Леонардо да винчи “мона лиза”: описание картины

Описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Ежегодно это произведение осматривает более 8 млн. посетителей. Оно фигурирует во множестве приключенческих романов, научных статей, критических эссе и научных исследований.

Красота полотна не померкла и за более чем 500 лет, прошедших со дня его создания. Всё это – описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

А прочитав нашу статью, Вы узнаете наиболее интересные факты и малоизвестные сведения о великолепной работе!

Портрет госпожи Лизы Джокондо.Мона Лиза. 1503 – 1519 гг. Панно из янтаря«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Уникальное мастерство – как трудился художник?

Леонардо да Винчи был очень привязан к своему шедевру. В его «Трактате о живописи» и других заметках есть множество упоминаний об особенностях полотна. Например, мастерская, в которой создавалась картина, была оборудована специальными подвижными столами, а окна устроили таким образом, чтобы свет становился мягким и рассеянным.

Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.

Однако такая техника чрезвычайно трудоёмка – нанеся всего несколько штрихов, мастер откладывал работу на довольно долгое время, давая краскам просохнуть. В ХХ ст.

исследователи выяснили, что толщина некоторых мазков не превышает 30 микрометров, а на всём полотне нет ни единого отпечатка пальцев либо следа от кисти.

Тот, кто нарисовал картину, знал толк и в анатомии. Как известно, Леонардо вскрывал трупы, невзирая на то, что в XVI ст. подобное занятие было под строжайшим запретом. Но благодаря полученным данным он сумел сделать фигуру женщины более реалистичной.

Загадка модели – кем была изображенная красавица?

Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Вот как отзывался о полотне этот писатель и художник: «Леонардо подрядился изготовить для Франческо Джокондо портрет его супруги, Лизы Герардини, и трудился над работой почти 4 года, но всё же оставил её незавершённой.

В это время перед женщиной выступали шуты, певцы, игроки на лире, удаляя меланхолию и поддерживая веселье. Именно поэтому улыбка её так приятна, а глазам свойственен блеск и влажность, какие обычно есть у живого человека». На основании этих слов шедевр, созданный великим живописцем в 1503-1506 гг.

, и обрёл своё название.

Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Так, красавица на картине скрывает голову под вдовьей траурной вуалью – а между тем богатый флорентийский торговец Франческо Джокондо прожил 79 лет.

Кроме того, портрет так и не стал собственностью семьи Джокондо – Леонардо да Винчи постоянно держал его у себя. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.

А позже, когда французский король Франциск I предложил за это произведение 4 тысячи золотых экю – колоссальные деньги в ту эпоху – мастер тоже ответил ему отказом.

В 1925 г. исследователь-искусствовед Вентури выдвинул теорию, что на полотне запечатлена герцогиня Констанца из семьи д’Аваллос. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики.

Эта гипотеза основывается на записях секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д'Арагону во время его визита к художнику. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного».

Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме.

А в 1957 г. итальянский учёный Карло Педретти заявил, что живописец нарисовал Пачифику Брандано – мать римского кардинала Ипполито и ещё одну любовницу Джулиано Медичи. Согласно этой версии, мужчина заказал портрет для своего внебрачного сына, чтобы дать ему возможность увидеть мать (к тому времени она уже умерла, так что мастер запечатлевал идеализированный образ).

Улыбка Моны Лизы – что скрывает красавица?

Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т.

Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо… опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Подобные слова принесли произведению всемирную славу.

Его изучали историки, искусствоведы и даже психологи – в частности, З.

Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины… контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».

Интересуются улыбкой Джоконды и медики. Так, отоларинголог К. Адур (Окленд, США) уверен, что подобное выражение лица обычно свойственно людям с параличом лицевого нерва. А Дж. Борковски считает, что модель потеряла много зубов – на увеличенных снимках полотна он обнаружил шрамы вокруг её рта.

Кроме того, улыбку женщины можно рассмотреть лишь под определённым углом. Нейрофизиолог М. Ливингстон объяснила причины подобного явления.

По её мнению, тот, кто написал картину, в процессе работы не смотрел на рот натурщицы.

Поэтому воспринять такое выражение можно лишь с помощью периферического, менее отчётливого зрения – а стоит сфокусировать внимание на губах красавицы, и оно тут же ускользнёт.

Внезапное похищение – как был утрачен шедевр?

Вероятно, это произведение – самая знаменитая картина во всём мире. Ею любовались мадам де Ментенон, Людовик ХIII, Наполеон. Художники неоднократно пытались создать достоверную копию портрета, а Жан-Огюст Энгр, Камиль Коро и Жак-Луи Давид называли его «своей музой». В XIX ст. в Лувр начали приходить письма, адресованные «Моне Лизе». В них люди… признавались в любви к полотну!

Пустая стена, где висела «Мона Лиза» 1911 г. Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела

Однако такая известность повлекла за собой и неприятности. 21 августа 1911 г. мир сотрясло известие об утрате «Джоконды».

Полиция немедленно ринулась на поиски уникального произведения, выдвигая самые разные версии. Так, одна из них гласила, что шедевр сжёг неловкий фотограф, снимавший его с помощью магниевой вспышки.

Подозрения пали и на более знаменитых людей – например, на поэта Гийома Аполлинера и Пабло Пикассо.

Наконец, через два года полотно нашли. Поспособствовал этому сам похититель – итальянский зеркальщик Винченцо Перуджа, ранее трудившийся в Лувре. Он предложил купить картину начальнику галереи Уффици (Флоренция). Вор утверждал, что всего лишь хотел вернуть шедевр на его историческую родину.

Обретение портрета стало всемирной сенсацией. Экскурсанты, посещавшие музей, желали видеть только «Джоконду». А вот интеллигенты, наоборот, восстали против такого поклонения – так, живописец-авангардист М. Дюшан даже опубликовал в журнале «Дада» шарж, на котором к полотну были пририсованы усы.

