Санкт-петербург: население, промышленность и культура

Санкт – Петербург – важнейший научный, промышленный центр и транспортный узел Севоро – Запада России, к которому подходят 12 железнодорожных и 5 автомобильных. – презентация

1<\p>

2 Санкт – Петербург – важнейший научный, промышленный центр и транспортный узел Севоро – Запада России, к которому подходят 12 железнодорожных и 5 автомобильных магистралей. Город занимает территорию 1439 кв. км. И делится на 18 административных районов, в которых 111 муниципальных образований. На территории города расположено 38 химически опасных, более 100 взрыво – и пожароопасных объектов экономики, проложено 1282 км газопроводов среднего и высокого давления, которые имеют 88 точек пересечения с автомобильными и железнодорожными магистралями. На расстоянии 50 км. От линии жилой застройки Санкт – Петербурга расположена Ленинградская атомная электростанция ( ЛАЭС ).<\p>

3 Санкт – Петербург является самым северным из городов мира. Город расположен в пределах Приневской низменности, на прилегающем к устью реки Невы побережье Невской губы Финского залива и на многочисленных островах Невской дельты. Высота города над уровнем моря : для центральных районов 15 м. Самое высокое место в черте города Дудергофские высоты в районе Красного Села с максимальной высотой 176 м. Высокоширотным положением города объясняется явление белых ночей.<\p>

4 Санкт – Петербург один из важнейших экономических центров РФ. Экономика города базируется в основном на промышленности и туризме. Основа промышленности Санкт – Петербурга тяжёлая индустрия. Санкт – Петербург крупнейший российский центр военного и гражданского судостроения и судоремонта. Также развито станкостроение, приборостроение, производство оптики, электроприборов и электронной техники. Значительный объём промышленного производства формируется предприятиями отрасли производства вооружений. Развита чёрная и цветная металлургия, химическая, лёгкая, полиграфическая промышленность.<\p>

5 Дата основания Санкт – Петербурга – 16 мая 1703 г. В этот день Петр I заложил Петропавловскую крепость. В следующем, 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин была основана крепость Кронштадт. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу.<\p>

6 Сегодня Санкт – Петербург – город федерального значения Российской Федерации, административный центр Северо – Западного федерального округа. Население 4 миллиона человек. В последние годы в городе установлено много памятников. Отреставрированы и восстановлены Константиновский дворец, храм Спаса на Крови и многие другие. После долгого перерыва 25 мая 1991 года церковная служба прошла в Казанском соборе. В 2001 году начинается строительство Кольцевой автодороги вокруг Петербурга, 15 декабря 2004 года открывается Большой Обуховский мост.<\p>

7<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/598197/

Промышленность Санкт-Петербурга: эволюция и современность

Рыбаков Ф.Ф.д. э. н.профессор кафедрыэкономической теории и экономической политики

Санкт-Петербургского государственного университета

Санкт-Петербург был с середины XIX в. крупнейшим промышленным центром России. Весь XX в. промышленность города определяла вектор развития отечественного энергомашиностроения и судостроения, радиоэлектроники и приборостроения.

Исторически экономика Петербурга с самого начала была ориентирована на обеспечение нужд армии и флота. В Петербурге производили пороховые мельницы, артиллерийские орудия, строили военные суда. Более половины броненосного флота России создано на петербургских верфях (Террас, 2000. С. 20-42).

В становлении промышленности Петербурга можно обозначить три существенных структурных сдвига. Первый связан с началом железнодорожного строительства. В 1837 г. было открыто железнодорожное сообщение на участке «Петербург — Царское Село», а в 1851 г.

— «Петербург — Москва». Подвижной состав для Царскосельской дороги был закуплен в Бельгии и Англии, но уже в 1845 г. на Александровском заводе был построен первый отечественный товарный паровоз, а к началу XX в.

паровозы производили на пяти петербургских предприятиях (Рыбаков, 2008. С. 16).

Второй сдвиг в развитии машиностроения был вызван заменой парусного деревянного флота на паровой броненосный после Крымской войны. Судостроительные заводы Петербурга строили броненосцы и крейсеры, подводные лодки и миноносцы.

Третий сдвиг связан с зарождением отечественной электротехнической промышленности. В 1853 г. появилось первое предприятие отрасли, а к началу XX в. в городе работало 19 заводов этого профиля.

Так складывалась специализация промышленности города. Машиностроение стало основной отраслью, а доля города в общероссийском машиностроении в начале XX в. составляла 25% (Анисимов и др., 1967. С. 5).

В советский период также происходили масштабные преобразования промышленности города.

В результате реализации плана ГОЭЛРО Ленинград стал лидером отечественного энергомашиностроения: 52% турбин и генераторов, установленных в СССР, были произведены на ленинградских заводах. В 40-50-е годы XX в. активно развивалась радиоэлектроника.

К концу 1980-х годов производственный потенциал города представлял собой многоотраслевой диверсифицированный комплекс, где лидирующую роль играли машиностроение и металлообработка.

В 1990-е годы отраслевая структура промышленности Петербурга заметно изменилась, трансформировалась и структура собственности. Особенность приватизации в Петербурге была в том, что почти все отраслевые НИИ и ПКТО, а также предприятия ОПК стали акционерными обществами.

В настоящее время лишь 1,4% промышленной продукции города производится на государственных предприятиях (по России — 10-11%) (ИЭПП, 2010. С. 471).

Заметим, что в годы нэпа доля частной собственности в промышленности города не превышала 4-5%, а по России в целом она достигала 40% (Лавриков и др., 1968. С. 35).

