Времена года giuseppe arcimboldo

Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо

Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.

Джузеппе Арчимбольдо смотрит на современное искусство как на…
Автопортрет Джузеппе.

Джузеппе Арчимбольдо родился 1527 г в Милане.

История умалчивает о том, где он научился так хорошо писать, но капитан очевидность утверждает, что скорее всего Джузеппе учил собственный батя, также художник.

Отец и дед (архиепископ кстати) были людьми интеллигентными и образованными, так что хорошая компания Джузеппе были обеспечены (например в виде ученика Леонардо да Винчи — Бернардино Луини).

Видео (слайд шоу) с картинами Джузеппе Арчимбольдо

Картины можно скачать — http://turbobit.net/e93va22lq8vl.html Все картины с названиями и помещены в соответствующие папки по сериям (четыре стихии, профессии, времена года и т.д.). Отобрал самое лучшее и в хорошем качестве. Тут и портреты с овощами и другие картины обманки Арчимбольдо.

Карьера Джузеппе Арчимбольдо

Свою карьеру Арчимбольдо начинал банально для художников того времени — рисуя фрески со сценками жития святых. По видимому, делал это успешно, так как был приглашен императором Фердинандом на службу придворным живописцем.

Вскоре сделал весьма неплохую карьеру при Габсбургах. С момента восхождения на престол Максимиллиана он работает главным придворным художником. В этот период живописец создает серии «Четыре стихии», «Времена года» и «Профессии».

Кроме написания картин, Джузеппе организовывал все сабантуи, игры, оргии и прочую показуху при дворе императора.

Помимо этого он занимался художественным оформлением, архитектурой и выполнял обязанности инженера (придумывал гидравлические машины, внезапно). Продолжил он эту деятельность и при Рудольфе II.

В общем, мужик был настоящим «арт директором» и даже больше. Впрочем, современные арт директора нервно курят. Мне он своей разносторонностью напоминает того самого незабвенного Леонардо.

Успешно прослужив при дворе трех императоров в Праге художник ушел в отставку и вернулся в Милан.

В 1591 Джузеппе написал свои последние две работы — «Вертумн» и «Флора», от которых император писал кипятком и пожаловал художнику титул пфальцграфа.

Ну еще бы, так польстить, нарисовав в виде бога плодородия, да еще искусно и с фантазией — я бы тоже писал. В 1593 году Арчимбольдо умер от задержки мочи вызванной банальной мочекаменной болезнью. И это печально. А мог бы ведь написать еще много картин.

Картины Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.

Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности.

Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.

И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм! Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».

Впечатления от картин Арчимбольдо

Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета.

Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения.

Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.

Этот странный гротеск из-за которого произведения иногда смотрятся немного смешными только добавляют какой-то жутковатой реалистичности его картинам.

Но самое удивительное это то, что творчество Арчимбольдо было чрезвычайно популярно при его жизни.

Честно скажу — одна из основных мыслей, что проникли в мой разум при первом взгляде на работы Джузеппе была: «И как его не сожгли тогда на костре за такую опасную ересь».

Оказывается, его не только не сожгли, более того Арчимбольдо подражали и копировали, а император щедро наградил его за свой портрет (ну еще бы, когда тебя изображают в виде бога плодородия закрываешь глаза на то, что картина необычная).

Хотя были также и такие, кто считал Джузеппе сумасбродом, который попирает традиции.

Ну что поделать, в каждом времени существуют суровые мастодонты консерваторы, любители вопеть о том, что раньше девки были краше, художники лучше, водка слаще, а трава зеленее.

Времена года Арчимбольдо

Вариантов «Времен года» было несколько. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, поэтому выложил именно ее.

Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года.

С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.

Кликабельно.

ВеснаЛетоАрчимбольдо, осеньЗимаЧетыре времени года в одном портрете

Теперь понимаете, что я имел ввиду про характер? Лето похоже на веселую румяную бабульку, осень — дедуля уже посерьезнее. Весна похожа на жизнерадостного паяца. Ну а зима, судя по всему, у них главная.

Четыре стихии Арчимбольдо

Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Даже оторопь берет.

Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Вообще художнику очень повезло с покровителями. И Максимиллиан, и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.

Кликабельно.

Вакханалия природы в полотнах Джузеппе АрчимбольдоВоздухЗемляОгонь

Рекомендую читнуть. Название стати появляется если навести на картинку. Кликабельно.

Внешние ссылки:
Полное собрание картин Арчимбольдо с названиями можно скачать тут — turbobit.net/e93va22lq8vl.html Лучшие картины мэтра. Размещены в папки по сериями (стихии, времена года, професии и т.д.).

Источник: http://figgery.com.ua/vakhanaliya-prirody-v-polotnah-dzhuzeppe-archimbol-do/

Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме

Одна из самых значительных в Европе экспозиций нынешней осени проходит в римском Палаццо Барберини. Ретроспектива «Арчимбольдо» впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты, владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо, одалживают их с большой неохотой.

А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия — это шанс, который выпадает лишь раз в жизни.«Смешные картины» Арчимбольдо, вновь открытые в 30-е годы XX века, стали культовыми последователей дадаизма и сюрреализма, а самого художника назвали предтечей этих движений.

Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 — 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург.

Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем, но и декоратором, создателем костюмов и организатором празднеств.