Сейчас зал Лувра, где находится картина «Мона Лиза», снабжён многочисленными экранами из пуленепробиваемого стекла. Они призваны оградить произведение Леонардо да Винчи от вандализма и контактов с окружающей средой.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – интересные факты

Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.

Глядя на приглушенную, темноватую гамму изображения, сложно представить, что когда-то оно сияло насыщенными коричневыми, зелёными, золотистыми красками. Под воздействием света и воздуха окислились использованные в работе пигменты, лак и связующее вещество.

Негативным изменениям поспособствовали и многочисленные реставрации, повредившие поверхность холста. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.

Учёный фотографировал портрет Джоконды более трёх часов – специально для него картину извлекли из защитного бокса. Он создал 25 снимков, которые ещё два года обрабатывали специальными программами, сверяя полученные данные с историческими документами.

И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».

Именно тогда посетители смогли оценить, насколько точно и тонко были подобраны тона картины – лазурное небо, чёткая линия гор на горизонте и яркая зелень древесных крон идеально оттеняют нежную кожу красавицы.

Кроме того, фотографии позволили выявить наброски и эскизы, которые были скрыты под более поздними слоями краски.

В частности, на первой версии портрета девушка имела брови и ресницы, поддерживала наброшенное на голову покрывало, а её улыбка ещё не обрела характерной загадочной таинственности.

А вот небольшого пятна в уголке глаза не было – вероятно, оно возникло вследствие попадания капель воды. Есть версия, что данное повреждение появилось в тот период, когда знаменитое произведение украшало… ванную комнату Наполеона!

Здесь приведены далеко не все сведения о картине «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Интересные факты о полотне можно перечислять очень долго – но, чтобы по-настоящему оценить его красоту и совершенство, необходимо взглянуть на шедевр вблизи. И сделать это Вам поможет интернет-магазин «Янтарь Полесья», предлагая портрет из натуральных солнечных самоцветов!

Источник: https://yantar.in.ua/blog/tajny-dzhokondy-chto-skryvaet-shedevr.html

«Джоконда» Леонардо да Винчи

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)Опубликовано 02.11.2016 16:14Просмотров: 2048

«Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи до настоящего времени является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. 

Её громкая известность связана как с высокими художественными достоинствами, так и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение.

Эту загадочность стали приписывать картине не во время жизни художника, а в последующие века, распаляя интерес к ней сенсационными сообщениями и результатами исследований картины.

Мы считаем правильным – спокойный и взвешенный анализ достоинств этой картины и истории её создания.

Сначала о самой картине. 

Описание картины

Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Мона Лиза» (1503-1519). Доска (тополь), масло. 76х53 см. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху.

Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю.Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка…

Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Возможно, её сузил сам автор.За спиной у Моны Лизы – пустынная местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами; местность простирается к высоко поднятой линии горизонта. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость.

В. Н.

Гращенков, российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, считал, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью… «Джоконда» – не портрет. Это зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».

Знаменитая улыбка Джоконды

Улыбку Моны Лизы считают одной из самых главных загадок картины. Но так ли это на самом деле?

Улыбка Моны Лизы (деталь картины) Леонардо да ВинчиЭта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях самого мастера и у леонардесков (художников, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо миланского периода, которые входили в число его учеников или просто восприняли его стиль). Конечно, в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.

Давайте рассмотрим некоторые картины.

Ф. Мельци (ученик Леонардо да Винчи) «Флора»
Та же лёгкая блуждающая улыбка.

Картина «Святое семейство». Раньше её приписывали Леонардо, теперь же даже Эрмитаж признал, что это работа его ученика Чезаре да Сесто
Та же лёгкая блуждающая улыбка на лице Девы Марии.

Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» (1513-1516). Лувр (Париж)

Улыбку Иоанна Крестителя тоже считают загадочной: почему этот суровый Предтеча улыбается и указывает вверх?

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.

Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка.

Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «…придумал загадочную улыбку Джоконды. До него никто не видел в ней никакой тайны. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».

Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»).

Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).

Кто был прототипом «Джоконды»?

Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари.

Именно этот анонимный автор и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены.

Но каких только мнений не существовало по поводу идентификации модели! Предположений было много: это автопортрет самого Леонардо, портрет матери художника Катерины, назывались различные имена современниц и современников художника…

Но в 2005 г. учёные из Гейдельбергского университета, изучая заметки на полях фолианта флорентийского чиновника, нашли запись: «…

сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.

Картина была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына. Эта загадка практически решена.

История картины и её приключения

Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал.) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona.

Читайте также:  И ещё один домик на крыше от корейского дизайнера do-ho suh

Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г.

В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г.

Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи.

Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г.) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Король Франциск I купил картину у наследников Салаи и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV.

Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей.

Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место.В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г.

– в Японии. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. А. С. Пушкина в Москве. Эти поездки усилили её успех и славу.

С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра, итальянцем Винченцо Перуджей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж.

Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974).Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в.

стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Но это уже совсем другая история.

«Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/630-dzhokonda-leonardo-da-vinchi

Описание картины Леонардо да Винчи – Мона Лиза

Одним из самых знаменитых и популярных произведений мирового искусства, несомненно, является «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Интересные факты и увлекательные теории об этом полотне можно перечислять почти бесконечно – и наша статья ознакомит Вас с некоторыми сведениями из истории шедевра.

Портрет госпожи Лизы Джокондо.Мона Лиза. 1503 – 1519 гг. Панно из янтаря«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Улыбка Моны Лизы – кем была муза живописца?

Споры о том, какая женщина запечатлена на этом произведении, ведутся уже не первый год. Так, согласно книге Дж.

Вазари (автор жизнеописаний художников эпохи Возрождения) на нём показана Лиза Герaрдини, жена торговца шелками Фрaнческо Джокoндо.

