Описание природы в произведениях и. с. тургенева

Роль природы в произведениях Тургенева

В произведениях другого русского писателя-пейзажиста — Тургенева — природа также играет очень большую, хотя и несколько иную роль. С самого начала своего творчества, с «За­писок охотника», Тургенев прославился как мастер пейзажа.

Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека, и даже птицы у него за-  молкают не все разом, а по породам. Писать так, как Тургенев, мог лишь человек, чей личный контакт с природой был очень глубоким и задушевным.

В то же время пейзажи Тургенева не просто натуралистически верны и подробны, они в высшей сте­пени психологичны, всегда насыщены определенным настрое­нием — в этом Тургенев близок такому поэту, как Фет. Именно в этой функции — создавать определенный эмоциональный на­строй — и используется Тургеневым пейзаж в первую очередь.

Очень часто именно пейзаж ставит последнюю точку в турге­невском повествовании о героях, подводит эмоциональный итог всей их жизни — таков, например, пейзаж в концовке ро­манов «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети». Умение создавать через пейзаж определенное эмоциональное состояние оказыва­лось очень полезным для целей Тургенева-психолога.

Очень часто внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через обращение к природе, которую в данный момент воспринимает человек.

И дело здесь не только в том, что сам пейзаж способен определенным образом воздействовать на настроение человека, а еще и в том, что человек очень часто находится в состоянии гармонии с природой, и тогда «настроение» природы становит­ся и его настроением, причем к этому приему Тургенев прибе­гает как правило тогда, когда надо воспроизвести тонкие, смут­ные, трудноуловимые, но в то же время и наиболее интересные и поэтические внутренние состояния персонажей, как, напри­мер, в следующем отрывке: «Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зелене­ло, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим ды­ханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы; повсю­ду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».

О внутреннем мире Аркадия можно здесь сказать очень кратко, потому что эмоциональный тон, настроение героя уже заданы и определены предшествующим описанием радостной майской природы. Изображение эмоционального состояния героев через аналогию с «настроением природы» — один из наиболее тонких и действенных приемов тургеневского пси­хологизма.

Однако в романах Тургенева, а особенно в «Отцах и де­тях», природа играет не только эстетическую, но и идейную роль.

Для Тургенева природа была одной из наиболее высоких и безусловных жизненных ценностей, и способность воспри­нимать ее живо, чутко, эстетически любоваться ею и чувство­вать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев писателя.

Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка его характера, зачас­тую выносится авторский приговор персонажу.

В «Отцах и детях» эта неоспоримая для Тургенева нравственная и эстети­ческая ценность становится объектом полемики, не столь яв­ной, как, например, полемика об аристократии или русском мужике, но не менее значимой для характеристики героев ро­мана.

Главный герой романа, Евгений Базаров, со свойствен­ной нигилизму категоричностью отвергает эстетическое лю­бование природой, как и вообще все то, что он называет «романтизмом» или «вздором».

Для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», то есть для Базарова характерно утилитарное восприятие природы, но никак не эс­тетическое. Природа не становится для него объектом высоко­го и бескорыстного наслаждения, и в этом, по Тургеневу, ска­зывается ущербность этого характера, его ограниченность.

Неумение и нежелание воспринимать природу как духовную ценность — это явление того же порядка, что и циническое отношение Базарова к женщинам, высокомерное неприятие искусства, нетерпимость к чужим мнениям. Все это, с точки зрения Тургенева, обличает в человеке недостаток подлинной культуры, без которой человек рискует обратиться в живот­ное. (Правда, Базарову некогда и негде было приобрести эту культуру, так что это не вина, а скорее беда поколения «ниги­листов».) Заметим, что природа у Тургенева очень часто лечит душевные раны героев, помогает им справиться со сложными и тяжелыми душевными состояниями. Базарову же такого утешения и примирения с жизнью в образе природы не да­но — природа мстит ему за прагматизм и равнодушие.

Не один Базаров в тургеневском романе проходит «про­верку природой».

Задушевное к ней отношение характерно, например, для Аркадия, что выгодно отличает его от старшего друга и показывает, что суровость нигилизма для Аркадия бы­ла всего лишь подражательной маской, а в сущности это очень мягкий и душевно чуткий, даже нежный человек.

И это, без­условно, располагает читателя в его пользу. А вот как сопос­тавляются в своем отношении к природе братья Кирсановы. Поэтическая природа летнего вечера аккомпанирует размыш­лениям и чувствам Николая Петровича.

Он, чуткий и эстети­чески культурный человек, долго бродит по вечернему саду, всей душой ощущая его очарование и будучи не в силах «рас­статься с этой темнотой, с садом, с ощущением свежего воз­духа на лице и с этой грустью, с этой тревогой…».

А вот для душевного состояния Павла Петровича та же самая поэтиче­ская природа предстает уже контрастом, он не может слиться с ней, она не рождает в нем никакого эмоциональной отзвука: «Павел Петрович дошел до конца сада и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и стра­стная, на французский лад мизантропическая душа…».

Таким образом, в произведениях Тургенева пейзаж — это не только прием, позволяющий создать определенное эмоцио­нальное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жиз­ненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.

