Гомер «одиссея»: описание, герои, анализ поэмы

Анализ поэмы Гомера «Одиссея» | Литерагуру

Гомер родился примерно в 12-7 веке до нашей эры, точные годы жизни не известны. Ему приписывают такие знаменитые произведения, как «Илиада» и «Одиссея». Древние легенды гласят, что поэт был слепым странствующим певцом, а также знал две эти поэмы наизусть. Но мы проанализируем только вторую книгу, повествующую о приключениях хитроумного греческого царя, везучего любимца богов Одиссея.

О чем поэма?

Сюжет «Одиссеи» построен с помощью такого художественного средства, как ретроспекция. История начинается с середины, а обо всех событиях читатель узнает позже, из рассказов главного героя.

В основе повествования лежит история о возвращении царя Итаки на родину, после победы в Троянской войне. Десять лет пробыл хитроумный правитель на войне и еще столько же он плыл домой.

Из откровений многомудрого воина мы узнаем, что он в начале своего путешествия попал в руки циклопа Полифема, который пожирал путников. Для того чтобы выбраться из лап одноглазого злодея, Одиссей напоил того и проткнул ему глаз, чем вызвал гнев циклопа.

Рассвирепевший великан воззвал к Посейдону и упросил его отомстить обидчику.

Царь Итаки повествует и о том, как попал на остров Кирки, которая превратила всех его друзей в свиней. Герою пришлось пробыть любовником Кирки ровно год. После этого он спускается в подземное Аид, чтобы поговорить с прорицателем Тиресием.

Одиссей плывет мимо Сирен, которые своим пением пытаются погубить мореплавателей. Также он проходит между Сциллой и Харибдой. Вскоре герой теряет корабль и выплывает на острове Калипсо, которой и был насильно пленён семь лет.

История создания

Поэма была написана гекзаметром — это размер героической поэзии времен древней Греции. Разделена она на 24 песни, по количеству бука в греческом алфавите. Считается, что прародителей у этой книги не было, но перед созданием произведения уже возникло много сказаний и песен, на основе которых и создавался «Одиссей».

Язык произведения не похож ни на один диалект греческого языка. Часто встречаются флективные формы, которые никогда не употреблялись в живом античном языке.

Главные герои

  1. Главным героем поэмы является Одиссей — царь Итаки. Основными чертами его характера, как это ни странно, считаются не героизм и отвага, а ум, хитрость и находчивость. Единственным его стремлением становится желание вернуться домой к любимой жене и сыну, которых он не видел около 20 лет.

    На протяжении всего повествования герою покровительствует богиня мудрости — Афина.
    Одиссей предстает перед читателем в разных ролях: мореплаватель, разбойник, отважный воин, нищий странник и т. д. Однако, кем бы он ни был, он все же страстно жаждет вернуться домой, искренне страдает о павших друзьях.

  2. Пенелопа – верная жена Одиссея, сестра Елены Троянской. Она скромна и сдержанна, ее нравственный облик безупречен. Любит рукоделие и домашний уют. Отличается хитростью, так как умудряется обманывать женихов не один год. Исключительно порядочная женщина.
  3. Телемах – сын Одиссея.

    Храбрый и отважный боец, человек исключительной чести. Любит семью, чтит долг наследника престола.

Мифология об Одиссее

Исходя из мифов, мы узнаем, что герой был сыном царя Лаэрта и спутницы Артемиды Антиклеи. Также он был супругом Пенелопы и отцом Телемаха.

Будучи одним из женихов Елены, он предпочел красивейшей земной женщине ее двоюродную сестру Пенелопу.
Он прославился благодаря участию в Троянской войне.

К тому же, являлся одним из ключевых персонажей не только «Одиссеи», но и «Илиады». Он был не только отважным, но и хитрым, в честь чего ему дали прозвище «хитроумный».

Благодаря своей изворотливости, ему удается спасаться из всех передряг.

Родиной Одиссея является Итака — это острова в Ионическим океане. Там он родился и вырос, а в скором времени и заменил своего отца, став вместо него царем. В то время как герой плавал в море, пытаясь вернуться домой, женихи, сватавшиеся к его супруге, захватили город. Они постоянно разоряли его дворец и устраивали пиры.

Сын царя, не в силах вынести такого долгого отсутствия отца, побужденный Афиной, отправляется на его поиски.
Возвратившись на родину, хитроумный воин узнает, что происходило в городе во время его скитаний.

Главная идея

Хитрый и ловкий боец был слишком высокомерным, чем и прогневал Богов, а точнее Посейдона. В порыве самолюбования он воскликнул, что сам может выбирать свою судьбу. Этого Божества ему не простили. Таким образом, смысл произведения заключается в том, что нельзя предаваться гордыне и идти у нее на поводу.

Как и упоминалось выше, правитель Итаки лишил зрения сына морского правителя, и был весьма самоуверен, полагая, что милость судьбы основана на его заслугах и мнимому превосходству.

Его самомнение перешло все грани, за что Бог наслал на него проклятие и заставил плавать в море до тех пор, пока он не осознает свою вину.

Гомер в своей поэме показал, что человек, считавший себя вершителем своей судьбы и венцом творения, может от этого пострадать, причем довольно серьезно. Раздутое эго не престало иметь даже царю. Кроме того, силен религиозный мотив: поэт, как и все люди его времени, считал, что от субъекта в этом мире ничего не зависит, все предопределено заранее.

Тематика

  1. Гомер отразил в своем героическом послании множество тем. Главной темой произведения является авантюрное путешествие, полное приключений — возвращение царя Итаки с троянского сражения. Красочные рассказы Одиссея полностью погружают читателя в атмосферу книги.

  2. Истории о его прибытии на остров Калипсо, о том, как он проплывал между Сциллой и Харибдой, Сирены и другие рассказы владыки Итаки пропитаны темой любви. Герой искренне любит свою семью и не соглашается сменить ее на райский остров с богиней в роли любовницы.
  3. Также сила чувства выражена в образе Пенелопы.

    С помощью него автор раскрывает тему супружеской верности. Она хитрила изо всех сил, чтобы не доставаться другому. Женщина верила в его возвращение, даже когда не верил никто.

  4. Тема судьбы проявляется в каждом эпизоде произведения.

    Гомер показывает бунт личности против предназначения, против богов, склоняясь к мысли, что он бесполезен и преступен. Фатум предугадывает даже эти движения души, все они уже рассчитаны и выведены мойрами в виде нити жизни.

