Осенняя стихия – отражение в прозе, поэзии, живописи

Осенняя стихия – отражение в прозе, поэзии, живописи

Философская тоска, прозрачность холодного воздуха, низкое серое небо  – это одна сторона поздней осени. Но есть и другая: бурная, страстная, стихийная сторона.

Это поздняя осень, наполненная штормами и шквалами, бурями и ураганами. Это осень косых дождей и пронизывающих ветров.

Это осень, изображённая на картине «Предзимье» Рамиля Абдуллина.

Это осень, о которой писал Аполлон Майков:

Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: «Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришёл!»

Но не всегда осенняя буря отражается на холсте в серо-сизой, свинцовой палитре. «Осенний шторм» Олега Шовкуненко восхищает динамикой ярко-огненных красок, подхваченных стремительным ветром.

Сильно, зримо нарисовал картину осенней бури в одноимённом рассказе Василий Гроссман:

«В ноябре Гагры стояли тихими, безлюдными, но они были полны света, осеннего тепла, а в маленьких садиках, в тесноте некрупных деревьев, вызревали оранжевые центнеры мандаринов и апельсинов […] Двадцать первого ноября я лег в постель как обычно, в одиннадцать часов, немного почитал и уснул. Ночью я проснулся: кто-то грубо тряс балконную дверь.

Словно опасаясь хищного существа, я потушил свет и подошел к балконной двери. Из тьмы на одном уровне с балконом неясно возникали огромные светлоголовые волны, и казалось, одно лишь оконное стекло отделяло меня от ревущей воды.

При каждом ударе волны дом дрожал, а затем слышался новый, непривычный всплеск, – очевидно, шумела вода, поднятая штормом выше прибрежной стены. Я вышел в полутемный пустой коридор, потом вернулся в комнату, снова подошел к балконной двери. Мне стало страшно – теперь волны поднимались выше балкона, море шло на сушу. И вдруг меня взяло зло.

Я лег, накрылся одеялом и не стал думать о волне, которая ворвется в комнату и утащит меня, козявку, в ночное ноябрьское море…».

Осенние морские бури и штормы часто вдохновляют художников-маринистов. Любят их стихийную силу и фотографы. Например, поздней осенью на берега Туманного Альбиона съезжаются фотографы из разных стран, чтобы запечатлеть могущественную красоту ветра и волн.

Мятущуюся силу осенних бурь эмоционально отразила Мирра Лохвицкая. В её стихотворении описание морской бури рождает ощущение потерянности, тревоги:

Осенняя буря несется над морем, Вздымая пучины с глубокого дна, Со свистом сгибая стволы вековые

И тонкие ветви прибрежных ракит.

Не я ли блуждаю в осеннюю бурю По диким уступам неведомых скал? Тяжелые вздохи доносятся с моря,

Холодные брызги кропят мне чело.

Ищу я – напрасно. Все пусто, все мертво. Зову я – мне ветер рыдает в ответ. Есть радость для сердца, для взора – улыбка,

Но души – как звезды от звезд – далеки.

О Боже, создавший и небо, и землю, И гордую силу свободных стихий, Зачем мы так слабы, зачем одиноки

Предмраком безвестным грядущего дня?

Совсем иное настроение царит в «Буревестнике» Максима Горького – в этом произведении человеческих дух бросает вызов стихии.

Разные мысли, разные эмоции вызывает бурная осенняя стихия у творческих людей. Но она даёт вдохновение! Осенняя непогода наполняет душу художника и поэта когда силой и страстью, когда пронзительной тоской и тревогой…

В японской поэзии осенняя буря – одна из любимых тем. Какэй Ямотомо с трепетом и восторгом взирает на силу стихии:

Бушует осенний вихрь! Едва народившийся месяц

Вот-вот он сметет с небес.

У Таясу Мунэтакэ буря рождает философское настроение, заставляет вспомнить об ушедших мгновениях:

Свирепая буря С деревьев срывает листву – Сегодня впервые Я вспомнил с тоской запоздалой

О красках осеннего сада.

И совершенно невозможно забыть о хокку великого Басё, в трёх строках отразившего болезненную красоту природы после пронёсшейся бури:

Есть особая прелесть В этих, бурей измятых,

Сломанных хризантемах…

Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2696

Природа в прозе, поэзии, живописи

Вечер

«ПРИРОДА В ПРОЗЕ, ПОЭЗИИ, ЖИВОПИСИ»

Оформление:

1.видеосюжет «Ода Земле»;

2. Электронная презентация:  «Человек и природа в прозе русских писателей XIX-XX»

3 . Книжная выставка «Полюбуйтесь – природа!»

Библиотекарь 1: Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите? А  куда и как вам захотелось бы совершить свое путешествие? Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны, но такие путешествия многим не доступны.

Можно совершить такое путешествие, которое  всем доступно, очень интересно и увлекательно. Это путешествие  в мир красоты природы, и помогут его совершить поэты, писатели, музыканты, художники.

Природа удивительно разнообразна красками и формами! Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных! Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Чтец 1. Без музыки не проживу и дня!

           Она во мне. Она вокруг меня.

           И в пенье птиц и в шуме городов,

           В молчанье трав и в радуге цветов,

           И в зареве рассвета над землей….

