Сочинение на тему: “хамелеонство в нашей жизни” в рассказе “хамелеон” а.п. чехова

Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова

«Хамелеон»

Цели:

Образовательные: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.

Развивающие: развитие творческих способностей, образного и ассоциативного мышления.

Воспитательные: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.

Оборудование: кроссворд, нарисованное дерево, листья, решето, плакаты.

Ход урока

1. Организационный момент Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс,И для меня уже наградаУлыбки ваших милых глаз.Я знаю, каждый в классе гений,Но без труда талант не впрок,Скрестите шпаги ваших мнений 

Мы вместе сотворим урок.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На прошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые его рассказы.

И еще одному рассказу посвятим наш урок внеклассного чтения. Вы уже познакомились с рассказом  “Хамелеон”.

И  сегодня мы с вами должны провести небольшое исследование, в ходе анализа попытаться раскрыть понятия  «юмор» и «сатира» в данном  произведении.

Работа по теме урока

Сначала я хотела бы узнавать ваше впечатление от прочитанного? Понравился или нет?

– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)

– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?

– Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев». (Приложение I)

А вот почему такие у них фамилии, вы попробуете догадаться сами. Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах. Каждая группа проведет исследование, а потом мы это обсудим.

1 группа:

Вопросы:

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

2 группа:

Вопросы:

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

3 группа

Вопросы:

Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием?  

4 группа:

Вопросы:

Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

Итак, слово предоставляется 1 группе ( Заслушивается ответ 1 группы)

Вопросы всему классу: – Почему фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично? Давайте прочитаем толкование слова Конфисковать (Конфисковать – принудительно и безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица. В пользу государства)

-Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей.

– Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко.

– В тексте еще несколько раз упоминается “шинель” и “пальто”. Определите лексическое значение этих слов .

– Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин – пальто?

Слово “шинель” употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит “пальто”, и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

– Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и узелка в руке. Как вы думаете, что в этом узелке? Наверное, тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.

Следующая деталь – палец. Окровавленный палец Хрюкина – это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

Переходим ко 2 группе. ( Заслушивается ответ 2 группы)

Вопросы всему классу:

– Для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику

– Приём “говорящих имён и фамилий” – юмористический или сатирический?

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

– Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

– Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Заслушаем ответ 3 группы. ( Заслушивается ответ 3 группы)

Задания всему классу:

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.

Заслушаем ответ 4 группы. ( Заслушивается ответ 4 группы)

Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя

– Итак, вы хорошо поработали, теперь давайте сделаем вывод, при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.).

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали.2) “Говорящие” фамилии.3) Речевая характеристика персонажей.

4) Особенности композиции.

– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе?

– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? Что это за животное? В прямом или переносном значении употреблено это слово?

– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

– Какова же идея рассказа?

– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? Какого человека мы называем Хамелеоном?

Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.

– Что такое юмор? И что такое сатира?

Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира – это безжалостное обличение пороков.

-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?

-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?

Первоначально рассказ имел подзаголовок “Сценка”, но потом А.П.Чехов его снял. Почему?( Слово “сценка” указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!)

– Предлагаю вам разыграть сценку: « Суд над Очумеловым» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» ( Приложение II)

Итог урока

– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?

– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?

– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?

– Рассказ юмористический или саркастический?

– Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами.

Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались (Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие). 

– На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах  листочках с теми качества, которые должны быть с вами всегда (Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим и т.д).

Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

Домашнее задание:

Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.

Читайте также:  Мечтатель: характеристика и образ героя в романе ф.м. достоевского "белые ночи"

Инсценировка понравившихся эпизодов.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt_uroka_po_tiemie_iumor_i_satira_v_rasskazie_a_p_chiekhova_khamielieon

Литературная разминка Как звали полицейского надзирателя? Что было в руках у городового? Как звали золотых дел мастера? Какое животное «обидело» Хрюкина? – презентация

1<\p>

2 Литературная разминка Как звали полицейского надзирателя? Что было в руках у городового? Как звали золотых дел мастера? Какое животное «обидело» Хрюкина? Как звали городового? Во что был одет Очумелов? Кому принадлежала собака?<\p>

