Лука: характеристика и образ героя в пьесе м. горький «на дне»

Образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни

Лука и другие обитатели ночлежки.Художник С. Гонков

Лука является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы «На дне» М. Горького. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.
Смотрите: Все материалы по пьесе «На дне»

Возраст Луки — 60 лет: «…странник, 60 лет…»

О внешности Луки известно следующее:

«…Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса…» «…Гляди – какой я? Лысый… «

Лука является странником, бездомным человеком:

«…Проходящий… странствующий…» «…Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…»

Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:

«…Вот – новый постоялец…»

Лука является интересным, любопытным человеком:

«…Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…» «…Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…»

Лука — человечный старик:

«…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»Лука является ласковым, мягким человеком: «…на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…»Лука — милый старик: «…А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка?..»


Лука является умным, проницательным человеком:

«…Он – всё видел… всё понимал…» Лука — добрый человек: «…Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?..»

Лука — жалостливый человек:

«…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..»»…Он… жалостливый был…»

Лука любит петь песни:

«…Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…»
«…А я, значит, не хорошо? Ишь ты! А я думал – хорошо пою…»
Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много «мяли», то есть он пережил много трудностей: «…Мяли много, оттого и мягок…»

Лука — странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:

«…Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три…»

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:

«…Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…» У Луки был горький опыт общения с женщинами: «…Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было…»

Лука не всегда говорит людям всю правду. Он часто врет людям из жалости к ним:
«…Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…» (Клещ о Луке)

«…Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…» (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:

«Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!» (Настя о Луке и других обитателях ночлежки) «…Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше — на Украину: «…Ну, ребята!.. живите богато! Уйду скоро от вас… В хохлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да!..»

«Костылев. Так… Уходишь, говорят?

Лука. Куда глаза поведут…»

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:

«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!»»…Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться)… …Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать…

…Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки…<\p>…Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе.

По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека… …

Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь… …

Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина — деяния, действия, созидания…

…Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы.

Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их…»

(Ю. Юзовский, отрывки из статьи «Драматургия Горького») Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Смотрите: Все материалы по пьесе «На дне»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/01/Luka-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika-dlja-sochinenija.html

Образ Луки в пьесе Горького «На дне»: характеристика персонажа, цитаты и высказывания

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой “На дне”, без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Откуда появился странник

Максим Горький не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: “Старику – где тепло, там и родина”.

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками “выйти в люди”, а не влачить существование “на дне” весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца, проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова, каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками, отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась.

Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец.

Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля, где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса Горького “На дне” богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу “На дне” Горького:

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

  • драматург раскрыл всю подноготную поведения и характера персонажей;
  • нам всегда понятно, по каким причинам герой поступает так, а не иначе;
  • вся пьеса – веское доказательство того, что любовь, понимание и надежда необходимы человеку, кем бы он ни был.

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/obraz-luki-v-pese-maksima-gorkogo-na-dne.html

Образ Луки в пьесе Горького «На дне»

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» по праву считается одним из наиболее интересных и противоречивых.

Это произведение изучают в школе, но оно интересно для изучения и анализа в любом возрасте.

Характеристика Луки в пьесе «На дне»

Странник Лука впервые появляется на страницах произведения, когда читатель уже немного познакомился с основными героями, оказавшимися на «дне жизни», и сюжетом.

Драматург даёт очень скромное описание героя, не акцентируя внимания на его биографии.

Это довольно пожилой человек с палкой в руке, за плечами у него была котомка, на поясе чайник и котелок.

Ночлежники довольно равнодушно отнеслись к страннику, не подозревая, какую роль он сыграет в их трудной жизни.

Роль Луки в драме Максима Горького

М. Горький заставил людей задуматься о жизни, о том, во что превращаются люди под давлением жизненных обстоятельств, и как страшно оказаться на «дне жизни», с которого уже не выбраться.

Философия и правда Луки

Каким бы не считали читатели образ Луки, положительным или отрицательным, ясно одно: этот добрый человек пришёл в жизнь маленьких людей, оказавшихся на «дне жизни» неспроста, у него была своя позиция – некая миссия.

Врал ли он? Говорил ли правду? На эти риторические вопросы каждый ответит по-своему.

Лука кардинально изменил атмосферу, которая была в ночлежке. Герои задумались, начали снова о чём-то мечтать. Старец был одновременно настолько и мягок, и убедителен в своих речах, что даже самые большие скептики изменили своё отношение к правде, к человеку.

Цитаты и афоризмы Луки

Слова Луки – это искромётные фразы с глубоким философским подтекстом. Их тематика очень разнообразна:

  • ценность человеческой жизни:
  • морально-этические нормы поведения:
  • сила слова:
  • сила веры:
  • воспитание детей:

Значение имени Лука в пьесе «На дне»

Следует отметить, вышеупомянутое имя довольно интересное, имеющее скрытый смысл. Оно древнегреческого происхождения, буквально означает «земледелец».

