Сказка: рихаpд фон фолькманн «старая мельница»

Мария Минаева. Забытые сказки хирурга-романтика / Православие.Ru

Вот ращу я своих детей и думаю: детство их должно быть богатым. Нет, я не о том богатстве – не о тряпках и технике, и даже не о заморских путешествиях.

Я о впечатлениях и наблюдениях, о людях и животных, хороших фильмах и музыке, о деревьях и ветре, звёздах и цветах. О жизни.

Чем больше видит ребёнок, какая она разная, богатая и настоящая, тем острее он воспринимает, живее думает, гармоничнее развивается. И книги здесь, конечно же, не последнюю роль играют.

Ох уж эти книги! Заманивают в свой цветистый мир, а потом и дорогу назад забываешь! Помимо знаменитых проспектов, солнечных тропинок, памятной с детства Дороги из жёлтого кирпича, есть там тайные закоулки. Заглянешь в такой – и ахнешь: где была раньше, почему не знала об этом? Так нашёлся и поселился на нашем «детском» стеллаже сборник сказок Рихарда фон Фолькманна.

Был он, как говорят, человек недюжинного роста и запоминающейся внешности: рыжеволосый, с синими глазами. Был выдающимся военным хирургом – во время Франко-прусской войны спас множество жизней не только успешными операциями в полевых условиях, но и внедрением метода антисептики карболом. Фолькманну и его жене Господь дал 11 детей.

​Он писал свои сказки прямо на фронте, ночами, после изнурительных операций.

Фантазия, корнями уходящая в знаменитый немецкий романтизм, заводила Фолькманна невероятно далеко: в королевство сновидений, туда, где небо сходится с землёй, в неизведанные волшебные страны.

Но никогда она не уводила его от самого главного – понимания важности честной и милосердной христианской жизни, какой бы трудной и печальной она порой ни была.

Сказки Фолькманна рассказывают о людях, которые ошибаются, о людях, которые поступают мудро и правильно, о верном и неверном выборе, об уповании на Господа и самонадеянности, о любви. Каждая – хороший урок. Нет, не нарочитое назидание сверху. Пример. А что уж дальше с ним делать – решать читателю.

Книга «Сказки из волшебного сундука» издательства Свято-Елизаветинского женского монастыря в Минске включает 12 произведений. Они переведены замечательным вологодским писателем Робертом Александровичем Балакшиным, который, мне кажется, сохранил и неукротимый дух немецкого романтизма, и многоцветье авторской фантазии, и глубокую, истинно христианскую суть каждой истории.

О волшебных кольцах и силе желаний

Уникальность сказок Фолькманна в том, что он использовал характерные жанровые приёмы, чтобы рассказать о вещах совсем не сказочных. Вот, например, для чего нужны волшебные кольца? Правильно, исполнять желания. Этот древний фольклорный мотив говорит о неизбывном стремлении человека воплотить в жизнь мечту.

Стать сказочно богатым, удачливым, красивым, заполучить в жёны царскую дочь и полцарства в придачу… Можно ещё вспомнить Толкиена и его волшебное кольцо, которое дарило власть, погружая обладателя во мрак. У Фолькманна всё не так.

Он как бы насмешливо ломает этот стереотип – и герой сказки отвергает незаслуженный дар.

Ганс-Простак хранит волшебное кольцо (так и называется сказка), доставшееся ему случайно, всю жизнь. Он честно трудится со своей женой, полагая, что и сам сможет заработать денег, купить поле и скот.

К концу жизни, прожитой рука об руку, так и не растратив заветного желания, Ганс и его супруга умирают, окружённые любящими детьми и внуками. Они так и не нашли серьёзного повода воспользоваться подарком судьбы.

Ведь всё, что можно было получить своим трудом, они получили.

А вот другой человек воспользовался. Он подменил кольца – выкрал волшебное, а на пальце Ганса-Простака оставил самое обыкновенное. И что же? Загаданные сто тысяч талеров свалились на вора прямо с неба – и задавили его. Кольцо выполняет свою миссию, желание исполнено, но неразумный и жадный человек справиться с ним оказывается не в состоянии.