3 Вспомни! Юмор – смех добрый, веселый. Сатира – смех злой, гневный, зовет к протесту.<\p>

4 Нравы – обычай, уклад общественной жизни.<\p>

5 Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих. Новая шинель Узелок Решето с крыжовником<\p>

6 Завязка рассказа -Ч-Что является завязкой рассказа? -К-Кто является виновником столь душераздирающих криков? -К-Кто же «пострадавший»? -Ч-Что вам кажется смешным в описании Хрюкина?<\p>

7 Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, на желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы соврать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!<\p>

8 Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? А от чего зависит ее участь? «…белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса». «Она наверное бешеная». «…а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида, подлость одна только». «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… цуцык этакий…». «Собака – нежная тварь».<\p>

9 Работа в группах<\p>

10 Приемы создания комического в рассказе ( контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления) 1)Художественные детали. 2) «Говорящие» фамилии. 3) Речевая характеристика персонажей. 4) Особенности композиции.<\p>

11 Смысл названия рассказа Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать «хамелеоном»? Какова же идея рассказа? Как бы вы определили, что такое «хамелеонство»? Хамелеонство – это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств. Низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу – с другой. Порок – отрицательные качества человека, его плохие черты.<\p>

12<\p>

13 Дерево совестисовести доброта высокомерие милосердие хитрость честность равнодушие искренность жестокость взаимопомощь порядочность<\p>

14 Домашнее задание Напишите сочинение- рассуждение «Хамелеонство в нашей жизни»<\p>

15<\p>

16 I группа Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте «Хамелеона» художественные детали. Охарактеризуйте их. Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.<\p>

17 II группа Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе? Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый… Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий… Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…<\p>

18 III группа Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, «холопскую» лексику? Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, показа его истинного лица.<\p>

19 IV группа Что такое композиция? Назовите элементы композиции? Чем интересен рассказ Чехова с точки зрения композиции?элементы Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.<\p>

20 Композиция – построение произведения. Элементы композиции: 1) Пролог 2) Завязка 3) Развитие действия 4) Кульминация 5) Развязка 6) Эпилог<\p>

21 Подумай! Хитрость признак недалекого ума. Ларошфуко<\p>

22 Подумай! Выше высокомерия нет гнуснее порока. Менандр<\p>

23 Подумай ! Жестокость это порождение злого ума и часто трусливого сердца. Ариосто Л.<\p>

24 Подумай ! Равнодушие это паралич души, преждевременная смерть. Чехов А. П.<\p>

25 СОВЕСТЬ – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/648220/

Педология | “А.П.Чехов”

Автор: Шиманова Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ№9С УИОП
Населённый пункт: город Нижневартовск Ханты–Мансийский Автономный округ
Наименование материала: методическая разработка урока по литературе
Тема: “А.П.Чехов”
Дата публикации: 13.06.2018
Раздел: полное образование

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: Мастерство А.П.

Чехова в раскрытии идейно-

тематического содержания рассказа

«Хамелеон».

В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П. Чехов

Цели

урока: Познакомиться

с

творчеством

А.П.

Чехова,

идейно-

тематическим

содержанием

рассказа

«Хамелеон»;

выявить

роль

художественных средств в раскрытии идеи рассказа.

Ход урока

1.

1. Целеполагание.

Сообщение темы урока, целей урока.

1.

2. Опрос домашнего задания.

Краткая биография писателя (Сообщения учащихся).

Словарная работа:

Псевдоним – (от греческого – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым

автор публикует свои произведения.

Каким

же

был

человеком

А.П.

Чехов?

Давайте

послушаем

воспоминания

писателей о А.П. Чехове (сообщения учащихся).

3. Новый материал.

1) Слово учителя.

А.П. Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее,

нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: «В человеке все должно

быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

– Эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку.

– Как вы думаете, почему? (ответы учащихся).

– Эти слова можно считать убеждением и самого Антона Павловича. Он

всю жизнь помогал людям и как врач, и как человек. В Мелехове, где у него был

дом, он построил на свои деньги три школы, всю жизнь выращивал сады.

По

профессии

А.П.

Чехов

был

врач.

Но

главным

делом

его

жизни

стало

писательство.