Но подсознательно воображение читателя ассоциирует его с библейскими образами Святого мученика Луки. Таким образом, по мнению многих критиков, со страниц пьесы на нас смотрит и даёт свои мудрые советы сам Иисус Христос.

Читайте также:  Белое море в россии

Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки

Все высказывания Луки имели глубокий смысл. Он говорил кратко, но всегда по существу. Каждое его слово было продумано, отточено жизнью и поэтому попадало в цель.

Каким образом Лука действует на ночлежников

Со временем герои осознают, что Лука в большинстве случаев их обманывал, но это уже становится неважным.

Герои просто прекрасно понимали, что старец говорил то, что поддерживало их, помогало существовать в этой грязной ночлежке.

Его притча о «праведной земле», так взволновавшая их сознание, всего лишь слова утешения, которые подарили им надежду. Но ведь именно этого, по правде говоря, им и не хватало.

Они были одиноки и никому не нужны, в них просто никто не верил. А Лука подобрал ключики к их таким опустошённым сердцам, дал те советы, в которых они нуждались.

Высказывания Луки о людях — что он говорит каждому из обитателей ночлежки

Героя не просто слушали, ночлежники его слышали:

  • он сумел подобрать слова утешения для Анны перед её смертью;
  • смог убедить Артиста начать бороться с алкоголизмом, несмотря на неудачи и провалы;
  • поддержал девицу лёгкого поведения Настю, которая свято верила в любовь;
  • даже пытался достучаться до столь сложного Василия Пепла и предостеречь его от роковой ошибки – убийства мужа своей любовницы.

Не все герои пьесы нуждались в советах Луки, были и те, которым Лука ничего не советовал.

Отношение Горького к Луке

Довольно интригующим был момент исчезновения Луки.

Он ушёл так же тихо и незаметно, как и появился в ночлежке.

Позиция автора ясна, он симпатизирует своему герою, убеждая читателя в том, что все действия странника были из добрых побуждений – помочь несчастным, опустившимся людям, дать им надежду, вселить веру в себя и свои силы, обозначить цель в жизни.

Положительный или отрицательный герой Лука

На протяжении многих лет критики и литературоведы довольно неоднозначно характеризовали этого персонажа, относя его то к героям, то к антигероям.

Такая полярность во взглядах была обусловлена в первую очередь историческими реалиями. В начале ХХ века Лука рассматривался как отрицательный герой, который занимался пустой болтовнёй и будоражил умы людей, которые ничего не могли изменить в своей жизни.

Позже критики сошлись на том, что Лука давал людям надежду и веру, а они уже сами выбирали свой жизненный путь.

Наука от Горького Лука

Советские постулаты в образовании приучили читателей к тому, что каждое произведение обязательно имеет поучительный подтекст. Говоря о драме М. Горького «На дне», с этим тяжело поспорить.

Образ странника Луки даёт читателям возможность задуматься, нужны ли обществу такие люди, какую роль играют они в нашей жизни, как часто приходят и учат нас добру, вере в свои силы.

Источник: https://1001student.ru/literatura/luka-pesa-na-dne.html

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются.

В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице.

Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый.

И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил.

И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать!.. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом.

Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями.

Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов.

И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего».

Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме — в форме лжи, красивой сказки.

Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников.

Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности.

Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель.

Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

Источник: http://5litra.ru/soch/1052-obraz-luki-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Характеристика Луки из пьесы «На дне» М. Горького

Лука – странник, житель ночлежки. Один из самых ярких персонажей пьесы. Через него автор ставит один из главных вопросов произведения: что лучше, истина или сострадание, сладкая ложь или горькая правда? Лука неожиданно появляется среди жителей ночлежки.

Он ко всем добр, ласков и милосерден. Про себя он почти ничего не рассказывает, говорит лишь: «Мяли много, оттого и мягок…». Он не делит людей на «хороших» и «плохих», для него все равны.

Свои взгляды на жизнь он выражает так: «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают».

Лука находит что-то хорошее и светлое в каждом из жителей ночлежки, каждого по-своему утешает и наставляет.  Он верит в настоящую любовь для проститутки Насти: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она».

Больной Анне обещает вечный покой на небесах. Для пьяницы –актера предлагает бесплатную лечебницу для алкоголиков: «Ты…  лечись!  От  пьянства  нынче  лечат,   слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц…

чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница — тоже человек… и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй!». Лука вселяет надежду  на новую вольную жизнь в Сибири в вора Ваську Пепла.

  Не смотря на неправдоподобность слов Луки, жители ночлежки верят ему, для них его речи как лучик солнца во тьме.

Лука активно участвует  в спорах ночлежников о природе человека, его праве на мечту и счастье.

