Лопахин ермолай алексеевич: характеристика и образ в пьесе а.п. чехова «вишневый сад»

Образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад»: описание характера, отношения Лопахина с Раневской и Варей

Ермолай Лопахин (актер Дмитрий Гарнов). Спектакль «Вишневый сад». Белгородский драматический театрим. Щепкина.

Купец Ермолай Алексеевич Лопахин является одним из главных героев пьесы «Вишневый сад» Чехова.В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад»: описание происхождения, личности и характера Лопахина.

Также вы найдете описание отношений Лопахина с Раневской, его отношений с Варей, а также отношение других героев к Лопахину.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Вишневый сад»


Полное имя героя — Ермолай Алексеевич Лопахин: «…Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич…»

Внешность Лопахина:

«…я вот в белой жилетке, желтых башмаках…» «…У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста…»


Возраст Лопахина не указан в пьесе. Вероятно, ему от 30 до 40 лет. Он младше Раневской:

«…Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая…»

Лопахин — богатый купец:

«…Лопахин Ермолай Алексеевич, купец…»

«…Только что вот богатый, денег много…»

По происхождению Лопахин — сын крепостного крестьянина: «…Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках…» «…отец мой покойный – он тогда здесь на деревне в лавке торговал…»

Отец и дед Лопахина были крепостными («рабами») в имении Раневской:

«…Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…» «…Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…»

«…Твой отец был мужик…» (Петя Трофимов об отце Лопахина)

Лопахин сам себя называет «мужиком», то есть простым крестьянином: «…Я мужик… попросту…»»…ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…»

Лопахин — необразованный человек. Он не получил никакого образования, и у него плохой почерк:

«…Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья…» «…их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай…»

Лопахин — умный человек, хотя и без образования:

«…Ты здесь… рад тебя видеть… громаднейшего ума человек…»

У Лопахина было трудное детство. В детстве Лопахин ходил босиком зимой. Отец бил его палками: «…Мой папаша меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой…» «…их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал…»

Лопахин — скромный человек. Он помнит о своем происхождении и не притворяется аристократом:

«…В сущности, и я такой же болван и идиот…»

Лопахин — практичный человек. Он смотрит на вишневый сад не как на красивое место, а как на источник дохода:

«…Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает…»

Лопахин — прямой человек. Лопахин в лицо называет Гаева «бабой» за его легкомыслие:

«..(Гаеву.) Баба вы!..»

Лопахин — трудолюбивый человек. Он встает в 5 утра и работает с утра до вечера:
«…Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…»

Лопахин постоянно работает с деньгами — своими и чужими: «…у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что‑нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…»

Лопахин занимается сельским хозяйством:

«…Я весной посеял маку тысячу десятин, и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина! Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч…»

Лопахин — деловой и занятой человек:

«…Я понимаю. Он богатеет, занят делом, ему не до меня…»

Лопахин не может сидеть без дела:

«…Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как‑то странно, точно чужие…»

У Лопахина тонкая, нежная душа:

«…Как‑никак, все‑таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…»

Лопахин восхищается Россией и ее громадными размерами:
«…Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по‑настоящему быть великанами…»

Лопахин восхищается красотой природы:

«…А когда мой мак цвел, что это была за картина!

Лопахин дает деньги в долг Симеонову-Пищику и Раневской:

«…(Подает Лопахину деньги.) Четыреста рублей… За мной остается восемьсот сорок…» «…Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы!..» (слова Раневской)

Раневская считает Лопахина хорошим и интересным человеком:

«…Что ж, Варя, я буду очень рада. Он хороший человек…» «…Хочешь – выходи за Лопахина, он хороший, интересный человек…»Симеонов-Пищик считает Лопахина достойнейшим человеком: «…Человек, надо правду говорить… достойнейший…»

Варя считается Лопахина хорошим человеком:

«…Он хороший человек, мне нравится…»

Гаев считает Лопахина хамом и кулаком:

«…Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит…»

Петя Трофимов любит Лопахина, но считает его хищным зверем:

«…Как‑никак, все‑таки я тебя люблю…»

«…Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен…»

Лопахин знает Раневскую с детства. Она была молодой девушкой, когда ему было 15 лет: «…Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая…»

Раневская сделала много хорошего для Лопахина. И он за это любит ее как родную:

«…вы, собственно вы, сделали для меня когда‑то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную…»

Лопахин хорошо относится к Раневской:

«…Любовь Андреевна Хороший она человек. Легкий, простой человек…» «…вы не беспокоитесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть…»

Лопахин искренне восхищается Раневской:

«…Такая досада! Хотелось поглядеть на вас, поговорить… Вы все такая же великолепная…» «…чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде…»

У Раневской и Лопахина доверительные отношения:

«…Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по‑прежнему…»

Лопахин постоянно одалживает Раневской деньги:

«…Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы!..»
Лопахин хочет помочь Раневской избежать разорения. Он предлагает ей вырубить вишневый сад и сдать его в аренду: «…если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода…» «…нужно поубрать, почистить, например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…»

Но Раневская отказывается от проекта Лопахина. Ей жалко вырубать сад:

«…Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что‑нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад…»

В конце концов Лопахин сам выкупает вишневый сад на торгах:

«…Вишневый сад теперь мой! Мой!..»

Лопахин покупает вишневый сад за большие деньги — более 100 тысяч. Он платит 90 тысяч сверх долга. Долг по имению составляет больше 15 тысяч:

«…Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной…»

«…пятнадцать тысяч а этих денег не хватило бы даже проценты заплатить…»

Варя, приемная дочь Раневской, любит Лопахина: «…Она вас любит, вам она по душе, и не знаю, не знаю, почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю!..» «…Он хороший человек, мне нравится…»

Лопахину давно нравится Варя. Он считает ее хорошей девушкой:

«…Что же? Я не прочь… Она хорошая девушка. «…Да и вам‑то давно нравится…»

Но Лопахин не делает Варе предложение. Она ждет предложения уже 2 года:

«…Мамочка, не могу же я сама делать ему предложение. Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит, или шутит…»

Лопахин так и не решается сделать предложение. Варя уезжает жить в другое место:

«…Я сам тоже не понимаю, признаться. Как‑то странно все… Если есть еще время, то я хоть сейчас готов… Покончим сразу – и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения…»

Это был цитатный образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Чехова: описание происхождения Лопахина, его личности и характера, а также описание отношений Лопахина с Раневской и Варей и отношение других героев к Лопахину.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Вишневый сад»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/lopahin-vishnevyj-sad-obraz-harakteristika.html

Образ и характеристика Лопахина в пьесе Вишневый сад сочинение

Одним из главных действующих лиц пьесы является Ермолай Алексеевич Лопахин. Купец, который своей предприимчивостью, деловой хваткой достиг больших успехов: разбогател, приобрел вес в промышленных кругах, имеет планы развития и улучшения жизни. Родился он в имении Гаевых. Здесь крепостными были его отец и дед.