В

литературе

он

был

также

многогранно

одарен.

В

начале

творческого пути он писал маленькие юмористические рассказы, потом были и

повести,

и

эссе,

и

критика.

А.П.

Чехов

вошел

в

русскую

литературу

как

драматург-новатор. Его всемирно известные пьесы, которые постоянно идут и в

российский, и в заграничных театрах, мы будем изучать в старших классах.

Сегодня мы познакомимся с Чеховым-юмористом.

– Что же такое юмор?

Словарная работа.

Юмор – это веселая, но безобидная насмешка.

– Каковы же особенности стиля Чехова?

По

условиям

юмористических

журналов

рассказ

не

должен

был

превышать ста строк. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко.

«Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя.

Короткие рассказы были очень емкими по содержанию. Это достигалось ярким

заглавием; значащими именами и фамилиями, сюжетом, который строился на

остром

необычном

положении,

динамичным

действием,

выразительной

деталью; сценичностью диалога; простой, ясной речью автора.

– Обратимся к тексту и постараемся выявить роль художественных средств

в

раскрытии

идейно-тематического

содержания

рассказа

«Хамелеон».

Этот

рассказ был написан в 1884г. и впервые напечатан в юмористическом журнале

«Осколки».

– Кто же такой хамелеон?

Порода

ящериц.

Хамелеон

издавна

привлекал

к

себе

внимание

наблюдателей

замечательной

особенностью

именно

особенностью

произвольно менять свою окраску.

– Я прочитаю вам рассказ. Подумайте, почему Антон Павлович так его

назвал?

2) Чтение рассказа учителем.

3) Беседа по прочитанному.

– Понравился ли вам рассказ?

– Кто из персонажей вызывает у вас сочувствие, а кто симпатию? (Щенок)

– Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов в зависимости от

того,

кто

является

хозяином

собаки,

меняет

свое

поведение,

демонстрируя

угодливость

по

отношению

к

возможному

хозяину-генералу.

Превращения

Очумелова послужили основой для названия рассказа).

– Сколько раз Очумелов меняет свою «окраску» и от чего это зависит? (6

раз

полицейский

меняет

свое

поведение,

в

зависимости

от

того,

кому

принадлежит собака).

– Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду

хамелеонов? (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение

Хрюкина.)

– Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и Хрюкина, как

характеры связаны с идеей рассказа? (Все подчинено основной идее: высмеять

деспотизм (власть) и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство.)

– Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется? (В начале

толпа

выжидает,

боится

выразить

свое

отношение

к

происходящему.

Затем

смелеет и хохочет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным».)

– Что смешное в рассказе? (Несоответствие незначительного вопроса о

принадлежности собаки серьезному обсуждению этой проблемы.)

– Что еще показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название,

поведение Очумелова и Хрюкина.)

Какие

художественные

средства

использует

автор

для

создания

комического

текста?

(Название

рассказа,

говорящие

фамилии:

Очумелов

от

слова «очуметь» – потерять соображение; Хрюкин от слова «хрюкать».)

Чехов

признанный

мастер

художественной

детали.

Какая

деталь

в

рассказе подчеркивает превращения Очумелова? (Всякий раз, когда Очумелов

меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет в

рассказе как бы роль окраски хамелеона.)

Какие

еще

художественные

в

рассказе

обращают

на

себя

внимание,

помогают создать комический эффект? (Образ щенка, изображение щенка.)

Какая

деталь

в

самом

начале

рассказа

помогает

в

большей

степени

раскрыть

образ

Очумелова?

(Описание

Очумелова

с

узелком

в

руках

и

городового

Елдырина

с

«решетом,

наполненным

конфискованным

крыжовником. Это свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь

своим служебным положением, выполняют свои обязанности небескорыстно.)

– Особенность творчества А.П. Чехова заключается в том, что мир для него

смешон и печален одновременно, в произведениях писателя сочетаются юмор и

сатира. Если юмор – это веселая, но безобидная насмешка, не задевающая

достоинства человека, то сатира – это безжалостное обличение пороков.

Словарная работа.

Сатира – безжалостное обличение пороков.

