Рассказ «лето» к. д. ушинский

Лето — Ушинский К.Д. Читать рассказ о лете с картинками

Из рассказа «Лето» мы узнаем о том, где восходит и садится солнышко, о дождике, о летних растениях, грибах, ягодах, насекомых и, конечно, о сборе урожая.

Лето читать

В начале лета бывают самые долгие дни. Часов двенадцать солнце не сходит с неба, и вечерняя заря еще не успевает погаснуть на западе, как на востоке показывается уже беловатая полоска – признак приближающегося утра. И чем ближе к северу, тем дни летом длиннее и ночи короче.

Высоко-высоко подымается солнышко летом, не то что зимой; еще немного повыше, и оно стало бы прямо над головой. Почти отвесные лучи его сильно греют, а к полудню даже и жгут немилосердно. Вот подходит полдень; солнце взобралось высоко на прозрачный голубой свод неба.

Только кое-где, как легкие серебряные черточки, видны перистые облачка – предвестники постоянной хорошей погоды, или вёдра, как говорят крестьяне. Выше уже солнце идти не может и с этой точки станет спускаться к западу. Точка, откуда солнце начинает уже склоняться, называется полднем.

Станьте лицом к полудню, и та сторона, куда вы смотрите, будет юг, налево, откуда поднялось солнце, – восток, направо, куда оно клонится, – запад, а позади вас – север, где солнце никогда не бывает.

В полдень не только на самое солнце невозможно взглянуть без сильной, жгучей боли в глазах, но трудно даже смотреть на блестящее небо и землю, на все, что освещено солнцем. И небо, и поля, и воздух залиты горячим, ярким светом, и глаз невольно ищет зелени и прохлады.

Уж слишком тепло! Над отдыхающими полями (теми, на которых ничего не посеяно в этом году) струится легкий пар. Это теплый воздух, наполненный испарениями: струясь, как вода, подымается он от сильно нагретой земли.

Вот почему наши умные крестьяне и говорят о таких полях, что они отдыхают под паром. На дереве не шелохнется, и листья, будто утомленные жаром, повисли.

Птицы попрятались в лесной глуши; домашний скот перестает пастись и ищет прохлады; человек, облитый потом и чувствуя сильное изнеможение, оставляет работу: все ждет, когда спадет жар. Но для хлеба, для сена, для деревьев необходимы эти жары.

Однако ж долгая засуха вредна для растений, которые любят тепло, но любят и влагу; тяжела она и для людей.

Вот почему люди радуются, когда набегут грозовые тучи, грянет гром, засверкает молния и освежительный дождь напоит жаждущую землю.

Только бы дождь не был с градом, что иногда случается среди самого жаркого лета: град губителен для поспевающих хлебов и лоском кладет иное поле. Крестьяне усердно молят Бога, чтобы града не было.

Все, что начала весна, доканчивает лето. Листья вырастают во всю свою величину, и, недавно еще прозрачная, роща делается непроглядным жилищем тысячи птиц. На заливных лугах густая, высокая трава волнуется, как море. В ней шевелится и жужжит целый мир насекомых. Деревья в садах отцвели.

Ярко-красная вишня и темно-малиновая слива уже мелькают между зеленью; яблоки и груши еще зелены и таятся между листьями, но в тиши зреют и наливаются. Одна липа еще в цвету и благоухает. В ее густой листве, между ее чуть белеющими, но душистыми цветочками, слышен стройный, невидимый хор.

Это работают с песнями тысячи веселых пчелок на медовых, благоухающих цветочках липы. Подойдите ближе к поющему дереву: даже пахнет от него медом!

Ранние цветы уже отцвели и заготовляют семена, другие еще в полном цвету. Рожь поднялась, заколосилась и уже начинает желтеть, волнуясь, как море, под напором легкого ветра. Гречиха в цвету, и нивы, засеянные ею, будто покрыты белой пеленой с розоватым оттенком; с них несется тот же приятный медовый запах, которым приманивает пчел цветущая липа.

А сколько ягод, грибов! Словно красный коралл, рдеет в траве сочная земляника; на кустах развесились прозрачные сережки смородины… Но возможно ли перечислить все, что появляется летом? Одно зреет за другим, одно догоняет другое.

