Природа в творчестве б. пастернака

Человек, природа, творчество в лирике Б.Л. Пастернака

Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви.

Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение – обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин».

И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.

В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» – написал поэт в одноименном стихотворении.

Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен.

Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь. В этом плане примечательно стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне. Так, пролетка за шесть гривен переносит его в мечты о весне с пасхальным «благовестом», «ливнем» и «слезами».

Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений. Мир природы перекликается с внутренним миром человека.

Так, неожиданно описание грачей, «обугленных груш», помогает нам заглянуть во внутренний мир лирического героя. Его душа полна «сухой» грусти от созерцания весеннего оживления этих птиц. Благодаря этой грусти, душевному оживлению, в душе поэта вновь просыпается творчество.

Он вновь слагает стихи «случайно», «навзрыд». Это герой, равно как и Пастернак, считает единственно верным путем для истинного творчества:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет».

Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования.

Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…

Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».

Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…

Источник: https://students-library.com/library/read/46773-celovek-priroda-tvorcestvo-v-lirike-bl-pasternaka

Репрезентации природы в стихотворениях Б. Пастернака

Содержание

Введение

1.Творческий путь и литература о Борисе Пастернаке

2.Уровни репрезентации и литературные приемы описания природы в поэтическом творчестве Бориса Пастернака

Заключение

Список литературы

Просевая полдень. Троицын день, гулянье.

Просит роща верить: мир всегда таков.

Так задуман чащей, так внушен поляне,

Так на нас, на ситцы пролит с облаков.

Б. Пастернак

Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы.

Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия.

Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Пастернак воздает должное символизму и перечисляет его художественные открытия. Отмечая урбанистические поиски символистов, Пастернак, однако, высказывает главный упрек символизму: «…

вы до последних пределов перегружали небо». Тем не менее можно увидеть у зрелого Пастернака своего рода позднюю «апологию символизма».

Поэт мыслил свое творчество в контексте «общеевропейского символизма», который связывал с именами Пруста, Рильке и Блока.

Поэт ставил перед собой цель – уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов.

Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное состояние лирического героя.

Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

Стихи Бориса Пастернака – неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного света.

Читайте также:  Стихотворение а. с. пушкина "песнь о вещем олеге"

Любые явления природы, будь то снегопад, весеннее пробуждение, яркое летнее солнце или осенний дождь, под пером автора становится необычным, похожим на живое существо.

Для понимания самых трудных стихов поэта нужно освоить основные принципы его поэтики, а также выявить подтексты пастернаковских омонимов и каламбуров, кажущихся подчас совсем простыми, а в действительности отправляющих ленивого читателя по ложному следу, что обуславливает актуальность курсовой работы.

Целью работы является исследование и обозначение категорий метафорического описания и онкозионального понятийного поля. Задачи курсовой работы состоят в исследовании и определении уровня репрезентации природы в стихотворениях Б. Пастернака

Пейзаж и природа существует рядом с человеком, лирическим героем стихов. Пастернак очень тонко чувствует окружающий его мир, умеет видеть то, что неподвластно взгляду обычного человека.

Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным. Факт мироздания подается Б. Пастернаком как предмет повседневного обихода, как нечто очень простое в своей сложности.

Прежде чем приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпечаток на все его творчество.

Во множестве публикаций о его творчестве и судьбе воссоздан образ удивительного человека, мастера поэтической речи, художника-мыслителя в широком смысле слова.

На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира.

Погружение в историю и современные ему течения философской мысли оказало влияние на его мировоззрение, весь строй его поэтического восприятия природы и социальной действительности.

В письме к Жаклин де Труайяр от 1959 года, обращаясь к годам своей юности, Борис Пастернак говорит о стремлении постигать если не Вселенную, то какое-то измерение вещей, несравненно более широкое, чем личные впечатления.

