Сколько видов фудзи написал хокусай?

Сколько видов Фудзи написал Хокусай?

Гравюры японского мастера Кацусики Хокусая, раскрывающие красоту священной Фудзиямы, известны не только в Стране Восходящего Солнца. Работы художника вошли в число мировых шедевров. Интересно, сколько же видов Фудзиямы создал Хокусай?

Дело в том, что Кацусики Хокусай создал две серии гравюр – цветную и монохромную. В цветной серии – 36 основных видов и 10 дополнительных. В чёрно-серой – сотня.

В основной серии, как нетрудно заметить, Фудзияма изображена с одного ракурса – так называемого лицевого. «Тридцать шесть видов Фудзи» показывают священную гору так, как она видна со стороны Эдо (сейчас актуальней говорить – со стороны Токио). Отсюда и второе название цикла – «Фудзи с лицевой стороны», «Омотэ Фудзи».

Но хотя ракурс один, каждый из видов Фудзи – своеобразен. Каждую гравюру вид Фудзи индивидуальная атмосфера. И не только сама гора является героиней сюжета, но и окружающие пространство: природа, мосты, храмы, море, явление природы.

На большинстве гравюрах Фудзи виднеется вдалеке, а основной акцент художник делает на её окрестностях. На самой известной гравюре цикла, которая называется «Большая волна в Канагаве», силуэт Фудзи кажется беззащитным на фоне бушующей морской стихии.

Успех цикла был ошеломительным. Мастер, которому было уже около 70 лет, считал эти работы вершиной своего творчества. Издательство, выпускающее гравюры, решило продолжить серию. К сожалению, удалось издать только 10 новых видов Фудзи. Этот цикл получил название «Фудзи с обратной стороны». Их отличает от первой серии и цветовая гамма: контуры горы прорисованы уже не синим, а чёрным цветом.

Таким образом, Хокусай создал 46 цветных гравюр на дереве. Но серию продолжил монохромный цикл «Сто видов Фудзи». Несмотря на использование только двух цветов – серого и чёрного, эти виды не менее выразительны.

В чём успех «Видов Фудзи»? Вероятно, в том, что гравюры Хокусая не просто изображают виды Фудзиямы, они передают настроение. Мы видим Фудзи на заре и на фоне облаков, в ясную и грозную погоду, а на некоторых гравюрах очертания священной горы виднеются на ширме или отражаются в чаше с вином.

Философский взгляд и умение разглядеть многогранность красоты природы прославило гравюры Хокусая. В «Видах Фудзи» отражены мгновения жизни. Не случайно писатель Роджер Желязны, вдохновлённый этими шедеврами, написал книгу «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая», в которой связал гравюры с осмыслением судьбы человека.

Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2686

Тридцать шесть видов Фудзи. Гравюры Кацусика Хокусай (1760-1849)

Тридцать шесть видов Фудзи. Гравюры Кацусика Хокусай (1760-1849)

  (ссылка)
 
 

“Большая волна в Канагава”

Энигма – Sac

“Озеро в Хаконе в провинции Сосю”

“Вид на Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава”

Кацусика Хокусай (1760-1849) — японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр. Творил под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров.«Тридцать шесть видов Фудзи»  — серия из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву японского художника Кацусики Хокусая. На всех гравюрах, включая самую известную японскую гравюру «Большая волна в Канагава», присутствует изображение священной горы Японии — Фудзи.Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать в 1830 году, когда ему было около 70 лет. Хокусай с самого начала работы осознавал значение своих гравюр: в предисловии к своей книге «100 видов на гору Фудзи» он писал, что ничто из созданного им за предшествующие 70 лет не может сравниться с ними. Тем не менее, и он, и издатель серии Нисимура Ёхати были поражены успехом серии.

“Вид на Фудзи из Каная, на дороге Токайдо”

“Вид Фудзи от чайных плантаций Катакура в провинции Цуруга””Гора Мисака над поверхностью воды в Косю””Деревня Сэкия на реке Сумидагава””Местность Умэдзава в Сосю””Низовье реки Мэгуро””Ночной вид на мост Рёгокубаси с берега реки Оммаяга””Обратная сторона Фудзи. Вид со стороны реки Минобугава””Остров Эносима в провинции Сосю””Снежное утро на реке Коисикава””Утренняя заря в Исава провинции Косю””В горах Тотоми”
“Ёсида на тракте Токайдо”

А дальше для тех, кому стало скучно разглядывать одни гравюры, решила добавить немного любовной лирики великого японского поэта Какиномото-но Хитомаро (VII-VIIIв.) в переводе А. Глускиной.

Яшмовых одежд стих легкий шорох. О, какой тоскою полон я, Не сказав любимой, Что осталась дома,

Ласкового слова, уходя…

“Мост Маннэн в Фукугава”

Возможно ль, что меня, кому средь гор Камо Навеки скалы станут изголовьем, Все время ждет с надеждой и любовью, Не зная ни о чем,

Любимая моя?

“Озеро Сувака в провинции Синсю”

И люди те, Что жили в старину, Ужели так же, как и я, страдали И, о возлюбленной своей грустя,

Ночами долгими не спали?