И птице, и зверю, и насекомому летом раздолье! Вот уже и молоденькие птички пищат в гнездах. Но пока еще у них подрастут крылья, заботливые родители с веселым криком снуют в воздухе, отыскивая корм для своих птенцов.

Малютки давно уже высовывают из гнезда свои тоненькие, еще худо оперившиеся шейки и, раскрыв носики, ждут подачки. И корму довольно для птиц: та подымает оброненное колосом зерно, другая и сама потреплет зреющую ветку конопли или почнет сочную вишню; третья гонится за мошками, а они кучами толкутся в воздухе.

Зоркий ястреб, широко распустив свои длинные крылья, реет высоко в воздухе, зорко высматривая цыпленка или другую какую-нибудь молоденькую, неопытную птичку, отбившуюся от матери, – завидит и, как стрела, пустится он на бедняжку: не миновать ей жадных когтей хищной, плотоядной птицы.

Старые гуси, гордо вытянув свои длинные шеи, громко гогочут и ведут на воду своих маленьких деток, пушистых, как весенние барашки на вербах, и желтых, как яичный желток.

Мохнатая, разноцветная гусеница волнуется на своих многочисленных ножках и гложет листья и плоды. Пестрых бабочек порхает уже много.

Золотистая пчелка без устали работает на липе, на гречихе, на душистом, сладком клевере, на множестве разнообразных цветов, доставая всюду то, что ей нужно для изготовления ее хитрых, душистых сотов. Неумолкающий гул стоит в пасеках (пчельниках).

Скоро пчелкам станет тесно в ульях, и они начнут роиться: разделяться на новые трудолюбивые царства, из которых одно останется дома, а другое полетит искать нового жилья где-нибудь в дуплистом дереве.

Но пасечник перехватит рой на дороге и посадит его в давно приготовленный для него новенький улей. Муравей уже много настроил новых подземных галерей; запасливая хозяйка белка уже начинает таскать в свое дупло поспевающие орехи. Всем приволье, всем раздолье!

Много, много летом работы крестьянину! Вот он вспахал озимые поля [Озимые поля – поля, засеваемые осенью; зерна зимуют под снегом.] и приготовил к осени мягкую колыбельку хлебному зерну. Еще не успел он кончить пахоты, как уже настает пора косить.

Косари, в белых рубахах, с блестящими и звенящими косами в руках, выходят на луга и дружно подкашивают под корень высокую, уже осеменившуюся траву. Острые косы блестят на солнце и звенят под ударами набитой песком лопатки.

Женщины также дружно работают граблями и сваливают уже подсохшее сено в копны. Приятный звон кос и дружные, звонкие песни несутся повсюду с лугов. Вот уже строятся и высокие круглые стога.

Мальчики валяются в сене и, толкая друг друга, заливаются звонким смехом; а мохнатая лошаденка, вся засыпанная сеном, едва волочит на веревке тяжелую копну.

Не успел отойти сенокос – начинается жатва. Рожь, кормилица русского человека, поспела. Отяжелевший от множества зерен и пожелтевший колос сильно понагнулся к земле; если еще его оставить на поле, то зерно станет сыпаться, и пропадет без пользы Божий дар. Бросают косы, принимаются за серпы.

Весело смотреть, как, рассыпавшись по ниве и нагнувшись к самой земле, стройные ряды жнецов валят под корень рожь высокую, кладут ее в красивые, тяжелые снопы. Пройдет недели две такой работы, и на ниве, где еще недавно волновалась высокая рожь, будет повсюду торчать срезанная солома.

Зато на сжатой полосе рядами станут высокие, золотистые копны хлеба.

Не успели убрать ржи, как пришла уже пора приниматься за золотистую пшеницу, за ячмень, за овес; а там, смотришь, уже покраснела гречиха и просит косы. Пора дергать лен: он совсем ложится.

Вот и конопля готова; воробьи стаями хлопочут над ней, доставая маслянистое зерно. Пора копать и картофель, и яблоки давно уже валятся в высокую траву.

Все спеет, все зреет, все надобно убрать вовремя; даже и длинного летнего дня не хватает!