Ныне промышленность Петербурга составляют 700 крупных и средних предприятий, а также около 20 тыс. малых. Доля промышленности в ВРП Петербурга — 26-27%, что существенно меньше, чем доля промышленности в ВНП России (37%).

К настоящему времени существенно сократилась численность промышленно-производственного персонала. Если в начале 1990-х годов в промышленности было занято 800 тыс. человек, то в 2010 г. — менее 400 тыс.

Основная часть занята в обрабатывающих производствах (2010 г. — 347,3 тыс.). В добыче полезных ископаемых (добыча песка) занято чуть более 1 тыс. человек. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 2010 г.

трудилось 43,2 тыс. человек (в 2000 г. — 34,3 тыс.).

Петербургская промышленность испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих. Наиболее дефицитные профессии — станочники, сварщики, судосборщики. Система подготовки кадров не соответствует требованиям времени. Так, с 1990 по 2010 г.

количество учебных заведений начального профессионального образования уменьшилось со 143 до 40, а число обучающихся — с 76,4 тыс. до 24,4 тыс. человек. За эти же годы число студентов вузов увеличилось с 247,5 тыс. до 374,9 тыс. человек в государственных и с 12,2 тыс.

до 55,0 тыс. человек в негосударственных вузах.

В обороте организаций в 2010 г. на долю обрабатывающих производств приходилось 30,5%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды — 4,8%. Для сравнения: доля оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами) составляет 31,7%, что соизмеримо с долей обрабатывающих производств.

Любопытный факт: на долю производства кокса и нефтепродуктов приходится 13,7% оборота организаций. Дело в том, что в Петербурге на налоговый учет поставлены «Газпромнефть», «Транснефтепродукт», «Совкомфлот» и другие структуры.

Переманивая богатых налогоплательщиков, город пополняет свой бюджет. Только «Газпромнефть» в 2011 г. перечислила в городской бюджет 12 млрд руб.

Наряду с привлечением богатых налогоплательщиков, город увеличивает долю транзитно-складских и перевалочных функций.

Отмеченные структурные изменения отражают примитивизацию промышленности города. Почти 2/3 экспорта составляют минеральные продукты. Доля машин и оборудования — всего 14,9%. В экспорте машиностроения преобладает продукция военного судостроения по заключенным ранее заказам.

В Петербурге сложились крупные кластеры современных производств. Автосборочный кластер — детище администрации города, желающей создать на Неве российский Детройт. Уже работает пять таких заводов, где занято 6 тыс. человек. Имеется договоренность с компанией Fiat о строительстве в Петербурге сборочного предприятия.

По мнению администрации города, есть все необходимое для развития фармацевтического кластера. В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» в Петербурге разработана соответствующая концепция развития фармацевтической отрасли.

Автосборочный и фармацевтический кластеры по мере их развития будут определять хозяйственный профиль промышленности города наряду с судостроением и энергомашиностроением.

Мощный импульс в 1990-е годы получила пищевая промышленность. Ее доля в общем объеме промышленного производства в отдельные годы даже превышала долю машиностроения. В настоящее время на долю пищевой промышленности, куда входит производство напитков и табачных изделий, приходится 4,4% оборота организаций по видам экономической деятельности.

Город производит 28,8% табачной продукции России, 26,4% игристых и газированных вин. Для сравнения: на долю металлургического производства и производства готовых металлических изделий приходится 2,3%, а текстильного и швейного производства — 0,2%. В 1990-е годы пищевая промышленность получала иностранных инвестиций на порядок больше, чем машиностроение.

Особенно инвестиционно привлекательными были пивоваренные заводы и табачные фабрики.

Серьезную озабоченность вызывает состояние материально-технической базы промышленности города. В промышленности города уже в 60 — 70-е годы XX в. была высокая доля устаревшего оборудования: коэффициент обновления не превышал 3 — 4%. Поэтому интенсивное обновление основных фондов должно стать приоритетом.

Кризис 2008-2009 гг. показал уязвимость промышленной политики Петербурга. Индекс промышленного производства в 2009 г. составил в Петербурге 80,3%, а по России в целом — 90,7%.

Производство транспортных средств и оборудования снизилось на 43,5%, сборка легковых автомобилей — с 47,6 тыс. в 2008 г. до 20,2 тыс. ед. в 2009 г.

Столь значительное падение объемов обрабатывающих производств петербургской промышленности свидетельствует о серьезных просчетах в реализации промышленной политики.

Эволюция и современные тенденции развития промышленности Петербурга свидетельствуют о сложных процессах трансформации, значительных институциональных и структурных изменениях. Рентная ориентация экономики должна быть решительно преодолена, а на смену ей должна прийти новая экономика, основанная на инновационном прорыве.

Здесь и далее данные приведены по: Санкт-Петербург в 2010 году: Стат. ежегодник / Отв. ред. О. Н. Никифоров. СПб.: Петростат, 2011.

Список литературы

Анисимов П. П., Казакова В. И., Цапкина Н. В. (ред.) (1967). Ленинградская промышленность за 50 лет. Л.: Лениздат. [Anisimov P. Р, Kazakova V. I., Tsapkina N. V. (eds.) (1967). Leningrad Industry during 50 years. Leningrad: Lenizdat.]

Лавриков Ю. А., Мазаков E. В., Кузнецов А. П. (1968). Очерки экономического развития Ленинградской индустрии за 1917—1967 гг. Л.: Лениздат. [Lavrikov Yu. A., Mazakov Е. V., Kuznetsov А. Р. (1968). Essays on Economic Development of Leningrad Industry, 1917 — 1967. Leningrad: Lenizdat.]

