Природа в стихах и. бунина: анализ стихотворения «последний шмель»

Анализ стихотворения И. Бунина «Последний шмель»: связь с историей :

Галерея русских писателей полна достойных имён, известных всему миру. Одним из них является Иван Алексеевич Бунин, творчество которого посвящено разнообразным проблемам: философской, народной, любовной, гражданской. Бунин известен тем, что он первый российский писатель, поэт, получивший Нобелевскую премию. Это говорит о значимости творчества и таланте автора.

Русский поэт и писатель 20-ого века

Иван Бунин родился в бедной, но дворянской семье. Детство провёл, общаясь с детьми крестьян. Он начал писать уже в 16 лет, хотя не имел образования. Ходил четыре года в гимназию, но пережил исключение по той причине, что семья не могла платить за обучение.

Молодые годы характеризовались нестабильностью, Бунин был вынужден менять места работы, его любимая женщина ушла от него к его другу. Уже только в то время, когда ему было больше 30 лет, он встретил свою настоящую любовь, которая стала его женой. Бунин очень много путешествовал и всё время писал, в его произведениях отразились его мысли и переживания.

1916 год в жизни И. Бунина

«Последний шмель» Ивана Бунина — одно из знаменитых стихотворений начала 20 века. Это стихотворение связано и с историческими событиями, и с жизнью автора.

1916 год — дата написания «Последнего шмеля» Бунина, который в это время уже был известным писателем и поэтом. Он жил и трудился в Петрограде, успел написать огромное количество произведений и стал почётным академиком.

В это время встретил свою любовь, с которой объездил разные уголки планеты и которая через 6 лет стала его женой.

Общественная и политическая обстановка в 1916 году

История создания «Последнего шмеля» Бунина связана с эпохой того времени. Это был 1916 год, предреволюционное время. Страна, конечно, ещё не знала, что через год произойдёт Революция, что вскоре Россию охватит Гражданская война, но эти события уже подготавливались.

Народ чувствовал приближение чего-то непонятного, пугающего, и каждый задавался вопросом, что принесёт это новое, приведёт страну к процветанию или к краху. Эти же чувства и мысли мучали и поэта.

«Последний шмель» Ивана Бунина появился на страницах газет и журналов в такое неясное время.

Смысл названия

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» можно начать с обращения к его названию, представляющему собой словосочетание. Разберём обе его составляющие. Основной компонент словосочетания — «шмель». Обычно данное насекомое ассоциируется с чем-то мохнатым, жужжащим. При слове «шмель» сразу же возникает ощущение жужжания, шума.

Другой компонент названия — прилагательное «последний». Последний — это всегда точка, конец, дальше ничего не будет. Название уже наталкивает на идею разрушения, уничтожения.

Без анализа стихотворения Бунина «Последний шмель», только исходя из его названия, можно предположить, что стихотворение будет пронизано мотивами конца, упадка: что-то большое исчезнет, разрушится.

Связь стихотворения с исторической обстановкой

Перейдём непосредственно к анализу стихотворения Бунина «Последний шмель», начинающегося с обращения к шмелю и его описания.

С этой целью упоминаются следующие эпитеты «чёрный шмель», «бархатный шмель», «золотое оплечье», «заунывно гудящий», «певучая струна».

В первой строфе автор использует и такой приём, как олицетворение: происходит персонификация шмеля, лирический героя обращается к насекомому, спрашивает его, говорит, что он тоскует.

Учитывая политическую и общественную обстановку, во время которой было создано стихотворение можно предположить, что шмель символизирует какие-то мировоззрения, новые мысли, которые появились в народе.

Эти новые веяния окутали основную массу люда. Лирический герой спрашивает шмеля, почему он залетает в жильё к человеку.

То есть, возможно, думает над тем, откуда эти новые мысли появились в народе, а главное — зачем.

Далее, во второй строфе, описана обстановка за окном, не в доме. Снова упоминается прилагательное «последний» — «Безмятежны и жарки последние дни».

Лирический герой как будто обращается к дням, к тому, что сейчас тепло, все безмятежны и никто даже не подозревает, что это скоро закончится.

Почему же последние? Может ли жужжание шмеля на них повлиять? Лирической герой просит насекомое вылететь из дома и полетать на улице, а потом спокойно умереть на красной подушечке.

Возможно, если связать опять же это с исторической эпохой, лирический герой озабочен теми новыми идеями, которые поселились в народе. Он предчувствует, что эти идеи могут привести к разрушениям, поэтому называет спокойные дни последними. Он опасается, что это время вскоре пройдёт, а новые веяния приведут к уничтожающим изменениям.

В третьей строфе золотой шмель становится сухим. В финале стихотворения лирический герой предсказывает насекомому его дальнейшую жизнь: «угрюмый ветер» скоро сдует «сухого шмеля», закончится его летание по людским домам.

Идея «Последнего шмеля»

Тема «Последнего шмеля» Бунина непосредственно связана с исторической обстановкой времени создания стихотворения. Лирический герой обеспокоен общественными настроениями. Как известно, Бунин тяжело перенёс революцию, будучи образованным человеком.