Предки его были недалекими, ограниченными людьми. Лопахин нигде не учился. Ермолай Алексеевич, говорит, что он коряво и неуверенно пишет. Его отец считал, что учеба лишь испортит сына. Он воспитывал сына порками и затрещинами.

Но, Ермолай, видимо от природы, имел удивительный талант — быть хозяином, зарабатывать деньги и удачно их вкладывать. Все обитатели имения занимают у него деньги. Он одалживает их спокойно, без нервозности и жалости.

Лопахин — сильный мужчина, хозяин, но он неуверенно чувствует себя с дамами в имении.

Он с юных лет испытывает особые отношения к Раневской. Ермолай Алексеевич очень ждал ее возвращения и боялся лишь одного, что она не узнает его. Он до сих пор не может устроить свою личную жизнь. А Любовь Андреевна мечтает лишь о быстром отъезде за границу.

Ей не интересны чувства Лопахина. Да и высказаться «высокими словами» он, по необразованности, не может.

А, Варя, которая влюблена в Ермолая Алексеевича, не может ему объясниться, а у него не хватает тонкости и чувствительности, чтобы понять ее душу, или раскрыть свою.

Он горд, тем, что купил имение, где раньше были в услужении его родственники. А теперь он его владелец и собственник. Это чувство затмевает перед ним все, те проблемы окружающих его людей.

Лопахин крепко стоит на ногах. Пришло его время. Но и оно, же его и настораживает, потому, что он чувствует «далекие ветры перемен».

Его класс купцов, предпринимателей, хозяев знают, что им в жизни надо, и добиваются успеха любой ценой.

Сочинение характеристика и образ Лопахина 

Лопахин один из главных героев пьесы Чехова “Вишневый сад”. В 19 веке долгий период времени в России сохранялась дворянское управление, которое жили за счёт выплачиваемого им налога. Но вскоре появилась класс-буржуазия, она как хищник поедала и разоряла дворянство, которое было вынуждено ей уступить. Именно таким Чехов и  представляет Лопахина — хищным буржуазом.

Это простой человек, ставший хозяином своей  “никчемной жизни”, как говорит сам герой. Лопахин — богат, но мужчина простой. Он грамотен и коммуникабелен. Это человек, который достигнет своей цели любыми путями, он решителен и упрям. Лопахин яркий пример капиталиста. Он всегда осторожен в своих действиях и достаточно расчетлив.

Родившись в семье крепостного, работающего у деда Раневской. В детстве мальчику часто попадало от отца, который был груб и не образован. Раневская всегда защищала его, поэтому Лопахин испытывал к ней нежные чувства. Повзрослев мальчик смог стать на ноги и нажить не малое состояние, которое позволяло ему чувствовать себя не последним человеком в обществе. 

Несмотря на все это он работает не покладая рук с раннего утра до позднего вечера. Ему чужды легкомысленность и праздность.  В этом персонаже много противоречий. Его трудолюбие и целеустремленность граничат с черствостью и грубость, а образованность с «мужланством». В целом это довольно умный и благоразумный человек не лишенный, свойственных каждому человеку, недостатков.

В начале, Ермолай искренне хочет помочь Раневской в решении ее проблемы  и предлагает чисто деловой подход, сдавать дачникам часть сада. Но для хозяйки сад является не только имением, она привязана к нему душой, поэтому не соглашается с молодым дельцом.

Лопахин практичен и не понимает, как можно испытывать ностальгические чувства, в то время как имение на грани разорения. Однако хозяйка другого мнения.

Ее легкомысленность и праздность приводит к тому, что предмет гордости ее семьи вишневый сад больше ей не принадлежит.

В конце произведения Лопахин выкупает имение и становится полноправным хозяином вишневого сада.

Он не может сдержать эмоции от столь удачного приобретения. Его не беспокоят чувства бывших хозяев, он топочет и хохочет, не скрывая радость.

Несмотря на, казалось бы, умного и делового героя автор не выражает ему своей симпатии. Человек держащий топор и рубящий прекрасный сад не вызывает восторга.

Образ и характеристика Лопахина в пьесе Вишневый сад

  • Сочинение на тему Вид из окна зимой 6 классВ этом году зима наступила рано и уже, который день, крупными хлопьями идет снег. Я пришел из школы, а родители еще не вернулись с работы. Чтобы согреться, я решил поставить на газовую плиту чайник.
  • Сочинение на тему 22 марта всемирный день водыОдной из работ организации по защите чистоты водных ресурсов является направления писем в день воды, всем президентам для определенных действий по защите чистоты местных водных источников.
  • Характеристика и образ Милона в комедии Недоросль Фонвизена сочинениеФонвизин Д.И. родился в 18 веке(1745 году) в Москве, прожил недолгую, но яркую жизнь, умер в Санкт-Петербурге в возрасте 47 лет. Он является: литераторам, драматургом, переводчиком, публицистом и создателям комедий в Екатерининскую эпоху.
  • Сочинение на тему Моя комната 6 классЯ очень люблю находиться в своей комнате. У меня там есть компьютер, в который я обожаю играть. Также в моей комнате светло, тепло и уютно. На столе у меня есть шкафчик, в котором я храню старые диски с фильмами и мультфильмами.
  • Характеристика и образ Скалозуба в комедии Горе от ума сочинениеИнтересным персонажем комедии «Горе от ума» является Скалозуб Сергей Сергеич. Этот образ собрал в себе черты многих людей и не утратил своей актуальности, Скалозубов можно встретить и сегодня.
  • Сочинение Путь Васи к правде и добру по повести Короленко в Дурном обществе (5, 6 класс)В повести В. Короленко «В дурном обществе» проиллюстрировано превращение Васи, главного героя, в личность под воздействием трудностей жизни, а также его познание добра и зла в результате знакомства с «дурным обществом».
Читайте также:  Кузнец вакула: характеристика и образ героя в повести н.в. гоголя "ночь перед рождеством"

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-lopahina-v-pese-vishnevyj-sad

Школьные сочинения

Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней, вершинным произведением Антона Павловича Чехова. Предчувствие больших перемен в жизни страны заставило писателя задуматься об историческом пути России, о ее прошлом, настоящем и будущем.

