Природа весной в стихах в. жуковского: анализ стихотворения “приход весны”

Анализ стихотворения Жуковского «Приход весны»

Василий Андреевич Жуковский — известный русский поэт, романист, прославился и как переводчик. В 1831 году он перевел стихотворение Людвига Уланда и дал ему название «Приход весны». Произведение является вольным переводом с немецкого, однако в стихотворении явно прочитывается настоящий русский дух.

Способность Жуковского отразить национальный характер и русскую природу во всех своих стихотворениях отличает его творчество от других поэтов переводчиков.

Пейзажные наброски занимают важное место в лирике поэта, который через описание окружающего мира, раскрывает душевные переживания лирического героя. Основной мотив стихотворения заявлен в самом заголовке: «Приход весны».

Однако, следуя законам жанра, на главный план в произведениях романистов встаёт индивидуальность, душевные переживания и терзания личности. Путем сравнения — главный художественный прием, используемый автором в данном произведении — поэт добивается того, что состояние природы неразрывно связано с состоянием внутреннего мира человека: «Жизнь души, весны приход».

Внутренний мир, как и душа человека, бесконечны и обладают способностью возрождаться, как природа оживает после зимы.

С искренним удивлением и восторгом раскрывает Жуковский момент смены времен года.

Путем олицетворения: «рощи лепет», «жаворонка трепет», поэт воссоздаёт картину окружающей действительности, наполняя пейзаж звучанием — музыкой самой природы: «теплый дождь», «сверканье вод» — все звучит, шумит, оживает после зимнего сна.

Жаворонок, как вестник весны, «трепещет», радуется первому солнцу, волнуется перед предстоящим пробуждением природы. Так и лирический герой с восторгом наблюдает за изменениями в окружающей его природе.

В произведении отсутствуют сложные композиционные конструкции и средства выразительности, однако та простота, с которой описывается обычное явление природы, дает возможность каждому человеку увидеть красоту вокруг себя. Для полного описания пейзажа хватает слов, которые уже произнес автор: «Вас назвавши, что прибавить?»

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В последних строках произведения Жуковский обозначил риторические вопросы: «Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход?» В них отображается диалог автора с самой природой.

То, что заставляет человека задуматься, то, что вызывает приятные эмоции, та красота, которую видит герой — все это становится предметом диалога. С другой стороны риторические вопросы практически всегда наполняют произведению глубоким смыслом.

У Жуковского наступление весны сравнивается с возрождением внутреннего мира лирического героя, поэтому в стихотворении тема природы неотделима от темы бессмертия человеческой души.

Поэт старался запечатлеть многочисленные душевные переживания человека и отразить великолепие природы, его окружающей.

У Жуковского природа и человек неотделимы друг от друга, ведь именно лирический герой передает свое настроение и отношение к самой действительности.

Жуковский по праву считается первым русским поэтом, создавший лирический пейзаж, благодаря своей способности тонко чувствовать малейшие изменения и улавливать множество оттенков в природе.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/analiz-stihotvorenija-zhukovskogo-prihod-vesny.html

Анализ стихотворения «Приход весны» Жуковского

Стихотворение “Приход весны” – это вольный перевод прекрасного произведения немецкого поэта Людвига Уланда. Краткий анализ “Приход весны” по плану поможет ученикам 7 класса понять, почему поэт выбрал именно это произведение. Использовать его на уроке литературы можно и как основной, и как дополнительный материал.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Приход весны.

История создания – стихотворение было написано в 1831 году, при этом напечатано оно было только четыре десятилетия спустя.

Тема стихотворения – весна, которая пробуждает природу и сердце человека.

Композиция – это небольшое стихотворение всего из шести строк условно разделяется на две части.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Эпитет – “теплый дождь”.

Метафоры – “лепет рощи”, “жизнь души”.

История создания этого стихотворения тесно связана с переводческой деятельностью Жуковского и его увлечением творчеством немецких поэтов.

“Приход весны” является вольным переводом произведения немецкого поэта Людвига Уланда, который был популярен в 19 веке.

Жуковский сделал перевод в 1832 году, однако напечатаны плоды его трудов были только сорок лет спустя в журнале “Русский архив”, где публиковались в конце 19 века литературные произведения и исторические зарисовки.

Жуковский в своем произведении мастерски передает эмоции лирического героя, наблюдающего за пробуждением природы. Также в стихотворении прослеживается и тема Родины – несмотря на то, что это перевод с немецкого, поэт показывает те признаки пробуждения природы, которые характерны для России.

Несмотря на то, что в стихе всего 6 строк, он композиционно делится на две части.

Первая погружает читателя в весеннюю атмосферу – кажется, что при прочтении трех простых строчек можно почувствовать свежесть зелени нивы и рощи и услышать лепет жаворонка. И хотя на первый взгляд Жуковский просто перечисляет процессы, происходящие в природе, описание получается очень живым и емким.