  5. Честь и бесчестье – тоже тема для размышления поэта.

    Телемах считает долгом найти отца и восстановить былое величие дома. Пенелопа думает, что нравственное падение – это измена мужу. Одиссей полагает, что бесчестно было бы сдаться и не пытаться возвратиться на родину.

Проблематика

  • Так как в поэме рассказывается о десятилетних странствиях главного героя, его бесчисленных подвигах, смелых поступках и, наконец, удачном возвращении домой, то на первом месте в произведении стоит сказочно — приключенческая проблематика: произвол богов, гордыня Одиссея, кризис власти в Итаке и т.д.
  • Прошло десять лет, после того как царь отплыл из Итаки в Трою, все участники сражения вернулись домой и лишь только один он все никак не приезжает. Он становится заложником морской пучины. Его проблема в том, что он теряет веру в свои силы и постигает отчаяние. Но как бы ни было оно глубоко, герой все равно идет к своей цели, и тернии на его пути лишь разжигают в нем азарт. Подвиги и приключения, которые описаны в поэме, занимают большую часть повествования и являются ее стержневой основой.
  • Проблема божественного вмешательства в судьбы людей тоже остро стоит в произведении. Они управляют людьми, как марионетками, лишая их уверенности в себе. Конфликты между собой обитатели Олимпа тоже решают посредством человека, поэтому иногда он оказывается заложником ситуации, виной которой вовсе не он.

Композиция и жанр

Поэма — крупное произведение, написанное в стихотворной форме. Оно соединяет в себе лирическое и эпическое начала. Гомер написал «Одиссею» именно в этом жанре – лироэпическая поэма.

Композиция построена на старых приемах. Весьма типичный для того времени сюжет о том, как муж возвращается домой, никем не узнанный, и попадает на свадьбу своей жены. Также широко распространены истории о сыне, который поехал на поиски своего отца

«Илиада» и «Одиссея» отличаются по построению: так, в первой книге история подается последовательно, во второй же эта последовательность сдвинута. Ранее упоминалось, что такой художественный метод называется ретроспекцией.

Чем закончилось?

После десяти лет плавания Одиссея Боги смилостивились и решили отпустить его на сушу. Но царь Итаки, прежде чем вернуться домой, просит Богов превратить его в старика, дабы узнать, кто его ждал.

Герой встречает своего сына и устраивает с ним заговор против женихов Пенелопы. План хитроумного правителя срабатывает. Верная супруга узнает в старике своего мужа, сообщающего ей одну лишь им известную тайну. После чего Телемах с отцом жестоко расправляются с теми, кто имел смелость дерзнуть и устроить, в отсутствие царя, хаос в его дворце.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-poemy-gomera-odisseya/

Анализ поэмы Гомера «Одиссея»

1)    История создания поэмы. Большинство современных ученых считают верной теорию, согласно которой «Одиссея» изначально была создана как произведение устного творчества.

2)    Особенности жанра произведения.

Произведение Гомера «Одиссея» относится к жанру поэмы.

Поэма — большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя.

3)    Особенности сюжета поэмы. «Одиссея» (одна из двух поэм Гомера) повествует о том, как Одиссей, царь Итаки, острова на западе Греции, после долгих и опасных приключений вернулся домой к своей жене Пенелопе.

В «Одиссее» место действия часто меняется: переносимся из Трои в Египет, оказываемся в Северной Африке и на Пелопоннесе, попадаем ка Итаку и на дальний запад Средиземного моря. Действие начинается через десять лет после взятия Трои.Тнев богов не позволил Одиссею вернуться домой. С морской нимфой Калипсо живет он на фи&тковом острове на далеком западе.

Афина, неизменная заступница Одиссея, добивается наконец у Зевса (верховного бога) позволения выручить Одиссея.

Изменив облик, Афина является на Итаку, где Пенелопе и её сыну Телемаху досаждает буйная орава женихов, всего 108 человек, которые принуждают царицу выбрать одного из них в мужья (они полагают, что Одиссей умер, однако Пенелопа всё ещё продолжает надеяться на его возвращение). Афина побуждает Телемаха отправиться в путь и попытаться добыть какие-либо вести об отце.

Телемах отплывает на Пилос (западная окраина Пелопоннеса), в столицу Нестора. Нестор дружески принимает Телемаха, но никаких сведений об Одиссее у него нет. Место действия вновь перемещается на Итаку. Боги на Олимпе снова собираются на совет.

Афина опять заговаривает об избавлении Одиссея, и Зевс посылает Гермеса, вестника богов, чтобы тот передал Калипсо повеление отпустить Одиссея. Калипсо, скрепя сердце, повинуется. Одиссей наскоро строит плот и отплывает на восток, в направлении Итаки.

Владыка морей Посейдон, гневающийся на Одиссея за то, что он ослепил его сына, киклопа Полифема, насылает жестокую бурю и вдребезги разбивает плот, однако с помощью Афины Одиссею неимоверными усилиями удается добраться до берега. На острове Одиссею оказывают любезный приём, а он в свою очередь повествует о своих приключениях.

Одиссей начинает своё захватывающее повествование с момента отплытия от Трои.

Он рассказывает о своих встречах со многими удивительными народами и чудищами: о мстительных киконах, о лотофагах, чья пища заставляет забыть об отчизне; об одноглазых гигантах киклопах; об Эоле, повелителе ветров, обитающем на плавучем острове, окружённом медной стеной; о людоедах лестригонах; о волшебнице Кирке, чей колдовской напиток превращает людей в животных: она в течение года удерживала Одиссея и его спутников у себя на острове; о призраках в Краю теней, среди которых Одиссею довелось повстречаться и со своей матерью Антиклеей, и с некоторыми соратниками по Троянскому походу. Далее Одиссей повествует о Сиренах, зачаровывающих моряков своим пением (Одиссей сумел устоять против них лишь потому, что приказал гребцам привязать себя к мачте, а уши своих спутников наполнил воском); о всепожирающем морском чудовище Сцил-ле и о возникающем по соседству грозном водовороте Харибде (пословица «между Сциллой и Харибдой» восходит к ловкости Одиссея, сумевшего проскользнуть между ними); о роковых коровах Солнца, послуживших причиной гибели последних товарищей Одиссея, и, наконец, о гостеприимной Калипсо, на пустынном острове которой он оказался, лишившись всех кораблей и спутников. Одиссей рассказывает до глубокой ночи, и феаки (жители острова) с удовольствием ему внимают. Щедро одарив своего гостя, они отправляют его домой на быстроходном корабле. Одиссей погружается в глубокий сон, а выйдя из забытья, обнаруживает, что вернулся на Итаку, где не был почти 20 лет. Здесь Одиссея уже ждет Афина. Богиня предупреждает его об опасности, во дворце женихи готовы убить царя и занять его место. Афина придает Одиссею образ старого нищего, а сама отправляется в путь, чтобы вызвать Телемаха из его поездки по материковой Греции. Возвращается Телемах и с помощью Афины узнает отца. Вдвоем они составляют план, как погубить женихов. В финале «Одиссеи» торжествует поэтическая справедливость: добрые вознаграждены, дурные уничтожены. Последнее слово остается за богами. Вторая гомеровская поэма — «Одиссея» — эпопея сказочно-приключенческая и бытовая, в которой рассказ о событиях вытеснен рассказом о человеке.