Такой задачи ранее Чехов перед собой не ставил. Тем не менее, в русской литературе тема оскудения и упадка дворянских имений не была новой. В свое время к этой теме обращались Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, И. С.

Тургенев и другие русские писатели XIX века, но Чехов подошел к раскрытию этой темы совершенно по-новому: в связи времен, в показе тех перемен, которые видел в России.

При этом в пьесе нет острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, — ее конфликт имеет внутренний, психологический характер.

Настоящее в пьесе олицетворяет, прежде всего, купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Этому образу автор придавал особое значение: «…роль Лопахина центральная.

Если она не удастся, то значит пьеса вся провалится». Лопахин приходит на смену Раневским и Гаевьгм, и в сравнении с представителями прошлого он прогрессивен, не случайно А. П.

Чехов поместил его в центр образной системы своего произведения.

Отец Ермолая Лопахина был крепостным крестьянином, но после реформы 1861 года разбогател, стал лавочником. Сам Лопахин говорит об этом Раневской: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…»; «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна и все палкой.

В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

Но времена меняются, и «битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал», оторвался от своих корней, «выбился в люди», разбогател, но образования так и не получил: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках.

Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…» Но было бы ошибкой думать, что в этой реплике сказывается лишь скромность героя. Лопахин любит повторять, что он мужик, но он уже не мужик, не крестьянин, а делец, коммерсант.

Лопахин, несомненно, обладает умом, деловой хваткой и предприимчивостью. Он энергичен, и масштабы его деятельности значительно шире, чему прежних хозяев жизни. При этом большая часть состояния Лопахина заработана его же собственным трудом, и путь к богатству не был дл я него простым.

« Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. — говорит он. — А когда мой мак цвел, что это была за картина!» Отдельные реплики и замечания говорят о том, что у Лопахина есть какое-то большое «дело», которым он поглощен всецело.

Но при этом он легко расстается с деньгами, давая их Раневской и Симеонову-Пищику взаймы, настойчиво предлагая Пете Трофимову: «Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч и, значит, предлагаю тебе взаймы, потому что могу». Ему всегда не хватает времени: он или возвращается,, или собирается в деловые поездки.

«Знаете, — говорит он, — я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…»; «Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие »; «А я в Харьков уезжаю сейчас… Дела много ».

Лопахин чаще других смотрит на часы, первая его реплика: « Который час?» Он постоянно помнит о времени: «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать »;«На дворе октябрь, а солнечно и тихо как летом. Строиться хорошо. (Поглядев на часы, в дверь.

) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь». Действующие лица по-разному воспринимают Лопахина.

Их отзывы о нем очень противоречивы: для Раневской он «хороший, интересный человек», для Гаева- «хам», «кулак», для Симеонова-Пищика — «громаднейшего ума человек». Шутливую характеристику дает Лопахину Петя Трофимов:

  • «Я, Ермолай Алексеевич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как всмысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Расставаясь с Лопахиным, он говорит уже серьезно: «…Как-никак все-такия тебя люблю. У тебя нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, неясная душа…» Противоречие, заложенное в этих высказываниях Пети Трофимова, отражает позицию автора.

Своего героя он определяет в число « недотеп ».

Это проявляется и во внешности (белая жилетка, желтые башмаки), и в поступках: ему нравится Варя, надеющаяся, что Ермолай Лопахин сделает ей предложение, но когда девушка плачет в ответ на бестактную реплику Раневской о том, что ее просватали, Лопахин словно с издевкой говорит: «Охмелия, о нимфа, помяни меня в своих молитвах» (ему не с руки жениться на бесприданнице).

Или еще такой наглядный пример: Лопахин нарочно приехал, чтобы встретить Раневскую — и «вдруг проспал», хотел помочь ей — и сам купил имение. Чехов, как . художник-реалист, стремился подчеркнуть противоречия между добрыми качествами человеческой натуры «новых хозяев» и бесчеловечностью, порожденной их жаждой наживы и приобретательства.

Лопахин, как и каждый герой «Вишневого сада», поглощен «своей правдой», погружен в свои переживания, многого не замечает, не чувствует в окружающих и в то же время остро ощущает несовершенство жизни: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Причины этой «нескладной, несчастливой» жизни Лопахин видит в несовершенстве человека, в бессмысленности его существования: «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…», «…А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего».

Лопахин — центральная фигура произведения. От него тянутся ниточки ко всем персонажам. Он — связующее звено между прошлым и будущим. Из всех действующих лиц Лопахин явно симпатизирует Раневской. Он хранит теплые воспоминания о ней. В разговоре с Дуняшей он говорит:

  • «Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу… Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет…»

Для него Любовь Андреевна «все такая же великолепная» женщина с «удивительными» , «трогательными глазами». Он признается, что любит ее, «как родную… больше, чем родную», искренне хочет помочь ей и находит, на его взгляд, самый выгодный проект «спасения».

Местоположение имения «чудесное» — в двадцати верстах прошла железная дорога, рядом река. Нужно только разбить территорию на участки и сдавать дачникам, имея при этом немалый доход.

По мнению Лопахина, вопрос может быть решен очень быстро, дело ему кажется выгодным, нужно только «по убирать, почистить… например, …снести все старые постройки, вот этот старый дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…».

Лопахин убеждает Раневскую и Гаева, что им необходимо принять это «единственно правильное» решение, не понимая, что своими рассуждениями глубоко ранит их.

Убедившись в тщетности своих попыток уговорить Раневскую и Гаева, Лопахин сам становится владельцем вишневого саде. Неподдельная гордость звучит в его монологе: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермо-лай… купил имение, прекраснее которого ничего нет на свете.

Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню…» Это ощущение пьянит его.

Став владельцем имения Раневской, новый хозяин мечтает о новой жизни: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят новую жизнь… Музыка, играй!»

«Новый хозяин» жизни, Лопахин, олицетворяет новое время. Он — единственный, кому дано приблизиться к пониманию сущности эпохи, но в его жизни нет места настоящей красоте, душевности, человечности, в потому Лопахин — символ только настоящего. Будущее же за другими людьми.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Образ и характеристика Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-890.htm

Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад»

Одним из центральных образов в пьесе «Вишневый сад» является купец Лопахин. Несмотря на то, что действие разворачивается вокруг имения Любови Андреевны Раневской и её вишневого сада, Лопахина можно уверенно назвать равнозначным с помещицей персонажем.