Поздно вечером возвращаются люди с работы. Они устали; но их веселые, звонкие песни раздаются громко по вечерней заре. Утром вместе с солнышком крестьяне опять примутся за работу; а солнышко летом встает куда как рано!

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "новый год"

Отчего же так весел крестьянин летом, когда работы у него так много? И работа не легкая. Нужна большая привычка, чтобы промахать целый день тяжелой косой, срезывая каждый раз добрую охапку травы, да и с привычкой много еще нужно прилежания и терпения.

Нелегко и жать под палящими лучами солнца, нагнувшись до самой земли, обливаясь потом, задыхаясь от жары и усталости. Посмотрите на бедную крестьянку, как она своей грязной, но честной рукой отирает крупные капли пота с разгоревшегося лица.

Ей даже некогда покормить своего ребенка, хотя он тут же на поле барахтается в своей люльке, висящей на трех кольях, воткнутых в землю.

Маленькая сестра крикуна сама еще ребенок и недавно начала ходить, но и та не без дела: в грязной, изорванной рубашонке сидит она на корточках у люльки и старается закачать своего расходившегося братишку.

Но почему же весел крестьянин летом, когда работы у него так много и работа его так трудна? О, на это есть много причин! Во-первых, крестьянин работы не боится: он вырос в трудах.

Во-вторых, он знает, что летняя работа кормит его целый год и что надо пользоваться вёдром, когда Бог дает его; а не то – можно остаться без хлеба.

В-третьих, крестьянин чувствует, что его трудами кормится не одна его семья, а весь мир: и я, и вы, и все разодетые господа, хотя иные из них и с презреньем посматривают на крестьянина. Он, копаясь в земле, кормит всех своею тихой, не блестящей работою, как корни дерева кормят гордые вершины, одетые зелеными листьями.

Много прилежания и терпения нужно для крестьянских работ, но немало также требуется знаний и опыта. Попробуйте жать, и вы увидите, что на это надобно много уменья. Если же кто без привычки возьмет косу, то не много с нею наработает.

Сметать хороший стог сена – тоже дело не легкое; пахать надо умеючи, а чтобы хорошо посеять – ровно, не гуще и не реже того, чем следует, – то даже не всякий крестьянин за это возьмется. Кроме того, нужно знать, когда и что делать, как сладить соху и борону [Соха, борона – старинные земледельческие орудия.

Соха – для вспашки, борона – для разбивки комьев после вспашки.

], как из конопли, например, сделать пеньку, из пеньки нитки, а из ниток соткать холст… О, много, очень много знает и умеет делать крестьянин, и его никак нельзя назвать невеждой, хотя бы он и читать не умел! Выучиться читать и выучиться многим наукам гораздо легче, чем выучиться всему, что должен знать хороший и опытный крестьянин.

Сладко засыпает крестьянин после тяжких трудов, чувствуя, что он выполнил свой святой долг. Да и умирать ему нетрудно: обработанная им нива и еще засеянное им поле остаются его детям, которых он вспоил, вскормил, приучил к труду и вместо себя поставил работниками перед людьми.

Пожалуйста, оцените произведение

(5,00/5 — 1 оценок)Загрузка…

  • Поучительная история о торопливом и непослушном петухе, который не хотел ждать. За свой несговорчивый нрав пришлось поплатиться петушку жизнью. Умей обождать читать Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и …
  • Присказка для малышей о привычках и поведении козла. Козёл читать Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает; идёт, блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад ушли, травку …
  • Диалог между папой и сыном из которого мы узнаем разницу между дикими животными и домашними, а так же о том, как важно все учиться делать самостоятельно, чтобы не потерять навык. Гуси читать Вася увидел вереницу …

— здесь вы найдете другие рассказы Ушинского, которые есть на нашем сайте.

Источник: https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-ushinskogo/leto/

Литературное чтение. К.Ушинский «Лето»

Урок

Тема: К.Д.Ушинский. Лето (отрывок).

Цели: Познакомить уч-ся с произведением К.Д.Ушинского. Продолжить работу над жанром –рассказ. Привлечь внимание детей к красоте природы, обратить внимание на сезонные изменения в природе и в жизни птиц.