Слева: Джузеппе Арчимбольдо, «Автопортрет» (1575). Национальная галерея, Прага

  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре элемента. Земля» (1570). The Princely Collections, Вена
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре элемента. Вода» (1566). Музей истории искусств, Вена

Традиционные работы Арчимбольдо на религиозную тематику не сохранились. Но его «композиционные головы» из овощей, растений, фруктов, морских существ и корней деревьев, восхищавшие современников, вызывают восторг и сегодня. Курфюрст Август Саксонский, побывавший в Вене в 1570 и 1573 годах, заказал себе копию «Четырёх сезонов» («Времён года»), куда были включены его монархические символы.

Издали эти натюрморты похожи на обычные портреты. Но фактически это помещённые рядом и перекрывающие друг друга предметы, которые напоминают анатомические формы человека. Объекты Арчимбольдо выбирал не случайно, каждый из них связан с определённой характеристикой персонажа.

Так, в картине «Библиотекарь» он использовал вещи, ассоциирующиеся с книжной культурой. Например, занавесом разделяли комнаты для изучения книг в библиотеках, а хвостами животных, из которых состоит борода на портрете, смахивали пыль.

Некоторые учёные утверждали, что художник высмеял их образованность.

Слева: Джузеппе Арчимбольдо, «Библиотекарь» (1566). Замок Скоклостер, Швеция

Но искусствоведы полагают, что Арчимбольдо критиковал богачей, которые собирают книги лишь для украшения, а не для чтения.Эксперты не могут прийти к единому мнению, были ли картины Арчимбольдо лишь причудами или продуктом больного воображения.

Но, учитывая увлечение загадками, головоломками и странностями в эпоху Возрождения (взять, например, гротескные головы Леонардо да Винчи), большинство склонны считать, что художник находился в здравом уме и лишь потакал вкусам своего времени.

Арчимбольдо скончался в Милане, куда вернулся из Праги после выхода на пенсию. В 1590 году, на последнем этапе своей карьеры, он создал композицию «Четыре сезона в одном портрете», а также «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».

За последнюю картину император пожаловал художнику титул пфальцграфа — редчайший случай в те времена.

  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре сезона. Лето» (1566). Художественная галерея, Денвер
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре сезона. Осень» (1566). Художественная галерея, Денвер

Сейчас картины Джузеппе Арчимбольдо можно найти музеях Вены, Инсбрука и Мадрида, парижском Лувре и Галерее Уффици, в Швеции и США.Маршрут ретроспективы в Палаццо Барберини начинается с раздела, посвящённого Милану, где вырос Арчимбольдо. В следующих залах представлено его творчество в Вене и Праге как портретиста при Габсбургском дворе. Тут можно увидеть изображение эрцгерцогини Анны, эскизы для торжеств и олицетворение «Четырёх сезонов» в диалоге с «Четырьмя элементами».Далее идут так называемые «поворотные (или обратимые) головы» — это натюрморты, которые превращаются в портреты при повороте на 180 градусов. Одна из таких композиций — «Огородник», который превращается в «Натюрморт с луком и овощами».«На самом деле эти картины — серьёзная риторическая игра, своего рода вызов интеллекту зрителя», — считает Фламина Дженнари Сантори, директор Национальной галереи древнего искусства в Риме.

  • Джузеппе Арчимбольдо, «Огородник (Натюрморт с луком и овощами)», 1590. Пинакотека Городского музея Кремоны
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Натюрморт с луком и овощами (Огородник)», 1590. Пинакотека Городского музея Кремоны

Ретроспектива «Арчимбольдо» в римском Палаццо Барберини продлится до 11 февраля 2018 года.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в ИнстаграмеПо материалам официального сайта Палаццо Барберини, Ansa.it и ряда других источников

Источник: https://artchive.ru/news/3007~Krupnejshuju_vystavku_smeshnykh_kartin_Archimboldo_sobrali_v_Rime

Арчимбольдо Джузеппе VS Филипп Хаас: Четыре времени года

Джузеппе Арчимбольдо (Arcimboldi), итальянский художник 16 века, большой оригинал своего времени, вряд ли мог предугадать, что его и без того необычные живописные работы кто-то решит сделать ещё более оригинальными, а именно — превратит в скульптуры, как это сделал Филипп Хаас (Philip Haas) с картинами из цикла «Четыре времени года».

Творчество Джузеппе Арчимбольдо отличает своеобразный взгляд художника на окружающий мир. Его тяга к олицетворению всевозможных явлений, от природных стихий и материй до основных чувств человека и четырёх времён года, выразилась в сериях удивительных портретов, составленных из различных предметов и объектов, характерных для того или иного понятия.

Не зря его многие называют отцом сюрреализма.

Так, четыре времени года в его интерпретации предстали миру как мужские портреты из растений в том виде, в каком мы можем застать их в те или иные сезоны, а так же из тех плодов, которыми одаряет человека щедрая природа.

И вот в Национальной галерее искусств, Вашингтон, появились исполинских размеров скульптуры, которые представляют творения Арчимбольдо из серии «Четыре времни года» в формате 3D.

«Четыре времени года» по мотивам произведений Арчимбольдо — это своеобразные головоломки, состоящие из множества объектов, соединяющихся в единый визуальный образ.

Однако не составит большого труда определить каждое из четырёх времён года: цветущая пышным цветом Весна, Лето — пора пышной листвы и созревания плодов, щедрая на урожай плодов Осень, и Зима с её голыми ветвями деревьев и традиционными новогодними мандаринами.

Автором этого нашумевшего арт-проекта «Четыре времени года» является Филипп Хаас, 58-летний американский художник и кинорежиссёр, известный уже по не менее эпатажным фильму «Ангелы и насекомые» и циклу инсталляций «Мясники, драконы, боги и скелеты». Гарвардский выпускник, он умеет взрывать мозг публике и делает это с удовольствием, проявляя при этом недюжинный художественный талант.