Источник: http://sochineniye.ru/rol-prirody-v-proizvedeniyah-turgeneva/

Статья по литературе по теме: Природа в произведениях Тургенева

Природа в произведениях Тургенева

Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

 Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

«Непримиримый враг цепей и верный друг народа», – так называл Тургенева Некрасов.

 Наиболее полно и ярко взгляды Тургенева отражены в одной из самых удивительных книг в русской литературе – «Записки охотника». Они состоят из 25 произведений, которые разнообразны по содержанию и по художественным особенностям, но в них ярко проявляются и общие черты, что позволяет говорить о «Записках охотника» как о чем-то внутренне едином и художественно законченном.

                  Известно о большом влиянии «Записок охотника» на общественное сознание и на литературу России и Западной Европы середины и второй половины Х I Х в .

К открытиям Тургенева в области народной тематики и в теме природы прибавился необыкновенный психологизм созданных им портретов-характеров . И все эти качества продолжали и впоследствии воздействовать на читателей и волновать исследователей .

Критический реализм как основное направление русской литературы XIX в . многим обязан именно этим тургеневским открытиям .

Т ем не менее время идёт и, как выразился старинный поэт (Вл. Бенедиктов), «хоть пред нами та же книга, но в ней читаем мы не то » – открываются новые стороны литературного наследия Тургенева, которые раньше не привлекали внимания.

Мы знаем теперь, что это – писатель с глубоким философским подтекстом, охватывающим человека, природу, религиозные проблемы Бытия . Так что наше традиционное представление о том, что именно вкладывал Тургенев в понятие правды жизни стало значительно богаче.

«Записки охотника» оказались не только «записками» зоркого наблюдателя российской жизни определённой эпохи, их содержание напоминает скорее родник, вода в котором не убывает, сколько ни черпай.

Мысль о связи человека с «природой-космосом» – тургеневская мысль, и выразить её помогает весь ход повествования (дополнительная деталь – рассказ Павлуши о солнечном затмении). Но, как представляется, также и само место действия способствовало этому взгляду «вверх».

Тому, кто побывал на реальном Бежином лугу, становится понятнее смысл фразы, находящейся в начале главного эпизода рассказа: «Этот луг славится в наших околотках…» Тургенев не пишет об этом прямо, но мы видим это и сейчас: в ландшафте Бежина луга есть нечто нездешнее, как уже говорилось, и даже космическое. Словно великан (ледник ?) пропахал огромную рытвину, показав человеку, как Бог – Иову, что на самом деле не он, человек, здесь хозяин, хо т я и мнит себя таковым. Так, от геологического феномена Бежина луга протягивается прочная нить к поэтике и мировоззрению Тургенева.

      Тургенев заставляет нас почувствовать и запахи. Помните, в “Бежином луге”: “В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой”.

      Писатель тонко передает осязательные ощущения и чувства человека: “Свежая струя пробежала по моему лицу… Тело мое ответило легкой, веселой дрожью.

1а         Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С.

Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.

Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота».

Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной».

Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.

Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состояние героев.

И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией» природы .Он был убеждён, что человек только и силён ,когда «опирается» на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе.

Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам, перед которыми все –одинаково равны, его ужасал «закон»,по которому , рождаясь , человек был уже приговорён к смерти

Для Тургенева природа была важной и безусловной жизненной ценностью, поэтому способность воспринимать ее чутко, эстетически любоваться ею и чувствовать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев. Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка этого персонажа и его характера.

2……………..

3 Тургенев в основном приходит к печальному выводу о несовместимости  природы с “современным”  человеком. Однако эта общая формула, как часто бывает у больших художников, не покрывает всех взаимоотношений тургеневского героя с природой, которые мы находим на страницах рассказов, повестей и романов писателя.

И “Записки охотника”, крестьянские герои которых показаны как раз в духовном единении с природой, не исключение. Подобное же сопряжение с природной жизнью, обогащающее обе стороны, переживают в определенные моменты и тургеневские персонажи из “культурного слоя” России.

Вот о таком моменте вспоминает, обращаясь к Марье Александровне, Алексей Петрович (“Переписка”): “Помните ли вы наши безмолвные вечерние прогулки вчетвером вдоль ограды вашего сада, после какого-нибудь долгого, теплого, живого разговора? Помните ли вы те благодатные мгновения? Природа ласково и величаво принимала нас в свое лоно.

Читайте также:  Урок-схема рисования карандашом - листок дерева

Мы входили, замирая, в какие-то блаженные волны.

Кругом вечерняя заря разгоралась внезапным и нежным багрянцем; от заалевшегося неба, от просветленной земли, отовсюду, казалось, веяло огнистым и свежим дыханием молодости, радостным торжеством какого-то бессмертного счастья; заря пылала; подобно ей, тихо и страстно пылали восторженные наши сердца, и мелкие листья молодых деревьев чутко и смутно дрожали над нами, как будто отвечая внутреннему трепету неясных чувств и ожиданий в нас”.

А вот схожий фрагмент в “Дневнике лишнего человека”: “Мы с Лизой первые вышли на край рощи…

Мы вышли, остановились, и оба невольно прищурили глаза: прямо против нас, среди раскаленного тумана, садилось багровое, огромное солнце.