4)    Характеристика героев поэмы. В «Одиссее» герои живут в мирной обстановке. В поэме описываются их повседневные занятия и заботы.

Образ Одиссея. Центральный персонаж Одиссей — настоящий герой, однако главные свои подвиги он совершает не на поле брани и не в военном совете, а среди волшебников, чудищ и врагов у себя на родине. Поэтому изворотливость и хитрость нужны ему не в меньшей степени, чем сила и отвага. Одиссея отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой ситуации.

Образ Пенелопы. Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж.

Образы олимпийских богов.

Боги в «Одиссее» более величественны и умиротворенны. Афина здесь просто обаятельна.

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_poemi_Gomera_Odisseya

Анализ поэмы Гомера “Одиссея”

1) История создания поэмы. Большинство современных ученых считают верной теорию, согласно которой “Одиссея” изначально была создана как произведение устного творчества. 2) Особенности жанра произведения. Произведение Гомера “Одиссея” относится к жанру поэмы.

Поэма – большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя.

3) Особенности сюжета поэмы. “Одиссея” (одна из двух поэм Гомера) повествует о том, как Одиссей, царь Итаки, острова на западе Греции, после долгих и опасных приключений вернулся домой к своей жене Пенелопе.

В “Одиссее” место действия часто меняется: переносимся из Трои в Египет, оказываемся в Северной Африке и на Пелопоннесе, попадаем ка Итаку и на дальний запад Средиземного моря. Действие начинается через десять лет после взятия Трои.

Тнев богов не позволил Одиссею вернуться домой. С морской нимфой Калипсо живет он на фи&тковом острове на далеком западе. Афина, неизменная заступница Одиссея, добивается наконец у Зевса (верховного бога) позволения выручить Одиссея.

Изменив облик, Афина является на Итаку, где Пенелопе и ее сыну Телемаху досаждает буйная орава женихов, всего 108 человек,

которые принуждают царицу выбрать одного из них в мужья (они полагают, что Одиссей умер, однако Пенелопа все еще продолжает надеяться на его возвращение). Афина побуждает Телемаха отправиться в путь и попытаться добыть какие-либо вести об отце. Телемах отплывает на Пилос (западная окраина Пелопоннеса), в столицу Нестора.

Нестор дружески принимает Телемаха, но никаких сведений об Одиссее у него нет. Место действия вновь перемещается на Итаку. Боги на Олимпе снова собираются на совет. Афина опять заговаривает об избавлении Одиссея, и Зевс посылает Гермеса, вестника богов, чтобы тот передал Калипсо повеление отпустить Одиссея. Калипсо, скрепя сердце, повинуется.

Одиссей наскоро строит плот и отплывает на восток, в направлении Итаки. Владыка морей Посейдон, гневающийся на Одиссея за то, что он ослепил его сына, киклопа Полифема, насылает жестокую бурю и вдребезги разбивает плот, однако с помощью Афины Одиссею неимоверными усилиями удается добраться до берега.

На острове Одиссею оказывают любезный прием, а он в свою очередь повествует о своих приключениях. Одиссей начинает свое захватывающее повествование с момента отплытия от Трои.

Он рассказывает о своих встречах со многими удивительными народами и чудищами: о мстительных киконах, о лотофагах, чья пища заставляет забыть об отчизне; об одноглазых гигантах киклопах; об Эоле, повелителе ветров, обитающем на плавучем острове, окруженном медной стеной; о людоедах лестригонах; о волшебнице Кирке, чей колдовской напиток превращает людей в животных: она в течение года удерживала Одиссея и его спутников у себя на острове; о призраках в Краю теней, среди которых Одиссею довелось повстречаться и со своей матерью Антиклеей, и с некоторыми соратниками по Троянскому походу. Далее Одиссей повествует о Сиренах, зачаровывающих моряков своим пением (Одиссей сумел устоять против них лишь потому, что приказал гребцам привязать себя к мачте, а уши своих спутников наполнил воском); о всепожирающем морском чудовище Сцил-ле и о возникающем по соседству грозном водовороте Харибде (пословица “между Сциллой и Харибдой” восходит к ловкости Одиссея, сумевшего проскользнуть между ними); о роковых коровах Солнца, послуживших причиной гибели последних товарищей Одиссея, и, наконец, о гостеприимной Калипсо, на пустынном острове которой он оказался, лишившись всех кораблей и спутников. Одиссей рассказывает до глубокой ночи, и феаки (жители острова) с удовольствием ему внимают. Щедро одарив своего гостя, они отправляют его домой на быстроходном корабле. Одиссей погружается в глубокий сон, а выйдя из забытья, обнаруживает, что вернулся на Итаку, где не был почти 20 лет. Здесь Одиссея уже ждет Афина. Богиня предупреждает его об опасности, во дворце женихи готовы убить царя и занять его место. Афина придает Одиссею образ старого нищего, а сама отправляется в путь, чтобы вызвать Телемаха из его поездки по материковой Греции. Возвращается Телемах и с помощью Афины узнает отца. Вдвоем они составляют план, как погубить женихов. В финале “Одиссеи” торжествует поэтическая справедливость: добрые вознаграждены, дурные уничтожены. Последнее слово остается за богами. Вторая гомеровская поэма – “Одиссея” – эпопея сказочно-приключенческая и бытовая, в которой рассказ о событиях вытеснен рассказом о человеке. 4) Характеристика героев поэмы. В “Одиссее” герои живут в мирной обстановке. В поэме описываются их повседневные занятия и заботы. Образ Одиссея. Центральный персонаж Одиссей – настоящий герой, однако главные свои подвиги он совершает не на поле брани и не в военном совете, а среди волшебников, чудищ и врагов у себя на родине. Поэтому изворотливость и хитрость нужны ему не в меньшей степени, чем сила и отвага. Одиссея отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой ситуации. Образ Пенелопы. Пенелопа – жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж. Образы олимпийских богов.