В 1916 году он уже понимал, что близится что-то смутное и тяжёлое, несущее разрушение. Однако всё-таки есть надежда, что этот шмель, несущий неблагоприятные перемены, будет повержен людьми. Его жизнь, хоть и разрушающая, будет короткой, и народ победит.

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» показывает глубину внутренних переживаний автора и его веру в лучшее. Есть надежда, что угроза, которая повисла над страной, над народом, уйдёт, что найдётся и на неё нужное, действенное оружие.

Источник: https://www.syl.ru/article/346241/analiz-stihotvoreniya-i-bunina-posledniy-shmel-svyaz-s-istoriey

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Последний шмель»

  1. Стихотворение Ивана. Алексеевича. Бунина «Последний шмель», написанное в 1916 году, написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем, по своему содержанию сложное и глубокое Иван Алексеевич написал его в период, когда шла 1 Мировая война. Каждый человек в это время задумывался о жизни и смерти.

    Почти во всех стихотворениях этого периода Бунин вглядывается в смерть, как в зеркало, пытаясь понять, осмыслить и увидеть ещё одну дверь, ведущую в жизнь. 

2.       Стихотворение «Последний шмель» является ярким примером натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М.

Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии является попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы.    3. В стихотворении И. Бунина «Последний шмель» автор развивает философскую тему жизни и смерти.

Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Тёмные аллеи». В «Последнем шмеле» эта тема раскрывается через обращение к природе. В природе властвуют, сменяя друг друга, то теплая, трепетная жизнь, то сметающая все на своем пути смерть. Автор хотел донести до читателя мысль о быстротечности жизни, т.е.

Идеей является философское понимание бытия  В стихотворении чётко улавливается грусть, уныние, звучат мотивы тоски и одиночества.        

В основе содержания стихотворения  лежат душевные переживания лирического героя . Случайно залетевший в окно шмель вызывает в нем грустные мысли о скоротечности и бренности жизни. Герой находится в подавленном состоянии.

Символом его переживаний стали опустевшие поля и «последний шмель», которого тоже ждет смерть.  Пространство в стихотворении представлено миром лирического героя ( комната с яркими поддоконниками, отгороженная от внешнего мира окнами) и миром природы.

ППейзажная зарисовка передаёт картину последних жарких дней лета или ранней осени.  Автор в произведении затрагивает временные рамки (настоящее и будущее).

Увидев шмеля, зелетевшего к нему в комнату в последние дни лета, герой осознаёт, что Царственно- красивый шмель превратится в легкого, «сухого шмеля» и что в будущем его тоже ждёт смерть.   

Стихотворение состоит из трех строф, каждую их которых можно считать отдельной композиционной частью Первая часть знакомит нас с миром лирического героя и миром природы, представленным шмелём. эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” ,шмель же туда только “залетает”, но мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение  на равных , шмель разделяет человеческую тоску.    

Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни.

“За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни —последние дни перед смертью. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, насладиться последними прекрасными мгновениями жизни.

Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя, который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода, смерти.

В  третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать человеческой думы…” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим о скоротечности жизни.  Происходит окончательное разделение двух миров. Именно на эту строфу приходится кульминация стихотворения.

Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. В этой строфе под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным. .

  Таким образом подчёркивается кольцевая композиция, которая создаёт ощущение завершённости, законченности мысли.

  В заглавии стихотворения «последний шмель» слово  последний олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, — счастья, радости, тепла, света.Шмель —, это олицетворение природы, движения, жизни.

Поэтому в названии стихотворения — «Последний шмель» — сочетаются мотивы печальной конечности бытия и вечного обновления живой природы.           В стихотворении «Последний шмель» немаловажную роль играют средства художественной выразительности.

В описании шмеля автор использует такие метафоры, как: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке усни», метафора последний шмель символизирует уходящую жизнь, а «угрюмый ветер» -; факт неизбежных событий.

Также автором используются эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «на подушечке красной», «ветер угрюмый», «золотое оплечье». Эпитет бархатный отображает оценочные оттенки «красивый», «приятный». Эпитет чёрный связан со смертью. Эпитет золотой актуализирует значения «царственный», «величественный. 

    Основную тональность  стихотворению придают синтаксические приёмы инверсии и риторического  вопроса, которые окрашивают речь эмоционально.Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником – шмелем.

К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!»    В первой строфе стихотворения используются и фонетические средства художественной выразительности Они передают «заунывный гул» шмеля – с помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных:     .     Черный бархатный шмель, золотое оплечье,   

    Заунывно гудящий певучей струной,       Ты зачем залетаешь в жилье человечье…   И как будто тоскуешь со мной?      А также они помогают «услышать» свист осеннего ветра с помощью свистящих и шипящих согласных.    

Автором использована перекрёстная рифма, происходит чередование мужской и женской, точной и неточной. Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные рифмы (струной — со мной; поля — шмеля).

Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (оплечье — человечье), в остальных же двух — неточные (думы — угрюмый).

Напевность стихотворению придаёт внутренняя рифма, которая возникает между строф (со мной – зной), (ярки – жарки).