Скульптурные изображения четырёх времён года он выполнил из стекловолокна, а высота каждого изображения достигает 15 футов (4,5 м).

Изготовленные в 2010-2011 годах скульптуры «Четыре времени года», четырёхметровые великаны, по мнению Хааса, — это попытка соединения прошлого и настоящего, слияния творчества художников эпохи Возрождения с современным искусством, демонстрация возможностей современного искусства в трансформации для нового видения наследия художников прошедших веков.

Источник: http://DotArt.info/ru/articles/archimboldo-dzhuzeppe-vs-filipp-haas-chetyre-vremeni-goda

Джузеппе Арчимбольди Giuseppe Arcimboldo, (1526-1593), итальянский живописец периода маньеризма

?Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
2015-10-23 00:43:00Юрко_Фальоса
falyosa
2015-10-23 00:43:00Оригинал взят у npl_22 в Джузеппе Арчимбольди Giuseppe Arcimboldo, (1526-1593), итальянский живописец периода маньеризма.

Весна

1563 Масло по дереву, 66 x 50 cм Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо. Мадрид

Аллегории на тему сезонов года и окружающей среды

 Итальянский живописец периода маньеризма. Родился в Милане в семье патриция, участвовал в создании витражей для Миланского Собора, в 1562 году приглашен ко двору в Вену в качестве портретиста и придворного мастера. В 1563 году пишет первую серию портретов, составленных из овощей и фруктов и других элементов растительного мира, «Времена года».

По возвращении в Италию продолжает исполнять свои тематические портреты, причем часто предметы, составляющие фигуры моделей соотносятся с родом их занятий (например, «Портрет библиотекаря», 1565, из книжных томов). Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II).

Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец — художником. Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Сложно сказать, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно, что Арчимбольдо исполнял картоны для шпалер в Ферраре.

В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587); сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе.

Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий.

Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. В то же самое время он — инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств.

Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Всё это —чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.

При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).

В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.

Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). В 1587 после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Mилан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин — «Флора» (1591) и «Вертемнус» (1590—1591), которые он послал в Прагу. В следующем году, 11 июля 1593, живописец умер.

В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. 

Лето

1563 Холст, масло, 67 x 51 cм Музей истории искусств, Вена. Австрия

Аллегории на тему сезонов года и окружающей среды

Осень

1573 Холст, масло, 76 x 64 cм Лувр. Париж

Аллегории на тему сезонов года и окружающей среды

Джузеппе Арчимбольди . «Зима»

1563 Холст, масло, 67 x 51 cм Музей истории искусств, Вена. Австрия

Аллегории на тему сезонов года и окружающей среды

Джузеппе Арчимбольди . «Максимилиан II, с женой и тремя дочерьми»

1563 Холст, масло, 240 x 188 cм

Музей истории искусств, Вена. Австрия

Джузеппе Арчимбольди . «Флора»

ок. 1591 Холст, масло, 73 x 56 cm

Частная коллекция

Джузеппе Арчимбольди . «Все сезоны на голове»

ок. 1590 Масло по дереву, 60 x 45 cм Частная коллекция

Аллегории на тему сезонов года и окружающей среды

Джузеппе Арчимбольди . «Огонь»

1566 Масло по дереву, 67 x 51 cм Музей истории искусств, Вена. Австрия

Аллегории на тему сезонов года и окружающей среды

Джузеппе Арчимбольди . «Портрет дочери Фердинанда I»

ок. 1563 Масло по дереву, 44 x 34 cм

Музей истории искусств, Вена. Австрия

Джузеппе Арчимбольди . «Официант»

574 Холст, масло, 88 x 67 cm

Частная коллекция

Джузеппе Арчимбольди . «Воздух»

ок. 1566 Холст, масло, 74 x 56 cм Частная коллекция

Аллегории на тему сезонов года и окружающей среды

Джузеппе Арчимбольди . «Вода»

1566 Масло по дереву, 67 x 51 cм Музей истории искусств, Вена. Австрия

Аллегории на тему сезонов года и окружающей среды

Джузеппе Арчимбольди . «Портрет дочери Фердинанда I»

ок. 1563 Масло по дереву, 44 x 34 cм

Музей истории искусств, Вена. Австрия

Джузеппе Арчимбольди . «Огородник»

1587-90 Масло по дереву, 36 x 24 cm

Городской музей Аль Понзоне. Кремона

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://falyosa.livejournal.com/3057247.html

Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)

?Голиб Саидов (golibus) wrote,
2018-03-21 10:49:00Голиб Саидов
golibus
2018-03-21 10:49:00

«ВЕРТУМН»

       Старинный замок Скоклостер — одна из самых известных достопримечательностей Швеции. Он был построен во второй половине XVII века и принадлежал графу Карлу-Густаву Врангелю — фельдмаршалу и богатейшему человеку тогдашней Швеции. Сегодня замок Скоклостер — музей.

Тут можно увидеть настоящие произведения искусства — скульптуры, настенные росписи, картины, а также старинные книги и оружие.

Но самое известное сокровище Скоклостера — «Виртумн», знаменитая картина Джузеппе Арчимбольдо, портрет императора Рудольфа II, составленный из изображений фруктов и овощей.

      Императора и художника долгие годы связывали теплые, дружеские отношения. Портрет этот стал последней и, наверное, самой значительной картиной удивительного, ни на кого не похожего мастера Джузеппе Арчимбольдо.