Боги в “Одиссее” более величественны и умиротворенны. Афина здесь просто обаятельна.

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/analiz-poemy-gomera-odisseya/

Анализ «Одиссеи» Гомера из литературной энциклопедии

«Одиссею» Гомера роднит с «Илиадой» не только большое количество общих персонажей, но и очевидные параллели главных тем и мотивов. Если действие первой поэмы Гомера развивается под знаком «гнева Ахилла», то в возвращении домой Одиссея и его мести женихам, добивавшимся брака с его женой Пенелопой, также присутствует мотив оскорбления героя и восстановления им собственной чести. 

Как показывает анализ «Одиссеи» Гомера, в стремлении заглавного героя «воссоединиться» с супругой заключена не столько идея нерушимой любви (привнесенная в сюжет последующей традицией), сколько желание возвратиться на родину и обрести прежний статус мужа и царя.

Не случайно, что в упрек женихам в поэме ставится не столько сам факт их домогательств Пенелопы, сколько то, что делают они это недостойным образом, не принося с собой даров невесте и, напротив, беспрестанно уничтожая добро Одиссея.

За это их корят и сама Пенелопа (в принципе не отвергающая самой возможности нового брака), и сын Одиссея Телемах, и старцы Итаки. Истребляя богатства Одиссея, женихи покушаются на его царское достоинство, знаком которого является и брак с Пенелопой.

В итоге убийство женихов становится отплатой за это покушение и доказательством того, что Итака снова обрела своего царя.

Показательно, что при всей, казалось бы, отрицательной роли женихов в повествовании, их гибель осмысляется как истребление «лучшего юношества»: именно такими словами встречают их тени в подземном царстве Ахилл и Агамемнон. С одной стороны, победа над этими молодыми героями, какими женихи предстают в финале поэмы, еще более утверждает доблесть самого Одиссея, с другой — эта картина «смерти достойнейших» продолжает тему гибели поколения героев, определявшую эпический пафос «Илиады».

«Одиссею», как и «Илиаду», пронизывает образ смерти. Помимо конца поэмы, им определяется и ее кульминация — приход Одиссея в царство мертвых в центральной XI песни, где он встречается с Ахиллом и Агамемноном, а также с собственной матерью и прорицателем Тиресием, который должен открыть герою путь возвращения на родину.

После краткого ответа на этот вопрос Тиресий пророчествует Одиссею и о более отдаленном будущем, когда тот вновь должен отправиться в странствие, которое окончится лишь тогда, когда герой достигает людей, «не видевших моря».

Если учесть, что в представлениях греков такого народа попросту не существовало на земле, становится очевидным, что Тиресий открывает герою грядущую гибель, которая настигнет Одиссея, как сказано в поэме, «из моря». В принципе уже в самой «Одиссее» скитания героя по морю образуют некое путешествие в царство смерти.

Не случайно, что вплоть до самого возвращения героя в его гибели убеждены все его родные, включая сына Телемаха, которого не убеждают в обратном даже уверения богини Афины.

Загадочные острова, которые посещает герой, также подобны миру мертвых: на одном из них его спутников опаивают напитком из лотоса, отнимающим память (так же, как отнимают у душ умерших память воды реки Леты), на другом они теряют человеческий облик от чудесного напитка волшебницы Кирки.

Даже остров блаженного народа феаков, на котором в конце своих странствий оказывается Одиссей и благодаря царю которого возвращается на родину, тоже не принадлежит миру людей, которые, как говорит царевна острова Навсикая, «там не бывают». Наконец странствия Одиссея оказываются гибельными для всех его спутников, ни один из которых не возвратился домой.

Проход через смерть (зримо воплощенный в пребывании героя в Аиде в XI песни) в мифологической и фольклорной традиции осмысляется как своеобразное возрождение героя, приобретение им новой силы и нового знания.

Только пройдя через подземный мир, Одиссей оказывается способным вернуться на Итаку, причем характерно, что возвращается он туда в новом обличии (в поэме облик Одиссея меняет покровительствующая герою богиня Афина, делая Одиссея, в зависимости от обстоятельств, то хуже, то лучше прежнего), так, что его не узнает даже сама Пенелопа, признающая мужа только после своеобразного испытания. Такую двойственность темы морского странствия (несущего в себе одновременно мотивы смерти и возрождения) подчеркивает и встроенный внутрь поэмы рассказ о путешествии сына Одиссея Телемаха. Отправившись на поиски отца, тот возвращается практически ни с чем, но сам факт его «самостоятельного» путешествия делает юношу героем, достойным имени сына Одиссея: показательно, что как знак мужества и символ окончательного взросления воспринимают этот поход женихи (со страхом) и Пенелопа (со страхом и гордостью); показательно и то, что именно после возвращения Телемах все-таки обретает отца, встретившись с ним на Итаке.

Мотив смерти и испытания героя вновь (как и в «Илиаде») оказывается связанной с темой женщины. Верная Пенелопа одновременно и награда Одиссею за героические странствия (не случайно, что Одиссей заново завоевывает Пенелопу, побеждая женихов в состязании в стрельбе из лука), и причина гибели женихов.

Конечно, эта «гибельная» роль Пенелопы в поэме присутствует лишь косвенно, но мотив опасности, исходящей от женщины, составляет основу сюжета, являющегося своего рода оборотную сторону истории Одиссея и его супруги.

Это сюжет о возвращении Агамемнона и его гибели от рук собственной жены Клитемнестры и ее любовника Эгисфа, составляющий некую композиционную рамку поэмы: он присутствует и в ее начале, где о нем упоминают разные герои, и в центре и в финале, где тень Агамемнона — одна из центральных фигур подземного царства.

Частые сравнения Пенелопы и Клитемнестры (безусловно, в пользу первой), прямые уподобления Телемаха мстящему за отца сыну Агамемнона Оресту многократно усиливают этот внутренний параллелизм сюжетного строя «Одиссеи».