Каков

характер

смешного

в

«Хамелеоне»:

что

мы

здесь

видим

безобидную насмешку или безжалостную сатиру? (В «Хамелеоне», как и в

других рассказах автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей

степени он обличает пороки, чем просто весело смеется над ними.)

– Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей

жизни?

(Во

все

времена

актуален

вопрос

чести

и

достоинства,

холопской

угодливости

и

подлой

лести.

Поэтому

рассказ

интересен

и

современному

читателю.)

Выводы.

Рассказы А.П. Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и по

содержанию

и

по

форме.

Автор

не

ставит

в

них

глобальных

проблем,

касающихся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его

маленькие проблемы. А они неподвластны времени.

Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они

становятся

добрыми.

«Первый

русский

юморист

после

Гоголя,

заразивший

своим смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,

– писал о Чехове Корней Чуковский.

Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас. Читайте Чехова!

4.

Домашнее

задание: Подготовить

выразительное

чтение

рассказа

по

ролям. Прочитать другие рассказы, например «Злоумышленник», «Хирургия»,

«Налим», подумать над ними.

5. Оценки за урок.

Анализ урока.

Тема урока: Мастерство А.П. Чехова в раскрытии идейно-тематического

содержания рассказа «Хамелеон».

Урок

проводился

в

классе,

где

большинство

учащихся

имеют

познавательный

интерес

к

литературе,

любят

читать,

пересказывать

и

анализировать

прочитанное.

Однако

есть

и

такие

учащиеся,

у

которых

отсутствует познавательный интерес, а два ученика имеют довольно низкий

уровень общего развития и интеллекта.

В рабочей программе на изучение творчества А.П. Чехова я отвела два

урока.

Данный

урок

первый

в

системе

уроков

по

этой

теме.

Исходя

из

особенностей класса и темы цели урока таковы:

1. Познакомить

учащихся

с

творчеством

Чехова,

идейно-тематическим

содержанием рассказа «Хамелеон», выявить роль художественных средств

в раскрытии идеи рассказа;

2. Развивать навыки выразительного чтения.

По значению данный урок является одним из центральных – изучение

текста. Он включал в себя объединенные этапы целеполагания и актуализации

опорных

знаний,

этап

погружения

в

текст

(изучение

нового

материала)

и

посткоммуникативный. На этапе погружения в текст я использовала следующие

приемы:

выразительное

чтение,

выявление

восприятия,

словарную

работу,

анализ

художественных

деталей

и

выразительных

средств,

работа

с

иллюстративным материалом, характеристика героев.

На

уроке

были

использованы

четыре

вида

деятельности:

говорение-

слушание, чтение-письмо.

На

уроке

использовались

элементы

объяснительно-иллюстративного,

частично-поискового,

исследовательского,

эвристического

методов.

Форма

познавательной деятельности коллективная и личностно-ориентированная.

Структура урока была подчинена целям урока и содействовала конечному

результату.

Источник: http://pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=3595

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов русского общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа

Пояснительная записка.

Литература – это не предмет, который проходят в школе, литература – это наследие, которое досталось нам от предыдущих поколений, это вечные книги, которые помогают нам жить, которые читаются и перечитываются из поколения в поколение. А литература как предмет школьной программы служит для того, чтобы не потеряться в море литературы, чтобы научиться читать, полюбить читать и понимать прочитанное.

Школьная программа по литературе составлена таким образом, что на протяжении всего курса (с 5-го по 11-й класс) изучается творчество классиков русской литературы XVIII–XX веков, но с каждым классом возрастает объем и сложность художественных произведений.

Если в 5-м классе происходит знакомство с такими писателями, как Карамзин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Крылов, Некрасов, Тургенев, Толстой, Чехов и другие, то их творчество представлено преимущественно стихотворениями, баснями, рассказами и короткими повестями.

В 6–8-м классах представлены произведения тех же писателей, но с каждым годом изучаются более сложные и объемные произведения. Большее место уделяется повестям и поэмам, в программе появляются драматические произведения.

В 9-м классе проходят самые значительные произведения русских писателей второй половины XVIII – первой половины XIX века.