ИЭПП (2010). Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы. Вып. 32. [IET (2010). Russian Economy in 2009. Trends and Perspectives. No 32.]

Рыбаков Ф. Ф. (2008). Генезис и эволюция промышленности Санкт-Петербурга. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. [Rybakov F. F. (2008). Genesis and Evolution of the Industry in St. Petersburg. St. Petersburg: St. Petersburg University Pub.]

Террас A. E. (ред.) (2000). Корабли Российского императорского флота 1892 — 1917 гг.: Энциклопедия / Под общей редакцией А. Е. Терраса. Минск: Харвест. [Terras А. Е. (ed.) (2000). Ships of the Russian Imperial Navy, 1892-1917: Encyclopedia. Minsk: Harvest.]

Источник: http://institutiones.com/general/2303-promyshlennost-sankt-peterburga-evolyuciya-i-sovremennost.html

Петербург промышленный

Промышленность Санкт-Петербурга является основой экономики региона, главным источником доходов бюджета. Сегодня на долю промышленности приходится почти пятая часть работающего населения, четверть валового регионального продукта и около 28% налоговых поступлений в бюджетную систему.

– Анатолий Александрович, говоря о современном промышленном потенциале города, мы не можем не коснуться страниц истории. Как зарождалась и развивалась промышленность Санкт-Петербурга?

– Промышленное производство – неотъемлемая  часть более чем 300-летней истории Санкт-Петербурга.

Благодаря удачному геополитическому расположению города, петербургская промышленность выросла на синтезе лучших достижений Старого Света (Европы) и новейших разработок российских ученых и изобретателей.

Старейшими предприятиями Санкт-Петербурга принято считать Адмиралтейские верфи, Сестрорецкий оружейный завод, Ижорские заводы. Все они играли важную роль в производстве военной продукции. Это, кстати, еще одна особенность промышленности Санкт-Петербурга, сохранившаяся до наших дней.

Со второй половины 19 века значительное место в промышленной структуре Санкт-Петербурга заняли машиностроение и металлообработка.

К 1913 году на их долю приходилось около трети промышленной продукции города (свыше 15% общероссийского отраслевого производства).

В Санкт-Петербурге активно развивалось паровозо- и вагоностроение, производство промышленного оборудования: машин, котлов, дизелей, турбин, насосов, станков, подъемных механизмов.

В конце 19 века заметное место в списке продукции города заняла электротехника. К началу I Мировой войны промышленность Санкт-Петербурга обеспечивала около 60% всех потребностей России в электротехнических изделиях.

После революции 1917 года, несмотря на войны и кризис в экономике, город сохранил значение важнейшего промышленного центра и стал родиной российского энергомашиностроения (1920-е годы) и российской радиоэлектроники (1940-е годы).

II Мировая война нанесла тяжелейший удар по экономике города (сохранилось лишь 13% довоенного потенциала) и унесла жизни 2 из каждых 3-х петербуржцев. Тем не менее, город был в кратчайшие сроки восстановлен.

И уже через 5-7 лет после войны промышленность города снова заняла в стране лидирующие позиции.

Важнейшее место в городской структуре промышленности занял энергомашиностроительный комплекс, внесший весомый вклад в обеспечение страны всеми видами энергии (включая атомную).

В 60-70-х годах в городе было создано около 170 научно-производственных объединений (НПО), призванных быстро и эффективно внедрять в производство достижения науки. С этих пор энергоемкие и наукоемкие производства стали «визитной карточкой» современного Санкт-Петербурга.

– Какова структура современной промышленности Санкт-Петербурга?

– Основу промышленности Санкт-Петербурга составляют около 700 крупных и средних предприятий, многие из которых являются лидерами российской экономики. В промышленном комплексе нашего города представлены практически все производственные виды деятельности (таблица 1).

Таблица 1. Крупные и средние предприятия Санкт-Петербурга по основным видам деятельности (количество):

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования  139

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака         89

Производство машин и оборудования     85

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий            68

Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность       56

Производство транспортных средств и оборудования  48

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов      46

Химическое производство 32

Текстильное и швейное производство     22

Производство резиновых и пластмассовых изделий     14

Кроме того, в Санкт-Петербурге промышленное производство осуществляют более 17 тыс. малых предприятий.

Общие результаты работы промышленности города определяют, в первую очередь, обрабатывающие производства. На их долю приходится почти 87% всего объема промышленной продукции, выпускаемой предприятиями Санкт-Петербурга (таблица 2).

Таблица 2. В среднем за сутки в Санкт-Петербурге производится, в том числе:

Готовый прокат черных металлов около 2000 тонн

Сталь  около 900 тонн

Автомобили  около 60 шт.

Электроэнергия        более 40 млн кВт/ч

Лакокрасочные материалы более 300 тонн

Бумага            около 60 тонн

Швейные и трикотажные изделия            более 4000 шт.

Молочная продукция          более 1200 тонн

Хлеб и хлебобулочные изделия     около 800 тонн

Кондитерские изделия        более 400 тонн

– Какие производства являются для экономики Санкт-Петербурга главными, основными?

– Я бы выделил 4 таких направления.

Во-первых, Санкт-Петербург – мощный мировой центр судостроения.

В городе сконцентрировано до 85% российских научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций отрасли и порядка 30% российского судостроительного производства.

У нас создаются суда, корабли, подводные лодки, глубоководные аппараты и специальные морские средства практически всех известных типов (исключая, пожалуй, авианосцы).

Разработки в области военного и гражданского судостроения ведут ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», ОАО «ЦКБ морской техники «Рубин», ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «ЦМКБ «Алмаз».