Учить детей вдумчиво относиться к образному языку автора, испытывать эстетическое наслаждение от прочитанного. Развивать яркие образные представления на основе читаемого, расширять и обогащать словарный запас уч-ся.

Формировать навык осознанного беглого выразительного чтения.

Оборудование: илл., муз.запись, портрет автора, выставка книг, иллюстрации на тему «Лето», задания для групп (ребусы, пословицы, игра «4-ый лишний», ряд слов, «лето»), скороговорка.

Ход урока.

I.Орг.момент. Псих.настрой.

II.Речевая разминка.

Скороговорка: Проросли ростки, повыросли,

Ростом ростки расхвастались.
III.Проверка дом.задания.
IV.Актуализация опорных знаний. Нацеливание.

Работа в группах:

1 группа: отгадайте ребусы (лето),

2 группа: исключите лишнее слово, обоснуйте свой выбор –

Лето, зима, весна, год.

Март, апрель, май, июнь.

Лето, июнь, июль, август.

3 группа: вставь пропущенные слова в пословицы –

Кто … в холодке сидит, зимой наплачется.

собирает, а зима поедает.

V. Работа по теме.

1.Знакомство с произведением.

1) Слово об авторе (портрет автора).

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871) Родился 2 марта в г. Туле. После окончания юридического факультета Московского университе­та служил преподавателем русской словесности, инспек-тором Смольного института, редактором журналов.

К. Д. Ушинским были выпущены две учебные книги «Детский мир» (1861) для детей 10-12 лет и «Родное слово» (1864) для детей 8-10 лет, включающее азбуку.

Учебники предназначались для первоначального чтения в классе и содер­жали статьи познавательного характера из раз­ных областей человеческих знаний и художес­твенные произведения. В содержании учебников можно увидеть не только статьи, рассказы, сказки, басни К. Д.

Ушинского, но и тексты его знаменитых современников: И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лер­монтова, Н. А. Некрасова и др.

https://www.youtube.com/watch?v=-PRJrKy461M

В современные учебники и книги для чтения часто включаются тексты К. Д. Ушинского: «Че­тыре желания», «Васька», «Петушок с семьёй», «Коровка», «Лошади»; сказки «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна» и многие другие.

Время показало, что произведения К. Д. Ушин­ского по-прежнему любимы юными читателями.

2). Чтение рассказа учителем.

3). Вопросы по восприятию:

-Чем понравилось произведение?

-О чем это произведение?

-Почему так названо это произведение?

-Какое впечатление произвело на вас название произведения?

-К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

2. Работа над произведением.

1) Чтение уч-ся (на время).

2) Чтение (про себя)до конца рассказа.

Музыкальная минутка. Релаксация.

Что вы услышали в музыке?

-Какие картины себе представили?

-Какая иллюстрация подходит к данному рассказу? Почему? Обоснуйте.

3)Чтение вслух.

4)Вопросы. Выборочное чтение.

-Как автор описывает долготу летних дней?

-Как солнце светит летом?

-О какой примете — вестнике дождя говорит автор?

Вопросы по учебнику стр.126.

-Что происходит в жару с природой – с полями, деревьями, птицами – и с человеком?

-Что все – и природа, и люди – ждут?

-Отчего все так радуются набежавшим грозовым тучам?

-О каких полях крестьяне говорят, что те отдыхают под паром?

-Что испытывает в полдень человек, птицы?

-Почему люди радуются дождю?

-Как лето заканчивает то, что начала весна? Найдите в тексте отрывки об этом.

-Что летом делают птицы, звери, насекомые?

-Что в это время происходит в лесу?

5)Вопросы. Работа по рядам: вопросы на доске

1 ряд — Какие чувства весна вызывает у автора?

2 ряд — Что и как изменяется весной в природе?

3 ряд — Какие запахи и звуки слышны и какие цвета видны летом? Как об этом говорит автор?

6)Работа по развитию речи.

а)-Поберите слова из текста к следующим:

Прямые лучи – отвесные

Не шевелится – не шелохнётся

Очень просят – усердно молят

Прячутся между листьями – таятся

Приятно пахнущие цветы липы – благоухающие

Быстро летают в воздухе – снуют

Подземные коридоры – галереи

б)-Найдите сравнения в тексте.

VI.Обобщение по теме урока.