“Садзаэ-до, один из 500 храмов Раккандзи”

Нет никаких известий о тебе, – В морской дали не видно островка, – И средь равнины вод, Качаясь на волне,

Лишь белоснежные восходят облака…

“Храм Хонгандзи в Асакуса”

От ветра свежего, что с берега подул, У мыса дальнего Нусима, с гор Авадзи, Мой шнур, что милою завязан был, Как будто к ней стремясь,

По ветру заметался…

“Бухта Эдзири в провинции Сунсю”

Как сотнями рядов гнездятся листья Цветов хамаю, что растут на берегах У бухты дивной красоты – Куману, Так велика тоска на сердце о тебе,

И все ж с тобой наедине нам не встречаться!

“Восхождение на гору”

На миг один короткий, как рога Оленей молодых, что бродят в поле летом, На краткий миг – и то Могу ли позабыть

О чувствах этой милой девы?

“Горный перевал в Косю”

О, с давних пор на склонах Фуруямы, Где машут девы белотканным рукавом Своим возлюбленным, Стоит священная ограда…

С таких же давних пор я полюбил тебя!

“Мост Сэндзю в провинции Мусаси”

У вороного моего коня Так бег ретив, что сразу миновали Места, где милая живет… Как в небе облака –

Они далеки стали!

“Накахара в провинции Сосю”

Несущиеся вихрем листья клена среди осенних гор, Хотя б на миг единый Не падайте, скрывая все из глаз, Чтоб мог увидеть я

Еще раз дом любимой!

“Район Сундай в Эдо”

Источник: https://subscribe.ru/group/pole-chudes/4541017/

Гора Фудзи в истории японской культуры (1): Фудзи и искусство

Француз Эдмон де Гонкур (1822-1896), страстный любитель японского искусства, в «Дневнике» за 17 февраля 1892 года написал, что увидел вместе с друзьями несколько пейзажных гравюр Хокусая, где изображена «Фудзияма», и отметил: «Трудно даже вообразить, в какой степени наши современные пейзажисты, и особенно Моне, обязаны этим картинам». И действительно, из гравюр укиё-э, вдохновлявших импрессионистов, «Тридцать шесть видов Фудзи» Хокусая были наиболее знамениты, и их влияние было особенно велико. Потом, когда Клод Дебюсси создал три симфонических эскиза под названием «Море», для обложки нот была выбрана гравюра из той же серии, «Большая волна в Канагаве».

Кацусика Хокусай. «Большая волна в Канагаве»

Серия «Тридцать шесть видов Фудзи» с момента её создания была высоко оценена благодаря удивительным композиционным приёмам, которые в ней использованы. На одних гравюрах величественная гора занимает почти весь лист, другие же изображают городские пейзажи в окрестностях Эдо, а Фудзи едва видна вдали.

Хокусай не удовлетворился достигнутым, и добавил к серии ещё десять гравюр, доведя общее количество до 46. Впоследствии он создал и трёхтомник «Сто видов Фудзи» («Фугаку хяккэй»), состоявший из пейзажных гравюр, сшитых в книги. Фудзи также появляется во многих других его произведениях.

Живописное произведение «Сбор ракушек во время отлива» («Сиохигари-дзу»), внесённое в Список важного культурного достояния, изображает людей, собирающих у берега моллюсков, а фоном высится Фудзи, покрытая снегом.

Картина «Дракон, летящий над горой Фудзи» («Фудзи-коси но рю») была написана Хокусаем (1760-1849) на последнем, девяностом году жизни. Гениальный художник, которому посчастливилось прожить столь долгую и плодотворную жизнь, был очарован Фудзи.

Кацусика Хокусай. «Сбор ракушек во время отлива» (Музей изобразительных искусств г. Осака)

Кацусика Хокусай. «Дракон, летящий над горой Фудзи» (Хокусайкан)

Гора Фудзи и искусство

Хокусай был совсем не одинок в своих пристрастиях. Пожалуй, сложно назвать какого-нибудь известного художника эпохи Эдо, который не оставил бы ни одного произведения, так или иначе связанного с Фудзи.

Бесчисленные изображения Фудзи можно видеть на росписи ширм и раздвижных дверей, в живописных свитках, буддийских символических схемах мира, мандалах, и картах для путешественников, а кроме того, тема Фудзи часто используется в текстильных орнаментах, на повседневной утвари и прочих объектах декоративно-прикладного искусства .

Эта тенденция наиболее заметна мире гравюр укиё-э, так любимых среди простого народа.

Распространение культа Фудзи и обычаи совершать паломничество на эту гору породили всё увеличивавшийся общественный запрос на эту тему, и потому многие художники укиё-э направляли свои усилия на создание отдельных гравюр, серий и книг, в которых гора Фудзи была главной темой.

Одним из таких художников был Андо Хиросигэ, писавший пейзажи, сравнимые с гравюрами Хокусая. В качестве ответа на книгу Хокусая «Сто видов Фудзи» Хиросигэ решил сделать подобную книгу гравюр, «Сто изображений Фудзи».

Проект был прекращён после публикации первой книги из 20 листов, но Хиросигэ всё-таки сделал две различные серии «Тридцать шесть видов Фудзи», аналогичные работам Хокусая.

Кроме того, в одной из наиболее известных серий его гравюр «Пятьдесят три станции Токайдо», и в шедевре, созданном в последние годы жизни, «Сто знаменитых видов Эдо», местами встречаются изображения этой горы. Такие гравюры делали не просто для любования; их покупали путешественники на память о поездке в Эдо как сувениры для домашних, а потому гравюры печатались огромными тиражами. Это говорит нам о том, насколько важное место занимала гора Фудзи в сознании людей того времени.