Ведущие предприятия судостроительной отрасли – ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз».

К наиболее важным заказам, выполненным судостроительными предприятиями города в последние 5 лет, можно отнести танкеры-продуктовозы DW 70 тыс. тонн, линейные ледоколы, надводные корабли, катера и неатомные (анаэробные) подводные лодки для силовых структур России и ряда других стран.

Из строящихся сегодня плавсредств я бы отметил такое изделие как первую в мире плавучую атомную станцию (ОАО «Балтийский завод»). Она имеет очень хорошие экспортные возможности.

Уникальность Санкт-Петербурга как центра судостроения состоит в том, что предприятия города способны практически полностью оснастить корабль всеми необходимыми механизмами, устройствами и системами.

Соисполнителями крупных заказов выступают ОАО НПО «Аврора» (системы управления), ОАО «Пролетарский завод» (механизмы, арматура), ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» (ракетное оружие), ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» (подводное оружие) и мн. др.

Во-вторых, Санкт-Петербург – один из ведущих мировых центров энергомашиностроения.

Основная часть этого производства приходится на ОАО «Ижорские заводы» и петербургские филиалы ОАО «Силовые машины» (Ленинградский металлический завод, Завод «Электросила», Завод турбинных лопаток), которые являются ведущими российскими производителями оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций.

В третьих, Санкт-Петербург – крупный центр машиностроения.

К ведущим предприятиям этого сектора относятся сборочные конвейеры ведущих мировых автопроизводителей, ЗАО «Вагонмаш» и ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (поезда метрополитена, вагоны для железной дороги), ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал» (космические аппараты), ОАО «Звезда» (дизели), ОАО «Климов» и ОАО «Красный Октябрь» (силовые установки для авиационной техники), ООО «ИЗ-КАРТЭКС» (горная техника) и др.

Ну и, наконец, Санкт-Петербург – развитый центр разработки и производства электротехническойпродукции, электроники и приборостроения.

Среди ведущих предприятий этих направлений необходимо отметить ЗАО «Росэлектропром Холдинг», ОАО «Новая ЭРА»,ООО «НИИЭФА-Энерго», ОАО «ХК «Ленинец», ОАО «Светлана», ОАО «НПП «Радар-ммс», ФГУП «НИИ «Вектор»,ОАО «Российский институт радионавигации и времени», ОАО «Интелтех»,ОАО «Авангард», ОАО «Ленполиграфмаш». Электротехническая и электронная продукция с берегов Невы используется практически во всех отраслях экономики на всех континентах мира.

Также к числу ведущих секторов промышленности Санкт-Петербурга относятся пищевая и перерабатывающая промышленности, металлургическое производство, строительство и реставрация, химическое производство, текстильная и швейная промышленности.

– Рентабельно ли производить промышленную продукцию в культурной столице России – в городе, известном всему миру, прежде всего, своими дворцами, музеями, театрами?

– Культура и промышленность? Они друг другу не мешают, наоборот – помогают! Квалифицированные кадры, наука и инновации – все это плоды культуры. Отсюда и рентабельность в промышленности Санкт-Петербурга примерно на 10% превышает средний уровень по России, а в обрабатывающих (наукоемких) производствах – на все 25-30%.

В промышленности Санкт-Петербурга уровень инновационной активности предприятий превышает средний уровень по России примерно на 40%. Более 90% объема инновационной продукции промышленных предприятий Санкт-Петербурга приходится на долю машиностроительного комплекса.

Примерами реальной отдачи от инновационной деятельности предприятий для городского хозяйства служат:  проекты внедрения энергосберегающих вандалозащищенных светодиодных светильников с продолжительным сроком службы в жилищно-коммунальное хозяйство Санкт-Петербурга, внедрения спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в системы обеспечения жизнедеятельности города, перехода Санкт-Петербурга на цифровое телевизионное вещание, использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

– Каковы в Санкт-Петербурге условия для ведения бизнеса и вложения инвестиций? Какие инвестиционные проекты последних лет Вы бы отметили?

Согласно международным рейтингам, Санкт-Петербург является одним из самых инвестиционно-привлекательных регионов России. Во многом это определено тем, что законодательством Санкт-Петербурга предусмотрены различные формыгосударственной поддержки инвестиционной деятельности в виде налоговых льгот, отсрочек налогового платежа, льгот по арендной плате за земельные участки и т. д.

Особую поддержку города имеют все новые проекты в области исследований и разработок, высокотехнологичных производств. К их числу относится создание в Санкт-Петербурге кластера автомобилестроения и производства автокомплектующих, кластера производителей электроники, микроэлектроники и приборостроения, фармацевтического кластера и мн. др.

Из крупных инвестиционных проектов последних лет, успешно реализованных в Санкт-Петербурге, я бы выделил открытие производств таких известных в мире брендов как Pepsi (напитки), Knauf  (строительные материалы), Bosch und Siemens (бытовая техника),Toyota, GM,Nissan и Hyundai (атомобили), Magna (автокомпоненты), Hewlett-Packard и Foxconn (электроника).В разной стадии реализации находится еще несколькокрупных инвестиционных проектов в области автокомпонентов, электронного оборудования, бытовой техники,продукции металлургии, пищевой промышленности,энергетики.

Издательство www.zerkalospb.ru

Источник: http://www.spp.spb.ru/ru/node/2878

Реферат: Город Санкт-Петербург

Санкт-Петербург, город федерального значения, центр Ленинградской области, город-герой.

Санкт-Петербург раскинулся на берегах Невы при ее впадении в Финский залив, на 42 островах невской дельты.