Его судьба тесным образом связана с семьей Раневской, ведь его отец служил у Любови Андреевны, будучи еще крепостным. Сам Ермолай сумел выбраться из «мужиков», став купцом и самостоятельно, без помощи родителей, нажив себе состояние.

Энергичность, усердие и трудолюбие Лопахина заслуживают несомненного уважения.

Однако сам Ермолай в душе не может оторваться от своего происхождения, искренне считая себя болваном и обычным мужиком, безграмотным и бестолковым. Он говорит, что ничего не смыслит в книгах и имеет скверный почерк.

Но читатель воспринимает Лопахина как усердного труженика, ведь герой не представляет своей жизни без работы. Купец умеет зарабатывать деньги, знает цену времени, но при этом не является прижимистым хапугой — так же легко он готов расстаться со своими деньгами, если это может помочь кому-то.

Лопахин искренне переживает за Раневскую и её сад, помогая найти выход из ситуации.

Среди многочисленных персонажей произведения именно Ермолай Лопахин — единственный, кто не только говорит и переживает о саде, но и пытается что-то сделать.

У него рождается несколько реальных идей спасения участка, но из-за бездействия самих владельцев все они проваливаются.

Таким образом, в образе Лопахина тесно переплетаются положительные, вроде бы исключающие друг друга, но так гармонично существующие в нем черты: деловая хватка и искренняя человечность, желание помочь близкому человеку.

Прочие персонажи отзываются о Ермолае совершенно по-разному. Раневская тепло относится к старому знакомому, едва ли не выросшему у неё на глазах, однако воспринимает его как человека другого круга, хотя ей и интересно с купцом.

Диаметрально противоположное отношение наблюдается со стороны её брата, Гаева: он называет Лопахина хамом и кулаком. Самого купца такая характеристика абсолютно не тревожит — для него гораздо важнее отношение Любови Андреевны.

Немалое значение в произведении имеет история Лопахина и Вари. Их отношения ведут к свадьбе, однако Ермолай так и не жениться на девушке. Происходит это из-за несовпадения характеров: Варя почитает купца практичным, неспособным любить дельцом.

Однако, проанализировав образы этих героев, можно сделать противоположный вывод — сама Варя более суха, ограничена домашними хлопотами, Лопахин же — человек широкой души и тонкой организации.

Абсолютное непонимание друг друга и приведет к краху любовных отношений.

В душе Ермолая живет также еще одно, невысказанное, но заметное читателю чувство — его светлая и трепетная любовь к Раневской. Он готов на что угодно по её просьбе — даже жениться на другой. Однако сама помещица относится к Лопахину немного снисходительно, как к ребенку, которого она когда-то умывала.

И когда купец наконец осознает невзаимность того, что он так долго и заветно хранил внутри, — случается перелом. Лопахин покупает имение, осознание собственной власти и важности пьянит его. Будучи совершенно неглупым человеком, Ермолай понимает, что, купив сад, он не сможет завладеть чувствами Раневской, и мечта его будет потеряна окончательно и безвозвратно.

После продажи имения семья разъезжается, сама Раневская уезжает в Париж, и он остается совсем один.

Название произведения:

Источник: http://po-literature.ru/obraz-lopahina-v-pese-vishnevyy-sad.html

Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад» | Литерагуру

(354 слова) В пьесе «Вишневый сад» драматург аллегорически изобразил процесс постепенного разорения дворянства и становления на его место нового буржуазного класса — купцов, которые из неряшливых и невежественных героев Островского превратились в вежливых, красиво одетых и современных Лопахиных. Казалось бы, эта перемена к лучшему: Раневская и Гаев не способны делом помочь стране. Но так ли это? Как Чехов изобразил настоящее в пьесе «Вишневый сад»?

Лопахин вышел из простонародья, но сумел стать хозяином жизни. «Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик-мужиком», — презентует он себя. Герой чувствует в себе нехватку образования и этикета, признает это, но в то же время понимает, что с обходительностью и интеллигентностью можно пропасть в яростной и азартной капиталистической игре.

Герой овладел всеми навыками бизнесмена. В частности, он поддерживает безупречную деловую коммуникацию. Хоть он и утешает Раневскую мягким, добрым голосом, но все же не перестает быть капиталистом. Выгода для Лопахина — превыше всего.

Он внушает героине, чтобы она продала ему вишневый сад, хотя и ощущает, как больно ей прощаться с малой родиной. Делец при этом не испытывает жалости, то есть он не относится к чувствительным людям.

Но и жестоким его назвать нельзя: он никого не попрекает за крепостное прошлое своих предков, никому не навязывает чувства вины за их рабство. Такое ощущение, что Лопахин живет только делом, а эмоциональная сторона жизни его не касается.

Характеристика Лопахина должна начаться с такого качества, как целеустремленность. Вишневый сад — его давняя мечта, и он покупает его. Он все измеряет в деньгах, поэтому все его цели вертятся вокруг них. Конечно, героя можно обвинить в узколобости, однако капитализм немыслим без таких людей.

Читайте также:  Природа, растения и животные черноморского побережья кавказа

Именно они создают рыночную экономику с ее хищническими законами и дикими нравами. Такая среда — необходимое условие прогресса, поэтому нельзя винить в ее грехах одного персонажа. Он — часть этой системы, а не ее суть. Если целеустремленность — положительное свойство дельцов, то сами цели — порок системы. Это подтверждает и сам Лопахин.

Со слезами он говорит: «Скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Чехов показал настоящее в образе Лопахина не в самом лучшем свете, ведь надеялся, что на смену хищническим законам финансовых джунглей придет пора интеллигенции, которая настроена демократически и творчески, которая преобразует, наконец, мир, и установит справедливость.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-lopahina-v-pese-vishnevyj-sad/

Образ лопахина в пьесе а. п. чехова «вишневый сад»

ОБРАЗ ЛОПАХИНА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА .При создании пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехов большое внимание уделял образу Лопахина как одному из центральных образов комедии. В раскрытии авторского замысла, в решении основного конфликта именно Лопахину принадлежит очень важная роль.

Лопахин необычен и странен: он вызывал и вызывает недоумение многих литературоведов. В самом деле, чеховский персонаж не укладывается в рамки обычной схемы: грубый, необразованный купец уничтожает красоту, не задумываясь над тем, что он делает, заботясь лишь о своих прибылях. Ситуация для того времени типичная не только в литературе, но и в жизни.