Полное название полотна – «Портрет госпожи Лизы Джoкoндo» («Ritratto di Monna Lisa del Giocondo»), а современное именование возникло вследствие преобразования титула «ma donna» («миледи») в более короткое «mona».

Однако «Мoнa Лизa» Лeoнaрдo да Винчи была создана в 1503-1505 гг., тогда как сам биограф родился лишь в 1511 г. Поэтому неудивительно, что учёные подвергают сомнениям достоверность подобных данных.

Более точная информация была получена вследствие анализа записей секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д'Арагону. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция), и тот показал гостям три превосходных картины.

Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».

Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца д’Авалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано.

До сих пор искусствоведы не могут определить, с кого же написан портрет Джоконды. Они выдвигают самые разные версии – например, о том, что натурщицей была Катерина Сфорца, Изабелла Арагонская, мать художника или же его приятель Салаи. А одна из теорий утверждает, что Леонардо да Винчи будто бы запечатлел на полотне себя самого в женском платье.

Картина Мона Лиза: история «Джоконды»

Умирая, живописец завещал это полотно своему другу Салаи. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.

Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. золотых экю. С того времени произведение пребывало в замке Фонтебло, пока Людовик XIV не перевёз его в Версальский дворец.

После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.

Популярные товары

Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г.): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.

Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится; подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. Вместе с восточными купцами она отправлялась за удивительными товарами, она была Ледой, матерью Елены Прекрасной, и Святой Анной, которая родила Марию.

Всё это происходило с ней, но сохранилось лишь как отдалённое звучание флейты, отражаясь только в изящном овале лица, в томных очертаниях век и положении рук».

Проанализировать картину пытались и другие специалисты. Так, З. Фрейд пишет: «В улыбке Моны Лизы Леонардо удалось воспроизвести обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».

Пустая стена, где висела «Мона Лиза» 1911 г. Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела

А похищение полотна, произошедшее 21 августа 1911 г., стало настоящей всемирной сенсацией. Об этом писали все газеты; так, «Le Petit Parisien» в течение целого месяца печатала на первой странице репродукции шедевра.

Подозрения пали на самых известных деятелей искусства – полиция арестовала поэта Гийома Аполлинера и следила за Пабло Пикассо. Наконец, в 1913 г. портрет был найден.

Этому поспособствовал сам похититель, итальянский мастер-зеркальщик Винченцо Перуджа – он пытался продать «Джоконду» директору флорентийской галереи Уффици.

https://www.youtube.com/watch?v=UphLbsODuGA

Именно поэтому теперь произведение экспонируется в отдельном зале Лувра.

Кроме того, помещение, где находится картина «Мона Лиза», защищено несколькими пуленепробиваемыми экранами – это позволяет предохранить шедевр от вандалов и хулиганов. Однако попытки повредить портрет не прекращаются – так, в 1956 г.

посетитель брызнул на работу кислотой, в 1974 г. на неё распылили алую краску, а 2 апреля 2009 г. россиянка, которой не удалось получить французское гражданство, бросила в стекло чашкой.

Картина «Джоконда»: критика полотна

С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L.H.O.O.Q».

По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». С полотном также экспериментировали Казимир Малевич, Фернан Леже, Рене Магритт и Сальвадор Дали.

А звёзды поп-арта – Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и граффитчик Бэнкси – стали эксплуатировать этот образ в своих работах.

Казимир Малевич Пабло Пикассо Фернан Леже

А вот как отзывался об этом произведении искусствовед Б.

Беренсон: «Иностранка, которую трудно понять, настороженная, хитрая, преисполненная чувством враждебного превосходства… она неприятным образом отличается ото всех женщин, которых я когда-либо знал.

Её улыбка выражает предвкушение удовольствия». Схожее мнение высказал и Р. Лонги: «Этой нервной, невзрачной женщине я бы предпочёл красавиц с картин Ренуара».

Но с течением лет шедевр обрёл и реальные недостатки. Так, значительно изменилась его цветовая гамма.

Современная приглушенная палитра – не более чем результат окисления красок, ведь тот, кто написал картину, предпочитал яркие, насыщенные тона. Об этом свидетельствуют проведённые инженером-оптиком Паскалем Котте исследования.

Для этого эксперт сфотографировал полотно в высоком разрешении (до 240 мегапикселей) и во всех доступных световых диапазонах, а затем сравнил снимки.

Рано или поздно произведение потребуется реставрировать. Рама, на которую натянут холст, сделана из тополиной древесины, и тонкие планки постепенно трескаются и деформируются.

Кроме того, небрежное обращение нарушило структуру ткани – из-за этого портрет покрыт многочисленными трещинками-кракелюрами.

Однако, несмотря на это, «Мона Лиза» продолжает восхищать и удивлять многочисленных зрителей.

Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство.

Именно поэтому наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» предлагает Вам уникальное панно, выполненное в точном соответствии с оригиналом – вот только материалом для него послужили не привычные краски, а сияющие солнечные самоцветы.

Мастер тщательно выложил изображение из кусочков окаменевшей смолы, а самые мелкие детали высыпал из лучистой каменной крошки. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее.

Источник: https://ukrburshtyn.com/blog/o-chem-govorit-ulybka-dzhokondy.html

Леонардо да Винчи. Загадка Моны Лизы, о которой мало говорят – Дневник живописи

Леонардо да Винчи. Портрет Лизы Герардини, жены Франческо день Джокондо (Мона Лиза или Джоконда). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи – самая загадочная картина. Потому что она очень популярна. Когда столько внимания, то появляется немыслимое количество тайн и домыслов.

Вот и я не удержалась от попытки разгадать одну из этих тайн. Нет, я не буду искать зашифрованные коды. Не буду разгадывать тайну её улыбки.