О счастливцах и ванильных орешках

Практически в каждой сказке Фолькманн затрагивает тему счастья. Причём счастья самого простого, обыденного. Однако простота эта кажущаяся. Как важно создать свой семейный очаг на любви и самопожертвовании, а не на тщеславии и амбициях, как сложно его сохранить – и об этом говорит сказочник.

Например, что делать, если избранник не соответствует твоему идеалу? Вот ты всю жизнь мечтал, чтобы жена пекла ванильные орешки, а она не печёт? Расстаться со своей мечтой, забыть о любимом лакомстве детства? Конечно, если это настоящая любовь! Но приходит день, и бытовые трудности, плохое настроение вдруг заставляют вспомнить об этой глупой мечте, и воспринять её всерьёз, и сказать жестокие слова. А примириться потом ох как непросто – нужно найти в себе смелость и признать свою неправоту…

Или вот волшебное дерево. Под ним снятся людям вещие сны. Но свершившееся счастье – только ли плод видения, или оно создаётся своими руками и трудом?

«Искусный инструмент», «Король ванильных орешков и королева губной гармошки», «Сон под буком» – сказки о любви и семье. О том, как трудно сберечь это простое и хрупкое счастье, о том, как страшно растерять его из-за эгоизма и гордыни.

Такие темы в сказках обычно не поднимаются, но Фолькманн смело повествует о них своим детям (ведь именно для них изначально писались эти волшебные истории). Не романтическая заоблачная любовь, а чувство, требующее внимания, постоянства и самопожертвования – вот основа христианской семьи. И об этом сказочник говорит взрослым и маленьким читателям.

О заржавленной руке и тяжести искупления

Один знатный рыцарь обидел нищего – и поплатился за это. Рука его покрылась ржавчиной, да такой отвратительной, что пришлось надеть перчатку, скрывающую болезнь. Рыцарь одумался, перестал пить и гулять, женился на доброй и благочестивой девушке.

Вы думаете, это конец? Нет, это только начало.

Грех этого человека оставался нераскаянным, и рука его продолжала ржаветь. Узнав об этом, жена рыцаря берёт на себя тяжкий обет. И только потеряв любимую супругу, рыцарь начинает задумываться – а что он, собственно, сделал не так. Три года проходят в тяжелейших испытаниях для обоих. Заканчивается сказка счастливо и трогательно – на то она и сказка.

Фолькманн не идёт лёгким путём. Его герои должны быть честными перед собой и Богом, и никакие жанровые законы волшебной сказки не упрощают жизнь их души. Наоборот, позволяют пройти путь искупления так, чтобы читатель глубоко задумался – о себе самом.

О грехах и мельнице

Сказки в книге расположены не в случайном порядке, они как бы проходят трансформацию: от волшебного повествования – к притче с глубоким христианским смыслом.

Так, ближе к концу появляется «Старая мельница» – волшебная история с явным притчевым подтекстом, с серьёзной моралью.

Есть волшебная мельница. Она перемалывает старух. Серьёзно, влезает в неё пожилая женщина – а выходит юная девушка.

Читайте также:  Сейсмические пояса земли. сейсмические волны

И мельник при ней особенный – денег не берёт, а просит подписать какую-то бумагу. Нет, не ту, что думается на первый взгляд.

Не душа ему нужна, а заверение, что женщина, проживая снова свою жизнь, в точности повторит все грехи, которые совершила. Выбор, конечно, нелёгкий. Но героиня сказки решает его однозначно. Для маленького читателя сказка эта – хороший урок, для взрослого – пища для серьёзных размышлений над собой.

О вечной жизни и страшном выборе

Последняя сказка в книге – и не сказка вовсе. Даже с точки зрения литературоведения: нет в ней характерных приёмов, нет счастливого финала, хотя и несчастным его не назовёшь. Это история, которая заставляет по-настоящему испугаться самого себя, своих желаний и страстей. История, подтверждающая слова Христа «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 20). Действительно там, и ад, впрочем, тоже.

Умирают богач и бедняк, и апостол Пётр предлагает им выбрать обстоятельства посмертного существования. И богач наконец осуществляет свои мечты – о золотом дворце, о любимых яствах, о беззаботном времяпрепровождении. Но хватает его ненадолго – всего на какую-то тысячу лет.

Рихард фон ФолькманнИ, жалуясь навестившему его апостолу на то, как осточертело ему всё кругом, богач узнаёт удивительную вещь – он в аду.