Андо Хиросигэ. «Станция Юи» из серии «Пятьдесят три станции Токайдо»

Само собой, расположенная в центральной части острова и высочайшая в Японии гора благодаря своей величественной красоте была объектом восхищения и почитания японцев задолго до периода Эдо. В поэтической антологии «Манъёсю» («Собрание мириад листьев»), созданной в VIII веке, есть знаменитые стихи Ямабэ Акахито, воспевающие Фудзи:

…Лишь только небо и земляРазверзлись, — в тот же миг,Как отраженье божества,Величественна, велика,В стране Суруга поднялась

Читайте также:  Осень: стихи, картинки, презентация для детей

Высокая вершина Фудзи!

(перевод А. Е. Глускиной)

В «Манъёсю» это далеко не единственные стихи о Фудзи. Эта гора упоминается и во многих других более поздних стихотворениях и повестях.

В изобразительном искусстве наиболее ранним изображением Фудзи является «Живописная биография принца Сётоку» («Сётоку Тайси эдэн»), созданная в середине XI века и повествующая о жизни принца Сётоку (574-622), известного политика и распространителя буддизма.

В этом живописном свитке проиллюстрирована легенда о том, как принц Сётоку якобы поднимался до вершины горы верхом на чёрном коне, которого он получил в подарок из земли Каи (современная префектура Яманаси).

Эта легенда получила широкое распространение вместе с ростом религиозного почитания принца Сётоку, и во многих впоследствии созданных живописных свитках о жизни принца всегда присутствует сцена с подъёмом на гору. Это также способствовало закреплению особенной роли Фудзи в сознании японцев.

Позднее, в период Камакура (1192-1333), Фудзи можно увидеть в «Иллюстрированных записях о жизни святого странника» («Югё сёнин энги э») — биографии монаха Иппэна (1239-1289), который странствовал по стране и распространял буддийское учение. Существует немало и пейзажных работ, изображающих гору Фудзи.

«Живописная биография принца Сётоку»

Однако в период Эдо отношение японцев к горе Фудзи сильно изменилось. Как видно на примерах работ Хокусая и Хиросигэ, Фудзи вошла в повседневную жизнь обычных людей и стала восприниматься чем-то родным и близким. Это непосредственно связано с быстрым развитием города Эдо как политического центра страны при сёгунах Токугава.

(Оригинал статьи на японском языке опубликован 2 января 2012 г.)

Эти статьи также могут вас заинтересовать

Источник: https://www.nippon.com/ru/currents/d00021/

Кацусика Хокусай

Произведения Кацусики Хокусая известны по всему миру.

Одно из самых растиражированных и узнаваемых изображений «Большая волна в Канагаве», или просто «Волна» входит в самую известную серию гравюр «Тридцать шесть видов Фудзи», где гора-символ Японии показана неутомимым художником с разных сторон, в разное время дня и в разных ракурсах. Другая работа серии – «Победный ветер. Ясный день», или «Красная Фудзи», чаще других появляется на открытках.

Серию «Тридцать шесть видов Фудзи» Хокусай начал, когда ему было уже 70 лет.

Он считал, что эти гравюры — лучшее из всего, что он создал за долгие годы, об этом он написал в предисловии к своей книге «100 видов на гору Фудзи». И он не ошибся.

Серия пользовалась невероятным успехом, и вскоре решили выпустить еще сотню гравюр с новыми видами. Впрочем, свет увидели только десять, отличных по цветовой гамме от основной серии.

Кацусика Хокусай не настоящее имя. Использование псевдонимов у японских художников того времени было обычным делом, но Хокусай переплюнул их всех по количеству имен, которых у него насчитывается несколько десятков. Иногда псевдонимы Хокусая используют для периодизации его творчества, что не удивительно, ведь часто одним именем подписана лишь небольшая серия работ.

Рисовать Хокусай начал еще в детстве, а в возрасте 18 лет, в 1778 году, поступил в студию Кацугавы Сюнсё (Кёкуросэй, Юдзи, Ририн, Рокурокуан, Дзюгасэй), признанного мастера укиё-э, основателя реалистичной школы Кацукава.

Сюнсё прославился портретами актеров кабуки, и Хокусай после пары лет обучения, вслед за учителем, выпускает вполне удачную серию театральных портретов.

В 1792 году Кацугава Сюнсё умирает, его место занимает один из его учеников, и Хокусай бросает рисовать портреты актеров.

Вкусы публики мало заботили художника, он не хотел рисовать привычные им работы в жанре укиё-э, он искал собственный стиль. Совместив приемы разных художественных школ, он добавил туда европейскую перспективу.

Примерно тогда же Хокусай завоевывает невероятную популярность благодаря «суримоно». Это маленькие изображения, совмещенные с текстом, часто стихотворным, что-то вроде поздравительных открыток.

Популярность этих изображений Хокусая была настолько велика, что другие художники начали их имитировать.

В это же время появляется псевдоним Хокусай, которым он подписывает гравюры и живописные работы.

При этом одновременно существуют и другие имена: заказные иллюстрации он подписывает Тацумаса; имя Токитаро появляется под иллюстрациями для коммерческих романов; другие иллюстрации и малотиражные гравюры подписаны именем Како или Соробэку. Несколькими годами позже появляется имя Гакэдзин Хокусай или «безумный живописью Хокусай».

С 1812 года Хокусай издал несколько заметных сборников гравюр: «Рисунки Хокусая», «36 видов горы Фудзи» и серию «100 видов горы Фудзи», которая увидела свет в 1834 году.