Однако, если хоть на мгновение представить себе Лопахина таковым, рушится вся тщательно продуманная система чеховских образов. Жизнь сложнее всяких схем, и потому предложенная ситуация отнюдь не может быть чеховской. В среде русского купечества появились люди, явно не со-ответствовавшие традиционному понятию о купцах.

Двойственность, противоречивость, внутренняя неустойчивость этих людей ярко переданы Чеховым в образе Лопахина. Противоречивость Лопахина особенно остра потому, что положение черезвычайно двойственно. Ермолай Лопахин — сын и внук крепостного. Ему в па¬мять до конца жизни, наверное, врезалась фраза, сказанная Раневской избитому отцом мальчику: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет…».

Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: «Мужичок… Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых баш¬маках… а если подумать и разобраться, то мужик мужи¬ком…». Лопахин глубоко страдает от этой двойственности. Он уничтожает вишневый сад не только ради наживы, да и не столько ради нее. Была другая причина, гораздо важнее первой — месть за прошлое.

Он уничтожает сад, прекрасно сознавая, что это — «имение, лучше которого ничего нет в мире». И все же Лопахин надеется убить память, которая против воли всегда показывает ему, что он, Ермолай Лопахин,— «мужик», а разорившиеся владельцы вишневого сада — «господа». Всеми силами Лопахин стремится стереть грань, отделяющую его от «господ». Он единственный, кто появляется на сцене с книгой.

Хотя потом он и признается, что ни¬чего в ней не понял. У Лопахина есть своя социальная утопия. Он очень серьезно рассматривает дачников как огромную силу в историческом процессе, призванную стереть эту самую грань между «мужиком» и «господами». Лопахину кажется, что уничтожая вишневый сад, он приближает лучшее будущее. В Лопахине есть черты хищного  зверя.

Но деньги и власть, приобретенная вместе с ними («За все могу заплатить!»), калечили не только таких людей, каким был Лопахин. На торгах в нем просыпается хищник, и Лопахин оказывается власти купеческого азарта. И именно в азарте он оказывается владельцем вишневого сада.

И он вырубает этот сад еще до отъезда его прежних владельцев, не обращая внимания на настойчивые просьбы Ани и самой Раневской. Но трагедия Лопахина в том, что он не осознает собственного «звериного» начала. Между его помыслами и действительными поступками лежит глубочайшая пропасть. В нем живут и борются два человека: один — «с тонкой, нежной душой»; другой — «хищный зверь».

К моему величайшему сожалению, победителем чаще всего оказывается хищник. Однако очень многое в Лопахин не привлекает. Удивляет и оглушает его монолог: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоящему великанами…».

Да полно! Лопахин ли это?! Не случайно Раневская пытается понизить пафос Лопахина, спустить его «с небес на землю». Такой «мужичок» удивляет и пугает ее. Лопахину свойственны взлеты и падения. Его речь может быть удивительна, эмоциональна. И тут же  срывы, провалы, свидетельствующие, что о подлинной культурности Лопахина говорить не приходится («Всякому безобразию есть свое приличие!»).

У Лопахина есть стремление, настоящая и искренняя жажда духовности. Он не может жить только в мире барышей и чистогана. Но как жить иначе ему тоже неизвестно. Отсюда и его глубочайший трагизм, его надорванность, странное сочетание грубости и мягкости, невоспитанности и интеллигентности.

Трагизм Лопахина особенно отчетливо виден в его монологе в конце третьего действия. Особенного внимания заслуживают авторские ремарки.

Сначала Лопахин ведет совершенно деловой рассказ о ходе торгов, он откровенно радуется, даже гордится своей покупкой, потом сам же конфузится… Он ласково улыбается после ухода Вари, нежен с Раневской, горько-ироничен к самому себе…

«О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…». И тут же: «Идет-новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!». Да полно, За все ли? Поймет ли Лопахин когда-нибудь всю свою вину перед заколоченным в доме Фирсом, перед уничтоженным вишневым садом, перед родиной?

Лопахин не может быть ни «нежной душой», ни «хищным-зверем». В нем одновременно уживаются эти два противоречивых качества. Будущее не сулит ему ничего доброго именно в силу его двойственности и противоречивости.

Источник: https://prepodka.net/obraz-lopaxina-v-pese-p-chexova-vishnevyj-sad/

Лопахин и Варя в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова:

Пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» по праву называют наиболее зрелым его произведением, в котором в полной мере выразилось его драматургическое и психологическое мастерство.

Сюжет пьесы чрезвычайно прост — в 1 действии пьесы Раневская приезжает из Парижа, в 3 действии судьба вишневого сада решается окончательно, а в 4 действии Раневская уезжает обратно в Париж. На первый взгляд может показаться, что в пьесе действительно практически ничего не происходит, но это не так.

За видимым отсутствием событий четко просматриваются сугубо личные, частные переживания, напряженная духовная жизнь героев.

Усадьба Раневской — дом и великолепный старый вишневый сад («Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!..» — восторженно говорит Раневская) — доживают последние дни, и вскоре, в случае неуплаты процентов, усадьба пойдет с молотка. Все действие пьесы и сосредоточено на истории продажи имения с вишневым садом.

С этим центральным эпизодом тесно связаны пути героев: владельцев имения — Раневской и Гаева, а также Вари — приемной дочери Раневской, живущей в ее доме как экономка.

Варя — по сути чрезвычайно одинокий человек, стремящийся заполнить свою жизнь «материальными» хлопотами. Она постоянно что-то делает, обо всех заботится, хлопочет по дому, вместе с Фирсом следит за другими слугами.

У нее ключи от хозяйства, и вся усадьба и вишневый сад находятся по большому счету именно в ее руках.

Тихо и спокойно она ведет свои дела, и вся жизнь ее сосредоточена в имении и заключается в «служении» интересам Раневской, которая говорит про нее, что «она привыкла рано вставать и работать, а без труда она — как рыба без воды». Может быть, поэтому и выделил ее среди всех Лопахин — такой же деятельный и трудолюбивый человек.

По сути дела, не Варенька живет на средства семьи Раневских, а они, совершенно неприспособленные к жизни, живут благодаря ее заботам. В третьем же действии связка ее ключей зазвенит, ударившись об пол, символизируя отказ Вари служить новому хозяину и новым порядкам в доме. А новым «хозяином жизни» выступает Ермолай Алексеевич Лопахин.

На смену неприспособленному дворянству, привыкшему жить исключительно одними мечтами и разговорами, приходит Лопахин — умный, энергичный делец новой эпохи. Истинный купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства, он сумел не только нажить, но и приумножить свой капитал.

