Промышленность и сельское хозяйство японии

Хозяйство Японии

Японская экономика после Второй мировой войны развивалась быстрыми темпами, поэтому за короткий период она прошла огромный путь, показав всему миру свои достижения в области науки, техники, в области образования, промышленности и торговле.

После поражения в войне страна не только полностью восстановилась, а по достигнутой экономической мощи вышла на второе место в мире после США. Второй экономикой мира страна являлась с $1968$ года, но в $2010$ году она уступила эти позиции Китаю.

Став мировым кредитором, Япония осуществила качественную перестройку всей экономической жизни и создала основы постиндустриального общества. Японское «экономическое чудо» появилось не на пустом месте.

Экономика страны в этот период имела свои отличительные черты:

  1. Произошло объединение в тесно связанные группы производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции, банков. Группы получили название кэйрэцу;
  2. Между предпринимателями и правительством существовали взаимовыгодные отношения;
  3. Большие корпорации давали гарантию пожизненной занятости;
  4. В стране наблюдалось деятельное и активное профсоюзное движение.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Резкий скачок в развитии экономики имел и свои причины:

  1. Дешевая рабочая сила;
  2. Доверие банковской системе;
  3. В руках государства находился контроль над внешней торговлей;
  4. Производимая продукция была ориентирована на экспорт;
  5. Поддержка государством национального производителя;
  6. Американское кредитование;
  7. Послевоенная политическая стабильность;
  8. Освоение новых технологий.

В результате всех проведенных мероприятий Япония достигла высокого технического совершенства, особенно в области передовых технологий.

Большую роль в экономике страны играют такие сферы деятельности как банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации, строительство.

По отношению ВВП к отработанным часам Япония ещё в $2007$ году занимала $19$-е место. Японские рабочие сегодня имеют самую высокую в мире почасовую зарплату, самый низкий уровень безработицы.

Правда, надо сказать, что в $2009$ году безработица стала увеличиваться и достигла $5,1$ %. Существует индекс легкости ведения бизнеса и по его показателю в $2009$ году страна находилась на $13$ месте. Девятнадцатое место занимала Япония по индексу экономической свободы.

Среди азиатских стран у неё было $5$ место. Японский капитализм имеет свои особенности, например, группы кэйрэцу, появившиеся в послевоенный период, и сегодня играют значительную роль в экономике страны.

Характерно для страны и пожизненное устройство в одну компанию.

Замечание 1

Таким образом, современная экономика Японии и её нынешние позиции в Мировом хозяйстве являются результатом экономического развития второй половины прошлого века.

Промышленность Японии

Развитие японской промышленности шло в основном эволюционным путем. Революционный путь развития стал доминировать после энергетического и сырьевого кризисов $70$-х годов. Рост энергоёмких и металлоёмких отраслей страна ограничивала, потому что они полностью зависели от импортного топлива и сырья, и ориентировалась на новейшие наукоёмкие отрасли.

Свои базовые отрасли – энергетику, металлургию, автомобилестроение, судостроение, химическую промышленность, нефтехимию, строительную индустрию, Япония создавала практически заново и на импортном сырье, но с обязательным учетом новейших достижений техники и технологии.

Значительную часть патентов и лицензий японцы закупали за границей и, прежде всего, в США, ФРГ, а затем адаптировали их к своим условиям.

Развитие наукоёмких отраслей сделали Японию лидером в области электроники, робототехники, биотехнологии. Огромные средства выделяет страна на развитие науки и по доле расходов на неё среди развитых стран занимает первое место. Численность научных работников в Японии больше, чем в Великобритании, ФРГ, Франции вместе взятых.

Современная Япония – это одна из ведущих мировых экономических держав. По выпуску продукции многих базовых отраслей Япония занимает первые места в мире, несмотря на отсутствие собственного сырья. Ориентируясь на импортное сырье, японская промышленность концентрируется в основном в Тихоокеанском промышленном поясе.

Это всего 13 % территории страны и $80$ % промышленной продукции.

Металлургия Японии сильно изменилась – сегодня работают мощные комбинаты, оснащенные новейшей техникой. Руду для работы металлургии поставляют Малайзия и Канада, а уголь – США, Австралия. В цветной металлургии Япония находится на втором месте после США по производству рафинированной меди.

Энергетическое хозяйство развивается полностью на импортном сырье. Электроэнергетика страны хорошо развита, $ 60$ % мощностей приходится на ТЭС. Атомные электростанции в стране появились с середины $60$-х годов, и к настоящему времени их насчитывается больше $20$. Сырье для их работы тоже импортное. Все вместе они дают $30$ % всей электроэнергии страны.

Судоверфи Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки спускают на воду крупнейшие в мире супертанкеры, крупнотоннажные танкеры, сухогрузы. Судостроение прочно держится на первом месте в мире. Главными судостроительными центрами являются крупнейшие порты Иокогама, Нагасаки.

Отраслевая структура машиностроения очень сложная. Кроме судов разных типов, автомобилей, приборов, страна развивает электронику, радиопромышленность. Крупнейшими центрами отрасли являются Тойота, Иокогама, Хиросима.

Радиоэлектронная и электротехническая промышленность ориентируется на центры, где есть кадры высокой квалификации, развитая транспортная система и научно-техническая база. Крупнейшим японским конгломератом по числу занятых – $341$ тыс.

человек – является корпорация «Хитати» со штаб-квартирой в Токио, с активами $81,3$ млрд. долларов, годовая сумма продаж которого составляет $65,1$ млрд. долларов.

К центрам Тихоокеанского промышленного пояса тяготеют предприятия нефтепереработки и химической промышленности. Отрасли используют импортное сырье и имеют высокий уровень развития. Помимо этих базовых отраслей в стране развивается целлюлозно-бумажная промышленность, лёгкая, пищевая, рыболовство.

Сельское хозяйство Японии

Замечание 2

Коренная перестройка после Второй мировой войны коснулась и сельского хозяйства, структура которого сильно изменилась. Страна всегда была чисто земледельческой и выращивала зерновые культуры, включая основной хлеб японцев – рис. Его посевы и сегодня занимают самую большую площадь.

Значительное внимание уделяется садоводству и огородничеству. Потребность Японии в продовольствии, включая рис и овощи, обеспечивают $4$ млн. человек и $14$ % территории. Основную часть сельскохозяйственной продукции страна получает за счет растениеводства, удельный вес которого в настоящее время несколько снижается.