И единственное, что ему остаётся – подглядывать в узкую щёлочку на чердаке за тем, как сидит у подножия Божьего престола на маленькой скамеечке бедняк – ведь только её он пожелал себе после смерти.

«Апостол Пётр неслышно ушёл, а богач стоял, вытянувшись в струнку, смотрел в оконную щёлочку, и вечность текла незаметно – тысячелетие за тысячелетием».

Наверное, возникает вопрос: а зачем эти сказки детям? Они непростые, порой печальные, иногда пугающие, и очень, очень серьёзные. Я тоже иногда думаю об этом, но пятилетняя дочь несёт мне эту книжку и просит читать – в который уже раз. Она расспрашивает меня про непонятные слова, а вот про содержание вопросов почти не задаёт.

Думает напряжённо и серьёзно о чём-то своём, слушая моё чтение. И я понимаю: вот оно, богатство жизни – наряду с другими, привычными сказками, сюжеты которых перекликаются друг с другом, услышать и эти, непохожие ни на что.

Удивительные волшебные истории, написанные настоящим христианином, выдающимся врачом и талантливым сказочником – Рихардом фон Фолькманном.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/115576.html

Рихаpд фон Фолькманн: Старая мельница

В давние старые времена в Тюрингии, близ Аполды, была старая мельница. Она выглядела как обычная кофейная мельница — с той лишь разницей, что была гораздо больше, и ручка у нее была не наверху, а сбоку.

Эта мельница обладала удивительным свойством. Если в ее верхнюю часть заходила немощная морщинистая старуха, горбатая, без волос и зубов, то внизу она выпрыгивала молодой, краснощекой, нарядной девицей.

Когда мельница работала, внутри нее что-то щелкало, скрипело и вскрикивало, как от боли.

Когда же молодая девчонка появлялась внизу, то у нее спрашивали, не страшно ли было перемалываться. А она отвечала весело:

— Что вы, ничуть. Это все равно что проснуться спозаранку. Ты хорошо выспалась, за окном светит солнце, поют птицы, шумят деревья. Потянешься — только косточки хрустят.

В одной глухой деревушке далеко от Аполды жила дряхлая старуха, которая слышала об этой мельнице, но никак не могла собраться, чтобы сходить туда.

Однако ждать дольше было нельзя — вот-вот смерть придет. Собралась старушка и пустилась в дальний путь.

Шла она долго, старые больные ноги еле несли ее, одолевали и кашель, и боль в спине, но она брела и брела вперед. Наконец пришла она к чудо-мельнице.

На скамье у мельницы сидел мельник — молодой парень. Засунув руки в карманы, он покуривал трубку, пуская кольца в небо.

— Нельзя ли мне, господин мельник, снова сделаться молодой? — спросила старушка. — Говорят, ваша мельница это делает.

— Правду говорят, — сказал мельник. — Как зовут тебя?

Старуха назвала свое имя.

Мельник зашел в мельницу и вынес оттуда большую толстую книгу.

— Сколько возьмете с меня? — полезла старуха за деньгами.

— Перемолка ничего не стоит, — ответил мельник. — Но вот здесь ты должна поставить свою подпись.

— Подпись? — перепугалась старуха. — Свою душу отдать в услужение дьяволу? Ну нет. Я набожная женщина и все же надеюсь попасть на небо.

— Что ты, бабка, — засмеялся мельник. — Какой дьявол? С этим у нас все чисто. Но в этой книге с точностью по дням и по часам записаны все прегрешения, какие ты совершила в жизни. Ты должна подписаться, что, когда перемелешься, повторишь их все снова.

Мельник посмотрел на опешившую старуху, заглянул в книгу и сказал насмешливо:

— С шестнадцати до двадцати шести лет записи идут густо, не по одной странице, к сорока годам поменьше, после сорока опять густо, ну а к старости — тут редко.

Старушка покачала головой и жалобно попросила:

— Нельзя ли там хоть кое-что повычеркнуть, милый господин мельник? Хотя бы только три строчки. Я скажу, какие. А то повторить все снова — это ужасно!

— Нет, — ответил мельник. — Только с таким условием работает мельница.

— Закройте вашу книгу, — недовольно сказала старуха. — Такая перемолка мне не подходит. Это все равно что переливать из пустого в порожнее. — И она побрела в родную деревню.