Меня волнует другое. Почему описание портрета Моны Лизы современниками Леонардо не совпадает с тем, что мы видим на портрете из Лувра? Действительно ли в Лувре висит портрет Лизы Герардини, супруги торговца шелком Франческо дель Джокондо. И если это не Мона Лиза, то где тогда хранится настоящая Джоконда?

Авторство Леонардо бесспорно

То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Разве что Рафаэль. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.

Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс.

Леонардо да Винчи. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Посередине: Дама с горностаем. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Справа: Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу

Сомнений в авторстве Леонардо нет. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой? У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета Джорджо Вазари, младшего современника Леонардо да Винчи. Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера:

“Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным… глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… мона Лиза была очень красива… улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…”

Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра.

https://www.youtube.com/watch?v=gNbGzr5Keig

На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Мона Лиза из Лувра явно старше. Это уже дама, которой за 30-35 лет.

Также Вазари говорит о бровях. Которых у Моны Лизы нет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.

По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Далеко не всем она кажется таковой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Но это уже дело вкуса. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.

Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным.  Вот это уже серьёзная несостыковка.

Где находится настоящая Мона Лиза?

Так если в Лувре висит не Мона Лиза, так где же она?

Я знаю по крайней мере три портрета, которые гораздо больше подходят под описание Вазари. К тому же все они были созданы в те же годы, что и Луврский портрет.

1. Мона Лиза из Прадо

Неизвестный художник (ученик Леонардо да Винчи). Мона Лиза. 1503-1519 гг. Музей Прадо, Мадрид

На эту Мону Лизу мало обращали внимания до 2012 года. Пока однажды рестораторы не расчистили чёрный фон. И о чудо! Под темной краской оказался пейзаж – точная копия луврского заднего плана.

Прадовская Мона Лиза моложе лет на 10 своей конкурентки из Лувра. Что соответствует реальному возрасту настоящей Лизы. Она приятнее внешне. У неё есть брови в конце концов.

Однако эксперты музея Прадо не стали претендовать на титул главной картины мира. Они признали, что работа выполнена одним из учеников Леонардо.

Благодаря этой работе мы можем представить, как выглядела Луврская Мона Лиза 500 лет назад. Ведь портрет из Прадо гораздо лучше сохранился. Из-за постоянных экспериментов Леонардо с красками и лаком, Мона Лиза очень сильно потемнела. Скорее всего, она когда-то тоже была в красном, а не в золотисто-коричневом платье.

Читайте также:  Календарь природы: осень, ноябрь

2. Флора из Эрмитажа

Франческо Мельци. Флора (Коломбина). 1510-1515 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Флора очень подходит под описание Вазари. Юная, очень красивая, с необыкновенно приятной улыбкой алых губ.

К тому же именно так описывал сам Мельци любимую работу своего учителя Леонардо. В своей переписке он называет её Джокондой. На картине, по его словам, была изображена девушка невероятной красоты с цветком Коломбины в руке.

Однако мы не видим её “влажных” глаз. К тому же вряд ли синьор Джокондо позволил бы своей супруге позировать с оголенной грудью.

Так почему же Мельци её называет Джокондой? Ведь именно это имя наводит некоторых экспертов на мысль, что настоящая Мона Лиза находится не в Лувре, а в Эрмитаже.

Возможно, за 500 лет произошла путаница. С итальянского “Джиоконда” переводится, как “Веселая”. Может так и называли ученики и сам Леонардо свою Флору. Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо.

3. Айзелуортская Мона Лиза

Неизвестный художник (Леонардо да Винчи?). Айзелуортская Мона Лиза. 1503-1507 гг. Частная коллекция

Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Английский коллекционер выкупил её у итальянских владельцев в 1914 году. Те якобы не представляли, каким сокровищем обладают.

Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Но не окончил его.

Также предполагают, что ту Мону Лизу, что висит в Лувре, Леонардо уже писал лет через 10. Уже для себя. Взяв за основу уже знакомый образ синьоры Джокондо. Ради своих собственных изобразительных экспериментов. Чтобы ему никто не мешал и не требовал картину.

Версия выглядит правдоподобной. К тому же Айзелуортская Мона Лиза как раз незакончена. Об этом и писал Вазари. Обратите внимание, насколько не проработаны шея женщины и пейзаж позади неё. Выглядит она тоже моложе своей Луврской соперницы. Как будто действительно одну и ту же женщину изобразили с разницей в 10-15 лет.

Версия очень интересная. Если бы не одно большое НО. Айзелуортская Мона Лиза была написана на холсте. Тогда как Леонардо да Винчи писал только на доске. В том числе Луврскую Мону Лизу.

Преступление века. Похищение Моны Лизы из Лувра

Может в Лувре висит и настоящая Мона Лиза. А Вазари слишком неточно её описал. И Леонардо не имеет никакого отношения к трём приведённым картинам.

Однако в 20 веке произошёл один случай, который все-таки заставляет усомниться, что в Лувре висит настоящая Джоконда.

В августе 1911 года Мона Лиза исчезла из музея. Её искали 3 года. Пока преступник не выдал себя наиглупейшим образом. Разместил объявление в газете о продаже картины. Картину пришёл посмотреть коллекционер и понял, что подавший объявление не сумасшедший. Под его матрасом на самом деле пылилась Мона Лиза.

Лувр. Фотография с места преступления (Мона Лиза исчезла). 1911 г.

Преступником оказался итальянец Винченцо Перуджиа. Он был стекольщиком и художником. Работал несколько недель в Лувре над стеклянными защитными коробами для картин.

https://www.youtube.com/watch?v=dEDfanrbJFw

По его версии в нем проснулись патриотические чувства. Он решил вернуть Италии картину, украденную Наполеоном. Он почему-то был уверен, что все картины итальянских мастеров Лувра украдены этим диктатором.