Кормовые и технические культуры практически не выращиваются, и страна ввозит их из-за границы. Несмотря на то, что на каждого японца приходится очень маленькая доля обрабатываемых земель, свои продовольственные потребности страна полностью удовлетворяет. Импортировать приходится только сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

В животноводстве Японии развитие получили такие отрасли как скотоводство, свиноводство, птицеводство. Развитием этих отраслей занимаются крупные хозяйства страны.

Развивается ещё одна традиционная отрасль – рыболовство. Одно из первых мест в мире по улову рыбы и морепродуктов принадлежит Японии, страна имеет более $3$-х тыс. рыболовных портов. Богатая фауна прибрежных морей дала толчок к развитию такой отрасли как марикультура, развивается жемчужный промысел.

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/hozyaystvo_yaponii/

Хозяйство Японии

Стержнем японской промышленности являются крупные корпорации, которые стали составной частью финансово-монополистических групп: «Фуйо», «Мицубиси», «Сумито-мо», «Мицуи», «Дайити» и др. Основные производства сосредоточены в руках отдельных концернов, но немалая роль в развитии промышленности отводится малым и средним предприятиям (см. атлас, с. 37).

Японская промышленность неразрывно связана с мировым рынком.

Экспортируется 50 % ее автомобилей, 90 % часов, 95 % видеоаппаратуры, 75 % копировальных машин, 50 % телевизоров, но и импортируется 79 % угля, 99 % нефти, 98 % железной руды, 70 % древесины, 100 % фосфатов, бокситов, хлопка, шерсти и др. товаров.

На Японию приходится 12% мирового промышленного производства. Японии принадлежит первое место в мире по производству судов (52%), автомобилей (23,9%), тракторов, бытовой электротехники, роботов и т. д.

Зона мегаполиса, особенно агломерации — Кейхин (Токио -Иокогама), Хансин (Осака, Кобе, Киото), Тюнё (Нагоя) — сосредоточение наукоемких производств, где и сформировались межотраслевые комплексы — комбинаты.

Страна занимает 3-е место в мире по производству электроэнергии после США и России.

3/4 ее выработки приходится на крупнейшие ТЭС (импортная нефть и уголь), остальное — на АЭС (в Японии работает крупнейшая в мире АЭС) и ГЭС.

Япония — лидер мировой черной металлургии (100 млн. тонн стали в 1996 г.). Здесь действуют двадцать металлургических заводов полного цикла, самые большие — в Кава-каси, Тиба, Токай, Хиробата, Фукуяма, Китакюсю.

Химическая промышленность Японии представлена 16 нефтехимическими комплексами; самые большие находятся в Касима, Гои, Иоккаити, Мидзисима, Сакаи. По объему энергопотребления Япония занимает четвертое место в мире.

В мировом производстве машин и оборудования доля Японии составляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции отрасли. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, вывозящей 25% продукции машиностроения.

Главными отраслями машиностроения считаются: электромашиностроение (33,3% продукции отрасли), где 50% продукции — радиоэлектроника, транспортное машиностроение, в котором главное место занимает автомобилестроение (12 млн.

автомашин в год), судостроение, общее машиностроение (производство оборудования и станков).

У Японии мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в МГРТ. Агломерации Токио-Иокагама принадлежит 60% научных разработок и 40% продукции отраслей высоких технологий. Важную роль играет также Осака, Киото, Кобе, Нагоя.

В агропромышленном комплексе Японии занято 25% экономически активного населения, из них 6,6% — в сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве, 19,2% — в отраслях по переработке сельскохозяйственной продукции. АПК страны обеспечивает свои потребности в продовольствии на 70%.

Плодородных земель в Японии очень мало. В настоящее время обрабатывается 5,1 млн. га, где работает 3,7 млн. человек. Главные отрасли специализации агробизнеса — рисосеяние (страна дает 15 млн, тонн риса), плодоовощеводство, животноводство (производится 3,5 млн. тонн мяса).

Важной отраслью японского хозяйства является рыболовство (Япония занимает I место в мире). Развит также промысел жемчуга. Потребности страны в других видах продовольствия обеспечиваются импортом: ввозится 5,8 млн. тонн пшеницы, 20 млн. тонн кукурузы, 5 млн.

тонн бобов и сои, 80% сахара, 33% жиров и 20% мяса.

Транспорт Японии находится на высокой ступени развития, по размерам перевозок грузов и пассажиров Япония намного превосходит любую из стран Западной Европы, а по пассажирообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в мире.

Внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Внешние грузовые перевозки осуществляются морским, а пассажирские — воздушным.

Для развития сухопутного транспорта в связи с островным положением, рельефом и экономией земли, возникает необходимость строить туннели, мосты между островами, подводные туннели (самый большой Хонсю-Хоккайдо до 53 км, подводный туннель «Сейкан» (Хонсю — Кюсю) длиной 23 км), Япония имеет один из крупнейших в мире парк легковых автомобилей и тоннаж торгового флота. Но, не смотря на эти условия, монорельсовые железнодорожные магистрали со скоростью движения 250-300 км/час и скоростные шоссейные дороги (5 тыс. км) соединяют все экономические центры островов.

Источник: https://geographyofrussia.com/xozyajstvo-yaponii/

Промышленность Японии

Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью. Несмотря на её небольшую территорию, в Японии производится до 12% мировых промышленных товаров. Ведущими отраслями японской экономики являются производство материалов и приборов на основе современных высоких технологий.

Энергетика Японии

Основой электроэнергетики Японии является импортная нефть из-за отсутствия в стране собственных нефтяных месторождений, её доля достигает 80%, что делает энергетику страны достаточно уязвимой. По производству электроэнергии Япония занимает третье место в мире, расположившись за США и КНР.

Основу электроэнергетики составляют ТЭС их больше тысячи и расположены они в основном вблизи крупных городов, которых в Японии много. Самые крупные ТЭС Японии расположены на берегах Тихого океана, около таких мегаполисов как Токио и Осака. Также в электроэнергетике Японии с 80х годов 20 века активно используются АЭС.

Всего в стране формально 42 действующих реактора, но действительно производят электроэнергию только 4 из них. В 2017 году японское правительство планирует запустить еще 10 АЭС и увеличить долю производимой на них электроэнергии.

Большую роль играет вопрос безопасности АЭС из-за высокой сейсмической активности и частых землетрясений существуют четкие сценарии действий в критической ситуации, а также проводятся постоянные проверки безопасности и работоспособности оборудования. Интересно использование в Японии альтернативных источников энергии.