           Она везде и вечно спутник мой.

           Ей все подвластно: радость и тоска,

           В ней просто миг – и долгие века.

           И воскресить умеет и убить,

           Заставит полюбить и разлюбить.

           Но разве может жить она без нас

          Хотя бы день, полдня, хотя бы час!

          Без наших дум и радостей земных,

          Без мелочей смешных и несмешных?

          Мы ей за все «спасибо» говорим

          И,  веря в торжество ее, – творим!    

Библиотекарь 2: Восхищение природой – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Сегодня мы с вами и будем говорить о природе в  стихах, прозе, живописи.

Писатель Паустовский, с произведениями,  которого вы обязательно познакомитесь, сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста  двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один  из вернейших признаков любви к своей стране.

Чтец 2: Задремали звезды золотые,

            Задрожало зеркало затона.

            Брезжит свет на заводи речные

            И румянит сетку небосклона.

            Улыбнулись сонные березки,

            Растрепали шелковые косы,

            Шелестят зеленые сережки

            И горят серебряные росы.

Библиотекарь 1: Певец природы, писатель М.М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек- это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу.

Чтец 3:    Дерево, трава, цветок и птица

                Не всегда  умеют защититься.

                Если будут уничтожены  они,

                На планете мы останемся одни.

Библиотекарь 2: Мне бы очень хотелось, чтобы вы  сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес- это необыкновенное чудо природы.

Чтец 1:

                 Здравствуй, лес, дремучий лес,

                 Полный сказок и чудес!

                 Ты о чём шумишь листвою

                 Ночью тёмною, грозою?

                 Что ты шепчешь на заре,

                 Весь в росе, как в серебре?

                 Что в глуши твоей таится?

                 Что за зверь?

                 Какая птица?

                 Всё открой, не утаи:

                 Ты же знаешь мы – свои!  

Чтец 3: Небо где-то далеко

               Заблудилось меж вершин.

               Заплутался я в лесу,-

               Я – один,

               Совсем один!

               Сколько мне ещё бродить,

               И  пугаться, и дрожать?

               Или влево мне идти,

               Или вправо мне бежать?

               Вот споткнулся на бегу

               И невольно крикнул: «Ой!»

               Тут, представьте, лес спросил:

               «Что случилось? Что с тобой?»

               Сразу легче стало мне.

               Сразу стало веселей,

               «Привет!»

               Лесу крикнул я:

               «Эгей!»

               «Эге-гей! – ответил лес,-

                Не пугайся,  я с тобой!

                Видишь ягоду? – Твоя!

                Видишь гриб?

                Он тоже твой».

                От его хороших слов

                Посветлело всё вокруг…

                И чего боятся мне,

                Если лес – мой добрый друг.

Библиотекарь 2: Природа вдохновляла не только мастеров поэтического слова. Сколько проникновенных слов вспоминается, когда мы говорим о русской природе. Давайте обратимся к материалам Электронной презентации:  «Человек и природа в прозе русских писателей XIX-XX».

   Библиотекарь 1: Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников  изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой.  Живописные образы дополняются поэтическими.

Чтец 2: По всей степи – ковыль, по краям – все туман

Далеко, далеко от кургана курган

Облака в синеве белым стадом плывут,

Журавли в облаках перекличку ведут,

Не видать ни души. Тонет в золоте день,

Пробежать по траве ветру сонному лень.

Высоко,  высоко в небе точка дрожит

Колокольчик веселый над степью звенит

В ковыле гудовень – и поют и жужжат,

Раздаются свистки, молоточки стучат

На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь! Неоглядный простор!

                                                    Никитин Иван Саввич

Читайте также:  Химические элементы в природе

Библиотекарь 1: На полотнах Шишкина  запечатлены характерные виды восточно-европейской тайги. Они часто воспроизводятся в виде иллюстраций к географическим описаниям русской природы.

В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, зима, весна – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении 21 века и познее.

 И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувщее на мгновенье из-за  тяжелых зимних облаков.

Библиотекарь 2: В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев, все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию.

Деревья – то с голыми ветвями, создающими своеобразную «графику зимы», то с листвой, яркой, весенней, живописной.

Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющиеся под действием сильного или слабого ветра дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение в пределах года или суток.

Библиотекарь1: У русской природы было много певцов, но редко у кого из художников природа России была выражена с такой полнотой как у Левитана. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат  рядом с нами  и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.

     Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы,  образующие среду жизни человека. В этих сооружениях  можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию, линии, подсмотренные у природы.

Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней. Присмотритесь к вещам,  которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник. Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к  которому не прикасалась рука художника.

Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них. Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы.

Из какой посуды вам больше нравится есть? Из металлической, без рисунка или из украшенной рисунками природных обитателей и пейзажами? Красота природы волновала человека во все времена.

Библиотекарь 2: Понятие «родное» и «Родина» формируется в детстве. В душе с рождения запечатлевается окружающий пейзаж, звери и птицы – персонажи детских сказок.

Паустовский пишет: «Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве,  в тишине безветренных вод, в  криках кочующих птиц.