Кипучая энергия и жажда образования — все это резко выделяет Лопахина на фоне тех безжизненных настроений, которыми живет и дышит дворянство. Но было бы неправильным считать Лопахина жадным купцом, хищно радующимся новому приобретению.

Отнюдь нет, и преуменьшать роль Лопахина в структуре пьесы было бы крайне неправильно.

Лопахин — безусловно, купец, но купец (как это ни странно звучит) порядочный и интеллигентный, желающий не только приумножить свое богатство, но и самому стать чище, лучше, умнее… Несмотря на то что все интересы его сосредоточены вокруг дел и денег, душа его не зачерствела.

Недаром он говорит Пете Трофимову: «Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит. Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую».

В этом образ Лопахина чрезвычайно схож с образом Вари, для которой смысл жизни заключается в «занятости».

Лопахин, как делец и финансист, прекрасно разбирается в положении владельцев вишневого сада, старается им помочь и дает практический совет — разбить усадьбу на участки и сдавать их в аренду под дачи. Однако этот совет Гаев воспринял как настоящее «хамство», непонимание «мужиком» всей красоты и значения вишневого сада.

Но то, что кажется Гаеву и Раневской хамством, есть, в сущности, трезвый и реалистический подход к действительности. Что значит «красота» вишневого сада, если она заслоняет интересы будущего? А Лопахин, в противоположность Гаеву и Раневской, живет именно будущим.

«Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят новую жизнь», — говорит он, пытаясь убедить Раневскую в своей правоте.

Лопахин покупает имение, созданное руками его предков.

С трудом сдерживая радость, он с торжеством говорит: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете! Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…».

Но Лопахин все же не похож на традиционный образ кулака-хищника. Да, он необразован, не увлекается литературой, не может «рассуждать о природе сущего» и засыпает над книгой, так как считает, что не это главное в жизни.

Но в то же время он восторгается картиной цветущего на его полях мака, с настоящим лиризмом рассуждая о смысле существования человека «…

Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами!..».

«Вечный студент» Петя Трофимов говорит про Лопахина, что у него «тонкие, нежные пальцы, как у артиста.., и тонкая, нежная душа». А такой человек не может быть бессердечным и злым.

Чехов показал нам двойственный образ своего героя.

Но все же истинная роль Лопахина как представителя капитала характеризуется словами Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Нет, не как отрицательный персонаж показан Лопахин. Это просто человек необыкновенной энергии, за которым трудно угнаться раневским и гае- вым. Лопахин, так же как и Варя, — представители нового времени, эпохи, которые прежде всего думают о будущем.

Чтобы оно было светлым и радужным, необходимо прежде всего трудиться, а не пустословить и жить мечтами и иллюзиями, которыми наполняет свою жизнь дворянство. Но все же жизненные дороги Вари и Лопахина расходятся, им не по пути. Почему? Сложно ответить на этот вопрос.

С одной стороны, они люди одного поколения, трудолюбивые и целеустремленные, но с другой стороны, многое разделяет их.

На протяжении всей пьесы мы видим, насколько они разные. Да, все называют Варю невестой Лопахина, но в этом звучит не искренняя радость за нее, а скорее ирония. Так, в ремарках неоднократно подчеркивается, что Петя дразнит Варю, называя ее «мадам Лопахина». А как она воспринимает это? С обидой, со слезами, с раздражением, но только не с радостью. Разве так вела бы себя счастливая невеста?

Объяснение между героями так и не состоялось, хотя к этому Лопахина подталкивала Раневская: «…я мечтала… выдать ее за вас, да и по всему видно было, что вы женитесь… Она вас любит, вам она по душе, и не знаю… почему это вы точно сторонитесь друг друга.

Не понимаю!» Да и сам Лопахин считает, что надо как-то определиться с этими отношениями, однако сам не решается это сделать: «Как-то странно все… Если есть еще время, то я хоть сейчас готов… Покончим сразу — и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения».

Как можно заметить, и Лопахин не похож на счастливого жениха.

В чем же дело? Скорее всего, в том, что они, хотя и принадлежат к одному поколению, не смогут идти по жизни вместе. Не им суждено быть «поколением будущего», не с ними связаны надежды автора, и не им возрождать «вишневый сад» России.

Лопахин — расчетливый хозяин, но он все-таки далек от идеализма и романтических представлений, поскольку считает все это «легкомыслием». Лопахин будет радеть о приумножении своего капитала.

А Варя привыкла «жить в чужих людях», заботиться о хозяйстве, поэтому и судьбу свою она будет строить по раз и навсегда определенной канве, поступив в экономки к помещикам Рагулиным. Интересы героев находятся в разных жизненных плоскостях, поэтому-то объяснение их не состоялось и пути разошлись.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "добро"

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/lopakhin_i_varja_v_pese_vishnevyj_sad_a_p_chekhova/25-1-0-11624

Роль Лопахина в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

Каждый персонаж пьесы «Вишневый сад» и трагичен, и комичен одновременно. Герои тем более начинают походить друг на друга, чем менее этого желают. Для людей желание быть неповторимыми естественно, и неизвестно – хорошо это или плохо.

Чехов показывает жизнь как постоянный переход от комедии к трагедии и обратно. Смешение жанров приводит к смешению настроений. Виноватых нет, источник разочарований – сама жизнь. А, как говорил Чехов, если виноватых нет – значит, виноваты все.

Он призывал не абсолютизировать какую-либо единую правду, и проблемы «Вишневого сада» общечеловечны.

Интересно заметить, что линия Ермолая Алексеевича Лопахина заканчивается в пьесе раньше всех. Более чего-либо другого чеховские герои любят бесконечные беседы ни о чем – все иллюзии. Раневская поначалу очень убежденно говорит, что никогда более не вернется к любовнику в Париж, но…

Люди растеряны. Единая черта: все герои мечтают, причем используя условное наклонение. Однако они противопоставляют себя друг другу. Персонажи убеждены в противоположности своих прав и правд, Чехов же подчеркивает их сходство: «Никто не знает настоящей правды». Он нашел особую жанровую форму. Однозначного прочтения нет, это смешение драматического и комического.

Лопахин по некоторым современным категориям – типичный «новый русский». Единственный деятельный персонаж. К сожалению, почти вся его энергия направлена на деньги. Чехов считал роль Лопахина центральной в пьесе и хотел, чтоб ее сыграл Станиславский, но тот предпочел роль Гаева.

