ненормальность ситуации – это так не работает. Также героев рассказа изначально объединяет ошеломление встречей, но под конец его полностью перетягивает на себя тонкий, также лишая то, чему должно бы быть общим, функции единения.

Сопоставить героев и представляемые ими концепты позволяет их различное имение об одном и том же.

Тонкий называет толстого вельможей, превосходительством (тема высокого в противопоставлении низкому), толстый говорит об этом, как о чинопочитании, то есть противопоставления по уровню чина в его сознании нет.

Возможно также, что эта черта указывает на целостность толстого в противовес расколу сознания тонкого на оппозиции.

В тексте рассказывается о случайной встрече двух в прошлом одноклассников, теперь же – коллежского асессора и тайного советника. За прошедшие годы дистанция между ними значительно выросла в глазах тонкого, но не для толстого. Комический эффект в том, что один пытается установить равенство, выслужиться, но, на самом деле, равновесие подразумевается изначально.

Рассказ строится на диалоге. Пространство представлено одной точкой, герои описаны одной чертой, движения нет – здороваясь и прощаясь, герои не сходятся и не расходятся. Существует только речь и культура ведения диалога.

В самом начале много крылатых выражений (сколько лет, сколько зим), речь предстает довольно приличной. Градация, снижение качества диалога отмечается тремя повторами, в которых тонкий заново представляет свою семью.

В этих репликах увеличивается количество многоточий (2, 3, 6), а, соответственно, и пауз, точек разрыва в речи. Она буквально начинает распадаться на невнятные звуки – хихиканье и тошнота толстого как последние реплики.

Более того, диалог замыкается в круг повтором фразы о друзьях детства, что указывает на потерю темы разговора и отсутствие разнообразия в том, что может быть сказано.

Время не разворачивается – повествование идет в прошедшем и сосредоточено на воспоминании о прошедшем, а с другой стороны фиксируется конкретными моментами в назывных предложениях.

Будущего в изображаемой ситуации нет, неизбежна деградация, то есть возвращение к тем этапам, от которых пошло развитие.

Закрепление во времени может отражать некую точку невозврата, после которой движение вперед невозможно.

Причастные и деепричастные обороты относятся только к характеристикам толстого, подчеркивая его статус, снижая рядом с его действиями какие-то побочные элементы.

В единственный раз то же самое относится к тонкому в конце (захихикал тонкий, еще более съеживаясь), чтобы усилить передаваемое уменьшение значимости.

Также в отношении тонкого возникает пассивность (переведен), которой нет в отношении толстого.

На уровне эмотивного пространства оценить текст сложно. При первом прочтении он условно делится на две части – обычная беседа и подхалимная беседа, но обе определяются ошеломлением, которое изначально охватывает половину, а потом три четвертых участников сцены.

Первая часть текста характеризуется эмоциональным равновесием, ведь тогда же и противопоставленные стороны в равной степени испытывают одно и то же. Во второй стопроцентный перевес в сторону тонкого, вероятность восстановления баланса отсутствует в принципе.

Но это то, что прямо называется, другие состояния прочитываются в репликах, которым, как уже было сказано, уделяется большее значение.

Сначала оба центральных героя удивлены и радостны, они в восторге от встречи, примерно одинаково воспринимают ситуацию. Первым «не выдерживает» тонкий – он пугается, закрывается, но пытается изобразить прежнее удовольствие.

Это вызывает у толстого омерзение, чего тот не скрывает. Так обнаруживаем еще одну особенность – тонкому приходится маскировать свои состояния, он не позволяет себе быть честным с кем бы то ни было.

К тому же он проводит в своем понимании мира условные границы, пересечение которых настоятельно требует смены состояний.

Через весь текст проходит линия восклицаний, подчеркивающих некую истеричность и напряженность описываемой ситуации. Может быть, близость к фальши, постановочности сцены или громкому звуку, переходящему в нечленораздельное подобие речи, но не речь. Меньше, но тоже немалая концентрация вопросов как зацепок для ответов, что позволяет формировать целостный диалог.