История очень подозрительная. Почему он не давал знать о себе 3 года? Вполне возможно, что ему или его заказчику нужно было время, чтобы сделать копию Моны Лизы. Как только копия была готова, вор дал объявление, которое очевидно должно было привести его к аресту. Кстати, осудили его на смехотворный срок. Меньше чем через год Перуджиа уже был на свободе.

Так что вполне может быть, что Лувр получил обратно очень качественную подделку. К тому времени уже научились состаривать искусственно картины и выдавать их за подлинники.

***

Работники Лувра не называют самый знаменитый портрет мира Моной Лизой. Между собой они обозначают её как “Флорентийская дама”. Видимо, многие из них уверены, что вряд ли она была женой синьора Джокондо. Значит, настоящая Мона Лиза находится где-то ещё..?

О других титанах живописи читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/leonardo-da-vinchi-mona-liza/

Картины Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (фрагмент)

Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным учёным. Он занимался математикой, физикой, механикой, астрономией, ботаникой, геологией, анатомией и физиологией человека и животных, постоянно проводил экспериментальные исследования.

Его рукописи полны рисунками летательных машин, парашютов, вертолётов, винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин; математических, оптических, космологических идей…

Характерна одна особенность художественного творчества Леонардо да Винчи: он никогда не старался закончить живописное полотно, т.к. считал, что неоконченность  –  качество жизни. Окончить – для него означало  убить!

«Мона Лиза» («Джоконда») (1503-1506, 1517). Доска (тополь), масло. 76,8×53 см

Леонардо да Винчи “Мона Лиза”

Это, пожалуй, самое известное произведение в мировой живописи. Самое посещаемое, самое загадочное, о котором исследований больше, чем о других живописных полотнах, вызывающее споры, необычные выводы и пародии до сих пор. «Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней», – писал в XIX в. Грюйе.

Считается, что это портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо (отсюда второе её название).

Ещё в 1517 г. полотно было приобретено королем Франции Франциском I и до настоящего времени является собственностью Французской Республики. С 1797 г. находится в постоянной экспозиции в Лувре в Париже.

Описание картины

Портрет Джоконды – лучший образец портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.

В данном портрете использован приём пирамиды. Сложенные руки Моны Лизы как бы лежат в основании пирамиды.

Приём пирамиды

Женщина просто и спокойно сидит, облокотившись одной рукой на подлокотник кресла, а другую руку положив сверху. Подлокотник является как бы разделяющим элементом между Моной Лизой и зрителями. Её взгляд направлен на наблюдателя и создаётся впечатление, что возникает молчаливое общение.

Леонардо да Винчи был одним из первых художников,  использовавших воздушную перспективу. Загадочная женщина сидит в открытой лоджии, которая украшена столбами с обеих сторон. Позади неё виден горный пейзаж. Извилистые дорожки и мост вдали дают только намёк на признаки присутствия человека.

Гладкие волосы, разделённые пробором, накинуты тёмной вуалью и падают на плечи волнистыми прядями. Изгибы волос и одежды находят отражение в волнистых долинах и реках позади неё. Размытые очертания, грациозная фигура, контрасты света и тьмы создают общее ощущение спокойствия, которое характерно для стиля Леонардо.

Мону Лизу следует рассматривать как идеал, а не как настоящую женщину.

Искусствоведы считают, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV в.

): у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба, чтобы подчеркнуть его высоту. Но современное ультра-сканирование показывает, что с течением времени краска с ресниц и бровей просто исчезла, но ранее она присутствовала.

Деталь картины

В её улыбке находят двоякий смысл: обещание безграничной нежности и зловещей угрозы.

Существует огромное количество домыслов о личности, изображённой на портрете. Выдвигались даже версии, что этот автопортрет самого Леонардо.

Эта картина не оставляет в покое некоторых людей до сегодняшнего дня. О ней не только спорят, её не только изучают всевозможными способами и методами, но периодически её воруют и совершают акты вандализма: её обливали кислотой, бросали в неё различными предметами, распыляли из баллончика краску… Сейчас картина защищена пуленепробиваемым стеклом.

В Лувре у “Моны Лизы”

 «Тайная вечеря» (1494-1498). 460×880 см

Эта картина Леонардо да Винчи – часть росписи трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Сюжет картины – сцена Тайной вечери Иисуса с учениками, как написано в Евангелии от Иоанна. Леонардо изобразил испуг среди двенадцати учеников, когда Иисус объявил, что один из них предаст его.

Размеры картины – 460×880 см, она и сейчас находится в трапезной монастыря, на задней стене.

Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”

Роспись заказал герцог Лодовико Сфорца и его супруга Беатриче д’Эсте.

Эта роспись стала новой вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

«Тайную вечерю» Леонардо написал на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не считается фреской. Художник покрыл каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писал по этому слою темперой.

Апостолы изображены группами по три человека, которые располагаются вокруг сидящего в центре Христа: Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Петр и Иоанн; Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

Леонардо показывает сидящих за столом лицом к зрителю, чтобы можно было увидеть лица всех. У Иуды в руке небольшой мешочек – возможно, это серебро, которое он получил за предательство Иисуса, или намёком на его роль казначея. Нож в руке Петра связан со сценой в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Деталь картины

Жест Иисуса интерпретируют двояко. Согласно Евангелию, Иисус сказал, что его предаст тот, кто протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда также тянется к блюду. Но в то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует жертву: тело и кровь Христа.

«Дама с горностаем» (1489-1490). Дерево, масло. 54×40 см

Леонардо да Винчи “Дама с горностаем”

Исследователи считают, что это портрет Чечилии Галлерани – любовницы Лодовико Сфорца, герцога миланского. Картина находится в Музее Чарторыйских в Кракове, являясь единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляя предмет национальной гордости.