Его слова делят жителей ночлежки на два лагеря, одни из которых, предпочитают слепо верить ему, другие же относятся скептически. Для Луки же главным было вселить в человека веру, независимо от реальных обстоятельств.

Главное, чтобы она принесла ему покой и радость. Странник убежден, что вера помогает человеку жить, его не интересует истина.

Сладкие слова и увещевания Луки мало кому принесли счастье. Актер, после ухода старика, потерял надежду и повесился, Пепел попал на каторгу за убийство, Анна умерла.  Утешения Луки никому не помогли, потому что он не укрепил веры человека в свои силы, не подготовил к жизненной борьбе.

Автор показывает читателям, что именно ложная надежда может сломать человека. Но Лука и не обещал ночлежникам исполнение их желаний. Он только указывал путь, которому нужно следовать, открывал для них новые возможности. После ухода странника герои снова разочаровались в своём будущем. Они не смогли осуществить свои мечты без посторонней помощи.

Характеристика Квашни из пьесы «На дне» М. Горького с цитатами

Характеристика Василисы из пьесы «На дне» М. Горького с цитатами

Главные герои рассказа Горького «Макар Чудра», характеристика с цитатами

Характеристика Сатина из пьесы «На дне» М. Горького с цитатами

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=58

Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне». Реферат по литературе

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году и тогда же поставленная на сцене Московского художественного театра, имела феноменальный успех.

Впервые на сцене появились реальные босяки (одним из них был в недавнем прошлом и прославленный автор пьесы), в отличие от романтизированных босяков ранних романтических рассказов Горького о «бывших людях».

Однако острый интерес к пьесе был вызван не только злободневностью проблем об ответственности общества за жизнь обездоленных, но и актуальностью философских вопросов, поставленных Горьким, главный из которых — что есть правда, нужна ли она человеку, что такое человек и во имя чего он живет.

На споре о правде, а не на традиционной любовной интриге держится драматургический сюжет пьесы.

Все элементы сквозного действия пьесы связаны с образом Луки, с его философией и жизненным поведением, отражающим его взгляды: завязкой действия оказывается появление в ночлежке Луки, который сразу оказывается в центре внимания ночлежников; развитие действия определяется тем влиянием, которое оказывает личность, поведение и высказывания Луки на жизнь обитателей ночлежки. Лука пробуждает чувства и сознание босяков, обнаруживая их истинную суть. Кульминация — попытка героев пьесы изменить свою жизнь, осуществить мечту, пробужденную Лукой, заставившим поверить в возможность её осуществления («Ты верь», — внушает он). Развязка — крушение всех иллюзий — связана с исчезновением Луки и продолжающимся спором об его личности и о той роли, которую он сыграл в жизни обитателей ночлежки и, шире, о той правде, которая нужна людям.

Лука — старик-странник, единственный из обитателей ночлежки, о прошлом которого мы не знаем почти ничего. Куда он уходит из ночлежки в четвертом действии — тоже неизвестно. Зато его пребывание в ночлежке оставило глубокий след в душах босяков.

Вместе с Лукой входит в ночлежку доброта и ласка.

Он напоминает толстовского Платона Каратаева, как «что-то доброе, русское, круглое»: такая же певучая речь, ласковые слова привета («Доброго здоровья, народ честной»), от которых уже давно отвыкли обитатели «подвала, похожего на пещеру», где с утра до ночи слышны крики, брань, происходят драки и даже убийства («Однажды тебя убьют», — говорит Актер Сатину. — «Дурак, дважды убить нельзя», — восклицает Сатин спокойно, то есть привычно); пословицы и поговорки, которыми изобилует речь Луки, органически вплетаются в речь мудрого старика и отражают народный взгляд на жизнь («Старику — где тепло, там и родина», «ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают»). От него веет уютом, домашностью, от чего давно отвыкли бездомные люди. Недаром Наташа сразу откликается на его ласку и любовно называет его дедушкой («Туда иди, дедушка.») Лука сразу располагает к себе людей тем, что его слова мудры, а сочувствие не обидно: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,— житье ваше — о-ой!»

Сострадая другим, он никогда не стремится вызвать сочувствие к себе; много переживший в своей многострадальной жизни («Мяли много, оттого и мягок», — скажет он лишь однажды), он не очерствел, не обозлился, а стал мягче, добрее, человечнее, а это признак большой души и благородства.

Лука умеет сохранить достоинство и постоять за себя (что очень ценится униженными жизнью людьми) не криком и бранью, а спокойной мудростью много пожившего и испытавшего человека. Когда Барон по сохранившейся барской привычке начинает его допрашивать («паспорт имеешь!»), Лука сразу же ставит его на место:

Читайте также:  Джанни родари "приключения чиполлино": описание, герои, анализ произведения

Сконфуженный Барон отвечает:

И Лука тактично помогает ему выйти из неловкого положения:

Лука умеет понять каждого человека с первого взгляда, по-доброму отреагировать на конфликтную ситуацию, погасить ссору, предотвратить драку.