Долгое время Борисом Пастернаком и его произведениями в России, вернее в бывшем Советском Союзе, почти не интересовались. За рубежом печаталось много изданий стихотворений, прозы и писем Бориса Леонидовича Пастернака, причем как на иностранных, так и на русском языках.

Но с начала восьмидесятых годов ситуация начинает изменяться. В 1982 году вышел сборник прозы Бориса Пастернака “Воздушные пути” (конечно, без “Доктора Живаго”, еще запрещенного), а в 1983 году вышло второе издание этого сборника.

[1] В 1988 году на страницах «Нового мира» роман «Доктор Живаго» впервые появляется в России[2] . Его публикация была очень заметным событием, однако сам роман несколько разочаровал читателя, ведь ожидалась политическая сенсация. Газета «Правда» напечатала статью Д.

Урнова «Безумное превышение своих сил»3 . В ней автор говорил о так называемых «недостатках» «Доктора Живаго».

После публикации в журнале стали выходить книжные издания романа. Первое издание вышло в 1988 году в Вильнюсе[3] , а в 1989 году в издательстве «Книжная палата» выходит второе издание «Доктора Живаго».

В том же 1989 году роман издается в Куйбышеве и в издательстве «Советская Россия», а в издательстве «Советский писатель» «Доктор Живаго» выходит с тем же послесловием В.М. Борисова и Е.Б. Пастернака, и с вступительной статьей Д.С. Лихачева.

В это издание так же была включена проза Б.Л. Пастернака 1910-30 годов[4] .

https://www.youtube.com/watch?v=v879Fr2wY5Q

В 1989-1992 годах в издательстве «Художественная литература» вышел пятитомник Бориса Пастернака.[5] Выходило немало изданий стихотворений и поэм автора.

Самыми важными из них были: «Избранное» в 2-х томах (Москва: «Художественная литература», 1985 г.), подготовленное Е.В. Пастернаком и Е.Б.

Пастернаком, и новое издание в двух томах «Стихотворения и поэмы» в Большой серии «Библиотеки поэта» (Ленинград: «Советский писатель», 1990 г.), подготовленное В.С. Баевским и Е.Б. Пастернаком.

Также в 1990 году выходят две книги, объединяющие различные произведения Бориса Пастернака, посвященные вопросам художественного творчества — «Борис Пастернак об искусстве» (Москва: «Искусство», 1990 г.) и «Мой взгляд на искусство» (Саратов: Издательство Саратовского университета, 1990 г.).

Большое значение имело издание первой советской монографии, посвященной жизни и творчеству Б.Л. Пастернака, написанной Е. Б. Пастернаком «Борис Пастернак: материалы для биографии» (Москва: «Советский писатель», 1989 г.). В книге используется огромное число писем, мемуарных свидетельств, в том числе и устных.

Появление многих изданий произведений Б. Пастернака, а также работ, посвященных ему, было приурочено к столетию со дня рождения автора. В том же 1989 году был издан каталог «Мир Пастернака»[6] .В этом каталоге содержится подробное описание экспонатов с полным воспроизведением текстов писем, дарственных надписей.

В 1990 году в Москве было проведено несколько пастернаковских конференций. Материалы Межвузовской конференции, прошедшей в Перми, были опубликованы.[7]

В 1993 году выходит в свет книга «Дарственные надписи на книгах» (Москва, 1993 г.) Появляются новые издания произведений Вильяма Шекспира в переводе Пастернака.[8]

К 105-летию Бориса Пастернака выходит статья: «Третье рождение: 100 тысяч паломников к Пастернаку.// К 105-летию со дня рождения». («Литературная газета» 1995, 5 февраля).

В последние годы вновь выходят сборники стихотворений. Сейчас, хоть и реже, чем в 1988 – 1991 годы, в газетах и журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и творчестве Б. Л.

Пастернака, о его произведениях. Многое уже написано, сказано, но и во многом ещё следует разобраться, многое сказать.

Уже освещены многие темы и основные мотивы произведений этого автора, но что-то еще осталось не изученным.