Территория – 606,8 кв. км (1993). Делится на 17 районов; мэрии С.-П.

подчинены города Зеленогорск, Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и 17 посёлков городского типа.

Население – 4669,4 тыс. чел. (По результатам переписи населения РФ 2002).Мужчины: 45,0%. Женщины: 55,0%

По количеству рек, островов и мостов Петербург занимает одно из первых мест в мире. Санкт-Петербург называют музеем мостов, их в городе более 300.

В 1704 г. началось строительство укреплений. Петр I и первый губернатор Петербурга – А. Меншиков решили превратить Петербург в новую столицу России, своим блеском и значением не уступающую ни одной из европейских столиц.

Ведущее место в экономике принадлежит промышленности, главное место в которой занимает машиностроение (40%), выделяются судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, радиоэлектронная промышленность. Санкт-Петербург – крупный центр военно-промышленного комплекса России.

Развита химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, полиграфическая промышленность.

Из Санкт-Петербурга расходятся 12 ж.-д. линий и автомобильных дорог.

Санкт-Петербург – крупной речной порт, а также крупнейший морской порт России на Балтийском море. Петербургский международный аэропорт Пулково – крупный центр воздушных сообщений страны. На нач. 90-х гг. Петербургский метрополитен (ок. 90 км) имел 51 станцию.

Научно-образовательный потенциал Санкт-Петербурга составляет около 15% научно-образовательного потенциала России, что определяет его федеральное и мировое значение. По численности занятых в научно-образовательной сфере в составе общей численности населения города Санкт-Петербург занимает второе место в Российской Федерации.

В городе расположен Санкт-Петербургский научный центр Российской АН, в 1990 объединявший 36 академических институтов и др. научно-исследовательских учреждений.

В 1993 в городе действовало 43 высших учебных заведения: Санкт-Петербургский университет, технический университет, Российский педагогический университет им. А.И. Герцена, лесотехническая академия; институты: технологический, горный, инженерно-строительный, инженеров ж.-д.

транспорта, инженеров водного транспорта, кораблестроительный, электротехнический и др., консерватория; институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; 22 высших военно-учебных заведения.

Санкт-Петербург по праву можно считать культурным центром России. В городе работают более ста театров и творческих коллективов, в том числе такие всемирно известные как Мариинский театр оперы и балета (бывший имени Кирова), театр оперы и балета имени М.П.

Мусоргского, Филармония и другие. Ежегодно в городе проходит более 20 международных фестивалей искусств, около 80 музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, сотни выставок и премьер. В 1990 в С.-П.

насчитывалось 120 музеев и их филиалов, постоянно действующих выставок; Кунсткамера, Государственный Эрмитаж (один из крупнейших музеев мира), Русский музей (наряду с Третьяковской галереей в Москве – крупнейший в России музей искусства) и др.

Библиотеки: Российская национальная библиотека, Научная библиотека Академии Художеств, Научная библиотека Санкт-Петербургского университета, Библиотека Российской АН и др.

Cанкт-Петербург – один из наиболее привлекательных туристских центров мира. Из общего числа туристов, прибывающих в Россию, не менее половины несколько дней проводят в городе на Неве.

Интерес к городу побуждается, прежде всего, культурно-историческим богатством, качеством и культурой обслуживания, обилием и разнообразием элементов туристического сервиса, радушием горожан.

Архитектурный облик Санкт-Петербурга – его визитная карточка. Полный архитектурной гармонии и европейской элегантности, город основан в 1703 году императором Петром I на побережье Финского залива в дельте Невы как ” окно в Европу”.

Улицы и проспекты города на Неве позволяют ощутить удивительно строгое сочетание архитектуры разных эпох и различных архитектурных стилей. Его застройку осуществляли Трезини, Растрелли, Квасов, Воронихин, Росси, Стасов, Кваренги, Монфферан и другие архитекторы.

В июне- июле наступает удивительная пора белых ночей, которые придают городу особое очарование. В летнее время разводятся мосты через Неву и ее притоки, чтобы пропускать морские корабли. Много туристов приходят на набережные, получая наслаждение от этого живописного зрелища.

ЮНЕСКО внесла в Список всемирного наследия исторический центр Санкт-Петербурга, а также системы ансамблей главного городского пространства Невского проспекта, Литейной части, Адмиралтейской части, Васильевского острова, Петроградской стороны, островов, реку Неву с ее набережными и берегами, дворцово-парковые ансамбли окрестностей города- Пушкина, Павловска, Гатчины, Петродворца, Стрельны, Ломоносова, историческую часть Кронштадта, крепость “Орешек”, ансамбль Пулковской обсерватории и многое другое, всего свыше четырех тысяч объектов.

В Санкт-Петербурге свыше 250 ресторанов, многие из которых отличаются как изысканной русской кухней, так и национальными кухнями зарубежных народов. Сегодня расширяется спектр развлекательных услуг, предлагаемых туристам в свободное время: ночные клубы, казино, дискотеки. Развивается сеть кафе и ресторанов быстрого обслуживания.

Санкт-Петербурггород замечательных Олимпийских традиций. С 1952 года до нынешних дней петербуржцы завоевали более 300 медалей, из которых 121 золотая.

Город имеет и постоянно наращивает опыт проведения крупнейших спортивных соревнований и форумов.

В их числе – Игры Доброй Воли, регата “Катти Сарк”, ежегодные гонки на воде Формула-I, крупнейшие соревнования по фигурному катанию, гимнастике, легкой атлетике, Чемпионат мира по хоккею 2000 года.