Мир богов в «Одиссее», сохраняя многие общие с «Илиадой» черты, здесь несколько «редуцируется». Основным его персонажем является Афина, выступающая в роли божественного помощника главного героя.

В то же время его главным противником является Посейдон, гнев которого продиктован нанесенным богу оскорблением: Одиссей ослепил его сына — циклопа Полифема.

Зевс опять предстает как своеобразное воплощение высшего справедливого равновесия, но при этом характерно, что равновесие это достигается путем неких договоров между ним и иными божествами.

Так, он частично удовлетворяет гнев Посейдона, разрешая тому наказать помогших Одиссею феаков, и с его позволения Афина усмиряет раздор между Одиссеем и родственниками погибших женихов. Характерно также, что большая (по сравнению с «Илиадой») фольклорно-сказочная окраска поэмы «Одиссея» Гомера подчеркнута и введением в сюжет некоторого числа «низших божеств», подобных нимфам Кирке и Калипсо, соединяющих в себе черты и благие, и опасные.

Таким образом, как показывает анализ «Одиссеи» Гомера, эта поэма, при всей типологичности лежащего в ее основе фольклорного сюжета странствий (ср.

, например, восточные сказания о Синдбаде), многочисленных типических ситуаций (например, «муж на свадьбе собственной жены», знакомой даже по русским сказкам) одновременно на уровне определяющих ее композицию тем и мотивов становится неким продолжением и параллелью «Илиаде».

Быть может, наряду с чисто художественными преимуществами обеих поэм, именно эта общность и стала причиной их соединения в единую пару, освященную авторством легендарного Гомера.

Показательно, что в дальнейшем их переосмысленные сюжеты порой соединялись и в рамках единого произведения — такова, например, «Энеида» Вергилия, в которой комментаторы выделяют первые шесть книг как своего рода реализацию «темы «Одиссеи», а вторые — «темы «Илиады». В то же время в последующую традицию обе поэмы вошли разными путями.

«Илиада» воспринималась вкупе с другими поэмами, повествующими о Троянской войне и служила источником тем как для античной трагедии на соответствующие сюжеты, так и для позднеантичных «Истории Троянской войны» Дарета и «Дневника Троянской войны» Диктиса, а через них для средневековых «Романов о Трое».

Вся совокупность античных и средневековых трактовок различных героев «Илиады» повлияла на их образы в европейской литературе, от Чосера, Шекспира и Расина до пьесы «Троянской войны не будет» Ж. Жироду. Но при этом должно говорить именно о преемственности образов и мотивов, но не сюжета о «гневе Ахилла» в его самостоятельной цельности.

В свою очередь, «Одиссея» дала литературе нового времени именно цельный сюжет, объединенный фигурой главного героя, ставшего еще у Данте символом неустанного странствия человека в поисках знания и собственной судьбы. Именно эта «тема странствий» и определила многообразные интерпретации сюжета «Одиссеи» как в прозе (Д. Джойс, А. Моравиа), так и в поэзии XX века, где помимо многочисленных аллюзий (К. Кавафис, О.Э. Мандельштам, И.А. Бродский) примечательно появление новой «Одиссеи» Н. Казандзакиса (1938 г.), по объему почти в три раза превосходящей античный образец.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/analiz_odissei_gomera_iz_literaturnoj_ehnciklopedii/62-1-0-1305

Характеристика героев по произведению «ОДИССЕЯ» Гомера | ОДИССЕЙ

Одиссей — (или по римской традиции Улисс) — царь Итаки, главный герой поэмы Гомера «Одиссея» и один из второстепенных персонажей «Илиады». Основные черты его характера — это мужество, житейская муд­рость и хитрость. Дальновидным называет его нимфа Калипсо, у которой он семь лет живет как пленник.

Даже сам Одиссей называет хитрость главной своей чертой: «Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный». Свое происхождение Одиссей ведет от ловко­го и изобретательного бога Гермеса, который был де­дом матери Одиссея Антиклеи. Поэтому хитроумие — на­следственная черта Одиссея.

В долгих странствиях герою помогает не только природная смекалка, но и богатый жизненный опыт, изобретательность.

Возвращаясь из-под стен Трои на родную Итаку, Одиссей теряет всех спутников и попадает на остров ним­фы Калипсо. По прошествии семи лет плена Одиссея, боги-олимпийцы решают повелеть нимфе отпустить его. Волю богов передает нимфе Гермес.

Опечаленная Калипсо просит Одиссея остаться, за что сулит ему бессмертие, предупреждает его об опаснос­тях, которые подстерегают его на пути. Но никакие посулы не могут убедить Одиссея забыть родной дом и се­мью. Одиссей строит плот и отправляется в плавание. По­сейдон поднимает страшную бурю, которая разбивает плот.

Но Одиссея спасает морская богиня Левкотея. Она ве­лит ему сбросить одежду, которая мешает ему плыть. Так Одиссей достигает берега острова феаков Схерии. Ра­душно принятый феаками, Одиссей на пиру рассказывает им историю своих странствий.

Сначала, отплыв из-под Трои, Одиссей и его спутники достигли земель киконов, в битве с которыми, пытаясь захватить их город Исмару, погибли многие спутники Одиссея. Затем буря, поднятая Зевсом-громовержцем, сбила путешественников с пути, и попали они на остров лотофагов — людей, питавшихся лотосом.

Угостившись лотосом, многие спутники Одиссея забывают родину, но Одиссей силой возвраща­ет их на корабль, привязывает к мачтам, и ахейцы по­спешно покидают остров лотофагов.

Следующее испытание, посланное богами Одиссею, — встреча с циклопом Полифемом. Разгневанный появ­лением чужеземцев на своем острове, свирепый По­лифем съедает ежедневно по нескольку плененных спутников Одиссея. Долго думал Одиссей, как вырваться из пеще­ры циклопа.

Наконец он решает напоить Полифема вином и выкалывает его единственный глаз с помо­щью заостренного бревна. Ослепленный циклоп отва­лил камень, закрывающий выход из пещеры, и стал выпускать овец по одной, ощупывая каждую. Одиссей при­вязал под брюхом самого большого барана, под дру­гими баранами привязались и его спутники.

Выбрав­шись из пещеры и загнав овец Полифема на корабли, Одиссей покидает остров циклопов.