Перед выходом этой серии художник покинул Эдо и поселился в рабочем районе на полуострове Миура. Тогда же начали издавать последнюю в его карьере серьезную серию «Сто стихов в изложении няни» (иллюстрации к сборнику «100 стихотворений 100 поэтов»).

Серия по каким-то причинам не была закончена, и из ста предполагаемых листов вышло только 26.

В 1836 году Хокусай возвращается в Эдо, где его ждет совсем нелегкая жизнь. Город разгромлен окрестной беднотой, и художнику ничего не остается, как продавать свои картины, чтобы заработать на еду. Через несколько лет в мастерской Хокусая вспыхнул пожар, который уничтожил все наброски и рабочие материалы. После этого художник почти не рисовал и практически не выпускал гравюр и иллюстраций.

Художник, который «Рисовал мир, проплывающий мимо», оставил после себя огромное количество работ: больше тридцати тысяч гравюр, рисунков и живописных произведений и около 500 иллюстрированных книг.

Его творчество известно далеко за пределами Японии, он внес свой вклад даже в развитие европейского искусства, повлияв на французских импрессионистов и ар-нуво.

Тематика гравюр Хокусая просматривается в работах Клода Моне и Пьера Огюст Ренуара.

Источник: https://cirkul.info/article/katsusika-khokusai

36 ВИДОВ ФУДЗИ . Кацусика Хокусай

Свои последние работы художник подписывал так «Хокусай — проживший вечность». И в этом нисколько не было самолюбования или претензии на бессмертие, только высокая требовательность мастера к своему делу. Сам Хокусай говорил «С 6-ти лет мной овладела страсть рисовать все предметы.

В 50 лет я выпустил значительное количество произведений всякого рода, но ни одно из них не удовлетворяло меня. Настоящая работа началась только к 70 годам. Настоящее понимание природы пробуждается во мне теперь, в 75 лет; поэтому я надеюсь, что в 80 лет я достигну известной силы проникновения, которая будет развиваться далее, до моих 90 лет.

И в 100 лет я смогу гордо заявить, что мое понимание совершенно». 

В чем же обаяние совершенно особого художественного мира Кацусики Хокусая и вообще всего японского искусства? В поэтичности линии и ритма рисунка, артистизме кисти, чистоте цвета? Все это, конечно, есть у японских художников, и на первых порах именно эти качества привели в восторг европейских ценителей живописи. Не сразу японская гравюра и живопись взволновали всех своим сосредоточенным раздумьем о месте человека на земле, о смысле его жизни, оставляя все же при этом нечто невысказанное.

И Кацусика Хокусай тоже не просто пейзажист. Изображение природы у него редко является пейзажем в привычном нам понимании. Его картины — это своеобразные сценки, вписанные в многоплановые, с широкими далями ландшафты. На них живут и движутся десятки людей, занятых различными работами: бочары и пильщики, рыбаки с сетями, крестьяне и торговцы. 

Еще задолго до создания серии гравюр «З6 видов Фудзи» Кацусика Хокусай пережил свое новое творческое рождение, начав работу над серией «Манга». В ней он свел воедино все, чего достиг в прошлом, одновременно «Манга» стала основой для создания новых работ.

В них художник много внимания уделил изучению человека, которого он всегда изображал в неразрывной связи с природой. Эта идея и получила дальнейшее развитие в серии гравюр «36 видов Фудзи».

Хокусай запечатлевает разнообразные явления жизни, лишь под влиянием таких идей и могла возникнуть эта серия. 

Японцы очень любят свою гору, ставшую излюбленным символом японского народа, — священную Фудзи, «о которой мечтают все женщины и поэты». По преданию, гора возникла в одну из ночей 285 года до нашей эры, тогда же, когда в провинции Оми появилось озеро Бива.

Лишь только небо и земля

Разверзлись, в тот же миг,

Как отраженье божества,

Величественна, велика,

В стране Суруга поднялась

Великая вершина Фудзи!

Героиня древних легенд и сказаний, Фудзи почиталась сначала как богиня Огня, а позднее как обитель богов Синто. Ей поклонялись даосы и буддисты, в честь ее писали оды и гимны, танки и хокку. 

Наиболее красива Фудзияма со стороны океана, с приморской дороги Токайдо, соединяющей молодой город сёгунов Эдо (Токио) с древней императорской столицей Киото. Слева от дороги, в просветах между серыми кронами криптомерии, открывается зеленоватая гладь океана.

В него сползают пологие отроги гор, к нему же стекают горные реки… А на горизонте, справа от дороги, вздымается величавая Фудзи. Возникая в долине, возвышаясь над плоскими полями и низкими пашнями, Фудзи кажется особенно грандиозной.

Ее подошва тает в густом тумане, и кажется, что гора плавно взлетает и, подобно гигантской птице, парит над Страной восходящего солнца, охраняя ее покой и тишину. 

Серия «36 видов Фудзи» для самого К. Хокусая была своеобразным рубежом в накоплении определенного опыта и знаний, а для истории японского пейзажа она стала вершиной его художественного мастерства. Вся серия состоит из 46 листов, но только на двух из них Фудзи изображена как «главное действующее лицо».

На остальных же листах она лишь присутствует в композиции: гора то видна с крыши дома, то выглядывает из-за морской волны. Иногда она едва просматривается на горизонте, окутанная туманом, или видится в окружности большой бочки, которую ладит трудолюбивый бочар.