Так, все утро ночлежники ссорились из-за того, что никто не хотел мести пол: Барон заставляет Актера, Актер — Настю, Квашня опять Актера, а у Актера «организм отравлен алкоголем», ему вредно «дышать пылью»; в результате хозяйка Василиса грозит «выгнать всех «вон» из ночлежки».

Лука («Ну-ка, хоть я помету здесь. Где у вас метла?») подмел пол, привел в помещение больную Анну, помог ей дойти до кровати («… а разве можно человека эдак бросать? Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит»).

Приласкал Лука смертельно больную Анну — и легче стало у нее на душе: «Гляжу я на тебя …на отца ты похож моего …на батюшку … такой же ласковый … мягкий.

» Лишенные любви и сострадания, и Анна, и Наташа признали в Луке родного человека — «дедушку», «отца».

Лука обладает талантом с сочувствием и пониманием выслушать каждого человека, пожалеть и утешить: «Эх ты, девонька! Устала? Ничего! Потерпи еще», — обращается он к смертельно больной Анне.

Его доброта активна, деятельна: он предотвращает драку хозяина ночлежки Костылева с Пеплом, хотя делает это не без лукавства (Лука — лукавство): потихоньку залезает на печку и в нужный момент обнаруживает себя.

Обитатели ночлежки раскрывают доброму старику свои души: Сатин, Барон, Настя — все исповедуются ему — так велика их потребность в сочувствии и сострадании, потому что они утратили веру в себя, в возможность изменить жизнь к лучшему. («Актер: таланта нет,… нет веры в себя …).

На протяжении всей пьесы Лука повторяет, что спасти людей может только любовь или жалость, (в народном понимании «любить» и «жалеть» — синонимы): «Любить — живых надо … живых»; «живых не жалеем … сами себя пожалеть-то не можем… где тут» «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть … жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел». Только любовь и доброта могут спасти людей от злобы и насилия. В доказательство своей правоты Лука приводит случай из жизни.

Ночью на дачу, которую он сторожил, залезли воры. Вместо драки и смертоубийства (воры с топором, сторож с ружьем) Лука по-отечески наказал их, заставив друг друга выпороть, а потом накормил беглых каторжников и оставил до весны.

«Хорошие мужики! Не пожалей я их — они бы, может, убили меня … али еще что…» «А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь … что толку? Тюрьма — добру не научит, а человек — научит … да Человек может добру научить … очень просто!» Лука убеждает нас, что человек по своей природе добр (исключение — люди типа Костылевых, которых Лука сравнивает с «неугодьем», то есть с почвой, на которой ничего не родится), но обстоятельства жизни делают людей злыми. Правота Луки подтверждается еще и тем, что, докопавшись до самой сути, он раскрыл светлую сердцевину каждого человека. Оказывается, Настя мечтает о чистой, самоотверженной любви, а жизнь заставляет её торговать своим телом; Пепел хотел бы честно трудиться, а у него на роду написано быть вором («Васька — вор, воров сын»), Актер хотел бы вернуться на сцену — но нет лечебниц для алкоголиков.Однако жизнь, к сожалению, заставляет сомневаться в безусловной правоте Луки, утверждающего, что любовь и милосердие искоренят зло.

Узнав сокровенные желания каждого, Лука старается убедить своих собеседников в возможности осуществления их мечтаний.

Он внушил Пеплу и Наташе мысль о возможности начать новую, трудовую, честную жизнь в Сибири; поддержал веру Насти в её «роковую любовь»; утешая Актёра, он заставляет его поверить в существование лечебницы для алкоголиков.

Лука прибегает к обману, чтобы вселить в людей надежду на изменение жизни к лучшему, предлагая каждому возможный для него вариант. И даже умирающей Анне он обещает райскую жизнь в загробном мире: «Ты с радостью помирай, без тревоги…»

Люди поверили Луке, поверили в себя, воспрянули духом — и у них появились вера и надежда. Актер перестал пить, начал работать и собирать деньги на дорогу в лечебницу с «мраморными лестницами»; мечтает снова стать актером, вспоминает свою звучную фамилию — Сверчков-Заволжский, в памяти всплывают давно забытые реплики из пьес, стихи.

Пепел начинает собираться в Сибирь, настойчиво уговаривает Наташу бежать с ним, убеждая её в своей любви. Настя живет с радостной верой, что хоть и в прошлом, но была у неё любовь. Однако судьба людей, поверивших Луке, оказалась трагичной: Настя собралась уйти из ночлежки («Эх, опротивело мне все…»); Пепел угодил в тюрьму, Наташу искалечила Василиса.

И последнюю точку в драме разуверившихся людей ставит Актер: «На пустыре… там… Актер… удавился!»

Все герои сходятся на том, что в гибели Актера виноват Лука, вселивший людям ложную надежду.