Источник: https://www.zharar.com/ru/sbornik_referat/12219-city_sankt-peterburg_download_besplatno_class.html

Презентация к уроку по географии (9 класс) по теме: Санкт-Петербург – крупнейший промышленный центр России

Слайд 1

Санкт – петербург – крупнейший промышленный центр россии ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 302. Урок географии в 9 классе Учителя географии Шляпиковой Светланы Петровны.

Слайд 2

Оценка Санкт – петербурга ведущими международными агентствами Санкт-Петербург входит в группу наиболее промышленно развитых российских регионов с высоким потенциалом диверсификации. Диверсификация – расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта; рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков.

Слайд 3

факторы, обеспечивающие высокий рейтинг санкт – петербурга низкий уровень долга умелое управление высокие темпы экономического развития рост доходов бюджета высокая занятость населения в экономике низкая безработица

Слайд 4

Доля промышленности в экономике Санкт – петербурга 26,6% валового регионального продукта более 1/3 поступлений в бюджетную систему почти 20% работающего населения Основу промышленности составляют свыше 700 крупных и средних предприятий , многие из которых являются лидерами российской экономики, а также 16 тыс. малых предприятий.

Слайд 5

Структура современной промышленности Санкт – петербурга (количество предприятий по отраслям)

Слайд 6

Санкт – Петербург – центр машиностроения Энергетическое машиностроение Металлургия и металлообработка Судостроение Автомобилестроение Электроника и оптика Станки с программным управлением

Слайд 7

Бюджет санкт – петербурга Вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджета Санкт – Петербурга всех уровней составляет 36%. заработная плата пособия на детей пенсионные выплаты медицинское обеспечение и обслуживание

Слайд 8

Индекс промышленного производства

Слайд 9

Сравнительные показатели социально-экономического положения Санкт-Петербурга и субъектов Северо-Западного федерального округа в январе-сентябре 2011 года (к аналогичному периоду прошлого года) Санкт- Петербург Республика Карелия Республика Коми Архангельская область в том числе Ненецкий АО Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Новгородская область Псковская область Индекс промышленного производства, % 114,3 100,0 104,0 81,3 75,2 106,6 121,1 106,8 98,5 108,9 111,0 Среднемесячная заработная плата в августе 2011 года, тыс. руб. 28,9 21,7 28,8 24,7 48,5 20,5 20,1 23,4 30,1 18,1 15,7 Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2011 года , в % к ЭАН 0,5 1,9 1,7 1,8 2,9 1,7 1,7 0,6 1,6 1,4 1,6

Слайд 10

Итоги урока Санкт-Петербург – крупнейший промышленный центр России. Санкт-Петербург занимает первое место по продукции машиностроения. Отрасли машиностроения и металлургии формируют основной бюджет города.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/09/13/sankt-peterburg-krupneyshiy-promyshlennyy-tsentr-rossii

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург, город федерального значения, центр Ленинградской области, город-герой. Санкт-Петербург раскинулся на берегах Невы при ее впадении в Финский залив, на 42 островах невской дельты.

Территория – 606,8 кв. км (1993). Делится на 17 районов; мэрии С.-П. подчинены города Зеленогорск, Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и 17 посёлков городского типа.

Население – 4669,4 тыс. чел. (По результатам переписи населения РФ 2002).

Мужчины: 45,0%. Женщины: 55,0%

По количеству рек, островов и мостов Петербург занимает одно из первых мест в мире. Санкт-Петербург называют музеем мостов, их в городе более 300.

В 1704 г. началось строительство укреплений. Петр I и первый губернатор Петербурга – А. Меншиков решили превратить Петербург в новую столицу России, своим блеском и значением не уступающую ни одной из европейских столиц.

Ведущее место в экономике принадлежит промышленности, главное место в которой занимает машиностроение (40%), выделяются судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, радиоэлектронная промышленность. Санкт-Петербург – крупный центр военно-промышленного комплекса России. Развита химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, полиграфическая промышленность.

Из Санкт-Петербурга расходятся 12 ж.-д. линий и автомобильных дорог.

Санкт-Петербург – крупной речной порт, а также крупнейший морской порт России на Балтийском море. Петербургский международный аэропорт Пулково – крупный центр воздушных сообщений страны. На нач. 90-х гг. Петербургский метрополитен (ок. 90 км) имел 51 станцию.

Научно-образовательный потенциал Санкт-Петербурга составляет около 15% научно-образовательного потенциала России, что определяет его федеральное и мировое значение. По численности занятых в научно-образовательной сфере в составе общей численности населения города Санкт-Петербург занимает второе место в Российской Федерации.

В городе расположен Санкт-Петербургский научный центр Российской АН, в 1990 объединявший 36 академических институтов и др. научно-исследовательских учреждений. В 1993 в городе действовало 43 высших учебных заведения: Санкт-Петербургский университет, технический университет, Российский педагогический университет им.

А.И. Герцена, лесотехническая академия; институты: технологический, горный, инженерно-строительный, инженеров ж.-д. транспорта, инженеров водного транспорта, кораблестроительный, электротехнический и др., консерватория; институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; 22 высших военно-учебных заведения.

Санкт-Петербург по праву можно считать культурным центром России. В городе работают более ста театров и творческих коллективов, в том числе такие всемирно известные как Мариинский театр оперы и балета (бывший имени Кирова), театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского, Филармония и другие.

Ежегодно в городе проходит более 20 международных фестивалей искусств, около 80 музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, сотни выставок и премьер. В 1990 в С.-П.