Или проглядывает между расставленной треноги пильщика… Гора показана художником с самых разнообразных точек зрения, в разных ракурсах, с разных расстояний. А перед самой Фудзи разворачивается, как бесконечная пантомима, широкая панорама жизни крестьян, горожан, путешественников, ремесленников.

Маленькие, с любовью написанные люди трудятся, окруженные величавыми и загадочными стихиями воды, земли и неба…

Читайте также:  Природа, растения и животные магаданской области

Кацусика Хокусай ввел прославленную гору в свои гравюры как непременную участницу событий каждодневной жизни японского народа, поэтому в этой серии гравюр он изобразил Фудзи, пейзаж и человека.

Но человеческая жизнь является отнюдь не дополнением к Фудзи, в то же время и сама гора не является фоном, оттеняющим жизнь человека. Во всей серии К.

Хокусай применил прием, трудно уловимый для европейских зрителей.

Древнее изображение Фудзи в виде треугольника, обрамленного снизу полукругом, определяет композиционную структуру многих гравюр и делает этот символ еще более всеобъемлющим. Так К. Хокусай включает земное бытие и повседневность в единую систему мироздания. Они слиты воедино — Фудзи и японский народ.

В создании многоликого образа Фудзи художник не просто с фотографической точностью фиксировал положение горы при закате или при восходе солнца. Он творчески переосмыслил и переработал массу мимолетных впечатлений, которые и легли в основу серии.

В силу того, что в Японии не было пропасти между улицей и комнатой и вся жизнь обитателей Страны восходящего солнца протекала под открытым небом, японские художники первыми научились почти каллиграфически, в быстрых линиях запечатлевать неожиданное и мимолетное в природе. Все у К.

Хокусая чарующе: и цветущая сакура, и Фудзи с языками тающего снега, и дом, изображенный прямо-таки с точностью чертежа и с тем любовным пристрастием к деталям, которое столь присуще японцам.

Одной из лучших гравюр серии является лист «Красная Фудзи», в котором К. Хокусай с наибольшей силой выразил идею извечного единства человека и природы, хотя в пейзаже человека и нет. На листе изображена гора, высоко поднявшая свой конус в небо.

В лучах раскаленного солнца пламенеет «Красная Фудзи» на гравюре, полное название которой «Победный ветер. Ясныйдень». К. Хокусай и раньше изображал священную гору, но на прежних гравюрах она представлялась лишь красивой частью естественного ландшафта.

Здесь же, на фоне сверкающего синего простора, чуть светлеющего к горизонту, красным заревом пламенеет гора, особенно совершенная в кристальной ясности и чистоте своего силуэта. К. Хокусай импрессионистически точно уловил какое-то одно из многочисленных мгновений в жизни Фудзи.

Цвет горы, цвет неба, цвет облаков — все это передача только одного кратковременного движения природы, когда само утро еще только занимается. Ощущение хрупкой предутренней тишины передают и колорит гравюры в целом, и композиционное решение облаков, и форма Фудзи. 

Форма и цвет на этой гравюре сведены лишь к двум стихиям — земле и небу. Фудзи ни с чем не сопоставима и потому вначале кажется небольшой и как бы соразмерной зрителю, доступной его разуму, логике и чувству.

Но постепенно прямая и близкая точка зрения меняется: зритель переводит взгляд вниз и вдаль и неожиданно осознает безбрежность неба, уходящего к подножию горы… А зелень на склонах Фудзи — это уже не кустарник, а высокий хвойный лес.

И тогда гора как бы вырастает на наших глазах, становится величавой и, как мир, огромной. 

В других гравюрах серии («Фудзи в дождь», «Гора во время грозы» и др.) К. Хокусай сочетает движение и статичность, движение и покой — чередование тех состояний, из которых и состоит жизнь. 

Путешествуя по Японии, К. Хокусай увидел в природе страны то, чего до него, казалось бы, даже и не замечали. В его искусство вошел, как великая стихия, океан. Может быть, соотнесенность всех явлений жизни с океаном и определила масштабность видения и широту взглядов на мир, отличающие лучшие гравюры К. Хокусая. 

Вот знаменитая картина «Волна» (точное название ее «В морских волнах у Канагава»), обошедшая весь мир. Об этой гравюре написаны сотни исследований, а немецкий искусствовед Ф. Кауфман ей одной посвятил целую книгу. На гравюре К.

Хокусай изобразил разыгравшуюся стихию воды и неба, и зритель не сразу замечает скользящие по воде легкие японские лодки с прижавшимися к сиденьям людьми. Что может сделать человек в противоборстве с этой страшной стихией, перед лицом величественной красоты Фудзи? К.

Хокусай выразил в этой картине самоценность природы и внешнего мира — устойчивого, вечного и постоянно изменяющегося. 

В серии «Зб видов Фудзи» Кацусика Хокусай остался верен старому принципу иерархии явлений, так называемому закону «тэнтидзин» — «неба, земли и человека». Согласно ему, в картине должен быть главный предмет, его достойный помощник и вспомогательные детали. И у К.

Хокусая, как обычно бывает в японской картине, одной детали и главной цветовой гамме подчиняется весь строй произведения. Меняется лишь сама последовательность явлений, в которой человек подчас перестает быть последней ступенью «тэнтидзина».

Он нередко соотносится, а иногда становится и равновеликим самой Фудзи.