Когда старушка вернулась домой, вся деревня сбежалась смотреть на нее, помолодевшую.

— Бабушка, — удивлялись все, — вы такой и вернулись, какой ушли. Мельница изломалась или о ней все врут?

— Нет, не изломалась, и правду говорят о ней, — отвечала путешественница за молодостью. — Да не зря говорится: сколь ни мели, не получится из ржи пшеничная мучица.

Источник: https://rita-vasilieva.livejournal.com/4796895.html

Выпуск от 15 ноября 2018, четверг

Друзья-шестиклассники Юра Пряткин и Коля Шуткин сидели в креслах и смотрели на стену. Они находились в мансарде двухэтажного дома, в которой жил Коля, когда гостил у дедушки с бабушкой. Здесь было то, что делало данное место уютным в этот прекрасный летний вечер — какао с плюшками на журнальном столике и телескоп. Да-да — самый настоящий телескоп. Причем не просто телескоп, а дооборудованный: он выдавал изображение наподобие кинопроектора на стену, где вместо экрана висела белая простыня. А поскольку телескоп был нацелен на Луну, то на стене Луна и присутствовала — большая и загадочная.
Читайте также:  Тропа гигантов в ирландии
«Единственный яд для разума — страсть. Ибо ложное рассуждение быстро переменится, если пройдет страсть.» Энтони Эшли Купер Шефтсбери
Куда-то в космос запулили космонавтов.
За окном уже светало. Андрей скептически оглядел фиолетовые березки и лошадок, пасущихся на фоне нежной лазури, огромную розовую луну, и остался доволен. CMYKовские цвета были подобраны с максимальной толерантностью. Это значило, что, хотя бы печатники Андрея сегодня не кастрируют. «Кастрируют другие», ⎯ подумал он. – «А одна-две кастрации в день, это не так уж страшно. Даже, говорят, пользительно. Для связок. Что ж, запишемся в папскую капеллу. Кстати, кто теперь папа, интересно»?
Статья об экспедиции армавирского местного отделения русского географического общества(РГО)в Баксанское ущелье в поисках древних артефактов.
Снова полночь ледяная. Серп луны во тьме горит. Я брожу, любви не зная.Сердце больше не стучит.
Снафф, Тилли, Барбара и Мак… Эта статья о них — четвероногих актёрах из т/с «Удивительные странствия Геракла» и «Зена — королева воинов».
Заря еще не высветила из мглистого мрака знаменитый чикагский скайлайн, не выбелила неоновую аврору, как Чикаго вновь погрузился в будничную серость.Утро в любом полицейском участке – адское время дня…
Вот, он край света, думала худышка Марта, глядя на заброшенное, выжженное солнцем поле, которое простиралось на много километров. Казалось, кроме поля и кружащих над ним ворон, в целом мире ничего больше нет. 

Источник: http://xn--80aaa5akp3agco.xn--p1ai/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85.html

Александр Акилов — Старая мельница. Сказки для девочек

Здесь можно скачать бесплатно «Александр Акилов — Старая мельница. Сказки для девочек» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая детская литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Старая мельница.

Сказки для девочек» читать бесплатно онлайн.

Июль – желанная пора, когда каникулы в самом разгаре, до школы еще далеко и можно наслаждаться нескончаемой вереницей солнечных праздников: купаться в пруду с друзьями, гонять по проселкам на велике и мечтать о невероятных приключениях, которые этим летом должны будут произойти именно с тобой. Герои этой книги, попадая в самые удивительные ситуации, борются за свое счастье и не бросают друзей в беде.

Старая мельница

Сказки для девочек

Александр Акилов

© Александр Акилов, 2017

ISBN 978-5-4485-4165-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Авторы считают своим долгом предупредить читателя, что ни один из персонажей этой повести не существует (и никогда не существовал) в действительности. Поэтому возможные попытки угадать, кто здесь есть кто, не имеют никакого смысла.

А. и Б. Стругацкие, «Хромая судьба»

Июль – желанная пора, когда каникулы в самом разгаре, до школы еще далеко, и можно наслаждаться нескончаемой вереницей солнечных праздников – купаться в пруду с друзьями, гонять по проселкам на велике, и мечтать о невероятных приключениях, которые этим летом должны будут произойти именно с тобой.