С завершением вопросов завершается и встреча, они работают как движущая сила, маятник беседы и знакомства. Если в одном из героев (в данном случае – в тонком, потому что толстый спрашивает, к чему такой тон) не хватает силы духа качнуть маятник обратно, то взаимодействие прекращается.

Неверие в свою собственную значимость и создание ложной взамен нее подавляет дух тонкого.

Функционально-смысловой тип речи рассказа – повествование с микроэлементами описания, которое провоцирует читателя на рассуждение над ситуацией, ведь никакого прямого вывода из ситуации в нем не озвучено.

Повествование это нейтрально, автор как бы отстраняется от событий, передает главенство героям, а они, в свою очередь, берут дело в свои руки, выводя на ключевое место в тексте свой диалог (поэтому в данном тексте сложно говорить о передаче чужой речи).

Главных синтаксических актуализаторов смысла два, они дополняют друг друга. В первой половине это связность всех реплик через повторение конца предыдущей (не всегда полное) в начале следующей, то есть плавная их связь, создание целостного и единого речевого рисунка. В конце это обилие многоточий с, соответственно, противоположным смыслом.

Лексическим же актуализатором становится использование суффиксов, свойственных просторечию (батюшки, душонок, хорошенько), что работает на упрощение образа тонкого, и книжной лексики, сводящей тот же образ к закостенелости и банальности.

Это позволяет подчеркнуть то, что восприятие жизни тонкого очень близко многим и застыло в сознании русского человека, это приводит к стагнации или деградации.

Так рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» обращает внимание читателя на проблему русского общества. Оно даже после отмены крепостного права, в период прогресса внешнего не может скинуть с себя внутренних рабских оков и развивать личность параллельно с машинизацией.

Читайте также:  Алтайский народ: культура, традиции и обычаи

В противном случае личность начинает проигрывать технике и формальным структурам (табелю о рангах, по которому один выше другого, и это считается объективным), в частности, терять свои особенности и преимущества над машиной – анализировать ситуацию на уровне чувств, уважать личность, связно говорить и вести свободный диалог по своим правилам, а не по закону вопроса-ответа-вопроса. Важно, чтобы читатель сам задумался над ситуацией и пришел к пониманию проблемы.

Источник: https://owllit.tk/thinandfat/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Рассказ «Толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел «коротко говорить о длинных вещах».

При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного.Жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма.

В рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля Чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка.

Проблематика рассказа

В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.Автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью.

Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

Особенности сюжетной композиции рассказа

Произведение отличает предельно краткая экспозиция, выраженная одним предложением. Даже из него можно сделать два вывода. Во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. Во-вторых.

Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург; основными ее пассажирами были чиновники. Можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. Завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – Михаила и Порфирия.

Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В остросоциальной развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи.

«Тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый прием писателя – незаконченные предложения — словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности.

«Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».

Система персонажей

Отличительная особенность рассказа – отточенность психологических характеристик героев. Отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» — основаны на противопоставлении двух героев.В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни.

Автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается.

Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев — «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». У «толстого» остается прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» — «Что вы-с…».

Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.

Анализ стилистических особенностей

Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля.Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а».

На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-rasskazov-a-p-chekhova/5967-tolstyj-i-tonkij-analiz-rasskaza-a-p-chekhova

Чехов «Толстый и тонкий» — чинопочитание и рабская философия

Проза Антона Павловича Чехова стала новаторским явлением в русской литературе второй половины XIX века. Он возвел жанр короткого юмористического рассказа до вершин высокого искусства. Современники упрекали Чехова в том, что в его произведениях ничего не происходит. Фабула рассказов в самом деле очень проста.