В стране много вулканов и гейзеров, и попытки использовать их энергию предпринимались уже в 70-х годах Также проводились попытки использования энергии Солнца, но в наше время её доля меньше одного процента.

Читайте также:  Нефтяная и газовая промышленности

Металлургия Японии

Одной из важнейших отраслей специализации Японии является черная металлургия, переживавшая свой бум в 60-70х годах 20 века, на фоне увеличивавшихся размеров строительства.

Однако, после кризиса 80х годов черная металлургия в Японии идёт на спад и сейчас переживает не лучшие свои времена.

Несмотря на это, Япония остается одним из крупнейших мировых экспортеров стали, ежегодно экспортируя больше 25 млн тонн.

Своих минеральных запасов в Японии нет, поэтому черная металлургия ориентирована на импортное сырье: руда завозится из Индии, Австралии и ЮАР, а коксующийся уголь из Австралии, США и Канады, из-за чего большинство металлургических предприятий расположены в прибрежных районах в непосредственной близости от крупных грузовых портов.

Даже несмотря на отсутствие собственного сырья, металлургия в Японии достигла небывалых высот, во многом благодаря автоматизации, а также большому количеству инвестиций в научно-техническое развитие.

Сейчас основной перспективой развития отрасли является снижение энергозатрат и более эффективное использование железных руд, что позволит уменьшить зависимость страны от импортного сырья.

Машиностроение Японии

Машиностроение основа промышленности страны, оно по праву считается одним из самых развитых и передовых в мире. Основные отрасли мировой специализации Японии автомобиле- и судостроение, а также производство бытовой электроники и робототехника.

Необычайно стремительное развитие машиностроения в Японии после Второй мировой войны часто называют “Японским промышленным чудом”.

Сразу после войны автомобилестроение в Японии было ограничено множеством законодательных запретов, тормозящих его развитие.

Осложнялось положение японского автомобилестроения и низкой конкурентноспособностью производимых машин перед импортными, ввозимыми несмотря на запрет, исходящий от японского правительства.

Толчок развитию японскому машиностроению дали военные заказы, сделанные во время корейской войны в 50-е годы. После этого, объёмы машино производства непрестанно росли, что позволило Японии к 1980 годы выйти на первое место по производству автомобилей в мире и успешно удерживать его в течение 15 лет.

Сейчас многие японские автомобилестроительные концерны, такие как “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда” и “Мазда” остаются мировыми лидерами и не собираются сдавать свои позиции, успешно справляясь с кризисами отрасли.

Всего в автомобильной отрасли, включая сервис и обслуживание автомобилей, в Японии занято около 6 млн человек.

В 80-90 е годы в экономике страны наметилась тенденция развития наукоемких и высокотехнологичных производств, что позволило Японии производить самую качественную в мире бытовую и радиоэлектронику.

До сих пор, японские приборы славятся своим качеством, технологичностью и надёжностью.

Многие производители радиоэлектронных изделий, медицинского оборудования и оптических приборов получают поддержку от государства, так как вносят существенный вклад не только в экономику, но и в научный прогресс.

Авиастроение

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами. В последнее время всё больше развивается гражданское авиастроение, по объёмам продаж уже перегоняющее военное.

Несмотря на это, японское военное авиастроение тоже активно развивается, хоть у правительства и вызывает беспокойство превосходство США в этой области.

Проблемой японского авиастроения является зависимость страны от США в вопросах производства двигателей и их деталей, однако правительство пытается её решить путём инвестиций в науку и создания собственных производств.

Судостроение

Как в островном и высокотехнологичном государстве, в Японии развито и судостроение. Самыми известными японскими судостроительными компаниями являются Митсубиси и Сасебо, имеющие множество верфей, расположенных в основном на побережьях Японского моря и Тихого океана.

Это развитые и технологичные предприятия, однако в последнее время им приходится уменьшать свои производственные мощности, так как с 80х годов прошлого века спрос на суда в мире падает.

В настоящее время успешное существование судостроительных предприятий обеспечивают многочисленные заказы ВМФ Японии.

Робототехника

Частью национальной экономической стратегии является развитие робототехники на сегодняшний день передовой в мире. Кроме традиционной промышленной и индустриальной робототехники, направленной на повышение эффективности производства, в Японии активно развивается робототехника, направленная на удовлетворение нужд стареющего населения.

Так, популярность набирают роботы, предоставляющие услуги по бытовому уходу и медицинскому обслуживанию. Также активно разрабатываются человекоподобные роботы, некоторые из которых могут даже имитировать мимику человеческого лица.

Свой вклад в развитие робототехники вносят и традиционно автомобилестроительные компании Honda и Toyota, что говорит о важности этого направления в будущем японской экономики.

Химическая промышленность

Благодаря высокому уровню развития технологий, важной отраслью в японской экономике является химическая промышленность. Большой сдвиг она получила в 60х годах вместе с энергетикой тогда начала активно развиваться нефтехимия, основанная на отходах нефтегазовой отрасли.

Сейчас японская химическая промышленность по объемам производства располагается на втором месте в мире и первом в Азии. Лидерами индустрии являются концерны «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл» а также множество других.

Самыми развитыми отраслями химической промышленности остаются нефтехимия, производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. Так же как и в других областях, японское руководство обращает внимание на наукоемкость и технологичность перспективной отраслью считается биохимия.

К ней относится разработка и производство лекарственных препаратов и удобрений. Из-за проблем с экологией в стране принимаются меры к ограничению вредного воздействия химической промышленности на природу, для чего также используются передовые технологии.

Большую роль играет японская химическая промышленность и в экспорте: японские медикаменты, бытовые и промышленные химикаты, волокна и косметические изделия экспортируются по всему миру.

Лёгкая промышленность

Традиционно лёгкая промышленность в Японии всегда находилась на высоком уровне развития и отличалась своей аутентичностью. В стране до сих пор сохранились такие традиционные производства как шелкопрядение и керамика.

Однако, с развитием технологий специализации японской лёгкой промышленности сильно изменились.

Теперь большая часть производства осуществляется на крупных предприятиях, а самыми развитыми отраслями лёгкой промышленности являются хлопчатобумажная и шерстяная, обе работают на импортном сырье, на закупку которого ежегодно тратятся очень большие суммы.

 Специализацией Японии остаётся и керамика благодаря богатым запасам глин и многовековым традициям их обработки, до 75% производимой продукции эффективно экспортируется. В Японии существует несколько известных центров керамической промышленности, расположенных, как правило, вблизи месторождений, таких как Сэто и Нагоя.

