М.ю. лермонтов «герой нашего времени»: описание, герои, анализ романа

Главные герои романа «Герой нашего времени»: краткая характеристика, описание (список персонажей)

«Герой нашего времени».Художник Д. Шмаринов

Роман «Герой нашего времени» Лермонтова — выдающееся произведение русской классической литературы XIX века.В этой статье представлена таблица с описанием главных героей романа «Герой нашего времени»: краткая характеристика (список персонажей).

Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»

Герои романа «Герой нашего времени»:краткая характеристика
Григорий Печорин Григорий Печорин – молодой богатый дворянин, офицер. Он вырос в блестящем обществе Петербурга. Несмотря на свое богатство, красоту и ум, он глубоко несчастлив. Его ничего не интересует, ему скучно жить. Печорин не верит в дружбу и брак. Печорин – смелый и решительный мужчина. При этом он – эгоистичный, циничный, жестокий и хладнокровный человек.Подробнее о Печорине >>
Максим Максимыч Максим Максимыч – старый офицер, штабс-капитан в возрасте около 50 лет. Он служит вместе с Печориным на Кавказе в крепости N. Максим Максимыч – старый холостяк, добрый и простой человек, опытный и надежный офицер. Максим Максимыч тепло относится к Печорину, хотя и не понимает его «странности».Подробнее о Максиме Максимыче >>
Бэла Бэла – юная красавица-черкешенка, дочь богатого князя-горца. Бэла — «дикая», необразованная девушка, выросшая в горах. Печорин влюбляется в Бэлу, находясь на службе в крепости N. Он крадет ее из дома и долго добивается ее любви. Вскоре Печорин остывает к Бэле. Бедная девушка страдает от его холодности. Вскоре Бэла погибает от рук разбойника Казбича.Подробнее о Бэле >>
Грушницкий Юнкер Грушницкий – приятель Печорина, с которым они знакомятся во время службы на Кавказе. Грушницкий – молодой небогатый дворянин в возрасте около 20 лет. Грушницкий – глупый, забавный юноша, гордый, страстный, самолюбивый и тщеславный человек. Грушницкий погибает на дуэли с Печориным.Подробнее о Грушницком >>
Княжна Мери Юная княжна Мери (Мария Лиговская) знакомится с Печориным на Кавказе в Пятигорске. Княжна Мери – богатая невеста, красивая и образованная, гордая и кокетливая девушка. Она влюбляется в Печорина, но тот лишь играет ее чувствами и не собирается на ней жениться.  Подробнее о княжне Мери >>
Доктор Вернер Доктор Вернер – приятель Печорина. Доктор Вернер и Печорин много общаются, находясь в Пятигорске. Вернеру около 40 лет. Он некрасив, но при этом нравится женщинам. Вернер и Печорин очень похожи: оба умны, оба эгоисты, оба не хотят жениться и т.д. Вернер выступает секундантом Печорина в дуэли с Грушницким.  Подробнее о докторе Вернере >>
Вера Вера – женщина, которую Печорин любил когда-то в Петербурге. Вера замужем второй раз, от первого мужа у нее есть сын. Она обманывает обоих мужей с Печориным. Вера любит Печорина и принимает все его недостатки. Вера является родственницей княжны Мери. В конце концов второй муж Веры разоблачает ее связь с Печориным.  Подробнее о Вере >>
Казбич Казбич – знакомый Максима Максимыча, разбойник, живущий в районе крепости N. Казбич – храбрый джигит, ловкий, злой и мстительный человек. Казбич безумно любит своего прекрасного коня Карагеза и относится к нему как к своему другу. Однажды Печорин крадет у Казбича его чудного коня. Казбич жестоко мстит ему за это: он убивает возлюбленную Печорина, Бэлу.Подробнее о Казбиче >>
Азамат Азамат – 15-летний мальчик, младший брат Бэлы. Азамат – гордый, упрямый мальчик, ужасно любящий деньги. Он мечтает заполучить чудесного коня Казбича. Азамат помогает Печорину украсть сестру Бэлу. В награду за это Печорин крадет у Казбича коня и отдает его Азамату. Получив заветного коня, Азамат навсегда сбегает из дома.  Подробнее об Азамате >>
Вулич Вулич – офицер, знакомый Печорина. Печорин знакомится с ним во время командировки из крепости N в одну казачью станицу. Однажды Печорин предсказывает Вуличу скорую смерть. В ту же ночь Вулич трагически погибает.Подробнее о Вуличе >>

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/10/glavnye-geroi-romana-geroj-nashego-vremeni-harakteristika-spisok.html

Анализ произведения «Герой нашего времени» М. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов — гениальный поэт, лирик и истинный романтик. Творчество М.Ю. Лермонтова до сих пор актуально, оно притягивает глубоким смыслом в каждом слове, фразе. Его творчество изучалось многими учеными-лингвистами, но в нем все еще сохраняется некоторая загадочность.

В своих первых лирических произведениях он является истинно русским поэтом, в его произведениях мы видим несокрушимую силу духа, но он удивлял странной безотрадностью в них. Он безжалостно осуждает молодежь своего времени. Поэзия – его мучение, но и его сила.

Михаилу Юрьевичу Лермонтову принадлежат стихотворения «Дума», «И скучно и грустно»,  «Прощай, немытая Россия…», «Смерть поэта» и многие другие, а также и знаменитый истинно русский роман «Герой нашего времени», который сохраняет популярность среди русских и зарубежных читателей. В.Г.

Белинский писал: «В этом романе … есть что-то неразгаданное» и он был прав, ведь он остается.