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590

Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семействе миланского художника Бьяджо Арчимбольдо и его супруги Кьяры Паризи. В Милане всегда помнили о том, что несколько лет великий Леонардо да Винчи работал при дворе миланского герцога.

Сеньор Бьяджо дружил с семейством Луини, преданными поклонниками Леонардо, хранившими его рукописи и рисунки, — Аурелио Луини берег как святую реликвию наброски из записных книжек Леонардо, счастливым образом попавшие в руки его отца Бернардино.

Несомненно, юному Джузеппе показывали листы Леонардо, и он с восторгом разглядывал фантастические образы, созданные воображением гения Возрождения, — удивительные чудовища, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица.

Эти рисунки навсегда остались в памяти Джузеппе.

«Флора», 1588

 Заметив у сына явные способности к рисованию, старший Арчимбольдо стал привлекать его к своей работе. В 22 года Джузеппе, уже на равных с отцом, работал в Миланском соборе, а в 1551 году самостоятельно выполнил очень важную работу — расписал пять гербов, которые были торжественно преподнесены миланским герцогом королю Богемии Фердинанду I. Фердинанду очень понравились гербы.  Тогда он впервые узнал о способном молодом художнике и запомнил его имя, а спустя 11 лет, уже будучи императором Священной Римской империи, пригласил художника в Вену на должность придворного портретиста и копииста, предоставив, как сообщают хроники, «почетнейшее жалование». Последующие 25 лет жизни Арчимбольдо были связаны с Габсбургами — императорами Фердинандом I, его сыном Максимилианом II, высоко ценившим художника, и внуком Рудольфом II, просто обожавшим Арчимбольдо. Все это время он прожил в Вене и Праге в качестве придворного живописца.

«Вода» 1566

Перебравшись в Вену, Арчимбольдо и начал рисовать свои головы, составленные из различных цветов, плодов и животных (портреты членов высочайшего семейства и первая серия «Времена года»).

Эти причудливые картины очень нравились Габсбургам, они с удовольствием дарили их своим друзьям, правителям европейских государств. У Арчимбольдо были прекрасные отношения со всеми тремя императорами, но особенная дружба его связывала с Рудольфом.

Перенеся столицу в Прагу, он захватил с собой и своего любимого художника. Рудольф II был удивительным человеком. Современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем

«Зима», 1563

          Известный историк Н. Гордеев пишет в своей книге «Пражская научная школа конца XVI — начала XVII века»: «Рудольф стремился к универсальному знанию, а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Широта взглядов императора, его исключительная толерантность позволили ему создать щадящую атмосферу для окружавших его деятелей науки и искусства, что ставит его в один ряд с такими покровителями наук и искусств, как Птолемеи». Прага при Рудольфе стала культурным центром всей Европы. Здесь работали лучшие умы того времени: выдающиеся астрономы — Тихо Браге и Иоганн Кеплер, крупнейшие алхимики — Михаэль Сендивой и Михаил Майер, Эдвард Келли, знаменитые философы, медики и мистики.     Уже после смерти Рудольфа Иоганн Кеплер в своей работе «Рудольфовы таблицы» высоко отзывался об императоре, подчеркивая его роль в деле просвещения и развития наук. Особо почитались при дворе алхимики, из всего пытавшиеся найти философский камень и способ превращения свинца в золото. Однако сам Рудольф II совсем не стремился с их помощью обречь неслыханные богатства, гораздо больше ему хотелось общения с внеземным,«астральным» миром. Недаром пражане, попивая пиво, любили послушать легенды о том, как их император общается с духами. И недаром: именно во времена правления Рудольфа возникла знаменитая легенда о раввине Иегуде Ливен бен Бецалеле, создавшем искусственного человека Голема, разгуливавшего по ночной Праге…

«Сидящий образ лета», 1573

 Мистические пристрастия Рудольфа не мешали ему увлекаться искусством. В знаменитой «Книге художников» Карел Ван Мандер пишет о великолепном вкусе императора, понимании искусства и поддержке, оказываемой художникам. В своем дворце Рудольф собрал огромное количество настоящих шедевров. Среди сокровищ его кунсткамеры были картины Дюрера, Брейгеля Старшего, Тициана, Лукаса Кранаха Старшего и многих других художников — голландских, итальянских, немецких. Часто полотна покупались за весьма немалые деньги.  Когда императору что-то нравилось, он не скупился. Коллекция Рудольфа II считалась тогда лучшей в Европе. Но кроме картин в кунсткамере хранились и странные, экзотичные предметы, к примеру, как пишет Бенно Гейгер в книге об Арчимбольдо, «чучела птиц со всего света, гигантские мидии, рыба-меч и рыба-игла, драгоценные камни, демоны, запаянные в стекло, предметы из недавно открытой Америки, драгоценности и целый зверинец экзотических животных». Рудольф отправлял по всему свету своих агентов, чтобы они добывали экспонаты для его кунсткамеры. Участвовал в деле ее создания и Арчимбольдо — во первых, одной из его обязанностей, помимо писания королевских портретов, было приведение в порядок и украшение кунсткамеры, а, во-вторых, он тоже иногда отправлялся в поездки в поисках новых сокровищ императорского собрания. При блестящем дворе Рудольфа, среди умнейших и образованнейших людей того времени, собранных императором, Арчимбольдо занимал далеко не последнее место. В чем-то он очень походил на своего кумира Леонардо — талантливый в самых разных областях, с широчайшей эрудицией, он служил императору и как архитектор, и как театральный художник, музыкант, гидротехник.  Арчимбольдо носил титул «Мастер празднеств». Подобно Леонардо, он помогал своим венценосным господам устраивать роскошные яркие зрелища, театральные представления, которые славились по всей Европе и служили доказательством могущества и богатства Габсбургов.