Работа в группах.

1.Даю название темы «Лето» — ключевое слово.

2.Выполнение заданий в группах.

1 группа – описание темы. Подберите два прилагательных (веселое, звонкое, …)

2 группа – описание действия. Подберите три глагола (радует, веселит…)

Читайте также:  Сколько видов фудзи написал хокусай?

3 группа – отношение к теме. Подобрать фразу, отражающую главную мысль этого слова. (Лето -…).

Фронтальная работа.

Выяснение сути темы. Подобрать одно слово, выражающее эмоциональное отношение автора.

VII. Подведение итога. Рефлексия.

-Оцените свое участие на уроке.

-Чем понравился урок? Что особенно запомнилось?

-Поблагодарите друг друга за урок.
VIII.Дом.задание: стр.123-126 читать, 1 группа – выучить наизусть 2 абзац, 2 группа – подробный пересказ стр.123-124, 3 группа – подробный пересказ «Лето в садах, полях, на лугу» (стр.125 – 1-2-3 абзацы), 4 группа – подробный пересказ «Птицы летом».

1 группа: отгадайте ребусы:

О=Е ,,

2 группа: исключите лишнее слово, обоснуйте свой выбор –

Лето, зима, весна, год.

Март, апрель, май, июнь.

Лето, июнь, июль, август.

3 группа: вставь пропущенные слова в пословицы –

Кто … в холодке сидит, зимой наплачется.

собирает, а зима поедает.

1 группа: отгадайте ребусы:

О=Е ,,

2 группа: исключите лишнее слово, обоснуйте свой выбор –

Лето, зима, весна, год.

Март, апрель, май, июнь.

Лето, июнь, июль, август.

3 группа: вставь пропущенные слова в пословицы –

Кто … в холодке сидит, зимой наплачется.

собирает, а зима поедает.

1 группа: отгадайте ребусы:

О=Е ,,

2 группа: исключите лишнее слово, обоснуйте свой выбор –

Лето, зима, весна, год.

Март, апрель, май, июнь.

Лето, июнь, июль, август.

3 группа: вставь пропущенные слова в пословицы –

Кто … в холодке сидит, зимой наплачется.

собирает, а зима поедает.

1 группа: отгадайте ребусы:

О=Е ,,

2 группа: исключите лишнее слово, обоснуйте свой выбор –

Лето, зима, весна, год.

Март, апрель, май, июнь.

Лето, июнь, июль, август.

3 группа: вставь пропущенные слова в пословицы –

Кто … в холодке сидит, зимой наплачется.

собирает, а зима поедает.

Источник: https://multiurok.ru/files/literaturnoe-chtenie-k-ushinskii-leto.html

Рассказы русских писателей о лете

Отрывки из повести «В людях»

Максим Горький (о тайге)

Вот и мы трое идём на рассвете по зелёно-серебряному росному полю; слева от нас, за Окою, над рыжими боками Дятловых гор, над белым Нижним-Новгородом, в холмах зелёных садов, в золотых главах церквей, встаёт не торопясь русское ленивенькое солнце.

Тихий ветер сонно веет с тихой, мутной Оки, качаются золотые лютики, отягчённые росою, лиловые колокольчики немотно опустились к земле, разноцветные бессмертники сухо торчат на малоплодном дёрне, раскрывает алые звезды «ночная красавица» — гвоздика…

Тёмною ратью двигается лес навстречу нам. Крылатые ели — как большие птицы; берёзы — точно девушки. Кислый запах болота течёт по полю.

***

Уходим все дальше в лес, синеватую мглу, изрезанную золотыми лучами солнца. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум, мечтательный и возбуждающий мечты.

Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга, немолчно звучит ревнивая песня зяблика, задумчиво поет странная птица – щур. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.

Щелкает белка, в лапах сосен мелькает ее пушистый хвост; видишь невероятно много, хочется видеть все больше, идти все дальше…

Между стволов сосен являются прозрачные, воздушные фигуры огромных людей и исчезают в зелёной густоте; сквозь неё просвечивает голубое, в серебре, небо. Под ногами пышным ковром лежит мох, расшитый брусничником и сухими нитями клюквы, костяника сверкает в траве каплями крови, грибы дразнят крепким запахом.