Сумерки сгущались, словно рука невидимого художника опустила в раскаленное небо гигантскую каплю ультрамарина.

Холодные темные струи, клубясь замысловатыми косами, тянулись к прогретой полуденным солнцем земле и никак не могли дотянуться. Катюха, задыхаясь, изо всех сил крутила педали своего новенького велика.

До деревни оставалось пять километров, и быть застигнутой дождем здесь, в открытом поле, ей очень не хотелось!

На угрожающе синем фоне туч белым пламенем почти одновременно сверкнули две молнии, за ними третья, и только спустя целую вечность, издалека донеслось сердитое ворчание надвигающейся грозы. Ветер свистел в ушах и трепал выгоревшие за лето волосы.

Колеса крутились с бешеной скоростью, оставляя узорный след в еще неостывшей пыли проселка. Среди тишины, окутавшей мрачный пейзаж до самого горизонта, раскаты далекого грома терзали душу холодным ужасом. Ноги налились свинцовой усталостью и отказывались крутить педали.

Сердце вот-вот выскочит изо рта и разорвется на тысячу красных горячих кусочков.

– Тогда конец! – подумала Катя.

Ослепительная вспышка разверзла небо надвое и с ужасающим грохотом провалилась сквозь землю у самой опушки леса.

– Скорее в спасительную гущу ельника! – промелькнуло в голове девочки.

Неожиданно дорога круто наклонилась и подбежала к заросшему ивой берегу речки. Велосипед неудержимо ринулся под горку. Прохладные редкие капли дождя обожгли разгоряченное Катино лицо, щекотали спину и руки.

Велик нырнул в заросли ивняка и оказался под крышей старой заброшенной мельницы. Стало непривычно темно и тихо. Пропитанный тлением воздух, струйкой колдовского зелья, проник в Катин нос и легкие. Тревожное ощущение гиблого места внезапно охватило её сердце.

Сверкнула еще одна молния, и оглушительный треск потряс стропила ветхой крыши. Дождь монотонно звенел и стлался белой пеленой над черной гладью мельничного омута, он рассыпался алмазными брызгами на ветхих досках плотины, раздувался пузырями среди белых кувшинок и стеблей стрелолиста.

Торчать до вечера в этом жутком месте Катя никак не планировала и молила бога, что бы дождь побыстрее закончился. Но ливень только усиливался. Худая крыша начала протекать, несколько холодных капель упало прямо ей на голову.

Катюшка перебралась в дальний угол, где можно было удобно устроиться среди разбитых жерновов на куче прошлогодней соломы.

Новый удар грома с неслыханной силой потряс стены, что-то рухнуло, зашипело, и раздался глухой хриплый стон. Внутри у девочки всё похолодело. Ей стало до жути страшно.

Захотелось волшебным образом очутиться дома и напиться горячего чаю с малиной. Но такого счастья ей не светило, кажется, до самого вечера. И она заплакала.

Плакала она редко, но это был как раз тот случай, когда без слез не обойдешься.

Неизвестность рождает страхи, Катя это хорошо знала, поэтому решила сразу посмотреть, что там упало в темном углу.

И раньше бывало, что-то зашуршит в темноте или мышь пискнет в чулане, сердце надрывно забьется и холод страха свяжет по рукам и ногам твоё тело.

Сразу же почудится привидение, или еще какая-нибудь нечисть, – лежишь и трясешься в постели, пока сон не сомкнет утомленные тревогой веки.

Девочка поднялась на ноги, и осторожно ступая по земляному полу, направилась в темный угол, откуда только что раздались странные звуки. На куче истлевших мешков плашмя лежал огромный жернов, а под ним что-то барахталось.

Катя нагнулась, напрягая в темноте все свое зрение, и вдруг резко отпрыгнула назад. Жернов своим краем придавил странное существо, похожее на толстого годовалого ребенка, одетого в серые пыльные лохмотья.

Существо смотрело на девочку своими зелено-голубыми глазками, и что-то лопотало на непонятном тарабарском языке.

– А-а-а-а-а!!! – что было сил, закричала девочка. Ноги её подкосились, и она опустилась на холодный земляной пол, усыпанный истлевшим мусором.