Стихи Б. Пастернака — одного из самых выдающихся поэтов XX века — необыкновенные, яркие, образные, музыкальные. Умение в нескольких строках показать живость, удивительную неповторимость самых, казалось бы, обычных явлений дано не каждому. Свою манеру написания Пастернак сам определял как стремление “поймать живое”, “мгновенную, рисующую движение живописность”.

Читайте также:  Пульсары и нейтронные звезды: сверхисточники магнитных полей

Текли лучи. Текли жуки с отливом,

Стекло стрекоз сновало по щекам.

Был полон лес мерцаньем кропотливым,

Как под щипцами у часовщика.

“В лесу”

Природе в лирике поэта принадлежит центральное место. Однако это не просто любование пейзажем, не только взгляд со стороны — это глубокое погружение в жизнь, в бесконечные грани кристалла мироздания. Неудивительно, что многие стихи Пастернака несут на себе отблеск редкостной проникновенности, озаренности.

Для того чтобы разграничить где метафорическое описание переходит в онкозиональное понятийное поле, достаточно прочувствовать всю любовь Бориса Пастернака к природе, его внимание к каждой ее детали.

Наметанным глазом внимательный поэт замечает “намокшую воробышком сиреневую ветвь”, весенние каштановые шатры, улавливает сходство грачей с обугленными грушами. Увиденные под необычным углом зрения самые привычные картины помогают нам проникнуться ощущением необыкновенной прелести и непостижимости бытия.

Рассвет расколыхнет свечу,

Зажжет и пустит в цель стрижа.

Напоминанием влечу:

Да будет так же жизнь свежа!

В стихотворениях Пастернака природа не умеет быть неживой, неодушевленной, потому что пейзаж здесь существует на равных правах с автором, с людьми вообще. Поэт настолько очеловечивает окружающий мир, что, гуляя с ним по полям, лесам, любуясь закатом, весной, дождем, мы имеем дело, по большей части, не с природными картинами, а с их характерами, внутренней жизнью:

Источник: http://MirZnanii.com/a/136382/reprezentatsii-prirody-v-stikhotvoreniyakh-b-pasternaka

Тема человека и природы в лирике Пастернака

Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку “Мезонин поэзии”.

Рожденный в семье художника и пианистки, он с детства был наполнен прекрасным искусством. В 1914 году выходит в свет его первый сборник стихотворений “Близнец в тучах”, в 1917 году – книжка “Поверх барьеров”, а в 1922 году – “Сестра моя – жизнь”. Так поэзия навсегда стала делом его жизни.

Поэт был уверен, что искусство – это и есть реальность, а поэзия – это “высота, которая валяется в траве под ногами”. Истина и добро составляют суть творчества настоящего художника, а философская тема человека и природы становится одной из главных в творчестве Пастернака.

В ранней лирике ощущается зыбкость взгляда молодого поэта на мир, на события, происходящие в стране. Не только юному поэту, но и людям искушенным было сложно разобраться в вихре политических потрясений того времени. Поэт уловил главное: мир стремительно менялся, но где же место человеку в нем? Собственный поэтический мир был для него убежищем, источником, в котором он черпал силы.

В цикле стихотворений “Темп и вариации” он говорит о необходимости противостоятьразрушительным силам истории. В поэме “Девятьсот пятый год” лирический герой проходит период становления именно в годы революций. Грандиозность событий восхищает его, но вместе с тем проскальзывает мысль об “обличительных крайностях” насаждения новой власти. Поэт не может вписаться в жестокую прозу революции.

Разделяя тезис о том, что “революция пожирает своих детей”, Пастернак в поэме “Лейтенант Шмидт” утверждает, что герои революции одновременно ее жертвы. Поэт, все больше вникая в окружающую жизнь, убеждается, что поэзия выше людской суеты, что только в ней – высший смысл: Поэзия, не поступайся ширью, Храни живую точность: точность тайн. Не занимайся точками в пунктире

И зерен в мире хлеба не считай.