Отрывки из повести «Детство Никиты»

Толстой Алексей Николаевич

Утренний дымок еще стоял в густых чащах сада. На поляне, над медовыми желтыми метелками, над белыми кашками, толклись легкими листиками бабочки, летела озабоченная пчела. В чаще сада ворковал дикий голубь,- закрыв глаза, надув грудку, печально, сладко ворковал о том, что точно так же все это будет всегда, и пройдет, и снова будет.

….
За две недели не упало ни капли дождя, а хлебам было время зреть. Земля растрескалась, от зноя выцвело небо, и вдали, над горизонтом, висела мгла, похожая на пыль от стада. Погорели луга, потускнели, стали свертываться листья на деревьях….

.. Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскаленной мгле. Сумерки настали быстро. Было совсем темно — ни одной звезды. Стрелка барометра твердо указывала «буря»…

…И вот в мертвенной тишине первыми, глухо и важно, зашумели ветлы на пруду, долетели испуганные крики грачей. Отец ушел на балкон, в темноту.

Шум становился все крепче, торжественнее, и, наконец, сильным порывом ветра примяло акации у балкона, пахнуло пахучим духом в дверь, внесло несколько сухих листьев, мигнул огонь в матовом шаре лампы, и налетевший ветер засвистал, завыл в трубах и в углах дома.

Где-то бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины… И вот — бело-синим ослепительным светом раскрылась ночь, на мгновение черными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья. И — снова тьма.

И грохнуло, обрушилось все небо. За шумом никто не услышал, как упали и потекли капли дождя на стеклах. Хлынул дождь — сильный, обильный, потоком. … Запах влаги, прели, дождя и травы наполнил зал.

***
… Вековечно засвистал ветер в ушах. Над широкой степью, над спелыми, кое-где уже сжатыми хлебами, высоко над глиняным обрывом речки — плавал орел. В лощине, у солончакового озерца, кричали чибисы — жалобно, пустынно….

«В лесу летом»

Ушинский Константин Дмитриевич.

Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья.

Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.
Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка.

Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?

«На поле летом»

Ушинский Константин Дмитриевич

Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса точно бегут по холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный воздух.

Синеет молодой овес; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело-розовыми, медовыми цветочками. Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним бледно-зеленая полоска льна с голубоватыми глазками.

На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.

Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины: видит он и крикливую перепелку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в свою нору с зернышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков.

Источник: http://stranakids.ru/rasskazy-russkix-pisatelej-o-lete/2/

К. Д. Ушинский «Рассказы и сказки». К. Д. Ушинский «Два плуга»

Урок по методу проектов в 3 классе.

Проект: Проблема нравственного воспитания учащихся началь-

ных классов на уроках внеклассного чтения по русскому

языку.

Тема: «Изучение творчества К. Д. Ушинского – как средство

постижения окружающего нас мира».

Литература:

  1. К. Д. Ушинский «Рассказы и сказки».
  2. К. Д. Ушинский «Два плуга».
  3. К. Д. Ушинский «Слепая лошадь».
  4. К. Д. Ушинский «Рассказы».
  5. Чернявская Я. А., Регушевская Г. В. «Детская литература».

Основные проблемные вопросы по теме.

  1. Что ценим мы в человеке? Какие качества человека можно рассмотреть как положительные?
  2. Почему мы так говорим: «Труд облагораживает человека»?

Цели урока.

  1. Познавательная – учащиеся должны усвоить смысл и содержание рассказов Ушинского и на их основе решить стоящие перед ними проблемы нравственности.
  2. ^

б)развитие умения сравнивать произведе

ния разных авторов и на этой основе делать соответству

ющие выводы.

Оборудование.

  1. Портрет К. Д. Ушинского.
  2. Выставка книг К. Д. Ушинского.
  3. Выставка рисунков к важнейшим эпизодам из рассказов и сказок К. Д. Ушинского.
  4. Плакат «В дружбе сила».
  5. Кроссворд «Ушинский».
  6. Игра «Третий лишний».

Эпиграф к уроку: «Радость познания — есть поэзия постижения живого,

окружающего нас мира».

(К. Д. Ушинский).

Структура урока.