Размер стихотворения  – четырехстопный анапест. Такой размер стиха настраивает на философские размышления.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

          Первая строфа стихотворения содержит звукопись    

Нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з], [с] способствует созданию звукоподражательного эффекта – звука жужжания шмеля.

благодаря аллитерации —  сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” — и ассонансу — сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, — в душе человека возникают печальные мысли и чувства.

Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» — образец философской лирики поэта. В нём затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/analiz-stihotvoreniya-ivana-alekseevicha-bunina/259650.2256971.s1.html

Анализ стихотворения «Последний шмель» Ивана Бунина

Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной старости.

Действительно, два эти явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат – смерть.

И именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не только проводят ассоциативные параллели, но и пытаются найти ответ на вопрос, почему мир устроен именно таким образом.

Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина.

Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту.

Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.

«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», — эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний.

Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое.

Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, отмечая: «Полетай, погуди — и в засохшей татарке, на подушечке красной, усни».

О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства.

С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону.

«Не дано тебе знать человеческой думы», — отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений.

Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах.

Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.

Анализы других стихотворений

Последний шмель

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

26 июля 1916

Источник: https://45parallel.net/analysis/ivan_bunin/posledniy_shmel.html

Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»

Художественное восприятие природы И. А. Бунин очень тонко проявил именно в своей поэзии, с чего, в принципе, он и начал свой творческий путь. Здесь он показал характерные особенности своего поэтического и литературного таланта. В его лирических произведениях существуют нежные и тонкие ноты гармонии и оптимизма, где свободно воспринимаются законы жизни человеческой природы.

Бунин абсолютно не сомневается в том, что только в слиянии с природой можно прочувствовать прочные нити соприкосновения с жизнью и прийти к пониманию замысла Божьего. Стих Бунина «Последний шмель» наглядный пример этого.

Его название сразу настраивает на волну легкой печали и тоски, увядания и конца, которые по планомерному ходу сюжета стихотворения получают плавное и певучее развитие.

Второе четверостишие наполнено яркими жизненными тонами и красками, однако они резко контрастируют с темой быстрого увядания, отчего страшно и одиноко становится человеческой душе и тем более тягостно от мысли о неожиданной и неминуемой смерти.

Неизбежная грусть

И вот, наконец, третья строфа все ставит на свои места, а, точнее, доводит тему до ее логического завершения.

Откуда эта грусть и печаль? Оттого что к человеку рано или поздно приходит понимание того, что жизнь быстротечна, и поэтому его начинают одолевать мысли о бренности и мимолетности ее.

Ведь совсем скоро летнее тепло и радость сменит пронзительный и холодный ветер осени, и шмель, как неотъемлемая частица радостного и счастливого времени, будет умерщвлен безжалостными силами суровых законов природы.

Здесь сам себя превосходит Бунин. Анализ стихотворения «Последний шмель» говорит, что автору как бы жаль своего лирического героя. Шмель скоро исчезнет, и от глубокого понимания этого наступает сильная боль и сожаление. Вот так и жизнь, не успев начаться, иногда в самом расцвете может исчезнуть, так как смерть придет в самый неожиданный момент.

Метафоричный образ шмеля

Иван Бунин «Последний шмель» создал на основе метафорической художественной выразительности. Без притягательного образа шмеля было бы не так красиво и душевно, он для автора немой собеседник, которому писатель задает риторические вопросы.

Очень точно использованы фонетические средства выразительности с помощью свистящих и шипящих звуков писатель передает поведение шмеля – «заунывный гул», а также осенний «ветер угрюмый».

Этот стих очень пронзительный и настораживающий, наводит на философские мысли. На это, скорее всего, и рассчитывал Бунин. Анализ стихотворения «Последний Шмель» говорит о том, что оно было создано по образцу философской лирики, где затрагиваются извечные вопросы быстротечности жизни и неизбежности смерти, а в период юности нужно успеть насладиться каждым моментом земного бытия.

«Последний шмель Бунин». История создания

Писать стихи Бунин начал с семи лет. Когда писатель создавал это стихотворение, на тот момент ему было 46 лет, он уже знал о чем рассказать своему читателю, тем более он был настоящим мастером красивого слога.

Тут надо отметить очень важное: Бунин дважды награждался литературной Пушкинской премией (в 1903 и 1909 году), и он был почетным членом Академии наук Санкт Петербурга по классу изящной словесности.

И, главное, Бунин в 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии.

Невероятно, но стих Бунина «Последний шмель» был написан 26 июня 1916 года.

Это буквально за год до Октябрьской революции, он как бы предчувствовал, но не подозревал, что уже очень в скором времени Россия практически погибнет для Бунина именно в том виде, в котором он ее страстно любил, и окажется в хаосе разрушений, безбожества и братоубийственной войны. Наверное, поэтому на уровне подсознания он находился в подавленном и депрессивном состоянии. Уже тогда он перестал питать иллюзии насчет безоблачного будущего.

Источник: https://autogear.ru/article/225/614/ivan-alekseevich-bunin-analiz-stihotvoreniya-posledniy-shmel/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Русский поэт Иван Алексеевич Бунин принадлежит к числу таких мастеров пера, творчество которых сложно ограничить какими-либо рамками. Еще в начале ХХ века он прославился своими лирическими произведениями, выпустив за 20 лет семь сборников стихотворений о родине, жизни, любви.