«Земля», 1570

  В одной из придуманных им праздничных процессий шли лошади, «переодетые» драконами, и настоящий слон! А еще, как и Леонардо, он был замечательным изобретателем — придумывал и строил различные гидравлические механизмы (говорили, что он изобрел способ быстро форсировать реки без мостов и паромов) и удивительные музыкальные автоматы. Так, к примеру, современники рассказывают о двух его изобретениях — «перспективной лютне» и «цветовом клавикорде». О лютне рассказывается в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, а о клавикорде — в «Мантуанском диалоге» поэта и философа Грегорио-Команини, одного из ближайших друзей художника. В те времена были в моде пифагорейские теории цвета и звука, и Арчимбольдо попытался в своих музыкальных инструментах поставить в соответствие определенные цвета и звуки. И видно, на этом пути художник добился определенных успехов: однажды, рассказывает Команини, Арчимбольдо нарисовал на бумаге (видно, цветом) последовательность аккордов, и придворный музыкант Мауро Кремонезе сыграл их на клавесине! «Этот в высшей степени изобретательный живописец, — писал Команини, — умел не только верно передать цветами полутона, но и разделять тон точно пополам. Он мог изобразить очень мягкий и равномерный переход от белого к черному, постепенно добавляя черноты, подобно тому, как музыкант начинает с низких тяжелых нот, переходит к более высоким и кончает совсем высокими».

«Огонь» (он же «Марс»), 1566

    С годами Рудольф становился все более закрытым человеком. Он так и не женился, хотя молва приписывала ему многочисленные любовные интриги (правда, некоторые утверждали, что он был девственником). Порой, никого не желая принимать, он уединялся в своем замке и часами бродил по залам среди своих картин и редкостей. Или проводил опыты, пытаясь получить эликсир вечной молодости, не зная, что это невозможно, как невозможен и вечный двигатель, который придумывали его придворные ученые.    И Арчимбольдо затосковал, ему захотелось вернуться домой, в любимый Милан. В 1587 году император отпустил художника, а за долгую и верную службу пожаловал своему любимцу 1500 рейнских гульденов — сумму по тем временам далеко немалую. Отпустил, но с условием, что живописец и далее будет радовать его своими картинами. Арчимбольдо, конечно, согласился и действительно отправил из Милана в Прагу несколько своих работ, а в 1591 году Рудольф получил своего «Вертумна». «Портретом Рудольфа II» назвали эту работу друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини. И действительно, в этом странном существе натюрморте из тыкв, вишен, яблок легко угадывались черты пражского короля. Команини, вдохновленный этой картиной, даже сочинил целую поэму, которая также была отправлена императору.   Рудольфу, обожавшему все необычное, странное, этому правителю магической Праги, города алхимиков и мистиков, портрет очень понравился, и в знак благодарности и восхищения мастерством художника император пожаловал Арчимбольдо титул пфальцграфа. Да, Арчимбольдо мог не бояться, что заказчик его не поймет, они были под стать друг другу — этот император и этот художник…   Вертумном звали этрусского бога садов и земледелия. В Древнем Риме он стал также покровителем торговли. Часто Вертумна изображали в образе юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ, что он и сделал под властью волшебной кисти Арчимбольдо. Художник написал его в образе существа, состоящего из спелых плодов, овощей, злаков, цветов. Но удивительным образом это странное существо вдруг становится похожим на Рудольфо II: тяжелый, типично габсбургский подбородок, заросший бородой (колючие растения), круглые блестящие глаза ( темные вишня и ежевика), одутловатые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), уши (початки кукурузы). Бог Вертумн, каким его изобразил художник, словно двойник  императора, живущий в ином мире.

«Портрет Ирода», 1580

   Тут много спрятанных зашифрованных деталей, в которых отражается личность Рудольфа. Именно об этом и говорит Команини в своей поэме «Вертумн»:Хоть мой вид, быть может, страшен —Скрыт мой королевский облик.Мне скажи теперь, ты хочешьПокрывало тогда сброшу…  Замечательный фантазер, удивительный художник и философ Арчимбольдо покинул наш бренныймир 11 июля 1593 года. В миланской книге регистрации смертей есть запись: «от удержания мочи и почечныхкамней». Умер, оставив после себя множество поразительных картин. А высочайший покровитель Арчимбольдо Рудольф II, прослыв безумным, пережив заговоры и козни близких (его родной брат Матиуш заставил Рудольфа отречься от престола и заточил его в Градчанском замке), скончался спустя 15 лет, 20 января 1612 года. После его смерти столицей империи Габсбургов опять стала Вена, а Прага постепенно превратилась в глубокую провинцию. Но в 1648 году любимый город Рудольфа вновь стал местом, где творилась история — здесь разыгралось одно из последних сражений Тридцатилетней войны. В Прагу вошли войска шведского короля.   Прекрасная Злата Прага была безжалостно разграблена. Были разграблены и богатейшие коллекции Рудольфа. Многие из них попали во дворец шведского короля, но кое-что осталось у его генералов. Так, «Витрумн» попал тонкому ценителю живописи фельдмаршалу Врангелю и стал жемчужиной его собрания, украсившей и прославившей замок Скоклостер.

«Официант» (Натюрморт с бочкой), 1574

Источник: https://golibus.livejournal.com/214859.html

Арчимбольдо, Джузеппе

Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан — 11 июля 1593, Милан) — живописец, декоратор, один из предтеч сюрреализма.