Роман имеет необычный жанр путевых заметок, что настраивает нас на краткое описание путешествия, как мы узнаем позже, странствующего офицера, но мы позже наталкиваемся на заметки уже другого человека.

К тому же хронология событий романа нарушена: сперва мы видим все то, что встречает на пути молодой человек, наблюдаем его знакомство с Максимом Максимовичем, знакомимся с историей штабс-капитана, затем путевые заметки героя-рассказчика сменяются на журнал гвардейского офицера Григория Печорина, что нарушает композицию романа.

Весь роман содержит недомолвки и умолчания, а характер главного героя очень сложный и «многоэтажный», он также полон загадок, что у каждого читателя складывается свое особенное мнение о нем.

Так какой же на самом деле Печорин? Когда роман опубликовали, он вызвал множество откликов и совершенно противоположных оценок.

Кто-то считал, что роман нравственный, кто-то — что роман не содержит глубокого смысла, кто-то был восхищен романом, а кто-то жестко его критиковал.

Все понимают его по-разному, у всех образ героя собирается из его поступков, которые можно осуждать, а можно и понять.

Печорин говорил: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец! И то и другое будет ложно».

Создается впечатление, что герой сам не знает, кто он и какова его цель в жизни, но одно ясно сразу — главный герой принадлежит к молодым людям того времени, которые разочаровались в жизни.

У него есть как хорошие, так и плохие качества, ведь человек не должен становиться предметом однозначной и прямолинейной оценки, его душа многогранна, что показал нам М.Ю. Лермонтов. Личность Печорина действительно очень противоречива, что мы видим в его поступках, в манере общения с людьми.

Григорий Александрович — очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем.

Но тут же проявляется и другая сторона Печорина, он после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб.

При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни.

После убийства Грушницкого мы видим, насколько поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его – камень.

Мне жаль Печорина, ведь, несмотря на свои плохие поступки, она принимает свои ошибки, в своем журнале он очень откровенен, откровенен перед самим собой.

Печорин понимает, что он порой играет роль топора в руках судьбы, ведь он сам же вмешивается в мирную жизнь людей и переворачивает ее с ног на голову.

Недаром в произведении главы расположены не в хронологическом порядке, М.Ю. Лермонтов показывает нам личность и душу Печорина с разных сторон, с каждой главой мы все больше погружаемся в роман, находим в Печорине то, чего не замечали действующие лица романа. Автор как бы делает нас судьями, дает нам самую важную информацию о нем, чтобы мы смогли вынести собственное решение.

Многие замечают сходство Евгения Онегина А.С. Пушкина и Григория Печорина М.Ю. Лермонтова, ведь они жили примерно в одно время, они оба из дворянской семьи, не принимают многое из светской жизни, отрицательно и негативно относятся к лицемерию в светском обществе.

Они оба страдают хандрой, как и многие молодые люди, только есть значительное отличие их от остальных – Онегин и Печорин не жертвы «моды» на . Они одиноки среди пестрой светской толпы, пытаются найти себя в искусстве, отправляются путешествовать.

Печорин и Онегин мыслили совершенно иначе, нежели мыслили их современники.

Герои также склоны к иронии, что сыграло с ними злую шутку. Несмотря на многие сходства есть и различия. На протяжении романа «Герой нашего времени» мы видим, что Печорин стремиться найти себя, он хочет подчинить себе обстоятельства, пробудить в себе жажду жизни, любовь, страх.

Онегин же не стремится ко всему этому, ему присуще безразличие к миру, людям. Мы видим, что герои достаточно схожи, но существуют и различия. Печорин и Онегин – каждый герой своего времени, но в романе А.С.

Пушкина Онегин представлен именно с социальной стороны, а Печорин — с философской.

Обратимся к событиям, которые случились с Печориным после его встречи с Грушницким на водах. Главный герой встретил там свою прежнюю любовь – Веру, подружился с Грушницким, княгиней Лиговской и княжной Мери.

Печорин знал, что Грушницкий влюблен в Мери, потому он пытался разбудить в нем ревность, он играл на чувствах парня всеми возможными способами, манипулирует чувствами Мери, осознанно дает ей надежду на взаимность с его стороны, но при этом она знает, что поступает бессовестно и эгоистично.

В этой главе он из-за своего характера он обращается к обществу как разрушительная сила. Печорин говорит: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют кровь». В результате своей «игры» он не развлекся, а только испортил жизнь Грушницкому, Мери и Вере.

Он понял это только тогда, когда Грушницкий вызвал его на дуэль.

Печорин пытался исправить ситуацию, но притом не отступал от своих принципов: «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все утроилось бы к лучшему».

Но ничего не вышло. Невинная по мнению Печорину игра обратилась против него. Он лишился друга, любви и разбил сердце ни в чем неповинной девушки, которая влюбилась в молодого юнкера Грушницкого. Я согласна с Б.Т. Удодовым, который писал: «Беда и вина Печорина в том, что его независимое самознание, его свободная воля переходят в прямой индивидуализм».

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» всегда будет привлекать внимание читателей, он всегда будет изучаться, ведь в романе есть столько умолчаний, тайн.

Главный герой романа Григорий Печорин — самый противоречивый и сложный герой, он вызывает достаточно неоднозначные оценки критиков и литературоведов. Печорина часто рассматривают как одного из тех, чье будущее описывается в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Дума».

А ведь Печорин и вправду схож с современниками Лермонтова: «…И ненавидим мы, и любим мы случайно,/ Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…».

В то время чем ярче была индивидуальность человека, тем глубже были ее страдания от противоречия между жизнью светского общества и окружающей средой.

Печорин был настоящим героем того времени, он выделялся из «водяного» общества, он был самим собой, хотя и жестоко осуждал себя во всем.