Пищевая промышленность Японии

Пищевая промышленность Японии функционирует в основном на импортном сырье, так как чтобы производить собственное у страны нет возможностей и ресурсов. Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров продуктов питания. Средний объём потребительской корзины в Японии в последнее время растёт, а также наблюдается спрос на органические продукты и здоровое питание.

Источник: http://karatu.ru/promyshlennost-yaponii/

Экономическая структура Японии (стр. 1 из 2)

Структура экономики Японии

Отраслевая структура экономики Японии : сфера услуг — около 70%; промышленность — около 25; сельское, лесное и рыбное хозяйство — около 5%. В 1980—1990-е годы в ВВП Японии сократилась доля продукции сельского хозяйства, пищевой, текстильной, перерабатывающей промышленности, металлообработки и других отраслей. Высокими темпами начали развиваться электроника и сфера услуг.

Производство компьютеров, телекоммуникационных сетей, текстообрабатывающих систем, бытовой электроники, промышленных роботов — основные направления капитальных вложений японских предпринимателей. Целью инвестиционной политики Японии является не расширение производства, а модернизация оборудования на основе научных исследований. В основной капитал направляется примерно 19% ВВП.

Промышленность . Добыча продукции горной промышленности имеет тенденцию к сокращению. Обрабатывающая промышленность Японии имеет следующую структуру (% ко всей промышленности): машиностроение — 50,2%, химическая и нефтехимическая — 12, пищевая — 10,8, лесная, бумажная — 9, металлургия — 6,5, легкая промышленность — 4,2, стройматериалы, фарфор и фаянс — 3,3%.

Машиностроение имеет тенденцию к росту и подразделяется на: общее машиностроение, электротехнику (включая электроприборы), транспортные средства, средства связи, точные приборы и др.

Электротехника Японии получила мировое признание. Включает бытовую электротехнику, робототехнику, производство компьютеров. Является крупнейшей подотраслью машиностроения. Япония уделяет серьезное внимание использованию робототехники в быту.

Автомобилестроение . Япония занимает второе место в мире после США по количеству выпущенных автомобилей (опережает по количеству легковых и уступает по грузовым и автобу-1 сам). Ориентирована на вывоз производства за национальные! границы (в основном в азиатские страны).

Судостроение (около 30% объема мирового производства судов) — второе место после Республики Корея. Преобладает производство судов для международных сообщений.

Металлургия подразделяется на три группы: черная, цветная и производство металлоизделий. Один из мировых лидеров по производству стали. Кроме железной руды, Япония активно использует для ее производства вторичное сырье.

Легкая промышленность представлена текстильной, пищевой, бумажной и химической промышленностью. Осуществляется производство лекарств.

Пищевая промышленность Японии имеет некоторые особенности. 1. Существует ряд специфических (традиционных) видов пищи, производство которой почти невозможно заменить импортом. 2. Пищевая индустрия Японии производит продукцию высшей степени готовности. 3.

Широко применяются заменители соли, сахара, жиров и т.д. (популярны малокалорийные продукты). Объем производства пищевых продуктов имеет относительно устойчивый характер, поскольку они в основном предназначены для внутреннего потребления и мало идут на экспорт.

Химическая промышленность является наукоемкой отраслью. Важную роль в ней играет нефтехимия и производство лекарств.

Бумажная промышленность является традиционной, но переживает трудности (из-за недостатка древесины и необходимости в связи с этим использовать вторсырье).

Строительство — особая отрасль в Японии (из-за высокой урбанизации и необходимости в связи с этим осуществлять инженерно-строительные работы, которые в основном инвестируются государством). Скорость, аккуратность и высокое качество являются нормой.

Сельское хозяйство . Обрабатываемые площади занимают 15% территории страны. Отрасль обеспечивает почти 3/4 потребностей страны в продовольствии за счет интенсификации сельскохозяйственного производства и, следовательно, роста инвестиций в отрасль.

Направления интенсификации — рациональное использование земли, удлинение сезонности производства, механизация и химизация. Однако в последние годы происходит заметное снижение уровня самообеспеченности продовольственными ресурсами и рост их импорта.

Япония — крупнейший импортер продукции сельского хозяйства, особенно зерна и кормов (60% продовольственных ресурсов).

Основой сельского хозяйства являются мелкие хозяйства (площадью 1,2 га).

Растениеводство . Главная зерновая культура — рис (10— 12 млн т), на нее приходится более 50% посевов, затем идут пшеница, соя, овощи.

Животноводство играет в Японии не столь важную роль, как выращивание риса. Японцы по сравнению с жителями западных стран значительно меньше потребляют мяса и молочных продуктов. Однако в последнее десятилетие роль животноводства значительно возросла. Особенно быстро развивается; , свиноводство и бройлерное птицеводство.

Традиционно развито рыболовство , роль отрасли постоянно; возрастает. Рыба, как и рис, остается основным продуктом питания. По улову рыбы Япония занимает второе место в мире после КНР, по потреблению рыбы — второе место после Исландии.

Одна из серьезных проблем дальнейшего развития сельского хозяйства Японии — изменение структуры населения. Во-первых, в целом сокращается количество занятых в отрасли; во-вторых, увеличивается доля граждан старше 60 лет. Заметно сокращается число крестьянских хозяйств, действующих для коммерческой цели.

Вторая проблема — необходимость совершенствования технологий по переработке сельскохозяйственной продукции.

Сфера услуг включает: электроэнергетику, газовое и тепловое хозяйство, водоснабжение, транспорт, связь, торговлю, финансы, страхование, управление, бытовые и рекреационные услуги (сфера «сабис» — «индустрия сервиса»), иностранный туризм и др. В ней занято 63,7% работающих.

Сфера сабис — «индустрия сервиса» — одна из крупнейших и наиболее динамичных отраслей Японии (не только в секторе услуг, но и во всей национальной экономике) и по объему производства равна всей обрабатывающей промышленности в целом.

Характеристика отраслевой и территориальной структуры экономики Японии

На долю Японии приходилось в 2004 г. более 6,5% мирового ВВП, 12% мирового промышленного производства. Объем внешней торговли равен примерно 11,2% мирового товарооборота.

В начале ХХ I в.