Лука же считает свою позицию единственно правильной, и в подтверждение рассказывает притчу о праведной земле, которой он старается убедить ночлежников в необходимости «лжи во спасение», противопоставляя свою точку зрения бескрылой правде Бубнова и Барона, «которая камнем ложится на крылья». Лука рассказывает о старичке, который жил с верой в существование «праведной земли»— и был счастлив. Когда же ученый доказал ему, что «праведной земли» не существует — удавился. По мнению Луки, виноват ученый, разрушивший веру старичка. Но ведь возможно и иное толкование этой притчи. Ведь, живя в мире иллюзий, человек рано или поздно обнаруживает самообман, что нередко и приводит к трагическим последствиям.

На такие же размышления наводит и последняя реплика Сатина в пьесе в адрес Актера, покончившего жизнь самоубийством:

«Дурак» потому ли, что поверил Луке, или потому, что оказался слаб, узнав правду? А может быть, виноват и Сатин, убеждая, что Лука его обманывает, соблазняя его на выпивку, подрывая его слабые силы?

Можно ли лгать из любви к людям, почему люди так легко поддаются самообману, и к каким трагическим последствиям ведет эта вера в несуществующее, — вопрос, который человечество пытается разрешить на протяжении тысячелетий. Актер декламирует стихи Беранже о «безумцах», вооружившие человечество лучезарной мечтой о социализме, который был назван утопическим, т.е. несбыточным:

Четвертое действие пьесы — это продолжающийся спор о правде после исчезновения беспаспортного бродяги Луки из ночлежки. («Исчез от полиции»). Позиция Луки одними оправдывается, другими осуждается. Клещ говорит: «Правды он не любил, старик-то… так и надо! И без неё дышать нечем».

Сатин же, защищая старика («он врал,… но это из жалости к вам»), в то же время осуждает ложь из сострадания, из жалости к людям: «Жалость унижает человека».

Что же все-таки хотел сказать Сатин? Что же унижает человека — жалость или ложь? Может быть, все-таки ложь? Ложь нужна безнадежно больным, а значит, и очень слабым людям, которые не находят в себе силы преодолеть жизненные обстоятельства.

А о том, нужно ли человека жалеть, любить, быть к нему милосердным, лучше всего сказали сами ночлежники, вспоминая Луку добрым словом:

Сатин же подметил созвучные своим мыслям о гордом человеке слова Луки о необходимости самоуважения и уважения к людям: «Старик живет из себя… Он на всё смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед, зачем живут люди!» — А — для лучшего люди-то живут, милачок! Потому что всякого человека и уважать надо … Особливо же деток надо уважать… ребятишек!»

Сам Горький относился к созданному им образу Луки неоднозначно, поскольку наделил его и собственными чертами, свойственными ему и как человеку, и как писателю.

Свои размышления над проблемой, что лучше — безжалостная правда факта или «ложь во спасение», он вложил в сказку-притчу «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины».

Его мучил вопрос, не является ли обманом его призыв в романтических произведениях к подвигу во имя свободы и счастья.

Артисты, воплощавшие образ Луки на сцене, чаще всего подчеркивали лучшие человеческие черты Луки, его доброту, милосердие, стремление активно помочь людям поверить в себя.

И если доброта и милосердие не торжествуют в жизни, то не виноваты ли в этом и сами люди, не нашедшие в себе силы сопротивления жизненным обстоятельствам.

Но если даже такой сильный человек, как Сатин, потерял надежду выбраться со «дна», то, очевидно, главным виновником остается государство, бесчеловечный общественный строй.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/gorky-m/image-of-luka-in-gorkys-play-the-lower-depths

Характеристика Луки, образ Луки | Инфошкола

9 Май 2012       админ      Главная страница » Характеристика героев      Просмотров:   35518

Характеристика Луки в пьесе Горького «На дне».

В пьесе « На Дне» Максим Горький показывает нам жизнь и нравы обитателей ночлежки. Ночлежка – грязный и полутемный подвал. Здесь тесно и душно, но вырваться из этого мирка обитателям ночлежки некуда, они уже давно морально сломлены

Образ Луки у Горького — это самый светлый образ из всех обитателей ночлежки. Сам Горький неоднозначно относится к Луке, но считает его положительным героем.

У многих жителей ночлежки появление Луки вызывает раздражение, но кто-то и рад его появлению, например Анна.

Лука пытается успокоить ее перед смертью: «Помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!» Многие считают, что это ложь, но для верующего человека, каковым является Лука, это не ложь, а правда.

Характеристика Луки, ночлежка в пьесе Горького На дне

Актеру Лука рассказывает о лечебнице, где его излечат от пьянства. Он с состраданием выслушивает всех жителей ночлежки, Настю с её романтическими фантазиями.  Лука заведомо говорит неправду, говорит то, что хотят услышать его собеседники. Пусть Лука лжёт, но после разговоров с ним людям становится легче, они обретают веру и надежду.