Складывается впечатление, будто Печорин — это два разных человека: один — «тот, кто живет, действует, совершает ошибки, а второй — тот, кто жестоко осуждает первого».

Читайте также:  Готовим еду в походе: простые рецепты

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

При этом его самооценка часто не совпадает с тем, что о нем думают другие на основании его поступков. Роман учит нас на примере Печорина, показывает, как надо поступать, а как не стоит.

Мы видим, что надо учиться анализировать свои поступки как герой романа, но надо учиться на своих ошибках, стараться их повторно не совершать.

Печорин также учит нас рассудительности в своих действиях, но он любит иронизировать ситуации, что не всегда уместно.

Печорин очень привлекающий внимание герой, он сам учится, ошибается, думает, он честен, живет и поступает так, как считает нужным, а это подтверждает, что Печорин действительно герой своего времени.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/06/analiz-proizvedeniya-geroi-nashego-vremeni-lermontova.html

Сюжет романа Герой нашего времени

Лермонтов Михаил Юрьевич, создал роман, под названием «Герой нашего времени» в начале 1841 года, он является самым первым в лирико-психологическом направлении.

В центре сюжета стоят главные герои романа – Печорин Григорий (офицер армии при царе, собственно стоит на первом месте, так как все персонажи вокруг него), Бэла (возлюбленная Печорина), княжна Лиговская (неприступная дама, которой будет добиваться Печорин), Максим Максимыч (приятель Григория) и сам рассказчик проезжий офицер.

Произведение состоит из 5 глав. Каждая глава содержит свою основную суть. И так, в первой части романа «Герой нашего времени» под названием «Бэла», происходит ознакомление рассказчика с Максимом Максимычем, это капитан войны, которая происходила на Кавказе.

Максим повествует историю о том, как он познакомился с Печориным, который, в свою очередь, был сослан на эту войну по своей вине. Григорий влюбляется в дочь князя – Бэлу. После чего решается на ее похищение, попросив об этом ее брата.

Но события складываются таким образом, что Белу в ходе второй погони убивают.

Вторая часть романа называется «Максим Максимыч», именно здесь рассказчик понимает, что Григорий Печорин и есть тот самый герой нашего времени. Особое внимание уделяется дневнику Григория.

Третья часть носит название «Тамань». Печорин приезжает в Тамань, далее устраиваться на работу в дом. В этом доме было не все спокойно, например, что у слепого было поведение, как здорового человека.

И так, в одну из трех ночей Печорин решил проследить за ними, в то время как жители этого дома пошли на берег. Оказалось, что они занимаются контрабандой.

Все карты вскрыты, и девушка задумывает ужасный план, целью которого было убийство Печорина. Безрезультатно.

Четвертая часть – «Княжна Мери». В самое холодное время года, Печорин пробыл в Ставрополе. Далее с Грушницким и врачом они отправляются на летний отдых в Пятигорск. Среди толпы внимание Печорина привлекает княжна Мери, начинается ухаживание за ней. Но, в неприступную даму влюблен еще и Грушницкий, таким образом, Григорий вызывает его на дуэль. Грушницкий убит.

Пятая, заключительная часть – « Фаталист». Глава достаточно трагичная и азартная из всех. Григорий Печорин примеряет роль палача. В знатном доме собралась компания офицеров играть в карты.

Вулич предложил сыграть на выстрелы в себя, то есть компании играющих будет делать ставки, а он стрелять себе в голову.

Печорин сделал смелое заявление, что Вулич нынче умрет, и в тот же вечер он погибает.

Сюжет романа Герой нашего времени

  • Сочинение по рассказу Не стреляйте в белых лебедейЕжедневно человек взаимодействует с природой. Кто-то наслаждается ею, стремится не навредить и даже помочь, а кто-то, наоборот, видит в ней источник дохода и относится к ней равнодушно.
  • Сочинение Про березу (описание) 2, 3, 4, 5 классБерёзу использовали для того чтобы делать лапти из неё строили дома и писали на ней, но кто е того с помощью неё гадали и делали обереги которые считались довольно мощными.
  • Сочинение Детство образ бабушки по повести Максима Горького 7 классСобытия, происходящие в повести Горького «Детство», а также характеры и образы людей, описаны через призму детского восприятия автора, ведь рассказ ведется от лица Алеши Пешкова, впоследствии ставшим известным писателем Максимом Горьким.
  • Сочинение Подготовка к Новому годуЕще с самого детства, Новый год, мой самый любимый праздник, так как это самое волшебное время, когда могут сбываются самые заветные желания, а это всегда кажется невероятным и волшебным действием, которого ты всегда ждешь.
  • Сочинение опишите какую-нибудь вещь, игрушку, предмет обихода 5 классУ меня есть старый мишка, мягкий медвежонок. Очень старый. У него один ненастоящий глаз и солдатской блестящей пуговицы, и нижние лапы пришиты не на свои места. Раньше им играла моя сестра, а до нее мишкой играла мама. Когда я был маленьким,
  • Сочинение на тему Красота человека ЕГЭ 9 класс 15.3, рассуждениеБывает красота внутренняя, красота души, и красота внешняя. Вот идёт человек, красивая фигурка, длинные волосы и ресницы. Все оборачиваются вслед. А как только открыл рот, красота сразу куда-то исчезает. Корявая речь, жаргонные словечки, узкий кругозор.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/syuzhet-romana-geroj-nashego-vremeni

Анализ романа Лермонтова Герой нашего времени (стр. 1 из 4)

Анализ романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Существуют бесспорные истины, аксиомы: «Волга впадает в Каспийское море», «целое больше части», «вода кипит при температуре 100 градусов по Цельсию»… Истины такого рода есть и в литературной науке и особенно в школьном преподавании словесности; одна из них – утверждение, что центральный персонаж лермонтовского романа «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин – незаурядная, неординарная натура, сильная личность, характер страдающий, глубоко разочарованный жизнью. Как принято считать, эта неординарность Печорина подчеркнута сравнением с Грушницким – его сниженным, пародийным двойником. Это мнение о Печорине восходит к статье В.Г. Белинского о романе Лермонтова. Высказано оно было Белинским с резкой настойчивостью и тоном, не допускающим сомнений.