Вторая часть произведения передает эмоции лирического героя, который наблюдает за пробуждением новой жизни с особым сердечным трепетом. Он использует популярное среди писателей 19 века сравнение, называя весеннее время периодом “жизни души”. Эта метафора ярко показывает отношение самого поэта к описываемому времени года.

Это пейзажная лирика с элементами философского рассуждения. Такой жанр идеально подходит для идеи, которую выразил Жуковский – о тесной связи эмоционального состояния человека с состоянием окружающего его мира. Именно пейзажные зарисовки составляют значительную часть творческого наследия этого великого русского поэта.

Поэт также умышленно использовал четырехстопный хорей – этот стихотворный размер придает произведению особый ритм и мелодичность, которые вообще свойственны лирике Жуковского. С тоже же целью поэт чередует мужскую и женскую рифму, меняет типы рифмовки.

Несмотря на то, что в стихотворении использовано достаточно немного привычных художественных средств, поэту удается создать яркие образы и передать все эмоции лирического героя. В его вольном переводе каждое слово – на своем месте. Об особой роли метафоры “жизнь души” уже было сказано выше, но свое предназначение есть и у каждого тропа.

Так, эпитет “теплый дождь” использован, чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о весне, ведь дожди бывают и осенью, но только весной они теплые

Еще одна метафора – “лепет рощи” – показывает, что лирический герой относится к весенней природе как к ребенку, который что-то радостно лепечет, просыпаясь.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskiy/prihod-vesny.html

Анализ стихотворения Жуковского «Приход весны»

Короткое стихотворение «Приход весны» создано Жуковским в 1831 году. Его первая публикация состоялась гораздо позже – примерно через сорок лет. Миниатюру напечатал историко-литературный журнал «Русский архив».

Произведение представляет собой вольный перевод стихотворения «Lob des Fr? hlings», принадлежащего перу немецкого поэта, видного представителя «швабской школы» романтизма Людвига Уланда. В России он наибольшей популярностью пользовался в девятнадцатом столетии.

Переводами его лирики занимался не только Жуковский, но и другие видные поэты эпохи, в частности, Тютчев и Фет. Причем Василий Андреевич к творчеству Уланда обращался не раз.

Первые значительные переводы стихотворений немецкого романтика относятся к 1816 году – это «Сон», «Песня бедняка», «Счастие во сне».

«Приход весны» можно условно разделить на две части. В первых трех строках Жуковский описывает ключевые признаки весны. При помощи буквально нескольких деталей поэту удается создать полную и яркую картину.

Не обязательно обладать богатой фантазией, чтобы ясно представить себе описанный Василием Андреевичем пейзаж. Жуковский намеренно отказывается от использования сложносочиненных средств художественной выразительности, ставя во главу угла простоту и ясность мысли.

Вторая часть произведения – своеобразное объяснение его лаконичности. По мнению поэта, перечисленныхим деталей вполне хватает для полноценного описания весны. Есть здесь и еще один важный момент. Приход весны Жуковский называет жизнью души.

Такое сравнение характерно для русской пейзажной лирики девятнадцатого века. Весна считалась временем пробуждения не только природы, но и человеческой души. Наступление теплых дней становилось символом духовного перерождения.

Жуковский считается основоположником русского романтизма. По мнению литературного и театрального критика Виссариона Белинского, он дал нашей поэзии «душу и сердце». Действительно, появление русскоязычной психологической лирики – во многом заслуга Василия Андреевича.

«Душе и сердцу» непременно находилось место в стихотворениях Жуковского, посвященных описаниям природы. Наиболее точно главная особенность творчества поэта определена в его произведении «Невыразимое».

Там говорится, что ключевая задача Василия Андреевича – выразить мимолетные переживания, вызываемые видимыми явлениями.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Жуковского «Приход весны»« Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро»Сочинение по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» »

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-zhukovskogo-prixod-vesny/

Анализ стихотворения Жуковского Приход весны

Анализ стихотворения Жуковского Приход весны

  1. мь дя
  2. sps
  3. Василий Жуковский
    Приход весны (1831)

    Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод, – Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить,

    Жизнь души, весны приход?

В стихотворении поэта Приход весны передано особое воодушевление лирического героя, настроение тихой радости от сознания того, что наступила весна, время года, когда в природе все заново рождается, оживает.
Приход весны ассоциируется у лирика с зеленой нивой, лепетом рощи, говором первого жаворонка, теплым дождем. Представленная перед читателем поэтическая картина проста и великолепна:

Читайте также:  Урок-конспект по картине с. григорьева "вратарь"

Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод

Используемые олицетворения рощи лепет , жаворонка трепет , сверканье вод передают звуки весны. Приходит на смену зиме весна, просыпается природа и вместе с ней оживает душа лирического героя. В лирическом стихотворении создается атмосфера безмятежной красоты, разлитой в природе. Риторические вопросы в финальной части произведения придают глубину художественным образам:

Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

Стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передается веселый настрой лирического героя.
Поэтическое произведение В. А. Жуковского Приход весны передает отношение поэта к неброской, простой, но одухотворенной русской природе.