Полнеба разгоралось и рдело; красные лучи били вскользь по лугам, бросая алый отблеск даже на тенистую сторону оврагов, ложились огнистым свинцом по речке… Мы стояли, облитые горячим сиянием.

Я вскрикнул от восторга и тотчас обратился к Лизе. Она глядела прямо на солнце. Помнится, пожар зари отражался маленькими огненными пятнышками в ее глазах. Она была поражена, глубоко тронута”.

Аналогичный момент есть и в повести “Вешние воды” (1872), где внезапно налетевший вихорь ветра бросил друг к другу Джемму и Санина, как бы соединив их в первом поцелуе. Во всех этих фрагментах тургеневских текстов природа одухотворяется, а человек обретает естественную полноту своего существа. Но не только.

Свободная причастность жизни природы с ее бесконечностью и универсальностью позволяет героям Тургенева в такие мгновения вполне преодолеть и “свое одиночество, свою слабость, свою случайность”.

Намного богаче своей общей идеи, как она сформулирована рассказчиком, тайна природы и в повести “Поездка в Полесье”. В ней явственны два разнородных начала, представленные  двумя в свою очередь несхожими жителями села Святое, крестьянами-охотниками Ефремом и Егором. Первое развивает зачин произведения.

По мере погружения в недра Полесья сердце его героя все больше сжималось от впечатления “чего-то мертвенного, хотя и величавого”, а оставленный своими спутниками, он впрямь “почуял веяние смерти”: “я ощутил, я почти осязал ее непрестанную близость.

Хоть бы один звук задрожал, хотя бы мгновенный шорох поднялся в неподвижном зеве обступившего меня бора! Я снова, почти со страхом, опустил голову; точно я заглянул куда-то, куда не следует заглядывать человеку…”.

Окруженный чуждой ему стихией, рассказчик не находит душевной опоры и в воспоминаниях о своей прошедшей жизни, кажущейся бессмысленной: “О, жизнь, жизнь, куда, как ушла ты так бесследно? Как выскользнула ты из крепко стиснутых рук? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?”.

Но появляется Егор, человек с “важностью статного оленя”, стоящий “лицом к лицу с печальной и строгой природой этого нелюдимого края”, и вместе с тем убежденный христианин (“…он ничего без креста не начинал”). Он принес герою воды из “колодезя”, т.е.

воды живой (” – Вот вам вода, – раздался за мной звучный голос Егора, – пейте с богом”), которой в русских сказках вслед за мертвой кропят погибшего человека, чтобы он ожил. Так случилось и с культурным героем “Поездки…”. “Я, – говорит он, – невольно вздрогнул: живая эта речь поразила меня, радостно потрясла все мое существование”.

Он с увлечением идет с Егором в лес, и они бродят там “долго, до вечера”, ибо оба чувствуют уже не враждебность его, а некую духовную родственность себе.

В лесу проводит целые дни и ночи, однако, и Ефрем (от др. -евр. “плодовитый”), не христианин, а язычник, аморалист. (“Да он никого не боится. Да вы посмотрите на него: по физианомии бестиян, с носу виден”, – говорит о нем его односельчанин Кондрат, и на самом деле “нос имел он длинный и острый, крупные губы и жидкую бородку.

Его голубые глаза так и бегали, как живчики”),”вор и плут”, взявший верх даже над местным дьячком и одурачивший самого станового пристава. Это в прямом смысле слова леший, злой “дух” полесской природы, с которым “целой вотчине” не справиться .

Это и другая грань Полесья, враждебная человеческой духовности в той же мере, что и смерть.

В скрытом противостоянии Егора и Ефрема как олицетворений разных начал природы –  человека и подавляющего его – преимущество в тургеневской повести остается все-таки за первым хотя бы потому, что изображением “спокойного и важного, как всегда” Егора, который, “казалось, задумался и глядел куда-то вдаль…”, повесть и заканчивается. Правда, вне сомнения доброе отношение природы к Егору автобиографический герой-рассказчик “Поездки в Полесье” все-таки счел необходимым мотивировать тем, что этот крестьянин-христианин “умеет не жаловаться. То есть свои глубокие переживания не обнажает.

Удручающему безразличию природы к человеку разительно противостоит ее воистину жизнетворная сила, воспетая Тургеневым в другом прозаическим стихотворении – “Дрозд ” (1877).

Здесь “маленькая птица” звуками своего переливчатого предрассветного пения сняла давящую безнадежность с души своего благодарного слушателя: “Они дышали вечностью, эти звуки – всей свежестью, всем равнодушием, всею силою вечности.

Голос самой природы слышался мне в них, тот красивый, бессознательный голос, который никогда не начинался и не кончится никогда”.

4                В описании природы Тургенев стремится передать тончайшие оттенки. Недаром в Тургеневских  пейзажах  Проспер Мериме находил “Ювелирное искусство описаний”. И достигалось оно главным образом, с помощью сложных определений: ”бледно – ясная лазурь”, “бледно – золотые пятна света”, “бледно – изумрудное небо”, “шумливо сухая трава”.

Вслушайтесь в эти строки! Автор передавал природу простыми и точными мазками, но как ярки , сочны были эти краски.

Следуя традициям устного поэтического творчества народа, писатель брал  большинство метафор и сравнений из природы: ”дворовые мальчишки бегали , как собачонки”, ”люди, что деревья в лесу”, “сын – отрезанный ломоть”, “гордость поднялась на дыбы”.