Искусство для Пастернака не зависит от катаклизмов эпохи. В своих высказываниях поэт всегда сохранял мудрую сдержанность культурного человека. Он не собирался конфликтовать или настаивать в отличие от современных ему поэтов, с их лозунгами, агрессией, протестами.

У Пастернака тихая лирика, но от этого значение ее не уменьшается, а возрастает. В известном стихотворении “Стансы” поэт говорит о духовной свободе художника, о многом, чего он не мог принять в советской действительности, с ее декретами и постановлениями:Мы в будущем, твержу я им, как все, кто Жил в эти дни.

А если из калек, То все равно: телегою проекта

Нас переехал новый век.

Мудрость и покой природы возвращали поэту веру в жизнь. Лирический герой поэзии Пастернака всегда вписан в окружающий пейзаж. Чувства человека, движения его души перекликаются с изменениями в природе. В стихотворении “Душная ночь” поэт рисует картину, которая мгновенно воспроизводится в душе читателя: …У плетня Меж мокрых веток с ветром бледным

Шел спор. Я замер. Про меня!

Восприятие природы у Пастернака тоже особое. Он меняет местами субъект и объект. Получается, что лирический герой оказывается не главным в стихотворении. Главная героиня – природа, весь необъятный мир. Деревья видят рядом с собой человека, а не наоборот. …облака замечали: с воды похудели

Заборы – заметно, кресты – слегка…

У поэта все одушевлено: деревья, ветер, река, времена года. С ними можно поговорить, они всегда вокруг. Например, зима: “Она шептала мне: “Спеши!” губами, белыми от стужи…”. Мир и природа живут и мыслят по законам поэзии.

Только у Пастернака “в заплатанном салопе сходит наземь небосвод” или “предгрозье играет бровями кустарника”.

Большой поэтический дар и масштаб личности позволяли поэту по-иному воспринимать время: “Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?” Он понимал, что жизнь бесконечна, природа – вечна, а человек – ее мыслящее зерно. И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья…

Или: Мгновенье длится этот миг,

Но он и вечность бы затмил…

При такой глобальности мышления поэт смело сочетал в своих произведениях бытовые, житейские мелочи и “вечные” философские вопросы. Его стихи не о мире, они – сам мир, живой, дышащий, сохраняющий человека.

Читайте также:  Стихи для детей про весну

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Тема человека и природы в лирике Пастернака« Как Софья и Лиза оценивают ЧацкогоКак я понимаю название повести “Алые паруса” »

Источник: http://schoolessay.ru/tema-cheloveka-i-prirody-v-lirike-pasternaka/

Взаимоотношение человека и природы в творчестве пастернака сочинен

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В число русских поэтов Серебряного века входит Борис Пастернак, который сумел занять среди них особое место.

Произведениям этого автора свойственно отличаться философским настроем, и не важно, какая тема были главной – природа, душевное состояние автора, или сложные взаимоотношения между людьми.

В его творчестве ключевую роль играют стихотворения, тема природы в которых сливается воедино с его поэтическим творчеством.

По мнению и глубочайшему убеждению самого поэта, в качестве подлинного творца его стихов выступает природа, а никак не человек. Потому стихи не являются творением конкретной личности, они скорее исполняют роль прямого творения окружающей нас жизни:

Бывало, снег несет…

Я сумраком грунтую

Свой дом… холст, и обиход.

Пастернак предпочитал пользоваться своим литературным излюбленным приемом – метафорой, и стилистическим приемом – звукописью. Вспоминая стихотворение Пастернака «Февраль! Достать чернил и плакать. », читатель проникается такими строками:

…ветер криками изрыт,

…чем случайней… вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Данное стихотворение даёт описание образа приближающейся весны, хотя здесь существует не только внешний план, но ещё и внутренний процесс, связанный с пробуждением поэзии.