Библиотекарь 1: Общение с природой рождает в душе открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Скажите, вот вы сегодня шли на прогулку, в школу, в библиотеку.

Вы заметили, какое небо было над вами, как играла красками листва на деревьях, как светило нежно солнце? Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом.

Давно замечено,  что вставая рано утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения.

Чтец 3: Где босиком гонял по росам

       Земля ответит на привет

День добрый! – я шепчу березам.

День добрый! – слышится в ответ

И сердце бьется звонко, чутко,

Как будто мне семнадцать лет

День добрый, тихая речушка!

День добрый! – слышится в ответ

Иду туда, где ключ искрится

Там жажда протоптала след

День добрый, чистая криница!

День добрый! – слышится в ответ

Мои слова не горделивы, и у Земли гордыни нет.

День добрый вам, леса и нивы

День добрый! – слышится в ответ  

Библиотекарь 2: Мы сегодня  вспомнили много прекрасных произведений о природе. Надеемся, что после этого праздника души вы будете еще больше любить и лучше охранять природу, научитесь ее слышать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.

Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придется открывать ее страницы всю жизнь.

Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: «В наставницы себе  я взял Природу, учительницу всех учителей». Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки.

Чтобы ответить на это задание поэта Бромлея:

                      Скажи, скажи художник,

                    Какого цвета дождик, какого цвета ветер?

                    Какого цвета вечер? Скажи, какого цвета  

                    зима, весна и лето

                    Не зная этих истин, ты не сиди в квартире

                    Возьми в дорогу кисти,

                     глаза открой «пошире»,

                    Смотри, какого цвета огромная планета.

Библиотекарь 1: Мы надеемся, что прозвучавшие стихи Дудина, Есенина и прекрасные картины русских живописцев подарили Вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы, если будем любить и охранять родную природу. В заключении мы предлагаем вам ещё раз восхититься красотами нашей планеты. (Демонстрируется видеоролик  «Ода Земле»)

Список литературы:

1. Андрусенко, Н.П. По страницам произведений классиков: Конкурсная программа к урокам литературы/ Н.П. Андрусенко// Читаем, учимся, играем. -2007.- № 10.-С.9 – 11.

2.Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки . – М.: Дет. Лит., 2013

Источник: http://www.azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-23-03/2016-06-28-07-25-57/2-uncategorised/1602-2016-10-19-13-00-33

Осень в живописи. Осень в работах художников

anchiktigraВинсент Ван Гог, Осень (1888) Перед нами осень на юге Франции – а точнее, в городе Арль, где Ван Гог планировал создать Мастерскую Юга, объединение художников-единомышленников.
Красивая осень на балконеД.

Арчимбольдо, Осень (1573) Аллегоричные картины Арчимбольдо пользовались популярностью еще при жизни художника – у него было множество подражателей.А. Васнецов, Осень (1910-е) Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, не менее талантливый, долгое время рисовал пейзажи, пока из провинции не переехал в Москву.

Там он научился видеть прелесть природы в городском ландшафте.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Осень. 1910-е

Дерево, масло. 24 x 33 см

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

С. Дали, Осенний каннибализм (1936) Картина написана осенью, но в ней нет ничего осеннего. Осенний каннибализм демонстрирует отношение Дали к гражданской войне, развязавшейся в Испании в 1936 г. Мы видим две фигуры, мужчину и женщину, которые пожирают друг друга. Появляются и муравьи – на картинах Дали символ разрушения.И. Шишкин, Осень (1892) Шишкин – мастер изображения всевозможных растительных форм, и один из самых известных русских пейзажистов.

Шишкин Иван Иванович. Осень. 1892

Холст, масло. 82 x 108 см

Национальная галерея Армении, Ереван

Джон Э. Милле, Осенние листья (1856) На известной картине английского прерафаэлита Милле компания девочек убирают листья, чтобы сжечь их. Картина написана около дома художника в Шотландии.И. Левитан, Золотая осень (1895) Исаак Левитан – легендарный российский живописец, мастер так называемого «пейзажа настроения». У Левитана две картины с названием Золотая осень, и очень много полотен, написанных именно в это время года.

Золотая осень. 1895

Холст, масло. 82 x 126 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

К. Моне, Осень в Аржантее (1873) Аржантей, предместье Парижа, облюбовали импрессионисты – здесь творили Моне, Мане, Сислей, Ренуар. Клод Моне снимал здесь дом напротяжении нескольких лет.Э. Уайет, Мир Кристины (1948) Уайет посвятил эту картину Кристине Ольсон, его соседке – сидя на осеннем пшеничном поле, Кристина смотрит на собственный дом. Кристина страдала от последствий перенесенного в детстве полиомиелита, но всегда поражала Уайета своей целеустремленностью.Д. Поллок, Осенний ритм (1950) Лидер абстрактного экспрессионизма отменил, как он сам сказал, работу на мольберте – Поллок раскладывал холст на полу, становился на него, «входил в него», и рисовал.Autumn, Frederic Edwin ChurchCastle In An Autumn Landscape, David CoxAutumn Leaves, Thomas LloydAutumn Sun, Edward CucuelTea in the Park, Edward CucuelО. Алимова. Осенний парк.Э. Панов. Осенний натюрморт.В. Нестеренко. Осенние листочки.Е. Волков. Октябрь — пейзаж берез.Е. Бархаткова. Яблоня осенью.В. Чернаков. Осенний пейзаж.Марк Китли. Пейзаж.