Источник: http://mirror2.ru.indbooks.in/?p=733956

Хокусай, Кацусика (1760 – 1849)

06.09.2014

Художник, известный под именем Кацусика Хокусай родился 21 октября 1760 го­да в предместье Эдо. При рождении ему было дано имя Токитаро. Известно, что семья вела бедное существование.

В четыре года Токитаро отдали на воспитание мастеру зеркальных дел Накадзима Исэ. Данное обстоятельство подтверждает как бедно­сть родителей будущего художника, так и о то, что он был одним из младших сыновей в семье, т.

к старшего сына в Японии никогда не отдавали  в чужой дом на воспитание. В приемной семье Токитаро провел около шести лет. Позже, в предисловии к серии «100 видов Фудзи» он сам указывал, что «с шести лет стал изображать различные формы предметов».

В 1770 году будущий художник ушел от своего вос­питателя и поступил разносчиком в книжную лавку. Здесь, очевидно, он научился чтению, письму и счету.

Время, в которое жил, учился и работал Хокусай, трудно назвать благопо­лучным

Непомерность налогов для низших сословий, частый голод из-за неурожая, зависимость от купцов и, как следствие, частые бунты, сопровождаемые пожарами, а также — эпидемии, повышавшие и без того высокую смертность, были его реальностью. В то же время, последняя треть XVIII столетия в Японии характеризовалась повышением интереса к западной науке и культуре.

Запрет на иностранную литературу был снят еще в 1720 году, а в 1774 году на японский язык была переведена «Новая книга по общей анатомии человека», написанная голландскими врачами. В 1796 го­ду в Японии вышел первый иноязычный словарь — голландско — японский.

Политика сёгуната в сфере торговых отношений с иностранными государствами менялась от полного запрета до умеренных разрешений.

Чайный домик после снегопада. Хокусай.К.

В четырнадцать лет Хокусай поступил в ученики к известному граверу и, постепенно, начиная с подготовки доски и заканчивая нанесением краски, овладел тонкостями этого кропотливого ремесла. Здесь он пробыл до девятнадцати лет, после чего был принят в мастерскую известного в то время художника Кацукава Сюнсё (1726 — 1793).

Исключительный талант и редкое трудолюбие способствовали расположению со стороны мастера и, спустя год, Хокусай начал получать довольно ответственные задания.

В это время, он подписывал свои работы именем Сюнро (иероглиф «сюн» был взят от имени учителя, а «ро» — от его старого «псевдонима» Кёкуро, чем подчеркивалась его верность учителю).

В 1793 году Кацукава Сюнсё умер, и Хокусай покинул его мастерскую

Но, на этом период ученичества не окончился. Несмотря на то, что художнику было уже тридцать три года, и он имел определенный опыт работы в разных жанрах, он не спешил обзаводиться собственной мастерской. Среди художников Японии было принято долгое обучение.

Сначала, Хокусай примкнул к старинной школе «Кано», затем – обратился к живописи «яматоэ» (художники школы «Кано» опирались на китайские традиции, а школа «ямато-э» считалась исконно японской). В 1797 году он заинтересовался европейской живописью, стал изучать перспективу и писать картины маслом в «европейском духе» (некоторые из работ сохранились до наших дней).

Таким образом, прежде чем найти собственный стиль, Хокусай внимательно изучил все известные на тот момент направления изобразительного искусства.

Длительное время Хокусай зарабатывал на жизнь иллю­страциями недорогих романов и альбомов

Его материальное положение несколько упрочилось, когда он получил предложение сотрудничества со стороны известного издателя Нисимурая Ёхати. С 1799 года начинается зрелый период творчества Хокусая.

С этого времени он уже подписывается именем Гакедзин Хокусай. Посвятив себя творчеству, художник, в основном, жил в стороне от людей.

Бывшие у него ученики смогли перенять лишь внешнюю манеру работы мастера, достичь же их содержательной высоты никому из них не удалось.

Отражение Фуджи в озере Кавагучи. Хокусай К.

В начале XIX столетия авторитет Хокусая был уже очень высок

В это время, художнику не требовалось искать заказы; заказчики сами пытались снискать его благосклонность. Стабильный заработок дал Хокусаю возможность путешествовать. В 1804 году он проехал по тракту Токайдо, соединявшему две столицы — Эдо и Киото.

Результатом этой поездки стало появление серии гравюр «53 станции дороги Токайдо». В 1812 г. художник начал работать над сборником рисунков «Манга», куда вошли наброски людей, пейзажи, жанровые сценки. Первый том «Манга» увидел свет в 1814 году.

В 1823—29 годах были созданы серии «36 видов горы Фудзи», «Мосты», а в 1827 году Хокусай приступил к серии «Путешествия по водопадам страны».

Хокусай работал очень быст­ро, не допуская никаких переделок

В начале 1830-х годов он переехал на полуостров Миюра. Здесь, удалившись от городской суеты, он работал над масштабным циклом «100 видов Фудзи», увидевшим свет в 1834 — 36 годах.

Читайте также:  Ноздрев: характеристика и образ героя в поэме н.в. гоголя "мертвые души"

По окончании работы над серией, в 1836 году, из-за угрозы сельских бунтов, принявших в то время небывалый размах, мастеру пришлось возвратиться в Эдо. В условиях быстрого роста цен, средства художника обесценились, а спустя три года сгорел его дом.

Возможно, именно этим объясняется то, что не очень большое число гравюр, созданных в последние десять лет жизни Хокусая, уступают его более ранним произведениям.