Читайте также:  В. а. гаврилин "времена года" осень / описание произведения

для экономики Японии характерна следующая структура: на долю сельского хозяйства, лесной промышленности и рыболовства приходится 2,2% ВВП и 5,4% трудовых ресурсов; в промышленности создается около 41,1% ВВП, занято 34,6% трудовых ресурсов; сфера услуг дает 56,7% ВВП и в этой отрасли занято 60% трудовых ресурсов. В отличие от других стран «большой семерки», в которых выше доля сферы нематериального производства, в Японии велика роль промышленности.

Япония – один из крупнейших в мире инвесторов: на нее приходится примерно 40% мирового ссудного капитала. В основном в облигации, ценные бумаги США и государств ЕС. Характерной чертой последнего времени является резкое увеличение объема прямых инвестиций. В среднем они составляют 15,5 млрд долл. в год.

С 80-е гг. Япония превратилась в один из крупнейших финансовых центров мира. Японский рынок денежных средств и капиталов оценивается более чем в 6 трлн долл. Это второй показатель после США (9,9 трлн долл.). Стоимость зарегистрированных на Токийской фондовой бирже акций превышает 3 трлн долл. Это больше, чем на Нью-Йоркской фондовой бирже.

По расходам на НИОКР Япония занимает второе место в мире, уступая только США. Расходы на НИОКР составляют более 3% ВВП и достигают 80% американского уровня.

Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: 1) производство средств связи и информатики, 2)производство новых композитных материалов, 3) биотехнология.

Промышленность Японии условно можно разделить на две группы отраслей:

‪ 1.материалоемкие производства: выплавка стали, нефтехимия, автомобилестроение, судостроение. Значение этих отраслей со временем падает. К началу 1980-х гг. в судостроении было демонтировано или законсервировано 40% мощностей, в алюминиевой промышленности –45%, в производстве синтетического волокна – 20%;

‪ 2.наукоемкие отрасли: производство роботов (50% мирового объема), ЭВМ, полупроводников (40% мирового производства), бытовой радиоэлектроники.

Страна занимает первое место в мире по производству металлорежущих станков, промышленных роботов, фотоаппаратуры и другой продукции, второе по выпуску судов.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, в значительной мере ориентированный на экспорт. Наращивается выпуск медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, станков с числовым программным управлением. Япония поставила целью освоение ближнего космоса.

Основные объекты машиностроения сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. Исключительное место занимает Токийский район (Кэйхин), который дает более 30% продукции машиностроения. Целая цепь промышленных узлов создана на побережье внутреннего Японского моря. Государство стимулирует промышленное развитие окраинных районов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь, древесина.

Рост тяжелой промышленности обусловил существенные изменения в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие производства.

Резко возросли масштабы потребления импортной нефти и коксующегося угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Энергетическая база японской промышленности является весьма уязвимой. На 80% она находится в зависимости от импорта нефти.

Япония потребляет в настоящее время 5% мирового производства электроэнергии. В 2002 году она произвела 1038 млрд квт. электроэнергии, вышла по этому показателю на третье место в мире после США и КНР. В своем развитии электроэнергетика Японии прошла несколько этапов.

Первый из них можно назвать гидроэнергетическим, он пришелся на 50-е годы. Второй этап охватил 60-е годы и первую половину 70-х гг. Третий этап начался с середины 70-х до середины 80-х гг. Четвертый – с середины 80-х до середины 90-х гг.

Последний пятый – с середины 90-х до настоящего времени.

Источник: http://MirZnanii.com/a/264084/ekonomicheskaya-struktura-yaponii

Общие черты хозяйства, Промышленность, Сельское хозяйство, Транспорт, Внешнеэкономические связи — География — Гилецький И Р Библиотека русских учебников

Япония — высокоразвитая страна, входит в состав»большой семерки»:. По размерам. ВНП (более 3 трля долл.. США) она уступает только. США и. Китая. С 1950-1960-х гг японская экономика росла очень д. быстрыми темпами.

Сегодня важную роль уний играют крупные, известные на весь мир корпорации:»Тойота»,»Нос-сан»и»Хонда»,»Сони»,»Касио»и»Тошиба»Однако 99% японских компа-ний принадлежат среднего и малого бизнеса. На. Японию приходится 12% мирового промышленного производства в международном разделении труда.

Япония занимает ведущие места в области электротехнического, електронногронного.

машиностроения, судостроения, химической промышленности, а также в сфере банковских услуг

Япония начала структурную перестройку своей экономики с целью расширения внутреннего спроса, повышения роли сферы услуг и информатики, дальнейшего развития собственного научно-технического потенциала.

Прио оритетнимы стали отрасли»высокого потенциального роста», высоко-технологические проекты и наукоемкие направления: телекоммуникации, микроелек-троник, оптико-волоконные материалы, авиация и космонавтика, мед ицина, биотехнология, защита окружающей среды тощо.

О высокий экономический уровень развития. Японии свидетельствует оптимальное распределение. ВНП по сферам экономики: на сельское хозяйство приходится — 1,3%, обрабатывающую промышленность — 24,7%, сферу услуг — 74%

Промышленность

На долю тяжелой промышленности приходится 3/4 общего объема промышленного производства. Одной из экономических проблем. Японии зависимость от импорта энергоносителей.

Долгое время основой энергетики страны и было собственно уголь, вода и древесина. Затем масштабы потребления импортной нефти, коксующегося угля, газа начали стремительно расти.

Большие нефтеперерабатывающие предприятия размещены в портовых городах (Йоко гамма,. Нагоя,. Китакюсююсю).

Основная доля электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, которые сконцентрированы в промышленных районах, центрах добычи и доставки угля и нефти. Мощные. ГЭС построена в центральной части. Хонсю.

Однако рост тяжелой промышленности обусловило дальнейший рост потребления электроэнергии. Это привело к развитию атомной энергетики и использование альтернативных источников энергии. Сегодня в.

Японии действуют 40 атомных реактореорів.

Черная и цветная металлургия базируется, в основном, на привозном сырье. Модернизированная металлургия. Японии является одной из самых мощных в мире. Япония ежегодно выплавляет более 100 млн т стали (второе место в мире после. Китая).

Цветная металлургия охватывает предприятия по производству меди, цинка, свинца, алюминия. По производству меди и алюминия. Япония также занимает передовые позиции в мире. Бокситы и руд на сырье завозят из стран. Юго-Восточной. Азии,. Латинской. Америки,.

Африки, австралоралії.

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. В отраслевой структуре выделяются транспортное машиностроение, станкостроение, производство электротехнических изделий, электроники, горношахтного уст таткування, строительных машин, оптической и медицинской аппаратуры, оборудования для текстильной, химической, пищевой промышленности, бытовых электротоваровв.