О. Дидык. Осенний парк.

О. Щербаков. Парк после дождя.А. Косликс. Отражение осени.А. Косликс. Осенний лес.Ф. Сван.

А. Болотов. Осенний дождь.

И. Остроухов Осенний лес.

Волков Ефим Ефимович. Болото осенью. 1871

Холст, масло. 42 x 80 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Васильевт Федор Александрович. Болото в лесу. Осень. 1871-1873

Холст, масло. 81 x 111 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Клодт фон Юргенсбург Михаил Константинович. Большая дорога осенью. 1863

Холст, масло. 79 x 157 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Левитан Исаак Ильич. В лесу осенью. 1894

Бумага, пастель. 84 x 61 см

Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Виноградов Сергей Арсеньевич. В усадьбе осенью. 1907

Холст, масло. 62 x 80 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Боголюбов Алексей Петрович. Вёль. Двор фермы. Осень

Холст, масло. 31 x 51 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Сомов Константин Андреевич. Версальский парк осенью. 1898

Бумага, графитный карандаш, гуашь. 22 x 27 см

Частное собрание

Серебрякова Зинаида Евгеньевна. Версальский парк осенью. 1926

Бумага, темпера. 47 x 62 см

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Жуковский Станислав Юлианович. Дорога. Осень

Холст, масло. 26 x 24 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Левитан Исаак Ильич. Дубовая роща. Осень. 1880

Этюд

Дерево, масло. 14 x 23 см

Нижегородский государственный художественный музей

Фальк Роберт Рафаилович. Загорск. Осень. 1955-1956

Холст, масло. 65 x 81 см

Частное собрание

Левитан Исаак Ильич. Золотая осень. 1896

Холст на картоне, масло. 52 x 84 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Шишкин Иван Иванович. Золотая осень. 1888

Холст, масло. 77 x 23 см

Пермская государственная художественная галерея

Поленов Василий Дмитриевич. Золотая осень. 1893

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл.

Остроухов Илья Семенович. Золотая осень

Холст, масло. 48 x 66 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Крыжицкий Константин Яковлевич. Золотая осень. 1907

Холст, масло

Жуковский Станислав Юлианович. Золотая осень. 1901

Холст, масло. 87 x 107 см

Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл.

Виноградов Сергей Арсеньевич. Золотая осень

Холст, масло

Частное собрание

Бродский Исаак Израилевич. Золотая осень. 1913

Холст, масло. 135 x 150 см

Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург

Зверьков Ефрем Иванович. Золотая осень. 1975

Холст, масло. 90 x 100 см

Левитан Исаак Ильич. Золотая осень. Слободка. 1889

Холст, масло. 43 x 69 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Жуковский Станислав Юлианович. Княжеский дом осенью. 1909

Холст, масло. 64 x 84 см

Тюменский областной музей изобразительных искусств

Шишкин Иван Иванович. Лесная заводь. Осень

Холст, масло. 103 x 67 см

Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ивановская обл.

Левитан Исаак Ильич Лесная река. Осень на реке Истра. 1885-1886

Холст, масло. 58 x 89 см

Одесский художественный музей, Украина

Жуковский Станислав Юлианович. Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода). 1912

Холст, масло. 116 x 142 см

Харьковский художественный музей, Украина

Жуковский Станислав Юлианович. Нахмурилось (Осень). 1896

Холст, масло. 74 x 106 см

Ярославский художественный музей

Петровичев Петр Иванович. Нескучный сад.Осень. 1905

Холст, масло. 47 x 76 см

Частное собрание

Левитан Исаак Ильич. Озеро. Осень. Конец 1890-х

Холст, масло

Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Югра

Левитан Исаак Ильич. Озеро. Осень. Конец 1890-х

Холст, масло

Частное собрание

Левитан Исаак Ильич. Октябрь. Осень. 1891

Холст, масло. 95 x 136 см

Самарский областной художественный музей

Крымов Николай Петрович. Осенний вечер. Золотая осень. 1915

Холст, масло. 75 x 132 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Левитан Исаак Ильич. Осень. 1896

Холст, масло

Частное собрание

Куинджи Архип Иванович. Осень. 1890-1895

Бумага на холсте, масло. 36 x 58 см

Читайте также:  Маленькое сочинение: описание картины а. с. степанова "лоси" (для младших классов)

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Левитан Исаак Ильич Осень. 1899

Этюд

Бумага на картоне, масло. 20 x 15 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Левитан Исаак Ильич Осень. 1896

Бумага, акварель, графитный карандаш, белила. 31 x 44 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Левитан Исаак Ильич Осень. 1895

Этюд

Картон, масло. 16 x 11 см

Смоленский государственный музей-заповедник

Левитан Исаак Ильич. Осень. 1889

Холст, масло. 45 x 76 см

Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Куинджи Архип Иванович. Осень. 1876-1890

Холст, масло. 11 x 18 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Шишкин Иван Иванович. Осень. 1892

Холст, масло. 107 x 81 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Головин Александр Яковлевич. Осень. 1920-е

Холст, темпера. 136 x 136 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Крымов Николай Петрович. Осень. 1918

Холст, масло. 62 x 76 см

Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Жуковский Станислав Юлианович. Осень. 1903

Холст на картоне, масло. 26 x 39 см

Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Свердловская обл.