Биография

Его дедушка был архиепископом, его отец художником. Он начал карьеру в мастерских Миланского Собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых.

Мало известно, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно, что он исполнял картоны для шпалер в Ферраре. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений.

Работал на службе Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587), сначала при имперском дворе Фердинанда I в Вене, как портретист-копировщик, затем, когда в 1564 Максимилиан II становится, императором Германской Римской империи, Арчимболдо — художник при дворе.

Он воспринимался друзьями, как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением, из-за его талантов и его изобретательности, не только в живописи, но также и в организации игр, свадьб, коронаций, процессий. Фактически он становится артистическим директором императора Максимилиана II.

Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественне оформление всех мероприятий. В то же самое время он — инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основнии музея искусств.

Арчимболдо становится главным организатором турниров, ярмарок, и роскошных празднеств для аристократии, ученых и художников.

Всё это, чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, и представить монарха героем.

При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», которые были представлены императору в день Нового года (1569).

В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда он поднялся на трон Габсбургов (1575), после смерти Максимилиана II. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.

Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арсимбольдо. Арчимболдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).

В 1587 после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Mилан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 он написал две из его наиболее известных картин, «Флора» (1591) и «Вертемнус» (1590—1591), которые он послал в Прагу.

В следующем году, 11 июля 1593, живописец умер.

Творчество

«Вертемнус» был особенно оценен обществом и в особенности самим Рудольфом. Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами, Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо

Есть мнения, что большое количество картин было написано между 1564 и 1576, но только очень немногие из них известны нам. Сохранилось мало его работ: обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов.

Лица стилизованы; весьма искусная (теперь сказали бы — компьютерная) компоновка этих элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид); стихий — «Огонь», 1566 г. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства.

Рисунок в Луврском музее — «Повар»- составлен из кухонных элементов.

Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль.

В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма.

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/240fb908d27a53cc.html

Джузеппе Арчимбольдо

Арчимбольдо наиболее известен за его оригинальные портреты, сложенные полностью из таких объектов, как фрукты, овощи, цветы, рыбы, книги и т.д. Его богатое воображение распределяло на холсте объекты таким образом, что все они гармонично компоновались в читаемые портреты.

Xасть критиков называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами.

Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy). Его отец, Бьяджо Арчимбольдо (Biagio Arcimboldo), был художником. Пойдя по отцовской стезе, Джузеппе в 21 год сначала стал декоратором и создавал прекрасные витражи и фрески в местных соборах.

В 1562-м Арчимбольдо стал придворным портретистом Фердинанда I (Ferdinand I) при Габсбургском дворе в Вене (Habsburg, Vienna), а затем рисовал Максимилиана II (Maximilian II) и его сына Рудольфа II (Rudolf II) при дворе в Праге (Prague). Когда Август Саксонский (Augustus of Saxony) прибыл с визитом в Вену и увидел работы Арчимбольдо, он заказал для себя копию серии 'Времена года' ('The Four Seasons').

Обычные работы Арчимбольдо, традиционные религиозные сюжеты, канули в безвестность, тогда как его портретами человеческих голов из овощей, фруктов, растений, морских существ и кореньев долгое время восхищались его современники.

И по сей день творчество 'предвосхитителя сюрреализма' остается источником очарования. Компонуя объекты в своей работе, Джузеппе никогда не использовал случайные элементы. Каждый объект подбирался по особой характеристике.

К примеру, для создания 'Библиотекаря' ('The Librarian') он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке.

В конечном итоге Арчимбольдо показал не только природу и человека, но и то, как они тесно связаны друг с другом. Однако некоторые ученые, имеющие родство с книжным миром, раскритиковали 'Библиотекаря', посчитав, что Арчимбольдо высмеивает образованность.

На самом же деле художник этой веселой работой осуждал некоторых богачей, которые собирали книги просто для того, чтобы похвастаться их количеством, а не для того, чтобы прочесть их.

Часть критиков в своих дебатах называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами.

Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Будучи переходным периодом с 1520-го по 1590-й, маньеризм перенял некоторые художественные элементы из Высокого Возрождения и сложился под влиянием других элементов в эпоху барокко.

Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты.

Его портрет 'Весна' ('The Spring') был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. От шляпы до шеи, каждая часть портрета, даже губы и нос, все состоит из цветов, тогда как тело 'выкроено' из растений.

В портрете 'Зима' ('The Winter'), в основном, задействованы корни деревьев. Некоторые листья вечнозеленых растений и ветви других деревьев служат волосами, а соломенный коврик играет роль костюма.

Арчимбольдо умер 11 июля 1593-го, в Милане, куда он вернулся после своей отставки в Праге.

Именно на самом позднем этапе своей карьеры он подготовил композиционный поясной портрет Рудольфа II в образе Вертумна (Vertumnus), древнеиталийского бога времен года, растительности и преобразования.

Эта работа из плодов, цветов и овощей особенно понравилась обществу, равно как и самому Рудольфу II, который по достоинству наградил Арчимбольдо.

Когда в ходе Тридцатилетней войны шведская армия вторглась в Прагу в 1648-м, многие из картин Арчимбольдо были взяты из коллекции Рудольфа II.

Источник: http://facecollection.ru/people/dzhuzeppe-archimboldo

Цветы и искусство

Текст Георгий Водянов

От завораживающих натюрмортов (или портретов?) кисти Джузеппе Арчимбольдо невозможно оторвать взгляд. Работы самого странного и эксцентричного художника старой Европы, созданные в XVI веке, до сих пор поражают своей смелостью.