  • Короткое стихотворение Приход весны создано Жуковским в 1831 году. Его первая публикация состоялась гораздо позже примерно через сорок лет. Миниатюру напечатал историко-литературный журнал Русский архив. Произведение представляет собой вольный перевод стихотворения Lob des Frhlings, принадлежащего перу немецкого поэта, видного представителя швабской школы романтизма Людвига Уланда. В России он наибольшей популярностью пользовался в девятнадцатом столетии. Переводами его лирики занимался не только Жуковский, но и другие видные поэты эпохи, в частности, Тютчев и Фет. Причем Василий Андреевич к творчеству Уланда обращался не раз. Первые значительные переводы стихотворений немецкого романтика относятся к 1816 году это Сон, Песня бедняка, Счастие во сне.Приход весны можно условно разделить на две части. В первых трех строках Жуковский описывает ключевые признаки весны. При помощи буквально нескольких деталей поэту удается создать полную и яркую картину. Не обязательно обладать богатой фантазией, чтобы ясно представить себе описанный Василием Андреевичем пейзаж. Жуковский намеренно отказывается от использования сложносочиненных средств художественной выразительности, ставя во главу угла простоту и ясность мысли. Вторая часть произведения своеобразное объяснение его лаконичности. По мнению поэта, перечисленных им деталей вполне хватает для полноценного описания весны. Есть здесь и еще один важный момент. Приход весны Жуковский называет жизнью души. Такое сравнение характерно для русской пейзажной лирики девятнадцатого века. Весна считалась временем пробуждения не только природы, но и человеческой души. Наступление теплых дней становилось символом духовного перерождения.

    Жуковский считается основоположником русского романтизма. По мнению литературного и театрального критика Виссариона Белинского, он дал нашей поэзии душу и сердце. Действительно, появление русскоязычной психологической лирики во многом заслуга Василия Андреевича.

    Душе и сердцу непременно находилось место в стихотворениях Жуковского, посвященных описаниям природы. Наиболее точно главная особенность творчества поэта определена в его произведении Невыразимое.

    Там говорится, что ключевая задача Василия Андреевича выразить мимолетные переживания, вызываемые видимыми явлениями.

  • Приход весны воспевали многие поэты до В. А. Жуковского и после него, и поэт это прекрасно понимает, судя по тем риторическим вопросам, которые он задает не столько себе, сколько самой весне, природе, жизни. Вопрос этот прозвучит в конце стихотворения, правда, оно состоит всего из шести строчек, и вопрос-финал занимает третью часть всего произведения.

    Весна природы, как и весна жизни человека, всегда актуальная тема. Кто-то может посчитать очередное обращение к ней банальным, пошлым, но через какое-то время сам невольно остановится, чтобы полюбоваться распустившейся листвой, первой бабочкой, насладиться запахами.

    Каждый в весне выберет свое, близкое только ему. Жуковский выбрал цвет поля, звуки рощи, песню птицы, теплоту дождя и отражение солнца в воде. Много это или мало? Можно ли передать столь скудными средствами красоту пробуждающей природы?

    Зелень нивы говорит нам о красоте и просторе русских полей и о том, что осенью с этого поля соберут урожай. Зеленый цвет будет сопровождать любую весеннюю картину, как многоцветье летнюю, желто-красные цвета осеннюю, а бело-серые зимнюю. Лепет рощи Слышали ли вы, как шумят деревья, когда листьев на них еще почти нет.

    Наверное, этот звук можно сравнить с лепетом маленького, еще не окрепшего ребенка. Возникает желание обнять, приласкать, погладить и эту многообещающую в будущем ниву, и эту беззащитную пока рощу. Вместе с поэтом мы поднимаем глаза от земли (зелень нивы) все выше (рощи лепет), к небу (в небе жаворонка трепет).

    Что хотел передать Жуковский словом трепет? Полет маленькой птички, ее пение, ее радость от прихода весны? В сочетании с первым весенним дождем и искрящейся под солнцем водой талых снегов, первых луж, озер и рек, проснувшихся после весны трепет жаворонка становится трепетом человека, жадно впитывающего в себя весенние звуки, запахи и ощущения.

    И нужно ли, действительно, что-то еще добавлять к уже описанному, названному? Человеку чувствующему достаточно.

    Поэт сравнивает весну с жизнью души, которая, как известно, бессмертна, как бессмертна природа, которая возрождается каждую весну, просыпается после долгой зимней спячки.

    Чем иным тебя прославить,

    Жизнь души, весны приход?