Многие критики отдельно отмечают его любовную поэзию, проникнутую эротическими мотивами. В 1903 году Академия наук даже наградила молодого поэта Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.Еще более широкую известность принесла Бунину проза.

Рассказ «Антоновские яблоки», повести «Деревня» и «Суходол» выражали по-настоящему поэтическое отношение автора к миру. В этих произведениях автор выразил свою грусть по поводу исчезновения прежнего дворянского уклада жизни.

В итоге, так и не приняв изменения в русском обществе, особенно после Октябрьской революции 1917 года, Иван Алексеевич Бунин навсегда покинул Россию, закончив свой жизненный путь на кладбище Сен-Женевьев-де Буа в Париже.

Возможно, именно состояние «великой грусти», ощущение чего-то уходящего, последнего в жизни, передает поэт в своем стихотворении «Последний шмель», написанном в 1916 году. Этому стихотворению и будет посвящен анализ. Небольшое по объему, оно вызывает у читателя целую гамму чувств.

По тематике его, скорее, можно отнести к философской лирике, потому что это стихотворение содержит серьезные размышления о жизни и смерти, о предназначении на этом свете, о бренности земного существования — словом, обо всем, что характерно для лирики подобного рода.Лирический сюжет довольно прост: герой видит случайно залетевшего в комнату шмеля, но он, «заунывно гудящий», вызывает у героя ощущение тоски и грусти. Конечно, подобные мысли не приносят радости, поэтому герой с некоторой долей упрека вопрошает:

Ты зачем залетаешь в жильё человечье

И как будто тоскуешь со мной?Если полет шмеля вдохновил в свое время великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта на создание бессмертного шедевра с одноименным названием, полного радости, бодрости и движения, то стихотворение Бунина звучит очень размеренно, неспешно, во многом благодаря четырехстопному анапесту, которым написано это произведение. Само название — «Последний шмель» — вызывает ассоциацию с уходящим летом, с наступлением осени, а потом и зимы, что в лирике традиционно связано с умиранием в природе. Тема смерти у Бунина часто связана с темой памяти. Именно поэтому героиня рассказа «Темные аллеи» говорит: «Все проходит, да не все забывается».Мудрая природа так устроила, что ее дети — птицы, животные, насекомые — не обладают разумом, а значит, не могут знать, что их жизнь подчас слишком коротка. Наверное, именно это и делает их счастливее человека, который знает, что рано или поздно его ожидает смерть, а раздумья о ней ввергают в пессимистическое состояние. Для шмеля из стихотворения Бунина смерть всего лишь сон: не ожидая мучительно смерти, он просто уснет «в засохшей татарке, на подушечке красной», поэтому и его последние дни можно считать безмятежными, т. е. лишенными раздумий о том, что же будет после смерти.Наверное, лирический герой с некоторой завистью утверждает:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля…Ведь человек как раз думает, причем часто думает и о смерти. Его всегда волновал вопрос: сколько мне отмеряно судьбой? Кто-то в шуточной форме пытается выяснить это у кукушки, кто-то идет к гадалкам или ясновидящим. Лирический герой этого стихотворения скрывает свои эмоции: о его внутреннем состоянии можно узнать лишь по эпитетам — «заунывно гудящий» да «ветер угрюмый».

В целом стихотворение не производит мрачного впечатления, которое может возникнуть из-за рассуждений о смерти.

Да, герой наделен знанием о конце своего земного существования, но это, скорей, должно помочь ему выбрать достойный жизненный путь, чтобы оставить о себе память в веках.

Именно такой путь выбрал для себя Иван Алексеевич Бунин — писатель, поэт и философ, за свою долгую жизнь, наверняка, хорошо узнавший истинную ей цену.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-proizvedenij-i-bunina/5644-poslednij-shmel-analiz-stikhotvoreniya-i-bunina

Оглавление

Творческий путь И.А. Бунина начинался с поэзии. Именно в лирике проявились отличительные стороны его таланта, характерные особенности Бунина—художника. В его стихотворениях звучит мотив гармонии и оптимизма, приятия этой жизни и ее законов.

Бунин уверен, что только в единении с природой, в слиянии с ней можно почувствовать свою связь с общей жизнью и понять замысел Божий.   Подтверждением тому служит стихотворение «Последний шмель».

Уже название произведения настраивает нас на лирично-печальную волну, вносит нотки увядания, прощания и смерти, которые затем, по ходу стихотворения, получат свое полное развитие.   Это произведение состоит из трех строф, каждую их которых можно считать отдельной композиционной частью.

Мне кажется, что первая строфа служит как бы введением — она рассказывает о психологическом состоянии лирического героя, намечает ход его размышлений:  

Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя, который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода, смерти: «черный бархатный шмель», «заунывно гудящий». Мы видим, что лирический герой тоскует.

О чем или о ком? Об этом мы узнаем лишь в конце стихотворения.

А пока он призывает своего мнимого собеседника наслаждаться последними прекрасными деньками:  

За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди — и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.