Он писал: ”В самой природе нет ничего ухищренного , мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает;? В своих прихотях она добродушна”. Природа средней полосы России в произведениях Тургенева пленит нас своей красотой.

Читатель не только видит бескрайние просторы полей, густые леса, перелески, изрезанные оврагами, но словно слышит шелест березовых листьев, звонкое многоголосья пернатых обитателей леса, вдыхает аромат цветущих лугов . Писатель философски размышляет то о гармонии в природе, то о равнодушии по отношению к человеку.

А его герои очень тонко чувствуют природу, умеют понимать ее вещий язык, и она становится как бы соучастницей их переживаний.

вывод.

 В целом природа в творчестве Тургенева – стихия настолько же жизнеутверждающая и с жизнью примиряющая, как и прекрасная, вопреки ее кратковременности у тургеневских героев, высокая любовь, обаяние одухотворенной женщины и гармония искусства, сила “могучего, правдивого и свободного” русского языка и очарование Родины.

Подобно всем опорным бытийным ценностям автора и центральных персонажей “Аси”, “Дворянского гнезда”, “Накануне”, “Отцов и детей”, “Песни торжествующей любви”, она в своем отношении к тургеневскому “современному человеку” отнюдь не однозначна, но, как и они, позволяет и помогает ему ощутить себя Личностью.

 Творческий опыт Тургенева, его художественные открытия содействовали обогащению русской и мировой литератур. В крестьянской массе он первый увидел сложные, тонкие и неповторимые личности, красота и гармония которых соответствовали величественной и прекрасной природе.

Природа питала творчество Тургенева, шла рядом бок о бок с ним всю его жизнь, влекла к себе в беззаботную пору детства и в пору жизненного осмысления, тянула в леса и поля побродить с ружьишком, раскрывая свои тайны, ложилась сюжетами на листы бумаги, задавая живой тон Тургеневскому слову.

 Природа созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова. И сегодня мы часто смотрим вокруг глазами И. С. Тургенева.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/24/priroda-v-proizvedeniyakh-turgeneva

Роль описаний природы в романе «Отцы и дети»

И.С. Тургенев — мастер пейзажных описаний, под его пером созданы замечательные картины русской природы. «Записки охотника» — это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев «Записок».

Природа в романе «Отцы и дети»

Ее роль в этом произведении Тургенева значительно сложнее.

Описания природы в начале романа как тон общего замысла

Действие романа начинается в конце мая. В сцене встречи Николая Петровича, Аркадия и Базарова мы сталкниваемся с двумя различными по настроению описаниями пейзажа. Они в какой-то степени и создают те направления, по которым писатель строит свой роман. Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия. Первое — подчеркнуто негативно и вызывает в Аркадии мысли о необходимости реформ

Но за этим описанием сразу следует иное: «весна брала свое».  И уже здесь все полно жизни, все говорит о воскресении, красоте и силе

Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой

Так задана главная доминанта произведения — теории, социальные потрясения противопоставлены вечной красоте природы, с которой человек должен жить в гармонии.

Восприимчивость к природе как характеристика персонажей

Второй раз пространное природное описание дано в одиннадцатой главе, сразу после столкновения Базарова и Павла Петровича. До этого мы лишь узнаем, что наступила середина июня, лучшая пора. На этот раз мы видим природу глазами Николая Петровича и чувствуем ее так, как чувствует ее он.

Николай Петрович размышляет о том, что

Но чего не может понять старший Кирсанов, так это того,

И перед героем и нами открывается прекрасный пейзаж летнего вечера, который полон такой прелести, что начисто опровергает правоту Базарова

Сцена завершается встречей двух старших Кирсановых. Примечательно, что Павел Петрович, смотря на звезды, не видит их красоты

Неправота позиций Базарова и Павла Петровича как бы уравнивается их невосприимчивостью к красоте природы.

Естественность природы и неестественность зла в романе «Отцы и дети»

Каждое из серьезных столкновений антагонистов Базарова и Павла Петровича вызывает необходимость описания природы. Сцена дуэли…

Здесь писатель достаточно традиционен: в русской литературе достаточно часто противоестественность поступков героев раскрывается на фоне естественной  прекрасной природной красоты.

В романе появляются два описания пейзажа, которые не связаны с главными героями. Они как бы обрамляют сцены объяснения Кати и Аркадия. Полутона, полутени естественны, в этот пейзаж вписаны герои

Именно Катя чувствует природу, свое единение с ней

Тургенев как бы невзначай роняет «знакомо каждому», говоря этим, что большинству людей близко и чрезвычайно понятно это единение с природой.

Природа и описание могилы Базарова как картины вечности

Последняя глава, своеобразный эпилог романа «Отцы и дети», обрамлена описанием пейзажа. Это морозный день и вечер венчания Николая Петровича и Фенечки, Аркадия и Кати и описание кладбища, на котором похоронен Базаров.

Примечательно здесь то, что первый пейзаж конкретен, привязан к определенному дню. Второй пейзаж вне конкретного времени (он как бы протягивает во времени, не один год ходят старики Базаровы на кладбище).