Мнение о Грушницком как «кривом зеркале» Печорина столь же распространено, как и восходящее к статье Белинского утверждение о незаурядности и глубине печоринского характера.

«Эта противоположность Печорина и Грушницкого, раскрытая Лермонтовым со всей полнотой психологической и исторической правды, доведена им до такой обобщающей показательности, что дает право в контрасте между Печориным и Грушницким видеть противоположность личности и личины, индивидуальности и подражательности, свободной мысли и следования трафаретам», – писал, например, С.Н. Дурылин в своей книге « «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова» (М., 1940. С. 120, курсив автора).

Все доказательства в пользу этого мнения уже давно высказаны, и в убедительности им трудно отказать. Грушницкий демонстрирует свое презрение к «чинам и званием», но будучи произведен в офицеры, спешит, надев новый мундир, показаться в обществе. О наигранности поведения Грушницкого говорится еще в первой печоринской дневниковой записи, открывающей повесть «Княжна Мери».

Так свидетельствует о Грушницком главный герой. Но не менее красноречиво о об этом персонаже говорят его собственные поступки. И прежде всего, конечно, участие в подлой интриге, согласие предложить Печорину на дуэли незаряженный пистолет – собственно, согласие на циничное убийство соперника.

Итак, все ясно, все решено? Многие годы казалось так. Но десять лет назад критик и литературовед А.М.

Марченко опубликовала статью «Печорин: знакомый и незнакомый», в которой смело отвергла доселе неоспоримые оценки Печорина и Грушницкого. Статья А.М.

Марченко напечатана в сборнике « «Столетья не сотрут…»: Русские классики и их читатели». М., 1989. С. 161–222; далее при цитировании название статьи и сборника я не указываю, приводя только страницы этой книги.

Печорин ничем не лучше Грушницкого, его разочарование наиграно, а глубина характера иллюзорна, – утверждает А.М. Марченко. Ее аргументы таковы.

Во-первых, это свидетельства чернового рукописного текста романа. Здесь Печорин назван «человеком толпы»; в рукописи предисловия к роману (опубликованному во втором отдельном издании 1841 г.

) более настойчиво, чем в печатном тексте подчеркивалось несходство автора и центрального персонажа и иронически упоминалось о некоем журнале, смешавшем «имя сочинителя с именем героя его повести». А.М.

Марченко полагает, что Лермонтов вычеркнул эти слова, потому что они метили не только в таких недоброжелательных критиков, как С.О. Бурачок, но и в восторженно принявшего роман Белинского.

Во-вторых, это новая интерпретация ряда фрагментов окончательного, канонического текста «Героя нашего времени». Так, А.М.

Марченко замечает, что в описании внешности Печорина, принадлежащем повествователю (обычно именуемому исследователями «странствующим офицером») и содержащемуся в повести «Максим Максимыч», подчеркнуты «ослепительно чистое белье», отсутствие «играющего воображения» в глазах и женственная слабость.

Чистое белье героя, по мнению исследовательницы, говорит о его франтовстве, столь чуждом самому Лермонтову, который, по воспоминаниям современников, одевался на Кавказе подчеркнуто небрежно.

Глаза Печорина свидетельствуют, что ему чуждо поэтическое, творческое начало, и в этом отношении он также противопоставлен сочинителю романа, – утверждает А.М. Марченко. Наконец, женственность Печорина, – доказывает автор статьи, – указывает на избалованность, изнеженность, некую инфантильность «героя нашего времени».

Печорин в повести «Княжна Мери» упоминает некую «историю», из-за которой он был переведен на Кавказ. Обыкновенно утверждалось, что Лермонтов подразумевал причастность своего центрального персонажа к каким-то событиям, имевшим политический смысл (при этом судьба Печорина вольно или невольно уподоблялась судьбе самого автора). Но А.М.

Марченко напоминает, что в черновике «Княжны Мери» эта история была названа прямо – «дуэль» и что в окончательном тексте повести приятель главного героя доктор Вернер, передавая слова о нем княгини Лиговской, называет темную «историю» печоринского прошлого «похождениями».

Уверенность матери Мери в быстрой перемене судьбы Печорина к лучшему окончательно убеждает А.М. Марченко в том, что Лермонтов имеет в виду некий неблаговидный, аморальный поступок персонажа: серьезные политические «истории» правительство Николая I так легко не прощало, напоминает исследовательница.

Печорин же вскоре покидает Кавказ и возвращается в Россию, а спустя время беспрепятственно получает разрешение на путешествие за границу, в Персию.

А.М. Марченко пишет о том, что Печорин явно проигрывает в сравнении и с прямодушным и добросердечным Максимом Максимычем и с внимательным и пытливым путешественником – повествователем, наделенным литературным даром.

Подробно автор статьи рассказывает о бесцеремонном и жестоком вторжении Печорина в судьбу несчастной Бэлы, о разыгрывании им «колониального романа»: «Как хищник, и притом коварный, ведет он себя с Бэлой: расплачивается за нее с Азаматом не собственным, а чужим конем!»(с. 202). Сам же Лермонтов, хотя и участвовал в Кавказской войне, относился к горцам с уважением и симпатией.