  • Источник: http://4-pro.ru/prislannoe/domashnie-zadaniya/analiz-stihotvoreniya-zhukovskogo-prihod-vesni/

    В. А. Жуковский,

    Искусство и развлечения 17 мая 2015

    Василий Андреевич Жуковский, современник А. С. Пушкина, вошел в историю литературы как переводчик и писатель-сентименталист.

    Его же исследователи и поклонники русской литературы называют основателем русского романтизма. Творчество этого писателя невозможно понять без знания его характера. В. А.

    Жуковский был чувствительным, мечтательным, любящим природу человеком.

    По своему творчеству В. Жуковский близок к школе сентиментализма Карамзина. Он переводил элегии, баллады любимых писателей – Новалиса, Шлегеля.

    Его творчество отличается чувственностью, порой загадочностью и таинственной мрачностью (например, баллада «Светлана»). Чаще всего В. А.

    Жуковский старался изображать людей, которых не удовлетворяет окружающая действительность и которые черпают вдохновение и жизненные силы в красоте природы и человеческих чувств.

    У поэта есть немало стихов, посвященных природе и временам года. Одно из самых примечательных стихотворений, которое написал В. Жуковский, – «Приход весны». Проведем его подробный анализ.

    В. А. Жуковский «Приход весны». Творческая история стихотворения

    Стихотворение Жуковского «Приход весны» состоит всего из 6 строчек. Оно было написано в 1831 году. Стихотворение увидело свет не сразу, впервые оно было опубликовано спустя 40 лет после написания в журнале «Русский архив». Там публиковались статьи и произведения из области истории и литературы.

    Одним из лучших переводчиков 18-го века был Жуковский. «Приход весны» стал вольным переводом небольшого немецкого стихотворения. Его написал Людвиг Уланд. Сейчас нам эта фамилия может показаться неизвестной, но в 18-м веке в России данный поэт был популярен.

    К творчеству Уланда русские писатели, такие как Тютчев, Фет, обращались не раз. «Приход весны» Жуковский выделял из своего творчества, и этот перевод строчек Л. Уланда не единственное обращение поэта к данному автору.

    «Сон», «Песня бедняка», «Счастие во сне» – эти стихи написаны по мотивам строчек Уланда.

    Итак, теперь обратимся к самому тексту стихотворения «Приход весны» (Жуковский).

    Анализ стихотворения

    В. А. Жуковский написал произведение таким образом, что его можно условно разделить на 3 части. Первая часть посвящена первым признакам приходящей весны.

    Зеленые нивы, шепот рощи, прилет жаворонка, теплый дождь – все это буквально погружает читателя в свежую весеннюю атмосферу. Именно таким и должен быть настоящий приход весны.

    Жуковский точно подмечает каждую особенность пробуждения природы.

    Вторая часть – необычное объяснение лаконичности, с которой описывает природу Жуковский. «Приход весны», возможно, с точки зрения читателя, можно было описать более масштабно. «Что прибавить?» – говорит в свое оправдание поэт.

    В третьей части В. А. Жуковский называет приход весны «жизнью души». Стоит обратить на эту метафору особое внимание: именно такие сравнения, сопоставления природных явлений и внутреннего состояния человека были популярны в поэзии писателей 19-го века.

    Видео по теме

    Литературоведческий анализ стихотворения

    Довольно интересный феномен представляет собой для литературоведов стихотворение «Приход весны». Жуковский всегда писал стихи, которые отличались особым ритмом и мелодичностью.

    Рифма довольно интересная: рифмуются сначала первые две строки, а затем 3-я и 6-я, 4-я и 5-я.

    Преобладает женская рифма с ударением на предпоследний слог каждой строки, лишь 3-ю и 6-ю строки можно отнести к мужской рифме.

    Жуковский приход весны описывает хореем четырехстопным. Это очень легко увидеть. Если проставить ударения на словах, то видно, что ударный слог чередуется с безударным.

    Основная идея и тема стихотворения

    Теперь можно подвести итоги анализа стихотворения «Приход весны». Жуковский хотел передать основные чувства и эмоции, которые возникают у героя, который смотрит на пробуждение природы. В этом заключается идея стихотворения.

    Можно проследить в стихотворении и тему Родины, ведь описывается именно природа, которая свойственна России. Раскрывается именно тема красоты родной природы: жаворонки, нивы, рощи. У автора все это вызывает неописуемый восторг.

    Читайте также:  Наташа ростова: характеристика и образ героини в романе л.н. толстого "война и мир"

    Таким образом, в небольшом произведении «Приход весны» Жуковский смог осветить сразу несколько тем.

    Стихотворения, описывающие природу, – это внушительная часть творчества В. А. Жуковского, дошедшая до нашего времени.