И, поймав и насладившись прощальными нотами тепла и света, заснуть, заснуть навсегда. Интересно, что описание цветка здесь напоминает описание гроба: «в засохшей татарке, на подушечке красной».   Второе четверостишие насыщено яркими красками и тонами. Они контрастируют с темой увядания, которая отчетливо звучит здесь.

И от этого контраста смерть представляется нам еще более грустной и тягостной, еще более неожиданной.

  Третья строфа раскрывает эту тему до конца, доводя ее до логического финала:  

Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

Именно здесь нам открываются причины грусти лирического героя, его печальные размышления о быстротечности жизни, ее мимолетности и бренности. Совсем скоро яркость красок сменится угрюмой осенью с пронзительным и холодным ветром.

И шмель, неотъемлемая часть яркого лета, радости и счастья, будет уничтожен суровыми и безжалостными силами природы.   Так и счастье, по мнению лирического героя, очень недолговечно и хрупко. Оно может исчезнуть в любую минуту, оставляя лишь горькое сожаление и сильную боль. Больше того, так и сама жизнь исчезает, едва успев начаться.

  И самое грустное и страшное, что она начинает исчезать в самом своем расцвете — смерть подкрадывается неожиданно и разит точно в цель: «Безмятежны и жарки последние дни».   «Последний шмель» насыщен средствами художественной выразительности. На мой взгляд, прежде всего, стоит обратить внимание на метафоры.

Само название стихотворения метафорично: последний шмель олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, — счастья, радости, тепла, света.

Кроме того, и в описании этого насекомого используются метафоры: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке усни»; эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «в татарке, на подушечке красной, усни», «ветер угрюмый», «золотое оплечье».   Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником — шмелем.

К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» Кроме того, все глаголы в стихотворении указывают на его диалогичность: он имеют форму 2 лица, единственного числа.   Также в стихотворении используются и фонетические средства художественной выразительности. Они передают «заунывный гул» шмеля — с помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных:  

Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье…

А также помогают «услышать» свист осеннего ветра — «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» — с помощью свистящих и шипящих согласных.

 

Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» — образец философской лирики поэта. Здесь затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти.

Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.

Источник: http://www.rodovoederevo.ru/family19565/book_record4637

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Последний шмель»

Тема жизни и смерти неизбежно занимает немалое место в творчестве любого поэта или писателя. Человек, способный иначе воспринимать мир и изображать его словами, рано или поздно приходит к осознанию (или к необходимости осознания) смысла своего существования и вообще человеческой жизни.

Тему человека и природы, их единения также затрагивает каждый поэт, поскольку, обладая даром свыше, он стремится к гармонии с природой и пытается найти причины отдаления от неё человека.

Обе эти темы нашли своё выражение в стихотворении И. А. Бунина «Последний шмель». Его название говорит само за себя. Шмель — насекомое, это олицетворение природы, движения, жизни. Словосочетание “последний шмель” уже настраивает на восприятие стихотворения, посвящённого чему-то, пока ещё неуловимо печальному.

Несмотря на то, что все эти строфы стихотворения связаны одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части (согласно делению на строфы).

Первая часть знакомит нас с миром человека, от лица которого ведётся повествование, и миром природы, представленным шмелём.

Кажется, эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” (использованная инверсия ещё более обращает на это внимание), шмель же туда только “залетает”.

Однако неслучайно употреблённые глаголы несовершенного вида “залетаешь, тоскуешь” говорят о том, что эти действия происходили не единожды, а время от времени, то есть мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение на равных (“тоскуешь со мной”); шмель разделяет человеческую тоску.

Причём человек описывает его весьма уважительно, можно сказать, “по-царски”: “чёрный”, “бархатный”, “золотое оплечье” — эти глубокие, густые по звучанию и благородные, возвышенные по содержанию эпитеты как бы поднимают образ шмеля из ранга простого насекомого в ранг собеседника, единомышленника человека.

Но несмотря на это появление шмеля, которое ощущается нами и фонетически, благодаря аллитерации — сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” — и ассонансу — сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, — вызывает в душе человека печальные мысли и чувства (хотя нам пока неизвестно, какие именно): шмель называется “заунывно” гудящим, хотя и “певучей струной”. Видимо, мысль, внушаемая человеку видом шмеля, появилась бы и сама по себе, но она доставляет ему душевную боль, поэтому и певучее гудение шмеля кажется ему заунывным. Что это за мысль, мы узнаем в следующей части стихотворения.

Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, и хотя здравый смысл подсказывает, что последние дни шмеля — это всего лишь последние дни лета, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни.

“За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни — всего лишь затишье перед бурей, последние дни перед смертью.

Поэтому человек ограничивает себя стенами своего жилья от этого прекрасного мира и видит его только через окно (подчёркнуто “яркие подоконники” являют собой зрительную границу между двумя мирами, а шмель является как бы связующей нитью, посланником из одного мира в другой).

В первых двух строках автор как нельзя более насыщенно и красочно нарисовал мир умирающей, но ещё прекрасной природы, а в середине второй строки резко отделил это описание внутренней рифмой (ЯркиЖарки) и завершил строку роковым: “последние дни”.