Напоминает исследовательница и о признании героя, что он испытал хорошо знакомое чувство – зависть, наблюдая участие и внимание княжны Мери к Грушницкому.

Особенное внимание А.М. Марченко уделяет истолкованию свидетельства, что и Печорин, и Грушницкий служили на правом фланге Кавказской армии, куда обыкновенно стремились ловцы званий и наград. Подлинные же «труженики войны» (а среди них и сам Лермонтов) находились на левом фланге. Сближая, а не противопоставляя Печорина и Грушницкого, А.М.

Марченко обращается к роману «Проделки на Кавказе», опубликованному в 1844 г. под псевдонимом «Е. Хамар-Дабанов» (вероятный автор этого произведения – кавказская знакомая Лермонтова генеральша Е.П. Лачинова); этот роман содержит явные переклички с «Героем нашего времени».

В «Проделках на Кавказе» рассказывается о пустоватом малом Николаше, портрет которого напоминает описание внешности Печорина, а также сообщается о… дальнейшей судьбе Грушницкого, который, оказывается, не был убит: дуэль с Печориным была предотвращена комендантом.

Печорин, – говорит Грушницкий из «Проделок на Кавказе», – «как герой нашего времени, должен быть и лгун и хвастун, поэтому-то он и поместил в своих записках поединок, которого не было» (цитируется по статье А.М. Марченко, с. 200).

Но как же быть с язвительной характеристикой, которая дается Грушницкому в «Княжне Мери»? Как быть с действительно подлой интригой Грушницкого и драгунского капитана против Печорина? А.М.

Читайте также:  М. горький "мещане": описание, герои, анализ пьесы

Марченко отмечает, что «Княжна Мери» – самая «литературная» повесть в «Герое нашего времени», ее сюжет состоит из набора традиционных мотивов и эпизодов – здесь и подслушивание и подглядывание за центральным персонажем, и адюльтер, и ночное свидание, и связанные шали, по которым герой спускается из окна, и кровавая дуэль (А.М.

Марченко сопоставляет «Княжну Мери» со «светской повестью», уместнее было бы сравнить ее прежде всего с романом приключений). Уж не сочинил ли Печорин всё это, – спрашивает исследовательница, напоминая о свидетельстве повествователя-издателя, что тексты из «Журнала» Печорина носят следы литературной обработки и, может быть, приготовлялись для печати.

Затем автор статьи добавляет важные соображения: «Конечно, Грушницкий смешон, а потом и жалок, да драгунский капитан отвратителен в своем наглом плебействе.

Но как-то слишком уж отвратителен – карикатурно! И где гарантия, что и Максим Максимыч оказался бы похожим на этого пошлого армейца, если бы нам его представил иной офицер – не тот, что вез с собой записки о Грузии [то есть повествователь, которому принадлежит обрамляющий рассказ в повести «Бэла», повесть «Максим Максимыч» и предисловие к «Журналу» Печорина. – А.Р.], а тот, что, участвуя в трагической для обеих сторон войне и тоже ведя Журнал, заносит на его страницы лишь то, что касается его собственной персоны» (с. 198–199).

Конечно, А.М. Марченко предвидит возражения в свой адрес, но не выказывает особенного желания защититься контраргументами. За одним исключением: следуя аргументам, высказанным Б.Т.

Удодовым, она доказывает, что не только «Тамань» (как это принято считать), но и «Фаталист» создавались как самостоятельные произведения, и лишь позднее, включив их в состав «Героя нашего времени», Лермонтов отождествил их центрального персонажа с Печориным.

Глубина и серьезность философских вопросов, которые задает сам себе Печорин в «Фаталисте», явно диссонируют с создаваемым А.М. Марченко образом Печорина – светского хлыща и жуира.

Итак, попробуем разобраться в рассуждениях исследовательницы, разберем возможные «за» и «против».

Pro et contra: анализ свидетельств текста

Свидетельства чернового текста романа. Строго говоря, текст черновика важен для исследования творческой истории произведения, но на нем нельзя основываться при истолковании окончательного, итогового текста: ведь замысел автора порой радикально меняется от черновика к печатной редакции.

Могут серьезно измениться и характеристики персонажей. Но слова из черновика повести «Максим Максимыч»: «…в этом отношении Печорин принадлежал к толпе» – имеют совсем не тот смысл, какой в них вкладывает А.М.

Марченко: повествователь всего лишь подчеркивает, что он боролся с «природными склонностями», но не победил их и потому «он не стал ни злодеем, ни святым».

Источник: http://MirZnanii.com/a/359249/analiz-romana-lermontova-geroy-nashego-vremeni

«Герой нашего времени» Лермонтова: анализ произведения, характеристика героев

М. Ю. Лермонтов писал роман в период 1837-1840 гг., но замысел произведения появился у писателя еще в 1836 году — героем романа должен был стать гвардейский офицер, а события разворачивались бы на фоне столичной жизни, но позже концепция романа изменилась.

Роман «Герой нашего времени» стал огромным идейным вкладом в русскую литературу. Обличая ничтожество людей, их мелочность и слабости, Лермонтов показывал истины времени, в котором он жил. Писатель осудил само время, показав, казалось бы, сильного духом, волевого Печорина и его пустую жалкую жизнь.

В «Герое нашего времени» постепенно открывают отношение Печорина к дружбе, любви, служебным взаимоотношениям. Именно через отношения, в которые герой вступает с окружающими, мы узнаем его собственную личность.