Лука помогает ночлежникам увидеть темные стороны своих душ, но не винит их самих в этом, а винит обстоятельства. У жителей ночлежки нет будущего, они живут сегодняшним днем, у них одна судьба, и они уже не надеются ее изменить. Но приходит Лука, и все так или иначе реагируют на его появление, никто не остается равнодушным.

Одни видят в нем проходимца и обманщика, а другие — ласкового и доброго человека.

Ложь Луки иногда вызывает непонимание. Что это за «хорошая сторона Сибирь», куда он предлагает отправиться Пеплу с Наташей? Сибирь — далеко не благодатный край, и путь туда труден. Но не напрасно Пепел, вор с раннего детства, так цепляется за мечту о лучшей жизни в Сибири. Есть в Луке что-то, что заставляет людей доверять ему.

Лука много повидал и испытал на своем веку. Он верит, что всякий человек достоин жалости. Он убедился на своем горьком опыте, что в мире почти не осталось ни правды, ни справедливости.
Лука — удивительный человек.

Он улавливает мечты каждого обитателя ночлежки и помогает им осуществиться. У ночлежников уже нет целей в жизни, что так важно для каждого человека.

 Ключом к пониманию жизненной философии Луки является рассказанная им притча о человеке, который мечтал о праведной земле, где живут хорошие люди. Но оказалось, что этой земли не существует, и он с горя повесился.

Ночлежники считали, что Лука вселил ложную надежду в их души, но он не врал, а лишь поддерживал в них веру в себя, в свои силы и возможности. Но вера оказалась непрочной, и с исчезновением Луки тут же угасла. Все дело в слабости самих героев, в неспособности и нежелании что-либо сделать, чтобы противостоять обстоятельствам, которые обрекают их на существование в ночлежке Костылевых.

К Луке тянутся люди, потому что он всегда им сопереживает. К нему располагает его человеколюбие, его потребность делать добро, стремление помочь нуждающимся, чем только можно. У Луки нет никаких особенных убеждений.

Лука умеет становиться эхом других людей. Он — зеркало, в котором отражаются души тех, с кем он беседует. Лука мудр, потому что он не только делится своим опытом, но и впитывает опыт других людей.

Людям хочется простой, лёгкой жизни, потому им проще верить сказкам Луки, чем лозунгам Сатина.

Читайте также:  Легенда о "разбитом сердце"

Герои пьесы относятся к Луке по-разному. Особенно это проявляется ближе к финалу. Поступки, на которые Лука провоцирует людей, не всегда приводят к ожидаемому результату. Чаще итог плачевен. Наиболее горький и трагический пример – смерть Актера.

Но ведь изначально побуждения Луки — самые добрые, недаром старика защищает его антипод Сатин. Лука – не отрицательный и не положительный персонаж. Каждый может относиться к нему по – своему.

Но нет сомнения в том, что если бы не было ложных представлений о жизни Луки, то не родилась бы и правда Сатина.

Источник: https://info-shkola.ru/harakteristika-luki/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: Образ Луки в пьесе М.Горького «На Дне»

       Пьеса Максима Горького, одного из величайших русских писателей первой половины XX века, «На дне» — это глубокое социально-философское произведение.  Оно затрагивает множество проблем современного Горькому русского общества. Но в центре пьесы – проблема истины. Что лучше: жестокая правда или сладкая ложь? Именно вокруг этого вопроса и развернут весь сюжет произведение.

      Действие, конфликт в пьесе «На дне» развязывается с появлением на страницах странника Луки. Лука – это наиболее противоречивый, сложный образ произведения.

Он неожиданно врывается в «спокойную», размеренную жизнь обитателей ночлежки, в жизни людей со дна.

Кто же эти обитатели? Слесарь Клещ, жена его Анна, всю жизнь терпевшая побои, воришка Пепел, девушка легкого поведения Настя, алкоголик Актер, картузник, бывший барин и др.  Все они – отчаявшиеся,  бросившие надежду на светлое будущее люди.

      Но для Луки – каждый человек представляет ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха» — объявляет он сразу по своем появлении. Для Луки не важно, каково было прошлое человека, каково его настоящее, для него главное — это вера в будущее. 

      Лука сразу вносит разлад в размеренную жизнь обитателей ночлежки. Он верит Насте, утверждающей, что в ее жизни была чистая, светлая любовь. Актеру Лука сообщает, что есть бесплатная лечебница, где могут вылечить алкоголизм.

Лука помогает обрести веру Ваське Пеплу и его возлюбленной Наташе, говоря, что они смогут обрести свое счастье, смогут избавиться от мучительного прошлого, сбежав вдвоем в Сибирь.

А умирающей Анне он обещает светлую загробную жизнь, помогая ей обрести спокойствие.