Художник скончался 10 мая 1849 года в Эдо.

«Два диких гуся». Хокусай К. 1800 г. Государственный гравюрный кабинет, Дрезден

«Два диких гуся»

Работа выполнена в традиционном для китайского и японского изобразительного искусства жанре «катёфугэцу» («цветы, птицы, ветер и луна»). В нем придавалось большое значение «пустоте», ко­торая являлась едва ли не основным связующим элементом композиции («Пустота всемогуща – она содержит все» говорил Лао-цзы).

Следуя древней традиции, художники заполняли предметами примерно одну треть фона, остальное пространство было отдано «значительному молчанию». Большое значение в композиции гравюр «катёфугэцу» имело расположение надписи, гармонично дополнявшей композицию и подчеркивающей ее ключевые элементы. Листья тростника напоминают каллиграфически выписанные иероглифы.

Перед тем, так приступить к изображению «предметов внешнего мира» художник должен был освоить приемы каллиграфии. «Выражая себя, цветок источает свое неповторимое благоухание. Каллиграфия — это цветок души человека». Ди­кий гусь в японском искусстве, традиционно, ассоциировался с осенней луной. Таким образом, гравюра представляет осенний пейзаж.

14 или 15 сентяб­ря (по европейскому календарю) в Японии отмечается «День любования полной луной», которая, как считается, достигает в это время наивысшей красоты.

«Победный ветер. Ясный день». 1830-31 г. Хокусай К. 25,3х37,7 см. Музей Фитцуильяма, Кембридж

«Победный ветер. Ясный день»

Другое название работы – «Гора Фудзи в ясную погоду». Она является одной из самых известных гравюр серии «36 видов Фудзи» (наряду с гравюрой «В морских волнах у Канагава»). Гора Фудзи представлена окрашенной в красноватый цвет.

И действительно, на рассвете, летом и осенью, в первых лучах солнца Фудзи приобретает красноватый цвет. Это явление получило в Японии название «Красная Фудзи».

Гравюра же стала классическим изображением Фудзи, одной из «визитных карточек» творчества Хокусая и японского искусства в целом.

«Суруга-тё в Эдо». Хокусай К. Ок.1831 г. 26,2×38,5 см. Художественный музей Фудзи, Токио.

«Суруга-тё в Эдо» — еще одна гравюра Хокусая из серии «36 видов Фудзи

Весь передний план картины отражает суету «бренного изменчивого мира». Гора Фудзи, представленная на заднем плане, лишь помогает выстроить композицию. Ее очертания поч­ти повторяют контуры крыш. Квартал Суруга-тё в Эдо, известный магазинами и лавками, считался торговым центром Эдо. На картине изображены два мануфактурных магазина.

«Бухта Эдзири в провинции Сунсю»

Гора Фудзи на гравюре представлена лишь контуром на горизонте. Но даже таким образом лаконичным образом передана ее красота и величие. Работу отличает сдержанный колорит. Обилие сине-зеленых участков дает ощущение прохладного дня, а незакрашенные участки фона «наполняют» ее воздухом.

Парящие по воздуху листы бумаги и листья деревьев оживляют ощущение движения ветра. Представленный сюжет напоминает знаменитую гравюру Хиросигэ «Ёккаити. На реке Миэгава» (1833-34 гг), где человек догоняет шляпу, сорванную с него порывом ветра.

По всей вероятности, работая над гравюрой, Хиросигэ находился под впечатлением работы Хокусая.

«В морских волнах у Канагава» Хокусай К. Ок.1831 г. 24,6 х36,5 см. Художественный музей Фудзи, Токио

«В морских волнах у Канагава» 

Известная также под названием «Большая волна в Канагава», гравюра является, наряду с «Горой Фудзи в ясную погоду», символом всего творчества Хокусая. Здесь использованы по-новому переосмысленные приемы, заимствованные у европейских художников. Созданию гравюры предшествовал продолжительный творческий поиск.

Но именно здесь, при помощи наиболее удачных композиционных противопоставлений (недвижная гора — бурное море, уязвимые лодки — мощная волна) художник добился передачи столь сильного эмоционального контраста. Уже более ста пятидесяти лет гравюра не теряет своей популярности.

Под ее впечатлением были созданы: симфонические эскизы «Море» Клода Дебюсси, лестница в московском особняке Рябушинского и фриз на фасаде МХАТа архитектором Ф. Шехтелем, и др.

Гора Фудзи

Пляж в провинции Сагами. Хокусай К.

(Фудзияма или Фудзисан) издавна является символом Японии. Любование ей было и остается одним из почитаемых занятий в Японии. В хорошую погоду гора видна почти с любой точки острова Хонсю, но наи­лучшими видами считаются те, что открывающиеся с побе­режья.

Именно здесь во времена Хокусая пролегала дорога Токайдо, соединявшая Эдо и Киото. Многие поэты и художники, путешествовавшие по тракту Токайдо, запечатлели образ Фудзи в своих произведениях.

«Туман и осенний дождь, И пусть невидима Фудзи, Как радует сердце она!» писал Басе.

Первый пейзажист Японии

Хокусая часто называют «первым пейзажистом Японии». Но, этот титул отражает скорее положение мастера на «японском Парнасе», чем его «хронологическое первенство». Исторически, Хокусай не был первым. Видовые гравюры можно найти уже у Окумура Масанобу (1686 — 1764) и Нисимура Сигэнага (1697 — 1756).