Искусствоведы относят его к представителям маньеризма, а сюрреалисты во главе с великим и ужасным Дали считают прародителем «живописи парадокса».

Возвел ли Арчимбольдо символизм натюрморта на новый уровень или довел его до абсурда — решайте сами.

Человек эпохи Возрождения

Так уж случилось, что историки считают год рождения Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo) началом эпохи Высокого Ренессанса.

Итак, в Милане в 1527 году в семье служащих родился мальчик. Дедушка маленького Пеппино служил архиепископом, а отец был художником. О матери ничего не известно.

Предположительно, возможно, вероятно — этими словами пестрело бы современное жизнеописание Арчимбольдо, знаменитого художника своего времени, блиставшего при дворе и восхищавшего своими талантами современников. И если бы не автопортрет, мы никогда не узнали бы, как выглядел сей одаренный муж. Почему так?

Ренессанс ренессансом, а у людей все как всегда: войны, интриги, яды, политика, охота на ведьм, стяжательство, адюльтер… А вы думали, в те времена все как один занимались наукой и изящными искусствами? Вовсе нет: живописцы рисовали, поэты рифмовали, скульпторы ваяли, ну а большинство жили так же, как и до всяких «эпох просвещения».

Всю историю Высокого Возрождения омывают полноводные реки крови — такие, что не снились и мрачному Средневековью (см. Кстати). Развитие огнестрельного оружия (спасибо науке и технике) способствовало разжиганию агрессии.

А великие географические открытия спровоцировали войны за колонии и массовый геноцид (да что уж там, благородные кабальеро просто стерли с лица земли цивилизации ацтеков и инков).

Жизнеописаний в то время удостаивались только великие люди: императоры, завоеватели, почетные великомученики… Никому и в голову не приходило составлять биографии гениальных портных, кузнецов и художников — мастеров кисти, каким был Джузеппе Арчимбольдо.

В некотором царстве, в священном государстве…

Сложно сказать, где и у кого учился молодой Пепе, но искусствоведы предполагают, что истоки фирменного причудливого стиля Арчимбольдо следует искать в наследии гениального Леонардо да Винчи: увидев его наброски удивительных чудовищ, всевозможных гибридов растений и животных, молодой художник навсегда сохранил их в памяти.

А вот что доподлинно известно про раннее творчество Джузеппе, так это его работа по росписи картонов для шпалер по заказу герцога д’Эсте (дело происходило в Ферраре — известном «рассаднике» куртуазной культуры). Затем Арчимбольдо, скорее всего, с подачи герцога, «засветился» в 1562 г. в Вене (в то время столице Священной Римской империи) при дворе Фердинанда I как портретист-копировщик.

Через 2 года после кончины славного императора трон и придворного художника наследует сын — Максимилиан II, и разносторонние таланты Арчимбольдо получают царственную поддержку.

Джузеппе отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий — игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он становится арт-директором императора, но живописец в нем не исчезает под грузом административных забот. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).

Универсальный гений

Арчимбольдо воспринимался друзьями как человек с разносторонней эрудицией и многогранным творческим талантом.

Он конструировал гидравлические машины, хитроумные сценические механизмы, создавал музыкальные автоматы… Ему приписывается изобретение «перспективной лютни» и «клавесина цвета» — приборов для образно-ритмического согласования музыки с изобразительным искусством (цветомузыка без электрических лампочек и электроники?! Трудно даже предположить, как это выглядело, но, опять же, увы — кроме туманных намеков современников, ничего не дошло до наших дней).

Так или иначе, в 1570 году Джузеппе был отправлен императором в Прагу к Рудольфу (сыну Максимилиана) проектировать сложное театрализованное представление (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология), и остался служить при дворе.

Новый император Рудольф II, взошедший в 1575-м году на трон Габсбургов, получил прекрасное образование, изучал химию, астрологию, и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи.

Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий, исторический, этнографический и политехнический, плюс картинная галерея).

Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», но и принимал активное участие в пополнении коллекции.

В «кабинете редкостей» художник черпает вдохновение: эта камера чудес переполнена «натуралиями» — природными или искусственными странностями: экзотическими, ископаемыми редкостями, кораллами, цветами или фруктами из далеких стран, чудовищными или сказочными животными, этнографическими вещами, ископаемыми черепами, метеоритами, зародышами… Одна из богатейших коллекций странностей, которая до сих пор околдовывает историков искусства!

Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно, пиком его карьеры. Он пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585)…

А что же синьор Помидор и другие влиятельные овощи?

Императоры и современники чрезвычайно любили и ценили Арчимбольдо. Знатные особы поражались оригинальностью полотен и просто млели от собственного умения разглядеть лица в наборе предметов — ведь самые знаменитые картины великого живописца представляли собой портреты, составленные из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д.

Весьма искусная компоновка элементов в пространстве создает эффект формы и светотени. Таковы аллегории сезонов «Лето» и «Зима», 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид); стихий — «Огонь», 1566 г.

и «Вода» (Венский музей Изобразительного искусства), а знаменитый рисунок «Повар» (Луврский музей) составлен из кухонных элементов.

Надо сказать, что свои аллегории сезонов и стихий автор писал не единожды, с различными вариациями, размерами и материалами.

Есть и картины, которые являются перевертышами в буквальном смысле слова: на одной изображена миска с овощами, на другой — картина с фруктами, но если перевернуть эти картины вверх ногами, то перед нами возникнут все те же антропоморфные коллажи из овощей или фруктов (попробуйте без компьютера составить даже простейший «перевертыш» — и вы удивитесь сложности жанра).