Сомов Константин Андреевич. Осень. 1905

Саврасов Алексей Кондратьевич. Осень. 1871

Холст, масло. 39 x 53 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин Константин Алексеевич. Осень. 1917

Холст, масло. 87 x 66 см

Государственный Музей искусств Узбекистана, Ташкент

Серебрякова Зинаида Евгеньевна. Осень. 1910

Бумага, темпера. 39 x 54 см

Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Крымов Николай Петрович. Осень. 1917

Этюд

Картон, масло. 16 x 24 см

Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург

Левитан Исаак Ильич. Осень. 1891

Этюд для картины “Октябрь” (1891, Самарский художественный музей)

Холст, масло. 21 x 30 см

Государственный Литературный музей, Москва

Левитан Исаак Ильич. Осень. 1890-е

Картон, масло. 57 x 76 см

Ростовский областной музей изобразительных искусств

Шишкин Иван Иванович. Осень. 1894

Холст, масло. 56 x 40 см

Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Берггольц Ричард Александрович. Осень.

Бумага, акварель

Нилус Петр Александрович. Осень. 1893

Дерево, масло. 52 x 67 см

Одесский художественный музей, Украина

Степанов Алексей Степанович. Осень

Холст, масло. 54 x 80 см

Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Кустодиев Борис Михайлович. Осень. 1924

Холст, масло. 58 x 81 см

Частное собрание

Клевер Юлий Юльевич. Осень. 1881

Холст, масло. 94 x 143 см

Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар

Жуковский Станислав Юлианович. Осень

Холст, масло. 66 x 84 см

Бердянский художественный музей им. И.И.Бродского, Украина

Жуковский Станислав Юлианович. Осень

Холст, наклеенный на бумагу, масло. 63 x 91 см

Луганский областной художественный музей

Бродский Исаак Израилевич. Осень. 1912

Холст, масло

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Столица Евгений Иванович. Осень. 1905

Холст, масло. 129 x 105 см

Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Эллерт Николай Людвигович. Осень

Холст, масло. 47 x 66 см

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Нестеров Михаил Васильевич. Осень. 1908

Холст, масло. 22 x 38 см

Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

Волков Ефим Ефимович. Осень. 1897

Холст, масло

Волков Ефим Ефимович Осень. 1890

Холст, масло

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Кустодиев Борис Михайлович. Осень (Над городом). 1918

Холст, масло. 80 x 98 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Кустодиев Борис Михайлович. Осень (Над городом). 1918

Холст, масло

Частное собрание

Жуковский Станислав Юлианович. Осень (У пруда). 1904

Холст, масло. 55 x 85 см

Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Поленов Василий Дмитриевич. Осень в Абрамцеве. 1890

Холст, масло. 77 x 126 см

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл.

Попов Вениамин Николаевич. Осень в Карелии. 1937

Дерево, масло. 36 x 47 см

Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Гриценко Николай Николаевич. Осень в Куракине. 1897

Холст, масло. 54 x 73 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Осипов Александр Ефимович. Осень в Сокольниках. 1947

Холст, масло. 72 x 67 см

Частное собрание

Нестеров Михаил Васильевич. Осень в деревне. 1942

Холст, масло. 76 x 79 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Клевер Юлий Юльевич. Осень в лесу. 1898

Холст, масло

Частное собрание

Киселев Александр Александрович. Осень в лесу. 1908

Холст, масло. 144 x 210 см

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Кустодиев Борис Михайлович. Осень в провинции. Чаепитие. 1926

Холст, масло. 71 x 71 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рылов Аркадий Александрович. Осень на реке Тосне. 1920

Холст, масло. 71 x 98 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Кустодиев Борис Михайлович. Осень над городом. 1915

Вариант эскиза декорации ко второму действию пьесы И.Д. Сургучева “Осенние краски”

Холст, масло. 72 x 106 см

Коровин Константин Алексеевич. Осень. Аллея в Жуковке. 1888

Холст на картоне, масло. 57 x 47 см

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл.

Левитан Исаак Ильич. Осень. Березки. 1899

Картон, масло. 23 x 32 см

Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина

Петровичев Петр Иванович. Осень. Березы. 1917

Холст, масло. 74 x 63 см

Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович. Осень. Беседка. 1905

Холст, масло. 72 x 106 см

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Жуковский Станислав Юлианович. Осень. Веранда. 1911

Холст, масло. 94 x 126 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Жуковский Станислав Юлианович. Осень. Дорога

Холст, масло. 39 x 52 см

Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина

Клевер Юлий Юльевич. Осень. Лесная речка. 1894

Холст, масло

Частное собрание

Грабарь Игорь Эммануилович. Осень. Рябина и березы. 1924

Холст, масло

Нижегородский государственный художественный музей

Левитан Исаак Ильич. Осень. Усадьба. 1894

Дом в имении Турчанинивых Горка, Тверской губернии

Бумага, пастель. 48 x 63 см

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Коровин Константин Алексеевич. Осенью (Девушка в саду). 1891