После этого исход становится совершенно ясным, и мы (вместе с человеком) понимаем, что впереди у природы (а значит, и шмеля) неизбежная смерть. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, он говорит ему: “полетай, погуди”, — но это повелительное наклонение, несколько возвышая человека над шмелём, пока ещё носит не приказной, а наставительный характер.

Сочувствуя шмелю, человек сожалеет о его неспособности осмыслить факт своей скорой кончины и прочит ему гибель, заменяя слово “умри” эвфемизмом “усни”. Причём смертным одром шмелю человек называет красную подушечку в “засохшей татарке”. Этот красный цвет является достойным обрамлением для упомянутых ранее чёрного и золотого цветов. Такая цветовая гамма неслучайна: автор обращает внимание на то, что шмелю уготована прямо-таки царская кончина.

Но в третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать…” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим “человеческой думы” о скоротечности жизни (о которой напоминает также фраза “давно опустели поля”). Происходит окончательное разделение двух миров.

Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. Тот, кто умер на царском ложе, скоро будет снесён угрюмым, безжалостным и равнодушным ветром (аллегория времени) в бурьян (иначе говоря, канет в Лету).

Смерть неизбежна, но ещё страшнее смерти — забвение. В этой строфе происходит явное обобщение, под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека.

Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным.

Как мы уже видели, стихотворение построено из трёх катренов, написано перекрёстной рифмой, четырёхстопным анапестом. Однако заметим, что первая и третья строки каждой строфы имеют на один безударный слог больше, а вторая и четвёртая заканчиваются ударным слогом.

Это придаёт каждой строфе большую законченность. Написанное анапестом, стихотворение по своей ритмической организации является достаточно размеренным (но не настолько, чтобы, подобно ямбу, напоминать марш или детскую считалку).

Такой ритм придаёт стихотворению характер беседы, помогает прочувствовать внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями, большее внимание обращает не на форму стихотворения, а на его содержание.

Заметим, что в первой строке первого четверостишия на месте первого безударного слога находится ударный (“чёрный”), что делает акцент на обращении к шмелю, а не просто на его описании.

Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные богатые рифмы (Струной — со мной; поля — шмеля).

Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (Оплечье — человечье), в остальных же двух — неточные (Думы — угрюмый).

Это помогает создать большую эмоциональную напряжённость, однако точность рифм второй и четвёртой строк сохраняет при этом общую размеренность ритма. В общем же, стихотворение имеет вид неспешной, но не безэмоциональной беседы.

Человек осознаёт неизбежность смерти шмеля, как и своей собственной. Умереть через несколько дней или десятилетий — не всё ли равно, если за смертью последует забвение? И хотя за каждой зимой приходит весна, а значит, возрождение, И. А.

Бунин не даёт шмелю этой возможности, он считает, что у шмеля нет будущего (об этом говорит то, что стихотворение завершается не многоточием, обещающим некое продолжение, а восклицательным знаком, ставящим все точки над i). Однако автор не придаёт этому большого трагизма.

Мёртвый шмель всё же остаётся золотым и, даже будучи унесённым в бурьян, не теряет своей царской красоты. На мой взгляд, подчёркивая это, И. А. Бунин снова выходил за рамки описания судьбы шмеля и переходил к судьбе человеческой. Смерть ждёт каждого из нас, с ней нельзя бороться. Забвение же не властно над гением.

Пушкин и Толстой, Чехов и Бунин… — эти и многие другие имена никогда не будут забыты. Но и мы можем попытаться победить забвение, потому что все наши деяния — “чёрные” и “золотые” — останутся с нами.

Каждый должен выбрать, кем он станет — чёрной букашкой, растворившейся в бурьяне, или сухим золотым шмелём, унесённым временем в бурьян забвения, но не исчезнувшим в нём. И, быть может, когда-нибудь этот маленький золотой огонёк в пучине будет кем-то замечен. Тогда-то можно будет сказать, что забвение побеждено.

Думаю, и об этом хотел сказать нам И. А. Бунин в своём стихотворении «Последний шмель».

Источник: http://www.sochuroki.com/analiz-stixotvoreniya-i-a-bunina-poslednij-shmel/

Анализ стихотворения ивана бунина «последний шмель»

ALLPOETRY

2012-09-17 20:50:05

Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель», написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем и кажущуюся простоту, по своему содержанию сложное и глубокое.

В первых строчках автор любуется одним из совершенных творений природы — обыкновенным шмелем, случайно залетевшим в комнату («черный бархатный шмель, золотое оплечье»).

Перед нашими глазами словно возникает басовито гудящий пушистый красавец-шмель, который кажется тяжелым и от этого гудения, и от величины. Бунину в его гудении слышится печаль:

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

Поэт знает, что век насекомого недолог, что последние жаркие дни лета пролетят быстро. И шмель умрет — просто уснет на засохшем цветке «красной татарки». Бунину жаль и шмеля, и уходящего лета с его теплом и цветением.

Но самому шмелю неведомы переживания: мудрая природа дала ему возможность незаметного и тихого ухода.