Эта работа ранее приписывалась разным художникам: Марко д’Оджоно, Больтраффио, Амброджио ди Предису.

Современное рентгенографическое исследование картины показало, что она переписывалась между 1830-70 гг., предположительно это мог сделать Эжен Делакруа.

На оригинальном изображении голову женщины украшала прозрачная вуаль, была изменена переносица и линия волос, изменено и положение двух нижних пальцев на правой руке. Надпись «LA BELE FERONIERE LEONARD D’AWINCI» в левом верхнем углу выполнена позднее и не рукой Леонардо.

Описание картины

Чечилия изображена с поворотом головы. Черты её лица ещё не зрелы. Лицо обрамлено гладко уложенными волосами, на голове – прозрачный чепчик, схваченный под подбородком. Лоб перехвачен тонкой фероньеркой. Ожерелье из тёмного жемчуга окаймляет шею и спускается второй нитью, теряясь в вырезе платья.

Отведённый в сторону от зрителя взгляд создаёт сдержанный образ, полный нежного очарования. Чечилия на портрете как бы прислушивается к кому-то, кого зритель не может видеть, это придаёт загадочность изображению, а форма портрета в три четверти – новое изобретение Леонардо. Портрет создаёт иллюзию фиксации мгновения, что характерно для фотографии.

Образ горностая на портрете имеет множество толкований, все их привести невозможно, но подчеркнём лишь, что композиционно он подчёркивает впечатление разворота женской фигуры на портрете, а также, считаясь символом чистоты и целомудренности, характеризует свою хозяйку.

«Мадонна Литта» (1490-1491). Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Леонардо да Винчи “Мадонна Литта”

Картина была написана для правителей Милана, а затем перешла к семье Литта (миланская аристократическая фамилия), где несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины было «Мадонна с младенцем».

В 1865 г. вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков у её владельца графа Литта.

Описание картины

На картине изображен «вечный сюжет»: материнство – женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью.

Свет через два арочных окна падает на зрителя, оттого стены кажутся совсем тёмными. Из окон виден пейзаж в голубых тонах.

Фигура Мадонны вся озарена светом не только из окон, но и идущим спереди – вероятно, это свет материнства. Она нежно и задумчиво смотрит на ребёнка, и, хотя на лице её нет явной улыбки, эта улыбка заполняет всё существо женщины и вырывается наружу.

Младенец ещё не осмысленным взглядом смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери, в левой руке он держит щегла.

Яркие детали говорят о сложной психологической ситуации персонажей картины – это драматический момент отлучения ребёнка от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной и с разрезами, через которые удобно кормить младенца грудью. Оба разреза были уже зашиты,  но правый торопливо разорван – мать изменила своё решение и отложила этот трудный момент…

Красота материнства, безмятежность младенчества, вечная жизнь в её непрекращающемся течении – вот сюжет картины Леонардо да Винчи.

Источник: http://www.palitra.co/post/419

Картина «Мона Лиза»

Автор: Леонардо да Винчи. Годы создания: 1503–1506. Габариты: 77*53 см.

Местонахождение: Париж, Лувр.

Мона Лиза

Мона Лиза, безусловно, является не только самой значимой, успешной и популярной работой мастера эпохи ренессанса да Винчи, но и самой обсуждаемым его творением.

Анализ

Шаблон работы сам по себе, является чрезвычайно революционным, особенно в технике реализации портрета. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Расположение фигуры от талии, положение рук — абсолютная новинка.

Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Окутанный туманом задний план, мост через реку, цвета использованные художником создают ощущение естественности и живости. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.

Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.

https://www.youtube.com/watch?v=iNkrDp3E4uk

Одним из элементов работы, который затрагивает всех зрителей, является улыбка Моны Лизы, известная во всем мире. Улыбка находится на грани распознаваемости. Её наличие и форма изменяется в зависимости от точек наблюдения.  Считается, что она, при всей своей загадочности, воплощает невозможность найти точку опоры в человеческих чувствах.

Улыбка Джаконды

Леонардо превращает этот портрет в идеальный образ, уделяя особое внимание собственному видению реальности и природы, которые никогда не находятся в статичном положении, наоборот, они динамичны и живы.

Интерпритации и символизм

Существуют предположение о том, что на картине изображен любовник-андрогин Леонардо. Некоторые ученые считают, что Мона Лиза — автопортрет художника.

Использование современных технологий позволило заглянуть под внешний слой красок и увидеть там другой портрет, напоминающий как черновой вариант Джоконды, так и самостоятельное произведение.

Однако сотрудники Лувра и многие эксперты скептически относятся ко многим исследованиям и не дают комментариев на основные громкие заявления.

Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.

Фон за Лизой Герардини сделан исключительным образом: коррозия и горные породы, формируемые реками, с легкой фильтрацией создают пейзаж. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную.

Читайте также:  Стихи о зиме: а. с. пушкин. зимняя дорога

Женщина, как предмет композиции, не противоречит этой теме, а скорее представляет последний шаг эволюции в этом списке.

Свет в этой работе играет фундаментальную роль, он целиком «обнимает» женщину, создает резкие контрасты с темными фрагментами, а так же является предметом споров.

Руки Джоконды

Наследие

Джоконде посвящены целые книги и научные работы, авторы которых пытаются понять содержание, но работа все еще скрывает много тайн.

 «Мона Лиза» породила множество споров и разговоров, оставаясь до сих пор одной из самых популярных картин в истории искусств.

Неуловимость природы и человеческой души, а так же другой символизм, по сей день пытаются интерпретировать с помощью упомянутой улыбки, используемых красок и цветов, а так же современных технологий.

Картина «Мона Лиза» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

Портреты

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/kartina-mona-liza.html

Картины, описание картин — Мона Лиза (Джоконда), 1503-1505. – Музей Арт-Рисунок

22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонард о да Винчи «Джоконда». В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось. Среди работников Лувра началось смятение. Посетителям было объявлено, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода.