    Источник: fb.ruИскусство и развлечения
    Стихотворение А.С. Пушкина “Бесы”. Анализ стихотворения “Бесы”

    Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит множество прекрасных произведений, часть которых вошла в школьную программу, благодаря чему знакома нам с детства. Одним из таких творений знаменитого поэта стали «…

    Искусство и развлечения
    Жуковский, “Сельское кладбище”: анализ стихотворения

    В этой статье мы проанализируем элегию, которую написал в 1802 году Жуковский, “Сельское кладбище”. Данное произведение относится к романтизму и имеет характерные для него особенности и черты.

    Искусство и развлечения
    «Я не люблю иронии твоей…»: анализ стихотворения Н.А. Некрасова

    Кроме социально направленной поэзии, в душе Н. А. Некрасова всегда было место чувствам личного порядка. Он любил и был любим. Это отразилось в группе стихотворений, которые принято называть «панаевским циклом&ra…

    Искусство и развлечения
    А. А. Ахматова, «Я научилась просто мудро жить». Анализ стихотворения

    Серебряный век – это время, когда жили и творили Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Анна Ахматова. Последнюю поэтессу часто называют одной из ярчайших представительниц русской литературы прошлого столетия. Некото…

    Искусство и развлечения
    Н. А. Некрасов «Блажен незлобивый поэт». Анализ стихотворения

    Размышляя о том, какая роль отведена литератору в жизни общества, Николай Некрасов в 1852 году создал свое блестящее стихотворение «Блажен незлобивый поэт», посвятив его годовщине смерти Гоголя, имя котор…

    Искусство и развлечения
    Стихотворения И.С. Тургенева “Собака”, “Воробей”, “Русский язык”: анализ. Стихотворение в прозе Тургенева: список произведений

    Подведение итогов жизненного пути, размышление над вечными вопросами, тоскливое ожидание конца бытия, побеждаемое верой в вечную жизнь своего творчества, — подобная тональность пронизывает произведения, которым …

    Искусство и развлечения
    “Русь советская”: анализ стихотворения Есенина в контексте творчества поэта

    Творчество замечательного русского поэта С.А. Есенина (1895–1925 гг.) пришлось на переходную и вместе с тем очень тяжелую эпоху. Начало XX века было временем активных поисков средств выразительности во всех сфер…

    Искусство и развлечения
    Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…». «Хрустальная» осень поэта

    Философские размышления Ф.И. Тютчева о природе начинаются рано, когда ему еще не исполнится 20 лет, и пройдут через всю творческую жизнь поэта. Кроме того, он рисует и просто поэтические картины живой природы ярким но…

    Искусство и развлечения
    Поэзия А. А. Фета. Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу»

    Афанасий Афанасьевич Фет (а точнее, Фёт) родился пятого декабря 1820 года, прожил долгую жизнь и умер в 1892 году. Это необычный и, определенно, великий русский поэт.

    Искусство и развлечения
    А. А. Ахматова: “Мужество”. Анализ стихотворения

    Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой. Ей слышалось в этом слове что-то пренебрежительное. Ее поэзия, с одной стороны, была очень женской, интимной и чувственной, но, с другой стороны, в ней были и впол…

    Источник: http://monateka.com/article/127842/

    Анализ стихотворения Жуковского “Весны приход”

    Стихотворения передает отношение поэта к родному краю.

    Русские поэты обращаются в своих лирических произведениях к теме природы, описывая различные времена года, прекрасные пейзажи России, создавая природные зарисовки. Не является исключением и В. А. Жуковский, поэт, который, создавая поэтические произведения, описывает и состояние лирического героя на лоне природы.

    В стихотворении поэта “Приход весны” передано особое воодушевление лирического героя, настроение тихой радости от сознания того, что наступила весна, время года, когда в природе все заново рождается, оживает.

    Приход весны ассоциируется у лирика с зеленой нивой, лепетом рощи, говором первого жаворонка, теплым дождем. Представленная перед читателем поэтическая картина проста и великолепна:

    Зелень нивы, рощи лепет,

    В небе жаворонка трепет,

    Теплый дождь, сверканье вод…

    Используемые олицетворения “рощи лепет”, “жаворонка трепет”, “сверканье вод” передают

    звуки весны. Приходит на смену зиме весна, просыпается природа и вместе с ней оживает душа лирического героя. В лирическом стихотворении создается атмосфера безмятежной красоты, разлитой в природе. Риторические вопросы в финальной части произведения придают глубину художественным образам:

    Вас назвавши, что прибавить?

    Чем иным тебя прославить,

    Жизнь души, весны приход?

    Стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передается веселый настрой лирического героя.

    Поэтическое произведение В. А. Жуковского “Приход весны” передает отношение поэта к неброской, простой, но одухотворенной русской природе.

    2 вариант

    Приход весны воспевали многие поэты до В. А. Жуковского и после него, и поэт это прекрасно понимает, судя по тем риторическим вопросам, которые он задает не столько себе, сколько самой весне, природе, жизни. Вопрос этот прозвучит в конце стихотворения, правда, оно состоит всего из шести строчек, и вопрос-финал занимает третью часть всего произведения.