Особое место занимает транспортное машиностроение. В области судостроения на долю. Японии приходится более трети мирового тоннажа спущенных на воду судов. Ежегодное производство достигает около 9 млн легкие ных автомобилей и 3 млн грузовых, свыше 2 млн мотоциклов.

Значительным уровнем развития и широким ассортиментом продукции выделяются электронная промышленность, специализирующаяся на производстве специальное их электронных приборов и аппаратов, радио-, теле-, видеоаппаратуры, навигационных приборов, медицинского оборудовання.

Большая часть предприятий химической промышленности размещены в окрестностях. Токио, осах,. Нагое,. Кавасаки. Преобладают производства органической химии и биохимии, которые ориентируются на крупнейших нефтеперерабатывающих комплексы, расположенные на о. Хонсюсю.

Развитые деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, полиграфическая, текстильная и пищевая отрасли. Традиционными остаются производства натурального шелка, фарфора, керамики, лаков, кукол и других игрушек

Промышленность сосредоточена преимущественно в центральной и южной частях о. Хонсю. На индустриальную зону, которая протянулась от. Токио до. Нагасаки, приходится 3/4 всей промышленной продукции страны. В районе.

Токио сосредоточены сталевары и, машиностроительные, электротехнические, судостроительные, химические, нефтеперерабатывающие предприятия. Агломерация. Нагое выделяется авиационными и автомобильными предприятиями, нефтехимии ю. В районе. Осаки,. Кобе,.

Киото производится 2/5 стали и проката, 1/4 цветных металлов. Судостроение — главная отрасль. Осаки и. Кобі. Кобе.

Сельское хозяйство

Обрабатывается около 12% земель, а пастбища занимают только 2% площади. Орошается 2,8 млн га сельскохозяйственных угодий. Более 2/3 общего числа хозяйств являются мелкими крестьянскими хозяйствам мы с земельными участками площадью до 1 га.

Государство способствует созданию крупных специализированных ферм, оказывает поддержку производителям сельскохозяйственной продукции. Благодаря этим мерам японское сельское хозяй арство на 70% обеспечивает потребности населения государствжави.

Важнейшей отраслью сельскохозяйственного производства является растениеводство. Главная зерновая культура — рис. На севере в. Хонсю и в. Хоккайдо является посевы пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и овса.

Из овощных кул льтур важным является батат (пятое место в мире), также выращивают картофель распространенные технические культуры в. Японии — табак, чай. Традиционно высокоразвитыми является огородничество и садоводство. В. Японии шаров. Тыву много разных цветов.

Много внимания уделяется развитию птицеводства и молочного животноводстваринництва.

Большое значение в пищевом рационе населения играют продукты моря. Япония занимает второе место в мире по выловом рыбы

Транспорт

Островное положение страны в. Тихом океане определяет особое значение развитию морского торгового флота и гражданской авиации.

Морской флот играет ведущую роль не только во внешних, но и во внутренних них перевозках. В стране — около 1000 портов и якорных стоянок. По тоннажу флота. Япония занимает третье место в мире.

В стране более 70 аэропортов с постоянными рейсами, крупнейшие -. Токио,. Осака,. На ротріта.

Горные хребты затрудняют сухопутные транспортные связи внутри страны. Удобный горный проход, известный под названием. Большой ров (длина 250 км), пересекает центральную часть о. Хонсю. Вдоль него пр рокладени главные пути сообщения, связывающие. Токио с портами побережья. Японского мороря.

Автомобильный транспорт занимает второе место по грузообороту. Дороги имеют большое количество инженерных сооружений (мосты, тоннели, эстакады, виадуки). Между островами. Хонсю и. Хоккайдо действует подводный морской ту унель. Сэйкан (54 км). Построена система мостов между островами. Хонсю и. Сикокуоку.

Ведущее место в перевозках пассажиров занимает железнодорожный транспорт. Длина железных дорог — более 23 тыс. км (более 10 тыс км — электрифицированные). Действует система скоростных железных дорог. Синкансэн, протяженностью 20 000 к0 км.

В. Японии действует космодром. Танегосима

Внешнеэкономические связи

Страна характеризуется огромными объемами экспорта (более 450 млрд долл.. США) и импорта (более 350 млрд долл.. США). В экспорте. Японии преобладают машины и оборудование, суда, электронные приборы, цель али и металлоизделия, химические продукты, товары легкой промышленности. Страна импортирует сырье для промышленности, продукты питания, топливаливо.

Страна торгует с большинством стран мира, традиционные торговые партнеры -. США и. Канада, страны. ЕС и. Юго-Восточной. Азии,. Китай

важная тенденция внешнеэкономической деятельности страны — переход от преимущественно внешней торговли к интенсивной инвестиционной деятельности. Экспорт капитала стал главной формой зовнишньоекономи ичной деятельности, а. Токийская фондовая биржа является»финансовым пульсом»планети.

Источник: http://uchebnikirus.com/geografia/geografiya_-_oletskiy_y_r/zagalni_risi_gospodarstva_yaponiyi.htm

Экономика и сельское хозяйство Японии

Являясь островным государством (территория его немногим больше  Архангельской области), страна не располагает значимыми запасами полезных  ископаемых. Руда, уголь, газ и нефть завозятся из-за рубежа. Государство очень  заинтересованно в строительстве газопровода из Сахалина и поставках  российского газа.

Территория Японии — мощная зона субдукции (сильнейшие землетрясения).  Здесь у Японского тектонического желоба сталкиваются три литосферные плиты:  Тихоокеанская, Филиппинская и Евразийская. Это вызывает высокую  сейсмическую активность на Японских и Курильских островах, что также не  способствует  развитию  экономики.

Однако страна восходящего солнца занимает лидирующее положение    среди развитых экономик мира по производству стали, автомобилей, электронике  и судостроению. Развито рыболовство и производство морепродуктов. На  высокотехнологичной основе вырабатывается биотопливо из рисовой соломы.

  Валовый внутренний продукт приближается к 4,5 трлн долларов (в расчете на душу населения — около 30 тыс. долл.). Японская иена включена в число пяти резервных валют МВФ. Экономика страны находится в авангарде 6-го  технологического  уклада.

Модернизацию своей экономики здесь осуществляли в  (1960-1970 годы).