Вскоре корабли Одиссея прибывают на остров Эола — повелителя ветров. Целый месяц радушно принимает у себя странников Эол. Когда же Одиссей просит его отпус­тить их на родину, хозяин соглашается и дарит Одиссею ме­шок, в котором заключены все ветры, кроме Зефира.

Эол велит Зефиру помочь путешественникам вернуть­ся на родину и запрещает Одиссею развязывать мешок. Од­нако в пути, когда Одиссей засыпает, его товарищи, решив, что в мешке много золота, развязывают тесьму. Ветры вырываются на волю, поднимается буря и возвращает путешественников обратно на остров Эола.

Но тот от­казывается снова помогать тем, кого преследует гнев богов.

Воинственные лестригоны, живущие на следующем острове, куда забрасывают Одиссея судьба и боги, уничтожают все, кроме одного, корабли путешественников.

Продолжили путь Одиссея и его товарищи и достигли, наконец, острова Эя, где жила волшебница Кирка (Цир­цея). Подмешав в вино сок волшебной травы, Кирка превращает спутников Одиссея в свиней. Явившись Одиссею, бог Гермес дает ему чудодейственный корень, который де­лает Одиссея неуязвимым для чар волшебницы.

Одиссей отправ­ляется во дворец, пробует волшебный напиток Кирки, но чары на него не действуют. Тогда Одиссей грозит Кирке мечом, и та обещает вернуть его друзьям прежний об­лик. После этого целый год проводит Одиссей на острове Эя, а затем просит Кирку отпустить его с товарищами на родину.

Кирка велит ему сначала посетить царство Аида, владыки подземного мира, и там спросить о сво­ей судьбе тень прорицателя Тиресия. Наученный Кир­кой, Одиссей вызывает души умерших, среди прочих появ­ляется и душа Тиресия, которая сообщает герою при­чину его несчастий: он разгневал самого Посейдона.

Однако и вопреки Посейдону Одиссей сможет достичь роди­ны, если только его товарищи не тронут быков Гелиоса, пасущихся на острове Тринакрия.

Тень Тиресия рассказывает Одиссею обо всех испытаниях, которые ему предстоит пройти по пути домой, затем к герою при­ближаются другие души: его матери, его товарищей, многих погибших под Троей героев, они дают Одиссею раз­личные советы.

Волшебница Кирка рассказывает вернувшимся на ее остров героям, какие еще им предстоят опасности и как их избежать: о сиренах (существах с телом птиц и женской головой, которые завлекают морехо­дов сладким пением на свой остров и губят их), о ше­стиглавой Сцилле и Харибде, поглощающей и изры­гающей воду.

Проплывая мимо острова сирен, Одиссей залепил уши товарищей мягким воском, а себя велел привязать к мач­те. Так миновали странники и эту опасность. Шести­главая Сцилла отобрала у Одиссея шестерых спутников, а Харибду им удалось миновать.

Но впереди уже пока­зался остров Гелиоса, где вопреки клятве, данной Одиссею, его товарищи, измученные голодом, зарезали быков Гелиоса, за что наказал их Зевс, разбив корабль и по­губив всех, кроме Одиссея. На обломках корабля и добрался Одиссей до острова нимфы Калипсо.

На этом и закончил Одиссей рассказывать феакам о своих странствиях.

По велению царя Алкиноя феаки доставили уснув­шего Одиссея на Итаку и оставили спящим на берегу. Там он сначала, притворившись нищим, встретил свинопаса Эвмея, который, не узнав хозяина, рассказал, как же­нихи Пенелопы разоряют хозяйство Одиссея. В это же время боги возвращают Телемаха из Спарты.

Отец и сын встречаются, Одиссей отправляется в свой дворец, там всту­пает в единоборство с Иром, одним из женихов. Затем жена его Пенелопа велит служанке Эвриклее омыть страннику ноги, и служанка узнает Одиссея.

Взяв свой лук (тетиву которого никто, кроме него не мог натянуть), Одиссей мстит женихам, с помощью Афины-Паллады поражая их одного за другим. Наконец выходит к нему Пенело­па, боясь поверить, что это действительно вернулся ее муж.

Но Одиссей открывает ей только им известную тайну, как устроено их супружеское ложе (его сделал сам Одиссей из пня маслины, которая росла возле дворца). Так по­сле долгой разлуки встретились верные супруги.

Одиссей — самый выдающийся из персонажей поэм Го­мера. По сравнению с другими действующими лицами (Агамемноном, Гектором, Парисом, Ахиллом), которые олицетворяют какую-то одну черту характера, образ Одиссея намного более сложный.

Одиссей, прежде всего мужест­венный воин, отвага которого сочетается со здравым смыслом и практичностью, умением найти выход из са­мой сложной жизненной ситуации.

Одиссей — несомненный герой, который, однако, не гонится за славой и не чва­нится своими подвигами, как это делают презирающие осторожность и рассудительность Ахилл или Гектор.

Одиссей сражается не только мечом, но и словом, которое также приносит ему победы. Необыкновенные приклю­чения, выпавшие на долю Одиссея, лишь подчеркивают силу его стремления на родину, по которой он так сильно то­скует. Никакие опасности, никакие лишения и ничья любовь не способны уничтожить в сердце Одиссея память о родном доме. В этом главная значимость образа Одиссея.

На этой странице искали :

  • характеристика одиссея
  • характеристика Одіссея
  • герои одиссеи
  • одиссей характеристика
  • характеристика героев одиссеи

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/xarakteristika-geroev-po-proizvedeniyu-odisseya-gomera-odissej.html

Сопоставительный анализ образа Одиссея в поэмах Гомера и в

драматургии Софокла («Аянт», «Филоктет»).

Одиссей

(так же можно использовать в вопросе №11)

Одиссей — самая яркая фигура ионийского эпоса. Это не просто дипломат и практик, и уж совсем не просто хитрец, лицемер.

Практическая и деловая склонность его натуры приобретает свое настоящее значение только в связи с его самоотверженной любовью к родному очагу и ждущей его жене, а также его постоянно тяжелая участь, заставляющая его непрерывно страдать и проливать слезы вдали от своей родины. Одиссей — это по преимуществу страдалец.

Его постоянный эпитет в «Одиссее» «многострадальный». О его постоянных страданиях Афина с большим чувством говорит Зевсу. На него постоянно злится Посейдон, и он об этом прекрасно знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря.