Читайте также:  Геннадий снегирёв "бобрёнок"

1 фаза. Вызов интереса к теме.

2 фаза. Осмысление текстов. Актуализация знаний.

^

во. Творческая мастерская.

4 фаза. Игра.

5 фаза. Подведение итогов. Домашнее задание.

Методы: метод проектов (информационная и исследовательская).

Организационная форма.

( Работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.)

^ Роли в группе Матер., подгот. групп.

1 группа

Мясников Е.

Андреев А.

Пласкин Н.

2 группа

Крысова А.

Плешкова Ю.

Кошкин А.

Краснова В.

3 группа

Потапова А.

Сорокин Н.

Кошкин А.

«Сказки К. Д. Ушинского»

Доклад о творчестве К. Д. Ушин-

ского.

Роль сказок на основе сказки «Ли-

са и козел».

«Рассказы и сказки о животных,

птицах, о детях».

Инсценировка «Любопытство».

Сод. «Четыре желания».

Сод. «Орел и кошка».

«Рассказы о труде».

Сод. «Как рубашка в поле выросла».

Занимательное задание «Назови героя».

Кроссворд «Ушинский».

Плакат «Третий лиш-

ний».

Картины.

Картины «Весна», «Зи –

ма», «Лето»,»Осень».

Кроссворд.

Карт. «Орел и кошка».

Картина «Рубашка».

Плакат «Третий лишний».

Ход урока.

1 фаза. Вызов интереса к теме.

Учитель. Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про репку, про курочку рябу, про колобок, про братца Иванушку с сестрицей Аленушкой, не читал бы рассказа «Четыре желания». Не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита «Тит, иди молотить».

Все эти и многие другие, так же хорошо известные вам сказки , рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал нам Константин Дмитриевич Ушинский. И наш урок сегодня посвящен творчеству этого великого педагога-писателя.

Послушаем, что нам расскажет о нем, о его творчестве Мясников Е..

Ученик. К. Д. Ушинский родился в 1824 году на Украине. Детство он провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. Директор гимназии был добрый и образованный человек, и он сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными.

И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. Он составил два таких учебника для начальной щколы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».

В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.

2 фаза. Осмысление текстов. Актуализация знаний.

Учитель. Вот об этих рассказах и сказках мы сегодня поговорим с вами на уроке. В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам. Давайте послушаем одну из этих сказок.

1 группа.

Ученик 1 группы рассказывает содержание сказки «Лиса и козел». Дети задают ему вопросы. Потом делается вывод.

Вывод: «Голова дана, чтобы думать».

Учитель: Также Ушинский сочинил много рассказов о животных, о птицах, о явлениях природы, о самих детях – об их играх и занятиях, потому что, все это было близко детям, все это окружало их в повседневной жизни. Послушаем содержание рассказа «Четыре желания». Рассказ сопровождается показом картин на тему «Времена года». А потом дети объясняют, почему они нарисовали эту картину.

2 группа.

Алиса. Я нарисовала эту картину «Весна», потому что мне нравится весна. Весной много цветов, бабочек. Можно пускать кораблики. Весной прилетают птицы, и вся природа оживает.

Юля.Я нарисовала картину «Лето», потому что я люблю лето. Летом тепло, можно купаться, загорать, ловить рыбу и просто потому, что летом мы отдыхаем.

Саша. Я нарисовал картину «Зима», потому что я люблю зиму. Зимой можно кататься на лыжах, на санках, лепить снеговика, играть в хоккей. Зимой бывает самый веселый праздник «Новый год».

Викория. Мне нравится осень, и поэтому я нарисовала картину про осень. Осенью много фруктов, овощей. В саду золотые листья. И еще потому, что осенью мы начинаем ходить в школу.

Учитель: Действительно все времена года по-своему хороши и прекрасны. И, конечно, все мы можем сказать «У природы нет плохой погоды». А теперь послушаем еще один рассказ о животных. Виктория рассказывает содержание рассказа «Орел и кошка». Задают вопросы.

^

Почему кошка не убежала?

Вывод: «И у курицы сердце есть».