насчитывалось 120 музеев и их филиалов, постоянно действующих выставок; Кунсткамера, Государственный Эрмитаж (один из крупнейших музеев мира), Русский музей (наряду с Третьяковской галереей в Москве – крупнейший в России музей искусства) и др.

Библиотеки: Российская национальная библиотека, Научная библиотека Академии Художеств, Научная библиотека Санкт-Петербургского университета, Библиотека Российской АН и др.

Cанкт-Петербург – один из наиболее привлекательных туристских центров мира. Из общего числа туристов, прибывающих в Россию, не менее половины несколько дней проводят в городе на Неве. Интерес к городу побуждается, прежде всего, культурно-историческим богатством, качеством и культурой обслуживания, обилием и разнообразием элементов туристического сервиса, радушием горожан.

Архитектурный облик Санкт-Петербурга – его визитная карточка. Полный архитектурной гармонии и европейской элегантности, город основан в 1703 году императором Петром I на побережье Финского залива в дельте Невы как ” окно в Европу”.

Улицы и проспекты города на Неве позволяют ощутить удивительно строгое сочетание архитектуры разных эпох и различных архитектурных стилей. Его застройку осуществляли Трезини, Растрелли, Квасов, Воронихин, Росси, Стасов, Кваренги, Монфферан и другие архитекторы.

В июне- июле наступает удивительная пора белых ночей, которые придают городу особое очарование. В летнее время разводятся мосты через Неву и ее притоки, чтобы пропускать морские корабли. Много туристов приходят на набережные, получая наслаждение от этого живописного зрелища.

ЮНЕСКО внесла в Список всемирного наследия исторический центр Санкт-Петербурга, а также системы ансамблей главного городского пространства Невского проспекта, Литейной части, Адмиралтейской части, Васильевского острова, Петроградской стороны, островов, реку Неву с ее набережными и берегами, дворцово-парковые ансамбли окрестностей города- Пушкина, Павловска, Гатчины, Петродворца, Стрельны, Ломоносова, историческую часть Кронштадта, крепость “Орешек”, ансамбль Пулковской обсерватории и многое другое, всего свыше четырех тысяч объектов.

В Санкт-Петербурге свыше 250 ресторанов, многие из которых отличаются как изысканной русской кухней, так и национальными кухнями зарубежных народов. Сегодня расширяется спектр развлекательных услуг, предлагаемых туристам в свободное время: ночные клубы, казино,

Источник: https://www.studsell.com/view/155902/

Экономика и население Петербурга: 1801

Экономика и население Санкт-Петербурга в 1801 – 1861 гг.

      В первой половине 19 века экономика Санкт-Петербурга претерпела существенные изменения, которые были обусловлены в основном двумя обстоятельствами.

Во-первых, в конце 18 – начале 19 века промышленность в наиболее передовых странах Западной Европы, прежде всего в Англии, перешла на машинное производство и на механический двигатель.

В Санкт-Петербурге как в столице и главном портовом городе введение новой европейской техники и технологии началось раньше, чем в других регионах России.

Во-вторых, уже в начале 19 века в нечерноземных губерниях России получила распространение оброчная система, которая привела к тому, что значительная часть крестьян направилась на отхожий промысел в города. И в Санкт-Петербург хлынул поток дешевой рабочей силы. В конце 1830-х годов в городе уже насчитывалось около 300 фабрик и заводов, на которых работало более 12 тысяч рабочих.

      Наибольшее развитие получила текстильная промышленность, хлопчатобумажная, шелковая и суконная, работавшие на импортном сырье. С развитием морского парового флота стал быстро сокращаться спрос на парусное полотно, изготовлявшееся изо льна. Вместе с тем, возрастал спрос на хлопчатобумажные, шелковые и тонкосуконные ткани, особенно в столице.

Для предприятий, производящих эти виды тканей, Санкт-Петербург как столичный и приморский город имел преимущество перед другими центрами России, благодаря высокому спросу и благоприятным условиям для импорта сырья.

Поэтому здесь в первой половине 19 века были основаны 3 бумагопрядильные фабрики, работавшие на хлопке-сырце из США, 16 фабрик, вырабатывавших ткани из пряжи, ввозимой из Англии, 6 ситценабивных фабрик, выпускающих готовые ткани, 14 шелковых тканей на импортном шелке-сырце, 2 суконные фабрики, производившие тонкое сукно.

Из первых основанных в городе текстильных фабрик до наших дней сохранились Александро-Невская мануфактура, Невская бумагопрядильная мануфактура (ныне – прядильно-ниточный комбинат им. Кирова), фабрики “Возрождение”, “Веретено”,  “Нева-текс” и Невская мануфактура.

      Важное значение для развития петербургской текстильной промышленности имели отмена Англией (в начале 1840-х гг.) запрета на вывоз текстильных машин и покровительственная политика Александра I и Николая I, установивших высокие пошлины на ввоз в Россию тканей.

     Наряду с текстильной промышленностью в Санкт-Петербурге появились предприятия и других отраслей промышленности, производивших товары, как для нужд населения города, так и для других районов России: кожевенные и мыловаренные заводы, табачные и мебельные фабрики, сахарные и пивоваренные заводы.

Значительная их часть работала на заграничном сырье, которое поступало в город морем. К возникшим в XVIII веке военным и судостроительным заводам прибавились новые заводы, изготовлявшие металлические изделия и машины.

Среди них были переведенный из Кронштадта нынешний Кировский завод, производивший артиллерийские снаряды, и Александровский (ныне “Пролетарский” завод), выпускавший паровые машины для судов, механический завод на Шлиссельбургском тракте.