Эта последняя картина природы говорит о вечности, по сравнению с которой все человеческие теории, ничто

Именно описания природы помогают автору вывести роман «Отцы и дети» за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных вопросов красоты и истины.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Читайте также:  О. генри "дары волхвов": описание, герои, анализ произведения

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-s-turgenev-rol-opisaniy-prirodyi-v-romane-ottsyi-i-deti

Портал педагога | “Пейзаж в произведениях И.С.Тургенева,в музыке и в живописи”

Автор: Воронина Екатерина Викторовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ”Покрово-Пригородная СОШ”
Населённый пункт: с.

Покрово-Пригородное
Наименование материала: презентация
Тема: “Пейзаж в произведениях И.С.Тургенева,в музыке и в живописи”.
Дата публикации: 17.01.

2016
Раздел: среднее образование

Назад

Пейзаж в рассказах

И.С.Тургенева, в

произведениях живописи

и музыке.

Работу выполнила ученица 9 а класса МБОУ “Покрово- Пригородная СОШ” Лебедева Наталия Природа в произведениях Тургенева всегда поэтизирована. Она окрашена чувством глубокого лиризма.

Эту черту Иван Сергеевич унаследовал у Пушкина, эту удивительную способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта; все то, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и живописность.

Все пейзажные зарисовки автора, по- моему, очень яркие, талантливые, еще раз показывают необычайную красоту природы и раскрывают широкую душу русских людей.

План

 1. Пейзаж в произведениях И.С. Тургенева  2. Деревенский пейзаж в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Картина Фёдора Васильева “Деревня”.  3. Пейзажные зарисовки И.С.Тургенева в рассказе “Бежин луг”, в картине И.И.Левитана “Июньский день”и в музыке П.И.Чайковского «Баркарола».  4. Ночь в рассказе «Бирюк»и в картине А.И.Куинджи «Ночь на Днепре».  5. Утренний пейзаж в рассказе “Бежин луг”, Эдвард Григ “Утро”, картина И.И.Шишкина “Туманное утро”.  6. «Ночное» в рассказе «Бежин луг» и картина  А.И. Куинджи «Ночное».  7. Романс «Утро туманное», музыка В. Абаза.  8.Заключение.  9. Список использованной литературы. « Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» К.Г.Паустовский

Цель работы

: составить представление о писателе Тургеневе как мастере пейзажных зарисовок, сопоставить пейзаж в литературном произведении с пейзажем в живописи и музыке.

Задача исследования

: -раскрыть особенность тургеневского пейзажа – его живописность, «акварельность», легкость, звукопись, -показать пейзаж в картинах художников Шишкина, Левитана, Куинджи, Васильева, -сравнить пейзаж в литературном произведении и в полотнах живописцев, -провести анализ музыкальных произведений, показывающих явления природы, -показать умение писателя, художника, композитора- психолога создавать через пейзаж определенное эмоциональное состояние.

Гипотеза исследования

: изучение в произведениях Тургенева, картинах художников и музыкальных произведениях пейзажа не только как приема, позволяющего создать определенное эмоциональное настроение, но и одной из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек. Иван Сергеевич Тургенев в своем творчестве выразил свое отношение к природе как душе России. Человек и мир природы в произведениях писателя выступают в единстве, независимо от того, изображаются ли степи, звери, леса или реки. В знаменитых рассказах из «Записок охотника» это хорошо прослеживается особенно отчетливо.

Пейзаж в произведениях Тургенева.

 Творчество писателя богато пейзажными зарисовками, которые имеют своё самостоятельное значение. Характерной чертой тургеневского пейзажа является способность отражать душевный настрой и переживания персонажей. Изображение природы в произведениях Тургенева достигают ранее небывалой в мировой литературе полноты.

Деревенский пейзаж в романе “Отцы и дети”.

Практически все произведения Тургенева отличаются великолепными пейзажными зарисовками русской природы.

И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе “Отцы и дети” рисует картину действительности — русскую деревню с “низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”, с “покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами”, с ее невежеством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.

Картина Фёдора Васильева “Деревня”.

Начиная рассказ о картине Федора Васильева «Деревня», стоит сказать, что сама работа была написана художником под прямым впечатлением от поездок по Тамбовской губернии Российской империи, а также по провинциальным городкам и селам Украины.

Васильев провел лето, а также и осень 1869 года селе под названием Знаменское, которое находилось в Тамбовской губернии. Именно туда его пригласил к себе в гости граф Строганов.Впечатления от этих поездок вскоре были перенесены художником на полотно.

Пейзажная зарисовка И.С.Тургенева “Бежин луг”.

В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…»

Картина И.И.Левитана “Июньский день”.

Сравним пейзажную зарисовку Тургенева с картиной художника Исаака Ильича Левитана « Июньский день» – 1890-е гг. Летние краски во всем многообразии задают тон работе. Край ржаного поля соседствует с небольшим кусочком природного поля.

Строгое однообразие молодой нивы и природная красота – словно специально размещаются рядом, залитые щедрым солнцем, под одним бездонно голубым небом. Робкие, трепетные мазки составляют крону одинокой березы и кромки леса. Точно подобранные многочисленные цвета луга создают веселую, беззаботную атмосферу работы.