ГИА (Государственная итоговая аттестация) по литературе – один из самых сложных экзаменов, так как для успешной его сдачи надо знать огромное количество материала и уметь выражать свои мысли.

Поэтому подготовку к этому испытанию нужно начинать с первого этапа обучения – с начальной школы, ведь чтение – это прежде всего процесс познания, интеллектуального совершенствования, связанного с развитием речи и мышления.

К седьмому классу у ребят уже хороший багаж знаний, однако из урока в урок необходимо продолжать работу по развитию аналитических навыков, умение работать с текстами художественных произведений, делать самостоятельные выводы, использовать на практике полученные теоретические знания.

На данном уроке учащиеся выступают в роли исследователей. Групповой работе отводится центральное место. Урок носит проблемно-поисковый характер, учит ребят решать поставленную задачу , грамотно оформлять свои устные, а впоследствии и письменные высказывания. Основной формой работы является работа с текстом художественного произведения.

Тема: А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов русского общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

Тип урока: урок изучения нового материала – анализ текста художественного произведения .

Цель: познакомить с рассказом А. П. Чехова «Хамелеон», учить анализировать художественное произведение.

Задачи:

  • Образовательная: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.
  • Развивающая: развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения.
  • Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.

Оборудование к уроку: тексты художественного произведения, карточки-задания для работы групп, компьютер, видеопроектор, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организа

ция детей на занятие

Приветствие учащихся.

Организация рабочего места

Создание благоприятной психологической обстановки

2. Формули

ровка темы урока, постановка цели урока

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1, см. Приложение 1)

Творчество А. П. Чехова достаточно широко представлено в материалах ОГЭ . Вы должны познакомиться с разными сторонами творчества великого писателя, владеть навыками текстоведческого анализа, уметь четко и ясно формулировать свои мысли.

Запись темы урока в тетради

Заинтересовать детей, создать ситуацию необходимости решения проблемы.

3.

Первичное восприятие текста

– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.

Чтение рассказа подготовленными учащимися (или прослушивание фонохрестоматии)

– А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?

– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)

– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?

– Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы? (Слайд 2)

Нравы – обычай, уклад общественной жизни.

– Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)

– Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и вызывали недовольство писателя.

Через звучащее живое слово воздействовать на эмоциональную сферу школьников, заставить их думать, сопереживать писателю и его героям, понимать то, что скрыто «между строк произведения).

4. Анализ рассказа

– Назовите действующих лиц рассказа.

– С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3)

– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)

– Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)

– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)

– Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4)

– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.

– А кто же “пострадавший”? Зачитать.

– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)

– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?

– Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)

– Как дальше разворачиваются действия?

– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)

– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)

Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 5)

– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)

– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)

Зачитайте рассуждения Очумелова.

– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)

– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)

– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)

– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)

– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6)

– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать.

– Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)

– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.)

– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)

– Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)

– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)

– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)

– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)

Записать определение в тетрадь

– А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8)

Подвести учащихся к пониманию авторской идеи, развивать читательские умения с использованием стратегии технологии развития критического мышления. Учить высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы. Воспитывать любовь к русской литературе

5 Мастерство Чехова-художника. Работа в группах

– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и попытаемся понять, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.

Работа в группах (Слайд 9)

I группа

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

II группа

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

.

III группа

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

IV группа

Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

V группа

Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

VI группа

Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10):

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали (пример). 2) “Говорящие” фамилии (пример). 3) Речевая характеристика персонажей.

4) Особенности композиции.

– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе?

VII группа

Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей?

Групповая работа направлена на то, чтобы научить ребят высказывать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению других учащихся.

Задания для работы групп позволят ребятам ребятам более глубоко и осмысленно вчитаться и понять текст произведения, увидеть мастерство Чехова – художника, умело пользующегося русским словом.

6. Подведение итогов

– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?

– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?

Осознание школьниками того, что «хамелеонство» – общественный порок, не изжитый и в наши дни.

7.Домашнее задание

1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”.
2) Написать сочинение «Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни» (Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос в объеме не менее 150 слов, ссылаясь на текст художественного произведения).
 

Разработки уроков

Источник: http://ilyina.ucoz.net/index/razrabotki_urokov/0-7

Ссылка на основную публикацию