Япония имеет одну из самых высоких в мире плотность населения. Почти все оно сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек. Сформировавшиеся вокруг крупнейших городов – Токио, Осака, Ногоя — агломерации образуют огромный мегаполис Токайдо со средней плотностью населения 800-1000 чел/км2.

Рыболовный флот составляет 15% от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55% продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.

Читайте также:  Скафтафетль парк в суровой исландии

Структура  экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты. Структура импорта: машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, сырье.

В конце XX века в Японии стремительно росли инвалютные резервы. Правительством была введена система мер по либерализации вывоза японских капиталов за границу. Сейчас она является самым мощным банковским центром и международным кредитором.

Ее доля в международных займах выросла с 5% в 1980 году и до 20,6% в 1990 году. Экспорт капитала является главной формой внешнеэкономической деятельности.

Больше всего японских капиталов работает в США (42,2%), в странах Азии (24,2%), Западной Европы (15,3%), Латинской Америки (9,3%).

По состоянию на 2007 год Япония занимала 19-е место по отношению ВВП к отработанным часам. Согласно индексу Биг-Мака японские рабочие получают самую высокую почасовую зарплату в мире. В Японии низкий уровень безработицы, но в 2009 году он стал повышаться и составил 5,1%.

Ведущие компании – это Toyota, Nintendo, NTT DoCoMo, Canon, Honda, Takeda Pharmaceutical, Sony, Nippon Steel, Tepco, Mitsubishi. Кроме того, в стране располагается несколько крупнейших банков, а также Токийская фондовая биржа, которая занимает второе место в мире по рыночной капитализации.

В 2012 году 326 японских компаний входили в Forbes 3000, что составляет 16,3% списка.

В последнее время улучшаются отношения Японии с Россией. В конце февраля текущего года внушительная делегация бизнесменов России во главе с министром промышленности и торговли Д. Мантуровым прибыла в Токио на совместный форум.

На мероприятии были представлены 300 отечественных компаний и 70 японских.

В связи с ослаблением рубля, отодвинув в сторону «излишнюю осторожность», присущую предпринимателям Страны восходящего солнца, они живо заинтересовались приобретением подешевевших российских активов.

Причем интерес вызывают не только газ, нефть и металлы, но и продукция с добавленной стоимостью. К уже действующим в РФ предприятиям с японским капиталом бизнесмены готовы построить новые в отраслях электроники, формацевтики, мусоропереработки и станкостроении. Передовые промышленные технологии этой высокоразвитой страны, безусловно, помогут прогрессу нашей экономики.

Модернизацию всей экономики здесь осуществляли в 1960-1970 годы. Организатором японского чуда стало Министерство международной торговли и промышленности Японии.

Специалисты этого министерства, проведя анализ международной экономической конъюнктуры и внутреннего потенциала, выделили «отрасли будущего». Этим термином были обозначены сектора экономики и предприятия, которые имели перспективы роста и конкурентоспособности.

Для всех этих предприятий были созданы планы развития, а их реализация сопровождалась кредитными и налоговыми преференциями. Это Министерство создавало благоприятные условия для развития научно-исследовательских работ.

Нарождавшиеся новые отрасли производства получали защиту от международной конкуренции и имели доступ к государственным субсидиям. Стимулировался рост образования населения и развитие производственного обучения.

Впрочем, и сейчас, являясь четвертой промышленной державой мира, Япония остается одной из самых закрытых в экономическом отношении развитых стран. Нобелевский лауреат Дж.

Гэлбрэйт писал, что «все страны, которые осуществили у себя индустриализацию в последнее время: Япония, Тайвань, Бразилия, Иран – не смогли бы сделать этого без интенсивного вмешательства и поддержки со стороны государства». 

С превращением Японии в экономическую сверхдержаву судьба сельского хозяйства, несмотря на благоприятные агроклиматические условия, оказалась под угрозой. Поредевшее после войны сельское население сократилось до трех миллионов семей, из которых рисоводы насчитывают менее двух. Половине крестьян больше 65 лет. Как говорят в народе, «земледелие стало занятием бабушек и дедушек».

Традиционно уважительное отношение к труду земледельца, и прежде всего рисовода, не случайно. Рис с незапамятных времен был не только основой рациона, но и ключевым фактором формирования национального характера. Японская цивилизация практически не знала ни охоты, ни скотоводства. Ее исток – поливное земледелие, выращивание риса на склонах холмов, превращенных в уступчатые террасы.

Создать и поддерживать в порядке такую систему орошения одной семье не под силу. Для этого нужен совместный труд сельской общины.

Именно в крайне трудоемком рисоводстве коренится присущий жителям Страны восходящего солнца дух коллективизма, готовность ставить общие блага выше личной выгоды (что породило уникальную для этой страны систему пожизненного найма). Возделывание риса в Японии приравнено к культу и расценивается как героизм.

Несмотря на низкую оплату труда, земледельцам удалось стабилизировать  сборы риса на уровне 8 миллионов тонн. Менее двух миллионов крестьянских хозяйств не только полностью обеспечивают 127 миллионов жителей страны главной продовольственной культурой – рисом, но и производят почти две трети потребляемых народом овощей, мяса, яиц.

Валовая продукция сельского хозяйства Японии — 80 миллиардов долларов. Но страна производит лишь 39 процентов необходимого ей продовольствия.

Об этой ошеломившей всех цифре заговорили после перехода к принятому в международной практике методу: сопоставлять отечественные и импортные продукты питания не по стоимости, а по количеству калорий.

В 60-х годах аналогичный показатель составлял почти 80 процентов, а теперь впервые упал ниже 40. По уровню продовольственной безопасности Япония оказалась в хвосте списка развитых стран. Для сравнения: Австралия – 237 %, Канада – 145 %, США – 128 %, Франция – 122 %, Россия – 80 %.

Для страны-архипелага, окруженной морями, проблема продовольственной безопасности имеет жизненно важное значение. Поэтому японское правительство сформулировало стратегическую цель: к 2020 году поднять уровень самообеспеченности продуктами питания до 50 процентов.

Япония — страна долгожителей, и связано это с наличием в рационе большого количества рыбы с жирными Q3 кислотами.

Но в послевоенные годы увеличилось потребление животных жиров и продуктов «быстрого питания» из расплодившихся по всей стране «Макдональдс».

В результате по средней продолжительности жизни страна переместилась с 1-го на место во втором десятке списка. Жирные «гамбургеры» оказались особенно вредны народу, создавшему самую изысканную, поистине лечебную кухню.