Существо забилось снова и, сквозь стоны и тарабарщину Катя разобрала несколько внятных фраз: – Ну что ты орешь? Лучше помоги. Приподними этот проклятый камень.

Существо выглядело жалким и беспомощным. Катя, поднялась с пола и попыталась приподнять край жернова, но тот был страшно тяжелым и не двигался с места.

Сделав еще одну безрезультатную попытку, она подсунула под край жернова доску, валявшуюся рядом, и, используя её, как рычаг, с огромным трудом приподняла край камня.

Существо проворно выкатилось из-под жернова и, вскочив на свои короткие ножки, стало жалостливо причитать.

Читайте также:  Экосистема леса. виды лесных экосистем, их характеристики

– Ты кто? – спросила Катя.

– Я старый Баньши, живу в этом тихом месте, как и положено, духам мельницы.

– Вот-те раз! – удивилась девочка, – Я случайно не сплю?

Она даже ущипнула себя за ногу, что бы это проверить.

– Не спишь, не спишь! Спасибо тебе за доброе дело. Это все поганые тролли. Они каждый день устраивают мне неприятности. Вчера, например, заколдовали водяное колесо, оно всю ночь страшно скрипело и не давало мне спать, – хриплым голосом продолжил Баньши.

Катя немного успокоилась и попыталась разглядеть человечка получше.

Лысая голова с кудрявой короткой бородкой торчала прямо из шаровидного туловища на коротких ножках. Глаза его были большие, и тускло сверкали сине-зеленым колдовским светом. Одет он был, странно, как бомж, в старое тряпье, свисавшее с круглых плеч грязными серыми складками некогда роскошного зеленого кафтана, шитого золотыми нитками.

– Спасибо тебе, Катюша, – сипло повторил Баньши, если бы не ты, лежал бы я под этим камнем до скончания века.

– А откуда Вы знаете мое имя? – удивилась Катя.

– Э-э-х, милая, я про тебя много чего знаю, на то я и дух старой мельницы.

– Нет-нет, не может быть, я точно сплю! – вскрикнула она и дважды ущипнула себя за щеку.

– Не суетись, милая, прими лучше от меня вот этот подарок, – Баньши протянул Кате свою пухлую розовую ладошку, в которой лежало тоненькое серебряное колечко, на вид очень скромное, но сиявшее изнутри странным холодным светом.

– Спасибки, Баньши! – с нескрываемым удивлением ответила Катя.

– Не смотри, что кольцо неказисто, зато оно волшебное! Повернешь его на пальце, загадаешь желание – и в миг желание твое исполнится. Только помни, что каждое желание должно быть добрым и никому не могло принести беды, иначе произойдет то, чего ты совсем не ожидаешь, – продолжил коротышка.

– Я бы хотела сейчас оказаться дома в своей деревне, рядом с мамой и бабушкой, – с надеждой в голосе вскрикнула Катюха.

– Будь по-твоему. Присядем на дорожку. Этот проклятый камень, который придавил меня давеча, с моей помощью выполнит твое незатейливое желание, – с этими словами Баньши достал из складок своего потрепанного кафтана флейту и тихо-тихо заиграл протяжную волшебную мелодию.

Музыка обволакивала влажную темноту заброшенной мельницы, проникала в Катино сердечко и успокаивала душу. Жернов начал потихоньку вращаться, издавая скрип заезженной виниловой пластинки. Камень вращался все быстрее и быстрее.

Скрип истончался и перешел в тихий свист, в глазах девочки все поплыло, исказилось, как в кривом зеркале, и исчезло.

За окнами деревенской избы закричал бабушкин петух Петруха, на небе разгоралась алая заря, окрашивая стены светелки малиновой акварелью. Катя посмотрела на ходики, висевшие над её кроватью, лениво потянулась и сквозь дрему сказала:

– Это ж надо в такую рань проснуться!

Она потерла заспанные глаза рукой и чуть не свалилась с кровати. На среднем пальце колдовским холодным блеском сверкнуло серебряное колечко…

Зной потихоньку спадал. Солнце оранжевым диском скользило вдоль пылающего закатными красками горизонта. Оно, цеплялось за темные силуэты домов, однако продолжало плыть по самому краешку неба и никак не могло закатиться.