      Но некоторые герои противостоят Луке, называя его «шарлатаном» (Бубнов), утверждают, что «правды он не любил» (Клещ), изумляются, « и чего это человек врать так любит?» (Бубнов).

Позицию этого лагеря ярко отображают слова, сказанные Сатином: «Ложь – религия рабов и хозяев.

Правда – бог свободного человека!»  Однако, на мой взгляд, они не понимают простой истины, что в жизни человеку, особенно человеку «на дне», не правда нужна, а сострадание, утешение, надежда.

      Но, к сожалению, после ухода Луки мы понимаем, что единственный луч света покинул темноту «дна». Впавший в отчаяние Актер кончает жизнь самоубийством. Васька Пепел убивает в драке Костылева и попадает в тюрьму. Наташа, его возлюбленная, вдруг исчезает. Все вновь возвращается на круги своя.

И те, кто на протяжении всей пьесы боролись за правду, одерживают победу, с неодобрением вспоминая об исчезнувшем страннике, о Луке.

И только здесь Сатин внезапно восклицает: «Он (Лука) врал – из жалости к вам!» и «ложе оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… кто слаб душой – тем ложь нужна».

      Таким образом, на мой взгляд, образ Луки — это олицетворение собой принципа «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Я искренне считаю, что несмотря на всю хитрость и лицемерие Луки, он является, безусловно,  положительным персонажем, действия которого, не согласовываясь с народными заповедями, все же отвечают принципам сострадания, уважения, гуманизма.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/110-sochinenie-na-temu-obraz-luki-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Лука — пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Это человек с богатым жизненным опытом, о чем говориться в словах: «Мяли много, вот и мягок».

Лука считает всех людей жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися лишь в соболезновании и утешении. Лука- сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватились отчаявшиеся люди. Поэтому он и вселяет во всех надежду о светлом будущем.

И ему верят. Умирающей Анне говорит, что на том свете, в раю, не будет мучений, что после смерти она обретет покой и вечное блаженство на небе. Ваське Пеплу внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь. Актеру обещает назвать город, где бесплатно лечат от алкоголизма в роскошной лечебнице.

Подкрепляя своего слова примером о пользе жалости, Лука рассказывает, как некогда сам пожалел грабителей, чем спас их, ибо в противном случае они убили бы его и сами бы погибли на каторге. Он также рассказывает притчу о «праведной земле»- о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но разочарованный тем, что на карте у ученого таковой не оказалось, повесился

Связь этой притчи с жизнью в ночлежке очевидна. Обитающие испытывают такое же чувство. Они хотят видеть свет в конце туннеля и интуитивно видят его, но все надежды резко рушатся. Возможно, все было бы иначе, если бы Лука указал им на верный путь. Но он этого не сделал.

Люди тянутся к Луке, потому что его бредни временно скрашивают тяжесть действительности. Принцип Луки — «ложь во спасение».

Он не верит в возможность изменения жизни и лживыми обещаниями хочет сгладить все противоречия, примерить с рабской приниженностью, скрыть действительные причины тяжелого положения трудящегося народа, внушая мысль о том, что общественное устройство установлено раз и навсегда.

Пагубное влияние Луки испытали почти все обитатели ночлежки, и надежды их оборвались трагически: повесился Актер, в тюрьму попал Пепел, тяжело умирает Анна, захотевшая после слов Луки еще немного пожить на этом свете.

Лука верит в силу мечты: «Человек-все может… Лишь бы захотел…», хотя сам знает, что все его утешения ложны. Н а вопрос Пепла: «Зачем ты все врешь?»- Лука отвечает: «И …чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»

Нельзя не отметить, что имя героя очень примечательно. С одной стороны, оно явно происходит от слова «лукавый», которое имеет двоякий смысл.

Это, во-первых, хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий человек, а, во-вторых, добродушный, игривый, шутливый человек. Оба эти полюса заключены в слове «лукавый» и в характере самого персонажа.

И, конечно же, это имя принадлежит одному из евангелистов. Получается, перед нами некий носитель мудрости, дающий людям какое-то свое Евангелие — определенную правду.

Неожиданное исчезновение Луки свидетельствует о его поражении. Его обман не возвысил людей, а только унизил их. Они перестали верить в силы человека, воспринимая только то, что человека можно жалеть и утешать иллюзиями.

Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Конкретно на вопрос положительный или отрицательный это герой, мы ответить не можем. Даже автор дает нам представление двуличного человека.

Образ Луки является самым главным в пьесе «На дне». Он заставляет задуматься     об истинном и ложном представлении, о гуманизме. А еще наводит на размышления о возможности человеческого счастья: не может быть человек счастлив, пока человек не свободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Но человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек.

План

  1. Время написания пьесы — смысл названия.
  2. Герои пьесы до появления Луки.
  3. Лука — его роль и место в пьесе.
  4. Отношение к Луке других персонажей пьесы и автора.