Только человек, который невольно сравнивает свой век с недолгой жизнью насекомых, страдает от страха смерти, от предчувствия наступающих холодов и неумолимого времени:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Философское осмысление смерти у Бунина многогранно: в его представлении жизнь и смерть равноправны.

При этом жизнь описывается с помощью чувственных деталей, каждая из которых полновесна и важна для постижения красоты бытия: шмель, «гудящий певучей струной», «красная подушечка», в которую, засыхая, превращается цветок татарника, яркая белизна подоконников под раскрытыми окнами. Образы зримы и живописны, маленький эпизод становится законченной картиной мира.

Центральный образ стихотворения — шмель — существует одновременно в разных смысловых реальностях: бытовой и символической. Это и просто насекомое, случайно залетевшее в человеческое жилье, и воплощение уходящего лета.

Человек перед Богом и вечностью, должно быть, предстает такой же мелкой и неразумной букашкой с недолгим веком. «Человеческая дума», сознание заставляет человека страдать от неизбежности смерти. Но у людей есть преимущество — бессмертная душа.

Она дает надежду на продление не телесного, а духовного существования.

Поэтому в названии стихотворения — «Последний шмель» — сочетаются мотивы печальной конечности бытия и вечного обновления живой природы.

Бунин не пишет об этом, но мы понимаем, что человеческая тоска о лете преходяща. Ведь опять наступит лето, новые шмели загудят над цветущим татарником.

Люди так же смертны, как этот шмель, но, возможно, именно через смерть они приобщаются к вечному миру Бога.

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/325/bunin-i-a

Статья по литературе на тему: Мир насекомых в русской поэзии (на примере стихотворения И.А.Бунина «Последний шмель»)

Мир насекомых в русской поэзии (на примере стихотворения И.А.Бунина «Последний шмель»)

Дюкарева Н.Ю., Плюхина Н.Е., учителя русского языка и литературы МБОУГ № 97

      Мир насекомых — самый многочисленный мир живых существ, бесцветный и  красочный, непонятный и  прекрасный , любопытный сам по себе , дает сотни ассоциаций с миром человеческой жизни.  Среди вечных лирических сюжетов ,переходящих из одной поэтической книги в другую, нет-нет да и мелькает «Мотылек», «Бабочка», «Муравей», «Стрекоза»,«Пчелка»,«Кузнечик».       Поэзия вносит свой вклад в осмысление этого удивительного мира, устанавливая бесчисленное богатство его связей с жизнью человека .  «Я – мотылек ночной. Послушно кружусь над яркостью свечи…» — говорит лирический герой В.Брюсова ,увидев в предсмертном кружении мотылька роковою предначертанность собственной судьбы. А Державин увидел в жизни маленького кузнечика воплотившиеся счастье , которого так не хватает человеку : «счастлив золотой кузнечик», «чист в душе своей, не злобен»,«сам богат                собою        всем».

    Однако чаще всего мир насекомых в лирической поэзии – знак хрупкой красоты , за сохранение которой ответствен человек .

Мотив бьющейся о стекло бабочки , которая « из цветистой становится тусклая ,бледная», преследует воображение Бальмонта .

Выпустив бабочку на волю, лирический герой считает ,что совершил чуть ли не главный поступок жизни, который зачтется ему в будущем . Идею прекрасного несет «Бабочка» Фета:

Ты прав.- Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
   Ощущение красоты мира, радости бытия есть и в стихотворениях Бунина:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…

    Шмель , не такой уж и частый гость лирических сюжетов, дополняет картину прекрасного мира вне времени и пространства, хотя и то и другое в стихотворении четко обозначено… Упоминание шмеля, наполнившее рисунок летнего полдня звучанием , возвращает нас к другому , более раннему стихотворению И.Бунина , имеющему совсем другую тональность:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

      Стихотворение называется «Последний шмель».      Слово «последний» – одно из любимых  в творчестве Бунина: оно часто встречается в заглавиях его стихотворений и рассказов. Частотность слова определено особым интересом писателя к теме осени и смерти. Слово «последний», дважды повторенное в этом маленьком стихотворении, актуализирует самые разные оттенки значений : «связанный со смертью» , «связанный с осенью», «дорогой», «единственный», «завершающий ряд каких-либо                явлений».      Таким образом, название произведения настраивает нас на лирично-печальную волну, вносит нотки увядания, прощания и смерти ,которые затем,по ходу стихотворения ,получат свое полное         развитие.  

     Это произведение состоит из трех строф, каждую из которых можно считать отдельной композиционной частью . Первая строфа служит как бы введением – она рассказывает о психологическом  состоянии лирического героя , намечает ход его размышлений:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

      Все эпитеты –черный , бархатный , золотой – предельно точны , это реалистически верное изображение шмеля.
Одновременно сам выбор слов переводит описание в высокий поэтический план.

Традиционно-поэтический эпитет золотой актуализирует значение «царственный» , «величественный» .

Эпитет черный , актуализирует значения , связанные со смертью : черный цвет-цвет траура ,традиционный символ смерти ,предчувствия гибели .