Его отражение лихо подпрыгивало на серебряной поверхности пруда, окруженного столетними ивами, и рассыпалось в глазах калейдоскопом ослепительных искр. Казалось, вечер будет длиться бесконечно долго и никогда не закончится.

Но на востоке небо уже погрузилось в синие полные тайн сумерки, из которых рыжим щербатым ликом выкатилась Луна.

Источник: https://www.libfox.ru/670777-aleksandr-akilov-staraya-melnitsa-skazki-dlya-devochek.html

Тайны старой крепости

До Бийска ехать ни долго, ни коротко – одну ночь поездом. Вечером садишься в поезд в большом и шумном Новосибирске, а наутро выходишь из поезда в маленьком и тихом Бийске. Правда, для того, чтобы увидеть, какой Бийск на самом деле, надо уйти с вокзальной площади, где суматоха, как и на всех вокзальных площадях мира, и проехать на трамвае несколько остановок.

Бийск стоит на реке Бии, которая после слияния со второй великой алтайской рекой – Катунью – образует Обь. Но это вы наверняка знаете. Бийску через два с половиной года исполнится 300 лет. Он почти в три раза старше Новосибирска. И за долгую жизнь с ним происходило много чего интересного. А 298 лет назад…

Бийская крепость, которая сначала называлась Бикатунской, быстро разрасталась. Уже в 1765 году в крепости была открыта школа для обучения казачьих и солдатских детей «всему строевому, грамоте, арифметике, музыке барабанщичьей, науке играть на флейте…»

А год спустя, в 1766 году, в крепости впервые посадили «американские земляные яблоки», то есть ту самую картошку, которую мы с тех пор считаем исконно сибирской едой. Ещё через год, в 1767, в семье командира расквартированной в крепости драгунской бригады полковника А. Д.

Скалона родился будущий герой войны 1812 года генерал-майор от кавалерии А. А. Скалон. Семейство Скалон происходило из древнейшего французского рода и дворянство свое получило во времена первых Крестовых походов.

На гербе их изображены лилии и мечи – символы душевной чистоты и доблести. Антон Антонович Скалон героически погиб в битве с наполеоновской армией под Смоленском, и сам Наполеон оказывал ему последние почести, участвуя в обряде погребения.

Кстати, потомки семьи Скалон живут сейчас во многих городах России, и в Новосибирске тоже.

Про старый Бийск можно снимать исторические сериалы и приключенческие фильмы. Не все тайны этого города до сих пор раскрыты.

Правда ли, что под центральной улицей Советской скрывается система подземных ходов, оставшаяся от Бийской крепости? Правда ли, что знаменитый идол языческих племен «Золотая баба» стоял на месте слияния рек Бии и Катуни? Куда он делся, в таком случае? В общем, тайны вас ждут, вырастайте скорее.

В XX веке в Бийске тоже случались удивительные события. Вы знаете, кто автор «Лесной газеты»? Или сказки про мышонка Пика? Правильно, Виталий Бианки. Так вот, он четыре года, с 1918 по 1922, жил в Бийске. Работал биологом.

Организовывал экспедиции. Преподавал ученикам в школе «мироздание» (то есть астрономию). В Краеведческом музее имени В.В. Бианки есть его шкаф. Шкаф маленький и узкий.

Но будущему писателю хватало места для вещей – он тогда был молодой и неженатый.

Потом Виталий Бианки женился на красивой учительнице французского языка, у них родилась дочка, и они всем семейством уехали в Петербург. Там Бианки занялся только литературой и сочинил много замечательных сказок и историй.

В музее имени Бианки очень интересно. Рыбы, птицы и звери, живущие на Алтае, представлены там, к сожалению, в виде чучелок. Но, с другой стороны, если бы в зале размером с комнату находился пяток живых медведей, вряд ли туда ходили бы посетители.

А так в трёх музейных залах можно увидеть всех, кто живет на Алтае – кроме людей. Когда увидишь их всех вместе – пестрых, разных, красивых, кажется, что без людей им жилось бы на Земле совсем неплохо. Некому было бы засорять реки и леса, устраивать экологические катастрофы и разбрасывать повсюду пластиковые бутылки.

Но мы надеемся, что читатели «Старой мельницы» этого не делают.

Источник: http://melniza.net/uznat/taynystaroykreposti/

Ссылка на основную публикацию