Холст, масло. 175 x 132 см

Нижегородский государственный художественный музей

Бродский Исаак Израилевич. Поздняя осень. 1907

Картон, масло. 44 x 99 см

Вологодская областная картинная галерея

Шишкин Иван Иванович. Ранняя осень. 1889

Холст, масло

Виноградов Сергей Арсеньевич. Сад осенью. 1910

Бумага на картоне, смешанная техника. 96 x 96 см

Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Каменев Лев Львович. Туман. Красный пруд в Москве осенью. 1871

Холст, масло. 68 x 113 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Левитан Исаак Ильич. Осень. Туман. 1899

Бумага на картоне, акварель, белила. 48 x 60 см

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Жуковский Станислав Юлианович. Усадьба осенью. 1906

Картон, масло. 40 x 58 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Жуковский Станислав Юлианович. Ясная осень. Бабье лето. 1899

Холст, масло. 38 x 49 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/1901209.html

Осенний пейзаж.Поэтический образ природы в поэзии и живописи

Тема урока Осенний пейзаж. Поэтический образ природы в поэзии и живописи.

Тип урока: интнгрированный

Цель:

  • расширить представления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи

Задачи:

  • развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;
  • учить внимательно рассматривать художественную картину;
  • обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы;
  • обратить внимание учащихся на то, что с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, отношении к изображаемому пейзажу;
  • обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;
  • развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное образное мышление;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников;
  • вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их творческие способности

Ход урока

Организационный момент.

– Закройте глаза и послушайте музыку Антонио Вивальди «Времена года» (Включить запись фрагмента “Осень” из концерта фа-мажор “Времена года” Антонио Вивальди)

– Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность:)

 – Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло.

– О каком времени года хотел рассказать композитор? (Выслушать ответы детей) Да, вот так композитор чувствовал золотую осень.

Постановка цели.

– Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сёнях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

– Какое настроение передал поэт? (Печальное и торжественное).

– Какой рисует поэт осень? (Унылой и прекрасной).

– Почему? (Прекрасной, потому что природа нарядилась в яркие наряды, а унылой, потому что она готовится к замиранию).

– Найдите эпитеты в стихотворении. (Прощальная, пышное, седая зима).

– А какие стихотворения об осени помните вы? (Выслушать ответы детей)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

 (И. Бунин)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

 (Ф. И. Тютчев.)

 – Одинаковы ли стихотворения по своему настроению? (Да, описывается ранняя осень)

 – Поэты используют различные средства художественной выразительности. (Сравнения, олицетворения, переносное значение слов).

 – Приведите примеры сравнений, олицетворений.

 – Сравнение – “день стоит как бы хрустальный”, олицетворение – “серп гулял”.

 – Какие слова в стихотворении помогают почувствовать, что речь идет о ранней осени? (Поэт называет пору, о которой пишет “короткая, но дивная”, “осень первоначальная”, на поля льется “чистая лазурь”).

Ф.Тютчев, А.Пушкина, И.Бунин обладали удивительной способностью пробудить воображение читателя. Неожиданные словосочетания помогают воссоздать картины природы, передать настроение автора.

Мотивация учебной деятельности

– Ах, как дивно рассказали об осени поэты! Представители какой профессии тоже очень красиво изображают осеннюю природу? (Худодники)

Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Выслушать ответы детей) Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени.

-Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Выслушать ответы детей)

-Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень)

-Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)

-Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Выслушать ответы детей)

Актуализация знаний

– А сейчас мы рассмотрим картину “Золотая осень”, которую написал известный русский художник Исаак Ильич Левитан.

– С помощью чего художник выражает свои чувства на холсте? (красок)

– Какие краски здесь радостные?

– А какие краски выражают грусть?

– Какая же здесь нарисована осень? (Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

 Почему художник назвал эту картину “Золотая осень”?

Какие цвета он использовал? (Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Чувство радости, восхищения, гордости за свою страну, т.к. на картине изображены березы, а березы символ нашей Родины).

Физминутка

Мы войдем в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки вверх и покачали – 
Это дерево в лесу.
Кисти мы сейчас встряхнули – 
Это ветер сбил росу.
В стороны руки и плавно помашем – 
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем – 
Руки сложили назад.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

– И мы сегодня отправимся в осенний лес. А какие деревья растут в лесу мы узнаем из загадок? Ребята отгадайте загадки и попробуйте найти силуэт нужного дерева.