    Весна природы, как и весна жизни человека, – всегда актуальная тема. Кто-то может посчитать очередное обращение к ней банальным, пошлым, но через какое-то время сам невольно остановится, чтобы полюбоваться распустившейся листвой, первой бабочкой, насладиться запахами.

    Каждый в весне выберет свое, близкое только ему. Жуковский выбрал цвет поля, звуки рощи, песню птицы, теплоту дождя и отражение солнца в воде. Много это или мало? Можно ли передать столь скудными средствами красоту пробуждающей природы?

    Зелень нивы говорит нам о красоте и просторе русских полей и о том, что осенью с этого поля соберут урожай. Зеленый цвет будет сопровождать любую весеннюю картину, как многоцветье – летнюю, желто-красные цвета – осеннюю, а бело-серые – зимнюю. Лепет рощи… Слышали ли вы, как шумят деревья, когда листьев на них еще почти нет.

    Наверное, этот звук можно сравнить с лепетом маленького, еще не окрепшего ребенка. Возникает желание обнять, приласкать, погладить и эту многообещающую в будущем ниву, и эту беззащитную пока рощу. Вместе с поэтом мы поднимаем глаза от земли все выше, к небу.

    Что хотел передать Жуковский словом “трепет”? Полет маленькой птички, ее пение, ее радость от прихода весны? В сочетании с первым весенним дождем и искрящейся под солнцем водой талых снегов, первых луж, озер и рек, проснувшихся после весны трепет жаворонка становится трепетом человека, жадно впитывающего в себя весенние звуки, запахи и ощущения.

    И нужно ли, действительно, что-то еще добавлять к уже описанному, названному? Человеку чувствующему – достаточно.

    Поэт сравнивает весну с жизнью души, которая, как известно, бессмертна, как бессмертна природа, которая возрождается каждую весну, просыпается после долгой зимней спячки.

    Чем иным тебя прославить,

    Жизнь души, весны приход?

    Источник: http://home-task.com/analiz-stixotvoreniya-zhukovskogo-vesny-prixod/

    В. А. Жуковский «Приход весны» Анализ стихотворения

    Материалы к уроку Фоменко Светлана Григорьевна« Край ты мой, родимый край…» (лирика XIX века)Опорные вопросы: 1. Что привлекает в стихотворении? Какое настроение оно выражает? 2.

    На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения? 3. Какими выразительными средствами и приемами пользуется при этом автор? 4. Как ритмомелодический строй поддерживает образную направленность стихотворения? 5.

    Чем необычно стихотворение? В чем его неповторимость?

    В.А. Жуковский « Приход весны»

    Анализ стихотворения

    Какое настроение выражает это стихотворение? Какова его поэтическая тема?

    Стихотворение передает легкое, радостное настроение. Его поэтическая тема – приход весны – выражена в заголовке.

    ^

    Для выражения прихода весны В. Жуковский в качестве ключевых выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды.

    ^

    Явления, передающие приход весны, названы по характерным для весны признакам :

    « зелень нивы», « рощи лепет », « жаворонка трепет », « теплый дождь », «сверканье вод». Эти признаки выполняют главную роль- все они представляют собой метонимию ( кроме эпитета теплый). За счет метонимии характеристика весны выдвигается на первый план.

    ^

    Весна названа не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора : « Весны приход», – не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо ( кольцевая композиция )

    ^ Весны приход назван перифразой – « жизнь души »,- вот почему для человека так радостно возрождение весной природы. Чтобы подчеркнуть полноту и невыразимость чувств, охватывающих человека весной, автор прибегает к риторическим восклицаниям. Каким размером написано стихотворение. Как строится строфа ? Отражается ли в структуре строфы поэтическая тема?

    Стихотворение представляет собой одну строфу – шестистишие, с парной рифмовкой : 1-2 и 4-5( рифма женская ) и опоясывающей – 3 и 6 ( рифма мужская ).

    Стихотворение написано четырехстопным хореем, а в 3 и 6 – по три стопы. Это придает стихотворению живость, динамизм.

    Во 2-й строке наблюдается пиррихий, за счет чего слово « жаворонка » выделяется переливчатой протяжностью. В чем своеобразие этого стихотворения?

    В. Жуковскому удается лаконично, выразительно представить образ прихода весны, оживления всего мира, передать восхищение, радость человека.

    Метонимия – ( греч.

    – переименование ) -троп: замена в поэтической речи названия явления, понятия или предмета другим названием. Метонимия является одним из видов употребления слова в переносном значении.

    Читайте также:  Народы южной америки: культура и традиции

    Например : « Я три тарелки съел », -восклицает Саша.( Съел он не три тарелки, а три тарелки щей ).