Автор не был доволен постановкой, считая, что спектакль провалился. По мнению Чехова, Лопахин далеко не нагловатый нувориш (к вопросу о «новых русских»), а относится к типу купцов-предпринимателей (как, например, Мамонтов).

Эти люди понимали и ценили искусство, были настоящими меценатами, вкладывали огромные деньги в музеи.

Лопахин – человек с душой артиста. Именно он говорит самые нежные слова об имении Раневской. Герой хочет переустроить вишневый сад, а не бесследно уничтожить его, и план этот – единственный реальный из всех изложенных. Лопахин прекрасно понимает, что время вишневого сада безвозвратно ушло, поместье перестало быть реальностью, превратившись в призрак из прошлого.

Линия поведения персонажей у Чехова – пунктир, самое главное – режиссер и актеры. Взаимоотношения Лопахина и Вари – темная сторона пьесы. Лопахиным управляет тайное чувство к Любови Андреевне Раневской. По идее, женитьба Лопахина на Варе была бы выгодным для него предприятием: он – купец, она – дворянская дочь.

Но Лопахин – прирожденный артист, а кругозор Вари весьма ограничен (она мечтает о монастыре). Для нее замужество это не столько чувство, сколько способ устроить свою жизнь. Или – в монастырь, или – замужество, или – в экономки. Варе не приходит в голову мысль, что Лопахин может ездить не к ней. Он не любит ее, им не о чем говорить.

Другое дело – Раневская… Ермолай Алексеевич явно уделяет переживаниям прежней хозяйки куда больше внимания, чем мог бы, исходя из практичности своей натуры.

Зло появляется в Лопахине именно после разговора с Любовью Андреевной, когда она советует ему жениться на Варе.

Две сквозные темы пьесы – обреченный вишневый сад и неразделенная, незамеченная любовь Лопахина к Раневской. Последние его слова – пожелание скорейшего завершения его несчастливой нескладной жизни.

Именно он понимает глобальную нелепость существования, он и только он видит невозможность жизни в ладу с самим собой.

Чехов очень ясно ставит вопрос: за кем будущее России? За Лопахиным или за Яшей? Оказалось – скорее за Яшей. Россия – Лопахин, Россия – Яша… Противопоставление – революция. Именно поэтому в финале пьесы Лопахин весьма неубедителен.

Добрые намерения героев абсолютно расходятся с их делами. Лопахин восхищается садом, но вырубает его…

Появляется ощущение полного непонимания людьми друг друга. Чехов считает, что любой трагизм и любое несчастье могут служить поводом для смеха, ибо истинное горе не боится насмешек.

Характерное для абсурда уравнивание вещей: огурец и трагедия Шарлотты, смешной Епиходов – и серьезная книга Бокля. Подчеркивается ничтожность человека.

Единственное, что будет после смерти Пищика напоминать о нем – его лошадь.

По логике вещей, Лопахин должен был бы торжествовать в финале, получив в собственность пресловутое имение Раневской. Но нет… Не выглядит он абсолютным победителем в этой ситуации. Победа досталась ему слишком дорогой ценой, и речь не о деньгах.

То живое, горячее чувство, которое по жизни движет им, как человеком, тоньше других ее ощущающим, оказалось в какой-то момент попрано. Очевидно это произошло тогда, когда стала совершенно несомненной мысль о невозможности развития каких-либо отношений с прежней хозяйкой усадьбы.

Увы, трудно построить что-то новое, нигде не нарушив целостности прежнего…

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/rol-lopahina-vishnevyiy-sad/

«Вишневый сад», Лопахин: характеристика образа

Образование 15 июля 2015

Лопахин Ермолай Алексеевич, как говорится в начале пьесы в авторской ремарке, — это купец. Отец его был крепостным деда и отца Раневской, торговал в деревне в лавке. Теперь же разбогател Лопахин. Характеристика его дается Чеховым в том числе и от первого лица.

Однако он говорит о себе с иронией, что он остался «мужик мужиком». Рассказывая о своем детстве, герой отмечает, что его папа был мужиком, ничего не понимающим. Своего сына он не учил, а лишь бил спьяну. Лопахин признается, что и он, в сущности, «болван и идиот».

Этот герой ничему не обучался, у него скверный почерк.

Деловая хватка Лопахина

Безусловно, Лопахин, характеристика которого нас интересует, обладает предприимчивостью, деловой хваткой и умом. Масштабы его деятельности намного шире, чем у прежних хозяев. Он энергичен. При этом основная часть состояния этого героя заработана была его собственным трудом. Для него не был простым путь к богатству.

Отдельные замечания и реплики говорят о том, что у этого купца есть какое-то большое «дело». Им он всецело поглощен. Лопахин при этом легко расстается со своими деньгами, давая их взаймы Симеонову-Пищику и Раневской, предлагая настойчиво Пете Трофимову. Этому герою вечно не хватает времени: он или отправляется в деловые поездки, или возвращается.

По его собственному признанию, он встает в пятом часу утра, с утра до вечера работает. Ермолай Алексеевич говорит, что без работы не может. Чаще остальных в произведении смотрит на часы именно Лопахин. Характеристика его дополняется этой существенной деталью уже в начале произведения.

Его первая реплика в пьесе: «Который час?» Этот купец постоянно помнит о времени.

Восприятие Лопахина действующими лицами пьесы

По-разному воспринимают этого героя действующие лица пьесы. Очень противоречивы их отзывы о нем. Это «хороший, интересный человек» для Раневской, «кулак» и «хам» для Гаева, «громаднейшего ума человек» для Симеонова-Пищика. Петя Трофимов дает ему шутливую характеристику, говоря, что он хищный зверь, съедающий все, что попадется на пути, и этим нужен «в смысле обмена веществ».

Видео по теме

Момент высшего торжества Лопахина

Лопахин стремится помочь Раневской. Он предлагает ей разбить на участки сад и отдавать их в аренду. Этот герой ощущает свою огромную силу, требующую выхода и приложения. В конце концов покупает вишневый сад Лопахин. Характеристика его дополняется в этой важной сцене некоторыми существенными чертами.

Для него эпизод, когда он объявляет о покупке бывшим владельцам сада, является моментом высшего торжества. Теперь Лопахин — владелец имения, в котором были рабами его дед и отец, где их даже на кухню не пускали. Он все больше начинает «размахивать руками» — его пьянит сознание собственной удачливости и силы.

Сострадание к Раневской и торжество в нем противоборствуют в данном эпизоде.