      Лирический герой как бы ведет со шмелем диалог, при котором важную роль играет поэтическое обращение; красноречива и сама форма вопросительного предложения . Близость «настроений» человека и шмеля передает сравнение и как будто тоскуешь со мной , но одновременно , благодаря сравнительному союзу как будто

, возникает оттенок неуверенности,        предположительности,        сомнения.      Таким образом ,многокрасочный мир природы ,противопоставленный  бесцветному миру человека , одновременно объединен с ним кажущемся общим        настроением.     Тема смерти , подтекстно  заявленная в первой строфе , получает свое развитии         во        второй.

   Лирический герой призывает своего мнимого собеседника наслаждаться последними прекрасными деньками:

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

     Свет и зной выступают как текстовые синонимы с положительной окраской (жизнь, тепло, лето продолжается). Зной и жара не воспринимаются как изнуряющие человека; высокая степень качества как бы смягчена словом «безмятежны». Но настроение предощущения конца, гибели постепенно усиливается.

        Красота природы представляется как нечто быстротечное, преходящее.      Насладившись прощальными нотами тепла и света, заснуть, заснуть навсегда. Интересно, что описание цветка здесь напоминает описание гроба: « в засохшей татарке, на подушечке красной». Увядший цветок преображается в прекрасное посмертное ложе шмеля.

     Второе четверостишие насыщено яркими красками и тонами. Они контрастируют с темой увядания, которая отчетливо звучит здесь. И от этого контраста смерть представляется нам еще более грустной и тягостной, еще более неожиданной. Отношения «человек-природа»  становятся более отчужденными, происходит все большее их размежевание.

      Третья строфа раскрывает эту тему до конца, доводя ее до логического финала:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

      Происходит окончательное размежевание двух миров. Строфа начинается констатирующим предложением с  категорическим  инфинитивом: «Не дано тебе знать человеческой думы».

Оппозиция «человек- природа» получает свое завершение. Отношения «я»-«ты» (лирический герой-шмель) сменяются более отчужденными отношениями «я»-«он».

Мир человека противопоставлен миру шмеля способностью мыслить, осознавать происходящее.

      Стихотворение перестает быть простой природной зарисовкой, обретая философское звучание.

Человеческое осознание неизбежности осени и смерти всего живого-счастье это или горе? Хорошо или плохо знать о быстротечности времени, о собственной смерти, наконец, о забвении, тема которого так ненавязчиво поддержана словом «бурьян»? Что в этом осознании- торжество над бездумным миром шмеля, кружащегося в неведении близкой гибели, или грусть от собственного бессилия перед лицом гибели всего прекрасного? Строку  Не дано тебе знать человеческой думы можно понимать и как «и это хорошо», и как « и это плохо». В этой боли человеческого осознания конца есть еще грусть от того, что бытие природы, столь прекрасной и в жизни, и в смерти, так разительно отличается от жизни и смерти человека.

       Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель»- образец философской лирики поэта. Здесь затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/09/04/mir-nasekomyh-v-russkoy-poezii-na-primere-stihotvoreniya-i-a

Урок литературы Анализ стихотворения И. А. Бунина «Последний шмель»

Горлова Лариса Петровна,учитель русского языка и литературы,МОУ: Харанорская СОШ №40

Урок литературы

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,Заунывно гудящий певучей струной,Ты зачем залетаешь в жилье человечьеИ как будто тоскуешь со мной?За окном свет и зной, подоконники ярки,Безмятежны и жарки последние дни,Полетай, погуди – и в засохшей татарке,На подушечке красной, усни.Не дано тебе знать человеческой думы,Что давно опустели поля,Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмыйЗолотого сухого шмеля!

Цели:

  • развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов;
  • стимулировать самостоятельное мышление учащихся.

Ход урока

I. Чтение стихотворения учителем.

II. Беседа.

1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.

Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.

2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой.

Один из учеников сказал – автор. Предполагая возможность подобного ответа, я вынесла определение “лирический герой” на оборотную сторону доски.

? Каким мы видим шмеля?

Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.

? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черныйбархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.

? Что ещё автор добавляет к “наряду” шмеля? “Золотое оплечье”. Что можно сказать о наряде шмеля? Это одеяние достойно короля.

? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой). Получился следующий ряд слов:

черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.

? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.

? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный.

Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.

? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?

? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.

? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.

? Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий; полетай, погуди, усни.

Какие наблюдения мы можем сделать? (1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение).

Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова “полетай, погуди”? В 1-ой строфе — реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).

? Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?

Он тоскует.

? Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?

Заунывно, тоскуешь (со мной);

Последние дни, засохшая татарка, усни;

Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.

? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.

? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:

Что давно опустели поля,Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмыйЗолотого сухого шмеля.

? Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: “Не дано тебе знать человеческой думы…”.

Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” — дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого.

Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.

Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля.

Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”. Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер — “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян.

Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу — “черный” — символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.

3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Анапест четырехстопный.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность.

Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе.

Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?

4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?

1-я – одно простое, осложненное;

2-я – сложное предложение;

3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.

Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.

Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. “Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни”.

Дети сами заметили, что каждая строфа имеет “свой” знак препинания: 1-ая — ?, 2-ая – точка, 3-я — !.

Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?

В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?

Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.

Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?

5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?

III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.

Источник: http://1piar.ru/folio/folio-86642.php

Ссылка на основную публикацию