Однако это не примитивизм газетной беллетристики. Это умение кратко повествовать о самом главном, мастерство подбирать точные детали для характеристики образов, манера художественной недосказанности, рассчитанная на домысливание читателя.

Одним из ярких примеров чеховского гения является рассказ «Толстый и тонкий» (1883), впоследствии вошедший в знаменитый сборник «Пестрые рассказы».

«Толстый и тонкий»: сюжет

Рассказ «Толстый и тонкий» был впервые опубликован в 1883 году на страницах юмористического литературно-художественного еженедельника «Осколки».

Действие разворачивается на вокзале Николаевской железной дороги. Два гимназических приятеля (один толстый, другой тонкий) встретились после многолетней разлуки. Оба несказанно рады приятной неожиданности. Особенно словоохотлив тонкий. Он вспоминает курьезные случаи из юношеской жизни. Представляет свое семейство – жену Луизу и сына Нафанаила. Не без гордости рассказывает о личных достижениях, службе в чине коллежского асессора, наградах, ремесленной подработке, уроках музыки, которые дает его супруга. Успевает посетовать на небольшое жалованье и поинтересоваться об успехах старого приятеля.

Однако как только тонкий узнает, что толстый дослужился до высокого чина тайного советника, он тут же меняет манеру разговора. С фамильярного «ты» коллежский асессор переходит на «вы», добавляя почтенное «превосходительство». Принимается лепетать что-то приторно-заискивающее, сбивается, запинается и повторно представляет толстому вытянувшееся в струнку семейство.

Толстому противна резкая метаморфоза, произошедшая со старым приятелем. Он, не глядя, подает руку тонкому, и тот учтиво пожимает всего лишь три пальца. Толстый уходит, а коллежский асессор с женой Луизой, урожденной Ванценбах, и сыном Нафанаилом, учеником 3-го класса гимназии, остаются стоять на перроне. Их лица выражают благоговение. Они приятно ошеломлены.

Проблематика: чинопочитание и рабская философия

Чехова-сатирика особенно занимала актуальная для русского общества XIX века тема чинопочитания. Всякое ущемление человеческой личности вызывало острое писательское негодование.

В первоначальном варианте рассказ «Толстый и тонкий» выглядел несколько по-другому. Толстый выступал в роли начальника тонкого. Он журил своего подопечного за опоздание на службу, а тот раболепствовал и заискивал перед руководством, чтобы смягчить возможное наказание.

Подобная расстановка ролей органично вписывалась в классическую литературную концепцию «маленького человека», униженного, оскорбленного, бесправного, вынужденного рабски пресмыкаться перед сильными мира.

Включая произведение в сборник «Пестрые рассказы», Чехов полностью его переписывает. Он меняет вектор привычной концепции и создает нового «маленького человека».

Теперь его никто не вынуждает заискивать и раболепствовать, он добровольно идет на унижение. Более того, подобная манера поведения доставляет ему удовольствие.

Читательская симпатия закономерно переходит на сторону господ, «маленький человек» больше не вызывает сострадания, он противен.

Так, в рассказе «Толстый и тонкий» толстый, несмотря на высокий чин тайного советника (один из высших гражданских чинов, приравнивается к генералу), с радостью окликает своего старого гимназического товарища. Его отношение к тонкому не меняется, когда он узнает, что тот служит коллежским асессором (чин соответствует капитану в пехоте).

Для тонкого значение первостепенной важности имеет положение в обществе. Он в первую очередь указывает на свой чин, Станислава (младшая государственная награда), что имеется в наличии. Дальнейшая манера разговора с приятелем зависела только от того, что он ответит на вопрос «До чего дослужился?».

Окажись толстый, скажем, титулярным советником, тонкий повел бы себя высокомерно, с коллежским асессором он бы говорил на равных, с надворным или статским советником держался более сдержанно. Но блеск и недостижимая высота тайного советника заставили тонкого тут же свалиться на колени.