Явился префект полиции с отрядом инспекторов. Все выходы из Лувра были закрыты, музей стали обыскивать. Но проверить старинный дворец французских королей площадью в 198 квадратных метров за одни сутки невозможно.

Однако к концу дня полиции все же удалось обнаружить на площадке маленькой служебной лестницы застекленный корпус и раму от «Моны Лизы». Сама же картина – прямоугольник размером 54×79 сантиметров – исчезла бесследно.

«Утрата «Джоконды» – это национальное бедствие, – писал французский журнал «Иллюстрасьон», – так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды. Он, в страхе быть пойманным, может уничтожить это хрупкое произведение».

Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесет «Джоконду» в редакцию журнала. 20 000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину. 45 000 тому, кто вернет «Джоконду» до 1 сентября».Первое сентября прошло, но картины не было.

Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную тайну тому, кто принесет «Джоконду». Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени». Но никто не пришел.

Проходил месяц за месяцем.

Все это время портрет прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герон», в котором жили итальянские рабочие-сезонни ки. Потом прошло еще несколько месяцев, год, два… Однажды итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. На плохой школьной бумаге неуклюжими буквами некто Винченцо Леонарди предлагал антиквару купить исчезнувший из Лувра портрет Моны Лизы. Леонарди писал, что хочет вернуть на родину одно из лучших произведений итальянского искусства. Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года.

Когда после долгих переговоров, переписок и встреч Леонарди доставил картину в Галерею Уффици во Флоренции, он сказал: «Это хорошее, святое дело! Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием!»К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза» провела в плену, не отразились на картине.

Под охраной полиции «Джоконда» выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж.Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия похитителя) шло несколько месяцев. Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком.

За это время он изучил залы картинной галереи и познакомился со многими музейными служащими. Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду».Перуджи плохо знал историю живописи. Он искренне и наивно считал, что «Джоконду» увезли из Италии во времена Наполеона.

А между тем Леонардо да Винчи сам привез ее во Францию и продал французскому королю Франциску I за 4000 экю – огромную по тем временам сумму. Картина эта долгое время украшала Золотой кабинет королевского замка в Фонтенбло, при Людовике XIV она была перенесена в Версаль, а после революции передана в Лувр.

После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Как все изменилось в его родном городе! Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились.

Один из них стал монахом; другой, в отчаянии от смерти неистового Савонаролы, бросил живопись и остаток дней своих решил провести в госпитале Santa Maria Novella; третий, состарившийся духом и телом, уже не мог быть прежним товарищем Леонардо. Только один П. Перуджино, уже искушенный в житейских делах, по-старому беседовал с Леонардо и давал ему полезные советы.

На службе у герцога да Винчи не заработал денег на безбедную жизнь и во Флоренцию вернулся со скудными средствами. О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Чтобы писать на собственный риск из любви к искусству, у него не было ни денег, ни времени.

К посредственным мастерам стремилась вся флорентийская знать, а гениальный да Винчи бедствовал, довольствуясь крохами, перепадавшими ему от заказов счастливых собратьев. Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров – знаменитую картину «Джоконда».

Джордже Вазари в своих «Жизнеописаниях » сообщает об этой картине: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его». Как предполагают некоторые исследователи, Вазари, видимо, ошибся. Новейшие исследования показывают, что на картине изображена не жена флорентийского дворянина дель Джоконде, а какая-то другая высокопоставлен ная дама. М.А.

Гуковский, например, писал, что портрет этот передает черты одной из многочисленных дам сердца Джулио Медичи и выполнен по его заказу. Об этом недвусмысленно сообщает Антонио де Беатис, секретарь кардинала Арагонского, видевший портрет в мастерской Леонардо во Франции. В своем дневнике от 10 октября 1517 года он сообщает: «В одном из предместий господин кардинал поехал с нами грешными повидать господина Луонардо Винчи – флорентийца, превосходного живописца нашего времени. Последний показал его светлости три картины – некоторую флорентийскую даму, написанную с натуры, по просьбе покойного Великолепного Джулио Медичи».

Многих исследователей поражало, почему купец дель Джокондо не оставил себе портрет супруги. Действительно, портрет стал собственностью художника. И факт этот тоже воспринимается некоторыми как аргумент в пользу того, что Леонардо изобразил не Мону Лизу.

Но, может быть, флорентиец был немало изумлен и удивлен? Может быть, он просто не узнал в изображенной богине свою молодую жену Мону Лизу Герардини? А сам Леонардо, писавший портрет четыре года и столько вложивший в него, не мог расстаться с ним и увез картину из Флоренции?Как бы то ни было на самом деле, благодаря Д.

Вазари этот женский образ вошел в историю мировой культуры под именем «Моны Лизы», или «Джоконды». Была ли она красива? Наверное, но были во Флоренции многие женщины и красивее ее. Однако Мона Лиза была удивительно привлекательна, хотя черты ее лица и не были гармоничными. Небольшой улыбающийся рот, ниспадающие на плечи мягкие волосы… «Но вполне развившаяся фигура ее, – пишет М.

Алпатов, – была совершенна. И особенно совершенной формы были ее выхоленные руки. Но что было в ней замечательно, несмотря на богатство, выщипанные по моде брови, румяна и массу драгоценностей на руках и шее, – это простота и естественность, разлитые во всем ее облике…

А потом лицо ее осветилось улыбкой и стало необычайно привлекательным для художника – смущенным и немножко лукавым, словно к нему вернулась утраченная шаловливость юности и что-то затаенное в глубине души, неразгаданное».

На какие только ухищрения ни пускался Леонардо, лишь бы модель его не скучала во время сеансов.