    ^

    Интерпретация стихотворения

    А.А. Фет «Скрип шагов вдоль улиц белых…»

    Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали.От ресниц нависнул в очи Серебристый пух, Тишина холодной ночи Занимает дух.Ветер спит и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть.

    Вопросы и задания к стихотворению:

    1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
    2. Какими способами поэт создает это стихотворение? Какие языковые средства он для этого использует (звуки, слова, построение предложений)?
    3. В чем особенности звуковой формы стихотворения? Какие образы создаются при помощи сочетаний звуков?
    4. Какие слова употреблены в переносном значении? Зачем?
    5. Как вы думаете, какой смысл выявляется в том, что каждая вторая строка в стихотворении короче первой?
    6. Есть ли в этом стихотворении человек? Найдите строки, которые подтверждают присутствие человека. Что он чувствует?
    7. Обратите внимание на особенность построения стихотворения. Сколько в нем частей? Чем интересна каждая часть?
    8. Как проведенный вами анализ помогает понять смысл стихотворения?

    В своих рассуждениях вы, ребята, должны отметить роль рифмы, ритма стиха, композиции, дифференцировать автора и лирического героя.

    ^

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Вот несколько фрагментов из ученических работ пятиклассников:

    (А.А. Фет «Скрип шагов вдоль улиц белых…»)

    1. Это стихотворение вызывает ощущение холода, тишины и неясной тревоги. Для создания этого ощущения поэт использует звуки (шипящие, звонкие согласные), усиливающие образ замерзшего, стеклянного города. Почти все слова короткие, как быстрые и четкие шаги ночного путника. Предложения различны по длине, и, может быть, именно эта особенность показывает, как прерывисто дыхание человека…
    1. Это стихотворение вызывает грустное настроение. Когда его читаешь, то представляешь себе морозную, сверкающую зимнюю ночь. Образ ночи автор создает с помощью слов (оледенелых, хрустали, блещут), звуков и ритма. Предложения построены так, что кажется, что автору так холодно, что он старается меньше говорить. Поэтому каждая вторая строка в предложении короче первой. Кажется, что все замерло и не дышит в морозном воздухе. Ветру и воздуху приписаны человеческие свойства (ветер спит, воздух робеет). Мороз такой сильный, что даже воздух его боится…
    1. Звуковая форма стихотворения помогает проникнуться тишиной и торжественностью. Каждая вторая строка стихотворения короче первой, что дает возможность более глубокого осмысления содержания, даже возможность представить себя в изображенной картине…
    1. Поэт восхищается природой, он сравнивает обыкновенный лед с хрусталем, он называет иней на ресницах серебристым пухом, который не просто мешает глазам смотреть, а «нависнул в очи». Многие слова употреблены в переносном значении: «ветер спит», «воздух робеет на мороз дохнуть». Но я понимаю, что это означает: нет ветра, воздух неподвижный… Мне кажется, что каждая вторая, короткая строка стихотворения как бы замедляет ритм, создает впечатление, что все замирает, затихает в природе. В стихотворении ничего не говорится о каком-то конкретном человеке, но его присутствие чувствуется в каждой части: то он идет вдалеке по тихой улице, и под его ногами скрипит снег, то мы видим его как бы рядом: у него заиндевели ресницы и дыхание перехватывает от мороза. Автор так сумел описать впечатление от тихой морозной ночи, что я представляю, будто это я иду по улице и ощущаю все сам…

    ^

    Интерпретация стихотворения

    И.А. Бунин «Ландыш»

    В голых рощах веял холод… Ты светился меж сухих, Мертвых листьев… Я был молод, Я слагал свой первый стих – И навек сроднился с чистой Молодой моей душой Влажно – свежий, водянистый, Кисловатый запах твой!

    Вопросы и задания к стихотворению:

    1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
    2. Какие образы и картины вам представились?
    3. Какие краски, звуки, запахи вы почувствовали в этом стихотворении? Как они влияют на ваше настроение?
    4. Найдите в тексте глаголы и попытайтесь объяснить их смысловую роль.
    5. Найдите в тексте прилагательные. Все ли из них являются эпитетами? Какие образы они создают?
    6. Какую роль играют в этом тексте многоточие в третьем стихе и тире – в четвертом?
    7. Что изменится в восприятии текста, если прочитать его без названия?