Ощутимо чувствуется некоторое движение – летний свежий в етер.

Петр Ильич Чайковский « Июнь. Баркарола»

Прослушаем пейзажную зарисовку в музыке. Петр Ильич Чайковский. Июнь. Баркарола. Июль – веселые песни хлебопашцев, начинающих сбор урожая, равномерная и слаженная косьба, народные песни, падающие наземь спелые колосья ржи и веселый смех во время перерыва в работе.

В любом виде искусства – живописи, стихотворениях, прозе, музыке – широко воспевается косьба, рисуется картина бескрайнего поля с островками стогов, усталые крестьяне, довольные урожаем.

У Чайковского на протяжении всей пьесы звучат интонации, повторяющие ритмичность народных песен, в аккомпанементе слышны аккорды, имитирующие звуки народных музыкальных инструментов, навевающих воспоминания о деревенской страде и вечере, приносящем долгожданную прохладу . .

Ночь в рассказе «Бирюк», А.И.Куинджи «Ночь на

Днепре».

 А теперь тургеневская ночь. А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно.Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? пожар?.. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни… А.И. Куинджи в своей известной картине изобразил тихий спокойный пейзаж. Открывается большое широкое пространство, на переднем плане которого слегка различимы в ночной тьме крыши домов небольшой деревни. Картина словно окутана чем-то таинственным и загадочным. Весь мир застыл в ожидании чего-то особенного. Возникает ощущение, что как будто зло и добро встретились, и зло старается победить светлый лучик, который разгорается всё больше и больше.

Утренний пейзаж в рассказе «Бежин луг», Эдвард Григ “Утро”, картина

Ивана Ивановича Шишкина «Туманное утро».

У Тургенева утренний пейзаж написан в рассказе «Бежин луг». … “ Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом…”  Картина И. И.

Шишкина “Туманное утро”, как и многие работы великого мастера пейзажа, передает удивительно спокойную и мирную атмосферу. В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки.

Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана. Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать вглубь картины…

Три стихии – небо, земля и вода, – гармонично дополняют друг друга Эдвард Григ “Утро”. Нежные краски утренней зари и мягкость их переливов Выразительные возможности музыки позволяют воспроизвести это в звуках.

«Ночное» в рассказе «Бежин луг» и картина Куинджи

«Ночное».

 Все рассказы Тургенева пронизаны поэтикой русской природы. Рассказ «Бежин луг» начинается с изображения особенностей изменения природы на протяжении одного июльского дня, который заканчивается наступлением вечера, заката солнца. Утомленные охотники и собака, которые сбились с дороги, охвачены чувством потерянности. Загадочная жизнь ночной природы давит на героев в силу своего бессилия перед ней. Картина Куинджи «Ночное» так напоминает нам пейзаж Тургенева. Обстоятельство незавершенности картины здесь выступает как некий символ вечности творческого пути. Эта ассоциация усиливается лунной освещенностью бескрайних равнин – как бы вечным светом на горизонте. В последние годы жизни, живя во Франции, он сильно страдал не только из-за болезни, но еще и потому, что не мог побывать в своем Спасском-Лутовинове, не мог посидеть под сенью его те нистых дубов, побродить по его бескрайним полям и лугам, где он вдыхал аромат цветущих трав, не мог почувствовать неуловимую игру красок осеннего леса и послушать переливы соловьиного пения, восторженно полюбоваться вечерней зарей. Здесь он черпал вдохновение и обретал силы для своего творчества. С громадной художественной силой и глубиной отразил И.С. Тургенев всю неяркую и неброскую красоту русской природы средней полосы. «Когда вы будете в Спасском, — писал он своему другу, известному русскому поэту Я. Полонскому, — поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, — родине поклонитесь…»

Романс «Утро туманное»,

музыка В. Абаза.

 Есть у Тургенева замечательный романс «Утро туманное», музыка В. Абаза, где все так созвучно нашему утреннему пейзажу. В этом романсе чувствуется страстная любовь, неизбывная тоска по далекой и такой дорогой родине. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые… Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица давно позабытые. Вспомнишь обильные, страстные речи, Взгляды, так жадно и нежно ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странною, Многое вспомнишь родное, далёкое, Слушая ропот колёс неустанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Природа в произведениях Тургенева всегда поэтизирована. Она окрашена чувством глубокого лиризма. Эту черту Иван Сергеевич унаследовал у Пушкина, эту удивительную способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта; все то, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и живописность.

Все пейзажные зарисовки автора, по-моему, очень яркие, талантливые, еще раз показывают необычайную красоту природы и раскрывают широкую душу русских людей.

Список использованной литературы:

1. Петров С.М. И.С. Тургенев – великий русский писатель- реалист. – В кн.: Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей. Пособие для учителя. Под общей редакцией С.М. Петрова. Редактор-составитель И.Т. Трофимов. М., 1958, с. 558. 2. Курляндская Г.Б. Указ. соч., с. 91, с. 98. 3. Писарев Д. Базаров. – В кн.: Русская литературная критика 1860-х годов. Избранные статьи. Сост., предисл. и примеч. профессора Б.Ф. Егорова. М., 1984, стр.229. 4. Орловский С. Указ. соч., с. 166. 5. Незеленов А.И. И.С. Тургенев в его произведениях. т.2. СПб., 1903, с. 245. 6. Брандес Г. Этюд. – В кн.: Иностранная критика о Тургеневе. СПб, с. 27.