Нынешняя ситуация стала результатом того, что кардинально изменился традиционный рацион японцев. Прежде основу питания составляли рис, овощи, морепродукты, рыба. Ныне же потребление мяса увеличилось в 9 раз. В рационе появилось молоко. При этом потребление риса сократилось вдвое – со 120 до 60 килограммов на человека в год.

В традиционном рационе появился и хлеб. И теперь в дополнение к 8 миллионам тонн отечественного риса приходится ежегодно импортировать до 5 миллионов тонн пшеницы. А для нужд животноводства и птицеводства еще ввозить на фураж около 20 миллионов тонн кукурузы и сои.

По урожайности риса (65 центнеров с гектара) Страна восходящего солнца занимает третье место в мире. Но по его себестоимости не может конкурировать с крупным зерновым производством американских, австралийских или канадских фермеров.

Земельные наделы большинства крестьян немногим превышают полтора гектара. Поэтому целесообразно перейти от риса к более доходным культурам. По примеру Израиля выращивать под пленкой дыни, клубнику или киви.

А зерно закупать по низким ценам на мировом рынке.

Однако в данном вопросе Токио руководствуется не коммерческой выгодой, а интересами продовольственной безопасности. Правительство контрактует весь урожай по рентабельной для крестьян цене. А затем продает рис отечественным потребителям гораздо дешевле, чем за него было заплачено.

Власти исходят из того, что производство основной продовольственной культуры нельзя прекращать и возобновлять нажатием кнопки. Вспомним наши реформы 90-х годов.

Если разорится целое поколение рисоводов, в случае международного кризиса и морской блокады страна уже не сможет прокормить себя.

Основной закон о продовольствии, сельском хозяйстве и деревне (закон 1999 года) обязал правительство регулярно принимать базисные планы развития производства продовольствия, сельского хозяйства и сельских районов. Первый такой план был принят в 2000 году.

Общая площадь сельскохозяйственных угодий небольшая – 6 млн га (13% территории), однако значительная часть посевных площадей дает по два, а в некоторых районах – и по три урожая в год. В отраслевой структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, основная культура – рис.

Но возделывают и пшеницу, сою, овощи.

Около 78% крестьянских хозяйств выращивают только рис без применения пестицидов, по методам органического земледелия. Это связано с системой государственных мероприятий, которые стимулируют выращивание этой культуры зачастую за счет других.

Себестоимость риса в Японии значительно выше от цены. Причиной этого являются мелкое хозяйство, перенасыщенность техникой и нерациональное ее использование. По количеству и мощности тракторов на единицу площади Японии занимает первое место в мире.

Только на острове Хоккайдо производительность труда в сельском хозяйстве приближается к европейскому уровню, который в значительной мере объясняется распространением там крупного землевладения (до 15га). Первостепенное значение для обеспечения населения продуктами питания, а ряда отраслей – сырьем, имеет рыбная промышленность.

Япония прочно занимает первое место в мире по добыче морепродуктов. Это стало возможным благодаря сбалансированному ведению океанического, морского и прибрежного промысла, интенсивному рыборазведению в пресных водоемах. Океанический и морской вылов рыбы в Японии держится на уровне 8 млн т.

Прибрежное рыболовство дает ежегодно 2 млн т рыбы. Еще свыше 200 тыс. т ежегодно получают от рыборазведения во внутренних водоемах. Страна имеет большую сеть портов, которые принимают и обрабатывают рыбу, в том числе и из России. Наибольшими из них является Кусиро, Хатинохе, Теси, Вакканай и др.

Рыболовство и переработка морепродуктов является традиционной отраслью хозяйства японцев со времен неолита. В среднем житель Японии потребляет 168 кг рыбы ежегодно, что является наивысшим показателем среди стран мира. Прибрежные воды Японского архипелага богаты рыбой, съедобными водорослями и другими морскими ресурсами.

Долгое время самым прибыльным местом для рыболовства было море Санрику на северо-востоке острова Хонсю, где холодное Курильское течение встречается с теплым течением Куросио. Однако из-за аварии на соседней Фукусимской АЭС в 2011 году вылов рыбы и морепродуктов в этом ареале был временно остановлен.

Другим местом, богатым рыбой, является северная и южная части Западного Тихого океана.

Основу вылова составляют рыбы семейства скумбриевых (14%), тунцы (8%), анчоусы (8%), приморские гребешки (7%), сайры (5%), рыбы семейства лососевых (5%), кальмары (5%), минтай (4%) и ставрида (4%). Среди других видов ловят крабов, камбал, пагр и т.д.

Вылов осуществляется в прибрежных и удаленных водах. По международному законодательству японские рыбаки имеют право заниматься рыболовством только в японских территориальных водах и японской исключительно экономической зоне радиусом 370 км в Тихом океане.

Япония является мировым лидером по импорту рыбы и морепродуктов. Она ввозит 20% всей рыбы мира, экспортируемой другими странами.

Объемы японского импорта рыбы и морепродуктов начали расти после установления международных ограничений относительно территориальных вод и исключительных экономических зон.

Эти ограничения сделали невозможным лов рыбы японскими рыбаками в далеких водах Тихого океана.

После 1995 года Япония больше ввозит продукты рыболовства из-за границы, чем добывает или выращивает сама. Больше всего денег японцы тратят на ввоз креветок, а больше всего покупают иностранных тунцов. Главными международными поставщиками рыбы и морепродуктов в Японию являются мировые лидеры в области рыболовства – КНР, Перу, Чили, США, Индонезия.

Также в Японии развито птицеводство. В послевоенные годы в стране появились крупные молочные комплексы промышленного типа, но большую часть сена и других кормов завозятся по импорту.

Всемирная торговая организация неустанно критикует власти Токио за то, что они субсидируют земледельцев и противодействуют импорту риса пошлинами, которые семикратно превышают мировую цену на него. К тому же японцам по вкусу именно отечественный, круглозерный рис. Зато 86 % пшеницы и почти всю потребляемую в стране сою Япония под нажимом ВТО вынуждена ввозить из-за рубежа.

И все-таки нацеленность японского правительства на укрепление продовольственной безопасности, энергичные меры государственной поддержки отечественного сельского хозяйства, на наш взгляд, могут служить для России поучительным примером.

Зальцман В.А, к.э.н. 

Челябинская область

Нивы России №2 (135) март 2016

Источник: http://svetich.info/publikacii/opyt-mirovogo-zemledelija/yekonomika-i-selskoe-hozjaistvo-japonii.html

Ссылка на основную публикацию