Его няня удивляется, за что на него постоянно негодуют боги при его постоянном благочестии и покорности воле богов. Его дед дал ему имя именно как «человеку божеского гнева». В «Илиаде» он храбро сражается и даже получает ранение, но Диомед пытается удержать его от бегства и укоряет в трусости. Хитрость, фантастика хитрости.

То он выбирается из пещеры под брюхом барана, схватившись за его шерсть , и тем обманывает бдительность слепого Полифема. То он опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз.

То он проскакивает мимо сирен, где никто и никогда не проезжал живым и здоровым, то он пробирается в собственный дворец и им овладевает. Он сам говорит о своей тонкой хитрости, да и Полифем догадался, что его погубила не сила, но хитрость Одиссея. Одиссей — сплошная авантюра, изворотливость. Он лжет даже тогда, когда в этом нет никакой надобности, но за это покровительствующая Афина его хвалит:

^ Был бы весьма вороват и лукав, кто с тобой состязаться

Мог бы в хитростях всяких; то было бы трудно и богу.

Вечно все тот же : хитрец, ненасытный в коварствах! Ужели,

Даже в родной очутившись земле, прекратить ты не можешь

^ Лживых речей и обманов, любимых тобою сызмальства?

Все восхваляют любовь Одиссея к Пенелопе. Был он и супругом Калипсо, и притом не менее семи лет, и супругом Кирки, а по другим источникам, даже имел от них детей. Однако бессмертью он предпочитает возвращение к родному очагу. Ночи он проводил с Калипсо, а днем плакал на берегу моря.

Одиссей еще любит принимать вид купца и предпринимателя: он очень расчетливый хозяин. Прибывши на Итаку, он прежде всего бросается считать подарки, которые были оставлены для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сказанному зверскую жестокость, которую проявляет этот гуманный и чувствительный человек.

Выслеживая женихов, он выбирает удобный момент, чтобы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец. Жертвогадатель Леод пытается просит его о помиловании, но тот сносит ему голову. Мелантия разрубили на куски и отдали на съедение собакам, неверных служанок Телемах по приказу отца повесил на канате.

После этой дикой расправы Одиссей как ни в чем не бывало обнимается со служанками и даже проливает слезы, а затем — счастливая встреча с супругой.

Итак, Одиссей у Гомера — глубочайший патриот, храбрейший воин, страдалец, дипломат, купец, предприниматель, изворотливый авантюрист, женолюб, прекрасный семьянин и жестокий палач.

В драматургии

«Филоктет». Вопрос о соотношении интересов личности и государственных интересов. Одиссей и Нептолем, сын Алилла, являются на о. Лемнос, чтобы заставить Филоктета, владеющего чудесным луком и стрелами Геракла, отправиться под Трою.

Филоктет был укушен ядовитым змеем и оставлен союзниками на острове, где проводит, страдая от ран, 10 лет. Между тем ахейцы узнают, что троя может пасть только при добровольном участии в войне Филоктета. Они почти убедили Филоктета, но Нептолем, страдая от вынужденной лжи, открывает истину, и герой отказывается.

Появляется тень Геракла, который говорит ему, что пока Троя не падет, он не исцелится.

Характеры развиты и противоречивы. В результате внутренней борьбы восторжествовала искренность и непосредственность Нептолема. Противопоставление Одиссея и Неоптолема. Идея в том, что человек находит свое счастье не в удовлетворении личных интересов, а в служении родине.

«Аякс». Тема этой трагедии – присуждение после смерти Ахилла его доспехов не Аяксу, а Одиссею. В припадке безумия перерезал носью скот, думая, что это Атриды и Одиссей – это безумие было послано Афиной. Когда же понял свой позор, убил себя.

В споре с Агамемноном о совершении погребального обряда Одиссей предложил свою помощь Тевкру, брату несчастного. 2 конфликта: между могуществом бога и зависимостью от него человека и конфликт между низкими и благородными побуждениями человека.

Конфликт разрешается в споре Атридов с Одиссеем, в котором торжествуют благородные чувства.

Филоктет: «Филоктет» развертывает антитезу между лукавой «мудростью» и честной прямотой. Представителем первого начала является классический «хитрец» греческой мифологии Одиссей; второе воплощено в Неоптолеме, юном сыне Ахилла.

реки, по совету Одиссея, высадили его спящего на Лемносе, где он жил в полном одиночестве, добывая себе пропитание луком.

Трагедия построена на столкновении трех характеров: твердому и упорному в достижении поставленной цели, но не стесняющемуся в выборе средств Одиссею противостоит, с одной стороны, сын Ахилла, открытый и прямой подобно своему отцу, но неопытный и увлекаемый жаждой славы, а с другой, — столь же прямодушный Филоктет, питающий непримиримую ненависть к некогда обманувшей его греческой рати. Обладателя лука Геракла нельзя взять силой; Одиссей рассчитывает захватить Филоктета обманным путем, использовав для этой цели Неоптолема, недавно прибывшего под Трою и лично Филоктету неизвестного. Юноша, которому противен всякий обман, сперва поддается лукавым уговорам Одиссея, умело играющего на его стремлении к славе, приобретает доверие Филоктета, и тот во время припадка болезни отдает Неоптолему лук. Одиссею приданы черты софиста. Антисофистическую направленность имеет и основная антитеза трагедии, в которой подчеркивается превосходство «природных» добрых качеств над «мудростью».

В «Аяксе» Одиссей выведен в качестве представителя разумного поведения – изменение позиции со временем, усиление консервативности позиции

Лучше всего сказано

Характер Одиссея писатель Джеймс Джойс считал наиболее привлекательным и его образ — наиболее емким во всей европейской литературе, а «Одиссея» для него была «более великим и человечным» произведением, чем «Гамлет», «Дон Кихот», «Фауст» (Ellmann R. James Joyse. — N.Y., 1959. — P. 430, 460). Эти оценки могут казаться завышенными, но в них значительная доля истины.

Судя по обеим гомеровским поэмам, Одиссей — подлинно эпический герой и вместе с тем то, что называют «всесторонне развитой личностью».

Он храбрый воин и умный военачальник, опытный разведчик (чего стоит одно его роль в эпизоде с троянским конем), атлет, первый в кулачном бою и беге, отважный мореход, искусный плотник, охотник, торговец, рачительный хозяин, а если надо, то и сказитель, ничуть не уступающий по искусству певцу-профессионалу Демодоку (т.е. фактически самому Гомеру).