Характеристика героев романа

Печорин — центральный образ произведения

В Григории Печорине Лермонтов изобразил свое видение «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал».

Печорин очень противоречивый персонаж в отношении к любви, дружбе, он находится в вечном поиске смысла жизни и предназначения человека. Не смотря на то, что герой без зазрения совести может заставлять окружающих его людей страдать, он все равно обладает неким магнетизмом, люди тянутся к нему, готовы исполнять его волю, сострадать его душевным стенаниям. Печорин сам себя судит и казнит.

Главный герой умен и образован, он находится как бы над всем окружающим обществом. Печорин чувствует в себе огромную духовную силу, но не знает что с ней делать, поэтому тратит ее попусту. Печорин — человек высшего общества, но развлечения и образ жизни таких людей далеки от него.

Ничто в жизни не радует Печорина, он рискует собой, часто бывает не осторожен, но даже опасности не приносят в его жизнь какого-либо разнообразия.

Максим Максимыч

Максим Максимыч — открытый и добрый человек, он во многом наивен, но в целом доволен своей жизнью. Он является рассказчиком истории про Бэлу.

Максим Максимыч лишен понимания общего смысла вещей, для него все былое — мило, поэтому не теплая встреча с Печориным после долгой разлуки совсем печалит старика, заставляя его усомниться в возможности искренних дружеских отношений между людьми. Максим Максимыч не понимает, что движет Печориным, он слишком простой и ограниченный человек, они с главным героем из разных времен и разных взглядов на жизнь, но их взаимоотношения раскрывают холодный и отстраненный характер Печорина.

Вернер и Грушницкий

Оба эти персонажа совершенно разные, но при этом являются отражениями главного героя — Печорина.

Доктор Вернер умен и проницателен, как и сам Печорин, он не самого высокого мнения о людей и ему не чуждо злословие, но под неприятным характером доктор прячет свои истинные чувства и свою способность сострадать. Самое большое сходство Вернера с Печориным отмечал в своих речах сам Григорий:

Но они не так похожи, как кажется сначала. Вернер неискренен в своем протесте против общества, он скорее созерцатель, когда Печорин — деятель.

Грушницкий — молодой юнкер, он любит выделяться и производить впечатление на людей. В своем стремлении выделиться, иметь вес в глазах общества, Грушницкий переходит черту дозволенного, решается на подлость. Грушницкий подражатель, он подделывает страсти и душевные стенания, которые Печорин испытывал на самом деле, но делает это в угоду обществу, как дань этому веянию моды.

Бэла

Черкешенка Бэла — горянка, воспитанная на народных обычаях, она далека от высшего общества, привычного Печорину, ее «дикие» порывистость и страсть по началу очень интригуют его. У Бэлы сильный характер и непоколебимая любовь к свободе, даже в любви она не теряет своего достоинства и остается верна традициям, в которых была воспитана.

Мери

Одна из наиболее хорошо прописанных героинь романа. Вот что говорит о ней Белинский:

Княжна Мери Лиговская словно живет по правилам и законам своего времени, она типичный представитель современного высшего общества. Печорин преподает ей очень жестокий урок, но автор оставляет нас в неведении о том, как же повлияла на Мери жестокость Печорина.

Вера

Вера предстает перед нами в любви к Печорину и только такой читателю дозволено ее видеть.

Вера принимает главного героя таким, какой он есть, и он искренне любит ее за это в ответ. Но любовь требует самоотдачи, а индивидуалист Печорин не готов к такому чувству, поэтому сам отталкивает Веру от себя.

Взаимоотношения с Верой, как и с остальными героями романа, раскрывают суть личности Печорина, его видение жизни и, соответственно, рисуют облик самого времени, в котором живет герой.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1267

Приёмы психологической характеристики героев в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Роман М. Ю. Лермонтова (1838 – 1840гг) был произведением загадочным и сложным для его современников. Дело в том, что многие читатели находили в образе главного героя параллели с биографией и характером автора. Но образ Печорина, предполагавший автобиографическую канву, наполнился иным содержанием, вылился в проблему связи человека со своей эпохой.

    В предисловии к журналу Печорина Лермонтов определил свою творческую задачу – нарисовать портрет, составленный из пороков всего поколения. Автор обратился в своём романе к характеру редкому, исключительному, таившему в себе «силы необъятные».

Он хотел показать нам историю души человека. Лермонтов пытался доказать, что иногда именно история души одного человека интереснее жизнеописания целого поколения. Он представил перед нами картину жизни деятельного человека среди всеобщей беспомощности.

    Таким образом, изначально автор обращает внимание на внутреннюю жизнь героя, его психологию. Печорин становится идейно-художественным центром романа. Это определяет многие композиционные, художественные особенности всего произведения. Дело в том, что главы смещены во времени, не соответствуют хронологии развития действия.

Однако их порядок в романе способствует глубокому проникновению во внутренний мир Печорина, лучшему знакомству с его личностью. Мы видим героя с разных сторон: глазами путешествующего офицера, Максима Максимыча и, наконец, глазами самого Печорина. Повествование идёт от внешнего к внутреннему, от объективного к субъективному.

    Лермонтов был тонким мастером использования психологических приёмов. Помимо традиционных (диалогов, монологов персонажей, их поступков, авторской позиции, пейзажа), писатель использует новые приёмы. Он вводит исповедальную форму дневника, создаёт психологический портрет, деталь, включает в повествование нескольких рассказчиков, нарушает хронологию событий.

    В первой главе романа читатель видит Печорина глазами Максима Максимыча в несколько упрощённом виде.