Лирический персонаж под воздействием мира, обновляющегося к жизни, наделяется способностью рассказывать «о феврале навзрыд».

Трудно осознать, в какой момент кончается природа и проявляется начало творчества, так как здесь всему свойственно сливаться воедино: цвету, звуку, и краскам.

Из уст многих поэтов посредством создания стихов была произнесена истина, что зарождение искусства происходит в недрах природы.

Придя к пониманию этого, Пастернак в 23 – летнем возрасте посредством написания поэтического произведения дал собственное определение поэзии.

В творении «Определение поэзии» выражается сущность творчества, при этом автор отыскал способ емкой и точной передачи его сути – он перечислил явления окружающего мира.

1956 год стал периодом написания Б. Пастернаком стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Это произошло за 4 года до того, как поэт скончался.

Природе свойственно чудесным образом оживать в рождаемых автором строках, однако это не есть скоплением объектов мира, что окружает нас. Скорее, это воплощенная поэзия.

Благодаря отождествлению поэта с природой, приёму передачи пейзажу авторских прав, в сущности, достигается одна-единственная цель, показать, что сочиненные природой стихи, не могут быть фальшью.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав «Центрифуги» – футуристической поэтической группировки, которая довольно сдержанно относилась к отрицанию культуры прошлого.

Но уже второй сборник «Поверх барьеров» (1916) отразил своеобразие пастернаковского голоса среди молодых авангардистов. Своеобразие это состояло, прежде всего, в философском осознании единства человека и мира, где трудно отделить искусство от жизни, человека от природы. Единство человека и природы в лирике Б.

Пастернака проявляется прежде всего в том, как он о них говорит. Речь поэта развертывается одновременно в двух ракурсах: человеческом и природном:

  • Февраль. Достать чернил и плакать!
  • Писать о феврале навзрыд,
  • Пока грохочущая слякоть
  • Листвою черною горит.

В этом стихотворении процесс наступления весны как бы накладывается на процесс творчества: воссоздается сам момент рождения стихотворения. И это понятно: весеннее обновление природы является одновременно обновлением души.

Очень важно стихотворение «Сестра моя – жизнь. », давшее название третьей книге поэта.

В нем наиболее отчетливо выражено следствие пастернаковского восприятия природы – смещение традиционной иерархии, ощущение равенства всех предметов и существ в ней:

  • Оно грандиозней Святого писанья
  • И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение является концентрированным выражением мироощущения поэта: равенство человека и жизни, человека и мира, мира и жизни приводит к тому, что природа перестает быть к человеку равнодушной: здесь «солнце, садясь, соболезнует мне».

Поэтому природа активно вовлекается Б. Пастернаком в человеческую историю. В стихах 1915-1917 годов появляются «бастующие небеса» и кавалерийские следы на льду – в память о 1905 годе, дух «солдатских бунтов и зарниц» проносится по воздуху, тучи уподобляются рекрутам и военнопленным:

  • Шли пыльным рынком тучи,
  • Как рекруты, за хутор, поутру,
  • Брели не час, не век,
  • Как пленные австрийцы.

Явления природы приобретают признаки из мира общественных бурь и классовых столкновений. Такое проникновение исторической действительности в природное царство было для Б.

Пастернака естественным явлением, потому что природу он видел глазами современного горожанина, который берет с собой на прогулку, наряду с житейской повседневностью, еще и свои политические ассоциации, вовлекая луга и рощи в круг событий, среди которых протекает его жизнь.

Стихи Б. Пастернака вобрали в себя не только личные переживания, но и большое психологическое и философское содержание.

Им присуще обостренное чувство жизни, они охватывают Вселенную, время, вечность, переживание чуда творчества. Одна из важнейших особенностей поэтического миропонимания Б.

Пастернака – принципиальное соположение природы и человека как равноправных участников мироздания.

Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru

Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/334/

Ссылка на основную публикацию