Он даже не пытался извлечь выгоды из знакомства с влиятельной особой, тонкий мог лишь рабски благоговеть./russian-classics/anton-chekhov/chekhov-tolstyjj-i-tonkijj.htmlТему человеческого двуличия и приспособленчества Чехов разрабатывал и в дальнейшем. В 1884-м он напишет рассказ «Хамелеон».

Его главный герой полицейский надзиратель Очумелов станет символом подобной манеры поведения.

Рассказы, в которых ничего не происходит

Начинающий прозаик Антон Чехов уловил актуальное для тогдашней литературы субъективное начало в повествовании. Он описывал частную жизнь людей, опираясь на личные наблюдения. Пестрый материал повседневной действительности проходил сквозь призму авторского восприятия и облекался в короткий рассказ.

Малую литературную форму любили Пушкин и Тургенев, однако рассказы Чехова принципиально отличаются от тех, что писали знаменитые предшественники. Большинство ранних чеховских рассказов занимают две, три, а то и одну страницу. Критики говорили, что в них нет содержания.

Однако под содержанием подразумевался не смысл, а действие, движение жизни. Оно в самом деле сведено к минимуму. К примеру, фабулу «Толстого и тонкого» можно описать одним предложением: «На вокзале встретились два старых знакомых, поговорили несколько минут и разошлись».

Подобные обыденности происходят ежесекундно. Основной акцент Чехов делал не на действии, а на характере персонажа, что ярко проявляется в данной конкретной ситуации. Автор краток в описательных характеристиках, он полностью упраздняет рассуждения и выводы. «Чем теснее, компактнее, тем выразительнее, – говорил Антон Павлович, – Частностями нужно жертвовать ради целого».

Именно поэтому первостепенное значение в прозе Чехова имеет художественная деталь. Автор мог охарактеризовать образ буквально несколькими штрихами. Так, в «Толстом и тонком» Чехов не дает портретных характеристик своих героев.

Он лишь отмечает, что толстый только что пообедал, что его губы лоснились, подобно спелым вишням, и пахло от него хересом и флердоранжем (аромат апельсиновых лепестков). Тонкий вышел из поезда, он нагружен багажом, его костюм пропах ветчиной и дешевым кофе.

Читатель тут же делает для себя пометку, что первый, вероятно, человек не бедствующий, второй, скорее всего, вынужден считать деньги. Он даже не может нанять носильщика, поэтому тащит багаж сам.

Характеры персонажей

Диалог между приятелями позволяет сделать выводы о характерах персонажей. Толстый немногословен, дружелюбен, его речь проста и спокойна. Тонкий суетлив, речист, хвастлив.

Метаморфоза, произошедшая с тонким и его семейством, описана Чеховым мастерски. На лице тонкого появляется широчайшая улыбка, а сам он сжимается и будто сужается вместе со своими многочисленными картонками и тюками.

Длинный подбородок жены вытягивается, сын Нафанаил поспешно застегивает пуговки на гимназическом мундире, шаркает ножкой и от волнения роняет фуражку.

Авторская зарисовка оказывается многословнее пространного описания в несколько страниц.

Чтобы подчеркнуть различные характеры персонажей, Чехов прибегает к излюбленному художественному средству – антитезе. Именно поэтому один из его героев толстый, другой тонкий. Их имена не столь важны, хотя и упоминаются в рассказе: толстого зовут Мишей (просто, без вычурностей), тонкого – Порфирий, а жена у него ни в коем случае не Маша, а Луиза Ванценбах.

Автор абстрагируется от происходящего в рассказе, он сторонний наблюдатель. А потому никакой четко прописанной морали в «Толстом и тонком» нет. Он оставляет своих героев на перроне в приятном ошеломлении и удаляется вместе с тайным советником. «В маленьких рассказах, – писал Чехов, – лучше недосказать, чем пересказать».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/chekhov-tolstyjj-i-tonkijj.html

Ссылка на основную публикацию