3 группа

Учитель: Также в своих книгах Ушинский рассказал детям про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором они живут, все это дело рук человека. И поэтому самый уважаемый человек в обществе – это человек, который трудится. Послушаем его рассказ про труд. Аида расскажет содержание «как рубашка в поле выросла».

Делается вывод: Значит. Чтобы надеть рубашку, надо очень много работать. А знаете ли вы ребята, где растет хлеб, сахар, масло, тетрадь?

Учитель: Мы с вами послушали много рассказов Ушинского. А еще какие рассказы вы прочитали? (Встают командиры групп и по очереди называют рассказы Ушинского. Побеждает та команда, которая назовет больше рассказов.

Учитель: А теперь рассмотрим картинки, которые вы сделали к рассказам Ушинского. Дети рассказывают, к какой сказке сделан тот или иной рисунок.

^

Учитель: Слово даем Коле. Он вам приготовил задание.

Ученик: Я вам приготовил задание. Я читаю выдержки из рассказов, а вы должны отгадать, о каком герое идет речь.

  1. Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все время была зима.
  2. Вот еще, поди-ка ты, какой важный барин,- ответил другой.
  3. Пяться назад, я первый взошел на мост.
  4. Уж как здесь прохладно, да холодно. Водички холодной сколько хочешь.
  5. Тянет, потянет, вытянуть не может.
  6. Наведайтесь, милочки, завтра. Сегодня еще нет на не ни одного открытого цветочка.

Учитель: Один рассказ вы должны были прочитать особенно внимательно. По этому рассказу вы должны будете заполнить тест. Рассказ называется «Дети в роще».

(Каждой группе дается тест, и дети работают в группе.)

Учитель: Как вы думаете, правильно ли поступили дети?

Почему вы так думаете?

Поняли они свою ошибку?

Учитель: У нас в классе сегодня тоже появились брат и сестра. Давайте послушаем их и оценим их поступки.

(Инсценировка рассказа «Любопытство». Роли исполняют Мясников Е. и Крысова А.)

Учитель: Как вы думаете, что критикует автор этим рассказом?

Вывод: Нельзя быть слишком любопытным, Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3 фаза – Размышления над текстами.

Учитель:О многих рассказах и сказках Ушинского мы с вами поговорили. Чему они нас учат?

Ученики делают вывод: Сказки Ушинского учат любить природу, животных, труд, быть добрыми, уважать старших и родных.

Учитель: А теперь вспомните, какого писателя мы читали, который тоже очень любил детей, открыл для них школу, написал для них учебники?

^

Учитель: Да, Л. Н. Толстой . Оба этих писателя очень много сделали для воспитания и обучения детей, детей крестьян, чтобы они росли добрыми, умными, честными, любили природу, друзей, родных. И даже названия их рассказов и содержания чем-то похожи. Посмотрите на доску и отгадайте, какой рассказ кто написал?

На доске:

  1. «Орел», «Орел и кошка».
  2. «Играющие собаки», «Пожарные собаки».
  3. «Как рубашка в поле выросла», «Как мужик убрал камень».
  4. «Девочка и грибы», «Дети в роще».
  5. «Отчего бывает ветер», «Ветер и солнце».

4 фаза- Игра.

Игра «Третий лишний». Надо отгадать, какой герой лишний.

  • Аленушка, Иванушка, барин, корова.
  • Солдат, хозяйка, собака, топор.
  • Лиса, козел, курица.
  • Отец, мать, Митя.
  • Орел, кошка, девочка.
  • Корова, волк, мальчик.

5 фаза- Домашнее задание.

  • Отгадать кроссворд «Ушинский».
  • Читать произведения Н. Н. Носова.

Приложение. (Тест по рассказу «Дети в роще».)

а) в школу; б) домой; в) в парк.

а) в лес; б) в рощу; в) в парк.

а) сумки; б)книжки; в) азбуки.

  1. Кого они встретили в роще? Напишите по порядку.

Жук, пчела, муравей, белка, ручеек, малиновка.

а) ела орехи;

б) запасалась орехами;

в) собирала грибы.

6. Что делала малиновка?

а) пела песню;

б) убаюкивала своих ребят;

в) летала.

7. Почему дети пошли в школу?

а) устали ходить в роще;

б) им стало стыдно;

в) они испугались.

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-454413.html

Ссылка на основную публикацию