Плодово-овощной символизм

Так чем же являются «фантастические головы» гениального Джузеппе — портретами или натюрмортами? Специально обученные арчимбольдоведы туманно рассуждают о синтезе жанров и особенностях Высокого Возрождения — и Вертумн с ними. Да, портрет — узнаваемые персонажи, тонко подмеченные черты лица… Да, натюрморт — тщательно прорисованные предметы тайным языком символов наполняют картины скрытым смыслом, как и положено в этом жанре.

Например, полотно из цикла стихий под названием «Воздух» богато намеками на императорский дом. Павлин, формирующий торс аллегорической фигуры, является геральдическим символом дома Габсбургов, а орел, выступающий в роли украшающего грудь элемента, является метафорой Императорского Орла.

В своей аллегории огня Арчимбольдо изображает различные его виды, используемые человеком для собственных целей: от маленького огонька масляной лампы через огонь раскаленных углей вплоть до впечатляющей силой пушки. Бюст фигуры украшают символы великой Священной Римской империи: двуглавый орел и цепь с орденом Золотого Руна.

Близость эмблем Габсбургов и пушки — это метафора военной мощи Максимилиана II. Написанная в 1566 году картина является также намеком на войну между Австрией и Турцией.

Именно в этом году из-за расширения конфликта Максимилиан II берет на себя командование главной армией, чтобы защищать австро-венгерские границы от атак турецких войск под руководством Сулеймана Великолепного.

В знаковой картине «Вертумн» император (Рудольф II) представлен в виде этого самого античного бога, защитника фруктовых деревьев и мужа Помоны, богини фруктов. Римское божество напрашивается для изображения императора, намекая на репутацию неукротимого любителя развлечений, женщин и кулинарного искусства.

Умелое объединение растений формирует, благодаря точности их изображения, веко, бровь, мешки и донышко глаза.

Миланская кода

В 1587 после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Милан (повзрослевшему живописцу смертельно надоела придворная суета?) с условием продолжить писать для императора (небывалое дело!).

В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин — «Флора» (1591) и «Вертумн» (1590—1591), которые он и отослал в Прагу.

А 11 июля 1593 года живописец умер в расцвете творческих лет при неизвестных нам обстоятельствах.

Прославленный уже при жизни как создатель нового рода живописи Джузеппе Арчимбольдо не имел настоящих учеников. Но его композиции пользовались таким большим успехом, что породили целые вереницы подражателей, именуемых «арчимбольдесками» (или «арчимбольдистами»).

И сразу же после смерти мастера Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы наводнил поток неумелых стилизаций под Арчимбольдо.

Но все эти художники так и остались безымянными пигмеями, преданными забвению, на фоне гигантского таланта великого итальянца, творившему фантастику из повседневности: «в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей».

«Как тело земли, человек составлен из земли, воды, воздуха и огня», — писал Леонардо да Винчи. Что ж — Джузеппе Арчимбольдо иллюстрирует это в прямом смысле.

Он работал как ученый, экспериментирующий с различными возможностями, предоставленными природой: его произведения написаны с блестящим колористическим мастерством и вниманием к мельчайшим деталям в строении растений.

Он также создавал ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т.п., но ни один из них не дошел до наших дней — в мире сохранилось лишь считанное число (около 30) произведений великого итальянца.

Магия не слабеет

Волшебное очарование полотен Арчимбольдо настолько сильно, что модный нью-йоркский фотограф Клаус Энрике Джердес был поражен в самое сердце: он загорелся сделать копии картин с помощью своего ремесла. Да-да, он сфотографировал картины.

А затем, вооружившись планшетом, ранним утром отправился на рынок. Тщательно подобрав самые свежие овощи строго определенной формы и размером, Клаус поспешил в студию и воссоздал композиции вживую и сфотографировал результаты. (Не слабо его встряхнуло — сложно даже предположить, сколько трудов вложено в каждый кадр!).

Кстати

Только при жизни Арчимбольдо в Старом Свете полыхали:

  • несчетное число Итальянских войн, отхватившие целых полстолетия Ренессанса у одной из самых просвещенных европейских культур;
  • войны Османской империи с Венецией, Персией, Габсбургами;
  • войны Португалии за господство в Индийском океане с Египтом, Османской империей и Персией…
  • начало Реформации в Германии, смута и Шмалькальденская война;
  • далеко не бескровная реформация в Англии, реформации во Франции и Нидерландах;
  • религиозные войны и Варфоломеевская ночь;
  • а также Северная семилетняя война, Восьмидесятилетняя война за независимость, война за португальское наследство, англо-испанская война и поход «Непобедимой армады».

еще статьи >>Из Голландии, со смыслом  ·  О, Ренуар! …  ·  Сумасшедшие подсолнухи  ·  Восходя в детство  ·  Пейзажная и цветочная фотография в интерьере  ·  Великий дикарь  ·  Афремов Style  ·  На холсте и на стене  ·  Цветочные друзья  ·  Первые, нежные  ·  Вячеслав Грачев: «Зрителя не обманешь!»  ·  Под вишнями в цвету  ·  Цветочный сюр  ·  Волшебный ветер одуванчиков  ·  Цветы в объективе Константина Сидорова  ·  Живое стекло  ·  Большие цветы Ольги Ольневой  ·  Супермакро эпохи ар нуво  ·  Цветочное дело  ·  Цветочный Брейгель

Источник: https://redlily.ru/articles/156/?full

Ссылка на основную публикацию