В красиво убранной комнате, среди цветов и роскошной мебели размещались музыканты, восхищая слух пением и музыкой, а красивый, изысканный художник подстерегал на лице Моны Лизы дивную улыбку. Он приглашал шутов и клоунов, но музыка не совсем удовлетворила Мону Лизу. Она слушала известные мотивы со скучающим лицом, не очень-то оживил ее и фокусник-жонгле р. И тогда Леонардо рассказал ей эту сказку:

«Жил-был один бедный человек, и у него было четыре сына: три умных, а один и так и сяк – ни ума, ни глупости. Да, впрочем, о его уме не могли судить как следует: он больше молчал и любил ходить в поле, к морю, слушать и думать про себя; любил и ночью смотреть на звезды.И вот пришла за отцом смерть. Перед тем как расстаться с жизнью, он призвал к себе детей и сказал им:«Сыны мои, скоро я умру. Как только вы меня схороните, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастье. Пусть каждый чему-нибудь научится, чтобы мог кормить себя сам».Отец умер, а сыновья, похоронив его, пошли на край света добывать свое счастье и сговорились, что через три года вернутся на полянку родной рощи, куда ходили за валежником, и расскажут друг другу, кто чему выучился за эти три года.Прошло три года, и, помня уговор, вернулись братья с края света на полянку родной рощи. Пришел первый брат, что научился плотничать. От скуки срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину. Отошел немного и ждет. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину, и так как он был портной, то решил одеть ее и в ту же минуту, как искусный мастер, сделал ей красивую шелковую одежду. Пришел третий сын, украсил деревянную девушку золотом и драгоценными камнями, ведь он был ювелир и сумел накопить огромное богатство. И пришел четвертый брат. Он не умел ни плотничать, ни шить – он умел только слушать, что говорит земля, говорят деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных планет и еще умел петь чудесные песни. Он увидел деревянную девушку в роскошной одежде, в золоте и драгоценных камнях. Но она была глуха и нема и не шевелилась. Тогда он собрал все свое искусство – ведь он научился разговаривать со всем, что есть на земле, научился оживлять своей песней и камни… И он запел прекрасную песню, от которой плакали притаившиеся за кустами братья, и песней этой вдохнул душу в деревянную женщину. И она улыбнулась и вздохнула.Тогда братья бросились к ней и закричали:- Я тебя создал, ты должна быть моей женою!- Ты должна быть моей женою, я тебя, голую и несчастную, одел!- А я тебя сделал богатой, ты должна быть моей женою!Но девушка отвечала:-Ты меня создал – будь моим отцом. Ты меня одел, а ты украсил – будьте мне братьями. А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один будешь мне мужем на всю жизнь.И деревья, и цветы, и вся земля вместе с пташками запели им гимн любви».Окончив сказку, Леонардо взглянул на Мону Лизу. Боже, что сделалось с ее лицом! Оно точно озарилось светом, глаза сияли. Улыбка блаженства, медленно исчезая с ее лица, осталась в углах рта и трепетала, придавая ему изумительное, загадочное и чуть лукавое выражение.

Давно не испытывал Леонардо да Винчи такого огромного прилива творческих сил. Все, что было в нем самом жизнерадостного , светлого и ясного, вкладывал он в свою работу.

Чтобы усилить впечатление от лица, Леонардо облек Мону Лизу в простое, лишенное каких бы то ни было украшений платье, скромное и темное. Впечатление простоты и естественности усиливается мастерски написанными складками платья и легкого шарфа.

Навещавшие иногда Леонардо художники и любители искусства видели «Джоконду» и приходили в восторг:- Каким чародейским мастерством обладает мессэр Леонардо, изображая этот живой блеск, эту влажность глаз!- Она точно дышит!- Она сейчас засмеется!- Ведь почти ощущаешь живую кожу этого прелестного лица…

Кажется, что в углублении шеи можно видеть биение пульса.- Какая у нее странная улыбка. Точно она думает о чем-то и недосказывает…Действительно, в глазах «Джоконды» – свет и влажный блеск, как в живых глазах, а на веках заметны тончайшие лиловатые жилки.

Но великий художник сотворил небывалое: он написал еще и воздух, пронизанный влажными испарениями и окутывающий фигуру прозрачной дымкой.

Самая знаменитая, много раз изученная и описанная на всех языках мира, «Джоконда» до сих пор остается и самой загадочной картиной великого да Винчи.

Она по-прежнему остается непостижимой и продолжает уже несколько столетий тревожить воображение, может быть, именно потому, что это не портрет в привычном понимании этого слова.

Леонардо да Винчи написал ее вопреки самому понятию «портрет», которое предполагает изображение реального лица, сходного с оригиналом и с характеризующим и его (хотя бы косвенно) атрибутами. То, что написал художник, далеко выходит за рамки простого портрета.

Каждый оттенок кожи, каждая складка одежды, теплый блеск глаз, жизнь артерий и вен – всем этим снабдил художник свою картину. Но перед зрителем на заднем плане возникает еще и обрывистая цепь скал с ледяными вершинами: у подножия гор водная гладь с вытекающей из нее широкой и извилистой рекой, которая, сужаясь под маленьким мостиком, превращается в миниатюрный водопад, исчезающий за пределами картины. На зрителя льются золотистый теплый свет итальянского вечера и колдовское очарование живописи Леонардо да Винчи.

«Джоконду» копировали многократно – и всегда безуспешно. Ее пытались разъять на части, отобрать и повторить хотя бы вечную улыбку, но на картинах учеников и последователей улыбка выцветала, становилась фальшивой, погибала, как существо, заточенное в неволю.

Неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед. Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много.

Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой. Ибо это полотно – творение поистине божественной, а не человеческой руки.

Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/1361-leonardo-da-vinci/detail/11226-mona-lisa-la-gioconda

Ссылка на основную публикацию