Кроме того, был создан небольшой завод по изготовлению медицинских инструментов (ныне завод “Красногвардеец”) и Ижорский завод, выпустивший первые в России паровые колесные пароходы (“Скорый” и “Проворный”), паровые судовые машины, землечерпательные снаряды.

      Рост торговли России с зарубежными странами и расширение связей Санкт-Петербурга с внутренним рынком потребовали коренных изменений в транспорте.

В 1815 году петербургский промышленник Карл Берд провел испытания на Неве первого парохода, а в навигацию 1816 года организовал регулярные рейсы в Кронштадт (расстояние в 34 км преодолевалось за 4 часа, быстрее, чем пассажботы и парусники), а в 1820-х гг. – за границу.

      В 1830-х гг. через Купеческую гавань в Кронштадте и петербургский порт на Стрелке Васильевского острова проходило 2/3 внешнеторговых грузов России. Поэтому порт пришлось переоборудовать.

Вместо старых деревянных портовых сооружений здесь построили новые каменные: биржу, склады (пакгаузы), таможню, пристань.

Значительно возросло количество лихтерных судов, перевозящих грузы между Купеческой гаванью в Кронштадте и портом на Стрелке Васильевского острова.

      Возросшие масштабы перевозок между Санкт-Петербургом и внутренними районами России потребовали строительства новых водных систем.  В 1799 году началось сооружение Мариинской водной системы, которое завершилось к 1810 году, (система была названа в честь супруги Павла I Марии Федоровны).

Водный путь прошел по реке Неве, Ладожскому обводному каналу, реке Свири, Онежскому озеру( позже Онежскому обводному каналу), реке Вытегре, Мариинскому каналу, реке Ковже, Белому озеру (позднее Белозерскому обводному каналу), реке Шексне, впадающей у города Рыбинска в Волгу.

Строительство Мариинской водной системы было одним из самых крупных в России: одновременно в нем участвовало более 16 тысяч человек.

      В те же годы начала действовать Тихвинская водная система, связавшая Санкт-Петербург с Волгой, более глубоководная, но короче по расстоянию. Она прошла по реке Неве, Ладожскому обводному каналу, реке Сяси, реке Тихвинке, Тихвинскому каналу, рекам Соминке, Горюн, Чагодаще и Мологе, впадающей в Волгу.

      Сохранил свое значение и старый Вышневолоцкий водный путь, проложенный еще в первой четверти 18 века при Петре I.

Он связал Санкт-Петербург с Уралом и Поволжьем, откуда в северную столицу транспортировались лес, калийные селитры для производства пороха, а в отдаленные поволжские и уральские земли – товары народного потребления и продукты.

Водная система проходила по реке Неве, проложенному к 1718 году Ладожскому обводному каналу, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Мсте и по Вышневолоцкомы каналу, далее по реке Цне в Волгу.

      По этим трем водным путям грузы шли через Санкт-Петербург и петербургский порт за границу, а обратно везли импортные грузы и продукцию петербургской промышленности. В 1825-1828 гг. был построен Северодвинский канал, связавший реки Шексну и Сухону, по которому сплавляли лес из Европейского Севера в Санкт-Петербург.

     В первых десятилетиях 19 века благоустроили Московский тракт, и 27 ноября 1820 года открылось регулярное пассажирское и почтовое движение между Санкт-Петербургом и Москвой.

     С 1839 года начал работать оптический телеграф. От Зимнего дворца к Часовой башне на Невском проспекте, а от нее до Варшавы на 149 башнях были установлены Т-образные передающие стрелки, и телеграммы доходили за 20-25 минут.

      Развитие промышленности, транспорта и торговли, а также увеличение количества разных государственных и частных коммерческих учреждений обусловили рост населения города и изменение его состава.

Численность населения города на протяжении четырех первых десятилетий непрерывно возрастала и за 40 лет увеличилась более, чем вдвое – с 220 тысяч в 1800 году до 486 тысяч в 1837 году и до 483 тысяч в 1846 году.

Рождаемость в городе была высокой (более 20 человек на 1000 жителей в год), но из-за высокой смертности (20-22 человека на 1000 жителей в год) естественного прироста не было. Численность населения увеличивалась в основном за счет миграции из других районов России.

Как и в 18 веке, мужчин в Санкт-Петербурге было значительно больше, нежели женщин. В 1837 году в городе насчитывалось 328 тысяч мужчин (70% всего населения) и 140 тысяч женщин (30%). Это объяснялось тем, что в Санкт-Петербурге в эти годы по-прежнему было много солдат и молодых мужчин-крестьян, пополнявших ряды рабочих и дворовых.

     В 1837 году крестьяне составляли 30% всего мужского населения города, солдаты и нижние воинские чины – 18%, дворовые – 15%, мещане и разночинцы – 14%, ремесленники (цеховики) – 14%.

В то же время в Санкт-Петербурге проживало около 5 тысяч купцов, 12 тысяч гражданских служащих, 2200 офицеров, 750 лиц духовного звания и более 9 тысяч отставников (гражданских и военных) – всего порядка 9% общей численности мужского населения.

     Как и в 18 веке, в Санкт-Петербурге основную массу населения составляли православные, лиц других вероисповеданий было лишь 11 тысяч, среди которых преобладали протестанты. В 1830-х годах в городе было 18 иноверческих церквей, в т.ч. 12 евангелических (немецкие, голландские, англиканская, шведская, финские), 3 католических, 2 армяно-григорианских, 1 синангога.

Источник: http://piligrimi.ucoz.ru/load/istorija_spb_8_klass/ehkonomika_i_naselenie_peterburga_1801_1861_gg/5-1-0-145

Ссылка на основную публикацию