Он любящий сын (внимание его к дряхлому отцу Лаэрту, слезы при виде тени матери в Аиде), супруг и отец, но он же и любовник коварно-прекрасных нимф Цирцеи и Калипсо, завлекающих героя своими магическими чарами.

Подобно Ахиллу, образ Одиссея весь соткан из противоречий, из гипербол и гротеска, только в нем на первый план выделена текучесть человеческой природы, ее способность к метаморфозам в вечном поиске все новых сторон бытия. Одиссею покровительствует мудрая и воинственная Афина, а сам он подчас напоминает морского бога Протея своей способностью легко менять свой облик.

На протяжении десяти лет возвращения домой он предстает мореплавателем, разбойником (в эпизоде с киконами), шаманом, вызывающим души мертвых (сцены в Аиде), жертвой кораблекрушения (встреча с Навзикаей), нищим стариком (в доме Эвмея и собственном дворце) и т.д.

Чувствуется, что герой при этом как бы «раздваивается»: он искренне переживает гибель друзей, свои страдания, жаждет вернуться домой, но он и наслаждается игрою жизни, легко и искусно играет роли, предлагаемые ему обстоятельствами (человека по имени «Никто» — «оутин» в пещере Полифема, жителя Крита, обитателя острова Сира и пр.). В его личности и судьбе сплетаются неразрывно трагическое и комическое, высокие чувства (патриотизм, почтение к богам) и житейские прозаическое — недаром он несколько раз, к месту, а то и не совсем к месту, говорит о власти «желудка» над людьми:

В соответствии с этой аксиомой герой и ведет себя подчас не лучшим образом: он жадничает, откладывает себе лучший кусок на пиру, ждет подарков даже от Полифема, проявляет жестокость к рабам, лжет и изворачивается ради какой-нибудь выгоды. И все же общий баланс в пользу Одиссея — страдальца, патриота и неутомимого путешественника, воина, мудреца, первооткрывателя новых пространств и новых возможностей человека.

Коротко!!!!!

Одиссей у Гомера — глубочайший патриот, храбрейший воин, страдалец, дипломат, купец, предприниматель, изворотливый авантюрист, женолюб, прекрасный семьянин и жестокий палач.

«Филоктет»: «лукаво» мудрый, твердый и упорный в достижении поставленной цели, но не стесняющийся в выборе средств. Одиссею приданы черты софиста. В «Аяксе» Одиссей выведен в качестве представителя разумного поведения.

16. Мотивы социальной утопии в «Одиссее» Гомера.

Спасшись, благодаря чудесному вмешательству богини Левкотеи, от бури, поднятой Посейдоном, Одиссей выплывает на берег о. Схерии, где живет счастливый народ — феаки, мореплаватели, обладающие сказочными кораблями, быстрыми, «как легкие крылья иль мысли», не нуждающимися в руле и понимающими мысли своих корабельщиков.

Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью феакийского царя Алкиноя, пришедшей к морю стирать белье и играть в мяч с прислужницами, составляет содержание богатой идиллическими моментами 6-й книги. Здесь, как со своими подружками, равными ей. играет со служанками дочь царя.

Алкиной, со своей женой Аретой, принимает без проблем никому не знакомого странника в своём роскошном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея и вызывает этим слезы на глазах гостя (кн. 8). Картина счастливой жизни феаков очень любопытна.

Есть основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки — корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но этот мифологический смысл в «Одиссее» уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным «веслолюбивым» народом мореплавателей, ведущих мирный и пышный образ жизни, в котором, наряду с чертами быта торговых городов Ионии VIII — VII вв., можно усмотреть и воспоминания об эпохе могущества Крита.

Феаки, богато одарив Одиссея, отвозят его на Итаку, и разгневанный Посейдон обращает за это их корабль в утес. Отныне феаки уже не будут развозить странников по морям на своих быстроходных. кораблях. Царство сказки кончается.

(По Лосеву):

В изображении феаков содержатся древние рудименты человеческого об-ва, прежде всего матриархата. Фактическим правителем феаков является не царь Алкиной, а его жена Арета,

Которая является к тому же его родной племянницей и которую народ почитает «как бога». С просьбой о приюте Одиссей обращается не к Алкиною, а к Арете, и об этом предупреждает Одиссея сама Навсикая и даже Афина. Будучи умной и ласковой, она разрешает споры даже и мужей. Ей передают все подарки, собранные для Одиссея.

Она считает Одиссея лично своим гостем. Ей ни в чем нельзя возражать, и в сравнении с ней Алкиной является исполнительной властью. Во время прощания с феаками Одиссей подает кубок с вином не Алкиною, а опять-таки Арете и желает ей быть счастливой своим народом, детьми, и, что наиболее странно, царем Алкиноем.

(Подкаблучник, в общем он).

Формально управителем страны является царь Алкиной, и его тоже почитают «как бога», однако и в формальном отношении власть Алкиноя чрезвычайно ограничена, так как при нем состоит большой совет старейшин, которые даже распоряжаются и им самим. Эти старейшины все время называются «вождями» (прям Ленин, Сталин, Брежнев и К?) и «советниками» и даже «царями-скиптроносцами». Алкиной прямо говорит, что его остров управляется 12-ю царями, и сам он – 13-ый.

Феаки находятся в прямом и непосредственном общении с богами, и боги являются к ним в своем собственном виде. Когда феаки приносят им гекатомбы, боги садятся с ними пировать.

Двигая свои корабли при помощи весел, феаки все же дают направление им исключительно только своими мыслями; они мысленно приказывают своим кораблям двигаться в том или ином направлении, и те двигаются. Кроме того, на очень большую изнеженность, избалованность и постоянное роскошество указывает сам Алкиной:

Любим всем сердцем пиры, хороводные пляски, кифару,

Ванны горячие, смену одежды и мягкое ложе.

Существует нечто вроде податей с населения в пользу царя. Когда Алкиной собирается щедро наградить Одиссея, он предполагает сделать это при помощи сбора даров с народа. Сюда же относится намек Ареты на вороватость феаков, когда она советует Одиссею на корабле покрепче завязать сундук с дарами, что он и не преминул тотчас же сделать. Воров не может быть в родовой общине, где все свои.

Источник: https://cyberpedia.su/10xf65a.html

Ссылка на основную публикацию