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2059

Природа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Природа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

  Скачать сочинение

    С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека.

В то же время пейзажи Тургенева не просто натуралистически верны и подробны, но они также всегда психологичны и несут определенную эмоциональную нагрузку.     Первый пейзаж в романе “Отцы и дети” — во время поездки Аркадия, Базарова и Николая Петровича в Марьино — несет на себе определенную социальную нагрузку. Он не только вводит читателя в суть дел в имении Кирсановых.

Этот пейзаж также исторически конкретен: с помощью нескольких фраз Тургенев смог изобразить все проблемы России в эпоху перед отменой крепостного права в 1861 году. “Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках… исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.

Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами”. Можно предположить, что жизнь крестьянина сравнивается с “безотрадной, бесконечной” зимой.

    Но тургеневский пейзаж не только социален, но и психологичен. Очень часто внутренний мир героев воссоздается им не прямо, а через обращение к природе, которую в данный момент воспринимает человек.

Читайте также:  Лопахин ермолай алексеевич: характеристика и образ в пьесе а.п. чехова "вишневый сад"

И дело здесь не только в том, что сам пейзаж способен определенным образом воздействовать на настроение героя, а еще в том, что герой очень часто находится в состоянии гармонии с природой и состояние природы становится его настроением. Этот прием позволяет Тургеневу воспроизвести тонкие, трудновоспроизводимые, но в то же время наиболее интересные черты характера героя.

    “Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка. .. повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки… Аркадий глядел, глядел и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления…

Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял”.     О внутреннем мире Аркадия можно сказать кратко, так как настроение героя и основной эмоциональный тон уже заданы и определены описанием майской природы.

Итак, один из наиболее тонких приемов тургеневского психологизма — изображение эмоционального состояния героев через аналогию с состоянием, “построением” природы.     У Тургенева часто именно пейзаж ставит последнюю точку в повествовании, как бы подводит эмоциональный итог всей жизни героев. Таков пейзаж не только в романе “Отцы и дети”, но и в романе “Дворянское гнездо”.

    В “Отцах и детях” заключительный момент эпилога (XXVIII главы) — описание природы сельского кладбища — является окончательным доказательством несостоятельности базаровской теории.

С помощью природы автор выносит окончательный вердикт нигилизму: все его принципы несостоятельны (не выдерживают проверки жизнью) и будут погребены, как один из их носителей — Базаров, и лишь природа будет вечно напоминать о “великом спокойствии”, “о вечном примирении и о жизни бесконечной”.     Однако в “Отцах и детях” природа играет не только эстетическую, но и идейную роль.

    Для Тургенева природа была важной и безусловной жизненной ценностью, поэтому способность воспринимать ее чутко, эстетически любоваться ею и чувствовать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев. Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка этого персонажа и его характера.

    Природа в “Отцах и детях” становится объектом для полемики не столь явной, как полемика об аристократии или русском мужике, но не менее значимой для характеристики героев романа.     Так, Базаров со свойственной ему категоричностью отвергает эстетическое любование природой, как и все то, что он называет “романтизмом”. Для него природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник.

Для Базарова характерно не эстетическое, а утилитарное восприятие природы. В этом, по мнению Тургенева, сказывается ущербность нигилизма вообще и характера Базарова в частности.     Заметим, что природа у Тургенева часто лечит душевные раны героев, помогает им справляться с трудностями, тяжелым душевным состоянием.

Базарову же такого утешения и примирения через природу с жизнью не дано — природа как бы мстит ему за равнодушие. (Когда ему было плохо, “он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя…”.) Но Тургенев показывает, что Базаров еще не совсем “пропащий” человек, в его душе еще есть место прекрасному.

Так, в разговоре с Аркадием на сеновале он вспоминает осину из своего детства, в разговоре с отцом он говорит: “Я, как подъезжал сюда, порадовался на твою березовую рощицу, славно вытянулась”. Уже то, что он заговаривает об этом, позволяет считать, что его душа не так черства, как он старается показать.     Не один Базаров в романе проходит проверку природой.

Задушевное к ней отношение характерно, например, для Аркадия, что, по мнению Тургенева, выгодно отличает его от Базарова и показывает, что суровость нигилизма для Аркадия была лишь подражательной маской, а в сущности он очень мягкий и душевно чуткий человек.     В отношении к природе сопоставляются братья Кирсановы. Поэтическая природа летнего вечера аккомпанирует размышлениям и чувствам Николая Петровича. Он чутко чувствует и глубоко понимает природу. Он долго бродит по вечернему саду, всей душой ощущая его очарование: “Он не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою грустью, с этою тревогой…” А вот для душевного состояния Павла Петровича та же самая природа предстает уже иначе. Она не рождает для него никакого эмоционального отзвука: “Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа”.

    Таким образом, в произведениях Тургенева пейзаж — это не только прием, позволяющий создать определенное эмоциональное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек.

76734 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Природа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00082601184864076612

Пейзаж в произведениях Тургенева

Главными для героев не только повестей, но в конечном счете и романов Тургенева становятся коллизии и драмы не социальные, а онтологические, и в их числе драматическое взаимоотношение с Природой.