Сам Максим Максимыч – человек удивительно добрый и открытый, но он не может до конца понять нашего героя, которого искренне любит и считает своим другом. Ведь Печорин – противоречивая личность.

Он не поддаётся однозначной оценке. Поэтому Лермонтов с каждой новой главой глубже раскрывает перед нами его характер, мотивы многих поступков.

    В первой повести, в истории с Бэлой, герой совершает неожиданные, странные поступки. Неслучайно Максим Максимыч скажет о Печорине: «Странный был человек». Во второй повести дан психологический портрет Печорина.

Необходимо отметить, что Лермонтов создал первый психологический портрет в русской литературе. Здесь же автор проявил себя мастером психологической детали. Мы видим Печорина глазами странствующего офицера.

Он отмечает стройный стан, осанку Печорина, его «ослепительно чистую одежду», «худобу бледных пальцев». 

    Затем по внешним чертам странствующий офицер догадывается о чертах характера героя: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское». Особо офицер отмечает глаза Печорина. Они сияли «каким-то фосфорическим блеском», при этом не отражали «жар воображения», а напротив, были холодными, «как сталь». Внешность героя указывает на его эгоизм, скрытность и равнодушие. В повести «Тамань», которой открывается дневник Печорина, герой проявляет лучшие качества своей души: активность, мужество.

    Мотивы противоречивых печоринских поступков раскрываются в повести «Княжна Мери». Повествование ведётся от лица самого Печорина. Он не только описывает происходящее, но и анализирует свои поступки, даёт им оценку.

Здесь Лермонтов прибегает к новому художественному приёму: вводит в повествование дневник героя. Само ведение дневников в XIX веке было очень распространено. Человек открывал здесь свою душу, выражал самые сокровенные мысли, был предельно честным с собой.

Дневниковые записи не предназначались для постороннего чтения, делались для себя. Поэтому, читая их, мы видим Печорина изнутри, таким, каков он есть на самом деле. Читатель может проникнуть в его тайные мысли. Оказывается, у Печорина есть своя теория отношения к людям.

Суть этой теории: смотреть на страдания и радости других только в отношении к себе, как на «пищу, поддерживающую … душевные силы».

    В основе этой теории лежит эгоизм. В записи от третьего июня раскрыты истоки теории героя: «зло порождает зло».

Читайте также:  Уроки-схемы рисования карандашом для детей

Дневник Печорина показывает нам, что у него явно искажено представление о счастье, дружбе, любви. Счастье он называет «насыщенной гордостью», полагает, что в дружбе один человек – всегда раб другого.

Любовь к женщине герой сравнивает с цветком, которым можно надышаться, а затем выбросить.

    В записи от шестнадцатого июня Печорин подводит печальные итоги, анализирует прожитую жизнь и приходит к неутешительному итогу: силы необъятные растрачены впустую. Всю жизнь он играл роль топора в руках судьбы: погубил Бэлу, контрабандистов в Тамани, предал Максима Максимыча, обманул княжну Мери, Веру, убил на дуэли Грушницкого.

    Авторское отношение к Печорину неоднозначно. Он называет его «героем нашего времени». Герой – лучший представитель своей эпохи. Вместе с тем мы не можем не видеть здесь явной авторской иронии. Путь изображения характера Печорина лежит через психологию.

На первом плане для автора стоит история человеческой души, её порыв к истине. И писателю удалось образно, ярко показать нам историю жизни одного человека, его трагическую драму. Поэтому роман М. Ю.

Лермонтова справедливо можно назвать одним из лучших психологических романов русской литературы.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4476-prijomy-psikhologicheskoj-kharakteristiki-geroev-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Характеристика произведения «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

Сочинения › Лермонтов М.Ю. › Герой нашего времени

Готовые Домашние Задания

Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова.

В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта.

В «Герое нашего времени» проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма.

В романтических произведениях обычно причины разочарования героя не раскрывались. Герой носил в своей душе «роковые тайны». Нередко разочарование человека объяснялось столкновением его мечты с действительностью. Так, Мцыри мечтал о вольной жизни на родине, но вынужден был томиться, в мрачном монастыре, напоминающем тюрьму.

Вслед за Пушкиным, давшим образцы реалистических художественных произведений, Лермонтов показал, что на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет.

Не случайно Лермонтов изобразил «водяное общество» Пятигорска, заставляя Печорина вспоминать о жизни петербургских великосветских салонов. Печорин не родился нравственным калекой.

Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, И твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам.

После трагической гибели Бэлы «Печорин был долго нездоров, исхудал». В истории ссоры с Грушницким особенно рельефно выступают положительные качества его характера. Вот он случайно узнает о подлом замысле драгунского капитана.

«Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею», — признается Печорин. Перед дуэлью он снова первый выражает готовность примириться с противником.

Больше того, он предоставляет «все выгоды» Грушницкому, в душе которого «могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему».

Печорина живо тронули нравственные мучения княжны Мери. Неподдельно его чувство к Вере, которая одна поняла его «совершенно со всеми… мелкими слабостями, дурными страстями». Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины.

При одной мысли, что он может навеки потерять ее, Вера стала для него «дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Как безумный мчится он на взмыленной лошади за уехавшей Верой.

Когда загнанный конь «грянул о землю», Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Да, лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости.

«С тех пор, как я живу и действую, — рассуждает Печорин, — судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние.

Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя».

Печорин руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями, нимало не считаясь с интересами окружающих его людей. «Первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает», — говорит он.

У Печорина слово не расходится с делом. Он действительно играет «роль топора в руках судьбы».

Погублена Бэла, обижен добрый Максим Максимыч, нарушен покой «мирных» контрабандистов, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери!