Еще раньше, чем они, в 1690 году серию пейзажных гравюр создал Хисикава Моронобу (1638 — 1714). В пейзажах вышепере­численных авторов уже наблюдается переход от средневековой пейзажной традиции (т.

е – от «пейзажей вообще») к изображению некоторого конкретного ландшафта со всеми присущими ему особенностями, выделяющими его среди других подобных ландшафтов. Но лишь в творчестве Хокусая пейзаж как жанр сформировался полностью, став самостоятельным видом гравюры «укиё-э».

В старости Хокусай говорил: «До 70 лет я не сделал ничего значительного. В 73 года я, наконец, постиг строение животных, насекомых и рыб, природу растений и де­ревьев. Поэтому могу сказать, что вплоть до 86 лет мое искусство будет развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства.

К 100 годам я достигну великолепного уровня, а в 110 лет каждая точка, каждая линия будут сама жизнь». Художник не дожил до 110 лет, но и за свои неполные девяносто успел создать около тридцати тысяч рисунков и проиллюстрировать пятьсот книг.

Манга

Рисунок из серии «Манга». Хокусай К.

Первую книгу многотомного труда «Манга» («Книга набросков»), задуманного как пособие для художников, Хокусай выпустил в 1814 году. За свою жизнь он создал пятнадцать томов «Манга», последние из которых увидели свет уже после смерти мастера.

Художник как будто хотел зарисовать всю повседневную жизнь тогдашней Японии. В сборники вошли: характерные позы людей и животных, различные выражения человеческих лиц, пейзажи, жанровые сцены, архитектурные детали и т.д.

Рисунки отличают острая характерность и высокое мастерство исполнения.

 Суримоно

«Суримоно с чайными принадлежностями и ключами». Хокусай К.1822 г.

Слава мастера «суримоно» пришла к Хокусаю раньше славы пейзажиста. «Суримоно» – особый над гравюры. По цели своего создания «суримоно» подобно поздравительным открыткам. Но по художественному исполнению, гравюра «суримоно» ее значительно превосходит.

Для изготовления «суримоно» используется лучшая бумага, лучшие краски, а композиция отличается особым изяществом. Несмотря на малый формат, это – произведение искусства.

Появление «суримоно» было связано с изобретением (в середине ХVIII века) способа печати с нескольких досок.

Первые «суримоно» были довольно просты, но, вскоре, художники достигали высокого изящества в их изготовлении, иногда включавшем до восьми цветов (печати с восьми досок), применении золочения, серебрения и присыпки бумаги перламутром. Как правило, формат «поздравительных гравюр» был квадратным.

Стихи ста поэтов в пересказе няни

Иллюстрация к танка поэта Абэ-но Накамаро. Хокусай К. 1830-х гг.

В XIII веке в Японии была составлена поэтическая антология «Сто стихотворений ста поэтов». За несколько веков этот сборник не только не утратил своей популярности, но стал своего рода «поэтическим эталоном». Серия «Стихи ста поэтов в пересказе няни» задумывалась Хокусаем как цикл иллюстраций к этой антологии, причем иллюстраций, в значительной степени, вольных (в пересказе няни»).

Иллюстрация к стихотворению Минамото-но Мунеюки. 1830-х гг.

«Стихи ста поэтов» стали последней серьезной работой мастера, к ним он приступил уже после «Ста видов Фудзи». Мастер успел сделать 28 гравюр и 68 эскизов тушью, но выпуск серии был прерван, и она не состоялась как единое произведение. Тем не менее, отдельные листы цикла представляют значительный интерес.

Пейзажи

«Водопад Кирифури на горе Курока» Хокусай К.1832 г. Серия «Водопады различных провинций»

Пейзажи Хокусая многообразны.

Художника одинаково интересовали: величественная Фудзи и низвергающийся с горы водопад, искривленная сосна и заросли бамбука, незатейливо прижавшиеся друг к другу крестьянские дома и туман, ложащийся утром по берегам рек, словом – все, что могло составить сюжет пейзажа. К тому же, значительную часть своей жизни Хокусай провел в путешествиях и наблюдениях. Тема природы и человека звучит в его творчестве то величественно, то – иронично, гармонично сочетая в себе лирическое с эпическим.

«Женщины, собирающие чайные листья» Хокусай К.1820 г.

«Женщины, собирающие чайные листья»

Это — классический образец гравюры «укиё-э» в творчестве Хокусая. Работа посвящена сбору чайных листьев. Чай, как известно, считается (после сакэ) традиционным японским напитком. Впервые японцы попробовали чай в VIII веке, а в XII веке монах Эйсай привез в Японию семена чая.

С творчеством Хокусая связывают возрождение искусства гравюры «укиё-э»

В созданных им образах природы и людей, нашло отражение восприятие целостности мира, в котором органично сочеталось «высокое» и «низкое», величественное и смешное. Важным оказалось влияние работ Хокусая на европейскую живопись и графику.

Одним из первых японских мастеров (с начала XIX века) он стал известен в Европе, именно по его работам формировалось суждение о японском искусстве в целом. Творчество Хокусая оказало влияние на импрессионистов, постимпрессионистов, а также других, близких им по времени, художников и графиков.

Восхищались и заимствовали приемы его работы такие мастера как: Мане, Моне, Уистлер, Ван Гог, Боннар и многие другие.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников и страницы: http://www.5arts.info/hokusai-katsushika-1760-1849/

Источник: https://8-poster.ru/onenews/206/

Ссылка на основную публикацию