Делец с душой артиста

Чехов говорил о том, что роль Лопахина в произведении — центральная, что вся пьеса провалится, если она не удастся. Он писал, что Ермолай Алексеевич — купец, но человек порядочный во всех смыслах; он должен держаться благопристойно, «без фокусов», интеллигентно.

Чехов при этом предостерегал от мелкого, упрощенного понимания образа Лопахина. Это удачливый делец, однако у него душа артиста. Рассуждения его о России звучат как признания в любви. Слова Лопахина напоминают лирические отступления Гоголя в «Мертвых душах».

Именно этому герою принадлежат в пьесе наиболее проникновенные слова, сказанные о вишневом саде: «имение, прекрасней которого нет на свете».

Чехов внес свойственные некоторым русским предпринимателям начала 20 века черты в образ Лопахина, купца, но одновременно артиста в душе. Речь идет о таких оставивших свой след в культуре России именах, как Савва Морозов, Щукин, Третьяков, издатель Сытин.

Конечная оценка, которую дает своему на первый взгляд антагонисту Петя Трофимов, весьма знаменательна. Характеристика образа Лопахина, данная этим персонажем, двойственная. Как мы уже говорили, он сравнивал его с хищным зверем. Но вместе с тем Петя Трофимов говорит Лопахину, что все-таки любит его: у него, как у артиста, нежные тонкие пальцы и ранимая душа.

Иллюзорность победы

Отнюдь не хочет погубить Лопахин вишневый сад. Характеристика его была бы неверной, если бы мы так считали. Он лишь предлагает переустроить его, разбив на участки для дач, сделать «демократичным», общедоступным за умеренную плату. Однако в конце пьесы показан вовсе не как торжествующий победитель достигший успеха Лопахин («Вишневый сад»).

Характеристика его в финале весьма противоречива. Да и старые владельцы сада изображены не только как побежденные. Интуитивно Лопахин чувствует относительность и иллюзорность собственной победы. Он говорит, что хочет, чтобы скорее изменилась эта несчастливая нескладная жизнь.

Его судьбой подкрепляются эти слова: Ермолай Алексеевич один способен оценить значение вишневого сада, но он его и губит своими руками.

Характеристика Лопахина из «Вишневого сада» отмечена следующим: добрые намерения, личные хорошие качества этого героя почему-то расходятся с действительностью. Ни окружающие, ни сам он не в состоянии понять причин этого.

Лопахину не дано и личного счастья. В непонятные для других его поступки выливаются взаимоотношения с Варей. Он так и не решается на то, чтобы сделать этой девушке предложение. У Лопахина, к тому же, особое чувство есть к Любови Андреевне. Приезда Раневской он ждет с особой надеждой и гадает, узнает ли она его после пяти лет разлуки.

Взаимоотношения с Варей

В последнем действии, в знаменитой сцене, когда описывается несостоявшееся объяснение между Варей и Лопахиным, герои говорят о разбитом градуснике, о погоде — и ни слова о том, что важнее всего для них в эту минуту. В чем же дело, почему же не состоялось объяснение, не сложилась эта любовь? Замужество Вари на протяжении всей пьесы обсуждается практически как решенное дело, и тем не менее…

Что же разделяет Лопахина и Варю?

Видимо, дело не в том, что жених — неспособный на проявление любовных чувств делец. Именно в таком духе Варя объясняет себе их взаимоотношения. Она считает, что ему просто не до нее, поскольку у Лопахина много дел.

Наверное, Варя, все-таки не пара этому герою: он натура широкая, предприниматель, большого размаха человек и одновременно артист в душе. Варин же мир ограничен экономией, хозяйством, ключами на поясе. Эта девушка, к тому же, бесприданница, которая не имеет прав даже на разоренное теперь имение.

Лопахину, при всей тонкости его души, не хватает такта и человечности для того, чтобы внести в их отношения ясность.

Диалог персонажей, описанный во втором действии, ничего не проясняет на уровне текста в отношениях Вари и Лопахина. Но становится ясным на уровне подтекста, что эти люди бесконечно далеки.

Характеристика героя Лопахина позволяет судить о том, что с Варей он вряд ли обрел бы свое счастье. Ермолай Алексеевич решил уже, что ему не быть с этой девушкой.

Здесь Лопахин выступает в роли провинциального Гамлета, который решает для себя знаменитый вопрос: «Быть или не быть?» И он решает: «Охмелия, иди в монастырь…».

Что же разделяет Варю и Лопахина? Возможно, отношения этих героев определяются во многом мотивом судьбы вишневого сада, отношением их к нему? Варя, как и Фирс, переживает за судьбу имения, сада. А Лопахин «приговорил» его к вырубке. Таким образом, между героями встает смерть вишневого сада.

Но, вероятно, имеется и еще одна причина, которая в пьесе не сформулирована (как и многое другое, подчас самое главное у Антона Павловича) и лежит в сфере подсознательного. Это Любовь Андреевна Раневская.

Лопахин и Раневская

Характеристика Лопахина из «Вишневого сада» была бы неполной без анализа взаимоотношений этих двух персонажей. Дело в том, что Раневская, когда Лопахин был еще «мальчонком» с носом, окровавленным от отцовского кулака, повела его к рукомойнику и сказала: «До свадьбы заживет».

Сочувствие Раневской по контрасту с кулаком отца воспринято было Лопахиным как проявление женственности и нежности. Любовь Андреевна, собственно, сделала то, что полагалось сделать матери. Возможно, именно она причастна к тому, что у этого купца такая «тонкая нежная душа».

А ведь именно эта характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад» делает образ интересующего нас купца противоречивым. Ермолай Алексеевич хранил в душе эту любовь-признательность, это прекрасное видение.

Так, в первом действии он говорит Любови Андреевне о том, что она сделала для него когда-то так много, и что он любит ее «больше, чем родную». Такова характеристика Раневской и Лопахина, их взаимоотношений.

Слова Лопахина в первом действии — это «признание» в первой, давней любви, сыновней благодарности, светлой влюбленности Ермолая Алексеевича в прекрасное видение, не требующее ничего взамен и не обязывающее ни к чему.

Прощание с прошлым

Однако пережитое однажды невозвратимо. Не было понято, услышано это «дорогое» для Лопахина. Наверное, для него этот момент стал переломным в психологическом отношении. Он стал для Лопахина расчетом с прошлым, прощанием с ним. И для него началась новая жизнь. Но теперь этот герой стал более трезвым.

Такова характеристика Ермолая Лопахина, центрального героя пьесы, по мнению Чехова.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/185872/

Ссылка на основную публикацию