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал нравственным калекой? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

«Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, — говорит он, — лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».

«В первой моей молодости… — рассказывает Печорин Максиму Максимычу, — я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели».

Войдя в большой свет, он влюблялся в красавиц, но его сердце «оставалось пусто»; занялся науками, но скоро понял, что «ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди —т невежды, а слава — удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким».

«Тогда мне стало скучно», — признается Печорин и приходит к выводу: «…во мне душа испорчена светом». Одаренному человеку тяжко, как и Онегину,,

Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности.

Разочарованный, сомневающийся во всем, нравственно страдающий лермонтовский герой тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему истинное эстетическое наслаждение. Пейзажные зарисовки в «Журнале Печорина» помогают понять сложный, мятежный характер главного героя романа.

Они усиливают мотив одиночества, глубокой опустошенности Печорина и в то же время указывают на то, что в глубине его сознания живет мечта о прекрасной жизни, достойной человека.

Окинув пристальным взором горы, Печорин восклицает: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах.

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?» Глубоким лиризмом окрашено описание утра, в которое произошла дуэль Печорина с Грушницким. «Я помню, — замечает Печорин, — в этот раз, больше чем когда-либо прежде, я любил природу».

Лермонтов создал правдивый, типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению ЗО-х годов. «Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!» — говорит он всем содержанием книги. Они «не способны более к великим жертвам ни для Блага человечества, ни даже для собственного… счастья».

Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал «историю души человеческой». «Герой нашего времени» — это социально-психологический роман.

Сочинения по теме:

  • Печорин против Грушницкого: поединок противоположностей сочинение
  • Сюжетный и проблемный анализ романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сочинение
  • Типажи женщин на страницах «Героя нашего времени» сочинение
  • Чувство любви в образе Печорина сочинение

Источник: http://1soch.ru/lermontov-mu/geroy-nashego-vremeni/harakteristika-proizvedeniya-geroy-nashego-vremeni

Персонажи романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные — совсем наоборот.

Книги Персонажи романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Виды персонажей

Печорин Григорий Александрович — прапорщик, главный герой романа «Герой нашего времени». Образ человека, не нашедшего себе применения и смысла в жизни.

Максим Максимыч — штабс-капитан, один из главных персонажей романа Лермонтова «Герой нашего времени». Это штабс-капитан, который выполняет функции рассказчика и самостоятельного персонажа, противопоставленного Печорину в нескольких частях романа («Бэла», «Максим Максимович», «Фаталист»).

Бэла — черкешенка, дочь князя, один из главных женских персонажей романа «Герой нашего времени» Лермонтова. Это черкесская княжна, сестра Азамата, которую похищают  для главного героя романа, офицера Печорина. Рассказом простодушного Максима Максимовича про Бэлу Лермонтов открывает повествование своего романа.

Казбич — черкес, второстепенный персонаж повести «Герой нашего времени». Он убивает одну из главных героинь повести, княжну Бэлу, когда та возвращается из плена Печорина.

Азамат — черкес, сын князя, второстепенный персонаж повести «Герой нашего времени». Это пятнадцатилений парень, который отличается порывистостью, несдержанностью, неуравновешенностью и во всём хочет быть похожим на Казбича. Азамат содействует похищению своей сестры, Бэлы.

Мери — княжна Лиговская, один из главных женских персонажев в повести Лермонтова «Герой нашего времени». Она участвует в любовном треугольнике Грушницкий-Мери-Печорин и с её образом в романе связана проблема подлинной и мнимой любви.

Вера — светская дама, один из главных женских персонажей романа «Герой нашего времени» Лермонтова. Это светская дама и любовница Печорина. Вера участвует в двух любовных треугольниках, связанных с основным мужским персонажем, печориным: Грушницкий-Мери-Печорин, Вера-Печорин-Мери.

Грушницкий — юнкер, позже произведен в офицеры. Второстепенный персонаж романа Лермонтова «Герой нашего времени». Это юнкер, который выдаёт себя на Кавказе за разжалованного офицера. Это антипод Печорина, его «кривое зеркало».

>Доктор Вернер — второстепенный персонаж повести Лермонтова «Герой нашего времени», приятель Печорина.

Вулич — поручик, второстепенный персонаж повести Лермонтова «Герой нашего времени», один из двойников главного героя, Печорина. Это лихой и безрассудный молодой человек, чья страсть — игра.

Ундина
 — девушка-контрабандистка, героиня части под названием «Тамань». Девушка не обозначена в повести даже именем, «ундина» — это синоним русалки, именно так Печорин называет про себя эту девушку.

Янко — контрабандист, смельчак, второстепенный персонаж из повести Лермонтова «Герой нашего времени», появляется в части «Тамань», действует вместе с Ундиной.

1808,

Уильям Белл — персонаж сериала «Грань»

Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай…

Дубровский Андрей Гаврилович — второстепенный герой романа Пушкина «Дубровский»

Дубровский Андрей Гаврилович — отец главного героя романа, Владимира А…

Троекуров Кирила Петрович — герой романа Пушкина «Дубровский»

Троекуров Кирила Петрович — один из основных героев романа Пушкина Ду…

Евгений Базаров — герой романа «Отцы и дети»

Действие романа происходит летом 1859 года. Моло…

Евгений Онегин — характеристика героя

Евгений Онегин — герой романа в стихах А. С.Пушки…

Капитан Джек Воробей

Пират Джек Воробей — колоритный, манерный пиратс…

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким.

Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме…

Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Персонажи романа Лермонтова «Герой нашего времени». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/personazhi-romana-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Ссылка на основную публикацию