    Рабочий лист учени____________________________________________

    краски звуки запахи образы ИВС настроение
    Вывод:

    ^

    Цветок светится среди прошлогодних листьев голой рощи и источает необычный запах, такой же молодой и свежий, как душа у лирического героя (молодого поэта). И его первый стих подобен ландышу, хрупкому, нежному чуду, рожденному природой. Многоточие в третьем стихе как бы предвосхищает неожиданность рождения красоты: и цветка, и стиха.ПРИЛОЖЕНИЕ

    1. Цветок светится среди прошлогодних листьев голой рощи и источает необычный запах, такой же молодой и свежий, как душа у лирического героя (молодого поэта). И его первый стих подобен ландышу, хрупкому, нежному чуду, рожденному природой. Многоточие в третьем стихе как бы предвосхищает неожиданность рождения красоты: и цветка, и стиха.
    1. В стихотворении дважды встречается многоточие. Интересно, связано ли это с воспоминаниями поэта, или сами паузы рисуют картину прозрачной голой рощи. Поэт был молод, и его первый стих не случайно родился именно весной. Чей же свет остановил поэта, чей же запах «влажно-светлый, водянистый, кисловатый» заставляет поэта вспомнить о молодости? Запах цветка сродни запаху весеннего воздуха и последнего снега…
    1. Интересна композиция стихотворения. В первой строфе образы голой рощи и светящегося ландыша «не пересекаются» с образом поэта, первый стих которого еще не родился, а только еще рождается. Об этом напоминает нам глагол «слагал», вид которого указывает нам на незаконченность действия. А во второй строфе запах ландыша «сроднился», то есть соединился с молодой душой героя. Действие уже совершилось, и первый стих поэта, родившийся весной, подобен ландышу, пересилившему оцепенение мертвых листьев в холодной, голой роще.

    Источник: http://dmee.ru/docs/100/index-33541.html

    Анализ стихотворения Василия Жуковского “Приход весны” | Отдых и развлечения за 09.10.2018 (Октябрь 2018 год)

    Стихотворение Жуковского “Приход весны”, состоящее всего из шести строк, отличается краткостью, но при этом является содержательным и красивым лирическим произведением. В этой статье представлен анализ этих стихов, использованные выразительные средства и история создания.

    Содержание:

    • 1 Приход весны
    • 2 История создания
    • 3 Анализ стихотворения

    Приход весны

    Анализ стихотворения Жуковского невозможен без прочтения самого произведения:

    История создания

    Свое произведение “Приход весны” Жуковский написал в 1831 году. Это вольный перевод на русский язык стихов немецкого поэта Людвига Уланда “Хвала весне”. Оригинал стихотворения в переводе Терджимана Кырымлы:

    Как видно из перевода, Василий Андреевич взял лишь структуру этого стихотворения и дословно перевел некоторые слова, однако его версия получилась более “русской” за счет упоминания не только нив, но и рощи, а также теплого дождя и сверкающих вод разлившихся рек.

    Также значительным отличием от оригинала являются финальные строки: Людвиг Уланд называет перечисление признаков весны “зачином”, после которого следует славить и хвалить весну.

    Жуковский, напротив, хочет сказать, что к зелени нив, пению жаворонков и дождю невозможно добавить никаких слов, он связывает приход весны с жизнью, точнее сказать – с оживлением души, а значит, говорить здесь нечего – все, что необходимо, можно лишь почувствовать.

    Первая публикация миниатюры Жуковского “Приход весны” состоялась лишь спустя сорок лет в журнале литературной и исторической направленности “Русский архив” уже после смерти великого поэта.

    Сам Василий Андреевич говорил об этом стихотворении, что в подобных произведениях для него важнее всего уловить, а затем выразить на бумаге мимолетные чувства от происходящего вокруг: если это пение жаворонка, то достаточно о нем написать, чтобы читатель услышал птичьи трели в своем воображении.

    Анализ стихотворения

    Произведение Жуковского “Приход весны” относится к жанру лирической миниатюры, его тематика является пейзажно-философской: поэт наслаждается наступлением весны на фоне родной и любимой природы, при этом задаваясь философским вопросом: “можно ли передать внутреннее ощущение красоты и жизни, или слова окажутся лишними?”

    Стихотворение написано четырехстопным хореем с использованием сплетенной рифмы: между собой рифмуются две первые строки, а также третья с шестой и четвертая с пятой – это является выразительным средством, придающим произведению легкость, веселость и возвышенное настроение. Лирический герой счастлив наблюдать картину наступающей весны настолько, что не в силах ничего прибавить к описанию физических признаков весны, которые сами по себе кажутся каким-то волшебством.

    Другими выразительными средствами в стихотворении Жуковского “Приход весны” являются олицетворения (“лепет рощи”, “трепет жаворонка”, “сверканье вод”), метафора (“жизнь души”), эпитет (“теплый дождь”), метонимии (“зелень нивы”, “сверканье вод”) и риторические вопросы (“что прибавить? Чем иным прославить?”). Помимо этого, Жуковский использует аллитерацию: повторение звуков р, т, п дает ощущение слышимых трелей жаворонка и шума дождя по воде, траве и свежей листве.

    Источник

    Источник: http://kwoman.ru/analiz-stihotvoreniia-vasiliia-jykovskogo-prihod-vesny.html

    Ссылка на основную публикацию