Загадки:

Не заботясь о погодеВ сарафане белом ходит,А в один из теплых днейМай сережки дарит ей.  (БЕРЕЗА) – Какого цвета листья у березы осенью? От светло-желтого до темно-желтого
В том лесу, не в огороде,Только осень на подходе,Новый у нее наряд,Бусы красные висят.Дрозд, снегирь, другие птицы Могут ею угоститься,Как усилится мороз,Возрастет на пищу спрос.(РЯБИНА) – Какого цвета листья у рябины осенью? От желтого до темно красного
Крепок, строен и силен,Ведь владыка леса он.Он для нас живой свидетельВ лету канувших столетий.Из него добротен сруб.Угадали?  Это (ДУБ) – Какого цвета листья у дуба осенью? Коричневые, бронзовые
Письмами летят крылаткиНа дорожки и площадкиИ не знает почтальонДля чего их пишет …(КЛЕН) – Какого цвета листья у клена осенью? Желтые, оранжевые, красные
Что же это за девица:Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет, но в иголках круглый год? (ЕЛЬ) – Какого цвета листья у ели осенью? Зеленые
Читайте также:  Моря индийского океана

– Какое их этих деревьев лишнее? (ель) Почему? (Это хвойное растение, а все остальные лиственные)

– Г.Скребицкий в своем рассказе «Осень» описывает в какие наряды одела волшебница Осень деревья. Зачитайте какой наряд у березы и кленов, у осины, с ком сравнил писатель дуб и какой у него наряд, у липы, а что сказано про ели и сосны.)

Практическая часть

Учитель. Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассказ, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, создать свой осенний пейзаж, вам нужно нарисовать осеннее дерево. Но не забудьте, что вы рисуете осеннее дерево.

Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. У вас на столах есть силуэты деревьев. Я попрошу вас нарядить ваше дерево в яркий осенний наряд. А рисовать мы будем пальчиком.

Каждый отпечаток пальчика похож на маленький листочек.

Дети приступают к работе.

Включается запись мелодии А. Вивальди “Времена года” (негромко).

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

Учитель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки осенних деревьев.

– Удалось ли нам передать всю красоту осеннего дерева? Докажите.

– Давайте как юные художники попробуем создать осенний пейзаж. Прикрепите свое дерево на доску. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересный пейзаж – как настоящие художники! Молодцы!

Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке?

– А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах есть листочки двух цветов (красные и зеленые), если вам урок понравился, вы узнали много нового и получили заряд хорошего настроения, я попрошу вас поднять зеленый листочек, а если у вас что-то не получилось – то красный. Молодцы, ребята. Я желаю вам хорошего настроения на весь день.

Домашнее задание: понаблюдайте за падающими листьями и подумайте о чем они могут шептаться во время полета.

Уборка рабочих мест. 

Наш урок окончен. Я благодарю вас за урок и вы можете приступить к уборке своего места.

Источник: https://nsportal.ru/user/168640/page/osenniy-peyzazhpoeticheskiy-obraz-prirody-v-poezii-i-zhivopisi

Образы природы в искусстве

Образы природы в искусстве

Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами.

(Жан Батист Симеон Шарден)

Общение с природой – большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.

Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.

У вечности прекрасный календарь,
Оформленный и в злато, и в янтарь.
На нём снега и сонные долины,
И тихий вечер с песней соловьиной,
Цветущих вишен радостный полон
И пары, позабывшие про сон.

Колосьев спелых гордые поклоны,
И горсть зерна в мозолистых ладонях.
Краса лугов и леса изобилье
Иль ветки плеть, опущенной в бессильи.
С надеждою, что вновь всё повторится…
Листает время вечные страницы…

(Ю. Касилов)

Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи.

В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой – один из путей познания божественной истины.

Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж выделился в самостоятельный жанр и приобрёл популярность во время активного развития промышленности, когда всё больше людей переселялись в города. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Пейзажная живопись отражает чувства, настроения и передаёт их особенно тонко, со всеми оттенками и переходами. Этим пейзажный жанр напоминает лирическую поэзию. Поэтические образы природы воплощены и в музыке.

Слушание (1 – 11 слайды): Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент).

Иван Иванович Шишкин на своей картине «Зима» изобразил могущественные, величественные деревья в роскошном белоснежном убранстве.

В своих многочисленных пейзажах художник органично соединил большое с малым, могущественное с нежно-хрупким – то, что он сам часто замечал в природе родного края. Он тонко чувствовал красоту природы, любил её и воспевал в своём творчестве.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Заметает пурга белый пух.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти…

(С. Есенин)

Белоснежной красавицей изобразил зиму Константин Фёдорович Юон.

Главный мотив картины – белый, пушистый снег. Снег! Какая это радость для детей! Снег – это весёлые развлечения, катание на лыжах, санках, коньках…

Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля,
Ещё вчера была туманна
Дождём умытая земля.

(Е. Благинина)

Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!

К. Ф. Юон написал свою картину в сдержанной, почти ахроматической цветовой гамме… Он отдал предпочтение белому, светло-серому, нежно-жемчужному цветам. Такое живописное решение позволило художнику воссоздать в пейзаже мотивы зимнего снегопада.

Слушание (12 – 18 слайды): Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года».

Иное впечатление вызывает картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Кажется, что вся она будто пронизана солнцем, отчего снег сверкает ярким бело-розовым светом. Богатством цветовых сочетаний, яркостью красок картина приближается к живописи импрессионистов.

Воздух в пейзаже насыщен голубизной, более всего заметной на фоне тёмных предметов: строений, леса. Тени – тоже синие. Это небо их окрасило. Ещё лежит снег, но он не скрипучий, январский, а влажный, рыхлый. Снег тает, осыпается с крыш на землю.

Радуется теплу домашняя птица: петушок, курочки.

Исаак Ильич Левитан – выдающийся мастер лирического пейзажа. В своей живописи художник создал обобщённые образы природы родного края. Его пейзажи всегда наполнены поэзией.