Пьеса «На дне» написана A.M. Горьким в 1902 году.

Первоначально автор хотел назвать свою пьесу «Без солнца», «На дне жизни», но в итоге остановился на названии «На дне», которое, по-видимому, несет большую смысловую нагрузку и позволяет раскрывать не только социальные проблемы, но и затрагивает целый ряд нравственных проблем.

В самом деле, автор, показывая жизнь обитателей ночлежки, останавливает внимание зрителе не только на внешних действиях и событиях, его внимание привлекают скорее переживания и мысли героев, он пытается заглянуть на «дно» человеческой души, то есть добраться до самых истоков и причин положения «опустившихся», потерявших себя и смысл жизни людей. Именно поэтому на сцене воспроизводится обыденная жизнь (вспомните, как начинается пьеса — реплика, звучащая первой после открытия занавеса, «дальше», как бы подчеркивает текучесть, повседневность всего происходящего).

Пьеса открывается развернутой ремаркой, воспроизводящей подвал, похожий на пещеру. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной, доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Жизнь обездолила этих людей. Она лишила их всех основных человеческих прав:

—   на работу — Клеща;

—   на семью — Настю;

—   на благополучие — Барона;

—   на профессию — Актера.

Этих людей, которые так любят свободы, жизнь по существу лишила и этого блага. И не случайно свою они воспринимают как тюрьму, а под сводами их обители звучат слова песни: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», «Днем и ночью часовые стерегут мое окно».

И вот в ночлежку приходит удивительный человек — Лука. Примечательно имя этого героя. С одной стороны, оно явно происходит от слова «лукавый», которое имеет двоякий смысл. Это, с одной стороны, хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий человек, а с другой стороны, добродушный, игривый, шутливый человек.

Оба эти полюса заключены в слове «лукавый» и в характере самого персонажа. И нельзя не отметить, что это имя принадлежит одному из евангелистов. Значит перед нами нений носитель мудрости, дающий людям какое-то свое Евангелие — определенную правду. Не зря ведь он странник. Понятие это часто соприкасалось с понятием «правдоискателя».

Лука много ходил по земле, много видел. Он искренне любит людей, желает им добра, для него важнее каждый человек. До появления Луки в ночлежке никому не приходило в голову задумываться над смыслом своего существования: жили люди, словно «озябшие», а появился Лука и немножко отогрел их. Ко всем он старается подойти со словами утешения.

Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине, которая ожидает ее после смерти. Пепла соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Актеру он сообщает о бесплатных, прекрасных лечебницах, где излечивают от алкоголизма. Повсюду Лука сеет слова утешения и надежды.

Этот герой убежден, что человека надо уметь пожалеть, особенно, когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова, «обух для людей».

Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить их жизнь, привнести в нее сказку, красивый обман, розовую мечту, «золотой сон». После первого разговора со стариком Актер чувствует, что в его душе пробуждается что-то давно забытое. Горький показывает эти изменения скупыми ремарками: «задумавшись», «улыбается», «смеется», говорит как бы «проснувшись».

Актер вспоминает свое имя, свое любимое стихотворение, а ведь «в любимом — вся душа». И, может быть, то, что он добровольно уходит из жизни, означает, что проснувшийся в нем Человек ужаснулся тому, как живет Актер, и не захотел больше жить так.

Сатин, в уста которого Горький вкладывает знаменитые слова о Человеке, говорит о том, что Лука «проквасил сожителей», то есть заставил их задуматься, разбудил в душах этих людей давно забытое, открыл для них какой-то выход. «Старик прав, — говорит Сатин. — Он для вас же все делал, он подействовал на меня, как кислота на ржавую монету». В уста Луки Горький вложил такие слова: «Человек добру может научить очень просто».

Помогла ли на самом деле кому-нибудь из обитателей ночлежки утешительная философия Луки? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. После исчезновения Луки (а он исчезает также неожиданно, как и появился) сладостные сны рассеялись, и наступает горькое разочарование.

Появление Луки с его проповедью утешения и рассказами от Праведной земле укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных дум и мечтаний. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают кульминации в сцене убийства хозяина ночлежки Костылева.

Суровая правда жизни опровергает философию утешения Луки. Странник, появившийся в ночлежке, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды, мечты. Но после его ухода еще тяжелее становится жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что уже не могут ничего изменить в своей судьбе. Им, в общем-то, нечего ждать.

И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил старик, а дороги не показал.

Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате он понимает, что «никогда уже не выберется отсюда».

Образ Луки, созданный М. Горьким на страницах пьесы «На дне», заставляет задуматься об истинном и ложном представлении, о гуманизме. А еще наводит на размышления о возможности человеческого счастья: не может быть человек счастлив, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует не каждом шагу. Но человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек.

Источник: http://iumka.ru/literatura/referaty-sochineniya/item/18550

Ссылка на основную публикацию