Дело в том, что в качестве представителя новой истории человечества тургеневский герой (это общее положение натурфилософии Шеллинга, Ф.

Шиллера, Гегеля), в отличие от человека античного, утратил свойственную тому непосредственную связь с природой, древними людьми одухотворяемой и обожествляемой.

Сверх того, как самоценная в своих глазах Индивидуальность, он считает себя с природой соизмеримым. Чаемый им возврат к ней поэтому видится ему лишь в союзе равноправных, дополняющих и обогащающих друг друга партнеров. То есть как союз гармонический.

Готова ли, однако, к такому партнерству природа? Так перед Тургеневым и его героями заново после античных поэтов и философов, французских просветителей XVIII века (в частности П. А.

Гольбаха с его “Системой природы”), Шеллинга, западноевропейских и русских романтиков встает вопрос о той внутренней сущности Природы, которая и предопределит возможность или невозможность еще небывалого единства “современного человека” с ней. Отметим наперед, что ответов на него у Тургенева несколько и они в немалой степени разные.

Вот первый, сформулированный будущим романистом, в ту пору студентом Берлинского университета, в письме к “проповеднице Евангелия природы”, как именовали немецкую романтическую писательницу Беттину фон Арним: “Стоит только выйти в открытое поле, в лес – и если, несмотря на все радостное состояние души, чувствуешь все же в сокровенной ее глубине какую-то сдавленность, внутреннюю скованность, которая появляется как раз в тот миг, когда природа овладевает человеком, – тогда узнаешь свои пределы, ту темь, которая не хочет исчезнуть в ярком свете самозабвенья, тогда скажешь себе: Ты все еще эгоист!. Человек тянется к природе, но она в отношениях с ним стремится всецело овладеть им, безраздельно подчинить своей стихии, на что человек отвечает протестом, ибо при всей очарованности природой не согласен раствориться в ней, хотя и упрекает себя за неодоленный эгоцентризм. Это уже драма, которой не было в природных отношениях героев ни Пушкина, ни Лермонтова.

Как ситуативно похожее на описанное Тургеневым свидание с природой (и мирозданием) можно воспринять лермонтовское стихотворение “Выхожу один я на дорогу…”.

Здесь лирический герой и природа пребывают в полярно разных состояниях: человек охвачен душевной смутой (“Что же мне так больно и так трудно? / Жду ль чего? жалею ли о чем?”); природа и мироздание исполнены гармонии.

Тем не менее, борьба между ними и “сдавленность” человека природой в стихотворении отсутствуют, в финале же заявлено желание героя к слиянию с ней (“Надо мной чтоб, вечно зеленея, / Темный дуб склонялся и шумел”).

В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” адекватно воссоздана и эмоциональная благотворность такого слияния для лермонтовского героя:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Возьмем пушкинскую философскую элегию “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”, запечатлевшую раздумья лирического героя, вызванные и природой. По крайней мере три ее мотива отзовутся, как мы убедимся позже, в тургеневском творчестве. Это мысль о краткости земного существования человека в сравнении с вечной жизнью природы:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

И констатация постоянных размышлений о неизбежной кончине, свойственных личностно развитому человеку:

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

Наконец, определение основного отношения природы к людям:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

У Тургенева все они присутствуют уже в повести “Дневник лишнего человека” (1850), в финале которой ее умирающий молодым герой заключительный катрен названной элегии даже цитирует.

Что же касается мысли Пушкина о равнодушии природы к человеку, то она станет одним из лейтмотивов (концептов) последующих тургеневских произведений вплоть до прозаического стихотворения “Природа” (1879).

Однако во многих случаях опять-таки обретет тот драматический и трагический накал, что был чужд и Пушкину.

И, напротив, сделается актуальным и близким мирочувствию русского интеллигента на рубеже XIX – XX веков с присущими ему пессимистическими и асоциально-индивидуалистическими настроениями, подчиняющими себе и восприятие природы. Например, в стихотворении “Безглагольность”, принадлежащем страстному поклоннику тургеневского творчества Константину Бальмонту:

Есть в Русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность,

безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, –

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, –

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,

И сделали ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Не господство одной природной особи над другими, а одновременная готовность каждой и к самосохранению, и к самоотвержению – вот принцип, позволяющий природе не просто бесконечно поддерживать свою общую жизнь, но и гармонически объединить ее. А если так, то его следовало бы усвоить в своих взаимоотношениях с природой и “современному человеку”.

Больше того – этот принцип мог бы, по логике Тургенева, послужить моделью и для отношений общественных (включая любовь и семью), проблема гармонизации которых встала перед русской литературой середины века с остротой не меньшей, чем онтологические вопросы о смысле жизни и назначении человека.

Равновеликой последним вопросам была и ее трудность. Ведь, как подчеркивал Герцен, “понять всю святость прав личности и не разрушить, не раздробить на атомы общество – самая сложная социальная задача. Ее разрешит, вероятно, сама история для будущего, в прошедшем она никогда не была разрешена”.

Источник: http://www.rlspace.com/pejzazh-v-proizvedeniyax-turgeneva/

Ссылка на основную публикацию