Картина «Март» – одно из жизнеутверждающих произведений художника. В этом произведении И. Левитан трогательно показывает пробуждение земли, обновляющие её весенние силы.

Великий русский композитор П. И. Чайковский создал галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года».

Слушание (19 – 20 слайды): Чайковский. «Март» из цикла «Времена года»

Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.

(А. Блок)

Картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» называют шедевром пейзажной живописи. Это – лирический образ национальной природы. Кисть художника воссоздала красоту родного края.

Неспешно пробуждается от зимнего сна природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору молодых берёзок.

Суетятся, хлопочут птицы, строя гнёзда.

Слушание (21 – 22 слайды): Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года».

«В начале весны» – одно из известнейших пейзажных произведений Василия Николаевича Бакшеева. Художник создал обновлённый образ природы, захватывающий зрителя своей могущественной красотой.

«Голубая весна». Тонкий рисунок, светлый колорит картины ставят её в один ряд с лучшими произведениями мастеров пейзажного жанра.

Густой массой возвышаются светлые стволы берёз. Небо уже по-весеннему голубое, воздух – прозрачный и тёплый. Стройная направленность берёз вверх подчёркивает природную устремлённость деревьев к солнцу. Кажется, что слышны нежное дыхание ветра, звон весеннего ручейка, пение птиц.

Спасибо, кудесник-апрель!
Спасибо за звоны капели,
За пенье вернувшихся птиц.
Глаза у людей потеплели,
Всё больше приветливых лиц.
В сердцах и мечты, и желанья
Решительно гонят тревоги.
Зиме говорят: «До свиданья!
Нас ждут и дела, и дороги!»

(Ю. Касилов)

Как художник-пейзажист, мастер бытового жанра Василий Дмитриевич Поленов состоялся во время пребывания в Париже, где сошёлся с кружком А. П. Боголюбова, сплотившим талантливую творческую молодёжь. Большое влияние на творчество В. Поленова оказало и знакомство с кружком И. С. Тургенева.

В «Московском дворике» пейзаж и бытовые мотивы будто бы дополняют друг друга. Картина В. Поленова поражает своей жизнерадостностью, свежестью красок, мастерской техникой выполнения. В пейзаже исчезают серые и коричневые краски. Кажется, что цвет впитывает в себя голубизну неба, изменяясь под непосредственным влиянием окружающих красок.

Художники и поэты своим творчеством призывают нас взглянуть на обычные явления и вещи по-новому. Музыка помогает прислушаться к самому себе, почувствовать радости и печали.

Слушание (23 – 25 слайды): Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года».

Золотая осень! Живописная осенняя пора!

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

(Ф. Тютчев)

Неповторимой красоте осенней природы посвящена картина И. Левитана «Золотая осень». Сюжет картины будто перекликается с пушкинскими строками:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы.

Смотришь на картину – и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе – лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые.

На переднем плане – стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени».

Но как быстро окончится этот праздник!

Никакое время года так не навевает грусть, как осень. Эта грусть звучит и в осенних пейзажах, созданных поэтом А. С. Пушкиным и композитором П. И. Чайковским.

Слушание (26 – 28 слайды): Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор.

Октябрь уж наступил… Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча бежит на мельницу ручей,
Но пруд уже застыл… 

В картине «Ранний снег» В. Поленов воссоздал эту печальную пору. По настроению пейзаж художника приближается к тургеневской лирике.

Поздняя осень… Ещё немного – и в природе по-настоящему воцарится белоснежная красавица-зима… Её приближение слышно в стихах С. Есенина, поэта, умевшего понимать язык берёз и камней, земли и неба:

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Слушание (29 – 31 слайды): Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года».

Для того чтобы понять состояние природы, изменяющееся в зависимости от сезона, времени суток, погоды, художнику необходимо воссоздать присущие определённому состоянию тональные и цветовые особенности.

Различные живописные средства подчёркивают общее настроение произведения, усиливая его эмоциональное влияние на зрителя.

Мастер может сосредоточиться на игре красок или заботиться о мастерстве форм, тщательно выписать передний план, а детали изобразить обобщённо, привлекая внимание зрителя к далёкому горизонту.

Картина А. Рылова «В голубом просторе» дышит оптимизмом, наполняя нас светлой верой в будущее.

Солнце, свежий воздух, весёлые облачка над синим морем, а в небо, стремительно взмахивая крыльями, летят красавцы-лебеди вдогонку за ветром, наполняющим белые паруса корабля. Получая от восприятия картины богатые впечатления, мы сами наполняемся переживаниями, воспоминаниями, ожиданием грядущего.

Слушание (33 – 34 слайды): Рубинштейн. Романс.

По материалам лекции-концерта «Образы природы в искусстве» Т. А. Агеенко, И. Р. Колчановой.
 

Презентация

В комплекте:1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки:    Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент), mp3;

    Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года», mp3;

    Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года», mp3;
    Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
    Рубинштейн. Романс, mp3;
    Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года», mp3;
    Чайковский. «Март» из цикла «Времена года», mp3;
    Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/obrazy-prirody-v-iskusstve

Ссылка на основную публикацию